Виды профсоюзов в зависимости от их уровня. Виды профсоюзов и их объединений (ассоциаций), предусмотренные законодательством. Оформление личной карточки

В соответствии со ст. 30 Конституции РФ граждане имеют право на объединение, включая право на создание профсоюзов для защиты своих интересов. Свобода, деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем. Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профессиональный союз - это добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Основы создания и деятельности профсоюзов

Различают правовые, организационные, имущественные и внутрисоюзные основы создания и деятельности профсоюзов.

Правовые основы их деятельности урегулированы Конституцией РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон ), другими федеральными законами (например, Федеральными законами от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" и иными ), законами субъектов РФ. В своей деятельности профсоюзы должны руководствоваться и подзаконными актами (например, Указом Президента РФ от 26 октября 1991 г. "Об обеспечении прав профсоюзов в условиях перехода к рыночной экономике" ).

Организационные основы создания и деятельности профсоюзов заключаются в добровольном членстве в этих массовых общественных организациях граждан начиная с 14-летнего возраста и в принципах создания и деятельности профсоюзов.

Членами российских профсоюзов (в настоящее время действуют более 100 профсоюзных объединений, крупнейшими из которых являются Федерация независимых профсоюзов России, Соцпроф, Единение, различные независимые профсоюзные объединения, например Независимый профсоюз работников железнодорожного транспорта и транспортных строителей и др. ) могут быть осуществляющие трудовую (профессиональную ) деятельность (ст. 2 Закона ):

  1. граждане Российской Федерации, в том числе проживающие вне ее территории;
  2. иностранные граждане, проживающие на территории РФ, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами России;
  3. лица без гражданства (апатриды ) на тех же условиях, что и иностранные граждане.
Порядок вступления в действующий профессиональный союз определяется уставом конкретного профсоюза, который, исходя из положений статей 3 и 4 Закона, в качестве членов может объединять:
  1. работников предприятий, учреждений и организаций, независимо их организационно-правовой формы и формы собственности;
  2. лиц, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
  3. пенсионеров, временно неработающих (например, безработных и др. ), состоящих в первичной профсоюзной организации;
  4. военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов, федеральных органов налоговой полиции и других федеральных органов исполнительной власти;
  5. иных занятых граждан (например, индивидуальных предпринимателей др. ).
При этом принадлежность или непринадлежность указанных граждан к профсоюзам не должна повлечь за собой какую-либо дискриминацию их прав и свобод, гарантируемых Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов России (ст. 9 Закона ).

Законом предусмотрены следующие основополагающие принципы создания и деятельности профсоюзов:

  1. равноправие профсоюзов. Согласно ст. 2 и 4 Закона все профсоюзы пользуются равными правами. Права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные Законом, распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации ), а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий;
  2. самоуправление на основе внутрисоюзных норм. Как определено ст. 7 Закона, профсоюзы, их объединения (ассоциации ) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях. Уставы профсоюза или объединения (ассоциаций ) профсоюзов устанавливают их наименование, цели и задачи, организационную структуру, порядок образования, компетенцию и сроки полномочий профорганов, источники образования доходов и иного имущества, порядок их реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации, а также другие вопросы их деятельности;
  3. независимость. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций ), политических партий и других общественных объединений, им неподотчетны и неподконтрольны. Вмешательство перечисленных органов и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь ограничение их прав и воспрепятствование их законной уставной деятельности, запрещается (ст. 5 );
  4. законность. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями ), другими общественными объединениями регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, а также законами субъектов России. Причем, если международными договорами РФ, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом № 10-ФЗ, то применяются правила международных договоров и конвенций (ст. 6 ). В соответствии с п. 2 ст. 10 в противном случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам ) субъектов РФ, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до 6 месяцев или запрещена решением Верховного Суда РФ или соответствующего суда субъекта России по заявлению Генерального прокурора РФ, прокурора соответствующего субъекта РФ.

Виды профсоюзов и их объединений (ассоциаций ), предусмотренные законодательством

Как установлено ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г., по сфере действия различают следующие виды профсоюзов и их объединений (ассоциаций ):
  1. общероссийский профсоюз - объединяет работников одной или нескольких отраслей деятельности и действует на всей территории Российской Федерации либо объединяет не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;
  2. общероссийское объединение (ассоциация профсоюзов ) - объединяет общероссийские профсоюзы, территориальные объединения (ассоциации ), организации профсоюзов, действующие на всей территории РФ или на территории более половины субъектов России;
  3. межрегиональный профсоюз - объединяет работников одной или нескольких отраслей деятельности и действует на территории менее половины субъектов Российской Федерации;
  4. межрегиональное объединение (ассоциация ) организаций профсоюзов - состоит из межрегиональных профсоюзов и (или ) территориальных объединений (ассоциаций ) организаций профсоюзов и действует на территории менее половины субъектов РФ;
  5. территориальное объединение (ассоциация ) организаций профсоюзов - объединяет организации профсоюзов и действует, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района.
Этим же Законом, кроме того, определяются:
  1. территориальная организация профсоюза - организация, состоящая из членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза и действующая на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территории нескольких субъектов РФ, либо на территории города или района.
  2. первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.
Несмотря на многочисленность профсоюзов, все они создаются по производственному, отраслевому, территориальному либо иному учитывающему профессиональную специфику признаку.

