Проблемы развития малого предпринимательства статьи. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в россии. «Нереально» высокие издержки

Большинство из них закрываются на следующий год, меньшая часть успевает проработать несколько лет. И лишь незначительная доля всех организаций успешно функционирует на рынке. В последнее время у людей пропало желание открывать собственное дело. Это связано с проблемами малого бизнеса, которые существуют в нашей стране на данный момент. В данной статье мы попытаемся разобраться в этом вопросе.

Какие неприятности преследуют малое предпринимательство?

Российская Федерация идёт по своему собственному пути в развитии бизнеса. Эта дорога довольно специфична, и многие предприятия страдают по этой причине. Поддержка малого бизнеса осуществляется в соответствии с менталитетом граждан, нестабильной экономикой, а также недостатком информации о ведении корпоративной культуры.

Человек, который решил начать собственное дело, должен понимать, что его успех зависит не только от стараний начинающего предпринимателя. Сильное влияние оказывают различные внешние и внутренние факторы. Все появляющиеся сложности условно можно разделить на несколько групп:

  • финансовые;
  • для малого бизнеса;
  • организационные трудности;
  • материально-техническое обеспечение.

Чтобы бизнес нормально и продуктивно функционировал, необходимо взаимодействие покупателя, предпринимателя и государства. Лишь в таком случае дело придёт к успеху.

Внутренние трудности

К таким проблемам малого бизнеса относятся нехватка денег, неумелое планирование и руководство. Конечно, многие сталкивались с нехваткой стартового капитала. Если есть на руках нужная сумма, это ещё не гарантия успеха. Ведь нужна свежая хорошая идея, грамотный бизнес-план, постоянное усовершенствование своего дела.

К одной из основных проблем развития малого бизнеса относится отсутствие знаний о правильном планировании деятельности. Этот пункт нельзя недооценивать, так как бездумная трата средств может привести к банкротству. Если же план есть, нужно его менять под реальные возникающие условия.

Администрация организации должна состоять из высококвалифицированных профессионалов. Зачастую руководитель забывает о своих прямых обязанностях и превращается в обычного менеджера. Такая ситуация не совсем благоприятно скажется на результате деятельности предприятия.

Спорные моменты в законодательстве

Справедливости ради стоит отметить, что первый нормативно-правовой акт по малому предпринимательству был принят в 1995 году. Уже тогда было ясно, что в этом законе есть большое количество недостатков. На сегодняшний день действует другой акт, принятый в 2007 году. В него до сих пор постоянно вносятся изменения.

Открытие малого бизнеса в России сопряжено с некоторыми проблемами. Многих пугают бесконечные отчёты, которые каждый предприниматель должен составлять за определённый период. Также существует система штрафов за вовремя не представленные отчёты, и выплаты довольно приличные. Даже несмотря на то, что государство регулярно формирует программы по поддержке малого предпринимательства и упрощённую систему налогов, выплаты всё равно остаются довольно большими. Поэтому люди не хотят с этим связываться, так как отдать можно больше денежных средств, чем заработать.

Регулирование и доступ к госзаказам

Проблемы малого бизнеса в России обусловлены также и жёстким регулированием деятельности предпринимателей со стороны государства. На практике это называется административными барьерами. К ним относятся бесконечные постоянные проверки, сложная процедура регистрации и ликвидации, сбор огромного количества справок.

Как показывает зарубежная практика, чем меньше различных препятствий для малого предпринимательства, тем лучше оно функционирует. Избавление от таких барьеров принесёт много пользы.

Не секрет, что государство всячески старается поддерживать малый бизнес. Однако чтобы получить помощь, нужно сильно постараться. Если выставляется какой-либо госзаказ, появляется множество желающих. И нередко в конце концов он отдаётся непонятной подозрительной фирме. Это классический случай коррупционной схемы, и это очень сложно изменить. Данное препятствие является серьёзной проблемой малого бизнеса.

Финансирование и санкции малого предпринимательства

Говоря о проблемах, нельзя обойти стороной тему кредитов для малого бизнеса. Реальность такова, что далеко не все банки готовы дать начинающему предпринимателю денежные средства в качестве займа. Согласно статистике, лишь третья часть молодых бизнесменов могут получить кредит, остальным отказывают. Это связано с тем со страхом банка, что предприниматели не будут возвращать долги.

Если человек собирается основать собственное дело и открыть производство, то его шансы на получение займа минимальны. Банки намного охотнее предоставляют кредиты тем лицам, которые уже их брали и вовремя погашали. Это называется хорошей кредитной историей. Также банки часто идут на уступки, снижая процентные ставки и ежемесячный платёж.

Кроме этого, стоит отметить влияние санкций на малый бизнес. Рост курса доллара и евро оказал негативное воздействие на предпринимательство такого вида. До введения санкций наблюдалось большое количество проблем малого бизнеса в России, а с ними их стало ещё больше.

