Форма капитана дальнего плавания. Знаки различия на торговом флоте ссср. Ix. описание образцов знаков различия

Корабельные звания так же как и в сухопутных войсках присваиваются согласно тому, на сколько у военнослужащего есть способность и желание взять на себя руководство вверенным ему участком. Все звания ВМФ значительно отличаются от аналогичных, сухопутных. Это связано с рядом событий, произошедших в истории России.

Основные изменения произошли:

  • В 1917 году, в связи с революционными событиями.
  • В период 1922-1991 года во время существования советского флота.
  • В момент создания государства Россия.

Все современные флотские ранги можно разделить на 4 общие категории: военнослужащие по призыву, состав младших офицеров, старшие офицеры, высшие офицерские чины.

Морские погоны были введены в 1802 году. В это время появились погоны на плечах моряков Балтийского и Черноморского флота.

В 1917 году погоны были упразднены, когда советская власть отказывалась от старой императорской системы. Они были заменены нарукавными нашивками. Морякам предстояло длительная борьба за право носить погоны на своих плечах, но в 1943 году погоны ВМФ вновь стали украшать мундиры личного состава этих видов войск.

Сейчас погоны всех военнослужащих морского флота имеют черный цвет. Разница в корабельных рангах в расположении и количестве отличительных знаков на них.

Призывники

В советские времена служба в рядах морского флота составляла 3 года, поэтому многие призывники старались избегать такой долгой службы. Они скрывались от призыва, чтобы только не попасть во флот. В настоящее время в ВМФ призывают служить на 1 год, так же как и в сухопутных войсках.

Однако в связи с тем, что в 2017 году вышло постановление в отношении срочной службы в рядах ВМФ, призывники не будут больше проходить ее на кораблях и подводных лодках. Это связано с тем, что ВМФ переходит на контрактную основу.

Для того чтобы обучить личный состав необходимо больше времени, чем отведено на службу по призыву. Призывники будут нести службу исключительно в береговой охране или в бригаде морских пехотинцев.

Морские звания и погоны в ВМФ присваиваются согласно определенному сроку службы. Все призывники попадая служить в эти войска получают звание матрос, которое соответствует званию рядового в других видах войск. На протяжении службы, если матрос проявит себя, то ему могут присвоить следующее в карьере моряка звание, старший матрос, которое в сухопутных видах войск.

Матросы могут быть:

  • радиотехниками;
  • мотористами;
  • рулевыми.

Появлению современного торгового флота предшествовала тысячелетняя история освоения водных просторов. В период с VI по XIII век племена восточных славян подробно изучили сложную сеть рек, распростершуюся от Балтийского до Черного моря, а также от Волги до Карпатских гор. Именно тогда были основаны ключевые торговые пути, через которые завозились иноземные товары и продукты. Такую инфрмацию передал marinecrew.info.

У моряков на торговых суднах в те времена не было единой формы. Стиль одежды больше диктовали климат, национальные обычаи, материальные возможности и профессиональные особенности.

К примеру, в жарких странах моряки обходились куском парусины для тела и платками. Европейские матросы носили колпаки, хлопчатобумажные рубахи и шаровары, которые сменили позже на брюки с расклешенными штанинами. А на Руси только представители купеческой гильдии, придерживались определенного стиля в одежде (сюртуки, картузы, косоворотки, сапоги с высоким голенищем, шаровары).


1668г при Царе Алексее Михайловиче впервые поднят торговый флаг на первом торговом корабле России «Орёл»

При Петре I началось масштабное реформирование всех структур судоходства. Регламентировал форму торгового флота вплоть до 1781 года царский «Морской устав». В те года гражданские моряки должны были носить военную морскую форму. Такой порядок объяснялся тем, что на всех торговых судах устанавливались защитные пушки, а команда матросов не только отражала атаки огнем из орудий, но и вступала в рукопашный бой.

Новая русская морская форма напоминала тогда одежду голландских матросов: черные шляпы, белые парусиновые блузы, зеленый кафтан с одним рядом пуговиц и стоячим воротником, панталоны зеленого цвета, чулки синие и коричневые башмаки с пряжками. Зимой матросам выдавали форменные тулупы. Согласно «Морскому уставу», матрос потерявший форму, подлежал суровому наказанию.
По утвержденному Екатериной II «Уставу купеческого водоходства» моряки гражданского флота продолжали носить военные костюмы, но служащие береговых администраций уже имели право облачаться в гражданское платье.

