Морские беспилотные летательные аппараты. Программы создания беспилотных авиационных систем в интересах вооружённых сил США «стратегические» морские бпла

Долгое время надводные корабли оставались единственным эффективным инструментом ведения войны на море, и лишь в прибрежных районах определенную конкуренцию им могла оказать береговая артиллерия. Появление подводных лодок и морской авиации (палубного и берегового базирования) кардинально изменило облик морской войны и флотов. Сейчас, с началом разработки и внедрения значительного числа самых разнообразных беспилотных подводных и летательных аппаратов, можно наблюдать начало нового этапа кардинальных изменений в структуре флотов ведущих морских держав.

MQ-4C Triton

Подводные беспилотники находятся в самом начале своего развития, и пройдет значительное время прежде, чем они смогут играть существенную роль в военно-морской деятельности. Напротив, морские беспилотные летательные аппараты (БПЛА) переживают период бурного развития. В структуре ВМС США они уже играют значительную роль, которая должна существенно вырасти в течение ближайшего десятилетия. Многие морские державы идут по пути догоняющего развития, но они также уделяют достаточно серьезное внимание морским беспилотным системам.

Особо стоит отметить, что, как и в случае с пилотируемой авиацией, задачи и возможности различных классов БПЛА существенно различаются. Один из вариантов классификации БПЛА, который применяется Министерством обороны Великобритании, подразумевает разделение всех БПЛА на три класса по максимальному взлетному весу. Первый класс соответствует беспилотникам до 150 кг, второй – от 150 до 600 кг, и третий – более 600 кг. Данная классификация является весьма условной: например, третий класс включает в себя столь разные по своим возможностям образцы, как стратегический разведывательный БПЛА MQ-4C Triton (максимальный взлетный вес – около 15 тонн) и тактический беспилотник вертолетного типа MQ-8B Fire Scout (максимальный взлетный вес – около 1400 кг).

Основными преимуществами беспилотников являются их существенно меньшие размеры по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами, что позволяет увеличить корабельные авиагруппы, а также разворачивать авиагруппы, состоящие из БПЛА, на кораблях, которые мало приспособлены к базированию пилотируемой авиации. Также БПЛА обычно отличаются меньшей стоимостью. Кроме того, беспилотники могут находиться в воздухе существенно дольше, чем пилотируемые вертолеты и самолеты. Наконец, использование БПЛА в боевой обстановке позволяет избежать угрозы жизни пилотов.

«Стратегические» морские БПЛА

В мае 2013 г. мы стали свидетелями целого ряда существенных успехов программ создания «стратегических» (учитывая их размеры, стоимость и спектр выполняемых задач; на Западе часто используется термин HALE – High Altitude, Long Endurance) морских беспилотных систем ВМС США. Утром 14 мая 2013 года с палубы авианосца «Джордж Буш» совершил первый взлет БПЛА X-47B корпорации Northrop Grumman. Данный БПЛА является одним из двух опытных образцов, созданных «Нортроп Грумман» в рамках заключенного в 2007 году контракта с ВМС по программе UCAS-D (Unmanned Combat Air System Carrier Demonstration). В рамках этой программы планируется отработать взлет и посадку БПЛА на авианосец, а также дозаправку в воздухе. Испытания по дозаправке в воздухе планируется провести до 1 октября 2014 г.

X-47B


UCAS-D предваряет начало программы UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike), предполагающей создание малозаметного тяжелого палубного беспилотника. Такие БПЛА должны будут осуществлять разведку и наносить удары по наземным целям. В условиях развития противокорабельных ракет, неатомных подводных лодок и иных т.н. «систем ограничения доступа», на БПЛА UCLASS возлагаются большие надежды. Среди экспертов и представителей американского руководства существует мнение, что именно от создания ударного беспилотника с большим (порядка 1800 км) боевым радиусом зависит будущее палубной авиации и авианосной компоненты ВМС США. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по программе UCLASS должны начаться в 2013 г. На них планируется выделить 2,3 млрд долларов. Боевой готовности БПЛА, разработанные по программе UCLASS, должны достигнуть к 2020 г.

Тем не менее, существуют опасения, что программа UCLASS способна выродиться в создание палубного беспилотника, который будет ориентирован на выполнение разведывательных задач, а ударные функции будут играть второстепенную роль. Кроме того, БПЛА UCLASS может в итоге быть создан с использованием значительно меньшего числа технологий «стелс», чем существующие X-47B. Брайан МакГрат, один из ведущих американских военно-морских экспертов, озвучил опасения, что БПЛА UCLASS может быть создан в качестве палубного аналога боевых БПЛА семейства Predator. Стоит напомнить, что корпорация General Atomics, которая является создателем семейства Predator, участвует в программе UCLASS с БПЛА Sea Avenger. Подобный БПЛА несомненно усилит морскую авиацию США, но не сможет эффективно действовать в условиях наличия у противника развитых «систем ограничения доступа». Говоря о причинах противодействия созданию по-настоящему малозаметного ударного БПЛА, МакГрат отмечает конкуренцию со стороны программы создания палубного истребителя пятого поколения F-35C, который должен взять на себя функции ударного самолета «первого дня войны», сокращение военных расходов в США, а также консервативность представителей командования морской авиации.

