Первое судно на подводных крыльях. Российские суда на подводных крыльях: впервые в XXI веке

Эффект подводных крыльев известен достаточно хорошо: подъемная сила, возникающая на них, полностью выталкивает корпус катера из воды, благодаря чему резко увеличивается скорость хода без повышения затрачиваемой мощности двигателей.

В настоящее время наиболее распространенным вариантом является установка кормового и носового крыльев с примерно равным распределением веса катера между ними (при этом как носовое, так и кормовое крыло может состоять из одного или двух крыльев, расположенных по бортам). Двукрылая схема обеспечивает наиболее высокое гидродинамическое качество на расчетной максимальной скорости хода, однако осуществление ее обычно связано с большими затруднениями при разработке винторулевого комплекса и доводке построенных катеров. В поисках упрощения конструкторы пришли к парадоксальной идее об отказе от кормового крыла.

Оказалось, что достаточный эффект можно получить и при однокрылой схеме. В носовой части катера устанавливается одно подводное крыло, воспринимающее около половины веса катера. На ходу, когда подъемная сила на крыле достигнет определенной величины, носовая оконечность катера приподнимается над водой и катер движется только на крыле и на небольшом участке днища у транца.

Поскольку качество глиссирующей пластины, разновидностью которой является кормовая часть днища катера, не превышает К =10, то очевидно, что теоретически в большинстве случаев катер на одном подводном крыле будет проигрывать двукрылому в скорости. Можно, однако, говорить и об определенных преимуществах упрощенной однокрылой схемы, которые позволяют катерам с одним носовым подводным крылом практически конкурировать с двукрылыми.

Во-первых, упрощается конструкция крыльевого устройства в целом; в два раза уменьшаются затраты на его изготовление, оно получается значительно более легким; в случае необходимости одно носовое крыло гораздо легче выполнить убирающимся, поворотным или с автоматически управляемым углом атаки, чем устройства с двумя крыльями.

Во-вторых, упрощается конструкция кормового движительно-рулевого комплекса (кронштейн, гребной винт, руль); уменьшается угол наклона оси гребного вала и улучшаются условия работы винта независимо от расположения двигателя; уменьшается габаритная осадка катера кормой. При преодолении «горба» сопротивления и выходе на крыло двигатель испытывает меньшие перегрузки.

Мореходность катера на одном подводном крыле даже повышается вследствие уменьшения размахов колебаний носовой части и улучшения условий совместной работы на волнении крыла и корпуса катера. (Имеются в виду «провалы» носового крыла, которые при наличии крыла в корме приводят к появлению отрицательных углов атаки и соответствующих сил, вызывающих погружение носового крыла, что сопровождается увеличением сопротивления и снижением скорости хода.)

Очень важно и то, что на ходовых испытаниях катера с одним носовым подводным крылом легче выбрать оптимальные значения углов его установки, высоты стоек и других элементов. При этом существенно облегчается и доводка гребного винта, которая производится одновременно с доводкой крыла с целью получения полного согласования движителя и механической установки, позволяющего развить наибольшую возможную скорость хода.

Следует добавить еще и такой плюс, как возможность оборудовать носовым крылом уже спроектированный и построенный глиссирующий катер без какого-либо изменения линии гребного вала и переделки выступающих частей. (В некоторых случаях подобное решение позволяет получить оптимальный ходовой дифферент неудачно спроектированного катера - с носовой центровкой, с выпуклостью днища и т. п.)

В зарубежной печати сообщения о постройке однокрылых катеров появлялись неоднократно. В качестве же примера установки носового крыла на существующем серийном судне можно назвать успешный эксперимент с разъездным катером «Чайка», построенным в 1961 г. (см. В. И. Блюмин, Л. А. Иванов и М. Б. Масеев, «Транспортные суда на подводных крыльях», стр. 38-40). Основные данные катера: длина - 6,1 м; ширина - 1,86 м; водоизмещение - 1,60 т; мощность двигателя - 90 л. с. Максимальная скорость хода (48 км/час) благодаря носовому крылу возросла на 8 км/час при одновременном повышении мореходных качеств. Авторы рекомендуют применять носовые подводные крылья и на всех других эксплуатируемых катерах типа «Чайка».

Одно крыло было установлено (рис. 1) и на 6-местном служебно-разъездном катере типа 370М, имеющем длину - 6,18 м; ширину - 2,03 м; полное водоизмещение - 1,95 т; мощность двигателя - 77 л. с. Скорость хода возросла с 40 до 48-50 км/час.

Наконец, можно отметить, что еще в 60-х годах поступило несколько сообщений о попытках применить однокрылую схему на серийных мотолодках для повышения скорости хода при ограниченной мощности имевшихся тогда подвесных моторов.

Если говорить о теоретическом обосновании рассматриваемой схемы, то стоит упомянуть, например, что установку одного носового крыла рекомендует М. М. Коротков в статье «Особенности использования подводных крыльев на малых судах» («Судостроение» № 11, 1968 г.); ожидаемое увеличение скорости хода, по его оценке, составляет от 10 до 20%.

Приводимые на рис. 2 кривые удельного сопротивления R / Δ бескрылых катеров и катера с одним носовым крылом показывают, что установка крыла оправдывается только при Fr Δ > 3. (Сразу же оговоримся, что все рекомендации настоящей статьи относятся к глиссирующим катерам с традиционными остроскулыми обводами; при L / B = 3-6 и углах килеватости днища на транце 3-6° и на миделе около 15°.)

Рис. 2. Типичные кривые удельного сопротивления R / Δ = f (Fr Δ)


1 - обычный остроскулый катер; 2 - остроскулый катер с поперечным реданом;
3 - остроскулый катер с носовым подводным крылом.

Проектирование носового крыла и его гидродинамический расчет для однокрылого и двукрылого вариантов катера практически одинаковы, если не считать некоторого уменьшения высоты стоек однокрылого устройства с целью уменьшения ходового дифферента.

Носовое подводное крыло целесообразно устанавливать, если ожидаемая скорость хода будет не менее

где Δ - водоизмещение катера, м³.

При меньших скоростях носовое подводное крыло существенной пользы не приносит, так как для создания необходимой подъемной силы его площадь должна быть чрезмерно большой; оно может вызвать даже повышение сопротивления катера и падение скорости по сравнению с бескрылым вариантом.

На начальной стадии проектирования значение наибольшей скорости хода катера с носовым крылом при известных водоизмещении Δ и мощности двигателя N e определяется как

где η - пропульсионый коэффициент, К = Δ / R - гидродинамическое качество, представляющее собой отношение Δ к полному сопротивлению R при ходе на носовом крыле.

Приближенное значение К можно снять с приводимой на рис. 3 кривой, показывающей снижение К крылатого катера при увеличении его скорости движения. (Происходит это потому, что в отношении Δ / R подъемная сила крыла и глиссирующего днища, равная по величине Δ катера, с увеличением V не должна изменяться, так как в противном случае движение будет неустойчивым, а сопротивление R в знаменателе постепенно возрастает.)

Рис. 3. Приближенные зависимости гидродинамического качества К и пропульсивного качества Кη от числа Фруда


1 - однокрылый катер; 2 - обычный остроскулый катер; 3 - остроскулый катер с поперечным реданом; 4 - двукрылый катер.

