Максимальная удаленность подходящей работы места жительства. Понятие подходящей работы. Требования к подбору подходящей работы

Поскольку приобретение и сохранение статуса безработного связано с такими понятиями, как подходящая и неподходящая работа, остановимся на них подробнее.

В соответствии со ст.4 Закона «О занятости населения в РФ» подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Транспортная доступность - это максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного, которая определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа (включая работу временного характера и общественные работы), требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде, считается подходящей для граждан:

  • * впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
  • * отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
  • * состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
  • * обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ. Подходящей не может считаться работа, если:
  • * она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
  • * условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
  • * предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины указанного прожиточного минимума.
  • 3) Права и обязанности безработного

Помимо определения понятия, правовой статус безработного включает в себя его права и обязанности, ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а также социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством с целью предоставления безработному гражданину возможности реализовать предоставленные права.

Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы: правомочия, направленные на реализацию права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, и правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.

Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:

  • * право на содействие в поиске подходящей работы (ст.4 Закона о занятости);
  • * право на выбор места работы (ст.8 Закона о занятости), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст.10 Закона о занятости);
  • * право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст.9, 23 Закона о занятости);
  • * право участвовать в общественных оплачиваемых работах (ст.24 Закона о занятости);
  • * право на получение содействия в организации собственного дела.

Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости и предусматривают возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации:

  • * пособие по безработице (ст.30-35 Закона о занятости);
  • * стипендия на период обучения по направлению службы занятости (ст.29 Закона о занятости);
  • * материальная помощь безработным и членам их семей (ст.36 Закона о занятости);
  • * организация отдыха и лечения детей безработных граждан;
  • * возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости (абз. 5 п.1 ст.28 Закона о занятости);
  • * оплата стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность (п.8 ст.29 Закона о занятости). Важной социальной гарантией служит также льготный порядок исчисления трудового стажа. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой и страховой стаж.

Что касается обязанностей безработного, то в общем виде их можно сформулировать как добросовестность и дисциплинированность.

Обращаясь за содействием в государственную службу занятости, гражданин должен сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице. Если же безработный поступил недобросовестно и получал пособие обманным путем, то выплата пособия по безработице может быть прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного. Те же последствия может повлечь за собой и несообщение безработным в службу занятости сведений о своем трудоустройстве (пусть даже временном или на условиях неполного рабочего времени).

Требование дисциплинированности заложено в основе взаимодействия органа службы занятости и безработного: он должен регулярно, не реже двух раз месяц проходить перерегистрацию в органах службы занятости; заранее сообщать о длительном (более одного месяца) отсутствии по месту регистрации в качестве безработного; явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; безработный или соглашается выполнять предложенную подходящую работу, или посещает занятия и успешно проходит курс обучения по направлению органов службы занятости.

Кроме того, безработный обязан являться в органы службы занятости в трезвом виде, так как явка безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения влечет за собой соответствующие санкции со стороны органа службы занятости.

Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), уголовно-правовыми (привлечение к ответственности по ст.159 УК РФ за мошенничество), так и специфическими, присущими только данным правоотношениям. К числу таких специфических мер относятся: приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25% на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания - лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.

Статья 4. Подходящая и неподходящая работа

1. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Информация об изменениях:Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 2 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения,вступающие в силу с 1 января 2005 г.

2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Информация об изменениях:Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 367-ФЗ в пункт 3 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения,вступающие в силу с 1 января 2010 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - трудовое законодательство), считается подходящей для граждан:

впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Информация об изменениях:Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 175-ФЗ в пункт 4 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня установления Правительством РФ величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"


См. текст пункта в предыдущей редакции

она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

ГАРАНТ:См. комментарии к статье 4 настоящего Закона

Информация об изменениях:Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 5 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы "

Требования

к подбору подходящей работы

1. Настоящий документ определяет требования к подбору гражданам,

зарегистрированным в целях поиска подходящей работы (далее -

зарегистрированные граждане), и безработным гражданам подходящей работы.

