Управление природоохранной деятельностью. Управление природоохранной деятельностью и мониторинг среды обитания Управление природоохранной

Ускоренное развитие промышленного производства и недостаточная подготовленность современного общества к осуществлению необходимых защитных действий приводит к возрастанию уровня аварийной опасности в техногенной сфере. По данным мировой статистики, более половины крупных промышленных катастроф произошли в течение последних двух десятилетий. Однако и в нормальном, безаварийном режиме работы накопленный производственный потенциал создает серьезную экологическую угрозу в результате эмиссии разнообразных отходов производства, постепенная концентрация которых может привести к утрате пригодных для жизни свойств среды обитания, поскольку ассимиляционные возможности ее ограничены. Промышленное производство принято считать основным источником экологических проблем и, хотя это не совсем справедливо (ведь главным загрязнителем воздуха в крупных городах является автотранспорт, а основным потребителем воды во многих странах - жилищно-коммунальное хозяйство), природоохранная деятельность предприятий является непреложным условием реализации экологической политики государства.

Природоохранная деятельность объединяет все виды хозяйственной деятельности, направленные на снижение и ликвидацию отрицательного антропогенного воздействия на природную среду, сохранение, улучшение и рациональное использование природно-ресурсного потенциала. Это создание и внедрение малоотходных, безотходных и энергосберегающих технологий, строительство и эксплуатация очистных и обезвреживающих сооружений и устройств, размещение предприятий и систем транспортных потоков с учетом экологических требований, контроль за состоянием природной среды и т.д. В соответствии с рекомендациями конференции европейских статистиков, изложенными в Единой европейской стандартной статистической классификации природоохранных объектов и расходов на охрану окружающей среды (Париж, 13-17 июня 1994 г., документ CES/ 822), в целях обеспечения единого подхода к понятиям «виды природоохранной деятельности» и «природоохранные затраты» в странах СНГ были приняты классификаторы видов природоохранной деятельности и затрат на охрану окружающей среды.

В классификаторе выделяются две конкретные формы природоохранной деятельности - текущая природоохранная деятельность и природоохранные мероприятия.

Текущая природоохранная деятельность - это непрерывно осуществляемая деятельность, направленная на достижение стабильности или улучшение состояния окружающей среды. Она связана в основном с эксплуатацией, а не созданием основных фондов природоохранного назначения. Природоохранные мероприятия - это природоохранная деятельность, предпринимаемая в целях существенного улучшения состояния окружающей природной среды или создания условий для ее улучшения. Результатом природоохранных мероприятий может быть создание основных фондов природоохранного назначения.

В классификаторе указаны наиболее характерные виды природоохранной деятельности в разрезе отдельных видов природной среды:

  • охрана атмосферного воздуха;
  • охрана водных ресурсов;
  • охрана земель и недр;
  • охрана биоразнообразия и ландшафтов, в том числе охрана лесных ресурсов и нелесных растительных комплексов, охрана и воспроизводство животного мира, комплексные направления природоохранной деятельности (создание, развитие и обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий и объектов);
  • специальные сферы природоохранной деятельности (обращение с отходами производства и потребления, борьба с шумом и вибрацией);
  • управление и контроль в области природоохранной деятельности.

В соответствии с видами природоохранной деятельности выделяются следующие затраты экологического назначения:

На уровне субъектов хозяйствования управление рациональным природопользованием и природоохранной деятельностью осуществляет их администрация. Функции управления охраной окружающей среды на предприятиях состоят в выработке экологической политики производства, планировании природоохранных мероприятий, эксплуатации основных природоохранных фондов и контроле за выбросами (сбросами) загрязнений. Реализация их должна способствовать совершенствованию технологии производства, ремонтно-эксплуатационных и наладочных работ, безаварийной работе оборудования, своевременному выполнению планово-предупредительного и текущего ремонта.

К природоохранному комплексу предприятий относятся группы охраны природы при главном инженере, главном энергетике или главном технологе, участки очистных сооружений и водоканализа- ции, газопылеулавливающие установки, санитарно-промышленные лаборатории. Число работающих в природоохранных подразделениях может составлять 3-5% от общей численности рабочих. Как правило, один из заместителей директора предприятия является ответственным за охрану природы. Определенные природоохранные функции выполняет и отдел техники безопасности: осуществляет проверку работы вентиляционных, санитарно-технических систем и т.п. Важное место в природоохранной деятельности принадлежит заводским лабораториям, которые осуществляют контроль за состоянием сточных вод, работой очистных сооружений. Их деятельность, в свою очередь, контролируется районными санитарно-эпидемиологическими станциями, органами системы водоочистки МПР России.

Процессы социально-экономического переустройства, происходящие в современной России, порождают новые проблемы в области экономики природопользования, в вопросах природоресурсного и природоохранного регулирования. К основным механизмам управления экологоориентированным природопользованием относят экономические, правовые, организационно-управленческие механизмы. В данных условиях, сопровождающихся необходимостью экологизации экономики, наиболее эффективно внедрение системы экономического регулирования природопользования.

Выделяют три, наиболее развитых механизма реализации эколого-экономической политики:

· Государственное воздействие (то есть, прямое регулирование)

· Рыночные механизмы (экономическое стимулирование)

· Смешанные механизмы.

Теория и практика последних лет подтверждает, что использовать только рыночные или только государственные механизмы нельзя, так как и те и другие механизмы имеют свои сильные и слабые стороны. Кроме того, есть ряд принципиальных причин, определяющих «провалы рынка» и неэффективность государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования. Необходимо грамотное слияние этих двух различных сфер экономического регулирования.

В связи с этим наиболее приемлемы и эффективны смешанные механизмы , позволяющие реализовывать эколого-экономическую политику на основе государственного регулирования и рыночных инструментов.

Государственное регулирование деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды включает широкий спектр инструментов: ведение ограничений на природопользование (лимиты выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов, лимиты изъятия природных ресурсов из экосистем), лицензирование, экологическое нормирование и экологический контроль, учет и социально-экономическую оценку природных ресурсов, плату за природопользование, возмещение вреда окружающей среде, стандартизацию, экологическую сертификацию продукции и т.д.

Система управления природопользованием базируется на сочетании практических мер экологической регламентации хозяйственной деятельности и экономических механизмов экологизации производства. Как правило, выделяют две группы методов:

1) Методы директивного регулирования - воздействие на организаторов, инвесторов и участников производства с помощью юридических, нормативных и административных ограничений, регламентов и запретов, имеющих обязательный характер. Нарушение указанных ограничений и норм в соответствии с законом сопровождается административной и уголовной ответственностью и штрафами.

2) Методы экономического регулирования - совокупность экономических и торговых правил, определяющих экологическую ориентацию экономического поведения; рынок регламентированного природопользования и средств экологизации.

Другими словами, к директивным методам относят административно-контрольные инструменты, которые предназначены для прямого воздействия на экологические результаты деятельности как юридических (предприятий, организаций), так и физических лиц, посредством установления и введения в действие с помощью законов и других средств регулирования тех целей, стандартов, регламентов и т.п., которые должны соблюдаться и достигаться данными лицами.

Контрольно-административные способы регулирования природоохранной деятельности включают четыре основных элемента:

1. Экологическое законодательство.

