Презентация по психологии на тему типы темперамента. Познавательные процессы человека Психические процессы свойства и состояния презентация


Цели :

  • подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение.

Профессия –

  • это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается раз и на всю жизнь.

Типичные ошибки при выборе профессии

  • 1. незнание мира профессий
  • 2. незнание себя
  • 3.незнание правил выбора профессии

Тема урока: «Психические процессы»

Эта тема рассматривает такие способности человека как:

  • Ощущение
  • Восприятие
  • Внимание
  • Память
  • Мышление

Ощущение -

это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.

  • В профессиональной деятельности человека ощущения и восприятия играют немаловажную роль

Перечислим наиболее важные ощущении которые помогают человеку ориентироваться в мире.

  • Зрительный – цвет, величина, расположение в пространстве;
  • Слуховые - речь, звук;
  • Обонятельный – запахи;
  • Вкусовые – сладкое, горькое, кислое;
  • Кожное – прикосновение, температура, боль;
  • Кинетическое – координация и контроль движения;
  • Вибрационное – колебание упругой среды;
  • Статистическое – положения тела в пространстве.

Восприятие -

это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.


Восприятие:

  • Зрительное;
  • Слуховое;
  • Осязательное;
  • Вкусовое;
  • Обонятельное.

В профессиональной деятельности человека ощущение и восприятие играют немаловажную роль :

  • Так, например, никакой прибор не может распознать вкус и аромат продукта (кофе, чая, духов и др.). Хорошее обонятельное ощущение – профессионально важное качество дегустатора, повара, парфюмера. Для летных профессий необходима острота зрения (не ниже единицы).

Врожденное свойство человека не различать зеленый и красный цвета называется дальтонизмом. Дальтонизм неизлечим и мешает в деятельности, связанной с оценкой цвета: летчикам, шоферам, художникам, морякам, малярам, машинистам тепловоза и др.

  • Слуховые ощущения являются главными для музыканта, настройщика инструментов, певца, токаря, механика по двигателям.
  • Осязательные ощущения должны быть хорошо развиты у врачей, токарей, станочников, ремонтников.
  • Двигательные ощущения являются профессионально важными для спортсменов, артистов цирка, каскадеров и др.

Представление -

наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения


Можно выделить следующие виды представлений:

  • Временные;
  • Пространственные;
  • Визуальные;
  • Абстрактно-логические.

Воображение -

психический процесс создания новых образцов на основе материала ощущений и представлений (фантазии).


Память -

  • способность к закреплению, сохранению последующему воспроизведению. В памяти различают четыре основных процесса: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. У каждого человека свой вид памяти характерный для него

Виды памяти можно разделить на:

  • произвольная, непроизвольная, оперативная, долговременная, слуховая, тактильная (осязательная), зрительная, эмоциональная, двигательная, словесная, образная.

Внимание

  • направленность и сосредоточение на определенном объекте.

  • Ученики пишут контрольную работу, в классе стоит тишина, вдруг за окном раздается громкий хлопок. Взгляды всех учеников направляются к окну. Это пример непроизвольного внимания.

По степени активности человека в организации внимания различают:

  • - непроизвольное;
  • - произвольное;
  • - послепроизвольное.
  • Проявляя внимание, человек вырабатывает в себе важное качество – внимательность, которую можно и нужно развивать.

Мышление -

процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека

  • Мышление всегда имеет целенаправленный характер, так как любой акт мышления направлен на решение определенной мыслительной задачи, нахождения ответа на вопрос возникший в сознании. По характеру решаемых задач выделяют мышление практическое (совершающееся в ходе практической деятельности) и теоретическое (направленное на решение теоретических задач, напрямую не связанных с практикой)

Приведите примеры, что может произойти из-за невнимательности

  • а) на уроке; б) на улице, на дороге; в) на производстве.

