Система социального обеспечения и ее структура. Организационно-правовые формы социального обеспечения Основные виды социального обеспечения

Социальное обеспечение - 1) один из способов распределения части ВВП путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса; 2) система материального обеспечения и обслуживания граждан по возрасту, болезни, инвалидности, безработице, по случаю потери кормильца, воспитания детей и в других установленных законодательством случаях.

Социальное обеспечение - система социально-экономических мероприятий, гарантирующих (табл. 2.1):

  • - материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье;
  • - обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.

Характеристика социального обеспечения в России

Компонент

Цели социального обеспечения

Выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.

Выравнивание личных доходов в случае наступления социальных рисков.

Предупреждение, смягчение или устранение неблагоприятных последствий наступления социальных рисков

Принципы

социального

обеспечения

Всеобщность социального обеспечения.

Общедоступность социального обеспечения.

Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека, свободное развитие личности. Многообразие оснований, форм и видов социального обеспечения. Дифференциация условий и порядка представления социального обеспечения субъектами общественных отношений.

Целевое использование средств

социального

обеспечения

Экономическая.

Защитная.

Политическая.

Социально-реабилитационная.

Демографическая.

П роизводствснная

социального

обеспечения

Административно-правовой.

Гражданско-правовой

социального

обеспечения

Материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье.

Обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.

Основные виды страхового обеспечения

Денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации и натуральных видов помощи (продукты, вещи, лекарства, транспорт и технические средства для инвалидов и т.д.).

Социальные услуги и льготы (социальное обслуживание пожилых, инвалидов, детей, медицинская помощь, санаторно-курортное лечение и Т.Д.).

  • 1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
  • 2) пенсия по старости;
  • 3) пенсия по инвалидности;
  • 4) пенсия по случаю потери кормильца;
  • 5) пособие по временной нетрудоспособности;
  • 6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
  • 7) пособие по беременности и родам;
  • 8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

Компонент

  • 9) пособие по безработице;
  • 10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • 11) единовременное пособие при рождении ребенка;
  • 12) пособие на санаторно-курортное лечение;
  • 13) социальное пособие на погребение;
  • 14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей

Организационно-правовые формы социального обеспечения

Система социального страхования.

Система пенсионного обеспечения.

Система выплаты пособий и компенсаций.

Система социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и безработных граждан

социального

обслуживания

Однократное.

Бессрочное

социального

обеспечения

Государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения.

Органы службы занятости (по пособиям по безработице).

Фонд социального страхования (ФСС).

Органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения.

Пенсионные органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел и др.).

Работодатели и т.д.

Бюро МСЭ, устанавливающее факт инвалидности, ее причины и время наступления.

Суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.

Медицинские учреждения, устанавливающие факт временной нетрудоспособности и т.д.

Основания правоотношений по социальному обеспечению

Объективное основание для обеспечения (рождение ребенка, инвалидность, достижение определенного возраста, малообеснеченность, сиротство и т.д.).

Волеизъявление гражданина на получение того или иного вида социального обеспечения (личное заявление или заявление законных представителей - опекунов, попечителей).

Акт соответствующего органа о предоставлении (отказе в предоставлении) конкретного вида социального обеспечения

К основным видам социального обеспечения относятся:

  • пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;
  • пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и др.;
  • содержание и обслуживание детей, престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях;
  • профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.

Право социального обеспечения - совокупность правовых норм, регулирующая специфическим методом общественные отношения но поводу распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определенном законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

В социальном обеспечении имеют место два разных защитных явления:

  • 1) охрана социальных прав;
  • 2) защита социальных прав.

При этом охрана социальных прав - совокупность различных взаимосвязанных между собой мер, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями и направленных на предупреждение нарушений социальных прав человека либо устранение препятствий, не являющихся правонарушениями, на пути осуществления его прав.

Под защитой социальных прав понимается принудительный в отношении обязанного лица законный способ восстановления нарушенного права человека либо самим управомоченным лицом, либо компетентными органами.

Социальные гарантии - обязательные для государства социальные права, т.е. такие отношения, которые не могут не состояться. Социальные гарантии - обеспеченные существующими государственными ресурсами декларированные социальные права.

Социальные гарантии - социальные права в действии, реализованные социальные права. Социальные гарантии в связи с этим можно рассматривать так же, как возможное право граждан распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в распоряжении государства. Поэтому для государства в его социально-политической деятельности является важной проблемой определение круга лиц, которые имеют право на часть дохода государства, а тем самым на некоторые льготы.

Социальная льгота - отношение в обществе, при котором индивид или группа индивидов наделяется продуктом из общественных фондов в силу его или их нуждаемости. В основании получения гражданами социальных льгот лежит принцип нуждаемости.

Нуждаемость - временное или постоянное недопотребление человеком продовольствия, предметов длительного пользования и услуг, имеющих в обществе распространенный характер.

Нуждаемость - такое состояние индивидов, которое возникает из неспособности самого индивида удовлетворить свои потребности, а значит, быть ограниченным для вступления в отношения, имеющие значимый характер для общества в целом.

Данная неспособность возникает на ряде ограничений биологического, экономического, политического и социального характера. Биологические ограничения подразделяются на физиологические и психологические ограничения, не позволяющие индивиду либо по малолетству и старости, либо по причине инвалидности и болезни трудиться, а значит, вступать в отношения, носящие всеобщий характер.

Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

По своей экономической сущности отношения в сфере социального обеспечения являются отношениями распределительными.

По срокам существования во времени правоотношения в сфере социального обеспечения делятся на три группы:

  • - правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (например, правоотношения по поводу единовременных пособий - по случаю рождения ребенка; на погребение и др.);
  • - правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени. Особенность данного вида правоотношений состоит в том, что с момента их возникновения заранее известно, когда они будут прекращены. К этой группе правоотношений можно отнести, например, правоотношение по выплате пособия за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; правоотношение по выплате пенсии по инвалидности, установленной на определенный срок, и т.д.;
  • - правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (например, правоотношение по поводу выплаты пенсии по старости; правоотношение по социальному обслуживанию пожилых, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания, и т.д.).

По видам социального обеспечения в зависимости от источника денежных средств можно выделить следующие виды правоотношений:

  • - по обеспечению за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов;
  • - по обеспечению из негосударственных средств (негосударственные пенсионные фонды, благотворительные фонды, средства отдельных юридических или физических лиц и др.).

По формам государственного социального обеспечения можно провести следующую классификацию:

  • - правоотношения но государственному социальному обеспечению;
  • - правоотношения по государственному социальному страхованию, в том числе правоотношения по предоставлению государственной социальной помощи.

Производными от перечисленных видов общественных отношений и входящими в предмет права социального обеспечения являются процедурные и процессуальные правоотношения.

Процедурные правоотношения возникают по повод}":

  • - назначения всех видов социального обеспечения;
  • - установления юридических фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социального обеспечения.

Например, для назначения пенсии по инвалидности необходимо установить факт инвалидности, а для назначения пособия по временной нетрудоспособности необходимо установить факт нетрудоспособности и т.д.

Процессуальные правоотношения, входящие в предмет права социального обеспечения, связаны с рассмотрением споров, возникающих в этой области. Эти споры могут возникать по различным вопросам: отказ в назначении того или иного вида социального обеспечения или определение его размера в денежной форме; установление причины инвалидности; определение права на льготы и т.д. В зависимости от характера спора, он может быть разрешен вышестоящим в порядке подчиненности органом либо в суде. Как и все правоотношения, правоотношения в сфере действия нрава социального обеспечения состоит из таких элементов, как субъект, объект, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения.

Правоотношения в сфере социального обеспечения являются двусторонними.

Одним из субъектов таких правоотношений всегда выступает отдельный гражданин, а в некоторых случаях - семья. Так, в правоотношении по поводу пенсии по случаю потери кормильца субъектом выступает семья. В зависимости от вида социального обеспечения субъектом рассматриваемых правоотношений может быть несовершеннолетний подросток, ребенок-сирота, инвалид, безработный, нетрудоспособный, беженец, вынужденный переселенец, человек преклонного возраста, а также лица, пострадавшие от радиационных аварий или природных бедствий (землетрясение, наводнение) и т.д.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по общему правилу, в сфере социального обеспечения имеют те же права, что и граждане РФ.

В процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров по поводу того или иного вида социального обеспечения субъектом правоотношения является вышестоящий орган или суд.

Содержанием правоотношений являются взаимные права и обязанности сторон. Особенность содержания правоотношений по социальному обеспечению состоит в том, что одна сторона - физическое лицо - имеет право требовать предоставить тот или иной вид обеспечения, а вторая сторона, к которой обращено это требование, при наличии всех предусмотренных законодательством условий обязана выполнить это требование.

Основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношения в сфере социального обеспечения являются различные юридические факты, как события (инвалидность, временная нетрудоспособность, смерть), так и действия. Особенностью правоотношений по социальному обеспечению является обязательный заявительный порядок в реализации права на гот или иной вид социального обеспечения. До тех пор пока сам человек (или его законный представитель) не напишет заявление с просьбой назначить ему пенсию, пособие или иной вид социального обеспечения, никакие выплаты, услуги и т.д. ему не будут предоставлены, а значит, и не возникнет соответствующее правоотношение по социальному обеспечению. Поэтому часто правоотношение по социальному обеспечению возникает (изменяется, прекращается) на основании не одного юридического факта, а целой группы фактов, которую принято называть сложным юридическим фактическим составом.

Отсутствие хотя бы одного из названных элементов сложного юридического фактического состава ведет к невозможности возникновения (изменения, прекращения) правоотношения в сфере социального обеспечения.

Социальное страхование - это одна из форм социальной защиты населения от различных возможных рисков, которые связаны с потерей здоровья, трудоспособности, работы, заработка и прочего дохода. Главной особенностью социального страхования является то, что финансирование на социальное обеспечение производится из специализированных бюджетных фондов, которые формируются целевыми страховыми взносами юридических лиц (работодателей) и физических лиц (работников).

Социальное страхование базируется на принципе гибкой эквивалентности, то есть существует определенная зависимость страховой выплаты от величины страхового стажа и трудового вклада. В социальном страховании активно действует сочетание принципа эквивалентности с принципом коллективной солидарности и объединения рисков.

Система социальной защиты граждан Российской Федерации включает в себя основные элементы:

  • традиционная форма государственной социальной помощи;
  • комплекс федеральных социальных гарантий (социальные услуги);
  • социальное страхование.

Социальное страхование гарантирует застрахованным гражданам полное страховое обеспечение, которое позволяет исполнение страховщиками своих обязательств перед застрахованными гражданами.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение направлено на финансовое обеспечение граждан Российской Федерации при наступлении страховых случаев, признанных в соответствии с федеральным законодательством социально значимыми. Социальное обеспечение выравнивает социальное положение отдельных категорий граждан в сравнении с остальным населением РФ.

