Исключение из сро причины. Что нужно знать о порядке исключения из саморегулируемой организации. К ним относятся

Когда участника по определенным причинам не устраивают условия членства в саморегулируемой организации, он может написать заявление на добровольный выход из СРО. Поскольку членство в объединении не является обязательным и оформляется исключительно для нужд организации, препятствий для этого не будет.

Любой компании, входящей в состав СРО, необходимо сопоставить последствия, с которыми придется столкнуться при выходе. Только члены саморегулируемой организации могут иметь допуск на выполнение определенных работ. Без данного документа, многие виды деятельности и выгодные контракты окажутся недоступными.

Причины для выхода

Заявление на добровольный выход из СРО может подаваться по самым разным причинам. Среди самых распространенных компании отмечают:

  • размер ежегодных членских взносов;
  • смена направления деятельности компании;
  • высокие требования саморегулируемого объединения;
  • недостаток информационной, юридической и другой поддержки;
  • неудовлетворительная работа СРО.

Для многих организаций членство в СРО необходимо только для выполнения разового контракта, когда планируется реализовать тип работ, требующих разрешение, или стать участницей тендера. После завершения заказа у таких компаний нет потребности в дальнейшем сотрудничестве.Причиной вычеркнуть организацию из реестра СРО может стать ее ликвидация. В таком случае компания автоматически перестает быть членом партнерства и теряет все уплаченные взносы.

Порядок и правила

В законодательстве установлен определенный порядок выхода из СРО его членов. Любая организация должна подготовить определенный пакет документов, который включает:

  • заявление о выходе;
  • официальный документ о членстве СРО;
  • документы, подтверждающие уплату обязательных взносов.

Все подготовленные бумаги передаются руководителям саморегулируемой организации, и участник теряет членство с момента подачи заявления на выход. С этого времени он несет имущественную ответственность за объединение только ранее уплаченным взносами в КФ ВВ и КФ ОДО.

При отсутствии ошибок в оформлении, разрешение о выходе оформляется в день подачи. После подписания заявления, саморегулятору дается три дня, чтобы уведомить о выходе одного из его членов контролирующие органы – Ростехнадзор и Росреестр, а такде НОСТРОЙ или НОПРИЗ в зависимости от типа СРО.

Исключение из СРО

Организации могут не только покинуть партнерство самостоятельно, но и иметь основания для исключения из СРО. В такой ситуации выход из объединения является принудительным. Решение о нем принимает руководящий состав партнерства.

Основания для исключения

Основания для исключения из СРО должны быть вескими. Они строго оговорены в рамках законодательства ч. 2 ст. 55.7 ГрК РФ и включают:

  • неисполнение двух и более раз в течение года предписаний органов государственного строительного надзора при выполнении работ по строительству и реконструкции;
  • причины, оговоренные внутренними регламентами СРО.

Незаконное исключение из СРО


Бывают случаи, когда причин для исключения из СРО компании нет, а она получает сообщение о прекращении ее членства. Незаконное исключение имеет место быть, но с такими ситуациями можно бороться. Если фирмы была исключена из партнерства с нарушением ГК, то она имеет право обратиться в арбитражный суд с иском. На основании решения суда, ее членство в саморегулируемой организации обязаны восстановить.

Порядок исключения

Прекращение членства и исключение из СРО должно проходить строго в рамках регламента. Он прописан в статье 55.7 ГК РФ и предполагает следующий порядок действий:

  1. Проведение общего собрания участников партнерства.
  2. Рассмотрение документов дела.
  3. Принятие коллегиальным управляющим органом решения об исключении.
  4. Отправка фирме, которая будет исключена, соответствующего уведомления.
  5. Информирование контролирующих госорганов.

Соблюдать порядок очень важно, поскольку при его нарушении, бывший участник СРО может обратиться в суд и потребовать своего восстановления.

Возврат взносов

Компании, которых коснулось исключение из СРО или которые отказались от членства на добровольной основе, должны понимать, что вернуть уплаченные взносы будет практически невозможно. Это касается, как платежей в компенсационный фонд, так и выплат ежегодных членских взносов.

Взносы в комфонд объединения можно получить только в случае, если вид деятельности организации больше нуждается в допуске СРО (регламентируется ФЗ №240).

До июля 2017 года для строительных компаний действовала возможность вернуть платежи или перевести их в фонд нового партнерства.