Пропульсивный коэффициент, характеризующий эффективность использования мощности двигателя, можно принимать в пределах η = 0,50-0,60.

Целесообразно сразу определить значение произведения К η, представляющего собой коэффициент пропульсивного качества:

Пунктирная линия на рис. 3 характеризует одновременное увеличение V и К η глиссирующих катеров при установке подводных крыльев. Переходя параллельно этой линии с одной кривой на другую, можно ориентировочно оценить прирост скорости, обусловленный наличием поперечного редана или подводного крыла.

Убедившись в целесообразности установки носового подводного крыла, следует определить его площадь и место расположения. С этой целью необходимо задаться той частью веса катера, которую крыло должно нести. Чаще всего ее принимают равной 50-60% полного веса катера. Таким образом, подъемная сила на крыле должна быть

Место установки крыла находится из выражения

Следует стремиться к тому, чтобы крыло располагалось в относительно широком и удобном для крепления месте корпуса катера. При проектировании нового судна может оказаться целесообразным даже уширение корпуса.

Несущая площадь крыла

где С у - коэффициент подъемной силы крыла.

Величина С у должна выбираться с учетом многих обстоятельств, главнейшими из которых являются обеспечение высокого гидродинамического качества и отсутствие кавитации крыла на расчетной скорости. Для скоростей 25-40 узлов этим условиям удовлетворяет величина, близкая к С у = 0,15-0,20.

Л. Л. Хейфец, «Катера и яхты» 1974 г.

Катер «Ракета» - это судно, оснащенное крыльями ниже ватерлинии. Оно классифицируется как «Р» и рассчитано на одновременное обслуживание 64-66 пассажиров. Конкретная вместимость определяется модификацией транспортного средства. «Ракета» имеет габариты 27*5*4,5 м, при ходе осаждается на 1,1 м, во время простоя - на 1,8 м. В порожнем состоянии водоизмещение судна - 18, в наполненном - 25,3. Корабль может двигаться со скоростью не более 70 км/ч, но нормативная - от 60 до 65 км/ч. В конструкции предусмотрен один гребной винт, а главный двигатель установлен в 900—1000 лошадиных сил мощностью.

Катер «Ракета» - это не единичное изделие, а целая серия, запущенная в производство еще в период Советского Союза. Проекты, по которым строились эти судна, назывались:

  • 340МЕ;
  • 340Э.

Начали изготавливать корабли в 1957 году. Их производство продолжалось приблизительно до середины 70-х. За этот период на воду было спущено около трех сотен катеров для речного транспортного обеспечения. Первый из них получил знаковое наименование «Ракета-1». Его строительством по праву гордился завод «Красное Сормово».

Катер «Ракета-1» совершил первое плавание в 1957 году, он был спущен на воду 25 августа. Маршрут пролегал между Казанью и Нижним Новгородом. Всего судно преодолело 420 километров водной поверхности за какие-то семь часов! То, какие показал катер «Ракета» технические характеристики, поразило воображение обывателей. 30 счастливчиков стали теми людьми, кто впервые за столь короткий срок по воде смогли совершить это увлекательное путешествие.

Настоящее и будущее

Так как катер «Ракета» (скорость судна - до 70 км/ч) показал такие отличные параметры, он быстро приобрел популярность. Наименование этого судна в народе практически сразу стало нарицательным. Эта традиция сохранилась и до наших дней - сегодня «ракетами» зовут все корабли, напоминающие классический советский теплоход.

В советский период речной катер «Ракета» был доступен далеко не каждому. Обеспеченные семьи могли позволить себе поездку на выходных в какие-нибудь красивые края: лоцманы доставляли своих пассажиров в очаровательные заливы и бухты, недоступные для путешествующих по суше. Но цена на подобный круиз кусалась. Скажем, электрички, на которых можно было уехать на такое же расстояние от города, обходились дешевле в несколько раз. Тем не менее лучшего отдыха на воде для всей семьи, нежели катер «Ракета», представить себе было просто невозможно.

В наши дни этот корабль и используется ежедневно. Например, его можно увидеть на речном Изо дня в день верные судна перевозят пассажиров между городами и катают туристов по экскурсионным маршрутам.

Столичная «Ракета»

Проекты катеров сразу рассматривались как схемы, по которым нужно будет строить водные транспортные средства для великой советской столицы - Москвы. Поэтому проектировали их лучшие судостроители той эпохи. Соответственно, как только была запущена первая «Ракета-1», в кратчайшие сроки этот корабль оказался в столице. Первый его рейс был совершен в 1957 году в летние месяцы, когда в городе проводили фестиваль, посвященный студенчеству и молодежи. Это было международное мероприятие, в рамках которого власти собирались показать все самое лучшее, что есть в Советском Союзе. И суда речного флота, безусловно, тоже.

Массово суда на подводных крыльях стали эксплуатироваться в акваториях Москвы только в начале следующего десятилетия, где и пользовались заслуженным успехом вплоть до 2006 года. А с 2007-го власти запустили крупномасштабную программу, призванную восстановить внутренний водный транспорт, в частности, парк «Ракет». С 2009 года регулярно совершают рейсы четыре таких корабля:

  • 102 (только для ВИП-рейсов);
  • 191 (ранее курсировал, как 244-й);

Неофициальные источники утверждают, что в скором времени появятся и другие суда на подводных крыльях по легендарным советским проектам - как только закончат работы по восстановлению машин.

Общая характеристика

Катер на подводных крыльях представляет собой такой скоростной корабль, который работает по принципу динамической поддержки. У судна есть корпус, а под ним расположены «крылья». Если корабль медленно перемещается либо стоит, равновесие обеспечивается архимедовой силой. При повышении скорости происходит приподнимание над водной поверхностью силой, которую провоцируют крылья. Такое конструктивное решение позволило минимизировать водное сопротивление, что влияет на скорость.

Речные виды водного транспорта с крыльями сделали то, что ранее казалось невозможным, - скоростное плавание по водным артериям страны. Теперь на поездки стали уходить считаные часы, что привело к быстрому наращиванию популярности транспорта. При этом корабли относительно недороги в эксплуатации и характеризуются длительным сроком службы. Все это стало основой для конкурентоспособности, благодаря чему с момента их запуска и по сей день «крылатые» виды водного транспорта - серьезные соперники других средств перемещения.

Неракетные «Ракеты»

«Ракета» не стала единственным транспортным средством такого типа. Был осуществлён первый пуск на воду этого знакового для корабля, и уже на следующий год вышел на рейс катер на подводных крыльях «Волга». Между прочим, его демонстрировали на Брюссельской выставке, и недаром: корабль смог получить золотую медаль.

Еще спустя два года на воду спустили первый «Метеор» (еще один аналог «Ракеты»), а затем и «Комету», ставшую первой на морских просторах для такого Спустя годы свет увидели многочисленные «Чайки», «Вихри» и «Спутники». Наконец, вершиной кораблестроительства в этой области можно назвать судно «Буревестник» - полноценный газовый турбинный теплоход.

Советский Союз обладал самой большой базой кораблей на подводных крыльях, и во многом это было обеспечено тем, что выпуск «Ракет» был хорошо налажен. Но страна не использовала сама все, что производила: были отлажены каналы продажи теплоходов заграницу. Всего «Ракеты» продавали в несколько десятков разных государств.