Социальное обеспечение - защита самых уязвимых слоев населения, которые в силу объективных и субъективных причин не могут о себе позаботиться самостоятельно: инвалиды, старики, дети, сироты и другие. Социальное обеспечение может носить как имущественный характер помощи (услуги, деньги, вещи), так и неимущественный (помощь социального психолога).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 39) право на социальное обеспечение является одним из основных социальных прав граждан РФ.

Основные виды социального обеспечения

По виду социальное обеспечение делится на социально-обеспечительную помощь и социально-обеспечительное содержание.

Социально-обеспечительная помощь - помощь, которая оказывается для определенной категории граждан:

  • для тех, кто имеет конкретный источник доходов к существованию, но временно был им утрачен и в ближайшем времени подлежит восстановлению, с последующим решением вопроса необеспеченности;
  • для тех, кто имеет постоянный источник доходов, но его невысокий размер не может обеспечить удовлетворение минимальных потребностей;
  • для тех, кто в силу форс-мажорных обстоятельств (катастрофы, стихийные бедствия, ухудшение здоровья) оказывается в числе нуждающихся.

Социально-обеспечительное содержание предоставляет необходимые и достаточные средства тем гражданам, кто еще не может самостоятельно приобрести источник доходов, либо же уже не может себя самостоятельно обеспечивать.

В чем отличие?

Главным отличием этих двух видов по социальному обеспечению является то, что помощь носит временный характер и не является базисным источником доходов.

К видам социально-обеспечительной помощи относят:

К видам социально-обеспечительного содержания относят:

  • частичные социальные услуги (оказываются социальными службами);
  • пенсии.

Форма выплаты социального обеспечения

Социальное обеспечение делится на две формы выплаты: денежная и натуральная.

Денежная форма выплаты подразделяется на:

  1. пенсии (все разновидности и виды);
  2. пособия (все виды).

К натуральной форме выплаты относятся:

  1. льготы (например, бесплатное лекарство);
  2. компенсации (например, предоставление жилья вследствие катастроф и т.д.);
  3. медицинские услуги, в том числе санаторно-курортное лечение;
  4. содержание домов престарелых и инвалидов.

Законодательно закрепленные виды социального обеспечения

Законодательством Российской Федерации закреплены основные виды социального обеспечения:

  • предметы первой необходимости;
  • медицинские и социальные услуги;
  • льготы;
  • социально-обеспечительные компенсации;
  • пенсии.

Каждый вид социального обеспечения состоит из конкретных разновидностей. Важная особенность заключается в том, что сами виды по социальному обеспечению стабильны и устойчивы, а его разновидности меняются в зависимости от экономических, политических и социальных условий, происходящих на данный момент в стране.

Социальное обеспечение как реально существующее общественное явление нуждается в научно-обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем, насколько полно и точно в ней отражены его существенные признаки. К числу сущностных признаков социального обеспечения на современном этапе можно отнести:

во-первых, государственный характер устанавливаемых в обществе организационно-правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения;

во-вторых, законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления тех или иных видов социального обеспечения;

в-третьих, закрепление в нормах права, либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;

в четвертых, нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения его уровня и условий предоставления.

Эти признаки социального обеспечения связаны с выполнением им в обществе экономической функции, которая позволяет раскрыть экономический аспект данного понятия.

Социальное обеспечение - это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях строго нормируемых обществом, государством, для поддержки их полноценного социального статуса.

Классификация функций социального обеспечения:

экономические функции социального обеспечения. Ее сущность заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка;

производственная функция выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд;

социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различных видов материального обеспечения. С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения целью которой является восстановление полноценной жизнедеятельности человека;

политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.

демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, стимулирование рождаемости и т.д.

Наряду с вышеуказанными функциями социального обеспечения стоит и духовно - идеологическая функция, в составе которой выделяются: идеологическая, моральная и социально-психологическая подфункции.

Права и свободы человека и гражданина закреплены во всеобщей декларации прав человека (1948 г.).

Декларация закрепляет право каждого, как члена общества, на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимой социальное обслуживание, который нужен для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступление старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Таким образом, Декларация закрепляет, во-первых, право каждого как члена общества на социальное обеспечение; во-вторых, право на достойный уровень жизни, гарантирующий человеку возможность удовлетворения его основных потребностей, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния каждого и его семьи; в-третьих, перечень социальных рисков, при наступлении которых возникает право на социальное обеспечение; в-четвертых, в качестве самостоятельного основания для особого попечения и помощи предусматривается материнство и младенчество.

Право каждого на социальное обеспечение, включая социальное страхование, закреплено и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В Пакте признается, что самая широкая охрана и помощь должны предоставляться семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества.

Вслед за Всеобщей декларацией Пакт также признает право каждого: на достойный уровень жизни для него и для семьи, включающей достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

Таким образом, права человека свидетельствуют о том, что забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого, кто потерял источник средств существования по независящим от него причинам, признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.

Гарантированность провозглашенных прав обе5спечивается государством путем проведения им соответствующей политики, согласно Конституции, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощение в реальной жизни, можно только по успехам государства в социальной политике.

