Частные случаи квалификации действий как нарушение охраны труда. Замечания по проверке государственной инспекции труда в приморском крае Основные нарушения по охране труда на производстве

Базовыми документами в сфере охраны труда являются ТК РФ и Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160. П. 2 обозначенного положения включает перечень нормативных актов, которые призваны регулировать охрану здоровья работников на предприятии:

  • стандарты, регламентирующие безопасность проведения работ;
  • правила (инструкции) в сфере охраны труда;
  • санитарные и гигиенические нормативы.

Что же касается конкретных документов, фиксирующих нормы трудовой безопасности, то это:

  • международные и национальные стандарты (ГОСТы);
  • СанПиНы;
  • СНиПы;
  • правила безопасности;
  • методические указания;
  • руководящие документы и т. д.

Все перечисленные документы разрабатываются органами власти (Минтрудом, Правительством РФ и т. п.) и являются обязательными для всех организаций. Помимо нормативных документов для легальной производственной деятельности предприятию требуются и внутренние акты.

Какую ответственность влечет нарушение норм производственной безопасности по КоАП и УК РФ

Законодательством для администрации организаций, нарушающих требования по охране труда, предусмотрено 3 вида ответственности:

  1. Административная (исходя из требований ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ).
  2. Уголовная (согласно ст. 143 УК РФ).
  3. Материальная (ввиду требований ст. 220, 235 ТК РФ).

Стоит отметить, что перечисленные правовые нормы в основном лишь определяют пределы ответственности виновных лиц и не содержат при этом перечня возможных нарушений. Так, например, ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ указывает на необходимость привлечения должностного либо юридического лица описывает привлечение к ответственности в виде штрафа от 1 000 до 5 000 руб. и от 30 000 до 50 000 руб. должностных лиц и организаций соответственно за нарушение трудового законодательства. Аналогичный подход применен и в ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ: за нарушение требований по охране труда на должностных лиц налагается штраф в размере от 2 000 до 5 000 руб., на компании - от 50 000 до 80 000 руб.

Исключением из приведенного правила являются чч. 2-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которые перечисляют конкретные (наиболее серьезные, по мнению законодателя) нарушения норм охраны труда:

  • несоблюдение порядка спецоценки условий труда;
  • допуск сотрудника к работе без проведения обязательного предварительного медосмотра, обучения, а также проверки знаний требований охраны труда;
  • необеспечение сотрудников организации средствами защиты.

Особенность данной статьи состоит также в увеличении размера штрафных санкций. Так, например, по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ за необеспечение сотрудника индивидуальными средствами защиты администрация организации должна быть наказа штрафом в размере от 130 000 до 150 000 руб., что в 3 раза превышает санкцию ч. 1 ст. 5.27.

Нормы УК и ТК РФ об ответственности за несоблюдение требований охраны труда. Виды и типы нарушений

Ст. 143 УК РФ закрепляет также уголовную ответственность за любые нарушения норм охраны труда, которые определены законодательными или подзаконными актами государственных органов. Применение столь суровых мер (максимальная санкция предусматривает 5 лет лишения свободы) обусловлено наличием тяжких последствий: причинением тяжкого вреда здоровью, гибелью работника или нескольких работников.

Что касается материальной ответственности, то ввиду требований ст. 220 и 235 ТК РФ администрация организации обязана возместить нанесенный работнику либо его имуществу вред в полном объеме.

Нарушения охраны труда служащим, докладная записка. Обжалование увольнения за нарушения

Помимо нарушений со стороны администрации несоблюдение трудовых норм может происходить по вине работника. Ст. 214 ТК РФ определяет обязанности работника, неисполнение которых считается нарушением.

В частности, работник должен:

  1. Соблюдать требования охраны труда.
  2. Грамотно применять имеющиеся средства защиты.
  3. Проходить обучение, инструктаж, проверку знаний требований безопасности на производстве.
  4. Проходить обязательные периодические медосмотры.
  5. Сообщать о произошедших ЧП.

Администрация, согласно ст. 218 ТК РФ, вправе проводить внутренний контроль за соблюдением трудовых норм путем создания специальной комиссии. На основании решения такой комиссии работник, согласно ст. 192 и 193 ТК РФ, может быть подвергнут дисциплинарному взысканию вплоть до увольнения (подп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

При этом важно не забывать, что факт нарушения со стороны работника должен быть зафиксирован и грамотно оформлен. Документом, призванным зафиксировать подобные факты, является докладная записка. Помимо нее могут быть оформлены и иные документы, выполняющие такие же функции. Докладная должна фиксировать не только само нарушение, но и все обстоятельства произошедшего инцидента.

Учитывая, что результатом подготовки докладной может быть как внутреннее расследование, так и судебное разбирательство, к составлению такого документа необходимо подходить со всей ответственностью. Необоснованное или неграмотно оформленное взыскание сотрудник вправе обжаловать. Например, ст. 391 ТК РФ дает право работнику обжаловать незаконное увольнение в судебном порядке.

Не знаете свои права?

Изложенная пошагово процедура выявления и фиксации нарушений, допущенных служащими предприятия, выглядит следующим образом:

  1. Составление докладной записки.
  2. Проверка указанных в докладной записке сведений комиссией.
  3. Выявление нарушений.
  4. Взятие объяснений у трудящегося.
  5. Составление акта о выявлении нарушений.
  6. Применение санкций к виновному (например, наложение дисциплинарного взыскания).