2. Лицензирование хозяйственной деятельности.

3. Экологические стандарты и нормативы.

4. Инструменты прогнозирования, планирования и программирования природоресурсной и природоохранной деятельности.

Также к данному блоку можно отнести и такие организационные инструменты как экологический мониторинг, экологическая сертификация, оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), экологическая экспертиза и экологический контроль.

В целом, систему регулирования природопользования можно представить в виде рис. 1.

Реализация государственной стратегии устойчивого развития в качестве одной из важнейшей своей составляющей предполагает отработку механизма его финансового обеспечения с учетом особенностей социально-экономического развития страны.

Основной задачей в данной области является экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального неистощительного и сбалансированного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность.

В соответствии со ст. 14. ФЗ РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 г. применяются различные методы экономического регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды.

К экономическому механизму природопользования относятся:

разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов,

учет и социально-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала и экологического состояния территорий,

планирование и финансирование экологических программ, природоохранной деятельности и рационального природопользования,

обязательность договорной основы и лицензирования природопользования,

лимитирование использования природных ресурсов,

платность природопользования,

экономическое стимулирование экологически безопасного производства,

внедрение эффективного кредитно-финансового механизма природопользования,

экономическое принуждение и воздействие на нарушителей природоохранного законодательства,

ужесточение экологического нормирования качества ОС, системы сертификации и стандартизации продукции, технологий,

экологическое страхование,

создание и развитие экологических банков и экологических фондов,

формирование рынка экологических работ и услуг.

Рисунок 1.1 - Система регулирования природопользования

Экономический механизм управления природопользованием - это целостная система управления народным хозяйством, которая основывается на следующих принципах:

1. принцип определения перспективного и стратегического направления природоохранной деятельности;

2. принцип разработки единой системы стандартов и нормативов на международном уровне;

3. принцип сочетания местного и централизованного управления, для рационального использования природных ресурсов и экологической обстановки в регионах;

4. принцип единства в принятии решений по вопросам улучшения качества природной среды и повышения уровня жизни и устойчивого развития экономики.

Экономическое регулирование включает:

* платность природопользования:

а) оплата использования природных ресурсов, включая повышение цен на первичные природные ресурсы, вовлекаемые в экономическую сферу;

б) плата за загрязнение окружающей среды, причем платой облагаются как нормативные, так и сверхлимитные выбросы и стоки как по валовой массе загрязнителей с учетом их токсичности, так и по отдельным «индикаторным» загрязнителям;

в) прогрессивный налог на отходоемкие технологии, виды сырья и продукции;

* создание рынка экологических издержек и лицензий:

а) распределение между предприятиями, находящимися на одной территории, издержек достижения определенного стандарта качества среды, предотвращения или компенсации отрицательных техногенных эффектов в зависимости от вклада в общий уровень загрязнения территории;

б) продажа управляющими органами лицензий на временные выбросы ограниченных количеств загрязняющих веществ при условии сохранения зональных стандартов качества среды;

в) покупка предприятием права на определенный объем эмиссий загрязнителей у соседнего предприятия, располагающего «экономией» по выбросам;

* инвестиции и субсидии на:

а) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы средозащитного направления;

б) внедрение новых малоотходных технологий с низкой природоемкостью;

в) строительство очистных сооружений и средозащитных устройств;

г) совершенствование контроля качества среды;

* стимулирование природоохранных функций путем:

а) льготного экологического налогообложения при осуществлении мер реального снижения природоемкости производства;

б) премирования за осуществление эффективных средозащитных мер;

в) введения режима ускоренной амортизации природоохранных фондов;

г) льготного кредитования и выпуска специальных низкопроцентных займов на приобретение средозащитного оборудования и внедрение малоотходных технологий.

Назначением экономических инструментов является не прямое задание значимых для отдельных предприятий или общества в целом целей и жесткий контроль за их соблюдением, а использование связанных с функционированием рынков стимулов для воздействия на экономические интересы и экономическое поведение субъектов хозяйствования в экологически приоритетном направлении. Экономическими рычагами могут быть: плата (в т. ч. арендная) за пользование природными ресурсами, плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов, компенсационные платежи за ухудшение качества используемых ресурсов, налоги на выпуск экологически опасной продукции и применение экологически вредных технологий, методы экономического стимулирования, включающие налоговые льготы, ускоренную амортизацию природоохранного оборудования, экологический лизинг, продажа квот на загрязнение природной среды и т.д.

В ряду экономических рычагов и стимулов в регулировании охраны и использования природных ресурсов основное место занимают платежи и налоги за загрязнение.

Конституция РФ, конституции и уставы субъектов Российской Федерации в целом достаточно полно определяют правовые основы обеспечения и защиты экологических прав граждан, однако складывающаяся в стране экологическая обстановка свидетельствует, что система данной отрасли законодательства несовершенна и не имеет действенного механизма реализации.

Представляется необходимым изложить свои взгляды на проблемы и тенденции развития важнейших институтов конституционного экологического законодательства (ст. 42 Конституции РФ).

1. Права граждан на благоприятную, здоровую окружающую среду.

Право на благоприятную окружающую среду - одно из основных естественных прав человека. Оно, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, - право, данное самой природой. Право каждого на благоприятную окружающую среду, как и право на жизнь, впервые закреплено в России в Конституции 1993 г. Как отмечалось выше, на международном уровне, право на жизнь было закреплено во Всеобщей декларации прав человека, а позже и в Международном пакте о гражданских и политических правах. Право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду то, что первое, несомненно, связано с качеством окружающей среды, в которой проживает человек. Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требований.

По имеющимся данным, состояние здоровья человека на 20-30% определяется условиями среды его обитания.

В той части, в какой право на жизнь связано с охраной природной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными законодательством о защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обеспечиваться и защищаться посредством обеспечения реализации и защиты права на благоприятную окружающую среду.

Для обеспечения наиболее эффективного соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду большое теоретическое и практическое значение имеет определение его содержания. Российское законодательство не определяет понятие «благоприятная окружающая среда», хотя в данном контексте в нем имеются юридически значимые критерии. Прежде всего, они выражены системой нормативов охраны окружающей среды и лимитов природопользования. Система таких нормативов и лимитов, а также общие требования к их разработке определены Законом "Об охране окружающей среды". Другая его важнейшая характеристика касается ресурсоемкости (неистощимости) природных богатств.

Благоприятная окружающая среда означает также способность удовлетворять эстетические и другие потребности человека, сохранить видовое разнообразие. Поддержание благоприятного состояния окружающей среды с целью удовлетворения этих потребностей и сохранения способностей природы обеспечивается созданием и регулированием режима особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон и иных территорий.

Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанных с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологические права граждан, предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу, служат средством реализации права на благоприятную окружающую среду.

Вопрос о характере потребностей человека в природе или о функциях природы по отношению к человеку лежит в основе экологических прав, в частности права на благоприятную окружающую среду. С правовой точки зрения ответ на вопрос о характере регулируемых потребностей, удовлетворяемых за счет ресурсов природы, зависит в большей степени от того, как в законе сформулировано право на окружающую среду.

По Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Представляется, что в Основном Законе это право сформулировано более удачно по сравнению с конституциями некоторых субъектов и стран ближнего зарубежья с точки зрения интересов человека. Поэтому с теоретической и практической точки зрения важно определить содержание понятия «благоприятная окружающая среда». Легальное определение этого понятия дано в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

С точки зрения М.М. Бринчука, благоприятную окружающую среду целесообразно определить через характеристику не качества, а состояния. Состояние - понятие более широкое, так как оно включает как качественные, так и количественные характеристики окружающей среды. Характеристика качества не учитывает количественные аспекты состояния природы. Данное легальное определение не содержит юридических критериев благоприятного состояния среды, которые могли бы прояснить правовые аспекты обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Устойчивое функционирование естественных экологических систем и природных объектов - понятие естественных наук, привнесенное в Закон без какого-либо пояснения.

Кроме законодательного имеется достаточно обоснованное научное определение понятия благоприятной окружающей среды. Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве требованиям и нормативам, касающимся чистоты, ресурсоемкости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

Анализ такого определения права на благоприятную окружающую среду показывает, что, реализуя свое право, человек может удовлетворить не только личные потребности, но и некоторые потребности, непосредственно не связанные субъективно с ним. Такие характеристики благоприятной окружающей среды, как экологическая устойчивость, видовое разнообразие, в основном выходят за пределы личных потребностей. Хотя, несомненно, экологически неустойчивая или деградированная с точки зрения видового разнообразия среда едва ли может считаться благоприятной. И поэтому действительно человек заинтересован в сохранении окружающей среды, и экологически устойчивой, и биологически разнообразной. С учетом таких рассуждений можно дать следующее достаточно обоснованное определение понятия «благоприятная окружающая среда» и рекомендовать именно такое определение при подготовке экологических законопроектов. Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, состояние которой соответствует установленным в экологическом законодательстве требованиям и нормативам, касающимся незагрязненности, неистощимости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства, обеспечивающая нормальную жизнь, здоровье и другие интересы человека.

К сожалению, юридическая практика сводит благоприятность преимущественно к соответствию состояния природных объектов экологическим и санитарно-гигиеническим нормативам качества окружающей среды (ПДК, ПДУ, НРБ и т.д.). Очевидно, что в этом случае защищенной оказывается только часть права, провозглашенного в ст. 42 Конституции РФ, а именно та, которая ограничивается рамками здоровой окружающей среды. Понятие «здоровая окружающая среда» связано с нормативами ПДК - предельно допустимых концентраций, а благоприятная окружающая среда - это не только здоровая (незагрязненная), но и ресурсоемкая, экологически устойчивая, эстетически богатая и разнообразная среда обитания человека.

Такого определения благоприятной окружающей среды придерживаются почти все специалисты по экологическому праву, оно стало фактически общепризнанным. Однако эти характеристики благоприятности окружающей среды не работают, они до сих пор не апробированы, не истребованы практикой, что в заметной степени предопределяет низкий коэффициент реализованности соответствующего права граждан. На уровне бытового и даже профессионального правосознания формируется представление о нежизнеспособности конституционной нормы. Разумеется, определяющую роль в этом играют экономические, организационные, идеологические гарантии, но частично острота проблемы может быть снята юридическими средствами. Прежде всего необходимо решить вопрос конституционного регулирования ряда экологических проблем в экологическом законодательстве, в первую очередь в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», аналогичных законах субъектов Российской Федерации, раскрыть фундаментальные экологические права, которые закреплены в конституциях.

Право на благоприятную окружающую среду сравнимо лишь с естественным правом человека на жизнь и достойное существование. Поэтому необходимо более конкретно обозначить это право, придать ему приоритетное значение в системе прав человека, признав его важнейшим социальным правом. Возможно, даже следует принять специальный нормативный правовой акт РФ о реализации права на благоприятную окружающую среду с учетом экологических, правовых, медицинских (санитарно-гигиенических), биологических, эстетических и других важных его составляющих.

Перечень полномочий субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды определен Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ. В частности, данным Федеральным законом установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

Участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта;

Участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

Принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также осуществление контроля за их исполнением;

Принятие и реализация региональных программ в области охраны окружающей среды;

Участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта;

Осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

Утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль;

Установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

Организация и развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;

Обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

Предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

Ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации;

Контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

Ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;

Образование особо охраняемых природных территорий республиканского значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

Участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

Организация проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществление экологической паспортизации территории.

Однако, давая оценку полноте полномочий субъектов Российской Федерации, необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство. Большинство из указанных полномочий в законодательном порядке были изъяты у субъектов Российской Федерации в августе 2004 года с намерением передать часть из них на муниципальный уровень и возвращены субъектам лишь 1 января 2006 года.

В то же время такие полномочия, как: осуществление государственного экологического контроля; ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду; контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду - субъекты Российской Федерации имеют право реализовать лишь в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, перечень которых должен утверждаться федеральным Правительством.

Кроме этого, наличие законодательно установленного дублирования целого ряда основополагающих полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, таких как осуществление государственного экологического контроля, государственного экологического мониторинга, нормирования качества окружающей среды, администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду, в отсутствие утвержденных критериев разграничения этих полномочий, ограничивает возможности регионов эффективно реализовать указанные государственные полномочия.

Мы считаем, что совершенствование системы государственного управления в области охраны окружающей среды должно идти по пути делегирования регионам исключительных полномочий в сфере: государственного экологического контроля; администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду; государственной экологической экспертизы.

Приведенные выше особенности российского природоохранительного законодательства в определенной степени снижают его функциональность, а также эффективность практического правоприменения. В связи с этим органы государственной власти субъектов Российской Федерации ведут большую работу с комитетами и депутатами Государственной Думы Российской Федерации, членами Федерального Собрания и руководством Правительства России, направленную на совершенствование федерального природоохранительного законодательства, в части более четкого разграничения полномочий федерального центра и регионов, а также предоставления последним исключительных полномочий в области самостоятельного решения вопросов охраны окружающей среды.

Нейтральное сочетание - когда использование одного ресурса не влияет на использование другого ресурса. Например, использование лесов для водоохраны не мешает охотничьему хозяйству.

Взаимовыгодное сочетание - когда использование одного ресурса увеличивает возможность использования другого ресурса. Например, садоводство в рекреационной зоне.

УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

Виды управления природопользованием

Управление - организация и постоянное поддержание взаимосвязей между составляющими частями управляемой системы, направленные на достижение намеченных результатов.

В природопользовании различают управление природными системами и управление природопользователями.

Управление природными системами - мероприятия, осуществление которых позволяет изменить природные явления и процессы (усилить или ограничить их) в желательном для человека направлении. Управление природными системами опирается на изучение и использование естественных законов, в первую очередь экологических.

Управление природопользователями (управление охраной окружающей среды и рационализацией использования природных ресурсов) - обеспечение норм и требований, ограничивающих вредной воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, и рациональное использование природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство. Управление природопользователями опирается на юридические и экономические, т.е. социальные, законы.

Управление природными системами может быть " жестким" и " мягким":

Жесткое управление - прямое, непосредственное воздействие на природу, грубо нарушающее естественные процессы с помощью технических средств, коренное преобразование самих механизмов и систем природы. Например, распашка земель, строительство плотин на реках.

