Круизный корабль "queen elizabeth". Авианосец Queen Elizabeth: крупнейший корабль в истории британского флота Бронирование, вооружение «Куин Элизабет»

HMS Queen Elizabeth (Корабль Её Величества «Куин Элизабет» ) - головной корабль дредноутов серии Queen Elizabeth , названный в честь Елизаветы I , первый представитель супердредноутов с 15-дюймовым главным калибром. Корабль участвовал в обеих мировых войнах.

История создания

«Куин Элизабет» в Дарданеллах

Между войнами

После заключения Вашингтонского соглашения 1922 года Великобритания отправила на слом, либо переклассифицировала большинство своих устаревших дредноутов, однако пять быстроходных линкоров типа «Куин Элизабет» и пять их более упрощённых и медлительных собратьев типа «R» были оставлены в составе флота. Для улучшения тактико-технических характеристик в 1926-1927 «Куин Элизабет» и другие корабли были оснащены противоторпедными булями , было усилено бронирование палубы, установлена новая зенитная артиллерия. Планировалось, что «Куин Элизабет» , а также однотипные «Уорспайт» и «Барэм» и линейный крейсер «Тайгер» будут выведены из состава флота в 1935 году

Вслед за Великобританией сверхдредноуты нача­ли строить другие страны, причем вооружали их все более мощными пушками. Американцы и японцы избрали калибр 356 мм; фирма «Крупп» объявила об испытаниях 350-мм пушек. В ответ Адмиралтейство приступило к созданию линкоров, вооруженных 15-дюймовыми (381-мм) орудиями.

О масштабе такого скачка в развитии морской артиллерии свидетельствует следующий факт: масса 15-дюймового снаряда составляла 885 кг - в 2,3 ра­за больше, чем 12-дюймового! Самое удивительное то, что британская промышленность осуществила за­мыслы конструкторов в рекордно короткие сроки.

Линкоры программы 1912 г. должны были пред­ставлять собой улучшенный вариант «Iron Duke», од­нако возглавивший адмиралтейство за год до этого Уинстон Черчилль приказал переработать проект но­вых кораблей под 381-мм пушки. Такое решение было крайне рискованным, поскольку эти орудия еще не существовали. Но терять время, дожидаясь испыта­ний новой артиллерии, Черчилль считал недопусти­мым, и конструкторы взялись за работу, засучив рукава. Как ни странно, родившийся в столь драматичес­ких обстоятельствах корабль по праву считается луч­шим линкором Первой мировой войны! Им стал «Queen Elizabeth» (вместе с четырьмя своими «бра­тьями») - второй после «Dreadnought» линейный ко­рабль, повергший в смятение адмиралов и кораблес­троителей всех стран.

Поначалу новый линкор проектировался просто как увеличенный «Iron Duke» с десятью орудиями в пяти башнях, но вскоре от средней башни отказались: восемь 381-мм орудий, обладавшие скорострельнос­тью два выстрела в минуту и так обеспечивали борто­вой залп больше, чем у любого из предшественников.

Освободившееся пространство соблазняло уста­новить дополнительные котлы и увеличить скорость до 25 узлов. Предполагалось, что четверка новых ко­раблей образует быстроходную эскадру, которая смо­жет производить охват неприятельской колонны («ставить черту над Т»), либо своим мощным огнем резко усиливать боевые возможности какой-то части флота. Но осуществить эту идею при сохранении угольного отопления котлов оказалось невозможным. Проблему решал переход на жидкое топливо; к тому же это позволяло сэкономить несколько сотен тонн водоизмещения. Однако лордов Адмиралтейства пу­гала зависимость от поставок нефти с Ближнего Вос­тока. В ходе ожесточенных споров Черчилль все же настоял на строительстве чисто нефтяных линкоров для британского флота.

Опытное 15-дюймовое орудие с длиной ствола 42 калибра (16 м) завод фирмы «Армстронг» в Эльзвике изготовил всего за 4 месяца. Результаты его испыта­ний превзошли ожидания. Точность стрельбы даже на максимальную дальность (на полигоне - 32 км; на кораблях из-за меньшего угла возвышения стволов дальность не превышала 21,4 км) была великолепной. а износ ствола в пределах допустимого.

