Предложения по совершенствованию кадровых мероприятий. Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантных должностей научных работников Если победитель конкурса на госслужбу отказывается

С учетом сложившейся многолетней практики избрание по конкурсу должно осуществляться на заседании ученого совета образовательной организации.

Согласно ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ученый совет наряду с общим собранием (конференцией) работников и обучающихся относится к коллегиальным органам управления организации, осуществляющей реализацию образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ.

Если в уставе такой организации указано, что конкурсное избрание на должности ассистентов, преподавателей, старших преподавателей и доцентов проводится на ученом совете факультета (института), то обсуждение и конкурсный отбор на указанные должности должны проводиться на ученом совете факультета (института).

При этом ученый совет может предложить участнику конкурса провести пробные лекции или другие учебные занятия (п. 11 Положения). Тематика и объем пробных занятий устанавливаются образовательной организацией с учетом пожеланий претендентов.

Как определяется победитель конкурса для педагога

Решение ученого совета принимается по результатам тайного голосования.

Перед его началом для подсчета голосов из числа членов ученого совета избирается счетная комиссия в составе не менее трех человек. По каждой кандидатуре, принимавшей участие в конкурсе, результаты голосования оглашаются отдельно. Протокол счетной комиссии утверждается ученым советом образовательной организации и приобщается к материалам конкурса.

При получении претендентами (два и более), участвующими в конкурсе, равного количества голосов проводится повторное голосование на том же заседании ученого совета. Если ни один из претендентов не получил более 50% голосов, конкурсный отбор признается несостоявшимся — образовательная организация объявляет новый конкурс.

Успешно прошедшим конкурсный отбор считается претендент, получивший путем тайного голосования более половины голосов от числа принявших участие в голосовании при кворуме в две трети списочного состава ученого совета.

В случае если голосование проводилось по единственному претенденту со стороны и он не набрал необходимого количества голосов, конкурс признается несостоявшимся. Если же единственный кандидат — это работающий в данной образовательной организации преподаватель, то в случае неизбрания по конкурсу трудовой договор с ним прекращается по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (истечение срока трудового договора), а сам конкурс также признается несостоявшимся.

Решение ученого совета об избрании лица на определенную профессорско-преподавательскую должность — юридический факт, на который опирается ректор образовательной организации при заключении трудового договора с победившим участником конкурса.

После принятия решения об избрании на должность одного из нескольких претендентов изменяется как субъектный состав, так и содержание конкурсных правоотношений. С этого момента образовательная организация связана определенными обязательствами только с конкретным участником конкурса, избранным ученым советом. Для данного претендента конкурсные правоотношения трансформируются в трудовые, а для всех остальных прекращаются.

Обратите внимание
Неявка претендента на ученый совет не является препятствием для проведения конкурса.

Правоотношения с теми участниками, которые не прошли конкурс, прекращаются. Каждому из них выдается мотивированное заключение ученого совета образовательной организации об избрании конкретного участника конкурса. Представляется, что мотивированное заключение о результатах конкурсного отбора должно быть направлено заинтересованным лицам в недельный срок. Документы, ранее поданные претендентами, не прошедшими конкурс, могут быть возвращены им по их письменному заявлению сразу после завершения процедуры отбора.

Таким образом, решение ученого совета об избрании конкретного претендента прекращает правоотношения (между образовательной организацией и участниками конкурса), которые возникли и развились до его принятия.

Решение ученого совета утверждается приказом ректора.

Ситуация

Решением совета претендент избран на должность. Может ли ректор не согласиться с таким решением?

Решение ученого совета об избрании претендента на конкретную педагогическую должность есть юридический акт, обязательный для ректора. Коль скоро решение ученого совета является обязательным для ректора, то в случае его принятия без каких-либо нарушений действующего Положения о конкурсе ректору не удастся оспорить акт избрания. Не утвердить решение ученого совета он может лишь в связи с нарушением процедуры проведения конкурсного отбора. Следовательно, ректор обязан дать объективную оценку результатам конкурса, т. е. утвердить решение, принятое ученым советом.

Утверждение ректором решения совета (кстати, в Положении эта процедура не упомянута) по своей юридической природе является актом управления, формой осуществления властных полномочий. При этом властные полномочия проявляются по отношению к выборному представительному органу — ученому совету, а не к избранному претенденту и являются административно-правовыми. А отношения между победившим участником конкурса и образовательной организацией, возникающие на основании акта избрания, относятся к области трудовых.