Predator-C Sea Avenger

Вторым типом «стратегического» БПЛА, который в ближайшем будущем должен стать важным инструментом американских ВМС, является дальний разведывательный БПЛА берегового базирования MQ-4C Triton производства Northrop Grumman, который совершил свой первый полет 22 мая 2013 г. Этот БПЛА создается в рамках программы BAMS (Broad Area Maritime Surveillance) на основе беспилотника RQ-4B Global Hawk ВВС США.

Четыре MQ-4C смогут обеспечивать постоянное патрулирование заданного сектора Мирового океана. Они будут осуществлять длительное (до 28 часов) патрулирование больших пространств (радиус зоны патрулирования должен составить около 3700 км). Также MQ-4C смогут исполнять функции ретранслятора для поддержания связи между рассредоточенными силами на театре военных действий. MQ-4C Triton разрабатывается в качестве дополнения к патрульному самолету берегового базирования P-8A Poseidon производства Boeing. Беспилотники должны снять с P-8A большую часть задач по патрулированию морского пространства и разведке, что позволит сосредоточить «Посейдоны» на выполнении других задач, в том числе – борьбе с надводными кораблями и подводными лодками.

Всего планируется закупить 70 MQ-4C, включая два опытных образца. Стоимость программы должна составить 13,2 млрд долларов (в т.ч. 3,3 млрд на НИОКР), а конечная стоимость серийного беспилотника – 189 млн. Свою заинтересованность в закупке БПЛА Triton оффициально подтвердила Австралия. Кроме того, существует вероятность, что MQ-4C заинтересует Индию, которая закупает P-8A. Triton должны достигнуть боевой готовности в 2016 г. В первую очередь данные БПЛА будут развернуты на Ближнем Востоке в зоне ответственности Пятого флота, где сейчас успешно эксплуатируется опытный БПЛА BAMS-D, затем на острове Гуам в зоне ответственности Седьмого флота, на базе Сигонелла в Италии (Шестой флот) и, наконец, в континентальной части США.

Тяжелые тактические морские БПЛА

Дорогостоящие «стратегические» морские БПЛА дополняются существенно более дешевыми тяжелыми тактическими БПЛА вертолетного типа, которые способны стать рабочими лошадками морской авиации, дополняя вертолеты.

MQ-8B Fire Scout

Наиболее ярким примером подобных БПЛА является MQ-8B Fire Scout, который был разработан Northrop Grumman на базе легкого вертолета Schweizer/Sikorsky S-333. Этот БПЛА занимает вдвое меньше места, чем стандартный палубный вертолет ВМС США MH-60R Seahawk, и может выполнять многие из задач, которые возлагаются на вертолет. Размеры БПЛА позволяют существенно увеличить количество летательных аппаратов на надводных кораблях. На борту боевых кораблей прибрежной зоны (БКПЗ) типа LCS, которые являются основными носителями данных БПЛА, один-два Fire Scout будут практически всегда дополнять пилотируемый Seahawk. А на борту фрегата может быть размещено четыре MQ-8B. Стоит подчеркнуть, что такие БПЛА планируется использовать преимущественно не как замену, но в дополнение пилотируемой авиации. Так, исследование показало, что с точки зрения критерия «стоимость-эффективность» смешанная авиагруппа на боевых кораблях прибрежной зоны предпочтительнее авиагруппы, состоящей только из БПЛА или вертолетов.


MQ-8C

Используя бортовое оборудование и электронные системы MQ-8B, Northrop Grumman разработала более крупный беспилотник MQ-8C на базе вертолета Bell 407 Jet Ranger. Корпорация вела разработку за счет собственных средств, но ВМС США новая модель оказалась по вкусу и они отказались от дальнейших закупок MQ-8B в пользу MQ-8C. В 2012 году корпорация получила контракт на строительство 30 MQ-8C. Новая версия Fire Scout отличается возросшим до 2 тонн максимальным взлетным весом, практически вдвое большей полезной нагрузкой (около 500 кг), более высокой скоростью (около 260 км/ч) и более длительной продолжительностью полета (до 11-14 часов). Испытательные полеты MQ-8C должны начаться в сентябре этого года, а боеготовности они достигнут в конце 2014 г. Вследствие увеличившихся размеров и существенно улучшенных ТТХ, ВМС планируют обойтись меньшим количеством данных БПЛА на кораблях. Так, вместо 4 MQ-8B на фрегатах будет базироваться 3 MQ-8C.