Закладка первого корабля серии состоялась в ок­тябре 1912 г., второго и третьего - в январе и февра­ле 1913 г., четвертый был заложен в октябре. Тогда же состоялась закладка «внепланового» пятого сверхдредноута «Malaya». Своим появлением и на­званием он обязан правительству британского доми­ниона - Малайской федерации, на чьи средства ве­лось строительство. Наконец, программа 1914 г. предусматривала закладку шестого корабля этого типа (Agincourt), но она так и не состоялась. Позже его имя получил реквизированный турецкий линкор.

«Queen Elizabeth» вступил в строй в январе 1915 г. и сразу привлек к себе всеобщее внимание специали­стов. Хотя он развивал скорость на один узел меньше проектных 25 узлов, все же огромный и быстроход­ный линкор во многом предвосхитил концепцию ли­нейного корабля будущего и сделал проблематичным дальнейшее развитие класса линейных крейсеров. Правда, за скорость и сверхмощное вооружение при­шлось заплатить, как всегда, броневой защитой. Тол­щина главного пояса была увеличена на один дюйм. но диссонанс между наступательной мощью и защи­той был очевиден. Зато весьма полезным новшест­вом стала 50-мм противоторпедная переборка, про­стиравшаяся вдоль борта (на удалении 1,8-2,4 м от нее) в большей части длины корпуса, а по высоте до­ходившая до средней палубы.

Главное оружие линкора состояло из восьми пу­шек Мк.1 в четырех двухорудийных башнях. Боеза­пас- 100 выстрелов на ствол. Противоминная артиллерия (6-дюймовки) имела боезапас 130 выстрелов на орудие. Дополнительно каждый корабль имел 100 осветительных шестидюймовых снарядов. Размеще­ние пушек среднего калибра было столь же неудач­ным, как и на «Iron Duke», и в 1916 г. кормовые орудия демонтировали. В итоге по корме образовался мертвый угол 90 градусов в зоне обстрела противо­минной артиллерии.

Управление огнем орудий главного калибра осу­ществляли два поста центральной наводки (дальномеры с базой 4,57 м), один из которых располагался в бронированном колпаке над боевой рубкой, другой - на фор-марсе. Кроме того, каждая башня имела свой собственный дальномер и открытое визирное устрой­ство для горизонтальной наводки. При необходимости огнем всей тяжелой артиллерии можно было управ­лять из 2-й башни главного калибра.

Четырехвальная энергетическая установка линко­ров состояла из турбин, передававших вращение не­посредственно на гребные валы, и водотрубных кот­лов. На четырех кораблях из пяти (кроме «Valiant» - 71112 л.с.) силовые установки превзошли проектную мощность 75000 л.с, но из-за увеличения водоизмещения по сравнению с первоначальным проектом скорость полного хода оказалась на 1-2 узла ниже ожидавшейся. Самым быстроходным из всей пятерки оказался «Malaya». Дальность плавания составила 8600 миль на 12,5 узлах, или 3900 миль полным ходом.

«Queen Elizabeth» сразу по вступлении в строй пе­решел в Средиземное море и с февраля по май 1915 года участвовал в бомбардировке турецких позиций у Дарданелл. Затем последовал ремонт в Розайте, из-за чего корабль не участвовал в Ютландском бою. В 1917 г. он сменил «Iron Duke» в качестве флагмана Гранд Флита.

Остальные корабли этой серии составили 5-ю эскадру линкоров, наиболее пострадавшую в ходе Ют­ландского боя. «Barham», «Valiant», «Warspite» и «Malaya» в начале сражения поспешили на выручку линейным крейсерам адмирала Битти и попали под сосредоточенный огонь всего германского Флота Открытого моря. В них попали 17 снарядов калибра 280 мм и 305 мм, на­несшие серьезный урон.

Сильнее всех пострадал «Malaya»: немецкий снаряд пробил броню каземата проти­воминной артиллерии и вызвал сильнейший пожар пороховых зарядов - пламя над кораблем взлетело выше мачт. В резуль­тате 102 человека погибли или получили ожоги, а все 6-дюймо­вые пушки правого борта вы­шли из строя. Тем не менее, ко­рабль благополучно вернулся на базу и в июле 1916 г. снова вступил в строй.

