Виды в зависимости от сферы. В зависимости от сфер общественной жизни. Сущность закона синергии

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Для того, чтобы описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико.

Возникновение различных видов деятельности связано с общественно-историческим развитием человека. Фундаментальными видами деятельности, в которые включается человек в процессе своего индивидуального развития, являются общение, игра, учеба, труд.

  • * общение -- взаимодействие двух или более людей в процессе обмена информацией познавательного или аффективно-оценочного характера;
  • * игра -- вид деятельности в условных ситуациях, имитирующих реальные, в которых усваивается общественный опыт;
  • * учение -- процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности;
  • * труд -- деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.

Общение -- вид деятельности, состоящий в обмене информацией между людьми. В зависимости от возрастного этапа развития человека, специфики деятельности изменяется характер общения. Каждому возрастному этапу свойственен специфический тип общения. В младенчестве взрослый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием, помогает ориентироваться в окружающем мире. В раннем возрасте общение между взрослым и ребенком осуществляется в связи с предметным манипулированием, активно осваиваются свойства предметов, формируется речь ребенка. В дошкольный период детства сюжетно-ролевая игра развивает навыки межличностного общения со сверстниками. Младший школьник занят учебной деятельностью, соответственно и общение включено в данный процесс. В юношеском возрасте кроме общения много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности. Специфика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер общения, манеру поведения и речь. Общение в профессиональной деятельности не только организует, но и обогащает ее, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Игра -- вид деятельности, результатом которой не является производство какого-либо материального продукта. Она -- ведущая деятельность дошкольника, поскольку через нее он принимает нормы общества, учится межличностному общению со сверстниками. Среди разновидностей игр можно выделить индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Игры имеют большое значение в жизни людей: для детей они преимущественно носят развивающий характер, для взрослых являются средством общения, отдыха.

Учение -- вид деятельности, его цель состоит в приобретении знаний, умений, навыков. В процессе исторического развития накапливались знания в различных областях науки и практики, поэтому для освоения этих знаний учение выделилось в специальный вид деятельности. Учение влияет на психическое развитие индивида. Оно состоит из усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания), правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умение).

Труд исторически является одним из первых видов человеческой деятельности. Предмет психологического изучения -- не сам труд в целом, а его психологические компоненты. Обычно труд характеризуется как сознательная деятельность, которая направлена на осуществление результата и регулируется волей в соответствии с ее сознательной целью. Труд выполняет важную формирующую функцию в развитии личности, поскольку влияет на становление ее способностей и характера.

Отношение к труду закладывается в раннем детстве, знания и навыки формируются в процессе обучения, специальной подготовки, опыта работы. Трудиться -- значит проявлять себя в деятельности. Труд в определенной сфере деятельности человека связывают с профессией.

Таким образом, каждый из рассмотренных выше видов деятельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития личности. Текущий вид деятельности как бы подготавливает последующий, так как в нем развиваются соответствующие потребности, познавательные возможности и особенности поведения.

В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия.

Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

По сферам общественной жизни - экономическая, социальная, политическая и духовная.

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • § социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • § экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • § политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • § духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества -- это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

Социальная сфера -- это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д.

Экономическая сфера -- это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера -- область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества.

Политическая сфера -- это отношения людей, связанные с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Элементы политической сферы можно представить таким образом:

  • § политические организации и институты -- социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;
  • § политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
  • § политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
  • § политическая культура и идеология -- политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Духовная сфера -- это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.


Включённость общества - массовая, коллективная, индивидуальная.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность. Коллективная, массовая, индивидуальная формы деятельности обусловлены сущностью действующего субъекта (человек, группа людей, общественная организация и т. п.). В зависимости с общественными формами объединения людей в целях исполнения деятельности устанавливают индивидуальную (пример: управление регионом или страной), коллективную (судовые системы управление, работа в кллективе), массовую (примером массовой информации является смерть Майкла Джексона).

Зависимость от социальных норм - моральная, аморальная, законная, незаконная.


Обусловленности от соответствия деятельности существующим общекультурным традициям, общественным нормам дифференцируют законную и незаконную, а так же моральную и аморальную деятельность. Незаконная деятельность - это все что запрещается законом, конституцией. Взять, например изготовление и производство оружия, взрывчатых веществ, распространение наркотиков, все это является незаконной деятельностью. Естественно многие стараются придерживаться моральной деятельности, то есть учиться на совесть, быть вежливым, ценить родных, помогать старым и бездомным. Есть ярким пример моральной деятельности - вся жизнь матери Терезы.

Потенциал нового в деятельности - инновационная, изобретательская, творческая, рутинная.

Когда деятельность человека затрагивает исторический ход событий, с общественным ростом, то распределяют прогрессивную или реакционную, а еще созидательную и разрушительную деятельности. Например: Прогрессивная роль промышленной деятельности Петра 1 или же прогрессивная деятельность Петра Аркадьевича Столыпина.

В зависимости от отсутствия или же наличия каких-либо целей, успехов деятельности и путей ее совершения раскрывают однообразную, монотонную, шаблонную деятельность, которая в свою очередь протекает строго по определенным требованиям, а новое чаще всего не дается (Изготовление какого-либо продукта, вещества по схеме на заводе или фабрике). А вот деятельность творческая, изобретательная наоборот, она несет за собой характер оригинальности нового, прежде неведомого. Она отличается специфичностью, исключительностью, неповторимостью. А элементы творчества могут применяться в любой из деятельностей. В пример можно привести танцы, музыка, живопись, здесь нет правил или инструкций, здесь воплощение фантазии, и ее реализации.