Экономические блага - это результаты созидательной производственной деятельности людей. Задача государства - стимулировать получение максимально возможных результатов такой деятельности путем проведения соответствующей экономической политики. Таким образом, эффективность социальной политики во многом предопределена эффективностью экономической политики, проводимой государством, что чрезвычайно усиливает его роль в обеспечении беспрепятственного осуществления конституционных прав граждан, включая право на социальное обеспечение.

Государство должно гарантировать каждому социальную поддержку в необходимых случаях и без учета трудовой деятельности. С этой целью государство должно выделить в составе государственного бюджета соответствующие средства за счет которых социальное обеспечение предоставляется каждому как члену общества на условиях и по нормам также закрепленных в Федеральном законе.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль государства в реализации конституционного права на социальное обеспечение чрезвычайно велика.

На социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как:

  • круг обеспечиваемых;
  • источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий;
  • виды обеспечения;
  • условия и размеры обеспечения;
  • органы, предоставляющие обеспечение.

С учетом названных признаков в настоящее время можно выделить следующие организационно-правовые формы социального обеспечения :

  1. государственное (обязательное) социальное страхование;
  2. социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета;
  3. государственная социальная помощь.

Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска. В ст. 3 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" понятие социального риска сформулировано следующим образом: социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Согласно теории вероятности страховой риск - это лишь степень, величина ожидаемой опасности, ее вероятность. Его не следует смешивать со страховым случаем, т.е. фактическим социально значимым обстоятельством, повлекшим ухудшение материального положения.

Социальный риск - это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами по содержанию детей и других членов семьи, нуждающихся в помощи, по удовлетворению потребностей в медицинских и социальных услугах. Это определение отражает наиболее существенные признаки социального риска:

Государственное (обязательное) социальное страхование

Основной организационно-правовой формой является . В настоящее время она преобразуется в соответствии с принципами, адекватными рыночным отношениям.

Обязательному социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен законом.
Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и другие. Их перечень устанавливается законом.

Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством. Причем утрата заработка и другие указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в том случае, если они вызваны социально-значимыми причинами, которые с точки зрения государства являются уважительными. В частности, утрата заработка может быть следствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности и др. Дополнительные расходы могут быть результатом самых разных причин: наличием иждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; инвалидностью; потребностью в медицинской помощи и лечении, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.

Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые функционируют как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.

Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других социально-страховых выплат.

Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.

Социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета

Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямых ассигновании из федерального бюджета.

Эта форма охватывает особых субъектов: государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например, Министерству обороны РФ) из бюджета РФ.

Социальная помощь

Еще одной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения служит социальная помощь . В настоящее время она находится в стадии формирования. Правовая основа для ее создания заложена следующими Федеральными законами: от 24.10.97 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ", от 17.07.99 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 20.11.99 № 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по РФ".

Субъектами социальной помощи должны признаваться только малоимущие лица и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг - уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Таким образом, право на социальную помощь не обусловливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов.

Финансирование государственной социальной помощи осуществляется за счет бюджетов различных уровней, а также средств Республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Таким образом, государственная социальная помощь представляет собой форму организации осуществления права на социальное обеспечение малоимущими лицами вне связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов.

В рамках разных организационно-правовых форм предоставляются разные виды социального обеспечения. За счет средств централизованных внебюджетных фондов социального страхования финансируются трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), социально-страховые пособия (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.), страховые услуги по оказанию бесплатной для потребителей медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.

За счет прямых ассигнований из федерального бюджета выплачиваются пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца особому контингенту лиц на основании специальных законодательных актов (например, военнослужащим и приравненным к ним лицам).

Видами социальной помощи являются:

  • социальные пенсии;
  • социальные пособия;
  • субсидии;
  • компенсационные выплаты малообеспеченным пенсионерам;
  • компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за престарелыми старше 80 лет, инвалидами I группы, и другие виды компенсационных выплат;
  • единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам;
  • бесплатное предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви);
  • дотации на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;
  • дотации на оплату коммунально-бытовых услуг;
  • помощь престарелым и инвалидам на дому;
  • полустационарное и стационарное обслуживание инвалидов и престарелых;
  • содержание детей в детских приютах;
  • оказание бездомным первой помощи в домах ночного проживания и другие.

Большие сложности для разграничения форм социального обеспечения вызывает возможность получения одноименных видов выплат за счет различных источников. Например, на финансирование единовременных пособий при рождении ребенка для лиц, работающих по трудовому договору, используются средства фонда социального страхования, а для неработающих средства местных бюджетов.

Следовательно, в зависимости от источника финансирования одноименные выплаты могут выступать и в качестве видов социального страхования, и в качестве видов социальной помощи .

В последнее время начинают развиваться и локальные формы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов, выделяемых по муниципальным социальным программам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение…………………………………………………………………...………3

1. Основные этапы становления систем социального обеспечения……...……5

1.1. Понятие и функции социального обеспечения..…………………….…....7

1.2. Формирование российской федеральной системы социального обеспе-чения……………………………………………………………………….……..11

1.3. Формы социального обеспечения….………………….……………….…..14

2. Практическая часть...………………………………….……………………...19

Заключение…………………….…………………….…………………………...20

Библиографический список..……………………….…………………………...22

Введение.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль оформи-лась в общей системе права относительно недавно.