Со временем в форменную одежду были привнесены новые элементы. На смену шляпе с полями был избран шерстяной колпак с загнутыми полями и плоским верхом. В начале XIX века русские моряки примерили клеенчатые цилиндры, а позже появилась зеленая бескозырка (на ее околыше изображался номер экипажа).
В 1872 году была введена легендарная бескозырка черного цвета с лентой, подписанной согласно названию корабля. Бострог заменили на бушлат, панталоны сменили на брюки, а вместо башмаков с пряжкой еще в середине XVIII века стали носить сапоги.

В 1834 году по указу Николая I было введено «Положение о гражданских мундирах», которое регламентировало новую форму одежды для чиновников министерств, но на торговых морских судах продолжали использовать военную форму. И только в 1851 году российский император впервые утвердил образцы форменной одежды, специально разработанной для моряков Российско-американской компании (полугосударственной колониально-торговой организации), занимавшейся освоением Русской Америки, Курильских островов и прилегающих территорий. Отличительным элементом гражданской формы моряков от военной стали канты на фуражке из синего сукна, воротники, а также медные пуговицы с изображением двух якорей наперекрест и первых букв названия компании.

С 1855 года предусматривалась специальная форма для чинов торгового флота: двубортные сюртуки из темного зеленого сукна с шестью золочеными пуговицами (два якоря и буквы «А. К.»). На углах отложного воротника сюртука из синего бархата были вышиты золотые якоря. По уставу зимой полагались темно-зеленые шаровары, а летом – белые. Фуражки носили с офицерскими кокардами, широкими золотыми галунами и ремешками на околышах. Дополнением к парадной форме быликортикии золотые плетенки (на плечи): для капитанов – сплошные и с просветами – для помощников.

В 1858 году утвердили индивидуальную форму для пароходного общества «Кавказ и Меркурий». На зеленых сюртуках командного состава были нашиты большие медные пуговицы с перекрещивающимися якорями и надписью (название общества), на рукавах – две небольшие пуговицы (якорь). Боцманам и чинам унтер-офицерского ранга полагались двубортные черные куртки с медными пуговицами (буквы «К.М.» и якоря наперекрест). К слову, символика перекрещивающихся якорей имела у древних греков следующие значения: «Двумя надежнее всего» и «При великом шторме один не довлеет».

В 1881 году вводится форма для экипажей Добровольного флота, носивших до этого мундиры военно-морского образца. Покрой и цвет формы соответствовал обмундированию Морского ведомства, на пуговицах изображался якорь и литеры «Д. и Ф.».


Знаки различия служащих Добровольного флота обр. 1899 года: 1. Капитан, 2. Старший помощник капитана,
3. Старший механик, 4. Судовой врач, 5. Младший помощник капитана, 6. Младший механик.

Но уже в августе 1899 года по указу Николая II для моряков Добровольного флота была утверждена иная форма. Темно-зеленый полукафтан заменили на двубортный мундир черного цвета с желтыми пуговицами, имевших изображение адмиралтейского якоря. На пуговицах Черноморско-Дунайского пароходства (1884 год) также был выбит якорь и литеры «Ч.Д.П.»
В 1890 году установили общую форму одежды для речных капитанов, их помощников и машинистов. У морских же организаций наблюдалось немало вариаций в эмблемах, соответствующих определенным компаниям.

1899 год – период внедрения новой формы одежды для моряков РОПиТ (Русского общества пароходства и торговли). Инспекторам, капитанам и их помощники, ученикам штурманов полагались черные сюртуки с позолоченными пуговицами, на которых чеканились перекрещивающиеся якоря и аббревиатура «Р.О.П.Т.». Механики носили идентичную форму с пуговицами под серебро, а боцманы облачались в черные двубортные пиджаки с медными пуговицами.
Летом 1901 года была введена новая форма для учащихся морских учебных заведений: шинели, укороченные пальто и парадные мундиры, на позолоченных пуговицах которых все те же якоря наперекрест. А с сентября 1901 года преподавателям полагалось надевать темно-зеленый сюртук с золочеными пуговицами (изображение – государственный герб). В феврале 1903 года Николай II издает указ, утверждающий форму для служащих Русского торгового флота. Обмундирование капитанов, инспекторов морской части, помощников и учеников включает двубортные сюртуки и пиджаки с золочеными пуговицами с прежним изображением. В апреле 1903 года для чинов Главного управления торгового мореплавания утверждены темно-зеленые сюртуки с шестью серебряными пуговицами (по каждому борту) с государственным гербом, ободком и якорем наперекрест с жезлом Меркурия.

