Об утверждении положения о правовой инспекции труда профсоюза. Общественный контроль за охраной труда Технический инспектор труда профсоюза

Приложение

к постановлению ЦК Профсоюза

ПОЛОЖЕНИЕ

о технической инспекции труда

Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ

I. Общие положения

1.1. Техническая инспекция труда Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ (далее — техническая инспекция труда Профсоюза) является уполномоченным органом Профсоюза, создаваемым для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями законодательства об охране труда, обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выполнением условий коллективных договоров, соглашений в организациях, в которых работают и (или) обучаются члены Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ (далее — члены Профсоюза).

1.2. Техническая инспекция труда Профсоюза в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации об охране труда, а также Уставом Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ (далее - Устав Профсоюза) и действует на основании настоящего Положения.

Основные принципы действия технической инспекции труда Профсоюза — законность, объективность и независимость в своих оценках состояния условий, охраны труда при обеспечении защиты прав членов Профсоюза на охрану труда.

1.3. Техническая инспекция труда Профсоюза осуществляет общественный контроль за соблюдением работодателем законодательства об охране труда в тесном контакте с внештатными техническими инспекторами труда Профсоюза, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профкомов.

1.4. Техническая инспекция труда Профсоюза взаимодействует с федеральными органами исполнительной и законодательной власти, судебными и правоохранительными органами, территориальными органами федеральных служб и агентств, органами местного самоуправления, а также с работодателями (объединениями работодателей).

II. Задачи технической инспекции труда Профсоюза

2. Основными задачами технической инспекции труда Профсоюза являются:

2.1. Защита прав членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда, сохранение жизни и здоровья.

2.2. Осуществление профсоюзного контроля за работодателем по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда.

2.3. Отстаивание прав и социальных гарантий на здоровые и безопасные условия труда, сохранение жизни и здоровья членов Профсоюза при разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных актов органов местного самоуправления, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений, других локальных нормативных актов.

2.4. Подготовка обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления с предложениями по устранению недостатков со стороны работодателей, их представителей, иных должностных лиц, допустивших нарушения норм законодательства об охране труда.

2.5. Оказание членам профсоюза информационной и методической помощи по вопросам реализации и защите их прав на охрану труда.

III. Основные полномочия технической инспекции труда Профсоюза

3.1. Технические (главные технические) инспекторы труда Профсоюза имеют следующие полномочия:

3.1.1. обеспечивать защиту прав членов Профсоюза и профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействия) работодателей, их представителей и иных должностных лиц, нарушающих права и интересы членов Профсоюза;

3.1.2. осуществлять профсоюзный контроль по соблюдению работодателями и их представителями правил и норм охраны труда, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы охраны труда и требования безопасности, законодательства о профессиональных союзах, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений в организациях, в которых работают члены Профсоюза;

3.1.3. принимать участие в разработке и формировании федеральных, региональных и отраслевых программ по вопросам охраны труда, специальных мер по социальной защите работников, пострадавших на производстве;

3.1.4. взаимодействовать с органами прокуратуры, другими органами государственного надзора и контроля при проведении совместных проверок, а также другим вопросам в рамках соответствующих соглашений;

3.1.5. принимать участие в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве, анализировать обстоятельства и причины несчастных случаев на производстве, полноту и своевременность проведения расследований несчастных случаев, принимать меры по устранению нарушений порядка и сроков расследования, восстановлению нарушенных трудовых и социальных прав членов Профсоюза;

3.1.6. информировать соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления о фактах нарушения законодательства об охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

3.1.7. анализировать деятельность и обобщать опыт работы первичных организаций Профсоюза, внештатных технических инспекторов труда Профсоюза и уполномоченных по охране труда профкомов по организации и проведению контроля за состоянием охраны труда в учреждениях (организациях), предупреждению несчастных случаев на производстве, а также профессиональных заболеваний;

3.1.8. вносить на рассмотрение соответствующего выборного профсоюзного органа предложения по вопросам соблюдения норм законодательства об охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сохранения здоровья работников, совершенствования системы профсоюзного контроля;

3.1.9. расследовать с участием профсоюзного актива и представителей работодателя случаи отказов работников от выполнения работ при возникновении угрозы для их жизни и здоровью;

3.1.10. контролировать выполнение работодателями и их представителями выполнение санитарных норм и правил, соответствие условий труда требованиям охраны труда, обеспеченность работников спецодеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ);