Виды познавательной деятельности человека

Учение или познавательная деятельность относится к духовным сферам жизни человека и общества. Существует четыре вида познавательной деятельности:

  • · обыденная - заключается в обмене опытом и теми образами, которые люди носят в себе и делятся с окружающим миром;
  • · научная - характеризуется изучением и использованием различных законов и закономерностей. Главная цель научной познавательной деятельности - создать идеальную систему материального мира;
  • · художественная познавательная деятельность заключается в попытке творцов и художников дать оценку окружающей действительности и найти в ней оттенки прекрасного и безобразного;
  • · религиозная. Её предметом является сам человек. Его поступки оцениваются с точки зрения угодности Богу. Сюда же относятся и нормы морали и нравственные стороны поступков. Учитывая, что из поступков состоит вся жизнь человека, немаловажную роль в их формировании играет духовная деятельность.

Виды духовной деятельности человека

Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды деятельности, как религиозная, научная и творческая. Зная о сущности научной и религиозной деятельности, стоит подробнее рассмотреть виды творческой деятельности человека. Сюда относятся художественное или музыкальное направление, литература и архитектура, режиссура и актерское мастерство. Задатки творчества есть у каждого человека, однако чтобы раскрыть их необходимо долго и упорно трудиться.

Виды трудовой деятельности человека

В процессе труда развивается мировоззрение человека и его жизненные принципы. Трудовая деятельность требует от личности планирования и дисциплины. Виды трудовой деятельности бывают как умственные, так и физические. В обществе сложился стереотип, что физический труд намного сложнее умственного. Хотя внешне работа интеллекта не проявляется, на самом деле эти виды трудовой деятельности почти равны. Лишний раз этот факт доказывает разнообразие существующих на сегодняшний день профессий.

Виды профессиональной деятельности человека

В широком смысле понятие профессия означает разнообразную форму деятельности, совершаемую на благо общества. Проще говоря, суть профессиональной деятельности сводится к тому, что люди работают для людей и на благо всего общества. Существует 5 видов профессиональной деятельности.

  • 1. Человек-природа. Суть этой деятельности во взаимодействии с живыми существами: растениями, животными и микроорганизмами.
  • 2. Человек-человек. К этому типу относятся профессии так или иначе связанные со взаимодействием с людьми. Деятельность здесь заключается в воспитании, руководстве людьми, и их информационным, торговым и бытовым обслуживанием.
  • 3. Человек-техника. Тип деятельности, характеризующийся взаимодействием человека и технических сооружений и механизмов. Сюда относится все, что связано с автоматическими и механическими системами, материалами и видами энергии.
  • 4. Человек - знаковые системы. Деятельность этого типа заключается во взаимодействии с цифрами, знаками, естественными и искусственными языками.
  • 5. Человек - художественный образ. К этому типу относятся все творческие профессии, связанные с музыкой, литературой, актерским мастерством, и изобразительной деятельностью.

Виды хозяйственной деятельности людей

Хозяйственная деятельность человека в последнее время жестко оспаривается защитниками природы, поскольку она основана на природных запасах, которые в скором времени исчерпают себя. К видам хозяйственной деятельности человека относятся добыча полезных ископаемых, таких как нефть, металлы, камни и все, что может принести выгоду человеку и нанести ущерб не только природе, но и всей планете.

Виды информационной деятельности человека

Неотъемлемой частью взаимодействия человека с окружающим миром является информация. К видам информационной деятельности относятся получение, использование, распространение и хранение информации. Информационная деятельность нередко становится угрозой жизни, поскольку всегда есть люди, которым не угодно, чтобы третьи лица знали и разглашали какие-либо факты. Также этот вид деятельности может носить провокационный характер, а также являться средством манипуляций сознанием общества.

Виды психической деятельности человека

Психическая деятельность влияет на состояние личности и продуктивность его жизни. Самым простым видом психической деятельности является рефлекс. Это привычки и навыки, установившиеся путем постоянного повторения. Они почти незаметны, по сравнению с самым сложным видом психической деятельности - творчеством. Оно отличается постоянным разнообразием и неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому творческие люди так часто эмоционально нестабильны, а профессии связанные с творчеством считаются самыми трудными. Именно поэтому творческих людей называют талантами, способными преобразовать этот мир и привить обществу культурные навыки.

Культура включает в себя все виды преобразовательной деятельности человека. Существует только два вида этой деятельности - созидание и разрушение. Второе, к сожалению, встречается чаще. Многие годы преобразовательной деятельности человека в природе привели к бедам и катастрофам.

На помощь здесь может прийти только созидание, а это значит как минимум, восстановление природных ресурсов.

Деятельность отличает нас от животных. Одни её виды приносят пользу развитию и становлению личности, другие носят разрушительный характер. Зная, какие качества в нас заложены, мы можем избежать плачевных последствий собственной деятельности. Это не только принесет пользу окружающему миру, но и позволит нам самим с чистой совестью заниматься любимыми делами и считать себя людьми с большой буквы.

Классификация видов маркетинга

Приведем классификацию видов маркетинга

1. В зависимости от целей обмена и сферы применения различают:

Коммерческий маркетинг (маркетинг не прибыльных организаций) – маркетинговая деятельность организаций, целями которых является получение прибыли;
Некоммерческий маркетинг – это деятельность направленная на создание, поддержку или изменение отношения потенциальных и существующих потребителей к определенным организациям и их профессиональной деятельности, это маркетинг не прибыльных организаций (школы, больницы, политические партии(с партиями я не согласна, они очень прибыльны)), а также социальный маркетинг, целью которого является достижение определенных общественных целей.