После Ютландского боя на всех британских линкорах уси­лили броневую защиту артилле­рийских погребов,установили в них мощные средства тушения пожаров.

В 1918 г. на линкорах типа «Queen Elizabeth» оборудовали деревянные взлетные платфор­мы для аэропланов на возвы­шенных башнях (номера 2 и 3).

Год спустя они получили новые дальномеры с базой 9,14 метров, а также более совершенные электромеха­нические приборы управления артиллерийским огнем. Неоднократно за время войны менялся их рангоут.

После Вашингтонской конференции 1922 г. Адми­ралтейству пришлось смириться с тем, что о строи­тельстве новых линкоров следует забыть надолго (за исключением двух кораблей типа «Nelson», спущенных в 1925 г.). Главной силой флота на следующие двадцать лет стали 10 линейных кораблей, спроектированных еще до Первой мировой войны: 5 типа «Queen Elizabeth» и 5 типа «Revenge», а также 2 линейных крейсера типа «Renown». В связи с этим англичане неоднократно их модернизировали.

Первая модернизация линкоров типа «Queen Elizabeth» включала установку булей и новых систем управления огнем, а также замену 76-мм зениток на 102-мм. Снимались торпедные аппараты. Значитель­ной перестройке подверглись многочисленные мости­ки и надстройки. Работы с данной серией затянулись на десяток лет, поэтому линкоры в 20-30-е годы внешне сильно отличались друг от друга.

Дольше всех ждал своей очереди на модерниза­цию (до 1930 г.) «Barham». Зато он первым получил катапульту с гидросамолетами, и по сути дела прошел совершенно иное переоборудование, ставшее образцом для его «братьев». У него усилили бронирование палуб: 82-мм плиты настелили на средней палубе над погребами (поверх имевшихся 25-мм плит), а 64-мм броню - над машинным отделением.

Существенно усилилось зенитное вооружение. Че­тыре одинарные 102-мм пушки заменили спаренны­ми. Весьма полезным новшеством стал 8-ствольный зенитный 40-мм автомат, названный «двухфунтовый пом-пом». Его снаряд весил 2 фунта, а звуки непре­рывной череды выстрелов из всех стволов, выпускав­ших за минуту почти 1000 снарядов, английское ухо воспринимало именно как «пом-пом».

Однако англичан подвела страсть к экономии. Для современной зенитки они использовали боезапас, произведенный в больших количествах в годы Первой мировой войны. Недостаточная начальная скорость полета снаряда не позволяла дать точное упреждение при стрельбе по быстролетящим самолетам, а подача снарядов с помощью матерчатых патронных лент при­водила к многочисленным задержкам в стрельбе. Но даже в таком виде «пом-пом» существенно улучшил защиту от воздушных атак.

Только завершились работы на «Barham», послед­ним проходившем первую серию перестроек, как «Warspite» положил начало второй, самой существен­ной модернизации, полностью изменившей внешний вид и начинку линкоров данного типа. Затраты на его переооборудование (2,5 млн фунтов стерлингов) превысипи исходную стоимость корабля! Работы заняли около четырех лет.

Основой модернизации стала замена турбин и кот­лов на более легкие и мощные. Вместо 24 большетрубных котлов Ярроу появились адмиралтейские кот­лы с трубками малого диаметра. Каждый котел уста­новили в отдельном отсеке. Турбины, напрямую вра­щавшие винты, заменили турбозубчатыми агрегата­ми с редукторами. Новая энергетическая установка обеспечивала мощность 85000 л.с. вместо исходных 75000 л.с., хотя ее вес уменьшился на 40% - таков был технический прогресс за два десятка лет. Сэкономленный вес использовали прежде всего для усиления палубной брони над погребами и котлами.

Были увеличены углы возвышения 15-дюймовых орудии. Одновременно на вооружение приняли но­вый, более заостренный снаряд. В результате этих мер дальность стрельбы возросла со 115 (21,3 км) до 160 кабельтовых (29,6 км).