Мягкое управление - главным образом косвенное, опосредованное воздействие на природу с использованием естественных механизмов саморегуля-

ции, т.е. способности природных систем к восстановлению своих свойств после антропогенного вмешательства. Например, агролесомелиорация.

Жесткое управление дает быстрый и высокий хозяйственный эффект в виде роста объема продукции или снижения затрат на ее производство, но лишь в относительно коротком временном интервале. Через определенное время неминуемо наступает расплата в виде нарастания экономических и экологических ущербов. Например, освоение целинных земель.

Жесткое управление основано на перенапряжении или предельном омоложении природных систем (например, агроэкосистемы) и поэтому требует мероприятий по поддержанию экологического равновесия, осуществляемых главным образом путем мягкого управления (например, использование севооборотов).

Таким образом, максимальный эколого-экономический эффект можно получить только при разумном сочетании жесткого и мягкого форм управления.

Управление природопользователями может быть командноадминистративным и экономическим:

Командно-административное управление - управление природополь-

зователями, основанное на установлении норм, стандартов, правил природопользования и соответствующих плановых заданий предприятиям по охране окружающей среды и наказаний от выговора до тюремного заключения или снятия с работы и выплаты штрафов предприятиям и его руководством.

Экономическое управление - управление природопользователями, основанное на экономическом стимулировании, когда с помощью различных рычагов (цен, платежей, налоговых льгот и наказаний) государство делает для предприятий более выгодным материально, т.е. более прибыльным, соблюдать природоохранное законодательство, чем нарушать его.

Предприятия-природопользователи сами по себе не заинтересованы в природоохранной деятельности. Этому имеется несколько причин. Во-первых, природоохранная деятельность не приносит прибыли, за исключением случаев, когда экономически выгодна утилизация (вторичное использование) отходов производства (твердых отходов, сточных вод, отходящих газов). Во-вторых, часто наблюдается несовпадение во времени момента нанесения вреда окружающей среде и момента расплаты за него. Например, загрязнение окружающей среды может сказаться на здоровье человека только через несколько лет или десятилетий. В-третьих, часто ущерб природной среде наносят одни пред-

приятия или отрасли (предприятия- "загрязнители"), а экономически страдают, в большей степени, совсем другие (предприятия-"реципиенты"). Например, основными загрязнителями окружающей среды являются промышленность и энергетика, а страдают здравоохранение, коммунальное, сельское, лесное и рыбное хозяйство, так как увеличиваются затраты на лечение больных, ремонт зданий, подает урожайность и качество растениеводческой продукции, продуктивность животноводства и т.д.

Таким образом, предприятия-природопользователи не станут заниматься природоохранной деятельностью просто так, поскольку сама по себе она не выгодна. Командно-административный путь управления природопользователями в чистом виде дорогостоящ и малоэффективен, так как требует большого количества проверяющих и постоянного контроля. С другой стороны, одни только экономические методы не всегда обеспечивают нужный результат. Наилучшие результаты дает разумное сочетание экономической заинтересованности природопользователей с жестким контролем и административным принуждением.

Моделирование, экологическая экспертиза и мониторинг окружающей среды

Обязательным условием рационализации является использование при управлении природопользованием моделирования, экологической экспертизы и мониторинга состояния окружающей среды.

Моделирование - метод исследования сложных объектов, явлений и процессов путем их упрощенного имитирования (натурного, математического, логического). Конечный результат антропогенного воздействия проявляется, как правило, только через 10-30 лет и более. Это является одной из причин крупных ошибок в управлении природопользованием. Использование моделирования позволяет теоретически предсказать последствия того или иного хозяйственного проекта. Однако из-за ограниченности наших знаний о природе и невозможности предусмотреть все случайности (принцип неопределенности или неполноты информации) результаты моделирования не могут быть слишком точными.

Каждый крупный хозяйственный проект должен предваряться экологической экспертизой. Экологическая экспертиза - оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей. Т.е. оценка хозяйственных проектов на предмет их соответствия требованиям экологической

основе методики проведения экологической экспертизы лежит принцип комплексности оценки проекта. При проведении экологической экспертизы моделирование (расчеты) должно сочетаться с непосредственными исследованиями

в природе. Расходы на экологическую экспертизу могут составлять в среднем 1% от общей стоимости предполагаемого проекта (правило 1%). Но эти затраты необходимы, поскольку они в несколько раз меньше тех, которые могут понадобиться для ликвидации экономического, экологического и социального ущербов, в результате ошибочных решений.

Мониторинг окружающей среды - система наблюдения, оценки и прогнозирования состояния окружающей человека природной среды. Различают мониторинг глобальный и региональный, импактный и фоновый .

Глобальный мониторинг - слежение за развитием общемировых процессов (напр., состоянием озонового слоя, изменением климата).

Региональный (локальный) мониторинг - слежение за природными про-

цессами и явлениями в пределах какого-то региона (напр., контроль за состоянием воздуха в городах).

Фоновый (базовый) мониторинг - слежение за природными явлениями и процессами, протекающими в естественной обстановке, без антропогенного влияния. Осуществляется на базе биосферных заповедников.

Импактный мониторинг - слежение за антропогенными воздействиями

в особо опасных зонах.

Мониторинг осуществляется с помощью различных технических средств, в т.ч. авиационной и космической техники, и с помощью биоиндикаторов , т.е. каких-либо живых организмов по наличию, состоянию и поведению которых можно судить об изменении в окружающей среды (например, лихеноиндикация).

Организация управления природопользованием

Деятельность по рационализации природопользования и охране окружающей среды требует специальной организации. Для этого необходим независимый от интересов отдельных организаций и отраслей хозяйства орган, способный управлять природопользованием как единым комплексом. В нашей стране впервые такой орган был создан в 1988 г. - Государственный комитет по охране природы СССР, в 1991 г. - Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР, впоследствии переименованное в Министерство охраны ок-

ружающей среды и природных ресурсов России. В 1988 г. были созданы и соответствующие областные и городские комитеты по охране природы.

Главными задачами указанного министерства являются:

- контроль за использованием и охраной всех природных ресурсов;

- разработка предложений по рационализации природопользования;

- утверждение стандартов и правил природопользования, обязательных для всех остальных министерств и ведомств, и контроль за их соблюдением;

- руководство заповедным делом и ведение общегосударственной Красной книги;

- распространение экологических знаний среди населения;

- государственная экологическая экспертиза всех крупных строек и проектов;

- организация экологического мониторинга.

Помимо государственных существуют и международные органы управления природопользованием и охраной природы. Это Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Программа (комитет) ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирный фонд дикой природы (ВВФ).

Необходимость международного сотрудничества в области глобального природопользования

В настоящее время загрязнение среды и нарушение экологического равновесия приобрело глобальные масштабы. В связи с этим возникла неотложная необходимость сотрудничества всех стран в целях предотвращения глобальной экологической катастрофы.