Разработкой кораблей с крыльями под водой занимался в основном Ростислав Алексеев. «Ракета» - это один из важных поводов для гордости. Корабль, созданный для маршрутов до полутысячи километров, полностью оправдал вложенные в него деньги и остается привлекательным и по сей день.

Производство всерьез

Когда катера «Ракета» показали свои отличные параметры, доказали надежность и стало ясно, что они имеют немалые перспективы, правительство решило запустить массовое изготовление этих кораблей. Задача была доверена заводу «Море», расположенному в Феодосии. Несколько позднее удалось наладить изготовление суден в следующих городах:

  • Ленинград;
  • Хабаровск;
  • Нижний Новгород;
  • Волгоград.

Также было устроено производство на территории Грузии, в городе Поти.

Производимые корабли экспортировали в:

  • Финляндию;
  • Румынию;
  • Литву;
  • Китай;
  • Германию.

И сегодня «Ракеты» ходят в некоторых из этих стран. Многие корабли со временем переделали под дачи, рестораны, кафетерии.

А как это задумывалось?

Глядя на то, насколько успешным стал корабль, поневоле кажется, что правительство это и планировало. Но было ли так на самом деле? Проект разрабатывался под контролем Министерства судостроения, финансировался государством - этот факт неоспоримый. Но исторические сводки доказывают, что реальных ожиданий и надежд чиновники с этими моделями не связывали. Во многом это было связано с нестандартностью идеи как таковой - опасались, что она вовсе может выгореть. Да и время такое было, когда очень легко остаться «непонятым», что могло не просто стать неприятностью, но привести к полному краху.

Стремясь сделать все возможное, гениальный советский судостроитель Ростислав Алексеев поставил перед собой задачу максимум - спроектировать и построить корабль и продемонстрировать его не абы кому, а сразу самому Хрущеву, то есть, обойдя все нижестоящее начальство. Этот дерзкий план имел шансы на успех и был реализован летом 1957-го. Корабль «на всех крыльях» промчался по Москве-реке и был пришвартован не на случайной пристани, а там, где обычно любил остановиться генеральный секретарь. Алексеев лично пригласил Никиту Хрущева на борт. Так и начался тот заплыв, который позволил судну стать легендарным. Уже тогда главное лицо страны оценил, какое восхищение у публики вызвал обгонявший всех корабль. Да и сам генсек был впечатлен скоростью. Именно тогда и родилась фраза, сохраненная для потомков: «Хватит нам по рекам на волах ездить! Будем строить!».

История не заканчивается

Да, «Ракеты» были популярны, были гордостью нации, их любили, знали, ими восхищались, за них платили деньги. Но время шло, корабли постепенно устаревали. Конечно, первое время их ремонтировали, но когда Светский Союз пошел «под откос», стало не до кораблей. Технический и речного транспорта лишь нарастал. В какой-то момент казалось, что будущего у этого направления средств передвижения практически нет, по крайней мере, не в ближайшие десятилетия.

И вот несколько лет тому назад запустили программу, призванную возродить лучшие теплоходы Советского Союза - «Ракеты». А вместе с ними было решено вложить деньги в «Кометы» и «Метеоры». Несмотря на достаточно сложную экономическую ситуацию в стране, правительство сумело выделить деньги на работы по улучшению транспорта и модернизации кораблей под нужды современности. Была разработана специальная программа, призванная поддерживать суда с крыльями под водой. Важным стал 2016 год, когда судно «Комета 120М» должно было продемонстрировать, что приложенные усилия не пошли прахом.

Но «Ракета» ли была первой?

Сейчас уже мало кто об этом вспоминает, но «Ракета» была не первой попыткой создать транспорт такого вида. Еще до нее велись разработки, предполагавшие, что можно добиться наилучших показателей скорости, если под корпусом судна поместить крылья. Впервые идея такого судна родилась еще в XIX столетии!

Почему не удалось ничего толкового сконструировать раньше, чем это сделал Алексеев? Сначала использовались паровые машины, мощность которых довольно ограничена. Их просто не хватало для того, чтобы развить скорость, при которой крылья оказались бы действительно полезны. Поэтому на том этапе все завершилось фантазиями и предположениями «как это может быть». Впрочем, это были интересные времена: регулярно публика видела все новые типы корпусов и специфику ставили рекорды, но проходили месяцы - и их побивали уже новые судна. Эта гонка казалась нескончаемой. В народе первый корабль, оснащенный крыльями под водой, прозвали «лягушкой». Хоть он и перемещался быстро, но прыгал на поверхности воды и был довольно неустойчивым.

Скоростной флот: как это было?

В 1941 году в Нижнем Новгороде (который в те времена назывался Горьким) в Индустриальном институте была защищена дипломная работа, посвященная глиссеру с крыльями под водой. Автором этого проекта стал Ростислав Алексеев - тот самый, который в будущем «с ветерком» прокатит Хрущева по Москве.

Чертежи продемонстрировали комиссии отличное судно с высокими скоростными показателями. Оно должно было работать по принципу, ранее еще никем не воплощенному в жизнь. В мире на тот момент просто не существовало ничего подобного. Сказать, кто жюри было ошеломлено, - значит, и на половину не выразить их восторга и удивления.

Возможности и консерватизм

Защита дипломной работы прошла для Алексеева на «отлично» и вдохновила его на составление рапорта, в котором он предложил воплотить проект в жизнь. Документ был направлен в ВМФ, а вскоре получен ответ: схемы неудачны, неприемлемы и не интересуют серьезных конструкторов.

Взрослые дяди в советском ВМФ не в игрушечки играли! Ну а подписали в конце довольно-таки лестную для молодого инженера фразу: «Вы слишком опережаете время».

Когда упорство побеждает неверие

Иные бы сдались на месте Ростислава: шла война, денег не было, ситуация обстояла катастрофически сложная, а чем грозило ближайшее будущее и вовсе было невозможно представить. Но молодой специалист не желал сдаваться. Прошел лишь год с момента отказного письма, и вот уже Алексеев наладил контакт с Крыловым, главным конструктором завода, специализировавшегося на водном транспорте. Этот умный человек, способный заглянуть в будущее, увидел в чертежах новоиспечённого инженера возможности прорыва и захотел взглянуть на них поближе. Далее последовали несколько напряженных лет в условиях войны и вскоре после нее. Многочисленные скептики ругали проект, в инженеры трудились над ним, не покладая рук. И в 1957 году, наконец, пришли к реальному успеху.

Новый корабль испытали быстро, и сразу после этого направились в столицу, по совпадению - в период проведения международного фестиваля, который должен был посетить глава государства. Всего лишь за 14 часов судно прибыло на место, в то время как применяемые в те времена речные теплоходы преодолевали это расстояние примерно за три дня. Ну а о том, как сложилась история дальше, вы уже знаете.

Ждал ли сам Алексеев такого триумфа? Вероятно, да. Хотя о масштабах заранее догадываться было сложно. Ждем ли мы сейчас возвращения обновленной «Ракеты» на водные артерии нашей страны? Несомненно, да. Этот корабль стал важным историческим и национальным достоянием, а вместе с тем превосходным транспортным средством, применимым в повседневности.

"Коллекция Транспортного блога Saroavto"


Речные и морские экспрессы - корабли на подводных крыльях. Впечатления от путешествия на них - одни из самых ярких воспоминаний о речных или морских путешествиях.

Главный конструктор этих судов - Ростислав Алексеев.


Всего было построено более 3000 пассажирских кораблей на подводных крыльях на верфях России,Украины и Грузии.

Вот так транспортировали эти суда. Памятник Р. Алексееву в Нижнем Новгороде.


Инженер Советского Союза, Ростислав Алексеев, защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях» в 1941 году, в возрасте 25-и лет. В войну, руководство завода, на котором он работал – выделило время и средства, для работы над СПК. Однако боевые катера Алексеева появились уже в конце войны, и повоевать не успели. После войны Алексеев продолжил работы для армии, но также разрабатывал и пассажирское судно, которому дал броское и актуальное в те годы имя «Ракета», как сегодня «Форсаж».

"Ракета" - это первое советское пассажирское судно на подводных крыльях. Разработан и спущен на воду в 1957 году на верфи завода "Красное Сормово" (Нижний Новгород). Производство продолжалось до середины 1970-х годов. Это судно было награждено Золотой Медалью на Брюссельской Выставке.


За период с 1957 по 1979 год построили около 300 судов этого класса. Производство наладили в Феодосии (ФСК «Море»), Волгограде, Ленинграде(Санкт-Петербург), Нижнем Новгороде, Хабаровске и Поти (Грузия). Ракеты, кроме СССР, покупали Финляндия, Китай, Литва, Румыния и ФРГ. Некоторые ракеты по сей день используются в рейсах. А многие ракеты, после развала СССР, переоборудованы в кафе и дачи. Вскоре название "Ракета" стало синонимом всех судов этого типа, независимо от названия их моделей.


«Ракета» на подводных крыльях, хоть и создавалась по приказу Министерства судостроения, однако имела сомнительные перспективы, из-за необычности и нестандартности для того времени. Скорее всего, именно из-за страха быть непонятым, Ростислав Алексеев, и задумал дерзкий план – показать «Ракету» самому секретарю ЦК — Никите Хрущеву, в обход начальства. А сделано это было так: жарким летом 1957-го года, в день студенческой молодежи, Алексеев приказал спустить на воду «Ракету», и на полном ходу направился от завода «Красное Сормово», прямиком в Москву. Зная, где останавливается Хрущев, Алексеев пришвартовал ракету, и предложил генсеку покататься. Вот генеральный секретарь плывет со сверх-скоростью по Москве-реке, легко обгоняя остальные суда, а на этот заплыв смотрят изумленные студенты, приехавшие со всего Мира на фестиваль. «Ракета» поразила Никиту Сергеевича, и под взрывом приятных чувств, Он тут же произнес памятные слова «Хватит Нам по рекам на волах ездить! Будем строить!».

Ракета стала крупносерийным теплоходом, Алексеев получил право обращаться раз в год к Хрущеву напрямую, а также вражду с министром судостроения – Борисом Бутомой: «Через головы лезет гад!». Тут упомяним, что Борис Бутома – тоже талантливый инженер, и грамотный руководитель, но прыжок через голову начальства, поссорит этих двух талантливых людей. Дальнейшие ошибки и Бутомы, и Алексеева – приведут к трагическому концу.

"Ракеты" на Северном речном вокзале в Москве.

Схема маршрутов "Ракеты" по каналу имени Москвы


Ракета служила пожарным во времена СССР, в 2000-ых годах пожарная ракета ушла на пенсию. Ее переезли на тренировочную базу МЧС. За время работы эта ракета эвакуировала не одну сотню пассажиров с тонущих кораблей, и около десятка кораблей потушила.


Длинна: 27 м

Ширина: 5 м

Высота (на крыле): 4,5 м

Осадка (полная): 1,8 м

Рабочая скорость: 35 у.з., 60 км/ч

Силовая установка: 1000 лс. дизель М50

Движитель: винт

Экипаж/ обслуга: 3

Пассажиров: 64

Газотурбоход "Буревестник".


Газотурбоход Буревестник - самый скоростной вид речного транспорта. Имеет два двигателя
от Ил-18. В 1964-1979 работал на маршруте Куйбышев-Ульяновск-Казань-Горький.


Это самое красивое судно на подводных крыльях, из всех созданных ранее и позже.


В 1964-ом году на эксплуатацию стал флагман речного пассажирского флота СССР «Буревестник», вмещавший 150 пассажиров, и имевший эксплуатационную скорость 97 км/час. Однако и этот корабль в серию не пошел, хотя эксплуатировался около 15-и лет.


Проблемы у Буревестника оказались - два авиационных двигателя производили большой шум и требовали много топлива. Кроме того корма корабля была постоянно измазана гарью от б/у двигателей, выработавших свой ресурс.


В 1974 году «Буревестник» столкнулся с буксиром и получил сильные повреждения. Ремонтировать его тогда отказывались, но благодаря нажиму капитана и энтузиазму рабочих – починили.


После ремонта ходил «Буревестник» еще лишь пару лет, а потом дорожающее горючее сделало его нерентабельным. Газотурбоход поставили на спил, а позднее отбуксировали на полигон, где и простоял большую часть своей жизни. В 2000 году распилен на лом.

Длинна: 43,2 м
Ширина корпуса: 6 м
Высота (на крыле): 7 м
Водоизмещение: 40 т
Осадка: 2 м
Рабочая скорость: 45 у.з., 97 км/ч
Дальность хода: 500 км
Силовая установка: 2х ГТД АИ24
Движитель: 2х водомет
Вид и траты ГСМ: Керосин, 330 г/л.с.
Пассажиров: 150

«Чайка» — экспериментальная ракета, построенная в единичном экземпляре в 1962 году. Чайку создали как уменьшенную модель, грядущего «Буревестника». На ней оттачивалась новая форма подводного крыла, аэродинамические обводы и водомет – как новый движитель. Существуют утверждения, что на "Чайке" также отрабатывалась геометрия корпуса экраноплана «КМ».


Чайка работала как развозное судно для сотрудников Речфлота, набирая скорость в 85-90 км/час и вмещая до 30 пассажиров. А затем её разрезали на металл. Чайка прожила всего пару лет, но превратилась в символ скоростного корабля для СССР.


Длинна: 26,3 м
Ширина: 3,8 м
Высота: 3,5 м
Водоизмещение: 9,9 т
Осадка: 0,6 м
Рабочая скорость: 40 у.з. 85 км/ч
Силовая установка: 1200 л.с. дизель
Движитель: водомет
Экипаж/ обслуга: 3
Пассажиров: 30

Теплоходы «Метеор» и «Комета».


В 1961 году, в серию пошел новый тип гражданских СПК «Метеор». Потребовались более вместительные корабли, чем «Ракета.


Так «Метеор» брал на борт уже 115 человек, имел комфортабельный салон (с баром и кафе), и большую дальность хода.


Однако и использовал два двигателя, вместо одного, что по эксплуатации и рентабельности – делало «Метеор» равным «Ракете».


На базе "Метеоров" спроектировали морскую версию «Комета», на которой модифицировали корпус и установили другие крылья. Это увеличило вместимость до 120 человек, и улучшило мореходность корабля.


Кометы производились с 1961 по 1981 год, в Феодосии и Поти. Построили более 100 судов, из которых 39 – на экспорт в Грецию.


