Таможенное оформление грузов. Таможенное оформление груза и товара. Профессиональные ресурсы «ИнтерСити Логистикс»

Для целей проведения таможенных операций с товарами Клиентов наша компания включена в Реестр таможенных представителей – Свидетельство № 0599/01 от 14.01.2016.

Все грузы (товары), перемещаемые через таможенные границы подлежат таможенному контролю таможенными органами и таможенному оформлению. Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, регламентируется таможенным законодательством Российской Федерации и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Наша компания много лет специализируется на таможенном оформлении и доставке грузов любого типа и объема, и предлагает полный комплекс сервисов в данной отрасли коммерческим и государственным предприятиям, ведущим внешнеторговую деятельность, а так же консультации в сфере таможенного законодательства и внешнеэкономической деятельности.

Мы предлагаем услуги по таможенному оформлению имея локальные офисы в Москве и Санкт-Петербурге, а так же готовы обеспечить удаленное таможенное декларирование на всей территории России т.к. имеем своих представителей во всех крупных городах России.

Суть и функции

Таможенное оформление экспортируемых или импортируемых товаров влечет за собой обязанность грузоотправителя и/или грузополучателя соблюдать запреты и ограничения, выполнять нормы и правила государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), установленные для контроля грузооборота и предусматривает:

  • Изучение и проверку договоров поставки (контрактов);
  • Проверку товаросопроводительной документации – счетов (инвойсов), упаковочных листов, транспортных документов на соответствие условиям договора.
  • Подготовку, проверку и оформление, комплекта документов и таможенной декларации на товары и транспортные средства для их декларирования в таможенных органах;
  • Соблюдение мер тарифного и нетарифного государственного регулирования ВЭД;
  • Оформление разрешительных документов (сертификатов и деклараций соответствия, санитарно-эпидемиологических заключений, свидетельств о пожарной безопасности, лицензий и т.д. и т.п.), необходимых для ввоза или вывоза товаров;
  • Получение предварительных классификационных решений;
  • Классификацию товаров в соответствии с кодами товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) с целью определения величины таможенной пошлины, запретов и ограничений, величины и применимости таможенных пошлин и налогов (НДС и акциз);
  • Определение таможенной стоимости товаров;
  • Проведение таможенных осмотров и досмотров товаров и транспортных средств;
  • Расчёт, необходимых к уплате таможенных платежей (пошлины, налогов и сборов);
  • Организацию и обеспечение временного хранения товаров и транспортных средств в зонах таможенного контроля (СВХ, экспортные склады и другие ЗТК).

Таможенные процедуры

В зависимости от цели и вида внешнеторговой сделки определяется необходимая таможенная процедура, в соответствии с которой товар декларируется. Мы оформляем товары по следующими таможенными процедурами:

  • Таможенный транзит;
  • Выпуск для внутреннего потребления (импорт);
  • Экспорт;
  • Реимпорт / Реэкспорт;
  • Временный ввоз / Временный вывоз;
  • Переработка на таможенной территории / Переработка вне таможенной территории;
  • Уничтожение;
  • Таможенный склад.

Как происходит таможенное оформление грузов

Клиент, в разумное время до поставки товаров, предоставляет на проверку договор (контракт) на поставку товаров, техническую документацию на товары, финансовые документы на поставку с целью определения нашими специалистами возможных рисков, связанных с запретами и ограничениями при перемещении товаров через таможенную границу, классификации товаров по ТН ВЭД, определения таможенной стоимости и предварительного расчета, необходимых к уплате таможенных платежей.

При выявление запретов и/или ограничений на ввоз/вывоз товаров наши специалисты извещают Клиента о необходимости получения (предоставления) разрешительных документов (лицензий, сертификатов, свидетельств и т.д. и т.п.) и при необходимости оказывают услуги по содействию или самостоятельному получению необходимых документов.

После проверки и подготовки полного комплекта документов, документы формализуются в электронном виде и формируется таможенная декларация на товары. Далее ожидаем готовность груза к поставке.

При ввозе на таможенную территорию – по готовности груза к поставке и/или отгрузке, запрашиваем у поставщика копии всех товаросопроводительных документов и производим дополнительную проверку товаросопроводительных документов на соответствие условиям договора. В случаях выявления критичных несоответствий (в количестве, стоимости, номенклатурных номерах (part number), весе) останавливаем поставку на территории иностранного государства на наших складах или складах партнеров с целью приведения документов и/или товаров в соответствие с условиями договора. Если товар поступил на таможенную территорию с вышеперечисленными несоответствиями, всеми силами и возможностями оказываем содействие Клиенту в решение любых вопросов.

При вывозе с таможенной территории – запрашиваем у грузоотправителя товаросопроводительные документы и производим их финальную проверку.

После поступление груза в зону таможенного контроля, при необходимости производим предварительный таможенный осмотр товаров и начинаем их таможенное декларирование.

Таможенный орган после принятия декларации на товары производит ее проверку и контроль на предмет: достоверности заявленных сведений о товарах, их описания, классификации по ТН ВЭД, соблюдения мер тарифного и нетарифного регулирования (запретов и ограничений на товары) и предоставления необходимой разрешительной документации, правильности расчета таможенной стоимости, валютный контроль, взимает уплату таможенных платежей (таможенный сбор, пошлина, НДС, акциз), при возникновении рисков производит таможенный досмотр. После завершения всех проверок, декларация выпускается, и товар выдается из зоны таможенного контроля для дальнейшей доставки грузополучателю.

Преимущества обращения в «Белуга Проджектс Лоджистик»

Наша компания предоставляет как отдельно, так и в комплексе услуги таможенного оформления и перевозки грузов на выгодных условиях. Наша компания благодаря большому опыту сможет выполнить работу оперативно и по доступным ценам.

При перевозке грузов за заграницу мы уделяем должное внимание вопросам правильности и достоверности таможенного оформления. Таможенное законодательство в настоящее время претерпевает множество изменений, соответственно обратить внимание на все детали может только профессионал, который имеет в данной сфере большой практический опыт работы. Поэтому, мы не рекомендуем, без должного опыта самостоятельно заниматься таможенным оформлением.

Сегодня все большее количество участников ВЭД, ценящих свое время, обращаются к услугам по таможенному оформлению грузов, предлагаемым ведущими компаниями в соответствующем сегменте рынка. Немаловажным фактором выбора партнера в этом вопросе является качество и стоимость услуг таможенного оформления. Для того, чтобы понять, сколько стоит таможенное оформление груза в действительности, следует учитывать, какие функции берет на себя компания-подрядчик.

Мы предлагаем доступный уровень цен, отличное качество услуг по перевозке грузов и таможенному оформлению, а также предоставим каждому нашему Клиенту необходимые гарантии качества. Обращаясь к нам, можно быть уверенным в том, что таможенные операции и перевозка будет выполнена нами оперативно, качественно и по доступным ценам. Вне зависимости от характера груза и особенностей его перевозки, мы сможем справиться с такой работой, избавив Клиента от каких-либо сложностей с транспортировкой и таможенным оформлением.