Последствия выхода или исключения из СРО

Выход из СРО, как и процедура исключения имеют свои последствия для организаций. Часть работ, допуски на которые выдают только саморегулируемые партнерства , станет для них недоступной. Также бывшим членам объединений придется столкнуться с определенными проблемами:

  • потеря вложенных финансовых средств (по закону взносы возвращаются в редких случаях);
  • невозможность участвовать в тендерах и конкурсах на получение крупных контрактов;
  • уменьшение лояльности со стороны партнеров и клиентов;
  • отсутствие юридической и информационной поддержки;
  • полная и самостоятельная имущественная ответственность.

Организации, оставшиеся без поддержки партнерства, несут ответственность только за себя. В этом есть и свои плюсы, поскольку субсидиарная ответственность членов СРО можно негативно сказаться на бюджете многих компаний. Важно учитывать, что организация, которая вновь захотела стать членом СРО, сможет сделать это только через год после выхода. Это накладывает серьезные ограничения на ее деятельность и получение новых контрактов.

Является ли не включение специалистов в реестр НОПРИЗ основанием для исключения юридического лица из членов СРО?

Ответ

С 01.07.2017 г. это будет являться основанием исключения из СРО.

В соответствие с ФЗ от 03.07.2016 № 372-ФЗ с 01 июля 2017 года строительные компании могут выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту по договорам подряда, только при наличии не менее двух специалистов по организации строительства, сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов (ч.6 ст.55.5 ГрК РФ, ст. 55.5-1 ГрК РФ).

Одно из условий членства в СРО - наличие минимум двух специалистов.

В случае отсутствия 2 (двух) специалистов от организации на 1 июля 2017 года, СРО обязано приостановить членство организации, в случае не устранения нарушения - исключить организацию из реестра членов.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ .
Первые разъяснения - в письме Минстроя России от 27 июля 2016 г. № 23665-НЧ/02

Отношения застройщика с техзаказчиком

Законодатели уточнили, что застройщик вправе передать свои функции техзаказчику (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ вновой ред.). Выполнять их застройщик может и сам, но только если является членом СРО. Так как техзаказчик обязательно должен быть членом саморегулируемой организации.

Допуски

Допуски СРО выдавать больше не будут. Все положения, связанные с допусками, из Градостроительного кодекса убрали. Свидетельства о допуске прекратят действовать с 1 июля 2017 года. С этой даты компании и предприниматели не вправе будут выполнять работы на основании допусков (ст. 6 Закона № 372-ФЗ).

Чтобы выполнять строительные (инженерные, проектные) работы, надо будет, чтобы предприниматель или компания являлись членами СРО. И чтобы они полностью уплатили взносы в компенсационный фонд (ст. 55.8 ГК РФ в новой ред.).

То есть, например, у компании есть допуск, но на 1 июля 2017 года она не является членом СРО. Несмотря на то что допуск действующий (они - бессрочные), выполнять работы компания больше будет не вправе. Она должна вступить в СРО.

Чтобы выполнять строительные работы, надо вступить в СРО

Основная функция СРО сводилась к тому, что они выдавали своим членам допуски к определенным видам работ. Жалобы клиентов рассматривали формально или не рассматривали вовсе. Эту систему признали несостоятельной и внесли коррективы.

Территориальный принцип

Систему СРО реорганизуют. В частности, будет действовать географический принцип. Что это значит?

Законодатели установили, что членом СРО может быть предприниматель или компания, зарегистрированные в том же субъекте РФ, что и СРО (п. 3 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ в новой ред.). Если в субъекте РФ такой СРО нет, то можно вступить в СРО соседнего региона, с которым есть общая граница. Это правило не касается иностранных строительных компаний.

Так что, возможно, многим нынешним членам СРО придется менять саморегулируемую организацию - с 1 октября 2017 года из «чужих» СРО их исключат.

Совет

Если вы только собираетесь вступить в СРО, выбирайте организацию в своем регионе. Тогда не придется в 2017 году переходить в другую СРО

До 1 декабря 2016 года все члены обязаны подать в свою СРО заявления о сохранении членства или о добровольном его прекращении, в том числе с последующим переходом в другую СРО.

Исключения: кому вступать в СРО не надо

Не требуется быть членами СРО:

ГУП и МУП, если они выполняют заказы госорганов, в ведении которых находятся;

Коммерческим компаниям, в уставном капитале которых доля ГУП и МУП более 50 процентов, если они выполняют заказы таких ГУП и МУП или заказы госорганов, в ведении которых находятся;

Компаниям, созданным РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями, занимающимися строительством в тех сферах, для деятельности в которых они были созданы;

Гражданам, занимающимся строительством, реконструкцией, капремонтом своего жилья, а также гаражей, киосков, навесов или сараев.

А может ли компания (предприниматель) выполнять работы, не будучи членом СРО? Да, может. По договору с застройщиком, техзаказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, или региональным оператором, если цена договора не превышает 3 млн руб. (п. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ в новой ред.).

