Очень простые логические разминки для группы людей. Интеллектуальные игры-разминки. Однажды в Америке

СБОРНИК РАЗМИНОК, НЕОБХОДИМЫХ В ЛЮБОМ ТРЕНИНГЕ

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2006

493 Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. - СПб.: Речь, 2006. - 208 с.

Упражнения, представленные на страницах этой книги, служат для снятия напря­жения, создания теплой дружественной атмосферы. Также они являются неотъемле­мой частью тренинга любой тематики. Готовые «рецепты» упражнений позволяют ожи­вить тренинг в любой момент.

Книга предназначена для тренеров любого уровня подготовки, а также для всех, чья работа связана с активным обучением персонала.

ББК 88.5

© А. Чуричков, В. Снегирёв, 2006
© , иллюстрации, 2006
© Издательство «Речь», 2006
ISBN -8 © , обложка, 2006

Введение.............................................................................................................................. 7

I . РАЗМИНКИ В НАЧАЛЕ ТРЕНИНГА

1. Здравствуй, уважаемый............................................................................................ 10

2. Коленвал........................................................................................................................ 12

3. Перекличка.................................................................................................................... 14

4. Передай предмет......................................................................................................... 16

5. Пальчики........................................................................................................................ 18

6. Делай раз!!! .................................................................................................................. 20

7. Дальнее плаванье........................................................................................................ 22

8. Все как один.................................................................................................................. 24

9. Мостик............................................................................................................................ 26

10. Построение.................................................................................................................. 28

II. РАЗМИНКИ В СЕРЕДИНЕ ТРЕНИНГА

11. Сигнал......................................................................................................................... 32

12. До десяти..................................................................................................................... 34

13. Мячики......................................................................................................................... 36

14. Сделай другу подарок............................................................................................. 38

15. Поменяйтесь............................................................................................................... 40

16. Землетрясение............................................................................................................ 42

17. Тыр-тыр, пулемет..................................................................................................... 44

18. Угадай мелодию........................................................................................................ 46

19. Интервью.................................................................................................................... 48

20. Однажды в автобусе................................................................................................ 50

21. Имитатор

22. Гражданская оборона

23. Четыре стихии

24. Рыбы, звери, птицы

25. Змейка

26. Персей и медуза Горгона

27. Спящий пират

28. Скульптор

29. Амнезия

30. Типография

31. Карибский кризис

32. Охота на тигра

33. Два лагеря

34. Однажды в Америке

36. Суперскрепка

37. Собери квадрат

38. Паутина и паук

39. Кошки-мышки

40. Стыковка

41. Свято место

42. Развернись

43. Роза? Гвоздика?

44. Телохранитель

45. Виртуальная прогулка

46. Разведчик

47. На рыбалке

48. Кенгуру

49. Самолетик

50. Нравится - не нравится......................................................................................

51. Семерочка.............................................................................................................

52. Первые люди.........................................................................................................

53. Гонки паровозиков..............................................................................................

54. Шире круг..............................................................................................................


55. Королевская битва..............................................................................................

56. Шарик.....................................................................................................................

57. Волна......................................................................................................................

58. Сороконожка........................................................................................................

59. Красавица и чудовище......................................................................................

60. Животные...............................................................................................................

61. Зоопарк...................................................................................................................

62. Кошка, собака......................................................................................................

63. Передай движение..............................................................................................

64. Треуголка...............................................................................................................

65. Охота на лис.........................................................................................................

66. Герои.........................................................................................................................

67. Веселые шарики...................................................................................................

68. Последний стул....................................................................................................

69. Невидимый предмет............................................................................................

70. Лиса и зайцы.........................................................................................................

71. Ловись, рыбка.......................................................................................................

III. РАЗМИНКИ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРЕНИНГА

72. КВН.........................................................................................................................

73. Пожар......................................................................................................................

74. Пожелание себе....................................................................................................

75. Рукопожатие.........................................................................................................

76. Своим путем...........................................................................................................

77. Порадуй соседей.................................................................................................

78. Я тебя люблю........................................................................................................

79. Ты меня уважаешь?.............................................................................................

81. Отражение..............................................................................................................

82. Аплодисменты, аплодисменты........................................................................

83. В тылу врага..........................................................................................................

84. Пары........................................................................................................................

85. Что нас объединяет?...........................................................................................

86. Уникальная походка...........................................................................................

87. Ящерицы.................................................................................................................

88. Дождик....................................................................................................................

IV. РАЗМИНКИ - ЗАРЯДКИ

89. Парад.......................................................................................................................

90. Физзарядка.............................................................................................................

91. Подкова...................................................................................................................

92. Под дождем...........................................................................................................

93. Потягушки..............................................................................................................

94. Гимнастика............................................................................................................

95. Зарядка....................................................................................................................

Литература..................................................................................................................

Посвящается Марку Кукушкину, тренеру тренеров

Введение

Нужны ли в процессе проведения тренинга разминки? Ответ на этот вопрос может быть только однозначным: не просто нужны, а со­вершенно необходимы.

Что такое разминка в тренинге? Это многофункциональное пси­хогимнастическое упражнение, каждая функция которого способ­ствует успешному проведению тренинга.

Разминка позволяет участникам быстрее и легче переключаться с одной темы на другую, снимает излишнее напряжение, поднимает настроение, способствует групповой динамике, поддерживает рабо­чий настрой, позволяет раскрепоститься и почувствовать себя сво­боднее и, как следствие, способствует более продуктивному усвое­нию учебного материала. Но, самое главное, разминка - это одна из тех изюминок, которые могут сделать тренинг увлекательным, ди­намичным и веселым занятием.

Каждый тренер должен иметь запас определенных приемов, по­могающих ведению тренинга. В их числе находятся и разминки. Получая информацию из разных источников, будь то периодичес­кая литература или специальные научные издания, тренер собирает наиболее понравившиеся приемы в свою копилку и использует в работе.

Начинающему тренеру приходится прилагать значительные уси-

лия для поиска новых приемов, перебирать горы литературы. Быва­ет, для облегчения задачи новичок сознательно ограничивает свой арсенал. Из тренинга в тренинг он использует одни и те же размин­ки, не утруждая себя дальнейшим поиском новых элементов.

Разминки, которые сегодня можно найти в специальной литера­туре и в Интернете, это, как правило, переводы зарубежных авто­ров, малоадаптированные к особенностям российской аудитории. К тому же в этих переводах содержится много сопутствующей ин­формации, которая, безусловно, полезна, но сильно затрудняет по­иск необходимого.

Авторы «Копилки для тренера» сами прошли через подобные трудности, поэтому решили подарить своим коллегам копилку раз­минок, готовую к применению, мобильную и легкую.

Книга, предложенная вашему вниманию, предназначена прежде всего для начинающих тренеров. Но она не будет лишней и в арсе­нале тренера опытного, с большим стажем работы.

В «Копилке для тренера» даны готовые рецепты разминок, не тре­бующие дополнительных материалов. Вам достаточно раскрыть кни­гу на любой странице, и ваш тренинг преобразится, приобретет но­вую изюминку. Компактный размер книги позволяет носить ее с со­бой всюду, что избавит вас от досадных неловких пауз, поможет сохранить и укрепить ваш имидж опытного, уверенного и энергич­ного тренера, неистощимого на выдумки и юмор.

I . РАЗМИНКИ В НАЧАЛЕ ТРЕНИНГА

1. Здравствуй, уважаемый


Идеальное упражнение для второго дня. Настраивает участ­ников на плодотворную, командную работу, помогает повысить концентрацию внимания.

Упражнение можно проводить как стоя в кругу, так и сидя.

Упражнение выполняется по кругу.

«Давайте поприветствуем друг друга . Приветствие обра­щено к вашему соседу справа . Поздоровайтесь с ним : «Здрав­ ствуй , уважаемый (называете имя )! » и сопроводите это ка­ ким - нибудь жестом (прыжок , хлопок , поклон ).

Следующий участник также здоровается со своим соседом справа , повторяет жест , посвященный ему , и добавляет свой . И так по кругу . Новые жесты повторяться не должны» .

Тренер должен в таком же формате поздороваться последним.

2. Коленвал


Упражнение помогает сконцентрировать внимание, полу­чить положительные эмоции, сближает участников тренинга.

Тренер участвует в упражнении. Участники садятся в круг.

«Каждый участник кладет свою правую руку на левое ко­ лено соседа справа , а левую руку - на правое колено соседа слева» .

«Волна пошла по часовой стрелке»

и хлопает левой ладонью по колену соседа. «Волна», с хлопками каждого участника каждой ладошкой по каждой коленке соседа, должна вернуться к тренеру. Усложнение упражнения: сначала тренер отправ­ляет левой рукой волну по часовой стрелке, и сразу же - еще одну, правой рукой против часовой стрелки.

3. Перекличка


Отличное упражнение для тренинга по командообразова­нию. Поднимает концентрацию внимания. Увеличивает спло­ченность участников тренинга.

Участники садятся или встают в круг.

«Ваша задача назвать по возрастанию числа от одного до ... (тренер называет число участников ). Условия :

Нельзя называть числа в том порядке , в котором стоите .