Работы по таможенному оформлению товаров выполняются профессиональными специалистами в области таможенного дела, имеющими аттестаты и практический опыт работы. Именно знание законодательства и опыт работы позволяет нашим специалистам правильно определить особенности каждого конкретного заказа.

Стоимость услуг таможенного оформления

При выполнении международных перевозок неизменно требуется обращаться в компании, которые предлагают таможенное оформление грузов. Мы выполним такую работу по выгодной цене, гарантируя качество проведенной работы по таможенной очистке грузов, что позволит сократить затраты каждого Клиента.

Мы предлагаем бесплатные консультации, поэтому ещё до непосредственного заключения договора с нами, Клиент будет точно знать, сколько времени потребует такая работа, и какова её стоимость в нашей компании.

Стоимость услуг таможенного оформления нашей компанией не слишком высока, сочетается с оперативностью и качеством выполняемой работы. Стоимость услуг таможенного оформления для каждого Клиента рассчитывается индивидуально в зависимости от особенностей перевозимых товаров.

Документально-правовая поддержка

Наша компания готова оказать услуги по получению разрешительной, классификационной и иной документации, необходимой для ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС или вывоза с таможенной территории ЕАЭС как самостоятельно так совместно с Клиентом в зависимости от ситуации и правовых норм.

Виды разрешительной документации: лицензии, сертификаты, заключения, справки и иные документы государственных органов исполнительной власти или иных учреждений, непосредственно наделенных правами участия в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности. А также документы, выдаваемые таможенными органами: предварительные классификационные решения, определяющие код ТН ВЭД товара, разрешения таможенных органов на ввоз одного товара раздельными партиями в течение длительного периода времени, разрешения на переработку на/вне таможенной территории.

Каждый Клиент (участник ВЭД) должен понимать и знать, что вышеперечисленные документы не могут быть получены от лица нашей компании, поэтому мы оказываем подготовку всей необходимой документации, оказываем поддержку на всех этапах ее получения, либо работаем по доверенности Клиента.

Таможенное оформление (применяются альтернативные названия: растаможка, декларирование, таможенная очистка) не имеет точно определенного законодательством термина. Это совокупность процедур, которые производятся при импорте и экспорте товаров и грузов.

Таможенное оформление является неотъемлемой составляющей внешнеэкономической деятельности. Доверив услуги растаможки груза или товара профессиональному представителю (брокеру), Вы получите поставку наиболее оперативно, оптимизируете расходы, избавите себя от прохождения бюрократических процедур и изучения нюансов законодательства.

Для чего необходимо таможенное оформление

Оформление грузов и товаров представляет собой контроль над перемещением товаров через границу Российской Федерации. Их основные задачи:

  • определение классификации и состава грузового отправления для разрешения или запрета ввоза/вывоза;
  • документальное оформление груза (товарной партии);
  • проверка количественного и качественного соответствия.

Порядок таможенного оформления

Это определенные правила и действия, по которым осуществляется оформление груза на таможне. Организация таможенного оформления зависит от нескольких факторов, среди которых:

  • вид товара;
  • цель его импорта в страну;
  • вид транспорта, посредством которого производится процедура ввоза;
  • категории лиц, ввозящих товар.

Порядок действий участников ВЭД при таможенном оформлении имеет строгую последовательность и регламентирован нормами Таможенного кодекса ЕАЭС, решениями законодательных органов (ТС), федеральными законами Российской Федерации и приказами ФТС России. Таможенное оформление осуществляется в рамках одной из 17 таможенных процедур (режимов), предусмотренных законодательством. Право выбора процедуры принадлежит декларанту – собственнику, путем подачи декларации таможенному органу в пункте таможенного оформления. Ему необходимо зарегистрироваться на таможне, предоставить товаросопроводительные документы на товар и пройти процедуру оформления.

Чтобы правильно определить порядок таможенного оформления и не допустить ошибок при проведении таможенного оформления импорта, следует досконально знать не только таможенное законодательство, но и систематически отслеживать все изменения в правовых актах.

Терминология таможенных процедур

Таможенный брокер (представитель) - это компания (юридическое лицо) предоставляющая услуги таможенного оформления грузов клиента в таможне на основании брокерского договора!

Декларант - это лицо декларирующее товары, перемещаемые участниками ВЭД (физическими и юридическими лицами). Согласно законодательства ЕврАзЭС.

«Растаможка», «растаможивание» или «растамаживание» - является профессиональным жаргоном, но тем не менее оно прочно вошло в жизнь людей, чья деятельность так или иначе связана с международными грузоперевозками. Подразумевает - таможенную очистку с уплатой необходимых платежей при ввозе.

«Затаможка» - также является сленгом и необходима для выпуска товаров с целью последующего вывоза за рубеж.

Оформление импорта - является одним из основных направлений при международных перевозках и является синонимом «растаможки».

Оформление экспорта - это комплекс процедур, по подаче и выпуску экспортной декларации для дальнейшей отправки груза грузополучателю.

Стоимость услуг и сроки

Ценообразование на услуги таможенного оформления в Москве в нашей компании является минимальным и обсуждается индивидуально!

Вы имеете возможность обратиться к нашему специалисту для предварительной бесплатной консультации онлайн, почте или по телефону. Мы рассчитаем все необходимые расходы для прохождения таможни без проблем.

Гарантия низких цен на услуги - ключевая концепция компании «ДЕ-КА ТРАНС». Мы стараемся максимально оптимизировать расходы.

Минимальные сроки таможенного оформления (от 1 дня) - обоюдовыгодное условие для нас и наших клиентов. Терять время не выгодно для вас и для нас. Мы гарантируем быстрое прохождение всех таможенных процедур и этапов таможенного оформления.