Заключение трудового договора с педагогом

После принятия ученым советом решения об избрании претендента по конкурсу обе стороны — избранный претендент и образовательная организация в лице ректора, представляющего ее интересы, — должны изъявить обоюдное согласие на установление трудовых правоотношений. Это происходит на стадии обсуждения и заключения трудового договора.

Ситуация

Пройдя отбор, претендент заявил, что параллельно участвовал еще в одном конкурсе, по результатам которого также был избран на должность. Может ли он отказаться заключить с нами трудовой договор и поступить на работу в другую организацию?

Претендент, успешно прошедший конкурс, ни в коем случае не обязан заключать трудовой договор с образовательной организацией. Даже если изначально он и намеревался это сделать, он может в любой момент передумать и отказаться и от участия в конкурсе, и тем более от заключения трудового договора.

При этом никто не запрещает участвовать в конкурсе одновременно в двух или более образовательных организациях, а впоследствии выбрать, с какой из них заключить трудовой договор.

Срок, в течение которого избранный по конкурсу кандидат может претендовать на заключение с образовательной организацией трудового договора, конкретизирован (ограничен) в п. 17 Положения. Должность научно-педагогического работника вновь объявляется вакантной, если в течение 30 календарных дней с даты принятия соответствующего решения ученым советом образовательной организации лицо, впервые успешно прошедшее конкурс на замещение должности, не заключило трудовой договор с работодателем по собственной инициативе.

Неявка претендента в течение указанного срока для заключения трудового договора лишает его впоследствии права требовать от образовательной организации заключения договора на основании акта избрания по конкурсу, который просто утрачивает юридическое значение.

Проблема

Ранее для рассмотрения документов участников конкурса ученый совет образовательной организации (факультета, института) избирал тайным голосованием на учебный год комиссию по замещению должностей научно-педагогических работников (далее — конкурсная комиссия). Конкурсная комиссия изучала материалы, поступившие от участников конкурса, и представляла на рассмотрение ученого совета обоснованную рекомендацию в письменной форме по каждому претенденту. По сути, она представляла совещательный орган при ректоре (декане факультета, директоре института), призванный оказывать необходимую помощь в подборе высококвалифицированных кадров для образовательной организации.

С одной стороны, комиссия имела право потребовать от участников конкурса разъяснений по любому возникшему у нее вопросу, с другой — ее рекомендации ученому совету носили сугубо необязательный характер, так что ученый совет не был связан ими при принятии решений. Не решала конкурсная комиссия и вопрос о допуске или отказе тому или иному лицу в участии в конкурсе. Представляется, что и в настоящее время рассмотрение кандидатур, пожелавших принять участие в конкурсе, желательно было бы выносить на специально создаваемые конкурсные комиссии.

Ученый совет досконально не изучает профессиональные и личные качества претендентов и в большинстве случаев просто соглашается, например, с рекомендацией кафедры. Кафедра же не всегда бывает объективной, особенно если в конкурсе участвуют ее преподаватели и лицо, ранее в образовательной организации не работавшее (претендент со стороны). В подобном случае, вероятнее всего, сотрудники будут рекомендовать своего коллегу только потому, что он уже здесь работает. И наоборот: если на кафедре сложилась конфликтная ситуация, коллектив может проигнорировать профессиональные качества вовлеченного в нее преподавателя. Также следует иметь в виду, что кафедра — это небольшой коллектив, состоящий из единомышленников заведующего, и его единоличное мнение о той или иной кандидатуре может оказаться решающим.

Поэтому введение в процедуру конкурсного избрания дополнительного этапа — рассмотрения участников на конкурсной комиссии — в какой-то мере поможет избежать необъективной оценки претендентов членами ученого совета.

Конкурсная комиссия выделяла бы одного из кандидатов, наиболее достойного, на ее взгляд, для замещения данной педагогической должности. И тот получал бы существенные преимущества (поддержку конкурсной комиссии), значительно сужающие возможности других участников.

По итогам работы конкурсная комиссия принимала бы документ — мотивированное заключение (рекомендация) в письменной форме — и направляла его в ученый совет организации.

Обоснованность этого заключения позволила бы членам ученого совета избрать лучшего претендента на педагогическую должность. При этом, как известно, члены совета не обязаны прислушаться к мнению конкурсной комиссии — оно остается рекомендательным, что обеспечивало бы известную объективность процедуры.

