Адаптация новых руководителей: изменение подхода. Тонкости адаптации руководителей и HR-менеджеров на новом месте работы Самая успешная стратегия поведения при адаптации руководителя

Процесс адаптации менеджеров высшего звена начинается с того, что принятому руководителю вручаются печатные документы. Далее руководитель вводится в должность - генеральный директор или директор по персоналу представляет нового сотрудника. Происходит осмотр подразделения, знакомство с сотрудниками и ознакомление с предприятием в целом. Служба управления персоналом стремится помочь новому руководителю влиться в коллектив, предоставляя необходимую информацию о традициях организации, потенциале каждого сотрудника, об особенностях социально-психологического климата в коллективе.

Даже если с профессиональной стороны руководитель соответствует занимаемой должности, в процессе социально-психологической адаптации, как показывает практика, наиболее часто приходится сталкиваться с проблемами, которые заключаются в следующем:

1. С подчиненными поначалу не всегда можно найти общий язык вследствие их настороженности. Коллектив не знает, чего можно ожидать от нового руководителя, т.к. в начале работы человек, как правило, демонстрирует свои положительные стороны и тщательно скрывает отрицательные, и должно пройти достаточно времени, прежде чем коллективу удастся составить правильное мнение о руководителе.

2. Существует опасность несоответствия уровня руководителя уровню подчиненных. Если руководитель будет на голову выше коллектива, подчиненные не смогут адекватно воспринимать его требования или распоряжения, основанные, например, на нестандартном подходе, и руководитель окажется в положении генерала без войска. Если происходит наоборот, то коллектив оказывается «стадом без пастуха» - этот вариант может привести к эмоциональной напряженности, особенно в случае, когда прежний начальник имел более высокий профессиональный уровень.

3. Принятие коллективом нового руководителя связано с сопоставлением его с предшественником и отсутствием эмоциональной связи с ним.

Опыт деятельности предприятия показал, что использование комплекса профессиональной и психологической адаптации нового специалиста оказывается более эффективным и экономичным, чем неудачное завершение испытательного срока и поиск новых и новых кандидатов на освободившуюся вакансию.

Способы адаптации к управленческим должностям, в особенности к управленческим должностям

В большинстве российских компаний специальных программ адаптации для руководителей просто не существует. В некоторых проводятся программы, рассчитанные на всех без исключения сотрудников, в том числе руководителей. Их создают для того, чтобы познакомить с правилами компании и представить нового человека коллегам. Чем выше позиция руководителя, тем более индивидуально должна строиться программа адаптации. Некоторые компании с этой целью приглашают специального тренера. Адаптация должна проходить последовательно. Сначала проводится индивидуальная оценка с попыткой наложить сильные стороны на сильные стороны организации и ее специфику. Следующий этап -- составление плана адаптации, который может включать в себя и тренинги, и коучинг, и внутреннее наставничество. Главное -- показать новичку, какие его действия, привычки, деловые качества могут стать полезным ресурсом, а какие препятствием для работы в компании. Даже опытному руководителю зачастую требуется помощь со стороны компании. Во-первых, в его жизни появляется огромное количество людей, которым от него чего-то надо, особенно если он руководитель. Иногда задача компании -- просто правильно и своевременно организовать процесс неформального общения. В профессиональной плоскости выделяют следующие разновидности трудовой адаптации: приспособление рабочего, специалиста, руководителя. Наиболее сложна адаптация руководителей, т.к. последним, приспосабливаясь к новой производственной обстановке, необходимо соответствовать уровню и ожиданиям новых подчинённых, правильно выбрать стратегию управления. Успех адаптации здесь зависит от того, какие взаимоотношения сможет выстроить адаптант-управленец с непосредственным руководством. Важнейшими предпосылками адаптации руководителя является предварительное изучение будущих подчинённых, опыта и стиля работы предшественника, а также наличие востребованных данной организацией компетенций.

Рис. 3.

Особенно сложна адаптация руководителей. Это происходит, прежде всего, из-за несоответствия ниш их уровня и уровня новых подчиненных. Если руководитель будет на голову выше коллектива, последний не сможет воспринимать его требований.

Стратегий может быть несколько.

1. Выжидательная. Состоит в постепенном изучении ситуации, проблем подразделения и особенностей работы предшественника. Характеризуется повышенной осторожностью, детальным выяснением работы предшественника, общей ситуации, знакомства с нереализованными проектами и лишь после этого началом активных действий (обычно не ранее чем через 100 дней).

2. Критическая. Исходя из оценки всего предшествующего как неудовлетворительного, а окружающих - как благодушных рутинеров и Попытки сразу привести все в норму. Эта стратегия, как правило, приводит к быстрому провалу.

3. Традиционная. Предполагает действия по проторенной предшествующим руководителем дороге и использование прежних приемов.

4. Рациональная. Основывается на отборе нескольких направлений деятельности с целью решить насущные, волнующие большинство проблемы в течение 4-6 недель и улучшить тем самым положение дел. Она может принести новичку успех, показать его умелое руководство. В процессе реализации этой стратегии нужно постепенно учить подчиненных работать по-новому, поставив им конкретные цели, при трудностях не опускать руки, помня, что сила инерции часто бывает большой.

Подчиненные и вышестоящие руководители имеют свои интересы и ожидания в отношении нового сотрудника. Новый руководитель испытывает давление как сверху, так и снизу. Поэтому перемены не должны быть резкими, создавать опасность нарушения работы других подразделений. В связи с этим заинтересованным лицам сразу же рекомендуется дать понять, что их интересы при всех преобразованиях будут учтены, но с практическими действиями не спешить. Возникают также сложности, связанные с тем, что принятие коллективом нового pруководителя во многом зависит его сопоставления с предшественником. Новый руководитель сможет добиться успеха только тогда, когда будет хорошо ориентироваться во внутренних взаимоотношениях и опираться на ключевые фигуры, например на временно исполняющего эти обязанности до него. К нему целесообразно обратиться за советом в первую очередь и обсудить возможности сотрудничества.

Процесс вхождения нового руководителя в коллектив облегчается также предварительным изучением будущих подчиненных, их достоинств, недостатков, потенциальных возможностей; утверждением себя с первого дня человеком решительным, но при этом осмотрительным, осторожным, не меняющим всего сразу, однако немедленно устраняющим серьезные помехи в работе, внимательно относящимся к мнению и предложениям подчиненных. При этом не следует критиковать прежнего руководителя.

УДК 316

Аннотация ♦ В статье рассматривается проблема адаптации работника к изменениям условий внешней и внутренней среды на предприятии в условиях современного, динамично развивающегося общества.

Ключевые слова : трудовая деятельность, адаптация, адаптационное поведение, инновации.

В самом общем виде адаптация персонала к изменениям — процесс приспособления работника к изменениям условий внешней и внутренней среды на предприятии. А в современном, динамично развивающемся, обществе, в условиях жесткой конкуренции эта среда меняется постоянно. Таким образом, все более актуальной становится задача изучения данной проблемы. Один из путей ее осмысления предлагает тезаурусная концепция гуманитарного знания. В свете ее основных положений картина приобретает следующий вид.

Причины изменения условий трудовой деятельности человека многообразны: поступление на новое место работы, переход в другое подразделение, на новую должность, внедрение новых форм организации труда, его оплаты и т. д. Поэтому в условиях введения нового механизма хозяйствования или управления, внедрения различных организационных и производственных новшеств, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает. Эта проблема в той или иной мере касается всех категорий работающих. Перемена рабочего места или условий труда часто бывает связана с изменением профессии, вида деятельности, что придает адаптации новый, более сложный характер.