3.1.11. разрабатывать рекомендации, методические пособия, консультировать по вопросам применения законодательства по охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

3.1.12. организовывать и участвовать в обучении и повышении квалификации профсоюзного актива, в том числе через аккредитованные организации, по вопросам охраны труда;

3.1.13. участвовать в работе по распространению знаний по охране труда и соблюдения законодательства об охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

3.1.14. оказывать методическую и практическую помощь руководителям профсоюзных организаций, уполномоченным по охране труда профкомов, внештатным техническим инспекто¬рам труда Профсоюза, представителям Профсоюза в совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, по проведению обследований учреждений (организаций) по вопросам условий и охраны труда, разработке мероприятий к разделу коллективного договора и соглашения по охране труда;

3.1.15. рассматривать заявления, жалобы и иные обращения членов Профсоюза и профсоюзных организаций по вопросам охраны труда, принимать необходимые меры по устранению нарушений правил и норм охраны труда.

3.2. Технический (главный технический) инспектор труда Профсоюза на основании проведенных обследований, проверок и других материалов в работе по защите прав членов Профсоюза на охрану труда составляет Отчет о работе региональной (межрегиональной) организации Профсоюза по охране труда за отчетный период по форме 19-ТИ и пояснительную записку к нему, которые в срок до 15 февраля следующим за отчетным года направляет в аппарат ЦК Профсоюза.

IV. Права и обязанности технических (главных технических) инспекторов труда Профсоюза

Права

4.1. Беспрепятственно посещать (по предъявлению удостоверения установленного образца) любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц), у которых работают члены Профсоюза для осуществления общественного контроля за соблюдением работодателями законодательства об охране труда.

4.2. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4.3. Получать информацию от руководителей, должностных лиц и специалистов предприятий о состоянии условий, охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве.

4.4. Запрашивать у работодателей (их представителей) и получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций.

4.5. Участвовать в качестве независимых экспертов в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств производства и транспортных средств.

4.6. Принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном порядке.

4.7. Взаимодействовать со средствами массовой информации для оповещения членов Профсоюза, работников о работе технической инспекции труда Профсоюза по защите прав на охрану труда, направленной на повышение мотивации профсоюзного членства.

4.8. Участвовать в совещаниях, семинарах по охране труда, в том числе в рамках международного сотрудничества.

Обязанности

4.9. При осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением законодательства по охране труда соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей и их представителей.

4.10. Добросовестно осуществлять свои полномочия, содействовать защите социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов Профсоюза, профсоюзных организаций, быть объективными, укреплять авторитет Профсоюза.

4.11. Считать конфиденциальным источник всякой жалобы на действия работодателя (его представителя), если проверка проводится в связи с его обращением и заявитель возражает против сообщения работодателю (его представителю) данных об источнике жалобы.

4.12. Вести учет своей деятельности и отчитываться перед организацией Профсоюза, в которой он принят на работу;

4.13. Оформлять результаты своей деятельности и деятельности межрегиональной (региональной) организации Профсоюза по охране труда письменно в виде следующих документов, заполняемых по установленным формам:

19-ТИ — Отчет о работе межрегиональной (региональной) организации Профсоюза по охране труда (приложение 1).

К отчету о работе региональной (межрегиональной) организации Профсоюза по охране труда в обязательном порядке прилагается пояснительная записка;

1-ТИ — представление об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда (приложение 2);

2-ТИ — требование о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда (приложение 3);

3-ТИ — требование о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников (приложение 4).

4.14. Оказывать помощь членам Профсоюза в составлении исковых заявлений в судебные органы по защите прав и интересов на здоровые и безопасные условия труда, при расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, представлять их интересы в судебных инстанциях.

4.15. При осуществлении общественного контроля по соблюдению законодательства об охране труда в учреждениях (организациях) иметь при себе и предъявлять работодателю (его представителю) удостоверение технического (главного технического) инспектора труда Профсоюза.

4.16. Технический (главный технический) инспектор труда Профсоюза, виновный в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несет ответственность в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, настоящим Положением.

V. Формирование и организационное обеспечение деятельности технический инспекции труда Профсоюза

5.1. Общее руководство деятельностью технической инспекции труда Профсоюза осуществляет Центральный комитет Профсоюза, текущее руководство осуществляет Председатель Профсоюза в пределах своих полномочий.

5.2. Руководство деятельностью технической инспекции труда Профсоюза, действующей на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется соответствующими выборными органами региональной (межрегиональной) организации Профсоюза.

