Единую систему электронных путевок не успеют запустить в срок. Электронная путёвка: детально об актуальном Система электронная путевка

С 1 января 2018 года начнёт функционировать система электронной путёвки. У представителей турбизнеса к нововведению пока больше вопросов, чем ответов. В рамках недавно прошедшей выставки TITW был затронут ряд злободневных аспектов этой темы.

В частности, член наблюдательного совета ассоциации «Турпомощь » Дмитрий Горин дал некоторые пояснения в отношении актуального вопроса.

«Путёвка пока законодательно необязательна, но, конечно, рано или поздно законодатели её утвердят. Это не система взаиморасчётов, не система бронирования, а государственная информационная система, в которой будут аккумулироваться данные о путешествии, включая имя, фамилию, отчество, отель, перелёт, страховку, трансфер. Сейчас происходит процесс завершения создания ЭП, она, по словам разработчиков - компании „Астерос“, на 80% готова.

Много дискуссий ведется по этому поводу. Различные общественные организации направляют свои предложения по электронной путёвке в Минкульт и Ростуризм . Точку в этой истории ставить рано. Неутверждённый вариант ЭП несёт в себе определённые риски, опасения вызывает раскрытие персональных данных, в этой ситуации многие клиенты могут не захотеть легализовывать свои поездки. По уверению разработчиков, персональные данные будут сохраняться в соответствии с федеральными законами», - подчеркивает эксперт.

По его словам, сейчас усиливается ответственность по контролю за незаконной деятельностью в туризме. Электронная путёвка в этом смысле будет помогать определённым организациям смотреть за рынком .

В свою очередь, владелец «Юридической компании Александра Байбородина» Александр Байбородин отметил, что в 2017 году, как никогда за последние 10 лет, возросло вмешательство государства в туристический бизнес.

«Мне бы хотелось, чтобы в условиях тренда на увеличение роли государства росло туристическое лобби, увеличивалось влияние представителей отрасли на принятие решений на уровне законодательства . К сожалению, сейчас оно минимально.

Необходимо, чтобы общественность активнее участвовала в диалоге с законодателями. Чем будет больше конструктивных предложений, тем больше шансов быть услышанными», - полагает эксперт.

Отметим, что 8 июня 2017 г. состоялось заседание рабочей группы по созданию информационной системы «Электронная путевка», в котором приняли участие представители Ростуризма , компании разработчика «Астерос». Со стороны бизнеса присутствовал директор

Федеральное агентство по туризму начало открытое тестирование информационной системы «Электронная путевка». Информация об этом в пятницу, 22 сентября, появилась на сайте ведомства. Оценить функциональные возможности нового сервиса смогут все заинтересованные участники рынка. Для этого им достаточно перейти на страницу «Электронной путевки» на сайте Ростуризма и подключиться к тестовой версии системы, следуя специальной инструкции.

«В специальном подразделе «Электронная путевка» на сайте Ростуризма размещены базовая информация, описание интерфейса подключения и информационного взаимодействия туроператоров с системой, а также структура электронной путевки», – сообщает пресс-служба отраслевого ведомства.

Как отмечает заказчик проекта, использование электронной путевки позволит обеспечить контроль над реализацией турпродукта. Каждый турист сможет самостоятельно проверить свой номер электронной путевки, которая является свидетельством наличия государственных гарантий у компании, продавшей турпродукт, а также присутствия данной компании в реестре Ростуризма.

«Информационная система «Электронная путевка» очень важна для защиты прав и законных интересов туристов. Она поможет повысить прозрачность туристской отрасли и сделать взаимодействие всех участников рынка и туристов современным, эффективным, технологичным. Внедрение цифровых технологий в туризме упростит процедуры учета и контроля за реализацией турпродукта, минимизирует возможность использования недобросовестными участниками рынка «серых» схем в ущерб потребителям, а для туркомпаний, работающих в строгом соответствии с законодательством, – откроет возможности по снижению издержек. Тестирование позволит опробовать систему в действии и на финальном этапе разработки сделать ее максимально удобной и полезной для всех категорий пользователей», – рассказал руководитель Ростуризма Олег Сафонов.

