Организация системы управленческой деятельности как процесс. Организация управления. Управленческий процесс и его характеристика

Любые организации, в том числе и производственные предприятия для достижения поставленных целей нуждаются в процессе управления. Организация управления предполагает сочетание в пространстве и во времени всех составляющих процесса управления. Организация управления предполагает создание организационной структуры и организацию функционирования производственной системы. Процесс управления можно представить в виде последовательности управленческих решений. Функциональный аспект управления производством предполагает выполнение ряда функций. К общим функциям управления относят планирование, организацию, мотивацию, координацию, контроль и регулирование. Каждая из этих функций, в свою очередь, может быть представлена совокупностью более частных функций. Функция планирования, например включает в себя анализ состояния объекта управления, прогнозирование тенденций его развития, определение целей управления, разработку плана достижения целей (распределение целей и ресурсов по исполнителям и срокам). Функция контроля включает такие функции, как учет и анализ. Реализация всех этих управленческих функций требует принятия решений. Так, при планировании принимаются плановые решения, при организации – организационные решения, при регулировании – оперативные регулирующие решения.

Принятие решений – это процесс, который начинается с возникновения проблемной ситуации и заканчивается выбором одного из нескольких возможных вариантов решения и действием по установлению проблемной ситуации. Проблема – это ситуация, характеризующаяся таким различием между необходимым (желаемым) и существующим состоянием управляемой системы, которое препятствует ее развитию или нормальному функционированию. Управленческое решение – это продукт управленческого труда, это выбор альтернативы, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей предприятия. Управленческие решения представляют собой основной инструмент управленческого воздействия в ответ на проблемные ситуации, возникающие в ходе управления предприятием.

Управленческие решения – это способ постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую (субъекта принятия решения на объект исполнения решения), что в конечном счете ведет к достижению поставленных целей.

Процессы разработки, принятия и осуществления управленческих решений, оценки их фактической эффективности занимают центральное, иерархически главное место в структуре управленческой деятельности, так как именно они в наибольшей мере определяют и содержание этой деятельности, и ее результаты.

Принятие решений – это основное содержание всех функций менеджмента. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности. С позиций системного анализа процесс управления является в сущности процессом решения проблем предприятия, возникающих по мере его функционирования и развития.

Цикл управления всегда начинается с постановки целей, выявления и идентификации проблем, продолжается разработкой и принятием необходимого для реакции на проблемную ситуацию решения и заканчивается организацией и контролем его выполнения. Анализ полученного результата и оценка степени достижения поставленной цели, служит источником выявления новых проблем и принятия новых решений, возобновляя таким образом управленческий цикл.

Смысл управленческой деятельности состоит в обеспечении достижения предприятием поставленных целей, содержание же управления заключается в выработке определенных управляющих воздействий, направленных на реализацию этих целей. Разработка, принятие и реализация решений является, таким образом, концентрированным выражением самой сущности управления.

Под управленческим решением понимается выбор альтернативы; акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. В конечном итоге управленческое решение представляется как результат управленческой деятельности.

В более широком понимании управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

Таким образом, понятие решения неоднозначно и рассматривается как процесс, как акт выбора и как результат выбора.

Решение как процесс предполагает регламентируемую последовательность действий по разработке, принятию и реализацию управляющего воздействия для достижения поставленной цели.

Решение как акт выбора (в соответствии с принятыми критериями) средств и методов осуществления реакции на возникшую проблему из множества возможных альтернатив предполагает выпуск нормативного документа, регламентирующего деятельность системы управления, плана мероприятий, устных или письменных распоряжений о необходимости выполнения конкретного действия, операции, процесса.

Решение как результат реализации конкретного выбранного варианта действий – это осуществление поставленной цели, отраженное в установленных показателях.

Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления (руководителя и поддерживающего его аппарата), определяющий реализацию обоснованного выбора из возможных альтернатив цели, плана и способа деятельности коллектива по разрешению проблемной ситуации на основе знания объективных закономерностей функционирования объекта управления и анализа информации контроля за состоянием управляемой системы и воздействиями внешней среды.

Управленческое решение представляет собой социальный акт, подготовленный на основе вариантного анализа и принятой в установленном порядке оценки, имеющий директивное значение, содержащий постановку целей и обоснование средств их осуществления, организующий практическую деятельность субъектов и объектов управления, направленную на достижение указанных целей.

Вопросы методологии принятия управленческих решений охватывают такие понятия, как типология решений, принципы, методы и технология разработки и реализации решений, критерии оценки альтернатив.

В понятие организация разработки управленческого решения включаются мероприятия по совершенствованию совместной работы различных звеньев и подразделений предприятия, а также отдельных его сотрудников в рамках процесса разработки и реализации решений на основе установленных регламентов, инструкций, нормативов, норм ответственности и других директивных документов.

Организационная сущность управленческих решений состоит в том, что к этой работе привлекается персонал организации. Для эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции и положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, в том числе информационные, обеспечить работников необходимыми техникой и технологией, постоянно координировать их работу.

Организационное содержание решения проявляется в том, что должна быть четко определена система организации работ по разработке и реализации решений позволяет установить и закрепить права, обязанности и ответственность отдельных работников и служб организации по выполнению отдельных работ (операций), стадий и этапов разработки и реализации решений. Это осуществляется путем регламентирования и инструктирования работников, принимающих участие в разработке и реализации решения.

Понятие «технология разработки управленческого решения» отражает специфику и этапность действий по разработке решения, выявленных на основе оптимизации условий его практической реализации с учетом профессионального уровня сотрудников, специфических условий и различных обстоятельств, определяющих выполнение решения.

В понятие «методы разработки и реализации решений» входят способы, формы, приемы выполнения работы по подготовке и осуществлению управленческих решений (анализ данных, обработка и систематизация необходимой информации, определение вариантов действий, критериев выбора, способов принятия решения и порядка его исполнения и контроля за реализацией решения).

Субъектом управления – лицом, принимающим решения (ЛПР) – может быть одно лицо или группа лиц. ЛПР должно обладать определенными знаниями и опытом принятия решений, а также должно обладать умением разумно рисковать и развитым чувством интуиции, должно ясно представлять свои предпочтения и полномочия. Обладая правом окончательного выбора, ЛПР может не согласиться ни с одним из вариантов, предложенных экспертами, консультантами, советниками. При отказе от решения ЛПР должен уметь сформулировать новые цели, определить ресурсы для решения и оценить степень достижения новых целей.