Дополнительный фонд

У СРО появилась новая обязанность - обеспечить выполнение их членами обязательств по госконтрактам. А именно по договорам подряда, заключенным на торгах в соответствии с законом о контрактной системе, когда торги обязательны (подп. 3 п. 1 ст. 55.1 Градостроительного кодекса РФ в новой ред.).

В связи с этим СРО обязаны создать еще один компенсационный фонд. То есть теперь их должно быть два:

Для возмещения вреда;

Для обеспечения договорных обязательств.

Второй фонд обязаны создать (ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ действует с 4 июля 2016 года):

Важно знать

Взнос в дополнительный фонд будут платить только компании, которые собираются заключать госконтракты (подп. 2 п. 11 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ вновой ред.)

Инженерные и проектные СРО, у которых не менее 15 членов намерены заключить государственные или муниципальные контракты;

Строительные СРО, у которых не менее 30 членов намерены заключить государственные или муниципальные контракты.

Новые обязанности членов СРО

Член саморегулирумой организации обязан уведомлять СРО о фактическом совокупном размере обязательств. Это касается обязательств по договорам подряда с государственными или муниципальными заказчиками, заключенным на торгах (конкурсах, аукционах) в текущем году.

Делать это придется одни раз в год - до 1 марта года, следующего за отчетным (п. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ вновой ред.). К уведомлению надо будет приложить документы, которые подтвердят размер обязательств. Конкретный порядок установит Минстрой.

Если суммы превышают заявленный предел, компания обязана доплатить в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. В противном случае заключать новые контракты она не вправе.

Размеры взносов в компенсационные фонды - в статье 55.16 Градостроительного кодекса (она действует с 4 июля 2016 года). Их компания или предприниматель должны уплатить независимо от того, планируют они осуществлять работы по организации строительства или нет (письмо Минстроя России № 23665-НЧ/02).

Проверьте

Компании, которые вступают в СРО после 4 июля 2016 года, взносы в компенсационный фонд должны уплатить уже по новым правилам (письмо Минстроя № 23665-НЧ/02)

Например, если размер обязательств по договору на инженерные изыскания и подготовку проектной документации не превышает 25 млн руб., компания должна внести в фонд минимум 150 тыс. руб.

Теперь не важно, установила СРО требование о страховании гражданской ответственности или нет. На размер взносов это никак не влияет.

Новые размеры взносов - в таблице на стр. 69.

Формирование фонда на возмещение вреда подразумевает солидарную ответственность СРО. А формирование фонда договорных обязательств - субсидиарную ответственность.

Солидарная ответственность - это когда кредитор может предъявить требование к любому из солидарных должников в любом объеме в пределах суммы обязательства.

Субсидиарная ответственность носит дополнительный характер и возможна только тогда, когда основной должник не исполняет свое обязательство.

Саморегулируемой организации запретили освобождать своих членов от внесения взносов. А также принимать взносы в рассрочку. Члены СРО должны платить взносы за себя сами - третьим лицам нельзя (п. 3 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ, уже действует).

Если компенсационный фонд из-за выплат компенсаций пострадавшим станет ниже минимального размера, члены СРО должны его пополнить до размера, который СРО установила внутренними документами. То есть в трехмесячный срок внести дополнительные взносы (п. 6 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ, уже действует).

Компанию или предпринимателя, из-за которых СРО пришлось раскошелиться, больше ни в какую СРО могут не принять (подп. 1 п. 9 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ в новой ред.).

* прежней редакции кодекса минимальные размеры взносов в компенсационный фонд установлены только для работ по организации строительства и организации подготовки проектной документации (п. 6, 7 ст. 55.15 Градостроительного кодекса).

Реестр специалистов

Появится национальный реестр специалистов в области строительства.

Это граждане, которые имеют право на основании трудового договора выполнять инженерные изыскания, участвовать в подготовке проектной документации, строительстве и капремонте в должности главного инженера или главного архитектора. У них должно быть необходимое образование, опыт и стаж работы (п. 6 ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса в новой ред.). Чтобы попасть в реестр, они должны подать заявление в Национальное объединение саморегулируемых организаций.

Наличие таких специалистов в штате будет условием для вступления в СРО (подп. 4 п. 2 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ в новой ред.).*

Контроль

Обязательным внутренним документом любой СРО станет документ о процедуре рассмотрения жалоб и иных обращений. По каждой жалобе она будет обязана принять решение. То есть СРО сосредоточит внимание не на выдаче допусков, а на обеспечении качества строительства и исправлении недостатков.

