Как создать модный бренд: Советы специалистов начинающим. Как создать свой бренд одежды: способы раскрутки и расчет затрат Как открыть свой бренд

Текст: Ирина Дубина

Запустить и держать на плаву собственный фэшн-бренд в России - задача не из лёгких. Во-первых, достойных учебных заведений, которые могли бы конкурировать с уважаемыми западными аналогами, практически нет: образование в сфере моды как явление находится в нашей стране в зачаточном состоянии. Во-вторых, выйти на рынок и наладить продажи через магазины может быть проблематично: подавляющее большинство отечественных ретейлеров работает на условиях реализации, а значит, дизайнер может получить прибыль, а может и остаться ни с чем.

Наконец, как показали неприятные истории, случившиеся с брендами и Oh, My , бизнес в России по-прежнему нередко ведётся с применением схем из 1990-х: нет гарантий, что ваша марка не окажется в руках недобросовестного бизнес-партнёра или что крупный модный универмаг не задолжает вам больше миллиона рублей. Впрочем, и эти трудности не способны остудить пыл желающих запустить собственный бренд одежды: новые русские fashion-марки появляются каждый год с завидным постоянством.

Если слава Гоши Рубчинского и Вики Газинской не даёт вам покоя, рассказываем, что нужно сделать, чтобы основать свой дизайнерский бренд и сделать его коммерчески успешным. Наши правила не являются универсальными и не дают стопроцентных гарантий успеха, зато точно помогут осознать базовые вещи.

Поймите, что вы хотите делать, для кого и зачем

Первое, с чем нужно определиться, если вы решили вступить на путь дизайнера одежды, - это концепция будущего бренда, его айдентика и то, чем он будет отличаться от тысяч уже существующих аналогов. «Концепция отшить хоть что-то и просто так - в корне неверная, - уверен основатель Items Денис Ерхов. - Прежде чем отшивать коллекцию и снимать лукбук нужно ответить самому себе на важные вопросы. Для кого ты это делаешь? Где ты сможешь это продавать? Кто твой целевой покупатель и вообще существует ли он? На самом деле подготовка к запуску - самый сложный и важный процесс. На основе полученных ответов уже можно создавать продукт и снимать лукбук. Стратегия должна быть продумана на самых первых этапах».

«Большинство наших девочек и мальчиков делают коллекции просто из желания самовыразиться, - говорит создательница и дизайнер бренда I AM Studio Даша Самкович. - Но если вы решили делать одежду, которую будут носить, нужно, чтобы коллекция была понятна не только вам, но и людям со своим видением моды. Определитесь со своими целями: для вас собственный бренд - это просто инструмент творческой самореализации, в который смогут вкладываться сторонние инвесторы, или же полноценный бизнес-проект? Если вы решили делать коммерческий продукт, то есть одежду для людей, важно понять, кто ваша целевая аудитория, её возраст, социальный статус, финансовое положение - это будут ваши отправные точки».

Соберите команду и найдите производство

Если вы серьёзно планируете заниматься развитием собственного бренда, а не просто продавать через Instagram отшитые на коленке платья, без квалифицированного персонала - никуда. Прежде всего вам нужно будет найти людей, которые смогут вашу коллекцию отшить: закройщиков, швей. Можно податься на уже существующие производства, которые сотрудничают с начинающими дизайнерами, но в этом случае отдачи со стороны команды ждать не придётся.

«Первые коллекции я отшивала на сторонних производствах: если сотрудничать с ними два раза в год на протяжении пары месяцев, пока готовится сезонная коллекция, такой формат зачастую выгоднее, - делится своим опытом дизайнер Женя Ким. - Со временем я стала набирать собственную команду: на тех же производствах искала наиболее компетентных людей и переманивала их к себе. В такой схеме работы много плюсов: ты сотрудничаешь с людьми, которые максимально вовлечены в процесс, и в их интересах сделать всё качественно. С другой стороны, это может быть затратно, если у вас нет постоянных клиентов или магазинов, для которых вам нужно отшивать вещи».

«Если у вас есть цель выпускать большие тиражи одежды, необходим так называемый экспериментальный цех: конструктор, портная и менеджер по размещению заказов - это тот минимум, с которого можно начинать, - рассказывает Даша Самкович. - Более простой путь - обратиться в одну из компаний, которые предлагают разработку коллекции с нуля: ты приносишь им эскизы, ткань, они делают конструкцию, приезжаешь на примерки, утверждаешь, получаешь готовый продукт. Иногда такие компании даже помогают с размещением тиражей - сейчас начинающему дизайнеру гораздо проще запустить собственное дело, чем даже лет пять назад».

«Важно понимать, индустрия моды - командная игра, и здесь жизненно важны члены команды, профессиональное окружение и поддержка прекрасных болельщиц, - говорит дизайнер Людмила Норсоян. - И команду, и партнёров, и покупательниц - всех нужно заботливо и внимательно растить годами, самому не застревая на месте. Эмоция, отношение, верность, надёжность - страшный дефицит в мире моды, а именно способность к этим эмфатическим качествам и даёт возможность выстраивать вокруг себя верных соратников».


Снимите хороший лукбук

У вас есть готовая коллекция, ваш потенциальный хит, следующий шаг - снять презентабельный лукбук, который вы сможете рассылать по печатным или онлайн-изданиям и показывать байерам магазинов. Не все уделяют подготовке лукбука должное внимание, а зря - это не просто имиджевые картинки, но инструмент пиара: чем красивее будут изображения, тем больше вероятность того, что их захотят опубликовать. При этом нельзя забывать, что лукбук - не равно кампейну, то есть фотографии должны представлять одежду в максимально выигрышном виде, а не просто быть творческой отдушиной дизайнера и его команды.

«Важно помнить, что качественный лукбук - это понятный лукбук, - говорит основательница агентства Picls Света Мюллер. - Если говорить о доступности картинок, то, очевидно, байеры и покупатели должны в первую очередь видеть одежду, все её детали и текстуру ткани - мы должны дать максимальную информацию о вещи человеку, который пока не держит её в руках и не имеет возможности её примерить. Качественный лукбук - это по сути тот же самый хороший каталог, просто с более интересной концепцией съёмки и, как правило, ограниченным количеством фото. Всё, что нужно: технически талантливый фотограф, который умеет работать со светом, и талантливый стилист, который не заведёт ваш лукбук в дебри креатива на съёмке».

На вопрос, стоит ли экономить на лукбуке, ответ будет скорее отрицательным: в конце концов, это вложение, которое поможет окупить затраты и вывести бренд на высокий уровень. «Основная ошибка молодых брендов - снимать с друзьями, - говорит Мюллер. - Окей, возможно, это работает, если вы сами из индустрии, а ваши друзья - из Condé Nast. Но вообще тут без вариантов. Просто поверьте, потому что многие клиенты Picls пришли к нам как раз после такого опыта с разбитым сердцем и надеждой на нормальную съёмку. Вы можете экономить на чём угодно - снимать у себя дома и с естественным светом. Позвать друга, у которого вроде как есть камера, ведь он так много путешествует. Пригласить побыть моделью подругу, которая сама сделает макияж (как ей кажется) и укладку. Вы весело проведёте время и спрячете свой лукбук глубоко в стол. Ведь профессионалы индустрии не просто так этим занимаются - они умеют это делать лучше всех, не дадут рассыпаться вашей концепции и сделать всё на коленке. Можно долго рассуждать о таких съёмках, но я советую вам просто не тратить своё время».