Социальный маркетинг – маркетинговая деятельность по разработке социальных программ, направленных на определенные социальные группы с целью содействия определенным социальным идеям и движениям, практическим действиям тех или иных социальных организаций (маркетинг социальных служб молодежи, пенсионный фонд).
Коммерческий маркетинг подразделяют в зависимости от сферы применения, а также по территориальному признаку. В зависимости от сферы применения различают маркетинг: промышленный, потребительский, маркетинг услуг, банковский, аграрный и др..

Потребительский маркетинг (маркетинг товаров потребительского спроса) ориентирован на конечных потребителей товаров, которые приобретают их для личного, домашнего или семейного использования. Решение о покупке принимаются либо индивидуально, либо на уровне семьи. Инструменты маркетинга: распределение товаров потребительского спроса обычно происходит через посредников, среди форм продвижения применяется реклама стимулирования сбыта.

Промышленный маркетинг – покупателями товаров на промышленном рынке есть компании, предприятия, организации, лица, которые покупают товары не для собственного потребления, а для использования в производстве, перепродажи или сдачи в аренду. Специфика промышленного рынка определяет и его особенности- это особенности природы спроса (вторичный, не эластичный, неустойчивый), особенности покупателей и особенности товаров. Инструменты маркетинга: применяют персональная продажа и прямые каналы сбыта.

Маркетинг услуг – вид деятельности фирмы, направленный на удовлетворение потребностей потребителей в нематериальных видах товаров или в полезном эффекте с целью получения фирмой прибыли (связь, транспортные услуги, страхование, туризм). Услуги нельзя увидеть или почувствовать до того, как они будут приобретены.

Есть четыре особенности услуг:

Нематериальность услуг;
невозможность хранения услуги;
неотделимость услуги от поставщика или окружающих условий;
уникальность услуги.

2. По территориальному признаку маркетинг разделяют на внутренний и международный

Внутренний маркетинг – маркетинговая деятельность фирмы направлена на внутренний рынок. Определяют следующие формы внутреннего маркетинга:

Локальный маркетинг- когда деятельность фирмы не выходит за пределы определенного населенного пункта (розничные магазины);
региональный маркетинг- когда фирма работает в пределах регионов, областей;
национальный маркетинг- фирма в своей деятельности охватывает совокупный национальный рынок (телекомпании, издательства).
В последнее время возрастает значение международных рынков, потому что это возможность увеличить объемы продаж, а также достичь экономии на масштабах и использовать низкие затраты как существенное преимущество в конкурентной борьбе.

Международный маркетинг – это маркетинговая деятельность фирмы на зарубежных рынках. Международный маркетинг также дает возможность снизить коммерческий риск и продлить жизненный цикл товара. Он зависимости от степени интернационализации обычно приобретает одну из следующих форм:

Импортно/ экспортный маркетинг- это маркетинговая деятельность предприятия по импорту/ экспорту товаров и услуг;
внешнеэкономический маркетинг- это маркетинговая деятельность предприятия на рынках нескольких стран, которая предусматривает создание филиалов, представительств предприятий или дочерних предприятий;
многонациональный маркетинг- это маркетинговая деятельность фирмы, действующей в разных странах (регионах) и имеет полицентрическую ориентацию, то есть исходит из того, что каждый рынок уникален и фирма должна максимально адаптироваться к национальным особенностям иностранных рынков, (например: мультсериал «Симпсоны» показывают более чем в 60 странах мира и более чем на 20 языках, для 60 млн. зрителей еженедельно. Причем, русский перевод отличается явной национальной окраской).
глобальный маркетинг- это маркетинговая деятельность предприятия с ориентацией на глобальный рынок, потребности которого можно удовлетворить стандартизированным продуктом, используя похожие инструменты продаж и маркетинговых коммуникаций. Пример, деятельность компаний «Тойота», «Форд», «BMW», кукла Барби.

3. В зависимости от степени рыночной ориентации предприятия и периода, на который разрабатывается маркетинговая политика предприятия, различают:

Стратегический маркетинг , который предполагает регулярны анализ потребностей потребителей, сегментирование рынка и выбор базового рынка, разработку маркетинговой стратегии. В задачи стратегического маркетинга входят:

Анализ потребностей потребителей и определение базового рынка;
сегментирование рынка;
ситуационный анализ (SWOT- анализ);
определение маркетинговых целей.

Тактический маркетинг (оперативный) , который предусматривает процесс разработки мероприятий и реализации целей на выбранном рынке с конкретной номенклатуры продуктов на определенный срок.

Задача тактического маркетинга предусматривают:

Изучение рынка и обоснование решений по производству товаров;
разработку маркетингового комплекса;
разработку бюджета маркетинга;
реализацию плана маркетинга и его контроль.

4. В зависимости от особенностей субъекта различают:

Микромаркетинг- маркетинговая деятельность по конкретному виду продукта производится.
макромаркетинг- маркетинговая деятельность по широкому кругу продуктов или сфер деятельности на уровне предприятия, промышленно -финансовой группы, концерна, государства.

Задачи управления маркетингом заключаются в воздействии на уровень, характер и время спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении целей, стоящих перед ней. Управление маркетингом- это управление спросом.

5. В зависимости от видов спроса выделяют восемь видов маркетинга.

1. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса , если большая его часть недолюбливает продукт и согласна даже на определенные расходы только бы его избежать (прививки, стоматологические процедуры). Применяется конверсионный маркетинг, цель которого изменить негативное отношение потребителей к товару на положительное, то есть создать спрос, проанализировать почему рынок не любит товар и может ли программа маркетинга изменить негативное отношение рынка переработкой товара, снижением цен или более активным стимулированием. Например, используется современными украинскими модельерами для изменения отношения российских потребителей к их изделий. В рекламных мероприятиях делается упор на то, что известные люди (жена Президента, певцы, актеры) являются постоянными клиентами российских модельеров.

