Определение объект и предмет психологии управленческой деятельности. Психология управления. Психологические закономерности управленческой деятельности

1. Психология управления: ее объект и предмет.

2. Базовые понятия психологии управления.

3. Основные принципы управленческой деятельности.

1. Психология управления: ее объект и предмет

Один из самых известных менеджеров – Ли Якокка сказал: «Менеджмент – это не просто управление бизнесом, – это управление бизнесом через филигранную работу с людьми». В проблеме повышения эффективности бизнеса особое место принадлежит психологии управления. Современный менеджмент целенаправленно разворачивается в сторону психологизации. Работники рассматриваются не столько как средство для достижения определенных результатов, сколько как главная цель управления, субъект деятельности. Управление – это творческий процесс, и менеджеру необходимо научиться эффективному управлению ресурсами, в том числе людьми.

М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович дают следующее определение этой отрасли психологии: «Психология управления – отрасль психологии, изучающая управленческую деятельность, свойства и качества личности, необходимые для ее успешного осуществления» .

В поле зрения психологии управления находятся следующие проблемы:

· личность менеджера, вопросы его самосовершенствования и саморазвития;

· организация управленческой деятельности с точки зрения ее психологической эффективности;

· коммуникативные умения менеджера;

· конфликты в производственном коллективе и роль менеджера в их преодолении.

Объектом изучения психологии управления являются люди, входящие в юридическом и финансовом отношении в разнообразные организационные системы управления.

Предмет изучения психологии управления – психологические аспекты, факторы и механизмы функционирования управляющей и управляемой подсистем организации, определяющие эффективную ее деятельность.

Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают особые отношения между людьми, которые существуют только в организации, – это управленческие отношения людей, т. е. отношения по поводу организации совместной деятельности.

Предмет управленческой деятельности – коллективный труд конкретной организации, руководимой данным персоналом управления. Так как по условиям и содержанию труда организации существенно различаются, психологические особенности управленческой деятельности обретают в каждом случае специфический характер и подлежат специальному изучению.

В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив анализируются в контексте организации, в которую они входят.

2. Базовые понятия психологии управления

Процесс управления предполагает наличие в определенной организации системы управления. Особенности управленческой деятельности связаны как с иерархическим местом руководителя в ней, так и с типом организационной структуры.


Базовые понятия управления: «организация» , «управление» , «управленческие функции ».

Организацией может считаться группа людей, которая удовлетворяет трем обязательным требованиям: наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы; наличие хотя бы одной цели, которую принимают как общую члены данной группы; наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Организация– дифференцируемое и взаимно упорядоченное объединение индивидов и групп, действующих на базе общих целей, интересов и программ . Различаются организация формальная и неформальная.

Формальная имеет административно-юридический статус, ставит индивида в зависимость от обезличенных функциональных связей и норм поведения. Любая формальная организация является социальной средой, где люди взаимодействуют не только так, как предписано, но и руководствуются личными симпатиями, антипатиями и желаниями, на основании чего и складывается неформальная организация.

Неформальная организация – это общность людей, сплачиваемая личным выбором и непосредственными внедолжност-ными контактами.

Управление – целенаправленное воздействие на определенный объект . Организации могут иметь разное число уровней управле-ния в зависимости от целей, задач, размеров, формальной структуры и других внешних и внутренних факторов. Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления в конкретной организации, руководителей традиционно делят на 3 категории.

Руководитель низового звена. Этот уровень управления нахо-дится непосредственно над конкретными исполнителями работ. Низовое звено обеспечивает постоянство и воспроизводство заданных параметров элементов системы, их устойчивость. Большая часть руководителей вообще и инженеров в частности – это руководители низового звена. Их работа является напряженной и разнообразной. Она характеризуется частыми переходами от одной задачи к другой, кратковременностью каждого конкретного действия. Временной период для реализации решений, принимаемых мастером, также очень короткий.

Руководитель среднего звена координирует и контролирует работу низовых звеньев. Он создает жизнеспособную структуру, функционирующую в единстве и изменчивости элементов и связей. Характер работы среднего звена значительно варьируется от органи-зации к организации, но в основном эти руководители участвуют в процессе принятия решений, определяют проблемы, начинают обсуждение, дают рекомендации по организации деятельности. Руководители среднего звена часто возглавляют подразделения организации – начальники служб, главные специалисты.