Говорить надо по одному .

Называть число может любой из вас .

Если число называют одновременно несколько человек , счет начинается сначала» .

Упражнение можно усложнить: а) дать задание, чтобы участники опустили головы вниз и не смотре­ли друг друга; б) называть по порядку числа, стара­ясь добраться до самого большого без ошибок.

4. Передай предмет


Эта веселая разминка помогает участникам реализовать твор­ческие наклонности, поднимает настроение, повышает груп­повую динамику.

Упражнение можно выполнять как по кругу, так и построившись в шеренгу.

Тренер берет какой-либо предмет (маркер, мячик, скомканный лист бумаги) и отдает его ближайшему участнику.

«Ваша задача - передать этот предмет своему соседу справа и так по кругу . Причем способы передачи повторяться не должны . Если предмет упадет , начинаем сначала» .

Самого оригинального можно наградить аплодис­ментами.

5. Пальчики


Это упражнение позволяет выявить людей, наиболее актив­ных и позитивно настроенных как на сам тренинг, так и на тре­нера.

Участники сидят на стульях.

«Теперь я попрошу подняться лишь столько человек , сколь­ ко я покажу пальцев» .

Тренер показывает различные комбинации паль­цев: пять, семь, девять и т. д.

Также это упражнение можно применять на тре­нингах командообразования.

6. Делай раз!!!


Благодаря этому упражнению можно узнать, насколько чле­ны коллектива понимают друг друга, кто пользуется авторите­том.

Тренер просит участников стать за свои стулья и дает команду:

«На команду «Делай раз ! » вы должны поднять свои стулья на высоту один метр от пола . Внимание , ваша задача - опу­ стить стулья одновременно» .

Как правило, первый из участников, скомандовав­ший: «Делай два» («три-четыре» или «опустили»), яв­ляется лидером-организатором. Если стулья опуска­ются хаотично и неорганизованно, без команды, тре­нер должен снова скомандовать: «Делай раз!»

7. Дальнее плаванье


Очень простая разминка, которая активизирует творческое мышление.

Для проведения разминки требуется мячик.

Участники должны расположиться кругом. При этом не важно, будут они сидеть или стоять. Тренер тоже находится в круге, он начинает разминку.

«Представьте себе , что мы собираемся в дальнее плаванье на прекрасном паруснике . Перед отплытием мы должны погру­ зить в трюм все необходимое для путешествия . Грузить мож­ но все , что угодно , нужные и ненужные предметы и даже ка­ кие - либо понятия , например , такие как «мифология» или «ки­бернетика» . Каждый участник за один раз должен погрузить три вещи , начинающиеся на одну букву , например : булка , бом­ ба , бегемот . Нужно внимательно следить за погрузкой и не по­вторяться . Тот , у кого мяч , начинает грузить . Он произносит свои три слова на одну букву и произвольно бросает мяч сле­дующему участнику . Кто затрудняется с определениями или грузит то , что уже погрузили до него , выбывает из игры» .

Игра продолжается до тех пор, пока не останутся самые внимательные и изобретательные. В финале можно предложить поаплодировать победителям.

8. Все как один


Разминка направлена на сплочение группы, на развитие вни­мания, интуиции.

Тренер выполняет роль ведущего.

«Встаньте , пожалуйста , в круг . Я буду считать до трех . На счет «три» каждый должен выкинуть определенное число пальцев на одной руке . Я буду повторять счет до тех пор , пока все не станут выкидывать одно число . Договариваться меж­ ду собой нельзя . Итак , начали» .

Выполняется разминка до тех пор, пока все учас­тники не станут выбрасывать одинаковое количество пальцев.

9. Мостик

Разминка направлена на взаимодействие с партнером, раз­вивает концентрацию внимания.



Для проведения разминки потребуется достаточ­ное количество маркеров.

Тренер делит участников на пары и выстраивает в ряд У стены. Перед каждой парой на пол кладет мар­кер.

«Задача каждой пары - взять этот маркер указательны­ми пальцами правых рук за кончики , поднять , пронести до про­ тивоположной стены и обратно , снова положить на прежнее место . Сделать это нужно , не роняя маркер» .

Можно пустить пары наперегонки или по очере­ди. При любом подходе тренер берет на себя роль арбитра.

10. Построение


Разминка направлена на отработку навыков невербального общения, развивает артистические способности участников.

«Сейчас мы с вами будем строиться . Но это будет не­ обычное построение . Вам придется строиться молча . Вообще запрещено издавать любые звуки . Жесты и мимика позволи­тельны без ограничений . Первое задание - построиться по росту» .

Тренер засекает время, затем сообщает группе, сколько ушло времени на выполнение команды и, проверяет правильность исполнения.

«Следующее условие - построиться по цвету волос , от светлого к темному (процедура повторяется ) » .

II . РАЗМИНКИ В СЕРЕДИНЕ ТРЕНИНГА

11. Сигнал


Разминка направлена на развитие внимания, чувства рит­ма, дает мотивацию на командный стиль в работе.

Все сидят в кругу, тренер берет на себя роль веду­щего. Для начала тренер предлагает группе рассчи­таться по порядку.

«Итак , сейчас мы все - сотрудники секретной службы . Наша задача - передать сигнал по рации от одного к другому так , чтобы цепочка не прервалась и сигнал не потерялся . Для передачи начинаем хлопать себя по коленям (тренер задает ритм, сначала медленный). На первый хлопок называем свой номер , на второй - номер того , кому передаем сигнал , напри­мер : «Первый - пятому» . Пятый подхватывает эстафету : «Пятый - одиннадцатому» и так далее . Служба теряет того из сотрудников , кто замешкался или ошибся . Этот участник выходит из круга . Номера , выбывшие или несуществующие , на­ зывать нельзя» .

Тренер задает темп разминки, постепенно уско­ряя его. Упражнение проводится до тех пор, пока уча­стники не станут передавать «сигнал» без ошибок.

12. До десяти


Разминка направлена на развитие скорости реак­ции и концентрации внимания.

«Станьте , пожалуйста , все в круг . Я буду ведущим» .

Ведущий начинает поворачиваться вокруг своей оси и считать вслух от одного до десяти. Затем он ос­танавливается, показывает на одного из участников и называет любое число от одного до десяти.

«Тот , на кого я указываю , должен показать на пальцах на­званное мной число . Те , кто стоит справа , показывают по оче­реди , также на пальцах , остальные числа до десяти по возра­стающей . Тот , кто ошибется или замешкается , становится ведущим» .

Тренер с самого начала должен задать достаточно быстрый темп и поддерживать его, стимулируя уча­стников. В противном случае интерес к разминке может быстро угаснуть.

13. Мячики


Динамичная, азартная разминка. Тренирует ловкость и вни­мание. Подойдет как дополнение к широкому спектру тем тре­нингов.

Для проведения требуются 3-5 мячиков (можно использовать смятые в комок листы бумаги).

«Наша задача - перебрасывать друг другу мячики таким образом , чтобы ни один мячик не упал на пол . Готовы ? Начали» .

Тренер поочередно вбрасывает в круг мячики, участники перебрасывают их друг другу. После того как мячики начали падать, следует новая инструкция.

«Каждый из вас должен запомнить двух человек : того , от кого он получает мяч , и того , кому бросает . Давайте подума­ем : как сделать , чтобы участвовали все ? »

«Теперь поменяйтесь местами в произвольном порядке . Но бросать мячи вы должны тем же людям , что и в прошлый раз» .

Третий этап разминки, как правило, проходит без проблем, так как к этому моменту участники уже за­помнили, кому они перебрасывают и от кого полу­чают мячики.

14. Сделай другу подарок


Это упражнение помогает закрепить позитивные эмоции, а также помогает участникам тренинга подружиться.

«Посмотрите на своего соседа справа и подумайте , что вы ему подарите . Дарить можно что угодно : от телевизора до огромного счастья . Когда придумаете , не произносите вслух» .

Убедитесь, что все участники определились с по­дарками.

«А теперь подарите свои подарки тем , кому они предна­ значены , но это надо сделать без слов , молча . Если ваш оппо­ нент догадался , что вы ему дарите , значит , он принимает ваш подарок и сопровождает это эмоциональным возгласом : «Ва - у» ! »

Тренер должен сам задать «формат» ответной ре­акции: либо это эмоциональный возглас, либо ка­кое-то физическое движение.

15. Поменяйтесь


Это упражнение отлично повышает групповую динамику, снимает усталость, усиливает концентрацию внимания.

Участники садятся в круг. Тренер (ведущий) уби­рает свой стул.

«Поменяйтесь местами те , у кого .... »

Он называет предмет (или действия), который есть у некоторых, например: черные туфли, кольцо на руке.

«Те из вас , у кого есть этот предмет , должны поменяться местами . Ведущий должен успеть сесть на свободный стул , а кому стул не достался , становится ведущим . Если у вас есть указанный предмет , вы обязаны пересесть на другое место . Новый ведущий повторяет : «Поменяйтесь местами те , у кого ... »

У каждого тренера в арсенале должен быть целый набор простых и эффективных разминок для знакомства, активизации внимания и повышения активности участников. Разминки для тренинга придают динамичность процессу и делают обучение по настоящему увлекательным.