Профсоюзы (их объединения ) осуществляют свою деятельность в соответствии с утвержденными ими же уставами, а первичные профсоюзные организации - согласно положениям, разработанным на основе этих уставов.

Профорганизатор, профгруппорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации ) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство, являются профсоюзными представителями (доверенными лицами ).

Профсоюзный орган - орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации ) или положением о первичной профсоюзной организации.

Имущественные основы создания и деятельности профсоюзов

Как определено п. 5 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г., профсоюзы вправе иметь в собственности земельные участки, здания, строения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, научные и образовательные учреждения, жилищный фонд, организации, ценные бумаги и иное имущество, необходимое для обеспечения уставной деятельности. Более того, членство в профсоюзных организациях предполагает и уплату взносов их членами (как правило, для большинства профсоюзов их размер не превышает 1% от заработной платы работников ). При наличии письменных заявлений работников, как являющихся членами профсоюза, так и не являющихся таковыми, работодатель ежемесячно и бесплатно на условиях и в порядке, установленных коллективным договором, соглашением (отраслевым, межотраслевым тарифным соглашением ), перечисляет на счет профсоюза соответственно членские профсоюзные взносы или денежные средства из заработной платы указанных работников (п. 3 и 4 ст. 28 вышеназванного федерального закона ).

Вместе с тем правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации ) профсоюза, первичной профорганизации как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной ) регистрации в Министерстве юстиции РФ или в его территориальном органе по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Данная регистрация имеет заявительный характер, однако при ее отсутствии профсоюзы не приобретают прав юридического лица.

Помимо названного, согласно ст. 28 этого же Федерального закона работодатель в соответствии с коллективным договором, соглашением предоставляет в бесплатное пользование профсоюзам, действующим в организации, необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи. Кроме того, он же вправе передавать профсоюзам в таком же порядке находящиеся на балансе организации либо арендуемые ею здания, сооружения, помещения и другие объекты; а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. Перечень объектов и размеры отчислений профсоюзу средств на проведение им социально-культурной и иной работы в организации определяются в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и субъектов РФ, коллективным договором или соглашением. При этом необходимо иметь в виду, что хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляется организацией, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением. Аналогичные вышеприведенным положениям требования к работодателю по созданию им основ деятельности профсоюзов содержатся и в ст. 232-234 КЗоТ РФ.

Функции профсоюзов

Доминирующей функцией профсоюзов в условиях рыночной экономики является защитная функция. Она заключается в том, что профсоюзы, их объединения (ассоциации ), первичные профорганизации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах, в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке (ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. ).

Более того, в настоящее время профсоюзы не утратили всегда им присущих социально-экономической и воспитательной функций. В частности, результатом осуществления профсоюзами первой из названных функций является их активное участие как социальных партнеров в согласовании социально-экономических интересов работников и работодателей при заключении генеральных, региональных, отраслевых (межотраслевых ) и других соглашений, а также коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях (см. раздел 5 ). Как показывает сегодняшняя практика профсоюзного движения (например, забастовочное движение шахтеров в 1997-1998 гг. и т.п., в процессе которого в некоторых регионах страны блокировались железные и автомобильные дороги и прочее ), недооценка отдельными профсоюзами социально-экономической функции ведет не только к дисбалансу интересов работников и работодателей, но и к откровенному противостоянию интересов работников различных отраслей экономики страны. Кроме того, реализуя на практике эту функцию, профсоюзы вправе принимать участие в разработке программ занятости населения (п. 1 ст. 12 ), в решении органами исполнительной власти вопросов привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (п. 5 ст. 12 ), через своих представителей - в работе коллегиальных органов управления организаций (ст. 16 ) и т.д.

В условиях демократизации всех сторон жизни нашего общества новый импульс получила и международная функция профсоюзов. Правовые основания для этого определены п. 5 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г., согласно которому профсоюзы, их объединения (ассоциации ) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры и соглашения.

Права профсоюзов по действующему законодательству

Законодательством о труде профсоюзы наделены значительными полномочиями. Основные их права предусмотрены гл. 2 вышеназванного Федерального закона, ст. 226,227,230-234 КЗоТ РФ и конкретизируются в коллективных договорах, действующих на предприятиях, в учреждениях и организациях. Среди многочисленных классификаций прав профсоюзов существенное значение имеет их дифференциация по следующим признакам: по содержанию этих прав и по способу их осуществления.