Высший организационный уровень – руководители высшего звена (этот уровень гораздо малочисленнее других). Они определяют направление развития организации, отвечают за принятие важнейших решений. Сильные руководители высшего звена часто определяют облик организации. Работа их характеризуется большой напряженно-стью, высоким темпом и огромным объемом. Успешно действующие руководители высшего звена во всем мире ценятся очень высоко.

3. Основные принципы и закономерности

управленческой деятельности

Принцип – это основное, исходное положение некоторой теории, учения и пр. Это руководящая идея, главное правило деятельности . Функции управления ориентированы в большей степени на организационную структуру, принципы управления направлены на поведение людей. Если функции управления показывают, что должен делать руководитель в организации, то принципы – как он это делает. Совокупность принципов всегда открыта, она обогащается за счет нового управленческого опыта.

Управление организацией строится на следующих принципах:

· принцип соответствия людей структуре (нельзя подстраи-вать организацию к способностям работающих людей, надо строить ее как инструмент для достижения четко обозначенной цели и подбирать людей, способных обеспечить достижение этой цели);

· принцип единоначалия,или административной ответст-венности одного лица (ни один работник не должен отчитываться о своей деятельности более чем перед одним руководителем, и он должен получать приказы только от этого руководителя);

· принцип департаментализации (организация строится снизу вверх, на каждом этапе анализируется необходимость создания новых подразделений. Следует точно установить функции и роль нового подразделения, его место в общей структуре организации);

· принцип специализации управления (все регулярно повторяющиеся действия нужно распределять между работниками и не дублировать их);

· принцип диапазона управления (на одного руководителя не должно приходиться более 6–12 подчиненных. Некоторые ученые считают, что при исполнении физической работы в подчинении у руководителя может находиться до 30 человек, а на вершине управленческой пирамиды – это 3–5 человек);

· принцип вертикального ограничения иерархии (чем меньше иерархических степеней, тем легче управлять организацией);

· принцип делегирования полномочий (руководитель не должен делать то, что может сделать его подчиненный, при этом управленческая ответственность остается за руководителем);

· принцип соотношения (на всех уровнях управления власть и ответственность должны совпадать и быть равными);

· принцип подчинения индивидуальных интересов общей цели : (функционирование организации в целом и каждого ее подразделения должно быть подчинено стратегической цели развития организации);

· принцип вознаграждения (каждый работник должен получать вознаграждение за свой труд, и оно должно оцениваться им как справедливое).

Как известно, управление осуществляется через взаимодействие людей, поэтому руководителю в своей деятельности необходимо учи-тывать законы, определяющие динамику психических процессов, межличностных взаимоотношений, группового поведения.

К числу подобного рода закономерностей можно отнести следующие.

1. Закон неопределенности отклика . Разные люди и даже один человек могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. Реакцию конкретного человека определяет множество факторов, ко-торые невозможно учесть. Это может приводить к непониманию потребностей субъектов управленческих отношений, их ожиданий, особенностей восприятия той или иной конкретной деловой ситуации и как результат – к использованию моделей взаимодействия, неадекватных психическому состоянию каждого из партнеров.

2. Закон неадекватности отображения человека человеком . Суть его состоит в том, что ни один человек не может постичь другого с такой степенью достоверности, которая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно этого человека.

Данный процесс объясняется сверхсложностью природы и сущ-ности человека. В разные моменты своей жизни даже взрослый человек может находиться на различных уровнях физиологического, интеллектуального, эмоционального, социального, сексуального, мотивационно-волевого состояний. Имеет значение то обстоятельство, что нередко сам человек не знает себя достаточно полно.

Кроме того, любой человек, каким бы он ни был, всегда что-то скрывает о себе, что-то ослабляет, что-то усиливает, какие-то сведения о себе отрицает, что-то подменяет, что-то приписывает себе, на чем-то делает акцент и т. п. Пользуясь подобными защитными приемами, он демонстрирует себя людям не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким бы он хотел, чтобы его видели другие.

3. Закон неадекватности самооценки . В основе закона лежит та закономерность, что психика человека представляет собой органичное единство, целостность двух компонентов – осознаваемого и неосознаваемого, и соотносятся эти компоненты между собой так, как надводная и подводная части айсберга. Поэтому человек оценивает себя неадекватно – в чем-то недооценивает, в чем-то переоценивает.

