Функциональные обязанности библиотекаря. Должностная инструкция заведующей библиотекой (библиотекаря) образовательного учреждения Должностная инструкция библиотекаря школы
Должностные инструкции
Библиотекаря школьной библиотеки
1. Общие положения
1.1. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности библиотекаря его обязанности могут быть возложены на заведующего библиотекой, старшего вожатого или лаборанта. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.2. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование или стаж работы не менее трех лет на соответствующих должностях.
1.3. Библиотекарь подчиняется непосредственно заведующему библиотекой.
1.4. В своей деятельности библиотекарь руководствуется Конституцией Российской Федерации , законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и решениями Правительства региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда , техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором . Библиотекарь соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
2. Функции
Основными функциями, выполняемыми библиотекарем являются:
2.1. формирование библиотечного фонда;
2.2. учет библиотечного фонда и обеспечение установленной отчетности.
3. Должностные обязанности
Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:
3.1 . Анализирует:
– библиотечный фонд;
– читаемость конкретных образцов художественной и учебной литературы ;
3.2. Прогнозирует:
– тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений в формирование заказа на необходимую учебно-методическую, научную и художественную литературу ;
3.3. Осуществляет:
– контроль за сохранностью библиотечного фонда;
– текущее и перспективное планирование на своем участке работы;
– выдачу и сбор учебников;
– подготовку и проведение литературных выставок;
– совместно с педагогическим коллективом разностороннюю культурно-массовую работу по пропаганде книги, привлекая к участию в этой работе деятелей литературы и искусства, родителей;
– просветительскую работу для учеников, родителей (законных представителей), принимает родителей (законных представителей) по вопросам привития интереса к книге;
– изучение с учениками основ библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения;
– совместную деятельность школьной и районной библиотек;
3.4. Принимает участие в координации:
– взаимодействия представителей администрации школы со службами и подразделениями окружного управления образования, обеспечивающими формирование библиотечного фонда;
– родителей (законных представителей) по вопросу организации внеклассного чтения учащихся;
3.9. Принимает участие в оценке:
– предложений по организации воспитательной работы и по установлению связей с внешними партнерами;
3.10. Обеспечивает:
– своевременное комплектование библиотечного фонда.
4. Права
Библиотекарь имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Давать:
– обязательные распоряжения пользователям библиотечного фонда;
4.3. Принимать участие:
– в разработке воспитательной политики и стратегии школы, создании соответствующих стратегических документов;
– разработке любых управленческих решений, касающихся работы библиотеки;
– ведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-библиографической работе;
– работе педагогического совета;
4.4. Вносить предложения:
– о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки;
– по совершенствованию воспитательной работы;
– у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;
4.6. Приглашать:
– от имени школы родителей (законных представителей) для информирования их об успехах и проблемах их детей, о нарушениях их детьми Правил поведения для учащихся, Устава школы, Правил пользования библиотечным фондом;
4.7. Требовать:
– от учащихся соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава школы, Правил пользования библиотечным фондом;
– от любых посторонних лиц покинуть закрепленное за ним помещение, если на это посещение не было дано разрешение администрации;
4.8. Повышать:
– свою квалификацию.
5. Ответственность
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов , должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
4.3. Основные библиотечные технологические процессы.
4.4. Формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями.
4.5. Принятую систему квалификации книг, правила составления каталогов, комплектование, хранение и учёта литературного фонда.
4.6. Правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
V. Права
Библиотекарь имеет право:
5.1. Давать указания обучающимся и работникам, касающиеся правил пользования библиотечным фондом.
5.2. Вносить предложения по улучшению работы библиотеки.
VI. Ответственность
6.1. Библиотекарь несет полную материальную ответственность в случаи недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основе письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.
6.2. Несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
VII. Взаимоотношения. Связи по должности
Библиотекарь:
7.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором лицея.
7.2. Может привлекаться по распоряжению директора к экстренной замене временно отсутствующего учителя в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.
Согласовано:
Зав. библиотекой ______________________
С должностной инструкцией ознакомлена:
___________________/_________________/
«____»__________________________ г.
При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
Утверждаю
Директор школы _____________()
03.09.2005 года.
средняя общеобразовательная школа
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Библиотекарь (Заведующий библиотекой).
1. Общие положения.
