Малый ракетный катер проекта 22800 каракурт. ВМФ России: «Каракурт» кусает наверняка. Оснащение кораблей станциями радиоэлектронной борьбы

главного конструктора АО "Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз" Дмитрия Цымлякова о программе проектирования и строительства для ВМФ России малых ракетных кораблей проекта 22800 (шифр "Каракурт").

Малый ракетный корабль (МРК) проекта 22800 "Каракурт" стал одним из самых популярных объектов судостроения на форуме "Армия-2018". Макеты корабля, в том числе экспортная версия, красовались на стендах трёх разных верфей, а в рамках деловой программы были заключены контракты на постройку шести новых МРК на Дальнем Востоке. Об истории создания, особенностях и причинах популярности проекта 22800 в интервью Sudostroenie.info рассказал главный конструктор Центрального морского конструкторского бюро "Алмаз" Дмитрий Цымляков.

Головной малый ракетный корабль «Ураган» (заводской номер 251) проекта 22800 (шифр "Каракурт") на полном ходу на пробеге во время заводских ходовых испытаний на Ладожском озере. 2018 год (с) sudostroenie.info

- Дмитрий Евгеньевич, почему было принято решение о создании проекта МРК 22800?

Главной причиной была остановка постройки фрегатов "адмиральской серии" проекта 11356 из-за отказа украинской стороны в поставке ГГТА после известных событий весны 2014 года.

Вторая причина - старение нашего корабельного состава. Проект 22800 пришёл на смену РКА проекта 1241 "Молния" и МРК проекта 1234 "Овод". Последний МРК "Овод" был построен в конце 80-х годов прошлого века.

Поэтому по таким параметрам, как главные размерения, водоизмещение, скорость эти корабли сопоставимы. Сходны они и по основному назначению.

- По ходовым характеристикам и энергетической установке, в чём отличия "Каракурта" от "Овода"?

В целях ускорения проектирования на проекте 22800, аналогично проекту 1234, использована отечественная энергетическая установка на базе трёх дизелей М507, оптимизированных для увеличения ресурса.

Чтобы сделать корабль максимально быстро, установка по своей компоновке была во многом заимствована у "Овода".

Однако в силу применения другой формы корпуса (на "Оводе" использовался глиссирующий корпус, а на "Каракурте" - обводы переходного режима) удалось улучшить мореходность, обитаемость, решить проблемы, связанные с большим углом наклона валов, характерным для глиссирующих корпусов. На "Оводах" достаточно большой угол наклона, что вызывало большую вибрацию и дополнительное сопротивление движению.

На "Каракурте" угол наклона валов находится в приемлемых пределах: 5 градусов на носовом машинном отделении и 10 градусов на кормовом. Соответственно, все характеристики, как пропульсивные, так и вибрационные у нового корабля лучше.

- Что можете рассказать про вооружение нового корабля?

Сейчас практически стандартом для отечественного флота стал комплекс "Калибр", обеспечивающий в том числе и решение стратегических задач. Также в проекте используется усовершенствованная пушка АК-176МА. У неё за счёт применения электрических приводов повышена точность стрельбы.

С 253-го заказа, строящегося на заводе "Пелла", второго серийного МРК проекта 22800, на такие корабли устанавливается зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Панцирь-М".

- ЗРАК "Панцирь" будет устанавливаться и на последующих кораблях этого проекта?

Да, на всех последующих. Так предполагается, по крайней мере.

Всё остальное - в соответствии с воззрениями наших военных на применяемое оружие. Так, в проекте используется современные комплексы радиотехнического вооружения, навигации, связи.

- Чем "Каракурт" отличается от других отечественных проектов?

Одна из изюминок проекта - практически полное импортозамещение. Чтобы исключить возможность блокировки поставок, импортное оборудование закладывалось по минимуму.

В настоящее время у нас используется ряд позиций импортного оборудования. В основном это бытовое оборудование, обеспечивающее комфорт экипажа: стиральные машины, холодильники, плиты, мойки, кофеварки, кофемолки и т.п. Разумеется, этот перечень прошёл определённую процедуру, и есть решение о его применении.

Всё серьёзное оборудование - отечественное.

Ещё головной корабль примечателен тем, что при его создании на нём не проводилось никаких сопутствующих ОКР. Заказчиками была поставлена задача - использование только серийного, освоенного промышленностью оборудования. Применяли то, что имеет литеры, либо разработано по завершённым ОКР Минпромторга, то есть образцы уже существуют, их нужно только военным соответствующим образом принять. Поэтому в такие сжатые сроки всё получилось.

- Когда началось создание проекта 22800?

В 2015 году. В начале апреля я был назначен главным конструктором проекта и с этого момента пошла основная работа: инструкционный чертёж, графики, СТУ .

- Довольно сжатые сроки…

Очень сжатые. Сокращённый технический проект был готов за полтора месяца. Это было сделано, чтобы получить общие характеристики корабля, определиться с основным оборудованием, разработать заказные ведомости и, самое главное, по итогам защиты получить добро от заказчиков на продолжение работы. А к концу 2015 года технический проект уже был полностью закончен. И, соответственно, выданы первые корпусные чертежи и спецификации на судостроительный завод "Пелла".

В декабре 2015 года заводчане уже имели определённый задел по корпусной части, и 25-го числа головной МРК "Ураган" был заложен. Далее работа шла в очень быстром темпе. Мы разрабатывали документацию, судостроители "Пеллы" с колёс воплощали задуманное в металле. И одновременно учились строить боевые корабли, поскольку на тот момент их опыт, к сожалению, ограничивался только буксирами и скоростными катерами. К чести заводчан, несмотря на то, что многое для них было впервой, они справились.

В итоге, от принятия решения о начале постройки до выхода корабля на испытания прошло всего три года. В нашей последней истории боевой корабль так быстро никогда не строился. Даже над схожим проектом "Буян-М" Зеленодольское ПКБ и Зеленодольский завод работали дольше. И потом, у них была определённая база - уже существовал проект 21630.

- На какой стадии сейчас находится головной МРК "Ураган"?

Сейчас корабль завершает заводские ходовые испытания. И, надеюсь, что уже в сентябре-октябре месяце выйдет на государственные.