По способу осуществления права профсоюзов подразделяются на:

1. непосредственно осуществляемые профсоюзом:

  1. участвуют в мероприятиях по содействию занятости населения;
  2. участвуют в коллективных переговорах, заключают соглашения и коллективные договоры от имени работников предприятия, учреждения, организации;
  3. участвуют в урегулировании коллективных трудовых споров, организуют и проводят забастовки, митинги, демонстрации и другие коллективные действия;
  4. их представители беспрепятственно посещают организации и рабочие места членов профсоюзов;
  5. представляют интересы работников и защищают их социально-трудовые права;
  6. вправе бесплатно получать информацию по социально-трудовым вопросам;
  7. вправе требовать дисциплинарного наказания (вплоть до увольнения ) должностных лиц;
  8. представляют и защищают интересы и трудовые права работников в органах по разрешению трудовых споров;
  9. осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, норм по охране труда;
2. осуществляемые по согласованию с работодателем:
  1. устанавливают систему оплаты труда, форму материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов ) и нормы труда (ст. 83, 84 и 103 КЗоТ РФ );
  2. устанавливают очередность предоставления отпусков, разрешают перенесение отпуска на следующий рабочий год (ст. 73 и 74 КЗоТ РФ );
  3. утверждают графики сменности и вводят суммированный учет рабочего времени (ст. 51 и 52 КЗоТ РФ );
  4. разрешают перевод на другую работу, привлечение к дисциплинарной ответственности и увольнение по инициативе администрации своих представителей и бывших профсоюзных работников (ст. 235 КЗоТ РФ );
  5. применяют поощрения к работникам (ст. 132 КЗоТ РФ );
  6. разрешают увеличить срок испытания до 6 месяцев, увольнения работников по инициативе администрации и применение сверхурочных работ (ст. 22, 35 и 54 КЗоТ РФ );
  7. проводят мероприятия по охране труда;
  8. осуществляют другие права, предусмотренные законодательством;
3. совещательного характера - права профсоюзов, заключающиеся в предоставлении работодателям рекомендаций по вопросам, находящимся в их компетенции, за исключением вышеназванных.

Гарантии деятельности профсоюзов

Наделяя профсоюзы широкими правами, трудовое законодательство предусматривает и действенные гарантии их обеспечения, а именно:
  1. гарантии имущественных прав профсоюзов;
  2. обязанности государственных органов, органов местного самоуправления и работодателей по сотрудничеству и социальному партнерству с профсоюзами, созданию условий для их деятельности;
  3. наличие государственного контроля за соблюдением прав профсоюзов и ответственности за воспрепятствование их деятельности;
  4. гарантии личных и трудовых прав членов профсоюза:
    1. запрет на дискриминацию граждан в связи с принадлежностью к профсоюзам;
    2. гарантии членам профсоюза, предусмотренные ст. 16 и 35 КЗоТ РФ;
    3. гарантии членам профсоюза, не освобожденным от основной работы, установленные ст. 235 КЗоТ РФ;
    4. гарантии освобожденным профсоюзным работникам, определенные ст. 235 КЗоТ РФ;
    5. гарантии бывшим членам профорганов, предусмотренные ст. 235 КЗоТ РФ.

Понятие и виды трудовых коллективов

Деятельность трудовых коллективов на предприятиях, в учреждениях, организациях определена ст. 235? КЗоТ РФ и Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях". В настоящее время до утверждения Государственной Думой РФ российского закона о трудовых коллективах в части, не противоречащей российскому законодательству, применяется Закон СССР от 17 июня 1983 г. "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями".

В вышеназванном Федеральном законе трудовые коллективы определяются как органы общественной самодеятельности граждан, создаваемые по месту их работы. Последующие федеральные законы (например, Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" и другие ) трансформируют данное понятие в "коллективы работников" предприятия, учреждения, организации.

Трудовой коллектив представляет собой объединение всех работников, осуществляющих трудовую деятельность на конкретном предприятии, в учреждении, организации.

На одном предприятии в зависимости от их структуры могут быть созданы:

  1. трудовой коллектив непосредственно данного предприятия;
  2. трудовые коллективы цеха, отдела, лаборатории и других крупных структурных подразделений;
  3. трудовые коллективы бригад, ферм участков.
В соответствии со ст. 227 КЗоТ РФ трудовые коллективы реализуют свои полномочия через общие собрания (конференции ) трудового коллектива и совета трудового коллектива (СТК ).

Взаимоотношения трудового коллектива с работодателем, в том числе по вопросам охраны труда, социального развития предприятия, а также участие работников в прибыли регулируются законодательством РФ, уставом и коллективным договором.

Полномочия трудового коллектива существенно отличаются от полномочий профессиональных союзов.

Полномочия трудовых коллективов

Общие полномочия трудовых коллективов предусмотрены ст. 235? КЗоТ РФ. Их объем не зависит от организационно-правовой формы и формы собственности предприятия или другой организации.

Помимо КЗоТ РФ полномочия трудовых коллективов в области труда (независимо, от организационно-правовой формы и формы собственности предприятия ) установлены Законом РФ от 11 марта 1992 г. (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ ) "О коллективных договорах и соглашениях", Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ и другим законодательством.