Существует множество стратегий поведения сотрудников предприятия в условия внедрения каких-либо нововведений. И зависят они в первую очередь от того, как мы собираемся классифицировать адаптацию. Например, в процессе приспособления человека к производственной среде возникает немало вопросов: нужно ли принимать работнику среду как должное и всеми силами приспосабливаться к ней или требовать изменения и самой среды, каковы пути и средства воздействия на человека и на среду, где критерии возможности и необходимости учета требований работника и т. д. Поэтому, в данном случае, можно различать активную адаптацию, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Наиболее эффективной представляется их симбиоз, адаптация как процесс активного приспособления индивида к изменяющейся среде с помощью соответствующего управляющего воздействия и использования различных средств (организационных, технических, социально-психологических и т. п.). Кроме того, можно различить первичную производственную адаптацию, когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии, и вторичную — при последующей смене работы. В первом случае человек не имеет опыта работы и существования в рабочем коллективе, и приобретение такого опыта потребует некоторого времени. Но данный фактор играет и положительную роль, такой человек легче примет существующие условия, сложившиеся на данном конкретном предприятии. В случае же вторичной адаптации, существует вероятность того, что человеку будет трудно приспособиться к особенностям новой окружающей среды, т.к. ему будет мешать его предыдущий опыт. Хотя этот же опыт может оказаться весьма полезным, в новых условиях. Очевидно, что эти два вида адаптации будут различаться и потребуют разных мер, направленных на облегчение процесса приспособления сотрудника к новым для него условиям.

С учетом этих различий процесс адаптации, условно, можно разделить на четыре этапа . Первый — это оценка уровня подготовленности человека, необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Второй — это ориентация, практическое знакомство работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Третий — действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении сотрудника к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. И, наконец, четвертый — это функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Адаптацию, как сложное явление, можно рассматривать с различных позиций, выделяя психофизиологическую, профессиональную, социально-психологическую ее стороны. Каждая из них имеет свой объект, свои целевые задачи, показатели эффективности .

Психофизиологическая адаптация — адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п.).

Профессиональная адаптация — полное и успешное овладение новой профессией, т. е. привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда, его условиям и организации. Она выражается в определенном уровне овладения профессиональными знаниями и навыками, в умении, в соответствии характера личности характеру профессии.

Социально-психологическая адаптация человека к производственной деятельности — адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами. Некоторые авторы выделяют не три, а четыре типа: профессиональную, психофизиологическую, социально-психологическую, организационную, выделяя отдельно организационную адаптацию, которая предполагает ознакомление сотрудника со структурой организации, определение в ней собственной роли .

Как мы видим, существует множество видов адаптации, но с точки зрения управления персоналом предприятия имеет смысл рассматривать адаптацию по отношению сотрудника к нововведению. Как люди относятся к инновациям, и как меняется это отношение со временем?

Исследования в этом направлении уже приводились, и было описано множество поведенческих типов участников процесса внедрения инноваций. Так, например, Ю. Д. Красовский использует ролевой подход :

Инноваторы это инициаторы, которые предлагают и отстаивают собственные иди. Они абсолютно уверены в собственной правоте и часто могут провоцировать конфликты, борясь за реализацию своих идей. В то же время они легко увлекаются новыми идеями, не доводя до логического конца уже высказанные. Для таких людей важно развивать более широкое видение проблемы, важно осознавать свое инициативное предложение в сопоставлении с широким фронтом работ по их внедрению. Нередко оказывается, что их инициативные предложения бывают очень незначительными на фоне существующих задач.

Сторонники нововведений — это те, кто очень быстро воспринимает новое, когда убеждается в его важности. Это основной резерв руководителя, при внедрении инноваций. Но основным условием здесь остается правильная аргументация предложенных нововведений. Без полного понимания проблемы эти люди не будут поддерживать новацию.

Колеблющиеся по отношению к нововведениям — это работники, которые либо недопонимают их значимости, либо видят больше «минусов», чем «плюсов». Они не всегда могут оценить все преимущества предложения, так как недопонимают его смысла. Они зачастую стремятся разглядеть в первую очередь то, что не соответствует принятым меркам. Чаще всего эти работники являются эрудированными, а потому к их мнению всегда прислушиваются и остальные. Это показывает, что эрудиция еще не означает проникновение в суть новой идеи и не всегда, при внедрении инноваций, можно положиться на «интеллектуальную» элиту подразделения.

Нейтралисты — это те, кто безразлично относится к новым предложениям. Но проявление безразличия тоже может быть определенной позицией. Руководитель должен понимать, что они, скорее всего, не окажут помощи при внедрении, а при некоторых условиях могут занять конформистскую позицию, подпадая под влияния тех, кто только делает вид, что перестроился, а на самом деле хочет оставить все по-прежнему.

Скептически настроенные — это те работники, которые ищут в нововведениях прежде всего негативные последствия. Однако они, как правило, не предпринимают никаких практических шагов, чтобы помешать. Это не значит, что они будут сопротивляться всегда. Такие люди зачастую принимают нововведение со временем, под давлением большинства и по мере того как новшество становится обыденным.

Консервативно настроенные к нововведению — это те, кто оказывает сопротивление новому. У них доминирует традиционализм при восприятии нововведений. Такие люди чувствуют себя уютно только в спокойной, не меняющейся обстановке и всеми силами сопротивляются изменениям. Они принимают новшество только тогда, когда оно становится традицией, и в этом случае начинают его не менее активно защищать от дальнейших посягательств.

С точки зрения психологии, альтернативная типология людей в зависимости от отношения к новому представлена в работах А. Л. Журавлева . Он выделил следующие социально-экономические типы:

Активные реформаторы (желают экономических изменений, умеют работать в новых условиях и активно действуют);

Пассивные реформаторы (желают, умеют, но не действуют);

Пассивно — положительно относящиеся к нововведениям (в основном желают изменений, но не умеют и не действуют);

Преодолевающие себя (умеют и действуют, но не желают изменений);

Неэффективные (желают и действуют, но не умеют);

Выжидающие (умеют, но не желают и не действуют);

Слепые исполнители (выраженного желания нет, не умеют, но действуют в направлении изменений с помощью других);

Пассивные противники (не желают, не умеют и не действуют);

Активные противники (не желают, не умеют и действуют против изменений)

А. Л. Журавлев отмечает, что распределение перечисленных типов в первичных трудовых коллективах меняется постоянно, поэтому невозможно говорить о том, что они однородны или состоят из каких-то двух и даже трех типов. В условиях социально-экономических изменений желания, знания и действия людей могут меняться неожиданно быстро, причем в сторону как позитивного, так и негативного отношения к преобразованиям.

Схожей с ними точки зрения придерживаются и многие современные авторы, таким образом можно считать ее общепринятой. Все они придерживаются мнения, что естественная эволюция типов состоит в усилении тех черт, на которые есть «спрос», и затухании (приглушении) осо­бенностей, которые почему-либо оказываются ненужными. Можно целена­правленно влиять на работника, формируя его поведение и типологические черты, необходимые для успешного участия во внедренческом процессе.

На выбор стратегии поведения сотрудника по отношению к нововведениям влияет множество факторов, и можно попробовать выделить основные из них. Для удобства разобьем их на три категории:

1. Определяющие:

  • Предоставление необходимой свободы при разработке нововведения, обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержке со стороны высшего менеджмента.
  • Проведение систематических дискуссий и свободного, поощряемого обмена идей.
  • Поддержание эффективного обмена информацией с коллективом, другими подразделениями, внешними организациями.
  • Углубленное понимание в среде персонала организации.

2. Способствующие:

  • Развитие и поддержка стремления рабочих к постоянному повышению квалификации.
  • Возможность высказывать собственное мнение о проводимых изменениях.
  • Систематическое проведение совещаний рабочих групп.
  • Постоянная поддержка атмосферы восприимчивости к изменениям.

3. Блокирующие:

  • Недоверие менеджеров к идеям «снизу».
  • Необходимость множества согласований идеи.
  • Вмешательство других подразделений в оценку новаторских предложений.
  • Жесткий контроль шагов новатора.
  • Кулуарное» принятие решений по новаторскому предложению.

