Доклад: Экологические проблемы нефтедобывающей промышленности. Муниципальное общеобразовательное учреждение. Влияние нефтедобычи на природу


Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. Влияние нефтяного хозяйства на окружающую среду…………………..4
1.1 Источники загрязнения при бурении скважин. Шламовые амбары..4
1.2 Загрязнения при морской добыче нефти……………………………..10
1.3 Загрязнение окружающей среды при транспортировке нефти…….11
2. Заключение………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………15
ВВЕДЕНИЕ
Каждую минуту в мире добывается несколько тысяч тонн нефти, основные мировые запасы которой были истощены только за XX и начало XXI века. Ущерб, нанесенный подобной гонкой за столь короткое (по сравнению с мирозданием) время, невозможно сравнить ни с одной из глобальных катастроф последнего времени. Добыча нефти и экологические проблемы, связанные с ней, широко обсуждаются в различных организациях по защите окружающей среды, обнародуются шокирующие цифры и называются все возможные последующие проблемы мирового масштаба, однако никаких глобальных перемен в нефтедобывающей промышленности не происходит.
В процессе освоения нефтяных и газовых месторождений наиболее активное воздействие на природную среду осуществляется в пределах территорий самих месторождений, трасс линейных сооружений (в первую очередь магистральных трубопроводов), в ближайших населенных пунктах (городах, поселках). Добыча нефти и газа приводит к изменению глубоко залегающих горизонтов геологической среды.
Человек теснит природу, которая отвечает агрессией на агрессию. Одним из ответов является значительное проседание грунта в местах активной откачки нефти. Это происходит как на суше, так и на участках морского дна, на которых расположены разрабатываемые месторождения. В критических случаях скорость проседания может достигать 81 см в год. Учеными отмечается и прямая зависимость между активной откачкой нефти и активизацией мелких землетрясений. Добыча нефти оказывает свое негативное воздействие и на Мировой океан, в котором ежегодно по разным причинам оказывается до 10 млн. т нефти. Результаты аэрофотосъемки показывают, что около трети всей поверхности уже покрыто тонкой нефтяной пленкой, вызывающей массовую гибель морской фауны и птиц.
Предприятия по добыче и переработке газа загрязняют атмосферу углеводородами. Использование нефти в качестве топлива, при сгорании в атмосферу выбрасывается огромное количество углекислого газа, сернистых соединений и оксида азота. За годы существования человечества соотношение углекислого газа и кислорода значительно изменилось: уровень кислорода упал на 0,02%, углекислого газа возрос на 12%. Подобные изменения не только негативно влияют на общее состояние всего живого на планете, но и вызывают парниковый эффект, последствия которого давно широко освещены и обоснованы.
Добыча нефти и экологические проблемы, начинающиеся уже на стадии ее активной добычи, связаны с изменением внешнего облика природных ландшафтов, нарушением растительного покрова, сокращением популяций животных, загрязнением оболочек земли: атмосферы, гидросферы и литосферы.

1 Влияние нефтяного хозяйства на окружающую среду

1.1 Источники загрязнения при бурении скважин. Шламовые амбары.

Осложнения и аварии при бурении скважины является неотъемлемой, но нежелательной частью строительства скважины. Осложнения и аварии так или иначе встречаются при бурение любой скважины.
Источники загрязнения при бурении скважин условно можно разделить на постоянные и временные.
К первым относятся фильтрация и утечки жидких отходов бурения из шламовых амбаров.
Ко второй группе принадлежат источники временного действия:
- поглощение бурового раствора при бурении; выбросы пластового флюида на дневную поверхность;
- нарушение герметичности зацементированного заколонного пространства, приводящее к межпластовым перетокам и заколонным проявлениям;
- затопление территории буровой вследствие паводка в период весеннего половодья или интенсивного таяния снегов и разлив при этом содержимого шламовых амбаров (рисунок 1).

Рисунок 1. Систематизация источников загрязнения при бурении скважин

Наибольшую опасность для объектов природной среды представляют производственно-технологические отходы бурения, которые накапливаются и хранятся непосредственно на территории буровой. В своем составе они содержат широкий спектр загрязнителей минеральной и органической природы, представленных материалами и химреагентами, используемыми для приготовления и обработки буровых растворов (например: полиакриламидом (ПАА), конденсированной сульфитспиртовой бардой(КССБ), карбоксиметилцеллюлозой(КМЦ), СЖК, ВЖС, DKS-extender, sypan, T-80) . На1 м3 отходов приходится до 68 кг загрязняющей органики, не считая нефти и нефтепродуктов и загрязнителей минеральной природы.
Создание нефтяных и газовых скважин сопровожд........

Список использованной литературы
1. «Экологические проблемы, связанные с добычей нефти и газа в ХМАО.»: реферат / Ханты-Мансийск, 2007.
2. Мельниченко А.М. Осложнения и аварии при бурении нефтяных и газовых скважин / Мельниченко А.М. - Самара, 2013.
3. Быков И.Ю. Охрана окружающей среды при строительстве скважин / Быков И.Ю., Гуменюк А.С, Литвиенко В.И. - Москва: ВНИИОЭНГ, 1985. - 37 с.
4. Ягафарова Г.Г. Утилизация экологически опасных буровых отходов / Ягафарова Г.Г., Барахнина В.Б. - Уфа: Нефтегазовое дело, 2006.
5. Патент РФ №2093478 от 20.10.97. Ягафарова Г.Г., Мавлютов М.Р., Барахнина В.Б.и др. Способ очистки почвы и воды от нефти, нефтепродуктов и полимерных добавок в буровой раствор, Б.И. №29. - 282 с.
6. Комплексная система обращения с буровыми шламами с использованием геоконтейнерной обработки. Сафонова Н.А., Чертес К.Л., Тупицына О.В., Пыстин В.Н., Калинкина К.Д., Бурлака В.А., Быков Д.Е. / Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело», 2012, № 4 7. Обоснование инвестиций в строительство полигона утилизации и переработки отходов бурения и нефтедобычи АО "ЛУКОЙЛ-Когалымнефтегаз". Т.1. Общая пояснительная записка. Сургут, 1996.
8. Максименко А.П. Оценка загрязнителей почвы - нефтешламовые амбары. Краснодарский край / Максименко А.П., Герш В.А. - Краснодар: ФГУ «Краснодарский опытный лесхоз», 2010.
9. 9Акт обследования, "ТНК-Нягань", Ем-Еговское месторождение, 2011.
10. Сальникова М. Рекультивация шламовых амбаров: какой метод экологичнее? / Сальникова М. - Нефтегазовый образовательный центр, 2013.
11. Решетников В.Г. Лесная рекультивация шламовых амбаров / Решетникова В.Г. - Уральский государственный лесотехнический университет, 2010.
12. Александр Хуршудов А. Не вижу особых технических проблем при рекультивации шламовых амбаров? / Александр Хуршудов.- Нефтегазовый образовательный центр, 2013.
13. Берчатова А.А. Экологические проблемы нефтяной промышленности / Берчатова А.А., Петрова Е.Ю. - Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2003.
14. Фазылова Т.Х. Проблема нефтяных загрязнений почвы. / Фазылова Т.Х., Хайбуллина Э.Г., 2014.
15. Чухарева Н.В. Анализ причин аварийных ситуаций при эксплуатации магистральных трубопроводов в условиях крайнего Севера в период с 2000 по 2010 год / Чухарева Н.В., Тихонова Т.В. -Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело», 2011,№ 3 >