- Каков запланированный срок сдачи корабля?

Конец 2018 года.

- "Пелла" уже спустила на воду три МРК проекта 22800 - "Ураган", "Тайфун" и "Шквал". На этом заводе ещё будут строиться такие корабли?

В цеху стоит ещё четвёртый МРК - "Буря". Его спуск на воду ожидается осенью.

- 22 августа были заключены контракты на постройку шести МРК на Дальнем Востоке. Они будут чем-то отличаться?

Возможно будут какие-то изменения в части энергетики. У нас сейчас сделаны соответствующие проработки. Есть вариант с газотурбинными двигателями. Для того чтобы обеспечить высокий темп строительства, есть разные предложения. Ждём решения Заказчика. Пока что завод "Звезда" в его нынешнем состоянии не может обеспечить необходимый темп изготовления дизелей.

- На "Звезде" не так давно сменился владелец. Может быть, ситуация изменится…

Надеемся. Но пока имеем то, что имеем.

Судя по экспозиции форума "Армия-2018", "Каракурт" является одним из наших ключевых экспортных товаров. У экспортной модификации - проекта 22800Э есть отличия?

Всё зависит от требований заказчика. Если заказчик захочет поставить своё радиотехническое вооружение или комплексы внутренней связи, то, соответственно, корабль будет доработан.

И энергетика. Наверняка, они захотят поставить что-то своё. Мы рассматривали возможность установки дизелей MTU 20V4000 мощностью 4300 кВт. По расчётам, трёхвальная установка может обеспечить несколько меньшую скорость, чем с двигателями "Звезды", но для кораблей такого водоизмещения и такой ударной мощи этого, наверняка, будет достаточно.

- По вооружению экспортный вариант отличается?

Только ракетами. Их дальность ограничена договором о нераспространении. В остальном, экспортный комплекс "Панцирь" есть, артиллерийская установка тоже есть в экспортном варианте.

- Какие зарубежные страны проявляют интерес к проекту 22800Э?

Интерес очень большой. Со стороны традиционных партнёров по ВТС: Вьетнама, Индии. Рассчитываем на интерес со стороны Индонезии, Алжира, стран Персидского залива.

- О модернизации "Каракурта" речь пока вести рано?

Зачем модернизировать то, что хорошо получилось, хотя, не скрою, прорабатываются варианты с другим составом вооружения, позволяющим расширить боевые возможности корабля.

- Возможно, какие-то решения будут приняты по результатам испытаний головного МРК…

Возможно. Пока могу честно сказать, что, как платформа, корабль оправдывает все наши ожидания. Всё, что рассчитывали получить, мы получили. С точки зрения скорости, с точки зрения управляемости, мореходности. Разгонные характеристики великолепные. По сути дела, это катер, но большого водоизмещения.

А что касается экономической составляющей проекта? В последнее время это важный критерий для Минобороны при формировании гособоронзаказа.

По этому поводу лучше спрашивать у заводчан "Пеллы", но могу сказать, что корабль получился недорогой по сравнению с тем, что строит флот. Стоимость оказалась сильно меньше 10 млрд рублей.

- Этим объясняется такая популярность корабля?

Конечно. ЦМКБ "Алмаз" и завод "Пелла" доказали, что создать боевой корабль можно быстро и недорого.

Беседовал Александр Полунин

Главный конструктор АО "Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз" Дмитрий Цымляков (с) sudostroenie.info


Спуск на воду на АО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" третьего строящегося для ВМФ России малого ракетного корабля проекта 22800 «Шквал» с заводским номером 253. На корабле установлен новый корабельный зенитный ракетно-пушечный комплекс "Панцирь-М". Отрадное (Ленинградская область), 05.05.2018 (с) sudostroenie.info

Огневая мощь крейсера, скрытность подводной лодки, скорость эсминца и габариты корвета – так характеризуют российские корветы серии «Каракурт» западные СМИ.

Караул! Русские создают ударные корабли, которые вскоре полностью вытеснят флот НАТО из Балтийского и Чёрного моря, а в перспективе могут бросить вызов могуществу США и НАТО на всех морях.

Понятно, что сейчас в западных СМИ модно устраивать истерики по любому поводу. Особенно популярна «русская угроза». Однако, в случае с корветами серии «Каракурт» повод беспокоиться у НАТО есть. Речь не идёт о русской угрозе – это скорее грамотный ассиметричный ответ на действия и планы НАТО у российских берегов.

Малые ракетные корабли проекта 22800 (шифр «Каракурт»)

Корветы «Каракурт» — это малые многоцелевые ракетно-артиллерийские корабли (или малые корветы) для ведения боевых действий в ближней морской зоне и на больших реках (условно – класс «река – море»).

«Каракурты» — это творческое продолжение серии хорошо зарекомендовавших себя малых ракетный кораблей проекта 21631 «Буян-М».

Российский флот уже получил два таких корабля, а к 2020 году флоты России получат ещё восемнадцать таких малых корветов – свою эскадру «Чёрных вдов» (так классифицируют эти корабли в НАТО) получит каждый из флотов.

Что же так взволновало экспертов НАТО? Весь мир видел, как «работают» малые ракетные корабли серии «Буян-М» — предназначенные для охраны ближней морской зоны «Буяны», вдруг, нанесли удар из Каспийского моря по террористам в Сирии. Чем взбодрили не только сирийских террористов, но и их кураторов. В НАТО были вынуждены признать, что русские «Буяны» представляют реальную угрозу не только для бандитов в Сирии, но и для хорошо защищённых крупных кораблей западной коалиции.

Нужно сказать, что боевая эксплуатация кораблей серии «Буян» выявила и некоторые, можно сказать, недостатки:

  • у кораблей слабая система ПВО малой дальности, которая предполагает безопасную работу исключительно в зоне работы береговой системы «противовоздушного зонтика»;
  • в открытом океане «Буяны» чувствуют себя «не в своём море», поскольку предназначены для плавания по более спокойному Каспию и большим рекам;
  • небольшая автономность плавания (до 10 суток), чего для дальних походов явно не достаточно.

По этой причине и появились «Каракурты», как следующий этап развития серии малых ударных кораблей. При меньшем водоизмещении (до 800 тонн) эти корветы могут уходить в плавание на 15 суток. И ходить они могут не только по относительно спокойным внутренним морям, поскольку имеют приличную мореходность.