Субсидии на открытие бизнеса

Важно отметить, что государство старается всеми силами поддерживать начинающих предпринимателей, поэтому была введена такая субсидия. В рамках этой программы бизнесмену могут выдать до 500000 рублей. Однако чтобы получить эту сумму, нужно соответствовать ряду требований. Например, необходимо функционирование предприятия в течение как минимум двух лет. В организации должно быть более 250 работников, а также должна отсутствовать задолженность по различного рода обязательствам.

Денежные средства, полученные в рамках субсидий малого бизнеса, можно потратить на необходимое оборудование, программное обеспечение и т. д. Стоит отметить, что субсидия выдаётся только в столице нашей страны. Деньги можно потратить на аренду офиса в Москве, а также на покупку сырья. Необходимо соблюдать следующее условие: общая сумма покупки не должна превышать 20% размера субсидии.

Другие субсидии

Помимо помощи, рассмотренной выше, государство предлагает и другие субсидии. Например, большой популярностью пользуется возмещение процентов по кредиту. Как и в первом случае, для этого нужно выполнить ряд условий. Малый бизнес должен быть официально оформлен, предприниматель - платить вовремя налоги, а также иметь на руках кредитный договор, заключённый не более двух лет назад.

Кроме этого нужно, чтобы организация не относилась к сфере торговли, а деньги с займа не шли на оборотные средства компании. Также существуют ещё несколько субсидий малому бизнесу, например, возмещение затрат на лизинговые платежи. Такой вид помощи довольно популярен, так как можно получить до 5 миллионов рублей, однако необходимо иметь договор финансовой аренды. Также спустя несколько месяцев предприниматель должен предоставить отчёт о потраченных средствах.

Перспективы развития малого бизнеса

Говоря о будущем малого предпринимательства в России, стоит отметить, что государство понимает, какое значение бизнес имеет для уровня жизни страны. Если не развивать эту отрасль, может полностью исчезнуть средний класс, появится дискриминация общества. Ежегодно выходят новые программы по поддержке предпринимательства, государство идёт по верному пути.

Главное - обеспечить реализацию всех прав и свобод начинающего бизнесмена. По прогнозам экспертов, в ближайшее время хорошие перспективы видятся у тех, кто продаёт товары первой необходимости, то есть это магазины продуктов питания, одежды и обуви. Кроме того, никогда не останутся без работы станции технического обслуживания, автомойки и т. д.

Несмотря на все проблемы малого бизнеса, государство идёт навстречу, пытаясь разобраться в трудностях и предложить своё решение.

На четвертую позицию респонденты поставили проблемы с доступом к рынкам сбыта, следом идут «поиск поставщиков товаров и услуг», «доступ к технологиям производства и обучения» и «инфраструктура».

«Нереально» высокие издержки

Давая комментарии в свободной форме, многие предприниматели отметили также высокие издержки («нереально высокая стоимость присоединения к электросетям», «повышение тарифов на электроэнергию»).

Это не исчерпывающий список трудностей бизнеса. Упоминались также высокие налоги и их повышение («Невероятно большие взносы за сотрудников!!!», — написал один из предпринимателей), конкуренция со стороны теневого бизнеса, распространение федеральных торговых сетей, «взаимосвязь предпринимательства с административным ресурсом», низкая информированность бизнеса о программах поддержки.

«Общий вывод в том, что проблемы для бизнеса в целом не меняются. С течением времени меняется их приоритетность», — говорит Алексей Назаров, директор группы стратегического и операционного консультирования KPMG Russia. Если раньше упор делался на бизнес-климат, поясняет он, то в период кризиса финансовые ресурсы вышли на первое место, а бизнес-климат отодвинулся на второе.

Показатель благоприятности рассчитывался путем суммирования средних оценок по всем категориям проблем для каждого региона. Соответственно, чем выше этот показатель, тем больше в регионе проблем, с точки зрения опрошенных.

Самыми благоприятными регионами для ведения бизнеса по результатам опроса стали Республика Адыгея, Воронежская область и Чукотский административный округ. В хвосте рейтинга субъектов РФ оказались Магаданская область, Республика Бурятия и Курская область.

Власти знают о проблемах предпринимателей: в апреле 2015 года президент Владимир Путин поручил разработать стратегию по поддержке малого и среднего бизнеса. Итоговый проект должен быть представлен Министерством экономического развития до 1 октября, сообщил ранее РБК представитель Минэка. Детали программы будут обсуждаться, но РБК ознакомиться с последней версией документа.

В систему мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, в частности, входят доступное финансирование (стимулирование банковского кредитования, развитие системы гарантий), предсказуемая фискальная политика (включая смягчение фискальной нагрузки на бизнес), квалифицированные кадры, создание новых рыночных ниш (в том числе стимулирование спроса).