Похожую работу в интересах ВМС Франции в данный момент осуществляет Boeing совместно с DCNS и Thales: осенью 2012 г. закончились испытания БПЛА H-6U Unmanned Little Bird на базе вертолета Boeing MD-530А. H-6U является комбинированным летательным аппаратом, то есть может использоваться и как БПЛА, и как пилотируемый вертолет.



H-6U Unmanned Little Bird

Основными функциями MQ-8 является разведка и целеуказание, но ВМС также планируют вооружить данные БПЛА – в частности, 70-мм высокоточными ракетами APKWS.

БПЛА вертолетного типа имеют определенные ограничения по длительности и дальности полета, что ставит вопрос о разработке морских БПЛА с неподвижным крылом (на Западе часто используют термин MALE – Medium Altitude, High Endurance), которые могут базироваться на небольших кораблях. Агентство по перспективным технологиям Министерства обороны США (DARPA) начало программу TERN (Tactically Exploited Reconnaissance Node), которая предполагает разработку подобного БПЛА, полезная нагрузка которого должна составлять около 300 кг, а оперативный радиус – от 1100-1700 км, и сопутствующей системы, которая будет обеспечивать его взлет и посадку на БКПЗ и другие подходящие корабли. Беспилотники по программе TERN должны будут выполнять как разведывательные, так и ударные функции.

Легкие тактические БПЛА

Наряду с более тяжелыми беспилотниками, свое место на палубе кораблей занимают легкие БПЛА, подобные разведывательному беспилотнику с неподвижным крылом ScanEagle производства «дочки» Boeing Insitu, который эксплуатируется на американском флоте с 2005 г., а также с успехом применяется флотами других государств.

ScanEagle


В 2012 г. контракт на поставку этих БПЛА для своего флота заключил Сингапур. К июлю 2011 года ScanEagle совершили общим счетом 56 тыс. боевых вылетов, их совокупный налет превысил 500 тыс. часов, в том числе около 250 тысяч часов – в интересах ВМС, а их общая численность в составе американского флота превысила 120 единиц. Примечательно, что ВМС не закупают ScanEagle, а пользуются их услугами в рамках договоров подряда с производителем.

RQ-21A Integrator


Данные БПЛА предваряют реализацию программы STUAS (Small Tactical Unmanned Aircraft System) по созданию беспилотной разведывательной системы с более крупными БПЛА RQ-21A Integrator в интересах ВМС и Корпуса морской пехоты США, которую реализует Insitu в рамках заключенного в 2010 г. контракта. Максимальный взлетный вес беспилотника составит около 60 кг. Первый полет с палубы корабля RQ-21A совершил 9 апреля 2013 г. Всего ВМС планируют приобрести 36 систем STUAS, каждая из которых будет включать пять БПЛА.

Россия

В отличие от США, развитие морских беспилотных систем в России только начинается. И хотя принятие на вооружение «стратегических» беспилотников остается вопросом долгосрочной перспективы, разработка тактических БПЛА различной дальности уже активно идет. Говоря непосредственно о морских БПЛА, стоит упомянуть модель «Горизонт Эйр» S-100 на базе Camcopter S-100, которую на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в 2011 г. продемонстрировало ОАО «Горизонт» (Ростов-на-Дону). Компания собирает БПЛА по лицензии австрийской Schiebel. Данные беспилотники уже активно эксплуатируются французскими ВМС и флотами других государств, в том числе, по некоторым данным, КНР.

«Горизонт Эйр» представляет собой БПЛА вертолетного типа с максимальным взлетным весом в 200 кг, который может применяться для ночного и дневного патрулирования, наблюдения и мониторинга наземного и надводного пространства, проведения поисково-спасательных операций, участия в ликвидации последствий стихийных бедствия и техногенных катастроф, а также охране границ. Более того, S-100 может быть вооружен: данный ПБЛА успешно осуществлял запуск легкой многоцелевой ракеты LMM производства Thales. Сейчас беспилотник находится на стадии сертификации.

Горизонт Эйр

В ноябре 2012 г. для проведения опытной эксплуатации был поставлен первый комплекс с БПЛА S-100 для нужд Береговой охраны Пограничной Службы ФСБ России. Предварительное решение о закупке одного комплекса с БПЛА «Горизонт Эйр» для проведения опытной эксплуатации также принято ВМФ. Заинтересованность в данных БПЛА высказало и МВД.