Сильно изменился внешний вид кораблей. Впере­ди появилась новая башенноподобная надстройка, служившая устойчивым основанием для новейших си­стем управления огнем. Жертвой подобной перест­ройки оказалась прежняя тяжело бронированная бо­евая рубка. Англичане решили, что для прикрытия ко­мандного состава от осколков достаточно трехдюймо­вой брони, а от прямого попадания крупнокалиберно­го снаряда не спасет никакая защита-Полная реконструкция требовала значительных затрат, поэтому до 1939 года ее прошел только «War-spite», модернизация «Queen Elizabeth» и «Valiant» завершилась уже после начала войны, переоборудо­вание еще двух кораблей так и не состоялось.

Совершенно другой стала зенитная артиллерия в виде десяти спаренных универсальных 114-мм уста­новок. Новое орудие стреляло снарядом в полтора раза более тяжелым, чем 102-мм. Ненужные теперь 152-мм орудия исчезли окончательно. Дальнобойные зенитки дополняли восьмиствольные «пом-помы», ко­личество которых постоянно увеличивалось.

Все корабли этого типа приняли самое активное участие в сражениях Второй мировой войны.

«Barham» потонул 25.11.1941 г. у берегов Египта от трех торпед германской подлодки U-331, при этом погибли 862 члена экипажа

«Malaya» с 15.05.1945 г. являлся брандвахтой и учебным кораблем в Портсмуте. 12.04.1948 г. его про­дали на слом.

«Queen Elizabeth» и «Valiant» 19.12.1941 г. сели на грунт в порту Александрия в результате атаки италь­янских человекоуправляемых торпед. В 1942 г. их подняли, а в 1943 г. отремонтировали. С марта 1946 г. они находились в резерве. Были списаны в июне-ав­густе 1948 г. и вскоре проданы на слом.

«Warspite» был списан в марте 1946 г. 23 апреля 1947 г. его продали на слом немецкой фирме, однако покупатель отбуксировал корабль к месту разделки только в июле 1950 года.

Линейные корабли типа “Куин Элизабет” - описание и краткое содержание, автор Михайлов Андрей, читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки сайт

Поначалу в Великобритании многие были настроены против линкоров совершенно нового типа. Их строительство требовало больших затрат, к тому же после их постройки большая часть линейного флота самой мощной морской державы мира сразу же оказалась бы устаревшей.

Тем не менее решение было принято весьма быстро, особенно благодаря адмиралу Джону Фишеру, который всемерно заботился о том, чтобы какое-то другое государство не опередило Великобританию в любых новшествах, вводимых на флоте. В рекордные сроки был составлен проект и начато строительство линейного корабля «Дредноут» («Неустрашимый»). Этот корабль, спущенный на воду 10 февраля 1906 года, имел характеристики, присущие всем поздним линкорам, которые и стали называться «дредноутами». При водоизмещении 18000 т он, с помощью паровых турбин, развивал скорость хода 21 узел и обладал унифицированным вооружением из десяти 305-мм орудий. Для отражения атак миноносцев на малых дистанциях к ним были добавлены и 12- фунтовые орудия.

Куин Элизабет (Queen Elizabeth) могла бы быть и самым большим пассажирским судном 20 века, если бы в 1995 году её не превзошло по тоннажу первое круизное мега-судно Сarnival Destiny, которое таким образом вошло в историю. Но к тому времени этой второй по счету королевы Кунарда уже не было на свете — годы жизни 1940-1972.

Давайте вспомним про этот корабль подробнее …

Фото 2.

Справедливости ради нужно отметить, что превосходство Куин Элизабет по размерам над своими великими современниками было чуть-чуть. По размерам и тоннажу Куин Мэри, Нормандия и Куин Элизабет были практически равны. Куин Элизабет - l далеко не близнец, но усовершенствованный близкий вариант первой королевы (Куин Мэри) — покинула верфь в Шотландии, когда уже началась Вторая мировая война. А было это вот так …

В мае 1936 года, после того, как другой лайнер компании Cunard Line, Королева Мария», отправился в свой первый рейс, было объявлено о начале разработки следующего корабля под названием «Королева Елизавета».

Лайнер был заложен в декабре 1936 года на верфи «John Brown and Company» в городе Клайдбанк (англ. Clydebank ), Шотландия. Новый корабль отличался отQueen Mary улучшенным дизайном . Кроме того, на «Королеве Елизавете» было установлено двенадцать паровых котлов вместо двадцати четырёх, как на «Королеве Марии», что позволило убрать одну дымовую трубу. Это позволило существенно увеличить размер палубы, а также грузо- и пассажировместимость.