При всем понимании факта, что малое предпринимательство являет собой основу всей экономики страны, все реже и реже посещает наших сограждан желание заняться индивидуальной деятельностью, хотя еще на заре века ситуация была прямо противоположной. Виноваты в этом проблемы малого бизнеса в России, которые вызваны различными факторами и явлениями.

С какими проблемами сталкивается малый бизнес

Путь, по которому идет развитие малых форм предпринимательства в РФ, имеет свою специфику и особенности. Связано это, в первую очередь, с менталитетом, нестабильной экономикой, отсутствием культуры ведения бизнеса в целом.
Открывая собственное дело, необходимо понимать, что процветание или крах будут зависеть от ряда факторов – внешних и внутренних.

Весь спектр возникающих сложностей можно условно разделить на несколько групп:

  • организационные;
  • проблемы с материально-техническим обеспечением;
  • финансовые;
  • кредитная необеспеченность.

Не секрет, что нормальная жизнедеятельность любого предприятия возможна только при условии гармоничного сочетания интересов потребителей, предпринимателей и государства.

Внутренние проблемы

Проблемы развития малого бизнеса в России начинаются, в первую очередь, с самого предприятия. Условно их можно назвать внутренними препятствиями.

  • Деньги

Получить и заработать их становится все труднее. Начинается все со стартового капитала, в качестве которого выступают накопленные средства. При умелом их использовании можно добиться хороших результатов, но для этого нужна свежая идея, грамотное планирование, постоянное усовершенствование товаров и услуг. И даже если у вас денег вполне хватает, совсем другая ситуация может быть у ваших клиентов, которые задерживают оплату, возврат долгов и выплаты по счетам.

  • Планирование

А скорее даже речь пойдет о его отсутствии. Причина тому напрямую связана с отсутствием знаний в сфере бизнеса, а результат – паническая трата денег на всяческие возникающие проблемы, что в итоге приводит к банкротству. Если же план развития у вас все-таки есть, не забывайте его пересматривать, исходя из быстро меняющихся условий экономики.

  • Руководство

Зачастую лидер компании забывает о своих основных обязанностях руководителя и переключается на функции обычного менеджера. Залогом успешного руководства является правильно подобранный коллектив, которому руководитель может делегировать часть обязанностей.

Внешние проблемы

Открывать малый бизнес в кризис в 2019 году – мероприятие довольно рискованное. Прежде чем действительно решиться на такой шаг, необходимо четко понимать, какие внешние факторы могут повлиять на общий успех дела.

Несовершенство законодательства и налоговой системы

Первый нормативный документ по малому предпринимательству был принят еще в далеком 1995 году. С годами стало совершенно понятно, что данное законодательство обладает массой недостатков, которые не только не способствуют, но еще и тормозят становление бизнеса в нашей стране. Следующий документ был подписан в 2007 году и сегодня в него ежегодно вносятся все новые и новые изменения.

Государство четко регламентирует размеры предприятий, формы собственности, уровень дохода. Главной сдерживающей силой являются многочисленные отчетности в бесконечных инстанциях. Не менее пагубно сказываются и штрафные санкции в случае опоздания с подачей отчетных документов. И даже несмотря на разнообразные программы поддержки бизнеса и упрощенную систему взимания налогов для малых предприятий, сумма этих налогов все равно остается для многих непомерно большой.

Административные барьеры

Проблемы создает и избыточное регулирование малого бизнеса в РФ. Обычно их принято называть административными барьерами. К ним относятся:

  • многочисленные проверки;
  • отнимающие много времени процедуры регистрации и получения нужных разрешений;
  • бесконечные согласования в различных инстанциях.

Практика показывает, что чем меньше в государстве устанавливается препятствий для создания предприятия, получения лицензий, выхода на международный рынок, привлечения наемных сотрудников, тем лучше себя ощущает малое предпринимательство.

Устранение таких административных препятствий сулит большой потенциал в вопросах процветания бизнеса.

Доступ к выполнению госзаказов

Давно известно, что специфика нужд государства такова, что некоторые из них может удовлетворить исключительно малый бизнес, поскольку для крупных производителей такие заказы особого интереса не представляют. А вот маленьким компаниям это позволяет полностью запустить свои производственные мощности. Но здесь часто возникают коррупционные схемы, и владельцам небольших компаний становится просто невозможно получить даже самый минимальный госзаказ.

Финансирование

Нельзя не обозначить и проблемы кредитования малого бизнеса. Большого стремления со стороны банков выделять кредитные средства для развития малого бизнеса в нашей стране пока не наблюдается. Связано это с большим риском и невозможностью компаний возмещать заемные капиталы. По сведениям экспертов, удовлетворение запроса на кредитование в нашей стране получают лишь 30% всех заявителей, а микрокредитование доступно и того меньшему числу – только 10%.

Большие сложности возникают у тех, кто собирается открывать свое предприятие. Гораздо проще получить займ, если вы уже достигли каких-то результатов и имеете незапятнанную кредитную историю. В этом случае многие банковские структуры даже готовы пойти на уступки – уменьшить процентные ставки, смягчить условия сроков погашения и размер комиссии.