Понятие «объект принятия управленческого решения» включает в себя все аспекты деятельности предприятия, в частности, такие как организация производства, обеспечение внедрения нововведений, хозяйственного и финансового развития, проведение маркетинговых исследований на рынке, организация управленческой деятельности, организация оплаты труда, социальное развитие персонала и проведение кадровой политики и т.д.

Управленческие решения являются движущей силой при осуществлении всех функций управления предприятием. Так, к функциям производственных подразделений относятся:

маркетинговые исследования;

проектирование;

подготовка производства;

управление материально-техническими ресурсами;

производство продукции;

реализация продукции;

управление качеством продукции;

управление кадрами;

управление финансами.

К основным функциям процесса управления относятся:

планирование;

организация;

мотивация;

координация;

контроль;

регулирование.

К функциям ЛПР по этапам разработки к реализации управленческих решений относятся:

анализ информации;

диагностика ситуации;

выработка вариантов решений и критериев выбора;

выбор альтернативы;

организация выполнения решения;

контроль результатов.

Взаимосвязь этих функций схематически можно показать следующим образом (рисунок)

Управленческие решения должны реализовать следующие функции: направляющую, координирующую, мотивирующую.

Направляющая функция решений проявляется в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в многообразных задачах. Одновременно решения являются направляющей основой для реализации общих функций управления – планирования, организации, мотивации, координации, контроля, регулирования, которые реализуются посредством решений.

Координирующая функция решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества.

Функции ЛПР

Взаимосвязь функций

Мотивирующая функция реализуется через систему организационных мер (приказы, постановления, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки), социальных оценок (морально-политические факторы трудовой активности: самоутверждение личности, творческая самореализация).

Для эффективной подготовки и реализации управленческих решений необходимо обеспечить поддержку управленческих решений, т.е. оказать помощь лицам, принимающим и подготавливающим решения в области методологии, организации, кадров, информации и экономики.

Научная и методологическая поддержка заключается в разработке гипотез, идей, теоретических положений, принципов, требующих экспериментальной проверки на моделях и последующей реализации в управленческих решениях при формировании целей, задач и содержания управляющего воздействия.

Организационная поддержка предусматривает необходимость разработки инструктивных материалов по порядку разработки, реализации и контроля управленческих решений, по срокам, процедурам, участникам, распределению ответственности между ними и т.д.

Методическая поддержка, т.е. разработка комплекса методических материалов по всем аспектам управленческого решения в рамках этапов подготовки, проведения, анализа, оценки результатов решений.

Кадровая и социальная поддержка предусматривает специальную подготовку кадров участия в разработке и реализации решения и привлечения специалистов других профилей для обеспечения комплектности проработки, а также проведение индивидуальных и разъяснительных совещаний с участниками и реализации решения.

Информационно-теоретическая поддержка обеспечивает необходимую информацию и позволяет автоматизировать информационные процедуры, а также процесс подготовки, реализации и контроля управленческого решения.

Экономическая поддержка определяет условия финансирования и необходимые ресурсы и вопросы разработки стимулирования участников выработки и реализации решения.

Правовая поддержка обеспечивает соответствие решения как организационно-правового акта полномочиям ЛПР, установленному порядку принятия и оформления, проверку юридических последствий реализации решения. Решение должно определять последовательность и порядок действий по решению проблемы; календарные сроки (промежуточные и конечные); ответственных исполнителей с указанием подразделений, должностных лиц и фамилий; вопросы координации и взаимодействия между соисполнителями; порядок отчетности.

В методологии (разработки и реализации) управленческих решений используются такие понятия как цель, альтернативы, критерии, модели, субъект решения (ЛПР), объект решения, функции решения, поддержка решения.

Цель означает желаемый конечный результат деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность Целью организации процесса принятия решения является повышение его эффективности при экономии живого и прошлого труда, которая, в частности, сводится к рациональному использованию информации.

Альтернативы возможные способы решения задачи или проблемы для достижения поставленной цели. Для выбора варианта решения (альтернативы) на основе сформулированной цели необходимо определить множество критериев и разработать шкалы оценок по ним.

Критерий – это правило, в соответствии с которым альтернативы располагаются в порядке их важности или предпочтительности. С помощью критериев определяется степень достижения цели. Во многих случаях решение приходится принимать в условиях многокритериальности.

В таких случаях производится ранжирование критериев по степени важности и используются предпочтения лица, принимающего решения.

Модель представляет собой условный образ объекта, процесса или явления, используемый в качестве заменителя оригинала и отображающий его существенные стороны. Модель дает возможность многократно проводить опыты для изучения возможных результатов реализации различных вариантов решений. Модель разрабатывается для улучшения понимания объективно существующей реальности и для выработки рационального плана действий.

Отсутствие достоверной информации не позволяет в должной мере обосновывать варианты решений, дефицит времени мешает тщательной объективной оценке возможных последствий выбора того или иного варианта решения, тогда решения принимаются в условиях неопределенности. По степени неопределенности ситуации можно разделить на определенные (детерминированные), вероятностно определенные (рисковые) и неопределенные.

Субъективная информация ЛПР основана на его опыте, интуиции, проводимой политике. Характеристики человеческой системы переработки информации накладывают определенные ограничения на все поведение человека, даже если это опытный, рационально мыслящий руководитель. Это приводит к тому, что сами ЛПР без дополнительной аналитической поддержки используют упрощенные, а иногда и противоречивые решающие правила. Для выполнения этой дополнительной аналитической проработки решения необходим специалист по принятию решений, который должен помочь ЛПР последовательно и непротиворечиво сформулировать политику, систему предпочтений ЛПР и структуру проблемы. Конструируя процедуры выявления предпочтений и принятия решений, специалист по принятию решений помогает ЛПР делать обоснованный выбор, определять необходимые компромиссы, сознательно и последовательно проводить свою политику и оценивать ее возможные последствия.

Социальная (общественная) система характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. (Например, производственный коллектив). Набор решений в социальной системе характеризуется разнообразием в средствах и методах реализации. Это объясняется тем, что главным объектом управления является человек как личность с высоким темпом изменения сознания, а также широтой нюансов в реакциях на одинаковые и однотипные ситуации.