Развитие беспилотных систем не является приоритетом военно-морского строительства в России. Это связано как с первоочередностью задачи обновления корабельного состава флота, так и с технологическим отставанием в данной области. Тем не менее, развитие беспилотных систем способно усилить авиацию флота, береговой охраны и других ведомств. Выполняя патрульные и разведывательные функции, морские БПЛА будут способствовать защите национальных интересов России в Мировом океане.

С конца прошлого десятилетия американская компания Boeing Insitu работает над проектом беспилотного летательного аппарата RQ-21 Blackjack. Этот аппарат был разработан по заказу Корпуса морской пехоты и военно-морских сил США. Основное предназначение машины – ведение разведки, патрулирование в заданных районах и обнаружение различных объектов. К настоящему времени все проектные работы завершены и ведется полномасштабное строительство новых беспилотников.


БПЛА RQ-21 разрабатывался в рамках программы STUAS (Small Tactical Unmanned Aircraft System – «Малая тактическая беспилотная авиационная система»). Целью этой программы было создание легкого беспилотника для эксплуатации в КМП и ВМС. Подобное предназначение сказалось на требованиях к перспективной машине. Так, нужно было сделать сравнительно легкую машину, способную вести патрулирование в течение длительного времени. Кроме того, она должна была иметь минимально возможные габариты для хранения на кораблях. В состав комплекса планировалось включить рельсовую пусковую установку для взлета. Посадку требовалось производить при помощи системы, позволяющей обойтись без большой площадки.

В программе STUAS помимо Boeing Insitu приняли участие несколько других компаний. Raytheon представила БПЛА Killer Bee (ныне известен под названием Northrop Grumman Bat), компания AAI предложила проект Aerodyne, а General Dynamics (США) и Elbit Systems (Израиль) вошли в программу с проектом Storm. Разработка предварительных проектов и их сравнение продолжались до середины 2010 года. В июне 2010-го заказчик сделал свой выбор. Самым лучшим из предложенных проектов в Пентагоне сочли Boeing Insitu RQ-21A Integrator (такое название проект носил на ранних стадиях). Для завершения проекта разработчику выделили 43,7 миллиона долларов.

Основой для проекта RQ-21A стала предыдущая разработка фирмы Boeing Insitu – БПЛА ScanEagle. Новый беспилотник «унаследовал» ряд агрегатов и технических решений. Тем не менее, специфика требований Корпуса морской пехоты и ВМС заставила заметно переработать исходный проект. Так, все это привело к кардинальному изменению внешнего вида и компоновки аппарата.

БПЛА RQ-21 с точки зрения аэродинамики представляет собой двухбалочный высокоплан с толкающим воздушным винтом. Фюзеляж и крыло аппарата Integrator/Blackjack были выполнены путем переработки соответствующих агрегатов БПЛА ScanEagle. Новая машина имеет вытянутый фюзеляж характерной формы, внутри которого устанавливается двигатель и различная аппаратура.



В средней части фюзеляжа закреплено высокорасположенное крыло размахом 4,8 м. Крыло с большим удлинением имеет небольшую стреловидность по передней кромке. На стыке крыла и фюзеляжа центроплан имеет характерный скругленный наплыв. На законцовках имеются т.н. винглеты. Использованная конструкция крыла призвана обеспечивать максимально возможное аэродинамическое качество, прямо влияющее на летные данные аппарата, в первую очередь на дальность и продолжительность полета.

На стыках центроплана и консолей крыла к плоскости крепятся две тонкие балки, на которых закреплено П-образное хвостовое оперение. Последнее состоит из двух килей с рулями направления и высокорасположенного стабилизатора с рулем высоты. С учетом хвостовых балок и оперения общая длина БПЛА RQ-21 равняется 2,5 м.

В хвостовой части фюзеляжа имеется поршневой двигатель мощностью 8 л.с., в качестве топлива использующий авиационный керосин сортов JP-5 и JP-8. В качестве движителя используется толкающий воздушный винт, расположенный между двумя хвостовыми балками. Используемый двигатель позволяет беспилотнику развивать максимальную скорость до 167 км/ч. Крейсерская скорость – 101 км/ч. Потолок достигает 6 км. Имеющийся запас топлива достаточен для патрулирования в течение 16 часов.

БПЛА RQ-21 Integrator/Blackjack получился достаточно легким. Вес пустого аппарата – 36 кг. Максимальный взлетный вес с полезной нагрузкой 17 кг – 61 кг. Малый вес машины позволил обойтись сравнительно маломощным двигателем.

В носовой части фюзеляжа аппарата предусмотрена гиростабилизированная установка для аппаратуры наблюдения. В стандартной конфигурации на ней находится оптико-электронная система с видеокамерой и тепловизором, а также лазерный дальномер и ответчик системы опознавания. При необходимости аппарат может нести дополнительную аппаратуру. Для энергоснабжения радиоэлектронной аппаратуры беспилотник оснащен генератором мощностью 350 Вт.