2. Подбор подходящей работы зарегистрированным гражданам и

безработным гражданам осуществляется исходя из сведений о свободных

рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся в регистре

получателей государственных услуг в сфере занятости населения -

работодателей.

3. Подбор подходящей работы осуществляется с учетом профессии

(специальности), должности, вида деятельности, уровня профессиональной

подготовки и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего

заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы

транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя

к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих

местах и вакантных должностях.

4. Зарегистрированным гражданам, не предъявившим при постановке на

регистрационный учет документов, подтверждающих профессиональную

квалификацию, уровень профессиональной подготовки, опыт и навыки работы,

сфере занятости населения - работодателей предложения оплачиваемой

работы, включая работу временного характера, не требующей предварительной

подготовки, отвечающей требованиям трудового законодательства Российской

Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового

права, с учетом транспортной доступности рабочего места, а также

требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях

о свободных рабочих местах и вакантных должностях.

5. При подборе подходящей работы транспортная доступность рабочего

места определяется с учетом максимальной удаленности подходящей работы от

места жительства зарегистрированных граждан и безработных граждан.

6. Для зарегистрированных граждан, вставших на регистрационный учет

в течение 12 месяцев после увольнения по любым основаниям, подходящей

считается работа, в том числе работа временного характера, которая

соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня

профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за

исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья граждан

и транспортной доступности рабочего места.

7. Для зарегистрированных граждан, впервые ищущих работу (ранее не

работавших), имеющих профессию (специальность), вставших на

регистрационный учет в течение 12 месяцев после окончания обучения в

учреждениях профессионального образования, подходящей считается работа, в

том числе работа временного характера, которая соответствует профессии

(специальности) с учетом уровня профессиональной подготовки, состоянию

здоровья граждан и транспортной доступности рабочего места.

8. Зарегистрированным гражданам, впервые ищущим работу, ранее не

работавшим и при этом не имеющим профессии (специальности), выдается не

более 2 предложений профессиональной подготовки или направлений на

оплачиваемую работу, включая работу временного характера, требующую или

не требующую (с учетом возрастных и иных особенностей граждан)

предварительной подготовки, отвечающую требованиям трудового

законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов,

9. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и

общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и

иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая

требованиям трудового законодательства Российской Федерации и иных

нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается

подходящей для зарегистрированных граждан и безработных граждан:

а) уволенных более одного раза в течение года, предшествовавшего

началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные

действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

б) прекративших индивидуальную предпринимательскую и иную

деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в

установленном законодательством Российской Федерации порядке;

в) стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного

(более 1 года) перерыва;

г) направленных государственными учреждениями службы занятости

населения на обучение и отчисленных за виновные действия;

д) отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся

профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти

переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по

безработице;

е) состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости

населения более 18 месяцев;

ж) более 3 лет не работавших;

з) обратившихся в государственные учреждения службы занятости

населения после окончания сезонных работ.

10. При подборе зарегистрированным гражданам и безработным гражданам

подходящей работы не допускается:

а) предложение одного и того же варианта работы дважды, а для

граждан, впервые ищущих работу, ранее не работавших и при этом не имеющих

профессии (специальности), предложение одного и того же варианта

профессиональной подготовки дважды;

б) направление на рабочие места без учета развития сети

общественного транспорта, обеспечивающей транспортную доступность

рабочего места;

в) предложение работы, которая связана с переменой места жительства

граждан без их согласия;

г) предложение работы, условия труда которой не соответствуют

правилам и нормам по охране труда;

д) предложение работы, заработок по которой ниже среднего заработка,

исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы граждан.

Для граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину

прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте

Российской Федерации в установленном порядке, подходящей не может

минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном

11. Зарегистрированным гражданам и безработным гражданам, имеющим

несколько профессий (специальностей), подбор подходящей работы

осуществляется с учетом имеющихся профессий (специальностей), уровня

профессиональной подготовки, опыта и навыков работы.

12. При предложении подходящей работы зарегистрированным гражданам и

безработным гражданам выдаются направления на работу. Кандидатуры граждан

в случае их согласия на подходящую работу согласовываются с

работодателями.