В то время как «Королева Елизавета» находилась в достроечном доке, были изданы специальные лицензии о пригодности корабля для плавания. 29 декабрябыли проведены испытания двигателей.

Через какое-то время было принято решение отправить корабль в Саутгемптон и завершить достойку там . Это было сделано для того, чтобы не позволитьнемецким шпионам вести за судном наблюдение. Другой немаловажной причиной явилась необходимость достройки линкора «Duke of York», что тогда могло быть осуществлено только на верфиДжона Брауна.

Корабль был перекрашен в серый цвет и укомплектован минимумом экипажа. В марте 1940 года «Королева Елизавета» покинула Клайдбанк. Во время плавания капитану корабля были даны указания изменить курс и направиться в Нью-Йорк. В тот же день, в расчётное время прибытия судна в Саутгемптон, город подвергся бомбардировке Люфтваффе.

Через шесть дней корабль пересёк Атлантику и прибыл в Нью-Йорк, где был пришвартован рядом с Queen Mary и «SS Normandie». Таким образом, в одном месте одновременно оказались три самых больших лайнера в мире.

«Королева Елизавета» покинула нью-йоркский порт 13 ноября и направилась в Сингапур для перевозки войск. По прибытии на корабле были установлены зенитные орудия, а также перекрасили корпус в чёрный цвет, оставив серым цвет только надпалубных сооружений.

11 февраля «Королева Елизавета» покинула сингапурский порт и приступила к перевозке австралийских войск в Азию и Африку. После 1942 года судно было передислоцировано в Северную Атлантикудля перевозки американских войск в Европу.

Другой лайнер компании Cunard Line, «Королева Мария», также использовался как военный транспорт. Благодаря своей высокой скорости «Королева Мария» и «Королева Елизавета» могли совершать рейсы без конвоя.

За время своей службы судно перевезло более 750,000 военнослужащих.

Фото 3.

Фото 5.

После окончания Второй мировой войны «Королева Елизавета» была освобождена от воинской службы. В Гриноке, Шотландия, судно было переоборудовано обратно в пассажирский лайнер. Последние ходовые испытания «Королевы Елизаветы» были проведены во время путешествия на остров Арран. Во время круиза на борту корабля находилась Королева Елизавета со своимидочерьми Елизаветой и Маргарет. Испытания проходили под руководством сэра Перси Бэйтса (англ. Sir Percy Bates ), который следил за тем, чтобы скорость лайнера не превысила 30 узлов (55,5 км/ч). Это делалось для того, чтобы «Королева Елизавета» не побила скоростной рекорд «Королевы Марии». После ходовых испытании лайнер был направлен в Нью-Йорк.

Несмотря на схожие технические характеристики, «Королеве Елизавете», в отличие от «Королевы Марии», никогда не присуждался приз «Голубая лента Атлантики», который вручался океанским лайнерам за самое быстрое пересечение Северной Атлантики.

Фото 7.

Фото 8.

14 апреля 1947 года «Королева Елизавета» села на мель возле Саутгемптона. На следующий день корабль был снят с неё.

Вместе с «Королевой Марией», «Королева Елизавета» являлась лидером в области пассажирских перевозок, но после появления в конце 50-х реактивных самолётов судно стало нерентабельным. Какое-то время корабль курсировал между Нассау и Нью-Йорком. Были проведены работы по установке бассейна на открытом воздухе и улучшению кондиционирования. Предпринятая попытка спасти положение не увенчалась успехом: у «Королевы Елизаветы» был большой расход топлива, низкая осадка, из-за которой нельзя было заходить в порты, находящиеся на островах, и большая ширина, которая делала невозможным проход лайнера через Панамский канал. Всё это послужило причиной того, что 1968 году «Королева Елизавета» была выведена из состава флота. В 1969 году «Королева Елизавета» была заменена новым, более экономичным лайнером «Королева Елизавета 2» (англ. «RMS Queen Elizabeth 2» ).

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

+

Фото 1.

Фото 13.

Фото 14.