Для облегчения конструкции летательного аппарата в проекте RQ-21 пришлось использовать специальные устройства для запуска и посадки, заимствованные из проекта ScanEagle. Запуск предлагается осуществлять при помощи рельсовой пусковой установки. Установка смонтирована на буксируемом колесном шасси. На нем установлен набор оборудования и рельсовая направляющая. На последней имеется подвижная каретка с креплениями для беспилотника. Перед запуском необходимо поднять направляющую на нужный угол возвышения и установить летательный аппарат на каретку. По команде оператора каретка, приводимая в движение пневматическим приводом, разгоняет БПЛА до взлетной скорости, после чего тот отделяется от нее и поднимается в воздух.

В качестве посадочного устройства было предложено использовать систему Skyhook («Небесный крюк»). Она представляет собой буксируемую платформу с подъемной стрелой, на которой имеется трос. Для посадки беспилотника необходимо поднять стрелу и привести трос в вертикальное положение. Далее БПЛА, используя радиомаяк, выходит на посадочный курс. Оператор или автоматика должен направить аппарат на посадочное устройство таким образом, чтобы захватить трос специальным крюком, установленным на крыле. После этого трос натягивается и гасит горизонтальную скорость БПЛА, после чего его можно опустить на землю или на палубу корабля.

В состав беспилотного авиационного комплекса Boeing Insitu RQ-21A Integrator/Blackjack входят пять летательных аппаратов, два пульта управления на колесном шасси, а также буксируемые прицепы с пусковой установкой и системой Skyhook. Подобный состав комплекса позволяет использовать его как в сухопутных войсках, так и в КМП или ВМС с базированием техники на кораблях.

28 июля 2012 года специалисты компании Boeing Insitu провели первый испытательный запуск нового беспилотника. Аппарат успешно отделился от пусковой установки, выполнил полетную программу и «сел» с использованием системы Skyhook. В дальнейшем были проведены еще несколько испытательных полетов. К примеру, в начале сентября 2012 года продолжительность полета впервые превысила один час.

В начале февраля 2013 года комплекс RQ-21A был доставлен на борт десантного корабля USS Mesa Verde (LPT-19). 10 февраля состоялся первый запуск с палубы. В течение нескольких месяцев специалисты проверяли работу беспилотного комплекса при использовании в интересах флота или КМП.

19 февраля американские специалисты приступили к летным испытаниям новой модификации беспилотника – RQ-21A Block II. От базовой версии он отличается некоторыми особенностями конструкции, а также использованным оборудованием. Для наблюдения за обстановкой этот БПЛА получил обновленную оптико-электронную систему NightEagle, разрабатывавшуюся в рамках проекта ScanEagle. Модернизированная оптико-электронная система имеет более высокие характеристики при работе ночью и в условиях жаркого климата. Дальнейшие испытания беспилотников RQ-21A и RQ-21A Block II велись параллельно.

В сентябре 2013 года проект Integrator получил новое название – Blackjack. Вскоре, в конце ноября, компания-разработчик получила контракт стоимостью 8,8 млн долларов, целью которого была подготовка к серийному производству новых БПЛА. Первый серийный комплекс RQ-21A был передан Корпусу морской пехоты в январе 2014 года.

Основным заказчиком новых беспилотных летательных аппаратов должен стать КМП США. В настоящее время компания Boeing Insitu выполняет заказ Корпуса на поставку 32 комплексов. В состав каждого из них входят пять беспилотников. До 2017 года Корпус морской пехоты намерен приобрести 100 комплектов системы Blackjack. Ожидается, что стоимость всего заказа будет оставаться на уровне 560 млн долларов.

Военно-морские силы США тоже выразили свое желание приобрести новые БПЛА. Существует заказ на 25 комплексов с пятью летательными аппаратами в каждом.

Ранее сообщалось, что в 2014 году свои первые RQ-21A Blackjack может получить Королевская армия Нидерландов. Эта структура выражала готовность приобрести пять беспилотных комплексов. Еще шесть комплексов могли быть приобретены неназванной ближневосточной страны. Какие-либо сведения об этом контракте отсутствуют.

В апреле 2014 года КМП США начал эксплуатацию БПЛА RQ-21A в Афганистане. На одну из баз был доставлен комплекс из пяти беспилотников, двух блоков управления и набора прочего оборудования. Аппараты Blackjack использовались для ведения разведки и обнаружения объектов противника. В сентябре сообщалось, что за 119 дней эксплуатации в Афганистане общий налет беспилотников составил 1000 часов. Комплекс RQ-21A хорошо зарекомендовал себя, вследствие чего его эксплуатация в Афганистане продолжилась.

