Ямал спг yamal lng. Отзывы: "Ямал СПГ", российская газодобывающая компания

На полуострове Ямал активно формируется новый центр газодобычи, который в перспективе станет одним из основных для развития газовой отрасли России. На Ямале будет производиться до 360 млрд куб. м голубого топлива.

месторождения

трлн м 3 газа

млрд тонн газового конденсата

млн тонн нефти

месторождения

трлн м 3 газа

млрд тонн газового конденсата

млн тонн нефти

  • Бованенковское , Харасавэйское стабильного конденсата в год.
  • Тамбейская промышленная зона

    Состоит из шести месторождений: Северо-Тамбейского, Западно-Тамбейского, Тасийского, Малыгинского (лицензии принадлежат Группе «Газпром»), Южно-Тамбейского и Сядорского.
  • Южная промышленная зона

    Включает девять месторождений: Новопортовское (лицензия принадлежит Группе «Газпром»), Нурминское, Мало-Ямальское, Ростовцевское, Арктическое, Средне-Ямальское, Хамбатейское, Нейтинское, Каменномысское. Зона рассматривается как первоочередной объект для добычи нефти с максимальным годовым уровнем в 7 млн тонн.
  • Единую систему газоснабжения России создан газотранспортный коридор нового поколения от Бованенковского месторождения до Ухты. Круглогодичный вывоз нефти осуществляется через морской нефтеналивной терминал «Ворота Арктики».
  • Инфраструктура

    Сформирована полноценная система промышленного и жизнеобеспечения: автомобильные дороги, электростанции, вахтовый поселок, промышленные базы, железная дорога «Обская — Бованенково — Карская» протяженностью 572 км, аэропорт.

Количество месторождений — 32.

Суммарные запасы и ресурсы всех месторождений полуострова Ямал: 26,5 трлн куб. м газа, 1,6 млрд тонн газового конденсата, 300 млн тонн нефти.

Видео о мегапроекте «Ямал», 3 минуты

Добыча на Ямале:

В 2017 году — 82,8 млрд куб. м газа.

В перспективе — до 360 млрд куб. м газа в год.

Структура мегапроекта

Бованенковская промышленная зона

Обладает основным добычным потенциалом и включает три месторождения — Бованенковское , Харасавэйское , Крузенштернское (лицензии принадлежат Группе «Газпром»). Валовая добыча здесь оценивается в 217 млрд куб. м газа и 4 млн тонн стабильного конденсата в год.

Тамбейская промышленная зона

Состоит из шести месторождений: Северо-Тамбейского, Западно-Тамбейского, Тасийского, Малыгинского (лицензии принадлежат Группе «Газпром»), Южно-Тамбейского и Сядорского.

Южная промышленная зона

Включает девять месторождений: Новопортовское (лицензия принадлежит Группе «Газпром»), Нурминское, Мало-Ямальское, Ростовцевское, Арктическое, Средне-Ямальское, Хамбатейское, Нейтинское, Каменномысское. Зона рассматривается как первоочередной объект для добычи нефти с максимальным годовым уровнем в 7 млн тонн.

Система транспортировки углеводородов

Для вывода газа с полуострова Ямал в Единую систему газоснабжения России создан газотранспортный коридор нового поколения от Бованенковского месторождения до Ухты. Круглогодичный вывоз нефти осуществляется через морской нефтеналивной терминал «Ворота Арктики».

Инфраструктура

Сформирована полноценная система промышленного и жизнеобеспечения: автомобильные дороги, электростанции, вахтовый поселок, промышленные базы, железная дорога «Обская — Бованенково — Карская» протяженностью 572 км, аэропорт.

Реализация проекта

Самым крупным ямальским месторождением по разведанным запасам газа является Бованенковское. Первоочередной объект освоения — сеноман-аптские залежи. В 2012 году на месторождении был введен в эксплуатацию первый газовый промысел (ГП-2) , в 2014 году — второй (ГП-1), в 2018 году — третий (ГП-3). Суммарная проектная производительность трех промыслов — 115 млрд куб. м газа в год. В перспективе с вводом в разработку неоком-юрских залежей проектная производительность Бованенковского месторождения увеличится до 140 млрд куб. м газа в год.