Начните продавать вещи

Во-первых, нелишним будет сказать, что в тотальную диджитал-эпоху все отработанные схемы раскручивания собственного имени и продажи одежды перестают быть абсолютно категоричными. По сути, вы можете вообще не ставить задачей выйти на уже существующие ретейл-площадки, а просто создать отдельный Instagram-аккаунт, который и будет одновременно вашим пиар-инструментом и онлайн-магазином.

Впрочем, и пресловутый SММ не является императивом для молодого бренда. Многие молодые дизайнеры, уже заработавшие себе имя, по-прежнему тратят много усилий и времени на то, чтобы продавать себя в крупных мультибрендах и концепт-сторах. «Мы только сейчас будем запускать собственный онлайн-магазин, - говорит Женя Ким. - Во-первых, раньше я не чувствовала в нём необходимости, а во-вторых, в скором времени я планирую делать регулярные коллаборации с художниками и другими молодыми творческими ребятами и хочу продавать эти коллекции через свой сайт. С самого начала у меня была цель выходить на самых крутых ретейлеров, я никогда не хотела продавать свои коллекции через Instagram, мне это кажется непрезентабельным».

«Единой стратегии в поиске правильного ретейлера нет - это сильно зависит от продукта. Некоторым маркам и вовсе можно порекомендовать начать продажи через собственный магазин и исключить оптовые продажи, - советует Денис Ерхов. - Если же есть понимание, что товар нужно продавать через ретейлеров, то эффективнее начинать сотрудничество с более имиджевых проектов и постепенно расширять дистрибуцию через более мелкие и простые. Если вы видите перспективу в крупных проектах, то ищите контакты байеров, в более мелких проектах часто один и тот же человек является и владельцем, и директором, и байером. Ищите личные контакты, если не получается - идите в магазин и показывайте готовые вещи. О встрече лучше договориться заранее, написав на почту. Если вам не ответили, не переживайте, возможно, письмо затерялось и стоит отправить напоминалку. „Не пустили в дверь, залезьте в окно“ - свяжитесь с другим человеком, но слишком агрессивно продавать тоже не стоит - этого никто не любит!»

При желании можно попасть на любую площадку - всё зависит от того, насколько интересный и потенциально коммерчески успешный проект вы готовы предложить. Как рассказывает бывший глава PR-отдела универмага «Цветной», в котором представлено немало русских брендов от ZDDZ до Sorry, I’m Not, Паша Бобров, «команда универмага всегда внимательно отсматривает все новые коллекции, обращая внимание на качество и актуальность. Ассортимент универмага часто пополняется вещами российских брендов, как тех, чьи имена уже на слуху, так и молодых. Многие новые российские бренды выходят на универмаг сами, присылают на рассмотрение лукбуки и сэмплы».

Ввязавшись в сотрудничество со сторонними магазинами, будьте готовы к тому, что придётся мириться с не всегда выгодными для вас условиями: с молодыми дизайнерами и небольшими брендами у ретейлеров, как правило, разговор особый. «Чем круче магазин, тем хуже условия, но присутствие в топовых магазинах для любой марки крайне важно, - рассказывает Денис Ерхов. - Если говорить о зарубежном рынке, то в основном магазины выкупают вещи, поэтому многие дизайнеры мечтают о зарубежном рынке. В России же такие случаи - редкость, но опять же всё зависит от продукта. Чем круче продукт, тем больше шансов продавить свои условия, особенно в случаях, когда магазин сам выходит на бренд».

Подавляющее большинство магазинов в России работает с молодыми марками на условиях реализации - это значит, что дизайнер отдаёт свои вещи без залога, и магазин рассчитывается с ним по факту продажи вещей, обычно в конце каждого месяца. Многим такой вариант сотрудничества кажется не самым благодатным: если по какой-то причине магазин не смог продать коллекцию до окончания сезона, дизайнер просто получает её обратно на руки.

«На самом деле реализация часто оказывается более выгодной историей для обеих сторон, - считает Денис. - Во-первых, марк-ап (наценка на себестоимость. - Прим. ред.) при взаимоотношениях, основанных на реализации, всегда выше, чем при выкупе, то есть бренд больше получает денег. Во-вторых, в случае хороших продаж почти всегда есть возможность подсортировать товар, то есть добавить то, что уже было продано, или дополнительные модели. На реализации, как правило, заказы больше и шире. В случае выкупа магазины редко подсортировывают, и даже если всё продадут, то будут ждать следующего сезона, поэтому теоретически на условиях реализации можно продавать сильно больше, если есть возможность. Важно, прежде чем соглашаться на сотрудничество с тем или иным магазином, ознакомиться с договором, поспрашивать у других дизайнеров, уже сотрудничавших с этим проектом, так как, к сожалению, на рынке очень много недобросовестных магазинов, которые зачастую не выплачивают дизайнерам причитающееся за проданный товар».

Фотографии: J.Kim, KM20, I am Studio, More, Braventru

рассказали, как сделать свою марку одежды в России. Look At Me публикует транскрипцию мастер-класса.

Отечественная модная индустрия находится в опале. О ней любят говорить, проводят круглые столы, обсуждают, но на деле мало чего происходит. Есть даже миф, что этим заниматься неинтересно и невыгодно. Мы бы хотели развеять этот миф: заниматься этим не только интересно и выгодно, но можно это делать, не ущемляя собственного чувства стиля и вкуса.

Модная индустрия - это производство, пресса и магазины. Производство - это и дизайн, и изготовление ткани и пошив, и производство фурнитуры. Без прессы индустрия тоже не может существовать, потому что люди должны о вас узнавать. И без магазинов тоже, ведь продажи - это главное.


У каждой компании есть концепция. Раньше нам казалось, что это дурацкая штука, но потом мы поняли, для чего она нужна. Надо, чтобы каждый сотрудник понимал, что он делает и для чего. Поэтому мы сели и написали, про что наша марка Oh, my и что мы хотим сделать. А хотим мы сделать в России марку недорогого трикотажа, по всем параметрам соответствующую уровню стабильного европейского бренда. И ориентировать ее не только на российский рынок, но сделать узнаваемой и продаваемой во всем мировом фэшн-сообществе.

Надо понять, есть ли для вас ниша на рынке. В России, с одной стороны, полно люкса, а с другой - есть огромное количество розничных сетей, где редко встретишь что-то интересное. А между ними пустота. Конечно, есть хорошие бренды небанальной и при этом недорогой дизайнерской одежды, которую может купить каждый из нас. Но этих брендов не так много, чтобы они формировали какую-то тенденцию. Мы поняли, что на рынке дыра, и мы вполне можем начать ее заполнять.