Задача любого руководителя состоит в том, чтобы сокращать влияние негативных и увеличивать влияние позитивных факторов. Причем делать это нужно не только на этапе внедрения инновации, но еще на этапе ее разработки. Отношение персонала к нововведению — это один из основных факторов, влияющих на успешность внедрения инновации, и нельзя его недооценивать. При этом следует учитывать, что не все изменения могут быть «здоровыми» и наличие сопротивления может быть благотворным фактором.

Из всего, описанного выше, можно сделать следующие выводы:

В различных классификациях отношения персонала к нововведениям есть общее черты. Все перечисленные типы поведения людей можно представить в виде градиента отношения человека к инновации, крайними точками которого будут: полная поддержка нововведения и резко негативное неприятие новшества. Количество элементов и терминология внутри этого градиента не так важны, важен сам принцип плавного перехода. Все остальное типы, с тем или иным приближением, можно привести именно к этим двум.

Таким образом, все многообразие поведенческих реакций персонала на внедрение инноваций можно свести к двум глобальным стратегиям поведения (и, соответственно, к двум основным тезаурусным конструкциям):

1. Стремление к внедрению инноваций;

2. Боязнь и сопротивление инновациям.

В данном случае за кадром остаются причины и факторы, побудившие сотрудника избрать ту или иную стратегию. Важна лишь качественная оценка отношения человека к новшеству.

Необходимо также отметить, что отношение человека может меняться в процессе внедрения инновации, и чем детальнее приведенная классификация, тем точнее можно определить место человека в данной системе координат. А это значит, что выбор той или иной стратегии поведения не является определенным раз и навсегда. Отношение людей к новшествам можно и нужно изменять.

ПРИМЕЧАНИЯ

http://www.cfin.ru/management/people/pmanbook.shtml [архивировано в WebCite

См.: Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П. В. Шеметова. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.

См.: Денисова А. Л., Каркуленко Н. Г. Методология построения курса «Менеджеральные аспекты управления проектами» на основе реализации компетентностного подхода в системе бизнес-образования // Материалы III Самарской региональной научно-практи­ческой конференции «Актуальные проблемы развития высшего и среднего образования на современном этапе». Самара: Изд-во СГЭА, 2004.

См.: Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов / 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

См.: Журавлев А. Л. Психология управленческого взаимодействия. М., 2004.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Денисова А. Л., Каркуленко Н. Г. Методология построения курса «Менеджеральные аспекты управления проектами» на основе реализации компетентностного подхода в системе бизнес-образования // Материалы III Самарской региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития высшего и среднего образования на современном этапе». Самара: Изд-во СГЭА, 2004.

Журавлев А. Л. Психология управленческого взаимодействия. М., 2004.

Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов / 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / под ред. П. В. Шеметова. М. : ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.

Управление персоналом / под ред. Т. Ю. Базарова [Электронный ресурс] // Корпоративный менеджмент. 2001. 26 июня. URL: http://www.cfin.ru/management/people/pmanbook.shtml [архивировано в WebCite ] (дата обращения: 27.06.2008).

Быковский Роман Евгеньевич — кандидат социологических наук.

Недавно в своих бумагах откопал старые раздаточные материалы к тренингу управленческих навыков, который я вёл в 1996 году... Даже и не знаю, восхищаться или ужасаться:) этому юбилею. 20 лет я работаю с управленцами самого разного уровня, но, как показывает практика, проблемы в их работе остаются те же самые. Не побоюсь этого слова - "вечные" проблемы:).

Одна из таких "вечных" управленческих проблем - этоадаптация руководителя к новой должности . Не важен характер кадровой перестановки: повышение или понижение в должности, перевод на новый участок работы / в новое подразделение или организацию / в новый масштабный проект и т.д. Важно то, что такие перемещения часто осуществляются не по инициативе самого работника ("Мне предложили, ну я и согласился "), и не всегда совпадают с его карьерными и трудовыми ожиданиями ("Вообще-то я бы хотел работать в должности... , и мне было бы более интересно заниматься... "). Предлагается карьерный выбор ("развилка"), где в каждой альтернативе есть и свои "плюсы" и свои "минусы". Этот выбор не всегда бывает простым (чем-то приходится жертвовать), и с точки зрения психологии являетсяситуацией профессионального стресса , а иногда даже приводит и к профессиональному кризису.

Самый тяжёлый стресс возникает, когда руководитель "прыгает" на другой карьерный уровень: был рядовым работником, а стал руководителем нижнего уровня (бригадиром, начальником отдела и т.п.); был специалистом, а стал мидл-менеджером; был руководителем подразделения, а стал топ-менеджером, возглавляющим целое предприятие или отвечающим за отдельное направление деятельности/рынок компании. Психологически труднее всего "прыгнуть" из рядового работника (или специалиста) в руководители нижнего/среднего уровня. Особенно если необходимо управлять своими коллегами, с которыми ещё вчера общался на равных. А сегодня ты уже не "свой", а "начальство" :). Необходимо менять всю ранее сложившуюся систему отношений, заново "ставить" себя в коллективе уже в роли руководителя.

Как это сделать ===>

Вхождение в новую руководящую роль можно называтьпрофессиональной адаптацией руководителя . Недавно мне подвернулась монографияА.Реана "Психология адаптация личности. Анализ. Теория. Практика" (М, Прайм-Еврознак, 2008 г. ; полистать ;) ), в которой есть довольно неплохая глава именно по управленческой адаптации.

Приведу еёкраткий конспект (плюс немного моих комментариев, плюс ценная полезность в конце;) ) , надеюсь, пригодится начинающим руководителям:

"...термин «адаптация» может быть использован в отношении ситуации, когда происходит назначение работника (своего или принятого «со стороны») на руководящую должность. В этом случае можно ввести понятие «управленческая адаптация» («адаптация менеджера»), под которой мы будем подразумевать процесс и результат активного уравновешивания с изменившейся профессиональной средой, позволяющего эффективно достигать, цели и основывающегося на ряде личностных новообразований".

Переведу с психологического языка на обычный:) Хотите быть результативными в новой должности - учитесь, развивайтесь, меняйте себя! "Личностные новообразования" - это новые знания, умения, навыки, привычки, компетенции и т.п.

"Особенно важен адаптационный процесс для специалиста,назначенного на руководящую должность впервые . Как показали наши пилотажные исследования, около 43% опрошенных руководителей испытывали трудности в самом начале своей управленческой карьеры, еще 18% охарактеризовали свою тогдашнюю ситуацию как очень трудную. Это чаще всего происходило из-за недостатка управленческих навыков и только во вторую очередь — в связи с нехваткой специальных знаний".

Добавлю от себя... Проводил подобного рода анкеты среди руководителей со стажем. На самом деле 100% руководителей испытывают трудности в начале карьеры:). Вопрос лишь в том, как они воспринимали эти трудности тогда, и как они вспоминают об этом сейчас. Это зависит от личностных особенностей: есть оптимисты, которые "не драматизируют"; имеют высокую самооценку (и считают, что "всё в норме, всё под контролем"); и есть свойство человеческой памяти избирательно сохранять в основном хорошие воспоминания. Как правило, даже если в анкете человек отвечает, что в начале его карьеры не было вообще никаких трудностей, то в ходе глубинного интервью с ним, он припоминает ворох этих самых трудностей:)). Просто он относился и относится к ним сравнительно легко.

Те, кто сразу вспоминает о начале своей управленческой карьеры как "очень трудной", имеет или объективные основания (предприятие было в глубоком кризисе, и начало карьеры произошло в качестве антикризисного менеджера), или их карьера начиналась с какой-то серьёзной ошибки, и этот жизненный урок они надолго запомнили.

"Как показывают недавние исследования австралийских ученых, хорошо зарекомендовавшие себя инженеры вовсе не являются прирожденными руководителями. Это прежде всего связано с тем, что многие инженеры, оказавшись руководителями крупных организаций, в основном сосредоточивались на достижении краткосрочных выгод. В итоге стратегические задачи выживания и развития оказались на втором плане, что неизбежно привело к трудностям при изменениях в окружающей среде" .