5.3. Техническая инспекция труда Профсоюза состоит из технической инспекции труда Профсоюза, возглавляемой главным техническим инспектором труда Профсоюза, заведующим отделом охраны труда и здоровья аппарата Профсоюза и технических инспекций труда Профсоюза соответствующих выборных руководящих органов региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза.

5.4. Технические (главные технические) инспекторы труда Профсоюза являются штатными работниками аппаратов организаций Профсоюза.

5.5. Технический (главный технический) инспектор труда организации Профсоюза непосредственно подчиняется председателю организации Профсоюза, выполняет решения, принятые органами Профсоюза, органами организации Профсоюза и главным техническим инспектором труда Профсоюза в пределах своей компетенции.

5.6. На должность главного технического инспектора труда Профсоюза назначается лицо, имеющее высшее техническое образование.

5.7. Главный технический (технический) инспектор труда Профсоюза выполняет функции по:

Непосредственному организационному и методическому руководству деятельностью технической инспекции труда Профсоюза, информированию о ее деятельности;

Координации работы технических инспекторов труда Профсоюза, оказанию содействия в выполнении возложенных на них задач;

Внесению предложений по организации проверок соблюдения трудового законодательства, в том числе совместных с государственными органами контроля (надзора), по принятию мер по устранению выявленных нарушений прав членов Профсоюза, профсоюзных организаций;

Осуществлению контроля за соответствием действующему законодательству принятых техническими инспекторами труда Профсоюза решений;

Организации и участию в проверках, осуществляемых по предложениям руководящих органов Профсоюза в части контроля за деятельностью региональных (межрегиональных), территориальных организаций Профсоюза по охране труда;

Представлению в ЦК Профсоюза, а также в ФНПР ежегодной информации о деятельности технической инспекции труда Профсоюза и внесению предложений по совершенствованию ее деятельности;

Подготовке предложений о проведении не реже, чем один раз в 3 года обучения, организуемого в соответствии с планом работы ЦК Профсоюза;

Изучению и анализу статистических данных региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза по различным направлениям деятельности по охране труда;

Обобщению практики работы технических инспекторов труда Профсоюза по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением законодательства об охране труда;

Разработке планов работы технической инспекции труда с учетом предложений Постоянной Комиссии ЦК Профсоюза по охране труда.

5.8 Технический (главный технический) инспектор труда Профсоюза назначается и освобождается от должности председателем региональной (межрегиональной) организации Профсоюза. Главный технический инспектор труда Профсоюза назначается на должность и освобождается от должности Председателем Профсоюза.

5.9. Председатель региональной (межрегиональной) организации Профсоюза в обязательном порядке в недельный срок уведомляет ЦК Профсоюза и главного технического инспектора труда Профсоюза о назначении на должность и освобождении от должности технических (главных технических) инспекторов труда Профсоюза.

5.10. ЦК Профсоюза, межрегиональные (региональные) организации Профсоюза самостоятельно определяют штатную численность технических инспекторов труда Профсоюза.

5.11. Жалобы на принятые решения технических (главных технических) инспекторов труда Профсоюза рассматриваются соответствующими выборным единоличным и (или) коллегиальным исполнительным органом организации Профсоюза, а при необходимости вышестоящим выборным коллегиальным исполнительным органом организации Профсоюза в порядке, установленном в организации Профсоюза.

5.12. Разногласия по решениям, принятым главным техническим инспектором труда Профсоюза, рассматриваются Председателем Профсоюза.

Приложение №1 к Положению

Форма 1-ТИ

Техническая инспекция труда

(Москва,119119, Ленинский проспект,42, тел.:938-81-64; 938-79-77)

Представление №____от___________200_ года

об устранении выявленных нарушений норм законодательства об охране труда, окружающей среды и

обязательном социальном страховании от

несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Кому ______

фамилия, имя, отчество

Копия: Председателю профсоюзного комитета организации

______________________________________________________________

фамилия, имя, отчество

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьей 26 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» ПРЕДЛАГАЮ устранить следующие нарушения:

О результатах рассмотрения Представления и принятых мерах прошу сообщить техническому (главному техническому) инспектору труда Профсоюза в срок до_____________200_ г. Технический (главный технический) инспектор труда Профсоюза по__________________________ _______________ республика, край, область, город подпись ______________________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество, служебный телефон Представление получил_________________________________________________________ фамилия, имя, отчество, должность ___________________ _____________________ подпись дата, время

Приложение №2 к Положению

о технической инспекции труда Профсоюза

Форма 2-ТИ

Техническая инспекция труда

Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений

и общественного обслуживания Российской Федерации

(Москва,119119, Ленинский проспект, 42, тел.: 938-81-64; 938-79-77)

Требование №___от____________200_г.