Разминки для тренинга на знакомство

Данные упражнения ускоряют процесс формирования доверия участников друг к другу, создают дружественную атмосферу общения и способствуют активизации участников.

  1. «Расскажи обо мне» . Разделите участников на пары. В течение 5 минут они должны обсудить следующие вопросы:
  • Что я ожидаю от тренинга?
  • Моя самая сильная сторона – это…
  • Лучше всего я делаю (у меня получается)…
  • Что я бы хотел в себе улучшить?
  • Что объединяет меня с партнером по разминке?

После обсуждения каждый участник рассказывает о своем партнере то, что ему удалось узнать из беседы. Уточняем у того, о ком рассказывали точность информации, все ли было верно передано.

  1. «Моя мама говорит, что я»

Суть разминки проста: каждый участник рассказывает о себе от лица другого человека. Эт может быть любой родственник, знакомый, коллега, руководитель и т.д.

  1. «Никто не знает, что я»

Участники продолжают две фраза «многие знают, что я …» и «никто не знает, что я». Данная разминка позволяет узнать с другой стороны уже знакомых коллег и позволяет раскрыться участникам более полно.

Разминки для тренинга на внимание

Такие разминки часто называют «разминки после обеда». Цель данных упражнений – повысить концентрацию внимания участников, вернуть их в собранное рабочее состояние.

  1. «Тридцать три»

Участники по кругу считают вслух, начиная с одного. Те, кому попадаются числа, содержащие 3 (3,23,30 и др.), а также кратные трем (6,9,12 и др.) должен молча хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибается, выбывает из круга. Игра продожается до тех пор, пока участники не дойдут до 33, или пока не останется победитель.

  1. «Слово на С»

Разделите участников на 2-3 команды (в зависимости от размера группы). В течение 30 секунд каждой команде необходимо найти и запомнить как можно больше предметов в комнате на букву «С». По истечении 30 секунд от каждая команда по очереди озвучивает свой предмет. Побеждает та команда, которая запомнила больше предметов.

Варианты разминки «Красный предмет», «Светлый предмет»

  1. «Next»

Участники встают в круг. Первый участник кидает мяч любому другому и называет число от 1 до 20. Тот, кто поймал мяч должен тут же назвать число на 1 больше. Затем он кидает мяч и произносит свое число от 1 до 20. Суть в том, что участнику запрещено в качестве «своего числа» выбирать то, которое на 1 больше того, которое он назвал, поймав мяч. Пример «5 – кидает мяч. 6 – ловит мяч второй. 11 – кидает мяч третьему. Третий ловит и называет 12».

Сначала участникам тяжело на автомате не называть число на 1 больше предыдущего. Упражнение позволяет формировать навыки сохранения сосредоточенности при интенсивной деятельности.

Разминки - ледоколы

Данные разминки схожи с разминками на знакомство, однако они применяют в течение всего тренинга для того, чтобы поднять активность участников и активизировать их для совместной работы.

  1. «Салфетка»

Тренер пускает по кругу салфетки и просит взять «сколько нужно» каждому. После он просит каждого участника рассказать о себе столько фактов, сколько салфеток у него в руках. Факты должны иметь непосредственное отношение к теме тренинга (например: мои способы выполнить план продаж)

  1. «Фрукты»

Тренер просит рассчитаться на «яблоко», «апельсин» и «персик». Далее, когда он называет слово «яблоки» - все «яблоки» встают и меняются местами, тоже самое «апельсинами» и «персиками». Когда тренер говорит «фруктовый салат», все встают и меняются местами. После этого участники остаются сидеть на новых местах.

  1. «А мы похожи!»

Участники делятся на пары и составляют список из 5 общих качеств (черты характера, факты из жизни, опыт работы). После каждый ищет себе новую пару. Тот, кто быстрее всего найдет общие черты с 5 участниками получает приз.

Вы можете выбрать те разминки для тренинга, которые лучше всего подойдут вашим тренингам и проводимым темам. В любом случае, не стоит игнорировать проведение разминок, так как они отвечают за динамику работу, вовлеченность и внимание участников.

Многие не знают, или не понимают само значение слова тренинг. Так что такое тренинг? В переводе с английского оно означает воспитание, учение, и на занятиях обучение проходит как тренировка знаний и умений. Тренинг – это разновидность активного обучения, в процессе которого происходит развитие определенных знаний и умений не только в теории, но и подкрепляется практическими упражнениями и играми.

Упражнений очень много, и каждое моделирует какую-либо жизненную ситуацию . Их можно разделить на виды: коммуникативные – для командной работы; коррекционные – направлены на исправление поведения, зависти, жадности, страхов; психотехнические – направление психологии; педагогические – для учителей; развивающие – для развития памяти, воображения, внимания, и других личностных качеств; игры и развлечения – для младшего школьного возраста и подростков.

Тренинги бывают индивидуальными, групповыми и корпоративными, их конечный результат направлен на решение какой-либо проблемы и достижению цели. Самым первым основателем проведения тренингов был Дейл Карнеги. Теперь они становятся частью современного общества, особенно активно их проводят для своих работников разные фирмы.

Без тренинговых упражнений не обходится ни одно занятие по тренингу, и особенно выделяются психологические упражнения , которые помогают разобраться в себе, выявить свои сильные и слабые места, а также учат понимать других, стать успешней, счастливей. Эти упражнения разнообразны, и направлены на развитие разных качеств, поэтому специалисты портала тренингов разработали основные психологические упражнения:

Это основные и широко известные психологические упражнения для тренинга, но существуют еще и просто интересные упражнения:

Тренинговые игры

Кроме психологических и интересных упражнений, есть еще и тренинговые игры. Игры в основном предназначены для детей младшего школьного возраста , чтобы ребенку было легче пережить переход из садика в школу. Тренинговые игры научат коммуникабельности, общительности, как вести себя в различных ситуациях, подготовят к более взрослой жизни. Также есть и разогревающие игры, которые необходимо проводить в начале тренинга, чтобы участникам легче было настроиться на основное занятие. Разогревающих игр довольно много, но можно выделить основные: “знакомство” – игра для знакомства группы друг с другом; игры на сплочение команды; ролевые игры; психологические игры; деловые игры.

Выбор упражнений, или игр, методов тренинга зависит от цели, поставленной перед занятием. Например, если данная группа собралась для того, чтобы научиться работать командой, то и упражнения, и игры тренер разработает на командообразование . Правильный подбор метода обучения способствует быстрому запоминанию материала, и использованию его в жизненной ситуации. В общем, все, кто хочет достигнуть личностного роста, развить разные качества, добиться определенных целей в жизни, должен заниматься тренингом.

«Если мы бросим семена на твёрдую почву, шансы на то, что они пустят корни и из них вырастут здоровые растения, невелики. Однако если мы вспашем и возделаем почву - хорошо взрыхлим её и разобьем комки, - то вполне возможно, что в рыхлой земле большинство наших семян прорастет...

Таким же образом, если мы начинаем не «разогревшись», с серьезным, напряженным ведущим, предлагающим вопросы и проблемы скованной, консервативной группе, то вероятность генерирования продуктивных идей минимальна.

Упражнения для разогрева

Помогите участникам мозговой атаки расслабиться и разговориться, обработав их сознание с помощью этих упражнений для разогрева. Группа станет более восприимчива к новым идеям, что позволит им пустить ростки в умах участников.

Детские рисунки. Попросите каждого участника принести свои детские рисунки. Повесьте их на стену, не подписывая. Попросите, чтобы участники угадали автора каждого рисунка.

Символ . Попросите участников нарисовать личный символ, который представляет их точку зрения на креативность. Это может быть что угодно - орел, компас, кисть, луна и т. д. Затем каждый участник показывает свой символ и объясняет, как или почему он представляет его точку зрения.

Корпоративный символ. Попросите участников выбрать животное, птицу, насекомое или рыбу в качестве их корпоративного символа. Пусть они обоснуют свой выбор. Спросите, воплощает ли это существо как сильные, так и слабые стороны корпорации.

«Вы уволены». Иногда требуется включить пожарную тревогу, чтобы вывести людей из состояния самоуспокоенности. В начале встречи попросите участников вообразить, что их уволили. Затем попросите, чтобы они снова подали заявление о приеме на работу. Это должно встряхнуть их и заставить подумать о своих знаниях и навыках, а самое главное, о том, как их усовершенствовать. Или напечатайте воображаемую будущую газету, в которой есть объявление о банкротстве вашей компании. Затем попросите участников представить причину, по которой обанкротилась компания. Элемент шока побуждает нас по-новому видеть, слышать и ощущать наш мир.

Каждый - консультант. Попросите, чтобы каждый человек на чистом листе бумаги написал текущую проблему, связанную с работой. Например: «Как мне лучше наладить сотрудничество с работниками магазина для своевременного выполнения заказов?» или «Как мы можем ответить на проводимую конкурентом программу низких цен и скидок?» Дав несколько минут на запись проблем, попросите, чтобы каждый передал свою проблему человеку, сидящему справа. Этот человек читает только что полученную проблему и кратко записывает свои ответы. Для ответа на каждый лист отводится шестьдесят секунд. Продолжите этот процесс, пока каждый человек не получит обратно свой лист. Затем прочтите и обсудите записанные идеи.