Типичная история:). Человеку, который привык отвечать за конкретный ограниченный участок работы, очень трудно оторваться от микроменеджмента и переключить себя в режим видения целого - стратегического восприятия. Именно поэтому для новоиспечённых руководителей (даже если они не топ-менеджмент) крайне полезными будут курсы/тренинги/коучингпо стратегическому управлению и системному мышлению .

"По мнению известного консультанта по управлению Петера Фишера, вновь назначенный руководитель должен последовательно решить следующиесемь задач :

— активно идти навстречу ожиданиям вышестоящих руководителей, коллег и подчиненных;

— устанавливать и развивать продуктивные взаимоотношения с ключевыми фигурами в организации;

— конструктивно анализировать сложившуюся ситуацию с точки зрения структуры взаимодействий и перспектив развития;

— разработать мотивирующий спектр ближайших и перспективных целей;

— установить позитивный климат преобразований, опирающихся на весь положительный потенциал, накопленный до сих пор;

— эффективно инициировать эти преобразования с подключением всех сотрудников;

— продуктивно использовать символы и ритуалы".

Обратите внимание, что тут не только задачи управленческой адаптации, но и подсказки по средствам их решения;)

-коммуникации , целенаправленное выстраивание отношений со всеми стейкхолдерами;

-целеполагание (причем важна определённая новизна этих целей, чтобы подчинённые прочувствовали, что "новая метла по-новому метёт" :));

СОБСТВЕННАЯсистема мотивации (тут важно понимать, что любая организация имеет определённые мотивационные ресурсы и механизмы; но их эффективное применение зависит от конкретного руководителя. Начинающему руководителю крайне важно освоить доступные мотивационные средства, продемонстрировав подчинённым, какие "кнуты" и "пряники" он может и будет использовать:))

"Вот как описывает И. П. Волков специфику управленческой адаптации в наиболее сложной, пожалуй, в психологическом отношении ситуации — назначении на низовую руководящую должность впервые:

Допустим, вас назначили на должность мастера впервые. Достаточного опыта организаторской деятельности на производстве у вас еще нет...

Прежде всего нужно познакомиться с людьми, с которыми предстоит работать. Затем следует изучить состояние производства, оснащенность рабочих мест, организацию труда, наличие технической документации. Вы должны также оценить уровень трудовой и морально-политической активности рабочих, понять взаимоотношения в коллективе. Начинайте знакомство продуманно, не спеша, беседуйте индивидуально, не торопитесь с собранием рабочих. Познакомьтесь с руководителями всех служб в цехе.

Сориентировавшись в ситуации в общих чертах, необходимо наметить план действий для «вхождения» в новую должность. Такое «вхождение» — дело не одного дня и даже не одного месяца. Для некоторых новичков этот процесс растягивается на полтора-два года. Необходимо приобрести опыт, чтобы чувствовать себя уверенным в различных ситуациях. Необходимо психологически овладеть ситуацией не только на своем участке, но и в цехе, даже в смежных подразделениях. Тогда придет уверенность в решениях и в действиях".

* * *

"Нами был проведен опрос 231 испытуемого (руководители различного уровня организаций и предприятий, стаж управленческой работы колебался от одного года до 16 лет). Перед ними был поставлен вопрос в открытой форме: «После первого назначения на руководящую должность я столкнулся с такими трудностями: ...». Детальный анализ полученных ответов показал, что их можно разбить на две достаточно однородные группы.

Первая группа ответов респондентов-руководителей — этотрудности целеусвоения и целеобразования при вхождении в новую управленческую деятельность. Наиболее типичными ответами в этой группе являлись: «Не знал, с чего начать работу», «Не понимал стоящих перед нами задач», «Было трудно, потому что была полная неизвестность», «Трудно было сориентироваться и объяснить людям, что мы будем делать дальше» и т. п.

Вторая группа ответов —трудности, связанные со взаимодействием с подчиненными . Здесь выделяются ответы, описывающие трудности в объединении, сплочении всех вокруг общего дела, проблемы в отношениях с более старшими по возрасту подчиненными, боязнь оказаться в одиночестве перед началом нового дела и др. Наиболее типичные ответы в данной группе: «Было трудно установить деловые отношения с некоторыми работниками, поскольку я сам раньше был их подчиненным», «Более опытные сотрудники и те, кто имел большой стаж работы, относились ко мне критически», «Столкнулся с низкой производственной дисциплиной, некомпетентностью ряда работников» и т. п."

"На основании литературных данных и результатов собственных исследований мы можем подойти к описанию основных личностных новообразований руководителя-адаптанта.

Во-первых, новому руководителю (особенно получившему руководящую должность впервые) необходимо перейти на иной уровень целей, которые становятся более широкими и качественно более сложными. Если раньше масштабность задач была невысокой и они были достаточно узко специализированы, то теперь перед руководителем стоят цели, более приближенные к глобальным целям организации.

Итак, первое важное личностное качество, которое должен выработать у себя менеджер после своего выдвижения, —умение идентифицировать, операционализироватъ глобальные цели организации, превращая их в цели подразделения и задачи для подчиненных .

Во-вторых, после назначения руководителем требуется выработать заново или расширить совокупность приемов, способов взаимодействия менеджера с подчиненными.

Вторым существенным личностным новообразованием для менеджера в процессе его адаптации к новой управленческой деятельности являетсярасширение своего ролевого репертуара, адекватное освоение и исполнение ролей с учетом особенностей новой профессиональной деятельности ".

Знание стратегических (глобальных) целей организации;

Приоритет системности и глобальных целей над частными и сиюминутными целями подразделения;

Способность формулировать цели подразделения с учётом глобальных целей организации;

Способность декомпозировать цели до уровня персональных задач.

Вроде бы всё верно, ноупускается три важных момента . Целеполагание -коммуникативный процесс, который сильно зависит от корпоративной культуры компании . Например, в одних компаниях список глобальных целей висит на каждой стенке, а в других это тайна за семью печатями. В одних компаниях топ-менеджмент открыт для обсуждения согласованности целей подразделения с организационными, а в других принята политика "вы как-нибудь там сами" (но если "сами" сделаете неверно - накажут!). И многие руководители-новички "не знают что делать" именно из-за того, что им трудно вписаться в "коммуникацию по целям".

И второй момент: целеполагание оченьтесно связно с планированием и исполнением . Недостаточно "нарезать" задачи подчинённым. Надо эти задачи запланировать; довести планы до подчинённых; инициировать исполнение плана; координировать и помогать (по мере необходимости); контролировать выполнение задач/плана. По моему консультационному опыту за словами менеджеров-новичков "не знаю, что делать" на самом деле стоит не слабость в понимании целей и постановке задач, а другие звенья цепочки - планирование, координация, контроль и проч.

И третье:невозможно организовать других людей, если сам не будешь организованным ! Руководители-новички часто не понимают, что чем выше их управленческий уровень, тем больше их персональная самоорганизация влияет на организацию в целом. Если руководитель не ставит никаких целей/задач перед собой лично, не планирует свой рабочий день, не владеет хотя бы "азами" тайм-менеджмента, если у него нет собственной системы самоорганизации, то о каком целеполагании и целедостижении в подразделении/организации может идти речь?!

И ещё мнение: в отличие от А.Реана, я бы не сводил второе "новообразование"к расширению ролевого потенциала . Разумеется, хороший руководитель должен ориентироваться в , а также уметь осознавать и моделировать собственную роль (роли) в трудовом коллективе. Но на самом деле большинство "проблем взаимопонимания" с сотрудниками не требуют какой-то особой ролевой гибкости или смены ролей. Для этогодостаточно отдельных коммуникативных навыков или умений . Например, таким умением может быть , разряжать конфликтные ситуации, снижать уровень стресса и т.п. "Прокачке" таких отдельных коммуникативных навыков посвящены отдельные психологические тренинги, обзор которых я приводил в этом посте:).