Стоимость таможенного оформления
Консультации по таможенному оформлению бесплатно
Таможенное оформление грузов из Китая от 4000 руб.
Таможенное оформление грузов из Индии от 6000 руб.
Таможенное оформление грузов из Германии от 7000 руб.
Таможенное оформление грузов из Италии от 7000 руб.
Таможенное оформление оборудования от 9000 руб.
Таможенное оформление акцизных товаров от 12000 руб.
Таможенное оформление опасных грузов от 12000 руб.
Таможенное оформление пиломатериалов от 3000 руб.
Таможенное оформление фитосанитарных грузов от 8000 руб.
Таможенное оформление товаров/грузов в Москве от 16000 руб.
Стоимость таможенного оформления в Брянске до 8 товаров экспорт/импорт от 4 000/7 000 руб.
Услуги таможенного брокера в Москве от 9 000/16 000 руб.
Стоимость таможенного оформления в Москве экспорт/импорт от 9 000/16 000 руб.
Стоимость таможенного оформления в Санкт Петербурге экспорт/импорт 9 000/17 000 руб.
Стоимость таможенного оформления в Смоленске экспорт/импорт от 6 000/14 000 руб.
Совершение таможенных операций и других функций в области таможенного дела по запросу
Таможенное оформление (очистка) одной партии товара в режиме реэкспорт от 25 000 руб.
Таможенная очистка грузов из Китая - одна партия товара в режиме реимпорт от 20 000 руб.
Таможенное оформление одной партии товара в режиме временный ввоз/временный вывоз за печатью клиента от 30 000 руб.
Заполнение ДТ, добавочный лист После 8-го товара от 300 руб. за каждый последующий товар
Сопровождение при ведении операций по таможенному досмотру одной партии товара с/без использования фото- и видеотехники от 1 000 руб. одна партия товара
Отбор проб и образцов, подлежащих декларированию, доставка в соответствующие организации от 5000 руб.
Продление таможенного режима временного ввоза/вывоза одной партии товара от 7 000 руб.
Получение сертификатов на партию товара от 3 000 руб.
Получение заключения ТПП на б/у оборудование (без оценки стоимости) от 5 000 руб.
Получение класса решений, разрешений и заключений Федеральных Органов (ФСБ, ФТС, Минкультуры и т.д.) по согласованию
Подготовка технического описания оборудования для представления в таможенные органы от 1 000 руб.
Выдача комплексной справки по товару (код ТНВЭД, ставки платежей, нетарифное регулирование) от 3 000 руб.
Оформление КАРНЕТА АТА 7 000 руб./книжка
Помощь в получении Электронной цифровой печати (ЭЦП) 3 000 руб.
Подготовка обращения в ФТС России для получения классификационного соответсвии со статьей 107 ФЗ № 311 от 27.11.2010 20 000 eвро
Представление интересов заказчика в таможенных органах без подачи декларации 3 000 руб.
Изготовления разрешительной документации на товар заказчика (без учета стоимости разрешительной документации) 1 000 руб.
Предварительный осмотр груза и сопроводительной документации, с целью предупреждения проблем в ходе непосредственного таможенного досмотра 2 000 руб.
Действует гибкая система скидок по согласованию.

Преимущества профессионального таможенного оформления от компании «ДЕ-КА Транс»

  • очистка любых видов грузов;
  • точный подбор кода ТН ВЭД;
  • услуги по оформлению в любых таможенных процедурах;
  • ответственность компании «ДЕ-КА Транс» перед заказчиком, которая подкрепляется наличием действительной лицензии таможенного брокера;
  • квалифицированный персонал с опытом работы в таможенной сфере свыше 5 лет;
  • персональный менеджер, сопровождение груза на всех этапах, оперативное разрешение проблем.

Таможенное оформление — разновидность таможенных процедур, т.е. совокупность положений, закрепляющих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей. Основная цель таможенного оформления заключается в необходимости определить для товаров и транспортных средств таможенный режим или иную таможенную процедуру либо завершить их действие.

В ходе производства таможенного оформления в отношении товаров и транспортных средств таможенными органами и лицами совершаются отдельные действия, получившие название таможенных операций (п. 20 ч. 1 ст. 11 ТК РФ). Таможенное оформление как деятельность представляет собой совокупность таможенных операций, направленных на определение статуса товара для таможенных целей. Участниками таможенного оформления традиционно выступают декларант (ст. 126 ТК РФ) и таможенные органы. Они относятся к числу обязательных субъектов таможенного оформления.

Декларант — это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подп. 15 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Согласно пункту 1 ст. 124 ТК РФ от имени декларанта может выступать таможенный брокер .

Согласно части 2 ст. 126 ТК РФ обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров несут:

Российские лица, заключившие внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена;

Если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом;

Лица, имеющие право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации;

Иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) с ТК РФ для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем (например, экспедиторы, действующие на основании договора (ч. 4 ст. 93 ТК РФ).

Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу (ст. 126 ТК РФ):

Физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

Иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 25 ТК РФ;

Иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;


Иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита;

Иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо.

Таможенный орган и декларант совершают с товарами и транспортными средствами таможенные операции : например, сотрудник таможенного органа регистрирует прибытие транспортного средства, декларант участвует при перегрузке товара и т.д.

В целях осуществления таможенных операций в ходе таможенного оформления в таможенных органах созданы специальные подразделения.

В таможенных операциях, предшествующих декларированию товаров или осуществляемых одновременно с ним, могут принимать участие перевозчики (в том числе таможенные), экспедиторы , а также владельцы складов временного хранения .

В целях ускорения таможенного оформления и осуществления контрольных мероприятий таможенным органам могут оказывать содействие лица, не являющиеся участниками таможенных правоотношений . Так, администрация пункта пропуска через Государственную границу РФ (начальник аэропорта, аэродрома, морского, речного порта, железнодорожного вокзала, станции) предварительно уведомляет таможенные органы о месте и времени прибытия транспортных средств в пункт пропуска через Государственную границу России (ст. 71 ТК РФ).

Принципы и правила таможенного оформления закреплены законодательно или следуют из логики построения норм Таможенного кодекса и правоприменительной деятельности таможенных органов.

Общеотраслевой принцип законности в таможенном оформлении проявляется в том, что основные права и обязанности таможенного органа и декларанта, правила действия рассматриваемой таможенной процедуры закреплены в вышеназванном Кодексе.

Принцип оперативности проявляется в том, что: во-первых, для каждой стадии таможенного оформления Таможенный кодекс РФ установил разумно-краткие сроки. Например, срок подачи декларации, срок выпуска товаров. Обязательство по соблюдению процедурных сроков возлагается не только на декларанта, но и на таможенные органы; во-вторых, в большинстве случаев таможенное оформление осуществляется по правилу «одного окна»: проверка документов и сведений, досмотр товара в целях его выпуска осуществляется в месте расположения таможенного органа, принявшего таможенную декларацию.

Порядок осуществления таможенного оформления в конечном итоге производен от ряда показателей:

Правового статуса декларанта (физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица);

Вида товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу;

Способа перемещения товаров;

Предназначения товаров.

Так проявляется принцип дифференцированного подхода в таможенном оформлении.

Важным началом таможенного оформления является принцип взаимодействия таможенного органа и декларанта. Он проявляется в том, что указанные субъекты направляют совместные, предусмотренные законом усилия для присвоения перемещаемому товару таможенного режима.

По общему правилу таможенное оформление осуществляется на русском языке. Это правило имеет исключения. Так, при перемещении товаров физическими лицами для личных целей допускается производство таможенного оформления на иностранном языке, при условии, что им владеет сотрудник таможенного органа. В случае представления документов на иностранном языке требуется их официальный перевод.

Порядок производства таможенного оформления. Производство таможенного оформления товаров и транспортных средств как правоприменительная деятельность возлагается на таможенные органы.

Место таможенного оформления . Традиционно таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов (ст. 62 ТК РФ). По мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица с письменного разрешения начальника соответствующего таможенного органа либо лица, им уполномоченного, отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов.

Действие таможенного оформления во времени . При ввозе товаров таможенное оформление начинается в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов на товары и транспортные средства. При перемещении товаров физическими лицами для личных нужд таможенное оформление начинается в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

В случае вывоза товаров начало производства таможенного оформления связывают с моментом представления таможенной декларации, либо устного заявления или совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление при перемещении товаров физическими лицами в упрощенном порядке.

Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в целях:

Применения к товарам таможенных процедур;

Помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока;

Исчисления и взимания таможенных платежей.

Таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию нашей страны или их вывоза, если товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами России (ст. 66 ТК РФ).

В некоторых случаях для осуществления отдельных таможенных операций заинтересованное в их осуществлении лицо обязано обратиться в таможенный орган для получения разрешения на их совершение (ст. 61 ТК РФ). При производстве таможенного оформления заинтересованные в перемещении товаров лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения , необходимые для таможенного оформления. Таможенные органы вправе требовать представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства России и представление которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом.

Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются ФТС России. Поскольку порядок таможенного оформления зависит от разных факторов, Таможенный кодекс предусматривает первоочередной порядок таможенного оформления для некоторых категорий товаров, а также возможность использования специальных упрощенных процедур добросовестными участниками внешнеторговой деятельности.

Так, первоочередной и упрощенный порядок таможенного оформления распространяется на перемещаемые через таможенную границу страны товары в целях оказания гуманитарной и технической помощи, скоропортящиеся товары, живых животных, радиоактивные материалы, международные почтовые отправления и экспресс-грузы, сообщения и иные материалы для средств массовой информации и другие подобные товары.

Добросовестные участники ВЭД, отвечающие требованиям статьи 68 ТК РФ, вправе пользоваться специальными упрощенными процедурами : осуществлять периодическое декларирование товаров (ст. 136 ТК РФ), рассчитывать на выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров (ст. 150 ТК РФ), либо проведение таможенного оформления на объектах таких лиц, хранение товаров на своих складах, применять другие упрощенные процедуры. Заявление о специальных упрощенных процедурах рассматривается таможенным органом по месту нахождения юридического лица.

Заявитель должен представить обязательство в письменной форме о согласии вести систему учета своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров, а также о согласии обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к указанной системе учета. Пользование специальными упрощенными процедурами не освобождает заинтересованное лицо от соблюдения установленных в Таможенном кодексе требований в части уплаты таможенных платежей, соблюдения режимных правил и мер нетарифного регулирования.

Стадии таможенного оформления. Совокупность таможенных операций и процедур, организованных последовательно, образуют стадии таможенного оформления. В науке принято различать предварительные таможенные операции и процедуры, предшествующие основному таможенномуоформлению, основное таможенное оформление, таможенные операции после производства таможенного оформления.

К предварительным таможенным операциям и процедурам, предшествующим основному таможенному оформлению, относятся:

Осуществляемые до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (например, получение разрешения на пользование специальными упрощенными процедурами);

Предшествующие подаче таможенной декларации (например, прибытие товаров на таможенную территорию России, получение свидетельства о допущении транспортного средства (ч. 4 ст. 84 ТК РФ), помещение товара под процедуру внутреннего таможенного транзита (гл. 10 ТК РФ), на временное хранение (гл. 12 ТК РФ).

Отдельные предварительные операции при ввозе товаров могут осуществляться как до их прибытия на таможенную территорию России, так и после, но до завершения внутреннего таможенного транзита и начала производства основного таможенного оформления. Например, заинтересованное в таможенном оформлении товара лицо, подает в таможенный орган заявление о принятии предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД1, о стране происхождения товаров (ст. 41-44 ТК РФ); предъявляет предварительную декларацию (ст. 130 ТК РФ).

Предварительная декларация — это таможенная декларация, которая может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию России или до завершения внутреннего таможенного транзита. Если товары не предъявлены в таможенный орган, принявший таможенную декларацию в течение 15 дней со дня ее принятия, таможенная декларация считается неподанной. Предварительное декларирование предусматривает возможность подавать копии документов, подтверждающие заявленные сведения, которые подлежат проверке по прибытии товара. В ходе подготовки к основному таможенному оформлению декларант может внести платежи авансом либо обеспечить их уплату денежным залогом.

Основное таможенное оформление образуют такие обязательные стадии, как декларирование товаров и транспортных средств и их выпуск в соответствии с заявленным таможенным режимом или иной таможенной процедурой.

По завершении основного таможенного оформления могут осуществляться различные операции:

Таможенные операции, направленные на обеспечение соблюдения правил таможенного режима или завершения его действия (например, внутренний таможенный транзит в целях доставки иностранного товара с места производства основного таможенного оформления на таможенный склад или вывоз товара с территории таможенного склада; убытие экспортируемого товара с таможенной территории России (гл. 13 ТК РФ);

Операции, связанные с соблюдением установленных ограничений в случае условного выпуска товаров (например, предъявление лицензии на товар, выпущенный в свободное обращение условно).

Производство таможенного оформления в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории России, осуществляется по схеме: «подача таможенной декларации» → «выпуск товара в соответствии с заявленным режимом» → «убытие товара с таможенной территории России».

ГТД - официальный документ, составляемый по установленной форме и используемый для выполнения таможенных формальностей при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации и при изменении таможенного режима, под который помещались товары. Форма ГТД, которая была введена в практику таможенного оформления товаров в России с 1 апреля 1989 г., совпадает с формой ЕАД - Единого административного документа, используемого на территории стран Европейского союза. Формы бланков ГТД неоднократно менялись. В настоящее время применяются формы бланков ГТД, утвержденные Приказом ФТС России от 3 августа 2006 г. N 724.

Заполнение граф и разделов ГТД производится в соответствии с Инструкцией определяющей порядок заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом ФТС России от 4 сентября 2007 года N 1057.

Сведения в ГТД заносятся декларантом (если декларант - физическое лицо) или уполномоченным лицом декларанта (если декларант - юридическое лицо) либо специалистом по таможенному оформлению таможенного брокера (если декларант пользуется услугами таможенного брокера). Для заполнения соответствующих граф ГТД, для которых необходимо использование классификаторов, указанные лица должны пользоваться приложениями к Приказу ФТС России от 21 августа 2007 г. N 1003 "О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей", а также Общероссийским классификатором стран мира, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 14 декабря 2001 г. N 529-ст, и Общероссийским классификатором валют, вступившим в силу с принятием Постановления Госстандарта России от 25 декабря 2000 г. N 405-ст.

На каждую партию товаров заполняется одна ГТД, в случае когда в отношении таких товаров устанавливается один и тот же таможенный режим. В случае когда товары подлежат помещению под разные таможенные режимы, необходимо заполнить такое количество ГТД, которое будет соответствать количеству указанных режимов.

В процессе декларирования товаров с использованием лишь основного листа (ТД-1 или ТД-3) в ГТД могут быть указаны сведения о товарах одного товарного наименования, вида и марки, классифицируемых одним десятизначным кодом в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТН ВЭД России), местом происхождения которых является одна страна либо в случае, если страна происхождения таких товаров неизвестна, облагаются одинаковыми таможенными платежами и заявлены в один таможенный режим.