Наблюдение за другими. При использовании этого подхода новые мысли и решения приходят в результате поиска идей в посторонних областях. В качестве предварительного упражнения для встречи, посвященной стратегии и тактике продажи роскошных шкатулок, работников, занятых продажами и маркетингом, послали наблюдать, как занимаются маркетингом и продажами в посторонних предприятиях розничной торговли, таких как магазины модной одежды, программного обеспечения, рестораны быстрого питания и книжные магазины. Они возвратились с длинными списками идей и предложений, которые можно было применить в своей компании.

Принятие роли Клиента. При использовании этого подхода люди пытаются узнать, что значит находиться в другой роли. Например, агент по продаже недвижимости послал своих продавцов в агентство по продаже автомобилей, чтобы они совершенствовали навыки продаж. Изображая клиентов, они прошли через весь процесс продажи, записывая конкретное поведение, слова и действия продавцов, которые существенно повлияли на их отношение как «покупателей». На общем собрании они поделились опытом и обсудили способы развития собственных навыков продаж. Это опыт заставил продавцов увидеть, что одно дело - говорить о способности встать на место покупателя, а другое - на самом деле сделать это.

Космическое существо. Предложите группе вообразить существо, живущее на другой планете с другой атмосферой в отдаленной солнечной системе. Попросите, чтобы они нарисовали это воображаемое существо, Затем пусть группа покажет свои рисунки.

Вы обнаружите, что большинство людей рисует существ, которые напоминают земных, даже при том, что мы свободны придумать что угодно . А именно, существ с органами зрения, слуха и обоняния, а также руками и ногами с двусторонней симметрией. Вместо того чтобы создать что-нибудь уникальное и непредсказуемое, большинство людей создает существ, у которых много общего друг с другом и с особенностями типичных земных животных.

Нет никаких причин, по которым животные на других планетах должны напоминать земных животных. Люди, рисующие космических существ, могли бы использовать любую существующую базу знаний (например, о геологических формациях, перекати-поле или облаках), чтобы получить представление об общей форме космического существа, и каждый человек мог бы придумать что-то особенное и новое. Но большинство людей не делает этого, и поэтому на их рисунках получаются существа, обладающие свойствами земных существ.

Это групповое упражнение демонстрирует феномен, называющийся структурированным воображением . Структурированное воображение связано с тем фактом, что, даже когда для генерации новых идей мы используем свое воображение, эти идеи структурированы очень предсказуемым способом в соответствии с существующими понятиями, категориями и стереотипами. Это верно независимо от того, идет ли речь об изобретателях, художниках, писателях, ученых, дизайнерах, бизнесменах или повседневных мечтах людей о лучшей жизни.

Прогулка в чужих туфлях. Рассадите участников за столы группами по шесть-десять человек и попросите всех разуться. Затем несколько минут поговорите о том, что ощущают участники, сидя за столом на серьезной деловой встрече без обуви. Обсудите тот факт, что ходить без обуви вполне естественно дома и в отпуске, но обычно это не делают в деловой обстановке. Затем попросите участников попробовать выполнить несколько различных действий:

1. Попросите их обменяться обувью - на самом деле надеть чьи-то туфли. Попросите, чтобы они попытались добиться значительного изменения; например, пусть мужчины наденут женские туфли. Обсудите, что они при этом чувствуют. Поговорите о и о том, каково их слегка нарушать.

2. Затем попросите их положить туфли на стол перед собой. Пусть каждый немного посидит и посмотрит на всю эту обувь. Наблюдайте за признаками нервозности. Обычно участники переживают это как нечто неестественное, неудобное и антисоциальное. Поговорите о том, что они чувствуют, когда перед ними на столе лежат чьи-то туфли. Поговорите о том, как участники справляются с ощущением неудобства, обычно, пытаясь ослабить его. Но укажите, что усовершенствование подразумевает изменение, а изменение почти всегда приносит дискомфорт. Инновационное изменение должно на самом деле выходить за общепринятые рамки, что вызывает еще больший дискомфорт, и т. д.

3. Теперь объявите соревнование, в котором команда, построившая самое высокое сооружение из туфель, получит большой контракт. Победитель определяется путем измерения расстояния от поверхности стола до высшей точки любой туфли. Не обсуждайте соревнование подробно; просто сообщите, что должны сделать участники за четыре минуты, и скажите: «Начали». Одно из решении могло бы состоять в том, чтобы самый высокий человек в группе встал на стол и положил одну туфлю себе на голову. Или Вы можете придумать правило, согласно которому все туфли должны располагаться цепочкой, касаясь друг друга, наподобие электрической цепи.

Наблюдайте за тем, что делают участники во время выполнения этого упражнения, чтобы затем Вы могли подробно обсудить это. Вы будете поражены творческими решениями, предложенными в группах. Отметьте, насколько быстро или медленно была решена задача в различных группах. Отметьте появление неформальных лидеров. Определите циклы строительства, разрушения и реконструкции и т. д. Просто наблюдайте. В Вас появится масса тем для обсуждения.

Выполнение задания с туфлями укрепляет команду.

Участники не знали, что их попросят построить сооружение из туфель, но их постепенно подготавливали к этой идее. Это может быть хорошей стратегией при осуществлении инновационных идей.

Наибольшее неудобство причиняет то, о чем мы думаем слишком много; просто начните действовать, и ощущение дискомфорта значительно ослабнет.

Это не воровство, когда вы берете идею из наблюдений за другой командой. Это обучение на основе чужого опыта при совершенствовании бизнеса.

При поиске решений часто полезно использовать самые неожиданные предметы. (Например, я однажды видел, что группа соорудила нечто похожее на дымоход из папок с материалами семинара, и затем заполнила этот дымоход, поставив сверху туфли. Всегда кто-нибудь снимает ремень, чтобы что-то к чему-то привязать, и т. д.)

Банк психологических разминок

1 .Разминка «Что бы это значило?»

- Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (нос)

- Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают, если что-то не понимают; не бельё, а их развешивают доверчивые и любопытные.(уши)

- Он в голове у легкомысленных, несерьёзных людей, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез, на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (ветер)

- Её заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её «просит» рваная обувь.(каша)

- Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят их неё сухими(вода)

- Его проглатывают, упорно не желая о чём – нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.(язык)

2. Разминка «Объяснялки» - по трём характерным действиям надо угадать слово.

Растёт в огороде, кладут в «Оливье», бывает на платье (горошек)

С ней любят пить чай, шофёр её крутит, это жена барабана (баранка)

Туда иногда садятся, сейчас ими пользоваться немодно, раньше все их надевали в дождь (галоши)

Это есть у девочек, она бывает из песка, в деревне нужна в июле (коса)

Её любят все ученики, туда все спешат, после неё тяжело бегать (столовая)

Она растёт в огороде, есть такая игра, когда на неё похож нос (картошка)

Все ждали, когда же он кончится, неприятность между переменами, она говорит: «Это будет тебе на всю жизнь…» (урок)

В классе их четыре, измеряются транспортиром, место для наказания (угол)

3. Разминка « Земля, вода, воздух ».

Когда я буду говорить «земля» вы постараетесь сказать название одного животного, при слове «вода» - называете обитателей воды, «воздух» - обозначает, что вы должны назвать птицу. Важно слышать своих товарищей, чтоб не повторяться.

4. Разминка « Загадки»

Как называется человек в морской форме?

Кто строит дом?

Кто лечит людей?

Как называется человек, который добывает нефть?

Как называется человек, который убирает улицы и дворы?

Как называется человек, который ремонтирует автомобили?

Что держит в руке почтальон?

Стеклянный домик для рыб?

Посуда, из которой едят суп?

Что больше куст или дерево?

Усложним задачу

Что наступает, когда заканчивается ночь?

Какой транспорт ездит по рельсам?

Что обычно пишут на конверте?

Кто плавает в аквариуме?

5. Разминка « Аналогии»

Подберите пару к слову. Я буду говорить пары слов. В первой паре я скажу оба слова, а во второй одно, а второе вы будете отгадывать.

Лето – жарко, зима … Утро – вечер, день …

Орел – птица, щука … Овца – домашнее животное, волк…

Левый – правый, верх … У солнца – лучи, у дождя …

6. Разминка « Чем похожи и чем отличаются».

Тетрадь и книга

Сапоги и кроссовки

Рыба и птица

7. Разминка « Назови одним словом».

Суп, каша, котлета Юла, пирамидка, кукла

Орел, воробей, ворона Стул, диван, шкаф

8. Разминка «Зачем»

Зачем нужен телефон?

Для чего нужны книги?

Зачем мама ходит на работу?

Для чего нужны ножницы?

Почему масло тает на раскаленной сковородке?

Почему вода в морозилке замерзает?

Мальчик пролил варенье на пол. Что ему теперь сделать?

В воскресенье к нам придут гости. Что мы должны сделать?

Катя пошла, гулять и заблудилась. Что ей надо сделать?

9. Разминка «Кем был?»

    1. Лошадь (жеребенком)

      Бабочка (гусеницей)

      Женщина (девочкой)

      Шуба (мехом)

      Собака (щенком)

      Лед (водой)

      Хлеб (мукой)

      Цветок (семенем)

      Рыба (икрой)

      Платье (тканью)

    1. Овца (ягнёнком)

      Кефир (молоком)

      Колбаса (мясом)

      Олень (оленёнком)

      Река (ручейком)

      Шарф (пряжей)

      Варенье (ягодами)

      Птица (птенцом)

      Мужчина (мальчиком)

      Каша (крупой

    10. Разминка «Небылицы»

    Огурцы играют в прятки

    Малыши растут на грядке

    Щуки плавают по дну

    Волки воют на луну

    Стрижи на севере во льдах

    Моржи в болоте в камышах

    Коты мечтают о мышах

    Чижи охотятся в горах

    Коты плывут в крутых волнах

    Ослы расселись на кустах

    Усложним задание

    Люди весь год гуляют в шубе

    Яблоки красного цвета

    Ночь наступает с рассвета

    В море глубже, чем в ложке

    Мышка больше чем кошка

    Рыбы не тонут в речке

    Холод в горящей печке

    Зимою цветы распускаются

    День когда – то кончается

    11. Разминка « Подскажи слово»

      Огурец – это овощ, а тюльпан – это…

      Что длиннее – час или сутки?

      Какое время года бывает перед осенью?

      Какое число стоит между числами 5 и 7?

      После какого дня недели наступает пятница?

      Автомобиль, самолет, пароход, автобус – это…

      Перед тем, как идти гулять, я зашел, к другу. Что было раньше?

      Вместо того чтобы надеть сапоги, я надел носки. Что надо было надеть?

    12. Разминка «Назови лишнее слово»

      Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр

      Понедельник, среда, март , пятница, воскресенье

      Лист, почка, кора, чешуя , ветка

      Темный, светлый, голубой , яркий, тусклый

      Гнездо, нора, курятник, сарай , берлога

      Молоко, сыр, сметана, сало , простокваша

      Береза, сосна, дуб, тюльпан , ель

      Секунда, час, год, вечер, неделя

      Самолет, пароход, коньки , поезд, автобус

      Роза, тюльпан, ромашка, лимон , гвоздика

    - Хирург, окулист, продавец , стоматолог, педиатр

      Книга, газета, журнал, слово , брошюра

      Книга , портфель, чемодан, кошелек

      Печка, костер, свеча, электроплитка

      Часы, очки , весы, термометр

      Самолет, гвоздь , пчела, вентилятор

      Дедушка, учитель, папа, мама

      Иней, пыль , дождь, роса

      Яблоко , книга, шуба, роза

      Молоко, снег, вата, уголь

    13.Разминка«Карандаши»

    Детям раздаются карточки разных цветов - белого, черного, серого, красного, зеленого, желтого, синего, голубого, розового. Дается словесная инструкция: «Посмотрите, какого цвета карточка вам досталась. А теперь послушайте стишок. Каждый, услышав свой цвет, хлопает в ладоши один раз. Вот так: (хлопок). Будьте внимательны! Итак...»

    Как-то раз мне подарили
    Коробок карандашей:
    Можно все раскрасить ими,
    Всех, от пяток до ушей.
    Белый, розовый, зеленый,
    Желтый, красный, синий, черный,
    Серый (или же простой)
    И небесно-голубой.

    Взял я чистую тетрадку,
    Нарисую по порядку:
    Небо светло-голубое,
    Солнце желтое, большое.
    Белым крашу облака,
    Синий - для тебя, река!
    Красный мак, зеленый луг.
    Огляделся я вокруг...
    «А почему меня не взял?!» -
    Какой так карандаш сказал?

    (Дети: «Серый!», «Черный!», «Розовый!»)

    А ну-ка, лист переверну
    И все сначала я начну.
    Пожалуй, нарисую дом.
    Простым - ну серым - дым столбом,
    Зеленым - крышу, красным - дверь.
    Так. Что осталось мне теперь?
    Раскрашу розовым окошки,
    Пусть черной с белым будет кошка,
    На окнах - желтые цветы,
    Пускай растут для красоты!
    Совсем я выбился из сил...
    Какой я карандаш забыл?

    (Дети: «Синий!», «Голубой!»)

    Тогда решил я сделать вот что:
    Пожалуй, нарисую площадь.
    На площади - большой парад,
    И всех цветов флажки висят!
    Желтый, серый, черный, белый,
    Реет синий гордо, смело.
    Голубой, зеленый, красный,
    Ярко-розовый. Прекрасно!
    Все цвета отметил я?

    (Да!)

    Все теперь мои...

    (Друзья!)

    14. Разминка «Половинки»

    Инструкция: Сейчас я вам прочту один стишок. Слушайте внимательно, и услышите задание, которое вам предстоит выполнить .

    Чудеса творятся в мире!
    Я заснул в своей квартире
    И увидел вдруг в оконце
    Полумесяц-полусолнце...
    На столе, возле кровати,
    Где лежала полускатерть,
    Громоздились в беспорядке
    Все мои полутетрадки,
    Полукнижки, полуручки
    И другие полуштучки...
    Разом прыгнули в окошко
    Полумышки-полукошки;
    Полульвы и полутигры
    Заиграли в полуигры,
    Похватали понарошку
    Полувилки-полуложки,
    И ныряли эти звери
    В полуокна-полудвери.

    Навострили полуушки
    Все мои полуигрушки.
    Вой поднялся тут на славу:
    Полу-гав, а полу-мяу...

    Я ворочался в постели -
    Ну приснится, в самом деле!
    Испугался - без вранья:
    Вдруг уже я - полу-Я?!
    Наконец, совсем проснулся,
    Облегченно улыбнулся,
    Отогнал свои тревоги:
    Руки целы, целы ноги...
    Долго я считать пытался,
    Да со счета все сбивался.
    Так скажите же на милость,
    Сколько «полу-» мне приснилось?

    После первого прочтения я спрашиваю: «Так что же нам с вами предстоит сделать?»

    Выслушав детей, повторяю: «Да, нам нужно сосчитать, сколько же в этом забавном сне слов, начинающихся с «полу-» (20).

    Я читаю стихотворение еще раз.

    15. Разминка ««Чего на свете не бывает»

    Ребята! Думали вы когда-нибудь о синем яблоке, кошке с крыльями или говорящем чайнике? Давайте поиграем в игру, где вы придумаете ответ на вопрос «Чего на свете не бывает?». Ведущий становится в центр круга, в его руках - шляпа. Под музыку все двигаются по кругу, взявшись за руки. Как только музыка прерывается, ведущий надевает шляпу любому из игроков, задавая вопрос.

    16. Разминка «Чайнворд» : называем слова, каждое новое слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего слова. Например, БуратинО, ОзерО, ОчисткА…

    17 . Разминка «Апельсин»:

    - У меня в руках апельсин. Сейчас он покатится по нашему кругу. Как только он попадает в ваши руки, вы должны дать ему определение, ответив на вопрос: «Какой он?». Повторять слова нельзя. Применяйте нестандартные определения.

    18. Разминка « Зверь-птица-небылица»:

    Сейчас поиграем в интересную игру. Сначала ведущей буду я, а потом кто-то из вас. Ведущий становится в центр круга, начинает тихонько рассчитывать игроков: «Зверь, птица, небылица». Внезапно он останавливается возле одного и громко произносит одно из этих слов. Играющий должен назвать то, что ему выпало, в течение 5-ти секунд. Если выпадает небылица, нужно назвать, чего не бывает на свете.

    19. Разминка «Шестерка» : учащиеся считают по порядку числа, кому достается число 6, число, делящееся на 6, или число, содержащее 6, должен не называть его, а вместо этого сказать слово «Бам».

    20. Разминка «Шалаш-тропинка-кочки»

    Давайте разделимся на три группы и поиграем. По команде «Шалаш»- поднимаем руки вверх, «Тропинка» - останавливаются, выстраиваются в ряд, положив руки на плечи впереди стоящему игроку, «Кочки» - всем присесть. Пока не звучит команда – все свободно двигаются.

    21. Разминка « «Зачем?»

    - Сейчас подумайте, как из привычного сделать неожиданное, новое, ответив на вопросы:

    Зачем пекут пироги?

    Зачем празднуют дни рождения?

    Зачем играют на музыкальных инструментах?

    Зачем ходят в школу?

    Зачем люди ссорятся?

    Зачем дарят подарки?

    Зачем ездят в путешествия?

    Зачем ходят в баню?

    Зачем делают причёски?

    22. Разминка «Возможная причина»:

    Я предлагаю вам выполнить интересное задание для тренировки умения выдвигать гипотезы. Я называю события, а вы предположите, почему это происходит.

    Звонят колокола;

    Трава пожелтела;

    Вертолёт весь день кружит над лесом;

    Полицейский автомобиль весь день стоит у дороги;

    Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;

    Друзья поссорились.

    23. Разминка «Найди и коснись»

    Сейчас вам предстоит активно отдохнуть. Сначала распределитесь по всему кабинету. Я буду читать вам задания, вы же должны в течение 5 секунд их выполнить. Опаздывающие выбывают из игры.

    Найди и коснись чего-то стеклянного,

    Деревянного,

    Что весит около 5- кг.,

    Чем можно украсить дом,

    Что в два раза ниже тебя,

    Прозрачного и лёгкого,

    Шершавого,

    С чем нужно обращаться осторожно,

    Что приносит пользу для здоровья,

    Влажного,

    Относящегося к виртуальности,

    Что весит около 100 кг.

    24. Разминка «Мяч в круге»:

    Ребята, перебрасывайте мяч по кругу, задавая при этом самые разные вопросы: от пустяковых и шуточных до серьёзных и объёмных. (Что сейчас у тебя в голове? какие игры тебе нравятся? и т.д.)

    25. Разминка « Разные социальные роли»:

    Каждый день нашей жизни наполнен разнообразными ситуациями, мы выполняем разные дела, посещаем многообразные учреждения, можно сказать, играем большое количество ролей. Я буду называть место, а вы соответственно свою роль в этом месте.

    Школа, улица, аптека, кафе, Дом культуры, тундра, магазин, спортзал, автобус, пляж.

    26. Разминка « Птицы – рыбы- звери»

    Давайте рассчитаемся на «три». Первые номера-птицы, вторые – рыбы, третьи – звери. Выберите себе существо, а затем представьтесь « А знаете ли вы, что я…»

    27. Разминка «Если весело живётся, делай так…» - (каждый придумывает движения, - все повторяют.

    28. Разминка «Пословицы шутят»

    Я бросаю каждому мяч с пословицей, в которой есть шутка. Вы возвращаете мне мяч с исправленной пословицей.

    Два сапога – тара,

    Ус хорошо, а два лучше,

    Голод – не щётка,

    Один в золе не воин,

    Трус своей лени боится,

    Толочь в ступе соду,

    Трус кормит, а лень портит,

    Нашла коза на камень,

    Не зная броду, не суйся в моду,

    Крутится, как булка в колесе,

    От бобра бобра не ищут,

    Не делай из муки слона,

    Лось человека не красит.

    29.Разминка «Узнай по голосу»:

    Сейчас станем все в круг, а в середину – водящий, ему завязываем глаза. Теперь идём по кругу, выполняем движения, затем останавливаемся и поём:

    Мы немножко поиграли,

    А теперь в кружок мы встали.

    Ты загадку отгадай, кто позвал тебя – узнай!(Молча указать на одного участника, который окликает водящего. Водящий должен назвать его имя (можно изменять голос). Все должны побыть в роли водящего.

    30. Разминка «Зеркало»:

    - Сейчас мы поиграем в интересную игру, где каждый из вас будет исполнять роли «Зеркала» и того, кто в него смотрится. Условие: нужно будет показывать движения и мимику по определённой теме, которую я назову. «Зеркало» не должно просто так простаивать, движения нужно делать непрерывно. Даже если трудно будет придумать новое, нельзя останавливаться.

    31.Разминка «Никто не знает, что я …» - рассказать о каком-то событии, случае, интересном факте из своей жизни. («Никто не знает, что я сегодня проснулся раньше родителей»)

    32. Разминка « «У соседа тоже» - (По кругу говорят все, что у кого есть: «У меня есть ухо (показывает на ухо), у соседа тоже (показывает у соседей справа и слева ).

    33. Разминка « Скульптура – движение – звук» - рассчитаться на «3», каждому номеру – своё задание: 1- изобразить скульптуру, 2- показать движение, 3- произнести звук.

    34. «Тренируем эмоции»

    Нахмуриться, как осенняя туча

    Изобразить рассерженного человека

    Позлиться, как злая волшебница

    Изобразить двух баранов на мосту

    Голодный волк

    Ребёнок, у которого отняли мяч

    Испугаться, как заяц, увидевший волка

    Птенец, выпавший из гнезда

    Котёнок, на которого лает злая собака

    Улыбнуться, как кот на солнышке

    Изобразить хитрую лису

    Как будто увидел чудо

    Покапать, как маленький частый дождик

    Полетать, как воробей

    Полетать, как чайка

    Походить, как старая бабушка

    Попрыгать, как весёлый клоун

    Пройти, как маленький ребёнок

    Пройти по кочкам через болото

    Пройти, как кот Гарфилд

    35. Р азминка «Аргентинский дождь» - предлагается послушать звуки дождя: для этого нужно выполнить в тишине движения.

    Потереть ладони, щёлкнуть пальцами, похлопать по коленям, топнуть одной ногой (повторять несколько раз)

    36. Разминка «Слон – Пальма –Крокодил» - произносятся команды – дети должны показывать нужные движения: «слон» - левой рукой взяться за кончик носа, правую пропустить сквозь образовавшееся кольцо, сжав ладонь в кулак. «Пальма» - руки над головой в виде пальмы. «Крокодил» - руками изображать пасть. (команды менять быстро, стараясь запутать детей)

    37. Разминка «Кто родился в мае»:

    У кого голубые глаза- три раза подмигнуть

    Кто родился летом, тот возьмёт соседа справа за руку и улыбнётся

    Кто любит мороженое, тот скажет шёпотом: «Ребята! Давайте жить дружно!»

    Кто любит собак, трижды пролает

    Кто любит кошек, трижды мяукнет

    Кто пьёт кофе с сахаром и молоком, заглянет под свой стул

    У кого есть веснушки, пусть пробежит по кругу

    У кого есть брат, тот похлопает в ладоши

    У кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу « Это тебя не касается»

    Кто летал на самолёте, тот помашет руками, как крыльями

    Кто утром съел вкусный завтрак, погладит себя по животу

    Кто любит рисовать, возьмёт себя за нос

    38. Разминка «Я беру с собой»

    Каждый из вас, собираясь в школу, берёт с собой какие-то вещи. Я буду предлагать вам различные вещи. Если вы согласны, поднимайте руку, а если нет- машите головой слева направо. Будьте внимательны: у вас может появиться возможность принести в школу ненужные вещи!

    Портфель, сумку

    Диванную подушку

    Сменную обувь

    Краски, кисти и костюм маляра

    Воздушный шар

    Ручки и карандаши

    Дневник и учебник

    Самовар

    Двойки

    Тетрадь,ручки

    Несколько гвоздей

    Мыло и мочалку

    Улыбки

    Мешочек лени

    Улыбку

    Желание учиться

    39. Разминка «Запрещённое движение». «Запрещённое слово »- жёлтый, вместо него нужно говорить слово «абракадабра»

    Море синее, а луна? Какого цвета у ромашки лепестки? А серединка? Какого цвета апельсин? Какого цвета лимон? Какой нужно взять карандаш, чтобы нарисовать солнце? Каким цветом можно раскрасить деревья летом? А осенью? Какого цвета пенал, ручка, заколка, резинка и т. д. у …? Назовите цвета радуги. Из каких цветов можно получить оранжевый цвет? Каким цветом вы рисовали своё настроение? Какое слово было запрещённым?

    40. Разминка «КАРЛИКИ-ВЕЛИКАНЫ

    Участники игры стоят в кругу. Ведущий говорит «карлики» или «великаны». На слово «карлики» все приседают, на слово «великаны» все встают. Те, кто ошибся, встают внутрь круга, а потом выполняют какое-либо задание.
    Игра развивает внимание и координацию движений.

    41. Разминка « ПАРАД-АЛЛЕ»

    Участники садятся в круг и под музыку «Парад-алле», сидя, маршируют, в руках держат знамена. Улыбаются и дарят воздушные поцелуи. Ведущий играет роль конферансье и объявляет номера, случайно выбирая из круга участников. Номера могут быть следующие:
    · медведи на мотоцикле;
    · клоуны;
    · канатоходец;
    · дрессированный червячок и т.д. (используйте все, что помните из цирковых номеров).
    Ведущий может помогать участникам исполнять их роли. Заканчивается игра общим выходом - парадом-алле.

    42. Разминка « РАЗ МОБИЛА...

    Раз мобила, два мобила
    (ладони внешней стороной поочередно прикладываются к противоположному уху),

    Пейджеры, пейджеры
    (ладони внутренней стороной поочередно прикладываются к противоположному бедру).

    За рулем автомобиля женщина, женщина
    (описывается силуэт женского тела).

    Все в порядке, все нормально
    (демонстрируется жест «ОК»).

    Пальчики, пальчики
    (демонстрируется жест с вытянутыми указательным пальцем и мизинцем).

    Ну-ка дружно, ну-ка вместе:
    Девушки кричат:
    «Девушки!»
    Молодые люди кричат:
    «Пацаны!»

    43. Разминка « РАЗ ЦВЕТОЧЕК...»

