Открытие оп в году. Регистрация обособленного подразделения. Регистрация обособленных подразделений ООО в налоговой инспекции

Предприятия, осуществляющие свою деятельность на территории РФ, в отличие от предпринимателей, могут открывать структурные единицы (подразделения) в любом регионе. Последним для ведения бизнеса это не нужно, они, будучи зарегистрированы по месту жительства или ведения бизнеса, имеют право им заниматься в любой точке страны.

В зависимости от функций, которые ООО желает возложить на обособленное подразделение (ОП), оно может быть зарегистрировано как филиал или представительство. В другом случае, если возникает потребность создать структурную единицу, полностью идентичную главному офису, для выполнения рабочих обязанностей сотрудниками, можно открыть обычное ОП. Между тремя видами ОП существует значительная разница.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В любом случае подразделение обозначает офис (цех, склад и др.) – объект, где могут трудиться сотрудники, выполняя профессиональные обязанности и задачи, поставленные перед ними основным предприятием. У подразделения должен быть другой юридический адрес, т. е. оно считается территориально удаленным от главного офиса.

Несмотря на то что Гражданский кодекс под другим адресом для ОП подразумевает территорию, подчиняющуюся иному муниципальному образованию, для целей налогообложения достаточно, чтобы это было просто место с другим почтовым адресом.

Налоговый кодекс считает подразделением любую структурную единицу, которая работает под управлением главного офиса, независимо от того, находится она на выделенном балансе или нет. Второй важной особенностью любого подразделения является наличие стационарных рабочих мест, которые смогут функционировать в течение более 1 месяца.

Вопрос, как открыть обособленное подразделение ООО, напрямую связан с организацией рабочего процесса, а значит приемом на работу сотрудников и заключением трудовых договоров. Причем сотрудник(и) должен постоянно находиться на рабочем месте, а не приходить туда время от времени. Другим важным аспектом открытия ОП является проведение регистрации во внутренних документах предприятия, в налоговой и Фондах.

Что это такое

Под обособленным подразделением следует понимать любое отделение, принадлежащее предприятию и открытое им, которое территориально от него удалено и обязательно оборудовано рабочими местами, где сотрудники могут выполнять обязанности в течение всего рабочего дня. Фактически открыть подразделение можно и с одним стационарным рабочим местом.

Подразделение нельзя считать отдельным юридическим лицом, оно не подлежит госрегистрации, но по месту расположения структурная единица ставится в обязательном порядке на учет в налоговой, разница в том, каким образом происходит регистрация. Если для открытия филиала или представительства необходимо пройти полную регистрацию, с внесением записей в ЕГРЮЛ, то поставить на учет обычное ОП можно путем подачи уведомления.

На практике может оказаться, что ООО для ведения бизнеса нуждается в удаленно расположенном, например, складе. Но это не обозначает, что у предприятия получится его открыть, как ОП, если в нем не будут постоянно находиться сотрудники. Любое из ОП должно отображать деятельность компании.

Если филиал или представительство наделяются правом исполнять те же функции полностью или частично, что и основное предприятие, то обычное ОП является только комплексом рабочих мест (КРМ).

Первые два вида ОП могут вести деятельность самостоятельно, иметь свой бухучет и расчетный счет, нанимать сотрудников и др., КРМ только выполняет обязанности, не имея возможности заниматься учетом, принимать решения.

Зачем необходимо

Общество с ограниченной ответственностью представляет собой предприятие малого бизнеса. Как правило, учредители регистрируют его по адресу проживания нанятого директора либо арендованного помещения. Изначально вполне достаточно вести дела 2–3 нанятым сотрудникам во главе с директором, который является, чаще всего, одним из учредителей или единственным.

С расширением бизнеса возникает необходимость, например, в:

  • открытии магазина или торговой точки в другом городе;
  • создании производственного цеха по месту реализации продукции без дополнительных затрат на транспортировку;
  • организации большого оптового склада, откуда можно будет поставлять товары в близлежащий регион;
  • офиса для распространения рекламной продукции и привлечения клиентов;
  • другое.

Целью открытия ОП одного или нескольких является расширение бизнеса и получение прибыли. Главная особенность любого ОП – это прямая зависимость от основного предприятия, которое возлагает обязанность на сотрудников и руководителя исполнять поставленные перед ними задачи.

Для управления филиалом или представительством нанимается отдельное лицо – руководитель (директор), руководство КРМ осуществляется из главного офиса. По месту расположения руководитель получает право принимать решения, делать все, чтобы бизнес развивался. Если в дальнейшем по результатам деятельности потребуется закрыть ОП, то его всегда можно открыть в другом месте.

Как открыть обособленное подразделение ООО, подходящее под УСН

В НК, в ст. 346.12 сказано, что предприятие, которое откроет структурную единицу, функционирующую как филиал или представительство, теряет возможность находиться на УСН. Из этого следует, что использовать льготный режим налогообложения ООО сможет, если только откроет один или несколько КРМ.