В разные годы обмундирование торгового флота соответствовало форме министерств внутренних дел, финансов и путей сообщения. Поэтому очередное обновление мундиров произошло после 1905 года, когда было образовано Министерство торговли и промышленности, подструктурой которого стало Главное управление торговым мореплаванием и портами. В июле 1906 года облачились в единую форму (двубортный мундир, на позолоченных пуговицах – адмиралтейский якорь) все вольнонаемные капитаны морского транспорта, их помощники и механики.

Последняя унификация формы чиновников Министерства торговли и промышленности состоялась в 1911 году. На стандартном полукафтане появились позолоченные пуговицы, имеющие изображение двуглавого орла и жезл Меркурия наперекрест с якорем.

После событий 1917 года была осуществлена полная ликвидация символов Российской империи.

И уже в 20-х годах XX века капитаны Советского торгового флота облачаются в военные френчи (цвет – хаки). В послереволюционный период отменили все существовавшие воинские звания. Было создано новое деление чинов по категориям, перешедшее в торговый флот.


Реконструкция формы одежды советских речников образца 1928г.: 1. Судовой врач в пальто, 2. Капитан судна УВВП в пиджаке,
3. Первый помощник механика в кителе, 4. Третий помощник капитана, 5.Сотрудник инженерно-механической службы службы.


По окончании Второй мировой войны структуры Морского флота и Военно-морского флота СССР были фактически идентичны. Приказом № 481 от 05.10.1948 года регламентировались категории и правила ношения обмундирования вплоть до нового приказа 08.07.1977 года. Форменная одежда для советских моряков разрабатывалась под контролем Министерства легкой промышленности Общесоюзным Домом моделей одежды и промышленным комбинатом Черноморского морского пароходства. Все образцы изготавливали по утвержденным ГОСТам.

Ныне научные достижения позволяют создавать уникальные экземпляры формы, соответствующей высоким стандартам эргономики с использованием антиударных и разгрузочных вставок, антипиратских кевларов для вахтенных, карманов для компактных радиостанций, средств ветрозащиты и прочих инноваций.

Меня уже много раз спрашивали о флотских знаках различия - нашивках на рукавах, мол что они обозначают. Вот руки дошли, расскажу. Когда впервые у морских офицеров появились нарукавные нашивки, никто точно вам не скажет. Как-то затерялась эта история. Сходятся на том, что где-то в XIX веке. Вот так, слегка расплывчато. Хотя я полагаю, что нашивки появились значительно раньше. А причина их появления такая. Офицеры носили блестящие, нитые золотой нитью эполеты. Во время абордажных боёв, на мачты парусников помещали стрелков, которые легко различали вражеских офицеров по блеску эполет. Чтобы избежать такого «отстрела», на время абордажа офицеры снимали эполеты, а чтобы свои матросы могли различать командиров, на руку повязывали белый офицерский шарф. Хочу сказать, что на гражданском флоте наилучшим образом сохранилась эта морская традиция, пришедшая с парусников - либо погоны, либо нарукавные нашивки. А в ВМФ, видимо для красоты, их объединили - носят одновременно и погоны, и нарукавные нашивки. Верхняя полоса флотских нашивок изогнута в виде круглой или ромбовидной петли (в ВМФ эта традиция также не сохранилась). А причина наличия петли такова. В 1797 году в бою при Санта-Крус (Канарские острова) командующий английской эскадрой контр-адмирал Горацио Нельсон потерял правую руку. На следующий год он одержал победу в сражении при Абукире, уничтожив французский флот, в связи с чем был приглащён на торжественный приём к королеве Англии. Нельсон приказал завязать пустой рукав мундира и опустить его конец в карман - получилось что-то наподобие петли. С тех пор на рукавах офицеров британского флота, а позднее и других стран, появилась такая петля - «петля Нельсона». Итак, к знакам различия. На нашем флоте существует 4 звания (у шткрманов) и 14 рангов, то есть должностей. Министр Морского Флота СССР (по должности) был в звании Капитана Дальнего Плавания. Существовал морской Табель о рангах, согласно которому каждой должности соответствовали определённые нашивки. Хочу сказать, что в 1017 году дореволюционный Табель о рангах, впервые введённый Петром I в 1722 году, был отменён. Однако, новой власти придумать ничего лучше не удалось, и постепенно мы вернулись к такому Табелю. (по ссылке, кстати, есть информация о современном Российском Табеле о рангах). Сейчас, как известно, Министра Морского Флота в России нет, так как нет гражданского флота как такового. Разворовали. Поэтому я приведу должностные категории и нашивки по состоянию на 1977 год, они использовались до самого развала СССР. Итак, как я уже сказал, существовало 14 должностных категорий, плюс Министр (категория без номера).