Оба вида добавочных листов (ТД-2 или ТД-4) дают возможность дополнительно декларировать товары еще трех номенклатурных наименований, видов и марок, каждые из которых классифицируются одним десятизначным кодом соответствим ТН ВЭД России, происходят из одной страны либо страна их происхождения этих товаров неизвестна, подлежат обложению одинаковыми таможенными платежами. Количество добавочных листов к одной ГТД не ограничено. Добавочные листы являются неотъемлемой частью ГТД. Если при использовании листов ТД-2 и ТД-4 остаются незаполненные графы, предназначенные для декларирования одного наименования товара, то эти графы должны быть перечеркнуты.

В грузовой таможенной декларации можно выделить несколько информационных блоков, или разделов, ГТД:

а) общая характеристика поставки (графы 1, 3 - 6): в этих графах заявляются сведения о таможенном режиме, о количестве товаров и грузовых мест;

б) лица, участвующие в таможенном оформлении (графы 2, 8, 9, 14, 54): здесь заявляются сведения об отправителе, получателе товаров, лице, ответственном за финансовое урегулирование (контрактодержателе), а также декларанте и лице, заполнившим ГТД;

в) географический блок (графы 11, 15 - 17а, 34): этот блок отражает коды торгующей страны, страны отправления и страны происхождения товаров при ввозе товаров в Россию, страны назначения - при вывозе товаров из России;

г) транспортный блок (графы 18, 19, 21, 25, 26): указывается информация о транспортных средствах, на которых перевозились товары, об использовании контейнерных перевозок;

д) финансовый блок (графы 12, 20, 22 - 24, 28, 47, 48): заявляются сведения об общей таможенной стоимости товаров, декларируемых в одной ГТД; об условиях поставки; о коде и курсе валюты; банковские сведения о лице, ответственном за финансовое урегулирование; сведения об исчислении таможенных платежей;

е) характеристика каждого товара в партиях дается в графах с 31 по 46: в этих графах указываются наименование товара; его упаковка; количество контейнеров; серия, номера и количество акцизных марок и т.д.; десятизначный код товара по ТН ВЭД России; вес нетто и брутто товара; код льготы по уплате таможенных платежей; остаток квоты, если в отношении товаров законодательно установлены количественные или стоимостные ограничения в случае ввоза; наименование и номер последнего оформленного таможенного документа, принятого таможенным органом в установленном порядке в результате помещения товаров под предшествующую подаче ГТД таможенную процедуру; количество товара в дополнительной единице измерения и код дополнительный единицы измерения; фактурная, таможенная и статистическая стоимости товаров.

Особое значение имеет графа 44 ГТД, в которой содержится перечень сведений и документов, необходимых для таможенного оформления каждого товара. Сюда относятся: номер и дата выдачи лицензии, если товар попадает под меры нетарифного регулирования; номер транспортного (перевозочного) документа; номер и дата заключения договора международной купли-продажи (мены) или иного договора или контракта, заключенного с целью совершения внешнеэкономической торговой сделки; номера и даты счетов на оплату и поставку товаров; номер и дата выдачи разрешения таможенного органа о классификации товара соответствующего нормам ТН ВЭД России; номера и даты выдачи необходимых разрешительных документов (сертификатов, разрешений и др.); номер и дата сертификата о происхождении товаров; номера и даты составления иных документов.

Предоставление документов

Кроме подачи таможенной декларации в уполномоченный таможенный орган необходимо предоставить документы, подтверждающие заявленные в декларации сведения. Основные документы, представляемые при декларировании товаров, предусмотрены п. 2 ст. 131 ТК РФ. В ст. 63 ТК РФ сформулирована обязанность лиц, участвующих в процедуре таможенного оформления, представлять таможенным органам необходимые для таможенного оформления документы и сведения. Перечни таких документов и сведений устанавливаются ФТС России. К настоящему времени ФТС России провела определенную систематизацию документов, необходимых для таможенного оформления, приняв Приказ от 25 апреля 2007 г. N 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом". Данный нормативный акт не содержит полного перечня необходимых документов, в связи с чем требуется поиск иных нормативных актов ФТС России, соблюдение предписаний которых обязательно для лиц, участвующих в процедуре таможенного оформления.

При предъявлении копий документов, необходимых для таможенного оформления, таможенный орган вправе осуществить проверку на соответствие копий документов поступившим оригиналам. В этом должностслучае ное лицо таможенного органа, проводящее процедуру таможенного оформления, на предоставленных копиях документов проставляет запись "Сверено с оригиналом", подписывает и заверяет оттиском личной номерной печати, после чего оригиналы документов возвращает декларанту.

В соответствии со ст. 367 ТК РФ таможенные органы могут направить декларанту или иному лицу, участвующему в процедуре таможенного оформления, мотивированный запрос о предоставлении дополнительных документов и сведений с целью сверки информации, которая содержится в поступившей таможенной декларации и других таможенных документах.

В целом таможенное оформление включает в себя различные таможенные операции и таможенные процедуры, направленные на юридическое оформление перемещения товаров, а так же транспортных средств через таможенную границу и установление их статуса для таможенных целей. Процедура таможенного оформления производится в соответствии с общими правилами, установленными ТК РФ. Данные правила конкретизируются многочисленными нормативными правовыми актами ФТС России. Хотелось бы обратить внимание не только на значительное число приказов ФТС России, регламентирующих всевозможные тонкости и особенности производства таможенного оформления, но и на нестабильность таких актов. Это создает сложности для участников внешнеэкономической деятельности, обязанных действовать в соответствии с предписаниями ФТС России.

Данная статья рассмотрит вопрос таможенного оформления на территории Российской Федерации. Необходимые стадии процедуры, нормативные акты, сопровождающие процесс и прочие моменты, касающиеся взаимодействия различных сторон при прибытии чего-либо на территорию государства через границы с целью получения коммерческой прибыли.

Вопрос возникает с прибытием продукции, изделий, имущества и прочего через географические границы страны. Порядки проведения и ответственность сторон устанавливается статьями регламентирующих документов. Основным же является Таможенный Кодекс (далее – Кодекс). Непосредственный процесс оформления как таковой представляет собой все действия, проводимые в отношении предметов, необходимых к проверке и декларированию. Период нахождения в режиме таможенного контроля заканчивается, как только оформляются все необходимые документы.

Теми, кто официально участвует в проведении, считаются:

  • лицо, являющееся непосредственным владельцем предмета оформления, то есть – декларант;
  • посредник, нанятый декларантом – таможенный брокер;
  • перевозчик непосредственный, либо таможенный, нанятый владельцем товара;
  • орган, осуществляющий досмотр, проверку, пропускающий декларируемое имущество или задерживающий его.

Сам процесс разделяется на этапы, каждый из которых является обязательной частью процедуры. Исходя из регламентных документов, в нашей стране предусмотрена следующая градация процесса проверки и контроля на стадии:

  1. Начало процесса – прибытие на место проверки и контроля;
  2. перемещение по территории;
  3. хранение;
  4. декларирование;
  5. выпуск;
  6. переезд с территории проверки, завершение процесса.