Очень важно иметь слепую веру в себя. Потому что помимо каких-то объективных моментов бизнеса и работы есть магия, когда все как бы само собой срастается. Но бизнес-составляющая тоже очень важна, без расчета ничего не получится. То, что мы шьем, надо будет продать так, чтобы потом заново пошить и, может быть, даже заработать.

Предположим, что к сентябрю мы хотим запустить марку одежды. У нас три месяца, за которые, не имея ничего, кроме некоторого количества средств, мы вполне можем успеть. Временной план делится на этапы работы. Каждый этап - в свою очередь на пошаговый процесс на пути к готовым вещам.

Для начала мы просто лазили по интернету и собирали картинки, которые нам нравятся. Мы четко понимали, что хотим делать недорогой хороший трикотаж. Есть American Apparel, есть H&M, есть еще куча чего, а у нас своей марки такой нет. Собрав много картинок, мы определились, какие мы хотим делать вещи. У нас было несколько категорий вещей: майки, футболки, лонгсливы, водолазки и худи.

Определиться с моделями надо до 6 июня. До 11 июня - нарисовать эскизы. Параллельно надо заниматься поиском конструктора, который все это для вас будет делать, потому что вы конструировать не умеете. Конструктор - профессионал, и он в итоге поймет, чего вы хотите. Процесс конструкции, если коллекция небольшая и вещи более-менее похожие (например, 10 несложных платьев), занимает месяц. Конструктора можно нанять на стороне, а можно взять в штат.

Параллельно надо искать ткань и фурнитуру. Ткань в России купить негде. И хорошую фурнитуру тоже - так, чтобы было дешево. У нас есть магазины, есть склады, но то, что там продается, - дорого и не лучшего качества. Поэтому мы заказываем ткань в Прибалтике, что в итоге получается дешевле, чем покупать ее здесь. Найти все это несложно, если у вас есть Google и Yandex. Вы находите поставщика, он высылает вам образцы, а вы, уже походив по магазинам и складам у нас, понимаете, чего хотите. Вы можете купить футболку, отправить им и сказать: я хочу такую ткань, такие свойства, такой состав. Еще надо иметь в виду таможню. Зимой нам ткань шла два с половиной месяца. Но если все делать грамотно, найти хорошего посреднка, то будет недолго. Самим лучше этим не заниматься.

Параллельно надо искать производство. У нас в стране высокотехнологичного производства нет, зато возможностей сшить футболку из полотна - завались. В Петербурге этого делать не стоит - дорого. Но это можно сделать в Ленинградской области, где швея зарабатывает не 20 000 р., а 10 000 р., и себестоимость вещи получается очень невысокая. Производство тоже можно найти в интернете. Вот вы уже готовы отправить разработанные лекала на производство.

В это время начинается работа с прессой. Пусть вы еще не знаете точно, какая будет обработка у рукавов и ворот у футболки, вы должны уже точно понимать, кто ваша аудиория и в каких журналах вы хотите увидеть материалы о себе. Надо иметь в виду, что номер в среднем сдается за месяц, и если вы хотите попасть в печатное издание, то нужно месяца за два выслать пресс-релиз, на который бы журналисты обратили внимание, и съемку, чтобы они поняли, про что им предлагают написать. За этот месяц вы уже должны четко понимать, какая у вас есть ткань, вы берете 10 метров этой ткани, шьете из нее разработанные вами модели и снимаете их. У вас получаются красивые фотографии вещей еще до того, как эти вещи у вас есть на самом деле. И за два месяца, пока верстаются журналы, у вас уже есть что им отправить и что им сказать.

Пресс-релиз. Главная проблема большинства пресс-релизов - что вместо конкретной информации журналистам приходится читать, в каком прекрасном летящем образе вы будете гулять по городу. И таких сообщений у журналиста в ящике 50 штук, поэтому он их открывает и сразу закрывает. Пишите как есть: вы представляете из себя такую-то марку, она интересна благодаря тому-то и тому-то. На вас стоит обратить внимание, потому что это красиво и при этом дешево. Или такого никто до вас не делал. Адреса журналистов вы найдете, если подойдете к киоску и купите те журналы, которые вас интересуют. Пишите каждому журналисту отдельное письмо. Написали скопом - получили скопом ответ «нет». И главное: хороший пресс-релиз стоит столько же, сколько плохой, и хорошая съемка стоит столько же, сколько плохая. Надо это иметь в виду.


Когда вещи готовы, их надо отправить в магазин. Для этого к себестоимости вещи надо прибавить еще и вашу наценку. Это называется добавочная стоимость. Вот, например, платье: если к его стоимости вы прибавите 100 % и в магазине к нему прибавят еще 100 %, оно будет стоить 1 500 р. Но у вас платье такое крутое, что оно продастся и за 3 000 р. Значит, вы можете прибавить больше. У добавочной стоимости нет четкого коэффициента. Но на начальном этапе надо прибавлять побольше, так как у вас по ходу дела еще будет куча ошибок, косяков, задержек, и это все будет стоить денег. И пока у вас маленький оборот, эти ошибки нужно застраховать.

Используйте интернет. Не думайте про показ, он вам не принесет никакого результата, так как у нас нет индустрии. Зато если вы сделаете красивый сайт, эффект будет куда больше.

Придумывайте спецпроекты. Часто печатному изданию неинтересно публиковать у себя новость, про которую еще два месяца назад написали 150 комментариев на Look At Me. Поэтому можно придумывать всякие интересные вещи - например, лимитированную коллекцию, о которой никому не рассказывать, кроме редакторов печатных изданий.


Используйте все бесплатные возможности. Публикация - это инструмент продаж. Когда появилась марка Oh, my posh! , о ней написали целую страницу в «Афише», и все к нам приходили и спрашивали: «Сколько вы заплатили?» Вы не поверите, но такого понятия, как оплата публикации, для хорошего журнала не существует. Красивое видео и фотографии тоже можно снять бесплатно, и в этом нет ничего позорного.

Помогите магазину. Для магазина вы являетесь партнером, ему интересно вас продавать, на вас зарабатывать. Поэтому распечатайте прайс, подготовьте красивые лукбуки, это будет стоить вам 5 000 р., но это будет инструментом, который вам поможет лучше продаваться. Лукбук - это банально, хорошо сфотографированые на белом фоне вещи, где подписаны артикулы, состав, цвета и размеры.

Думайте о том, куда вы будете двигаться дальше. Если вы потратили на первоначальный проект свои деньги, то потом можно найти инвестора, который позволит вам выйти на новый этап. Вам уже будет с чем к нему пойти.

Как решить проблему кадрового дефицита, работать по принципу малых тиражей и выходить в регионы, Елена Фимина рассказала в интервью Контур.Журналу.

Идея

Мы с сестрой работаем в индустрии моды уже более 10 лет. В 2002 году в Челябинске открылся магазин испанского бренда Mango. Тогда ничего подобного в городе еще не существовало. На конкурсной основе мы устроились в Mango в качестве продавцов-консультатов и постепенно доросли до управляющего звена. За это время мы поняли, как строится модный бизнес, как создаются и продвигаются коллекции одежды, разобрались в тонкостях мерчендайзинга, работы шоу-рума и факторах, влияющих на успешные продажи. Поскольку сестра работала конкретно с испанцами, она познала все нюансы продвижения модной одежды.