4. Закон искажения смысла управленческой информации . Любая управленческая информация (директивы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, указания) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице управления. Установлено, что устная информация воспринимается с точностью до 50%. Это обусловлено, с одной стороны, иносказательными возможностями используемого естественного языка, что ведет к возникновению различий толкования информации, с другой – различиями в образовании, интеллектуальном развитии, физическом и тем более психическом состоянии субъектов анализа и передачи управленческой информации. Изменение смысла информации прямо пропорционально числу звеньев, через которые она проходит.

5. Закон самосохранения . Его смысл состоит в том, что ведущим мотивом социального поведения субъекта управленческой деятельности является сохранение его личного социального статуса, чувства собственного достоинства.

6. Закон компенсации . При высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях среды к человеку недостаток каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками. Этот компенсаторный механизм часто срабатывает бессознательно, и человек приобретает опыт в ходе проб и ошибок. Если компенсация осуществляется сознательно, то эффект от нее можно увеличить. Однако следует иметь в виду, что данный закон практически не работает на достаточно высоких уровнях сложности управленческой деятельности.

Управление является старейшей сферой человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько люди живут и работают вместе. Только благодаря скоординированным действиям люди могли развиваться и создавать материальные и социальные ценности.

К началу XX в. управление не считали самостоятельной отраслью научного исследования. Однако с появлением книги Ф. Тейлора "Менеджмент" или "Управление фабрикой" (1911) были выделены главные принципы управленческого труда.

В 20-х pp. XX в. известный французский инженер А. Файоль, управляющий гигантской добывающей и металлургической компании, предложил последовательную систему принципов менеджмента. Его считают основоположником менеджмента.

В основе понятия "менеджмент" лежит английский глагол "to manage", что в переводе означает управлять. Книга А.Файоля "Основы менеджмента", опубликованная в 20-х pp., Стала классической. Благодаря А. Файолю управления стали считать особой деятельностью. Так возникла прикладная междисциплинарная наука психология управления.

Определим основные понятия психологии управления.

Управление - это совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации.

Менеджмент - это управление, руководство, дирекция, администрация.

Термин "психология управления" впервые начали использовать в 20-х pp. XX в. в бывшем Советском Союзе. Уже в 1924 году на II конференции по проблемам научной организации труда бывшего Союза говорилось о психологии управления, которая должна выполнять следующие задачи:

Подбор сотрудников с выполняемыми функциями и друг к другу;

Воздействие на психику руководителей путем стимулирования с целью повышения эффективности труда.

В работах А. Гастева, В. Добрынина и других есть немало положений об использовании психологических знаний в сфере управления (Сталин репрессировал и уничтожил этих ученых). И когда психология в 1936 году была запрещена, это касалось и разработок по психологии управления. Только с середины 60-х pp. начинается период активного применения психологических знаний теории и практики управления.

Б. Вендров и Л. Уманский одни из первых начали разработки по психологии управления. Они выделили такие аспекты психологии управления производством:

Социально-психологический вопрос производственных групп и коллективов;

Психологический анализ деятельности руководителя;

Психология личности руководителя;

Психологический вопрос подбора руководящих кадров;

Психолого-педагогическая подготовка руководителя;

Инженерная психология.

Других взглядов придерживался А. Ковалев, который относил к сфере управления только социально-психологическую проблематику:

Оптимальные морально-психологические свойства личности руководителя;

Реальные типы руководителя и их влияние на морально-психологический климат коллектива и на производственную деятельность работников;

Закономерности развития производственного коллектива и динамика руководства;

Структура коллектива и специфический подход руководителя к различным микрогрупп;

На современном этапе выделяют два взгляда на объект психологии управления. Согласно первым объектом, есть такие системы, как "человек-техника", "человек-человек", которые рассматривают с целью оптимизации управления этими системами.

Согласно второму объектом психологии управления, есть только система "человек-человек". Здесь называют также подсистемы "личность-группа", "личность- организация", "группа-группа", "группа-организация", "организация-организация".