Небольшие габариты (65 метров длина и 10 метров ширина), использование технологии стелс делает «Каракурты» чрезвычайно сложными целями даже для современных высокоточных противокорабельных ракет кораблей НАТО.

От атак с воздуха корабли этой серии защищают комплексы «Панцирь-М» (это морской вариант комплекса с более мощным артиллерийским вооружением), которые могут поражать как самолёты, так и противокорабельные ракеты на дальности до 20 км.

Впечатляют «ударные возможности» «Каракуртов» — это восемь универсальных ПУ ЗС14, которые позволяют наносить удары как противокорабельными ракетами П-800 «Оникс», так и универсальными «Калибрами-НК». При такой оснастке «Каракурт» опасен как самым крупным кораблям (включая и авианосцы), так и наземным целям на дальности до 2 500 км.

Любой ракетный корабль выпустивший ракету мгновенно становится «видимым» для средств слежения и наблюдения противника, а самая эффективная защита от ответного удара – уйти из района атаки. «Каракурты» могут развивать скорость до 30 узлов (55,56 км/час), что позволяет достаточно быстро покинуть район пуска ракет.

Для «ближнего» боя в арсенале корабля имеется артсистема 76,2 мм (планируется устанавливать пушки калибром 100 мм).

В соответствии с открытой (несекретной) информацией на «Каракуртах» установлены боевые информационно-управляющие системы (БИУС) «Сигма-Э» и автоматизированные многофункциональные комплексы обмена информацией (АМКОИ) «Трасса – Э».

Следить за окружающим корабль миром, находить надводные и воздушные цели, будут несколько станций (в том числе и «Минерал-М»).

ТТХ кораблей этой серии предопределяет и способы ведения «Каракуртами» боевых действий. На Западе такая тактика называется «Ударил – убежал». Корабли (одиночный корабль или группа кораблей) могут скрытно подобраться (небольшие габариты и технология стелс) к цели, произвести пуски ракет по цели и быстро скрыться из точки атаки.

А ударить малые корветы «Каракурт» могут очень больно – тройка «Каракуртов» по своим ударным возможностям не уступает ряду крупных американских кораблей. Так американский крейсер типа «Тикондерога» с водоизмещением 9 800 тонн несёт на борту 26 «Томагавков», которые могут поразить цели на дальности до 2500 км (в зависимости от модификации ракеты).

Три «Каракурта» могут выдать высокоточный залп из 24 ракет «Калибр-НК» (вес боевой части 400 кг) на вполне сопоставимую дальность.

Один американский крейсер стоит миллиард долларов. За такие деньги можно построить порядка 30 МРК проекта 22800 «Каракурт». А такая «компания» может разнести вдребезги не только один американский крейсер, но и крупную авианосную группу.

Не зря новые российские корабли окрестили в НАТО «Чёрной вдовой». Американские эксперты достаточно серьёзно относятся к современной тенденции российского ВМФ на миниатюризацию флота (большой эффект малыми средствами). В 2015 году журнал «The National Interest» писал:

Корвет с восемью ракетами «Калибр-НК» на борту осуществляет более массивный удар, чем ныне выведенный из состава ВМС США фрегат типа «Оливер Хазард Перри», и уж точно обладает большей огневой мощью, чем любой из американских боевых кораблей прибрежной зоны.

А теперь «Forbes»:

Возможности российского флота позволяют серьезно ограничить свободу действий США и НАТО и потребовать от американской оборонной промышленности внушительного повышения расходов. Даже малые патрульные российские корабли могут нанести более сильный удар, чем корабли других военно-морских сил, за счет использования новых крылатых ракет «Калибр» и боеприпасов точного наведения.

Что я могу добавить к словам американских экспертов?

Семь футов под килем вам, корветы серии «Каракурт»! Чтобы чужие военные корабли даже помышлять не могли приближаться к нашим берегам.

По понятным причинам в открытом доступе фото это корабля нет. Но я нашёл фотографии макета, который был представлен на одной из выставок нашего ВПК, которые, в целом, дают представление о корветах серии «Каракурт».

Фото корвета серии «Каракурт»



Администрация Зеленодольского завода имени Горького сообщила, что на период с 2019 по 2021 год предприятие запланировало постройку пяти малых ракетных кораблей типа корвет проекта 22800 «Каракурт». Еще три корабля предполагается выпустить на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла», а на мощностях феодосийского судостроительного завода «Море» построят еще один. Малые ракетные корабли в количестве еще трех единиц будут построены предприятиями «Пелла» и «Море».

С местами строительства еще шести кораблей пока еще не определились. Таким образом, Черноморскому, Балтийскому и Тихоокеанскому флотам прибудет достойное пополнение из восемнадцати малых ракетных кораблей типа «Каракурт». Первый из них, сторожевой корабль с наименованием «Ураган», не исключено, что появится на вооружении Черноморского Флота уже в течение следующего года. Последующие корабли также уже нарекли не менее грозными именами - «Тайфун», «Шквал» и «Шторм»

Малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт»

Малые ракетные корабли типа «Каракурт» были разработаны питерским ЦМКБ «Алмаз» — Центральным морским конструкторским бюро как альтернативный вариант кораблей в проекте 21631 «Буян-М» . Этот проект создавался всего лишь пятью годами ранее Зеленодольским проектно-конструкторским бюро. Соответственно, строительство этих «Буянов» также ведет Зеленодольское предприятие. Каспийская флотилия и Черноморский флот располагают уже сейчас пятью такими кораблями. Кроме того, еще четыре находятся в стадии постройки. Планировалось, что «Буяны» будут построены в количестве до десяти единиц. Вследствие того, что было отдано предпочтение «Каракуртам», последний девятый малый ракетный кораблю проекта 21631 начали собирать в апреле 2019 г. Спустя восемь месяцев удалось запустить в серию и «Каракурты».