    Ведущий проговаривает определенные слова и сопровождает их движениями, участники запоминают слова и движения и делают их вместе с ведущим. Юноши и девушки соревнуются, кто громче кричит. Слова следующие:

    Раз цветочек, два цветочек
    (руки поочередно сгибаются в локтях, кисти на уровне головы, не сгибая руки в запястьях, совершаем круговые движения кистями),

    Ежики, ежики
    (обе руки сгибаются в локтях, кисти на уровне головы, не сгибая руки в запястьях, совершаем круговые движения кистями),

    Наковальня, наковальня
    (руки сжимаем в кулачки и стучим поочередно одним об другой),

    Ножики, ножики
    (руки согнуты в локтях на уровне талии, ладонями вниз и двигаются поочередно одна над другой),

    Бег на месте, бег на месте
    (руки, согнутые в локтях, двигаются на уровне талии, имитируя бег),

    Зайчики, зайчики
    (ладошки над головой изображают ушки)

    Ну-ка дружно, ну-ка вместе:
    Девочки кричат:
    «Девочки!»
    Мальчики кричат:
    «Мальчики!»

    44. Разминка « РЕГУЛИРОВЩИК»

    Среди играющих выбирается ведущий - «регулировщик». Все поют песню, а он поднимает руку вверх и совершает ею движение по часовой стрелке вниз.
    Три правила:
    · рука вверх - поют песню громко (или прыгают и топают);
    · рука в горизонтальном положении - песня стихает;
    · рука внизу - поют песню «про себя».
    «Регулировщик» медленно поднимает руку, и начинается игра.
    Ведущему необходимо удерживать высокую динамику игры, для этого можно постоянно менять темп игры, чтобы участники следили за движениями «регулировщика» и четко следовали инструкциям.

    45. Разминка « ЯЩИКИ - ХРЯЩИКИ - СПИЧКИ»

    Участники делятся на три группы. Первая группа кричит: «Ящики!», вторая: «Хрящики!», третья: «Спички!». Сначала группы пробуют крикнуть громко и дружно по отдельности. Потом по знаку ведущего все три группы кричат одновременно. Ведущий отвечает: «Будьте здоровы! Вот как чихает слон».
    Ведущий акцентирует внимание на последней фразе, потому что участникам, проговаривающим свои слова, не очень хорошо слышен результат.

    46. Разминка «Х ЛОПКИ »

    Игра реализует двигательную потребность детей, развивает у них слуховое внимание, организует их.

    Если дети в начале урока никак не могут успокоиться после перемены, учитель может хлопнуть в ладони в определенном ритме и попросить самого расшумевшегося ученика повторить хлопки. Затем тотчас предложить повторить эти же хлопки любому, кто услышал заданный ритм. Далее все дети повторяют хлопки. Ведущий выбирает детей взглядом.

    Потом хлопки задаются в новом ритме, и игра продолжается.

    Правило: кто хлопает, не поймав взгляд, тот пропускает ход.

    Вместо хлопков можно использовать постукивание пальцами и др.

    47. Разминка « СТРЕЛКА»

    Дети стоят в кругу. У каждого на одежде закреплен цветной кружок (диаметр около 5 см) - красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый, фиолетовый и т.д. В центре круга находится ребенок, изображающий стрелку (вытянутая в сторону рука). Дети все вместе произносят слова, под которые вращается «стрелка»:

    Стрелка, стрелка, покружись,
    Всем кружочкам покажись,
    И какой тебе милей,
    Укажи нам поскорей! Стоп!

    На последнем слове «стрелка» останавливается и называет цвет кружочка, на который она указывает. Ведущий задает вопросы, например: «Какие овощи и фрукты оранжевого цвета вы знаете? Какие цветы не бывают синего цвета? Что бывает желтым?» и т.д. Правильно ответивший ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше всех фишек.

    Художник-фантазёр

    Педагог предлагает ребятам представить себя на минутку художниками - мысленно взять в руки кисть и палитру и в воздухе перед собой (на воображаемом листе бумаги) нарисовать… Далее педагог читает стихотворение, по ходу жестами изображая действия.

    Я художник – просто чудо!
    В руки кисть беру и краски. (движет рукой с воображаемой кистью)

    Рисовать сейчас я буду

    Замечательную сказку!

    Вот огромный купол неба. (размашистые круговые движения воображаемой

    кистью на воображаемом листе)

    Вот на нем кружочек солнца

    И оранжевого цвета

    От него отходят кольца! («рисует» солнце, лучи, кольца света)

    Вместо облака хлопушку

    Нарисую ярко синим. (движения, копирующие работу художника – «рисуем» и

    «раскрашиваем»)

    «Бац!» - и хлопнула как пушка! (резкий взмах вверх кистью)

    И пошёл зелёный ливень! (прерывистые движения «кистью»)

    Лимонадный дождик с неба

    Льёт на травку из хлопушки,

    А в траве лежит конфета – (плавные, округлые движения «кистью» – рисуем

    конфету)

    Шоколадная вкуснюшка!

    Стала, вдруг, расти конфета. (круговые движения «кистью», конфета растёт)

    Выше, выше! Вверх и вверх!

    Разделю её я кистью,

    По кусочку чтоб на всех! (размашистые «крест-накрест» движения рукой)

    Встреча

    Педагог предлагает ребятам соседям по парте повернуться друг к другу и представить себе встречу друзей-весельчаков, которые не виделись целый год.

    Здравствуй, друг мой дорогой! (изображаем радость, удивление, объятия)
    Год не виделись с тобой.

    Я здороваться могу-

    Другу крепко руку жму! (жмём друг другу руки)

    И по-дружески хочу

    Друга хлопнуть по плечу. (изображаем похлопывание)

    Улыбнусь ему задорно, (улыбаемся)

    Рожицу сострою, (строим рожицы)

    И потопаю, как будто

    Марширую в строе. (топаем ногами)

    Я руками помашу – (машем руками как крыльями)

    Другу спину почешу. (чешем друг другу спину – просто весело!)

    Воротник ему поправлю, (поправляем воротнички друг другу)

    Громко песенку спою (поём: ля-ля-ля)

    Мы теперь с ним вместе, рядом

    Хлопнем мы в ладони – хлоп! (хлопаем)

    Подмигнем, удобно сядем

    … И продолжим наш урок.

    Шаронадуватель

    Педагог обращается к ученикам: «Ребята! Я предлагаю всем нам сделать небольшую паузу. Отдохнуть и поиграть в игру «Шаронадуватель». Шаронадуватель – это профессия, которую придумали в сказочной стране (а может быть, просто, в сказке). Я расскажу вам о ней в стихотворении, а вы постарайтесь поддержать меня вдохами и выдохами (таковы правила игры). Просто слушайте внимательно. Я буду вам подсказывать – делать вдох и выдох, вы – повторяйте за мной». Итак, начали:

    Я не летчик, не швея,
    Даже не спасатель.

    А профессия моя

    Шаронадуватель!

    Я вдыхаю глубоко… (глубокий вдох)

    Выдыхаю смело… (выдох)

    Разноцветные шары

    Делаю умело!

    Вот надую первый шар… (вдох, выдох, вдох, выдох)

    Шар красивый красный.

    Яркий словно огонёк,

    Вовсе не опасный.

    Вот надую шар второй… (вдох, выдох, вдох, выдох)

    Что-то очень он тугой… (вдох, выдох, вдох, выдох)

    Ох, какой упрямый!

    Шар – зелёный самый!

    А теперь и третий шар… (вдох, выдох, вдох, выдох)

    Желтый словно солнце…(вдох, выдох, вдох, выдох)

    Ой! Взметнулся и пропал –

    Улетел в оконце! (машем ему рукой)

    И четвертый я беру

    Вам его я подарю!

    Ярко-бирюзовый

    Надуваю снова…(вдох, выдох, вдох, выдох)

    Непослушный ты какой

    Что сопротивляешься?

    Воздух больше наберу…(глубокий вдох, выдох)

    Что не надуваешься? ... (глубокий вдох, выдох)

    Вот растет, растет мой шар…(глубокий вдох, выдох)

    Наравне со мною стал! …(глубокий вдох, выдох)

    Бах! Бабах! Как сто хлопков! (все делают хлопок в ладоши)

    Лопнул шар на сто клочков! (глубокий выдох)

    Главное – не унывать!
    Будем новый надувать! (все хлопают в ладоши)

    Спортсмены

    Педагог объявляет минутку разгрузки: «Ребята! Внимание! Спортивная минутка! Совсем недавно по телевизору вся наша страна наблюдала Олимпиаду в Пекине. Мы переживали за наших спортсменов. Очень хотелось, чтобы они одержали победу в каждом виде спорта. А сейчас давайте дружно представим себя на их месте. Я читаю вам стихотворение – речёвку, а вы повторяйте те действия, о которых в них говорится. Внимание! Спортсмены! Приготовились! Начали! ».

    По дорожке я иду, (все идут спортивным шагом)
    И спортивную ходьбу

    Я отлично знаю.

    Раз-два, раз-два!

    Шаг я прибавляю! (идут быстрее)

    Раз-два, раз-два!

    Я плывун,
    Иду в заплыв

    Волны разгоняю… (действия руками)

    Раз-два, раз-два!

    С головой ныряю! (действия шеей и плечами)

    Я гимнастка.
    Раз, два, три!