Ежегодно предприятия нефтяной отрасли нарушают до 15 тыс. га земель, выбрасывают в атмосферу более 2,5 млн т загрязненных веществ, сжигают на факелах около 6 млрд попутных газов, забирают около 750 млн т пресной воды, оставляют неликвидированными сотни амбаров с буровым шламом.

Ежегодно на промысловых трубопроводах России происходит до 20 тыс. аварий с частотой 1,5-2 разрыва на 1 км трассы. Только в Западной Сибири загрязнено нефтью и нефтепродуктами до 840 тыс. га земель. Потери нефти и нефтепродуктов за счет аварийных ситуаций достигают 20 млн т ежегодно. При стоимости нефти 50 долл./баррель ущерб экономике России, не считая экологического, составляет 7 млрд долл.

Перечисленные проблемы складываются из локальных воздействий добывающих предприятий. Экологические проблемы можно сгруппировать по трем направлениям: организационно-экономические; технологические; природно-ресурсные.

Организационно-экономические проблемы

Техническим заданием (ТЗ) на составление технологической схемы разработки месторождения природоохранные мероприятия сформулированы достаточно расплывчато. Например, отсутствует информация о том, какой экономический и экологический ущерб будет нанесен ОС и местному населению. До сих пор не осознается тот факт, что затраты на экологические мероприятия относятся к производственным и являются такими же необходимыми элементами затрат, как и затраты на электроэнергию и водоснабжение.

Весь жизненный цикл промысла и себестоимость товарной нефти зависят от качества эколого-экономических оценок стоимости ПР. наносимого ущерба, а также компенсационных мероприятий.

В большинстве проектов отсутствуют показатели экологического состояния компонентов ПС, определенные Правилами по проведению экологической экспертизы; проекты не отвечают требованиям официальных документов по оценке воздействия на ОС (ОВОС); отсутствуют прогнозные сценарии воздействия производственного объекта на ОС; отсутствуют схемы организации экологического мониторинга, а также расчеты экономического ущерба и платежей за аренду земельных участков, за размещение отходов, за загрязнение ОС; отсутствуют планы компенсационных мероприятий.

При проектировании разработки месторождений УВ должны быть выявлены все группы рисков: геологические, строительные, эксплуатационные, инжиниринговые, финансовые, маркетинговые и экологические. Последние могут возникнуть на любой стадии реализации проекта в результате событий природного или техногенного характера.

При установлении лимитов воздействия на ОС нефтедобывающего предприятия нормативы воздействия утверждаются на 5 лет, которые продлеваются на новый срок без снижения объемов выбросов, сбросов и образования отходов, при этом слабо учитываются реальные условия функционирования объекта. Кроме того, проводится недостаточное обоснование границ горных отводов, а также отводов земельных участков под строительство скважин.

Следуя закону "Об охране окружающей среды", любое предприятие, производящее выбросы в ОС, обязано проводить мониторинговые наблюдения, цель которых - получение показателей состояния ПС, Большинство добывающих предприятий не имеет собственных служб мониторинга, а наблюдения проводятся эпизодически и бессистемно.

Технологические проблемы

Анализ технологических процессов строительства скважин, обустройства и эксплуатации нефтепромыслов, организации работ по охране ОС выявил:

  • недостаточную эффективность экологических решений в проектах разработки и обустройства месторождений, строительства и ремонта скважин, программ по повышению нефтеотдачи пластов;
  • некачественную реализация проектных решений ввиду низкой эксплуатационной надежности технических средств и низкой эффективности системы контроля;
  • недостаточный уровень экологической подготовки специалистов на всех участках цепочки "скважина - магистральный трубопровод".

Разливы нефти обусловлены большой протяженностью и низкой надежностью (80% износа) промысловых нефтяных и водоводных линий в системе поддержания пластового давления (ППД). На МН причины аварийности следующие: 34%-внешние воздействия: 23%-брак при строительстве; 23%-коррозия; 14%-заводской брак: 3%-ошибочные действия персонала.

С увеличением обводненности нефти скорость коррозии труб и оборудования увеличивается. При обводненности от 10 до 80% скорость коррозии составляет , а при обводненности 90% этот параметр увеличивается до .

Вследствие высокой агрессивности пластовых вод (сероводород, диоксид углерода, ионы хлора и др.) сквозные отверстия в оборудовании могут появиться через 5 лет после начала эксплуатации, а при подаче ингибиторов коррозии срок безаварийной службы трубопроводов из углеродистых сталей может быть продлен до 10 лет.

Выбор и дозирование ингибиторов коррозии зависят от состава пластовых флюидов. Служба коррозионного мониторинга воспринимается как второстепенное подразделение, однако если учесть величину наносимого авариями ущерба и стоимость реабилитации компонентов экосистем, то такие представления неверны. Предупреждение аварийности является необходимой превентивной мерой, которая должна быть отражена в экологической политике предприятия и в Декларации промышленной безопасности.

Назрела необходимость совершенствования защитных покрытий для предотвращения асфальто-парафиновых отложений и методов очистки промысловых труб. Срок службы битумной изоляции на внешних покрытиях не превышает 10 лет. поэтому необходим переход к новым материалам и технологиям покрытия.