В зависимости от условий реализации решений в социальной системе руководитель может добиться со стороны подчиненных как сотрудничества (поддержки) , так и противостояния. Профессионализм специалиста, разрабатывающего или реализующего решение, определяется его способностью создать стимулирующую среду для выполнения решения. Работник, в функциональные обязанности входят действия по управлению деятельностью других работников (подчиненных), является руководителем. Решения, принимаемые руководителем в социальной системе, называются управленческими решениями.

Прежде чем начнется сам производственный процесс, у руководителя создается его модель (цели, формы конкретной деятельности, имеющиеся ресурсы и возможности, вероятные трудности и пути их преодоления). Все это формируется в виде управленческого решения, которое направляет, организует и стимулирует трудовую деятельность коллектива.

Тема 2.УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА

Процессы управления

В самом общем виде методология проектного менеджмента включает процедуры, методы и инструменты реализации процессов инициации, планирования, организации исполнения, контроля исполнения и завершения проекта.
Инициация проекта – процесс управления проектом, результатом которого является санкционирование начала проекта или очередной фазы его жизненного цикла.

Инициация проекта может включать следующие процедуры:

  • Разработка концепции проекта:
      - Анализ проблемы и потребности в проекте;
      - Сбор исходных данных;
      - Определение целей и задач проекта;
      - Рассмотрение альтернативных вариантов проекта.
  • Рассмотрение и утверждение концепции.
  • Принятие решения о начале проекта:
      - Определение и назначение менеджера проекта;
      - Принятие решения об обеспечении ресурсами выполнения первой фазы проекта.
  • Планирование проекта – непрерывный процесс, направленный на определение и согласование наилучшего способа действий для достижения поставленных целей проекта с учетом всех факторов его реализации.

    Процессы планирования осуществляются на протяжении всего жизненного цикла проекта, начиная с предварительного укрупненного плана в составе концепции проекта, и заканчивая детальным планом работ завершающей фазы проекта. При этом происходит уточнение и детализация планов по мере прогресса проекта.

    Основным результатом этого этапа является План проекта.

    Процесс планирования не завершается разработкой и утверждением первоначального плана проекта. В ходе осуществления проекта могут происходить изменения как внутри проекта, так и во внешнем окружении, которые требуют уточнения планов, а часто значительного перепланирования. Поэтому процесс планирования может продолжаться на протяжении всего проекта.

    Планирование осуществления проекта может включать следующие процедуры:

    • Планирование целей и содержания проекта
    • Календарное планирование работ проекта
    • Планирование затрат и финансирования проекта
    • Планирование качества
    • Организационное планирование
    • Планирование коммуникаций
    • Планирование управления рисками
    • Планирование контрактов
    • Разработку сводного плана проекта.

    Организация исполнения проекта – процесс обеспечения реализации плана проекта путем организации и координации выполнения включенных в него работ.

    Организация исполнения проекта может включать следующие процедуры:

    • Распределение функциональных обязанностей и ответственности
    • Постановку системы отчетности
    • Организацию контроля выполнения расписания проекта
    • Организацию контроля затрат по проекту
    • Организацию контроля качества
    • Оперативное управление мерами по снижению рисков
    • Реагирование на негативные рисковые события
    • Управление командой проекта
    • Распределение информации в проекте
    • Подготовку и заключение контрактов
    • Управление изменениями в проекте

    Контроль исполнения проекта - процесс сравнения фактического выполнения и планов, анализ отклонений, оценка возможных альтернатив и принятие, в случае необходимости, корректирующих действий для ликвидации нежелательных отклонений.

    Контроль проекта может включать следующие процедуры:

    • Сбор отчетности о ходе работ по проекту
    • Анализ текущего состояния проекта относительно базовых показателей (результаты, стоимость, время)
    • Прогнозирование достижения целей проекта
    • Подготовку и анализ последствий корректирующих воздействий
    • Принятие решений о воздействиях и изменениях

    Завершение проекта – процесс формального завершения работ по проекту.

    Завершение проекта может включать следующие процедуры:

    • передача заказчику описания продуктов проекта, протоколов тестирования, отчетов по проведенным проверкам;
    • заключительная оценка финансовой ситуации (постпроектный отчет);
    • заключительный отчет по проекту и проектная документация;
    • список открытых вопросов и заключительных работ;
    • разрешение всех спорных вопросов
    • Документирование и анализ опыта выполнения данного проекта.

    В рамках данных процессов выделяются функции управления целями и составом работ, управление по срокам, затратам, управление рисками, качеством, взаимодействием, поставками, персоналом.


    Участники проекта

    Участники проекта – физические и\или юридические лица, которые непосредственно вовлечены в реализацию проекта и чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта.
    По степени вовлеченности в проект можно выделить три группы участников:

    • основная команда – группа специалистов и организаций, непосредственно работающих над осуществлением проекта в тесном контакте друг с другом;
    • расширенная команда – более обширная, чем основная группа, объединяет специалистов и организации, оказывающих содействие членам основной группы, но не участвующих напрямую в осуществлении проекта и достижении его целей;
    • заинтересованные стороны – люди и организации, оказывающие влияние на членов основной и расширенной команд и на ход работ по проекту, но не вступающие с ними в прямое сотрудничество.

    Как правило, основными участниками проекта являются:

    Заказчик - сторона, заинтересованная в осуществлении проекта и достижении его целей. Будущий владелец результатов проекта. Заказчик определяет основные требования к результатам проекта, обеспечивает финансирование проекта за счет своих или привлекаемых средств, может заключать контракты с основными исполнителями проекта.
    В компании, инициировавшей проект, могут выделяться роли инициатора и/или спонсора (куратора) проекта.

    Инициатор проекта – это сотрудник, который идентифицирует потребность в проекте и вносит «предложение» об инициации проекта. Этот человек может быть представителем любого функционального подразделения или уровня внутри или вне организации.
    Спонсор (куратор) проекта - сотрудник (как правило, руководитель высшего звена) организации, реализующей проект, который курирует проект со стороны организации (владельца проекта), обеспечивает общий контроль и поддержку проекта (финансовые, материальные, человеческие и другие ресурсы).

    Спонсор (куратор) проекта отвечает за достижение проектом конечных целей и реализацию выгод для организации. Спонсор проекта несет ответственность перед генеральным директором/ президентом или перед управляющим советом.

    Спонсор проекта назначает менеджера проекта и обеспечивает ему необходимую поддержку.

    Менеджер проекта (руководитель проекта)- лицо, ответственное за управление проектом. Менеджер проекта несет ответственность за достижение целей проекта в рамках бюджета, в срок и с заданным уровнем качества.