В 2012 году введен в эксплуатацию магистральный газопровод «Бованенково — Ухта », в начале 2017 года — газопровод «Бованенково — Ухта — 2».

Еще одной мощной стройкой, на которую делается серьезная ставка и с точки зрения развития региона, его инфраструктуры и новых рабочих мест, и с точки зрения привлеченных инвестиций, стал завод на Ямале.

В проект строительства предприятия по производству сжиженного газа могут включиться иностранные инвесторы. По крайней мере, министр Улюкаев заявляет, что переговоры с французскими банками движутся, и российская сторона полна оптимизма.

С четырехкилометровой глубины на поверхность. Первые кубометры природного газа за 40 лет. Южно-Тамбейское месторождение, открытое ещё в 70-х на Ямале, всё это время не осваивалось из-за несовершенства технологий. Суровая Арктика брала своё. Но сегодня буровым станциям российского производства нипочём ни 50-градусные морозы, ни вечная мерзлота.

Уже пробурено порядка 50 скважин, всего планируется больше 200, объёма запасов месторождения хватит на десятки лет. Голубое топливо сразу будет поступать на завод по сжижению газа, он строится здесь же, на северо-востоке Ямала.

Газ в жидком состоянии будут хранить здесь при температуре минус 165 градусов. В таком резервуаре могли бы без труда поместиться несколько огромных транспортных самолётов. Объём каждой из четырёх ёмкостей - 160 000 кубических метров.

«За Полярным кругом таких резервуаров ещё не делал никто. Ни одна страна в мире за Полярным кругом не имеет резервуаров, только Российская Федерация!» - заявил замначальника отдела контроля качества Управления капитального строительства ОАО "Ямал СПГ" Ренат Гарифулин.

За готовым продуктом будут приходить гигантские газовые танкеры. Ямал - это ещё и уникальный порт, так что прямо отсюда газ пойдёт на рынки сбыта: в Азиатско-Тихоокеанский регион и Европу. Например, с Китаем, Индией и Испанией уже заключены контракты на четверть века.

Ещё пять лет назад здесь не было ничего. Только лёд, снег и вечная мерзлота. От самого маленького винтика до строительной техники и материалов этих огромных резервуаров для хранения сжиженного газа - абсолютно всё доставлено сюда морским путём. За эти годы через порт «Сабетта» прошло шесть миллионов тонн грузов.

В порт грузовые суда на буксирах заводят ледоколы, иначе по почти двухметровому льду просто не пройти. Но скоро все эти глыбы у самого причала могут просто исчезнут. Водолазы уже ведут работы по установке экспериментальной ледовой защиты.

«Эта система будет представлять собой несколько труб, которые будут протянуты с нижней части причала с горячей водой и с воздухом. И за счёт барботажа так называемого, подъёма этой тёплой воды на поверхность, будет контролироваться намерзание льда на стенку причала», - рассказывает главный водолазный специалист ОАО "Ямал СПГ" Валерий Ведерников.

Грузовые корабли идут в Сабетту Северным морским путём в основном из Архангельска. Именно сюда стекаются поставки для строительства завода буквально со всей страны.

Продукцию для завода производят в 25 регионах России. Например, на Волгоградском заводе нефтяного машиностроения разработали оборудование для сжижения газа. А в Череповце изготавливают металлоконструкции и трубопроводы. Благодаря этому заказу здесь построили новый цех и приобрели самое современное оборудование.

«Заказ интересный сам по себе и сплотил коллектив довольно-таки сильно. Новые специалисты пришли», - говорит начальник производства ОАО "Первый Коксохиммонтаж" Дмитрий Салий.

Целые производственные здания и конструкции будущего завода также проектируют и изготавливают в Красноярске. Местное предприятие технологического машиностроения перевелось на круглосуточный режим работы. Жаловаться не приходится, до Ямальского заказа у завода был спад в производстве.