Нехватка квалифицированных сотрудников

Данное явление напрямую связано с недостаточным финансированием предприятия. Естественно, при выборе места работы профессиональный менеджер или производственник пойдет в компанию с большим бюджетом, где ему предложат совсем другой уровень заработной платы, чем в небольшой фирме, где работать зачастую приходится на энтузиазме.

Санкции

Влияние санкций на малый бизнес в России стало ощутимым уже в прошлом году. Это выразилось в росте цен на продовольственные товары, увеличении курса евро и доллара, ограничениях на выход на международный рынок. Малый бизнес оказался самым уязвимым во всем экономическом секторе. Если до введения ограничений маленькие фирмы и так работали на грани рентабельности, то в новых условиях многие из них вообще окажутся за пределами экономики.

Перспективы развития малого предпринимательства

Большим преимуществом дальнейшего развития малых форм бизнеса в нашей стране является факт, что государство полностью отдает себе отчет в том, что утрата данной экономической прослойки приведет к непоправимым изменениям. Прежде всего, исчезнет средний класс населения, начнется социальная дискриминация, уровень цен на товары и услуги выйдет из-под контроля.

В связи с этим реализовывается правительственная программа, согласно которой в период 2015-2016 год количество ИП должно увеличиться на 2 миллиона по всей стране. Хорошие перспективы малого бизнеса в России в 2019 году ожидают те предприятия, которые предлагают товары первой необходимости: продукты питания, одежду, обувь. Шансы есть и у тех, кто оказывает различного рода услуги: ремонт техники, автосервис.

Государством предпринимаются определенные шаги для содействия малым предпринимателям:

  • выделяются средства на компенсацию регистрационных затрат и открытие бизнеса;
  • предоставляется бесплатное бизнес-обучение;
  • льготные условия аренды офисных помещений;
  • предусмотрена возможность льготного кредитования и получения безвозвратных субсидий.

В числе последних шагов навстречу малому предринимательству можно назвать подписанный в июле 2015 г. мораторий на проверки (так называемые надзорные каникулы). активное внедрение на официальных сайтах Федеральной налоговой службы, ПФР и ФСС, Едином портале государственных услуг различных онлайн-сервисов, которые предназначены для упрощения многих разрешительных и регистрационных процедур, расчета и уплаты обязательных налогов и сборов и пр.

Проблемы малого бизнеса и предпринимателя в России: Видео

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра экономики

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Малый бизнес, малое предпринимательство, проблемы малого предпринимательства, критерии выделения малых предприятий, организационно-правовые формы малого предприятия, государственная поддержка малого бизнеса, субъекты малого предпринимательства.

Объектом исследования являются проблемы развития малого бизнеса в России.

Цель работы - изучить проблемы развития малого бизнеса в России.

Основные задачи:

Рассмотреть исторические аспекты развития малого бизнеса;

Проанализировать термин «малое предприятие»;

Рассмотреть критерии выделения малых предприятий;

Рассмотреть организационно-правовые формы малых предприятий;

Проанализировать основные проблемы малого бизнеса в России;

Проанализировать основные направления государственной поддержки малого бизнеса в России.

В процессе работы над темой изучались основополагающие вопросы малого бизнеса: сущность, критерии выделения, проблемы развития, государственная поддержка малого предпринимательства в России.

Курсовая работа выполнена в текстовом редакторе Microsoft Word 2003.

Введение

2. Малый бизнес в России

Заключение

Приложение

Введение

Российское общество в течение последних 10-15 лет переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества.

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

В настоящее время малое предпринимательство в России развито недостаточно. Малый бизнес составляет всего лишь 10-12% ВВП России, в то время как в Европе уровень развития малого бизнеса в несколько раз выше (до 50-60% доли малого предпринимательства в общем объёме производства). Таким образом, рассматриваемая тема имеет значительную важность и актуальность в деле обеспечения устойчивого экономического роста в Российской Федерации.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Цель данного исследования - изучить проблемы развития малого бизнеса в России.

Задачи данного исследования:

1) рассмотреть исторические аспекты развития малого бизнеса;

2) проанализировать термин «малое предприятие»;

3) рассмотреть критерии выделения малых предприятий;

4) рассмотреть организационно-правовые формы малых предприятий;

5) проанализировать основные проблемы малого бизнеса в России;

6) проанализировать основные направления поддержки малого бизнеса в России.

В первой главе рассматриваются общие вопросы, связанные с малым бизнесом в целом. Показаны основные этапы развития малого бизнеса, дана характеристика понятию «малый бизнес» и рассмотрены основные организационно-правовые формы малого предприятия.

Вторая глава посвящена анализу основных проблем малого бизнеса, поддержке малого бизнеса и его места и роли в переходной экономике России.