о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении норм

законодательства об охране труда, окружающей среды и обязательном

социальном страховании от несчастных случаев на производстве

и профессиональных заболеваний

Кому_________________________________________________________ ______________________________________________________________

должность, фамилия, имя, отчество руководителя органа государственного надзора и контроля

Фамилия, имя, отчество руководителя организации

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 68 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», статьей 26 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Обращаюсь с требованием о привлечении к________________________________________________________________________________

(дисциплинарной, административной, уголовной)

Ответственности

(должность, Ф.И.О. лица (лиц), допустивших нарушение)

за_____________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

труда, окружающей среды и страхования от несчастных случаев на производстве

и профессиональных заболеваний)

О принятом решении прошу сообщить техническому (главному техническому) инспектору труда в срок до______________________________

(число, месяц. год)

Приложение: Представление от «__»_____________20___г. №________ Технический (главный технический) инспектор труда_________________________________________

Подпись

________________________________________________________________________________________

фамилия, имя, отчество

Приложение №3 к Положению

о технической инспекции труда Профсоюза

Форма 3-ТИ

Техническая инспекция труда

Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений

и общественного обслуживания Российской Федерации

(Москва, 119119, Ленинский проспект, 42, тел.:938-81-64; 938-79-77)

ТРЕБОВАНИЕ №_____от________________200__г.

о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников

Кому____________________________________________________________________________

фамилия, имя, отчество

_____________________________________________________________ _____________________________________________________________

должность, название организации

Копия: Председателю профсоюзного комитета организации_____________________________________________________

фамилия, имя, отчество

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации. Требую приостановить________________________________________________________________________________

(наименование работ, производственного оборудования, машин,

____________________________________________________________________________________________________

механизмов или производственных участков, рабочих мест и т.д.)

_____________________________________________________________________________________________________

(изложение нарушений нормативных требований по охране труда,

______________________________________________________________________________________________________

Создающих непосредственную угрозу жизни и здоровью работников,

_______________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

об охране труда)

Технический (главный технический) инспектор труда по _____________________ ____________ ___________________ подпись фамилия, и.о. Требование получил «___»_______200__г. в «___» часов, «___» минут ______________________________________________________________ подпись фамилия, имя, отчество

Должность

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ТЕХНИЧЕСКОМУ ИНСПЕКТОРУ ТРУДА

ТЕХНИЧЕСКОМУ ИНСПЕКТОРУ ТРУДА

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Технический инспектор труда относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации по представлению _______________________________________________.

Методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;

Уставом организации;

Правилами трудового распорядка;

Приказами и распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);

1.4. Технический инспектор труда должен знать:

Организацию работы по охране труда;

Правила техники безопасности при выполнении строительно-монтажных, ремонтно-строительных, земляных, погрузочно-разгрузочных, складских работ, при работе с химическими, радиоактивными веществами;

Передовой опыт по охране труда;

Методы и формы пропаганды и информации по охране труда;

Основы экономики, организации производства труда и управления;

Основы трудового законодательства.

1.5. Во время отсутствия технического инспектора труда его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

II. ФУНКЦИИ

На технического инспектора труда возлагаются следующие функции:

2.1. Осуществление общественного контроля за соблюдением в организации законодательства о труде.

2.2. Осуществление общественного контроля за своевременным проведением инструктажа и обучения работающих.

2.3. Осуществление общественного контроля за соблюдением Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, своевременными выплатами возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника, связанного с исполнением им трудовых обязанностей.

2.4. Рассмотрение заявлений и обращений членов профсоюза по вопросам охраны труда.

2.5. Оказание помощи первичным профсоюзным организациям и общественным инспекторам по охране труда.

2.6. Информирование членов профсоюза, нанимателей и индивидуальных предпринимателей о результатах проводимых проверок.

III. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Для выполнения возложенных на него функций технический инспектор труда обязан:

3.1. Осуществлять общественный контроль за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства о труде в организациях, где создана в установленном порядке первичная профсоюзная организация, и индивидуальными предпринимателями, у которых работают члены профсоюза.