«Нам пришлось до 100 человек только рабочих нанять для обеспечения этого процесса. Мы привлекли несколько училищ, институтов, которые прямо по целевой программе для нас обучали этих специалистов», - сообщил исполнительный директор ЗАО "КрасПТМ" Алексей Семерня.

В самом вахтовом посёлке на Ямале живут и работают 15 000 человек. Десятки общежитий, столовые, спортзалы, даже собственные пожарная станция и отдел полиции.

Большинство зданий - это быстровозводимые блочные постройки. Их изготовили в Вологде. Для арктического жилья используют уникальный утеплитель, его разработали специально для ямальского проекта.

«Здания разрабатывались под расчётную температуру минус 65 градусов. Далее мы не испытывали, но я думаю, что и более низкие температуры эта конструкция может вынести», - сказал ведущий конструктор АО "СКДМ" Роман Бегунов.

Общежитие на 300 человек можно возвести за три недели. На Ямал поставляются готовые блоки, они просто соединяются между собой как конструктор.

Блок общежития уже готов для отправки на Ямал, их сдают буквально под ключ, в помещение всё практически готово. Двери, окна, здесь чистовая отделка, есть даже электропроводка. Осталось постелить линолеум и вставить лампы - всё это уже идёт в комплекте.

До вахтового посёлка Сабетта летают прямые рейсы из Москвы и других городов. Здесь построили аэропорт международного класса. Для строительства взлётно-посадочной полосы в условиях вечной мерзлоты были необходимы специальные геосинтетические материалы, которые не производились в России. Сначала заказ планировалось разместить в Англии. Но на одном из дивногорских предприятий освоили новые технологии и запустили такое производство. Специально для поставок на Ямал.

«Ямал СПГ» - это очень передовой проект. Проектировщики и строители использую самые современные решения. И, на мой взгляд, это очень важно, когда именно подобные проекты привносят в нашу российскую действительность новые материалы и новые продукты, которые позволяют получить более качественные изделия по меньшей цене», - говорит гендиректор группы компаний «Техполимер» Андрей Путивский.

Больше заказов для российских предприятий - больше объёмы производства, а значит увеличиваются и налоговые отчисления. Так что строящийся завод на Ямале помогает российской экономике уже сегодня. Первая его производственная линия заработает уже в следующем году. На полную мощность «Ямал СПГ» выйдет к 2019-му.

«Ямал СПГ», подконтрольный НОВАТЭКу, начал производство сжиженного природного газа на первой очереди своего завода. Общая мощность завода превысит 16,5 млн т СПГ в год, а стоимость проекта составила $27 млрд

Строительство первой линии завода по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ» в поселке Сабетта (Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС)

Завод «Ямал СПГ», подконтрольный НОВАТЭКу, начал производство сжиженного природного газа (СПГ) на первой технологической линии проектной мощностью 5,5 млн т СПГ в год, говорится в сообщении НОВАТЭКа, поступившем в РБК.

На пятницу, 8 декабря, запланирована погрузка первой партии СПГ в порту Сабетта, для этого будет использоваться СПГ-танкер «Кристоф де Маржери», названный в честь бывшего главы Total (корпорация владеет 18,9% НОВАТЭКа и 20% «Ямал СПГ»), который погиб в авиакатастрофе во Внуково в октябре 2014 года.

«Начало производства сжиженного природного газа на первой линии завода — важнейшая веха в развитии проекта «Ямал СПГ». Мы открываем новую страницу в истории нашей компании», — заявил предправления и совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон (его слова приводятся в сообщении компании).

«Ямал СПГ» — это первый частный завод по производству СПГ в России, строящийся на базе Южно-Тамбейского месторождения. Изначально предполагалось, что у него будет три очереди общей мощностью 16,5 млн т СПГ в год (по 5,5 млн т каждая): вторая должна быть запущена в третьем квартале 2018 года, третья — в начале 2019 года. Но в сентябре 2017 года «Ямал СПГ» , что планирует построить еще одну очередь мощностью до 1 млн т в год.