Уникальный МРК нового поколения проекта 22800

Что касается ударного вооружения этих двух катеров — то оно приблизительно одинаковое. Почти такими же характеристиками обладает и сторожевой корабль того же класса «Ураган». Водоизмещение обоих катеров не слишком велико, тем не менее, «Буян-М» считается кораблем класса «река-море». Он уверенно себя чувствует как в волжских устьях, так и в акватории Каспийского моря. Однако при его невысокой мореходности даже просторы относительно небольшого Черного моря окажутся великоватыми. «Каракурт» проектировали как корабль для действий на открытых морских театрах.

Как недочет стал преимуществом российской промышленности

Не так давно прибавился еще один недочет к этому проекту. По причине введения западными странами против российского государства санкций, немецкая компания-производитель двигателей для «Буянов» приняла решение прекратить дальнейшее сотрудничество и отказалась предоставлять нам двигатели. Но им быстро нашли замену. Зеленодольские корабелы стали приобретать аналогичных 16-цилиндровые двигатели у Коломенского предприятия и петербургского завода «Звезда».

Слава о русском оружии прокатилась по всему миру

Осенью 2017 г. «Буранам-М» удалось прогреметь на весь мир. Четыре корабля из состава Каспийской флотилии - малые ракетные корабли «Углич», «Град Свияжский» и «Великий Устюг», а также ракетный крейсер «Дагестан» обстреляли цели с помощью крылатых ракет «Калибр». Массированный ракетный удар был нанесен по позициям террористической организации ИГИЛ (запрещенной в РФ), которые находились на дальности приблизительно полторы тысячи километров от точки старта.

О дальности и точности боевых стрельб, произведенных российскими кораблями, в мировых СМИ дискутировали почти неделю. Тем не менее, это не все, на что способны ракеты такого класса, ведь предельная дальность их полета может достигать более двух с половиной тысяч километров.

На вооружении малого ракетного корабля, «Каракурта» имеются те же самые ракеты, а именно «Калибр-НК ». Кроме того, используются еще и сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс», дальность стрельбы которых равна пятистам километров. Корабль вооружен также автоматической артиллерийской установкой калибра 100 мм либо 76 мм. Средства противовоздушной обороны оснащены зенитным ракетно-артиллерийским комплексом 3М89 «Палаш».

Всеракурсная многофункциональная радиолокационная станция, имеющая четыре неподвижные фазированные антенны решетки, а также высокоэффективная оптико-локационная станция обеспечивают «Палашу» возможность всепогодного и круглосуточного обнаружения любых целей, которые могли бы хоть как-то угрожать кораблю. Это могут быть, к примеру, самолеты, вертолеты, крылатые ракеты, даже беспилотники . Открытие огня на поражение этих целей может производиться на дальности до десяти километров и на высоте до пяти километров. Режим функционирования всего комплекса — автоматический.

Оснащение кораблей станциями радиоэлектронной борьбы

МРК «Каракурты», корабли проекта 22800, являются кораблями для действий в ближней морской зоне с дальностью плавания до 2500 миль и автономностью до пятнадцати суток. Катер водоизмещением восемьсот тонн имеет в длину шестьдесят метров, в ширину — десять метров, осадку - четыре метра. Скорость достигает тридцати узлов.

«Каракурты», так же как и «Буяны-М», создавались для того, чтобы заменить малые ракетные корабли «Овод» проекта 1234. Самые разнообразные их модификации были выпущены в 1967-92 годы. Всего построили сорок семь кораблей, но сейчас их осталось только двенадцать.

«Оводы», разработанные «Алмазом», выглядели куда солиднее «Каракуртов» по их ходовым качествам. Так, скорость «Овода» достигала до 35 узлов, а дальность - до 4000 миль. Однако устаревшее морально и физически вооружение все эти достоинства сводит к нулю. «Овод» вооружен «Малахитом», шестью противокорабельными ракетами П-120, имеющими предельную дальность до ста двадцати километров, а это значительно уступает восьми «Калибрам-НК» или «Ониксам».

Уникальность нового малого ракетного корабля

Заместитель министра обороны Юрий Борисов при закладке на стапеле судостроительного завода «Пелла» в конце июля прошлого года четвертого малого ракетного корабля по проекту 22800 заявил: «кораблей с аналогичной классификацией в мире просто не существует». У конструкторов КБ «Алмаз» получилось расположить на малом пространстве «Каракурта» множество грозного оружия. Кстати, это оружие можно именовать стратегическим, потому что любая ракета «Калибр» может быть оснащена ядерной боеголовкой.

Радиус действия ракетного вооружения «Каракуртов» в составе Черноморского и Балтийского флотов, а также представляющих Каспийскую флотилию, перекрывает ближневосточный регион и почти весь европейский континент. Если будет принято решение о поступлении этих кораблей в распоряжение Тихоокеанского флота, тогда перекроется почти все восточное полушарие в северной его половине.

Кто в классе сравнится «Каракуртом»: западные образцы кораблей

По мнению многих военных экспертов, «Каракурты» своей ударной мощью опережают все современные аналоги.

С «Каракуртами» может пойти в сравнение лишь один корвет на планете — к тому же, выпущенный пока в единственном экземпляре. Это последний корабль серии многоцелевых шведских корветов типа «Висбю». Он был принят на вооружение шведскими военно-морскими силами весной 2013-го года.

Его водоизмещение составляет шестьсот сорок тонн, длина семьдесят один метр, а ширина почти десять с половиной метров. При скорости тридцать пять узлов его дальность составляет две тысячи триста миль. Строили корабль с учетом требований стелс-технологий. Четыре первых серийных корвета были сконструированы преимущественно как противолодочные корабли. Пятый имеет восемь дозвуковых противокорабельных ракет с дальностью до двухсот километров.

Израильский аналог — «Эйлат»

Имеется также израильская аналогия, но также выпущенная в единичном экземпляре. Речь идет об «Эйлате», ракетном корвете. Военно-морские силы Израиля приняли его в эксплуатацию еще в девяностых годах. Он обладает водоизмещением тысячу двести семьдесят пять тонн, длиной восемьдесят пять метров, шириной почти двенадцать метров. При дальности хода в экономном режиме может пройти три с половиной тысячи мили, а его максимальная скорость равна тридцати трем узлам.