Производством одежды я начала заниматься больше пяти лет назад. Сначала это было хобби, хотя я индивидуально обучалась со специалистами высокого уровня в области швейного производства, изучала технологию и тонкости конструирования, моделирования. Постепенно процесс меня затянул, и когда моя сестра родила двоих детей, они стали источником вдохновения для более серьезных работ и коллекций.

Однажды нам с сестрой пришла идея создать бренд детской одежды FiFi . Начинали мы со стартовой суммы 100 000 руб., но нам очень помог тот опыт в индустрии, который мы успели наработать. Первую коллекцию отшивали в домашних условиях, привлекая к работе швей-надомниц.

Фактически сразу мы определили, кто наш клиент: это прогрессивные мамы разных возрастов, которые разбираются в моде, знают тенденции, любят стильно и со вкусом одевать своих детей.

Инвестиции

Участие в конкурсе СКБ Контур « » - это первая наша попытка привлечь инвестиции на развитие бизнеса. Наш ролик увидел инвестор и предложил финансовую помощь. На тот момент мы отказались, так как нас не устроили условия, и решили развиваться собственными силами.

На региональном уровне мы участвовали в федеральной программе «Ты — предприниматель». Нашим проектом тоже заинтересовались, но мы поняли, что финансовую поддержку получить будет тяжело, так как эта программа больше образовательная.

Сейчас мы подали заявку на участие в конкурсе «Сделано в Челябинске» и ждем, когда с нами свяжутся его организаторы.

Детали производства и сложности

Производство одежды — это очень длительный и кропотливый процесс. Начинается все с возникновения идеи, мы определяем, что именно хотим сделать. Затем рисуются эскизы, на следующем этапе закупаются материалы. Далее работают конструкторы — они разрабатывают лекала. Во время конструирования модели вносится много изменений и что-то обязательно отбраковывается. Но и это еще не все.

Видя результат, мы начинаем обсуждать, как можно представить, презентовать готовую коллекцию. Выбираем дислокацию, приглашаем фотографов и создаем фотосессию с детьми-моделями.

Организовать в России производственный процесс очень сложно. Одна из самых острых проблем, с которой мы столкнулись, — это кадровый дефицит: в стране нет ни грамотных конструкторов, ни швей.

Конечно, есть специалисты, которым по 50-60 лет, но они уже не в строю, а молодых профессионалов найти практически невозможно. Приходится много времени и сил тратить на обучение, а от этого страдает эффективность.

В швейном производстве большую роль играет скорость выполнения той или иной работы. Например, чтобы запустить в массовый пошив детское платье, нужно посчитать, сколько времени необходимо на пошив одной модели — в минутах и секундах. Таким образом высчитывается, за сколько часов и дней будет отшита вся партия. И люди старой закалки просто не могут работать быстро. Но мы подключаем их к другой работе — конструированию, поскольку они грамотно делают лекала и продумывают эскизы с учетом тех тканей, которые нам доступны.

Решая проблему кадрового дефицита, мы привлекли к работе специалистов с кафедры легкой промышленности Южно-Уральского государственного университета. Мы пригласили к нам работать лучших из них, и сейчас они нас консультируют, а также обучают наших сотрудников. В настоящий момент в компании работает семь швей.

Еще одна проблема — ткани. Производство в России работает еле-еле, фабрики выполняют какие-то непонятные заказы на старом оборудовании — им приходится очень тяжело, люди работают за копейки. Но даже те фабрики, которые еще функционируют, не всегда выпускают то, что нам нужно. Например, в Екатеринбурге, работает комбинат, производящий шерсть. Тюмень производила аналогичные ткани, но, к сожалению, недавно завод закрылся. Что-то мы закупаем в России, но в основном, конечно, все везем из-за границы, чаще из Италии. Пока курс евро был более-менее устойчивым, проблем с закупками не возникало. Сейчас ситуация изменилась — мы стали осторожнее выбирать ткани: приходится просчитывать при составлении сметы, насколько доступны будут вещи для потребителя, хотя, конечно, нам бы хотелось закупать больше оригинальных и дорогих тканей.


Принцип малых тиражей

Мы выпускаем небольшие коллекции — по десять моделей. Коллекция выстраивается по принципу капсулы, где каждая вещь дополняет другую. Тем самым мы увеличиваем свой товарооборот, потому что люди любят покупать вещи комплектами. В то же время у нас есть модели, которые мы отшиваем постоянно. Как правило, это праздничный ассортимент, базовые модели, так называемые «коммерческие».

Когда коллекция выходит, в процессе мы можем дополнять ее, если видим, что спрос на вещи хороший. Хитом продаж остаются нарядные платья — они востребованы круглый сезон.

За время существования у бренда FiFi появились свои почитатели. Мы работаем над тем, чтобы их круг расширялся. Но мы не боремся за своего клиента — он сам нас находит.

В Челябинске при производстве у нас работает шоу-рум, куда наши клиенты могут прийти и примерить вещи. Два месяца назад бренд FiFi вышел на московский рынок: в столице открылся новый магазин «Детская полка», где среди вещей российских дизайнеров представлены и наши модели.

С целью продвижения бренда мы активно работаем с соцсетями Instagram, «ВКонтакте», а также развиваем свой виртуальный магазин на сайте «Ярмарка мастеров». По опыту могу сказать, что соцсети во многом эффективнее магазинов, потому что охватывают больше потенциальных потребителей — люди видят нашу продукцию из разных уголков страны и даже мира. Мы получаем заказы уже не только из России, но и из-за границы.

В ближайшие пять лет мы планируем запустить франчайзинговое направление, чтобы увеличивать количество точек сбыта для своего товара. Мы планируем отшивать одежду на производстве в Челябинске и договариваться с региональными магазинами о том, чтобы они представляли нашу марку. Такие магазины будут перед сезоном делать заказ на определенные модели по каталогу и получать необходимые объемы продукции.

Показать всё содержание

С каждым, даже не годом, а днем конкуренция становится все сильнее и сильнее. Появляются компании-гиганты, которые откусывают большой кусок пирога из клиентов под сливками.

Появляются мелкие конкуренты, которые тоже отщипывают десертной ложкой кусочек рынка.

Для того, чтобы не проиграть в этой гонке, есть более 5000+ способов маркетинга.

Но если Вы планируете идти долго и стабильно, то Вам пора заниматься не только фишками, но и более долгосрочными задачами. А именно, задуматься о том, как создать бренд из своей компании.

Если Вы думаете, что под словом “бренд” подразумевается процесс создания логотипа или , то Вы ошибаетесь.

Всё намного глобальнее, чем кажется. Также если Вы думаете, что бренд – это пафос и огромное количество денег на , спешу Вас разочаровать.

Зачастую этим грешат известные компании, которые агрессивно продвигают свой бренд в массы.