Зарегистрированным гражданам и безработным гражданам выдается не

13. При отсутствии подходящей работы зарегистрированным гражданам и

безработным гражданам при их согласии могут быть предложены:

а) направление на работу по смежной профессии (специальности);

б) направление для участия в оплачиваемых общественных работах;

в) участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест;

г) профессиональная ориентация в целях выбора сферы деятельности

(профессии), трудоустройства и профессионального обучения;

д) направление на временное трудоустройство безработных граждан,

испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от

18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и

среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

14. Несовершеннолетним зарегистрированным гражданам в возрасте от 14

до 18 лет может быть предложено временное трудоустройство в свободное от

учебы время.

15. Кандидатуры зарегистрированных граждан и безработных граждан в

случае их согласия на работу по смежной профессии (специальности) или

участие в оплачиваемых общественных работах и временном трудоустройстве

согласовываются с работодателями.

Орлова, учительница начальных классов, обратилась в службу занятости с просьбой направить её на переобучение профессии бухгалтера.

Каких граждан и в каких случаях служба занятости направляет на переподготовку?

Здравствуйте Евгений.

В данном случае, необходимо обратиться к положениям регулирующим порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требования к подбору подходящей работы.

Так, согласно:

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2012 года N 891
О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы
(с изменениями на 4 августа 2015 года)
Требования к подбору подходящей работы
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 сентября 2012 года N 891
1. Настоящий документ определяет требования к подбору гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы (далее - зарегистрированные граждане), и безработным гражданам подходящей работы.
5. При подборе подходящей работы
транспортная доступность рабочего места определяется с учетом максимальной удаленности подходящей работы от места жительства зарегистрированных граждан и безработных граждан.
6. Для зарегистрированных граждан, вставших на регистрационный учет в течение 12 месяцев после увольнения по любым основаниям, подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья граждан и
транспортной доступности рабочего места.
7. Для зарегистрированных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), имеющих профессию (специальность), вставших на регистрационный учет в течение 12 месяцев после окончания обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессии (специальности) с учетом уровня квалификации, состоянию здоровья граждан
и транспортной доступности рабочего места.
10. При подборе зарегистрированным гражданам и безработным гражданам подходящей работы
не допускается:
б) направление на рабочие места без учета развития сети общественного транспорта, обеспечивающей транспортную доступность рабочего места;
в)
предложение работы, которая связана с переменой места жительства граждан без их согласия; docs.cntd.ru/document/902368352

При этом, согласно информации Министерства труда и социального развития РФ:

Какие подходы могут быть использованы при определении транспортной доступности рабочего места при подборе подходящей работы? Правомерно ли при определении максимальной удаленности места подходящей работы от места жительства зарегистрированных в целях поиска подходящей работы и безработных граждан, помимо транспортной доступности рабочего места (пункты 5, 6 требований к подбору подходящей работы) применять иные критерии, такие как стоимость проезда к предполагаемому месту работы и обратно, а также время нахождения в пути и количество пересадок, так как зачастую стоимость проезда к месту работы и обратно, с учетом транспортной доступности превышает размер предлагаемой заработной платы, а время нахождения в пути составляет более 3 часов в день.

Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства гражданина
устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в дифференцированном размере в зависимости от категорий граждан и с учетом развития сети общественного транспорта.
При подборе подходящей работы транспортная доступность рабочего места определяется исходя из максимальной удаленности подходящей работы от места жительства гражданина.
Рекомендуемое максимальное время для граждан, относящихся к категории инвалидов, не должно превышать 1,5 часов (если в рекомендациях индивидуальной программы реабилитации инвалида не содержатся иные требования по транспортной доступности рабочего места).
Подходящей также считается работа, если транспортная доступность рабочего места обеспечивается транспортным средством работодателя, обеспечивающего доставку персонала к месту работы и обратно.
www.rosmintrud.ru/reception/help/23/4

Следовательно, по вашему району также есть нормативы определяющие максимальную удаленность подходящей работы, т.е. Вы можете обратиться в районную службу занятости с заявлением по вопросу ознакомления и предоставления полной и исчерпывающей информации в отношении установленным нормативов по максимальной удаленности подходящей работы, к сожалению в сети найти его оказалось затруднительно.