Следуя взглядов Вендрова и Уманского, В. Рубахин и А. Филиппов называют такие главные проблемы психологии управления:

Функционально-структурный анализ управленческой деятельности;

Инженерно-психологический анализ построения и использования автоматизированных систем управления;

Социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов, взаимоотношения в этих коллективах;

Исследование психологии руководителя, отношения между руководителями;

Психологические аспекты отбора и размещения руководящих кадров;

Психолого-педагогические вопросы подготовки руководителей.

Сторонники взглядов Ковалева, например А. Китов, главное внимание уделяют деятельности руководителя. Они считают, что психологию управления интересует главным психологический аспект управленческих отношений, которые функционируют в процессе межличностной и межгрупповой взаимодействия людей, вовлеченных в трудовую деятельность.

Следовательно, есть основание считать психологию управления комплексной психологической наукой. А это значит, что в этой науке используют основные положения социальной психологии, эргономики, инженерной психологии, дифференциальной, педагогической и других психологических наук. Также психология управления базируется и на соответствующих знаниях науки социального управления.

Итак, по словам Б. Ломова, "психология управления синтезирует в определенном отношении достижения общественных, естественных и технических наук».

Психологию управления можно определить как науку, которая изучает психологические аспекты управления системами, которые охватывают человека.

Психология управления развивается на основе интеграции, перечень наук, делает дифференцированное применение полученных знаний теории и практики управления.

Необходимость полного учета социально-психологических факторов в системе управления привела к выделению психологии как самостоятельного раздела этой социальной науки. О необходимости такого раздела отмечают в своих публикациях И. Волков, Ю. Емельянов, А. Журавлев, Б. Кузьмин, Б. Шорохова и др.

Объектом социальной психологии управления является трудовой коллектив в широком смысле этого слова (организация, коллектив предприятия, цеха, бригады).

Предметом социальной психологии управления является социально-психологический аспект различных управленческих отношений, которые охватывают всех людей как членов трудового коллектива. Это разнообразие управленческих отношений можно конкретизировать:

Отношения между управляющей подсистемой и подсистемой, которой управляют, или отдельными ее элементами;

Отношения в управляющей подсистеме;

Отношения в подсистеме, которой управляют.

Предмет социально-психологического управления также охватывает социально-психологические особенности руководителя и его деятельности.

Отношения между субъектом и объектом можно анализировать на четырех уровнях:

Отдельно взятой личности;

Первичного коллектива;

Коллектива цеха, отдела, подразделения;

Коллектива предприятия, организации.

Объект управления на каждом из этих уровней характеризуется своей социально-психологической спецификой, оказывается в соответствующих управленческих отношениях между субъектом и объектом управления.

Также специфика каждого из вышеупомянутых уровней отражается на особенностях управленческих отношений как в рамках определенных коллективов, так и объектов управления.

Общий социально-психологический анализ управленческих отношений в трудовом коллективе должен осуществляться в соответствии с вышеуказанными уровней.

Итак, можно подытожить, что психология управления должна охватывать анализ психологических аспектов управляющей подсистемы и подсистемы, которой управляют, а также взаимодействия между ними.

Менеджер - это субъект, который осуществляет управленческие функции. Слово "Менеджер менеджер" уже давно вошло в практику западного управления. Важным практическим принципом менеджмента является следующее утверждение: "Кто управляет - не производит, кто производит - не заведует» (В. Зигерт и Л. Ланге. Руководить без конфликтов. - М., 1990). Эти авторы дают такое определение управления: "Управление - это руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнить поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем".

Известный американский ученый П. Дракер также дает определение понятия "управление". Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.

В психологии управления часто употребляется понятие "человеческий фактор" (human factor). Понятие "человеческий фактор" начали употреблять во время Второй мировой войны. Оно пришло из английского языка.

Человеческий фактор - это все то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей и т.д. Важность его определяется тем, что увеличивается роль человека и его возможностей в процессе управления, тем больше увеличиваются требования к интеллектуальным функциям человека и других психических процессов, от восприятия и внимания к ответственности человеческой жизни.

Человеческий фактор важен и там, где на практике внедряются методы в соответствии с психологических и психофизиологических свойств человека. Незважання на человеческий фактор в большинстве случаев приводит к тому, что на производстве увеличивается количество конфликтов, текучесть кадров, срывы в работе, к сокращению производительности труда.