2. При отсутствии спроса , целевые потребители могут быть не заинтересованными в продукте или безразличны к нему (студенты- изучение иностранного языка). Применяется стимулирующий маркетинг, целью которого является стимулировать сбыт в условиях безразличного отношения потребителей к товару, найти способы связывания надлежащих товару выгод с естественными потребностями человека, используя такие инструменты: ознакомление потребителей с возможностями товара, снижение цен, интенсификация рекламы. Пример, мобильные операторы.

3. При скрытом спросе потребители хотят невозможного , т. е. удовлетворить с помощью товаров потребность, имеющуюся на рынке (безвредные сигареты, экономичные автомобили). Применяется креативный маркетинг, цель которого превратить потенциальный спрос на реальный, оценить величину рынка и создать эффективные товары, способные удовлетворить спрос и использовать имеющиеся товары в новых сферах потребления. Например, существует скрытый спрос на компьютерный программный продукт, который бы позволил ПК читать вслух текст из электронного варианта.

В Бельгии начали производить безвредный шоколад

Первый в мире НЕ наносящим вред зубной эмали шоколад предложили бельгийские шоколатье Daskalids и Smet. При производстве шоколадных изделий бельгийцы вместо обычного сахара использовала изомальтулозу (isomaltulose), которая является разновидностью сахара. “Изомальтулоза состоит из смеси глюкозы и фруктозы, и имеет почти такой же вкус, что и обычный сахар, однако его НЕ Способны уничтожить бактерии, которые находятся в ротовой полости, вследствие этого он НЕ выделяет кислоту, которая разрушает зубную эмаль”.

4. Падающий спрос (уменьшается количество посетителей театров) . Применяется ремаркетинг- целью которого является восстановление спроса, благодаря творческому переосмыслению подхода к предложению товара, предоставлению товара рыночной новизны и проникновения на новые рынки. Спрос на кукурузные палочки, который снизился на некоторое время, снова восстановился, увеличился ассортимент, введены новые вкусы, как сладкие, так и соленые, что привлекло больше покупателей. На некоторых упаковках пишут «вкус детства», который возрождает приятные впечатления детства и побуждает к покупке.

5. Нерегулярный спрос (сезонность- сахарная промышленность, колебания на почасовой основе- транспорт) . Применяется синхромаркетинг- целью которого является поиск способов сглаживания колебаний в распределении спроса по времени с помощью более гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов возбуждения.

6. Полноценный спрос . Применяется поддерживающий маркетинг, целью которого является поддержание существующего уровня спроса несмотря на изменение потребительских предпочтений и конкуренции благодаря качеству товара и обслуживания, гибкой ценовой политике и рекламе.

7 . Чрезмерный спрос , у ряда организаций уровень спроса выше, чем они хотят или могу удовлетворить. Применяется демаркетинг, целью которого является снижение спроса посредством повышения цен, ослабление методов стимулирования и сокращения сервиса, можно продавать зарубежным фирмам лицензию на право производства товара под маркой фирмы. Цель – не ликвидировать спрос, а только снизить его уровень. Государство пытается снизить уровень вылова рыбы и охоты на животных. Для этого введены сезона охоты, уплата денежного взноса за право охоты на определенных животных.

8 . Нерациональное спрос (сигареты, спиртные напитки, наркотики) . Применяется противодействующий маркетинг, задача которого убедить потребителей отказаться от своих вредных привычек путем распространения угрожающей информации, резкого повышения цен и ограничения доступности товара. Предупреждение о вреде продукции должно занимать не менее 15 % общей площади рекламного объявления.
Маркетолог должен хорошо уметь воздействовать на уровень, характер и время спроса, поскольку уже существующий спрос может не совпадать с тем, которого ждет для себя фирма.

Маркетинг- это одна из функций менеджмента- процесса управления ресурсами

ОН обеспечивает достижение фирмой поставленных целей. Маркетинговый менеджмент- это управленческая деятельность, которая включает анализ, планирование реализации и контроль мероприятий, направленных на формирование и интенсификацию спроса на товары или услуги и увеличения прибыли.

I. В зависимости от сферы деятельности в предлагаемой классификации выделяют экономические, организационные, технические, коммуникативные управленческие решения.

Экономические решения призваны дать ответ на вопросы:

· что производить?

· какое количество продукции найдет сбыт?

· какой уровень производственных затрат оптимален?

· по какой цене следует реализовывать готовую продукцию?

· какие экономические выгоды даст производство инвестору и обществу в целом?

Организационные решения предполагают разрешение проблем организации производства продукции и дают ответы на следующие вопросы:

· где географически следует разместить производство?

· какие производственные помещения потребуются для организации производства?

· каковы потребности в персонале?

При этом организационные решения должны содержать конкретные мероприятия по удовлетворению производственных потребностей предприятия.

Технические управленческие решения решают проблему выбора технологии производства продукции, технического оснащения производственных подразделений фирмы и их совершенствования.

Коммуникативные решения предполагают мероприятия по установлению, поддержанию и совершенствованию связей организации с субъектами внешней среды, а так же организацию связей между элементами организационной структуры самого предприятия.

II. Исходя из сроков действия и влияния на перспективы развития, оперативные, тактические и стратегические.

Оперативные решения выполняют корректирующую роль непосредственно в ходе производственной деятельности предприятия, решая внезапно возникающие проблемы, не терпящие отлагательства.

Тактические управленческие решения, как правило, ориентированы на кратко и среднесрочную перспективу и проблемы производственно-технического характера. Стратегические управленческие решения призваны обеспечить выполнение организацией ее миссии и, за счет этого, ее выживание в условиях жесткой конкуренции.