Исследованию проблем становления и развития малого предпринимательства в России посвящены работы таких отечественных экономистов, как: Гловацкая Н., Горенбургов М.А., Горькова Т., Дадашев А., Егорушков А.П., Колганов М., Крутик А.Б., Лазаренко С., Мягков П., Нешитой А., Орлов А., Орлов М., Ходов Л. и другие.

Ими обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики, поддержки малых предприятий, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т.д.

1. Характеристика малого бизнеса

1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес сыграл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес всё больше признаётся как созидательная сила экономики.

В 1980-е годы престиж малого бизнеса в мире начал повышаться. Этому в немалой степени способствовала его способность изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы всё чаще стали обращать внимание на достижения, возможности, перспективы и проблемы малого предпринимательства.

В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов. Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России. // Социально-политический журнал, 1996, № 2.

1) 1985 - 1987 гг. Для этого этапа характерно следующее:

Зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях;

Распространение бригадных подрядов;

Малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер;

Формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

Первый этап можно назвать экспериментальным.

2) 1987 - 1988 гг. В этот период происходит следующее:

Сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается;

Предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения.

Целью развития малого бизнеса на данном этапе являлось насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом «кооперативного движения». Он послужил катализатором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания и навыки работы малого предприятия.

3) 1989 - 1990 гг. Данный этап связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышению экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

4) 1991 - 1992 гг. В этот период происходило следующее:

Процесс коммерциализации и появление среднего и крупного бизнеса;

Коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства (были приняты законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства в России).

5) 1993 - 1994 гг. Данный этап стал периодом широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не было обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

6) Заложенные ранее основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что шестой этап развития предпринимательства (начиная с 1995 г.) сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявить себя во всём своём многообразии и обнаружить силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики и сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

1.2 Понятие о малых предприятиях и критерии их выделения

Малый бизнес в России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоёвывает свое место в структуре экономики и является органической её частью. Рост малого бизнеса в условиях общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства.

Что же называют малым бизнесом? Однозначного определения малого бизнеса нет. К настоящему времени ни российская, ни зарубежная экономическая практика не выдвинули единого количественного или качественного критерия для определения понятий «малые формы хозяйственной деятельности», «малое предпринимательство», «малый бизнес» и т. д. Однако подобное положение не выступает свидетельством ограниченных возможностей современной экономической теории и практики. Суть проблемы, по всей видимости, состоит в том, что малый, а также средний бизнес - сугубо локализованное социально-экономическое явление, неотрывное в своих количественных и качественных признаках и тенденциях формирования от общего уровня развития той или иной социально-экономической системы, а также специфики той территории, где он функционирует.

В действующей мировой практике выделение малого предпринимательства как отдельного сектора хозяйствования, как правило, осуществляется в зависимости от его отраслевой принадлежности, организационно-хозяйственной формы предпринимательства, целей экономического регулирования. Это вычленение ведётся в разных странах по различным признакам, таким как:

Численность работающих;

Размер производственного капитала;

Объём продаж и т. д. Предпринимательство, рынок и экономический рост. М.: Институт экономики РАН, 2002. - с 38.

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым можно отнести предприятие к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Торкановский Е.М. Организационно-правовые меры развития малого бизнеса в России // Бизнес и политика - М., 1998. - № 3-4.

В России до недавнего времени проблема критериев выделения малых предприятий была ориентирована преимущественно на решение задачи выделения круга тех предприятий, которым адресовалась система налоговых льгот и других привилегий, а также на нужды статистического описания и отдельных научных исследований.

Во времена советской экономики рассматриваемые критерии использовались, прежде всего, для оценки и анализа такой проблемы, как степень концентрации производства - капитала и рабочей силы (прежде всего, в промышленности). В этой связи было предложено немало оригинальных решений данной проблемы, причём многие из них сохраняют своё значение и в настоящее время.

Начальный этап реформ в России вывел проблему критериев малого предпринимательства из круга сугубо научных интересов экономистов и статистиков. Проблема прочно вошла в сферу практических нужд формирующейся новой системы централизованного регулирования и стимулирования хозяйственной деятельности, базирующейся на преобладающем значении рыночных отношений и частной предпринимательской инициативы.

В настоящее время проблема критериев малого предпринимательства представляет собой не просто атрибут и условие эффективной государственной политики в названной области. Проблема критериев непосредственно охватывает существенные экономические интересы тех социальных групп, которые задействованы в предпринимательской деятельности, а также могут так или иначе рассчитывать на меры государственной поддержки. Наконец, в этом смысле можно и нужно говорить об интересе общественного звучания, т.е. об интересах тех широких слоёв населения, которые за счет разумной политики поддержки и развития малого предпринимательства обоснованно надеются на некое смягчение экономических и социальных издержек реформ, сопровождающего его глубокого спада производства, занятости, что ещё достаточно отчетливо заметно во многих регионах России.