Соответственно, разумное использование человеческого фактора, то есть учета личностных, социально-психологических, психофизиологических, мотивационных особенностей людей, может способствовать получению значительного экономического эффекта даже без экономических затрат.

Психологию менеджмента некоторые ученые рекомендуют рассматривать как междисциплинарный научно-практическое направление, целью которого является изучение и психологическое обеспечение решения проблем организаций в условиях рыночной системы хозяйствования.

Предметом исследования являются психологические явления в деятельности организаций, в частности факторы, обусловливающие эффективность труда менеджеров. К этим факторам относятся:

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности менеджеров, в частности решения проблем профессионального самоопределения управленцев, их профессиональной подготовки и повышения квалификации;

Поиск и активизация резервов управленческого персонала, в частности оценки и отбор менеджеров для нужд организации;

Оценка и улучшение социально-психологического климата, сплочение персонала вокруг целей организации, в том числе совершенствования стиля и культуры деловых отношений в фирме;

Психологическое обеспечение долгосрочных целей организации, в частности разработка кадровой политики фирмы, создание действенных механизмов управления фирмой как социотехнические системы.

По мнению В. Лозницы, рассмотрение психологии менеджмента как междисциплинарного направления несколько сужает ее значение и сферу влияния.

Ведь, управляя персоналом, менеджер должен стимулировать его работу, раскрывать творческие возможности работников, заботиться о психологической совместимости и на этой основе совмещать работу персонала, заботиться об имидже организации, товара и свой собственный, уметь построить психологическую службу и т.

Итак, имея за основу психологию управления (которая также является подотраслью психологии труда), психология менеджмента должно опираться на исследования в области психологии творчества, психологии личности и т.д., если это касается обязанностей менеджера.

Психология менеджмента - это отрасль психологической науки, основу которой составляют психология управления, частично психология маркетинга и другие аспекты психологических наук, определенным образом отражены в деятельности менеджеров, знание и использование которых обусловливают успешную деятельность организации в условиях рыночной экономики. Психология управления - отрасль психологической науки, которая изучает психологические закономерности управленческой деятельности, в частности роль человеческого и психологического факторов в управлении, оптимальное распределение профессиональных и социальных ролей в группе (коллективе), лидерство и руководство, процессы интеграции и сплоченности коллектива, неформальные отношения между его участниками, психологические механизмы управленческого решения, социально-психологические черты руководителя и т.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Психология управления - это часть комплексной науки управления. Психология управления формировалась и развивалась на стыке таких психологических дисциплин, как инженерная психология, психология труда, социальная психология и педагогическая психология.

2. Объектом исследования психологии управления является система типа "человек-человек", но особенность этой области заключается в том, что этот объект рассматривают с точки зрения организаций управленческих отношений.

3. Предмет психологии управления - это деятельность руководителей (менеджеров) и подчиненных, которая реализуется путем выполнения главных управленческих функций, и управленческие отношения в системе "человек-человек".

4. Цель психологии управления - разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем.

6. Источники психологии управления:

а) практика управления;

б) развитие психологической науки;

в) развитие социологии организаций.

Психология управления - это отрасль психологии, которая изучает психологические закономерности управленческой деятельности, то есть влияние психологии отдельного человека или группы людей на процесс управления и, наоборот, влияние управленческих отношений на психологию отдельного человека и группы.

К ряду отраслей знаний, призванных внести свой вклад в дело совершенствования управления следует отнести психологическую науку. Не зная психологии людей, нельзя целенаправленно влиять на их поведение и деятельность.

Психология управления – это отрасль психологии, образованная на пересечении социальной психологии и науки управления (т.е. синтезирующая в себе данные социальной психологии и преломляющая их применительно к системе управления).

Объектом психологии управления выступают поведение и деятельность руководящего состава и подчиненных ему лиц (т.о. управление обязательно включает в себя человеческий, а, следовательно, психологический компонент).

Предметом психологии управления являются психологические механизмы и закономерности, которые проявляются в управленческой деятельности и позволяют эффективно решать управленческие задачи.

Как отрасль психологической науки, психология управления определила не только объект и предмет, но и цель, а также круг стоящих перед ней задач.