Одной из важнейших в нефтяной отрасли является проблема утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ). Только в факелах нефтепромыслов Западной Сибири ежегодно сжигается около 15 млрд этого энергоносителя. Показатель утилизации ПНГ варьирует от 25 до 95%. При эксплуатации месторождений взимается плата за его сжигание. В случае превышения ПДВ на границе санитарно-защитной зоны производится совершенствование факельной системы с целью более полного сжигания, а не мероприятия по его переработке. В этом случае ПНГ относится к отходам добычи (как бензин в XIX в., который сливали по ночам в реки), что позволяет платежи за загрязнение отнести к себестоимости продукции, как и затраты на утилизацию пластовых вод. Пластовые воды, как и ПНГ. также являются источником ценного сырья для нефтехимии (содержат и др.).

Одним из методов утилизации ПНГ является его закачка в пласты-коллекторы с целью повышения нефтеотдачи. Эффективность применения газовых методов повышения нефтеотдачи увеличивается при низких фильтрационно-емкостных свойствах продуктивных пластов. При закачке ПНГ решается ряд проблем:

  • сокращаются платежи за выбросы в ОС и поддерживается качество атмосферного воздуха в рабочей зоне на уровне нормативов;
  • сокращается протяженность промысловых коррозионно-опасных коммуникаций;
  • обеспечивается геодинамическая стабильность залежи;
  • снижается обводненность скважинной продукции и сохраняется ПНГ как ресурс для последующего извлечения.

В России насчитывается более 150 тыс. нефтяных и газовых скважин. Примерно 10% из них или законсервированы, или нуждаются в консервации и ликвидации. Законсервированные скважины под влиянием изменений в земной коре могут "ожить", выделяя нефть, газы и пластовые рассолы. Таких опасных скважин в России свыше 1500. В Казахстане, например, десятки изливающих скважин ушли под воду при увеличении уровня воды в Каспии.

Одна из стадий образования отходов - бурение скважин, на период строительства которой предоставляется до 5 га земли. В течение года после окончания строительства скважины территория буровой площадки должна быть рекультивирована и передана землепользователю. На период эксплуатации скважины выделяется 0,36 га. Рационализация размещения кустов скважин позволяет снизить отводы земель за счет снижения площадей, занятых промысловыми коммуникациями.

При ремонте скважин необходим контроль использования растворителей, гелей, кислот и других реагентов, которые должны закачиваться в пласт при стимуляции нефтеотдачи скважин. При обработке призабойной зоны скважин применяются 10- и 5-% растворы, соответственно, соляной и плавиковой кислот. При ремонте скважин возникают до 2 токсичных жидкостей на одну скважинную операцию. Кроме того, при промывке насосных агрегатов, НКТ возникают до 5 жидких отходов на одну операцию. На месторождении необходимо иметь специальную скважину с поглощающими горизонтами для утилизации жидких отходов от технологических процессов добычи.

Нефте- и газодобывающие скважины являются сложными и дорогостоящими сооружениями, которые нуждаются в постоянном контроле и проведении технических мероприятий по поддержанию рабочих режимов. Коррозионное поражение цементного камня в скважинах приводит к снижению доли нефти в добываемых флюидах и к загрязнению артезианских и грунтовых вод, используемых для водоснабжения. По этой причине происходит образование грифонов у устья скважин. Вследствие несвоевременных диагностических исследований в отрасли простаивают более 20 тыс. скважин, подлежащих капитальному ремонту.

Источником загрязнения нефтью и минерализованными водами являются также резервуарные парки добывающих предприятий. Многие резервуарные парки "плавают" на линзах нефтепродуктов, которые образовались за годы утечек нефти. Периодическая диагностика и очистка резервуаров от осадков с последующей их утилизацией позволяет снизить остроту этой экологической проблемы.

Луценко Павел

В исследовательской работе "Влияние автотранспорта на экологию села" раскрывается проблема загрязнения воздуха выхлопными газами автомобилей центра села. Эта проблема возникает каждый год в летний период. Изготовив "ловушки" пыли, а также выполнив простые эксперементы и обработав математическими подсчётами результат, Павел доказал эту проблему для своего села.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Завьяловская средняя общеобразовательная школа № 1

Научно-исследовательская работа

Выполнил : Луценко Павел Константинович

ученик 3-а класса

МОУ «Завьяловская средняя

Завьяловского района» Алтайского края

Руководитель : Сивер Александра Ивановна

учитель начальных классов

МОУ «Завьяловская средняя

общеобразовательная школа № 1

Завьяловского района» Алтайского края

Завьялово

2012

Введение 3

Глава 1. Работа с литературой

  1. Автомобиль сегодня
  2. Загрязнение атмосферного воздуха выбросами транспорта 6
  3. Общие сведения о Завьяловском районе 8

Глава 2. Практическая часть

2.1 Исследование количества автотранспорта на территории

села Завьялова 9

2.2 Изучение количества вредных твердых частиц образующихся

при работе двигателя автомобиля 10

Заключение 13

Список литературы 14

Приложение № 1 15

Приложение № 2 16

Приложение № 3 17

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность - В результате деятельности человека в воздух выбрасывается множество веществ – от невидимых химических элементов до продуктов сгорания (сажи). Они переносятся на огромные расстояния. Территория нашего села Завьялова подвергается загрязнению продуктами сгорания топлива в двигателях автомобилей в летний период. Именно в это время наблюдается большое количество автотранспорта в селе. Это связанно с тем, что на территории района находится курортная зона с лечебными озерами. Большое количество выхлопных газов, безусловно, должно приносит неудобства жителям Завьялова. Меня заинтересовала эта тема, и я решил узнать, насколько сильно загрязняется воздух в нашем селе летом.

Гипотеза : автомобиль- источник загрязнения окружающей среды центра села

Цель исследовательской работы - доказать проблему загрязнения воздуха выхлопными газами автомобилей в селе Завьялове.

Задачи исследования :

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Определить степень влияния автотранспорта на воздушное пространство.

3. Доказать, что выхлопные газы оставляют после себя загрязнения.

4. Описать исследовательские опыты данной работы.

5. На основании проведенных экспериментов сделать вывод о негативном влиянии выхлопных газов на чистоту воздуха в нашем селе.

Объект исследования – процесс загрязнения воздуха выхлопными газами в селе Завьялове в летний период.

Предмет исследования – воздушное пространство в селе Завьялове.

Методы исследования – в своей работе я использовал такие методы, как наблюдение, сравнение, математические методы обработки и представление полученных данных, фоторепортаж.