Образец акта о выявленных нарушениях требований охраны труда на предприятии

ООО «Вонк»

Акт о нарушении требований охраны труда

Москва

Председатель комиссии: Копулев А. Г.

Члены комиссии: Гвадеров Н. С., Иванчук М. С.

Сегодня, 12 февраля 2018 года, в 12 часов 17 минут был установлен факт нарушения работником Сидоровым А. А. требований охраны труда. Нарушение выразилось в неиспользовании им средств индивидуальной защиты в нарушение требований приказа гендиректора ООО «Заря» «Об использовании СИЗ» от 12.03.2005 № 12.

Сидоровым А. А. представлена объяснительная записка, в которой он признал свою вину. На основании изложенного Сидоров А. А. должен понести дисциплинарную ответственность в виде замечания.

Председатель комиссии: (подпись) Копулев А. Г.

Члены комиссии: (подпись) Гвадеров Н. С.,

(подпись) Иванчук М. С.

С актом ознакомлен: (подпись) Сидоров А. А.

Приложения: объяснения от 12.02.2018,

докладная записка от 12.02.2018.

Последствия несоблюдения правил охраны труда, предписание об устранении нарушений

Наряду с внутренним контролем существует внешний надзор — со стороны трудовой инспекции, находящейся в ведении Минтруда РФ. При этом предметом контроля инспекции является не только соблюдение требований безопасности работы, но и соблюдение норм трудового права в целом.

Порядок проведения проверок, касающихся соблюдения норм труда, закреплен в ст. 360 ТК РФ, согласно которой инспекторы вправе проводить и плановые проверки, и внеплановые (в том числе выездные). Для проведения внеплановых требуются специальные основания (например, обращение работника с заявлением о нарушение его прав).

По результатам каждой проверки составляется акт. Кроме того, выдается предписание — распорядительный документ, основанный на уже зафиксированных актом нарушениях. Его задача — установление порядка и сроков их устранения. Предписание обязательно для исполнения в силу ст. 212 ТК РФ, при нарушении его требований виновные лица привлекаются к административной ответственности.

Как видите, требований по охране труда достаточно много, поэтому нарушения могут быть обнаружены в любой организации. Чаще всего ошибки допускаются по банальному недосмотру либо незнанию всех предусмотренных законом правил. Для того чтобы не допустить ошибок и избежать возможного привлечения к ответственности, достаточно заблаговременно провести аудит предприятия на предмет соблюдения требований по охране труда.

Какие виды ответственности за нарушение требований охраны труда на предприятии?

Какие наказания могут использоваться в отношении работника, специального должностного лица или для всего предприятия как юридического лица?

Виды ответственности за нарушение требований охраны труда

  1. Дисциплинарная . Предусматривается для работников, указывается в Трудовом кодексе. К видам дисциплинарных взысканий относят замечание, а также выговор и увольнение. Порядок наложения санкций на работника указывается в трудовом законодательстве, а также в локальных нормативных актах (ПВТР – Правила внутреннего распорядка) и других документах.
  2. Материальная . Это также вид ответственности, который предусмотрен для работников. Применяется в случае, когда в результате противоправных деяний работника причинен материальный ущерб имуществу и имущественным интересам нанимателя. Работник обязан возместить только прямой материальный вред, а не упущенную выгоду. Материальная ответственность регулируется нормами трудового законодательства, а также ряда других актов.
  3. Административная . Вид ответственности, который может использоваться как в отношении физлиц, так и в отношении юридических лиц (для юрлиц чаще всего установлена административная ответственность в виде денежной санкции – штрафа).
  4. Уголовная . Предусматривается только для физических лиц (не только работников предприятий, но и должностных лиц: для специалистов по охране труда, для руководителей и других). Уголовная ответственность за нарушение требований ОТ является самой суровой, может предусматривать не только штрафы, но и лишение свободы.

В каких федеральных законах предусматривается ответственность за нарушение норм охраны труда?

Ответственность работника и нанимателя указывается в ряде нормативно-правовых актов.

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Кодекс об административных правонарушениях (это же КоАП);
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (он же УК РФ);
  • ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (обращайте внимание, чтобы у вас была действующая редакция нормативного акта: в 2016 г. были внесены изменения!). Некоторые из внесенных изменений начали действовать только с 2016—2017 г.

Увольнение за нарушение требований охраны труда как вид дисциплинарной ответственности: основания и порядок

В ст. 192 Трудового кодекса РФ перечисляются виды дисциплинарных взысканий, среди которых есть и увольнение. Ст. 192 Трудового кодекса отсылает к нормам ст.81, в которой перечисляются основания увольнения.

Одним из них является нарушение правил охраны труда. В самой ст. 81 Трудового кодекса содержатся основания увольнения:

  1. Нарушение правил было установлено комиссией по охране труда или же специальными уполномоченным по охране труда.
  2. Нарушение правил охраны труда работником повлекло за собой наступление тяжких последствий (к примеру, произошел несчастный случай на производстве, случилась авария, вышла катастрофа).

Дисциплинарная ответственность в форме увольнения возможна и в таком случае, если нарушение правил охраны труда заведомо создавало реальную угрозу наступления опасных последствий.

В ст. 193 Трудового кодекса содержится общий порядок наложения административных взысканий на работника. Перечисленные здесь нормы справедливы и по отношению к увольнению за нарушение требований ОТ. Схема выглядит следующим образом:

Дисциплинарная ответственность в виде увольнения является самой строгой. Будьте внимательными при заполнении всех документов, следите за тем, чтобы была соблюдена вся процедура.