Можно описатьчетыре стадии процесса адаптации менеджера (они представлены как пары противоположностей: слева результат удачного прохождения этапа адаптации, справа - результат в случае неудачной адаптации).

1)Идентификация целей — отсутствие видения . Первое, с чего начинается процесс адаптации менеджера, — это четкое уяснение глобальных целей организации, ее миссии и философии. Эти долгосрочные ориентиры должны объединять усилия и лежать в основе работы всех подразделений организации. Исходя из этого менеджер должен совершенно ясно представлять себе цели, стоящие перед подразделением, которое ему поручили возглавить, а также цели других основных подразделений организации, и прежде всего тех, с которыми ему приходиться непосредственно взаимодействовать. Данный этап адаптации менеджера базируется в основном на операционализации глобальных целей.

2)Распределение и организация — отстраненное управление . Нa втором этапе процесса адаптации проблемная задача заключается в определении задач подчиненным (исходя из глобальных целей), а также в организации их совместной работы. Наряду с наличием специальных познаний это требует реализации основных функций управления, установления сети межличностных контактов, организации информационных потоков и принятия решений.

В реализации этих задач важное значение приобретает планирование как совместной работы, так и деятельности других подразделений (сотрудников).

3)Решение новой задачи — трансляция указаний . Нa третьей стадии менеджеру, уяснившему цели организации и подразделения, сумевшему организовать подчиненных для выполнения уже намеченных планов, теперь нужно направить совместные усилия для решения относительно новой задачи — например, внедрение нового метода организации производства.

Успешное решение такой задачи позволит менеджеру, с одной стороны, узнать своих подчиненных в несколько непривычных условиях, а с другой — показать другим и себе самому, что он является настоящим организатором. Это дает необходимую уверенность в себе, в своих подчиненных и в общем деле. Успешное прохождение третьей стадии подразумевает, что менеджер будет достаточно глубоко вникать во все тонкости новой задачи, «сопровождая» ход ее решения от начала до конца. При этом от него потребуется актуализировать весь комплекс своих управленческих ролей, а вот ссылки на глобальные цели организации и их «разложение» для подчиненных постепенно отходят на второй план.

Когда менеджер не может предложить что-либо относительно новое, представляя собой лишь передаточный и распределительный элемент в иерархии управления, возникают большие трудности авторитета у подчиненных. Нарушается и существенно обедняется целостная картина межличностного взаимодействия, формируются автономно функциональные подгруппы, даже возникновение личностно-значимых проблем не способствует сближению точек зрения меньшинства и большинства.

4)Первоначальное делегирование — оперативный режим . Основной проблемой заключительной — четвертой — стадии процесса адаптации менеджера является формирование навыка распределения задач и делегирования полномочий. Для этого необходимо определить по результатам совместной работы нескольких (или хотя бы одного) подчиненных, на которых можно было бы возложить самостоятельное выполнение целостной части работы. Обретая первый опыт возложения части своих обязанностей на компетентных и исполнительных подчиненных, менеджер получает возможность лучше координировать работу подразделения и уделить большее внимание перспективным целям. Большую пользу может принести самоанализ достигнутого, выявление сильных и слабых сторон своего стиля управления с целью его усовершенствования. В этих условиях использование ролей и конкретизация глобальных задач для каждого подчиненного несколько уменьшаются в объеме.

Когда менеджер не может определить круг подчиненных, способных работать достаточно автономно, это приводит к необходимости постоянного тотального контроля, что, в свою очередь, вызывает неизбежную нервозность, спешку, невозможность перспективного планирования.

Успешное прохождение всех четырех этапов приводит, на наш взгляд, к достаточно полной адаптации, то есть к выработке навыков по взаимодействию с руководством и подчиненными для достижения целей подразделения и организации.

От себя добавлю, что я в целом согласен с выделенными этапами адаптации. Но проблема заключается в том, что, например, может легко возникнуть такая ситуация, когда новый руководитель назначаетсяво вновь созданное подразделение / на абсолютно новое направление работы или проект . То есть он попадает сразу на третий (в модели А.Реана) этап адаптации, и ему приходится "рожать" новые задачи на свой собственный страх и риск. При этом привязать их к стратегии (этап 1) и устоявшимся бизнес-процессам (этап 2) крайне сложно.

Но соглашусь, что даже если перед руководителем-новичком возникает абсолютно новая задача, то всё равно имеет смысл сделать два шага назад, и сначала определиться со стратегическими приоритетами; потом выстроить некую систему работы/коммуникаций; ну и лишь потом заниматься инновациями.

Далее А.Реан предлагает целостнуюдвумерную модель управленческой адаптации . На начальных (1 и 2) этапе адаптации важно определиться с операционализацией глобальных целей, а на последующих этапах (3 и 4) более приоритетными становятся коммуникативные умения и навыки (Реан называет это "ролевой выраженностью"). Выглядит двумерная модель так:

"Как следует из схемы, на первом этапе адаптации ведущую роль играют навыки операционализации глобальных целей, на второй стадии уже задействованы оба личностных новообразования (добавляется ролевое поведение), затем на первый план выходит исполнение ролей для решения новой задачи и, наконец, на последней стадии два этих качества задействованы в меньшей степени, что означает завершение адаптации".

Длительность прохождения четырёх этапов адаптации может быть различной. Если всё получается хорошо, то превратиться из руководителя-новичка в матёрого управленца:)) можно примерно за один год. Если на каких-то этапах адаптации возникают трудности, то процесс может растянуться и на 2-3 года.

По мнению А.Реанаадаптация к руководящей должности может быть и неуспешной . Но это не означает что руководитель профнепригоден, или что карьера окончательно зашла в тупик. Лучшим решением будет снижение должностного уровня или возврат к прежней (или аналогичной) должности, но на более высоком профессиональном уровне (т.е. с большим функционалом, ответственностью, полномочиями, вознаграждением и т.п.).

И в заключение, как я и обещал, самое интересное! ;) Реан считает, чтоуспешность или неуспешность адаптации руководителя к новой должности можно прогнозировать . И для этой цели он разработал тест-опросник ПОМА - Прогностический Опросник Менеджерской Адаптации ( ). Там всего 32 вопроса, ответить можно за 5-10 минут.

Если у вас получилось 23 балла и меньше -добро пожаловать ко мне на коучинг! - напишите на [email protected] , договоримся;)

Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно !

Начнем с рассмотрения проблем линейного руководителя. Наиболее распространенной является ситуация, когда на такую должность назначается уже работающий в ООО «Искра НКУ» успешный специалист. Его главной проблемой становится «отстройка» от родного коллектива. Причина - изменение социального статуса: вчера он был с коллегами на равных, а сегодня отдает им распоряжения. Некоторым сослуживцам это может не понравиться. Кому-то, например, выдвижение бывшего «однополчанина» на руководящую должность может показаться необоснованным. Кто-то сам рассчитывал на повышение и теперь, узнав, что его шансы равны нулю, затаил обиду.

Но проблема не только в людях, прореагировавших на назначение негативно. Строить отношения заново, исходя из новой роли, придется и с теми, с кем специалист прежде поддерживал дружеские отношения. И то, и другое далеко не просто.

Несмотря на то, что назначенный руководителем сотрудник знаком с большей частью коллектива, менеджер ОУП ООО «Искра НКУ» должен организовать официальную процедуру представления его в новой должности, обосновать его повышение. Четкая и аргументированная позиция по данному вопросу снимет большую часть негатива по отношению к бывшему коллеге.

Следующая задача менеджера ОУП ООО «Искра НКУ» - определить, какие личностные качества, необходимые для успеха в новой должности, требуется совершенствовать у нового руководителя. Для этого стоит обратиться к его досье. Раз человек уже работал в компании и работал успешно, а тем более, если состоял в кадровом резерве, значит, он проходил психологическое тестирование, участвовал в аттестации и оценке, и в его досье есть результаты этих мероприятий. Основываясь на них, менеджер ОУП ООО «Искра НКУ» может наметить для нового руководителя ряд необходимых тренингов, например, на развитие управленческих навыков, стрессоустойчивости, умения убеждать. Как вариант в условиях экономической нестабильности и экономии компанией средств на обучение и развитие сотрудников, HR может порекомендовать новому руководителю саморазвитие, которое будет способствовать его успешной адаптации в новой роли.