3.2. Принимать меры по предупреждению нарушений законодательства о труде, выявлять нарушения и принимать меры по их устранению, анализировать и обобщать информацию о нарушениях, оказывать практическую помощь общественным инспекторам по охране труда в осуществлении возложенных на них задач.

3.3. Проводить в организациях и у индивидуальных предпринимателей регулярные проверки соблюдения законодательства о труде, правил и инструкций по охране труда, технического состояния зданий и сооружений, производственного оборудования, машин и механизмов, состояния условий труда и окружающей среды, осуществлять контроль за выполнением мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных коллективными договорами , соглашениями.

3.4. Осуществлять общественный контроль за своевременными выплатами возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника, связанного с исполнением им трудовых обязанностей, осуществлять контроль за своевременным обеспечением работающих необходимыми спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, обеспечением соответствующего ухода за ними (ремонт, стирка, химчистка, обеспыливание и т. п.), обеспечением мылом, смывающими и обезвреживающими средствами.

3.5. Осуществлять общественный контроль за своевременным проведением инструктажа и обучения работающих безопасным методам труда, состоянием санитарно-бытовых помещений, организацией питьевого режима, соблюдением законодательства на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставлением компенсаций по условиям труда, своевременным и качественным проведением аттестации рабочих мест.

3.6. Участвовать в специальном расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в подготовке заключений о фактической занятости в условиях, предусмотренных Списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда.

3.7. Осуществлять общественный контроль за соблюдением Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, анализировать состояния и причины производственного травматизма, требовать принятия необходимых мер по его предупреждению.

3.8. Рассматривать заявления и обращения членов профсоюза по вопросам охраны труда, взаимодействовать с органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

3.9. Оказывать помощь первичным профсоюзным организациям и общественным инспекторам по охране труда в осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства о труде.

3.10. Информировать членов профсоюза, нанимателей и индивидуальных предпринимателей о результатах проводимых проверок, расследовании несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и другой проделанной работе.

Технический инспектор труда имеет право:

4.1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

4.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

4.3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений организации для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководителя организации).

4.5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ)

5.1. Технический инспектор труда подчиняется

5.2. Технический инспектор труда взаимодействует по вопросам, входящим в его компетенцию, с работниками следующих структурных подразделений организации:

получает:

представляет:

получает:

представляет:

VI. ОЦЕНКА РАБОТЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Работу технического инспектора труда оценивает непосредственный руководитель (иное должностное лицо).

6.2. Технический инспектор труда несет ответственность:

6.2.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.

6.2.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

6.2.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

Наименование должности

руководителя структурного

подразделения

Подпись расшифровка подписи

С инструкцией ознакомлен

Подпись расшифровка подписи

_______________________

О 100-летии учреждения инспекций труда профсоюза

В 2018 году исполняется 100 лет с момента учреждения инспекций труда Профсоюзов в России. Свое начало история инспекций труда берет в девятнадцатом веке, до 1917 года существовала фабричная инспекция, а 18 мая 1918 года принят декрет об учреждении инспекции труда в ведении Народного Комиссариата Труда, Инспекторы и Инспектриссы, которой избираются Советами Профессиональных Союзов. Главной задачей инспекции была охрана труда и здоровья трудящихся и контроль за условиями труда на рабочих местах.

Позже этот декрет был положен в основу первого Кодекса законов о труде РСФСР. В 1933 году функции контроля и надзора в сфере труда государство полностью передало профсоюзам.

Количество полномочий профсоюзных инспекторов постоянно увеличивалось. В августе 1966 года ВЦСПС утверждает Положение о техническом инспекторе труда, наделяющее инспекторов правом приостановки работ в случае обнаружения нарушения охраны труда, в результате которых может быть причинен вред здоровью работников.

С 1976 года ряды профсоюзных инспекторов пополняются и меняют свою структуру. Общественные инспекторы труда переименованы и подразделены на внештатных технических и внештатных правовых инспекторов, осуществляющих общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда.

РОСПРОФЖЕЛ не только сохранил в своём составе штатных технических и правовых инспекторов труда, но и сформировал на уровне Профсоюза две структурированные системы органов контроля – Правовую инспекцию труда и Техническую инспекцию труда, чётко регламентировал их деятельность внутрисоюзными документами, укомплектовал их опытными и знающими специалистами, закрепил роль общественного контроля включив в него уполномоченных по охране труда, общественных инспекторов по безопасности движения, внештатные правовых и технических инспекторов труда.