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарификационно-квалификационной характеристики заведующего библиотекой и библиотекаря, согласованных Постановлением Министерством труда РФ от 1 февраля 1995 года №8) и направленных для руководства в работе письмом Министерства образования РФ от 4 августа 1995 г. №58-М.
1.2. Библиотекарь (заведующий библиотекой) назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу работы или общее среднее образование, курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря не менее трех лет.
1.4. Библиотекарь подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.
1.5. В своей деятельности библиотекарь руководствуется Конституцией и Законами РФ, Уставом и нормативными актами Моршанского района и Тамбовской области, Указами Президента РФ, решениями правительства РФ, решениями органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, обороны, ГО и обеспечения функционирования учреждения при чрезвычайных ситуациях, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными актами школы (в том числе настоящей должностной инструкцией), трудовым договором, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией, законодательством РФ о культуре, образовании и библиотечном деле, руководящими докуменетами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы, правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации..
Библиотекарь соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.
2.Функции
Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:
2.1информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе;
2.2.пропаганда чтения как формы культурного досуга.
3. должностные обязанности
Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:
3.1 организует работу библиотеки школы, формирование, обработку и систематизированное хранение библиотечного фонда;
3.2 составляет каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и обзоры литературы;
3.3 обслуживает обучающихся и работников школы на абонементе и в читальном зале, организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, викторины, и другие мероприятия по пропаганде книги); осуществляет подбор литературы по заявкам читателей;
3.4 ведет учет работы библиотеки и представляет установленную отчетность;
3.5 принимает книжные фонды на ответственное хранение по акту и разовым документам и ведет соответствующий учет, участвует в инвентаризации книжных фондов, списании устаревшей и ветхой литературы по установленным правилам и нормам;
3.6 принимает в установленном порядке меры к возмещению ущерба, причиненного книжному и иным фондам библиотеки по вине читателей и в связи с недостачей, утратой или порчей книг;
3.7 устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками; организует межбиблиотечный фонд;
3.8 оформляет подписку школы на периодические издания, контролирует их доставку;
3.9 принимает меры к обеспечению библиотеки необходимым оборудованием;
3.10 организует читательские конференции, литературные вечера и другие массовые мероприятия;
3.11 соблюдает правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите; следит за надлежащим санитарным состоянием помещений и фондов библиотеки.
4. Права.
Библиотекарь имеет право:
4.1 контролировать и направлять работу уборщика служебных помещений и рабочего по обслуживанию школы в помещениях библиотеки;
4.2 участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях педагогического совета школы;
4.9 давать обучающимся и работникам школы обязательные для исполнения указания по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотечными фондами;
5. ответственность.
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального поступка библиотекарь может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ "Об образовании". Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба всвязи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
Библиотекарь несет полную материальную ответственность в случае недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основании письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.
6. Взаимоотношения. Связи по должности.
Библиотекарь:
6.1. работает по графику, составленному из 40-часовой недели, и утвержденному директором школы по представлению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе;
6.2 может привлекаться по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы;
6.3. получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.4. работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами их заменяющими);систематически обменивается информацией по вопросам входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками школы и администрацией школы.
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
СОШ _______________________________()
С инструкцией ознакомлен: _______________________________________()
Должностная инструкция библиотекаря (Зав. библиотекой)
Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:В каждой библиотеке предъявляются различные требования к кандидату на должность библиотекаря. Конкретные обязанности изложены в должностной инструкции сотрудника организации. В общих случаях внимание уделяется именно личностным качествам потенциального сотрудника и образованию. Среди желаемых качеств отмечают: аккуратность, ответственность, хорошую память, эмоциональную выдержку и другие. При приеме на работу меньшее значение имеет стаж работы.
Библиотекарь исполняет распоряжения и приказы руководства. Отдельные требования предъявляются к уровню знаний библиотекаря. Он должен знать содержание художественной, специальной, научной и иной литературы. Объясняется такое требование тем, что библиотекарь помогает посетителям в подборе нужных книг, консультирует, дает рекомендации по выбору необходимой литературы.
В обязанности библиотекаря входит учет, хранение, поиск и выдача книжного фонда. Таким образом, библиотекарь должен знать соответствующие правила обработки и комплектования библиотечной литературы. Он составляет списки недостающей литературы по запросам читателей, следит за обновлениями в книжной сфере. Кроме того, ведет необходимый учет по основным показателям, характеризующим эффективность работы библиотеки.