Целью психологии управления является: вооружить будущих управленцев системой психологических знаний, умений и навыков, необходимых для повышения уровня их профессионального мастерства, эффективного управления в современных условиях, а также развить профессионально-личностных качества будущих специалистов-управленцев.

Достижение цели изучения курса реализуется в процессе решения следующих задач :

1. Формирования положительной мотивации на овладение системой психологических знаний, умений и навыков, реализуемых в процессе профессиональной деятельности в системе управления.

2. Усвоения теоретических основ курса (введение в курс, личность в системе социального управления, социально-психологические явления в управленческой деятельности).

3. Ознакомления с основными методиками изучения личности руководителя и подчиненного.

4. Выработки основных психологических умений и навыков, реализуемых в процессе управленческой деятельности.

Логика и структура курса исходят из концепции гуманного руководства человеком и направлены на активизацию психологического потенциала личности и коллектива для успешного решения управленческих задач.

Отличительная особенность психологии управления состоит в том, что её объектом является организованная деятельность людей, т.е. это не просто совместная деятельность людей, объединённых общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, а деятельность людей, объединённых в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями).



Эти правила, нормы, требования организации порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в организации, – управленческие отношения.

В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают в контексте организации, в которую они входят. Без организации их анализ в плане управления оказывается неполным.

Обобщая всё сказанное, можно сделать вывод, что предмет психологии управления – это совокупность психических явлений и отношений в организации:

Психологические факторы эффективной деятельности менеджеров;

Психологические особенности принятия индивидуальных и групповых решений;

Психологические проблемы лидерства;

Проблемы мотивации поведения субъектов управленческих отношений и др.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»

Горный факультет

Кафедра открытых горных работ

Реферат по дисциплине

«психология управления»,

на тему: «Предмет, объект психологии управления»

Введение

Заключение

Введение

Психология управления предоставляет знания, которые возможно использовать при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.

Особенностью психологии управления является то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность - это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями. Социально-психологические отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием. Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной.

В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент социальной группы, вне которой его поведение не может быть понятым.

В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ в плане управления оказывается неполным.

1. Определение понятия «психология управления»

Понятие «управление» вошло в нашу жизнь настолько прочно, что мы иногда не задумываемся над его точным значением. Когда речь идет об управлении людьми, объединенными в организацию, то ко многим другим аспектам управленческой деятельности присоединяется и аспект психологический, поэтому в психологической науке появился и успешно развивается новый предмет - психология управления.

Для всякой науки важно точное определение ее предмета. Понимание предмета психологии управления, до сих пор носит дискуссионный характер, так как в современном обществе эта тема, как никогда, актуальна. Чтобы понять, что такое психология управления, обратимся к таким понятиям, как «психология», «управление».

Психология - это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Точнее - объективная наука о субъективных психических явлениях.

Управление - это совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации.

Современные немецкие исследователи проблем управления В. Зигерт и Л. Ланг дают такое определение управления: «Управление - это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем».

В самом общем виде под управлением понимается элемент, функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры, организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей.

До начала XX века управление не считалось самостоятельной областью научного исследования. Однако с появлением книги Ф. Тейлора «Менеджмент» или «Управление фабрикой» в 1911 г. были выделены основные принципы управленческого труда.

В 20-е гг. известный французский инженер А. Файоль предложил последовательную систему принципов менеджмента. Благодаря А. Файолю управление стали считать особой специфической деятельностью. В этой связи возникла особая прикладная междисциплинарная наука - «психология управления».

Цель психологии управления - разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем.

Субъектом управления является носитель предметно-практической деятельности, источник управленческой активности, направленной на определенный объект управления. Субъектами управления может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.

Объектом управления может быть часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие. Объектом управления также может выступать и отдельный индивид, и социальная группа.

Между субъектом и объектом управления существуют диалектическое взаимодействие и взаимовлияние. При этом важным условием эффективности управления является соответствие субъекта управления его объекту.

Психология управления пересекается с различными областями психологии. Так, например, общая психология так же, как и психология управления, изучает мотивацию, личность, волю, эмоции и чувства и т.п. Но, в отличие от общей психологии, в которой основной проблемой является проблема личности, в психологии управления она рассматривается в прикладном аспекте: как субъект и объект управления.