III. По целям различают коммерческие и некоммерческие управленческие решения. Коммерческие решения предполагают осуществление действий направленных на достижение определенного экономического эффекта: увеличение объемов оборота, увеличение валового дохода или прибыли и т.п. Управленческие решения некоммерческого характера непосредственно не преследуют экономические цели. Они, как правило, направлены на создание социального имиджа фирмы, социальное развитие муниципального или регионального сообщества, в рамках которого функционирует организация, решение проблем охраны окружающей среды, улучшение условий труда и отдыха работников, а так же развитие некоммерческих направлений деятельности организации.



IV. В зависимости от вида лица, принимающего решение, и организации выработки коллективными или индивидуальными (личными). Приоритетность тех или иных решений в конкретной организации определяется стилем руководства, степенью централизации организационной структуры и управления, располагаемым бюджетом времени для принятия и реализации управленческого решения.

V. Степень уникальности управленческих решений позволяет говорить о рутинных (нетворческих) и уникальных (творческих) решениях. В деятельности любой организации встречаются как часто повторяющиеся, стандартные ситуации, так и новые нестандартные проблемы. Для преодоления повторяющихся проблем необходимо разрабатывать стандартные процедуры, комплекс которых составляет содержание рутинных (нетворческих) управленческих решений. Нестандартные проблемы требуют в каждом случае выявления составляющих элементов, имеющихся ограничений, выработки и анализа множества допустимых вариантов решения данной проблемы, что придает управленческому решению творческий характер.

VI. Полнота исходной информации предполагает разделение управленческих решений на решения, принимаемые:

· в условиях определенности,

· в условиях риска,

· в условиях неопределенности.

Решение принимается в условиях определенности , когда руководитель точно знает результат каждого из альтернативных вариантов решения. Примером могут служить инвестиции в депозитные сертификаты или государственные облигации.

Решение считается принимаемым в условиях риска , если известна вероятность всех альтернативных решений. При этом сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице.

Решение принимается в условиях неопределенности тогда, когда невозможно определить вероятность потенциальных результатов.

VII. Обычно при принятии управленческого решения лица, принимающие управленческие решения основываются на интуиции, суждениях или рациональном выборе. В соответствии с критерием обоснованности управленческие решения могут быть интуитивными, основанными на суждении и рациональными . В свою очередь управленческие решения, основанные на суждении, в зависимости от характера людей, принимающих решение, подразделяют на уравновешенные, импульсивные, инертные и рискованные.

VIII. По рангу управления или уровню иерархии управленческие решения подразделяются на решения высшего, среднего и нижнего уровней . В современных организациях наибольшее количество решений принимается на среднем уровне. Зачастую и решения высшего уровня подготавливаются и разрабатываются на среднем уровне управления.

IX. В зависимости от масштабности управленческие решения подразделяют на комплексные – предназначенные для решения многофакторных проблем, имеющих сложную внутреннюю структуру, и частные , которые применяются в решении частных вопросов деятельности организации.

X. В зависимости от направленности управленческих решений на объекты внешней или внутренней среды они подразделяются на внешние и внутренние решения. При этом следует исходить из того, что управленческое решение не может изменить факторы внешней среды. Внешнее управленческое решение призвано корректировать связи организации с окружающим миром в интересах осуществления миссии или достижения целей организации.

Выделяют

  • Экономическую. Это разновидность политики государства, направленная на изменение экономических процессов в нужную сторону. Субъектами такой политики (они же выступают её исполнителями) является само государство, органы власти всех уровней, а также различные союзы и объединения, не относящиеся к государственным структурам. Реализация экономической политики государства происходит различными ветвями власти. Вынесение на обсуждение и одобрение основных её направлений происходит в парламенте. В свою очередь, Правительство отвечает за её осуществление, распределяя определённые задачи по всем профильным органам.
  • Социальную. Этот вид направлен на регулирование всей совокупности взаимоотношений в обществе. На кого направлена социальная политика:
  1. Членов семьи.
  2. Представителей различных национальностей, классов и групп.
  3. На взаимодействие между семьями, национальностями, группами и классами.

Социальная политика «вытекает» из экономической. В условиях рыночной экономики она имеет цель – удовлетворить все насущные потребности представителей социума. Это позволяет обеспечивать мир в обществе. Без экономического роста не будет возможности для функционирования рыночного хозяйства, а также для сглаживания возникающих в обществе конфликтов.

  • Культурную. Является составляющей социальной политики. Направлена на то, чтобы работали те механизмы, которые обеспечивают преемственность определённых действий. Иными словами, эта специфический вид деятельности по воздействию на личность, который имеет целью формирование у неё определённого мировоззрения. Именно через призму последнего у человека происходит восприятие и оценка окружающей действительности.

Основные задачи культурной государственной политики:

  1. Разработать и внедрить в общество определённые идеалы и ценности, отражающие концепцию гуманизма.
  2. Развить у каждого гражданина критерии адекватной оценки происходящих вокруг него событий.
  3. Установить обратную связь, и на её основе корректировать уже принятые решения.
  4. Сохранить особенности и специфику национальной культуры.
  5. Обеспечить всем слоям социума гарантии широты выбора культурных ценностей, а также их доступность.
  • Демографическую. Представляет собой совокупность мер, реализуемых государственными институтами и некоммерческими организациями, направленных на контроль и/или изменение сложившейся ситуации в области демографии. Она реализуется в трёх основных направлениях:
  1. Укрепить здоровье, а следовательно, и продолжительность жизни население.
  2. Контролировать миграционные процессы и, в случае необходимости, урегулировать их.
  3. Поддержка и сохранение социального института семьи, стимулирование рождаемости.
  • Национальную. Особый вид государственной политики, которая представляет собой совокупность мер и инструментов по обеспечению диалога между представителями различных наций и этнических групп, учёта и реализации национальных интересов. Органы власти, реализующие этот вид политики, формируют у социума определённое отношение к расхождению национальных интересов. Также ведётся постоянный поиск новых решений по благоприятным способам взаимодействия между субъектами межнациональных отношений.
  • Военную. Эта область не является самостоятельной. Она напрямую зависит от курса внешней и внутренней политики. Задача государства тут состоит в обеспечении формирования и функционирования военной структуры. В случае необходимости – мобилизация средств для защиты населения и национальных интересов.
  • Молодёжную. Это совокупность мер различного характера (экономического, нормативно-правового, кадрового, информационного, научного и т. д.) по обеспечению возможности самореализации у молодёжи, а также повышения у неё уровня потенциала к достижению определённого социального статуса. Иными словами, эта область обеспечивает у молодых людей стремление к получению знаний, ведению здорового образа жизни, устройства на престижную работу и т. д. В процессе её реализации идёт непрерывное взаимодействие с гражданами и институтами гражданского общества.
  • Экологическую. Эта область государственной деятельности направлена на установление понимания о сложившейся экологической обстановке на определённой территории и акватории, и связанных с этим эффектов и недостатков. В глобальном смысле – это совокупность мер и способов по воздействию на окружающую среду.
  • Кадровую. Она призвана обеспечить страну квалифицированными сотрудниками. Для этого разрабатывается целая стратегия работы государства с работниками на всех уровнях, чтобы в полной мере и рационально реализовать кадровый потенциал страны.

Выделяют

  • Внутреннюю. Она представлена целой совокупностью направлений. Если говорить проще, то она призвана сохранить сложившийся общественный и политический строй, или реформировать его в случае необходимости.
  • Внешнюю политику. Направление деятельности по установлению взаимоотношений с другими странами; политический курс в международных делах.

Выделяют

  • Государственную политику. Это общий план действий различных государственных органов, направленный на решение важных для граждан страны вопросов. Включает в себя такие элементы, как разработка политической стратегии, определение приоритетного направления развития общества и т. д.
  • Политику партий. Партия представляет собой организованную группу граждан. Они увлечены одной идеей и преследуют цели, которые соответствуют интересам определённых слоёв населения.
  • Политику общественных организаций и движений. Это тоже добровольное объединение граждан, но оно не относится к государственным органам. Иногда для таких организаций используется понятие «третьего сектора» (общественного), как дополнение к публичному и частному.

Типы

  • Политику модернизации. Это процесс изменения сложившегося политического устройства общества благодаря тому, что каждый его член может влиять на принятия тех или иных властных решений. Данный термин применяют к тем странам, которые осуществляют переход от традиционного общества к современному.
  • Политику национального примирения. Она направлена на поиск путей и решений устранения возникших разногласий и конфликтов в обществе мирным путём. Основана на ведении мирных переговоров.
  • Политику «большого скачка». Подразумевает два направления: индустриализацию и коллективизацию. Первая предполагает ускоренное создание основ тяжёлой промышленности с целью укрепления оборонного комплекса страны. Но при этом нужды населения игнорируются. Вторая же основана на таком же ускоренном создании только уже крестьянских хозяйственных объединений. В постреволюционные времена это называлось «раскулачиванием».

Разновидности

  • Местная. Какая она бывает? Уклад, существующий в конкретной организации или муниципальном образовании.
  • Региональная. Распространяется на отдельно взятые административно-территориальные деления (республики, края, области). Призвана обеспечить наиболее рациональное распределение сил для выравнивания уровня жизни населения.
  • Общегосударственная. Руководство для органов власти (в частности, это касается исполнительной ветви). Направляет их деятельность, и обеспечивает законность и соответствие социальным обычаям.
  • Международная. Её субъектами выступают независимые государственные образования, которые вступают друг с другом во взаимодействие.
  • Мировая (глобальный уровень). Выступает фактором, регулирующим международные отношения. Они, в свою очередь, изменяются и также меняют характер и её направление.

