Классный час на тему кем. Классный час на тему кем быть. Что повлияло лично на ваш выбор

Классный час «Кем быть? Каким быть?»

Ход классного мероприятия

Вступительное слово

Каждый выбирает по себе

Стихотворение Юрия Левитанского

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбирает тоже – как умеем.

Ни к кому претензий не имеем.

Каждый выбирает для себя!

В жизни каждого человека есть место выбору. И скоро вы окончите школу, и перед вами тоже будет выбор «Кем быть?». Выбор профессии – это не одномоментное решение, а поэтапный долговременный процесс. Не всегда мы выбираем то, что именно нам подходит.

1. Я хочу рассказать вам притчу, вы подумайте, о чем она.

«Случилось это в средние века. Однажды идя по дороге, путник встретил двух людей, обтесывающих камни для постройки будущего храма. Он заметил, что один из них был несчастлив, печален, тяжело вздыхал. Другой, напротив, казался счастливым. Он улыбался и что-то напевал. Путник задал вопрос несчастному: «Что ты делаешь?». –Я обтесываю камни, - ответил несчастный. А что делаешь ты? – обратился путник к счастливому. О, я строю храм! – гордо прозвучал его ответ».

О чем эта притча? (ответы детей)

Стихийность выбора профессии весьма нередко приводит к неудовлетворенности человека своим существованием, работа становится в тягость, непосильным бременем. А второй строитель нашел в этом труде свое призвание.

Чтобы выбрать именно свою профессию, надо многое осмыслить, разобраться в своих интересах, склонностях, способностях, профессиональной направленности и только потом сделать свой профессиональный выбор.

2. Мы знакомы с вами несколько лет и вы уже имеете представление о каждом. Вообразим себя прорицателями и устроим «Битву экстрасенсов». Попробуйте предсказать будущее соседу справа и начинайте свою речь со слов: «Через 10-15 лет я вижу тебя…(кем и каким)». Следующий участник может начать свою речь со слов: «Твое представление полностью соотносится с моими желаниями и я приложу все усилия, чтобы они сбылись и ты будешь мною не разочарован(а)». А потом предсказываете будущее соседу справа. А если предсказание не совсем совпадает с вашими мечтами и целями, то поблагодарите за предсказание и обращайтесь соседу справа.

Посмотрите, все вы разные, но вы все назвали практически одни и те же качества. Потому что в жизни у нас одни человеческие ценности и идеалы, которым мы стараемся придерживаться. Ведь главная профессия, которой мы овладеем в жизни, - это профессия Человека.

3. – Есть такая пословица «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах на будущее». Как вы понимаете смысл этой пословицы? (высказывания детей)

Человек рождается с огромными возможностями и бесценными способностями. И каждый из нас стремится максимально раскрыть в себе эти источники силы и тем самым добиться успеха в жизни. Поэтому свои цели, планы на будущее и желания лучше проговаривать. Утверждать – буквально означает делать твердым, то есть материализовывать свои мысли или творить свою реальность.

Закройте глаза, представьте себя (насколько это возможно) в самом далеком будущем. Какой образ возникает в связи с этими представлениями? Поразмыслите над тем, что вы ожидаете от своей жизни, каковы ваши желания, какие ценности для вас будут самыми значимыми.

(каждый из участников делится своими представлениями)

Я искренне желаю Вам, чтобы все ваши планы на будущее материализовывались, и обязательно обретете свое счастье. И несмотря ни на что, шли к намеченной цели, как лягушка из следующей притчи.

4. «Притча о целеустремленной лягушке»

Собрались несколько лягушек и разговорились.

- Как жаль, что мы живем в таком маленьком болоте. Вот бы добраться до соседнего болота, там значительно лучше! – проквакала одна лягушка.

- А я слышала, что в горах есть отличное место! Там чистый пруд, свежий воздух, и нет этих хулиганов – мальчишек! – мечтательно проквакала вторая лягушка.

- А вам-то что с этого? – огрызнулась большая жаба. – Все равно вам туда никогда не добраться!

- Почему не добраться? Мы лягушки можем все! Правда, друзья? – сказала лягушка – мечтатель и добавила, - давайте докажем этой вредной жабе, что мы сможем переехать в горы!

-Давайте! Давайте! Переедем в большой чистый пруд! – заквакали все лягушки на разные голоса.