Общеизвестны ее связи с общей, социальной, инженерной психологией, эргономикой, экономической психологией, а также с другими науками, например философией, социологией организаций. Среди психологических дисциплин психология управления является самостоятельным разделом психологии, но управление невозможно без соответствующего экономического контекста, т.е. без использования знаний экономической теории, эргономики, менеджмента, этики, культуры и психологии делового общения и др.

Таким образом, психология управления - междисциплинарная прикладная отрасль психологии, основной задачей которой является изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и теорий.

Из всего выше сказанного, следует, что психология управления - это отрасль психологической науки, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направленная на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса.

2. Предмет и объект психологии управления

Понимание управления как профессии, основывающейся на всевозможных достижениях междисциплинарной области научного и практического знаний, занимает прочное место в современном обществе. В настоящее время считается, что руководитель любого уровня призван решать две взаимосвязанные задачи:

· овладеть теоретическими основами рационального управления, т.е. наукой управления;

· уметь творчески применять положения этой науки, то есть овладеть искусством управления.

Первая задача решается в процессе обучения, вторая - в процессе практической деятельности.

Деятельность руководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих функций, это и есть предмет психологии управления.

Предметом психологии управления являются психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения в организациях, т.е. психологические аспекты управленческих отношений. Конкретное проявление предмета психологии управления может быть представлено в следующих уровнях психолого-управленческой проблематики:

1. Психологические аспекты деятельности руководителя:

Психологические особенности управленческого труда вообще, его специфика в различных сферах деятельности;

Психологический анализ личности руководителя, психологические требования к личностным качествам руководителя;

Психологические аспекты принятия управленческого решения;

Индивидуальный стиль управления руководителя и проблемы его коррекции.

2. Психологические аспекты деятельности организации как субъекта и объекта управления:

Возможности использования психологических факторов для решения управленческих задач;

Закономерности формирования благоприятного социально-психологического климата в организации;

Закономерности формирования оптимальных межличностных взаимоотношений в организации, проблема психологической совместимости;

Формальная и неформальная структуры организации;

Мотивация труда членов организации;

Ценностные ориентации в организации, управление процессом их формирования.

3. Психологические аспекты взаимодействия руководителя с членами организации:

Проблемы создания и функционирования системы коммуникации в процессе взаимодействия;

Проблемы управленческого общения;

Оптимизация взаимоотношений в звене «руководитель - подчиненный»;

Информированность как фактор повышения эффективного управления.

Предметом психологии управления может быть и предмет труда администратора - информация. Руководитель получает информацию как относительно системы в целом, так и в отношении отдельных процессов или подсистем. Затем он преобразует ее, придавая информации качественно иной характер. Преобразование информации ориентировано на последующие моменты времени, на ближайшую или отдаленную перспективу, т.е. на систему моделей: статических (фиксирующих некоторый идеальный образец) или динамических (фиксирующих темп, временные аспекты функционирования системы). Исходящая от руководителя информация (то, что принято называть управленческим решением) имеет побудительную функцию. Благодаря этому решение реализуется через посредство деятельности исполнителей. Результатом всего этого цикла должно явиться изменение состояния управляемой системы.

Предмет психологии управления - это деятельность должностных лиц, возглавляющих коллективы, а психология управления - сложная система знаний, касающихся различных сторон управленческой деятельности.

Объект изучения психологии управления составляют люди, входящие в

финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации,

деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные цели.

3. Основные методы психологии управления

психология управление руководитель

Психология управления как наука опирается на различные психологические методы, основными из которых является наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - сложный объективный психологический процесс отражения действительности. Его сложность обуславливается тем, что оно ведется в естественной обстановке функционирования организации, в которой место и роль исследователя как наблюдателя оказывает определенное влияние и воздействие на наблюдаемых, с одной стороны, и на подбор и обобщение информации, с другой. Кроме того, в большинстве случаев роль исследователя пассивна, поскольку он лишь фиксирует проявившееся мнение или отношение людей к процессам, фактам и явлениям.