а) инновационного

б) финансового

в) нетрадиционного

г) кадрового

д) социального

Эталоны ответов
1 I 1 . Фармацевтическая химия
001 -в 031-6 061-6 091 -г 121-в
002-д 032 -г 062-6 092-6 122 -в
003 -г 033 -д 063-6 093 -д 123-д
004 -г 034 -а 064 - 6 094 -г 124-6
005 -в 035 -д 065 -в 095-6 125-а
006 -д 036 -а 066-6 096-6 126 -г
007 - б 037 -а 067 -г 097 -г 127 -г
008 -г 038-6 068-6 098 -г 128-6
009 -в 039 -в 069 -г 099-6 129 -г
010-д 040 -а 070 -в 100 -г 130 -в
011-г 041 -г 071 -д 101-а 131-а
012-6 042 -г 072-6 102 -в 132 -в
013-в 043 -д 073-6 103 -в 133-г
014-а 044 -а 074-6 104-6 134 -г
015-д 045 -д 075 -д 105 -г 135 -г
016-в 046-6 076 -д 106 -г 136-в
017-6 047 -в 077 -в 107 -а 137-6
018-в 048 -г 078-6 108 -а 138-а
019-в 049 -д 079 -в 109 -а 139-г
020 -а 050-6 080 -а 110-г 140 -г
021 -г 051-в 081 -в 111-в 141-6
022 -д 052-6 082 -д 112-д 142 -г
023 -г 053 -в 083 -д 113-в 143 -г
024 - в 054 -в 084 -в 114-г 144 -г
025 - в 055 -а 085 -д 115-в 145 -в
026 - а 056-6 086 -г 116-г 146 -в
027 -в 057 -в 087 - 6 117-в 147-6
028 -д 058 -а 088 -в 118-в 148-6
029 -в 059 -а 089 -в 119-а 149 -в
030 -д 060-6 090 -в 120-6 150 -г
2. Фармакогнозия 3. Фармацевтическая технология
001 -д 031 -г 061 -в 091 -г 121-в 3.1 . Технология лекарственных форм
002 -д 032-6 062-6 092-6 122 -а 001 -д 041 -в 081 -а 121-в 161-6
003 -д 033 -д 063 -д 093 -в 123 -а 002 -г 042 -в 082 -в 122 -в 162 -в
004 -в 034-6 064-6 094 -г 124-6 003 - в 043 -г 083 -д 123-6 163 -в
005-6 035 -г 065 -в 095-6 125 -а 004 -а 044 -в 084 -в 124-6 164-6
006 -в 036 -г 066 -д 096-6 126-д 005 -д 045 -а 085-6 125 -г 165 -г
007 -в 037 -в 067 -а 097 -в 127-6 006 -а 007 -в 046 -а 047 -в 086 -в 087 -г 126-6 127 -г 166 -г 167 -в
008-6 038 -в 068 -в 098 -в 128 -а 008 -в 048 -г 088 -г 128-6 168 -в
009 -г 039 -д 069-6 099-6 129 -в 009 -д 049 -а 089-6 129 -в 169 -в
010-6 040-6 070 - г 100 -г 130 -г 010-в 050 -в 090 -г 130-6 170 -а
011-в 041-6 071-6 101-а 131-а 011-в 051 -в 091 -а 131-6 171-г
012-г 013-6 042 - в 043-6 072-6 073-6 102-6 103-6 132 -в 133 -г 012-в 013-д 014-д 052 -а 053 -в 054-6 092 -г 093-6 094 -в 132 -в 133 -в 134 -а 172 -г 173 -г 174 -а
014-г 044 -г 074 -в 104 -г 134 -а 015-6 055 -в 095 -в 135-6 175 -в
015-д 045 - г 075 -г 105 -в 135-в 016-г 056-6 096 -г 136-г 176 -г
016-а 046 -д 076 -в 106-6 136 -а 017-6 057 -г 097 -г 137-а 177-6
017-а 018-г 047-6 048 -д 077 -а 078 -д 107-6 108 -в 137-г 138-в 018-6 i 019-г 020-6 058 -в 059 -г 060 -г 098 -а 099-6 100 -в 138-6 139-д 140 -а 178 -в 179-6 180-д
019-г 049 -г 079 -в 109 -г 139-г 021-6 061-6 101-6 141-в 181-6
020-6 050 -г 080 -а 110-а 140 -д 022-6 062-6 102 -д 142-6 182-а
021 -а 051-6 081 -в 1Н-Д 141-а 023 -а 063 -в 103-6 143 -в 183-а
022 -г 023 -в 052 -г 053 -г 082 -в 083-6 112-а 113-г 142 -г 143-6 024 -г 025 -г 1 026-6 064-6 065-6 066 -в 104-6 105-6 106 -в 144 -а 145 -а 146 -г 184 -а 185-а 186-6
024 -г 054 -г 084 -в 114-г 144 -в 027 -в 067-6 107 -в 147 -г 187-а
025 -д 055 -в 085-6 115-в 145 -д 1 028 -д 068 -в 108 -г 148 -в 188-г
026 -а 056 -в 086-6 116-г 146 -а 029 -в 069 -д 109 -в 149 -в 189-в
027-6 057 -в 087 -д 117-а 147 -в ; озо - г 070 -а 110-а 150 -в 190 -в
028 -г 058 -г 088 -в 118-6 148 -д ; оз1-г 032 -а 071 -в 072 -г 111-6 112-6 151-д 152 -а 191 -6 192 -г
029 -г 059 -г 089 -а 119-6 149 -г 033 -в 073-6 113-в 153-г 193 -а
030 -в 060 -в 090 -а 120 -в 150-6 034-6 074 -в 114-в 154-6 194 -г
035 -г 075 -в 115-6 155-д 195-6
036 -а 076 -в 116-в 156-а 196 -а
037 -в 077 -г 117-в 157-6 197 -а
038 -в 078 -г 118-в 158-6 198 -а
I 039 - а 079 -а 119-6 159-в 199-6
040 - в 080-6 120 -а 160 -г
3.2. Технология готовых лекарственных средств 1 4. Биотехнология
001-6 035 -в 069 -а 103-6 137- д 001- г 021 -г 041 -д 061 -а 081 -в
002 -в 036 -в 070 -а 104 -в 138- а , 002- 022 -в 042 -в 062 -г 082 -в
003 -а 037 -а 071-6 105-6 139- д 003- 023 -г 043 -а 063 -в 083 -в
004-6 038 -г 072 -г 106 -г 140- 004- в 024 -в 044 -г 064-6 084 -а
005 -в 039 -г 073 -в 107-6 141- г 005- в 025 -в 045 -в 065-6 085 -г
006-6 040 -в 074 -д 108 -в 142- а 006- в 026 -а 046-6 066 -в 086 -в
007 -г 041-6 075 -г 109-6 143- в 007- а 027 -в 047 -г 067 -г 087 -в
008-6 042 -в 076 -в 110-6 144- 008- 028 -г 048 -в 068 -г 088-6
009 - в 043 -д 077 -д 111-в 145- в 009- 029 -в 049 -в 069-6 089 -в
010-6 044 -в 078 -в 112-д 146- 010- а 030 -г 050-6 070 -в 090 -в
011-д 045-6 079 -г ИЗ-д 147- а 011- в 031 -в 051 -а 071 -а 091 -в
012-6 046-6 080 -г 114-д 148- г 012- в 032 -в 052-6 072 -в 092 -г
013-а 047 -д 081-6 115-в 149- а 013- 033 -в 053 -в 073 -в 093 -в
014-в 048 - г 082 -а 116-г 150- а 014- г 034 -а 054 -в 074-6 094 -а
015-д 049 -д 083 -а 117-г 151- г 015- г 035 -г 055 -г 075-6 095^ г
016-а 050 -г 084 -в 118-а 152- а 016- г 036 -г 056 -г 076 -в 096 -а
017-а 051-6 085 -в 119-а 153- а 017- г 037 -в 057 -г 077 -в 097 -а
018-6 052 -а 086 -в 120 -в 154- 018- г 038 -в 058 -г 078 -а 098 -в
019-6 053 -а 087 -а 121-д 155- 019- в 039 -в 059-6 079 -в 099 -г
020 -д 054 -а 088 -в 122-6 156- в 020- 040-6 060 -в 080 -в 100 -г
021 -г 055 -д 089 -г 123 -г 157- а
022-6 056 -а 090 - в 124 -а 158-
023 -а 057 -г 091 -в 125-6 159- в
024 -д 058 -д 092 -г 126 -г 160- а
025 -а 059 -д 093 -в 127-д 161-
026 -в 060 - г 094 -а 128 -а 162- г
027-6 061 -д 095 -в 129 -а 163- в
028 -а 062 -д 096 -д 130-в 164- а
029 -а 063 -д 097 -г 131-6 165- в
030 -а 064 -д 098 -в 132 -в 166- а
031 -г 065 -д 099 -а 133-в 167- а
032 -а 066 -а 100 -г 134 -в 168- а
033 -а 067-6 101-г 135 -г 169-
034 -в 068 -а 102-6 136-6 170- в