В 21 веке у профсоюзных инспекций труда появились новые формы работы. На сайте ДОРПРОФЖЕЛ на Московской ж.д. работает рубрика «Вопросы-ответы», размещается информация о работе технических и правовых инспекторов труда. Когда в связи с экономическим кризисом 2009-2010 годов резко возросло количество допускаемых работодателями нарушений, Пленум Центрального комитета Профсоюза принял решение о необходимости проведения системы мероприятий, активизирующих деятельность всех профсоюзных структур по отдельным тематическим направлениям. Первым в 2012 году был объявлен «Год правовой грамотности членов Профсоюза», в 2013 году проводилась целенаправленная работа под девизом: «2013 – Год здорового и безопасного труда». 2018 год объявлен в РОСПРОФЖЕЛ: «Годом улучшения труда и производственного быта».

Сегодня в структуре ДОРПРОФЖЕЛ на Московской ж.д. работает 16 штатных технических и правовых инспекторов труда Профсоюза. Ими ежегодно проводятся более 1400 проверок, выявляется более 3-х тысяч нарушений законодательства и вносятся около 600 представлений об их устранении. Технические инспектора труда каждый год выдают более 60 требований о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, правовые инспектора ежегодно дают более 1200 юридических консультаций по различным отраслям права.

Инспектора труда Профсоюза курируют вопросы общественного контроля за соблюдением законодательства, который осуществляют 1989 - уполномоченных по охране труда, 546 - общественных инспекторов по безопасности движения, а так же 78 внештатных правовых инспекторов труда.

Анализ результатов работы инспекций труда Профсоюза в зоне ответственности ДОРПРОФЖЕЛ на Московской ж.д. позволяет сделать вывод, что они справляются с задачами, поставленными перед ними Уставом РОСПРОФЖЕЛ, Основными направлениями деятельности Профсоюза, утверждёнными 32 Съездом РОСПРОФЖЕЛ, а так же его резолюциями «Обеспечение безопасных условий труда и экологии – залог жизни и здоровья работников», «Профсоюз – за безопасность движения поездов», «Права работников – под защитой РОСПРОФЖЕЛ».

В связи со 100 - летим учреждения инспекций труда Профсоюзов в России ДОРПРОФЖЕЛ на Московской ж.д. принял решение поощрить денежной премией всех инспекторов туда профсоюза вышедших на заслуженный отдых, а так же отметить наградами действующих инспекторов труда и представителей работодателя, эффективно взаимодействующих с инспекцией.

На заседании президиума председатель Дорпрофжел Николай Синицын вручил ветеранам Знаки «100-лет Инспекции труда России» и денежные премии. В числе награжденных были заслуженные ветераны дорожной организации Семенцова Лидия Ивановна - главный правовой инспектор труда Дорпрофжел, Люляев Владимир Михайлович – главный технический инспектор труда Дорпрофжел, Наумова Светлана Аркадьевна – правовой инспектор труда Московско-Смоленского региона, Курчаев Олег Александрович – технический инспектор труда Московско-Курского региона, Кузан Василий Лукич – правовой инспектор Брянского региона, Ефимов Василий Иванович - правовой инспектор труда Московско-Курского региона и др. Каждый из них – это личная трудовая история, связанная с историей региона и сотнями членов профсоюза, интересы которых он отстаивали.

Наталья Агапова –

главный правовой инспектор труда

Дорпрофжел на Московской дороге

Техническая инспекции труда профсоюза в 2018 году отмечает 100 летний юбилей.

Немного истории

Народный комиссариат труда РСФСР 10 июля 1918 года утвердил «Наказ инспекции труда», регламентирующий деятельность инспекции, чьи функции вскоре перешли к профсоюзам. В том же году был создан орган по надзору за техникой безопасности. Этот надзор на предприятиях возлагался на отдельных лиц, которые вскоре стали именоваться техническими инспекторами.

Постановлением ВЦСПС (Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов) 26 августа 1966 года было утверждено Положение о техническом инспекторе труда. Этот документ впервые предоставил техническим инспекторам право запрещать работу на отдельных производственных участках, станках и машинах, если обнаружены недостатки, из-за которых мог быть причинен ущерб здоровью работающих. На основании представления технического инспектора труда могли быть закрыты не только крупные подразделения предприятия, например, целый цех, но и остановлена работа всего предприятия.