Профессиональные качества библиотекаря
В исполнении обязанностей библиотекарю необходимы такие качества как: внимательность, сосредоточенность и терпение. Профессиональные качества библиотекаря также позволяют ему обеспечивать сохранность литературы библиотеки. Он знает алфавитных каталогов книг и журналов, хранящихся в библиотеке. Библиотекарь обязан применять меры по совершенствованию обслуживания посетителей. В первую очередь такое требование относится к созданию комфортных условий читателей, удовлетворения их запросов на литературу.
Также библиотекарь узнает о предстоящих тематических выставках в городе и принимает в них участие от лица библиотеки. Он готовит раздаточный и наглядный материал по актуальным вопросам науки и производственного опыта, оформляет выставочные стенды.
Сегодня библиотекарю необходимы знания компьютерных программ и навыки пользования ими. Так, в своей деятельности он формирует каталоги баз данных, имеющихся в библиотеке литературы в электронном виде. Стоит отметить, что работа библиотекаря имеет недостатки. К ним относят отсутствие карьерного роста и низкую заработную плату.
«УТВЕРЖДАЮ»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор _________________
________________________
(подпись)
________________________
(Ф.И.О.)
«_____»_____________ 200___г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ БИБЛИОТЕКАРЯ
(название общеобразовательного заведения)
_____________________________________________________________
(Ф. И. О.)
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на
основе тарифно-квалификационных характеристик заведующего библиотекой и
библиотекаря, согласованных постановлением Министерства труда Украины,
Министерства образования и науки Украины, Министерства образования и науки
Автономной Республики Крым.
1.2. Библиотекарь (заведующий библиотекой) назначается и
освобождается от должности директором школы.
1.3. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное
образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее
образование, курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря
(библиографа) не менее 3 лет.
1.4. Библиотекарь подчиняется непосредственно заместителю
директора школы по учебно-воспитательной работе.
1.5. В своей деятельности библиотекарь руководствуется
законодательством Украины о культуре, образовании и библиотечном деле;
постановлениями Правительства Украины, определяющими развитие культуры;
руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной
работы;правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации;
правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите, а
также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка школы и настоящей
Инструкцией. 1.6.
2. Функции
Основными направлениями деятельности библиотекаря
являются:
2.1. информационное обеспечение учебно-воспитательного
процесса в школе;
2.2. пропаганда чтения как формы культурного досуга;
2.3. работа по сохранности учебников и другой литературы;
3. Должностные обязанности
Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. организует работу библиотеки школы, формирование,
обработку и систематизированное хранение библиотечного фонда;
3.2. составляет каталоги, картотеки, указатели,
тематические списки и обзоры литературы;
3.3. обслуживает обучающихся и работников школы на
абонементе и в читальном зале, организует и проводит связанную с этим
информационную работу (выставки, витрины и другие мероприятия по пропаганде
книги); осуществляет подбор литературы по заявкам читателей;
3.4. ведет учет работы библиотеки и представляет
установленную отчетность;
3.5. принимает книжные фонды на ответственное хранение по
акту и разовым документам и ведет соответствующий учет, участвует в
инвентаризации книжных фондов, списании устаревшей и ветхой литературы по
установленным правилам и нормам;
3.6. принимает в установленном порядке меры к возмещению
ущерба, причиненного книжному и иным фондам библиотеки по вине читателей
(пользователей) и в связи с недостачей, утратой или порчей книг;
3.7. устанавливает и поддерживает связи с другими
библиотеками; организует межбиблиотечный обмен;
3.8. оформляет подписку школы на периодические издания,
контролирует их доставку;
3.9. принимает меры к обеспечению библиотеки необходимой
литературой, учебниками, оборудованием;
3.10. организует читательские конференции, литературные
вечера и другие массовые мероприятия;
3.11. соблюдает правила по охране труда, технике безопасности
и противопожарной защите; следит за надлежащим санитарным состоянием помещений
и фондов библиотеки;
3.12. в каникулярное время привлекается к организационной
работе с учащимися по организации их труда и отдыха;
4. Права
Библиотекарь имеет право:
4.1. давать обязательные для исполнения указания
обучающимся и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил
пользования библиотечными фондами;
4.2. контролировать и направлять работу уборщика
служебных помещений и рабочего по обслуживанию и текущему ремонту зданий,
сооружений и оборудования в помещениях библиотеки;
4.3. участвовать с правом совещательного голоса в
заседаниях Педагогического совета школы;
5. Ответственность
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без
уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы,
законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов,
должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за
неиспользование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную
ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.2. За виновное причинение школе или участникам
образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих
должностных обязанностей библиотекарь несет материальную ответственность в
порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским
законодательством.