С «Кометой 44» связан случай 1992-го года, во время конфликта Грузии и Абхазии. Неизвестный вертолет обстрелял из пулемета «Комету 44», с 70-ую пассажирами на борту, Комета остановилась, для досмотра. Но вместо досмотра, вертолет сделал боевой разворот и открыл огонь НУРС (неуправляемыми ракетами). 3-ий залп попал в корпус, и проделал дыру ниже ватерлинии, размером 1м2. Если бы «комета» осталась на месте, то утонула бы. Но экипаж, включил двигатели на максимум, и СПК поднялся на крылья, что не позволило кораблю утонуть. «Комета» дошла до Сочи благополучно.


"Комета-44" в Турции


Что касается Метеоров, то они производились с 1961 по 1993 год, построено более 400 кораблей. Сегодня их модернизируют, устанавливая экономичные двигатели, и перепродают за границу (в КНР, Грецию и Южную Корею).


Некоторые машины, как метеор «Верный» — покупаются частными лицами и превращаются в элитные супер-яхты, с современными каютами, душевыми, залами отдыха.


СПК "Метеор-Верный" на Енисее.


"Метеоры" на отдыхе в Санкт-Петербурге


Один из "Метеоров" был переоборудован в бар в городе Канев, Украина:


А этот "Метеор" попал в Китай. Работает на реке Янцзы


«Спутник» и «Вихрь».

В 1961 году, одновременно с запуском в серию Метеоров и Комет, со стапелей спускают теплоход типа 329 «Спутник» — самый крупный (на то время) СПК. Он перевозит 300 Пассажиров, со скоростью 65 км/час.


Но в течении 4-х лет эксплуатации, выявилась масса недостатков: и большая прожорливость 4 двигателей, и дискомфорт пассажиров из-за сильной вибрации, от работы стольких дизелей. В итоге «Спутник» в одном из заплывов налетел на топляк, поломав один двигатель. Корабль мог и дальше ходить, но на крыло уже не «взлетал», и потому его поставили как памятник Советским СПК, в городе Тольятти. В 2005 году внутри пылал пожар, из-за чего внутренняя часть судна сильно пострадала.


Также, как и с Метеором, построили морскую версию «Спутника», названную «Вихрь». Есть информация, что построили 3 «Вихря», один имел 4 дизельных двигателя, как и «Спутник», а два других комплектовались авиационными турбинами АИ-20А. Судьба этих теплоходов неизвестна.


Для сравнения "Спутник" и "Ракета" на Волге.


Длинна: 48 м
Ширина: 12 м
Высота: 7,5 м
Осадка: 2,5 м
Рабочая скорость: 37 у.з., 65 км/ч
Расход ГСМ: 650-750 кг/ч
Силовая установка: 4х1000 л.с. дизель
Движитель: винт
Пассажиров: 240

«Беларусь» и «Полесье».


Для неглубоких рек, глубиной чуть более метра, в 1963 году разработали теплоход "Беларусь", названную в честь Республики, в которой этот теплоход собирали (завод в Гомеле). Беларусь брала 40 пассажиров. Построили около 30 кораблей. В 2005 году эти корабли успешно ходили по Каракумскому каналу.


В 1983 году, появилась замена, а точнее модернизация «Беларуси»: теплоход типа «Полесье». Корпус стал угловатым, что снизило стоимость производства, а множественные детали корпуса и двигателя, на Полесье стандартизированы с деталями теплохода типа «Восход», что еще удешевляло производство. Кроме удешевления, «Полесье» принимает 50 вместо 40 пассажиров. Построили чуть менее сотни этих кораблей. Эти СПК до сих пор находятся в эксплуатации, например в Румынии, и Белоруссии.

Длинна: 21,5 м
Ширина: 5 м
Высота: 2,6 м
Водоизмещение: 12 т + 6 т груза
Осадка: 0,9 м

Дальность хода: 400 км

Движитель: винт
Вид и траты ГСМ: 150-170 кг/час
Экипаж/ обслуга: 2
Пассажиров: 50

«Восход» и «Ласточка».


"Ракеты" и "Метеоры" старели. На их замену, в 1973 году спустили на воду СПК второго поколения «Восход». «Восход» — это прямой приемник "Ракеты". Это судно экономичней, вместительней, надежней – фактически каждая характеристика «Восхода», лучше, чем у "Ракеты". Кроме того, хотя "Восход" проектировался как речной СПК, его характеристики позволяют без изменений работать и в морских прибрежных зонах, например в Крыму.


С 1973-го года, построено около 300 кораблей, а дальнейшее строительство остановил развал СССР и экономический кризис, длящийся уже 25 лет. Новые суда продолжают строить малыми сериями.

Так, Нидерландская фирма «Коннексикон» заказала три модернизированные версии Восхода в 2003 году. Эти корабли поставлялись в Канаду, Турцию, Австрию, Таиланд и Китай.

Последние 3 СПК этой серии собрали в 2003 году для фирмы Коннексикон, в Нидерландах.


Длинна: 27,6 м
Ширина: 6,4-7 м
Высота (на крыле): 4 м
Водоизмещение: 20,4 т + 8 т груза
Осадка (полная): 2 м
Рабочая скорость: 35 у.з., 60 км/ч
Дальность хода: 500 км
Силовая установка: 1000 л.с. дизель
Движитель: винт Nраты ГСМ: 150-170 кг/час
Экипаж/ обслуга: 3 / 5
Пассажиров: 70


В виду того, что «Восход» мог работать и в море, «морская» версия этого теплохода, названная «Ласточка», появилась гораздо позже, в 80-х.


И имела существенные изменения – измененную форму крыльев, и двухдвигательную силовую установку, которые кроме мореходности, увеличили скорость до 85 км/час. Собрали 3-4 теплохода, которые купли Европейские фирмы.


Малоизвестный факт — в 1986 году, "Ракеты" и "Восходы" Украинской ССР участвовали в вывозе жителей Припяти. Один из Чернобыльских "Восходов", называется «Шквал» — подходящее имя, для борца с той трагедией.

"Олимпия".


Морское пассажирское судно на подводных крыльях "Олимпия" (далее СПК "Олимпия") является общепризнанным флагманом российского скоростного пассажирского флота. Его облик завораживает и создает ощущение скрытой стремительности и мощи, которые в полной мере можно почувствовать при плавании на этом судне. Это судно полностью соответствует гордому и прекрасному имени "Олимпия", данному ему создателем - знаменитым "Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева", г. Нижний Новгород, чьи достижения в проектировании судов на подводных крыльях и экранопланов не превзойдены до настоящего времени ни кем в мире.


Необходимо также обратить внимание на то, что СПК "Олимпия", о которых пойдет речь ниже, были построены на судостроительном предприятии, обладающем уникальными техническими и технологическим возможностями, имеющем высококвалифицированных специалистов, - Феодосийской Судостроительной Компании "Море", г. Феодосия, на котором за время его существования было построено и спущено на воду более 630 судов, продукция которого была поставлена в 40 стран мира.


Теплоход "Олимпия - Гермес" в Сочи.


"Колхида" и "Катран"


СПК "Катран" и "Колхида" - братья-близнецы.

В 1980 году на ССЗ им. Орджоникидзе (Грузия, Поти) открывается производство СПК "Колхида". Скорость судна 65 км/час, пассажировместимость 120 человек. Всего было построено около сорока судов. В настоящее время в России эксплуатируются только два: одно судно на линии Санкт-Петербург - Валаам, под названием "Триада", другое в Новороссийске - "Владимир Комаров".

"Колхида" - тип морских пассажирских двухвинтовых судов на подводных крыльях, предназначенных для скоростных перевозок пассажиров. Район плавания - открытые моря с удалением от порта убежища до 50 миль и до 100 миль в закрытых морях и озерах. Суда выпускались по проектам 10390 и 10391, разработанным ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева и утвержденным в 1980 г. Строились на Потийском судоремонтно-судостроительном заводе и Судостроительном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде. Первое судно серии вышло на испытания в 1981 г. Суда данной серии имели ряд усовершенствований по сравнению с серией «Комета». Корпус судна, схваченный с помощью аргонно-дуговой и контактной сварки, был разделен ниже главной палубы по длине водонепроницаемыми переборками на 9 отсеков, непотопляемость судна обеспечивается при заполнении любых двух смежных отсеков. Носовой салон не имел лобовых окон. Имелось специальное помещение для багажа. Всего было построено около 40 теплоходов этой серии.


В настоящее время в Российской Федерации на пассажирских линиях почти не используются — ряд судов законсервирован, продан за границу, порезан на металл, переоборудован в кафе. Некоторые суда «Колхида» продолжают работать на морских пассажирских перевозках в зарубежных странах.


Модернизацией «Колхиды» являются разработанные ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева серии судов «Колхида-М» (проект), «Катран» (построено 4 судна, 2 из которых: «Сифлайт-1» и «Сифлайт-2», работают на скоростных линиях на Черном море), и «Катран-М» (проект).


Схожим с «Колхидой» и «Катраном» по внешнему виду было экспериментальное судно на подводных крыльях «Альбатрос», построенное в единственном экземпляре на Потийской судоверфи в 1988 г. В отличие от «Колхиды» «Альбатрос» имел высокооборотные дизельные двигатели М421 советского производства (завода «Звезда»).


До 1996 г. работал на линиях Черноморского морского пароходства (порт приписки Одесса), после был продан и работал в Средиземном море на линии между Кипром и Ливаном под названием «Flying Star».

"Катран" - Пассажирский двухвинтовой теплоход на подводных крыльях проекта 10391, предназначенный для скоростной перевозки пассажиров на морских и озерных прибрежных линиях, с удалением от порта убежища до 50 миль и до 100 миль в закрытых морях и озерах и дальностью плавания до 380 миль. Головное судно построено в 1994 году.

"Циклон"


«Циклон» — новый флагман, но уже морских пассажирских СПК. Оснащён двумя газо-турбинными двигателями (ГТД), имеет скорость 70 км/час, и вместимость до 250 пассажиров. «Циклон» является морским СПК второго поколения, и построен в 1986 году. Конкурентом Циклона была «Олимпия», которая строились на той же верфи, в Феодосии.


Существует 1 готовый «Циклон», который в 2004 году вернулся из Греции в Феодосию на ремонт, но так там до сих пор и стоит, в полуразобранном состоянии. Кроме того, существует минимум еще 1 задел Циклона, с готовностью 30%. Есть неподтвержденные данные, что имелся и второй задел «Циклона» с готовностью 15%, однако Его могли уничтожить.

Длинна х Ширина х Высота: 44,2м х 12,6м х 14,2м
Водоизмещение: 101 т + 36 т груза
Осадка (на плаву/крыле): 4,3 м / 2,4 м
Рабочая скорость: 42 у.з., (70 км/ч)
Дальность хода: 300 миль
Силовая установка: 2х3000 л.с. ГТД
Движитель: 2х винта
Вид и траты ГСМ:керосин
Пассажиров: 250

Еще интересный факт – все СПК стоят на военном учете, в случае войны они должны использоваться как речные госпитали.

Новые разработки ЦКБ по судам на подводных крыльях им Р.Е. Алексеева
В ходе выставки «Международный военно-морской салон-2013», прошедшей в Санкт-Петербурге, российские судостроители объявили о грядущем возрождении одного почти забытого направления. В течение июля рыбинский судостроительный завод «Вымпел» начнет строительство нового судна на подводных крыльях. Последний раз подобная техника в нашей стране строилась около двадцати лет назад.

Нижегородское Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева (ЦКБ по СПК) несколько десятилетий назад создало несколько моделей такой техники, получивших широкую известность. Тем не менее, в последнее время разработка и строительство судов на подводных крыльях прекратились. Новое судно, закладка которого запланирована на ближайшие дни, будет строиться в соответствии с новым проектом 23160 «Комета-120М». Этот проект, как утверждается, объединяет в себе лучшие наработки прошлых лет, а также современные технологии и электронное оборудование. По образному выражению генерального директора и главного конструктора ЦКБ по СПК С. Платонова, «Комета-120М» отличается от предыдущей «Кометы» так же, как поезд «Сапсан» отличается от простой электрички.

От предыдущих судов на подводных крыльях новая «Комета-120М» в первую очередь отличается широким использованием в конструкции композиционных материалов. Кроме того, серьезным доработкам подверглись системы управления. В результате всех этих мер удалось сэкономить несколько тонн и заметно облегчить судно. Снижение веса всего судна, в свою очередь, позволило изменить осадку и конструкцию подводных крыльев, что в конечном итоге благотворно сказалось на ходовых качествах. Заявленная максимальная скорость «Кометы-120М» – около 60 узлов, что превышает возможности всех предыдущих судов этого класса.

Суда проекта 23160 предлагается оснащать современным электронным оборудованием навигации и связи. На салоне МВМС-2013 ЦКБ по СПК продемонстрировало не только модели своих судов на подводных крыльях, но и натурный макет систем управления «Кометы-120М». Все привычные приборы на панели заменены несколькими крупными мониторами, а большая часть органов управления уступила свое место кнопочным пультам. При этом функциональность и информативность новых систем полностью соответствует, а по некоторым показателям и превышает соответствующие показатели систем, применявшихся ранее.

Заявленные экономические качества нового судна «Комета-120М», вероятно, заинтересуют потенциальных заказчиков. Срок окупаемости определен в пять лет, а общий срок службы при своевременном техническом обслуживании должен превысить 25 лет. В течение этого срока в ходе каждого рейса судно сможет перевозить до 120 пассажиров. Особо отмечается, что для заказа доступны два варианта «Кометы-120М», предназначенные для эксплуатации на реках и на море. Большая часть конструкции обоих вариантов не имеет никаких различий, но судно для моря будет иметь иное антикоррозионное покрытие элементов конструкции и подводное крыло другой формы, приспособленное для работы в условиях моря.


Строительство первого судна на подводных крыльях проекта «Комета-120М» начнется буквально со дня на день. В дальнейшем ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева планирует довести до производства еще несколько подобных проектов. Так, на прошедшей выставке демонстрировался макет судна на подводных крыльях проекта 23170 «Циклон-250М», рассчитанного на перевозку 250 пассажиров. Кроме того, в ближайшие годы может начаться серийное строительство судов проекта 23180 «Валдай-45Р», способных перевозить около четырех десятков пассажиров. Однако эти проекты пока остаются лишь в планах. В первую очередь ЦКБ по СПК намерено запустить производство новых «Комет-120М». Только после того, как эти суда отправятся работать на пассажирских перевозках, начнется подготовка к строительству СПК других типов.