В конце 60-х годов еще велись научные дискуссии о понятии данной отрасли, ее предмете, методе правового регулирования. В настоящее время ее существование стало реальностью. В условиях, когда заново формируется российская государственная система социальной защиты населения, эта от-расль права приобретает особое значение. Ее нормы служат индикатором со-циальной политики государства. Они призваны своевременно и адекватно реагировать на все социальные риски, неизбежно связанные с переходом страны к рыночной экономике.

Общественное отношение по социальному обеспечению по своей эко-номической природе являются распределительными. Через системы соци-ального обеспечения распределяется весомая доля валового внутреннего продукта страны. Механизм такого распределения обусловлен характером экономических отношений, объективно диктующих те или иные способы финансирования социального обеспечения.

В советский период бедность и безработица не признавались офици-альным основанием для социальной поддержки, а социальное страхование лишь декларировалось. Механизм финансирования заключался в том, что в государственном бюджете предусматривались соответствующие статьи рас-ходов на выплату пенсий, пособий и т.д. В теории советского права социаль-ного обеспечения соответствующие источники финансирования рассматри-вались как особая правовая категория - « Фонды для нетрудоспособных». Однако таких фондов не существовало. Ситуация несколько изменилась лишь с введением государственного пенсионного страхования. Этот способ введения полностью игнорировал возможность соизмерения уровня пенси-онного обеспечения с размерами страховых платежей.

Таким образом государство превратилось в гаранта равенства в бедно-сти, предоставления старым людям, инвалидам, семьям с детьми, хотя и не высокий, но стабильный уровень социальной помощи и поддержки. Это спо-собствовало социальной однородности общества, препятствовало расслое-нию населения по уровню доходов.

Пока не завершится процесс формирования федеральной системы со-циального обеспечения, его нормы будут подвергаться постоянной транс-формации. В то же время остается незыблемой истиной то, что нормы этой отрасли права адресованы всему населению. В связи с этим каждому, а юри-сту тем более необходимо знать законодательство о социальном обеспече-нии. Это позволяет своевременно и в полной мере воспользоваться социаль-ными правами и в случае необходимости грамотно их защитить.

1 . Основные этапы становления систем социального обеспечения.

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу та-ких людей относятся дети и старики.

По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, ко-торые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщин-ном строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае не-трудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграж-дается предоставлением земельного надела.

Феодальный период характеризуются господством натурального хо-зяйства, основой которого является семья, несущая обязанности по матери-альному обеспечению стариков и нетрудоспособных. В этот период государ-ственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом. Таким обра-зом, пенсия в это время имела характер награды, а не обеспечения нетрудо-способных.

Как свидетельствует начальная летопись, с принятием в 988 г. христи-анства на Руси князь Владимир велел: «Всякому нищему и убогому прихо-дить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны.» Он забо-тился также о создании богоделен, странноприимных домов.

С этого периода на Руси начали создаваться госпитали, больницы, бо-годельни, сиротские дома, дома для незаконнорожденных младенцев, аптеки, работные дома, смирительные дома. При Екатерине II в России был учреж-ден первый дом для инвалидов.

Российское законодательство в XIX в. делило нищих на четыре катего-рии:

1. те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;

2. те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, однако мо-жет работать;

3. те, которые могут трудится, но нищенствуют по лености и дурному по-ведению;

4. те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.

Очевидно. Такая «классификация» нуждающихся была необходима для

определения характера социальной поддержки и применения иных мер для борьбы с нищенством.

В конце XIX в. в развитии системы социального обеспечения наступает принципиально новый этап - социальное обеспечение наемных работни-ком начинает осуществляться на правовой основе, закрепляемой государ-ством. В качестве способа его организации вводится государственное со-циальное страхование наемных работников. Первые законы об обязатель-ном государственном страховании были приняты в Германии в период правления Бисмарка. Вслед за Германией такие законы принимаются и в других странах Европы.

В развитии социального обеспечения следует выделить еще один важ-ный этап, когда наряду с государственным и производственными соци-альным страхованием наемных работников в странах с рыночной эконо-микой начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие все население и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых взносов.

Именно с принятия законов об обязательном социальном страховании трудящихся появляются государственные системы социального обеспече-ния. Государственный характер этих систем выражается в том, что зако-нодательно организационно-правовые способы осуществления социально-го обеспечения, которые в последствии дополняются новыми; но неиз-менным остается одно: обязательность им придает само государство.

1 . 1. Понятие и функции социального обеспечения.

Социальное обеспечение как реально существующее общественное яв-ление нуждается в научно-обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем, насколько полно и точно в ней отражены его сущест-венные признаки. К числу сущностных признаков социального обеспече-ния на современном этапе можно отнести:

* во-первых, государственный характер устанавливаемых в обществе

организационно-правовых способов распределения совокупного

общественного продукта через систему социального обеспечения;

* во-вторых, законодательное закрепление перечня социальных рис-ков, признаваемых государством в качестве оснований для предос-тавления тех или иных видов социального обеспечения;

* в-третьих, закрепление в нормах права, либо в договорах, санкцио-нированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;

* в четвертых, нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законода-тельного закрепления видов обеспечения его уровня и условий пре-доставления.

Эти признаки социального обеспечения связаны с выполнением им в обществе экономической функции, которая позволяет раскрыть экономиче-ский аспект данного понятия.

Социальное обеспечение - это один из способов распределения час-ти валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам ма-териальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях строго нормируемых обществом, го-сударством, для поддержки их полноценного социального статуса.