На какой срок заключается договор?

Согласно действующему законодательству с преподавателями организаций высшего образования, а также реализующих дополнительные профессиональные программы можно заключать как бессрочные, так и срочные трудовые договоры (ч. 1 ст. 332 ТК РФ).

Если был оформлен срочный трудовой договор, то при повторном избрании преподавателя на должность новый договор может не заключаться. В подобных случаях действие договора продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный (не более пяти лет) или неопределенный срок (ч. 8 ст. 332 ТК РФ).

Условия, при которых трудовой договор с преподавателем может быть заключен на неопределенный срок, устанавливает образовательная организация. Она же принимает решение о заключении с конкретным сотрудником именно бессрочного трудового договора.

На заметку

Отдельным законом регулируется правовой статус двух ведущих классических университетов страны: МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ.

Оба вуза относятся к старейшим образовательным учреждениям высшего образования России и имеют огромное значение для развития российского общества.

Согласно Положению эти университеты вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников.

В этих положениях должны быть отражены правовые и процедурные вопросы организации и проведения конкурса на замещение должностей научно-педагогических работников этих образовательных организаций, не нашедшие должного отражения в Положении.

Пример

В американских университетах постоянный контракт (трудовой договор на неопределенный срок) заключается с преподавателем, как правило, после 6-7 лет работы в университете по срочному контракту, который продлевается ежегодно.

Следует отметить, что для преподавателей, избранных на должность на постоянной основе, повторные конкурсы проводить не нужно. Однако в этом случае с учетом ч. 10 ст. 332 ТК РФ в целях подтверждения соответствия занимаемой должности преподаватель раз в пять лет обязан проходить аттестацию. Главной особенностью трудового договора, заключенного на неопределенный срок, является возможность его прекращения в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работы вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

На заметку

Участие работающего преподавателя в конкурсном избрании на новый срок следует отличать от аттестации преподавателя, которую он обязан проходить раз в пять лет, если ранее с ним был заключен трудовой договор на неопределенный срок.

Подобная аттестация проводится в целях подтверждения соответствия преподавателя занимаемой им должности согласно Положению о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утв. приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 № 795.

Процедура конкурса предусматривает выдвижение кандидатур, их обсуждение и отбор, голосование по кандидатам и т. п.

В случае с аттестацией ничего подобного не происходит. Кроме того, деловые качества работника определяет коллектив образовательной организации — члены ученого совета, а не аттестационная комиссия (достаточно узкая группа лиц). Представляется, что сам порядок конкурсного избрания более демократичен, чем аттестация.

Могу ли я работать в поднадзорных объектах после увольнения с государственной службы?

Здравствуйте! У меня такой вопрос: я работала государственным служащим в Управлении Роспотребнадзора. В апреле 2017г. я принимала участие в плановых контрольно-надзорных мероприятиях в отношении муниципальной больницы. В мае 2017г. я уволилась с...

Консультация по трудовому праву

Здравствуйте. У меня такой вопрос: работаю в редакции, редактор нашей газеты нанят на работу муниципалитетом, т.е. администрацией района. Его старший брат, теперь уже бывший работник полиции, имеет судимость, имеет ли он право занимать должность...

Включается ли стаж работы директором муниципального предприятия в стаж госслужбы?

сейчас работаю на госслужбе, до этого работала на муниципальной службе, в которую входил стаж работы директором муниципального предприятия. Сейчас кадровики не включают в мой стаж госслужбы время, проработанное директором муниципального предприятия....

20 Октября 2016, 08:30, вопрос №1413955 Туяна Баторовна, г. Агинское

Какие преимущества военного стажа на государственной гражданской службе?

Какие преимущества военного стажа срочной службы при зачислении на работу (на государственную гражданскую службу)? Считается ли военный стаж как год за полтора при работе на гражданской службе?

Замещение вакантной должности ГГС РФ

Проработала 2 года на гражданской государственной службе в Федеральной миграционной службе на замещаемой должности (декрет) сейчас специалист выходит из декрета меня увольняют. При этом в отделе освобождается другая должность, можно ли перейти...

289 стоимость
вопроса

вопрос решен

Правомочно ли замещение специалиста по охране труда?