Эксперимент относится к числу самых своеобразных и трудно осваиваемых методов сбора информации. Осуществление эксперимента позволяет получить весьма уникальную информацию, добыть которую иными методами просто не представляется возможным. Например, в целях повышения производительности труда на предприятии решили использовать ряд новых форм морального и материального стимулирования. Однако неясно, приведет ли это к желаемому результату или, наоборот, повлечет за собой негативные последствия, снизит эффект применения ранее введенных и прижившихся форм поощрения за добросовестный труд? Здесь на помощь руководителю приходит эксперимент, способный в силу своих возможностей «проиграть» определенную ситуацию и «выдать» ценную информацию. Основная цель его проведения -- проверка гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику, на различные управленческие решения.

Заключение

На рубеже XX и XXI веков психология управления переживает интенсивное развитие, ее идеи и практические рекомендации становятся актуальными для различных наук. Именно в этот период появилось множество книг по психолого-управленческой проблематике. Для данного периода характерен ряд черт:

Прикладной характер разрабатываемых проблем психологии управления. Большинство изданной в этот период литературы является по сути дела настольной для управленцев различных ступеней;

Интеграция психолого-управленческого знания, идущая путем объединения достижений различных отраслей науки. Образно говоря, психологии управления еще только начинается и сделаны лишь первые шаги в этом направлении;

Главный упор делается на рассмотрение особенностей управления в сфере бизнеса и деловых отношений, относительно меньше внимания уделяется другим отраслям знаний. Предпринимаются попытки свести психологию управления к психологии менеджмента.

Чем сложнее управление, тем больше внимания уделяется предмету и задачам психологии управления. Ежегодно растут требования к психическим процессам и умственным способностям человека, начиная от восприятия и внимания, и заканчивая ответственностью за человеческие жизни. Именно эти задачи и решает управленческая психология.

Список использованной литературы

1. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. М., 2002.

2. Розанова Парадоксы и противоречия управления // Управление персоналом.-1998.-№1.

3. Зигерт В., ЛангЛ. Руководитель без конфликтов. М„ 2003.

4. Ершов А. А. Взгляд психолога на активность человека. М„ 20007.

5. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. М„ 1999.

6. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. М., 2005.

7. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л„ 2008.

8. Типы руководителей - стили управления / Сост. Н. А. Некрасов,

Новосибирск, 2008.

9. Ядов В. Л.Социальная психология /Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л„ 2007.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Предмет и объект социологии управления. Лидерские качества менеджера, методы их развития и предъявляемые требования к специалисту в данной области. Стадии подготовки и методы принятия решений. Психологические аспекты личности эффективного руководителя.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2014

    Психологические аспекты управления коллективом, особенности работников творческих профессий. Специфика организации деятельности участников творческого процесса в рекламном агентстве. Методы, условия управления творческим коллективом и талантливыми людьми.

    дипломная работа , добавлен 22.07.2017

    Сущность управленческой культуры современного руководителя, основные элементы культуры управленческого труда. Стили управления трудовым коллективом, профессиональные и социально-психологические качества руководителя. Анализ понятия управления конфликтом.

    дипломная работа , добавлен 21.05.2010

    Понятие и признаки коллектива, его виды. Анализ методов управления коллективом, применяемых на предприятии ООО "Икмэк". Оценка состава и структуры промышленно-производственного персонала. Повышение эффективности управления трудовым коллективом фирмы.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Психологические закономерности управленческой деятельности, требования, предъявляемые к личности руководителя. Влияние личностных качеств руководителя на успешность его деятельности. Стили управления коллективом и способы развития управленческих качеств.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2010

    Менеджмент как наука управления людьми. Уровни управления персоналом и основные типы организационных структур. Основы управления персоналом и личный вклад руководителя. Способы оценки персонала и прием на работу. Повышение квалификации персонала.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2008

    Понятия и цели управления персоналом. Субъекты, функции и методы управления персоналом. Роль и функции руководителя. Характеристики и личные качества руководителя. Стратегия и стили руководства коллективом. Авторитет руководителя как элемент управления.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2010

    Изучение проблемы управления и менеджмента в психологии управления как отрасли психологической науки по изучению психологических аспектов процесса управления. Разработка и внедрение психологических путей повышения эффективности организационных систем.

    реферат , добавлен 23.04.2011

    курсовая работа , добавлен 27.03.2014

    Понятие и принципы функционирования, внутренняя структура организации как упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно самостоятельных частей в системном объекте. Объект, предмет и метод соответствующей теории, связь со смежными науками.