Вооружение «Эйлата» также не дотягивает до уровня «Каракурта». Израильским конструкторам удалось разместить на борту корвета американские противокорабельные ракеты «Гарпун» с дальностью до ста тридцати километров и массой боевой части двести двадцать семь килограмм, при этом корабль располагает и дополнительным противокорабельным вооружением.

Противовоздушная оборона оснащена зенитно-ракетным комплексом «Барак» с 32 ракетами в боекомплекте, их дальность достигает десяти километров. «Эйлат» имеет в своем распоряжении 20-ти мм скорострельную пушку для стрельбы на дистанциях до полутора километров.

Проект 22800 — экономическая составляющая

Ракетные корабли с водоизмещением менее 1000 тонн — практически уникальная российская особенность. Вследствие этого сопоставлять «Каракурт» можно только лишь с более солидной техникой. По функциональности и дальности хода она превосходит наши корветы, но по ударному оружию и по мощи не дотягивают до российских кораблей. При этом противолодочное оружие, а также вертолеты или беспилотники усиливают живучесть кораблей более солидного водоизмещения.

Однако есть и обратная сторона медали — стоимость их строительства и эксплуатации, что нынешней российской действительности чрезвычайно актуально. Как бы там ни было, но по классическим параметрам «цены и качества» «Каракурты» получились прекрасными ракетными кораблями, пожалуй, даже мировыми лидерами.

Немецкий корвет «Брауншвейг»

Более основательным по массе является немецкий корвет проекта К130. Спуск на воду «Брауншвейга» в 2013-ом году, пятого корабля этой серии корветов, ознаменовал завершение ее выпуска. Корабли серии имеют водоизмещение тысячу восемьсот сорок тонн, длину до девяноста метров, оснащены вертолетом на борту. Корвет располагает противолодочными торпедами, зенитно-ракетным комплексом, спаренной зенитной пушкой калибра 27 мм, и 76 мм артиллерийской установкой.

Главным ударным вооружением, как и у шведов, является ПКР RBS 15M Mk3. Однако ракетных единиц в два раза меньше - только четыре. У «Брауншвейга» такая же дальность хода, как у «Каракурта» — до двух с половиной тысяч миль, но он обладает меньшей скоростью — двадцать пять узлов.

Американские эсминцы

Не мелочится и американский флот. Самыми малыми ракетными кораблями, построенными в количестве шестидесяти двух единиц, являются эсминцы, на вооружении которых — управляемое ракетное оружие проекта «Арли Берк». Эти корабли обладают дальностью хода шесть тысяч миль и водоизмещением до девяти тысяч тонн. При длине сто пятьдесят метров, высоте сорок пять метров обладают скоростью до тридцати двух узлов.

Противокорабельное вооружение укомплектовано 8 ракетами «Гарпун». Эсминцы располагают и зенитно-ракетными комплексами с артиллерией (зенитной и обычной), и противолодочным оружием (ракетами, торпедами и минами), а также вертолетом.

При необходимости они могут оснащаться общеизвестными «Томагавками », крылатыми ракетами численностью от восьми до шестидесяти единиц. Конечно, оружие солидное — но дозвуковое, имеющее дальность полета до тысячи шестисот километров. Однако оно лишь немного уступает «Калибрам» по скорости, точности и дальности, управление этим вооружением возложено на широко разрекламированную систему «Иджис».

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Текущая программа кораблестроения для военно-морского флота России пока не предусматривает создание и передачу крупных боевых кораблей, способных нести выдающееся количество вооружения и работать в океанской зоне. Пока приоритетной задачей является строительство иных боевых единиц, таких как малые ракетные корабли. Однако, несмотря на свои скромные размеры и водоизмещение, новые отечественные корабли вполне способны решать весьма сложные задачи. Одной из основ подобной корабельной группировки в будущем станут новые малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт».

Согласно официальным данным, корабли типа «Каракурт» относятся к третьему рангу и предназначаются для ведения боевых действий в ближней морской зоне. При помощи имеющегося ракетного и артиллерийского вооружения такие МРК должны атаковать надводные, воздушные или береговые цели. Ранее неоднократно отмечалось, что проект 22800 имеет значительное сходство с более старым проектом 21631 «Буян-М», однако отличается улучшенными мореходными характеристиками. В отличие от «Буянов», новые «Каракурты» смогут работать не только на реках и мелководных морях.

Проект 22800 был создан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» (г. Санкт-Петербург) по заказу российского министерства обороны. Проектные работы велись в первой половине текущего десятилетия. Первая официальная демонстрация облика будущих «Каракуртов» состоялась на международном военно-техническом форуме «Армия-2015». Любопытно, что от первого показа материалов проекта до начала строительства кораблей прошло всего несколько месяцев.

Закладка первых двух «Каракуртов» состоялась в конце декабря 2015 года. Заказ на их строительство получил ленинградский судостроительный завод «Пелла». В общей сложности на этом предприятии планируется построить 7 кораблей нового типа, причем 3 единицы сойдут со стапеля завода «Море» в Феодосии, переданного под управление «Пеллы». Еще пять кораблей должен сдать Зеленодольский судостроительный завод им. Горького; он начал работы по своим заказам в 2016 году. Также упоминалась возможность заказа шести кораблей Амурскому судостроительному заводу.

Летом и осенью прошлого года завод «Пелла» спустил на воду первые два корабля проекта 22800 – «Ураган» и «Тайфун». В начале мая состоялся спуск третьего. По известным данным, два первых корабля уже проходят необходимые испытания. Передача двух единиц военно-морскому флоту запланирована на этот год. Следующие два «Каракурта» начнут службу в следующем году. В 2020-м флаг поднимут сразу на нескольких кораблях. Последние из запланированных МРК будут заложены в 2019-2020 годах, и их строительство завершится в течение 3-4 следующих лет.

Корабли проекта «Каракурт» не отличаются большими габаритами и водоизмещением. Их длина составляет лишь 67 м при ширине 11 м и осадке 4 м. Водоизмещение – 800 т. При помощи дизель-электрической энергетической установки они смогут развивать скорость до 30 узлов и показывать дальность плавания на уровне 2500 миль.