ГЛАВА 1. Работа с литературой

1.1. Автомобиль сегодня

Автомобиль на сегодняшний день – это оптимальное средство передвижения, как на территории города, так и по бездорожью. Но так ли было всегда?

Изобретение автомобиля значительно изменило жизнь людей. На сегодняшний день автомобильный парк растет быстрее, чем народонаселение. В настоящее время с конвейеров автозаводов всего мира ежегодно выходит около 50 миллионов автомобилей, т.е. в среднем, при двухсменной работе – 170 машин каждую минуту! За сорок послевоенных лет автомобильный парк вырос более чем в десять раз и в 1987 году превысил полумиллиардный рубеж. В 1998 году автомобильный парк вырос до 700 миллионов. К концу первого десятилетия 21 века парк автомобилей достиг миллиардной отметки. Практически все современные автомобили снабжены двигателями внутреннего сгорания. При сравнительно небольшой массе этот двигатель развивает значительную мощность, экономичен, достаточно надежен, работает на сравнительно недорогом топливе. По мере роста автомобильного парка, стал проявляться существенный недостаток этого двигателя – с выхлопными газами в окружающий воздух поступают вредные для здоровья человека вещества. Каждый автомобиль выбрасывает более 3 кг вредных веществ ежедневно. Когда автомобилей стало слишком много, в крупных городах заметно ухудшилось состояние атмосферного воздуха.

1.2. Загрязнение атмосферного воздуха выбросами транспорта

Большинство форм жизни, обитающих на Земле, не могут существовать без кислорода, содержащегося в воздухе.. Воздух – важное условие жизни человека, животных, растений.

Воздух, которым мы дышим, содержит не только кислород, но и множество других газов. Больше всего в нем азота – 78%. Кислород составляет 21%, а оставшийся процент – это водяной пар, углекислый газ, диоксид азота и благородные Одна из основных причин загрязнения воздуха – это сгорание природного топлива, например нефти, угля и природного газа.. Особое место в этом списке занимает, конечно же , автотранспорт . Бензин, израсходованный на запуск двигателя автомобиля, никуда не исчезает, он разлагается на более простые вещества. Наибольшее количество загрязняющих атмосферу веществ выбрасывается с выхлопными газами автомобилей. Ученые доказали, каждый автомобиль выбрасывает в атмосферу с отработавшими газами около 200 различных компонентов. В это число входит угарный газ, который образуется, когда топливо сгорает при малом содержании воздуха, например, в автомобильных двигателях. Угарный газ – это токсичное вещество, которое губительно действует на живые организмы, он препятствует переносу кислорода красными кровяными клетками. Твердые частицы – так же являются формой загрязнения воздуха. Это крошечные частицы несгоревшего топлива (сажа) образуются при работе двигателей. Соединяясь с другими загрязнителями и пылью, они легко проникают в организм человека, оседая на легких, затрудняя дыхание и становясь причиной многих заболеваний. Часть выхлопных газов от автомобилей образует соединения угольной кислоты. Эти не полностью сгоревшие частицы топлива вступают в реакцию с газом, называемым окисью азота и под действием солнечного света окисляются озоном. Озоновый слой в верхних слоях атмосферы защищает все живое на земле от ультрафиолетового солнечного излучения, но на уровне земной поверхности соединения озона с другими газами вызывают раздражения глаз и легких, становятся причиной бронхитов, уничтожают посевы, наносят вред животному миру планеты .

Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая с отработавшими газами примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов.

По данным научных исследований наибольший вклад в экологический ущерб вносит автотранспорт – 62,7%, вклад железнодорожного транспорта достигает 27,7%, воздушного – 4,5%, морского – 3,6% и речного – 1,5%. Как видим во всех видах негативного воздействия «лидирует» автомобильный транспорт. В 150 городах России выхлопы автомобилей превалируют над другими источниками загрязнения.

Причинами загрязнения воздуха от автотранспорта являются: плохое состояние технического обслуживания автомобилей, низкое качество применяемого топлива, низкий процент использования экологически чистых видов транспорта. Загрязнение воздуха представляет серьезную угрозу здоровью населения, способствует снижению качества жизни, наносит не поправимый вред экологии нашей планеты.

Во многих крупных городах России существует проблема смога – висящей в воздухе густой смеси тумана и дыма, образующегося из выхлопных газов автомобилей и выбросов заводов, работающих на угольном и нефтяном топливе. Эта проблема и «болезнь» многих городов Сибирского округа, в том числе и Алтайского края. Но и в сельской местности нашей малой Родины мы можем наблюдать в воздухе большое количество грязи и пыли, не является исключением и Завьяловский район.

Вывод : противоречия, из которых «соткан» автомобиль, пожалуй, ни в чём не выявляются так резко, как в деле защиты природы. С одной стороны, он облегчил человеку жизнь, с другой – отравляет её в самом прямом смысле слова

1.3.Общие сведения о Завьяловском районе

Завьяловский район расположен в восточной части Кулундинской степи. Общая площадь территории района 222,4 тыс. га. От краевого центра г. Барнаула село находится в 250 км, район имеет разветвленную сеть дорог. В физико-географическом отношении район является частью обширной Кулундинской низменности. Высокое широтное положение, удаленность от моря и равнинность территории – вот основные факторы, повлиявшие на формирование района. Места эти с древности были благоприятны для заселения их человеком. Длительность проживания людей подтверждается наличием более чем трех десятков археологических памятников, древнейший из которых относится к завершающему этапу каменного века, то есть им не менее пяти тысяч лет.

Территория Завьяловского района представляет собой равнинную лесостепь, в понижениях которой расположены многочисленные озера (330 озер). Почти все озера имеют пресную, пригодную для хозяйственного использования воду. Среди этих озер есть жемчужина и гордость района – озеро Соленое (Горькое), которое находится в 8 км от Завьялова и является лечебным. В 1989 году 20 января местность, расположенную в районе озера Соленого Совет Министров РСФСР признал курортной .

Глава 2. Практическая часть

2.1 Исследование количества автотранспорта на территории села Завьялова в летний период

С наступлением летних отпусков и каникул в Завьялово приезжают туристы со всей Сибири (Томск, Омск, Кемерово, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Барнаул), чтобы отдохнуть и поправить свое здоровье на оз. Соленом. Каждое лето жители села наблюдают вереницу машин движущихся по направлению к курортной зоне и этот поток не иссякает до конца августа. Однажды мне удалось увидеть колонну из 14 автомобилей с новосибирскими регистрационными номерами. С этого и началось мое исследование. Меня заинтересовал вопрос, а сколько туристов приезжает к нам летом и соответственно, сколько автомобилей вместе с ними?