Добрый день. Столкнулся с неприятной ситуацией на работе. Сотрудница (специалист по охране труда) попросила исполнять ее обязанности на время отпуска. (Ближайшие 28 дней) Я согласился. Написал заявление, расписался в приказе. Позже...

28 Июля 2016, 22:38, вопрос №1329197 Михаил, г. Санкт-Петербург

389 стоимость
вопроса

вопрос решен

Как перевести правильно муниципального служащего?

Добрый день. Помогите разобраться. В администрации изменилась структура. Должность специалиста 1 категории (муниципальная должность) занимает работник А. После изменения структуры, вышеуказанную должность переименовали в ведущего специалиста (также...

Замещение вакантной должности с увеличением оклада и официальным переводом

Должность начальника склада вакантна, я заместитель, хотят временно ставить меня,могу ли требовать оклад и официальный временный перевод

Замещение вакантной должности в государственной гражданской службе

Здравствуйте! СЛУЧАЙНО узнала о проведении конкурса на замещение двух вакантных должностей в моём отделе. Начальник не включила меня в этот конкурс. Хотя, мой стаж и опыт делают меня более подходящей (выбор начальника основан на личном,а не рабочем...

Налагаемые ограничения на гражданина, замещавшего должность государственной службы

Добрый день! Интересует следующий вопрос: я работала государственным инспектором в таможне в отделе таможенного оформления и таможенного контроля, была сокращена. После переехала в другой город и устроилась менеджером по логистике в компанию,...

09 Октября 2015, 08:45, вопрос №1000693 Александра, г. Красноярск

В случае, если кандидат, допущенный ко второму этапу конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы не явился на второй этап конкурса, нужно ли отражать в решении конкурсной комиссии, что "считать его не победившим в конкурсе"? (Надо ли принимать какое-либо решение в отношении неявившегося).

Ответ

Ответ на вопрос:

Положение о конкурсе, утвержденное , не предусматривает отложение проведения конкурса в связи с неявкой кандидата.

По результатам конкурса представитель нанимателя издает акт о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключает с ним . Если конкурсная комиссия приняла решение о включении кандидата, не ставшего победителем, в кадровый резерв госоргана, то необходимо с согласия указанного гражданина издать акт госоргана о его включении в кадровый резерв для замещения должностей той же группы, к которой относилась вакантная должность. Это предусмотрено в Положения, утвержденного .

Таким образом, Положение о конкурсе, утвержденное , не предусматривает отражение в решении конкурсной комиссии сведений о кандидатах, не явившихся на конкурс.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как принять гражданина на государственную гражданскую службу

Порядок проведения конкурса

Кто и каким образом проводит конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы

Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы установлен .* Его применяют при поступлении на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъектов РФ ( Положения, утвержденного ).

Конкурс объявляют по решению руководителя государственного органа или его представителя, который осуществляет полномочия , при наличии вакантной должности в государственном органе ( Положения, утвержденного ).

Конкурс проводят в два этапа:

Проверка сведений

В каких случаях требуется проверка сведений, представленных гражданином на замещение вакантной должности гражданского служащего

Проверку достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности, проведите в двух случаях:

  • если сведения предоставляет гражданин, первый раз поступающий на гражданскую службу;
  • если конкурс проводят на замещение должности, которая относится к .

В остальных случаях проводить проверку достоверности представленных сведений не нужно. Это следует из абзацев и пункта 9 Положения, утвержденного .

Отказ на участие в конкурсе

В каких случаях претенденту можно отказать в допуске к участию в конкурсе на замещение вакантной должности гражданского служащего

Претенденту на замещение должности гражданской службы можно отказать в участии в конкурсе только по следующим основаниям:

При этом претендент, которого не допустили к участию в , вправе обжаловать решение государственного органа.

Не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса направьте о дате, месте и времени его проведения претендентам, допущенным к участию в конкурсе ( Положения, утвержденного ).

Конкурс проводит конкурсная комиссия, которая действует на постоянной основе. Состав и порядок ее работы, методика проведения конкурса должны быть утверждены соответствующим правовым актом государственного органа. Это прописано в Положения, утвержденного .