Особенностью простого ОП является то, что оно полностью управляемо главным офисом предприятия, для ведения учета передает туда документы, не имеет руководителя, не нанимает сотрудников, не формирует и не сдает отчетность, поэтому его не следует регистрировать в бюджетных и внебюджетных фондах. Простое ОП находится на УСН, если на этой системе работает само предприятие.

Если ООО зарегистрирует филиал или представительство, то может дать возможность отделению самостоятельно заниматься ведением учета, а значит, начислять зарплату, формировать отчетность. Но ОП не может для себя выбрать любую СН, кроме той, на которой находится само предприятие. Например, ООО работает на общей СН, значит, и его филиал тоже.

В трех кодексах РФ законодатель утверждает, что:

  • Обособленным является отделение, которое территориально удалено от места регистрации ООО и оборудовано стационарными рабочими местами (НК, ст. 11). Хотя фактически ООО может располагаться не по месту регистрации, т. е. юридическому адресу, а снимать офис.
  • Обособленное подразделение может быть филиалом, представительством ООО (ГК, ст. 55) или иным подразделением.
  • Трудовые договоры или коллективный с сотрудниками заключаются ООО для организации работы по месту расположения его ОП (ТК, ст. 40). Сначала предприятие нанимает работников и только при их наличии организовывает стационарные рабочие места.

При открытии ОП необходимо руководствоваться положением о том, что его нельзя регистрировать как филиал или представительство, если сегодня или завтра предприятие примет решение перейти на УСН. Но необходимо учитывать, что возможность открытия подразделений не влияет на выбор СН.

В устав любого ООО или иного предприятия вносится формулировка о том, что юрлицо на основании закона имеет право это делать. Наличие тех или иных структурных единиц влияет на выбор СН.

Процесс открытия и регистрации ОП отличается:

  1. Решение об открытии филиала (представительства) принимается на общем собрании советом учредителей, запись вносится в устав, на этом основании можно подавать заявление на регистрацию в налоговую. Отдельно назначается директор филиала (представительства), дальнейшие вопросы по работе ОП решаются на основании его приказов. Действует руководитель на основании доверенности. Деятельность такого ОП осуществляется на основании Положения о работе, которое должно быть разработано, запись о его наличии также вносится в устав.
  2. Как открыть обособленное подразделение ООО, которое представляет собой КРМ? Решение об открытии простого ОП (КРМ) принимает нанятый директор ООО, отделение открывается на основании его приказа, информация в устав не вносится. Отделение должно функционировать на основании внутренних нормативных актов предприятия, в них достаточно внести информацию о том, что предприятие имеет разветвленную сеть, отдельно Положение о работе КРМ не разрабатывается. Для регистрации в налоговой ОП по месту его расположения, основному предприятию достаточно отправить уведомление. Сведения об открытии простого ОП не вносятся в устав.

Бланк формы P13001:

Прочие формальности процедуры

Ответственное лицо, учредитель или директор, должен изучить признаки ОП и убедиться в том, что открывает именно такое отделение, работа которого удовлетворит требованиям компании. В обязательном порядке регистрация филиала (представительства) происходит в момент открытия в течение 5 дней с даты, как будет принято решение и изменения внесены в устав.

Уведомление об открытии комплекса РМ можно отправить в течение 30 дней с даты, как он заработает. ООО может параллельно открыть разные отделения, например, одни будут филиалами (представительствами), а другие простыми ОП.

Существующие виды

Независимо от факта открытия ОП, имущество, которое ООО передаст по месту его расположения, принадлежит ему, потому что находится на его балансе в качестве ОС и других материальных ценностей. В дальнейшем филиалу (представительству) можно будет, находясь на выделенном балансе, приобрести свое имущество, что не может сделать простое ОП.

В зависимости от функций, которые по закону разрешается возложить на отделение, оно может быть:

Важные этапы и пункты

Помимо функций, которые можно возложить на ОП, предприятие должно понимать, что не всякие задачи могут быть реализованы через то или иное отделение. Например, разрешение заниматься бизнесом получает только филиал. Как и основное предприятие, он может получать лицензии на осуществление различных видов деятельности в 2019 году.

Если деятельность представительства подлежит лицензированию, то она не может быть связана с бизнесом. КРМ не может иметь лицензий и заниматься бизнесом, но его деятельность осуществляется только в рамках трудовых отношений через сотрудников.

Филиалы и представительства могут вести свою деятельность в том месте (населенном пункте, регионе), где расположены. Простые ОП осуществляют деятельность только на территории (в офисе, цехе, складе, др. помещении), где находятся рабочие места.

В любом случае для открытия ОП потребуется найти помещение, чтобы взять его в аренду или приобрести, вторая процедура более длительна и имеет большую стоимость. После решения вопроса с помещением на его базе необходимо организовать как минимум 1 рабочее место, которое будет пригодно для осуществления видов деятельности, предусмотренных для предприятия его уставом.

Предварительно следует нанять сотрудников по месту расположения будущего отделения или командировать туда для работы имеющихся. С каждым новым сотрудником придется заключить , для работников ООО оформить перевод на другую должность и в другой регион.