Так они все стали собираться к переезду. А старая жаба рассказала всем жителям болота о «глупой затее лягушек».

И вот когда лягушки двинулись в путь, все, кто собрался в болоте, в один голос закричали:

- Куда вы, лягушки, это же НЕВОЗМОЖНО! Вы не дойдете до пруда! Уж лучше сидеть в своем болоте! Но лягушки не послушали и двинулись в путь. Несколько дней они шли, многие выбивались из последних сил и отказывались от своей цели. Они поворачивали обратно в родное болото. Все, кого встречали лягушки на своем нелегком пути, отговаривали их от этой безумной затеи. И так их компания становилась все меньше. И только одна лягушка не свернула с пути. Она не вернулась обратно в болото, а дошла до чистого красивого пруда и поселилась в нем.

А теперь вопрос вам. Почему именно она сумела достичь цели? (ответы детей могут быть разные).

Оказалось, что эта лягушка просто была ГЛУХАЯ! Она не слышала, что это НЕВОЗМОЖНО! Не слышала, как ее отговаривали, именно поэтому она легко добралась до своей цели!

Для общества (законопослушными гражданами)

Для своей Родины (верными защитниками)

Главное, чтобы то, кто ты , соответствовал тому, какой ты. И закончить свой классный час я хотела бы на хорошей ноте, вспомнив еще одну интересную восточную притчу «Это хорошо».

«Это хорошо»

У одного африканского короля был близкий друг детства. Этот друг, рассматривая любую ситуацию, которая когда-либо случалась в его жизни, будь она позитивная или негативная, имел привычку говорить: «Это хорошо!».

Однажды король находился на охоте. Друг, бывало, подготавливал и заряжал ружья для короля. Очевидно, он сделал что-то неправильно, готовя одно из ружей. Когда король взял у своего друга ружье и выстрелил из него, у него оторвало большой палец руки.

Исследуя ситуацию, друг, как обычно изрек: «Это хорошо!». На это король ответил: «Нет, это не хорошо!» - и приказал отправить своего друга в тюрьму.

Прошло около года, король охотился в районе, в котором он мог, по его мнению, находиться совершенно безбоязненно. Но каннибалы взяли его в плен и привезли в свою деревню вместе со всеми остальными. Они связали ему руки, натаскали кучу дров, установили столб и привязали короля к столбу.

Когда они подошли ближе, чтобы развести огонь, они заметили, что у короля не хватает большого пальца на руке. Из-за своего суеверия, они никогда не ели того, кто имел ущербность в теле. Развязав короля, они его отпустили.

Возвратившись домой, он вспомнил тот случай, когда он лишился пальца, и почувствовал угрызения совести за свое обращение с другом. Он сразу же пошел в тюрьму, чтобы поговорить с ним.

- Ты был прав, - сказал он, - это было хорошо, что я остался без пальца. И он рассказал все, что только что с ним произошло.

- Я очень жалею, что посадил тебя в тюрьму, это было плохо с моей стороны.

- Нет, - сказал его друг, - это было хорошо!

-Что ты говоришь? Разве это хорошо, что я посадил своего друга на целый год в тюрьму?

Как вы думаете, что ответил королю близкий друг? (ответы детей)

Чему учит эта притча? (Быть позитивным в любой ситуации, быть оптимистом)

И закончить классный час я хочу своим любимым стихотворением, которое не раз меня вдохновляло.

Стихотворение Р. Киплинга

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя наперекор Вселенной

И маловерным – отпусти их грех;

Пусть час не пробил, жди не уставая,

Пусть лгут лжецы – не снисходи до них:

Умей прощать и не кажись прощая

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив;

Равно встречай успех и поруганье,

Останься тих, когда твое же слово

Калечит плут, чтоб удивлять глупцов,

Когда вся жизнь разрушена и снова

Ты должен все воссоздавать с основ.

Умей поставить в радостной надежде

На карту все, что накопил с трудом,

Все проиграть и нищим стать, как прежде,

И никогда не пожалеть о том;

Умей принудить нервы, сердце, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже все пусто, все сгорело,

И только Воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой;

Будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег –

Тогда весь Мир ты примешь как владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!