Каждая из стадий обусловлена типом декларируемого товара, его статусом. Например, временное хранение товара и его внутренний транзит по территории оформления необходимы, если речь идет о товарах иностранного производства, происхождения. Вообще, внутреннее перемещение – процесс, который применяется в различных случаях и считается осуществленным, если:

  • необходимо переместить декларируемый товар из точки прибытия до непосредственно проверяющего органа;
  • нужно перемещение товара из места оформления за границы территории, где осуществляется таможенный досмотр;
  • транзит между собственными складами временного хранения;
  • при отсутствии обеспечения уплаты пошлин, если необходима перевозка по государственным территориям.

Если все необходимые проверки ввозимого закончены за одни сутки с момента поступления на учет службы, отвечающей за проверку – хранения на территории поста, службы контроля не требуется, даже временного. Под таким хранением подразумевается не полный срок присутствия товара на территории таможенных органов, но лишь непосредственное помещение декларируемого на специально выделенные под это склады.

С момента как товар переходит в распоряжение работников таможенных органов для проверки, его статус нужно определить первостепенно. Если поступившее является таким, проверка чего требует длительного нахождения (читай – больше суток), тут же включается процедура перемещения на склады временного содержания с соответствующими учетными действиями.

В регламентных документах определено, что хранение – действие обязательное, но может быть как фактическим, так и формальным, коль скоро проверка и оформление товара заведомо пройдет за сравнительно короткий промежуток времени. Тогда декларируемое, фактически не перемещаемое на склады, «на бумаге» проходит данную стадию.

Все процедуры оформления проводятся строго на территории, специально для этого предназначенной и лишь работниками, обладающими соответствующими полномочиями. Официальные лица, работники таможенного поста, либо таможни не заменяются никем, кроме как другими лицами необходимой квалификации и состоящими на подходящих случаю должностях.

Однако существует ряд моментов, при которых проведение процедуры территориально может переместиться в другое место. Если декларант подает запрос и достаточно мотивирует его, исходя из законодательных возможностей и соответствия регламентным документам, место проведения контрольных действий заменяется, и часть операций оформления вполне могут быть проведены не на описываемой территории.

Что касается вопроса порядка проведения этапов оформления, то существуют градация на три способа: общий, упрощенный и специальный.

Общим порядком оформления принято считать совокупность стандартных процедур, проводимых в большинстве случаев заявлений о ввозимом товаре.

Упрощенной процедуре подвергается то, что пересекает границы страны, но является необходимым для проведения специальных мероприятий (ликвидация катастрофических последствий, крупных аварий, промышленных и природных бедствий), либо товаров следующих:

  • животные (живые);
  • товары, имеющие ограничения по срокам годности;
  • почтовые пересылки международного характера;
  • предметы радиоактивного происхождения.

Наконец, специальным порядком проводится оформление предметов, которые должны пройти карантин, санитарный, ветеринарный или какой-то другой подобный контроль соответствующих официальных служб.

Все процедуры проверочного оформления сопровождаются уплатой обязательного сбора, определяемого согласно Кодекса.

Сам процесс оформления и проверки таможней ограничивается двумя точками, срок между которыми не имеет определенного и зафиксированного значения. Началом процедуры обозначают срок подачи сведений в таможню.

Законодательно заявитель должен оповестить проверяющие органы о ввозимом не позднее пятнадцати дней с определенного момента. Точкой отсчета является тот день, в который ввозимый товар, предписанный к декларированию, предъявлен контролирующим службам, либо день окончания транзитного передвижения товара (при обусловленности его перемещения для корректного оформления) в места, отличные от проведения проверочных мероприятий. Срок в пятнадцать дней устанавливается для декларируемого, которое все время находилось под присмотром проверяющей службы.

Для всего, что провозится людьми в багаже, ручной клади (речь не идет о юридических лицах), предусмотрены иные временные рамки декларирования. То же касается предметов, обязательных к предъявлению и описыванию, поступающих на территорию страны в почтовых пересылках не внутреннего, но международного характера.

Наконец завершение всей процедуры в целом обуславливается решением контролирующего органа о выпуске с территории места проверки. Это обязано произойти не позже третьего дня с того момента, когда таможенники принимают передаваемые им сведения, декларацию, другие обязательные документы и сопроводительные бумаги. Естественно, подразумевается физическое присутствие описываемого товара и обязательное предъявление его работникам проверяющих служб таможенного надзора.

После окончания проверки товар выпускается. Это происходит, если все сопроводительные документы прошли проверку на соответствие таможенным нормам, проверяющие не нашли никаких проблем, ошибок в предоставленной информации. Все сопроводительные документы должны быть подробно заполнены, в соответствии с принятыми правилами.

Однако существует ряд моментов, при которых длительность проверочной процедуры может быть законодательно продлена. Когда декларируемый товар следует разделить на отдельные партии, время, затраченное на это, автоматически увеличивает срок окончательной проверки. Сдвигаются обязательные регламенты выпуска товара ровно на то время, что затрачено на разделение предоставляемого к проверке.

Декларирование считается основополагающей стадией процесса оформления для проверки таможенными службами. Если что-то перемещается через границу территории страны, то есть обязано пройти таможенную проверку, досмотр, либо происходит изменение режима хранения на территориях контроля и проверки – законодательно необходимо задокументировать происходящее.

В виду того, что основным, государственным языком в стране принят русский, то и заполнение сопроводительной документации для проверочных служб производится на русском языке. Применяется, в особых случаях, заполнение на языках, отличных от русского. Например, органы контроля вправе принять сопроводительные документы, составленные должным образом и заполненные на иностранном языке, если оным владеют официальные представители служб таможни.

В описываемом случае применяется общепринятое утверждение документов, заполненных на языке, отличном от государственного: либо на копии и оригиналы предоставляемых документов ставится штамп апостиля, утверждающий законность информации, указанной в документах, либо проводится консульская легализация, заверяющая официальность документов в странах, не входящих в Гаагскую конвенцию. Последнее заверение сложнее апостиля, требует более сложной процедуры исполнения.

Само слово «декларирование» имеет латинские корни, обозначающие заявление о чем-то, объявление чего-то. Заявитель может либо самостоятельно оформлять документацию, либо воспользоваться услугами таможенного брокера. В Кодексе разделяется несколько форм декларирования: устная или письменная, а также предоставляемая в электронном виде, либо конклюдентном, когда воля выражается не в виде изъявления устно или письменно, но поведенческим способом.

Например, если пассажир международного аэропорта проходит с багажом, ручной кладью по так называемому «зеленому» коридору, своими действиями он заявляет, что не имеет каких-либо предметов, товаров, необходимых к декларированию при пересечении границ государства. То есть заявление сообщается таможенным работникам конклюдентно. Если при этом у гражданина что-либо обнаруживается – в силу вступают иные процедуры.

Если товар перемещается в коммерческих целях – конклюдентная процедура не может быть проведена, так же, как и декларирование в устной форме. В данном случае применяется письменное заявление либо предоставляется информация в электронном виде. Причем последний способ в некоторых случаях является единственно возможным. Грузовые декларации для контролирующих органов в большинстве случаев можно и нужно предоставлять лишь в электронном виде.
Основной документ таможенного оформления различают по четырем видам: полная, неполная, временная или периодическая декларация. Правила заполнения каждой прописаны в соответствующей статье Кодекса.