Также необходимо решить важный вопрос для филиала (представительства) с ведением бухгалтерии и наличием . В этом случае следует учесть, что в течение месяца необходимо зарегистрироваться в ПФ и в других. Постановка в Фондах простого ОП не осуществляется.

Подача заявления

Заявление о постановке на учет ОП (филиала или представительства) подается по месту регистрации ООО.

Вместе с ним подаются и другие документы, которые предварительно заверяются у нотариуса:

  • протокол собрания учредителей (участников, совета директоров);
  • разработанное Положение о работе ОП;
  • устав ООО с внесенными изменениями;
  • доверенность на имя руководителя открываемого отделения.

Заявление оформляется на унифицированном бланке С-09-3-1, он разработан и утвержден ФНС. Он состоит из титульного листа, куда вносится информация об основном предприятии, и листа для открываемого отделения.

Последних листов необходимо заполнить столько, сколько одновременно открывается ОП. Подать документ может директор ООО или представитель, в этом случае на него оформляется доверенность. Еще что нужно для оформления заявления?

Внести:

Сведения об ООО на странице с кодом «0001»
  • код НС, где предприятие зарегистрировано;
  • название согласно уставу;
  • количество открываемых ОП;
  • причину создания отделения (код «1»);
  • количество оформляемых листов (для одного ОП – «2»);
  • количество листов приложений (к ним относится доверенность);
  • сведения о заявителе, если это директор, то код будет «3», для представителя – «4»;
  • данные о заявителе (Ф. И. О, ИНН, телефон, данные по паспорту или доверенности).
Сведения об ОП на странице с кодом «0002»
  • КПП и ИНН основного предприятия;
  • наименование отделения;
  • место расположения (почтовый адрес);
  • дату создания (она отображается в решении учредителей);
  • данные о назначенном руководителе.

Заявление заверяется подписью заявителя и печатью, если она есть.

Алгоритм регистрации

Для создания ОП любого типа можно воспользоваться простым алгоритмом действий:

  1. Оформить решение собрания учредителей и занести запись в протокол, на основании последнего в устав. В другом случае при открытии КРМ генеральному директору ООО издать приказ.
  2. Заключить с владельцем помещения договор аренды с целью размещения там ОП, если нет возможности приобрести собственность.
  3. Принять на работу сотрудников и заключить с ними трудовые договоры, но не гражданско-правовые или на выполнение работ. Если предполагается, что ОП будет работать 2–3 месяца, и потребности в новых сотрудниках нет, то приказом руководителя ООО оформить перевод на определенный срок работников по месту расположения отделения.
  4. Оборудовать стационарные рабочие места для нанятых работников.
  5. Назначить руководителя филиала (представительства) решением учредителей с правом подписи всех документов. Когда открывается простое ОП, то достаточно возложить ответственность за его работу на ответственного сотрудника, который трудится на базе главного офиса.
  6. Разработать для филиала (представительства) отдельное Положение о работе. В отношении КРМ внести корректировки во внутренний распорядок ООО.
  7. Подать в налоговую документы для постановки на учет или направить уведомление об открытии ОП.
  8. Принять решение об открытии расчетного счета и ведении бухучета. При необходимости зарегистрировать отделение во всех Фондах по месту расположения, что происходит после открытия счета.
  9. Получить уведомление из налоговой о том, что отделение зарегистрировано.

Пошаговая инструкция для лица, которое будет заниматься организационными вопросами, довольно проста, намного важнее принять правильное решение при выборе типа отделения.

Постановка на налоговый учёт

Налоговая обязана зарегистрировать новое ОП в течение 5 дней с момента, как будут поданы документы в территориальное отделение по месту расположения главного офиса, т. е. месту регистрации ООО. На основании документов заявителя в и в базу данных будут внесены новые сведения.

В ответ налоговая пришлет предприятию уведомление, через заявителя можно будет забрать заверенный устав, выписку из ЕГРЮЛ, уведомление. Регистрация ОП происходит по месту его нахождения, несмотря на то что документы подаются в территориальное отделение НС. Для постановки на учет любого ОП сведения из ЕГРЮЛ отсылаются в НС по месту, где отделение расположено.

Вопрос с простым ОП решается намного проще, требуется только уведомить налоговую о его открытии, не предоставляя никаких документов. Когда КРМ открывается на территории, которая подведомственна тому же отделению НС, что и предприятие, то ставить простое ОП на учет не нужно.

Каждому новому ОП в обязательном порядке будет присвоен отдельный код. Если предприятие открывает сразу несколько ОП, которые должны относиться к разным территориальным отделениям НС, но находятся в пределах одного муниципального образования, то разрешается выбрать одно из отделений для постановки на учет.

При ведении отдельного баланса ОП отчетность будет сдавать по месту своей регистрации (расположения). В дальнейшем, когда потребуется внести какие-либо изменения в работу ОП, необходимо будет в течение 3 дней уведомлять об этом налоговую по месту, где стоит на учете основное предприятие.