СРО будут ежегодно проверять тех, кто работает по госконтракту

СРО каждый год будет проверять, соответствуют ли заявленные суммы планируемых госконтрактов суммам, уплаченным в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. И если уровень обязательств будет превышен, компании направят предупреждение. В пятидневный срок она обязана доплатить взносы (п. 7 ст. 55.8, ст. 55.13 Градостроительного кодекса РФ в новой ред.).

За неподчинение и другие нарушения компанию сначала накажут дисциплинарно. Например, временно приостановят право выполнять работы, а затем исключат. Снова вступить в СРО можно только через год».

<…>

Саморегулируемые организации выступают одним из видов некоммерческих структур , создаваемых для объединения нескольких субъектов предпринимательской деятельности.

Подобные формирования предполагают наличие членства, конкретные условия для вступления, а также отдельный порядок исключения участников из состава СРО.

Что такое СРО?

Саморегулируемая организация (СРО) представляет собой юридическое лицо , формируемое и существующее по общим правилам гражданского законодательства .

Целью создания СРО выступает объединение нескольких представителей предпринимательской деятельности, если виды осуществляемых членами организации работ относятся к одной отрасли.

Предусматривается несколько вариантов таких организаций, условия членства в которых отличаться не будут.

Это может быть объединение субъектов строительной, аудиторской, оценочной, арбитражной направленности, а также представителей рынка ценных бумаг.

Нормативно-правовое регулирование

Формирование юридических лиц и общие правила , применяемые к организациям, носящим коммерческий или некоммерческий характер, устанавливаются в Гражданском кодексе РФ.

Данный нормативный акт предъявляет общие требования и характеристики различных некоммерческих организаций.

Саморегулируемые организации, хотя и признаются некоммерческими , все же наделяются некоторыми полномочиями , относимыми к структурам, целью которых выступает получение прибыли .

Говоря непосредственно о законах, к которым стоит обращаться в случае формирования объединений, следует остановиться на следующих правовых источниках :

  1. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ . Данный акт будет распространяться на СРО в том случае, если организация полностью соответствует требованиям, изложенным в данном законе.
  2. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ . Указанный закон отражает все положения относительно правового статуса рассматриваемых структур, порядок формирования, условий членства, оснований исключения и т. д.

Также для регулирования отношений, связанных с работой саморегулируемого объединения, следует обращаться к тем актам, которые предполагают регулирование конкретных видов деятельности .

Для предпринимателей соответствующей отрасли действует Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ .

Причины исключения из состава

Саморегулируемое объединение предполагает определенные условия членства .

Соответственно, при установлении факта нарушений со стороны участников объединения допускается применение мер по исключению их из организации.

При этом следует понимать, что СРО не обязана избавляться от того или иного предпринимателя, поскольку наделяется правом на исключение субъекта, а не обременяется обязанностью.

Если было принято решение исключить субъект из организации, потребуется установление оснований для реализации данной процедуры.

К причинам прекращения членства в СРО относят:

  • несоблюдение правил , установленных техническими регламентами в соответствии с характером работы, если подобные нарушения повлекли ущерб третьим лицам;
  • одно грубое нарушение порядка , установленного в СРО, либо неоднократное несоблюдение правил в течение одного года;
  • неуплата обязательных для членов СРО взносов или неоднократная просрочка внесения платежей;
  • отсутствие у субъекта разрешения на осуществление конкретного вида деятельности;
  • неоднократное несоблюдение миграционных норм , если нарушения были зафиксированы в течение двенадцати месяцев.

Любое другое нарушение обязательств, определяемых при вступлении в конкретную СРО, для субъекта также будет выступать основанием для исключения из рассматриваемой организации.

Практика знает ситуации, при которых нарушения исходят не со стороны участников СРО, а со стороны самой организации. Зачастую это происходит незаконно , когда налицо отсутствие нарушений у субъекта.

Такое безосновательное прекращение членства обычно связано с причинами, которые законом не допускают применения подобных мер воздействия. Защитить свои интересы члены СРО могут только через суд .

Порядок прекращения членства

Процедура прекращения членства конкретного субъекта в СРО предполагает прохождение ряда обязательных шагов .

В части реализации рассматриваемого порядка также нередко встречаются нарушения со стороны органов управления СРО, которые в итоге приводят к аннулированию решения об исключении субъекта предпринимательской деятельности и возобновлению членства.

Поскольку управление СРО осуществляет специально созданный коллегиальный орган , то и инициатива, а также дальнейшая реализация процедуры исключения предпринимателя из рядов СРО будут исходить от указанного уполномоченного субъекта.