Классный час "Введение в профессию"
Классный руководитель 7 «А» класса
Зубова Татьяна Владимировна
Цели:
 Формирование учебное- познавательных мотивов у учащихся, возможность испытывать себя в приближенной к реальности игровой ситуации
 Познакомить учащихся с типами профессии, дать понятие «профессия», «специальность».
 Изучение индивидуальных качеств (склонности, способности, интересы) Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самосознания и получение информации о мире профессий.
«Все, о чем вы мечтаете, сбудется»
Уолт Дисней
У каждого человека есть мечта. Каждый человек о чем-то мечтает. Мечта играет важную роль в жизни человека. Народная мудрость гласит:
«Человек без мечты не живет, а существует»
-Ребята нарисуем кораблик и назовем его «Мечта» и поплывет он по океану жизни к нашей цели. А целью нашей будет остров(маяк)
У меня растут года,
будет мне семнадцать
Где работать мне тогда, чем заниматься?
В.В.Маяковский
-Ребята, я в вашем возрасте мечтала стать учителем. А вы о чем мечтаете?(каждому участнику дается возможность рассказать о своей мечте)
-А что нужно сделать,чтобы достичь цели? (что вы будете делать, чтобы осуществить свою мечту?)
Наш кораблик отправляется к цели, но он не может сразу достичь свою цель, на его пути появляются преграды – волны (попутные цели): /наводящими вопросами выявляем попутные цели/
Разминка-Задания на внимание Дискуссия
Для чего нужно быть внимательными в школе?(Вывод: хорошо учиться)
Для чего нужно хорошо учиться?(Вывод: чтобы стать грамотным, образованным человеком, чтобы успешно закончить школу, в будущем обеспечить себе возможность заниматься интересным любимом делом.)
И так первая попутная цель:Для того чтобы выполнить эту попутную цель нужно вырабатывать: упорство, трудолюбие, прилежание, память.
I – закончить школу
II-поступить в учебное заведение, (Выбор профессии)
Сегодня мы остановимся на этой попутной цели. Для того чтобы сделать правильный выбор нужно:
-изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;- получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
-получить информацию о правилах выбора профессии
Каждый из вас не раз задумывался о выборе профессии, и не раз задавал себе вопрос « Кем быть?» Выбор профессии – это наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Любая профессия требует от человека очень много – определенные качества, интересы, психологические особенности (внимание, мышление). Может случится так, что ваши психологические особенности будут не полностью соответствовать требованиям той профессии, которую вы хотели бы выбрать. Не огорчайтесь. Наши занятия помогут вам.
Игра. «Азбука профессий»
Класс делится на три группы. Группы за три минуты должны записать у себя на листочке название профессий на буквы:
1 группа: Назовите профессии на букву - В (водолаз, воспитатель, врач, водитель, ветеринар).
2 группа: Назовите профессии на букву – П
(педагог, продавец, программист, почтальон, психолог, парикмахер, пчеловод)
3 группа: Назовите профессии на букву – С (слесарь, садовод, следователь, социолог, связист).-
Вы знаете очень много профессий!-А что же такое профессия?
Профессия – это необходимая для общества, ограниченная область приложение физических и духовных сил человека, дающая ему в замен приложенного им труда возможность существования и развития.(схема на доске)Например профессия – врач, учитель, токарь, машинист и.т.дСпециальность – вид занятий в рамках одной профессии.Например: профессия – учитель, а специальность: математик, биолог, физик, географ и.т.д Врач, а специальность: (называют ученики- терапевт, стоматолог, хирург, окулист, лор и.т.д) (Все это демонстрируется на доске).
Игра «Профессии в школе»
Класс делится на три группы. Напишите на листочке профессии, которые имеют отношение к школе. (учитель, психолог, социальный педагог, завхоз, повар, уборщица, электрик, водитель, библиотекарь и т д). Дайте описание одной из профессий.(по готовым описаниям).
Ребята профессий очень много и в них можно запутаться. И для того, чтобы легче ориентироваться в мире профессий их разделили на типы по каким-то важным признакам.
Методика «Дифференцированный диагностический вопросник» Климова. Обработка результатов и обсуждение.
Игра «Самая – самая…»
- Самая умная профессия
- Самая волосатая
- Самая зеленая
- Самая больная
- Самая детская
- Самая сладкая
- Самая денежная
Итог занятия
Наш кораблик плывет по океану жизни, к нашей мечте.И нашу встречу я хотела бы закончить словами выдающегося американского художника, режиссера, которого вы все прекрасно знаете и любите его мультфильмы - Уолта Диснея: «Всё, о чем вы мечтаете, обязательно сбудется»Уолт Дисней вырос в очень бедной семье, его семья бедствовала, и восьмилетний Уолт стал заниматься доставкой корреспонденции. Позже он работал подручным рабочим, сторожем и одновременно учился рисовать. Он достиг больших вершин, он шел к своей цели.
Рефлексия занятия
-Что понравилось?
-Что не понравилось?
-Что чувствовали?
Каждому участнику раздается картинка, на котором изображен кораблик плывущей к своей цели с девизом – «Цель – дело моей жизни»