Если хоть один документ отсутствует, если были нарушены сроки наложения дисциплинарного взыскания, то работник смело может обращаться в госинспекцию труда и (или же) в органы, которые занимаются рассмотрением трудовых индивидуальных споров.

Перечень нарушений по охране труда на предприятии составляется на каждом отдельном предприятии и представляет собой внутренний документ.

Ответственность работодателя за нарушение требований ОТ. Смотрим в административный кодекс!

КоАП (административный кодекс) – документ, который предусматривает ответственность юридического лица.

Это значит, что предприятие будет выплачивать штраф за нарушение законодательства в сфере охраны труда (чаще всего).

Для юридических лиц также предусматривается такой вид ответственности, как временный запрет на осуществление деятельности . В этом материале мы перечислим только основные составы правонарушений, которые содержатся в КоАП:

  1. Ст. 5.27 за нарушение трудового законодательства, а также иных актов, содержащих нормы трудового права. По ч5. ст. 5.27 КоАП наступает ответственность в размере штрафа 5 000 рублей для граждан; дисквалификацию на 1-3 года для должностных лиц, штраф от 30 000 руб. для тех, кто осуществляет деятельность без образования юрлица; предусмотрен и штраф на юрлиц от 100 000 рублей до 200 000 руб.
  2. Ст. 5.27.1 за нарушение государственных нормативных требований ОТ. Максимальная санкция для юрлиц по статье предусматривает штраф от 100 000 руб. до 200 000 руб. или же административное приостановление работы на сроки до 90 суток.
  3. Ст. 5.28 , предусматривающая ответственность за уклонение от участия нанимателя в переговорах о заключении коллективного договора (КД).
  4. Ст. 5.31 за нарушение или же невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению
  5. Ст. 15.34 за сокрытие страхового случая предусматривает наложение административной ответственности в виде штрафа от 5 000 рублей до 10 000 рублей (касается юридических лиц).
  6. Ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в прописанный срок законного предписания соответствующих должностных лиц.

Ответственность работодателя в таких случаях не ограничивается только штрафом, но и грозит дополнительными проверками, упущенной прибылью при административном приостановлении деятельности и другими санкциями.

Но самой суровой по праву считается уголовная ответственность . Она не может наступать для юридических лиц, поскольку юридическое лицо не является субъектом уголовного права.

Но нормы УК РФ применяются в отношении должностных лиц, чья деятельность повлекла нарушение правил охраны труда и серьезный ущерб.

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда

В Уголовном кодексе РФ есть несколько статей, которые связаны с ответственностью за нарушение норм трудового законодательства.

  1. Ст.145 за необоснованный отказ в приеме на работу или же за необоснованное увольнение беременной женщины, а равно с тем — и женщины с детьми в возрасте до 3-х лет. Предусматривает наложение штрафа размером до 200 000 рублей или же штрафа в размере зарплаты или же в размере другого дохода осужденного за срок до 18 месяцев, также в качестве санкции указываются обязательные работы на срок до 360 часов.
  2. Статья 145.1 за невыплату зарплаты, пенсий, стипендий, пособий, а также иных выплат наказывается вплоть до лишения свободы на сроки до 5 лет.

Но ключевой нормой, которая предусматривает уголовную ответственность, является ст. 143 УК РФ. Она носит название «Нарушение требований охраны труда» и содержит 3 части.

Состав преступления обладает рядом особенностей:

  1. Специальный субъект – лицо, на которое были возложены обязанности по обеспечению правил охраны труда . В постановлении Пленума ВС 23 апреля 1991 года (с последующими изменениями) указывается, что к таким субъектам относятся: А) руководители предприятий; Б) главные инженеры; В) главные специалисты, которые не предприняли мер по устранению нарушений Г) другие лица, на которых возложена обязанность охраны труда. Если нарушение норм было допущено лицом, не обладающим специальным статусом, но повлекло по неосторожности тяжкий вред для здоровья человека/смерть по неосторожности, то наступает уголовная ответственность совсем по другой статье — ст. 109, 118 УК.
  2. Необходимо наличие общественно опасных последствий (причинение тяжкого вреда здоровью, смерть человека или нескольких человек). Само собой, необходимо будет доказать и существование причинно-следственной связи между непосредственным нарушением правил и наступлением вреда.
  3. Все деяния, предусмотренные статьей, совершаются по неосторожности.
  4. Ответственность наступает на предприятиях вне зависимости от форм собственности (государственные, частные, иностранные на территории России или другие).
  5. Нарушение правил охраны труда – обширное понятие, которое может включать не только технику безопасности, но и правила безопасного ведения работ, нарушение правил промышленной санитарии, гигиены труда и другие.

Ст. 143 УК РФ и уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда

Ч.1 ст. 143 предусматривается уголовную ответственность за нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности причинение здоровью тяжкого вреда.

В санкции уголовной статьи предусматриваются следующие виды наказаний:

  • штраф до 400 000 рублей или же штраф в размере зарплаты/другого дохода осужденного за срок до 18 месяцев;
  • обязательные работы на сроки 180-240 часов;
  • исправительные работы на сроки максимум до 2-х лет;
  • принудительные работы на срок максимум до 1 года;
  • лишение свободы до 1 года + лишение специального права занимать определенные должности или на то, чтобы заниматься определенной деятельностью до 1 года (или же без лишения права).