Наблюдательность:

  • Я демонстрирую изображение фигур, рассмотрите их внимательно в течение 1-2 секунд, затем я убираю (закрываю слайд) с изображением фигуры, ваша задача записать в тетрадь какие фигуры нарисованы, какие цифры были вписаны в каждую фигуру.

Посмотрите внимательно (1-2 сек)


А теперь пожалуйста, подсчитайте:

  • а) сколько фигур вы правильно запомнили?
  • б) сколько цифр вы правильно восприняли?
  • в) сколько цифр вы правильно вписали в фигуру?

  • Объем вашего внимания - а +б +в =
  • Вывод: Хороший объем вашего внимания равен 8-10.

Рефлексия:

  • Что нового узнали на уроке?
  • Чему научились?
  • Что осталось непонятным?
  • Что понравилось?
  • Важно ли эти знания учитывать при выборе профессии?

1 слайд

ТЕМА №2: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: Ощущение Восприятие Представления Память Мышление Речь Внимание ПРИЛЕПИНА Ольга Владимировна

2 слайд

Психический процесс – это течение психического явления, вызываемое как внешним воздействием, так и раздражителями, идущими от внутренней среды организма. Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение; восприятие; представление; воображение; внимание; память; мышление; речь.

3 слайд

ОЩУЩЕНИЯ Ощущение - это простейший психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. ОЩУЩЕНИЯ основные внешние признаки предметов и явлений; состояние внутренних органов. рецепторов, воспринимающих раздражение; проводящих нервных путей; осознание сигналов корой полушарий головного мозга. С физиологической точки зрения представляют деятельность Отражают Раздражителями называются предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств.

4 слайд

ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - зрительные; - обонятельные; - вкусовые; - слуховые; - температурные; - тактильные ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - ощущения боли, - ощущения равновесия; - ощущения ускорения ПРОПРИОРЕЦЕПТИВНЫЕ - мышечно-двигательные

5 слайд

ВОСПРИЯТИЕ Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств, предметов и явлений в целом. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВОСПРИЯТИЯ аналитический тип восприятия синтетический тип восприятия

6 слайд

7 слайд

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Представление - это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

8 слайд

9 слайд

П А М Я Т Ь Память - это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Эволюционно исходными видами памяти являются память генетическая и механическая. Генетическая память – память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Механическая память – это механическая способность к обучению и приобретению опыта. Данная память накапливается, но не сохраняется. Она основана на повторении без осмысления совершаемых действий и запоминания материала. Человек также обладает произвольной, логической и опосредованной памятью.

10 слайд

11 слайд

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАМЯТИ ТОЧНОСТЬ ГОТОВНОСТЬ СВОЙСТВА ПАМЯТИ ОБЪЕМ БЫСТРОТА ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

12 слайд

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МЕХАНИЗМОВ ПАМЯТИ 1. При запоминании материала лучше всего воспроизводить его начало или конец («эффект края»). 2. Запоминание улучшается при повторении материала несколько раз в течении нескольких часов или дней. 3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию выученного. Повторение должно быть не механическим, а логическим. 4.Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности. 5. Один из интересных эффектов памяти – явление реминисценции. Это улучшение со временем воспроизведения изучаемого материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй-третий день после заучивания материала. 6. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго. 7. Более сложные и не такие интересные события человек может пережить много раз, но в памяти они откладываются не надолго. 8. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, т.к. вступает в связь с другим впечатлением. 9. Память человека всегда связана с его личностью. Поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти. 10. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию». При потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, затем более сложные и недавние.

13 слайд

М Ы Ш Л Е Н И Е ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕР ОПОРА НА ЗНАНИЯ ИСХОДИТ ИЗ ЖИВОГО СОЗЕРЦАНИЯ, НО НЕ СВОДИТСЯ К НЕМУ ОТРАЖЕНИЕ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ В СЛОВЕСНОЙ ФОРМЕ СВЯЗАНО С ПРАКТИЧНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

14 слайд

15 слайд

Р Е Ч Ь СВОЙСТВА РЕЧИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОНЯТНОСТЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ПОУЧЕНИЕ НАСТАВЛЕНИЕ ПРОСЬБА ПРИКАЗАНИЕ ИНСТРУКТАЖ СОВЕТ Речью называется процесс практического применения человеком языка для общения с другими людьми.