В состав конкурсной комиссии входят:

  • представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие, в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического или правового подразделения, а также подразделения, в котором проводят конкурс на замещение вакантной должности;
  • представитель федерального государственного органа или органа субъекта РФ по управлению государственной службой;
  • представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов. Число экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Такой перечень содержится в Положения, утвержденного , статьи 22 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

Кроме того, в состав конкурсной комиссии в органах исполнительной власти, в которых образованы общественные советы, входят представители данных советов численностью не менее 1/4 от общего состава комиссии. Кандидатур представителей от общественного совета представляют по запросу руководителя госоргана. Такие требования установлены статьи 22 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ и Закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ, Положения, утвержденного .

Конкурсная комиссия состоит из:

  • председателя;
  • заместителя председателя;
  • секретаря;
  • членов комиссии.

Государственный орган вправе создать несколько конкурсных комиссий для проведения конкурсов на замещение должностей, относящихся к различным категориям и группам ( Положения, утвержденного ).

Второй этап, то есть непосредственно конкурс, заключается в оценке комиссией профессиональных и личностных качеств кандидатов. При этом конкурсная комиссия должна исходить из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента. Это следует из Положения, утвержденного .

Заседание конкурсной комиссии проводят при наличии не менее двух кандидатов. Оно считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. При этом не допускается проведение заседания конкурсной комиссии, в котором принимают участие только ее члены, замещающие должности гражданской службы. Решение конкурсной комиссии принимают открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии. Такой порядок установлен в Положения, утвержденного .

Результаты конкурса

Как оформляют результаты конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы

В течение семи дней со дня завершения конкурса необходимо:

  • сообщить кандидатам о результатах конкурса в письменной форме;
  • разместить информацию о результатах конкурса на официальных сайтах государственного органа и .

По результатам конкурса представитель нанимателя издает акт о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключает с ним . Если конкурсная комиссия приняла решение о включении кандидата, не ставшего победителем, в кадровый резерв госоргана, то необходимо с согласия указанного гражданина издать акт госоргана о его включении в кадровый резерв для замещения должностей той же группы, к которой относилась вакантная должность. Это предусмотрено в Положения, утвержденного .

Кандидат, которого не приняли на государственную гражданскую службу по результатам конкурса, вправе обжаловать решение конкурсной комиссии ( Положения, утвержденного ).

Внимание: неправомерный отказ претенденту в приеме на гражданскую службу может грозить судебным разбирательством (). Если по итогам такого разбирательства выиграет гражданин, то суд может обязать государственный орган принять его на службу.

Конкурс без результата

Как поступить, если в результате проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданского служащего не были выявлены достойные кандидаты

Если в результате проведения не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса ( Положения, утвержденного ).

Нина Ковязина ,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

Готовый план главных дел кадровика на I квартал 2019 года
Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году


  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Исследование процедуры конкурса на практике показало неэффективность и безрезультатность введенной законодателем правовой нормы о проведении заседания конкурсной комиссии при наличии двух кандидатов. Необходимо разработать и законодательно установить иной порядок процедуры конкурса, заключающийся в достаточности наличия одного кандидата для того, чтобы считать конкурс состоявшимся, и целесообразности проведения заседания конкурсной комиссии при наличии одного кандидата. С учетом этимологии термина «конкурс», предполагающей наличие именно двух конкурентов и не позволяющей участие одного претендента, рассматривается возможность применения иного термина - «государственный экзамен при поступлении на государственную гражданскую службу».

    Так, несмотря на то, что отношения между государственными служащими и государством называются, как правило, государственно-служебными отношениями, в случае, когда заявление с просьбой об участии в конкурсе подает гражданин, а не гражданский служащий, данные правоотношения назвать государственно-служебными не представляется возможным.

    Общественные отношения в сфере конкурсного порядка замещения вакантной должности федеральной государственной гражданской службы имеют признаки правовых отношений. Соответственно, целесообразно выделить правоотношение, возникающее в ходе конкурсного порядка, в качестве самостоятельного вида правоотношений, возникающих при поступлении на федеральную государственную гражданскую службу, и именовать его конкурсным правоотношением.

    По итогам первого этапа конкурса может быть принято три «отказных» решения: об отказе в приеме документов, об отказе в участии в конкурсе, о недопуске к участию в конкурсе. Из текста Положения о конкурсе не понятно, к компетенции конкурсной комиссии или представителя нанимателя относится принятие данных решений.