Ч.2 ст. 143 УК РФ и уголовная ответственность за нарушение требований ОТ, повлекшее смерть человека по неосторожности предусматривает следующие санкции:

  • принудительные работы на сроки до 4-х лет;
  • лишение свободы сроком до 4 лет + лишение права на то, чтобы занимать определенные должности/заниматься тем или иным видом деятельности до 3-х лет (или же без лишения права).

Ч.3 ст. 143 УК РФ и уголовная ответственность за нарушение требований ОТ, повлекшее за собой смерть 2-х и больше человек по неосторожности наказывается:

  • принудительными работами на максимальный срок до 5 лет;
  • лишение свободы до 5 лет + лишение права на то, чтобы занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью сроком до 3-х лет (или же без лишения права).

Примечание к ст. 143 прямо указывает, что под требованиями ОТ в этой статье понимаются государственные нормативные требования ОТ, которые находятся в федеральных законах, а также в других актах.

Где содержится перечень нарушений по охране труда на предприятии?

Это могут быть не только локальные акты (хотя в них работникам и должностным лицам ориентироваться проще всего).

Чтобы посмотреть ответственность и правила выполнения работ, загляните в ПВТР, типовую инструкцию по безопасности, а также в должностную инструкцию .

Перед приемом работника наниматель обязан провести вводный инструктаж + первичный инструктаж по технике безопасности. Об этом работник расписывается в специальном журнале.

Также на предприятии должна быть установлена периодичность проведения текущих инструктажей по безопасности и охране труда (к примеру, они проводятся 1 раз в 6 месяцев).

Каждый работник должен пройти текущий инструктаж + расписаться в соответствующем журнале. Дополнительно есть случаи так называемых «экстренных инструктажей», которые проводятся после несчастного случая на предприятии. О них также работники расписываются.

Существуют и отраслевые правила по ОТ, в которым относятся:

  1. Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 25 февраля 2016 г. N 76н под названием «Об утверждении Правил по ОТ в сельском хозяйстве» . Есть такие же постановления, утверждающие правила ОТ в строительстве, в ЖКХ (жилищно-коммунальном хозяйстве), в области производства пищевой продукции и другие.
  2. Приказ Минсельхоза РФ за 20 июня 2003 г. N 890 под названием «Об утверждении Правил по ОТ в мясной промышленности» . Также есть отдельные приказы для предприятий, работающих в сфере хранения семян сахарной свеклы, хранения и переработки зерна, растениеводства, животноводства, в табачной промышленности и других сферах.
  3. Распоряжения ОАО «РЖД» по охране труда для сотрудников российских железных дорог (машинистов, работников тепловых сетей, строителей и многих других).

Межотраслевые документы, которые регулируют правила охраны труда

  1. Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 16 ноября 2015 г. за N 873н под названием «Об утверждении Правил по охране труда при хранении, при транспортировании, а также реализации нефтепродуктов»
  2. Постановление Минтруда РФ за 28 марта 2014 г. N 155н под названием «Об утверждении Правил по ОТ при работе на высоте» .

Есть такие же постановления о правилах безопасности при переработке пластмасс, работе на автомобильном транспорте, эксплуатации газового хозяйства организаций, при выполнении пайки изделий.

3 вывода из статьи

  1. Есть 4 вида ответственности за нарушение правил охраны труда: от дисциплинарной до уголовной
  2. Перечень нарушений по охране труда на предприятии находится в должностных инструкциях, ПВТР и др. локальных документах. Также есть утвержденные приказами и постановлениями требования, правила и инструкции
  3. Применение дисциплинарного взыскания — увольнения должно соответствовать установленным в ст. 193 ТК правилам.

Видео: Ответственность за нарушение требований охраны труда

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. И работодатель должен выстроить эту систему, обеспечить ее работу путем издания локальных нормативных актов, приказов и назначения ответственных за ту или иную обязанность в этой сфере. Обязанности работодателя в сфере труда достаточно подробно регламентированы разд. X "Охрана труда" ТК РФ. Однако довольно часто работодатели игнорируют требования трудового законодательства. Результат - привлечение к административной ответственности. Сегодня расскажем о наиболее распространенных нарушениях законодательства в области охраны труда.

Нормативная база

Согласно ст. 211 ТК РФ государство путем принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов субъектов РФ устанавливает правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Такие государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Конечно же, основным нормативным актом является Трудовой кодекс. Помимо него, работодателю стоит получше изучить:

Постановление Минтруда и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (далее - Постановление N 1/29);

ГОСТ 12.0.004-90 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" (далее - ГОСТ 12.0.004-90);

Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ);

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкции по ее заполнению" (далее - Приказ N 33);

Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях";

Приказы Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и Стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами", от 01.10.2008 N 541н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением", от 16.02.2009 N 45н "Об утверждении Норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов", от 01.03.2012 N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков" и пр.

Конечно, это далеко не все нормативные акты, затрагивающие тему охраны труда, но работодателю, изучив их и применив в своей организации, удастся избежать довольно много проблем с контролирующими органами. Итак, перейдем к распространенным ошибкам.

Нарушения работодателей

Все нарушения в области охраны труда выявляются инспекторами государственной инспекции труда (иными органами, например прокуратурой) в ходе контрольно-надзорных мероприятий или в результате несчастного случая в организации. Причем крайне редко работодатели не соблюдают одну или две нормы, в основном встречается комплекс нарушений.