Общие полномочия трудового коллектива сводятся к следующему:

  1. он решает вопрос о необходимости заключения с работодателем коллективного договора, рассматривает и утверждает его, осуществляет контроль за его выполнением;
  2. определяет перечень и порядок предоставления работникам организации социальных льгот из своего фонда;
  3. рассматривает и решает вопросы собственного самоуправления в соответствии с уставом предприятия или другой организации;
  4. определяет и регулирует формы и условия деятельности в организации общественных организаций;
  5. образует комиссию по трудовым спорам предприятия или другой организации с числом работающих не менее 15 человек (ст. 203 КЗоТ РФ );
  6. утверждает правила внутреннего трудового распорядка (ст. 130 КЗоТ РФ );
  7. совместно с работодателем и профсоюзом устанавливает дополнительные трудовые и социально-бытовые льготы для работников (ст. 5 КЗоТ РФ );
  8. выдвигает требования к работодателю по коллективному трудовому спору и объявляет забастовку;
  9. избирает комиссию (уполномоченного ) по социальному страхованию;
  10. решает иные вопросы в соответствии с законодательством о труде и коллективным договором.
Наряду с перечисленными полномочиями трудовой коллектив государственного или муниципального предприятия, а также предприятия, в имуществе которого доля государства или местного органа самоуправления составляет более 50%, имеет дополнительные полномочия:
  1. рассматривает и утверждает совместно с учредителем изменения и дополнения, вносимые в устав предприятия;
  2. принимает решение о выделении из состава предприятия структурных подразделений для создания нового предприятия;
  3. определяет совместно с учредителем предприятия условия контракта при найме руководителя;
  4. участвует в решении вопроса об изменении формы собственности предприятия в соответствии и в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и субъектов РФ.

На вопрос Профсоюзные организации и профсоюз-это одно и то же? заданный автором Проституция лучший ответ это Да. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ можно выделить следующие виды профсоюзов в зависимости от их уровня:
1) первичная профсоюзная организация. Это профсоюз, который представляет на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов (ч. 1 ст. 30 ТК РФ) . Данный профсоюз создается на конкретном предприятии;
2) общероссийский профсоюз. Это объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами. Оно действует на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов РФ либо объединяет не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности. Такими профсоюзами являются, в частности, общероссийский профсоюз авиационных работников, профсоюз работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ и др. ;
3) общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов. Это добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов РФ. Примерами таких объединений являются Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) , Всероссийская конфедерация труда (ВКТ) и т. д. ;
4) межрегиональный профсоюз. Это добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов РФ. Примером такого объединения является Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов;
5) межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов. Это добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов РФ;
6) территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов. Это добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее в одном субъекте РФ либо на территории города или района. Такое объединение профсоюзов формируется по территориальному принципу независимо от профессиональной принадлежности каждого конкретного профсоюза, входящего в данное объединение;
7) территориальная организация профсоюза. Это добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного либо нескольких субъектов РФ или на территории города или района. Например, у профсоюза работников текстильной промышленности может быть несколько первичных профсоюзных организаций на конкретных предприятиях в пределах субъекта РФ, города или района. Для координации своих действий они могут объединиться в территориальную организацию профсоюза.

Материал из Юнциклопедии


Профессиональные объединения (профсоюзы) - массовые общественные организации, возникшие в западноевропейских странах и США в конце 18 в. Их первоочередная задача - защита социально-экономических интересов людей труда.

Первые международные объединения профессиональных союзов зародились в начале 20 в. В 1901 г. был основан Международный секретариат профсоюзов, преобразованный в 1913 г. в Международную федерацию профсоюзов, которая распалась в годы первой мировой войны. В 1919 г. на Международном конгрессе в Амстердаме (Нидерланды), созванном лидерами реформистских профсоюзов, она была восстановлена и вошла в историю под названием Амстердамский Интернационал профсоюзов (просуществовала до 1945 г.).

Отражая стремление революционно настроенных трудящихся к единству действий, собравшийся в Москве в июле 1921 г. 1-й Международный конгресс революционных профсоюзов основал Красный Интернационал профсоюзов (Профинтерн). Несмотря на допущенные им серьезные ошибки, Профинтерн за годы своего существования (1921-1937) провел большую работу по координации и организации широких масс трудящихся на борьбу в защиту их справедливых требований, против фашизма и угрозы войны.

В 1945 г. была создана Всемирная федерация профсоюзов (ВФП), ставшая единственным в мире универсальным объединением, насчитывавшим в 1991 г. в своих рядах около 200 млн. человек. Впервые на практике была подтверждена возможность объединения профсоюзов различной ориентации в единый профцентр. ВФП твердо и последовательно отстаивает весь широкий комплекс прав и интересов. В тесном контакте с ВФП действуют примыкающие к ней международные объединения профсоюзов (МОПы), защищающие специфические интересы трудящихся разных отраслей экономики. Состоявшийся в 1990 г. в Москве 12-й Всемирный конгресс профсоюзов наметил программу деятельности на 90-е гг., обсудил и принял решения по другим жизненно важным для трудящихся проблемам.