В самом начале своего исследования я обратился в комитет по туризму и отдыху Завьяловского района, где мне сообщили, что летом 2011 года на озеро Соленое приезжало около 45тысяч отдыхающих (для сравнения в районе проживают около 22 тыс. человек, а в селе Завьялове – 8 тыс.). Не сомневаясь можно предположить, что все гости района приезжали на автомобилях (см. приложение № 2 фото № 3, 4, 5). Если в одном легковом автомобиле могут приехать три человека, то с помощью математического упражнения можно узнать, сколько же машин посетило район.

45тыс: 3=15 тыс. автомобилей, приезжало этим летом в Завьялово.

Одним из солнечных летних дней я приехал в центр села к торговому дому «Мария-ра» и посчитал проезжающие мимо меня машины. За 10 минут мне удалось насчитать 117 автомобилей! (см. приложение № 1, фото № 1, 2) А ведь каждая из автомашин через выхлопную трубу выбрасывает в воздух вредные для здоровья газы.

Вывод : в летний период в Завьялово резко увеличивается количество автотранспорта.

2.2 Изучение количества вредных твердых частиц, образующихся при работе двигателя

В теоретической части я уже говорил о том, что автомобили наряду с токсичными газами выбрасывают в атмосферу и твердые частицы, которые так же являются формой загрязнения воздуха. Это крошечные частицы несгоревшего топлива (сажа), образующиеся, при работе двигателя.

Чтобы наглядно увидеть, сколько грязи от выхлопных газов оставляет после себя автомобиль, я провел простое исследование.

Исследование 1

Мне понадобились два белых носочка, а так же мне потребовалась помощь родителей. Папа натянул на выхлопную трубу легковой машины один носочек и запустил мотор на холостых оборотах ровно на минуту. После мы выключили двигатель, дождались, когда выхлопная труба остынет, сняли носок, вывернули его наизнанку и увидели грязь от выхлопной трубы (см. приложение № 4, фото № 8). По сравнению с чистым носком этот оказался черно-серого цвета. Это говорит о том, что автомобили загрязняют окружающую среду.

Перед тем как провести данный опыт, я обратился в «ФГУП Завьяловская фармация» с просьбой взвешать на точных электронных весах чистый носочек, после проведения опыта фармацевт взвешал грязный. Результаты меня удивили.

Чистый носочек весил 10 грамм 15 миллиграмм, а поле того как мы его сняли с выхлопной трубы, он потяжелел на 30 миллиграммов.

Попробую решить математическую задачу .

Условие : За одну минуту автомобиль выбрасывает 30 миллиграммов грязи. Сколько вредной для здоровья сажи выбрасывает один автомобиль за час работы двигателя, 1000 автомобилей и 15 тыс. автомобилей за час работы двигателя?

  1. 30 мг * 60 мин = 1800 мг или 1,8 гр сажи один автомобиль выбрасывает за час работы двигателя на холостых оборотах.
  2. 1,8 гр * 1000 авто = 1800 гр или 1,8 кг сажи выбрасывают из выхлопных труб 1000 автомобилей на холостых оборотах за час работы двигателя.
  3. 1,8 кг * 15 = 27 кг сажи выбрасывают из выхлопных труб 15 тыс. автомобилей на холостых оборотах за час работы двигателя

Я постарался усложнить задачу и попытался выяснить, сколько примерно сажи из выхлопных труб оставили после себя автомобили туристов этим летом.

Условие : Нам известно, что в Завьялово приезжало 15 тыс. машин, которые оставляли после себя 27 кг сажи от выхлопных труб за один час работы двигателя. Сколько вредной для здоровья сажи от выхлопных труб оставили после себя автомобили туристов, если каждый из них находился в селе около 5 дней и ежедневно двигатель автомобиля, допустим, работал около 3 часов.

  1. 5 дней * 3 часа = 15 часов работал двигатель каждого автомобиля туристов летом.
  2. 27 кг сажи * 15 часов = 405 кг вредной для здоровья сажи от выхлопных труб оставляли после себя автомобили туристов этим летом в нашем селе.

Хотелось бы сразу заметить, что полученная цифра приблизительная, но все равно полученные результаты меня впечатлили.

Твердые частицы, выбрасываемые выхлопными трубами автомобилей настолько малы, что невооруженным взглядом их трудно заметить, но как показал предыдущий эксперимент, в воздушном пространстве их присутствует огромное количество.

Исследование 2

В доказательство этому я провел еще один эксперимент, чтобы наглядно продемонстрировать, насколько загрязнен воздух в Завьялове в летний период. Для этого мне потребовалось:

  1. Два листа плотной белой бумаги
  2. Дырокол
  3. Бечевка
  4. Вазелин
  5. Лупа

Я нанес ручкой на листы бумаги квадратную сетку и каждый квадратик получился площадью 1 см 2 , этот нехитрый прием в дальнейшем помог мне определить, сколько грязи собралось в каждом квадратике. Прокол дырочки на краю листов с помощью дырокола. Отрезал кусочек бечевки и продел ее сквозь дырочки в бумаге, завязал бечевку двойным узлом, чтобы она была надежно прикреплена к бумажному листу. Нанес на бумагу тонкий слой вазелина (см. приложение №4, фото №7).

Один лист бумаги я повесил в центре с. Завьялова, а другой в спальном районе и оставил на ночь. На следующее утро я внимательно осмотрел листы, сначала невооруженным глазом и увидели, что бумага приобрела сероватый оттенок. Затем я взял лупу (см. приложение № 3, фото № 6), и более внимательно осмотрели «ловушки для грязи». Я обнаружили большое скопление грязи и пыли. Часть попала на бумажный лист с земли, но большее количество – это частицы, вылетевшие из выхлопных труб автомобилей. Под увеличительным стеклом видно, что частицы выхлопных газов имеют более темный цвет, чем обычная грязь и пыль. Это продукты сгорания топлива в автомобильном двигателе. В квадратиках находилось от одной до трех черных частичек.

Каждая ловушка у меня получилась 216 см 2 . В той, которая находилась в центре села, загрязненными оказались 167 см 2 , а 49 см 2 – чистые. Та же, которая была прикреплена в спальном районе оказалась значительно чище: 33 см 2 загрязнены, 183 см 2 чистые (см. приложение №5). Эти цифры говорят сами за себя, воздух в спальном районе села, где нет такого большого количества автомобилей, летом гораздо чище, чем в центре.