Отметим, что с 01.01.2015 вступила в силу новая ст. 5.27.1 КоАП РФ, которой установлена ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. Например, за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение работодателю грозит предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 80 000 руб. (в зависимости от того, кто виновен в нарушении - должностное лицо или юридическое). А если выяснится, что работодатель допустил работника к исполнению трудовых обязанностей без обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных медицинских осмотров или при наличии медицинских противопоказаний, сумма штрафа уже посущественнее: он может достичь 130 000 руб. Более подробно о нарушениях и ответственности поговорим дальше.

Отсутствие службы охраны труда или штатного специалиста

На основании ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель вправе не создавать службу и не вводить должность специалиста по охране труда. При принятии такого решения необходимо учитывать специфику своей деятельности. В случае отсутствия службы или штатного специалиста их функции осуществляют:

Работодатель - индивидуальный предприниматель (лично);

Руководитель организации;

Другой уполномоченный работодателем работник;

Аккредитованные организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Обратите внимание! Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом Рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14.

Многие работодатели неверно толкуют ст. 217 ТК РФ и считают, что если они ничего не производят (ведь в статье сказано про работодателей, осуществляющих производственную деятельность), а, например, торгуют или оказывают консультационные услуги, то и исполнять норму не нужно. Однако это не так.

Согласно ст. 209 ТК РФ под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. То есть служба охраны труда или специалист по охране труда обязательны не только в цехах и производствах, но и при оказании услуг - туристических, юридических и пр.

Конечно, на это обращают внимание ГИТ при проверке. Так, постановлением ООО "Санто-холдинг" признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа - за то, что в нарушение требований ч. 2 ст. 217 ТК РФ работодатель на момент проверки не принял решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда. Решением судьи Хамовнического районного суда г. г. Москвы и Московского городского суда от 22.12.2014 по делу N 7-9921 указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

Не проводятся обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда и проверка знаний требований охраны труда

Все работники, в том числе руководители организаций, работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в Порядке, утвержденном Постановлением N 1/29.

На основании ч. 2 ст. 225 ТК РФ для всех поступающих на работу лиц, а также для переводимых на другую работу работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Виды инструктажа представим в виде таблицы.

Вид инструктажа

Кто проводит и с кем

Проводит специалист по охране труда со всеми принимаемыми на работу лицами, с командированными в организацию и студентами, проходящими в организации производственную практику

Первичный на рабочем месте

Проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т.д.), прошедший обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. До начала самостоятельной работы инструктируемым. Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от такого инструктажа, утверждается работодателем

Повторный

Проходят все работники не реже одного раза в шесть месяцев

Внеплановый

Проводят при введении инструкций по охране труда, изменении технологических процессов, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда, при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев)

Проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий

Все инструктажи проводятся по специальным программам, разработанным и утвержденным работодателем.

После любого инструктажа лицо, проводившее инструктаж, должно проверять приобретенные знания и навыки безопасных приемов работы и фиксировать в соответствующих журналах. Их формы установлены ГОСТ 12.0.004-90. Журналы должны быть прошиты и пронумерованы.

Кроме этого, в силу п. 2.2.1 Порядка обучения по охране труда, утвержденного Постановлением N 1/29, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. При этом порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем.

Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Наиболее частыми нарушениями при обучении работников в области охраны труда считаются:

Отсутствие журналов проведения инструктажей;

Отсутствие разработанных и утвержденных программ инструктажей;

Несоздание комиссий по проверке знаний требований охраны труда;

Непроведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим.

Инспекторы ГИТ довольно часто штрафуют работодателей за необучение сотрудников охране труда (Решения Московского городского суда от 16.02.2015 по делу N 7-1248/15, от 28.10.2014 по делу N 7-4430/2014, Апелляционное определение Мурманского областного суда от 26.11.2014 N 33-3725 и пр.).

Отсутствие инструкций по охране труда

Повторим, что для создания системы охраны труда в организации работодателю придется разработать и ввести в действие не один и даже не два документа, а целый пакет из локальных нормативных актов, приказов, инструкций и пр.

К наиболее важным документам относится инструкция по охране труда. Требования о разработке данного документа содержатся в ст. 212 ТК РФ.

К сведению. Инструкция разрабатывается и утверждается с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

Минтруд в 2004 г. утвердил несколько Методических рекомендаций по разработке инструкций по охране труда для работников. Основные утверждены 13.05.2004, для работников, занятых бытовым обслуживанием населения, - 18.05.2004, мебельного производства - 11.05.2004.

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы. Работодатель обязан следить за ее актуальностью и пересматривать инструкции не реже раза в пять лет. Причем если в течение срока действия такой инструкции условия труда работника не изменились, то ее действие может быть продлено на следующий срок.

Действующие инструкции по охране труда для работников структурного подразделения организации, перечень этих инструкций хранятся у руководителя подразделения.

Примечание. Необходимо завести журналы учета инструкций по охране труда и учета выдачи инструкций.

Инструкции по охране труда для работников могут быть выданы им на руки для изучения при первичном инструктаже или вывешены на рабочих местах или участках. Или же они хранятся в ином месте, доступном для работников.

Непроведение специальной оценки условий труда

На основании Закона N 426-ФЗ специальной оценкой условий труда является единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3). Итоги спецоценки применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом.