    Решение об отказе в приеме документов, об отказе претенденту в участии в конкурсе и (или) допуске к участию в конкурсе ориентировано на Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Положение о конкурсе и носит довольно формальный, а не оценочный характер. В связи с этим в Положение о конкурсе необходимо внести изменение, изложив один из пунктов в следующей редакции (Приложение №5). Выявив, что решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса, принимаемые открытым голосованием, страдают необъективностью, мы пришли к выводу, что решения конкурсной комиссии необходимо принимать тайным голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.

    Важно знать, что законодателем не установлен срок между датой окончания приема документов и датой проведения второго этапа конкурса.

    Данный срок не установлен, так как представителю нанимателя дано время на проверку достоверности сведений и на оформление в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

    Если победитель конкурса передумал поступать на государственную службу, то он вправе отказаться от назначения, оформив соответствующее письменное заявление на имя представителя нанимателя. Представитель нанимателя в таком случае вправе считать эту должность вакантной и вновь объявить конкурс для ее замещения. Этот нюанс необходимо также прописать в Положении о конкурсе.

    Норма Положения о конкурсе, содержащая право представителя нанимателя принять решение о проведении повторного конкурса в связи с не выявлением победителя, не отвечает сущности конкурса, так как носит диспозитивной характер. В п. 15 Положения о конкурсе необходимо внести изменение, изложив его в следующей редакции: «Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя принимает решение о проведении повторного конкурса в установленном настоящим Положением порядке».

    К тому же в Положении о конкурсе необходимо прописать, что очередной конкурс на имеющиеся вакансии должен быть объявлен не позднее чем через 15 календарных дней после проведения предыдущего.

    Акт федерального органа исполнительной власти о назначении на должность по результатам конкурса - это индивидуальный письменный правовой акт управления локального характера, действующий с даты, указанной в самом акте.

    Для возникновения служебных отношений необходим сложный юридический состав: решение коллегиального органа в лице конкурсной комиссии, решение индивидуального характера представителя нанимателя, решение двух равноправных сторон в виде служебного контракта. Лишь все эти три элемента в совокупности являются основанием возникновения служебного правоотношения, связывающего представителя нанимателя с конкретным лицом, приобретшим статус государственного гражданского служащего.

    Предлагаем внести в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» соответствующие изменения.

    Так, следует исключить должностной регламент из числа существенных условий, включив в названный закон норму следующего содержания: «Должностной регламент является приложением к служебному контракту, его неотъемлемой частью».

    Совершенно необходимо на законодательном уровне по аналогии с утвержденной примерной формой служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации утвердить типовую (или примерную) форму должностного регламента государственного гражданского служащего Российской Федерации.

    В Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» необходимо внести дополнения, изложив одну из норм ст. 27 в следующей редакции: «При заключении срочного служебного контракта на срок от одного года до двух лет испытание не может превышать трех месяцев. При заключении срочного служебного контракта на срок от двух до пяти лет испытание не может превышать шести месяцев».

    В связи с тем что испытание может устанавливаться, в том числе, при переводе гражданского служащего с одной должности на другую, название статьи Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должно звучать следующим образом - «Испытание при замещении гражданским служащим должности гражданской службы».

    В целях привлечения молодых кадров с соответствующим уровнем профессионального образования целесообразно издать отдельный нормативный правовой акт, регулирующий механизм поступления на федеральную государственную гражданскую службу именно выпускников высших учебных заведений.

    Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя определенный пакет документов.

    В п. 4 ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует внести изменения в части представления гражданином не только трудовой книжки, но и иных документов, подтверждающих трудовую (служебную) деятельность гражданина.

    Часть 2 ст. 26 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует дополнить нормой о необходимости представления документа об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению.

    В связи с вышеизложенным, мы пришли к выводу о том, что целесообразно разработать и принять три базовых законодательных документа в сфере государственного управления и государственной гражданской службы:

    1) комплексный законодательный акт, регулирующий организацию и условия прохождения государственной гражданской службы;

    2) закон, утверждающий реестры государственных должностей и должностей государственной гражданской службы;

    3) законодательный акт, предусматривающий гарантии деятельности лиц, замещающих государственные должности, ввиду того, что федеральным законодательством не регулируются вопросы гарантии деятельности лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

    К основным направлениям реформирования и развития государственной гражданской службы региона также относятся:

    Совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих;

    Создание материально-технических условий для эффективного функционирования государственной гражданской службы;

    Формирование системы управления государственной гражданской службой.

    Без полноценной системы управления обеспечить результативное реформирование государственной гражданской службы невозможно.