Классификация функций социального обеспечения:

* экономические функции социального обеспечения. Ее сущность за-ключается в том, что государство использует социальное обеспечение в каче-стве одного из способов распределения части валового внутреннего продук-та, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утрачен-ного заработка;

* производственная функция выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уро-вень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознагражде-ния за труд;

* социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различ-ных видов материального обеспечения. С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения целью которой является восстановление полноценной жизнедеятельности человека;

* политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. От того, насколько эффективно социальное обеспече-ние выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.

* демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, стимулирование рождаемости и т.д.

Наряду с вышеуказанными функциями социального обеспечения стоит и духовно - идеологическая функция, в составе которой выделяются: идео-логическая, моральная и социально-психологическая подфункции.

Права и свободы человека и гражданина закреплены во всеобщей дек-ларации прав человека (1948 г.). Декларация закрепляет право каждого как члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходи-мых для поддержания его достоинства и для свободного развития его лично-сти прав в экономической, социальной и культурной областях. Каждый че-ловек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жи-лище, медицинский уход и необходимой социальное обслуживание, который нужен для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдов-ства, наступление старости или иного случая утраты средств к существова-нию по независящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Таким образом, Декларация закрепляет, во-первых, право каждого как члена общества на социальное обеспечение; во-вторых, право на достойный уровень жизни, гарантирующий человеку возможность удовлетворения его основных потребностей, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния каждого и его семьи; в-третьих, перечень социальных рис-ков, при наступлении которых возникает право на социальное обеспечение; в-четвертых, в качестве самостоятельного основания для особого попечения и помощи предусматривается материнство и младенчество.

Право каждого на социальное обеспечение, включая социальное стра-хование, закреплено и в Международном пакте об экономических, социаль-ных и культурных правах (1966 г.). В Пакте признается, что самая широкая

охрана и помощь должны предоставляться семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества.

Вслед за Всеобщей декларацией Пакт также признает право каждого: на достойный уровень жизни для него и для семьи, включающей достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

Гарантированность провозглашенных прав обе5спечивается государст-вом путем проведения им соответствующей политики, согласно Конститу-ции, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво-бодное развитие человека.

Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституцион-ную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и граж-данина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощение в ре-альной жизни, можно только по успехам государства в социальной политике.

Экономические блага - это результаты созидательной производствен-ной деятельности людей. Задача государства - стимулировать получение максимально возможных результатов такой деятельности путем проведения соответствующей экономической политики. Таким образом, эффективность социальной политики во многом предопределена эффективностью экономи-ческой политики, проводимой государством, что чрезвычайно усиливает его роль в обеспечении беспрепятственного осуществления конституционных прав граждан, включая право на социальное обеспечение.

Государство должно гарантировать каждому социальную поддержку в необходимых случаях и без учета трудовой деятельности. С этой целью го-сударство должно выделить в составе государственного бюджета соответст-вующие средства за счет которых социальное обеспечение предоставляется каждому как члену общества на условиях и по нормам также закрепленных в Федеральном законе.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль государства в реализа-ции конституционного права на социальное обеспечение чрезвычайно вели-ка.

1.2. Формирование российской Федеральной системы социального

обеспечения.

Государственная система социального обеспечения, как уже говорилось, яв-ление многоаспектное. Это не только комплекс социально-экономических мер, гарантирующих гражданам социальную поддержку, но и комплексное правовое образование, объединяющее группы норм, которые относятся по видам, регулируемых общественных отношений к различным отраслям пра-ва.

Формирование пенсионной системы. Первый этап осуществления пенсионной реформы в России связан с применением Закона от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В связи с этим законом был создан Пенсионный Фонд России как самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система.

В связи с принятием этого закона были ликвидированы привелегиро-ванные и ущербные пенсионные системы. Закон закрепил равную для пенси-онного обеспечения правовую оценку всех видов трудовой деятельности и оплаты за нее; закрепил механизм сохранения реальной оценки пенсии путем защиты ее от инфляции предотвращая таким образом снижение уровня жиз-ни пенсионеров. В первоначальной редакции закон закреплял принципиаль-ное положение, в силу которого минимальный размер пенсий не может быть ниже прожиточного минимума.

Единая пенсионная система в России сохранялась недолго. В начале 1993 года начался интенсивный процесс декодификации пенсионного зако-

нодательства. Его началом послужило принятие 12 февраля 1993 года еще одного пенсионного закона - Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их се-мей». Лицам, предусмотренным в данном законе, было предоставлено право выбора получения пенсии по одному из пенсионных законов.

Закон 1993 года закрепил такой уровень пенсионного обеспечения, ко-торый гарантирует получение пенсии в размере до 85% сумм денежного до-вольствия военнослужащего и без ограничения размера пенсий твердым мак-симальным пределом.

Формирование систем иных денежных выплат гражданам в по-рядке их социального обеспечения . В данном случае речь идет о системе пособий и компенсаций.

Первоначально пособия по беременности и родам регулировалось За-коном от 4 апреля 1992 года «О дополнительных мерах по охране материнст-ва и детства», нормы которого затем были инкорпорированы в ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в свя-зи с чем закон от 4 апреля 1992 года был признан утратившим силу.

Впервые в нашей стране устанавливается пособие по безработице. Оно вводится в России одним из первых законов - от 19 апреля 1991 года «О за-нятости населения в РСФСР».