Для постановки на учет в ПФ и других после открытия расчетного счета требуется в фонды по месту расположения открытого ОП в течение месяца подать заявления и сведения о том, что:

  • ООО также зарегистрировано в ПФ и других;
  • отделение поставлено на учет в налоговой;
  • открыт расчетный счет;
  • другие.

Закон про другие города

Если местом расположения нового ОП является другой город, процедура регистрации будет той же. Получив от ООО пакет документов о постановке на учет отделения, территориальное отделение НС на следующий день обязано поставить об этом в известность НС по месту расположения ОП, отослав информацию в электронном виде.

В течение 5 дней отделение будет поставлено на учет, а ООО получит уведомление заказным письмом.

Принципиальные отличия

Каждое по отдельности ОП может быть участником гражданских, налоговых и трудовых отношений в рамках, возложенных на него полномочий. Быть самостоятельно организованной правовой структурой оно не может потому, что напрямую зависит от ООО, его открывшего.

Правовые возможности простого ОП очень ограничены, но при его открытии предприятие получает возможность находиться на УСН. Филиал (представительство) может даже представлять интересы ООО в суде, но на это потребуется доверенность на руководителя выступать истцом от имени предприятия.

У филиала или представительства есть возможность нанимать сотрудников, КРМ этого делать не может. К налоговой ответственности ни одно из ОП не может быть привлечено самостоятельно без главного предприятия.

Учет деятельности простого ОП ведется только ООО, для этого в главный офис передаются все первичные документы. Филиалу или представительству можно вести учет, начислять зарплату, налоги и взносы, производить платежи, сдавать отчетность и др. – самостоятельно.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Бизнес, цель создания которого – максимальное получение прибыли, естественно, будет со временем расширяться. Это обязательное условие его роста и развития, а также метод увеличения дохода, который от него получат учредители ООО. Появление обособленных подразделений может стать нуждой компании как в начале ее функционирования, так и гораздо позже. При этом подразделение в обязательном порядке должно пройти акт государственной регистрации. Для того чтобы правильно и эффективно это сделать, необходимо рассмотреть порядок создания обособленного подразделения ООО 2019 года.

Не стоит путать с филиалом

В работе больших предприятий есть такое понятие, как филиал компании. Появление филиалов также сопровождает рост и развитие бизнеса, но имеет весомые отличия от обособленного подразделения за счет полномочий, которыми он наделен.

Второе название филиала — это представительство компании, по названию можно определить его главное назначение – представление юридического лица, а также его интересов отдельно от главного офиса. Филиал подчиняется главному офису, он является его частью, но тем не менее функционирует самостоятельно, а также имеет собственные управляющие органы и имущественные владения.

Регистрация филиала, как и обособленного подразделения, должна состояться на государственном уровне, так как деятельность каждого предпринимательского объекта контролируется государством. Пошаговая инструкция регистрации филиала ООО будет непросто, потому что кроме подачи информации по нему следует внести изменения в устав компании и провести его перерегистрацию, что значительно сложнее, нежели в случае с обособленным подразделением, которое такого подхода от учредителей фирмы не требует.

Становление на налоговый учет

Работа каждого ОП обязательно подлежит налоговому контролю, а для этого подразделение должно быть своевременно зарегистрировано в налоговой структуре по месту нахождения. Руководство ООО для этой цели может зарегистрировать подразделение в налоговом органе по месту работы юридического лица, сами же налоговики передают информацию по месту территориальной принадлежности обособленной структуры, что говорит о разном контроле юридического лица и его подразделений.

Стоит указать, что нарушение порядка постановки на учет подразделений фирмы обязательно повлечет за собой наложение штрафов. Оштрафовано будет само юридическое лицо, во-первых, за просрочку регистрации, во-вторых, за работу подразделения без регистрации, а также уполномоченное лицо, которое было обязано уведомить налоговиков об открытии подразделения, но этого не сделало. Вся сумма штрафов при этом минимально будет составлять 42 тыс. рублей.

Стоит отметить, что для этой цели руководству отводится строго оговоренный законодательством срок – один месяц от открытия обособленной структуры. Работающим в законном порядке считается такое подразделение, которое находится по отдельному адресу от самого юридического лица, а также имеет оборудованное место для работы хотя бы одного сотрудника. Именно дата оформления работника в обособленное подразделение будет считаться моментом его открытия.

Как провести регистрацию

Если вы задумались, как открыть обособленное подразделение ООО в 2019 году, то следует соблюсти одно условие – составить заявление о регистрации по определенной форме и в месячный срок передать его в налоговый орган.

Форма заявления С09-3-1 состоит из двух страниц, и заполнить их не составит труда ни для главного бухгалтера, ни для учредителя или ответственного лица. Так, первая страница предназначена для отображения информации по юридическому лицу, а также по заявителю, причины обращения, кода налоговой структуры, в которую передадут заявление и т.д.

На второй странице требуется отобразить данные по самому подразделению, кодами показать деятельность, которой оно будет заниматься, указать руководящее лицо в том случае, если руководитель предусмотрен учредителями и т.д.