Напомним, в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2016 г. № 49-ФЗ, с 1 января 2018 года система, которая создается группой «Астерос» по заказу Ростуризма, должна быть запущена в промышленную эксплуатацию.

До этого момента работу сервисов и информационных страниц проверят сами туроператоры и турагенты. С учетом полученных замечаний пользователей специалисты «Астерос» проведут окончательную настройку сервисов. После запуска системы работать с ней будут как компании туррынка, так и туристы.

Сейчас же для представителей турбизнеса остаются открытыми несколько важных вопросов. Прежде всего, они касаются сохранности персональных данных, стоимости, которая будет указываться в электронной путевке, и будет ли она отражать агентскую комиссию. Принципиальный вопрос и о БСО – будет ли электронная путевка использоваться госорганами для фискального учета.

Какая-то окончательная определенность, скорее всего, появится уже к ноябрю.

Система «Электронная путевка» должна стать обязательной для туроператоров с января 2019 года. Соответствующие поправки в законодательство готовит Минкультуры

Минкультуры, которому подведомственно Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), начало разработку поправок в закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Уведомление об этом размещено на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Согласно действующей редакции закона, туроператоры с января 2018 года при заключении договоров с клиентами могут в добровольном порядке формировать в единой информационной системе электронные путевки. Минкультуры предлагает сделать такие электронные путевки обязательными. Это, как указано в уведомлении, «будет способствовать повышению прозрачности туристского рынка, защите интересов туристов, а в случае возникновения кризисной ситуации позволит оперативно установить параметры действующих путевок (количество туристов, страна (место) пребывания, сроки тура и т.д.)». По замыслу чиновников туроператоры не смогут игнорировать электронные путевки с января 2019 года.

В пресс-службе Минкультуры подтвердили, что совместно с Ростуризмом работают над поправками в закон «Об основах туристской деятельности в РФ».

Своевременная инициатива

Минкультуры инициировало изменение отраслевого законодательства на фоне «Натали Турс». Один из старейших туроператоров испытывает финансовые проблемы: у него накопились долги перед зарубежными партнерами, но компания до сих пор не объявила о приостановке своей деятельности, и это не позволяет пострадавшим клиентам получить положенные по закону компенсации. Неизвестно даже точное количество пострадавших клиентов «Натали Турс»: сам туроператор до сих пор не предоставил регулятору такую информацию.

О том, что электронные путевки должны стать обязательными, чиновники Ростуризма и Минкультуры заговорили еще в конце 2017 года. По замыслу Ростуризма система «Электронная путевка» позволит клиентам отслеживать по номеру заключенного договора статус тура: поступили ли деньги от агента оператору, выписан ли авиабилет и т.д.

Но даже в добровольном порядке система «Электронная путевка» в этом году не заработала. Минкультуры принять все необходимые для этого нормативные правовые акты. По состоянию на июль 2018 года пока так и не были утверждены два постановления правительства, которые позволили бы запустить «Электронную путевку» в промышленную эксплуатацию.

С 2015 года технической разработкой «Электронной путевки» занималась группа «Астерос». Ее представители утверждали, что к январю 2018 года система была полностью готова к запуску. На ее разработку Ростуризм потратил около 500 млн руб. Еще в 200 млн руб. в год оценивались сопровождение системы и ее дальнейшее развитие.

Туроператоры, которые тестировали «Электронную путевку», указывали на ее технические недостатки. Ни один из опрошенных РБК в конце 2017 года туроператоров не подтвердил, что готов полностью отказаться от заключения обычных договоров в пользу электронных путевок.

В марте этого года АО «Астерос», головная структура разработчика системы, подало заявление о . В июне с сайта Ростуризма исчез раздел «Электронная путевка», через который туроператоры могли войти в систему. Как раз к этому моменту истек срок, в течение которого «Астерос» должен был поддерживать систему.

Новым оператором системы станет АО «Национальные туристические системы», структура «Ростеха». Такое еще в мае дал президент Владимир Путин в ответ на совместное обращение госкорпорации и Ростуризма. Как уточняли тогда в ведомстве, в правительстве ведется работа по исполнению этого поручения. «Национальные туристические системы» еще не получили статус оператора проекта «Электронная путевка», уточнили в пресс-службе «Ростеха», добавив, что ожидают выхода соответствующего постановления правительства.