Несмотря на небольшие размеры, МРК проекта 22800 должны нести серьезный набор оборудования и вооружения. Так, основным средством слежения за обстановкой и обнаружения целей является радиолокационный комплекс «Минерал-М», включающий активные и пассивные средства наблюдения. С помощью такого комплекса «Каракурт» сможет находить крупные надводные цели на дистанциях порядка 250 км. Максимальная дальность пассивной локации, в зависимости от разных факторов, – до 400-450 км. Станции могут сопровождать десятки целей и обмениваться данными с другими кораблями.

Проект предусматривает наличие вооружения для противовоздушной обороны. Первые два корабля серии для таких целей несут пару установок АК-630М и переносные зенитные ракетные комплексы. Все последующие корабли предлагается комплектовать модулями «Панцирь-М» с 30-мм пушками и ракетами. Строящиеся «Каракурты» получают универсальную артиллерийскую установку АК-176МА с орудием калибра 76 мм.

Основным ударным средством кораблей проекта 22800 являются ракеты нескольких типов. В кормовой части надстройки, поперек диаметральной плоскости, находится универсальная вертикальная пусковая установка 3С14 с восемью ячейками для транспортно-пусковых контейнеров с ракетами. Заявлена возможность использования крылатых ракет комплекса «Калибр-НК» и противокорабельных «Оникс». Состав боекомплекта и тип применяемых ракет определяются в соответствии с поставленными боевыми задачами.

Именно ракетное вооружение дает новым отечественным кораблям высокие боевые характеристики и примечательный потенциал. С его помощью МРК проекта 22800 смогут бороться с надводными, сухопутными или подводными целями, для чего могут применяться ракеты разных типов с отличающимися характеристиками и боевым оснащением. При этом, как следует из известных данных, обеспечивается возможность поражения целей на дистанциях в сотни километров.

При обнаружении надводного корабля противника «Каракурт» может использовать ракету «Оникс» либо изделия семейства 3М-54. ПКР типа «Оникс» оснащается комбинированной системой наведения на основе инерциальной навигации и активно-пассивной радиолокационной головки самонаведения. В заданный район она выходит по данным навигации, после чего самостоятельно должна искать цель. Имеется возможность выбора траектории полета. При высотной траектории максимальная дальность пуска достигает 450-500 км. На иных режимах радиус действия заметным образом сокращается. К цели доставляется боевая часть массой 300 кг, достаточная для нанесения самых серьезных повреждений даже крупным кораблям.

В семействе ракет «Калибр» тоже присутствует противокорабельное . Крылатая ракета этой линейки способна пролететь более 300 км, самостоятельно найти надводную цель и поразить ее при помощи боевой части массой не менее 200 кг. По разным данным, противокорабельные «Калибры» могут иметь дальность вплоть до 450-500 км. Основное отличие «Калибров» от «Оникса» – иные скорости полета. Эти ПКР на большей части траектории поддерживают дозвуковую скорость, тогда как «Оникс» сразу выходит на сверхзвук.

Важнейшим преимуществом комплекса «Калибр-НК» является наличие крылатых ракет 3М-14, предназначенных для атаки наземных целей с заранее известными координатами. Это оружие уже использовалось в реальных операциях и наглядно продемонстрировало возможность уничтожения объектов на дальностях более 1500 км. Более того, в некоторых источниках упоминается дальность стрельбы порядка 2-2,5 тыс. км. Таким образом, при наличии необходимого целеуказания корабль типа «Каракурт» или иной носитель «Калибров» способен держать под контролем весьма крупный район суши.

Согласно ранее оглашенным данным, серийные МРК проекта 22800 будут передаваться всем основным объединениям флота. Они будут служить в составе Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов. Совсем не трудно представить, какое влияние на военно-политическую обстановку в регионах могут оказать новые корабли с ракетами выдающейся дальности. Они смогут прикрыть от возможного нападения значительные участки побережья, а кроме того, «возьмут на прицел» крупные сухопутные территории с множеством военных и административных объектов.

Не покидая своих баз на Кольском полуострове, малые ракетные корабли Северного флота в теории способны защитить от надводных объектов все ближайшее побережье, а также значительную часть Баренцева моря и все Белое море. В зоне ответственности ракет 3М-14 в таком случае оказываются Скандинавия, Восточная и Центральная Европа, а также часть Британских островов.

С помощью «Калибров» и «Ониксов» моряки-балтийцы смогут защитить Финский залив и перекрыть существенную часть Балтийского моря. Также возможен контроль территорий вплоть до Западной Европы, Балкан и Малой Азии. Зона ответственности Балтийского флота частично совпадает с районом возможной работы Северного флота.

Находясь в Севастополе, «Каракурты» Черноморского флота могут использовать ПКР по целям во всех ближайших акваториях. При этом их «Калибры» способны достать объекты в Западной Европе, Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Следует отметить, что схожий регион перекрывают и ракеты Каспийской флотилии, где служат корабли типа «Буян-М».

МРК Тихоокеанского флота, базируясь во Владивостоке, могут применять противокорабельное оружие по целям в Японском море и Восточно-Корейском заливе. Дальность ракет «вода-земля» при этом позволяет контролировать район от центральной Монголии до Камчатки, включая все Японские острова и значительную часть Китая.

Следует отметить, что полученные районы ответственности относятся только к кораблям, находящимся на основных базах флотов или рядом с ними. Новые корабли проекта 22800 способны действовать в ближней морской зоне, и потому фактическая точка пуска ракет может находиться где угодно и на значительном удалении от базы. Таким образом, фактические зоны ответственности новых кораблей способны находиться где угодно и перекрывать почти любую часть Мирового океана или суши, пусть даже и с определенными ограничениями.

Нельзя не признать, что новые российские «Каракурты» не являются безупречными. В первую очередь, недостатком можно считать небольшие размеры боекомплекта ракетного комплекса. Один МРК этого типа несет всего восемь ракет «Калибр» или «Оникс». Таким образом, для выполнения массированного ракетного удара может понадобиться совместная работа нескольких кораблей, что может затруднять подготовку к операции и ее проведение. Впрочем, малый боекомплект прямо связан с габаритами кораблей и меньшей сложностью их строительства.