    Руководитель проекта обеспечивает ежедневное управление проектом, командой проекта, в разрезе всех основных управленческих функций (управление по срокам, затратам, рискам и др.). В зависимости от размера проекта, менеджер проекта может получать поддержку со стороны администратора проекта, или команды поддержки (офиса проекта).

    Возможными участниками проекта в зависимости от его типа, вида, сложности и масштаба могут быть:

    Инвестор - сторона, вкладывающая инвестиции в проект, например, посредством кредитов. Если инвестор и заказчик не являются одним и тем же лицом, то в качестве инвесторов обычно выступают банки, инвестиционные фонды и другие организации.
    Контрактор (генеральный контрактор) – сторона или участник проекта, вступающий в отношения с заказчиком, и берущий на себя ответственность за выполнение работ и услуг по контракту – это может быть весь проект или его часть.

    Субконтрактор – вступает в договорные отношения с контрактором или субконтрактором более высокого уровня. Несет ответственность за выполнение работ и услуг в соответствии с контрактом.

    Поставщики - субконтракторы, осуществляющие разные виды поставок на контрактной основе – материалы, оборудование, транспортные средства и др.

    Органы власти – стороны выдвигающие и поддерживающие экологические, социальные и другие общественные и государственные требования, связанные с реализацией проекта.

    Потребители конечной продукции – юридические и физические лица, являющиеся покупателями и пользователями результата проекта, определяющие требования к производимой продукции и оказываемым услугам, формирующие спрос на них.

    Менеджер проекта - основные обязанности
    Основная сила проектной концепции управления заключается в делегировании власти и возложении ответственности за достижение целей на определенных руководителях - менеджере проекта и ключевых членах команды управления проектом.

    Ответственность и состав полномочий менеджера проекта определяется контрактом с Заказчиком и/или уставом проекта (для внутренних проектов).

    Руководитель проекта обычно выполняет следующие функции:

    • Формирует организационную структуру проекта и команду управления проектом;
    • Решает вопросы привлечения ресурсов на проект;
    • Участвует в подборе, подготовке и мотивации персонала;
    • Определяет ответственность, содержание работ и цели для каждого участника команды;
    • Разрабатывает и согласует план проекта, включая календарный план, бюджет, план управления рисками, план коммуникаций и, возможно, другие элементы;
    • Обеспечивает исполнение плана проекта;
    • Координирует и принимает участие в работах по заключению контрактов в проекте и контролирует их своевременное исполнение и закрытие;
    • Устанавливает все необходимые коммуникационные связи;
    • Обеспечивает формирование эффективных информационных потоков в проекте, составление и предоставление отчетности;
    • Поддерживает постоянную связь с заказчиком, разрешает все возникающие у него вопросы и обеспечивает получение всей необходимой информации от него для качественного выполнения работ по проекту;
    • Контролирует и анализирует текущее состояние работ по проекту, прогнозирует возможные проблемы и предпринимает корректирующие действия;
    • Координирует деятельность всех участников и контролирует изменения;
    • Обеспечивает полное и своевременное закрытие проекта.

    Менеджер проекта должен понимать и уметь анализировать интересы ключевых участников и особенности окружения проекта.

    Команда проекта и команда управления проектом

    Для достижения целей проекта менеджер создает специальные организационные структуры: команду проекта и команду управления проектом. Успех всего проекта во многом зависит от эффективности функционирования данных организационных структур.

    Команда проекта – временная организационная структура, объединяющая отдельных специалистов, группы и/или организации, привлеченные к выполнению работ проекта и ответственные перед руководителем проекта за их выполнение. Создается целевым образом на период осуществления проекта. Может включать как внутренних, так и внешних исполнителей и консультантов. Существуют разные подходы к формированию команды проекта (например, матричные структуры), отличающиеся по формам привлечения исполнителей и реализации власти менеджера проекта.

    Команда управления проектом объединяет членов команды проекта, которые непосредственно вовлечены в управление проектом и принятие управленческих решений. От умения менеджера проекта определить и привлечь к руководству проектом необходимых специалистов зависит снижение рисков проекта и потенциальных проблем.

    Менеджеры и члены команды (исполнители) отчитываются перед менеджером проекта и несут ответственность за реализацию запланированных работ и результатов (ответственность может варьироваться от отдельного выделенного результата (документа, решения) до завершенного подпроекта). Важно с самого начала суммировать опыт всех членов команды для решения возможных проблем проекта. В крупных проектах, менеджер проекта может собрать небольшую команду ключевых сотрудников, каждый из которых отвечает за собственную подкоманду (структурированную по пакетам работ или по подпроектам).

    Необходимо, чтобы каждый сотрудник, работающий на проекте, имел четко определенные:

    • роль и линию отчетности перед менеджером проекта при работе над проектом (он/она может придерживаться обычных линий отчетности по другим видам работ);
    • объем работ и требования к поставляемым результатам (конечным и промежуточным продуктам);
    • уровень ответственности (решения, которые он/она вправе принимать в рамках своих функций).

    Команда проекта и команда управления проектом существуют только на время осуществления проекта или его фазы.

    Проектный офис

    В крупных проектах могут выделяться администратор и офис проекта, оказывающие поддержку менеджеру проекта по сбору и обработке информации и выполнению управленческих функций.

    Проектный офис - это специализированная (физическая или виртуальная) организационная структура, предназначенная для поддержки осуществления проектов на разных уровнях управления в организации.

    «Проектный офис может оперировать в широком диапазоне задач, начиная от поддержки менеджеров проектов в форме тренингов, программного обеспечения, шаблонов, и вплоть до несения ответственности за результаты проекта» (PMBoK).

    В зависимости от вида и назначения проектный офис может занимать соответствующее положение в организационной иерархии, как на уровне близком к руководству компании, так и на уровне руководства отдельных крупных подразделений.

    Офисы поддержки отдельных проектов или программ довольно часто создаются для масштабных, сложных проектов и программ с целью централизации и оптимизации процессов управления проектом и подпроектами. Подобные проектные офисы (штабы проектов) являются частью систем управления конкретными проектами и их необходимость, как правило, не вызывает сомнений. Функции офиса могут включать интеграцию календарных и финансовых планов подпроектов, обеспечение контроля и координации деятельности менеджеров подпроектов, поддержку коммуникаций, документооборота, управление изменениями и контроль качества.