Вот один из примеров такого норматива:

ГЛАВА ШАХОВСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2003 года
О МАКСИМАЛЬНОЙ УДАЛЕННОСТИ ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ ОТ МЕСТА
ЖИТЕЛЬСТВА БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН
На основании п. 2 статьи 4 Закона Российской Федерации «О
занятости населения в Российской Федерации», учитывая степень
развития сети общественного транспорта в Шаховском районе,
постановляю:
Считать подходящим местом работы для безработных граждан:
- проживающих в сельских административных округах, - предприятия, находящиеся в пределах Шаховского района;
- проживающих в поселке, - предприятия, находящиеся в пределах
Шаховского района, а также предприятия, находящиеся в двух часах
проезда (на общественном транспорте в одном направлении), при
условии, что транспортные затраты не будут превышать 25%
выплачиваемой заработной платы;
- одиноких граждан и граждан, не имеющих лиц на своем
содержании, - предприятия Московской области, работающие по
вахтовому методу или при наличии места для проживания.
zakon.7law.info/base62/part1/d62ru1373.htm
КОМИТЕТ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ТРУДУ, СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 сентября 2016 года N 29
О МАКСИМАЛЬНОЙ УДАЛЕННОСТИ ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ ОТ МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАН, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В ЦЕЛЯХ ПОИСКА ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ, И БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН
1. Определить максимальную удаленность подходящей работы от места жительства граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан при наличии маршрутов движения общественного транспорта или маршрутного такси, график движения которых обеспечивает своевременное прибытие к месту работы и возможность возвращения к месту жительства после завершения рабочего дня (смены) не более чем за 1,5 часа (в одну сторону); для женщин, имеющих малолетних детей, - 1 час, для инвалидов - 40 минут.
2. Считать предлагаемую работу подходящей для граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан в случае, если транспортная доступность рабочего места обеспечивается транспортным средством работодателя, осуществляющего доставку работников к месту работы и обратно, либо до мест остановки общественного транспорта или маршрутного такси.
3. При отсутствии маршрутов движения общественного транспорта или маршрутного такси, график движения которых обеспечивает своевременное прибытие к месту работы и возможность возвращения к месту жительства после завершения рабочего дня (смены), установить максимальную удаленность подходящей работы от места жительства:- для граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан - 5 километров (в одну сторону);- для граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан, относящихся к категориям инвалидов или несовершеннолетних, не более 1,5 км (в одну сторону).
docs.cntd.ru/document/432997125

КЕМЕРОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ (второй созыв, пятое заседание)
РЕШЕНИЕ
от 26 июня 1998 года N 61
О МАКСИМАЛЬНОЙ УДАЛЕННОСТИ ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ ОТ МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН
Рассмотрев предложение Главы города о максимальной удаленности подходящей работы от места жительства безработных граждан, руководствуясь статьей 4 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», статьей 25 Устава города Кемерово, учитывая развитие сети общественного транспорта в г. Кемерово, Кемеровский городской Совет народных депутатов решил:
1. Установить на срок до 01.01.99, что подходящей работой для безработных граждан, с учетом транспортной доступности считаются рабочие места, находящиеся в пределах административных границ г. Кемерово.

Что такое требования к подбору подходящей работы?

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места (ст. 4 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", (далее – Закон N 1032-1).

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для граждан:

а) впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации; уволенных более одного раза в течение 1-го года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

б) отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

в) состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3-х лет не работавших;

г) обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

а) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

б) условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

в) предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Требования к подбору подходящей работы (далее – Требования к подбору подходящей работы) установлены Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891. Требованиями к подбору подходящей работы установлено, что подбор подходящей работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня образования и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы гражданина, заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях.

При подборе подходящей работы транспортная доступность рабочего места определяется с учетом максимальной удаленности подходящей работы от места жительства зарегистрированных граждан и безработных граждан.