Порядок действий, который необходимо соблюсти для прекращения отношений с предпринимателем-нарушителем, включает три обязательных этапа :

  1. Принятие решения . Коллегиальный орган осуществляет управление путем контроля над членами организации, а также посредством формирования общего голосования уполномоченных лиц. Поэтому инициатором исключения субъекта может быть любой представитель органа управления, после чего предложение рассматривается, а за счет голосования выносится окончательный вердикт.
  2. Направление уведомления . Если было принято решение прекратить отношения с конкретным предпринимателем ввиду установления факта совершения им нарушений, то участнику СРО направляется уведомление. Данный документ должен быть составлен и передан заинтересованному субъекту не позднее, чем через три дня после принятия решения коллегиальным органом.
  3. Прекращение членства . В данном случае предприниматель лишается прав, которыми наделялся, будучи членом СРО. Также автоматически прекращается возможность принимать участие в деятельности организаций. Отдельно следует сказать, что ранее сделанные взносы не возвращаются субъекту, а остаются на счету СРО.

Регламентируется данная процедура непосредственно ст. 55.7 Градостроительного кодекса РФ . Исключения в части возврата взносов могут быть прописаны отдельно в конкретном законе , регулирующем определенный вид деятельности.

Также важно помнить об уведомлении , отсутствие которого повлечет за собой невозможность расторгнуть отношения с нарушителем.

Если трехдневный срок будет упущен, то на основании ранее вынесенного решения исключить субъект из саморегулируемого объединения будет уже нельзя . Для этого потребуются новые основания и повторное заседание коллегиального органа.

Последствия исключения

Законодатель для предпринимателей предусматривает такое понятие, как допуск к осуществлению того или иного вида деятельности.

Не для каждого бизнеса требуется получение подобного разрешения, но необходимость допуска будет определять тяжесть последствий для субъекта, лишившегося членства в СРО.

Если лицо занималось деятельностью, предполагающей оформление допуска или лицензии , то в дальнейшем, после исключения из организации, продолжать работу в конкретной отрасли будет уже нельзя.

Связано это с тем, что сама СРО специализируется на деятельности, требующей разрешения , а нарушение правил, установленных организацией со стороны бизнесмена, означает несоблюдение порядка ведения конкретных работ.

Когда допуск к работам не требовался, для предпринимателей также наступают негативные последствия , но менее тяжкие:

  • понижение уровня лояльности со стороны клиентов и контрагентов;
  • снижение конкурентной способности , ухудшение положения на рынке;
  • потеря поддержки консультационного и информационного характера;
  • самостоятельное представление собственных интересов в случае судебного разбирательства.

Также нередко нарушителям приходится компенсировать материальный ущерб , причиненный в результате несоблюдения установленных правил.

Возможность восстановления

Несмотря на наличие точно определенных негативных последствий, для исключенного субъекта может быть предусмотрена возможность восстановления членства в СРО.

При этом следует иметь в виду, что когда саморегулируемое объединение допускает возможность восстановления, то достаточно подождать год с момента исключения и попытаться снова оформить членство.

Если орган управления не согласен с восстановлением лица, а сам предприниматель считает собственное исключение необоснованным, то разрешить ситуацию сможет только Арбитражный Суд РФ.

Согласно действующим нормам, судебный процесс позволит не только снова стать участником СРО, но также в случае отсутствия нужды в получении повторного членства вернуть уплаченные денежные взносы или перевести на счет новой организации, куда вступает истец.

Также суд может напрямую обязать органы управления СРО восстановить субъекта в организации с упразднением ранее наступивших правовых последствий .

Заключение

Таким образом, СРО создается для объединения предпринимателей одной сферы деятельности и существует в виде некоммерческого формирования.

Основной причиной исключения субъекта из такой организации выступает нарушение правил ведения бизнеса и членства в объединении.

При этом законодатель допускает возможность восстановления статуса предпринимателя в СРО при наличии доказательств незаконного исключения.

Представленный ниже видеоролик содержит подробную информацию о том, на что нужно обратить внимание при вступлении в ту или иную СРО.