Вывод : благодаря исследованиям, мне удалось доказать, что автомобили загрязняют воздух, которым мы дышим, наносят вред здоровью человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что такое окружающий нас мир? Это улыбки близких людей, нежные руки мамы, заботливый голос папы, смешные проказы младших братьев и сестер, добрые советы бабушки и дедушки, друзья с которыми интересно играть в футбол и кататься на велосипедах, дом в котором тепло и уютно, лес после дождя, где пахнет грибами, снег на крышах домов, свежий воздух. Вокруг нас много удивительных вещей, о которых надо заботиться.

Однажды я посмотрел передачу по National Geographic, где рассказывалось о том, что человечество губительно влияет на экологию планеты. С этим мнением я согласен. Мое исследование показало, что автомобиль не только одно из величайших изобретений, облегчающих жизнь людей, но он так же являются одним из источников загрязнений окружающей среды. Теперь я понимаю, что загрязнение воздуха – это существующая проблема, с которой справиться непросто, так как люди не хотят ее признавать, потому что, выходя на улицу, мы не видим, что воздух грязный, он кажется нам прозрачным и чистым. В нашем селе эта проблема стоит не менее остро, чем в крупном городе, особенно в летний период, когда большой наплыв туристов едет в курортную зону оз. Соленого. Центр села Завьялова загрязнен выхлопными газами, которые, как показало исследование, выбрасываются их выхлопных труб автомобилей в большом количестве.

Можно ли найти выход из этой ситуации? Думаю да Сделать двигатель «чистым» нетрудно. Надо лишь перевести его с бензина на сжатый воздух. Но эта идея не выдержала критики, когда речь заходит об автомобильных двигателях: далеко на таком «горючем» не уедешь.

В последнее время широкое распространение получила идея использования чистого водорода в качестве альтернативного топлива. Интерес к водородному топливу объясняется тем, что в отличие от других это самый распространённый в природе элемент.

Планирую на следующий год продолжить данную работу по новому направлению – изучить влияние загрязненного воздуха на здоровье завьяловцев

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Владимиров Н.В., Разгон Н.Н. Завьяловский район. История. События. Люди - Барнаул, 2000г.
  2. Загрязнение воздуха. // Галилео. Наука опытным путем – ежемесячный журнал, №4, 2011 г.
  3. Куров Б.М. Как уменьшить загрязнение окружающей среды автотранспортом? // Россия в окружающем мире – аналитический ежегодник. 2000г.
  4. http:// www. genon.ru
  5. http:// www. avtoistoria.narod.ru
  6. http:// www. erudition.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Фото 1. Центр села

Фото2 Центр села Завьялова летом, ул. Яковлева.

Фото 4. Центр села Завьялова летом, ул. Яковлева.

ПРИЛОЖЕНИЕ2 .

Фото 6. Исследую ловушки для выхлопных газов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Фото 4. Носочек, снятый с выхлопной трубы в сравнении с чистым.

Куров Б.М. Как уменьшить загрязнение окружающей среды автотранспортом? // Россия в окружающем мире – Аналитический ежегодник 2000г. с 24.

Состояние окружающей природной среды является одной из наиболее острых социально-экономических проблем, прямо или косвенно затрагивающих интересы каждого человека. Нефтегазодобывающая отрасль – одна из самых экологически опасных отраслей хозяйствования.

1.Влияние нефтегазодобывающей промышленности на экологию

Производственная деятельность по добыче нефти и газа, концентрируя в себе колоссальные запасы энергии и вредных веществ в виде нефтяных углеводородов, является постоянным источником техногенной опасности и возникновения аварий, сопровождающихся чрезвычайными ситуациями и загрязнением природной среды.

Крупные комплексы нефтяной и газовой промышленности и населенные пункты преобразуют почти все компоненты природы (воздух, воду, почву, растительный и животный мир и т.п.).

Нерегулируемый в экологическом смысле рост объемов добычи нефти, газа и других топливно-энергетических ресусров обусловил опасные деградационные процессы в литосфере: обвалы, землетрясения, провалы, местные подвижки земной коры и т.д., что отрицательно влияет на распределение геомагнитного и гравитационного полей Земли.

В результате деятельности нефтегазодобывающих предприятий продолжают оказывать негативное влияние ухудшение горно-геологических условий извлечения нефти и высокий процент износа основных фондов. На подавляющем большинстве месторождений запасы нефти классифицируются как трудно извлекаемые, добыча которых требует применение новых технологических методов и технических средств. За годы экономического кризиса износ оборудования, скважин, нефтепроводов на месторождениях достиг высокой степени; для улучшения экономического положения нефтегазодобывающих предприятий необходимо существенно увеличить объем инвестиций.

Основными источниками нефтяного загрязнения на месторождениях являются:

Межпромысловые трубопроводы; при их порывах образуются наиболее обширные нефтезагрязнения;

Внутри промысловые коллекторы, характеризующиеся наибольшей частотой порывов;

Кусты нефтепромысловых скважин.

Нерегулярный в экономическом смысле рост объёмов и темпов добычи нефти обуславливает опасные деградационные процессы в литосфере.Одной из причин частых землетрясений является увеличение напряжения земной коры под воздействием закачиваемой в скважины воды высокого давления.

2.Платность природопользования

Возможность платности использования природных ресурсов в России осознана не сразу, чему способствовало богатство страны природными ресурсами. Однако по мере преимущественно экстенсивного развития производства стала появляться относительная ограниченность природных ресурсов, сопровождаемая резким ухудшением состояния окружающей среды. Это привело к тому, что лишь прекращение бесплатного пользования природными богатствами и загрязнения окружающей среды может способствовать улучшению ситуации. В экономической науке исследовались различные подходы к экономической оценке природных ресурсов и установлению размеров платы за их использование. Их можно разбить на следующие группы.

1. Затратный подход. Оценка природных ресурсов определяется по величине затрат на их добычу, освоение или использование. На этом принципе основано установление платы за забор воды промышленными предприятиями, действующее в настоящее время. Недостатком является то, что ресурс лучшего качества, расположенный в более удобном для освоения месте, получит меньшую стоимость, в то время как его потребительская стоимость будет выше, чем более плохого ресурса.

2. Результативный подход. Согласно этому подходу экономическую оценку (стоимость) имеют лишь те природные ресурсы, которые приносят доход.