    Проектные офисы на уровне отдельных подразделений организации также встречаются довольно часто. Проектные офисы такого типа распространены в крупных корпорациях и государственных организациях на уровне подразделений, выполняющих значительное количество собственных проектов или значительные объемы работ в корпоративных проектах (например, Департамент информационных технологий, Департамент капитального строительства) с целью обеспечения многопроектного планирования, оптимизации распределения и координации собственных ресурсов, участвующих в различных проектах.

    Опыт показывает, что наиболее сложным, с точки зрения создания и внедрения, является корпоративный проектный офис (КПО). В то же время, именно создание корпоративного проектного офиса позволяет в полной мере реализовать преимущества применения проектных подходов управления на корпоративном уровне.

    Корпоративный проектный офис может обеспечивать реализацию как функций поддержки и развития корпоративной системы управления проектами:

    • Поддержка и развитие методологии, стандартов и процессов управления проектами;
    • Обеспечение развития персонала в области УП;
    • Поддержка и развитие инструментов и инфраструктуры УП;
    • Аудит процессов управления проектом,

    так и непосредственно реализовывать управленческие функции, включая:

    • Административную поддержку менеджеров проектов и выполнение отдельных процессов управления на уровне проектов;
    • Поддержку процессов управления на уровне программ и портфелей проектов;
    • Поддержку процессов принятия решений по проектам высшим руководством.

    Цель: достижение желаемых результатов, которые необходимо получить хозяйствующему субъекту, исходя из выбранной концепции управления маркетингом (производственной, товарной, сбытовой, традиционной или социально - этической) и стратегии развития, включающих четыре целевых направления:

    • 1)более глубокое проникновение на освоенные демографический и географический рынки со старой продукцией и услугами;
    • 2)проникновение на новые географические и демографические рынки со старыми услугами;
    • 3)разработка и производство новых товаров для старых, освоенных рынков;
    • 4)диверсифицированное развитие, заключающееся в освоении производства новых продуктов и услуг для новых географических и демографических рынков.

    Задачи: управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления.

    Производственные подразделения предприятия-цехи, участки, обслуживающие хозяйства и службы (прямо или косвенно участвующие в производственном процессе), взятые в совокупности, составляют его производственную структуру.

    Построение рациональной производственной структуры предприятия осуществляется в следующем порядке:

    • 1. Устанавливается число цехов, участков предприятия, их мощность в размерах, обеспечивающих заданный выпуск продукции;
    • 1. Рассчитываются площади для каждого цеха и склада, определяются их пространственные расположения в генеральном плане предприятия;
    • 2. планируются все транспортные связи внутри предприятия, необходимые внешние коммуникации;
    • 3. Намечаются кратчайшие маршруты передвижения предметов труда по ходу производственного процесса.

    К производственным подразделениям относятся цехи, участки, лаборатории, в которых изготавливается, проходит контрольные проверки и испытания основная продукция, выпускаемая предприятием, комплектующие изделия, приобретаемые со стороны, материалы и полуфабрикаты, запасные части для обслуживания изделий и ремонта в процессе эксплуатации; преобразовываются различные виды энергии, потребляемые для технологических и иных целей и т.п.

    Основная структурная производственная единица предприятия (кроме предприятий с бесцеховой структурой управления)-цех- обособленное в административном отношении звено, выполняющее определённую часть общего производственного процесса (стадию производства).

    На крупном (среднем) предприятии цехи, как правило, подразделяются на четыре группы: основные, вспомогательные, побочные и подсобные.

    В основных цехах выполняются операции по изготовлению продукции, предназначенной для реализации. Основные цехи обычно делятся на заготовительные, обрабатывающие и сборочные.

    Вспомогательные или обслуживающие цехи: инструментальный, нестандартного оборудования, ремонтный, энергетический, транспортный.

    Побочные цехи: утилизации и переработки используемых отходов, цехи ширпотреба.

    Подсобные цехи изготавливают тару для упаковки продукции, печатают инструкции по её использованию.

    Особую роль в производственной структуре предприятия занимают конструкторские и технологические подразделения. В них разрабатываются новые изделия, технологические процессы для получения этих изделий, проводятся экспериментальные и опытно-конструкторские работы.

    В состав цехов входят основные и вспомогательные производственные участки.

    Основные производственные участки создаются по технологическому или по предметному принципу. На участках, организованных по принципу технологической специализации, выполняются технологические операции определённого вида.

    На участках, организованных по принципу предметной специализации, осуществляют не отдельные виды операций, а технологические процессы в целом. В итоге получают законченную продукцию для данного участка.

    К вспомогательным относятся участки по текущему ремонту и обслуживанию оборудования; транспортная служба, мастерская по ремонту и поддержанию в исправном виде инструментов и др. При централизованной системе организации обслуживания и текущего ремонта на предприятии вспомогательные участки не создаются.

    Вспомогательные участки создаются по тем же признакам, что и участки основного производства.

    Функции структурных подразделений ООО ресторана “BuonoChibo”

    • 1. Отдел бухгалтерского учёта: учёт и контроль на предприятии за расходом денежных средств, материалов, контроль отгрузки продукции, организация финансовой деятельности на предприятии и т.д.
    • 2. Планово-экономический отдел: планирование производства, экономический анализ результатов работы предприятия.
    • 3. Зал обслуживания: реализация продукции.
    • 4. Инженерно-эксплуатационная служба: организация производства, контроль за ходом и сроком изготовления продукции, проверка качества выпускаемых изделий.
    • 5. Отдел материально-технического снабжения: обеспечение полуфабрикатами и продуктами согласно производственной программе.
    • 6. Цеха предприятия: осуществляют изготовление продукции согласно производственной программе, осуществляют текущий и капитальный ремонт оборудования.

    Переход к рыночным отношениям и перестройка всей экономической системы предъявляют новые требования к специалистам, работающим в менеджерских службах. Они должны быть умелыми организаторами, расчётливыми хозяевами производства, уметь чётко определить основные пути эффективной деятельности предприятия.

    Управление осуществляется на каждой стадии деятельности современных предприятий. Менеджмент как современная система управления предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для его эффективного функционирования и развития. Речь идёт о такой организации управления, которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования. Особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рациональной организации управления предприятием.

    Цель курсовой работы – рассмотреть тему: «Основы управленческой деятельности на предприятии».

    Анализ основ управленческой деятельности на предприятии, является очень актуальным т.к. позволяет оценить гибкость, эффективность, надёжность управления, способность к постоянным воздействиям со стороны окружающей среды.