Классный час в 11 классе «Кем быть? Каким быть?»

Самая трудная профессия - быть человеком.

Хосе Хулиан Марти

Работа – лучший способ наслаждаться жизнью.

И.Кант

Цель: самоопределение выпускников в выборе жизненного пути для успешной адаптации в современном социуме.

Задачи:

Формировать информационную основу выбора профессии;

Создать условия для формирования ясных представлений школьников о самом себе, своих особенностях и качествах для включения молодежи в активную пробу своих сил и определения нравственной позиции при выборе профессии;

Оказать помощь в профессиональном самоопределении, скорректировав предпочтения обучающихся;

Помочь избежать ошибок в выборе профессии;

Познакомить с особенностями рынка труда на ближайшие 5-6 лет;

Формировать осознание нравственной ответственности за выбор будущей профессии, правильное отношение к понятиям «успех» и «успешность».

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

Люди давно ищут формулу счастья. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье - это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Так вот чтобы потом многие годы каждое утро вам хотелось идти на работу, уже сейчас нужно... (Продолжите фразу) Предполагаемые ответы детей: «...задуматься о будущем», «...выбрать работу по душе», «...найти свое место в жизни».

Эти слова вы уже слышали - и от мамы с папой, и от учителей. Слышали так часто, что они успели поднадоесть и вызывают острую аллергическую реакцию. Но признайтесь: ведь вы бунтуете всего лишь против слов, а сами, конечно, понимаете или хотя бы чувствуете, что смысл их раскрывать каждому для себя все равно придется.

Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека.

Сегодня каждый из вас попробует разобраться в самом себе, выяснив, какой вид профессиональной деятельности подходит именно ему и как это связано с его представлением о счастье.

Беседа . - Как вы считаете, связаны ли счастье человека и его профессия? Приведите примеры.

- Как найти «правильную» профессию?

Высказывания детей.

Учитель: Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймёт то, что будет приносить ему и средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.

ФЕДОРОВ Святослав Николаевич (1927 - 2000), российский офтальмолог.Родился в семье военного. В 1943, после окончания школы, поступил в Ереванское подготовительное артиллерийское училище, но учебу не закончил. В 1952 окончил медицинский институт в Ростове-на-Дону. После окончания института в течение года работал врачом-окулистом районной больницы в станице Вешенская. В 1957 стал заведующим клиническим отделом Чебоксарского филиала Государственного института глазных болезней. В 1960 создал искусственный хрусталик и впервые в стране провел уникальную операцию по его вживлению в глаз человека. В 1967 был переведен в Москву и возглавил кафедру глазных болезней. В 1973 впервые в мире разработал технологию операции по лечению глаукомы на разных стадиях. Основатель и с 1986 директор Межотраслевого научно-технический комплекса «Микрохирургия глаза». В 1996 возглавил Палату по науке, здравоохранению, образованию и культуре. 2 июня 2000 Святослав Федоров погиб в результате крушения. Автор 480 научных работ, 7 монографий, 238 авторских свидетельств, 130 зарубежных патентов и более 180 изобретений. Удостоен званий «Заслуженный изобретатель СССР», «Герой Социалистического Труда» (1987) и др. В 1986 за научные исследования в области офтальмологии и микрохирургии глаза был удостоен высшей награды РАН - Золотой медали имени М.В.Ломоносова, являлся лауреатом ряда международных научных премий.

А возможен и другой путь, когда мечта перерастает в профессию.

Сообщение учащегося о Пугачевой А.Б.