Достаточно продолжительное обсуждение проблемы критериальных признаков малого предпринимательства в отечественной экономической науке привело к выводу о предпочтительности в этой роли как ведущего показателя численности производственного персонала. Именно число занятых определяет в конечном счёте объёмы продукции и величину используемых производственных фондов. Исследования с целью выявления некоего интегрального показателя «размера предприятия» также показали, что самое большое влияние на обобщающий индекс размера предприятия оказывает именно численность работающих. Этот показатель был принят в первых правительственных документах России по государственной политике в отношении малого бизнеса и до настоящего времени продолжает удерживать своё значение.

Таким образом, в долговременной перспективе национальной политики в отношении малого бизнеса вопрос о развитии и совершенствовании критериев малого предпринимательства пока во многом остается открытым. К числу нерешённых вопросов здесь относится не только возможное уточнение самого оценивающего признака (численность занятых, объём хозяйственной деятельности, величина используемого основного капитала и т. д.), но и такие проблемы, как:

Соотношение критериев малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровне;

Идентификация таких необходимых слагаемых современных малых форм хозяйствования, как средний бизнес, «микрофирмы», «семейный бизнес» и пр.;

Возможности использования специальных или локальных критериев малого бизнеса, которые могли бы применяться и в рамках отдельных программ его поддержки, если это практически отвечает их целевому началу и особенностям отраслевого характера и специфики территориальной дислокации соответствующих групп малых предприятий.

1.3 Организационно-правовые формы малого предприятия

В соответствии с законодательством малые предприятия, как субъекты малого предпринимательства, не являются особой организационно-правовой формой, т. к. ведущим критерием отнесения предприятий (организаций) к субъектам малого предпринимательства является средняя численность работников за отчётный период.

Субъектами малого предпринимательства могут быть физические и юридические лица.

Физические лица могут быть участниками малого предпринимательства в качестве:

Непосредственно физических лиц, участвующих в создании хозяйственных обществ;

Физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющихся учредителями хозяйственных товариществ и обществ.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме:

Хозяйственных товариществ и обществ;

Производственных кооперативов;

Государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Основными организационно-правовыми формами субъектов малого предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества:

Полные товарищества;

Товарищества на вере;

Ниже приводятся определения отдельных организационно-правовых форм коммерческих организации как субъектов предпринимательской деятельности. Гражданский Кодекс. Часть первая.

Полным товариществом признаётся товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключённым между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом.

Товариществом на вере признаётся товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесённых ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Обществом с ограниченной ответственностью признаётся учреждённое одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров.

Акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удовлетворяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

правовой бизнес предпринимательство экономика

2. Малый бизнес в России

2.1 Основные проблемы малого бизнеса

Многие характерные особенности малого предпринимательства напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Их деятельность и развитие зависят от множества факторов, среди которых:

Законодательство;

Экономическая ситуация в целом;

Возможность получения кредита и его ставка;

Платёжеспособность партнёров;

Политическая ситуация;

Действия правительства, местных властей, Центрального Банка;

Уровень коррупции;

Наличие площадей и возможность их аренды;

Наличие информации, опыта и квалифицированных кадров;

Криминальная обстановка;

Общественное отношение к предпринимателям и др.

В 2004 г. Всемирный Банк опубликовал доклад «Ведение бизнеса: понимание правил». По его данным, в России не самые благоприятные условия для ведения бизнеса. Анализ возможности ведения бизнеса рассматривался по пяти позициям. Так, было учтено время и средства, необходимые для того, чтобы открыть дело, набрать и уволить рабочую силу, заключить контракт, получить кредит и закрыть дело. Для того чтобы открыть бизнес, в России необходимо пройти 12 процедур, на Украине - 14 процедур, а в Белоруссии 19. В то же время, в США необходимо пройти всего 5 процедур, а в Канаде и Австралии - лишь две.

По данным Госкомстата, количество малых предприятий в России составляет около миллиона, общая численность занятых на них работников - порядка 13 миллионов человек. Таким образом, на 1000 жителей в России приходится в 6 раз меньше малых предприятий, чем в Германии, в 7,5 - чем в Великобритании, в 13 раз - чем в США. Более половины малых предприятий в России сосредоточено в 8 субъектах РФ, половина от этой половины - в Москве. Подавляющие большинство - в сфере торговли и общепита. Доля теневого сектора составляет от 30 до 50 % реального оборота субъектов малого предпринимательства в нашей стране.

Дело в том, что малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются c серьёзными проблемами.

Основная проблема - недостаточная ресурсная база (как материально-техническая, так и финансовая). Практически государству предстоит создать новый широкий сектор народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в существенной степени отсутствовал. Это означало, в частности, и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей в условиях крайнего недостатка средств, не могло образоваться резерва, необходимого для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит отыскать сейчас. Ясно, что предельно напряжённый государственный бюджет таким источником средств стать не может. Остаётся надеяться на кредитные ресурсы. Но и они крайне трудно реализуемы из-за отсутствия у большинства «частников» необходимого залогового обеспечения и благоприятных кредитных историй.