Приложение 1

Классификация природных (естественных) ресурсов по источникам и местоположению (Реймерс, 1990)

Классификация единицы

1.Энергетические ресурсы

А. Участвующие в постоянном обороте и потоке энергии

1.1.Солнечная энергия

1.2.Космическая энергия 1.3.Энергия морских приливов и отливов 1.4.Геотермальная энергия

1.5.Гравитационная энергия и энергия давления

1.6.Атмосферное электричество 1.7.Земной магнетизм

1.8.Энергия спонтанных химических реакций и естественного атомного распада 1.9.Биоэнергия

1.10.Вторичные формы энергии

Б. Депонированные энергетические ресурсы

1.12.Природный газ

1.14.Сланцы

В. Искусственно активированные источники энергии

1.16.Атомная энергия 1.17.Термоядерная энергия

Примечание Любые источники механической, химической и физической

энергии, естественные и искусственно активированные

Солнечное излучение и все энергетические процессы, вызванные им: энергия ветра, волн, морских течений, теплота воздуха, разница температур поверхностных и глубинных слоев воды и т.п.

Все виды космических излучений Энергия, возникающая под воздействием силы притяжения Луны на океанскую поверхность

Энергия глубин Земли. Могут быть использованы естественные выходы геотермальных вод, скважины для получения таких вод, а также энергия нагревания закачиваемых в глубины газов и жидкостей Потенциальная и кинетическая энергия воздуха, воды и гор-

ных пород (энергия относительного положения тел, давления, разности давлений, сейсмоэнергия и т.д.)

Пока не используется на практике

Как источник энергии пока не используется То же. Искусственно активированный атомный распад используется в АЭС

Все формы энергии, получаемой от живых организмов и в результате переработки их тел или продуктов жизнедеятельности - от сжигания дров до получения технического спирта и биогаза Отходящее тепло, электромагнитные и радиационные отхо-

ды, горючие твердые отходы и т.п.

Включая так называемую микронефть - битумоподобные вещества

Получаемая в результате расщепления атомного ядра Получаемая в ходе слияния более легких атомных ядер в более тяжелые (энергия управляемого термоядерного синтеза)

2.Атмосферные газовые ресурсы

2.18.Ресурсы отдельных газов атмосферы 2.19.Газовые составляющие гидросферы

2.20.Газовые составляющие почвы 2.21.Озоновый экран

2.22.Фитонциды и др. биогенные летучие вещества

2.23.Ионный состав атмосферы 2.24.Газовые загрязнения

3.Водные ресурсы

3.25.Атмосферная влага 3.26.Океанические (морские воды)

3.27.Континентальные водоемы 3.28.Водотоки

3.29.Временные малые замкнутые водоемы

3.30.Влага, связанная в растениях и животных 3.31.Жидкие поверхностные загрязнители

3.32.Гидрогеологические ресурсы 3.33.Почвенная влага

3.34.Глубинные жидкие загрязнители

4.Ресурсы литосферы

А. Почвенно-земельные

Особое значение имеют озоновый экран, О2 и СО2

Газы, растворенные в воде. Обычно они не рассматриваются как ресурсы, но в случае рыбных заморов приобретают такое значение Почвенный воздух, необходимый для дыхания корней растений

Еще очень слабо освоенная людьми ресурсная группа, составляющая важное условие для сохранения здоровья человека Тяжелые и легкие ионы, определенная концентрация и соот-

ношение которых предпосылкой сохранения здоровья людей Группа "антиресурсов", т.е. агентов, обесценивающих другие ресурсы. В тоже время многие газовые выбросы могут быть вовлечены в процесс производства

В настоящее время стали ограниченным ресурсом в связи с их загрязнением. Особенно важна поглотительная способность морских вод, напр., способность антропогенной углекислоты растворяться в них Воды озер, водохранилищ, прудов: пресные, солоноватые и соленые

Реки, ручьи, поверхностный и грунтовый сток Лужи, мелководные пересыхающие озера, прочие неболь-

шие временные бассейны. Их особое ресурсное значение возникает в связи с тем, что они служат водопоями для диких животных, местами для выплода беспозвоночных животных, роста водной растительности т.п.

Особое ресурсное значение имеет в аридных регионах

От загрязнений в обычном смысле слова до лишней воды в природных экосистемах. «Антиресурсы», как и газовые загрязнения Подземные воды - грунтовые и глубинные

Свободная и связанная (молекулярная) вода в почве Естественно просачивающиеся, искусственно закачиваемые и возникающие в результате цепных химических реакций. Могут быть использованы как ресурсы и нежелательны как «антиресурсы» Вся группа естественных ресурсов, связанных с доступной

человеку земной толщей

Естественное образование, возникшее в результате взаимодействия организмов, атмосферного воздуха, природных вод, геологических пород в условиях различных широты

местности, климата, рельефа, характера растительности

4.36.Подпочвы (грунты) и

Слои литосферы, лежащие ниже горизонта почвообразова-

горные (материнские) поро-

ния или выходящие на земную поверхность, но лишенные

явных признаков жизни. Служат субстратом для почвообра-

зования на суше и ареной жизни на дне океанов

4.37.Криогенные субстраты

Главным образом ледники и многолетняя мерзлота северных

широт и высокогорий

4.38.Почвенные загрязнения

Преимущественно засоление и подкисление почв, а также

загрязнение ее тяжелыми металлами и нефтью. Группа «ан-

тиресурсов»

4.39.Эрозия почв

«Антиресурс»

Б. Геоморфологические

4.40.Геоморфологические

Условия ведения хозяйства, связанные с геоморфологиче-

структурные ресурсы

ским положением местности

4.41.Геоморфологические

Условия ведения хозяйства, возникающие в связи с особым

пространственные ресурсы

географическим положением

4.42.Геологические глубин-

Условия ведения хозяйства, связанные с сейсмичностью,

ные ресурсы

угрозой оползней и др. геологическими процессами. Гл. обр.

В. Неэнергетические мине-

«антиресурсы»

ральные ресурсы

4.43. Металлические руды

4.44. Неметаллические руды -

4.45. Нерудные ископаемые, Полезные включения, не сосредоточенные в определенной

в том числе руководящие

горной породе или очень рассредоточенные в ней

ископаемые

5. Ресурсы растений-

продуцентов

5.46. Генетико-видовой со-

Виды растений, сохранность которых обеспечивает совре-

став растительности

менный облик экосистем планеты

5.47. Биомасса растений

5.48. Первичная продуктив-

5.49. Хозяйственно ценная

Ее производительность, зависящая от первичной продуктив-

продукция растительности

ности и хозяйственных приемов выращивания (агротехники,

селекции и др.).

5.50. Системно- - динамические качества фитоценозов

5.51. Очистительная способ- - ность растений

5.52. Ботанические «загрязВредные для хозяйства интродуценты. «Антиресурс» нители»

6.54. Биомасса консументов -

6.55. Вторичная биологиче- - ская продуктивность

6.56. Хозяйственная произ- -

6.58. Роль консументов (осоОна особенно возрастает в ресурсном отношении в связи с бенно животных) как саниусилением влияния человека на природу таров, опылителей растений, поглотителей химических веществ и т.п.