Бюджет проекта оценивается в $27 млрд, из которых около $12 млрд китайские банки, а еще 150 млрд руб. — ФНБ. 50,1% акций «Ямал СПГ» принадлежит НОВАТЭКу, по 20% — у французской Total и китайской CNPC, еще 9,9% у китайского Фонда Шелкового пути.

«Мы гордимся тем, что в конце 2013 года приняли инвестрешение по срокам [строительства СПГ-завода] и капитальным вложениям в этот проект, и в этих рамках мы и идем», — Михельсон на брифинге в Сабетте в конце марта, когда в этот порт прибыл танкер «Кристоф де Маржери». Тогда президент России Владимир Путин, участвовавший в торжественной церемонии по видеосвязи, сказал, что «удивлен» темпами строительства завода. «Если мы будем действовать в таком же ключе и такими же темпами, <...> то, конечно, Россия, без всяких сомнений, не только может, но и станет крупнейшим производителем сжиженного природного газа в мире», — он, пообещав, что государство будет всячески способствовать развитию проекта.

Конкурент «Газпрома»

Газ с нового завода «Ямал СПГ», освобожденный от НДПИ и пошлин, будет конкурировать на европейском рынке с российским трубопроводным газом, заявил на форуме «Газ России 2017» замначальника департамента 123 «Газпрома» Николай Кисленко. «Тот же «Ямал СПГ» — это отсутствие экспортной пошлины, отсутствие НДПИ. А газ, который он заместит, это тот самый, [с которого налоги и пошлины] «Газпром» передал бы в бюджет российского государства. То есть явная потеря бюджетной эффективности как таковой», — сказал он (цитата по «Интерфаксу»)». Согласно его презентации, поступления в бюджет за счет НДПИ и экспортной пошлины от экспорта газа «Газпрома» составляют более ​4,1 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м. Представитель НОВАТЭКа это не комментирует.

Почти весь газ «Ямал СПГ» (более 95%) уже законтрактован, а первая партия СПГ будет направлена CNPC, в конце октября финансовый директор НОВАТЭКа Марк Джетвей в ходе телеконференции с инвесторами. «Это очень символичный вопрос. С нашей точки зрения, первый СПГ-танкер следует отправить CNPC в знак признания вклада компании в проект и важности рынка Азиатско-Тихоокеанского региона», — отметил он.

Запуск «Ямал СПГ» — эпохальное событие для российской нефтегазовой отрасли, отмечает старший аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров: этот завод построен с нуля в экстремально тяжелых условиях, без какой-либо инфраструктуры. Себестоимость добычи газа и производства СПГ снижается за счет близости завода к месторождению и низких температур, при которых уменьшается его потребность в энергии, говорит эксперт.

При нынешних ценах на нефть судьба этого проекта была бы менее счастливой, замечает Нестеров: реализация «Ямал СПГ» начиналась в 2013 году, когда нефть марки Brent стоила больше $100 за баррель, а сейчас — $62,5. Поэтому строительство завода могли бы перенести, замечает эксперт. Впрочем, понятно, что в долгосрочных контрактах «Ямал СПГ» заложена цена СПГ, обеспечивающая достаточно высокую рентабельность этого проекта, признает он. В январе 2016 года Михельсон оценивал себестоимость газа, поставляемого на завод, менее чем в $0,6 за 1 млн британских термических единиц (MMBTU), указывая, что проект окупается и при «сверхнизких ценах». Но на тот момент СПГ на азиатском рынке (ключевой рынок для «Ямал СПГ») стоил $6-6,5, а сейчас — $9-10 за 1 ММBTU, отмечает Нестеров.

Открытие «Ямал СПГ» поможет НОВАТЭКу в строительстве новых СПГ-заводов и привлечении партнеров, замечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Если раньше у НОВАТЭКа не было опыта в строительстве таких заводов и компания и не могла многого требовать от своих потенциальных партнеров, то теперь ее позиции гораздо тверже, отмечает он: теперь стоимость доли в новом СПГ-проекте и взнос в его уставный капитал должны значительно увеличиться. Второй СПГ-завод, «Арктик СПГ-2», НОВАТЭК планирует построить на базе Гыданских месторождений, его запуск ожидается в 2022-2023 годах, но компания пока не приняла окончательного решения о его строительстве.

Как и планировалось по графику в 2017 году, в начале декабря произошло знаковое событие, первый сжиженный газ от ОАО "Ямал СПГ" был отгружен на материк. Кнопку начала отгрузки газа нажал главный инициатор и вдохновитель этого масштабного проекта - наш президент Путин В.В. Не все верили в эту затею, но были люди, которые рискнули, и в итоге выиграли - так и сказал на итоговой конференции Владимир Владимирович.

и отзывы о "Ямал СПГ" специалистов

В декабре 2017 года запущена первая очередь строительства завода, еще по одной очереди будет запущено оно в 2018 и 2019 годах. После этого будет построена четвертая - полностью на российских технологиях. По оценкам экспертов, спрос на газ в мире будет только расти, и через 20 лет потребление вырастет, ориентировочно, на 40 %, а конкретно СПГ - на 70 %. Интерес к сжиженному газу настолько велик, что на запуск первой очереди прилетел шеф-директор мощнейшей национальной Саудовской нефтяной компании Saudi Aramco. Что может заинтересовать компанию из Саудовской Аравии, основного поставщика газа в мире на севере России? Конечно, наш следующий возможный газовый проект в арктических широтах "Арктик СПГ-2". Саудиты не скрывают своего интереса в сотрудничестве по финансированию и освоению месторождения. Запуск дорогостоящего, уникального комплекса в местечке Яр-Сале на Ямале - эпохальное событие в мировом масштабе. Не секрет, что наша страна, наши стратегические нефтяные и газовые компании подвергнуты санкциям, в том числе, на технологии и поставку оборудования. Тем более ценно, что в таких жестких условиях первая очередь проекта была выполнена в срок и, что удивительно для нашей страны, первоначальная сметная стоимость не была превышена. Это вызвало массу одобрительных отзывов о "Ямал СПГ". Кстати, американцы аналогичный проект на Аляске пока не смогли запустить.

История ОАО "Ямал СПГ"

Ямал и прилегающие к нему территории по разведанным запасам газа занимает лидирующие позиции в России. На сегодня более 20 % российского газа находится на Ямале, так что местным месторождениям уготовано быть основной территорий по добыче этого топлива. 12 лет назад создано ОАО "Ямал СПГ", где акционерами стали компания "Новатэк" - 60 % акций, Total - 20 % акций и CNPC - 20 % акций. Недавно "Новатэк" продал 9,9 % акций Фонду "Шелковый путь", но контрольный пакет акций 50,1 % сохранил. Основное строительство развернулось в 2012 году. Суммарный объем инвестиций на все три очереди комплекса составляет 27 млрд долларов.

Технологии интегрированной схемы по добыче, сжижению и реализации газа

Подрядчиками "Ямал СПГ" был реализован комплексный подход к проекту российской газодобывающей компании. В Сабетта, крохотном поселении местного народа ненцев, первые вахтовики появились еще в 1980 году. Но развитие поселок и прилегающие территории получили только с освоением проекта. Начали строить морской порт, завод по сжижению газа, современный и сам поселок Сабетта, где уже проживает более 20 тысяч человек.

Газ из скважин по трубам, проложенным над землей, поступает на завод по сжижению газа. На заводе из газа отделяют газовый конденсат (жидкие примеси), метанол и другие посторонние фракции. Очищенный, идеально сухой газ идет на сжижение и потом по трубам в хранилища, в резервуары. Их здесь четыре по 160000 кубических метров. Сердцем каждой очереди завода является криогенная установка (она непосредственно сжижает газ) - сложнейшее оборудование, одних труб в ней более 40 километров. Газовый конденсат тоже находит свое применение, его направляют в специальные емкости и соответствующие танкеры транспортируют конденсат потребителям.

Морской порт компании "Ямал СПГ"

Для отгрузки сжиженного газа выстроен уникальный морской порт Сабетта. Он является ключевым звеном технологической цепочки и основной базой транспортного узла по освоению нефтегазовых месторождений Ямала и Обской губы. Порт уже сейчас обеспечил навигацию по круглый год. Порт компании "Ямал СПГ" Сабетта - это ворота в Арктику, это ключевое звено в строительстве возводимого объекта.

Транспортировка сжиженного природного газа

По отзывам, "Ямал СПГ" при выходе на проектную мощность должен отгружать 16,5 млн тонн сжиженного газа (по 5,5 млн тонн каждая очередь). Для транспортировки таких внушительных объемов газа будет создан целый флот уникальных судов из пятнадцати специально спроектированных танкеров усиленного ледокольного типа, вместимостью 173000 кубических метров каждый. Контракт на поставку газовозов стоимостью более 5 млрд долларов заключен с судостроителями из Южной Кореи. Головной танкер, который уже загрузился и ушел к заказчикам, носит имя Кристофа де Манжени - имя президента компании Total, трагически погибшего в 2014 году. Во многом это заслуга президента компании - в том, что, несмотря на санкции, французская Total осталась в проекте. Их знания, опыт и технологии очень важны в строительстве. По плану, в конце 2018 года ежемесячно должно загружаться десять газовозов. Время погрузки одного судна составляет около 20 часов.

Основные потребители

По контракту, часть газа будет закупаться учредителями акционерного общества - компаниями Total и CNPC. Среди покупателей: "дочка" Газпрома, сингапурские, испанские, английские, индийские, французские компании. Причем 96 % процентов будущих поставок уже законтрактованы и, известно, что 70-80 % сжиженного газа будет уходить в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Пока Россия имеет в рамках мировой торговли СПГ небольшую долю. Но, если все намеченные проекты реализуются, мы станем заметным игроком на рынке, и с нами будут считаться. До уровня крупнейшего в мире поставщика СПГ - Катара, мы не дотянемся, но стать одним из мировых лидеров вполне по силам. Президент компании "Новатэк" заявил, что запуск "Арктик СПГ-2" в 2022-2023 годах реален.

Арктические месторождения стимулируют развитие России

По мнению экспертов, освоение месторождений полуострова Ямал, Обской губы, будет являться драйвером роста экономики России. Как в XIX веке Менделеев сказал: "Богатство России будет прирастать Сибирью", так теперь богатство нашей страны будет прирастать Арктикой. Ведь для освоения этих территорий потребуются научные исследования и технологии от многих НИИ по всей стране, заказами будут загружено множество предприятий и компаний России. Тем более в условиях санкций происходит вынужденное импортозамещение, что в конечном счете оборачивается нам во благо.

Специальные технологии строительства

Этапы строительства завода "Ямал СПГ" показывают, что, несмотря на то, что санкции, безусловно, сказываются на финансировании и технологическом обеспечении, Россия нашла альтернативное финансирование и смогла самостоятельно создать необходимое оборудование. Для того чтобы смонтировать и запустить завод в условиях вечной мерзлоты, требуются уникальные технологии. Даже привлеченные иностранные специалисты по строительству подобных проектов часто не в силах были помочь. Завод монтируется из гигантских модулей, их более 300 штук. Модули создаются на материке, вес их достигает десятков и сотен тонн. Эти суперблоки перевозятся специальными судами, для выгрузки создан сверхпрочный причал, выдерживающий нагрузку более 10 тонн на 1 кв. метр. Из модулей на месте монтируется завод. Из-за вечной мерзлоты весь монтаж модулей производится на площадках, установленных на сваях, уходящих вниз на десятки метров.

Так как на Ямале нет связи с большой землей, кроме как по морю и воздуху, все здесь автономно. Должна быть собственная генерация энергии и тепла. В стадии строительства находится ГТЭС мощностью 370 мВт электроэнергии и 150 мВт тепловой энергии. Даже поезда, которые вскоре пойдут по железной дороге до Сабетты, будут единственными в мире, использующими в качестве топлива СПГ.