ПУГАЧЕВА Алла Борисовна (р. 1949) окончила дирижерско-хоровое отделение Московского музыкального училища им. Ипполитова-Иванова и режиссерский факультет ГИТИСа им. Луначарского (ныне РАТИ) (1981). Еще школьницей спела на радио песню «Робот, стань человеком». В 1972-73 выступала в оркестре. В 1974-75 работала в ансамбле «Веселые ребята». В 1975 стала обладательницей Гран-при фестиваля «Золотой Орфей» (Болгария) с песней «Арлекино», после которой певица стала по-настоящему популярной. Певицей были подготовлены яркие эмоционально насыщенные концертные программы: «Монологи певицы», «Пришла и говорю», «Рождественские встречи». Ею создан целый ряд песен на слова известных поэтов (Ахматовой, Мандельштама). 1988 год ознаменовался созданием «Театра песни», давней мечты Пугачевой, ставшей художественным руководителем театра-студии.Пугачева объездила весь мир со своими сольными программами. В 1992 получила приз «Овация» в номинации «Лучшая певица года», в 1994 - в номинации «Живая легенда», в 1995 - в номинации «Лучший режиссер-постановщик». В 1999 награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. До последнего времени Пугачева продолжает активную творческую деятельность.

Рассказ мамы Котлярова Сергея о ее пути в профессию воспитателя.

Как с самого начала выбрать правильную дорогу?

Мнения детей.

Для этого нужно изучить, прежде всего самого себя, всё то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И это станет началом пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Этим мы с вами и займемся.

- Зачем человек трудится?

Высказывания детей:

Это потребность человеческой жизни, труд - средство самовыражения и развития личности.

Л.Н.Толстой: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека; без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство».

-Какие факторы влияют на выбор будущей профессии?

дети выделяют основные факторы, влияющие на выбор профессии: способности (склонности), мнение родителей учителей, друзей, мода (престиж) и будущая заработная плата.

- Что повлияло лично на ваш выбор?

-Как вы думаете, чем нужно в первую очередь руководствоваться при выборе профессии? (Ответы учащихся)

Хорошо, если ваша профессия удовлетворяет всем необходимым требованиям.

Коротко формула правильного выбора профессии выражается тремя словами:

«Надо» - потребности рынка труда, востребованность профессии в обществе.

«Хочу» - желания, интересы, склонности личности,

«Могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности), возможность поступления.

Если выбранная профессия удовлетворяет всем этим требованиям, то это будет для вас наилучшим вариантом. Но если хотя бы одной составляющей не будет, то профессия не будет приносить удовлетворения. (слайд 4)

Итак, первая составляющая

«Надо» - потребности рынка труда.На данный момент ни для кого не секрет, что рынок труда перенасыщен такими специалистами, как «юрист», «экономист». Поэтому, выбирая профессию, нужно думать о том, а сможете ли вы, закончив вуз или ссуз, найти работу по специальности.

На современном рынке труда в данный момент наиболее значимыми профессиями являются:

профессии, связанные со сферой управления,

профессии, связанные с внедрением компьютерной техники,

строительные профессии,

консультирование,

профессии в сфере образования,

профессии, связанные с сервисом семьи,

профессии в области здравоохранения,

профессии в области информации и связи,

профессии, связанные с банковским делом,

профессии в сфере производства,

профессии, связанные с туристическим сервисом.

А через 10 лет очень востребованными будут

    Инженерные специальности (возрастет спрос на инженерные кадры, способные управлять производством и обслуживать более совершенную технику)

    Разработчики компьютерного обеспечения (возрастет спрос на профессиональных программистов, поскольку еще актуальней станет проблема хранения данных)

    Маркетинг и продажи (возрастет спрос на специалистов по продаже и маркетингу, станет очень востребованной профессия «продавец»

    Профессии, связанные с сервисом

    Эколог (начнет повышаться спрос эту профессию, так как все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды)

    Медицинские специальности (медсестра, врач)

    Работники образования

    Рабочие профессии: слесарь, электрогазосварщик, электромонтер

По результатам анкетирования я выяснила, что многие из вас при выборе профессии ориентируются на потребности рынка труда. (Результаты анкетирования)

Итог. Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. И здесь главное не растеряться и сделать правильный выбор, соответствующий вашим интересам, возможностям и требованиям, которые предъявляет данная профессия к личности кандидата. Правильно сделанный выбор – это путь к успеху.

Заключительное слово учителя. Рефлексия .