Новому руководителю придется особенно сложно, если в коллективе, которым ему предстоит управлять, есть специалисты, старше его по возрасту и опыту, те, у кого он еще совсем недавно учился. Задача менеджера ОУП ООО «Искра НКУ» в данном случае, скорее всего, будет заключаться в том, чтобы консультировать нового руководителя, как, с одной стороны, делегировать полномочия, с другой - организовать контроль подчиненных.

Для адаптации недавно принятого в компанию руководителя менеджером ОУП ООО «Искра НКУ» должна быть разработана специальная программа. Она реализуется благодаря скоординированным действиям непосредственного начальника адаптируемого и менеджера по персоналу.

Как правило, программа может состоять из нескольких этапов, например, из пяти (табл. 18). По продолжительности она может быть приравнена к испытательному сроку. Разработанная программа утверждается генеральным директором ООО «Искра НКУ».

Рассмотрев адаптацию линейных руководителей, давайте остановимся на адаптации другой группы статусных работников - топ-менеджеров ООО «Искра НКУ». Существует мнение, что топ-менеджер в силу своих профессиональных и личностных качеств, благодаря которым он достиг впечатляющих карьерных высот, не нуждается в адаптации, что процесс его «акклиматизации» на новом месте - его личное дело. Но это не так.

Таблица 18

Этапы адаптации нового линейного руководителя в ООО «Искра НКУ»

Продолжительность этапа

Менеджер по персоналу совместно с непосредственным руководителем адаптируемого объясняет новому сотруднику, какие задачи перед ним стоят и какой результат должен быть получен по окончании испытательного срока. К новичку прикрепляется куратор

Ознакомительный

Адаптируемый изучает организационные документы компании, нормы и правила внутреннего трудового распорядка, знакомится со структурой управления компании, ее бизнес-процессами, корпоративной культурой, системами оценки и мотивации персонала

Адаптационный

Куратор совместно с менеджером по персоналу разрабатывают план вхождения руководителя-новичка в должность. Адаптируемый знакомится с планом под расписку. Каждое выполненное задание фиксируется в плане работы и оценивается куратором.

По итогам первого месяца вновь принятый руководитель направляет менеджеру по персоналу работу «Как улучшить бизнес-процесс в подразделении»

Около 3 месяцев

Оценочный

Менеджер по персоналу совместно с куратором определяют причины трудностей, возникших во время адаптационного этапа, и намечают пути их устранения. Например, если причины трудностей в отсутствии каких-либо компетенций у нового руководителя - проводится его тестирование (психологическое, профессиональное), по результатам которого вырабатываются рекомендации

Заключительный

По окончании испытательного срока собирается комиссия, в которую входят куратор адаптируемого, его вышестоящий руководитель, менеджер по персоналу и представитель коллектива. Комиссия обсуждает результаты индивидуального плана вхождения в должность и заполненный менеджером по персоналу план дальнейшего развития специалиста.

Комиссия оформляет заключение о результатах прохождения испытательного срока, о пригодности сотрудника к работе на руководящей должности, дает рекомендации о повышении должностного оклада.

Оригиналы документов по прохождению испытательного срока и заключение о его результатах передаются менеджеру по персоналу и хранятся в личном деле работника

Дело в том, что, учитывая высокий уровень ответственности топ-менеджера (не зависимо от того, пришел ли он в новую компанию или «вырос» из коллектива) и то, что от него зависит эффективность работы большого подразделения ООО «Искра НКУ», его ошибки могут дорого обойтись компании.

Адаптация в новой должности необходима для того, чтобы «свести на нет» возможность таких ошибок. К тому же, даже самому профессиональному и уверенному в себе специалисту в первые дни и недели в новой должности не помешает помощь и поддержка.

Но если адаптация топ-менеджера все же необходима, то весь объем мероприятий по адаптации топ-менеджера должен взять на себя директор по персоналу или его заместитель.

Программа адаптации топ-менеджера, пришедшего в новую компанию, во многом схожа с программой адаптации линейного руководителя. Однако есть и отличие: оно в том, что новому топ-менеджеру придется адаптироваться не только в подчиненном ему подразделении, но и в коллективе всей компании. Установление эффективных взаимоотношений на таком уровне, утверждение своего авторитета - залог успеха адаптации топ-менеджера. И в этом ему может помочь не столько СУП ООО «Искра НКУ», сколько его собственное желание вписаться в коллектив, изучить и принять его корпоративную культуру, установить «обратную связь» с сотрудниками, наладить с ними благоприятные отношения.

Менеджеру СУП ООО «Искра НКУ» в данной ситуации требуются следующие действия:

  • - лично провести нового топ-менеджера по подразделениям, познакомить с коллективом;
  • - ознакомить с организационно-распорядительными документами, должностной инструкцией, локальными нормативными актами;
  • - организовать ознакомление с правилами техники безопасности;
  • - разработать «План вхождения в должность» топ-менеджера, согласовать его с генеральным директором, организовывать оценку деятельности топ-менеджера в контрольных точках;
  • - собрать все необходимые документы и организовать заседание комиссии.

После завершения адаптационных процедур в случае прохождения новым топ-менеджером испытательного срока HR должен способствовать его дальнейшему развитию. Важно понимать, что с окончанием испытательного срока процесс адаптации руководителя не заканчивается. Новому руководителю предстоит совершенствоваться и дальше, развивая необходимые компетенции на тренингах, вырабатывая умения и навыки на семинарах, изучая профессиональную литературу, используя метод бенчмаркинга.

Для того чтобы помочь руководителю на этом этапе, менеджер СУП ООО «Искра НКУ» должен владеть информацией о провайдерах тренинговых услуг, о семинарах и конференциях, предусмотреть в бюджете расходы на индивидуальные или командные обучающие мероприятия. Тем, кто сегодня продолжает обучение за свой счет, СУП ООО «Искра НКУ» может помочь выбрать эффективную учебную программу, хороший учебный центр. Постоянное совершенствование знаний, умений, навыков, развитие коммуникативных качеств - все это вклад в процесс адаптации не только в должности, но и в профессии. Как считает современная психологическая наука, профессиональная адаптация - это заключительный этап освоения профессии, поэтому критерии адаптированности специалиста являются одновременно и критериями успешности всего этого процесса.

Помощь работодателя в социально-трудовой адаптации нужна каждому новичку в компании: от курьера до топ-менеджера. Но почему это так важно?

Казалось бы, взрослый человек подписывает трудовой договор и берет на себя определенные обязательства, выходит на работу и начинает их выполнять, причем не за бесплатно… В этих обстоятельствах адаптация, по идее, является проблемой исключительно самого работника. Но на практике все иначе. В наши дни отношение работодателя к задачам адаптации новых сотрудников изменилось, и рассуждения типа: «Ему это надо, вот пусть и привыкает быстрее» теперь скорее исключение.

Адаптация руководителей: хорошая и плохая новости

Сегодня во многих компаниях имеются положение об адаптации, подробно расписанный курс вхождения в должность, методические пособия для новых сотрудников: брошюры, видеофильмы, памятки. Однако редко кто может похвастаться такой системой адаптации персонала , по итогам которой новичок начинает работать практически со стопроцентной эффективностью. Особенно пессимистичны в своих оценках HR-специалисты: «Официально именно наша служба несет ответственность за качество мероприятий по адаптации. Но даже очень сильные эйчары объективно не могут обеспечить это качество, если им не помогает вся компания, включая руководителей и наставников. А они искренне уверены, что это не их дело...»