В России по состоянию на 24 июля 2018 года туроператорской деятельностью занимаются 4370 юрлиц, из них за границу могут отправлять клиентов 585 компаний, следует из данных Ростуризма.

При участии: Александра Посыпкина

Электронная путевка обеспечивает гарантии путешественникам на всех этапах покупки туристического продукта (пакетного тура) и на протяжении всей поездки.

Электронная путевка гарантирует выполнение туроператорами обязательств перед туристами. С помощью уникального номера путевки клиенты туроператоров смогут отслеживать статус своего тура онлайн. Все этапы оплаты и бронирования авиабилетов и отеля будут доступны в единой информационной системе «Электронная путевка».

Что такое «Электронная путевка»

«Электронная путевка» - это информационная система, в которую туроператоры будут вносить данные о бронировании и оплате туристического продукта (пакетного тура). По каждому туру в системе формируется документ с уникальным номером – электронная путевка. Ознакомиться со структурой и составом информации, хранимой в электронной путевке, можно в документе . В настоящее время проходят согласование нормативно-правовые акты, регламентирующие работу системы. После выхода данных нормативно-правовых актов состав информации, хранимой в системе, может быть скорректирован.

Проверить электронную путевку можно на официальном вебсайте «Ростуризма» по ссылке: Проверить электронную путевку .

Основные возможности системы «Электронная путевка»

Государственная информационная система «Электронная путевка» создается в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2016 г № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность». После подключения туроператоров к ИС «Электронная путевка», продажа всех пакетных туров будет регистрироваться в ИС «Электронная путевка». Реализация следующих функций системы обеспечит государственное регулирование туристической отрасли и государственные гарантии участникам рынка:

  • Присвоение уникального идентификационного номера каждой проданной путевке
  • Централизованный сбор и хранение данных о продаже туристического продукта (пакетного тура) на всей территории России
  • Оперативная проверка законности продажи тура
  • Формирование статистической отчетности, а также оперативных аналитических отчетов о деятельности и развитии отрасли
  • Контроль исполнения финансовых обязательств всех сторон, задействованных в приобретении и реализации туристического продукта
  • Оперативный государственный контроль деятельности участников туристического рынка

Часто задаваемые вопросы

Какие гарантии обеспечивает электронная путевка?

Электронная путевка гарантирует, что обязательства туроператора имеют финансовое обеспечение, достаточное для ведения туроператорской деятельности. С квитанцией электронной путевки можно будет обращаться в фонд персональной ответственности туроператора при Ассоциации «Турпомощь» в случае невыполнения туроператором своих обязательств.

В каких случаях регистрируется электронная путевка?

Электронная путевка регистрируется только при покупке турпродукта (пакетного тура) напрямую у туроператора или через турагентство.

Как узнать номер моей электронной путевки, и зачем он нужен?

Номер электронной путевки передаётся заказчику тура туроператором/турагентом, продавшим тур, после занесения сведений о туре в систему «Электронная путевка». По этому номеру турист сможет проверить статус и основные параметры своего тура. Также, этот номер потребуется туристу в случае обращения в фонд персональной ответственности туроператора при Ассоциации «Турпомощь».

В отрасли снова оживилась полемика на тему электронной путевки. Некоторые представители турфирм в соцсетях поздравляют коллег: проект (якобы) сорвался, можно работать спокойно. Такие выводы, очевидно, сделаны на основании недавней публикации в одном из туристических СМИ, автор которой резко, хотя и без конкретики, объявляет о провале электронной путевки. Но что в реальности происходит вокруг многострадальной IT-разработки?

Это нам не задавали!

Основная проблема, из-за которой сейчас застопорился проект ИС «Электронная путевка» , лежит, как ни странно, в административной сфере. Различные ведомства не могут договориться о том, каким должен быть набор функций системы.

В частности, со стороны аппарата вице-премьера Виталия Мутко прозвучало требование, что в электронной путевке должна быть информация о том, где в данный конкретный момент времени находится каждый турист.