    Объект – управленческая деятельность на предприятии.

    Предмет – основы управленческой деятельности на предприятии.

    Методы исследования, используемые в работе: анализ литературы по тематике исследования, синтез.

    1 Основные действия при управлении предприятием

    Управленческая деятельность – это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта. Она является одним из важнейших факторов функционирования и развития промышленных форм в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют также изменения в организационных формах и характере деятельности фирм.

    Основными действиями при управлении предприятием являются:

    1) планирование;

    2) организация;

    3) руководство;

    4) контроль.

    Планирование – это начальное управленческое действие, в результате выполнения которого определяют: какие результаты предполагается получить в будущем (постановка целей) и какие действия, в какой последовательности и в какие сроки должны быть для этого выполнены.

    Организация обеспечивает выполнение плана, определив, кто и какие работы будет выполнять и с кем при этом необходимо взаимодействовать. Особенно эффективным этап организации может считаться тогда, когда было разработано и проведено профессиональное, профильное обучение персонала.

    Руководство создаёт условия для того, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов от них ожидают, были заинтересованы в их получении, испытывали удовлетворение от продуктивной работы.

    Контроль завершает управленческий цикл, соизмеряя фактические результаты работы с запланированными и получая информацию о том, достигает ли предприятие поставленных целей. Контроль позволяет выделить проблемы и предпринять корректирующие меры прежде, чем предприятию будет нанесен серьезный ущерб. Именно контроль делает управление чувствительным к изменениям. Реагирование же на эти изменения осуществляется через планирование, организацию и руководство. Тем самым цикл управления оказывается замкнутым.

    Качества эффективного управляющего:

    1) знание теоретической части;

    2) обладание энергией, здоровой психикой;

    3) умение применять знания;

    4) желание эффективно управлять.

    Управленческая деятельность в условиях рыночной экономики означает:

    1) ориентацию предприятия на спрос и потребности рынка;

    2) стремление к повышению эффективности производства;

    3) хозяйственная самостоятельность, свобода принятия решений;

    4) постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка;

    5) конечный результат деятельности выявляется на рынке в процессе обмена;

    6) необходимость использования современной техники при принятии решений.

    Управление применимо к различным видам человеческой деятельности (управление автомобилем); к различным сферам деятельности (управление в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениями в государственных и общественных организациях). Менеджмент использует в качестве объекта управления хозяйственную деятельность предприятия в целом или её конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и т.д.).

    Сущность управленческой деятельности – установление и поддержание согласованности взаимодействия людей, участвующих в едином процессе.

    Особенности управленческого труда:

    1. Умственный труд работников аппарата управления, состоящий из трёх видов деятельности:

    Организационно-административной и воспитательной – приём и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения;

    Аналитической и конструктивной – восприятие информации и подготовка соответствующих решений;

    Информационно-технической – документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции.

    2. Участие в создании материальных благ не прямо, а опосредованно через труд других лиц.

    3. Предмет труда – информация.

    4. Средства труда – организационная и вычислительная техника.

    5. Результат труда – управленческие решения.

    2 Система управления предприятием

    Система управления – это совокупность элементов, обеспечивающих целенаправленное функционирование предприятия.

    Элементы системы управления:

    1. Цель – желаемый результат функционирования системы. Требования: реальная, возможная при данных условиях функционирования предприятия, достижимая, реализуемая. У любой организации должны существовать:

    Стратегическая цель – долговременная;

    Текущие цели – на 1 год;

    Оперативные – до месяца.

    2. Принципы управления – правила осуществления управленческой деятельности. Носят объективный характер, вытекают из законов и закономерностей управленческой деятельности.

    3. Функции управления – специализированные виды управленческой деятельности. Обычно различают общие и конкретные.

    Планирование;

    Организация;

    Координирование (регулирование);

    Стимулирование (мотивация);

    Учёт (фиксация состояния управляемого объекта);

    Анализ (выявление причин состояния управляемого объекта);

    Контроль (выработка мер устранения отклонений от заданного режима).

    Конкретные:

    Управление предприятием (основной деятельностью, персоналом);

    Управление вспомогательной деятельностью;

    Управление финансами;

    Управление материально-техническим снабжением;

    Маркетинг и др.

    4. Методы управления – способы осуществления управленческой деятельности. Направлены на реализацию функций управления, вытекают из принципов предприятия.

    5. Персонал управления – работники, реализующие функции управления – руководители, специалисты, технический персонал.

    6. Организационная структура системы управления – совокупность взаимосвязей между персоналом управления и организацией, обеспечивающая её функционирование. Состоит из персонала управления (исполнителей функций), функциональных обязанностей исполнителей, взаимосвязей между исполнителями по поводу реализации функциональных обязанностей.

    7. Техника управления – совокупность технических средств.

    8. Технология управления – последовательность выполнения функций управления с использованием методов и технических средств.

    9. Информация – совокупность сведений используемых при осуществлении управленческой деятельности – законы, устав.

    Система управления должна соответствовать целям управления, каждый из элементов (1 – 9) должен соответствовать системе в целом, каждый из элементов должен соответствовать любому из элементов (1 – 9).

    3 Организационные отношения в системе управления предприятием

    Организационные отношения – это устойчивая зависимость между субъектами совместной деятельности.

    Организационные связи – те коммуникации, которые существуют между работниками аппарата управления и не опосредованы устойчивой зависимостью между ними, а в основном только единством реализуемых ими целей. Основу процесса управления составляет взаимодействие между элементами управленческой структуры – подразделениями, должностями, отдельными лицами. По содержанию такое взаимодействие может быть:

    1) информационным;

    2) административным;

    3) техническим.

    В рамках информационного взаимодействия – обмен сведениями, необходимыми для принятия решений.

    Административное – управленческие полномочия и ответственность, распоряжения, приказы, рекомендации, отчёты и процесс контроля.

    Техническое – реализуется через совместное участие в практической деятельности – обмен опытом, проведение совещаний и т.д.

    Отношения внутри организации могут быть формальными и неформальными. Первые связывают должности или подразделения, вторые – частных лиц. По формальным каналам осуществляется передача только формальной информации, по неформальным, как официальной, так и личной.