Для зарегистрированных граждан, вставших на регистрационный учет в течение 12 месяцев после увольнения по любым основаниям, подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья граждан и транспортной доступности рабочего места.

Для зарегистрированных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), имеющих профессию (специальность), вставших на регистрационный учет в течение 12 месяцев после окончания обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессии (специальности) с учетом уровня квалификации, состоянию здоровья граждан и транспортной доступности рабочего места.

Зарегистрированным гражданам, впервые ищущим работу, ранее не работавшим и при этом не имеющим профессии (специальности), выдается не более 2 предложений о профессиональном обучении или направлений на оплачиваемую работу, включая работу временного характера, требующую или не требующую (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающую требованиям трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

При подборе зарегистрированным гражданам и безработным гражданам подходящей работы не допускается:

а) предложение одного и того же варианта работы дважды, а для граждан, впервые ищущих работу, ранее не работавших и при этом не имеющих профессии (специальности), предложение одного и того же варианта профессионального обучения или дополнительного профессионального образования дважды;

б) направление на рабочие места без учета развития сети общественного транспорта, обеспечивающей транспортную доступность рабочего места;

в) предложение работы, которая связана с переменой места жительства граждан без их согласия;

г) предложение работы, условия труда которой не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

д) предложение работы, заработок по которой ниже среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы граждан. Для граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Зарегистрированным гражданам и безработным гражданам, имеющим несколько профессий (специальностей), подбор подходящей работы осуществляется с учетом имеющихся профессий (специальностей), уровня квалификации, опыта и навыков работы.

При предложении подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам выдаются направления на работу. Кандидатуры граждан в случае их согласия на подходящую работу согласовываются с работодателями. При направлении лиц к потенциальным работодателям на бирже труда должно быть выдано не более 2-х направлений на работу одновременно.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Правовой статус безработного представляет собой совокупность его прав и обязанностей. В гл. II Закона о занятости определен перечень основных (статутных) прав безработных, по некоторые из них, равно как и обязанности, закреплены и в других главах (например, право на пособие но безработице).

Так, безработный имеет право:

  • – на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения;
  • бесплатную консультацию и бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
  • – бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости;
  • – бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;
  • самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ;
  • – обжалование решения, действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ;
  • – социальную поддержку в виде:
    • а) выплаты пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;
    • б) выплаты стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
    • в) материальной помощи в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе и в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;
    • г) пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости;
    • д) предоставления возможности участия в оплачиваемых общественных работах.

Безработные обязаны:

  • – являться в органы службы занятости для перерегистрации не реже одного раза в месяц;
  • – участвовать по истечении трехмесячного периода безработицы в оплачиваемых работах или пройти обучение по направлению органов занятости населения (для лиц, указанных в законе);
  • – являться на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;
  • – являться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу);
  • – сообщать в орган службы занятости о самостоятельном трудоустройстве, поступлении на обучение по очной форме, призыве на военную службу (сборы);
  • – выбрать один из предложенных органом службы занятости вариантов подходящей работы.

При определении понятия "безработный" и в процессе подыскания гражданам работы на практике могут возникнуть трудности с квалификацией ее в качестве подходящей и неподходящей. Закон о занятости четко регламентирует указанные разновидности работ. Дефиниция понятия "подходящая работа" содержится в ст. 4 Закона о занятости.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. При этом максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства РФ о труде, считается подходящей для граждан:

  • – впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности);
  • – уволенных более одного раза в течение одного года, предшествующего безработице, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, указанные в законодательстве;
  • – ранее занимавшихся трудовой деятельностью и стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;
  • – направленных органами занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
  • – отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
  • – состоящих на учете в органах занятости более полутора лет, а также более трех лет не работавших;
  • – обратившихся в органы занятости после окончания сезонных работ.

Не считается подходящей работа:

  • – если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
  • – если условия труда по предлагаемой работе не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
  • – если предлагаемый заработок ниже среднего заработка обратившегося по последнему месту работы. При этом максимальный предел среднего заработка ограничен величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ.