Больничные и межбольничные аптеки. Расположение аптечных пунктов. методами оценки клинической эффективности препаратов основных фармакологических групп

«Организация работы аптеки, обслуживающей население»

Задачи и функции аптеки, обслуживающей население

1. Обеспечение населения лекарственными средствами и другими товарами аптечного ассортимента;

2. Торговля медицинским инструментом и оптикой;

3. Торговля средствами и предметами ветеринарного назначения;

4. Торговля продуктами детского и диетического питания, лечебно-косметическими товарами;

5. Доведение до населения сведений о лекарственных средствах;

6. Информирование медицинских работников о препаратах имеющихся в наличии, поступлении новых препаратов и способах их применения;

7. Оказание неотложной первой медицинской помощи.

1. Производственная.

2. Торговая.

3. Снабженческая.

4. Функция хранения.

5. Финансовая.

6. Хозяйственная.

Основные принципы территориального размещения аптеки

Основными принципами территориального размещения аптеки обслуживающей население являются:

· аптека должна располагаться в максимально доступном для населения месте (10-15 минут ходьбы)

· чем больше плотность населения района, тем прибыльнее аптека

· размещение аптеки вблизи дорог, транспортных остановок, крупных магазинов, продовольственных рынков, лечебно-профилактических учреждений

Вам необходимо оценить рациональность местоположения Вашей аптеки.

Открытие аптеки. Порядок аккредитации и лицензирования

Вновь создаваемая аптечная организация для получения статуса юридического лица должна пройти регистрацию в регистрационных органах, при этом выдается регистрационный номер (заносится в единый Государственный Реестр юридических лиц). Аптека получает свидетельство о Государственной регистрации.

Юридическое лицо - организация, имеющая собственности или в управлении обособленное имущество, отвечающее по своим обязательствам этим имуществом.

Для получения статуса юридического лица организация должна пройти регистрацию в органах местного самоуправления. Они регистрируют организацию, присваивают ей регистрационный номер, который заносится в единый государственный реестр юридических лиц, а также утверждают форму собственности. Организация получает временное свидетельство о государственной регистрации.

Для регистрации организации необходимо предоставить:

· заявление установленной формы, за подписью учредителей

· протокол и учредительный договор

· устав аптеки

· документ об уплате государственной пошлины

В уставе аптечной регистрации указываются её учредители (для государственных аптек – это органы государственной власти, федерации или её субъектов; для муниципальных аптек – органы местного самоуправления; для частных аптек – различные юридические и физические лица). В уставе фиксируется адрес и юридический статус аптеки, отмечается наличие у неё печати со своим наименованием и указанием организационно–правовой формы, углового штампа, самостоятельного баланса и расчётного счёта в банке. В уставе определяются задачи и функции аптеки, а также другие виды деятельности. Устав определяет имущество и средства аптеки, права аптеки, порядок управления аптекой, права руководителя и коллектива, порядок приёма и увольнения, порядок и гарантии оплаты труда, порядок контроля за деятельностью аптеки, её отчётность, порядок прекращения деятельности и причины.

Юридическое лицо, созданное одним учредителем действует на основании устава, который утверждает учредитель. Если учредителей несколько, то между ними обязательно заключается учредительный договор, представляемый в регистрационные органы вместе с уставом.

Учредительный договор – это договор, заключаемый в письменном виде между представителями организации, в котором они обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условие передачи ему своего имущества и участие в его деятельности.

Учредительный договор определяет также порядок и условия распределения между учредителями прибыли и убытков, управление деятельностью юридического лица и выхода учредителей из его состава.

После регистрации на основании полученного временного свидетельства аптека открывает расчётный счёт в банке. Для открытия счёта ей необходимо встать на учёт:

1) в налоговых органах

2) органах государственной статистики

3) в фонде занятости населения

4) в пенсионном фонде

5) территориальном фонде обязательного медицинского страхования

6) фонде социального страхования

После этого аптека обменивает временное свидетельство на постоянное и с этого момента официально существует как юридическое лицо. Однако, она ещё не имеет права осуществлять фармацевтическое обслуживание населения и ЛПУ. Для получения такого права каждая аптечная организация должна пройти аккредитацию, сертификацию и получить лицензию на фармацевтическую деятельность.

Аккредитация – это процесс, определяющий соответствие места и условий фармацевтической деятельности, установленным требованиям к организации лекарственной помощи и услугам.

После аккредитации аптека и работающие в ней специалисты проходят сертификацию.

Сертификация – это процесс получения сертификата, подтверждающего соответствие условий деятельности (для организаций) или уровня подготовки (для специалистов) установленным стандартам.

Целью аккредитации и сертификации является гарантия качества обслуживания населения. Аккредитация, сертификация и лицензирование вновь открываемой аптечной организации осуществляются одновременно специально уполномоченными органами исполнительной власти территории РФ.

Перед тем как аптечная организация получит сертификат и лицензию проводится проверка квалификационного состава организации, наличия собственной или арендованной материально-технической базы, действующих НД в соответствующих видах фармацевтической деятельности, соблюдение санитарно–гигиенических норм, противопожарной безопасности и охранных мероприятий, правил охраны труда и техники безопасности, торговли и реализации фармацевтической продукции, наличие сертификатов качества на товары.

Для проверки соответствия организации существующим стандартам лицензирующие органы привлекают на контрактной основе независимых экспертов, в качестве которых выступают опытные специалисты с высшим фармацевтическим образованием. По итогам экспертной проверки составляется акт экспертизы. В результате сертификации аптечной организации выдаётся аккредитационный сертификат соответствия условий деятельности установленным стандартам.

К фармацевтической деятельности в РФ допускаются лица, получившие фармацевтическое образование и специальное звание, имеющий диплом и сертификат специалиста. Сертификацию специалистов проводят государственные учебные заведения, осуществляющие дополнительное профессиональное образование и профессиональные фармацевтические ассоциации, получившие на это разрешение федеральных органов власти. Специалисты, прошедшие полный курс обучения, сдают сертификационный экзамен. Успешно сдавшие его получают сертификат специалиста, свидетельствующий о соответствии уровня подготовки специалиста государственным образовательным стандартам и квалификационным требованиям. Сертификат специалиста действует на всей территории РФ и подтверждается через каждые 5 лет после соответствующей подготовки в системе дополнительного профессионального образования. Сертификаты аптечной организации и специалистов являются необходимыми для получения лицензии на фармацевтическую деятельность.

Федеральным законом о лицензировании отдельных видов деятельности от 1998 года учреждён перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. К их числу отнесена: фармацевтическая деятельность и деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Законом также утверждён общий порядок лицензирования и лицензирующие органы.

Положения этого закона дополняют федеральные законы о лекарственных средствах, о наркотических средствах и психотропных веществах. В соответствии с этими законами правительство РФ своим постановлением №387 от 1999 года утвердило положение о лицензировании фармацевтической деятельности и оптовой торговле лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, которые устанавливают конкретный порядок лицензирования фармацевтической деятельности. Кроме того, постановлением правительства РФ №326 от 2000 года определён перечень видов деятельности, лицензирование которой осуществляется МЗ РФ. К их числу отнесена деятельность связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Лицензирование – это мероприятие связанное с выдачей государственных разрешений, приостановлением их действия и аннулированием, а также надзором лицензирующих органов за соблюдением организациями лицензионных требований и условий.

Лицензирование является формой государственного регулирования фармацевтической деятельности, в соответствии с законодательством РФ, приказами и распоряжениями МЗ РФ, а также способами контроля государства за соблюдением фармацевтическими организациями требований нормативно-правовых актов, предъявляемых к деятельности, связаны с оказанием лекарственной помощи населению.

Основная цель лицензирования – оценка возможности оказания фармацевтической организации различных видов квалифицированной лекарственной помощи и выдача государственного разрешения на право заниматься фармацевтической деятельностью.

Лицензия – это официальный документ разрешающий осуществление указанного в нём вида деятельности в течении установленного срока и определяющим обязательное для исполнения требования и условия его осуществления. Бланк лицензии имеет степень защищённости на уровне ценной бумаги на предъявителя, учётную серию и номер.

  • Это организационная форма предоставления лекарственного обеспечения населения и ЛПУ. Различают такие виды специализации:

  • 1.За спецификой производственной деятельности.

  • 2.За спецификой сбытовой деятельности.

  • 3.За спецификой больных, которые обслуживаются.

  • 4. За спецификой групп лекарств, которые отпускаются.

  • 5. За спецификой реализации безрецептурных препаратов.

  • 6. За спецификой дополнительных функций.

  • 7. За спецификой предпринимательской среды (аптеки традиционные – офлайновые; интернет – аптеки – онлайновые, специализируются на электронной торговле).


  • Основной целью больничных и межбольничных аптек является своевременное и качественное обеспечение стационарных больных медикаментами и изделиями медицинского назначения. Для осуществления этого задания аптеки выполняют такие функции:

  • - определение потребности ЛПУ в ЛС, предметах ухода за больным и других товарах медицинского назначения;

  • - закупка и отпуск в отделение ЛПУ медикаментов, перевязочных материалов, предметов ухода за больным;

  • - приготовление экстемпоральных лекарств по требованиям - заказам отделений ЛПУ;

  • - контроль качества приготовленных лекарств;

  • - контроль за правильностью хранения и рациональным использованием медикаментов в отделениях и кабинетах ЛПУ;

  • - контроль за рациональным использованием ассигнований, которые выделяются на приобретение мед. товаров;

  • - информационная работа.


Типы аптек

  • В зависимости от профиля и структуры ЛПУ больничные аптеки могут быть:

  • 1. Аптеки больниц общего профиля;

  • 2. Аптеки специализированных больниц (туберкулёзные, инфекционные, психоневрологические);

  • 3. Аптеки клиник;

  • 4. Аптеки санаториев.


  • Аптеки, которые обслуживают ЛПУ могут быть бюджетными (финансирование этих аптек осуществляется за счёт бюджетных средств) и хозрасчётными. Хозрасчётные аптеки - функционируют на правах юридического лица, осуществляют оптовую, розничную реализацию медикаментов и ИМН, а также занимаются изготовлением екстемпоральних ЛС.


  • Аптеки открывают для обслуживания одного ЛПУ (больничная аптека) или нескольких ЛПУ (межбольничная аптека). Размещаться такие аптеки должны в отдельном помещении или в помещении ЛПУ с отдельным входом.

  • П риобретение ЛС и ИМН проводится от фирм-дистрибьюторов, аптечных складов на основании договоров при наличии лицензии путём участия в тендерах (при наличии не менее 3 поставщиков, при закупке не менее, чем 30тыс.грн.).

  • Ассортимент закупаемых ЛС регулируется государством.


  • Обязанности уполномоченного лица ЛПУ

  • регламентируется приказом МОЗ Украины №584 от 16.12.03г.

  • Входной контроль осуществляется уполномоченным лицом (старшая медсестра, провизор или фармацевт аптеки ЛПУ, утвержденные приказом руководителя ЛПУ, их данные сообщаются в территориальные государственные инспекции).


Граничные нормативы хранения наркотических, психотропных лекарств и прекурсоров в структурных подразделениях ЛПУ

  • Аптека ЛПУ – двухнедельная потребность;

  • Отделение ЛПУ – трехсуточная потребность;

  • Посты (кабинеты) ЛПУ – двухсуточная потребность;

  • Приёмное отделение стационара для предоставления неотложной медицинской помощи за жизненными показателями в вечернее и ночное время – пятисуточный резерв;

  • Амбулатории, ФАПы – недельная потребность.


  • Порядок выписывания ЛС и ИМН и ПКУ в структурных подразделениях ЛПУ.

  • ЛС для нужд ЛПУ выписываются отдельно каждому отделению. Требование-заказ оформляется кутовым штампом, круглой печатью ЛПУ, подписью руководителя или его заместителя с лечебной части. В требовании-заказе указывают наименования, дозирование, формы выпуска и общее количество ЛС(в 3 екземплярах).


    Требования-заказы на ЛС, которые подлежат ПКУ, ЛС для наркоза выписываются на отдельных бланках для каждой группы препаратов (4 экземпляра). В них обязательно указывают название отделения или кабинетов, назначение ЛС (для инъекций, внутренние и т.д.). Наркотические, психотропные ЛС, прекурсоры списка №1 выписываются на латинском языке и количество указывается словами.

  • Для наркотических ЛС помимо вышеуказанных должно быть: номер истории болезни, ФИО больного, наименование и дозирование этих средств, а также их назначение. Для получения ЛС оформляется доверенность (срок действия – 10 календарных дней).


  • ПКУ в ЛПУ подлежат:

  • 1.Наркотические ЛС.

  • 2.Психотропные ЛС.

  • 3.Прекурсоры списка №1.

  • 4.Ядовитые ЛС (атропин и его соли – порошок, тетракаин, тригексифенидил, миорелаксанты периферического действия).

  • 5.Сильнодействующие ЛС (буторфанол, дифенгидрамин (твердые формы), клофелин (субстанция и жидкие формы), метандиенон, ретаболил, прометазин).

  • 6.Комбинированные ЛС (твердые формы), которые содержат трамадол, эфедрин, псевдоэфедрин.


  • Бюджетные аптеки закупают медикаменты в пределах ассигнований, которые выделяются с госбюджета на лечение больным стационара. Хозрасчётные аптеки имеют возможность формировать товарные запасы в значительных объёмах, что позволяет аптеке быстро реагировать на запросы ЛПУ.


Характеристика аптек, которые осуществляют лекарственное обеспечение ЛПУ

  • Небольшие ЛПУ, особенно расположенные в сельской местности, обеспечиваются лекарствами и ИМН через территориальные аптеки.

  • Большие ЛПУ обеспечиваются ЛС через сеть межбольничных и больничных аптек.

  • Межбольничная аптека организуется для обеспечения двух и больше ЛПУ с общим количеством кроватей не менее 500, а также в населенных пунктах, где во всех ЛПУ общее число кроватей от 100 до 500.


  • Больничная аптека организуется для обеспечения одного ЛПУ с числом кроватей 500 и больше, а так же в населенном пункте, где есть лишь одна больница с числом кроватей не менее 100.

  • Для обслуживания ЛПУ аптеки должны иметь ряд дополнительных помещений, а именно:

  • - комната обслуживания медицинского персонала (информационная);

  • - комната для комплектации заказов;

  • - заготовочная концентратов и полуфабрикатов;

  • - помещение для хранения чистой посуды;

  • - материальная для ядовитых и наркотических препаратов;

  • - материальная для хранения термолабильных веществ;

  • - материальные для хранения изделий медицинского предназначения и другие;

  • - распаковочная.


Штат межбольничной аптеки:

  • 1. Административный персонал (зав. аптекой, провизор, главный бухгалтер, инженер по технике безопасности, экономист);

  • 2. Фармацевтический персонал (фармацевты, провизоры);

  • 3. Вспомогательный персонал (фасовщики, санитарки);

  • 4. Обслуживающий персонал (рабочий по ремонту помещений, водитель).


Обязанности фармацевта ЛПУ

  • Для выполнения функций относительно организации лекарственного обеспечения стационарных больных в ЛПУ, которые прикреплены к аптекам вводится должность фармацевта (но не более двух лиц), который непосредственно подчиняется главному врачу или его заместителю.

  • Обязанности такого фармацевта :

  • - принятие и проверка заказов от отделений ЛПУ;

  • - принятие из аптеки укомплектованных заказов и своевременная передача ЛС и ИМН в соответствующие отделения;

  • - постоянная связь с врачами, информирование их о лекарственных средствах;

  • - контроль за соблюдением в отделениях и кабинетах ЛПУ установленных правил хранения ЛС.


Должность клинического провизора

  • введена в штат ЛПУ из расчёта 1 клинический провизор на 300 больничных коек, но не более 2 человек на больницу.

  • Функции:

  • - участие в выборе метода фармакотерапии конкретного больного, определения её стоимости и времени окончания;

  • - интерпретация указаний врача относительно препаратов в связи с раньше назначенными лекарствами, диагнозом и историей болезни пациента, его состоянием, результатами лабораторных анализов и наследственными болезнями;


  • информирование врачей о изменениях в нормативно-правовых документах, которые регламентируют фармацевтическую деятельность;

  • консультирования медицинского персонала относительно возможных побочных реакций, дозирования, оптимальной врачебной формы, способа и времени применения препарата;

  • - консультирование больного о применении назначенных ему препаратов, необходимости соблюдения определенной диеты и режима принятия лекарств;


  • Клинический провизор должен владеть:

  • основными методами клинического, лабораторного и инструментального обследования больных;

  • основными направлениями и принципами лечебной терапии;

  • методами оценки клинической эффективности препаратов основных фармакологических групп;

  • системными знаниями с клинической фармакологии, совместимости лекарственных препаратов при проведении комплексной терапии;

  • методологией прогнозирования и предупреждения фактов риска побочных действий ЛС.


Основные направления деятельности клинического провизора

  • фармацевтическая опека в отделениях ЛПУ, больничных аптеках;

  • вопросы рациональных закупок и использования ЛС на основании клинико-фармацевтического менеджмента и фармакоекономических исследований, усовершенствование лекарственного обеспечения ЛПУ;

  • контроль качества фармакотерапии путем оценки листов лекарственных назначений;

  • клиническая и клинико-лабораторная работа;

  • организационно-методическая работа.


Госпитальная аптека за границей

  • Основные функции госпитальной аптеки – закупка, распределение и контроль за применением ЛС. Кроме того, аптека занимается:

  • - обеспечением медикаментами специальных программ лекарственной терапии;

  • - обеспечением ЛС поликлиник, домов для содержания пожилых людей, других медицинских учреждений;

  • - сбором и предоставлением информации про ЛС;

  • - проведением семинаров для медицинского персонала госпиталя по вопросам фармации;

  • - проведением клинических исследований ЛС с целью определения их эффективности;

  • - предоставление информации о ЛС;

  • - работой по составлению равно эффективных, недорогих ЛС, которые рекомендованы к применению в больнице;

  • - периодическим контролем за использованием медикаментов в больнице.


Типичные модели госпитальной аптеки:

  • 1. Аптека – склад отпускает готовые ЛС по заказам врачей.

  • 2. Клиническая аптека – вместе с врачами разрабатывает перечень ЛС, необходимых для работы больницы и принимает участие во внедрении новых препаратов и определении их эффективности.

  • 3. Аптека специализированного типа исполняет функции первых двух.


Системы распределения лекарств.

  • Традиционная система – состоит в том, что:

  • - в соответствии с заказом врача, которое поступило, аптека отпускает препарат на несколько дней в больницу, где он и хранится в шкафу для ЛС;

  • - медсестры из запаса формируют набор индивидуальных доз;

  • - по окончании запаса медсестра выписывает новый заказ.


  • Вторая система предусматривает выдачу из аптеки готовых дозированных врачом лекарств, когда выдается контейнер с препаратом только для одного больного. Возможно так же применение двухконтейнерного метода: один контейнер находится в больнице, другой – в аптеке. Замена пустого контейнера на полный из аптеки осуществляется каждый день.

  • Основными видами документов госпитальной аптеки являются заказы на ЛС от врачей и документы на отпуск лекарств.


"Фармацевтическое обозрение", 2005, N 12

БОЛЬНИЧНЫЕ АПТЕКИ:

БЕЗ СТАТУСА, СОТРУДНИКОВ И ДЕНЕГ


На волне повсеместных реформ в России постепенно модернизируется и система медицинского обслуживания. Государственные ЛПУ организуют платные койки и отделения, активно развиваются частные медицинские учреждения. Платные услуги - не единственный объединяющий их фактор. При большинстве из этих ЛПУ существуют аптечные учреждения, которые обеспечивают лечебный процесс необходимыми лекарственными средствами.

ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


Больничные аптеки существенно отличаются от обычных учреждений с зеленым крестом - как по функциям, так и по сути своей деятельности. Задача аптек ЛПУ - удовлетворение потребностей лечебного процесса в фармацевтических товарах и услугах. Поэтому перед аптеками при больницах ставятся определенные задачи: обеспечить лекарствами лечебный процесс как при оказании бесплатной медицинской помощи, так и платных услуг, предоставить медицинскому персоналу профессиональную информацию о лекарствах, организовать фармацевтический надзор в больнице.

Звучит красиво. Однако на деле картина вырисовывается крайне неприглядная. Больничные аптеки находятся в бедственном положении. И причин этому несколько: ограниченное финансирование и рост цен на ЛС, недостатки в организации самой системы лекарственного обеспечения стационаров и в контроле использования финансовых средств.

Корень всех проблем ЛПУ кроется в нормативно-правовой базе. Аптека ЛПУ работает на основании лицензии на фармдеятельность. Однако существующее определение фармдеятельности не соответствует выполняемым больничными аптеками функциям. В Федеральном законе "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность определена, как "деятельность, осуществляемая предприятиями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств". По мнению Анны Солонининой, проректора Пермской ГФА, зав. каф. Управления и экономики фармации факультета дополнительного профессионального образования, д.ф.н., для деятельности аптечных подразделений в ЛПУ больше подходит определение "фармацевтическое обслуживание", как "совокупность фармацевтических услуг, осуществляемых аптечными подразделениями при организации лекарственного обеспечения ЛПУ".

Нормативные документы, регламентирующие деятельность аптечных учреждений, в частности ОСТ 91500.05.0005-2002 "Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения" и ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", также не отражают современные требования к организации деятельности аптек, обслуживающих ЛПУ. Как отмечает А.Солонинина, по роду своей деятельности больничные аптеки занимают промежуточное положение между предприятиями оптовой и розничной торговли, так как, с одной стороны, не отпускают ЛС за наличный расчет, а с другой - осуществляют в большинстве случаев производственную деятельность, связанную с изготовлением ЛС, что характерно для розничных аптек.

Если подвести итог, то можно отметить, что в существующих нормативно-правовых документах вопросы лекарственного обеспечения больниц в системе ОМС никак не регламентированы. В них не определены статус, задачи и функции больничных аптек, не разработаны отраслевые стандарты деятельности, отсутствуют нормативные документы по лицензированию и т.д.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Отсутствие должного правового регулирования тянет за собой шлейф остальных бед больничных аптек. Низкая заработная плата влечет дефицит сотрудников и повышение нагрузки на работающих специалистов. Слабое финансирование не дает возможности сделать ремонт и заменить устаревшее оборудование. Поэтому говорить о соответствии больничных аптек международным стандартам качества производства бессмысленно.

Аптечное учреждение, существующее на территории ЛПУ, в первую очередь обеспечивает ЛС больных, которые находятся здесь на лечении. Но и здесь не все гладко. Исследования, проведенные специалистами Пермской фармакадемии, выявили, что далеко не во всех больницах есть в штате фармацевтический специалист и адекватные формуляры ЛС, что приводит к использованию препаратов с недоказанной клинической эффективностью, но высокой стоимостью. Действующая практика определения потребности, норматива запасов, закупок, хранения, использования ЛС не всегда соответствует действительности. Результаты этих исследований можно распространить на любой регион России - положение дел в больничных аптеках везде одинаковое.

Сегодня, наверное, уже подавляющее большинство ЛПУ оказывает те или иные платные медицинские услуги. Это естественное явление в условиях рынка и дополнительный заработок для бюджетных учреждений. Однако все снова упирается в организацию процесса. Потребность в ЛС для платных услуг, как правило, четко не определена. Поэтому закупки носят хаотичный характер и производятся по мере необходимости. Когда ЛС нет в наличии, его покупают в экстренном порядке в любой аптеке за наличный расчет независимо от его стоимости, что влияет на стоимость медицинской услуги. Нередко используются ЛС, приобретенные за счет средств бюджета и ОМС, но не всегда происходит возмещение их стоимости, если они использовались для платных медицинских услуг. Не существует на практике и отдельного хранения, учета приобретения и расходования ЛС, приобретаемых для оказания бесплатной лекарственной помощи и для оказания платных медицинских услуг.

НЕТ АПТЕКИ - СЛОЖНО, ЕСТЬ - ЕЩЕ СЛОЖНЕЕ


Анализируя ситуацию с аптеками при ЛПУ, можно сделать вывод о проблемах двух типов: когда аптека при ЛПУ есть и когда таковой нет. В случае, когда ее нет, лекарственным обеспечением занимаются люди без фармацевтического образования. В результате их некомпетентности не всегда закупаются сертифицированные ЛС должного качества. Под сомнения ставятся условия хранения ЛС в ЛПУ, вне аптечного помещения они не всегда соответствуют нормам. Нередко больные сами приобретают необходимые им ЛС (снова встает вопрос их качества и эффективности). В итоге происходит значительное ослабление внутреннего фармацевтического контроля за обращением ЛС в ЛПУ (нет учета выдачи ЛС больным, контроля рациональности закупок).

Проблемы, конечно, серьезные. Но парадокс - куда серьезнее и масштабнее проблемы, когда аптека при ЛПУ есть. Это прежде всего упомянутый спектр правовых проблем. Нередко аптеки в больницах организованы на правах отделений, а руководитель действует на правах заведующего отделением. Аптеки работают не круглосуточно, что создает трудности из-за недоступности ЛС в экстренных ситуациях. Из-за проблем с помещением и оборудованием изготовление ЛС для инъекций и инфузий в больничных аптеках проблематично. Не везде ведется персонифицированный учет отпуска ЛС больным. Еще одна проблема, которая может серьезно осложнить жизнь больничных аптек: в перечень платных медицинских услуг не включены фармацевтические услуги.

Возникает вопрос, как решить все эти проблемы. Основная роль в этом отводится государству, которое должно наконец-то определить нормативно-правовую базу для больничных аптек. Но реформы должны пройти и в самих ЛПУ. Среди них мероприятия по рационализации использования ЛС и финансовых ресурсов лекарственного обеспечения:

Внедрение формулярной системы в каждом ЛПУ, что позволит использовать в лечебном процессе наиболее безопасные и затратно-эффективные ЛС, точнее определять потребность в необходимых ЛС и планировать их закупки;

Введение двухуровневой системы управления и контроля: на уровне ФОМС и ЛПУ;

Введение системы учета потребления ЛС в ЛПУ, в том числе для платных медицинских услуг, а также контроля рациональности их закупок и использования;

Централизация хранения ЛС в ЛПУ на базе аптечных подразделений с обеспечением их круглосуточной доступности;

Коренное изменение практики закупок препаратов (на конкурсной основе, планирование закупок с учетом необходимого норматива потребности в товарных запасах по ассортименту и количеству, внедрение системы одноразовых упаковок);

Введение предметно-количественного учета всех ЛС и персонифицированного учета их отпуска.

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Сотрудник аптеки N 744 при Долгопрудненской ЦГБ, который пожелал остаться неизвестным:

У нас была хорошая аптека, но сейчас все изменилось. Нет кадров, работают два человека (кто-то в отпуске, кто-то в больнице, заведующая уволилась). Давно не было ремонта. Аптека обслуживает целую больницу: роддом, травматология, инфекционное отделение, кардиология и другие отделения - нагрузка .

Раньше в городе было три муниципальных аптеки, они реорганизовались в ЗАО. Теперь это аптечная сеть. Центральная аптека, которая торговала в том числе и наркотическими ЛС, в определенный момент закрылась. И тогда все тяготы снабжения многочисленных окрестных подразделений легли на нашу больничную аптеку. Но у нас есть лицензия только на обслуживание 466 коек. Однако в городе много больных, которым требуются те же наркотические ЛС. После того, как на центральную аптеку повесили замок, пришлось скорой помощи ездить по пациентам (такое было с онкобольными) и делать им инъекции необходимых наркотических ЛС на дому. В определенный момент центральная аптека все-таки открылась, но лицензию на наркотики не получила. К тому же из нее убрали производственный отдел. Теперь производственной аптеки в городе вообще нет. Потом центральная аптека все-таки получила лицензию на наркотики, но объем ее сегодняшней работы не идет ни в какое сравнение с тем, что было раньше.

Финансирование у нас, в принципе, всегда было приличным. Но летом возникают проблемы. Поэтому на конец августа есть задолженность за два месяца. С поставщиками мы работаем по тендеру, который проводит областной Минздрав, но, к сожалению, не всегда отбираются фирмы-поставщики с реально низкими ценами.

Светлана Рыбицкая, аптека при Мытищинской городской клинической больнице:

Самая большая наша проблема - финансирование. Особенно плохо стало с 2005 года: сократились объемы, постоянный долг. Может быть, это связано с тем, что стало больше тяжелых больных, поэтому им требуются более дорогостоящие лекарства. Может быть, проблема в комбинированном лечении, когда необходимо сразу несколько препаратов, а раньше обходились одним. Или больные запускают свои болячки, приходят к врачу только в крайнем случае, а лечение таких заболеваний обходится дороже. Потом не стоит забывать, что у нас онкологическая больница и ЛС определенного ассортимента. Радует, что поставщики понимают наше положение и всегда доставляют заказ вовремя.

Сотрудники в аптеке почти все пенсионного возраста, молодежи нет. Приходится работать бригадными подрядами.

Работа очень напряженная, монотонная и однообразная, не такая, как в обычной аптеке. Но работать надо везде.

Татьяна Бычкова, аптека при Московской областной онкологической больнице, Балашиха:

Трудности у нас такие же, как у всех, как и были в течение нескольких лет: маленькая зарплата. Поэтому работать некому. По штатному расписанию в нашей аптеке должно быть 18 сотрудников, а работают всего семь. У нас нет грузчиков, провизора. Со всем приходится справляться самим.

Антонина Грушина, аптека при ГУЗ "Московская областная психиатрическая больница N 5":

Поскольку мы закрытая аптека при психиатрической больнице, мы отпускаем ЛС только для отделения стационара. Направление больницы диктует свою специфику - ЛС для лечения депрессии, психических заболеваний. Больница бюджетная, поэтому финансирование маленькое. Сколько денег нам выделят, столько ЛС мы и закупим. Всегда приходится ждать денег прежде, чем сделать заказ. Молодежь вообще не хочет идти сюда работать из-за низкой зарплаты. Чтобы как-то изменить ситуацию, надо, в первую очередь, изменить нормативную базу. В других аптеках все меняется: время, отношение, стиль работы, а у нас все по-старому, мы еще по советской нормативной базе работаем.

С.ГРАЧЕВА

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

размер шрифта

ПОСОБИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (К СНИП 2-08-02-89)- РАЗДЕЛ V - СТАНЦИЯ СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ... Актуально в 2018 году

БОЛЬНИЧНЫЕ АПТЕКИ

1. Основными задачами, стоящими перед больничными аптеками, являются приготовление, контроль и отпуск лекарственных средств отделениям лечебно - профилактических учреждений.

Для рационального проектирования больничные аптеки разделены по числу обслуживаемых коек на 5 групп: до 200, 400, 600, 800 и 1000 коек.

<*> Вводится при наличии в лечебно - профилактическом учреждении инфекционного отделения. Предусмотр. отдельный наружн. вход через тамбур.

<**> Для изготовления глазных капель и лекарственных форм для новорожденных.

<***> Допускается размещать негорючие вещества в подвале, при создании необходимых условий хранения.

<****> При хранении более 100 кг - отдельно стоящее здание.

N п/п Наименование помещения Площадь, кв. м
Число обслуживаемых коек
до 500 501 - 1200 1201 - 1700 1701 - 2300
1 2 3 4 5 6
Производственные помещения
1. Комната обслуживания (информационная) 8 12 14 14
2. Рецептурно - экспедиционная 12 16 28 28
3. Ассистентская 24 42 48 56
4. Моечная 24 24 36 36
5. Аналитическая - - 10 10
6. Дистилляционная 8 10 12 14
7. Распаковочная 8 15 20 24
8. Помещение для приготовления лекарственных форм, требующих асептических условий: 10+3 14+4 14+4 14+4
- ассистентская (со шлюзом)
- асептическая
- стерилизационная лекарственных форм (автоклавная) 10 18 18 18
Помещения хранения:
9. Готовых лекарственных препаратов 14 24 30 36
10. Психотропных лекарственных средств 6 8 16 18
11. Лекарственных веществ: сухих, жидких, термолабильных 14 30 30 33
12. Дезинфицирующих средств и кислот 5 4+4 5+5 5+5
13. Горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, а также лекарственных средств на спиртах, маслах и др. ЛВЖ и ГЖ. 6 8 10 10
14. Предметов медицинского назначения
- перевязочных средств и медицинского инструментария, 10 10 13 13
- предметов ухода за больными, санитарии и гигиены 6 9 14 18
15. Стекла, тары, хозяйственных средств и вспомогательных материалов 6 10 14 18
Служебные и бытовые помещения:
16. Кабинет заведующего 10 10 10 10
17. Бухгалтерия - 10 10 10
18. Помещение для занятий с персоналом 8 15 24 24
19. Гардероб персонала для рабочей и домашней одежды 0,55 на один двойной шкаф
20. Комната хранения предметов уборки 4 4 4 4
21. Комната персонала 8 10 15 18
22. Уборная 3 3 3 3
23. Душевая 3 3 3 3
21. Кабина личной гигиены - - 3 3
25. Архив 4 4 4 4

7. Двери помещений хранения ядовитых и наркотических лекарственных средств должны быть обиты железом; хранение осуществляется в сейфах; в помещении предусматривается охранная и светозвуковая сигнализация.

8. В соответствии с ходом производственного процесса рецептурную следует располагать смежно с комнатой обслуживания (информационной). Комнату обслуживания необходимо приблизить к экспедиционной.

Количество секций в проходном шкафу для хранения скомплектованных заказов в экспедиционной должно соответствовать числу функциональных подразделений лечебного учреждения.

9. Ассистентскую необходимо приблизить к аналитической и целесообразно - к дистилляционной. В непосредственной близости с ассистентской желательно расположить кокторий. К ассистентской следует максимально приблизить моечную, помещение хранения чистой посуды.

10. Заготовочная (со шлюзом) должна иметь непосредственную взаимосвязь с фасовочной, максимально приближена к аналитической.

11. Между помещениями асептического комплекса в соответствии со стадиями технологического процесса должна быть обеспечена последовательная непосредственная взаимосвязь: моечная асептического комплекса - стерилизационная посуды - ассистентская - асептическая (для изготовления инъекционных лекарственных форм) - ассистентская асептическая (для изготовления глазных капель и лекарственных форм для новорожденных) - фасовочная со шлюзом - закаточная - стерилизационная лекарственных форм - контрольно - маркировочная.

12. Помещения ассистентской - асептической, фасовочной, закаточной, стерилизационной лекарственных форм, контрольно - маркировочной могут быть связаны последовательно друг с другом передаточными окнами или через дверь. Закаточная должна непосредственно примыкать к фасовочной и иметь передаточное устройство, обеспечивающее асептические условия.

13. Дистиллированной водой должны быть обеспечены все помещения изготовления лекарственных форм и моечные. Дистилляционная должна иметь непосредственное примыкание к ассистентской, ассистентской - асептической или максимально приближена к ним.

Аптечная организация-это организация,структурное подразделение медицинской организации,осуществляющая розничную торговлю лекарственными препаратами,хранение,изготовление и отпуск ЛП для медицинского применения

Любая аптечная организация должна иметь лицензию,работать в аптечной организации должны только специалисты.Руководство может осуществлять провизор,имеющий сертификат по специальности провизор-организатор и стаж работы 3 года.

По характеру деятельности аптеки подразделяются на 2 группы:

1 Осуществляющие реализацию готовых лекарственных препаратов по рецепту,без рецепта учреждениям здравоохранения-аптечный пункт,аптечный киоск

2 Осуществляющие все функции,а также изготовление и продажу-аптеки с призводственным отделом и с правом изготовления

Классификация.

По форме собственности:

Государственные

Муниципальные

По организационно-правовой форме:

АО-открытые и закрытые

ОДО(общество с дополнительной ответственностью)

Унитарные предприятия

По организационному типу:

Виды аптек:

Аптека готовых лекарственных форм

Производственная аптека

Производственная с правом изготовления асептических форм

Больничная

Межбольничная

Аптечные учреждения здравоохранения

Гомеопатическая

Центральная, районная, городская

Аптечный пункт

Аптечный киоск

Аптечный магазин

По обслуживаемому контингенту:

Обслуживающие население и ЛПУ

Больничная аптека

Межбольничная

Аптека учреждения здравоохранения

Центральная районная аптека

Ведомственные аптеки

По характеру товарного ассортимента:

Универсальные

Специализированные

Прфильные

По наличию производственной функции:

Производственная

Непроизводственная

По режиму работы:

Обычный режим

Дежурные аптеки

Круглосуточные

Функции аптеки

1 Производственная-изготовление,фасофка,получение воды,контроль качества

2 Логистическая-управление товарными запасами

3 Сбытовая-продажа населению,ЛПУ,отпуск бесплатно или льготно

4 Информационно-консультационная

5 Финансовая функция

6 Маркетинговая-исследование фарм рынка с целью определения ассортиментной и ценовой политики предприятия

7 Контрольная

8 Медицинская

9 Учебная

4. Организационная структура аптек. Помещения и оборудование аптечных организаций. Квалификационные группы должностей аптечных работников.

Учитывают район обслуживания,функции,объем работы,состав потребителей,численность персонала,площадь аптеки и т.д.

В крупных аптеках пять отделов:

    Отдел запасов:заявки,хранение,отпуск

    Рецептурно-производственный:прием рецептов,заготовка,фасофка,контроль качества

    Отдел безрецептурного отпуска

    Отдел готовых лекарственных форм

    Отдел бесплатного льготного отпуска

Помещения и оборудование аптеки.

Все помещения должны быть расположены в здании и объединены в один блок. Допускается вход и выход через помещения других организаций.Обязательно наличие пандусов. На площадях аптечных организаций не должны быть учреждения,не указанные в лицензии.Аптечная организация должна иметь центральные системы водоснабжения,отопления,вентиляции и противопожарную сигнализацию. Аптека должна иметь вывеску(вид организации,организационно-правовая форма,форма собственности,фирменное название,место нахождения,режим работы,адреса и телефоны близлежащих аптек)

Помещения аптеки делят на:

  1. Производственные:помещения для приемки и распаковки товара; торговый зал; помещения для приготовления нестерильных лекарств; помещения для приготовления лекарств в асептических условиях; контрольно-маркировочная

    Административно-хозяйственные: рабочее место руководителя, бухгалтера, гардеробная, помещение персонала, архив

    Санитарно-бытовые помещения: уборная со шлюзом, место хранения инвентаря, душевые

Квалификационные группы должностей.

Учреждены приказом № 526

    МЕДИЦИНСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ 1ГО УРОВНЯ(санитарка)

    Специальный медицинский фармацевтический персонал(младший фармацевт,старший,заведующий аптеки ЛПУ)

    Врачи и провизоры(провизор-интерн,провизор стажор,провизор-технолог,провизор-аналитик,старший провизор)

    Руководители структурных подразделений(заведующий структурным подразделением,начальник)

5. СТРУКТУРНЫЕ ЕДИНИЦЫ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ПРИЕМА РЕЦЕПТОВ,ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВ,КОНТРОЛЯ ИХ КАЧЕСТВА И ОТПУСКА. ТЕХНОЛОГИЯ ОТПУСКА РЕЦЕПТУРНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА РЕЦЕПТА.

В аптечной организации возможны два вида отпуска товаров-рецептурный и безрецептурный.Для приема рецептов на готовые и эктемпоральные лекарственные формы,изготовления лекарств,контроля их качества,отпуска рецептурных и безрецептурных товаров в аптеках выделяют следующие структурные единицы:

Отдел готовых лекарственных форм,основными функциями которого являются прием рецептов и отпуск по ним готовых лп

Рецептурно-производственный отдел,в функции которого входит прием рецептов на экстемпоральные формы,изготовление,оформление лекарств и контроль их качества,отпуск.

Отдел безрецептурного отпуска,организуемый для отпуска ЛС без рецепта врача,а также других товаров аптечного ассортимента

Технология отпуска рецептурных ЛП включает следующие процедуры:

Фармацевтическая экспертиза рецепта

Таксирование рецептов,оформление заказа на изготовление,оформление и контроль изготовленного лекарства

Отпуск лекарства после оплаты

Рецепт(ФЗ№61) это письменное назначение лекарственного препарата по установленной форме,выданное медицинским или ветеринарным работником,имеющим на это право в целях отпуска ЛП или его изготовления и отпуска.

Фармацевтическая экспертиза рецепта-оценка соответствия поступивших в аптеку рецептов действующим реламентам по правилам выписывания рецептов и отпуску лекарств по ним. Проводится по следующим этапам:

1 Определение правомощности

2 Соответствие формы бланка

3 Наличие основных реквизитов: штамп ЛПУ,дата выписки,фамилия и возраст больного,фамилия врача,наименование ЛС,количество,способ применения,подпись и личная печать врача

4 Дополнительные реквизиты: печать ЛПУ для рецептов,круглая печать ЛПУ,серия и номер рецепта,номер медицинской карты больного,адрес больного,подпись главного врача ЛПУ

5 Срок действия рецепта

6 Соответствие порядку отпуска: предельно допустимые нормы отпуска,совместимость ингредиентов,соответствие доз возрасту больного,отпуск по иногороднему рецепту,отпуск по ветеринарному рецепту

Таксировка рецепта-определение стоимости лекарственного средства,которая складывается из стоимости ингредиентов,воды,посуды и тарифа за изготовление. В тариф входит электроэнергия,аренда помещения,в котором готовят,коммунальные услуги,заработная плата рабочих.

Регистрация рецепта:

1 Квитанционный способ

2 Журнальный метод

3 Жетонная форма

4 Чековая форма

Берут рецепт,сверяют фамилию,номер квитанции или жетона,визуально проверяют внешний вид ЛС