По материалам сайтов:
http://insitu.com/
http://naval-technology.com/
http://navaldrones.com/
http://arms-expo.ru/
http://globalsecurity.org/


БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИОННАЯ СИСТЕМА RQ-21A STUAS (SMALL TACTICAL UNMANNED AIRCRAFT SYSTEM)

13.02.2013
АМЕРИКАНСКИЙ БЕСПИЛОТНИК INTEGRATOR ВПЕРВЫЕ ЗАПУСТИЛИ С КОРАБЛЯ

ВМС США 10 февраля впервые запустили разведывательный беспилотник RQ-21A, также известный как Integrator, с палубы корабля. Об этом сообщается в пресс-релизе ВМС от 12 февраля.
По данным ВМС, испытания прошли в Мексиканском заливе на палубе десантного корабля-дока «Меса-Верде» (LPD-19). До этого БПЛА три месяца испытывали на суше в Калифорнии. Первый полет аппарат совершил в июле 2012 года.
БПЛА RQ-21A разрабатывается компанией Insitu (дочка Boeing). Аппарат весит 34 килограмма, достигает пяти метров в ширину и может нести до 27 килограммов полезной нагрузки. Он развивает скорость до 100 километров в час и может находиться в воздухе в течение суток. Боевой радиус RQ-21A - до 1000 километров. Беспилотник оснащен лазерным дальномером, а также комплексом электрооптических и инфракрасных датчиков.


Лента.ру

14.02.2013

10 февраля малый тактический беспилотник RQ-21A (Small Tactical Unmanned Air System — STUAS) выполнил первый взлет с палубы УДК USS Mesa Verde (LPD 19) класса San Antonio, сообщает ASDNews 13 февраля. После завершения полета аппарат был поднят на борт десантного корабля.
Полету над морем предшествовали три месяца наземных/летных испытаний на авиастанции ВМС в Чайна-Лэйк (Калифорния).

19.02.2013
АМЕРИКАНСКИЙ БЕСПИЛОТНИК RQ-21A INTEGRATOR ВПЕРВЫЕ ЗАПУСТИЛИ С КОРАБЛЯ

В воскресенье 10 февраля ВМС США впервые запустили разведывательный беспилотник RQ-21A STUAS (Small Tactical Unmanned Air System), также известный как Integrator, с палубы корабля. Об этом сообщается в пресс-релизе ВМС от 12 февраля.
По данным ВМС, испытания прошли в Мексиканском заливе на палубе десантного корабля-дока «Меса-Верде» (LPD-19). До этого БПЛА три месяца испытывали на суше в Калифорнии. Первый полет аппарат совершил в июле 2012 года. БПЛА RQ-21A разрабатывается компанией Insitu (дочка Boeing). Аппарат весит 34 килограмма, достигает пяти метров в ширину и может нести до 27 килограммов полезной нагрузки. Он развивает скорость до 100 километров в час и может находиться в воздухе в течение суток. Боевой радиус RQ-21A - до 1000 километров.
Беспилотник оснащен лазерным дальномером, а также комплексом электрооптических и инфракрасных датчиков. Как сообщалось ранее, поставка беспилотников RQ-21A в войска в рамках программы STUAS намечено на 2017 год. Помимо ВМС США беспилотники RQ-21A планируется закупать для Морской пехоты. Морпехи, как сообщалось, будут запускать аппараты преимущественно на суше.
Lenta

27.05.2013
RQ-21A — МАЛОРАЗМЕРНЫЙ ТАКТИЧЕСКИЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ВМС США

ВМС США дали разрешение на начало производства головной партии малоразмерных тактических беспилотных авиационных систем (БАС)STUAS (Small Tactical Unmanned Aircraft System) RQ-21A для ВМС и Корпуса морской пехоты (КМП) в рамках этапа С. Об этом сообщило издание АРМС-ТАСС.
Это означает, что программа RQ-21A, руководимая отделом по программе STUAS для ВМС и КМП в Патаксент-Ривер (штат Мэриленд), вступает в этап производства и развертывания.
Входящий в систему беспилотный летательный аппарат (БЛА) RQ-21A будет выполнять задачи по ведению тактической разведки, наблюдения и целеуказания на море и на суше в интересах двух видов вооруженных сил США.
ОРУЖИЕ РОССИИ