Следующая проблема - это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. На практике до настоящего времени не решена проблема по устранению необоснованных административных барьеров, в первую очередь - со стороны контролирующих (надзорных) органов, сдерживающих развитие предпринимательства. В 2003 году был принят закон, устанавливающий трёхлетний мораторий на проверки контролирующими органами предприятий малого бизнеса. Однако запрет не распространяется на налоговые службы, таможню и милицию, а также на внеплановые проверки, от которых малые предприятия страдают больше всего.

Ещё одна важная проблема - кадры. В России ощущается недостаточный уровень профессиональной подготовки организаторов предпринимательской деятельности.

Комплекс непростых проблем связан и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая система социальных гарантий и социального обеспечения в современных условиях оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям (новому социальному слою) тем более.

Среди важных проблем можно выделить и группу трудностей, связанных с функционированием предприятия. Сфера предпринимательства в современной России в значительной степени криминализована. Существует теневой сектор экономики, показатели которого вышли за пределы допустимых параметров вследствие большой налоговой нагрузки на малый бизнес. Известны многочисленные факты проявления недобросовестной конкуренции на товарных рынках по отношению к малым предприятиям, например:

Навязывание невыгодных условий договоров;

Нарушение установленного порядка ценообразования;

Изъятие товаров с рынка с целью создания дефицита и препятствий доступу на рынок;

Установление монопольно низких цен.

Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие причины (см. Приложение):

44% опрошенных главной причиной называют некомпетентность;

17% - отсутствие управленческого опыта;

16% - несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве;

15% - отсутствие опыта работы в отрасли;

1% - небрежность в ведении дел;

1% - мошенничество или бедствие;

6% - иные причины, с которыми сталкиваются руководители малых фирм.

Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий имеют соответствующее образование.

Конечно, основной проблемой из всех выше названных является проблема, главным образом представляющая отношения малого бизнеса и государства.

Все вышеперечисленные и другие проблемы являются причиной отсутствия заметной динамики в развитии малого предпринимательства в России, свидетельствуют о наличии определённых препятствий, ограничивающих реализацию больших потенциальных возможностей развития малого бизнеса, имеющихся в стране.

2.2 Государственная поддержка малого бизнеса

За последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Блюменфельд В. Большие проблемы малого бизнеса: Экономика и жизнь. М., 2007. - с. 57-68.

Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:

Государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;

Государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;

Государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства.

Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 15 лет. К настоящему времени уже разработаны законодательные и нормативно-правовые акты, направленные на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования.

В 1995 г. был принят федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», определивший общие положения поддержки, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Периодически разрабатываются Федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства. В них определяются основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и т. д.

Меры по содействию малому бизнесу разрабатываются и выполняются с применением комплексного подхода к решению проблем, т. е. представляют собой совокупность взаимодополняющих мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, которые обеспечивают её цельное качественное функционирование. Если упустить один из обязательных аспектов (организационный, экономический, правовой или другой), то проблема не будет полностью решена.

Реализация комплекса мер позволяет обеспечить поступательное развитие сектора малого предпринимательства в стране, устранить недостатки в системе государственной поддержки малого бизнеса.

Комплекс мероприятий предусмотрен в среднесрочной Программе по поддержке малого предпринимательства (2003-2005 гг.). Он подразумевает несколько взаимосвязанных направлений, реализация которых должна вывести отечественный малый бизнес на новый уровень развития:

1) Совершенствование нормативно-правовых основ регулирования малого бизнеса. Необходимо совершенствовать нормативно-правовое регулирование и государственную поддержку малого предпринимательства в части регистрации, осуществления хозяйственной деятельности, налогообложения и бухгалтерского учёта.

Государство стремится уточнять и оптимизировать критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к малым предприятиям. В 2003 году субъекты малого бизнеса уже были разделены на самые маленькие, собственно малые и средние. Предприятия с числом работающих до 9 человек считаются микропредприятиями, до 100 человек - малыми, до 250 - средними. Дедул А. «Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы»// Федеральная газета № 1-2 февраль 2007 г.с.3 Правда, в отсутствие решения налоговой проблемы такая классификация имеет больше статистическое значение.

При формировании федеральных целевых программ следует предусматривать специальные разделы, направленные на привлечение субъектов малого бизнеса к реализации их мероприятий.

В бюджетах всех уровней нужно законодательно установить обязательное выделение отдельной строкой финансовых средств на поддержку малого предпринимательства в размере не менее 0,5% от доходной части соответствующего бюджета.