    Если отношения связывают элементы структуры, принадлежащие к её различным уровням, то они являются вертикальными, а если к одному – горизонтальными. По вертикали сверху вниз передаются команды и инструкции, в обратном – отчёты о проделанной работе, советы или рекомендации. Горизонтальные каналы непосредственно связывают равные по положению или статусу элементы организации, обеспечивают наиболее эффективное решение общих проблем за счёт оперативности, возможности действовать инициативно и самостоятельно.

    4 Принципы управления предприятием

    Роль принципов – конституционная основа. Различают общие и правила функционирования отдельных элементов. Общие принципы определяют как систему управления, так и присущи отдельным элементам.

    1. Принцип научности управления:

    Управленческая деятельность должна носить объективный характер;

    Использование новейших методов и средств;

    Управленческая деятельность под воздействием науки развивается и совершенствуется.

    2. Принцип экономичности. Основные затраты на управление – оплата труда персонала управления.

    3. Принцип экономичности управленческой деятельности. Должна обеспечиваться высокая прибыльность функционирования предприятия. Затраты и результаты необходимо соотносить.

    4. Принцип комплексности. Учёт управленческой деятельностью всех факторов.

    5. Принцип системности управления. Предполагает кроме комплексности учёта влияния всех факторов друг на друга и на результат управленческой деятельности.

    6. Принцип пластичности. Гибкость, лёгкая адаптируемость к изменяющимся внешним условиям.

    7. Принцип самокорректировки. Система управления должна сама выявлять свои несовершенства и вырабатывать механизмы противостояния.

    8. Принцип оперативности. Быстрая реакция на изменение ситуации.

    9. Принцип здравого смысла.

    5 Цели управления предприятием

    Цели – это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться предприятие в процессе бизнеса, они конкретизируют миссию организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Для них характерны следующие черты и свойства:

    Чёткая ориентация на определённый интервал времени;

    Конкретность и измеримость;

    Непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами;

    Адресность и контролируемость.

    Цели должны быть реальными (исходя из возможностей самого предприятия) и реализуемыми с точки зрения персонала предприятия.

    1. Общие цели – вытекают из основополагающих принципов управления и заключаются в осуществлении этих принципов на благо общества и каждого человека.

    2. Конкретные цели – определяются сферой и характером бизнеса.

    3. Стратегические – определяют характер деятельности предприятий на длительный период времени. Для реализации требуются большие ресурсы. Здесь необходимы глубокая проработка возможных вариантов стратегии и тщательное обоснование выбранной альтернативы. В стратегических целях отражается сущность управленческой деятельности на предприятии, его социальная значимость, степень ориентированности на удовлетворение потребностей персонала предприятия и общества.

    4. Текущие – определяются исходя из стратегии развития предприятия и реализуются в рамках стратегических идей и текущих установок.

    5. Стратегические цели выражают качественные параметры функционирования предприятия, текущие – количественные на определённый период. Предприятие всегда имеет хотя бы одну общую целью. Предприятия, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями. В процессе планирования руководство предприятия разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс не имеет односторонней направленности, так как в выработке тактических целей принимают участие все члены организации.

    6 Функции управления предприятием: их виды и содержание

    Функции управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приёмами и способами, а также соответствующая организация работ. Общие, или универсальные, функции присущи управлению любым бизнесом или объектом. Они расчленяют управленческую деятельность на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения результата.

    Общие функции:

    1) целеполагание;

    2) планирование;

    3) организация;

    4) координирование (регулирование);

    5) стимулирование;

    6) контроль (учёт, анализ деятельности).

    1. Целеполагание – выработка основных, текущих и перспективных целей.

    2. Планирование – выработка направлений, путей, средств, мероприятий по реализации целей деятельности предприятия, принятие конкретных, адресных, плановых решений, касающихся их подразделений и исполнителей.

    3. Организация – это процесс установления порядка и последовательности согласованного в пространстве и времени целенаправленного взаимодействия частей системы для достижения в конкретных условиях, в определённые сроки поставленных целей выработанными для этого методами и средствами с наименьшими затратами.

    4. Координирование – уточнение характера действия исполнителей.

    5. Регулирование – выполнение мероприятий по устранению отклонений от заданного предприятием режима функционирования системы. Осуществляется путём диспетчеризации.

    6. Стимулирование – разработка и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов деятельности и их высоко результативному труду.

    7. Контроль – наблюдение за ходом происходящих процессов в управляемом объекте, сравнения его параметров с заданными, выявление отклонений.

    8. Учёт деятельности – измерение, регистрация, группирование данных объекта.

    9. Анализ деятельности – это комплексное изучение деятельности при помощи аналитических, экономико-математических методов.

    Выполнение функций управления всегда требует определённых затрат времени и сил, в результате которых управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Это и составляет основное содержание понятия «процесс управления». Под ними понимается определённая совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию или услуги на «выходе» системы.

    7 Организационная структура управления предприятием

    Организационная структура – один из основных элементов управления предприятием. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. По сути, структура управления – это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

    Таким образом, под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

    Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем предприятия. Она направлена, прежде всего, на установление чётких взаимосвязей между отдельными подразделениями предприятия, распределение между ними прав и ответственности.

    В структуре управления предприятием выделяются следующие элементы:

    1) звенья (отделы);

    2) уровни (ступени) управления и связи – горизонтальные и вертикальные.

    К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также специалисты, выполняющие соответствующие функции управления, либо их часть.

    К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координирование деятельности нескольких подразделений.

    В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определённой функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.

    Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определённую ступень в системе управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.

    Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности размеры, производственно-коммерческой деятельности предприятия, производственный профиль, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация (децентрализация) управления и др.

    Организационные структуры управления могут быть двухступенчатыми или многоступенчатыми.

    8 Методы управления предприятием

    Реализация функций и принципов управления осуществляется путём применения различных методов.

    Метод управления – это совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных предприятием целей.

    Слово «метод» греческого происхождения, что в переводе означает способ достижения, какой либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

    Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

    Направленность методов управления ориентирована на систему управления – предприятие, отдел и т.п., в частности на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности в организации.

    Организационная форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое или косвенное воздействие.

    В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг, друга находятся в постоянном динамическом равновесии.

    Направленность методов управления всегда одна и та же.

    Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определённым образом сочетаются и содержание, и направленность, и организационная форма.

    В связи с этим можно выделить следующие методы управления:

    1) организационно-административные – основаны на прямых директивных указаниях;

    2) экономические – обусловленные экономическими стимулами;

    3) социально – психологические – применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

    Заключение

    Рассмотрев тему курсовой работы «Основы управленческой деятельности на предприятии», в заключении хочется сделать вывод, что управленческая деятельность является очень сложной интеллектуальной деятельностью и требует от работников управленческого аппарата специальных знаний и опыта.