На самом деле под словом бренд скрывается гораздо больше: , ценности компании, ее узнаваемость среди потребителей и т.д..

Всё это часть того, почему клиент принимает решение о покупке именно у Вас.

И, как уже сказал, если Вы планируете заниматься бизнесом “в долгую”, то без создания собственного бренда никуда. Хотя в начале своего маркетингового пути я думал совсем иначе.

Оно мне надо?

Давайте сразу. Если Вы не хотите создавать свой бренд, то либо рынок Вас заставит это сделать, либо скинет со своей орбиты.

Естественно, Вы можете получать небольшие деньги от продаж и без бренда. Такая тоже имеет место быть.

Но если Вы посмотрите на крупных игроков, то среди них не найдёте ни одного, который работает без него.

У Вас уже есть компания, название и возможно даже логотип. Если Вы работаете достаточно давно, то имеется фирменный стиль, а может даже и .

Навскидку можно сказать, что у Вас есть созданный бренд. Ну что же, давайте проверим не на глазок, а всё по науке.

Прямо сейчас ответьте, пожалуйста, на вопросы ниже, чтобы оценить, кто из нас получает конфету за правоту в своих размышлениях:

  1. У Вашей компании есть миссия? Какова ?
  2. Вы знаете своих клиентов? Кто они? Как они относятся к Вашей компании?
  3. Какие преимущества есть у Вашей продукции и компании?
  4. Какое впечатление о Вас должно оставаться у клиентов?

Стоп! Тут встает вопрос: “Почему при оценке бренда упоминается миссия, ценности, клиенты, выгоды, а также впечатление?”.

Все вопросы какие-то философские, без конкретики, это правда. Потому что само понятие “бренд” в мире часто неправильно трактуют.

Для большинства предпринимателей это просто логотип и слоган, который везде рекламируется. Но на самом деле это гораздо шире.

Бренд – это ассоциации, представления, фантазии: и даже эмоции, которые возникают в голове потребителя при упоминании Вашей компании.

По факту, это всплывающая в голове абстракция, которая как раз и создается за счет логотипа, цветов, слоганов и прочего.

Что нужно для разработки бренда компании мы обсудим в следующей главе. Все-таки статья должна быть с четкими инструкциями, а не отрывочными знаниями.

Но перед этим я хочу Вас предупредить. Создать бренд компании – это лишь малая часть большой задачи, которая называется брендинг.

Брендинг – это работа над созданием и “раскруткой” бренда для создания и ассоциаций в умах потребителей.

Если у Вас получится сделать всё по феншую, то результат сделает из Вас короля медной горы. Риск будет оправдан списком плюсов, которые Вы получите, пройдя эту объёмную работу. Вот некоторые из них:

  1. Правильное восприятие Вашей компании;
  2. Повышенная узнаваемость среди конкурентов;
  3. Уменьшение просадок во время кризиса;
  4. Рост числа лояльных покупателей;
  5. Повышенная лояльность сотрудников.

Всё это ведёт не к мифическим выгодам, а к вполне измеримым, которые отразятся на лицевом счёте компании.

Поэтому процесс создания нужно начинать сейчас, хотя нет, начинать нужно было ещё вчера. И причина всего этого одна.

Дорога – длинною в жизнь

Плохая новость. Брендинг подразумевает довольно долгую последовательность действий по развитию компании.

Никто точно не знает что нужно для создания сильного бренда на века. Эта работа с размытыми границами. Единственное, что нам известно, что она происходит в 5 направлениях:

  • Бренд-позиционирование. Именно здесь зарождается бренд. Какое он будет занимать место и к чему будет идти компания. Вспомните знаменитого Стива Джобса и его компанию Apple.

    Если Вам проще, то можете разделить бренд на: продукт, место, цена и продвижение. Это если совсем грубо.

    А что делать-то?

    Важно понимать конкретный алгоритм создания, последовательность шагов и действий, которые приблизят Вас к сильному бренду.

    Мы с Вами рассмотрели направления, которые в целом описывают ситуацию. Сейчас каждый рассмотрим под микроскопом.

    И определим 11 шагов (все книги сводятся к ним), каждый из которых отвечает за одно из ранее изученных направлений.

    Большая идея

    То, для чего создается бренд и какой образ компании будет с его помощью продвигать.

    Ещё это можно назвать ключевым сообщением, которое Вы будете доносить до своих клиентов во всех своих коммуникациях.

    В нашем случае это “только комплексный подход (маркетинг, продажи и персонал) выведет компанию на стабильные и прогнозируемые продажи”.

    Пример 1: Компания обуви “Geox” транслирует идею здоровой обуви. Помимо того, что она сделана из качественных материалов, она сделана с учётом физиологических особенностей человека.

    И в этой борьбе правильно созданный бренд становится довольно неплохим подспорьем и оружием, который, пусть и в долгосрочной перспективе, но все же обеспечит компании рост и лояльность со стороны потребителей.

Текст Татьяна Благовидова

Фото freepik.com, abc.vvsu.ru, nehbetone.ru

Мы начинаем цикл материалов, где будем рассказывать, как выстроить производственные процессы в разных сферах бизнеса. Начинаем с модной индустрии. В этой статье расскажем, как запустить линию одежды, если вы не умеете рисовать, шить и ничего не понимаете в тканях.

Наши спикеры

Базовые понятия и специалисты

Эскиз - схематичное изображение изделия на модели или на плоскости. Он может быть нарисован от руки или с помощью компьютера. На следующем этапе эскиз превращается в конструкцию.

Конструкция - чертеж будущего изделия, выполненный, как правило, в специальной программе. Он строится на основе математических расчетов и пропорций.

Лекала - конструкция, разобранная на детали будущего изделия для выкройки на ткани. Лекала могут существовать как в электронном виде, так и в бумажном - от руки. В лекалах содержится вся информация для производства: какие и где сделать отстрочки, припуски по швам и так далее.

Конструктор - специалист, который разрабатывает лекала, учитывает не только форму модели на основании эскиза дизайнера, но и все технологические узлы. Он переносит идею дизайнера на чертежи.

Технолог - специалист, который определяет, как обработать отдельные детали и узлы новой модели. Адаптирует лекала под производство и оптимизирует производство.

Закройщик - специалист, который по готовым лекалам делает раскрой на ткани.

Можно ли запустить линию одежды, не имея знаний в швейном деле?


Одежда бренда Oxana Krengel

Оксана Кренгель

Основатель и дизайнер бренда Oxana Krengel

В университете дизайнеров учат не столько придумывать из пустоты, сколько облекать свои заметки об окружающем мире в осязаемую форму своим собственным почерком. Обойтись без вузовской подготовки можно, но базовые знания необходимы, чтобы говорить со специалистами на одном языке, а не объясняться на пальцах.

Светлана Лаврова

Основатель и дизайнер бренда Lavlan

Есть много успешных брендов, которые были созданы дизайнерами без профессионального образования в области конструирования и пошива. Достаточно иметь гениального конструктора, который перенесет ваши идеи с эскизов в жизнь.