Библиотекарь несет полную материальную ответственность в
случае недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основании
письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет,
что ущерб причинен не по его вине.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Библиотекарь:
6.1. работает по графику, составленному исходя из
36-часовой рабочей недели (при нагрузке в 0,5 ставки – 18 часов в неделю) и
утвержденному директором школы по представлению заместителя директора школы по
учебно-воспитательной работе;
6.2. может привлекаться по распоряжению заместителя
директора школы по учебно-воспитательной работе к экстренной замене временно
отсутствующих учителей и воспитателей в пределах нормальной продолжительности
своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической
работы;
6.3. получает от директора школы и его заместителей
информацию нормативно-правового и организационно-методического характера,
знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.4. работает в тесном контакте с учителями, родителями
обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией
по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими
работниками школы.
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе __________________
С должностными обязанностями ознакомлен (а): ____________
Деятельность библиотек имеет неоценимое значение в жизни современного общества. Они функционируют много столетий, сохраняя книги и другие документы, являющиеся свидетельством выдающихся открытий, накопленных знаний и истинной веры людей. Библиотеки принято считать основой культуры человечества. Они оказывают содействие в реализации прав каждой отдельной личности на получение сведений и пользование достижениями цивилизации. В данной статье будет освещена должностная инструкция библиотекаря, его права и обязанности.
Статус профессии в настоящее время
В наши дни работать в библиотеке стало намного сложнее, чем в былые времена, но значительно увлекательнее. Иногда библиотеки должны доказывать свою незаменимость в современном мире.
Библиотекарь - одна из самых прекрасных профессий на Земле. Она находится в той сфере жизни человека, в которой постоянно соприкасаются мир книг и людей, разные временные отрезки, где одно плавно перетекает в другое, требуя от библиотекаря огромных усилий для поддержания баланса равновесия.
Пробуждение душевности, интеллигентности и честности в душах людей является основной задачей библиотек в нашей стране. Книга в некоторых случаях бывает способна залечить раны души, одолеть болезнь и помочь человеку воспрять духом.
Роль должностной инструкции
Общеизвестно, что координированность и эффективность работы каждого учреждения напрямую зависят от организации деятельности персонала. Правильно составленная должностная инструкция способна предоставить возможность разумного разграничения и распределения функциональных обязанностей между работниками библиотек, оказать помощь в обобщении накопленной базы методов и способов библиотечной работы.
Значительная роль должностной инструкции также заключается в следующих аспектах:
- четком разделении ответственности, прав и обязанностей каждого работника библиотеки;
- обоснованном подборе, расстановке и применении персонала с учетом уровня квалификации работников библиотек;
- усилении значимости и влияния кадров на протекание процессов библиотечной работы;
- материальном и моральном поощрении библиотекарей за качественную работу;
- введении обоснованных трудовых норм.
Должностная инструкция библиотекаря способствует поддержанию трудовой дисциплины. Она регламентирует применение руководством мер дисциплинарного взыскания к сотрудникам библиотек, халатно относящихся к своим трудовым обязанностям.
Разделы должностной инструкции
Типовая должностная инструкция библиотекаря содержит следующие разделы:
- Общие положения. В разделе освещены требования к стажу трудовой деятельности библиотекарей, а также необходимый уровень квалификации работников библиотек.
- Должностные обязанности. В данном разделе прописаны основные трудовые обязанности специалистов библиотечного дела, занимающих определенные должности в данном учреждении культуры. Они несколько варьируются в зависимости от специфики работы библиотекарей. Допустим, должностная инструкция библиотекаря сельской библиотеки может иметь определенные отличия от инструкции библиотекаря школы.
- Права. Третий раздел инструкции определяет права и статус библиотекарей.
- Ответственность. Раздел конкретизирует порядок и сроки предоставления отчетной документации и другие этапы работы библиотекарей.