16 слайд

ВЫРАЖЕНИЯ ФУНКЦИИ РЕЧИ ВОЗДЕЙСТВИЯ СООБЩЕНИЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ВИДЫ РЕЧИ УСТНАЯ ПИСЬМЕННАЯ ВНУТРЕННЯЯ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ВНЕШНЯЯ

17 слайд

ВООБРАЖЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКИМ; ВОССОЗДАЮЩИМ ПРЕДНАМЕРЕННЫМ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫМ ПАССИВНОЕ АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ –это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых

20 слайд

ВИДЫ ВНИМАНИЯ непроизвольное произвольное постпроизвольное

21 слайд

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1.Этапы развития психологии 2.Психическое как субъективное отражение объективного мира 3.Общественное и индивидуальное сознание 4. Проблема биологического и социального в природе человека 5.Психические познавательные процессы ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ 1.Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока 2.Состояние и развитие советской психологической науки 3. Выделение в философских учениях сознания как предмета психологии 4. Развитие психологической науки в эпоху Возрождения 5. Вклад В.Вунда в экспериментальную психологию 6. Основные понятия психоанализа З.Фрейда 7. Развитие психологических взглядов в России 8. Основные положения рефлекторной теории И.М.Сеченова 9. Ощущения как источник человеческих знаний 10. Память и закономерности ее развития

22 слайд

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 ЛИТЕРАТУРА 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996 2. Даниэль Лапп. Искусство помнить и забывать/Лапп Даниэль. СПб: Питер, 1995 3.Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь/ М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович. Минск:Хэлтон, 1998 4.Ждан А.Н. История психологии от античности до современности/А.Н.Ждан.Минск, 1999 5. Мироненко В.В. Популярная психология/ В.В.Мироненко. М.: Просвещение, 1990 6. Психология памяти: хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.:ЧеРо, 2000 7. Психология ощущений и восприятия: хрестоматия по психологии по ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской. М.: ЧеРо, 1999 8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/С.А.Рубинштейн. СПб: Питер. 1998

Слайд 12

Универсальные принципы работы механизмов памяти

  1. При запоминании материала лучше всего воспроизводить его начало или конец («эффект края»).
  2. Запоминание улучшается при повторении материала несколько раз в течении нескольких часов или дней.
  3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию выученного. Повторение должно быть не механическим, а логическим.
  4. Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности.
  5. Один из интересных эффектов памяти – явление реминисценции. Это улучшение со временем воспроизведения изучаемого материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй-третий день после заучивания материала.
  6. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго.
  7. Более сложные и не такие интересные события человек может пережить много раз, но в памяти они откладываются не надолго.
  8. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, т.к. вступает в связь с другим впечатлением.
  9. Память человека всегда связана с его личностью. Поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти.
  10. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию». При потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, затем более сложные и недавние.

Изучив данную тему студент должен уметь: определения мышлению, воображению, речи; основные психические процессы; характеристики внимания; классификацию памяти и внимания; формы и процессы. Студент должен иметь представление: о мнемонике (приемы запоминания) о факторах, способствующих привлечению и снижению внимания








Мышление высшая форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми предметами и явлениями. (Цит. по Бондарчук Е.И.) Мышление это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности. (Цит. по Реан)




С О Д Е Р Ж А Н И Е М Ы Ш Л Е Н И Я Мыслительные операции Формы Виды Способы Анализ Синтез Сравнение Абстрагирование Обобщение Конкретизация Понятие Суждение Умозаключение Наглядно-действенное Образное Отвлеченное Индукция Дедукция Теоретическое Практическое


Анализ (разложение, расчленение) мысленное расчленение предмета или явления на части, выделение определенных его элементов, свойств, связей. Синтез (соединение, составление) мысленное воссоединение целого из частей, соединение различных сторон, элементов предметов или явлений в единое целое.