Примечание. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Спецоценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, кто трудится у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

Коротко опишем порядок осуществления спецоценки. Она проводится совместно работодателем и организацией, соответствующей требованиям, установленным ст. 19 Закона N 426-ФЗ, не реже чем один раз в пять лет (ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Для организации и проведения такой оценки работодатель образует комиссию по ее проведению (число членов комиссии должно быть нечетным), а также утверждает график ее проведения. Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом.

По результатам спецоценки организация, ее проводящая, составляет отчет, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению утверждены Приказом N 33н.

Примечание. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом N 33н.

Отметим, что работодатель обязан ознакомить сотрудников с результатами спецоценки на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета.

Вопрос: В какие сроки необходимо провести спецоценку, если работодатель провел аттестацию рабочих мест по условиям труда в сентябре 2012 г.?

Согласно ст. 27 Закона N 426-ФЗ, если до дня вступления в силу данного Закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ:

Ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

Получения работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями требований Закона N 426-ФЗ;

Изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

Изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;

Произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве или выявленного профессионального заболевания, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

Наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Таким образом, если работодатель провел аттестацию рабочих мест по условиям труда в сентябре 2012 г. и с 01.01.2014 у него не возникло обстоятельств, названных выше, специальную оценку он может провести через пять лет после окончания аттестации, то есть в октябре 2017 г.

Можно ли воспользоваться пятилетней отсрочкой работодателям, которые не проводили аттестацию рабочих мест? Нет, такие работодатели обязаны провести специальную оценку как можно скорее.

Действительно, некоторые работодатели, прочитав ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ, сделали вывод, что если в их организации нет рабочих мест, названных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ (рабочих мест, на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; рабочих мест лиц, профессии, должности, специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и пр.), то специальная оценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

Однако такой вывод противоречит Закону N 426-ФЗ. Если аттестация рабочих мест проведена не была, то пятилетний срок, на который может быть отложена спецоценка, а также срок, предусмотренный ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ, применению не подлежат. Такое мнение поддерживают и суды (Апелляционные определения Московского городского суда от 26.02.2015 по делу N 33-5865/15, Челябинского областного суда от 26.02.2015 по делу N 11-2249/2015 и пр.).

Необеспечение средствами защиты

Статья 221 ТК РФ обязывает работодателя за счет своих средств обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Правила выдачи средств индивидуальной защиты и пользования ими, а также ответственность и организация контроля за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н.

К сведению. Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и на основании результатов спецоценки условий труда.

Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ. Для этого заводится личная карточка учета выдачи СИЗ (форма приведена в Приказе Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н).

Кроме личных карточек, подтверждением выполнения обязанности по обеспечению работников СИЗ будут договоры на покупку последних, ремонт, стирку, сушку и сертификаты соответствия на СИЗ.

Непроведение медицинских осмотров

Лица, занятые на работах с вредными или опасными условиями труда (в том числе подземных), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих сотрудников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Таково требование ст. 213 ТК РФ. Причем осмотры осуществляются за счет работодателя. Однако не все организации готовы оплачивать медосмотры, что чревато мерами административной ответственности.

Перечни вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения таких осмотров (обследований) утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

К сведению. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к ней) сотрудника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование (ст. 76 ТК РФ).

Также работодатель обязан организовать для работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источником повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), для работающих в условиях повышенной опасности обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695. В связи с наличием такой обязанности рекомендуем работодателю вести журнал учета прохождения работниками медосмотров. Конечно, требования об этом журнале в законодательстве нет, но исходя из смысла ст. ст. 69, 213 ТК РФ его нужно вести для отслеживания и учета прохождения работниками медицинских осмотров - как при приеме на работу, так и периодических. В этом журнале фиксируются основание для направления работника на медицинский осмотр, фамилия, имя, отчество работника, структурное подразделение, в котором он работает, должность, а также дата прохождения осмотра.

(Окончание следует)