  • 1. Членство в саморегулируемой организации прекращается в случае:
  • 1) добровольного выхода члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации;
  • 2) исключения из членов саморегулируемой организации по решению саморегулируемой организации;
  • 3) смерти индивидуального предпринимателя - члена саморегулируемой организации или ликвидации юридического лица - члена саморегулируемой организации.
  • 1.1. В случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, членство в саморегулируемой организации прекращается со дня поступления в саморегулируемую организацию заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации.
  • (часть 1.1 введена Федеральным законом от 27.07.2010 № 240-ФЗ)
  • 2. Саморегулируемая организация принимает решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица в случае:
  • 1) несоблюдения членом саморегулируемой организации требований технических регламентов, повлекшего за собой причинение вреда;
  • 2) неоднократного в течение одного года или грубого нарушения членом саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований технических регламентов, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций и (или) требований правил саморегулирования;
  • 3) неоднократной неуплаты в течение одного года или несвоевременной уплаты в течение одного года членских взносов;
  • 4) невнесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в установленный срок;
  • 5) отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением случая, указанного в части 7 статьи 55.8 настоящего Кодекса;
  • 6) неоднократного в течение одного года привлечения члена саморегулируемой организации к ответственности за нарушение миграционного законодательства.
  • (п. 6 введен Федеральным законом от 23.07.2013 № 207-ФЗ)
  • 3. Решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица принимается общим собранием членов саморегулируемой организации. В случае отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением случая, указанного в части 7 статьи 55.8 настоящего Кодекса, решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица вправе принять постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации.
  • 4. Лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.
  • ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 240-ФЗ)
  • 5. Решение саморегулируемой организации об исключении из членов саморегулируемой организации может быть обжаловано в арбитражный суд.

Комментарий_

  • 1.1. Комментируемая статья регулирует прекращение членства в СРО в градостроительной сфере по любым основаниям: как виновным, так и невиновным, как по инициативе СРО, так и по инициативе самого члена СРО.
  • 2. Случаи исключения из СРО, предусмотренные п. 1 и 2 ч. 2 ст. 55.7 ГрК, в части, относящейся к нарушению технических регламентов, отличаются тем, что в первом случае имеется в виду любое однократное несоблюдение членом СРО требований технических регламентов, повлекшее последствия в виде причинения вреда, а во втором случае речь идет о нарушении технических регламентов, не повлекшем причинения вреда, но при этом неоднократном в течении года или грубом. Закон не конкретизирует понятие грубого нарушения применительно к техническим регламентам, так же как и применительно к документам СРО, нарушение требований которых влечет исключение из СРО согласно ч. 2 комментируемой статьи.

Что касается неоднократности нарушений в течение года, то для исключения лица из СРО необходимо, чтобы первое его нарушение в течение года было надлежащим образом зафиксировано и в связи с ним должны быть применены меры дисциплинарного воздействия согласно ст. 55.15 ГрК. Представляется, что норма п. 2 ч. 2 ст. 55.7 ГрК не подразумевает, что для исключения из СРО необходимо, чтобы дважды в течение года были нарушены требования одного и того же из перечисленных документов или требования документов одного и того же вида (например, повторное в течение года нарушение требований именно и только технических регламентов). В действительности каждое из двух нарушений может касаться требований любого из перечисленных документов (например, если первое нарушение касалось требований технических регламентов, а второе - правил саморегулирования, то исключение из СРО возможно). По-видимому, как и в иных отраслях законодательства (в частности, согласно нормам гл. 11 ГК), под годом в данном случае следует понимать не календарный год, а годичный период, в данном случае исчисляемый с момента совершения первого нарушения и истекающий в соответствующие дату и месяц следующего календарного года.

3. Одним из оснований для исключения из СРО является неоднократная неуплата в течение одного года или несвоевременная уплата в течение одного года членских взносов. Рассматривать признак неоднократности и исчислять годичный срок следует так же, как и в случае п. 2 ч. 2 комментируемой статьи. Исходя из буквального содержания нормы, исключение по этому основанию возможно только из тех СРО, в которых установлено внесение членских взносов несколькими периодическими платежами в течение года (например, ежемесячно, ежеквартально). Если же обязанность по уплате взносов возникает у членов СРО не чаще чем раз в год (т.е. с промежутком в год или более), то данная норма будет фактически неприменима.

При этом исключение из СРО по этому основанию не препятствует СРО также и взыскать с члена СРО, в том числе бывшего, не уплаченные членские взносы за период его членства в СРО. Это подтверждается судебной практикой. В то же время спорным в судебной практике является вопрос о том, вправе ли СРО взыскать членские взносы за полный год, если лицо пробыло в СРО только часть года.

С одной стороны, имеется ряд судебных актов, в которых указывается, что, если данный вопрос прямо не урегулирован в уставе партнерства, имеющего статус СРО, то неуплаченные взносы могут быть взысканы только за часть года (например, Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2012 № 06АП-1085/2012 по делу № А04-9707/2011). При этом суды ссылались на правовую позицию Президиума ВАС РФ, выраженную в постановлении от 4 октября 2011 г. № 7073/11 по делу № А41-27185/10. Согласно этой правовой позиции обязанность по уплате членского взноса должна быть поставлена в зависимость от периода нахождения участника в некоммерческом партнерстве с учетом даты получения партнерством заявления общества о своем выходе из состава членов партнерства; применение аналогии закона (норм об ассоциациях и союзах), обязывающих уплачивать членские взносы за весь год, неуместно.