Формы мышления Понятие это мысль, в которой отражаются наиболее общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. Например: учебник, студент, преподаватель. Суждение форму мышления, содержащую утверждение или отрицание связи между предметами и явлениями. Например: Сегодня солнечный день. Умозаключение форму мышления, при которой на основе нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением или следствием.


Виды мышления Наглядно-действенное – мышление непосредственно включенное в деятельность. Образное – мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Отвлеченное – осуществляющееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.


Теоретическое мышление: направлено на познание наиболее общих законов и правил; оперирует наиболее общими категориями и отвлеченными понятиями(научные концепции, теории, методологические основания науки) составляет основу научного творчества. Виды мышления






Интеллект - внутренняя структура, которая отбирает, организует и преобразует информацию. Интеллект – это приспособление для адаптации, поскольку его наличие позволяет разумно действовать, быстро адаптироваться к изменениям и обучаться. (Ж. Пиаже и Д. Векслер)
















Методы решения творческих задач и поиска творческих идей метод мозговой атаки" метод фокальных объектов метод контрольных вопросов


Стадии творчества (по Г. Уоллесу) Подготовка (зарождение идеи). Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений). Озарение (интуитивное схватывание искомого результата). Проверка.









1. Каково значение познавательных процессов в жизнедеятельности человека? 2. Что такое внимание? 3. Какие виды и свойства внимания вы можете назвать? 4. Дайте характеристику памяти как психическому познавательному процессу. 5. Какие классификации памяти вы знаете? 6. Назовите и охарактеризуйте процессы памяти. 7. Назовите причины, влияющие на продуктивность памяти. 8. Перечислите основные этапы логического запоминания. 9. Что такое мнемотехника? 10. Какие приемы продуктивного запоминания информации вы знаете? Контрольные вопросы

Cлайд 1

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: [email protected] Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 2

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Основные вопросы 1. Ощущение. Виды ощущений. 2. Восприятие, свойства восприятия. 3. Внимание. Виды внимания, и его основные свойства. 4. Память, виды памяти. Закономерности памяти. 5. Мышление, виды мышления. Развитие мышления. 6. Воображение, виды воображения. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 3

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Ключевые понятия Ощущения восприятие предметность константность целостность внимание устойчивость распределение переключение память реминисценция интерференция воображение мышление мыслительные процессы и действия Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 4

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Ощущение. Виды ощущений Ощущения – отражение отдельных свойств предмета. Виды (модальности) ощущений: обоняние, вкус, осязание, слух, зрение. Систематическая классификация ощущений: интроцептивные поступают от сигналов из внут-ренней среды организма: кишеч-ника, желудка, кровеносной систе-мы. Обеспечивают регуляцию элементарных влечений. проприоцептивные поступают из глубоких мышц и суставных поверхностей. Обеспечивают информа-цию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппара-та, обеспечивают регуляцию движения. экстрацептивные Осязание, вкус, обоняние, слух, зрение. Обеспе-чивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для сознательного поведения. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 5

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Восприятие. Виды и свойства восприятия Восприятие – целостное отражение предметов в сознании человека при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В акте восприятия присутствует определенное обобщение. Ведущие свойства человеческого восприятия Целостность – образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры. Предметность – воспринимается не только комплекс свойств, а оценивается этот комплекс как определенный предмет: «стол», «дом» и т. д. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 6

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Осмысленность – понимание вещи одно- временно с ее восприятием, восприятие происходит в контексте смысла. Здесь отражается связь восприятия с мышлением. Константность – относительное постоянство формы, ве-личины и цвета предмета, независимо от изменений усло-вий восприятия. Избирательность – преимущественное вычленение одних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия (опытом, интересами, потребностями). Структурность – свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отноше-ний. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 7