Хорошая новость: частично с проблемой отсутствия поддержки HR-специалисты уже справились, и потому задачи, касающиеся адаптации персонала низшего и среднего звена, может быть, и не самым лучшим образом, но решаются. Проблема введения в должность топов тоже стоит не слишком остро. Во-первых, руководителей в принципе не так уж много, и подобная необходимость возникает нечасто. Во-вторых, заинтересованность в скорейшем вхождении в дела компании у них значительно выше, чем у других новых сотрудников. В-третьих, в этом вопросе высшее руководство помогает весьма активно, поскольку иначе налицо риск навредить всей организации.

Плохая новость: самая проблемная категория в плане адаптации - это линейные руководители. Они традиционно выпадают из сферы внимания высшего руководства (не царское, мол, это дело), а HR-специалисты в одиночку не могут предоставить им полноценную поддержку. В результате, более всего нуждаясь в помощи, внимании и поддерживающем контроле с регулярной обратной связью, линейный руководитель все это недополучает. И совершает ошибки или, боясь промахов, тормозит бизнес-процесс, который, напротив, должен был стимулировать, - например, много раз перепроверяет качество работы и срывает сроки выполнения заданий, им же самим поставленные подчиненным; или единолично принимает абсолютно все решения, из-за чего в его отсутствие невозможно уладить ни один вопрос. Существует и дополнительный риск некачественной адаптации линейных руководителей, который заключается в быстром снижении у них лояльности по отношению к организации в целом и высшему руководству в частности.

Адаптация руководителя - повод для разговора

Между тем стабильность компании базируется именно на начальниках среднего звена, поскольку лишь они могут обеспечить ровное и бесперебойное функционирование всех бизнес-механизмов. Долгое раскачивание, быстрое выгорание, низкая лояльность линейных руководителей абсолютно невыгодны компании, но едва ли не обусловлены существующим положением дел. Полностью изменить ситуацию HR-специалистам тяжело, но существенно снизить риски - под силу. Рассмотрим пример.

Вера - менеджер по подбору персонала в консалтинговой компании, входящей в международную аудиторскую сеть, с численностью работников 135 человек (85 в Москве и 50 в регионах России и странах ближнего зарубежья). Будучи единственным HR-специалистом, Вера понемногу делает все: и сотрудников подбирает, и обучение курирует, и корпоративные мероприятия организует - и к адаптации причастна.

В компании есть отдел кадров, но Вера нечасто взаимодействует с коллегами по профессиональным вопросам. Так сложилось: сначала кадры были частью бухгалтерии, а потом стали существовать автономно, подчиняясь исполнительному директору. Вера же находится в непосредственном подчинении у генерального директора и все шесть лет работает одна. Лишь совсем недавно руководство надумало взять ей в помощь еще одного сотрудника, поскольку компания растет и скоро Вере будет трудно совмещать все HR-функции в одном лице.

Рассказывает Вера:

Бизнес у нас специфический - высокоинтеллектуальный. Люди тоже непростые: молодые (средний возраст - 26 лет) и предельно амбициозные. Они действительно специалисты в своей сфере, с прекрасным образованием и постоянным наличием минимум двух альтернативных предложений от конкурентов, а потому знают себе цену и почти все «кошки, которые гуляют сами по себе», то есть законченные индивидуалисты.

Компания предлагает очень привлекательные условия работы: высокую «белую» зарплату, достойный социальный пакет, обучение. Тем не менее все отнюдь не так благополучно, как могло бы показаться. И главную проблему представляет адаптация линейных руководителей. Вряд ли мы в этом уникальны: такие трудности существуют едва ли не в каждой российской фирме, однако у нас ситуация осложняется именно спецификой бизнеса.

Компания присутствует на рынке 17 лет. Для нашей сферы это много. Весь топ-менеджмент - генеральный, коммерческий, финансовый и исполнительный директора, директора по маркетингу и по региональной политике - это те самые молодые люди, пришедшие сюда работать, когда все только начиналось. Сейчас им от 37 до 43 лет, они достигли многого, досконально знают этот бизнес, все время совершенствуются и готовы делиться знаниями с молодежью (у нас весьма демократичная компания).

Молодежь - это выпускники ведущих отечественных и зарубежных вузов, многие из которых еще во время обучения успели год-два поработать в области финансового консалтинга. Мы отбираем их, собирая сведения в профессиональных интернет-сообществах, запрашивая рекомендации в вузе, участвуя в днях карьеры и проводя дни компании в вузе. Когда молодые сотрудники попадают к нам на должность аудитора, каждый шаг их адаптации регламентируется соответствующим положением, подробным планом вхождения в должность и корпоративными стандартами работы с клиентами. В общем, новички знают или имеют возможность узнать, что и в какой последовательности они должны делать, к кому обращаться в случае любых затруднений, какие неписаные правила соблюдать, и всегда могут рассчитывать на помощь со стороны куратора (в роли которого обычно выступает непосредственный руководитель).

В год мы привлекаем от четырех до восьми человек. Показатель текучести среди молодых специалистов на испытательном сроке небольшой - порядка 10%. В среднем такой сотрудник работает в компании не менее 3-5 лет и уже, по сути, перестает быть молодым специалистом. Еще раз оговорюсь: условия у нас хорошие, а вот с непосредственными начальниками новичков - беда.

Примерно половина линейных руководителей - это наши же сотрудники, прошедшие все промежуточные ступени: аудитор - старший аудитор - заместитель руководителя отдела - руководитель отдела. С учетом кризиса на рынке труда хотелось бы, конечно, чтобы руководителей «собственного производства» было больше, но я уже упоминала о молодости и зашкаливающем индивидуализме наших сотрудников. Это представители того самого поколения Y: они не очень-то рвутся в руководители и нередко, оперившись, улетают работать в крупную компанию за рубежом или трудятся на условиях фриланса, имея почти такие же блага и гораздо меньше контроля над собой. Те же, кто все-таки решил двигаться вверх по карьерной лестнице, сталкиваются с неожиданными сложностями: вроде бы все им в компании знакомо, но управлять своими же бывшими коллегами почемуто не получается. Мы обучали перспективных с точки зрения карьерного роста аудиторов управленческим навыкам, но этого, похоже, было недостаточно. Что уж говорить о другой половине линейных руководителей - тех, кто пришел извне? Да, они профессионалы и понимают, что такое финансовый консалтинг и в чем своеобразие российского бизнеса, у них есть жизненный опыт, но привыкают они очень плохо.

Вот и получается, что процесс буксует в самых важных местах, а происходит это из-за отсутствия поддержки со стороны топ-менеджмента. Линейные руководители оказываются предоставлены сами себе и не справляются.

Вера права, характеризуя свою бизнес-сферу как специфичную. Однако картина, которую она описывает, типична, разве что проблема здесь имеет более выраженный характер, чем где бы то ни было. Хороший специалист и хороший руководитель - совсем не одно и то же. Если человек уже поработал в компании, проникся ее корпоративной культурой, представляет себе всю систему формальных и неформальных связей, ему, конечно, проще адаптироваться к новой роли, чем тому, кто пришел, фигурально выражаясь, из чужого монастыря и не знает устава. А если у него еще и не слишком выражена мотивация к освоению нового функционала и управленческих компетенций? Он знает, что в должности рядового специалиста может зарабатывать не намного меньше, чем в управленческой (зарплата в компании очень высокая), и при этом нести меньшую ответственность; или может поискать себе другое место, где будет меньше нагрузки, бла го предложения имеются... Короче говоря, новый линейный руководитель в процессе адаптации нуждается в поддержке.

Качественное выполнение ключевых управленческих функций - планирования, организации, мотивации, контроля - возможно лишь при наличии трех факторов:

  • доступа к информации;
  • организационной поддержки;
  • психологической помощи.

Может ли HR-служба в одиночку обеспечить новому линейному руководителю поддержку по каждому из этих направлений? Что касается доступа к информации - сомнительно, эйчары и сами не всегда все знают о происходящем в компании. Организационная поддержка - своевременное обучение, подготовка помещения, обеспечение методическими материалами и, самое главное, проверка действенности внутренних коммуникаций - будет эффективной в зависимости от того, насколько прочно в компании положение самой службы. Остается психологическая помощь. Этим в основном и приходится заниматься HR-менеджерам: мотиви ро вать, утешать, сглаживать острые углы, уго варивать, разъяснять ситуацию на кадровом рынке… Однако все это можно реализовать только при непосредственном и очень деятельном участии высшего руководства компании, а оно редко горит желанием помогать. Где же выход?