Сабетта - поселок вахтовиков

Сегодня по численности населения и условиям проживания Сабетта - уже не поселок, а город. Изначально название поселения было Сабета (с одним "т"), потом как-то итальянонизировалось. В 90-е годы, когда количество буровых и геологоразведывательных работ сильно сократилось, население поселка упало до нескольких десятков человек. Но с 2012 года, с началом строительства Ямальского проекта, пошел бурный рост населения, и поселок превратился в город. В условиях вечной мерзлоты созданы достойные условия для работы и отдыха работников газодобывающей компании. Большинство проживающих здесь работают вахтовым методом, и условия жизни специфичны: работа-дом, работа-дом. Дом - это общежития с комнатами на 4-8 человек. Условия жизни достойные, просторные столовые, большие спортивные и тренажерные залы для тех, у кого остались силы после напряженной смены. Для всех строгий сухой закон, нарушил - "до свидания", на материк.

Перспективы "Ямал СПГ" и других арктических проектов

События, происходящие сейчас на Ямале, бывают раз в сто лет. Значимость развития проекта сравнима с освоением Западной Сибири 50-60 лет назад. Надо учитывать все возрастающую роль СПГ в газовом балансе мира. В связи с тем, что самые быстрорастущие рынки находятся в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, организовать в эти страны поставки газа по трубам часто просто невозможно. По оценкам экспертов, если все намеченные нашими газодобытчиками планы осуществятся, к 2030 году доля рынка мирового СПГ у России может достичь 15 %. А все Ямальские месторождения могут выйти на объемы 70 млн тонн сжиженного газа. Даже сейчас отзывы о Ямал СПГ - самые восторженные. по проекту через несколько лет выйдет на грузооборот 30 млн тонн. Уже сегодня, благодаря постройке круглогодичного порта на Ямале, объем перевозок по северному морскому пути вырос в два раза. Кроме продукции газовой отрасли порт будет обрабатывать и другие грузы, необходимые для северных территорий. Безусловно, он будет задействован и в интересах министерства обороны России, т. е. имеет стратегическое значение.

Вакансии вахтой

Завод "Ямал СПГ" развивается и, естественно, требуются специалисты на возводимом производстве. Требуются инженеры, рабочие, операторы самых разных специальностей. Заработная плата начинается от 85000 рублей, для ведущих специалистов - в 2-3 раза больше. Контакты "Ямал СПГ": Ямало-Ненецкий Автономный округ, Ямальский район, село Яр-Сале.

Конкурентные преимущества

    традиционные запасы высокой концентрации, расположенные на суше

  • хорошо изученная геология и отработанные технологии разработки
  • очень низкий уровень затрат на разработку и добычу
  • высокая эффективность процесса сжижения благодаря низкой среднегодовой температуре
  • доступ к рынкам стран Европы и АТР
  • государственная поддержка, в том числе налоговые льготы


Инфраструктура проекта

Проект разработки месторождения предусматривает бурение 208 скважин на 19 кустовых площадках. Газ, добываемый на месторождении, будет поставляться на международный рынок в форме СПГ, для чего будет построен завод по сжижению газа, состоящий из четырех технологических линий. Первая линия завода мощностью 5,5 млн т СПГ в год введена в эксплуатацию в декабре 2017 года. Инфраструктура для отгрузки СПГ на экспорт состоит из отгрузочной эстакады с двумя причалами в порту Сабетта, оборудованном ледозащитными сооружениями. Для транспортировки СПГ используются танкеры усиленного ледового класса «Arc7».

Статус реализации проекта

Окончательное инвестиционное решение по проекту принято в декабре 2013 года.

Производство СПГ на первой технологической линии завода начато 5 декабря 2017 год. «Ямал СПГ» отгрузил первую партию сжиженного природного газа объёмом 170 тыс. кубических метров 8 декабря 2017 года. В августе 2018 года «Ямал СПГ» отгрузил первую партию СПГ после запуска второй технологической линии завода. В ноябре 2018 года «Ямал СПГ» произвел первый СПГ на третьей технологической линии.