Толчком к нынешним работам ЦКБ по судам на подводных крыльях и судостроительного завода «Вымпел» можно считать Федеральную целевую программу «Развитие гражданского морского транспорта», в рамках которой ведется финансирование перспективных научно-исследовательских и конструкторских программ. В ходе этой программы одно только ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева по заказу министерства промышленности и торговли ведет несколько проектов, общая стоимость которых превышает 590 миллионов рублей. Согласно имеющейся информации, от Центрального конструкторского бюро требуется до 2014 года подготовить четыре проекта судов на подводных крыльях и два проекта судов на воздушной каверне, а также провести несколько исследовательских программ, необходимых для осуществления прочих проектов.

Высокие характеристики новых судов на подводных крыльях, а также большой опыт эксплуатации подобной техники позволяют предполагать, что «Комета-120М» заинтересует потенциальных заказчиков и в определенном количестве поступит на службу в компаниях-перевозчиках. О конкретных перспективах новых проектов ЦКБ по СПК пока говорить рано, поскольку еще даже не началось строительство первого судна нового проекта.

Развить высокую скорость судам мешает сопротивление воды, плотность которой в 815 раз больше плотности воздуха. Над тем, как поднять корпус корабля нал водой, а значит, уменьшить её сопротивление, размышляли многие конструкторы. В конце XIX века во Франции российский подданный Ш. де Ламбер предложил построить «крылатый корабль». Изобретатель считал, что подводные крылья будут создавать при движении подъёмную силу, под действием которой корпус частично или полностью выйдет из воды, сопротивление движению резко уменьшится, а скорость соответственно увеличится. В 1897 году де Ламбер построил такой катер и испытал его на реке Сене. К сожалению, эксперимент не удался: из-за недостаточной мощности силовой установки, которой являлась паровая машина, судну так и не удалось подняться на крылья.

Победил сопротивление воды в 1905 году итальянский авиаконструктор Э. Форланини. На свой катер он поставил бензиновый мотор мощностью 75 л. с., крылья сделал многоярусными, которые внешне были похожи на лестницу-стремянку. Судно Форланини достигло рекордной для того времени скорости - 38,8 узла. А в 1918 году «крылатый» катер американского изобретателя А. Белла поразил мир новым рекордом - 70,86 узла.

В 30-х годах XX века немецкий инженер Г. Фон Шертель применил V-образные крылья способные поднимать корпус даже при значительном волнении. В 1944 году фон Шертель построил 80-тонный корабль, который с грузом в 20 тонн мог развивать скорость до 40 узлов при высоте волн 1,8 м.

В России суда на подводных крыльях разрабатывал выдающийся конструктор Р. Е. Алексеев. Под его руководством были построены крупные серии следующих речных судов: «Ракета» (1957 год, вместимостью 66 пассажиров), «Метеор» (1959 год, вместимостью 128 пассажиров), «Комета» (1961 год, вместимостью 118 пассажиров), «Восход-2» (1979 год, вместимостью 71 пассажир). Так называемые «алексеевские корабли» известны во всём мире. Их закупало правительство США, Великобритании, Италии, Греции и страны Ближнего Востока.

Широко используются «крылатые» корабли и в военных целях. На вооружении советского военно-морского флота состояло более 80 кораблей на подводных крыльях - от малых пограничных катеров типа «Антарес» до ракетных противолодочных кораблей класса «Сокол ».

Самым известным типом кораблей на подводных крыльях являются проекта 1145.1 шифр «Сокол », которые зарубежные военные специалисты прозвали «Mukha».

Серийное производство данных кораблей на подводных крыльях стало возможным после разработки, постройки и практических испытаний опытного корабля «Александр Кунахович » проекта 1141. Однако проекта 1145.1 с технической точки зрения несколько отличаются от опытного корабля. Во-первых, двигатель состоит из двух газотурбинных установок типа М10Д мощностью по 20000 л.с., и одной М16 мощностью 10000 л.с. с двухскоростным редуктором. Во-вторых, вместо двух бортовых рулей установлен один средний, что улучшило управляемость при ходе на крыльях. В-третьих, изменена геометрия носового и кормового крыльевых устройств, что позволило снизить сопротивление движению корабля. В-четвертых, для обеспечения маневрирования корабля на подводных крыльях на малом ходу установлены две кормовые выдвижные поворотные колонки и носовое подруливающее устройство.

Особенностями малого противолодочного корабля проекта 1145.1 является высокая скорость, опускаемая гидроакустическая станция с большим радиусом действия, мощные средства уничтожения подводных лодок. Эти особенности позволяют кораблю на подводных крыльях в составе поисково-ударной группы осуществлять скачкообразный (вертолетный) поиск подводных лодок. При этом в течение короткого времени способен обследовать акваторию с помощью антенны гидроакустической станции, работающей на сто́пе и спускаемой на глубину наилучшего прохождения гидроакустического сигнала до 200 метров. Закончив обследование выбранного участка, подняв антенну, на высокой скорости переходит на новую расчетную точку наблюдения. При этом средняя поисковая скорость заметно выше, чем у кораблей противолодочной обороны с обычными подкильными гидроакустическими станциями.

Первый корабль на подводных крыльях , установивший контакт с подводной лодкой берет на себя функцию наводящего и обеспечивает непрерывную выдачу координат цели атакующим военным кораблям.

Малые противолодочные корабли на подводных крыльях проекта «Сокол » предназначались для выполнения обеспечения развертывания сил флота, охраны военно-морских баз, охраны ударных кораблей и , поиск и уничтожение противника в прибрежных районах.

Всего для нужд советского флота на Производственном Объединении «Море» в городе Феодосия было построено три корабля в период с 1981 по 1987 год, два из которых сейчас находятся в составе военно-морского флота Российской Федерации и один был передан ВМС Украины, но официально на вооружение так не был принят.

Россия возобновила производство судов на подводных крыльях June 17th, 2017

Недавно был в Казани и несколько раз проходил мимо речного техникума, во дворе которого стояла полноценная "Ракета". Подумалось тогда еще, вот же были времена...

А тут читаю, что судостроительный завод "Вымпел" (Рыбинск, Ярославская область) планирует в 2017 году спустить на воду морское пассажирское судно на подводных крыльях "Комета 120М" проекта 23160.

Т.е можно сказать, что Россия возобновила производство скоростных морских пассажирских судов на подводных крыльях типа "Комета". Интерес к проекту уже проявляет Греция, готовы принять такие суда и на черноморском побережье России.


Речь о новых "Кометах" шла на встрече сопредседателей российско-греческой смешанной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству на Крите. У главы российского Минтранса спросили, возобновились ли продажи "Комет" Греции, которая закупала их еще тридцать лет назад. На это Соколов ответил: "Продажи еще нет, а вот производство "Комет" возобновилось".

Впрочем, теперь судно получило другое имя, уточнил министр транспорта Максим Соколов.

Фото 2.