15.01.2014


Морские силы самообороны Японии намерены оснастить корабли беспилотными летательными аппаратами, сообщает Jane’s со ссылкой на военные источники. В качестве одного из основных вариантов рассматриваются американские беспилотные аппараты RQ-21A Blackjack. На проведение испытаний и выбор корабельного беспилотника Япония потратит в 2014 году два миллиона иен (19,2 тысячи долларов).
По данным японских военных, новые беспилотники будут использоваться для слежения за перемещением китайских кораблей в Восточно-Китайском море. Окончательное решение об оснащении японских кораблей беспилотниками пока не принято. В случае закупки RQ-21A или других подобных аппаратов ВМС станут первым японским видом вооруженных сил, использующим беспилотные летательные аппараты. Лента.ру

31.01.2014


Морская пехота и ВМС США приступили к войсковым испытаниям перспективного беспилотного летательного аппарата RQ-21A Blackjack, сообщает Defense News. Оценочные испытания беспилотника в настоящее время проводятся в 29-м Центре управления боевыми действия наземных войск и авиации Корпуса морской пехоты США в Палмсе штата Калифорния. После их завершения может быть принято решение о принятии RQ-21A на вооружение.
Беспилотник также пройдет испытания в составе 1-й эскадрильи воздушных испытаний и оценки ВМС США. Военные будут проверять его как на суше, так и на море, запуская с палубы корабля. После этих испытаний продолжительностью несколько месяцев RQ-21A передадут для проверки 2-й эскадрилье беспилотных летательных аппаратов Морской пехоты, расположенной на авиабазе «Черри-Пойнт» в Северной Каролине.

06.06.2014
Новая беспилотная авиационная система (БАС) RQ- 21A «Блэкджек» (Blackjack) разработки и производства компании «Инситу» (Insitu) — подразделения «Боинга» — уже развернуты в Афганистане, на вооружении Корпуса морской пехоты США. Об этом говорится в сообщении ВМС США. RQ-21A в составе с пятью беспилотными летательными аппаратами (БЛА) развернуты спустя почти четыре года после того, как в августе 2010 г. «Инситу» выиграла контракт на поставку Пентагону небольших тактических БАС и более чем два года после передачи КМП первых двух систем.

20.10.2015
Американская компания Logos Technologies получила контракт Научно-исследовательского управления ВМС США, в рамках которого займется разработкой «суперсенсора» для разведывательного беспилотного летательного аппарата RQ-21 Blackjack. Как сообщает Flightglobal, сумма сделки составила 18,2 миллиона долларов.
Logos Technologies должна будет разработать электронно-оптическую камеру, широкоугольную камеру, коротковолновую инфракрасную гиперспектральную камеру и камеру высокого разрешения с датчиком контроля. Эти приборы должны быть компактно размещены в небольшом корпусе. Масса готового «суперсенсора» не должна превышать 17,8 килограмма.
Все изображения, получаемые при помощи новой системы, будут передаваться вычислительной системе на борту беспилотника, способной обрабатывать до одного гигабайта данных в секунду. «Суперсенсор» позволит военным вести детальную разметку местности и обнаруживать на ней спрятавшихся бойцов противника и самодельные взрывные устройства.
Как ожидается, разработка устройства завершится до конца марта 2020 года. Использовать новую систему разведки будет Морская пехота США.
N+1

09.06.2017

Министерство обороны Нидерландов подписало контракт с американской компанией Insitu (структурное подразделение Boeing) на поставку трех комплексов с беспилотными летательными аппаратами малого радиуса действия Integrator, сообщает пресс-служба компании Insitu.
«Поставки должны начаться в 2018 году. Integrator должны заменить ранее приобретенные министерством обороны Нидерландов беспилотные системы ScanEagle, которые с 2012 года использовались для защиты войск в ходе военных действий, обнаружения целей, а также корректировки огня», - говорится в сообщении.
Integrator представляет собой многофункциональную беспилотную систему с аппаратами большой продолжительности полета. Аппарат взлетной массой около 60 кг может нести полезную нагрузку общей массой до 18 кг, включая различную аппаратуру разведки, наблюдения и целеуказания.
Integrator (другое название системы RQ-21A Blackjack) серийно производятся с 2016 года. Они используются подразделениями ВМС и морской пехоты США. Кроме того, эти аппараты используют вооруженные силы Канады.
RNS


БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИОННАЯ СИСТЕМА RQ-21A STUAS