Технические инспектора труда с 1976 года получили право самостоятельно применять меры административного воздействия (штраф) к должностным лицам. С 1992 года за профсоюзами в лице технической инспекции труда закреплено право надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране груда.

Только в 1994 году из состава профсоюзов выделяется Государственная инспекция труда, куда передается государственная часть полномочий в сфере охраны труда. В профсоюзах продолжила действовать собственная система контроля охраны труда.

Система охраны труда профсоюзов в современных условиях

Безопасный труд является одним из основных компонентов достойного труда, достижение которого признано стратегической задачей российских профсоюзов.

Система профсоюзных органов, реализующих права профсоюзов в сфере охраны труда, является многоступенчатой. На федеральном уровне создана техническая инспекция труда ФНПР, которая действует на основании соответствующего положения, утвержденного Постановлением Исполкома Генерального совета ФНПР от13.10.2014 № 5-17

Согласно этого Положения, основными направлениями деятельности инспекции в области охраны труда являются:

  • разработка предложений для внесения в соответствующие разделы Генерального соглашения и осуществления контроля над его осуществлением;
  • внесение в Генеральный совет ФНПР предложений по совершенствованию действующего законодательства;
  • участие совместно с отраслевыми профсоюзами и территориальными профсоюзными объединениями в разработке и согласовании нормативных актов, принимаемых на федеральном уровне;
  • участие в разработке основных принципов и направлений государственной политики и определение мер по их реализации;
  • внесение на рассмотрение Исполкома Генсовета ФНПР предложений по совершенствованию системы управления, надзора и контроля;
  • осуществление методического руководства деятельностью технических инспекций труда отраслевых профсоюзов и территориальных профобъединений;
  • организация обучения и повышения квалификации главных технических инспекторов труда профсоюзов;
  • организация проведения выборочных экспертиз различных технических проектов, а также средств коллективной и индивидуальной защиты от воздействия вредных факторов окружающей среды;
  • информирование профсоюзных органов об изменении законодательства в данной сфере;
  • пропаганда передового опыта.

Одним из основных принципов построения технической инспекции труда ФНПР является независимость и самостоятельность ее действий в рамках законодательства о труде.

Техническая инспекция труда профсоюзов формируется по отраслевому и территориальному принципу и состоит из главных технических инспекторов труда отраслевых профсоюзов, территориальных объединений и ФНПР. Техническими инспекторами труда могут быть лица, как правило, с высшим образованием, имеющие стаж практической работы в данной отрасли не менее трех лет. Руководство технической инспекцией труда центральных комитетов профсоюзов осуществляет соответствующий Центральный комитет профсоюза. По его решению оперативное руководство техническими инспекторами труда, работающими при республиканском, краевом, областном, дорожном, бассейновом и других приравненных к ним комитетам профсоюзов, осуществляют президиумы этих комитетов. Технические инспекторы труда советов профсоюзов утверждаются в должности (освобождаются от должности) президиумом (секретариатом) совета профсоюзов.

Работа, которая проводится профсоюзами России в сфере охраны труда, значительно способствует снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Это улучшение условий труда на рабочих местах через коллективные договоры и соглашения, которые заключаются работодателем по инициативе профсоюза; это собственные и совместные с прокуратурой, Гострудинспекцией проверки соблюдения законодательства по охране труда; это отстаивание интересов работников в судах; это и научно-практические конференции, социологические опросы, работа в сфере нормотворчества и многое другое.

Профсоюзы активно контролируют проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, и уже неоднократно опротестовывали результаты СОУТ в судах. Профсоюзы продолжает добиваться корректировки федерального закона о специальной оценке, основываясь на практическом опыте и способствуя сохранению льгот у работников, работающих во вредных и опасных условиях труда.

В частности, например, в 2015 году Федерация профсоюзов Свердловской области направила обоснованные предложения по изменению в порядок специальной оценки водителей городского электротранспорта, которые поддержал Минтруд РФ: изменения были узаконены. Ряд судебных решений в процессах, где интересы работников представляли юристы профсоюзов например, по «Метро Кеш энд Керри», является прецедентным для России, эти решения отразились впоследствии на позиции Верховного суда РФ в пользу предоставления гарантий и компенсаций «вредникам». И сегодня Федерация Независимых Профсоюзов России продолжает комплексную работу по охране труда».

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в лице правовых и технических инспекций труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, в том числе законодательства но охране труда.