Согласно текущим планам, не позднее середины двадцатых годов российский ВМФ будет располагать 18 кораблями проекта 22800 «Каракурт», которые будут распределены между четырьмя основными структурами. Таким образом, флот получит достаточно крупную группировку ударных кораблей с весьма мощным вооружением. Страна, в свою очередь, при этом получает удобный и гибкий инструмент проекции силы в разных регионах. Важно, что такой инструмент удастся создать в минимальное время и при разумных тратах – вся программа строительства 18 кораблей должна занять не более 8-9 лет.

В настоящее время осуществляется постепенная модернизация флота и военного кораблестроения. Осуществляется обновление производственных мощностей разных предприятий, что позволяет строить новые корабли разных классов и типов. Пока военное ведомство лишь составляет планы на будущие проекты надводных кораблей первого ранга, но менее крупные и мощные боевые единицы уже строятся, передаются заказчику и включаются в состав ВМФ. Все это закономерно приводит к росту боевого потенциала надводных сил и общей обороноспособности страны.

Очевидно, что новые корабли второго и третьего ранга, такие как МРК проекта 22800, и в теории, и на практике по своим возможностям уступают более крупным боевым единицам, например перспективному эсминцу «Лидер». Однако они отличаются сравнительной дешевизной, простотой и быстротой строительства. Первый «Каракурт» был заложен в конце 2015 года, и уже скоро поступит на службу. К тому времени, как головной «Лидер» сможет начать свою службу, в составе ВМФ будут присутствовать почти все заказанные корабли проекта 22800.

При всех достижениях и успехах, российское министерство обороны, военно-морской флот и судостроительная промышленность по-прежнему сталкиваются с разного рода трудностями. В текущих условиях не всегда получается сделать все желаемое, и потому приходится искать альтернативные пути. Одним из выходов из текущей ситуации, позволяющим обновить флот и повысить его потенциал в условиях известных ограничениях, является строительство большого количества малых ракетных кораблей с развитым вооружением. Эти идеи, в первую очередь, реализуются при помощи проектов 21631 «Буян-М» и 22800 «Каракурт».

К настоящему времени российская судостроительная промышленность успела спустить на воду три корабля типа «Каракурт» из 18 запланированных к постройке. Первые два в этом году пройдут все испытания и отправятся служить на Балтийское море. Еще 15 кораблей будут переданы заказчику, начиная со следующего года. К середине двадцатых годов четыре флота ВМФ России смогут сформировать полноценные группировки малых ракетных кораблей с современным вооружением.

Строительство больших и мощных кораблей с ракетным и артиллерийским оружием все еще относится к отдаленному будущему, но военно-морской флот не может ждать. По этой причине строятся другие боевые единицы, так же имеющие весьма примечательные возможности. Несмотря на скромные размеры и небольшое водоизмещение, они могут быть серьезным ударным средством и эффективным инструментом международной политики. А большое количество таких кораблей обязательно перейдет в качество.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://nvo.ng.ru/
http://pellaship.ru/
http://npomash.ru/

Сирийская кампания предоставила Министерству обороны России неоценимую возможность проводить испытания новейшего вооружения не просто в условиях, максимально приближенных к боевым, а на самом настоящем поле боя. Пожалуй, главной оружейной «премьерой» Сирии стало успешное использование по наземным целям 7 октября 2015 года тремя малыми ракетными кораблями (МРК) проекта 21631 и ракетным кораблем проекта 11661К ракетного комплекса «Калибр».

Позже последовали новые пуски данных крылатых ракет, а Минобороны РФ продолжило курс на масштабную «калибризацию» флота. В рамках этой программы осуществлялось не только оснащение «Калибрами» строившихся надводных кораблей и подводных лодок, но и переоборудование в носители «Калибров» уже находившихся в строю вымпелов.

«Калиброносные байдарки»

Практически одновременно с «калибризацией» флота российскому военному руководству пришлось решать еще одну задачу. Ситуация на Черном и Средиземном морях после воссоединения Крыма с Россией настойчиво требовала экстренного усиления Черноморского флота. Причем в первую очередь, ударными единицами.

Поскольку физически ускорить ввод в строй предназначенных для пополнения КЧФ фрегатов проекта 11356 и дизель-электрических подводных лодок проекта 636 не представлялось возможным, Минобороны пошло на неожиданный шаг. Исходно создававшиеся для Каспийской флотилии МРК проекта 21631 (шифр «Буян-М») «Серпухов» и «Зеленый Дол» решено было отправить на Черное море.

Конечно, это являлось паллиативным решением. «Буяны-М» были спроектированы для действий в закрытой акватории Каспийского моря. Они имели габаритные ограничения, вызванные необходимостью вписаться в габариты шлюзов, а также проходить под пролетами мостов Волго-Балтийского водного пути.

В общем, МРК проекта 21631, с их водометными движителями, пониженными мореходностью и автономностью, для действий в Черном и, тем более, Средиземном море подходили не особо. Но то обстоятельство, что каждый из «Буянов-М» мог нести 8 дозвуковых «Калибров» или сверхзвуковых «Ониксов», продолжительное время в глазах военных искупало вышеперечисленные недостатки. Тем более что ударный потенциал данных МРК равнялся таковому у фрегатов проекта 11356, вчетверо (!) превосходящих «Буяны-М» по своему водоизмещению.

К осени 2016 года Министерству обороны РФ стало понятно, что дальнейшее присутствие МРК проекта 21631 в составе Черноморского флота перестает себя оправдывать. Черноморский регион уже достаточно плотно контролировался наземной группировкой и авиацией ВС РФ, базирующимися в Крыму. Одновременно КЧФ начал получать фрегаты и подводные лодки, т.е. новые «калиброносцы» с куда лучшей, чем у «Буянов-М», мореходностью и автономностью.

По этой причине «Серпухов» и «Зеленый Дол» были отправлены на Балтику, более подходившую «Буянам-М» по условиям базирования и эксплуатации. Это избавило «калиброносные байдарки», как за глаза называли на Черном море МРК проекта 21631, от службы «на грани подвига».

Актуальную для всего отечественного ВМФ проблему скорейшего пополнения корабельного состава новыми «калиброносцами» с более приемлемыми показателями автономности и мореходности, чем у «Буянов-М», теперь должны были решить уже находившиеся в постройке МРК проекта 22800.

Чтобы понять, откуда эти корабли взялись, нам придется мысленно вернуться лет на 16 назад.