В 1968 году «Королева Елизавета» была продана группе бизнесменов из Филадельфии, которые планировали переоборудовать корабль в плавучий отель и по совместительству туристический центр воФлориде , но в 1970 году из-за финансовых затруднений «Королева Елизавета» была продана гонконгскому магнату . Тот решил превратить лайнер в морской университет для проведения обучающей программы «Семестр в море» (англ. Semester at Sea, SAS ).

Через некоторое время корабль был переименован в «Seawise University» .

9 января 1972 года на лайнере случился большой пожар, в результате которого он опрокинулся и затонул в бухте Виктории (англ. Victoria Harbour ) в Гонконге. В период с 1974 по 1975 год большая часть корабля была разобрана на металлолом. Тем не менее, киль лайнера и паровые турбины до сих пор покоятся на дне бухты. На местных морских картах место крушения «Королевы Елизаветы» помечено как опасное для постановки кораблей на якорь.

После крушения «Королевы Елизаветы» самым большим пассажирским судном стал лайнер «SS France».

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

Фото 35.

Фото 36.

Фото 37.

Фото 38.

Фото 39.

Фото 40.

Фото 41.

Но это еще не конец истории …

Фото 42.

Этот громадный океанский корабль был построен на шотландской судоверфи в 60-х годах, став значительно улучшенной копией своих предшественников — лайнеров «Королева Елизавета» (затонувшем неподалеку от Гонконга) и»Королева Мария» (который сейчас стоит у берегов Лос-Анджелеса).

Лайнер в течение 40 лет бороздил океанские просторы, долгое время оставаясь самым быстроходным «круизером». В конце 2005 года «Елизавета II» попала в скандал: во время долгой кругосветки члены экипажа организовали вечеринку, перебрали виски, после чего устроили грандиозный дебош, переломав дорогую мебель и выкинув за борт уникальный гобелен с портретом королевы. Позже гобелен каким-то чудом был найден, испорченные вандалами предметы интерьера подлатали, а команду дебоширов разогнали почти целиком.

Фото 44.

Свой последний круиз через Атлантику QE2 совершил в 2008 году. Тандем двух лайнеров — «Королева Елизавета II» и «Королева Мария II» — за неделю прошел отНью-Йорка до английского Саутгемптона. После торжественных проводов «на пенсию» корабль-гигант был выкуплен арабскими миллионерами, планирующими превратить «Елизавету» в роскошный плавучий отель. Лайнер стоит на пристани неподалеку от искусственного острова Пальма Джумейра (Palm Jumeirah).

Фото 46.

Фото 47.

Фото 48.

Фото 49.

Фото 50.

Фото 51.

В 2007 году правительство Великобритании утвердило программу строительства двух новейших авианосцев. Они станут самыми большими боевыми кораблями за всю богатую историю флота Ее Величества. На авианосцах Queen Elizabeth и Prince of Wales будут базироваться самолеты F-35 Lightning II класса JSF (40 единиц) в разрабатываемом в настоящее время варианте корабельного базирования.

Новые авианосцы строятся как замена ныне действующим лёгким авианосцам типа «Инвинсибл», из которых в данный момент в строю только один «Илластриес», его планируют списать в 2015 году после достройки «Куин Элизабет»

А теперь про процесс постройки. Увидев впервые фотографии того как он строится, я удивился — как так? Одна часть тут построена, другая там, третья где-то далеко. Потом все части корпуса привезли в один большой док и там стали соединять. Схема очень интересная и как в последствии я понял, это экономически выгоднее, чем постройка всего корабля на одном заводе.

Перевозка одной из секций авианосца на предприятие, где все секции соединят.

Производственная программа была распределена следующим образом: 60 % работы выполняют 4 английские верфи - верфь Говэн компании BAE Systems (секция корпуса № 4); верфь Бэрроу той же компании (секция № 3); BVT Portsmouth (секция № 2); Babcock Appledore and Rosyth (носовая секция № 1). Компания Babcock отвечает за окончательную сборку секций. Остальные 40 % производственной программы были распределены между мелкими подрядчиками.

Постановка в док.

Ещё одна интересная черта этого авианосца — надстройки. Предполагается установить две малых надстройки. В передней надстройке будут располагаться службы управления кораблём, на задней - управление полётами.
Преимущество архитектуры с двумя надстройками состоит в увеличении площади палубы, уменьшении турбулентных потоков воздуха, более гибкое распределение пространства на нижних палубах. Расположение служб управления полётами в задней части палубы предпочтительно, так как позволяет более полно контролировать такие критические фазы полёта, как заход на посадку и собственно посадка.