3. Затратно-ресурсный подход. При определении стоимость природного ресурса соединяются затраты на его освоение и доход от его использования.

4. Рентный поход. При рентных оценках лучший ресурс получает большую стоимость. Затраты на освоение ресурса ориентированы на некий средний уровень, и оценка более объективна. Обоснована необходимость разделения собственника ресурса и его пользователя для возникновения категорий рентных платежей. Рентные оценки учитывают факт ограниченности природного ресурса.

5. Воспроизводственный подход. Стоимость природного ресурса определяется как совокупность затрат, необходимых для воспроизводства (или компенсации потерь) ресурса на определенной территории.

6. Монопольно-ведомственный подход. Суть подхода состоит в том, чтобы размер платы за пользование природными ресурсами соответствовал потребностям финансового обеспечения деятельности специализированных служб, осуществляющих монопольное распоряжение природными ресурсами. Регулирование нормативов платы с учетом изменения уровня цен на природоохранные мероприятия осуществляется на основе коэффициентов индексации платы за загрязнение окружающей среды.

Коэффициент индексации рассчитывается как средневзвешенная величина соотношений стоимости ввода единицы мощностей природоохранного назначения, стоимости НИР, повышения минимальной заработной платы за расчетный период к базовому периоду с учетом сложившей структуры использования платежей.

2. Направление. Укрупненные экологические коэффициенты по экономическим районам не позволяют учитывать состояние атмосферного воздуха и проводить соответствующую дифференциацию при расчетах платежей за загрязнение в республиках, областях и автономных образованиях.

Метод дифференциации коэффициентов экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха заключается в определении следующих индексов плотности загрязнения атмосферного воздуха:

Индекс плотности загрязнения атмосферного воздуха в экономических районах;

Индекс плотности загрязнения атмосферного воздуха в каждой республике (крае, области, автономном образовании);

Индекс загрязнения атмосферного воздуха в городских поселениях;

Коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха для республик, краев, областей;

Коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха для городов.

3. Направление. Взимание платежей за загрязнение окружающей природной среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через систему канализации сторонних организаций.

Плата с абонентов за сброс загрязняющих веществ взимается владельцами (арендаторами) систем канализаций по нормативам:

За допустимые сбросы загрязняющих веществ в систему канализаций;

За превышение допустимого сброса загрязняющих веществ в систему канализаций.

Законом «Об охране окружающей природной среды» устанавливаются два вида платежей – за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды.

Плата за пользование природными ресурсами регулируется соответствующими природоресурсными законодательными актами. Например, за пользование землей находящейся в собственности или временном пользовании взимается земельный налог.

Плата за пользование природными ресурсами также предусмотрена за пользование недрами, водами лесным фондом за пользование животным миром.

Плата за загрязнение окружающей среды это один из важных принципов направленных на экономическое стимулирование предприятий принимать меры по снижению загрязнения окружающей среды.

Закон предусматривает два вида платежа за загрязнение окружающей среды. Плата за:

Выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

Выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

    сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

    загрязнение недр, почв;

    размещение отходов производства и потребления;

    загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

    иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. Причем внесение вышеуказанной платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охранеокружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Плата взимается:

    за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов (в соответствии, например, с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876 (ред. от 01.12.2007) «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности», в то же время условия и ставки платежей могут устанавливаться и дифференцироваться субъектами Федерации;

    за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

    на воспроизводство и охрану природных ресурсов (ст. ст. 42, 43 Закона РФ «О недрах»; ст.ст. 12, 123–125, 128 Водного кодекса РФ; ст.ст. 13, 103, 104, 106, 107 Лесного кодекса РФ; ст. 52 Федерального закона «О животном мире»).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду и другие виды вредного воздействия является экономическим стимулом к тому, чтобы предприятия - природопользователи, деятельность которых связана с вредными воздействиями на окружающую среду, сами добровольно предпринимали меры по уменьшению ее загрязнения в соответствии с требованиями экологического законодательства.

Для определения размера платы за загрязнение используются базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Работы: Все Избранные В помощь учителю Конкурс «Учебный проект» Учебный год: Все 2015 / 2016 2014 / 2015 2013 / 2014 2012 / 2013 2011 / 2012 2010 / 2011 2009 / 2010 2008 / 2009 2007 / 2008 2006 / 2007 2005 / 2006 Сортировка: По алфавиту По новизне

  • Русская красавица

    Россия - край белоствольных берёз, и люди считают берёзу символом нашей родины. Она всегда помогала русскому человеку, делая его дом светлым, тёплым и уютным, а тело здоровым. Наш проект мы посвятили русской красавице - белоствольной берёзке. В проекте собраны общие сведения о березе, рассмотрено значение березы в жизни человека, берёза – как традиционный образ русской культуры и как символ России.

  • "Русский крест" – демографическая ситуация в России в начале XXI в.

    В исследовательской работе анализируется демографическая ситуация в России. Приводится сравнительная характеристика динамики численности и плотности населения в России и в мире, рассматриваются факторы депопуляции, дается демографический прогноз. Авторы указывают приоритетные направления деятельности по преодолению сложившейся ситуации.

  • Рыба гибнет за металл…

    Целью данной работы является исследование токсичности отходов золотодобывающей промышленности на водных обитателей. В ходе работы мы проводили опыты над хариусами и гольянами, подвергая их воздействию фенола, нефтепродуктов.

  • Рыбное царство, аквариумное государство

    Цель данной работы - больше узнать об аквариуме и его обитателях. В частности, описаны наблюдения за тем, как меняется поведение барбусов суматранских при изменении условий содержания и как они влияют на состояние аквариума; как изменяется поведение улиток при адаптации к новому месту обитания; наблюдения за кормлением улиток и за влиянием улиток на состояние аквариума. В проекте использованы фотографии и схемы авторов.

  • Рыбный день

    Данный учебный проект ориентирован на аудиторию учеников начальной школы. В нем рассматриваются основные современные виды волжской рыбы, а также необходимость обязательного употребления в пищу рыбопродуктов.

  • Рыболовство

    Значение озер для якутского народа очень велико. Издавна люди свое жилище строили вблизи аласов, так как вокруг сенокосные угодья, вода озера для питья, рыба. Известно, что благодаря озерным рыбам, карасю и гольяну, удалось выжить якутскому народу во время страшных засух военных лет. В работе описаны традиционные способы рыболовства, хранения и приготовления рыбы.