Стоит отметить, что если открывается сразу несколько подразделений, то вторую страницу заполняют в таком количестве, сколько структур открывается, а подать заявление можно сразу по всем подразделениям, если открывать их одновременно или хотя бы в течение одного месяца.

Для того чтобы зарегистрировать заявление, уполномоченное лицо может лично обратиться в налоговый орган, отправить его по почте (при этом стоит использовать письмо заказного типа) или в электронном виде через интернет. Электронный вариант обязательно должен быть подтвержден электронной подписью заявителя, поэтому, если такой не имеется, лучше избрать личную подачу документа.

Итак, обособленным подразделением будет называться структура организации, которая, несмотря на свое отдельное нахождение, управляется основным юридическим лицом и создана для целей, им же преследуемых. Данное подразделение должно пройти акт государственной регистрации во избежание финансовых потерь организацией, поскольку штрафы за нарушение порядка регистрации имеют весьма внушительные размеры.

План развития предприятия почти всегда подразумевает создание обособленных подразделений. Таким правом наделены все российские субъекты хозяйственной деятельности. Как открыть обособленное подразделение ООО в 2019 году и что грозит предприятиям за уклонение от постановки на учет, - об этом в материале сайт

Существующее законодательство дает определение и основные признаки обособленного подразделения. Однако в правовых нормах отсутствует алгоритм создания новых структурных единиц. Рассмотрим подробнее документы, регламентирующие их деятельность.

Обособленное подразделение в законодательстве

Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации, обособленным подразделением (далее ОП) организации может считаться любая территориально обособленная от нее структурная единица, в которой имеются стационарные рабочие места. Такими рабочими местами могут считаться лишь те, которые созданы на срок не менее, чем один месяц. Законодательство признает факт существования подразделения вне зависимости от того отражено его создание в учредительных и других документах организации или нет, а также полномочий, которыми оно наделено.

Шаг 5. Заполнить сообщение об открытии обособленного подразделения 2019 в случае создания не филиала или представительства. Этот документ необходимо представить в Налоговую службу в течение одного месяца со дня создания ОП. В течение пяти рабочих дней будет осуществлена постановка на учет, а предприятие получит соответствующее уведомление.

Датой создания ОП считается дата создания стационарных рабочих мест. Для филиалов и представительств такой датой считается день принятия решения об их создании.

Стоит помнить, что помимо указанных выше документов, налоговая служба может попросить предоставить и другие бумаги.

Организация обособленного подразделения

Поскольку Налоговый и Гражданский кодексы предъявляют определенные требования к ОП, руководителю предприятия необходимо помимо регистрации провести некоторые организационные мероприятия:

  • организация стационарных рабочих мест, в том числе аренда или покупка помещения, а также транспортных средств;
  • наделение структурной единицы имуществом основной организации;
  • назначение руководителя ОП, выдача ему доверенности;
  • открытие при необходимости расчетных счетов;
  • подбор и прием на работу сотрудников.

Представленный перечень может быть расширен в зависимости от потребностей предприятия и других факторов, связанных с организацией его нормальной деятельности.

Ответственность за уклонение от постановки на учет

Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ , предусмотрена ответственность за нарушение сроков отправки сообщения об открытии ОП. За такое нарушение полагается штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный вовремя документ. На должностных лиц накладывается штраф в размере от 300 до 500 рублей. В случае ведения деятельности без постановки на налоговый учет, организация обязана будет выплатить штраф в размере 10% от полученных доходов, но не менее 40 000 рублей.

Заканчивается 2018 год, скоро начнется 2019, и может понадобиться прекратить работу филиала или представительства. В том, как это сделать, поможет разобраться пошаговая инструкция закрытия обособленного подразделения в 2019 году.

Перед началом нового года владельцы бизнеса подводят итоги. Анализируют, как работало предприятие, определяют дальнейший план развития. В том числе, решают, насколько эффективно работали филиалы, представительства или иные обособленные подразделения компании . Руководство может прийти к выводу, что продолжать деятельность какого-либо подразделения нерентабельно и его нужно закрыть.

Набор этапов закрытия обособленного подразделения зависит от того, чем оно занималось. Для простых подразделений существует одна процедура, для филиалов и представительств – другая. Мы учли эти тонкости и рассказали о них в пошаговой инструкции закрытия обособленного подразделения в 2018 и 2019 годах. Инструкция поможет правильно завершить его работу.

Перед закрытием обособленного подразделения определите, к какому типу оно относится

Под обособленным подразделением понимают такое отделение компании, которое находится по другому адресу и обладает собственными стационарными рабочими местами (абз. 20 п. 2 ст. 11 ). Обособленные подразделения делят на три типа:

  • представительства;
  • простые обособленные подразделения (сюда относятся офисы, склады и т. п).

Закрытие обособленного подразделения – это его ликвидация. По сути, происходит то же самое, что и при ликвидации компании. Но при этом порядок прекращения работы зависит от того, к какому типу относится подразделение.

Гость, знакомьтесь - !