Законом от 12 марта 1992 года «О ритуальном пособии» впервые в Рос-сии вводится ритуальное пособие, которое назначается любому лицу, взяв-шему на себя похороны умершего. В последствии нормы этого закона инкор-порируются в Федеральный Закон от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле», который ввел бесплатные ритуальные услуги всему насе-лению, а если такие услуги не предоставлялись, то лицам, взявшим на себя похороны умершего, выплачивается социальное пособие на погребение.

Введен ряд других новых пособий: единовременные пособия преду-смотрены для лиц, пострадавших в связи с участием их в борьбе с террориз-мом; для медицинских работников, заразившихся ВИЧ-инфекцией при вы-полнении своих обязанностей; при возникновении поствакционального ос-ложнения у граждан; для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Формирование системы социального обслуживания. Наряду с пенсион-ной системой пособий, реформированию подвергалась система социальных услуг, как необходимый элемент государственной системы социального обеспечения. В советский период предоставление гражданам социального обеспечения не в денежной форме, а в виде «натурального обеспечения» ре-гулировалось в основном актами министерств и ведомств. Россия законода-тельно закрепляет эту подсистему. К числу социальных услуг условно мож-но отнести также медицинскую помощь и лечение.

В настоящее время предоставление гражданам медицинской помощи и лечение регулируется принятыми 22 июля 1993 года Верховным Советом РФ Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан».

Законодательное закрепление получает и система социального обслу-живания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми. Федеральными зако-нами от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инва-лидов», от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания на-селения в Российской Федерации» предусматривается социальное обслужи-вание на дому пожилых и инвалидов, нуждающихся в постоянной помощи.

Формируется система социальной поддержки в виде социальных услуг, предоставляемых семьям с детьми, детям, лишенных родительской опеки и попечительства; детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. По за-щите их прав были приняты законы от 24 июля 1989 г. «Об основных гаран-тиях прав ребенка в Российской Федерации», от 21 декабря 1996 г. « О до-полнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, остав-шихся без попечения родителей».

Общая характеристика современной российской системы социального обеспечения была бы неполной без учета социальных льгот. Основной закон, который регулирует предоставление льгот по системе социального обеспече-

ния, это ФЗ «О ветеранах», принятый в 1994 году и изложенный в новой ре-дакции ФЗ от 2 января 2000 года.

Достаточно широким и разнообразным стал перечень льгот. Однако ре-альное положение с гарантированностью тех прав, которые законодательно закреплены, таково, что эти права носят зачастую декларированный харак-тер. Многие виды социального обслуживания остаются дефицитными, по-скольку не обеспечены соответствующим государственным финансировани-ем.

1 . 3. Формы социального обеспечения.

Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.

К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:

1. способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;

2. круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного фи-нансового источника;

3. виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъ-ектов;

4. систему органов осуществляющих социальное обеспечение.

Формы социального обеспечения постоянно трансформируются. Ис-пользуемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно квалифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные. Централизованные формы в свою очередь подразделяются на:

* обязательное социальное страхование;

* социальное обеспечение за счет бюджетных средств;

* смешанную форму социального обеспечения, принимаемую для определенных специальных субъектов.

Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюд-жета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию не подлежат и являются федеральной собственностью.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательно-го социального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средства федерального бюджета.

Управление системой обязательного социального страхования осуще-ствляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательст-вом РФ.

В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре фонда:

Пенсионный Фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Государственный фонд занятости населения РФ;

И фонды обязательного медицинского страхования. Основными доходами этих фондов являются страховые взносы.

С января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваемых в составе единого социального налога средств осуще-ствляется налоговыми органами РФ. Что касается порядка расходования средств, зачисляемых в фонды, а также иных условий, связанных с использо-ванием этих средств, то они, как и прежде, устанавливаются законодательст-вом РФ.

Виды страхового обеспечения соответствуют конкретным видам соци-ального страхового риска.

ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к видам со-циальных страховых рисков относят следуюпще: необходимость получения медицинской помощи; временную нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потерю кормильца; признание безработным; смерть застрахованно-го лица или нетрудоспособных членов его семьи; находящихся на его ижди-вении.

Вторая централизованная форма социального обеспечения - это соци-альное обеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеются в виду выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, ме-стных бюджетов. Централизованный характер данного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых и виды социального обеспечения устанавли-ваются федеральными законами, в связи с чем имеют обязательную силу на всей территории России, то есть гарантируются самим государством. На фе-деральном уровне определяется также источник финансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средства бюджета субъекта РФ, либо средства местных бюджетов.

К кругу лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, относятся лица, получающие обеспечение в связи с определенной общественно-полезной деятельностью; все население страны, обеспечиваемое определен-ными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом чело-века.

Многообразие видов социального обеспечения за счет бюджетных средств обусловливает и многообразие органов, предоставляющих такое обеспечение. Это специальные службы определенных ведомств, а также ор-ганы социальной зашиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, опеки и попечительства и др.

На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна - тре-тья централизованная форма социального обеспечения социального обеспе-чения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функ-ционирующих форм, она еще не обладает. Речь идет о смешанной форме со-циального обеспечения, когда государство одновременно использует в отно-шении определенных субъектов первую и вторую форму социального обес-печения. В данном случае на социальное обеспечение указанных трудящих-ся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансо-вого источника используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либо особого способа акку-муляции средств для этих целей в настоящее время пока не установлено.

К кругу лиц, на которых распространяется смешанная форма социаль-ного обеспечения, относятся судьи, прокурорские работники, государствен-ные служащие, депутаты.

Наряду с централизованными, выделяются региональные формы социального обеспечения.

Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование ука-занных отношений, субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социаль-ном обеспечении. Следовательно, этот уровень может быть только повышен. Региональные формы социального обеспечения представляют собой органи-зационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по соци-альному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет его собст-венных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся допол-нительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, кото-рые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ.

К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер со-циальной защиты населения, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц для которых предусматриваются меры дополнительной со-циальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реа-гировать на все социальные риски локального характера, хотя ресурсы здесь пока еще не ограничены.

Практическая часть,

1. Назовите объективные причины, которыми обусловлено становление и

функционирование в обществе систем социального обеспечения?

Социальное обеспечение, как реально существующее общественное яв-ление нуждается в научно обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем, насколько полно и точно в ней отражены его сущност-ные признаки.

Ученые выделяют такие конституционные признаки как:

1) объективные основания, вызывающие потребность в особом меха-низме социальной защиты по поддержанию определенного уровня жизнеобеспечения;

2) особые фонды, источники социального обеспечения;

3) особые способы предоставления создания этих фондов;

4) особые способы предоставления социального обеспечения в соци-альных, в том числе правовых, нормах.

2. Задача.

Ровенский является инвалидом 2 группы от общего заболевания, про-живает в 2-х комнатной квартире, получает пенсию по инвалидности. Имеет ли он право на льготы по квартплате и коммунальным платежам? По условию задачи сформулируйте пенсионной дело.

Решение.

Согласно Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» Ровенский име-ет право на льготы, так как является инвалидом 2-й группы. Также со-гласно Постановления Правительства от 18 июля 1996 года №707 он име-ет право получать выплаты на оплату жилья (субсидии) и коммунальных услуг, причем компенсационные выплаты будут выплачиваться в преде-лах социальной нормы жилой площади и нормативов потребления комму-нальных услуг с учетом прожиточного минимума.

Заключение.

Право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль сформи-ровалась в общей системе права относительно недавно, но потребность в со-циальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человече-ского общества. В любом обществе независимо от его экономического и по-литического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин не могут собственными усилиями приобретать ис-точник средств своего существования. К числу таких людей относятся, преж-де всего, дети и старики.

Следовательно, социальное обеспечение - это один из способов рас-пределения части ВВП путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на усло-виях строго нормируемых обществом, государством для поддержки их пол-ноценного социального статуса.

Для обеспечения социального обслуживания населения государство реализует следующие функции:

Экологическая функция;

Производственная функция;

Социальная (социально-реабилитационная) функция;

Политическая функция;

Демографическая функция;

Духовно-идеологическая функция.

Таким образом, права человека свидетельствуют о том, что забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого, кто потерял источник средств существования по независящим от него причинам, призна-ется одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.

Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституцион-ную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражда-нина, создавать надлежащие материальные политические, правовые и иные условия ддя осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни, можно только по успехам государства в социальной политике.

К сожалению, реальная ситуация на современном этапе в России тако-ва, что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существо-вания, поистине трагическое.

Библиографи ческий список .

1. Конституция РФ 1993 г.

3. ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, их семей» от 12 февраля 1993 года.

10.ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инва-лидов» от 2 августа 1995 года.

12.ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 де-кабря 1995 года.

14.ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года.

16.Захаров М.П., Тучкова Э.Г. ПСО России: Учебник -2-е издание, ис-правл. и перераб. -М: Издательство БЕК,2002.

Подобные документы

    Анализ концепции социальной защиты населения России. Предмет, методы и система права социального обеспечения. Основные составляющие социального обеспечения, его виды. Критерии определения социального обеспечения, характеристика его ключевых функций.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2013

    Понятие, сущность и классификация источников права социального обеспечения. Федеральная система источников права социального обеспечения. Система и структура регионального законодательства в сфере социального обеспечения на примере Оренбургской области.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2015

    Понятие и классификация источников права социального обеспечения. Рассмотрение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ в системе социального обеспечения. Последние реформы в области права социального обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2015

    Понятие социального обеспечения, его сущность и основные функции. Защитная, реабилитационная и компенсационная подфункции социального обеспечения, его духовно-идеологическое содержание. Воздействие на демографические процессы, происходящие в обществе.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2016

    Понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населению в РФ. Субъекты социального обеспечения. Правовые основы в сфере социального обеспечения. Социальная защита ограниченно способных лиц, безработных, пенсионеров и детей.

    дипломная работа , добавлен 20.01.2010

    Понятие, функции, виды и формы социального обеспечения, финансовые методы его реализации и особенности формирования в зарубежных странах. Анализ источников финансирования системы социального обеспечения, проблемы и перспективы развития данной сферы.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2013

    Понятие и нормативное регулирование социального обеспечения в России. Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Характеристика законодательства Рязанской области в сфере социального обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2011

    Понятие социального обеспечения, его сущность, принципы, виды, условия назначения и источники финансирования. Компенсационные выплаты как вид денежного социального обеспечения. Юридические особенности реализации конструкции компенсационных выплат.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2015

    Предмет, метод, принципы права социального обеспечения. Виды социального обеспечения: льготы, государственная адресная социальная помощь, пенсии, пособия, компенсации. Демографическая, социально-реабилитационная и защитная функция социального обеспечения.

    презентация , добавлен 12.04.2014

    Понятие источников права социального обеспечения, их классификация. Правотворчество - источник права. Общая характеристика основных источников права социального обеспечения. Финансирование социального обеспечения: общие положения. Единый социальный налог.