- «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - сказал Сенека (римский философ) Как вы понимаете эти мудрые слова? (ответы) (слайд 18)

Сформулируйте для себя понятия «успех», «успешность», «счастье».

Выводы учащихся:

    Успех не случайность, а результат нашего собственного выбора;

    самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы;

    что истинное сокровище для людей – найти себя в труде.

    счастливая, преуспевающая личность сегодня – это… профессионал.

Но закончить классный час мне хотелось бы, обратившись еще раз к эпиграфу:

«Самая трудная профессия - быть человеком» Хосе Хулиан Марти. (слайд19) Помните об этом каким бы делом вы ни занимались, какую бы профессию ни выбрали.

Вам, ребята, молодым, умным, смелым и настойчивым, должна покориться жизнь и принести успех, признание и огромное чувство радости и удовлетворения оттого, что вы будете делать для себя и для людей. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или что у него золотые руки. Я верю, что о вас так скажут обязательно.

Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.

Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ижморская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Кем быть?

(методическая разработка классного часа)

Составитель:

Л.В. Локтева,

учитель начальных классов

с. Ижморка-2014

Составитель:

Л.В. Локтева, учитель начальных классов Ижморской

специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-

интерната VIII вида.

Методическая разработка классного часа предназначена для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классов, направлена на развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных знаний о профессиях. Разнообразные виды и формы работы помогут ребятам разобраться в мире профессий, расширить кругозор, узнать о возможностях приобретения профессии.

«Кем быть?»

Цель : формирование представлений о профессиях людей.

Задачи: - продолжить знакомить детей с разными видами профессий;

Развивать мышление, речь;

Воспитывать трудолюбие, уважение к людям различных профессий

Оборудование : карточки с изображением предметов труда, тематические картинки.

Ход классного часа

I . Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Вступительное слово учителя

(Выслушиваются высказывания детей)

Мы сегодня поговорим о разных профессиях.

II . Разминка

Учитель : Предлагаю выйти тем, кто обладает определенными способностями (например: вышивать, плавать, кататься на роликовых коньках, петь, танцевать и др.). Остальные аплодируют.

Ребята, расскажите, как давно вы этому научились и трудно ли было этому научиться.

(Дети рассказывают о том, как научились тому или иному делу.)

III . Основная часть.

1). Чтение отрывка из стихотворения В. В. Маяковского

«Кем быть?»

Что нужно в каждой профессии? (Нужны умения и способности.)

Какие необходимы способности для разных профессий: врача, учителя, полицейского, почтальона и др.?

(Дети перечисляют.)

2). Загадай свою профессию

Учитель: Каждый из вас кем-то уже мечтает быть, а может быть, какая-то профессия вам нравится больше всего? Попробуем отгадать вашу профессию. Ваша задача - перечислить способности, которые требуются в данной профессии, не называя саму профессию.

(Дети перечисляют способности, характерные для данной профессии, остальные по перечисленным способностям отгадывают, какая профессия загадана. Например: умеет быстро превращаться в клоуна, любого сказочного героя, может быстро захохотать, а потом заплакать. Это артист.)

Физкультминутка

Учитель: А теперь давайте отдохнем и поиграем в “Угадай профессию”.

Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Учащиеся должны угадать, какую профессию им демонстрируют.

Прилагаемый список профессий: плотник, штукатур, доярка, швея, врач, художник и т.д.

3). Игра «А вам слабо?»

Учитель: Ребята, а сейчас я предлагаю повторить за ведущим (выбирают по считалочке ведущего) несколько движений, например: дотронуться указательным пальцем правой руки до кончика носа, а указательным пальцем левой руки - до кончика правого уха, а затем наоборот - указательным пальцем правой руки - до кончика левого уха, а указательным пальцем левой руки - до кончика носа.

(Как правило, не у всех ребят это упражнение получится, но важно объяснить, что после небольшой тренировки будет получаться у всех. Можно предложить еще несколько аналогичных заданий, которые не только помогут детям понять необходимость тренировки своих умений и способностей, но и будут полезны для развития координации движений.)

4). Игра «Хочу научиться»

Учитель: Способности сами по себе не приходят, для развития умений в любом деле и в любом возрасте необходима тренировка и желание.

Подумайте, что у вас получается не очень хорошо или что вы совсем не умеете делать, но очень хотели бы научиться. (Кататься на велосипеде, плавать, играть на гитаре, водить машину и др.)