Заявитель вправе предоставить декларацию в любой таможенный орган, наделенный соответствующими полномочиями проверки. Однако существуют случаи, когда рассмотрение вопроса может быть передано в иной орган таможенного контроля. Такая процедура совершенно законна, предусматривает наиболее эффективное проведение, без излишних временных затрат.

Если в таможенном органе, в который предоставлена декларация и сопроводительные документы по осматриваемому товару, не может быть проведена процедура соответствия и проверки, все предоставленные документы переводятся в наиболее подходящую таможенную службу. Время, которое требуется на передачу, составляет не более двух рабочих дней. Соответственно и само проведение процедуры увеличивается на срок передачи документации в подходящую таможенную службу.

Как только ввозимый товар предъявляется таможенным органам, начинается отсчет времени, в течение которого необходимо предоставить правильно оформленные документы на ввозимый товар. Срок подачи составляет не более пятнадцати дней с того момента, когда ввозимое имущество поступает в место, принадлежащее таможенным органам. Если же для полноценного осмотра требуется таможенный транзит в место, более соответствующее проведению процедуры, то к сроку в пятнадцать дней прибавляется все время, необходимое для совершения транзита. Существуют и иные моменты, способные продлить срок предоставления.

  1. Дополнительное время предоставляется соискателю, если принятого срока ему не хватит, чтобы собрать все необходимые сведения, установленные таможенным законодательством. В таком случае декларант должен письменно запросить продление срока, указав действительно веские причины.
  2. Если окончательный срок подачи декларации в пятнадцать дней попадает по календарю на праздничный или выходной день – он увеличивается на необходимое количество дней и за окончание принимаются следующие за выходными, праздниками рабочие дни.

Общее продление требуемого времени не вправе нарушать сроки, предусмотренные для временного хранения декларируемого товара на складах и в помещениях, подконтрольных проверяющей службе, специально для этого предназначенных.

Как мы помним из вышесказанного, для некоторых товаров применяется упрощенная система оформления в таможенных проверках.

Это применяется для:

  • имущества, предназначенного для ликвидации катастроф, природных и промышленных бедствий, крупных аварий;
  • товаров, обладающих маленьким сроком годности;
  • материалов радиоактивного происхождения и характера;
  • живых животных;
  • отправлений почтовых служб международного назначения;
  • разнообразных грузов, передаваемых ускоренным образом;
  • сообщений, различных материалов для новостных организаций, СМИ.

Кроме менее сложной проверки такие товары имеют первоочередной приоритет в оформлении процедур таможенного контроля и проверки.

Существует такое понятие как предварительное декларирование. Оно также предусматривается Кодексом. За пятнадцать суток до прибытия описываемых товаров на территорию контроля и проверки таможней, либо за эти же пятнадцать суток до завершения их перемещения посредством таможенного транзита, декларант вправе подавать соответствующую сопроводительную документацию.

Это происходит, если декларанту-заявителю требуется ускоренная процедура проверки. Естественно через пятнадцать дней описываемое имущество должно быть предъявлено к контролю в том составе, который прописан в декларирующей сопроводительной документации, или вся процедура будет бессмысленной, а декларация не будет принята органами проверки.

Если таможне требуются документы, обуславливающие использование транспорта, либо иные документы, то при предварительном способе подаче декларации могут быть использованы заверенные копии предоставляемой документации. Заверение копий необходимо проводить в установленном порядке.

При этом проверяющий орган может провести проверку соответствия предоставленных копий непосредственным оригиналам, после прибытия требуемого к декларированию имущества с сопроводительной документацией.

Декларация, поданная предварительно, принятая и проверенная, может служить официальным документом для всех процедур, проводимых в пределах территорий контроля и проверки до прибытия непосредственно товаров, требуемых к декларированию. Также необходимо в бюджет уплатить все предусмотренные пошлины. В этом случае проверяющему органу (таможне) потребуется лишь сверить фактически прибывшее имущество с указанным в сопровождении, а также, при необходимости, сверить копии предъявленной документации с прибывшими оригиналами.

Обычно само лицо, которому принадлежит ввозимое имущество, либо товары, осуществляет процедуру подачи декларации. Правда, в некоторых случаях декларантом, то есть лицом, подающим сведения, может выступать посредник – организация, которая будет представлять интересы владельца товара, имущества перед таможенным органом. Законодательно это также закреплено в Кодексе.

То есть таможенный брокер на официальных основаниях может предоставлять чьи-либо интересы. Посредник является полноправным лицом, участником таможенных процедур, необходимых к проведению, всех операций. В данном случае за посредника может выступать лишь российская организация. Данное юридическое лицо должно быть прописано в соответствующем реестре, хранящем информацию обо всех организациях, официально имеющих право заниматься чьими-либо интересами в процедурах, касающихся описываемого вопроса. Сведения подаются в таком случае не лицом, непосредственно владеющим товаром, имуществом, но таможенным брокером – работником организации, представляющей интересы владельца товара.

Обычно это квалифицированный эксперт по таможенному оформлению. Человек, владеющий определенными навыками, касающимися таможенных процедур, обладающий полным спектром необходимых знаний для правильного оформления сопровождающей документации. Он должен быть обязательно прописан в штате работников фирмы-брокера. Все навыки, квалификационные познания должны быть подтверждены специальным аттестатом, который выдает лишь таможенная служба Российского Федерации федерального уровня.

Такие специалисты проходят постоянные проверки на соответствие навыков и актуальность знаний, проводимые соответствующими официальными службами государственного значения.

Основополагающим документом, подготавливаемым для передвижения изделий, товаров, продукции в коммерческих целях через граничные области страны, служит грузовая таможенная декларация (ГТД).

Это официально регистрируемая и составляемая бумага, электронный документ, использующиеся для проведения проверочных, контрольных процедур. Без корректно оформленной ГТД невозможны – перемещение товара, имущества через непосредственную границу государства, а также любые изменения режима таможенного контроля, касающиеся декларируемого груза.

Официальный вид этой декларации утвержден в стране еще весной 1989 года, он полностью соответствует принятой документации, использующейся на территории государственных единиц, составляющих Европейский союз. Естественно, с течением времени сам бланк грузовой декларации видоизменялся, дабы соответствовать последним требованиям официальной документации таможенного контроля. Сейчас действует форма, принятая в августе 2006 года.

Кроме непосредственно внешнего вида грузовой декларации существует ряд инструкций, описывающих правильное оформление и заполнение документа. Последние изменения в подобной инструкции датируются 2007 годом.

Необходимая к предоставлению информация в ГТД заносится:

  • непосредственно декларантом;
  • представителем, с соответствующими полномочиями и квалификацией (если ввоз осуществляется юридическим лицом);
  • уполномоченным представителем посредника.

Для правильного заполнения соответствующих пунктов декларации необходимо использовать регламентные документы. В частности, разнообразные, утвержденные официальным документооборотом классификаторы, обязательно прописываются в соответствии со справочниками, как то:

  • классификатор нормативных актов и справочной информации;
  • классификатор стран, валют.