Как закрыть обособленное подразделение, если это простое подразделение

К простым подразделениям относят офисы компании, склады, палатки для торговли в ТЦ и т. п. Чтобы его закрыть, нужно:

  1. Принять решение, что подразделение закрывают. В законе не сказано, в чьей компетенции этот вопрос. Если в уставе также нет особых оговорок, обычно такое решение принимает директор и утверждает приказом. Также в приказе перечисляют необходимых комплекс мер.
  2. Провести подготовку к прекращению работы – распорядиться имуществом, расформировать штат. Проводят опись активов подразделения и передают имущество основной компании. Если у подразделения были собственные договоры с контрагентами, такие сделки завершают по общим правилам (например, расторгают аренду). Рабочие места ликвидируют, сотрудников переводят на другие должности или увольняют по ч. 4 .
  3. Известить налоговую, что подразделение закрыли. Это делают в течение трех дней после того, как ликвидируют рабочие места. Местная ИФНС снимет подразделение с учета (абз. 3 п. 5 ст. 84 НК РФ).

Учтите требования закона и устава при закрытии обособленного подразделения, если это филиал или представительство

Процедура прекращения работы филиала компании или ее представительства несколько сложнее, чем для простого подразделения. Налоговую извещают не только когда подразделение уже закроют, но и предварительно. Также может понадобиться вносить изменения в устав основной организации.

Есть отличия и в процедуре, которой должны следовать в ООО или АО. Это связано с тем, что отличается правовое регулирование деятельности этих хозяйственных обществ. Нужно выяснить, кто согласно закону и уставу вправе принимать решения о прекращении работы филиала или представительства. Это прежние правила закрытия обособленного подразделения, в 2018 году они не изменились и продолжат действовать в 2019. Рассмотрим подробнее, какие шаги нужно предпринять.

Если в уставе ООО или АО присутствуют сведения о подразделении, работу которого прекратят, то:

  1. Компетентный орган принимает и утверждает решение о ликвидации подразделения. В том же документе должно присутствовать решение о внесении изменений в устав. Перед тем как закрыть обособленное подразделение в налоговой инспекции, подготавливают новую редакцию устава.
  2. В налоговую направляют уведомление, что филиал или представительство прекратит работу. Вместе с заявлением передают актуальную редакцию устава. При закрытии обособленного подразделения сроки подачи заявления составляет три дня с момента принятия решения.
  3. Деятельность подразделения заканчивают. Завершают договоры с его контрагентами, проводят инвентаризацию имущества и передают его основной компании. Расформировывают штат и либо трудоустраивают персонал на другие должности в порядке перевода, либо проводят увольнение.
  4. Налоговую извещают о прекращении работы и регистрируют ликвидацию филиала или представительства.

Если в уставе сведений о подразделении нет, то.

121

С 2017 г. исчисление и уплату страховых взносов будет регулировать Налоговый кодекс РФ, а их администрированием будут заниматься налоговые органы (см. «Финансовая газета» № 39 от 27.10.16 г. «Страховые взносы с 2017 года. О новых правилах исчисления и уплаты»). В связи с этим у организаций, имеющих в своей структуре обособленные подразделения, появятся «свои» особенности регистрации таких подразделений, сдачи отчетности и проверок, о которых мы и поговорим более подробно.

Передача ФНС России полномочий по администрированию страховых взносов существенно обновила положения части первой НК РФ (добавлена глава 34 «Страховые взносы»), и с 1.01.17 г. плательщики страховых взносов наделены теми же правами, что и налогоплательщики, а обеспечение и защита прав плательщиков страховых взносов гарантированы ст. 22 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым в том числе относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Понятие обособленного подразделения

В НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Если созданное организацией подразделение отвечает всем перечисленным признакам, то у налогоплательщика возникает обязанность встать на налоговый учет по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Напомним, что в целях налогового контроля налогоплательщики встают на налоговый учет не только по месту нахождения организации, но и по месту нахождения своих обособленных подразделений, на что указывает п. 1 ст. 83 НК РФ. При этом постановка на учет по месту нахождения его обособленного подразделения налогоплательщика зависит от формы обособленного подразделения. Так, постановка налогоплательщика на учет по месту нахождения филиала или представительства осуществляется налоговым органом автоматически на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 3 ст. 83 НК РФ).

Постановка на налоговый учет налогоплательщика по месту нахождения его обособленного подразделения иной формы осуществляется налоговыми органами на основании сообщения организации, направленного налоговым органом в течение месяца со дня создания ОП. Аналогичные разъяснения по этому поводу дает и Минфин России в письме от 19.02.16 г. № 03-02-07/1/9377, уточняя при этом, что днем создания обособленного подразделения считается дата начала осуществления деятельности организации через ОП. Данную позицию поддерживают и арбитры в постановлении ФАС Уральского округа от 3.12.08 г. № Ф09-9013/08-С2 по делу № А71-4289/08. После получения сообщения сотрудники налоговой инспекции в течение пяти дней должны поставить налогоплательщика на учет по месту нахождения ОП и направить ему соответствующее уведомление.