  • Рыбы, занесенные в Красную книгу Смоленской области, и ареалы их обитания в некоторых реках Починковского р-на Смоленской обл.

    В работе рассмотрены исчезающие виды рыб рек Починковского р-на Смоленской обл., их особенности, ареалы обитания. Автором работы выполнены рисунки этих рыб, которые представлены в виде презентации.

  • Рыжие лесные муравьи

    Насекомые - древнейшие обитатели нашей планеты. Никого не оставляют равнодушными санитары лесного массива - рыжие лесные муравьи. В последнее время в наших краях идет тенденция уменьшения численности колоний этого вида муравьев. Целью нашей работы является изучение частоты распространения, жизни этих насекомых и выявление причин уменьшения их численности.

  • Рыжий лесной муравей - друг леса

    В этой работе нам хотелось бы показать значимость муравьев для природы и человека, этого "малыша", который нас сплотил в дружный коллектив, сложившийся в процессе природоохранной и природоисследовательской деятельности. Приступая к исследованию темы работы, мы поставили цель: исследовать современное состояние популяции рыжего лесного муравья в окрестности сел Старое Пшенево и Чекашевы Поляны; проследить на примере Ковылкинского лесхоза постановку работы по охране рыжих лесных муравьев.

  • Рядом с нами живут белки…

    В работе представлена информация о белках (их виды, места обитания, внешний вид, питание и многое другое). Рассказывается о правилах поведения с этими зверьками и об отношении к ним людей.

  • Ряска малая, хлорелла обыкновенная – индикаторы загрязнения воды нефтью и буровыми растворами

    Проблема оценки экологической обстановки весьма актуальна для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, т.к. в условиях интенсивного антропогенного пресса происходит значительное загрязнение воды, почв и воздуха, в особенности продуктами нефтедобывающей промышленности. Цель исследования: изучить возможности использования хлореллы обыкновенной (Chlorella vulgaris) и ряски малой (Lemna minor) в качестве индикаторов загрязнения водной среды нефтью и буровыми растворами.

  • С домом на спине

    Многие ученые полагают, что моллюски являются самыми умными беспозвоночными и даже обладают большими способностями к обучению. Наблюдения за гигантскими улитками Ахатинами очень интересны и подтверждают это!

  • С любовью и болью об Аграхане

    В работе рассказывается об истории Аграхана - залива Каспийского моря, на котором расположен заказник "Аграханский" республиканского и российского значения, - места гнездования редких видов птиц, занесенных в Красную книгу Дагестана.

  • «С любовью к людям с чистою душой пробился ключ наш золотой»

    Качество и количество воды с каждым годом ухудшается, кроме того, есть населенные пункты, где единственным источником воды как для питьевых, так и для хозяйственных нужд является родник. Поэтому восстановление родников имеет огромное значение для жителей села, животного мира, а также для восстановления лесного фонда после пожаров.

  • Сага о воробье

    Данный проект позволяет изготавливать совместно с родителями кормушки для птиц из доступного материала, применять кормушки для кормления птиц в осенне-зимний период, приобретать навыки изготовления кормушки, наблюдения за птицами, анализировать полученную информацию, активно отдыхать наедине с родной природой, посильно помогать природе, довести до одноклассников результаты своей работы.

  • Сайгак - исчезающее животное степей

    В работе описывается животное, которое нуждается в охране, - это сайгак. Сайгак - небольшая степная антилопа, охота на них строго запрещена. В нагайских степях в недавнее время были истреблены тарпаны, или тулпары - гривистые дикие лошади. Сожалеют о них нагайцы, а еще больше будут сожалеть потомки...

  • Сайт "Природные чрезвычайные ситуации"

    Сайт предлагает материал о различных природных чрезвычайных ситуациях, рассматривает правила поведения при стихийных бедствиях и дает возможность проверить вашу готовность при встречи с ними. Сайт выполнен на языке HTML с использованием фреймовой структуры web-страниц.

  • Сайт "Электронный учебник по экологии"

    Электронный учебник может стать источником базовых знаний по экологии и наглядно-демонстративным материалом к ним. Преимущество электронного учебника в том, что с помощью него можно пройти полный курс экологии за короткий период времени. Кроме теоретической части сайт содержит: тесты по темам; предметный указатель; список литературы; ссылки на интернет-сайты по данной теме.

  • Самое необыкновенное в мире "обыкновенное" вещество

    В нашей работе рассказывается о самом необыкновенном в мире "обыкновенном" веществе - воде, о её свойствах и особенностях, о роли в жизни человека и о взаимодействии с окружающей средой.

  • Самые ядовитые животные в мире. Нужно ли их охранять?

    Многие люди боятся ядовитых животных, потому что считают их укусы смертельными. В этом проекте я попытался разобраться, имеет ли смысл этот страх, насколько на самом деле опасны данные представители фауны и нужно ли их охранять.

  • Санитарная и экологическая обстановка в МОУ "Лицей № 3"

    При изучении санитарной и экологической обстановки в школе были исследованы: режим учебно-воспитательного процесса, воздушно-тепловой режим, режим освещения, уровень шума, видеоэкологический ряд. Приведена таблица общей заболеваемости учащихся 1–9-х классов. Проведен анализ заболеваний, сделаны выводы и даны рекомендации, которые дают возможность если не уменьшить уровень заболеваний, то хотя бы провести профилактические мероприятия.

  • Санитарная и экологическая обстановка в школе

    Здоровье человека во многом зависит от окружающей среды. Какова школьная среда, в которой учащиеся проводят 6-8 час. Проведена большая исследовательская работа по изучению школьной среды, и выработаны рекомендации по сохранению здоровья.

  • Санитарно-гигиеническая оценка различных помещений школы

    Рабочая среда является составной частью жизненной среды человека. Условия рабочей среды – один из важнейших факторов творческой трудовой жизни. От её качества зависит самочувствие, работоспособность, состояние здоровья. В работе представлены результаты исследования санитарно-гигиенического состояния различных помещений школы

  • Санитарно-гигиеническое состояние кабинета

    Нас заинтересовал вопрос: "Влияет ли на усвоение знаний и самочувствие учащихся состояние учебного кабинета и присутствующая в нем мебель?". Исследования по вопросам экологической комфортности, температурного и вентиляционного режима, санитарно-гигиенических норм, расстановки мебели и оборудования, цветовой гаммы кабинета, а также озеленения позволили определить недостатки, сделать соответствующие выводы и составить рекомендации.