А в Минкульте ожидают, что в системе будет отражено, перечислил ли туроператор средства зарубежным поставщикам за услуги, входящие в турпакет, или нет.

Между тем в техническом задании, которое получили разработчики электронной путевки в 2014 году, таких требований и не было. Система создавалась под другие цели и параметры.

Это всего лишь отдельные примеры. У многочисленных инстанций – Минтранса , Минсвязи , Центробанка и т. д. – есть разноречивые запросы и ожидания, не предусмотренные в первоначальном ТЗ и теперь совершенно неожиданные для авторов софта. И это одна из причин, почему затягивается подготовка нормативных актов, необходимых для внедрения электронной путевки, – а именно постановлений правительства и нескольких приказов Минкульта. Проекты этих документов в 2017 году долго согласовывались по ведомствам, перерабатывались, дополнялись и в декабре пошли-таки на утверждение в правительство. Но после рассмотрения не были одобрены и во второй половине января вернулись в Ростуризм и Минкультуры на доработку.

Еще есть проблема с финансами. Минфин категорически против того, чтобы обслуживание системы шло за счет государства, денег в бюджете на такие нужды не предусмотрено. Значит, электронная путевка должна быть платной для пользователей. Но на это уже возражает Минэкономразвития : нельзя создавать дополнительную нагрузку на бизнес.

Ситуацию вокруг проекта можно охарактеризовать как административный клинч. Тем не менее есть политическая воля довести проект до ума. Или хотя бы до внедрения. Неделю назад замминистра культуры Алла Манилова дала Ростуризму поручение подготовить список действий, необходимых для запуска электронной путевки в короткий срок.

Что же для этого требуется сделать? «Сократить функционал системы, вернуться к тому, что было указано в изначальном техническом задании, – говорит , гендиректор , глава IT-комитета при «Турпомощи» . – Давайте вспомним новеллу, заложенную в отраслевом законе (ФЗ 49): там речь идет об электронной записи в ИС «Электронная путевка» о совершенных сделках по продаже турпродукта. Если исходить из этого, то систему можно запустить уже в 2018 году, хоть и не в обязательном формате и после ряда доработок».

Давайте по порядку

Кстати, перечитать закон – хорошее предложение. , учредитель юридического агентства , обращает наше внимание: если следовать обновленному ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», то сначала надо внедрять в отрасли электронный документооборот и только потом – единую государственную систему «Электронная путевка». «Только договор, заключенный в электронной форме, подлежит учету в этой системе, но такой практики на рынке нет, – отмечает г-н Мохов. – Многие думают, что, принимая публичную оферту на сайте туроператора и выставляя галочку в поле «согласен», они заключают электронный договор. Но это не так. Я имею в виду электронные сделки и договоры, подписанные электронной цифровой подписью, которые принимаются налоговыми органами для финансовой отчетности и судами в качестве подтверждения заключенных сделок. Такой порядок установлен Законом об электронной подписи и служит для признания юридической значимости договоров».

Для полноценного перехода на электронный документооборот требуются специальные программные продукты, позволяющие применять электронную цифровую подпись. Это подразумевает определенные затраты: для обычного турагентства – порядка 25–30 тыс. руб. на рабочее место, а для крупного туроператора – до миллиона рублей. Поэтому необходимо дать бизнесу как минимум год-два на модернизацию, говорит Георгий Мохов, и только после этого внедрять электронную путевку. Но без всяких экзотических нагромождений, а с одной первоначально заявленной функцией – аккумулировать данные о сделках по продаже турпакетов. Для автоматизации деятельности Ростуризма по сверке объемов финансового обеспечения туроператоров с их реальными масштабами деятельности. Всё.

И лишь на следующем этапе – после внедрения полноценного электронного документооборота в масштабах отрасли, массового перехода от «бумажных» договоров к цифровым, после интеграции турфирм с информационной системой «Электронная путевка» – можно сделать эту систему обязательной. Года через три.

Таковы мнения наблюдателей. К чему в итоге придут министерства и ведомства – посмотрим. В любом случае не стоит бросаться громкими словами насчет «провала» и рассчитывать, что проект, на который уже потрачены сотни миллионов рублей из госбюджета, так просто отправят на свалку истории.