В 1949 г. из ВФП вышло большинство профсоюзов западноевропейских и некоторых других государств, которые образовали Международную конфедерацию свободных профсоюзов (МКСП). Она насчитывает 87 млн. членов, большинство из них придерживаются социал-демократической ориентации (см. Социал-демократия). МКСП объединяет три региональные организации: Межамериканскую региональную организацию (ОРИТ), Азиатско-Тихоокеанскую региональную организацию (АПРО) и Африканскую региональную организацию (АФРО). В Западной Европе конфедерация опирается на автономную от международных профцентров Европейскую конфедерацию профсоюзов (ЕКП). В рамках МКСП действуют формально независимые секретариаты, объединяющие национальные отраслевые профсоюзы многих стран.

Третий крупный международный профцентр - Всемирная конфедерация труда (ВКТ) представляет в основном христианское профсоюзное движение. В результате «деконфессионализации» существовавшая прежде Международная конфедерация христианских профсоюзов (МКХП, создана в 1920 г.) была превращена в 1968 г. в формально светский профцентр - Всемирную конфедерацию труда. В настоящее время ВКТ насчитывает около 15 млн. членов. Ее региональными организациями являются Братство азиатских профсоюзов (БАТУ) и Латиноамериканский профцентр трудящихся (ЛАПТ).

Кроме того, существует ряд региональных профсоюзных объединений, а также автономных международных профессиональных организаций и объединений. Широкую известность приобрел созданный в 1982 г. в Дублине (Ирландия) Международный профсоюзный комитет за мир и разоружение, который координирует борьбу профсоюзов, разрабатывает конкретные инициативы в этой сфере и осуществляет исследования в области социально-экономических аспектов гонки вооружений, разоружения и конверсии.

Происходящие в последние годы в международном рабочем и профсоюзном движении сложные и во многом противоречивые процессы, тесно связанные с особенностями социально-экономического и политического развития мирового сообщества, со спецификой их проявления в отдельных странах, привели к сокращению численности многих профсоюзов. Так, начиная с 70-х гг. снизилась численность членов профсоюзов во Франции, Великобритании, Австрии, Нидерландах, Японии и других странах. Некогда наиболее активные и дееспособные профсоюзы сегодня часто представляют трудящихся таких отраслей промышленности, которые в условиях современного этапа научно-технического прогресса уже не играют той роли в развитии экономики, как в предыдущие десятилетия. Кроме того, в профсоюзах уменьшается число работающих и увеличивается число пенсионеров. Так, в Италии их доля в составе крупнейшего профсоюзного объединения Всеобщей итальянской конфедерации труда (ВИКТ) составляет 35%. Доля же молодежи невысока (90% молодых людей во Франции не проявляют желания вступить в профсоюзы, хотя они чаще всего выдвигают созвучные им требования).

В основе серьезных трудностей профсоюзов лежат не только объективные, но и ряд субъективных факторов, как допущенные ими ошибки в определении приоритетных задач, использование старых, не отвечающих новым условиям форм и методов борьбы. Это привело к разочарованию определенных категорий трудящихся в профсоюзах, к неверию в их возможность эффективно отстаивать интересы трудящихся. Сложившаяся в 80-х - 90-х гг. социально-экономическая и политическая ситуация потребовала от профсоюзов серьезного обновления структуры, принятых ими ранее альтернативных социально-экономических программ, форм и методов борьбы за их реализацию, расширения социальной базы движения.

В нашей стране, где структура, программные установки, формы и методы работы профсоюзов сформировались в обстановке командно-административной системы и отстали от требований жизни, перестроечные процессы направлены на решительный поворот к усилению защитной функции профсоюзов и обретению ими подлинной независимости от каких бы то ни было политических партий, государственных и хозяйственных органов. По существу рождается основанное на качественно иных концепциях новое профсоюзное движение. В условиях ставшей реальностью многопартийности создаются альтернативные профобъединения, многочисленные рабочие организации, другие общественные формирования, действующие и в сфере профсоюзных интересов.

По мере активно развивающихся ныне интеграционных процессов насущной задачей профсоюзов стала организация и координация совместных действий трудящихся различных стран и укрепление их солидарности в борьбе за свои требования. Всемирная федерация профсоюзов неоднократно заявляла о своей готовности к совместным действиям с другими международными, региональными и автономными организациями. Объективные условия для этого созрели, так как сегодня позиции различных отрядов профсоюзного движения во многом сблизились в отношении таких важных вопросов, как мир, разоружение, проблемы занятости, экологии, социальных последствий технологических нововведений и противодействия экспансии транснациональных корпораций, защита интересов трудящихся женщин, молодежи, инженерно-технических работников, иммигрантов, внешняя задолженность, установление нового международного экономического порядка и др. Лишь объединив усилия, профсоюзы смогут в значительно большей мере содействовать процессам обновления, происходящим в наши дни в мире.


Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан , связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Каждый человек, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Виды профсоюзов и их объединений ( ассоциаций ), предусмотренные законодательством

Как установлено ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г., по сфере действия различают следующие виды профсоюзов и их объединений (ассоциаций ):


  1. общероссийский профсоюз - объединяет работников одной или нескольких отраслей деятельности и действует на всей территории Российской Федерации либо объединяет не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;

  2. общероссийское объединение (ассоциация профсоюзов ) - объединяет общероссийские профсоюзы, территориальные объединения (ассоциации ), организации профсоюзов, действующие на всей территории РФ или на территории более половины субъектов России;

  3. межрегиональный профсоюз - объединяет работников одной или нескольких отраслей деятельности и действует на территории менее половины субъектов Российской Федерации;

  4. межрегиональное объединение (ассоциация ) организаций профсоюзов - состоит из межрегиональных профсоюзов и (или ) территориальных объединений (ассоциаций ) организаций профсоюзов и действует на территории менее половины субъектов РФ;

  5. территориальное объединение (ассоциация ) организаций профсоюзов - объединяет организации профсоюзов и действует, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района.
Этим же Законом, кроме того, определяются:

  1. территориальная организация профсоюза - организация, состоящая из членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза и действующая на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территории нескольких субъектов РФ, либо на территории города или района.

  2. первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.
Несмотря на многочисленность профсоюзов, все они создаются по производственному , отраслевому, территориальному либо иному учитывающему профессиональную специфику признаку.

Профсоюзы (их объединения ) осуществляют свою деятельность в соответствии с утвержденными ими же уставами, а первичные профсоюзные организации - согласно положениям, разработанным на основе этих уставов.

Профорганизатор, профгруппорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации ) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство, являются профсоюзными представителями (доверенными лицами ).

Профсоюзный орган - орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации ) или положением о первичной профсоюзной организации.

Принципы деятельности профсоюзов

1. Принцип независимости. Обеспечивается запретом всякого вмешательства в деятельность профсоюзов, которое может повлечь ограничение прав профсоюзов, либо воспрепятствовать осуществлению их деятельности.

2. Принцип самоуправления. Означает, что профсоюзы могут сами разрабатывать свою структуру, организовывать свою деятельность, избирать руководящие органы.

3. Добровольность объединения в профсоюзы.

4. Равноправие профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Означает, что профсоюзы одного уровня имеют одинаковое количество прав, не зависимо от их внутренней численности.

Законом предусмотрены следующие основополагающие принципы создания и деятельности профсоюзов:


  1. равноправие профсоюзов. Согласно ст. 2 и 4 Закона все профсоюзы пользуются равными правами. Права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные Законом, распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации ), а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий;

  2. самоуправление на основе внутрисоюзных норм. Как определено ст. 7 Закона, профсоюзы, их объединения (ассоциации ) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях. Уставы профсоюза или объединения (ассоциаций ) профсоюзов устанавливают их наименование, цели и задачи, организационную структуру, порядок образования, компетенцию и сроки полномочий профорганов, источники образования доходов и иного имущества, порядок их реорганизации , прекращения деятельности и ликвидации, а также другие вопросы их деятельности;

  3. независимость. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления , работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций ), политических партий и других общественных объединений, им неподотчетны и неподконтрольны. Вмешательство перечисленных органов и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь ограничение их прав и воспрепятствование их законной уставной деятельности, запрещается (ст. 5 );

  4. законность. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями ), другими общественными объединениями регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, а также законами субъектов России. Причем, если международными договорами РФ, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом № 10-ФЗ, то применяются правила международных договоров и конвенций (ст. 6 ). В соответствии с п. 2 ст. 10 в противном случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам ) субъектов РФ, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до 6 месяцев или запрещена решением Верховного Суда РФ или соответствующего суда субъекта России по заявлению Генерального прокурора РФ, прокурора соответствующего субъекта РФ.
2.Профсоюзные органы как субъекты трудового права

Согласно ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для зашиты своих законных интересов.

Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и зашиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Субъектом трудового права выступают органы данной организации.

Выборному органу профсоюза передаются в бесплатное пользование здание, помещения, сооружения для культурно-просветительской, оздоровительной и иной работы среди работников данной организации.

Профсоюз представляет интересы своих членов, но он не вправе участвовать в организации производства и управлении производством, но правомочен участвовать в управлении организацией.

Членом профсоюза может быть любой гражданин, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность.

Представителям профсоюзов и их объединений законом предоставляются гарантии , обеспечивающие их независимость при исполнении возложенных на них полномочий (ст. 405 ТК РФ).

Профсоюзы имеют право:

начать коллективные переговоры, вести их, участвовать в подготовке проекта коллективного договора или соглашения, заключать его от имени работников;

осуществлять контроль за выполнением условий заключенных коллективных договоров;

представлять интересы работников при разрешении коллективных трудовых споров, составлять протокол разногласий или предъявлять законные требования работодателю;

участвовать в создании и деятельности примирительных органов;

принимать решения о проведении забастовки;

участвовать в установлении условий труда и его оплаты.