Все эти нормативные документы приняты за стандарты, их использование в контрольных процедурах таможни строго обязательно. Заполнение без соответствия влечет к отказу от принятия деклараций, отказу предоставления права ввоза, перемещения товара.

Первоочередное действие относительно декларируемых товаров – определение режима таможенного контроля, к ним применяемого. После определения режима, выясняется точное количество предоставляемых грузовых деклараций, соответствующее количеству режимов, предопределенных для каждой группы декларируемого товара, либо имущества.

Грузовая декларация состоит из основных и дополнительных листов. Если декларируются товары единого названия, марки, прочих идентичных разграничений, они попадают под единый десятизначный классификационный код – информацию о них достаточно указать на основных листах грузовой декларации (ТД-1, ТД-3). Единый режим применяется также к товарам, имеющим одну страну происхождения. В случае если последняя неизвестна – к товарам, предоставляемым на осмотр, применяются схожие правила контроля. Взносы и сборы, уплачиваемые в данном случае, также имеют единую ставку.

Добавочные листы грузовой декларации (ТД-2, ТД-4) применяются, если заявителю необходимо указать подробные данные о товарах иных, отличных от основной, категорий (другие марки продукции, географическое происхождение, различия по наименованиям). На каждом дополнительном листе может быть предъявлено не более трех наименований по номенклатуре, а вот общее количество листов добавочного содержания законодательно не ограничено. Графы в дополнительных листах декларации, заполнение коих не предусматривается ввиду указания товаров одной градации, следует перечеркнуть.

При заполнении описываемого документа можно визуально выделить ряд блоков.

Заполнение осуществляется по следующим разделам:

1. Информация об общих характеристиках декларируемого товара предоставляется в первой графе, а также в графах с третьей по шестую. Указывается таможенный режим, применяемый к товарам, непосредственное его количество и необходимые грузовые места.
2. В графе второй, с восьмую по девятую, в четырнадцатой и пятьдесят четвертой указывается подробная информация об участниках таможенного оформления, выступающих со стороны декларанта. Сведения о лицах, получающих товар, об отправителе, о лицах, ведущих финансовое сопровождение, о тех, кто непосредственно заполняет данную декларацию – декларант, представитель, посредник.
3. Все, что касается географических характеристик товара, как то – страны происхождения, получения, отправки, либо страны непосредственного назначения (если товар просто проходит через территории Российской Федерации не задерживаясь), указывается в графах: одиннадцатая, с пятнадцатой по семнадцатую с подразделом «а», тридцать четвертая.
4. Разделы с восемнадцатого по девятнадцатый, двадцать первый, с двадцать пятого по двадцать шестой необходимо заполнить сведениями об использовании транспорта, при передвижении декларируемого товара, о применении перевозок в контейнерах, если такое случалось.
5. Блок, отвечающий за денежную сторону. Сведения о заявленной стоимости товара, об условиях, сопровождающих непосредственную поставку, валюты и их курсы на момент декларирования, банковские сведения, уплаченные таможенные пошлины – все это содержится в следующих графах: двенадцатая, двадцатая, с двадцать второй по двадцать четвертую, а также двадцать восьмая и с сорок седьмой по сорок восьмую.
6.

В графах с тридцать первой по сорок шестую дается исчерпывающая характеристика товаров:

  • наименование;
  • упаковка, количество используемых контейнеров;
  • вся информация об акцизах;
  • вес товара с упаковкой и без;
  • пошлинные таможенные льготы, предусмотренные к данному товару;
  • если существует ограничение на ввоз данного товара – указываются остаточные квоты;
  • если товары пользуются дополнительными единицами измерения, указывается их классификационный код;
  • определяемая стоимость товаров по таможенным прайсам, статистическим.

7. Графа 44 стоит особняком, потому как, содержит в себе информацию, нужную для описания каждого, отдельно взятого товара:

  • сведения о лицензиях при попадании товара, имущества в не тарифицируемые категории;
  • номера документации, нужной для транспортировки;
  • данные о сделках, совершаемых при попадании под внешнеэкономическую категорию;
  • информация о сопроводительных счетах;
  • данные о разрешении на соответствующую классификацию декларируемого товара, полученном у проверяющей службы;
  • исчерпывающие сведения, сопровождающие товар – разрешающая документация, сертифицированные свидетельства и прочее;
  • данные, сведения об иных сопроводительных документах, необходимых к предоставлению.

Понятно, что не одной лишь декларацией ограничивается список документации, обязательной к предоставлению в распоряжении проверяющих органов таможни. В Кодексе четко прописывает обязанности всех сторон процедуры, с непременным указанием сопроводительной документации и сведений. В свою очередь Федеральная таможня государства определила перечень документации и необходимых сведений, нужных для прохождения процедур.

Тем, кто впервые сталкивается с процедурой, стоит ознакомиться с официальным нормативным актом, принятым федеральными таможенниками. Там все сведения систематизированы и приведены в надлежащий вид, за исключением одной важной составляющей – акт не содержит в себе подробнейшего перечисления документов, которые понадобятся при процедуре таможенной проверки. Данный факт немного странен для официального документа, тем не менее, можно обратиться к иным источникам, заслуживающим доверия, чтобы получить необходимые сведения.

Если декларант-заявитель предоставляет проверяющему органу (таможне) копии сопроводительной документации, нужной для проведения процедур проверки и надлежащего оформления – таможенники вправе затребовать оригиналы, для сравнения и определения подлинности указанных сведений.

После сверки копий с оригиналами, при отсутствии разночтений, работник таможенного органа, отвечающий за данное направление, визирует копии документов, официально подтверждая то, что копии полностью соответствуют оригинальным документам. Причем кроме обязательной печати о сверке с оригиналом, копии документов заверяются личным оттиском сотрудника, содержащим его идентификатор. После всей процедуры копии сопроводительной документации и оригиналы возвращаются в распоряжении заявителя, либо его представителя.

В некоторых случаях таможенный орган вправе совершенно официально потребовать от заявителя-декларанта, либо от его представителя предоставления дополнительных информационных подтверждений или сопроводительных документов, если нужно проверить соответствие предоставляемой информации с действительностью. Заявитель не может отказаться, если запрос мотивирован надлежащим образом в полном соответствии с регламентом.

Понятно, что само оформление и проверка таможенниками нужны не за тем, чтобы ограничить перемещение, ввоз любых товаров, предметов, имущества на территорию государства, но официально препятствовать этому, если обнаруживаются незаконные действия, фальсификации, подлог сопроводительной документации.

Также в обязанности таможни входит сопротивление появлению товаров, запрещенных законодательством.

Все действия, осуществляемые проверяющими органами, обусловлены соответствующими статьями Кодекса нашей страны. То же относится и к ответным действиям, необходимым к свершению со стороны декларанта, то есть того, кто ввозит что-либо на государственную территорию, в данном случае принадлежащую Российской Федерации, или провозит что-то через границы транзитным методом.

Таможенные процедуры: общие положения