Подобная схема работает и у нашей компании. Я - дизайнер бренда, но без профильных «вузовских» знаний. Причем, как мне кажется, отсутствие этих знаний мне даже помогает. Бывает, придумываю новую модель, прихожу к конструктору с эскизом, а он делает круглые глаза и говорит, что это невозможно выполнить на ткани. Начинаю выяснять, искать причины, а к концу беседы выясняется, что все возможно, но с небольшими изменениями.

Так что я свободна от клише и ограничений - у меня нет этих знаний и, соответственно, нет границ для творчества.

Базовые знания: где черпать?


Одежда бренда ART FLASH

Эмилия Манвельян

Основатель и дизайнер бренда ART FLASH

Всем начинающим дизайнерам советую стать участником групп ProCapitalist.ru и Friends only fashion на Facebook. Это дружелюбные сообщества профессионалов швейной индустрии. Реагируют на все просьбы. Подскажут, посоветуют, порекомендуют, оценят. Можно найти помощь в подборе и персонала, и подрядчика (найти цех), и материалов. Если бы мы знали о существовании этих групп ранее, многие вопросы решались бы более оперативно и эффективно.

В швейный мир помогают погрузиться выставки тканей и фурнитуры, где вы общаетесь с другими специалистами, получаете необходимую информацию о новинках, трендах - в общем, ощущаете себя частью сообщества.

Оксана Кренгель

Основатель и дизайнер бренда Oxana Krengel

 Я рекомендую краткие, но емкие курсы материаловедения, технологии и технического рисунка. Возможно, основы композиции, в зависимости от того, какую роль в создании коллекции вы собираетесь играть. Ведь если роль достаточно небольшая, то вы очень рискуете вместе с непредвиденным уходом дизайнера потерять ДНК своей марки. Как ни крути, модный бренд в первую очередь основан на личности.

Подведем итог. Где черпать знания:

1. В профильных школах.

 Для начала нужно придумать основную идею марки, концепцию, обозначить целевую аудиторию, ценовой сегмент. Поэтому нужно иметь хотя бы общее представление о том, что такое маркетинг. Для получения базы рекомендую учебник Филиппа Котлера для вузов. Прочитать базовые понятия про 4p (product, price, placement, promotion), позиционирование и концепцию бренда.

Наш пример. В основе нашего бренда лежит идея мультифункциональности: мы делаем одежду для современных горожанок, которые живут в бешеном ритме. Называем этот стиль WORK&OUT. Нашу одежду можно надеть утром в офис, а вечером пойти в ней на свидание или вечеринку. Гармоничность коллекций заключается в сочетании разных материалов и предметов одежды, которое позволяет восполнять многие потребности в гардеробе.

Оксана Кренгель

Основатель и дизайнер бренда Oxana Krengel

Наш пример. Oxana Krengel - это элегантная классика, созвучная времени, в сегменте middle up (выше среднего). Наши лаконичные, строгие и при этом женственные модели отозвались в сердцах успешных работающих девушек, хотя изначально мы не ставили перед собой задачу делать коллекции для бизнес-леди.

Первая коллекция

Галина Стучилина

Дизайнер, эксперт бренда Gala Grosso

Как правило, на старте лучше начать с узкой линейки самых востребованных вещей. Конечно, хочется смелых экспериментов, но для начала лучше выбрать то, что будет наиболее востребовано, возможно, стоит ограничиться базовыми ходовыми вещами.

Даже если вы хотите шить вечерние наряды, начните с трикотажных платьев или даже свитшотов. Это поможет вам и получить необходимый опыт, и не прогореть с первой попытки (из-за чего у новичков часто опускаются руки). Лучше всего сшить пилотные образцы в одном-двух экземплярах. Первый образец позволит оценить удачность получившейся вещи и поправить возможные ошибки. Второй уже будет служить своеобразным эталоном для модели, и его же можно использовать в демонстрационных целях. Удалось заинтересовать площадку и получить заказ – тогда и начинайте производство.

Эмилия Манвельян

Основатель и дизайнер бренда ART FLASH

Если ваш бюджет ограничен, не стоит сразу приступать к разработке и выпуску полноценной коллекции одежды. Создайте две-три модели в разной цветовой гамме и минимальной размерной сетке.

Получив деньги от продажи, приступайте к разработке большего количества моделей, возможно, даже к выпуску капсулы. Постепенно наращивайте темп и обороты, формируйте круг подрядчиков и партнеров. Многие бренды так и стартовали.

Специалистов можно подобрать на приемлемых для бюджета условиях. Подготовьте пост для сообществ ProCapitalist.ru или Friends only fashion с подробным описанием того, кто вам нужен. Вам обязательно ответят, предложат варианты, порекомендуют специалистов и мастерские. Таким образом вы сможете сконструировать и сшить несколько изделий.

Маруся Мейер, Катя Бакуменко

 Если на начальном этапе у вас немного средств для коллекции, но она нужна целиком, то, как вариант, можно отшивать образцы и делать вещи на заказ, подстраиваясь под клиента. Это создает эксклюзивность при минимальных затратах. Лично мы так работаем уже с дорогими линейками одежды.

Можно также договариваться с ритейлерами, например Lamoda, отшивать образцы, делать лукбук и уже создавать коллекцию под частичный выкуп.

Одежда бренда Not Addicted

Создание модели: этапы, работа со специалистами

ЭТАП 1. Создание эскиза

Светлана Лаврова

Основатель и дизайнер бренда Lavlan

 Дизайнер создает эскиз. И передает его конструктору для дальнейшей работы.


Передать эскиз можно в следующем виде:

1. Рисунок в формате fashion sketching . Это определенная техника рисования моделей в движении. Техника подчиняется определенным математическим расчетам и пропорциями, научиться ей несложно - в России есть онлайн- и офлайн-курсы.

2. Схематичный рисунок.

3. Фотография с образцом ткани на объемной модели.

4. На словах передать идею. Такое возможно, когда вы уже долгое время работаете вместе и понимаете друг друга.

Главное - детально описать конструктору, что вы хотите, чтобы получить нужный результат. Затем дизайнер вместе с технологом и конструктором обсуждает, как вещь будет сшита со всеми строчками, застежками и подгибками.

ЭТАП 2. Конструктор строит лекала для этой модели в базовом для бренда размере

Оксана Кренгель

Основатель и дизайнер бренда Oxana Krengel

Каждый бренд сам выбирает базовый размер для своих вещей, исходя из своей концепции или потребностей. Он может соответствовать любой типологии размеров. Обычно дизайнеры ведут примерки на моделях с российскими размерами 40 или 42. Но мы предпочитаем тестировать образец на размере 44, так как у нас он самый ходовой.

ЭТАП 3. Вещь собирается на примерку из ткани

Оксана Кренгель

Основатель и дизайнер бренда Oxana Krengel

Можно использовать макетную ткань - бязь. Или работать с оригинальной тканью. Бязь дешевая - 30–70 рублей за метр. На ней удобно отрабатывать лекала изделий костюмной и пальтовой группы, но в ней нет, например, пластики шелков и эластичности стрежневых материалов. Из-за этого мы предпочитаем работать сразу с оригинальными тканями.