В ряде случаев законом установлено требование о необходимости учитывать мнение, а иногда и получить согласие при принятии администрацией решений, например, при:

увольнении некоторых категорий работников (ст. 82 ТК РФ);

изменении организационных или технологических условий труда, способных повлечь массовые увольнения (ст. 74 ТК РФ);

привлечении работников к сверхурочным работам (ст. 99 ТК РФ).

В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Профсоюзы не имеют обязанностей перед другими социальными партнерами, что отличает их правовой статус. Лишь согласно ст. 41 ТК РФ профсоюзы от имени работников могут принять на себя обязанность отказаться от проведения забастовок при условии своевременного и полного выполнения работодателем коллективного договора.

Обязанность возместить убытки возлагается на профсоюз, когда профсоюзная организация объявила и не прекратила забастовку после признания ее незаконной (ст. 417 ТК РФ).


  1. Классификация прав профсоюзов. Содержание прав профсоюзов
Все права профсоюзов можно классифицировать по сфере их деятельности и по объему компетенции в правах.

По объему компетенции в правах различают:

а) права самостоятельного характера: - участвуют в обеспечении мер по содействию занятости и трудоустройству; - участвуют в коллективных переговорах, заключают коллективные договоры и соглашения от имени работников; - представляют и защищают права и интересы работников на всех уровнях правового регулирования труда; - осуществляют общественный контроль за исполнением труд. законодательства, правил охраны труда; - обладают правом требовать наказания (вплоть до увольнения) должностных лиц администрации , нарушающих труд. законодательство, коллективные договоры, соглашения, права профсоюзов;

б) права совместного характера: - участвуют в распределении жилья, построенного производством, в решении вопросов о занесении на Доску почета и в Книгу почета (где существуют), решают индивидуальные неисковые споры совместно с администрацией;

в) согласительные права профкома по применению администрацией ряда норм труд. законодательства.

По сфере деятельности различают следующие права:

Представительства работников д/ осуществления своей защитной функции;

На участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности;

На защиту права на труд, в том числе по обеспечению занятости, защите от необоснованных отказов в приеме на работу, незаконных переводов и увольнений;

На социальную защиту трудящихся (обеспечение высокого уровня условий труда, охрана труда, его оплата и т.д.);

Профсоюзного контроля за охраной труда, соблюдением труд. законодательства и жилищно-бытового обслуживания работников;

На участие в социально-партнерских отношениях и рассмотрении коллективных труд. споров, включая объявление забастовки;

На участие в управлении гос. социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.

Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением в политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают сформировать законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой статус проф­союзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодательства о профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание их уставных (общест­венных) полномочий. Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам, которыми они занимаются в соот­ветствии с уставами в силу их общественного характера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны соблюдать это законодательство.

Таким образом, соотношение общественного (внутри профсоюзного) и правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи , взаимозависимости с приоритетом внутри профсоюзных норм при подготовке законодательства о профсоюзах и приоритетом законодательства над внутри профсоюзными нормами после принятия соответствующих законодательных актов.

Предоставленные права создают юридическую базу для выпол­нения их уставных задач и функций, укрепления правовой основы государственной и общественной жизни. При этом государство не вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они действуют в соот­ветствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистрации в государственных органах. Если профсоюзам необходимо право юридического лица, то они, как и все иные организации, регистрируются в органах Министерства юстиции РФ, но в уве­домительном, а не в обязательном порядке и включаются в соответст­вующий реестр.

Тем самым обеспечивается независимость профсоюзов от органов исполнительной власти.


  1. Защитная функция профсоюзов и главные направления ее реализации
Защитная функция профсоюзов России выражается в их праве и деятельности по защите трудовых прав и законных интересов своих членов, а вместе с ними прав всех трудящихся организации от нарушения работодателем, должностными лицами ее администрации. Эта защитная функция проявляется профсоюзами на всех стадиях правового регулирования труда:

а) при принятии новых актов трудового законодательства как в централизованном порядке, так и в локальном. Здесь профсоюзы должны четко высказывать свое мнение по каждому проекту нового акта трудового законодательства. Трудовой кодекс (ст. 372) установил порядок запроса и учета мнения профсоюзного органа организации при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

б) при принятии решений работодателем по применению отдельных норм трудового права с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 371 ТК и др.), в том числе при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (ст. 373 ТК);

в) при осуществлении установленных для профсоюзов и их активистов (выборных профсоюзных работников) гарантий их деятельности (ст. 374-377 ТК);

г) при оказании помощи, защите при самозащите работниками своих трудовых прав и законных трудовых интересов, в том числе при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров и восстановлении нарушенных трудовых прав;

д) при защите трудовых прав работников на последней стадии правового регулирования труда - на стадии привлечения к ответственности нарушителей трудовых прав работников и профсоюзов (ст. 362, 278 и 416 ТК).