(Все ответы записываются на доску и обсуждаются.)

Что нужно, чтобы научиться плавать? (Желание и тренировки в плавании!)

(Таким образом, обсуждаются все примеры, названные ребятами.)

5). Кроссворд

Учитель: Я показываю вам карточки, на которых изображены инструменты, а вы вписываете в клеточки кроссворда эти названия.

Карточка 1.

Ферма, коровы, ведро, молоко.

Карточка 2.

Расческа, ножницы, зеркало, лак для волос.

Карточка 3.

Весы, деньги, касса, товары.

Карточка 4.

Трактор, плуг, рычаг.

Карточка 5.

Поле, пшеница, зерно, комбайн.

Карточка 6.

Провода, столбы, выключатель.

Карточка 7.

Иголки, нитки,ткань.

Карточка 8.

Книги, полки, выставка книг.

Карточка 9.

Ведро, швабра, тряпка

6). Упражнение «Очень хочется трудиться»

(В ситуации, когда дети устали, а работа предстоит трудная, необходимо провести коррекцию психического состояния, направленную на возбуждение активности и трудоспособности. Учитель говорит слова, а дети после каждой строчки повторяют про себя слова (можно и коллективно говорить вслух, но лучше про себя).

Учитель: Глаза у всех закрыты, повторяем за мной.

Ох, как хочется трудиться!

Все делать охота.

Чтобы трудом насладиться,

Начинай работать!

Я и бодр, и силен,

Быстро все поделаю,

Свою волю покажу,

Слово для себя сдержу!

7). Конкурс «Кто больше назовет пословиц и поговорок о труде»

Учитель: О труде сложено много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним.

С охотой можно и в камень гвоздь забить.
Какие труды, такие и плоды.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
Малый топор может срубить большое дерево.

(дети называют свои)

IV . Подведение итогов.

Что вам больше всего запомнилось?

Что больше всего понравилось?

О чем хотели бы еще услышать?

«Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока, нужды » /Ф.Вольтер / « Без труда не может быть чистой и радостной жизни» / А.П.Чехов/ Классный час « Кем быть? Каким быть?» - ПОЧЕМУ ВЫБОР ПРОФЕССИИ ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ РЕШЕНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА? -СОГЛАСНЫ ЛИ ЧТО ВЫБОР ПРОФЕССИИ НЕ ТОЛЬКО ЛИЧНАЯ НО И ГАСУДАРСТВЕННАЯ ЗАБОТА? - КАК ОТНОСЯТСЯ К ВЫБРАННОЙ ВАМИ ПРОФЕССИИ РОДИТЕ 1.ВЫБРАЛИ ВЫ СЕБЕ ПРОФЕССИЮ? 2. КАКУЮ? 3. СТАЛ ЛИ ВЫБОР ПРОФЕССИИ ДЛЯ ВАС ВАЖНЫМ РЕШЕНИЕМ? 4.ПОЧЕМУ ВЫБОР ПРОФЕССИИ ОДНО ИЗВАЖНЕЙШИХ РЕШЕНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА? 5.СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ, ЧТО ВЫБОР ПРОФЕССИИ НЕ ТОЛЬКО ЛИЧНАЯ НО И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАБОТА? 6.КАК ОТНОСЯТСЯ К ВАШЕМУ ВЫБОРУ - РОДИТЕЛИ? Программист Эколог Ландшафтный Дизайнер Аудитор-финансист Геолог Нефтедобытчик 1. ПРОФЕССИЯ ВЫБИРАЕТСЯ РАЗ И НАВСЕГДА 2. ВЫБОР ПРОФЕССИИ ЗАВИСИТ ОТ ТОЛЩЕНЫ КОШЕЛЬКА 3. НУЖНО НАЙТИ ТУ ПРОФЕССИЮ В КОТОРОЙ ТЫ БУДЕШЬ ЛУЧШИМ 4. ПРОФЕССИЯ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ЧЕЛОВЕКУ ОТ РОЖДЕНИЯ 5.ПСИХОЛОГ НЕ ПОМОЩНИК В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ ОН РАБОТАЕТ С « ПСИХАМИ» 6. ПО НАЗВАНИЮ ВУЗА МОЖНО СУДИТЬ О ТОМ КОГО ОН ГОТОВИТ 7. ПРОФЕССИЮ МОЖНО ВЫБИРАТЬ ОПИРАЯСЬ НА ЗНАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДРУЗЕЙ. 8. ПРОФЕССИЮ МОЖНО ВЫБИРАТЬ УЖЕ СТАВ ВЗРОСЛЫМ. 9. ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ХОРОШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ НУЖНО ИДТИ В ПРЕСТИЖНЫЙ ВУЗ. 10. ЕСЛИ У ТЕБЯ ЕСТЬ ДЕНЬГИ ТО ПРФОРИЕНТАЦИЯ НЕ НУЖНА.