ЭТАП 4. После примерки собранного образца в лекала вносятся коррективы по дизайну и посадке.

ЭТАП 5. Изделие корректируется и собирается повторно.

ЭТАП 6. Если все хорошо, то лекала утверждаются и передаются закройщику для градации по размерам.

Важно! Если размерный ряд большой, то образцы нужно отшить еще на 1–2 размера для проверки.

Как найти конструктора и технолога

Эмилия Манвельян

Основатель и дизайнер бренда ART FLASH

Искать контакты специалистов можно в интернете - в поисковике, на специализированных форумах, а также на различных модных мероприятиях и выставках.

Мы конструируем одежду дистанционно, эскиз и техническое задание направляем конструктору по электронной почте. Он не только готовит лекала, но и переносит их в электронный формат. Встречаемся с ним в случае, если после пошива образца необходимо внести существенные изменения в модель. Если нужны небольшие корректировки - описываем недочеты и направляем электронной почтой, комментируем, обсуждаем по телефону внесение изменений.

Мы не просто работаем с тканью, но наносим принт на каждую модель. Поэтому лекала отправляются графическому дизайнеру, который накладывает изображение и направляет дизайнеру, то есть мне, на согласование. Затем они направляются в мастерскую.

Галина Стучилина

Дизайнер бренда Gala Grosso

Найти хорошего конструктора - задача номер один у любого бренда. Уверена, что лучше брать человека в штат, чтобы он мог проникнуться идеей, но начинающие марки могут сотрудничать и со специалистом на фрилансе.

Ищите конструктора с опытом от трех лет.

Образование - идеально сочетание колледжа и института:

  • в колледже присваивают портновский разряд, а конструктор должен уметь шить,
  • в институте закладывается база и развивается вкус.

Навыки : он должен уметь работать руками и с программой САПР - системой автоматизированного проектирования, в которой рисуются или строятся лекала. Безусловно, знание основ САПР очень помогает, особенно при рутинной работе, но ничто не заменит, например, владения разными методами наколки на манекене.

Конструктор составляет текстовую и графическую документацию, необходимую для запуска модели в производство. Текстовая - техническое описание модели, графическая - лекала для раскроя.

Технолога тоже ищите с опытом работы, так как от этого человека зависит многое. Он должен разбираться в обработке швов и технической последовательности изготовления изделий, знать свойства тканей, из которых будет отшита модель. Технолог ответственен также за контроль качества выпускаемой продукции на всех этапах производства.

Будьте готовы, что в любом производстве конструктор+технолог - это самое дорогостоящее звено.

Например, средняя цена по рынку за проработку конструкторской документации на простое платье - 2500–5000 рублей. Прошив и проработка образца лабораторной швеей и технологом - 3000–6000 рублей.

Одежда бренда Gala Grosso

Создание большой коллекции

Светлана Лаврова

Основатель и дизайнер бренда Lavlan

Если говорить уже о большой коллекции, то она начинается с идеи, с определения того, что вы хотите от нее эмоционально и энергетически. Для этого, например, можно собрать мудборд (mood board) - коллаж из визуальных образов, цветов, фактур, элементов. Этот метод поможет и остальной части команды войти в настроение коллекции.

Дальше задача - разработать гармоничную и сбалансированную коммерческую линейку. Линейка - это ассортимент, каталог. Например, коллекция может состоять из 5-ти артикулов платьев, 3-х - рубашек, 2-х - брюк, 5-ти - футболок и так далее.

Я ориентируюсь на принцип «сбалансированного портфеля»: в коллекции должны быть разные изделия, которые играют свою собственную роль в коммерческой составляющей - на каких-то товарах вы будете больше зарабатывать, какие-то нужны вам для имиджа, какие-то существуют как trial - то есть те товары, с помощью которых потребитель может познакомится с вашим брендом.

Товары trial должны быть чем-то небольшим и базовым:

Например, у нас это рубашки. Главное, чтобы цена trial была дешевле вашей средней стоимости за изделие. Например, наши платья, в среднем, стоят 7-10 тысяч рублей, пальто - 18 и более, а рубашки - около 5. Рубашки - это trial. Это нужно для того, чтобы у потребителя не было ценового барьера для знакомства с вашим брендом. Чтобы он с большей долей вероятности приобрел что-то недорогое и вернулся еще раз, уже готовый приобрести что-то большее. У нас примерно 20% в коллекции имеют имиджевую роль, 80% - это более базовые вещи. И примерно 30-40% от всех товаров это trial.

Ткань и фурнитура

Алла Левицкая

Вы должны знать, из какой ткани будет сделана вещь, уже при создании эскиза. То есть понимать, как она выглядит в объеме и движении, как она сидит на фигуре, какое впечатление она производит и как она устроена изнутри.

Есть и другой вариант: коллекция из вашего воображения, отраженного в эскизах, будет воплощаться в стопку тканей. Главное, вы должны видеть гармонию, знать, как сочетаются оттенки и фактуры.

Где покупать


Ткани бренда ART FLASH

Эмилия Манвельян

Основатель и дизайнер бренда ART FLASH

  • В Москве крупнооптовые и мелкооптовые склады и магазины с большим диапазоном продукции как по цене, так и по странам-производителям находятся на улицах Сельскохозяйственная, 4 и Дубининская, 71. Постоянные поставщики часто предлагают скидки, плюс можно получать информацию об акциях и тем самым минимизировать расходы.
  • Агентов по тканям мы подбирали на специализированных текстильных выставках. Одна из самых знаменитых выставок - «ТекстильЛегПром ». Проводится в Москве (на ВДНХ) и странах ближнего зарубежья. В выставке участвуют большое количество импортеров тканей и фурнитуры, а также российские производители. На стендах много образцов, новинок. Можно взять контакты, оставить свои и получать новости о поступлениях, скидках, акциях.
  • Искать поставщиков фурнитуры нужно по такому же принципу, что и текстильных: в поисковике задавать параметры поставщиков и складов. На выставках тоже представлено много компаний, продающих фурнитуру, параллельно с тканями.
  • Можно сделать пост-запрос в группах соцсетей, посвященных швейному делу. Вам, скорее всего, скинут много ссылок, где вам можно приобрести необходимое.
  • Мы предпочитаем покупать фурнитуру в компании «Буттони ». В Москве она - одна из ведущих, предлагает большой ассортимент.

Оксана Кренгель

Основатель и дизайнер бренда Oxana Krengel

 Вариантов, где купить ткань и фурнитуру, много. Это зависит от концепции и бюджета марки.

  • Стоковые склады - там продаются остатки нераспроданных импортных коллекций тканей прошлых сезонов. Это качественные дизайнерские материалы по цене в 3-4 раза ниже первоначальной. В Москве такие склады найти довольно просто, пользуясь интернет-поисковиком.

Их минус: стоки быстро раскупают, и дозаказать артикул практически невозможно. При этом, если планируете рост и увеличение тиражей, закладывайте стоимость ткани не по цене стока, а по регулярным ценам. Иначе, когда решите переходить от стоков к заказам регулярных тканей, столкнетесь с увеличением себестоимости изделия.