Одним из важнейших компонентов морской мощи государства является морской флот. Служба моряков торгового, промыслового и научно-исследовательского флотов во многом сходна со службой военных моряков. В годы Великой Отечественной войны отмобилизованные гражданские суда успешно несли дозорную службу, осуществляли перевозки воинских грузов, высаживали морские десанты и решали другие задачи. А многие бывшие капитаны после непродолжительного переучивания командовали надводными кораблями и подводными лодками. Вот почему на парадных мундирах некоторых офицеров рядом с боевыми наградами видны и знаки моряков морского флота.

В послевоенные годы ввели новые нагрудные знаки капитана дальнего плавания и механика первого разряда. Основу знака капитана дальнего плавания составляет овал, выполненный из якорь-цепи, в центре которого помещен вертикально поставленный адмиралтейский якорь. На веретено якоря наложен золотистый секстан, а сам знак увенчан золотистыми серпом и молотом. Знак механика первого разряда отличается тем, что на нем вместо секстана помещен трехлопастной гребной винт также золотистого цвета.

В 1979 г. ввели знак «Морская инспекция». Он вводился с целью повышения роли и ответственности работников Министерства морского флота, призванных осуществлять проверки судов и подразделений ведомства по вопросам обеспечения безаварийной работы флота. Право ношения этого знака предоставлялось должностным лицам Главной морской инспекции Министерства морского флота, служб мореплавания пароходств, капитанам портов и их заместителям при исполнении служебных обязанностей на установленной форме одежды. Нагрудный знак носился на правой стороне груди. Положением о знаке предусматривалась обязанность каждого работника обеспечивать сохранность полученного знака.

Передача его другому лицу запрещалась. В случае перехода на другую работу, не связанную с инспекцией мореплавания, работник терял право на ношение этого нагрудного знака и должен был сдать его по месту получения. Каждый знак имеет свой порядковый номер, который наносится на оборотной стороне знака. На оборотной стороне имеется винт с гайкой для крепления знака к одежде. Знак представляет собой круг, обрамленный канатом.

В центре круга изображен вертикально по ставленный адмиралтейский якорь, на веретено которого наложен герб Советского Союза. По периметру знака выполнена надпись «Морская инспекция ММФ». Знак раскрашен белыми и синими эмалями.

Для популяризации и пропаганды опыта передовых капитанов и старших механиков Министерством морского флота в 1979 г. введен нагрудный знак «За безаварийную работу». Этим знаком награждались капитаны и старшие механики, обеспечивавшие в течение длительного времени безаварийную работу судов. В качестве критериев длительности работы были выбраны 5, 10, 15, 20, 25 и 30 лет. В соответствии с положением о нагрудном знаке вручение его производилось начальником пароходства от имени министра морского флота. Этот знак носится на правой стороне груди или ниже знаков «Почетному работнику морского флота» и «Почетному полярнику».

Нагрудный знак «За безаварийную работу» изготавливался из латуни. Основу знака составляет пятиугольный лучистый щит. В центре нижней части знака для капитанов расположен стилизованный штурвал, а для механиков — шестерня. В штурвале (шестерне) сделано углубление, в котором расположена планка. На ней нанесены цифры, показывающие количество лет безаварийной работы (5, 10, 15, 20, 25 и 30). Поверхность планки покрыта красной эмалью, причем для знака «30 лет» цвет эмали выбран более темным. В центре знака на синем фоне выбита надпись «За безаварийную работу», а на планке «ММФ» — 5 (10, 15, 20, 25 или 30). Нагрудный знак прикрепляется к одежде при помощи винта и плоской гайки.

Первая партия нагрудных знаков «За безаварийную работу» была вручена в 1979 г. Среди получивших знак «За безаварийную работу» в течение 30 лет были капитаны В. Калинин (Черноморское пароходство), А. Бородин (Балтийское пароходство), П. Гайделис (Эстонское пароходство), старшие механики Г. Ермошкин (Черноморское пароходство), Б. Бойко (Балтийское пароходство), Д. Голышкин (Сахалинское пароходство) и др.

Основу предвоенного знака «Почетный работник морского флота» составляет овал, обрамленный лавровыми ветвями. На овале изображен плывущий пароход и выбито «СССР». Овал наложен на вертикально поставленный адмиралтейский якорь, на обух которого наложена красная пятиконечная звезда. В нижней части знак обвивают две красные ленты с надписью «Почетному работнику морского флота». На более позднем знаке имеется изображение земного шара с территорией Советского Союза, на которой выбито «СССР». Над земным шаром развевается государственный флаг. В центре знака изображен современный лайнер, ниже которого на красной ленте выбита надпись «Почетному работнику морского флота». Нижняя часть знака обрамлена лапами якоря.