6.59. Консументные «загрязАналогичны ботаническим «загрязнителям». «Антиресурс» нители»

7. Ресурсы редуцентов

7.60. Генетико-видовой со- - став редуцентов

7.61. Биомасса редуцентов -

7.62. Физико-химическая

Их деятельность, обеспечивающая разложение органических

активность редуцентов

тел до минеральных веществ

7.63. Системно-

Их взаимосвязь, обеспечивающая успешность физико-

динамические качества ре-

химической активности

дуцентов в экосистемах

Помимо организмов, вызывающих известные заболевания, в

7.64. Микробиологические

(включая вирусные) загряз-

том числе пандемии (напр., грипп) этот «антиресурс» вклю-

чает новые заболевания, ранее не наблюдавшиеся (напр.,

болезнь легионеров)

8. Климатические ресурсы

8.65. Естественные климати- - ческие ресурсы

8.66. Видоизмененные клиКлиматические показатели, измененные гл. обр. с помощью матические ресурсы (местнотехнических устройств (в том числе непреднамеренно, напр.,

го климата)

климат городов) и агролесомелиорации

9. Рекреационно-

Природные условия жизни людей и ресурсы отдыха в при-

антропоэкологические

9.67. Ресурсы природной

среды оптимума повседнев-

ных жизненных условий че-

ловечества

9.68. Ресурсы отдыха

9.69. Лечебные природные

Природные агенты, оказывающие на человека лечебное воз-

действие

9.70. Природно-очаговые

Группа «антиресурсов», подобная загрязнениям, но в неко-

заболевания и трансмиссив-

торых случаях связанная с естественным физическим и хи-

ные болезни

мическим фоном (нехватка йода в природе ведет к зобу,

аномальное количество фтора - к кариесу зубов и т.п.)

10. Познавательно-

Те объекты и явления природы, которые позволяют людям

информационные ресурсы

составить представление о нынешнем и прошлом состоянии

планеты, а также прогнозировать ее будущее

10.71. Природно-эталонные

Нетронутые природные образования (заповедники, опорные

геологические разрезы, палеонтологические захоронения и

т.п.), позволяющие судить о естественном состоянии приро-

ды, датировать отложения, расшифровывать геологическую

историю Земли и т. п.

10.72. Природно-

Культурные слои и видоизмененная человеком природа,

исторические познавательно-

изучение которых позволяет судить о прошлом человечест-

информационные ресурсы

ва, а отчасти и о будущем развитии природы в местах, где

она меньше нарушена человеком, чем в исследуемом регио-

11. Ресурсы пространства и

В связи с замусориванием и др. видами загрязнения, а также

11.73. Ресурсы пространства

(территориальные, водного и

в связи с ростом численности населения Земли значение

воздушного, включая ближ-

этих ресурсов быстро возрастает

ний космос, пространства)

11.74. Ресурсы времени

Обострение экологических проблем оставляет все меньше

времени для их решения

Приложение 2

Изменение природы человеком (по Реймерсу, 1990)

Экологический ком-

Производство,

Производство, из-

Примечания

понент и его состав-

изменение, вы-

менение, выброс

брос или раз-

или размер исполь-

мер использо-

зования человеком

вания челове-

в процентах (от

ком в абсолют-

природного коли-

ных числах

АТМОСФЕРА

2Х1010 т/год

Кислород (потребле-

Приблизительно в

1000 раз больше

ходятся. Признается, что био-

прихода (3Х107

сфера не восполняет антропо-

т/год). От 12 до 23

генного расхода кислорода,

от вырабатываемо-

однако убыль кислорода в ат-

го биосферой

мосфере приборами пока не

регистрируется

Озон (разрушение)

К 2000 г. до 8-16,

За счет агентов, в настоящее

по ряду др. источ-

время уже имеющихся в атмо-

ников не более 4

сфере. Вопрос недостаточно

7Х1010 т/год

Углекислый газ (уве-

С XIX в. на 18,

В последние годы темны уве-

всего на 25

Азот (увеличение)

Загрязнение атмо-

1,5Х108 т/год

Сернистый ангидрид

Наблюдается заметное подкис-

5Х107 т/год

ление осадков.

Окись азота

Предполагается, что малые ат-

мосферные примеси (метан и

др.) заметно изменяют климат

1,5X107 т/год

Другие соединения

3Х108 т/год

Окись углерода

Взвешенные в воздухе

Воздействуют на изменение

вещества (аэрозоли)

2615)X106 т/год

температуры воздуха у поверх-

ности Земли

ГИДРОСФЕРА

Нарушение баланса:

Безвозвратное водопо-

Гл. обр. за счет ирригации и

требление

водохранилищ

Безвозвратный сток с

В основном за счет получения

суши в океан

км3 /год

воды из скважин. Данные раз-

2135X106 т/год

Загрязнение нефтью

Нефтяной пленкой покрыто до

1/4 поверхности Мирового

Загрязнение тяжелыми

В среднем с XIX в.

Местами геохимические анома-

металлами

лии отстоят от катастрофиче-

ского уровня на один порядок

ЛИТОСФЕРА

1011 т/год

На долю собственно руд прихо-

Горная порода (извле-

Более 300 от объе-

чение из недр)

ма твердых ве-

дится ок. 1 % извлеченных ма-

ществ, вовлекае-

териалов

мых в биотический

круговорот суши

Скорость разрушения

От 4-6 до 12000 раз

почвенного покрова

(ускорение)

10 065 000 км2

Рост площади пустынь

В настоящее время от 10 до 44

за исторический пери-

га в минуту. Данные разных

ЭНЕРГЕТИКА

8Х1012 Вт

Размер изменения энергетики

Прямое производство

Около 0,02 от

энергии (ок. 1010 т.у.т.)

энергии Солнца,

планеты человеком пока недос-

приходящей к по-

таточно изучен. Данные раз-

верхности Земли,

до 25 от энергии

дятся. Считается, что достигну-

фотосинтеза

тый уровень энергопроизводст-

ва отстоит от критического для

биосферы на один порядок ве-

До 60Х1012 Вт

От повышения кон-

Больше энергии

центрации СО2

6Х1012 Вт

фотосинтеза

Число нуждается в уточнении

От антропогенного

Около 0,4 от энер-

запыления

гии, рассеиваемой

при испарении

От выжигания расти-

3Х1012 Вт

тельности

150Х1012 Вт

Потеря от ирригации и

испарения с поверхно-

сти водохранилищ

10-25 от средне-

Числа, вероятно, завышены из-

Изменение среднегло-

бальной температуры

глобальной темпе-

за несовершенства моделей

(прогнозируемое)

РАСТЕНИЯ

С 75 до 26-27%

Вырубается 20 га/мин, в сред-

Сведено лесов мира

(изменение лесисто-

нем 18 расчетных лесосек

(25-30)X103

Под угрозой исчезно-

ЖИВОТНЫЕ

Истреблено

226-400 видов

Под угрозой уничтожения 1200

видов (вероятно, значительно

Ок. 80Х106 т

Добывается рыбы и

70 от прироста

морепродуктов

БИОТА В ЦЕЛОМ

Более чем в 100

Число нуждается в уточнении

Генетическое разно-

образие живого веще-

ства (снижение)

Биомасса (снижение с

510Х109 т

Предстоящее сниже-

ние до 2000 г. (по ор-

Приложение 3

Степень антропогенного

воздействия на природу

Глобальный кризис

Революция

надежности экологических

экологического

планирования

Глобальный

Энергетическая

термодинамический

революция

(тепловой) кризис

Современный глобальный

Научно-техническая

экологический кризис

революция

загрязнения (редуцентов)

и нехватки минеральных

ресурсов

Второй антропогенный

Промышленная

экологический кризис

революция

(продуцентов)

Кризис примитивного

Вторая сельскохозяйственная

земледелия

революция широкого освоения

неполивных земель

Первый антропогенный

Сельскохозяйственная

экологический кризис

революция, переход к

(консументов, перепромысла)

производящему хозяйству

Кризис обеднения ресурсов

Биотехническая

промысла и собирательства

революция

Доантропогенный

3 млн лет назад

экологический

Возникновение

кризис аридизации

человека

Экологические кризисы и революции в истории взаимоотношений человеческого общества и природы (масштаб условный) (Природопользование, 1995).