Рассказывает Вера:

В общем-то, все в компании, и директора в том числе, знали о проблеме с адаптацией линейных руководителей. И когда полтора года назад сразу два начальника отделов «из наших» подали заявления о переводе на должность рядового специалиста (попросили вернуть их на прежнюю должность), а еще два - с внешнего рынка - написали заявление об уходе, никто не удивился. Но реагировать-то надо!

Первым делом я тщательно проанализировала Положение об адаптации. Оно было утверждено задолго до моего прихода в компанию и в те времена имело чрезвычайно прогрессивный характер. Собственно, по сей день Положение работало в части адаптации как рядовых сотрудников, так и топов. А вот акцент на помощи линейным руководителям там отсутствовал. И если ответственность за качественную адаптацию рядового работника распределялась между его непосредственным начальником (в большей степени) и HR-специалистом (в меньшей), то ответственность за введение в должность самого руководителя повисала в воздухе. Надо было внести изменения в Положение, а для этого понять, какие инструменты мотивации для вовлечения топов в процесс адаптации линейных руководителей лучше использовать.

Однако понять мало - надо сделать так, чтобы и другие поняли, приняли и в дальнейшем реализовывали эти изменения. Я не могла единолично подкорректировать Положение, точнее, могла, но смысла в этом не было: все поправки остались бы на бумаге. Стало ясно, что надо обратиться за помощью к заинтересованным лицам - линейным руководителям: пусть сами скажут, какого рода поддержка им нужна. Кроме того, предстояло озадачить топ-менеджмент и генерального директора. Я была уверена в их положительной реакции, но начинать обсуждение проблемы следовало уже сформулировав конкретные предложения.

В приведенном примере HR-специалист совершенно точно определил последовательность действий. Если в компании существует документ, регламентирующий процесс трудовой адаптации (пусть даже созданный для галочки), начинать надо с него. В данном случае Положение оказалось действующим, но частично устаревшим. В самом деле, когда оно составлялось, на кадровом рынке страны и в помине не было таких проблем, как сейчас.

Далее, желая внести изменения в систему адаптации, информацию необходимо получить из первых рук, то есть от людей, которые страдают из-за несовершенства существующей модели. Бывает, что эйчары начинают изобретать велосипед, утяжеляя систему ненужными мероприятиями и неизбежной дополнительной отчетностью, в то время как гораздо проще было спросить. И наконец, внедрение изменений желательно начинать, заручившись поддержкой начальства, и постепенно, экономя его время, вовлекать руководителей в процесс перестройки системы.

Рассказывает Вера:

Я лично встретилась с каждым из наших линейных руководителей. Начала с тех, которые подали заявления о переводе или увольнении. Потом пообщалась с теми, кто пришел на управленческую должность менее трех лет назад. Каждому из них я задала три вопроса: с какими сложностями им пришлось столкнуться в качестве нового руководителя; что им помогло в процессе адаптации; что надо изменить, чтобы процесс адаптации протекал быстрее и безболезненнее? Все ответы я записывала (потом появилась мысль воспользоваться диктофоном, но, подумав, я решила, что без него лучше - люди не зажимаются).

Ответы моих респондентов отличались друг от друга только формулировками, смысл был один и тот же. На первый вопрос они ответили так: резкое увеличение рабочей нагрузки и из-за этого сильная усталость; рост требований со стороны руководства; недостаток лояльности подчиненных (должны уважать, но не уважают); нехватка времени на личную жизнь. Я сделала пометку: возможно, это связано с отсутствием программы ввода в должность с установленной ответственностью за отдельные пункты, контроля за ее выполнением, критериев оценки эффективности прохождения испытательного срока - то есть всего того, что существовало для адаптации рядовых сотрудников, но практически не применялось в случае линейных руководителей.

Ответ на второй вопрос приятно пощекотал мое профессиональное самолюбие, так как почти все отметили поддержку HR-менеджера. Я действительно никогда не жалела времени, чтобы поговорить с человеком, узнать его настроение, посоветовать новую линию поведения. Практика показала, что я поступала верно. Кстати, было несколько ссылок и на разовую поддержку со стороны некоторых топ-менеджеров.

А вот третий вопрос заставил людей призадуматься. Оказывается, готовых предложений ни у кого не было, но в итоге несколько идей все же нашлось. Так, поступило предложение проводить для линейных руководителей вводное обучение по следующим направлениям: стресс-менеджмент; эффективная коммуникация и защита от манипуляций; самопрезентация (обратите внимание: все это отнюдь не чистая бизнес-тематика). Еще была идея ввести в Положение об адаптации обязательные для топ-менеджмента сеансы обратной связи с линейными руководителями. И чтобы более опытные из них обучали менее опытных управленческим хитростям.

Обработав собранную информацию, я превратила ее в отчет с иллюстрациями. Что можно, представила в виде графиков и таблиц, оставив лишь несколько наиболее эмоциональных ответов, полученных в ходе опроса (разумеется, без указания авторства): совсем без эмоций нельзя. Потом обкатала отчет на коммерческом и исполнительном директорах - посмотрела, как они реагируют, какие вопросы задают. По итогам доработала отчет и только после этого, заранее договорившись о времени, презентовала его на совете директоров.

В российском бизнесе не принято интересоваться мнением подчиненных, а если это и делается, то, как правило, обезличенно, на уровне заполнения опросников. Таким же путем могла пойти и Вера, но она выбрала более трудоемкий вариант. Любое вовлечение в обсуждение тех, кому планируется оказать помощь, себя оправдывает.

Ситуация, когда нарекания есть, а четких предложений нет, очень распространенная. Все любят пожаловаться, но не каждый готов что-то изменить, и уж точно мало кто знает, что и как для этого следует делать. Вопрос такой надо задавать обязательно, но быстрого ответа лучше не ждать. Однако если люди уже начали думать на эту тему, то предложения появятся.

Очень профессионально подошла Вера и к презентации предложений по изменениям в системе адаптации. Предупредив, что эта тема скоро будет ею поднята, она проверила действие полученного материала на двух топах и только после этого вынесла его на обсуждение всей управленческой верхушки.

Рассказывает Вера:

Выслушали меня доброжелательно. Вопросов задавали мало. Правда, было видно, что некоторые вещи не слишком хорошо укладывались в сознании наших топов - например, как можно уставать на работе: сами-то они живут по еще более жесткому графику, - сказывается разница в менталитете двух поколений. Все мои предложения были приняты. По итогам совещания было решено:

  1. Внести в Положение об адаптации изменения, касающиеся линейных руководителей, в части формализации мероприятий обратной связи с топами, контроль за соблюдением возложить на исполнительного директора; по итогам адаптации линейных руководителей проводить специализированную оценочную процедуру.
  2. Пригласить специалиста-психолога. Раньше этот вопрос уже поднимался в связи с другими аспектами деятельности компании, но теперь был решен окончательно.
  3. Добавить к темам вводного обучения в рамках адаптации стресс-менеджмент, эффективную коммуникацию и самопрезентацию.
  4. Создать в компании клуб молодых руководителей. Для себя я решила, что теперь в процессе подбора линейных менеджеров буду использовать еще больше управленческих кейсов.

Ситуация стала меняться. Наши линейные руководители взрослели на глазах. Удивительно, но решение этой проблемы оказалось вовсе не таким трудным, каким виделось вначале.

Адаптация линейных руководителей, увы, не решит проблем низкой квалификации и нехватки специалистов нужного профиля, да и специфические черты поколения Y тоже не изменит, зато позволит вписать человека в должность, на которой он будет управлять другими, обеспечивая стабильность компании.