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Целостное восприятие лица вопреки выпадению ряда элементов его контура Несформированная целостность. Таким может быть рисунок ребенка. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 8

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Внимание, виды и основные свойства внимания Внимание – направленность и сосредоточенность человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Классификация видов внимания (основание: актив-ность личности) (Н. Ф. Добрынин). НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ внимание человека непосредственно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. свойственно только человеку, относится к высшим психическим функциям. Процесс формирования произвольного внимания описал Л. С. Выготский: указательный жест + слово = выделение предмета из остальных, фиксация. свойственно только человеку; возникает на основе устойчивого произвольного внимания и интереса к объекту, после чего внимание становится похожим на непроизвольное. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 9

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Качества внимания Объем внимания – число поступающих сигналов или протекающих ассоциаций, которые могут сохраниться в центре ясного сознания, приобретая доминирующий харак-тер. Объем внимания равен 7–9 единицам. Устойчивость – длительность, с которой выделенные элементы могут сохранять свой доминантный характер. Концентрация внимания – сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности его этим объектом. Распределение внимания – возможность одновремен-ного выполнения нескольких видов действий. Переключаемость – способность намеренно переносить внимание с одного объекта на другой. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 10

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Память, виды памяти. Закономерности памяти Память – запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта. Виды памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности двигательная эмоциональная образная словесно-логическая Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 11

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * По характеру цели непроизвольная произвольная По степени участия мышления Смысловая Механическая По времени сохранения кратковременная долговременная Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 12

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 13

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Закономерности памяти 1. Средний объем механической кратковременной памяти – 5–7 элементов после первого чтения. 2. Объем памяти варьируется в зависимости от способа предъявления: люди с доминирующей слуховой памятью лучше запоминают материал озвученный и т.д. 3. Качество запоминания зависит от того, какая была поставлена цель, установка. 4. При многократном предъявлении одного и того же материала число удерживаемых элементов постепенно возрастает. 5. Чем длиннее ряд, тем меньше число удерживаемых в памяти элементов. Так, ряд из 4–5 единиц запоминается на 100 %, а ряд из 9–10 единиц на 40 %. 6. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»). Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 14

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * 7. При сохранении заученного материала может обнаружится явление ретроактивной интерференции. Оно является результатом взаимодействия таких переменных, как сходство между двумя заданиями и объем заучиваемого материала. Если активность субъекта между заучиванием и припоминанием низка, то мнемический материал сохраняется лучше. 8. При высокой активности субъекта непроизвольное запоминание может быть более продуктивным, чем произвольное запоминание, если последнее осуществляется на базе менее активной интеллектуальной деятельности субъекта. 9. Явление реминисценции. Под ним понимают отсроченное воспроизведение мнемических ответов, которые раньше субъект не мог воспроизвести, при условии, что с момента заучивания субъект не занимался дополнительным упражнением в выполнении данного задания. 10. Эффект Зейгарник» – особенность непроизвольного запоминания, которая заключается в том, что прерванная деятельность запоминается лучше, чем законченная или монотонная, т. к. прерванное намерение сохраняет состояние напряжения нервной системы. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 15

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Рисунок Э. Боринга. Один и тот же элемент, включенный в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 16

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Мышление, виды мышления. Развитие мышления Мышление – опосредствованное и обобщенное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях. Виды мышления По развитию в онтогенезе Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 17

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * По средствам действия вербальное невербальное По степени рефлексии рефлексивное интуитивное По степени новизны получаемого продукта по отношению к знаниям субъекта продуктивное репродуктивное Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 18

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * По типу решаемых задач практическое теоретическое Качества мышления самостоятельность критичность быстрота глубина гибкость Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 19