В.П.Кузнецова

"Отдел кадров коммерческой организации", 2015, N 6

1. ОТСУТСТВИЕ ОБУЧЕНИЯ, ИНСТРУКТИРОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
1) Работодатели инструктируют только работников производственных подразделений, в то время как вводный инструктаж по охране труда распространяется на всех сотрудников.
Из практики проверок
ГИТ провела плановую проверку в ОАО «С…» (рыбопромысловое предприятие) и обнаружила многочисленные нарушения законодательства об охране труда. Например, работодатель допускал к исполнению трудовых обязанностей на борту судна без проведения вводного инструктажа матросов, механиков, старших мастеров добычи и даже старшего помощника капитана (нарушение требований ч. второй ст. 212 ТК РФ). Специалистов, обслуживающих судовые механизмы и оборудование (лебедчиков, сигнальщиков), не обучали правилам охраны труда и не проверяли их знания.
По итогам проверки работодателю выдали обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений трудового законодательства. Общество оштрафовали по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
2) Отсутствует Журнал регистрации вводного инструктажа.
3) Нет программ первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте для конкретных профессий или видов работ.
Из практики проверок
ГИТ проверила общество с ограниченной ответственностью «А…» на предмет соблюдения требований законодательства об охране труда. Нарушений оказалось много. В частности, в организации отсутствовали такие обязательные документы, как:
журнал вводного инструктажа (нарушение п. 7.1.5 ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда»);
программа проведения вводного инструктажа (нарушение п. 7.1.4 ГОСТ 12.0.004-90);
приказ (распоряжение) о назначении ответственного за проведение вводного инструктажа (нарушение п. 7.1.2 ГОСТ 12.0.004-90).
По результатам проверки инспекторы выдали работодателю предписание устранить выявленные нарушения, а директора общества оштрафовали.
4) Не ведется Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.
Из практики проверок
В ходе проверки ООО «А…» выяснилось, что в организации не ведется журнал инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.9 ГОСТ 12.0.004-90), отсутствует программа проведения инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.2.2 ГОСТ 12.0.004-90), а также перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.2.1 ГОСТ 12.0.004-90).
Совет
Проконтролируйте, чтобы все сотрудники, прошедшие инструктаж, поставили свои подписи в соответствующем журнале, иначе у вас не будет возможности доказать, что проинструктированный сотрудник нарушил правила, осознавая последствия.
5) Работников допускают к работе без обучения и проверки знаний по охране труда и стажировки на рабочих местах.
Из практики проверок
ГИТ проверила ООО «З…» и выявила, что работодатель не обучал сотрудников безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, не проводил инструктажи по охране труда, стажировки и проверки теоретических знаний и практических навыков (нарушение требований ч. второй ст. 212 и ст. 225 ТК РФ).
6) Отсутствует перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте
Из практики проверок
Инспекторы ГИТ обнаружили нарушения законодательства по охране труда при проверке Муниципального учреждения здравоохранения (больница). В частности, в организации отсутствовал перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.2.1 ГОСТ 12.0.004-90). Имеющийся журнал учета и регистрации несчастных случаев не соответствовал форме, установленной приложением № 1 к Положению об особенностях расследования несчастных случаев на производстве
7) Работодатель проводит только целевой инструктаж работников при необходимости их полного обучения правилам охраны труда.
Из практики проверок
В начале августа 2010 года в ООО «М…» поступил на работу новый плотник, а через две недели ему поручили разовую работу – погрузку на автомашину плит весом более тонны. Обучение по охране труда при погрузочных работах работодатель ограничил целевым инструктажем. Однако Межотраслевые правила по охране труда в таких случаях требуют допускать к погрузочным работам обученных работников, имеющих соответствующее удостоверение. В месте осуществления таких работ должен присутствовать старший сотрудник, назначенный приказом работодателя. Общество нарушило требования складирования стройматериалов, что не обеспечило их устойчивость при хранении. В результате одна из плит, стоявшая на ребре, при попытке плотника отогнуть металлическую петлю потеряла устойчивость и упала на работника.
Несчастный случай расследовала областная комиссия, которая установила, что причиной травмы стало небрежное отношение руководства общества к требованиям охраны труда со стороны. Работодатель не установил способы погрузки и перемещения груза, не определил меры страховки и защитные ограждения на границах опасных зон, не осуществлял контроль за охраной труда при погрузке. Материалы расследования несчастного случая на производстве комиссия направила в прокуратуру для возбуждения уголовного дела в отношении руководителя ООО «М…» (по ч. 1 ст. 143 УК РФ «Нарушение правил охраны труда»).
8) Работодатель пропускает сроки проведения повторного инструктажа.
Из практики проверок
ГИТ проверила индивидуального предпринимателя «Т…» и выявила, что он не проводил с водителями повторный инструктаж, не включал в рабочее время водителей время проведения медицинского осмотра перед выездом в рейс и не организовал аттестацию рабочих мест по условиям труда. Предпринимателю выдали предписание устранить нарушения.
9) Нет приказов, регламентирующих мероприятия по обучению и проверке охраны труда.
10) Нет инструкций по охране труда.
Из практики проверок
Проверка ГИТ в ООО «А…» показала, что работодатель не издал приказ (распоряжение) о возложении функций специалиста по охране труда в организации (нарушение ст. 217 ТК РФ), а также не разработал и не утвердил инструкции по охране труда для работников.
11) Руководители и специалисты не проходят проверку знаний по охране труда.
Из практики проверок
В ООО «А…» при проверке выяснилось, что руководитель и специалисты общества не прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда (нарушение ст. 225 ТК РФ).
12) Не созданы специальные комиссии по проверке знаний охраны труда.
Из практики проверок
Проверка МУП (больница), в частности, показала, что руководитель предприятия не прошел обучение по охране труда и проверку знаний в части требований охраны труда (нарушение ст. 225 ТК РФ). Руководитель также не обеспечил работникам стажировку на рабочем месте, не проверял, знают ли они требования охраны труда, а также безопасные методы и приемы выполнения работ (нарушение требований ст. 225, ч. второй ст. 212 ТК РФ). Выяснилось, что в больнице отсутствует и перечень работ и профессий, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда (нарушение п. 4.2 ГОСТ 12.0.004-90).
Согласно ст. 225 и 76 ТК РФ:
Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение и проверку знания требований охраны труда.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Если в ходе проверки выясняется, что работник не прошел обучение и проверку в области охраны труда, и был допущен работодателем к исполнению своих должностных обязанностей, тогда:
 Работник отстраняется от работы уже по требованию (предписанию) государственного инспектора труда;
 Решается вопрос о привлечении работодателя к административной ответственности;
 Если работник был допущен к работе с ведома работодателя на него накладывается штраф за административное правонарушение по ст. 5.27 “Нарушение законодательства о труде и охране труда” Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
 Дисквалификации работодателя случае повторного нарушения.
Если в результате проверки инспектор указал в предписании, что работник не прошел обучение в области охраны труда, то:
1. Указанные в нем руководители и специалисты должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда
2. Отчитаться государственному инспектору труда, проводившему проверку, о выполнении предписания, то есть отправить в ГИТ заверенные копии соответствующих удостоверений
Тогда такое предписание будет считаться исполненным.
2. ОТСУТСТВИЕ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ (СИЗ)
Работодатель обязан не просто выдать СИЗ, но и научить их применять, а так же контролировать, чтобы:
Приобретаемые СИЗ имели сертификаты соответствия требованиям охраны труда;
Был организован надлежащий учет и контроль выдачи работникам СИЗ;
Соблюдался установленный порядок их хранения;
Проводился инструктаж работников по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности СИЗ;
Производилась своевременная замена СИЗ в случаях их порчи до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника, их стирка, чистка и ремонт.
Пример
В летний период работница ООО “Тополь” решила сама произвести стирку своей спецодежды, а в это время поработать у станка в своей блузке. В результате руку работницы затянуло в станок, женщина получила разорванную рану подмышечной области. В данном случае работница самовольно приняла решение произвести стирку спецодежды, несмотря на закрепленную ст. 221 ТК РФ обязанность работодателя за счет своих средств обеспечивать хранение, стирку, сушку, ремонт и замену спецодежды.
В свою очередь, работодатель не проконтролировал применение спецодежды работником. Нарушения требований охраны труда с обеих сторон привели к тяжелым последствиям.
3. ОТСУТСТВИЕ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ИЛИ НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
Чаще всего работодатели игнорируют требования по проведению аттестации рабочих мест, установленные ст. 209–212 ТК РФ. Нарушения, касающиеся вопроса аттестации рабочих мест, в общем можно разделить на две группы.
1. АРМ не была проведена. Как следствие, не выявлены, например, имеющие место вредные факторы
2. АРМ была проведена, но ее результаты не доводились до сведения работников и не учитывались работодателями при реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда и решении вопросов предоставления работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций за условия труда.
Пример
По результатам проведенной 21.11.2011 проверки в ООО «Мост» ГИТ установила, что в компании не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда; оформление журнала регистрации вводного инструктажа не соответствовало требованиям ГОСТа 12.0.004-90; в контингент лиц, подлежащих обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам, не включены сотрудники офиса, работающие с ПЭВМ. Выдано предписание об устранении допущенных нарушений трудового законодательства; виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в виде штраф.
4. НАРУШЕНИЕ В ПОРЯДКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
К таким нарушениям относятся:
Неизвещение или не своевременное информирование о происшедшем несчастном случае государственных органов (может быть рассмотрено как сокрытие работодателем страхового случая, что, в свою очередь, является составом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.34 КоАП РФ);
Несоблюдение работодателями установленных сроков расследования несчастных случаев на производстве (ст. 229.1 ТК РФ).
Несоздание комиссий по расследованию обстоятельств и причин несчастного случая на производстве с легким исходом;
Несоблюдение установленного порядка направления извещений о происшедших групповых несчастных случаях, тяжелых несчастных случаях, несчастных случаях со смертельным исходом в органы и организации, указанные в ст. 228.1 ТК РФ.
Неполнота оформления установленных форм по проведению расследований несчастных случаев на производстве с легким исходом (протоколы опроса пострадавшего, должностных лиц; протоколы осмотра мест несчастных случаев; документы, подтверждающие обучение и инструктирование работников по охране труда и безопасным методам выполнения работ по профессии или виду работ; документы, подтверждающие выдачу работнику СИЗ);
Отсутствие в актах по форме Н-1 записи об ознакомлении с ними работников и вручении копий на руки.
Нередко подобные нарушения выявляются, только когда речь заходит о возбуждении уголовного дела по случаю смерти работника. Отличается и сумма штрафа от обычно применяемой по ст. 5.27 КоАП РФ.
Пример
Проверкой в ООО «РСУ Приморского района» был установлен факт несчастного случая на производстве со смертельным исходом, произошедшего в феврале 2011 г. с гражданином Республики Украина. Несчастный случай не был расследован работодателем. По итогам проверки помощником прокуратуры направлены материалы в Приморский районный суд о приостановлении деятельности Общества. ГИТ выдала работодателю предписание, обязывающее его провести расследование в установленном порядке. ОАО «РСУ Приморского района» было признано виновным в совершении административного правонарушения и оштрафовано на 50 000 руб. Кроме того, было установлено наличие трудовых отношений с иностранным работником, у которого не было должным образом оформлено разрешение на работу. Материалы направлены в УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для привлечения работодателя к административной ответственности еще и за это нарушение.
Каким образом ГИТ может выявить сокрытые работодателями несчастные случаи на производстве? Для этого должностными лицами государственных инспекций труда используются разные методы и формы работы:
Проведение тематических проверок организаций по вопросам соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
Проведение целевых проверок по обращениям граждан, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, и (или) родственников погибших;
Сверка учетных данных медицинских организаций (в том числе в органах судебно-медицинской экспертизы) с целью выявления информации о травмированных (погибших) работниках;
Сверка оперативных данных о пострадавших от несчастных случаев на производстве с региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации;
Сверка данных о несчастных случаях на производстве с правоохранительными органами, включая органы прокуратуры;
Мониторинг средств массовой информации.

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.