    Система управления государственной гражданской службой необходима для обеспечения единства государственной гражданской службы, взаимодействия государственных органов со структурами гражданского общества, координации деятельности государственных органов по вопросам поступления на государственную гражданскую службу, прохождения и прекращения государственной гражданской службы, а также профессионального развития государственных гражданских служащих.

    В целях формирования и функционирования системы управления государственной гражданской службой, а также для обеспечения соблюдения единства принципов государственной гражданской службы, установленных Федеральным законом, в регионе должен быть создан государственный орган по управлению государственной гражданской службой. Логичнее всего такой орган назвать Государственной инспекцией по управлению государственной гражданской службой. Проект закона «О государственном органе по управлению государственной гражданской службой» уже разработан. Однако внесение его на рассмотрение регионального парламента видится преждевременным ввиду отсутствия федерального закона, регулирующего отношения, связанные с основными принципами создания и организацией деятельности федерального органа по управлению государственной гражданской службой.

    Координация деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на гражданскую службу, прохождения и прекращения гражданской службы;

    Формирование и использование кадрового резерва гражданских служащих для замещения должностей гражданской службы;

    Ведение реестра гражданских служащих;

    Подготовка, переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданских служащих;

    Правовое, организационно-методическое и информационное обеспечение деятельности подразделений государственных органов по вопросам гражданской службы и кадров;

    Осуществление внутриведомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе;

    Контроль за обеспечением государственных социальных гарантий лиц, уволенных с гражданской службы, предусмотренных законами; - обеспечение программ реформирования и развития гражданской службы; - взаимодействие с федеральным государственным органом по управлению государственной гражданской службой.

    Государственная инспекция должна стать постоянно действующим проводником принятых законодательных решений о реформировании государственной гражданской службы, эффективным средством преодоления ее внутренней инерции, противовесом ведомственной политики. Государственной инспекции следует предоставить право издавать официальные разъяснения и предписания по вопросам применения законодательства о государственной гражданской службе, принимать обязательные для всех государственных органов типовые межведомственные нормативные акты административные и должностные регламенты, правила служебного распорядка). Она должна принимать непосредственное участие в разработке и реализации региональной программы развития гражданской службы, в проведении соответствующих экспериментов, внедрении новых кадровых технологий, прогрессивных форм и методов оценки и стимулирования труда государственных гражданских служащих.

    Приведение законодательной базы государственной гражданской службы в соответствие с федеральным законодательством и формирование системы управления государственной гражданской службой позволит обеспечить и престиж государственной гражданской службы, ее открытость в интересах развития гражданского общества, повысить эффективность гражданской службы, оптимизировать затраты на содержание гражданских служащих и развитие ресурсного обеспечения государственной гражданской службы.

    Дата изменения: 04.07.2019 10:47

    Здесь вы можете найти ответы на вопросы, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу.

    Используемые сокращения:
    Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации": Федеральный закон № 79-ФЗ, государственная гражданская служба Новосибирской области: гражданская служба.

    Как осуществляется поступление на гражданскую службу?
    Поступление на гражданскую службу и замещение вакантных должностей осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 79-ФЗ по конкурсу, если иное не предусмотрено указанным законом.
    Ознакомиться с объявлениями о проводимых конкурсах можно на сайте Правительства Новосибирской области в разделе «Государственная гражданская служба», подраздел «Конкурсы» .

    В каких случаях может быть отказано в участии в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы/конкурсе в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службе?
    Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями для поступления на гражданскую службу и ее прохождения, предусмотренными ст. 16 Федерального закона № 79-ФЗ. Не допущенный к участию в конкурсе претендент вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством.

    Можно ли одновременно участвовать в нескольких конкурсах на замещение вакантной должности гражданской службы/конкурсах в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы?
    Да.

    У меня двойное гражданство. Могу ли я поступить на гражданскую службу?
    Нет, если иное не предусмотрено международным договором. Если у вас имеется российское гражданство и гражданство другого государства, все будет зависеть от наличия договора или соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства между Россией и другим государством.

    Я зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Могу ли я участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы или конкурсе в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы?
    Да, можете, т.к. осуществление предпринимательской деятельности согласно ст.16 Федерального закона № 79-ФЗ не является ограничением для поступления на гражданскую службу. Однако ст. 17 Федерального закона № 79-ФЗ запрещает гражданскому служащему осуществлять предпринимательскую деятельность, в связи с чем гражданин обязан ее прекратить при поступлении на гражданскую службу.