    Как красиво, посмотри

    Делаю наклоны. (делаем наклоны вправо, влево, вперёд, назад)

    А потом поклоны. (кланяемся)

    Я силач-тяжеловес.
    Поднимаю до небес

    Двести сорок килограмм (наклон туловища вперёд, напрягаемся, изображаем

    поднятие штанги)

    Привезу медали вам!

    Я – футбольная команда. (все бегут)
    Много я забью голов. (изображаем ведение мяча по полю)

    Пусть все знают,

    Что нет лучше

    Нас – российских игроков!

    Ура, ребята!
    Мы победили! (прыжки на месте – ура!)

    Дождик

    Педагог: «Ребята! Давайте на минутку отвлечёмся от урока. И послушаем дождик».
    Для выполнения этого упражнения дети кладут пальцы на край стола, за которым сидят. Педагог предлагает тихонечко побарабанить пальцами по столу и показывает, как это делается, читает стихотворение, состоящее из вопросов. Педагог: «Ребята! Каждый из вас мысленно отвечает на заданные вопросы. Если ответ на вопрос «да» или «это Я», то дробь по столу усиливает тот, к кому это относится. Получится, что дождь в одни моменты нарастает и превращается в весёлый ливень, в другие – утихает, становится еле слышным. Итак, послушаем наш дождь!»

    - Кто родился летом?
    - Кто весной?

    -…осенью?

    -…а кто – зимой?

    - Кто из вас, ребятки
    Любит шоколадки?

    - Кто в косички ленты заплетает?
    - Кто по полю мяч гоняет?

    - Кто умеет шевелить ушами?
    - Кто по дому помогает маме?

    - У кого в квартире кот?
    - …или пёс (наоборот)?

    - Кто поёт неплохо?
    - У кого есть брат?

    - …а сестренка-кроха?

    -…огород?

    -…и сад?

    - Кто рисует?
    - …лепит?

    -…клеит?

    - Кто всех рассмешить умеет?

    - Кто читает вслух стихи?
    - Кто у нас – ученики?

    На концерте

    Педагог читает, а ребята хлопают в ладоши, в соответствии строкам стихотворения.

    Мы сегодня на концерте.
    Зрители хорошие.

    Аплодировать артистам

    Будем мы в ладоши.

    Вот на сцене пианист.
    Виртуозно как играл!

    Аплодируем ему!

    Аплодирует весь зал.

    А теперь поёт малышка
    Про собаку и про книжку.

    Аплодируем и ей

    Аплодируем сильней.

    Вот маститый, знаменитый
    К микрофону вышел бас

    Удивил вокалом нас.

    Аплодируем ему,

    На весь зал, на всю страну!

    Клоун выбежал вприпрыжку!
    Вместо носа – с ёлки шишка,

    Вместо шляпы – с банки крышка.

    На плече сидит мартышка.

    Мы ему похлопаем.

    Мы ему потопаем!

    Завершает наш концерт
    Удивительный эксперт

    По различным чудесам -

    Фокусник явился к нам.

    Раз и палочкой взмахнул

    В класс обратно нас вернул.

    Аплодируем всем нам –
    Восхищённым зри-те-лям!

    Полёт

    Педагог: «Друзья! Давайте представим, что у нас выросли крылья! Мы можем летать. Как бы мы это сделаем? – Мы подвигаемся, покружимся, поиграем в полёт!»

    У меня есть крылья за спиной (руки - за спину)
    Я летать умею над землёй. (руки – вверх)

    Я взмываю ввысь и мир - Эгей! (руки – высоко вверх, делаем взмахи)

    На ладошке умещается моей.

    Покружу немного в облаках. (машем руками, кружимся вокруг себя)
    Устремлюсь стрелою вниз и – Ах! (приседаем)

    Оседлаю кучевую тучу

    Поскачу на ней к небесной круче! (делаем короткие приседания – скачем!)

    С кручи я вприпрыжку вниз сбегу. (бег на месте)
    Крылышки почищу, отдохну. (руки опускаем вниз)

    Пальчики как перышки расправлю, (встряхиваем кисти рук)

    Распрямлюсь, встряхну себя немножко. (распрямляем спину, раздвигаем лопатки,

    вытягиваем шею)

    …Вам на память перышко оставлю

    Мягкое, пушистое в ладошке. (сдуваем с ладошки воображаемое пёрышко, делаем

    глубокий вдох и выдох)

    Цветок

    Педагог: «Ребята! Представьте, как здорово быть …цветком! Вырасти из крохотного семечка, и радовать всех вокруг красотой и гармонией! Чувствовать, как тебя наполняет свет, сила и покой. Давайте прикоснёмся к таким ощущениям! Слушайте и повторяйте движения».

    Семечко упало в землю (сели на корточки, склонили голову, охватили голову руками)
    Тихо до весны спало. (ровно дышим – вдох и выдох, вдох и выдох)

    Встрепенулось и проснулось, (встрепенулись, «подрожали», подняли голову)

    Только солнышко взошло.

    Потянулось: утро ль это? (потянули руки вверх, «к солнышку»)
    И пошёл наверх росток (медленно встаем)

    Посмотреть на лучик света

    Воздуха вдохнуть глоток. (поднимаемся в полный рост, дышим ровно и глубоко)

    Распустил листочки-ручки.
    Ах, прекрасное растенье! (раскинули руки в стороны)

    Набежали в небе тучки

    И закапал дождь весенний. (плавно подвигали плечами, локтями, пальцами)

    А потом бутон красивый
    Стал готовиться к раскрытью. (покачали головой, сделали наклоны головы вправо, влево,

    вперёд, назад)

    Рос, крепчал, копил все силы –

    Бах!!! Открылся! Посмотрите! (резко вскинули руки вверх, встали на цыпочки)

    И качает ветерок
    Первый луговой цветок! (раскачиваемся вправо, влево, улыбаемся!!!)

    Котята

    Педагог обращается к ребятам: « Знаете, ребята, когда мы пишем, читаем, над чем-то очень серьёзно размышляем – мышцы нашего лица напрягаются. И тогда лицу нужна своя гимнастика. А что это за гимнастика такая? А вот и давайте с вами попробуем! Нужно просто примерять разное выражение лица – удивлённое (демонстрирует), грустное, весёлое, даже сердитое(!) и конечно не забыть про улыбку!»

    У меня живут котята.
    Удивляюсь я, ребята, (удивлённое выражение лица: брови приподняты, глаза широко

    раскрыты)

    Если вижу как они

    В мяч играют, шалуны.

    Злюсь порой и хмурю брови, (сердимся: брови сдвинуты, уголки губ опущены)
    Если бедокурят, спорят,

    И шнурок от кед моих,

    Ловко делят на двоих.

    Хохочу над ними, если (хохот: рот раскрыт широко, глаза прищурены)
    Ловят муху на лету.

    …Когда спят, обнявшись вместе –

    Я на цыпочках иду.

    Как по тоненькому льду.

    Сон кошачий берегу. (выражение лица сосредоточенное, напряженное)

    Вот проснулись. Кис-кис-кис!
    Кубарем скатились вниз! (улыбка)

    Ушибётесь! Осторожно!

    …А погладить вас мне можно? (поднимаем брови – вопросительное выражение лица)

    Муха

    «Ребята! – обращается педагог к детям. – Я предлагаю сделать небольшую гимнастику для наших глаз. Ведь они сегодня столько работали – помогали нам читать, писать, рассматривать рисунки, схемы! Ничего особенного делать не нужно. Просто воспользуемся своим воображением и представим следующую картину» (упражнение для зрачков глаз)

    К нам с утра явилась гостья
    Из открытого окна,

    Сон наш сладкий прервала.

    Зажужжала, забрюзжала,

    Прямо в ухо! Прямо в ухо!

    Уличная небольшая,

    Но назойливая муха. (наблюдаем за воображаемой мухой – перемещаем зрачки влево,

    вправо)

    Вверх взлетела к потолку, (подняли зрачки вверх)
    Вниз спикировала к нам, (опустили зрачки вниз)

    На подушку слева села, (зрачки – влево)

    Перебралась на диван.

    Справа пес лежал Атос,
    Так она к нему на нос. (зрачки – вправо)

    Покружила надо мной, (движение зрачков: влево – вверх – вправо – вниз)
    И хотела покусать. (зажмурились)

    Передумала: на кухню
    Полетела зав-тра-кать. (открыли глаза)

    Отдохнули? Здорово! С новыми силами – дальше!

    Разминка «Да» и «Нет» не говорить!

    Вы сегодня завтракали? Ваша прическа вам нравится?
    Вы сегодня не опоздали на занятия? Вы левша? Кино вы любите?
    Какие цветы вам нравятся, а какие не нравятся? Почему?

    Поезд летает? Бабочка с рогами? Мышь бывает серая? Ночью люди спят? У вас есть телефон? Курить – здоровью вредить? Кот взбирается на крышу? Сейчас уже май? Скоро каникулы? Птицы весной вьют гнёзда? Ты любишь мороженое?

    Ты выбрал свою будущую профессию? Много сладкого есть вредно? Ты можешь быть внимательным?