Профсоюзным представителем (доверенным лицом) может быть профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа. Такое определение закреплено в ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Контроль за охраной труда силами уполномоченных лиц осуществляется непрерывно. Это качество выгодно отличает данный вид контроля от всех других его форм. Чем больше работников будет привлечено к общественному контролю, тем выше будет его эффективность.

Уполномоченные лица по охране труда действуют на основе Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 г. № 30, а также на основе типового положения об уполномоченном профсоюзного органа по охране труда, утвержденного соответствующим постановлением руководящего выборного органа соответствующего общероссийского профсоюзного объединения, или аналогичного документа.

Профсоюзы обеспечивают выборы уполномоченных в организации и в ее структурных подразделениях. Уполномоченные избираются открытым или тайным голосованием на собрании (конференции) первичной профсоюзной организации или на общем собрании работников организации и структурного подразделения на срок полномочий выборного профсоюзного органа. Из общего количества уполномоченных может избираться старший уполномоченный по охране труда организации, который может быть членом профсоюзного комитета. Старший уполномоченный и другие уполномоченные (из структурных подразделений) могут избираться в состав совместного комитета (комиссии) по охране труда организации. При наличии в организации нескольких профсоюзов каждому из них предоставляется право выдвигать кандидатуры для выбора своих уполномоченных. Старший уполномоченный по охране труда профсоюза координирует работу всех уполномоченных по охране труда организации.

В соответствии со ст. 25–27 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" на уполномоченного распространяются гарантии как на работника, входящего в состав профсоюзного органа и не освобожденного от основной работы или избранного (делегированного) в профсоюзные органы.

Техническая инспекция труда профсоюза, ее права

В соответствии со ст. 370 ТК РФ для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением коллективных договоров, соглашений, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов , которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утвержденными общероссийскими профессиональными союзами и их

объединениями. Межрегиональные, а также территориальные объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Постановлением Исполнительного комитета Генерального совета Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) от 19 декабря 2005 г. № 7–6 утверждена новая редакция Положения о технической инспекции труда, где закреплены основные задачи технической инспекции, а также ее полномочия.

В соответствии с упомянутым Положением техническая инспекция труда является уполномоченным представительным органом профсоюзов, самостоятельна и независима в своей деятельности и руководствуется нормами Конституции РФ, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о труде, охране труда и окружающей природной среды, социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уставами профсоюзов и Положением о технической инспекции труда.

Техническая инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами законодательной и судебной власти, правоохранительными органами, территориальными органами федеральных служб и агентств, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами, осуществляющими функции в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также с работодателями и их объединениями. Работает в тесном контакте с первичными профсоюзными организациями, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов, совместными комитетами (комиссиями) по охране труда, общественными союзами и ассоциациями в области охраны труда и окружающей природной среды.

Руководители технической инспекции труда общероссийского объединения профсоюзов, общероссийского профсоюза и их профсоюзных организаций, территориального объединения организаций профсоюзов являются главными техническими инспекторами труда соответствующего профсоюзного органа. Их заместители являются заместителями главного технического инспектора труда.

Технические инспекции труда в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие функции:

  • – принимают участие в разработке и формировании федеральных, региональных и отраслевых программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, специальных мер по социальной защите работников, пострадавших на производстве;
  • – вносят предложения по вопросам охраны труда, промышленной и экологической безопасности и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения;
  • – обобщают опыт применения федерального, регионального законодательств в области охраны труда, окружающей среды, обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний и вносят предложения по их совершенствованию;
  • – оказывают консультативную помощь первичным профсоюзным организациям но вопросам условий и охраны труда, окружающей среды, здоровья работников, а также по формированию мероприятий к разделу коллективного договора и соглашения по охране труда;
  • – информируют соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления о фактах нарушения законодательства об охране труда, окружающей среды и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • – участвуют в распространении знаний в области охраны труда и окружающей среды, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • – проводят выборочную экспертизу проектов на строительство и реконструкцию действующих объектов производственного назначения, новых технологий, оборудования, машин, механизмов, транспортных средств, на соответствие их требованиям охраны труда и экологической безопасности, а также средств коллективной и индивидуальной защиты работников на наличие сертификата соответствия или безопасности;
  • – рассматривают обращения членов профсоюзов по вопросам охраны труда, окружающей среды и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • – совместно с профсоюзным активом по охране труда осуществляют контроль за выполнением работодателями мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных в коллективном договоре и соглашении, а также за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • – оказывают методическую помощь уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов, выполняют другие функции.