С другой стороны, следует отметить, что Президиум ВАС обосновал этот вывод тем, что, в отличие от партнерства, которое вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 2 ст. 8 ФЗ о НКО), ассоциации и союзы такую деятельность вести не могут (абз. 2 п. 1 ст. 11 ФЗ о НКО), и бремя финансирования ассоциаций и союзов возложено на участников исключительно за счет внесения членских взносов, чего нет в некоммерческих партнерствах. Учитывалось и то, что после выхода из партнерства бывший его член утрачивает возможность получать от партнерства встречное предоставление. Однако рассмотренное Президиумом ВАС дело касалось членских взносов в партнерстве, не имевшем статуса СРО. СРО же, как и ассоциации и союзы, также не имеют права вести предпринимательскую деятельность (п. 2 ст. 8 ФЗ о НКО, ч. 1 ст. 14 ФЗ о СРО), поэтому их статус ближе к статусу ассоциаций и союзов, чем некоммерческих партнерств, не являющихся СРО. Поэтому по другому аналогичному делу арбитражный суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что членские взносы с члена СРО могут быть взысканы за полный год, даже если его членство в СРО прекратилось раньше (Постановление ФАС Московского округа от 25.07.2012 по делу № А40-75476/11-48-621).

Эта неопределенность актуальна и для случаев, когда член СРО требует взыскать со СРО излишне уплаченные, по его мнению, членские взносы за часть года после прекращения его членства в партнерстве, поскольку такие споры фактически касаются тех же правоотношений. По вопросу о возможности возврата уплаченных членских взносов также см. ч. 4 комментируемой статьи.

  • 4. Исходя из буквального содержания п. 4 ч. 2 комментируемой статьи, неисполнение членом СРО обязанности по внесению взноса в компенсационный фонд дает СРО право только исключить из СРО этого члена СРО, но не взыскать с него взнос в компенсационный фонд. Это подтверждается судебной практикой (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 18.07.2013 по делу № А35-10322/2012).
  • 5. Норма п. 5 ч. 2 комментируемой статьи не относится к случаю, когда член СРО фактически выполняет хотя бы один вид работ, на который у него нет свидетельства о допуске. В таком случае ГрК последствий не предусматривает, а ответственность наступает по нормам ст. 9.5.1 КоАП; в исключительных случаях возможна и принудительная ликвидация согласно п. 2 ст. 61 ГК.

Действительный смысл п. 5 ч. 2 комментируемой статьи в другом - имеется в виду случай, когда у члена СРО вообще нет ни одного действующего свидетельства этой СРО о допуске. Как правило, это возможно, если действие свидетельства о допуске прекращено в отношении всех ранее указанных в нем видов работ, что возможно как по инициативе СРО, так и по инициативе члена СРО.

6. Новым для ГрК является такое основание исключения из СРО, как неоднократное в течение одного года привлечение члена СРО к ответственности за нарушение миграционного законодательства (п. 6 ч. 2 комментируемой статьи). Исчисление годичного срока должно осуществляться так же, как указано выше применительно к неоднократному нарушению технических регламентов и документов СРО, но с учетом того, что в данном случае годичный срок начинает течь не с момента совершения членом СРО нарушения миграционного законодательства, а именно с момента привлечения к ответственности за это нарушение.

Следует отметить, что норма сформулирована максимально широко и подразумевает привлечение к ответственности за любое нарушение миграционного законодательства, а не только незаконное привлечение к трудовой деятельности в России иностранных граждан и лиц без гражданства (ч. 1,2,4 ст. 18.15 КоАП) или неуведомление об этом уполномоченных государственных органов (ч. 3, 5 ст. 18.15 КоАП). Это могут быть и неисполнение обязанностей по миграционному учету (ч. 4 ст. 18.9 КоАП), и иные нарушения правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ (ч. 1,3, 5, 6 ст. 18.9 КоАП), совершенные членом СРО как принимающей стороной, а также любое иное нарушение норм гл. 18 КоАП, которое может совершить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. В отдельных случаях лично член СРО, имеющий статус индивидуального предпринимателя, может быть даже субъектом уголовной ответственности за нарушение миграционного законодательства по ст. 322.1 УК «Организация незаконной миграции».