    Предприятие в современных условиях поставлено в сложные условия хозяйствования. Изменение условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления сказываются не только на совершенствовании его организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия.

    Речь идёт, прежде всего, о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночной системы хозяйствования, связанными с удовлетворением в первую очередь индивидуальных потребностей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах, растущими доходами населения, регулированием товарно-денежных отношений, широким использованием достижений научно-технической революции. Всё это требует от предприятий адаптации к новым рыночным условиям, преодоления возникающих противоречий в экономическом и научно-техническом прогрессе.

    В этих условиях становятся актуальными вопросы изучения основ управленческой деятельности на предприятии.

    Список использованной литературы

    1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Вихранский, А.И. Наумов. – М.: Фирма Гардарика, 2002. – 389с.

    2. Герчикова И.П. Менеджмент [Текст]: учебное пособие / И.П. Герчикова. – М.: Банки и биржи, 2002. – 411с.

    3. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления [Текст] / В.В. Гончаров. – М.: МНИИПУ, 2001. – 158с.

    4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента [Текст]: учебник / М.Х. Мексон, [и др.]. – М.: Дело, 2001. – 457с.

    5. Румянцева З.П., Соломатина Н.А., Акбердин Р.З. Менеджмент организации [Текст]: учебное пособие /З.П. Румянцева [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 512с.

    6. Управление организацией [Текст]: учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – М.: Инфра-М, 2000. – 345с.

    Организация процесса управления

    Организационная характеристика процессов управления предусматривает :

    • o выявление участников процесса и порядок их взаимодействия;
    • o описание временной последовательности протекания процесса управления, определяемой последовательной реализацией основных функций управления;
    • o определение процедуры взаимодействия различных органов (звеньев) управления в процессе управления.

    Процесс управления теснейшим образом связан со структурой управления . Эта связь состоит в их взаимном влиянии. Структура отражает стабильные формы разделения управленческого труда, процесс - последовательность выполнения различных видов управленческих действий. Опосредованно эта связь проявляется в принципах, функциях, механизме и методах менеджмента, которые в равной мере отражают и статику, и динамику управления.

    Организация процесса управления представляет собой всестороннее его упорядочение, определяющее четкость, последовательность и допустимые границы осуществления. Иными словами, организация процесса управления - это его целесообразное построение во времени и в пространстве в соответствии с потребностями согласования совместного труда в социальной системе и задачами повышения эффективности менеджмента. В конкретном выражении организация процесса управления проявляется в распределении работ по этапам, установлении последовательности и временной протяженности их выполнения, обеспечении тех или иных звеньев системы управления в проведении этих работ. Организация процесса управления должна строиться на основе его предварительного проектирования, которое базируется на глубоком и всестороннем анализе всех условий и особенностей управления. Проектирование организации процесса управления предусматривает :

    • o определение логически обоснованной и наиболее рациональной последовательности выполнения работ;
    • o установление необходимых процедур оформления работ (утверждение, согласование, обсуждение и пр.);
    • o порядок использования времени по видам работ;
    • o пространственное проектирование процесса управления;
    • o проектирование связей между звеньями управления при совместном выполнении работ определенного вида.

    Технология и техника менеджмента

    Процесс управления имеет не только содержательную и организационную, но и технологическую сторону . Технология процесса управления охватывает три компонента :

    • o организация информационной системы. Управленческая информация - это совокупность сведений о состоянии объекта и субъекта управления. Информационные процессы сопровождают весь цикл управления. Информация, использующаяся в процессе управления, классифицируется по содержательному признаку (политическая, экономическая, организационная, научно-техническая и т. д.); источнику возникновения (внутренняя и внешняя); отношению к процессу управления (директивная и описательная); временному признаку (прошлые, текущие и будущие события); форме представления (цифровая, текстовая и кодированная); способу фиксации (устная и документированная);
    • o документирование и документооборот. В процессе управления используются следующие основные виды документов: постановления, приказы, распоряжения, указания, уставы, положения, инструкции, решения, акты, предписания, протоколы, письма, пояснительные и докладные записки, доклады, заключения, стенограммы, протоколы, сводки, планы, отчеты, рефераты, списки. С целью рациональной организации потоков документированной информации их необходимо регламентировать, указывая при этом конкретного получателя, отправителя и номенклатуру документов. В принципе схема документированных связей должна соответствовать структуре органа управления и его внешним связям;
    • o процедуры. Разрабатываются для всех основных видов управленческой деятельности: подготовки перспективного плана, составления годового баланса, проведения служебных совещаний и т. д. Четко организованная технология процесса управления представлена в виде наборов различных управленческих процедур.

    Техника управления.

    Техника управления представляет собой орудия и средства труда, предназначенные для выполнения информационных преобразований в процессе управления . Технику управленческого труда условно можно разделить на три группы: материальные носители информации; средства преобразования информации; средства оснащения процессов информационных преобразований (оборудование, служебные и подсобные помещения и т. д.). Классификация техники управления показана на рис. 8.6.

    Техника управления развивается по нескольким направлениям. Во-первых, создаются новые высокопроизводительные устройства и машины, предназначенные для автоматизации трудоемких процессов информационных преобразований (многоаспектной выборки и сравнения данных, фиксации информации на носителях, передачи и представления необходимых данных и т. д.). Во-вторых, совершенствуются технические средства, применение которых стало традиционным (создание высокопроизводительных ЭВМ с большим объемом памяти, пишущих машин с элементами логики, факсимильной аппаратуры, видеотерминалов и пр.). В-третьих, технические средства и системы агрегируются (создаются сети передачи данных, автоматизированные системы управления, разрабатываются и производятся технические комплексы средств оргтехники). В-четвертых, создаются многофункциональные машины и системы, предназначенные для различных уровней управления (комплексы ЭВМ, организационные универсальные автоматы и т. д.) .

    Различают следующие формы использования техники в аппарате управления: централизованную, при которой управленческая техника сосредоточивается в одном месте и обслуживает весь аппарат управления; децентрализованную, когда наличная управленческая техника распределяется по структурным подразделениям аппарата управления; смешанную, когда одна часть техники эксплуатируется централизованно, а другая - отдельными подразделениями или работниками управления .