Государственное управление природоохранными мероприятиями входит в систему управления всем народным хозяйством. Оно организуется в соответствии с Конституцией РФ и основывается на Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г.

Подразделения, регулирующие природоохранную деятельность, представлены в органах законодательной, исполнительной и судебной властей.

В составе Государственной Думы действует Комитет по вопросам экологии и рационального использования природных Ресурсов. К компетенции представительной власти относится определение государственной политики в области охраны окружающей среды, утверждение государственной экологической программы, определение полномочий местных органов представительной власти и т.п.

В структурах исполнительной власти имеется значительное число органов, осуществляющих управление и контроль в различныx областях природопользования.

При Совете Безопасности РФ действует Межведомственная комиссия по экологической безопасности.

Природоохранные функции (в той или иной степени) выполняют:

Министерство природных ресурсов РФ, образованное в 1996 г. на базе двух упраздненных комитетов: Комитета РФ по водному хозяйству и Комитета РФ по геологии и использованию недр;

Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз).

Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству (Госкомзем);

Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт);

Федеральная служба РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);

Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография);

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);

Федеральный надзор России по ядерной и промышленной безопасности (Госатомнадзор);

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор);

Министерство здравоохранения РФ, одной из функций которого является санитарно-эпидемиологический надзор.

Главным аналитическим и координирующим центром природоохранной деятельности в Российской Федерации является Государственный комитет по охране окружающей среды (Госкомэкология).

Госкомэкология России осуществляет:

Комплексное управление природоохранной деятельностью в стране;

Координацию деятельности министерств и ведомств России в этой области;

Государственный контроль за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, а также полезных ископаемых:

Утверждение экономических нормативов, правил и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения;

Государственную экологическую экспертизу генеральных схем развития и размещения производительных сил страны;

Контроль за соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологии, материалов и веществ;

Руководство заповедным делом;

Организацию распространения знаний о природе среди населения, международные связи по вопросам природопользования и др.

Основным звеном в системе Госкомэкологии являются региональные (республиканские, краевые, областные) органы этого Комитета, имеющие в своем составе: подразделения экологического регулирования природопользования, экологической экспертизы, аналитические лаборатории, организации государственного экологического контроля, организации ведения кадастров.

Участие судебной власти в управлении природопользованием пока что очень незначительно. Первая природоохранная прокуратура и специализированное управление внутренних дел с целью защиты и охраны природных богатств Каспийского моря и низовий рек Волги и Урала была образована в 80-х гг. Затем природоохранные прокуратуры появились в районе озера Байкал, была создана Азово-Черноморская природоохранная прокуратура. Единой системы этих органов пока не сформировано.

Тема 12. Основы организации и внедрения экологического менеджмента

12.1. Управление природоохранной деятельностью на предприятии. Экологическая служба предприятия.

12.2. Международные и национальные стандарты системы управления окружающей средой.

Экология является одним из тех аспектов деятельности, как от­дельного человека, так и организации, стран и мирового сообщества в целом, которые не могут решаться в отрыве от общих мировых тен­денций и требований. Экономический рост, развитие систем жизне­деятельности человека требуют особого внимания к потреблению при­родных ресурсов и загрязнению окружающей среды.

Сегодня очевидным становиться тот факт, что игнорирование компаниями требований охраны окружающей среды, экологической безопасности и рационального использования ресурсов в конечном итоге приводит к неконкурентной способности продукции, услуг и компании в целом.

Низкий экологический имидж компаний все чаще становится барьером для их выхода на внешний рынок. Потребители отдают предпочтение экологически чистой продукции, изготовленной на экологичных предприятиях. Эти предприятия в хозяйственной деятель­ности предотвращают загрязнение окружающей среды, применяют экологически чистое сырье, совершенствуют технологии и продукты, в результате чего способствуют эффективному использованию и вос­становлению ресурсов. Именно такие предприятия можно назвать экологичными .

Устойчивое развитие предприятий и улучшение их конкурент­ной способности требует комплексного решения экологических задач. Этот подход предполагает кардинальный переход от борьбы с послед­ствиями вредного воздействия на окружающую среду к предотвращению этих воздействий, минимизации наносимого окружающей среде ущерба, вовлечению в перера­ботку ранее накопленных в окружающей среде отходов с использова­нием экологически безопасных способов.

Все перечисленные выше аспекты прямо или косвенно связаны с регулированием взаимосвязей между обществом и природой, т. е. управлением, с одной стороны – экономическими и социальными про­цессами, включая использование природных ресурсов, а с другой – характером и состоянием природной среды. Подобное управление можно определить в самом общем виде как экологиче­ский менеджмент.

В расширенном толковании, экологический менеджмент – управление взаимодействием общества и природы на основе исполь­зования экономических, административных, социальных, технологи­ческих и информационных факторов с целью достижения состояния качества природной среды, обеспечивающего возможность устойчи­вого развития общества и природы.

Таким образом, экологический менеджмент на уровне предпри­ятий относится к уровню управления, на котором определяются тех­ногенные и антропогенные воздействия на окружающую среду.



На этом уровне экологический менеджмент направлен, главным образом, на:

1. Контроль за выполнением природоохранного законодательства, экологических нормативов, квот.

2. Контроль экологических последствий природопользования и производства продукции.

3. Обеспечение совершенствования технологии производства в части уменьшения ее аварийности, степени технологического риска, энерго- и материалоемкости, количества и токсичности выбросов.

4. Экологизацию производства за счет использования отходов од­них предприятий в качестве ресурсов других.

5.Введение ограничений на размещение и функционирования производств, могущие оказать отрицательные экологические послед­ствия на природу и здоровье населения.

6.Организацию системы сбора оперативной информации адекватной реальной экологической обстановке.

Экологический менеджмент следует рассматривать как неотъ­емлемую часть общей системы управления предприятием. Очевидно, что бесконтрольное использование природных ресурсов приводит к разрушительным для общества экономическим, социальным и эколо­гическим последствиям. Поэтому современные предприятия должны постоянно реагировать на изменяющиеся требования охраны окру­жающей среды и обеспечить непрерывное совершенствование систе­мы экологического менеджмента.

Ключевым звеном в системе экологического менеджмента является экологическая служба предприятия. В настоящее время эти службы обеспечивают практическое осуществление на предприятиях природоохранной политики, основанной на эффектив­ном использовании природных ресурсов и соблюдении установлен­ных лимитов выброса загрязняющих веществ в природную среду, а также контроль за осуществлением природоохранной деятельности внутренними подразделениями предприятий.