От «Скорпиона» до «Буянов»

Желание получить современные мореходные МРК, сконструированные по методике «дешево и сердито», позволяющие за достаточно короткие сроки создать действующие под «зонтиком» береговой ПВО ударные корабельные группировки, стало посещать флотское командование еще в «лихие девяностые». Это явилось отправной точкой для появления в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» в начале «двухтысячных» идеи постройки серии ракетно-артиллерийских катеров проекта 12300 (шифр «Скорпион»).

Имея полное водоизмещение всего в 465 тонн, «Скорпионы» должны были нести 100-мм универсальную артустановку А-190Э со скорострельностью 80 выстрелов в минуту, зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан-1», а главное - 4 противокорабельные ракеты «Яхонт» вертикального старта с дальностью стрельбы 300 км и массой боевой части 200 кг.

Предсерийный «Скорпион» заложили 5 июня 2001 года в Рыбинске на стапелях открытого акционерного судостроительного общества «Вымпел». Изначально планировалось сдать катер заказчику уже в 2005 году, но… Сначала достройку «Скорпиона» притормозил недостаток финансирования, а позже военные и вовсе потеряли к детищу «Алмаза» интерес. Объяснялось это тем, что «Скорпион» был «узко заточен» под действия лишь против надводных целей.

В то же время Опытное конструкторское бюро «Новатор» имени Люльева Л. В. уже успешно заканчивало работу над созданием ракетного комплекса «Калибр». Широкая ракетная номенклатура «Калибра» позволяла поражать не только надводные, но и наземные цели.

При этом из того же универсального корабельного стрельбового комплекса можно было осуществлять запуск и сверхзвуковых противокорабельных ракет, являвшихся главным убойным «козырем» малютки-«Скорпиона». Стоит отметить, что дальность пуска «Калибров» превышала 500 км, что де-факто нарушало условия Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). Но поскольку «Калибры» декларировались как ракеты морского, а не сухопутного базирования, де-юре они РСМД не нарушали.

В общем, военному руководству захотелось получить нечто более универсальное и дальнобойное, чем «Скорпион», пусть и по большей цене. Как результат, первенец проекта 12300 так и остался недостроенным, ибо в него «Калибр» никак не влезал! Зато у Зеленодольского проектно-конструкторское бюро имелся как опыт создания первого в России ракетного корабля с «Калибрами», «Татарстана» проекта 11661К, так и строившиеся 500-тонные малые артиллерийские корабли проекта 21630 (шифр «Буян»), спроектированные для каспийской акватории.

В отличие от «Скорпиона», переделать под «Калибры» «Буяны» с попутным увеличением тоннажа кораблей почти вдвое оказалось заметно проще. Что «зеленодольцы» с благословения государства и сделали, получив на выходе уже знакомые нам «Буяны-М».

Форсированная по срокам постройка столь компактных, но обладавших высоким ударным потенциалом боевых кораблей вызвала у аналитиков массу вопросов. Последние исчезли лишь 7 октября 2015 года, когда, как уже говорилось, 3 «Буяна-М» и «Татарстан» отстрелялись из акватории Каспия по целям в Сирии «Калибрами».

Но, при всех имеющихся у проекта 21631 плюсах, в ходе эксплуатации «Буянов-М» на Черном море у зеленодольских МРК обнаружились и минусы, перечисленные нами в начале статьи.

Его Величество «Каракурт»

Отсутствие в составе отечественных флотов, особенно КЧФ, «товарного» количества «калиброносцев», пусть и в виде мореходных МРК, стало ощущаться еще острее после того, как в связи с прекращением поставок двигателей с Украины застопорилась постройка второй тройки фрегатов проекта 11356. Мореходные МРК оказались нужны «уже вчера», при этом Зеленодольское проектно-конструкторское бюро было загружено работой над другими проектами. Вследствие совокупности всех этих факторов, спустя 14 лет после закладки «Скорпиона», круг замкнулся - проектирование мореходных МРК вновь было поручено ЦМКБ «Алмаз».

«Алмазовцы» не стали изобретать велосипед. Соединив удачные конструктивные решения своего «Скорпиона» с имеющимся у «Буяна-М» универсальным корабельным стрельбовым комплексом на 8 «Калибров» или «Ониксов», ЦМКБ спроектировало малый ракетный корабль проекта 22800 (шифр «Каракурт»).

Впервые облик нового МРК был представлен общественности на международном военно-техническом форуме «Армия-2015». Головные два корабля проекта 22800, получившие названия «Ураган» и «Тайфун», заложили 24 декабря 2015 года на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».

Необходимость импортозамещения, а также отработки отдельных узлов и агрегатов, в частности созданной санкт-петербургским машиностроительным заводом «Арсенал» корабельной 76,2-мм артустановки АК-176МА, несколько задержали достройку «Каракуртов». И все же 2 июня 2017 года СМИ опубликовали информацию о том, что первый МРК проекта 22800 - «Ураган» - будет спущен на воду до конца этого лета.

Всего военные моряки планируют получить от промышленности не менее 18 «Каракуртов», предназначенных для пополнения состава Черноморского, Балтийского и Тихоокеанского флотов. Необходимость постройки МРК проекта 22800 для нужд Северного флота пока не озвучивалась.

Любопытно, что при лучших показателях мореходности и автономности «Каракурты» будут иметь на 149 тонн меньшее водоизмещение, чем у «Буянов-М». Более скромные размеры, по сравнению с проектом 21631, повысят скрытность новых МРК. Возможности же обнаружения целей у «Каракуртов» повысятся - проект 22800 оснащен интегрированной мачтой с размещенными на ней неподвижными фазированными антенными решетками многофункционального радиолокационного комплекса.

Уступая «Буянам-М» по мощи артиллерийского вооружения - 76,2-мм артустановка вместо 100-мм - «Каракурты» будут нести тот же, что и у проекта 21631, ударный ракетный комплекс, позволяющий поражать надводные цели в радиусе около 500 километров, а наземные - в радиусе около 1500 километров. Таким образом, подобно «Буянам-М», скромные по размерам, но имеющие на вооружении восьмерку «Калибров» МРК проекта 22800 вполне могут именоваться малыми ракетными кораблями стратегического назначения.