Только активное участие профсоюзных органов во всех указанных стадиях правового регулирования труда способно реально помогать восстановлению нарушенных трудовых прав работников и быть профилактической мерой от трудовых правонарушений. Если же профсоюзы малоактивны, не стремятся проявлять свою защитную функцию, то в нынешних условиях хозяйской власти они будут утрачивать свою защитную роль.


  1. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах
В систему юридических гарантий прав профсоюзов входят гарантии:
а) имущественные;
б) личные;
в) обязанность государственных органов, работодателей содействовать деятельности профсоюзов, с их участием решать социально-трудовые вопросы, когда это предусмотрено законами, иными нормативными правовыми актами;
г) надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах профсоюзов;
д) юридическая ответственность.

Защита прав профсоюзов.

"Гарантируется судебная защита прав профсоюзов. Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации" (ст.29 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

"1. За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

2. Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.

По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению." (ст.30 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Дисциплинарная ответственность предусмотрена Трудовым Кодексом РФ. За дисциплинарный проступок могут быть применены следующие виды дисциплинарного воздействия: замечание, выговор и увольнение.

В качестве общей нормы, устанавливающей административную ответственность, можно привести положения ст. 5.27 КоАП РФ, предусматривающей, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Уголовная ответственность в настоящее время за нарушение прав профсоюзов не предусмотрена.


  1. Ответственность профсоюзов
Одной из юридических гарантий законности деятельности профсоюзов и лиц, входящих в профсоюзные органы, служит возможность их ответственности за невыполнение обязательств профсоюзов по коллективному договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной , когда такая ответственность установлена федеральными законами. Возможность привлечения к имущественной (гражданско-правовой) ответственности профсоюзной организации, объявившей и не прекратившей забастовку после признания ее судом незаконной, предусмотрена в ст. 417 ТК РФ. В таких случаях профсоюзная организация обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.
Штатные работники профсоюзных органов, виновные в невыполнении профсоюзами своих обязательств по коллективным договорам, соглашениям, в организации и проведении незаконной забастовки, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, когда в их трудовые обязанности входит выполнение таких обязательств, а за незаконную забастовку - поскольку они обязаны соблюдать нормы законодательства. Эти работники могут быть освобождены от занимаемых должностей в соответствии с трудовым законодательством и уставом профсоюза.
Не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, за названные выше действия могут нести общественную ответственность по уставу профсоюза вплоть до отзыва из состава профсоюзного органа. В таком же порядке несут ответственность освобожденные и не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, если они не обеспечили реализацию предоставленных профсоюзам прав.
За участие в незаконной забастовке не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, как и другие работники организации (предприятия, учреждения), могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины на основании ст. 417 ТК РФ.
ТК РФ предусматривает административную ответственность за определенные нарушения законодательства о социальном партнерстве не только представителей работодателей, но и представителей работников, следовательно - и профсоюзных работников (см. ст. 54-55). Однако Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) 2001 г. предусматривает ответственность за те же правонарушения только работодателей и их представителей (см. ст. 5.28-5.31). Поскольку приоритет в регулировании отношений, связанных с административной ответственностью, принадлежит КоАПу, после его введения в действие (с 1 июля 2002 г.) представители работников - члены профсоюзных органов к административной ответственности за подобные нарушения привлекаться не могут.

ПРОФСОЮЗ – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов (ст.2 Федерального закона № 10-ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г., который вступил в силу 20 января 1996 года.).

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОФСОЮЗОВ связаны с осуществлением их главной функции- защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений.

Принадлежность иди непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения социально-трудовых и иных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией РФ, законами. Запрещается обуславливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица в связи с принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

Профсоюз создается по инициативе его учредителей – не менее трех физических лиц (граждан). Учредителями и членами профсоюза могут быть граждане, достигшие 14 лет и осуществляющие трудовую (профессиональную) деятельность. Право на создание профсоюза реализуется свободно, без предварительного разрешения.
Органом, правомочным создавать профсоюз в образовательном учреждении, может являться собрание работников, решивших учредить профсоюз, или конференция . Правоспособность профсоюза как юридического лица возникает с момента его государственной (уведомительной) регистрации.

Вступить в профсоюз может любой гражданин, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность.

ПРИЗНАКИ ПРОФСОЮЗОВ:

1. Независимость – никто не может вмешиваться в деятельность профсоюза и проверять расходование взносов его членов, кроме случаев противоречия деятельности профсоюза уставным целям организации, например, если членские взносы расходуются в основном на предпринимательскую деятельность. Никто не вправе препятствовать созданию профсоюза.

2. Организационное единство , так как профсоюз – это общественная организация , имеющая Устав или Положение (для первичной профсоюзной организации) и выборные профсоюзные органы . Профсоюз объединяет граждан не только по профессиональному признаку , т.е. в один профсоюз могут входить работники различных профессий, например, в профсоюз авиадиспетчеров могут входить и инженерно-технические работники.

3. Обособленное имущество. Все члены профсоюзной организации обязаны уплачивать профсоюзные взносы, из которых формируется денежный фонд профсоюза, необходимый для обеспечения деятельности профсоюза.