На фотографии соединяют две секции корабля и достраивают нос.

Очень удобно и то, что на корабле можно производить одновременно взлёт и посадку самолётов!

На корабле две газотурбинные генераторы Rolls-Royce Marine MT30 мощностью 36 МВт каждая и четырёхдизельные генераторы суммарной мощностью 40 МВт. Также четыре электромотора по 20 МВт. работающие тандемно на два вала.

Появление дредноутов класса «Куин Элизабет» (Queen Elizabeth Class) стало революционным событием в истории мирового кораблестроения. Изменения коснулись видов и расположения вооружения, скорости хода, впервые судно использовало только жидкое топливо – нефть. Все эти преобразования стали возможны благодаря новому Первому лорду Адмиралтейства – Уинстону Черчиллю. До его прихода планы по строительству линкоров включали закладку усовершенствованных моделей « ». Однако появились слухи о том, что планирует увеличить мощность своего морского вооружения. В то же время Япония и США уже имели 14-дюймовые орудия. Для продолжения демонстрации своего могущества необходимо было удивлять противника. При этом пушки калибром 381 мм (15 дюймов) находились только на стадии разработки, соответственно не прошли испытания. Черчилль решил рискнуть и построить принципиально новый дредноут, отличающийся от своих предшественников.

Бронирование, вооружение «Куин Элизабет»

Защита корабля в некоторых местах была усилена, но кое-где бронь пришлось ослабить – палуба была оббита пластинами толщиной всего 6 мм. Турбогенераторы обеспечивали бесперебойную работу всех электрических устройств. Была улучшена система опреснения воды – до 650 тонн в сутки. Скорость движения достигала 25 узлов.

Главный калибр 381-мм пушек 15″/42cal Mk I

Вооружение состояло из следующих видов техники:

  • 8 морских 381-мм пушек 15″/42cal Mk I, которые гарантировали увеличенную дальность стрельбы и мощность поражения. Было решено убрать одну башню главного калибра. Расчеты показали, что залп из 8 новых 15-дюймовых артиллерийских установок превысит общий вес предыдущих десяти 13,5-дюймовых орудий. Освободившееся пространство можно было использовать для размещения дополнительных котлов, обеспечивающих увеличенную скорость хода. Такое решение оказалось вполне успешным, опыт использовался в последующих разработках.
  • 16 противоминных установок 152-мм Mk XII. 12 пушек повторяли свое расположение на «Айрон Дюке». При этом было добавлено еще 4 казематные установки – по 2 с каждой стороны на главной палубе. Однако основная проблема с размещением вторичного вооружения так и не была решена – при волнении на море установки затапливались. Со временем некоторые из них пришлось демонтировать.
  • 2 зенитные пушки калибром 76 мм;
  • 4 подводных торпедных аппарата 533 мм.

Служба

Планировалось построить 6 линейных кораблей данного класса. Фактически было заложено всего 5 судов. Четыре из них в 1916 году участвовали в Ютландском сражении. Радиус поражения составлял более 17 км, это расстояние превышало дальность стрельбы немецкой военной техники. Тем не менее неприятель сумел подойти на близкое расстояние и повредил три линкора типа «Куин Элизабет». В послевоенные годы они прошли модернизацию и получили ряд усовершенствований в сфере вооружения и электроники.

В первые годы Второй мировой войны судно «Barham» подверглось нападению со стороны немецкой подводной лодки U-331. Вместе с кораблем под воду ушло 862 члена экипажа. Однако до этого линкор принял участие в битве при Дакаре, где он повредил французский корабль, управляемый противниками. В 1941 году участвовал в потоплении итальянского тяжелого крейсера.

Остальные четыре дредноута участвовали во многих известных сражениях, каждый из них был поврежден неприятелями. Так, головной корабль «Куин Элизабет» в декабре 1941 года у берегов Египта был заминирован итальянскими водолазами. Следующие полтора года он провел в ремонтных доках Александрии, США и Великобритании. Восстановившись, судно продолжило участие в военных сражениях. После окончания войны все описываемые линкоры были сняты с вооружения.