  • Агенты по тканям - это посредники между иностранными тканевыми фабриками и российскими покупателями. Чаще всего это наши бывшие соотечественники, которые живут, например, в Италии и привозят в Москву образцы материала. Их контакты можно найти в поисковике по запросам «текстильный агент, агент по тканям».

Для нашего клиента важно качество и роскошь ткани, а исторически сложилось, что хороший текстиль производят в Италии. Поэтому мы сотрудничаем с итальянскими агентами. Компании, специализирующиеся на масс-маркете, ведут закупки в Китае.

Как выгоднее и надежнее?


Одежда бренда БибигониЯ

Ольга Блиндяева

Основатель бренда детской одежды «БибигониЯ»

 Где покупать ткань, зависит от возможностей бренда на начальном этапе. Если вы отшиваете не партию, а единичные изделия, то, возможно, выгоднее будет купить материал в магазине тканей. Либо, если вы шьете штучно и бюджет ограничен, можно покупать у оптовиков так называемые «купоны» - это отрезы от целых рулонов. Хотя цена «купона» выше оптовой (например, рулон стоит 400 рублей за 1 кг ткани, а «купон» размером 2 метра, будет стоить уже 600 рублей за 1 кг).

Но это все равно выгодно: и из-за цены (дешевле, чем в розницу), и из-за доступного у оптовиков разнообразия цветов и фактур.

Фурнитуру нужно обязательно пробовать в изделии. Если закажете партию, а в готовом изделии материалы не будут работать или смотреться, вещь будет испорчена, а время и деньги потрачены зря. Поэтому нужно сравнивать разных производителей.

На выставках тканей и фурнитуры можно получить один образец (например, молнии) бесплатно. Но на образец с выставки ориентироваться не стоит на 100%. Если материал понравился, соберите отзывы об этом поставщике, если есть возможность, съездите на производство, попросите показать тиражные образцы.

Отечественная фурнитура разная. Например, эластичная тесьма (резинка) у российских производителей отличная, можно купить в нескольких плотностях. Не подводили пластиковые молнии (много вариантов пуллеров, большая карта цветов для выбора). Кнопки мы предпочитаем брать импортные.

Пробный образец

Алла Левицкая

Основатель и дизайнер бренда «Алла Левицкая»

 Перед производством партии одежды нужно изготовить пробный образец. Если предыдущие этапы пройдены без ошибок, вы сразу получаете почти идеальную вещь. Если нет - ищите, на каком этапе ошибки допущены. Сделав образец, вы сможете понять, насколько удобной получилась модель в движении. От этого будет зависеть ее качество и продажи. Это важный момент, завершающий интеллектуальную часть работы, на котором можно внести коррективы в любой из этапов создания и добиться идеального результата.

ART FLASH

 Для производства одежды мелкими партиями нужно обращаться в швейный цех или швейное ателье (фабрики с крупносерийным производством за такие объемы чаще всего не берутся). В интернет-поисковике задать: пошив небольшой партии одежды. И просмотреть компании, которые больше отвечают вашим требованиям в зависимости от единиц в партии и сегмента, в котором хотите развиваться.

Технически можно найти производство с выгодными условиями в другом городе. Но так как партии будут небольшие, необходимо обратить внимание на местоположение, чтобы логистика не легла большим бременем на себестоимость продукта. Поэтому нужно просчитать все расходы. Мы шьем в Москве. У нас и дизайнер, и конструктор в Москве. Только не в офисе, а дистанционно: встречаемся по необходимости. Это сокращает издержки на аренду офиса, что на начальной стадии очень важно.

Советую мониторить специализированные группы в соцсетях. В них часто предлагаются услуги швейных мастерских и ателье. Если опубликовать пост - накидают ссылок.

Как найти швейный цех, если ткань «сложная»


Одежда бренда L.L.

Людмила Каберник, Елена Григорова

Основатели и дизайнеры бренда «L.L.»

 Если работаешь с какой-то особой сложной тканью, поиск производства усложняется. Наша ткань - шелк. Ее даже кроить тяжело, не то чтобы шить, она едет, об этом знают все. К сожалению, и частные мастера, и цеха, которым мы ее доверяли, нас подводили. Нам показывали изделия, и мы были в ужасе: оверлок тянул, машинка тоже. Мы получали изделия из красивейшего дорогого шелка с неважным внешним видом.

Но мы нашли своего специалиста. Причем там, где не ожидали. Нам подсказали, что такие профессионалы работают в театре: они стоят за удивительными японскими машинами и специализируются на шелке, знают, как его кроить и шить. Мы познакомились с ними и теперь сотрудничаем. Они помогают нам создавать красивые изделия.

Как работать с производством: цены, договоры, соблюдение сроков

Светлана Лаврова

Основатель и дизайнер бренда Lavlan

Советую познакомиться с сотрудниками производства лично. Поверьте, это будет важно как для вас, так и для персонала. Мне один раз довелось провести на производстве целый день, упаковывая и маркируя свою первую более-менее большую партию. Мне помогала половина цеха, и за это время я узнала их, они узнали меня. С тех пор встречают меня с улыбкой и все сдают в срок.

Ольга Блиндяева

Основатель и дизайнер бренда детской одежды «БибигониЯ»

Расценки на пошив вещей на разных производствах могут отличаться достаточно сильно. Например, за пошив штанов нам называли стоимость от 70 до 150 рублей, толстовки с капюшоном на молнии - от 120 до 250 рублей. Конечно, при работе с производством, нужно заключать контракт, в котором вы пропишете, в том числе сроки выполнения заказа.

Но даже при подписанном договоре и четко оговоренных сроках, будьте готовы к тому, что получите свой тираж с задержкой. Причин тому масса: на производстве может появиться более крупный и выгодный заказ, который нужно срочно отшить, швеи заболеют или уйдут в отпуск, вы получите свой заказ с браком и какое-то время еще уйдет на исправление ошибок производства. Если ваш бренд пока имеет небольшие обороты, крупные производственные площадки могут сильно сдвигать изначально заявленные сроки. Но от этого не застрахованы даже именитые бренды.

Как быть, если производство срывает сроки?

  • Предвидеть, заранее закладывать больше времени на пошив коллекции, постоянно напоминать о себе - звонить на производство, приезжать туда, при серьезных нарушениях и срывах - выходить на владельца бизнеса. Лучше всего нанять менеджера, который будет контролировать сроки. Так вы сохраните и собственные нервы, и не испортите отношения с производством при первом же заказе, и получите партию вовремя.
  • Могу посоветовать добиваться отгрузки товара партиями (не весь тираж единовременно), получить реалистичный график отгрузок, согласовать и отслеживать его выполнение. На будущее, если понимаете, что площадка со сроками плохо справляется, разводить заказ на две, три площадки (если тираж позволяет). Этот вариант кажется сложным, но, на самом деле, он выигрышный.

Продажа изделий: как организовать сбыт партии


Одежда бренда Lavlan

О производстве в регионе


Одежда бренда Wishnya

Елена Савина

Основатель бренда