"Мы ее даже назвали красивым именем "Чайка", потому что она закладывалась в Рыбинске в Ярославской области, где работает депутатом Валентина Владимировна Терешкова. Вы помните, что ее позывной во время полета в космос был "Чайка". Поэтому эта "Комета" получила название "Чайка". Сейчас она почти готова. Поэтому если греческие компании хотят ее приобрести, то контракт, по-моему, еще открыт", - рассказал Соколов. Что касается закупок "Комет" Грецией, то, по словам министра, он готов им содействовать.

"Мы будем рады. И хотя судостроение - это компетенция министерства промышленности, я, как министр транспорта и как сопредседатель смешанной комиссии, готов поддержать любые предложения со стороны Греции", - заявил глава Минтранса.

Фото 3.

Как стало известно РИА Новости, АО "Судоремонтный завод "Вымпел" в Рыбинске сотрудничает с греческой компанией "Аргонавтики плоес" по вопросу строительства и передачи "Комета 120М". Сейчас с потенциальным греческим заказчиком ведутся переговоры по вопросу о подписании соглашения о взаимопонимании, в котором отражены основные условия договора на строительство четырех таких судов. Стоимость каждого судна превышает шесть миллионов евро.

Фото 4.

К новым "Кометам" проявляют интерес не только в Греции, но и в самой России. В конце апреля рыбинский завод "Вымпел" посетил президент Владимир Путин. Во время встречи гендиректор предприятия, в частности, рассказал главе государства о проекте по запуску между Ялтой и Сочи корабля на подводных крыльях.

Путин заметил, что это предложение не единственное, еще несколько судостроительных компаний в разных регионах предлагают подобные проекты.

"У министерства транспорта и министерства промышленности есть возможность провести квазиконкурсные или конкурсные процедуры и выбрать наилучшее предложение. Но само по себе предложение мне очень нравится", - сказал президент, отметив, что план может быть реализован при определенной поддержке со стороны государства в виде льгот по лизингу.

Фото 5.

При этом Путин добавил, что маршрут Сочи - Ялта сложен с точки зрения погодных условий, так как суда на подводных крыльях опасно использовать при сильном ветре. Но такие корабли можно пустить на другие маршруты на кавказском побережье или в Крыму, этот вид транспорта нужно развивать, он будет востребованным, заключил президент.

Анапа готова принять "Кометы"
На днях генеральный директор "Росморпорта" Андрей Тарасенко заявил, что уже идет подготовка к возобновлению рейсов "Комет" по Черноморскому побережью. По его словам, в Анапе уже создано предприятие, которое будет полностью отвечать за пассажирскую транспортировку.

"Раньше это было невыгодно, но вот поступили заявки, в частности от компании "Черноморские скоростные линии", что многим интересно с Анапы прийти в Сочи, многим хочется в Ялту прийти. Поэтому вопрос решаем. Не скажу точно, когда это будет. Сейчас компании получают лицензии, там большой комплект документов для получения оборудования", - сказал Тарасенко.

Будет ли данное направление популярным и регулярным, покажет пассажиропоток, добавил он.

Фото 6.

Производство "Комет" на рыбинском заводе прерывалось почти на два десятилетия, однако в 2013 году на предприятии снова начали строить суда на подводных крыльях.

Тогда Максим Соколов, выступая на церемонии закладки первой из обновленных "Комет", отметил, что суда будут строиться по совершенно новым технологиям. По его словам, реализация подобных разработок даст новые возможности по перевозке пассажиров не только по крупнейшим рекам России, но и в черноморском бассейне и в бассейне Балтийского моря.

Фото 7.

Скоростное судно на подводных крыльях "Комета 120М" предназначено для перевозок пассажиров в морской прибрежной зоне. Судно длиной около 35 метров и водоизмещением в 73 тонны сможет развивать скорость до 35 узлов и перевозить до 120 пассажиров: 22 - в салоне бизнес-класса, 98 - в салоне эконом-класса.

Фото 8.

Морское пассажирское судно на подводных крыльях "Комета 120М" проекта 23160 - справка

Район эксплуатации - моря с морским тропическим климатом. Удаление от порта – убежища в открытых морях до 50 миль.

Класс РС: КМ Hydrofoil craft Passenger – A

Длина габаритная, м - 35,2
Ширина габаритная, м - 10,3
Водоизмещение, т - 73,0
Осадка габаритная на плаву, м - 3,5
Скорость, узлов - 35
Экипаж, человек - 5
Пассажировместимость, человек: 120
салон бизнес класса 22
салон экономического класса 98
Мощность двигателей, кВт - 2 х 820
Часовой расход топлива, кг/час - 320
Дальность хода в полном водоизмещении, миль - 200
Автономность плавания, часов - 8

Фото 9.

Морское пассажирское судно на подводных крыльях «Комета 120М» - это однопалубное судно, оснащенное двухвальной дизель-редукторной энергетической установкой. Судно предназначено для осуществления скоростной перевозки пассажиров в светлое время суток в новых креслах авиационного типа. Сообщается, что данный проект морского судна был спроектирован на базе СПК, которые создавались в СССР по проектам «Комета», «Колхида» и «Катран». Основное предназначение данного корабля перевозка пассажиров в прибрежной морской зоне. Сообщается, что корабль сможет развивать скорость хода в 35 узлов. Основным его отличием от ранее строящихся в нашей стране СПК будет обеспечение высокого уровня комфорта для пассажиров. С этой целью на корабле должна будет появиться автоматическая система умерения качки и перегрузки. В конструкции корабля будут использованы современные вибропоглощающие материалы, что также должно положительным образом сказаться на комфорте пассажиров.

Фото 10.

Просторные салоны бизнес- и эконом-класса на новой «Комете» получат удобные пассажирские кресла авиационного типа, максимальное количество пассажиров - 120, предусмотрена установка в салонах системы кондиционирования воздуха. К особенностям корабля можно отнести размещение пассажиров в носовом и среднем салонах. В кормовом салоне будет расположен бар. Также в помещениях ходовой рубки и бара предусмотрено двойное остекление. Судно получит современные средства связи и навигации. Сократить объем расхода топлива планируется за счет установки современных двигателей 16V2000 M72 с электронным впрыском топлива, выпускаемых немецкой компанией MTU, и гребных винтов, обладающих увеличенным коэффициентом полезного действия.

Фото 11.

Также Сергей Итальянцев, занимающий пост руководитель дирекции программы «Суда река-море» в департаменте гражданского судостроения Объединенной судостроительной корпорации, рассказал журналистам, что в ОСК рассматривают вариант достройки, расположенных на Хабаровском судостроительном заводе двух корпусов морских пассажирских судов на подводных крыльях проекта «Олимпия». В перспективе эти достроенные суда можно было бы использовать для обеспечения перевозок пассажиров на Керченской переправе в Крыму. Также в случае достройки данные суда можно было бы использовать и на Дальнем Востоке. Именно на Черном море и на Дальнем Востоке сегодня имеются большие проблемы с обслуживанием пассажиропотока.

Корабли проекта «Олимпия» в состоянии принять на борт до 232 пассажиров. Они предназначены для скоростных перевозок пассажиров по морям с тропическим и умеренным климатом с удалением от «портов-убежищ» до 50 миль. Всего было построено два таких судна, оба были проданы на экспорт. Степень готовности двух недостроенных судов составляет примерно 80%. В случае принятия решения и заключения договора на их достройку корабли могут быть достроены в течение 6-8 месяцев, отмечается на сайте ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

источники