Данная инструкция обычно утверждается директором учреждения.
Права библиотекарей
Работники библиотек имеют право:
- располагать сведениями о решениях руководства, которые касаются их работы;
- вносить на рассмотрение начальства рекомендации по усовершенствованию своего труда;
- получать от своих коллег сведения, необходимые для работы;
- привлекать специалистов библиотечного дела для решения вопросов, касающихся трудовой деятельности;
- требовать от руководителя поддержки в исполнении своих трудовых обязанностей и прав, освещенных в должностной инструкции.
Педагог-библиотекарь: должностная инструкция
Педагог-библиотекарь работает в общеобразовательных учреждениях. На этой должности чаще всего трудятся педагоги или библиотекари, имеющие высшее образование.
Педагог-библиотекарь находится в непосредственном подчинении руководителя учреждения. В своей работе он руководствуется уставом учебного учреждения, должностной инструкцией и другой документацией, связанной с его трудовой деятельностью.
Работа педагога-библиотекаря состоит из определенных задач:
- учебно-методического и процесса обучения;
- обеспечения сохранности фонда библиотеки;
- обеспечения охраны здоровья учеников в период учебного процесса.
Обязанности школьного библиотекаря
Должностная инструкция библиотекаря школы определяет основные обязанности данного специалиста. К ним относятся:
- организация работы школьной библиотеки;
- формирование, обработка и хранение библиотечного фонда;
- ведение каталогов и картотек;
- обслуживание учеников и преподавательского состава образовательного учреждения;
- списание непригодной для использования литературы, согласно установленным правилам и нормативам;
- оформление подписки на журналы и газеты;
- следование правилам по охране труда и пожарной безопасности.
Должностная инструкция библиотекаря сельской библиотеки-филиала ЦБС
В должностной инструкции библиотекаря, работающего в библиотеке, являющейся филиалом централизованной библиотечной системы, четко прописаны обязанности данного специалиста.
Библиотекарь должен:
- вести учет основных показателей библиотечной работы (книговыдачи, посещаемости и других);
- обеспечивать пользователей необходимой литературой;
- участвовать в процессе комплектования библиотеки книгами и периодическими изданиями;
- изучать опыт передовых библиотек и применять его на практике;
- взаимодействовать с другими библиотекарями системы.
Должностная инструкция библиотекаря также освещает требования к квалификации специалистов библиотечного дела, согласно установленным разрядам оплаты труда.
Функции отдела комплектования и обработки литературы
Большинство читателей не имеют представления о работе данного отдела библиотеки. Результатом кропотливой работы библиотекарей отдела комплектования и обработки являются скомплектованные с учетом всех запросов и интересов пользователей, обработанные и поставленные на учет библиотечные фонды.
Отдел занимается ответственной работой: производит отбор нужной и интересной литературы, которая будет пользоваться читательским спросом, в рамках финансового обеспечения; сотрудничает с различными издательствами и книготорговыми объединениями.
Должностная инструкция библиотекаря отдела комплектования и обработки литературы гласит, что одной из основных должностных обязанностей сотрудников данного отдела является комплектование фондов библиотек книгами, а также периодическими и электронными изданиями. Каждое издание перед тем, как занять свое место на книжной полке, проходит библиотечную обработку, которую осуществляют специалисты этого отдела.
Все каталоги централизованной библиотечной системы - учетный, алфавитный и систематический - также создаются в данном отделе. Они являются основными звеньями справочно-библиографического аппарата библиотеки, позволяющего отыскать в фонде все имеющиеся издания в книжном формате.
Работники этого важного отдела также ведут работу по обеспечению сохранности фондов библиотек.
Содержание работы данного структурного подразделения центральной библиотеки
Отделом комплектования и обработки руководит заведующий. Он непосредственно несет ответственность за его работу.
- Планирование комплектования фондов.
- Текущее комплектование единого фонда библиотек системы.
- Формирование и ведение каталогов и картотек.
- Библиотечная обработка новых поступлений.
- Осуществление проверок книжных фондов библиотек системы.
Должностная инструкция библиотекаря, несущего свою трудовую вахту в структурных подразделениях и библиотеках-филиалах централизованной библиотечной системы, а также в школьных и ведомственных библиотеках, является основным нормативным и правовым документом, регламентирующим его трудовую деятельность.