Заметим, что если налогоплательщик нарушит указанные сроки или вовсе проигнорирует требование о постановке на учет, то юридическое лицо и его должностные лица будут оштрафованы.

В первом случае компания «отделается» штрафом в размере 200 руб., а для руководителя штраф может составить 500 руб., на что указывают положения ст. 126 НК РФ и ст. 15.6 КоАП РФ. Аналогичные разъяснения даны и в письме Минфина России от 17.04.13 г. № 03-02-07/1/12946.

Во втором случае при ведении нелегальной деятельности через ОП размер штрафа может составить уже 40 000 руб., о чем указано в ст. 116 НК РФ.

НК РФ установил не только права плательщиков страховых взносов, но и определил их обязанности.

Согласно п. 3.4 ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны:

уплачивать установленные НК РФ страховые взносы; вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 НК РФ; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты страховых взносов; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета; в течение шести лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов; сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации — плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями; нести иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах.

Следовательно, организация, создавшая ОП, как плательщик страховых взносов обязана сообщать в налоговую инспекцию не о факте его создания, а именно о наделении такой структуры полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.

Обратите внимание! Эта обязанность возникает у плательщика страховых взносов в отношении обособленных подразделений, созданных на российской территории, наделяемых указанными полномочиями после 1.01.17 г., на что прямо указано в п. 2 ст. 5 Закона № 243-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона № 243-ФЗ ПФР и его территориальные органы обязаны до 1.02.17 г. передать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения, в том числе о зарегистрированных в качестве плательщиков страховых взносов обособленных подразделениях российских организаций, которые наделены полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, по состоянию на 1.01.17 г. в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон.

Иными словами, при создании ОП и его регистрации плательщик должен исходить из того, намерен ли он сразу наделить свое ОП полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц или нет. Если ОП не будет самостоятельно начислять выплаты в пользу физических лиц, в том числе своих работников, то достаточно сообщить в налоговый орган только о факте создания ОП, в ином случае следует уведомить именно о создании ОП, наделенного полномочиями по начислению выплат в пользу физических лиц.

Имейте в виду, что невыполнение или ненадлежащее выполнение данного требования НК РФ приведет к тем же штрафам, которые установлены для налогоплательщиков

Регистрация обособленного подразделения в ПФР

Если в настоящее время при создании ОП организация регистрируется в ПФР и ФСС РФ по месту нахождения своего ОП на основании поданного ею заявления, то со следующего года обращаться для этого в ПФР специально будет не нужно. На основании полученного сообщения налоговые органы в порядке информационного обмена передадут эти сведения в ПФР, который в течение трех рабочих дней зарегистрирует такое ОП самостоятельно, что указано в п. 2 ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Регистрация обособленного подразделения в ФСС РФ

Статьей 6 Федерального закона от 24.07.98 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установлено, что регистрация страхователей — юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами счета в банках (иных кредитных организациях) и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, осуществляется в территориальных органах ФСС РФ в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня создания такого обособленного подразделения.

Регистрация обособленных подразделений организаций в территориальных органах ФСС РФ производится в соответствии с Порядком регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей и лиц, приравненных к страхователям, утвержденным приказом Минтруда России от 29.04.16 г. № 202н (далее — Порядок № 202н).

Регистрация юридического лица по месту нахождения их обособленных подразделений осуществляется на основании заявления о регистрации, поданного в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (пп. 6 и 9 Порядка № 202н). Указанное заявление необходимо представить не позднее 30 календарных дней со дня создания обособленного подразделения юридического лица. Форма заявления приведена в приложении № 2 к Административному регламенту ФСС РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей — юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений, утвержденному приказом Минтруда России от 25.10.13 г. № 576н (далее — Регламент № 576н).

При этом юридическому лицу к заявлению необходимо приложить копии документов, подтверждающих наличие счета в банке (иных кредитных организациях) и начисление выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц (п. 10 Порядка № 202н, п.п. «а» п. 14 Регламента № 576н).

Обратите внимание, что заявитель — юридическое лицо для регистрации в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения может по своей инициативе представить в ФСС РФ копии следующих документов (п.п. «а» п. 19 Регламента № 576н):

свидетельства о государственной регистрации юридического лица; свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения; документов, выданных территориальными органами Федеральной службы государственной статистики и подтверждающих виды экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности), осуществляемой юридическим лицом по месту нахождения обособленного подразделения.

Сдача отчетности при наличии обособленного подразделения

Суммы страховых взносов, исчисленные плательщиком страховых взносов, в том числе имеющим ОП, подлежат обязательной уплате. В силу общего правила п. 1 ст. 431 НК РФ уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Иными словами, порядок уплаты налога и адрес сдачи отчетности зависит от того, наделено ли ОП организации полномочиями по начислению выплат в пользу физических лиц или нет.

Если таких полномочий у ОП нет, то уплата налога и отчетность по взносам сдается плательщиком только по месту нахождения самой организации. В ином случае уплата взносов и представление отчетности производится как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения ОП.

При этом сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения ОП, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.

Сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят ОП, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений.

Обратите внимание! Единственное исключение из общего правила уплаты страховых взносов предусмотрено НК РФ только в отношении обособленных подразделений, расположенных за границей. В такой ситуации, даже если ОП самостоятельно исчисляет страховые взносы с выплат, произведенным своим работникам, уплата страховых взносов, а также представление расчетов по ним осуществляется организацией по месту своего нахождения, на что указывает п. 14 ст. 431 НК РФ.

Отчетность по страховым взносам представляет собой специальный расчет, форма которого утверждена приказом ФНС России от 10.10.16 г. № ММВ-7-11/551@ «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме».

В силу п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики страховых взносов представляют указанный расчет в налоговую инспекцию по месту нахождения организации и по месту нахождения ОП, начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в срок не позднее 30-числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

На основании ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год, а отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Следовательно, отчетность по страховым взносам сдается в налоговый орган ежеквартально.

Если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения за предшествующий год у организации не превышает 25 человек, то отчетность по взносам сдается на бумажном носителе.

При превышении указанного предела среднесписочной численности физических лиц расчеты предоставляются налоговым органам исключительно в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи.

Обращаем внимание на то, что расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1.01.17 г., представляются в соответствующие органы ПФР, ФСС РФ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 250-ФЗ.

Обратите внимание! Нарушение указанного срока сдачи отчетности по страховым взносам влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании расчета по страховым взносам, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Особенности проведения проверок плательщиков страховых взносов, имеющих ОП

Поскольку функции по контролю и администрированию страховых взносов будет осуществлять ФНС России, то проверку правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов будут проводить налоговые органы, руководствуясь при этом порядком, установленным НК РФ.

Напомним, что НК РФ предусматривает два вида налоговых проверок — камеральные и выездные. Порядок проведения камеральных проверок установлен ст. 88 НК РФ, и он не предусматривает специальных правил ее проведения при наличии у организации обособленных подразделений.

Следовательно, проводить камеральную проверку плательщика страховых взносов налоговые органы будут в общем порядке.

Единственное исключение закреплено в п. 13 ст. 88 НК РФ. Указанной нормой предусматривается, что камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам, в котором заявлены расходы на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — по ВНиМ), проводится с учетом положений, установленных главой 34 НК РФ.

В свою очередь из п. 8 ст. 431 НК РФ вытекает, что проверки правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством будет проводить ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 29.12.06 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

О результатах проверки ФСС РФ будет сообщать налоговым органам в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения.

Если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ (за вычетом средств, выделенных ФСС РФ страхователю в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование по ВНиМ, то на основании полученного от ФСС РФ подтверждения разница будет засчитываться налоговыми органами в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию по ВНиМ.

Выездные налоговые проверки (далее — ВНП) регламентированы ст. 89 НК РФ, из которой следует, что в общем случае ВНП проводится по месту нахождения организации на основании решения руководителя налоговой инспекции или его заместителя. При этом если у организации имеются ОП, то на основании пп. 2 и 7 ст. 89 НК РФ налоговые органы могут:

в рамках общей ВНП проверить деятельность всех ОП организации (включая деятельность филиалов и представительств); провести самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов или представительств организации.

Однако, если учитывать тот факт, что в рамках самостоятельной проверки филиала и представительства налоговые органы могут проверять только правильность исчисления и своевременность уплаты региональных и (или) местных налогов, то получается, что деятельность ОП плательщика страховых взносов может быть проверена только в рамках общей выездной проверки, которая проводится по месту нахождения плательщика страховых взносов.

По общему правилу выездная проверка организации не может продолжаться более двух месяцев, на что указывает п. 6 ст. 89 НК РФ. Между тем в некоторых случаях ВНП может длиться четыре месяца, а в исключительных случаях — шесть месяцев.

Основания и порядок продления срока проведения выездной проверки приведены в приложении № 4 к приказу ФНС России от 8.05.15 г. № ММВ-7-2/189@.

Применительно к теме нашей статьи основанием для продления сроков ВНП является проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные ОП, составляет не менее 50% от общей суммы налогов, подлежащих уплате организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе ОП составляет не менее 50% от общей стоимости имущества организации; четыре и более ОП — до четырех месяцев; десять и более ОП — до шести месяцев.

Кроме того, при необходимости руководитель налоговой инспекции (его заместитель) на основании п. 9 ст. 89 НК РФ своим решением может приостановить ВНП организации, но не более чем на полгода (а в некоторых случаях — не более чем на девять месяцев).

Таким образом, с учетом всех перечисленных обстоятельств общая продолжительность ВНП организации, имеющей в своем составе ОП, может длиться более года, а именно год и три месяца. При этом срок проведения ВНП исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке, на что указывает п. 8 ст. 89 НК РФ.

На основании п. 3 ст. 89 НК РФ предметом ВНП организации может являться проверка правильности исчисления и своевременности уплаты как по одному налогу, так и по нескольким налогам сразу (комплексная проверка). По общему правилу в рамках ВНП может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.