  • 0-2 ВЫ ПРЕКРАСНО СПРАВЛЯЕТЕСЬ С ПРОБЛЕМОЙ – ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.
  • 3 -5 ВАМ НЕ ХВАТАЕТ ИНФОРМАЦИИ И УВЕРЕННОСТИ В ТОМ КАК ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ
  • 6 И БОЛЕЕ- ВЫ СОГЛАСНЫ СО МНОГИМИ СТЕРЕОТИПАМИ, ПОПРОБУЙТЕ ЧЕСТНО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС: « ПОЧЕМУ МНЕ ТРУДНО ВЗЯТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА СЕБЯ? ВОЗМОЖНО ОТВЕТИВ НА НЕГО ВЫ СМОЖЕТЕ ПОНЯТЬ КАК СТАТЬ БОЛЕЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ»
ЛЕГЕНДА.
  • ДАВНЫМ –ДАВНО ВО ФРАНЦУЗСКОМ ГОРОДЕ -ШАРТРЕ СТРОИЛСЯ БОЛЬШОЙ СОБОР. ТРОИХ РАБОЧИХ, ПОДВОЗИВШИХ НА ТАЧКАХ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КАМЕНЬ, СПРОСИЛИ, ЧЕМ ОНИ ЗАНИМАЮТСЯ? ПЕРВЫЙ ОТВЕТИЛ: «ОБТЁСЫВАЮЭТИ ПРОКЛЯТЫЕ КАМНИ,ВОН КАКИЕ МОЗОЛИ НА РУКАХ НАБИЛ» В ТОРОЙ МОЛВИЛ: «Я ОБТЁСЫВАЮ И ВОЖУ КАМНИ, ЗАРАБАТЫВАЮ НА КУСОК ХЛЕБА СВОЕЙ СЕМЬЕ» А ТРЕТИЙ СКАЗАЛ С УЛЫБКОЙ: « Я СТРОЮ ПРЕКРАСНЫЙ СОБОР»
  • ЛЮДИ РАБОТАЮТ РАДИ………
  • НАСТОЯЩИЙ ТРУД- ЭТО………..
  • ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ ЛЮДИ ЧАСТО НЕ УЧИТЫВАЮТ……
  • В ЛЮБОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ТРУДЕ САМОЕ ВАЖНОЕ……
  • 5. СЧАСТЬЕ – ЭТО………
  • ЛЮДИ РАБОТАЮТ РАДИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ СВОИХ ПОТРЕБН ОСТЕЙ, РАДИ САМОВЫРАЖЕНИЯ СОБСТВЕННОГО «Я»
  • НАСТОЯЩИЙ ТРУД- ЭТО САМООТДАЧА И ТВОРЧЕСТВО
  • ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ ЛЮДИ ЧАСТО НЕ УЧИТЫВАЮТ ПОНЯТИЯ КОТОРЫЕ ВЫРАЖАЮТСЯ ТРЕМЯ СЛОВАМИ:
  • ХОЧУ(СВОЁ ЖЕЛАНИЕ), МОГУ (СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ, СПОСОБНОСТИ, ЗНАНИЯ, СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬ Я) НАДО(ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА И ТРУДА) *В ЛЮБОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ТРУДЕ САМОЕ ВАЖН ОЕ- ЗНАНИЯ, И УМЕНИЯ ИХ ПРИМЕНЯТЬ НА ПРАКТИКЕ. * СЧАСТЬЕ- ЭТО КОГДА УТРОМ С РАДОСТЬЮ ИДЁШЬ НА РАБОТУ, А ВЕЧЕРОМ С РАДОСТЬЮ ВОЗВРАЩАЕШСЯ ДОМОЙ»