БПЛА RQ-21A разрабатывается компанией Insitu (дочка Boeing). БПЛА Integrator, разработанный компанией Insitu, является составной частью малой тактической разведывательной беспилотной авиационной системы RQ-21A STUAS (Small Tactical Unmanned Aircraft System), которой присвоен статус начальной оперативной готовности.
Первый полет продолжался два часа, управляли аппаратом специалисты 2-й и 3-й эскадрилий беспилотных авиационных систем корпуса морской пехоты США совместно с представителями компании Insitu.
RQ-21A имеет возможность выполнять несколько заданий в одном полете, на его борту размещены электронно-оптическая система, инфракрасная камера, инфракрасный целеуказатель и лазерный дальномер.
Аппарат весит 34 килограмма, достигает пяти метров в ширину и может нести до 27 килограммов полезной нагрузки. Он развивает скорость до 100 километров в час и может находиться в воздухе в течение суток. Боевой радиус RQ-21A - до 1000 километров. Беспилотник оснащен лазерным дальномером, а также комплексом электрооптических и инфракрасных датчиков.
Как сообщалось ранее, поставка аппаратов RQ-21A для ВМС США намечена на 2017 год в рамках программы STUAS (Small Tactical Unmanned Air System), предполагающей оснащение войск малыми тактическими беспилотниками.
Помимо ВМС США интерес к беспилотникам RQ-21A проявила американская Морская пехота. Морпехи, как сообщалось, будут запускать аппараты преимущественно на суше.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальный взлетный вес 61,2 кг
Вес пустого 34 кг
Длина: 2,5 м
Размах крыльев: 4,8 м
Двигатель: JP-5, JP-8
Радиус действия до 1000 км
Продолжительность полета 24 ч
Скорость полета 100 км/ч
Потолок до 6000 м
Вес полезной нагрузки 18 — 27 кг

Источники: www.insitu.com и др.



США проведут первоначальные испытания и оценку БПЛА RQ-21A Blackjack


RQ-21A Blackjack

Фото с сайта insitu.com


30 января, - Начался этап первоначального испытания и оценки новейшего беспилотного летательного аппарата (БПЛА) RQ-21A Blackjack. Он проходит в испытательном центре Корпуса морской пехоты (КМП) США MCAGCC (Marine Corps Air Ground Combat Center) в Твентинайн Палмс (шт.Калифорния). Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс- службу Командования авиационных систем ВМС США (US Naval Air Systems Command).

Головная партия БПЛА RQ-21A, ранее известного как STUAS (Small Tactical Unmanned Aircraft System), продемонстрирует в рамках этой фазы испытаний эффективность аппарата и его пригодность для использования в боевых действиях.

Полковник Джеймс Ректор, управляющий программой STUAS для КМП и ВМС США и отвечающий за создание БПЛА RQ-21A, заявил, что "получение первой LRIP-партии этих БПЛА (RQ-21A) является важнейшим достижением американского руководства и промышленных кругов". Он охарактеризовал аппарат как "эффективный" и сообщил, что "он удовлетворяет требованиям, предъявленным подразделениями Корпуса морской пехоты, размещенным как на суше, так и на море".

БПЛА Blackjack, созданный компанией Insitu Incorporated, является развитием БПЛА ScanEagle. Основное внешнее отличие состоит в двухкилевом хвостовом оперении RQ-21A, что повлекло за собой увеличение его размеров. Система включает в себя пять БПЛА, две наземных станции управления, оборудование, необходимо для запуска и технического обслуживания.

На протяжении нескольких месяцев сухопутные и морские испытания будут проводиться 1-й испытательной эскадрильей (ATES VX, Air Test and Evaluation Squadron VX). После завершения фазы первоначального испытания и оценки представители государственных органов и компании Insitu передадут эти БПЛА для дальнейшего использования во 2-ю эскадрилью беспилотных летательных аппаратов КМП США, расположенную на авиабазе Корпуса в Черри Пойнт (шт.Северная Каролина). Поставка второй LRIP-партия RQ-21A запланирована на весну 2014 г. и будет включать в себя одну систему.

Подполковник Энтони Болден, командир 2-й эскадрильи БПЛА КМП США, сообщил, что Blackjack существенно улучшит контроль за полем боя для тактической группировки наземных сил и авиации КМП. В результате, по его словам, морские пехотинцы получат платформу, оснащенную соответствующим оборудованием, необходимым для выполнения вышеупомянутой задачи. "RQ-21A предоставляет новый уровень гибкости и возможностей для экспедиционных сил, которые на данный момент не содержатся ни в одном БПЛА", заявил Болден. "В результате, эскадрильи БПЛА КМП США, использующие Blackjack, смогут уверенно выполнять задачи в составе тактических группировок", - дополнил он.

Длина RQ-21A составляет 2,4 м, размах крыла - 4,8 м. Аппарат обеспечивает возможности наблюдения и разведки для подразделений, действующих на суше и на море. Открытая архитектура позволяет осуществлять быструю реконфигурацию установленного оптоэлектронного оборудования, масса которого ограничена 10 кг. Стандартная нагрузка включает в себя движущиеся дневные и ночные камеры слежения, инфракрасный указатель, коммуникационный комплект, приемники системы автоматического распознавания.