Более того, поскольку закон не ограничивает правоспособность членов СРО деятельностью в градостроительной сфере, с учетом буквального текста нормы п. 6 ч. 2 комментируемой статьи следует сделать вывод о том, что она охватывает даже нарушения, никак не связанные с выполнением работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, и вообще не связанные с инженерными изысканиями, проектированием или строительством. В подобной ситуации исключение нарушителя из числа членов СРО не будет соответствовать целям саморегулирования и СРО в градостроительной сфере, сформулированным в ст. 55.1 ГрК. С учетом этого надо признать, что диспозиция нормы п. 6 ч. 2 комментируемой статьи сформулирована излишне широко.

7. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает общее правило о невозможности возврата лицу, прекратившему членство в СРО, уплаченных вступительного взноса, членских взносов и взносов в компенсационный фонд СРО. Применительно к компенсационному фонду исключение из этого правила установлено ч. 3 ст. 55.16 ГрК, ч. 4 ст. 3.2 ФЗ о введении в действие ГрК. Подробнее об этом см. комментарий к ст. 55.16 ГрК.

В судебной практике дополнительно отмечалось, что фактическое невыполнение членом СРО работ, указанных в свидетельстве о допуске к отдельным видам работ, которые влияют на безопасность объектов строительства, не является основанием для возврата ему взноса в компенсационный фонд при выходе из состава членов СРО (Определение ВАС РФ от 19.09.2012 N° ВАС-12267/12 по делу № А56-1294/2011, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.05.2012 по тому же делу). При этом суды отметили, что правовое значение для определения права на возврат взноса в компенсационный фонд имеет факт включения соответствующих видов работ в свидетельство о допуске, а не реальное осуществление строительной организацией этих работ.






Название: Исключение лица из СРО в строительстве и прекращение действия допуска СРО. Часть 1
Детальное описание:

В статье говорится о неоднозначности формулировки об исключении лица из членства в СРО в строительстве.
Наибольший интерес представляет порядок принудительного прекращения членства в , т.е. исключения лица из СРО.
С точки зрения автора настоящей статьи, в ч. 2 ст. 55.7 ГрК РФ законодатель применил неудачную формулировку, записав, что "саморегулируемая организация принимает решение об исключении из членов в случае: ..." Возникают сразу два вопроса: во-первых, является ли имеющийся в ч. 2 ст. 55.7 ГрК РФ перечень оснований для исключения из членов СРО в строительстве исчерпывающим, во-вторых, исключение лица из членов организации в названных случаях - это право или обязанность СРО?
Отвечая на первый вопрос, следует обратиться к нормам п. 4 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях, согласно которому член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случая, когда некоммерческое партнерство приобрело статус СРО. Если же некоммерческим партнерством приобретен статус СРО, то, по мысли законодателя, основания и порядок исключения из членов партнерства не могут быть установлены учредительными документами, а должны устанавливаться законом. Так, в соответствии со ст. 10 Закона о саморегулируемых организациях исключение лица из членов СРО может применяться исключительно как мера дисциплинарного воздействия в случаях, когда это рекомендовано дисциплинарным органом СРО и подтверждено решением постоянно действующего коллегиального органа.
Возвращаясь к перечню оснований исключения из членов СРО в строительстве, установленному ч. 2 ст. 55.7 ГрК РФ, следует признать, что ввиду сказанного ранее данный перечень надо расценивать как исчерпывающий и не подлежащий расширительному толкованию за счет включения во внутренние документы СРО в строительстве иных положений. Чтобы понять, насколько оправданно такое ограничение, рассмотрим установленный законодателем перечень. В него вошли:

  • 1) несоблюдение членом СРО в строительстве требований технических регламентов, повлекшее причинение вреда;
  • 2) неоднократное в течение одного года или грубое нарушение членом СРО в строительстве требований к выдаче свидетельств о допуске, требований технических регламентов, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов и (или) требований правил саморегулирования;
  • 3) неоднократная неуплата в течение одного года или несвоевременная уплата в течение одного года членских взносов;
  • 4) невнесение в установленный срок взноса в компенсационный фонд;
  • 5) отсутствие у индивидуального предпринимателя или юридического лица - члена СРО в строительстве свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, выданного данной СРО.

Исключить члена СРО в строительстве (прекратить допуск СРО в строительстве) по иным основаниям нельзя. Однако члены СРО - помимо соблюдения технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов и правил саморегулирования и выполнения финансовых обязательств перед СРО в строительстве - должны нести иные обязанности члена некоммерческой организации, например участвовать в ее деятельности. Если член партнерства саботирует участие в общих собраниях, чем ставит под вопрос возможность принятия партнерством решений, необходимых для выполнения им своих функций, такого члена логично было бы исключить из организации. В СРО, однако, это не допускается, поэтому саморегулируемой организации придется изыскивать иные способы воздействия на таких членов.