Задачами экологических служб предприятий являются: 1) сбор текущей экологической информации; 2) контроль за экологической отчетностью внутренних подразделений предприятий; 3) разработка и реализация экологических программ предприятий по целенаправ­ленной перестройке технико-технологических процессов с учетом экологических требований; 4) контроль за осуществлением природо­охранной деятельности.

Природоохранная деятельность предпри­ятий не может быть эффективной, если она осуществляется лишь одним, хотя и специализированным структурным подразделением. Наибольший результат достигается тогда, когда в охране окру­жающей среды и рациональном использовании природных ресур­сов участвуют все службы и подразделения предприятий с учетом их специфики на производстве. При этом служба охраны окру­жающей среды играет роль главного органа, координирующего деятельность всех других подразделений.

Отметим основные направления деятельности природоохранной службы на предприятии:

1) формирование экологически и гигиенически обоснованных требований к выпускаемой продукции и контроль за их соблюдением, экологическая экспертиза продукции. На любую продукцию, выпускаемую предприятием, должны быть разработаны отраслевые стандарты, гарантирующие экологическую безопасность использования выпускаемой продукции;

2) контроль за соблюдением экологических требований, предъявляемых к технологическим процессам. При этом особое внимание
уделяется количественным и качественным показателям природо-­
пользования – удельным показателям расхода сырья и энергоресурсов
на единицу выпускаемой продукции. Экологическая служба участвует
в стандартизации норм природопотребления, параметров технологических процессов и выбросов отходов (в проведении экологической
экспертизы);

3) контроль за выполнением мероприятий по внедрению малоотходных технологий, систем повторного и оборотного водоснабжения;

4) организация контроля за количественным и качественным со­ставом твердых, жидких, газообразных технологических отходов, изучение их влияния на качество природной среды, а также на эффек­тивность работы сооружений очистки выбросов и сбросов;

5) участие в разработке и согласовании норм ПДВ и ПДС, пла­нирование природоохранных мероприятий по их достижению, со­ставление календарного плана проведения природоохранных меро­приятий производственными подразделениями и контроль за их вы­полнением;

6) учет затрат на природоохранную деятельность и анализ эффек­тивности их использования, подготовка статистической отчетности по установленным формам.

Деятельность природоохранных служб должна осуществляться в тесном контакте с местными органами власти и управления, а также с кон­тролирующими органами Министерства природных ресурсов и охра­ны окружающей среды Республики Беларусь. Предприятия различных отраслей и мощностей имеют свои специфические особенности и ус­ловия функционирования, что предопределяет структуру природо­охранных служб.

Факторы, влияющие на организационную структуру службы, можно условно разделить на отраслевые, региональные и внутрипроизводственные.

На малом предприятии обычно функции менеджмента по экологическим вопросам принимает и выполняет сам владелец предприятия, который принимает и все другие решения.

На средних предприятиях (с числом сотрудников до 300-350 человек) обязанности инженера-эколога возлагаются в качестве дополнительной нагрузки, как правило, на руководителей разного уровня, которые независимо от наличия или отсутствия экологической подготовки должны иметь высшее техническое образование и опыт работы на предприятии, поскольку им приходится сотрудничать по вопросам охраны окружающей среды с руководителями различных производств. В некоторых случаях ответственность за состояние природоохранной деятельности на предприятии возлагается на специалиста отдела охраны труда и техники безопасности.

Крупные предприятия создают специальные экологические службы.

Природоохранная служба должна подчиняться главному инженеру или директору предприятия. В этом случае ее указания и предписания будут приниматься к исполнению руководителями всех без исключе­ния подразделений. Количественный и качественный (профессио­нальный) состав службы зависит от характера производства (ресурсо­добывающее, ресурсоперерабатывающее, ресурсопотребляющее) и его воздействия на окружающую среду, мощности предприятия, его расположения и т. д. Штаты служб комплектуются из инженерно-технических работников разных специальностей: экологов, химиков, инженеров, технологов, экономистов, энергетиков и др.

Один из вариантов структуры природоохранной службы представлен на рис. 12.1.

Рис. 12.1 – Структура природоохранной службы

Создание природоохранных секторов обусловлено разделением экологической деятельности по сферам природопользования. Наличие сектора охраны почв целесообразно, прежде всего, на предприятиях добывающих и перерабатывающих отраслей экономики, т. е. там, где необходима рекультивация земель, и в случаях, когда основной тех­нологический процесс, связанный с использованием земли, чреват за­грязнением почвы.

Сектор охраны водных ресурсов контролирует эффективность работы локальной системы очистки сточных вод, соблюдение норм ПДС, принимает участие в создании систем оборотного водоснабжения.

Функции сектора охраны атмосферного воздуха: контроль за выбросами в атмосферу и за источниками ее загрязнения. Результаты контроля составляют содержание первичной отчетности (форма ПОД-1 предприятия).

Технологический сектор контролирует производительность и интенсивность технологических процессов, источников загрязнения, а также норм расходования энергоресурсов и сырья, разрабатывает задания технологическим службам предприятия по внедрению малоотходных и ресурсосберегающих технологий, принимает участие в решении использования вторичных отходов.

Важным условием эффективности экологической деятельности предприятия является объективная оценка качества природной среды, оценка характеристик воздействующих на нее факторов. Такие оценки проводятся на основе лабораторного контроля. Данные лабораторных исследований специалисты используют для учета и контроля источников загрязнения и оценки воздействия данного предприятия на окружающую среду. Вопросами эффективности внедряемых природоохранных мероприятий занимается экономический сектор.

Деятельность природоохранной службы должна строиться на основе строжайшего соблюдения природоохранного законодательства. Например, руководитель службы может дать распоряжение о приостановке и даже полной остановке работы агрегата или участка, если допускается превышение ПДК загрязняющих веществ в сточных водах, воздушном бассейне или на самом предприятии.

Для гласности работы отдела на предприятии должна собираться информация, которая ежемесячно отражала бы санитарное состояние цехов, служб и эффективного использования природоохранных объектов.

В последнее время, в связи с ростом актуальности вопросов расширения рынков сбыта своей продукции и выхода на внешние рынки предприятиями проводятся работы по созданию экологического менеджмента, соответствующего требованиям международных стандартов серии ИСО 14000.

Эти системы позволяют обеспечить экологическую безопасность предприятия и выпускаемой продукции и создают условия для:

Осуществления контроля за природоохранной деятельностью предприятия и постоянному ее улучшению;

Уменьшения загрязнения окружающей среды;

Снижения потребления ресурсов и образования отходов;

Снижения опасности возникновения аварий и аварийных ситуаций;

Обеспечения соответствия природоохранной деятельности предприятия требованиям законодательных актов и нормативных документов.

С появлением необходимости координировать работы, связанные с внедрением экологического менеджмента, как показывает опыт, целесообразно в структуре экологической службы создать отдел СУОС.

Возможный вариант современной структуры экологической службы предприятия представлен на рис.12.2.

Группа СУОС

Рисунок 12.2. – Структура экологической службы предприятия, включая СУОС

Включение группы СУОС в состав экологической службы предприятия позволяет реализовать интегрированный подход к экологическому управлению и сбалансировать экономические и экологические цели предприятия.