    Каковы возрастные ограничения для поступления на гражданскую службу?
    Для поступления на гражданскую службу необходимо достичь совершеннолетия (18 лет). Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 60 лет. Поступление на гражданскую службу лиц, достигших возраста 60 лет, действующим законодательством не предусмотрено. Основание: статья 25.1 Федерального закона № 79-ФЗ.

    Могу ли я забрать поданые для участия в конкурсе документы?
    Да, кандидат может забрать документы по письменному заявлению в течение трёх лет с момента их представления.

    В течение какого периода действительно Заключение по форме 001-ГС/у о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению?
    Данное Заключение действительно в течение одного года с момента его получения.

    Чем отличается конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы от конкурса в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы?
    При проведении конкурса в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы, как правило, конкурсная должность не является вакантной. Конкурс проводят с целью формирования кадрового резерва из лиц, чей уровень квалификации и личностные качества соответствуют требованиям, предъявляемым к конкурсной должности. В случае, если конкурсная должность станет вакантной, она может быть замещена лицом, состоящим в кадровом резерве.

    Помимо решения о наличии/отсутствии победителя конкурса комиссия также может принять решение о включении в кадровый резерв лиц, чей уровень квалификации и личностные качества получили высокую оценку по результатам голосования членов комиссии.

    Кадровый резерв на государственной гражданской службе и резерв управленческих кадров

    Используемые сокращения:
    Государственная гражданская служба Новосибирской области: гражданская служба; Федеральный закон № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: Федеральный закон № 79-ФЗ.

    Что такое кадровый резерв на гражданской службе? Как я могу встать в кадровый резерв на гражданской службе, не являясь гражданским служащим?
    Кадровый резерв на гражданской службе создается для оперативного замещения вакантных должностей гражданской службы. Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы не проводится в случае наличия претендента, включенного в кадровый резерв на гражданской службе и соответствующего квалификационным требованиям, предъявляемым по указанной должности.
    Согласно ст. 64 Федерального закона № 79-ФЗ включение в кадровый резерв государственного органа производится:

    1. граждан - по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа;
    2. граждан - по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных граждан;
    3. гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста - по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа;
    4. гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста - по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных гражданских служащих;
    5. гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста - по результатам аттестации с согласия указанных гражданских служащих;
    6. гражданских служащих, увольняемых с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы либо упразднением государственного органа - по решению представителя нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, либо государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, с согласия указанных гражданских служащих.

    Таким образом, включение граждан в кадровый резерв государственного органа производится по результатам конкурса.

    По итогам конкурса меня включили в кадровый резерв на гражданской службе. Могут ли меня назначить из него на должность гражданской службы в ином государственном органе Новосибирской области, а не в том, где проходил конкурс?
    В случае его соответствия квалификационным требованиям этой должности, да. При этом должность, на которую гражданский служащий (гражданин) может быть назначен, должна быть не выше той группы должностей, для замещения которых он включен в кадровый резерв.

    Основание: Положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе Новосибирской области (утверждено Постановлением Губернатора Новосибирской области от 17.03.2014 № 40).

    Чем отличается резерв управленческих кадров от кадрового резерва на гражданской службе?
    Главное отличие этих резервов состоит в том, что лицо, состоящее в резерве на гражданской службе, с его согласия по решению представителя нанимателя может быть назначено на должность гражданской службы без проведения конкурса, при условии его соответствия квалификационным требованиям по вакантной должности. При этом должность, на которую гражданский служащий (гражданин) может быть назначен, должна быть не выше той группы должностей, для замещения которых он включен в кадровый резерв. Лицо, состоящее в резерве управленческих кадров, но не состоящее в кадровом резерве на гражданской службе, может поступить на гражданскую службу по результатам конкурса, если иное не установлено ст. 22 Федерального закона № 79-ФЗ.

    Резерв управленческих кадров Новосибирской области - группа перспективных специалистов, обладающих необходимыми профессионально-деловыми и личностными качествами, положительно проявивших себя в профессиональной деятельности и предназначенных для замещения вакантных должностей в сфере государственного и муниципального управления.

    Кадровый резерв на гражданской службе формируется для оперативного замещения вакантных должностей гражданской службы в соответствии с законодательством.