5. Управление и экономика фармации - г 213-г 235 -а 257 -а 279-6
- г 214-д 236 -в 258 -в 280-6
001-6 039 -д 077-6 И5-д ~ а 215-д 237 -в 259-6 281 -а
002-6 040-6 078 -а 116-6 - а 216-в 238 -в 260-6 282 -г
003 -в 041 -д 079 -д 117-г -6 217-д 239-д 261 -д 283-6
004-6 042-6 080 -г 118-г - д 218-г 240 -г 262 -в 284-д
005 -в 043 -в 081-6 119-г - д 219-д 241 -г 263 -в 285 -а
006 -а 044 -в 082 -а 120 -г 220 -в 242-6 264 -д 286-6
007-6 045 -в 083-6 121-г - д 221-6 243 -г 265 -г 287 -в
008-6 046 -а 084 -а 122-6 -6 - д 222 -г 244 -а 266-6 288-6
009-6 047 -а 085 -г 123 -а ~ г - д 223 -д 245 -в 267 -г 289 -в
010-6 048 -а 086 -г 124 -в - г - в 224 -а 246-6 268-6 290 -а
011-в 049-6 087 -а 125 -в - г 225 -а 247-6 269 -в 291-6
012-6 050 -г 088 -в 126-6 - в - д 226-6 248 -а 270 -в 292-6
013-в 051-6 089 -а 127 -д -6 - д 227 -д 249 -в 271-6 293 -в
014-а 052-6 090-6 128-6 -6 - д 228-6 250 -в 272 -г 294-6
015-а 053 -г 091 -а 129 -в 229 -а 251-6 273 -д 295-6
016-6 054 -в 092 -в 130 -в - г 230 -г 252-6 274 -г 296 -д
017-6 055-6 093 -в 131-д -6 - д 231-а 253 -д 275 -в 297 -г
018-а 056 -д 094 -д 132-6 - г 232-6 254 -д 276 -г 298 -д
019-а 057 -д 095 -г 133-а - в - д 233 -г 255 -а 277-6 299 -в
020-6 058 -в 096 - г 134 -а - а 234 -г 256 -в 278 -а 300 -в
021-6 059 -в 097 -г 135 -в
022 -а 060 -а 098 -в 136-д
023-6 061 -а 099 -в 137-в
024 -а 062-6 100-6 138-6
025-6 063 -а 101-6 139 -в
026 -а 064 -в 102-6 140 -г
027 -в 065 -д 103 -а 141 -г -6
028-6 066 -г 104 -а 142 -а
029-6 067-6 105 -в 143-6 -6
030-6 068-6 106 -в 144-6 -6
031 -а 069-6 107 -г 145-6 - в
032 -а 070-6 108 -г 146 -г
033 -в 071 -г 109-6 147 -д -6
034-6 072 -д 110-г 148 -а -6
035-6 073 -в 111-а 149 -а
036 -д 074 -а 112-а 150 -а - в
037 -в 075 -а 113-г 151-г -6
038 -г 076-6 114 -в 152-6

1. Фармацевтическая химия..............................................................................3

2. Фармакогнозия.............................................................................................35

3. Фармацевтическая технология....................................................................68

3.1. Технологии лекарственных форм........................................................68

3.2. Технология готовых лекарственных средств...................................106

4. Биотехнология............................................................................................136

5. Управление и экономика фармации.........................................................155

Эталоны ответов.............................................................................................211

1. Фармацевтическая химия......................................................................211

2. Фармакогнозия.......................................................................................212

3. Фармацевтическая технология.............................................................213

3.1. Технология лекарственных форм.........................................................

3.2. Технология готовых лекарственных средств.......................................

4. Биотехнология........................................................................................215

5. Управление и экономика фармации.....................................................216