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Основные мыслительные процессы и действия Анализ – мыслительный процесс расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики. Синтез – мыслительная операция, позволяющая соединять части в целое. Сравнение – установление сходства и различия между объектами. Классификация – распределение предметов (понятий) на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим одним предметам (понятиям) и отличающим их от других предметов (понятий). Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 20

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Основные мыслительные процессы и действия Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений дается определенный вывод. Различают индуктивное, дедуктивное суждение и суждение по аналогии. Петр Петрович всегда пьет чай с Федор Федоровичем. Федор Федорович пьет сейчас чай. Пьет ли Петр Петрович сейчас чай? Все металлы пропускают электрический ток. Железо – металл. Пропускает ли оно ток? Композитор: песня = архитектор:7 Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 21

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Словесно-логическое мышление Три характеристики понятия как логической категории: содержание понятия; объем; связи и отношения данного понятия с другими. Под содержанием понимают совокупность существенных свойств класса предметов. По содержанию понятия бывают простые и сложные. Объем понятия – это количество объектов, охватываемых данным понятием. Выделяют: единичные понятия (равные единице), общие (более 1), категории (понятия широкой степени общности, например: энергия, материя). Связи и отношения понятия с другими: различают родовые (понятия, отражающие существенные общие признаки класса предметов и включающие другие понятия меньшей степени общности) и видовые (понятия, подчиненные родовым). Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 22

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Качества мышления самостоятельность критичность быстрота глубина гибкость Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 23

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Выделяют 4 уровня усвоения понятия (Н. А. Менчинская) 1-й уровень – диффузно-рассеянный. На этом уровне у субъекта существует представление о том, что обозначает понятие, но признаки, отличающие данное понятие от других, он назвать не может. 2-й уровень – называются признаки, без дифференциации их на существенные и второстепенные. 3-й уровень – усваиваются существенные признаки, называ-ются вторичные, но все это связано с единичным образом, который служил опорой при формировании понятия, например: картинка, иллюстрация. Таким образом, понятие как будто усвоено, но признаки не обобщаются. 4-й уровень – понятие усвоено полно и точно. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Основные функции воображения 1. Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая задачи. 2. Регулирование эмоциональных отношений. 3. Формирование внутреннего плана человека. 4. Планирование и программирование деятельности. 5. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 26

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Формы синтеза представлений в процессах воображения Агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предмета. Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей. Заострение – подчеркивание каких-либо признаков. Схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 27

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Вопросы для самостоятельной работы 1. Объясните следующий факт: если человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, то он без труда находит ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз. Почему? 2. Верно ли выражение: «Восприятие – это сумма ощущений?» 3. Ученику предложили найти обобщающее слово к двум следующим понятиям: километр – метр. Чтобы выполнить верно задание, какое мыслительное действие должен произвести ученик? 4. Подумайте, чем отличается память животного от памяти человека? 5. Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?» Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните поведение ребенка. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 28

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Литература 1. Выготский Л. С. Психология воображения / Л. С. Выготский. – М., 1992. 2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выгот-ский. – М., 1960. 3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – СПб., 1997. 4. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия /Р. Л. Грегори. – М., 1979. 5. Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим / В. Е. Демидов. – М., 1987. 6. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А. Р. Лурия. – М., 1968. 7. Лурия А. Р. Ощущение и восприятие: материалы к курсу по общей психологии / А. Р. Лурия. – М., 1975. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 29

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Литература 8. Лурия А. Р. Внимание. Память. Материалы к курсу по общей психологии / А. Р. Лурия. – М., 1975. 9. Петухов В. В. Психология мышления: учебно-методическое пособие / В. В. Петухов. – М., 1987. 10. Платонов К. К. Занимательная психология / К. К. Платонов. – М., 1964. 11. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В. Д. Шадрикова. – М., 1990. 12. Психология ощущения и восприятия: хрестоматия: учебное пособие для вузов / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М., 2002. 13. Психология памяти: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., 2002. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.