2) Оптимизация налогообложения, упрощение налоговой отчётности. Ставки налогов должны быть снижены до уровня, обеспечивающего баланс интересов государства и налогоплательщика, соответствующего реально возможной собираемости налогов. Это обеспечит сокращение теневого сектора экономики и значительную декриминализацию малого и среднего предпринимательства.

Сферу малого бизнеса должна регулировать система налогообложения с максимальным упрощением исчисления налогов, сокращением их величины, освобождением от налогообложения средств, направляемых на развитие производства.

Кроме того, необходимо продолжить работу по упрощению форм налоговых деклараций, а также совершенствовать Налоговый Кодекс в части применения НДС, единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, а также упрощённой системы налогообложения.

3) Упрощение доступа к финансовым ресурсам. По мнению федеральных органов власти, развитие системы финансово-кредитного содействия малому предпринимательству связано с решением задач доступности банковских кредитов, активного участия отечественных финансовых институтов в кредитовании малого бизнеса. Расчёт на то, что приемлемый уровень кредитных ставок для «свободных предпринимателей» сформируется самим рынком, не оправдал себя. По экспертным оценкам банковскими кредитами пользуется лишь 1% малых предприятий.

В целях расширения возможностей доступа малых предприятий, в том числе начинающих, к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, нужно организовать выполнение комплекса мер по следующим направлениям:

Разработка механизма государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями;

Развитие механизмов микрофинансирования субъектов малого предпринимательства, в первую очередь, микропредприятий и начинающих предпринимателей;

Для облегчения доступа субъектов малого предпринимательства к банковскому кредитованию необходимо развитие системы формирования кредитных историй предприятий, создание условий для накопления специализированными организациями информации, характеризующей платёжную дисциплину предприятий.

Большое значение в развитии системы поддержки малого предпринимательства имеет сотрудничество государственных органов исполнительной власти с международными организациями.

4) Развитие инновационного предпринимательства. Малое инновационное предпринимательство в научно-технической сфере является наиболее динамичным сектором инновационной экономики, способным оперативно реагировать на потребности рынка наукоёмкой высокотехнологичной продукции, мобильно перестраивать своё производство, эффективно осваивать создание на основе новых знаний наукоёмкую продукцию и услуги.

В этой связи для оказания финансовой поддержки малым высокотехнологичным компаниям на ранних стадиях развития в регионах России необходимо, используя мировой опыт, создавать систему поддержки. Эта система должна включать посевные, стартовые, гарантийные и венчурные фонды, учреждаемые с участием государства. Эти фонды должны быть способны обеспечить инвестиции, необходимые для развития высокотехнологичного инновационного бизнеса.

2.3 Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России

Малое предпринимательство не было решающей сферой экономической деятельности, но быстро выросло в конце 80-х - самом начале 90-х годов, потом начался период стагнации, в какие-то периоды наблюдалось даже сокращение малых предприятий. В настоящее время в экономике России одновременно функционируют средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на семейном труде.

По данным официальной статистики, в России сегодня зарегистрировано 890 тыс. малых предприятий, в которых работают почти 6,5 млн. человек. Ещё 3 млн. индивидуальных предпринимателей занимаются бизнесом без образования юридического лица. Суммарный объём продукции малых предприятий России в 1999 году превысил 14% от общего объёма промышленного производства. Но если сравнивать с развитыми странами, то показатели России довольно-таки малы: в развитых странах на тысячу человек населения приходится 40-60 малых предприятий, а в России - всего 7. Доля малого бизнеса в промышленном производстве Запада достигает 50-60%, а вовсе не 14%, как в России.

Малый бизнес в развитых странах - крупнейший производитель благ и услуг, крупнейший работодатель, катализатор научно-технического прогресса. В мире от половины до двух третей всех изобретений приходится на сферу малого бизнеса. Однако приведённая статистика имеет и обратную сторону. Её показатели формально свидетельствуют, что наши малые предприятия дают национальной экономике в процентном отношении вдвое больше, чем зарубежный малый бизнес даёт Западу. Это говорит о высокой эффективности и динамичности российского малого бизнеса.

Заключение

Таким образом, малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малый бизнес осваивает новые сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней.

Развитие малого предпринимательства осуществлялось по очень сложному пути. В его истории были и подъёмы, и падения, но он продолжал развиваться и совершенствоваться несмотря ни на что. Повышение мирового престижа малого предпринимательства началось в 1980-х годах благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. С этого времени малый бизнес прошёл в своём развитии ряд этапов. В настоящее время он продолжает развиваться.

До сих пор не существует однозначного определения понятия «малый бизнес» или «малое предпринимательство», закреплённого законодательно. Но в большинстве случаев выделение малых предприятий осуществляется по следующим критериям:

Численность работающих;

Стоимость производственного капитала (активов);

Объём продаж.

Основными организационно-правовыми формами субъектов малого предпринимательства являются такие хозяйственные товарищества и общества, как:

Полные товарищества;

Товарищества на вере;

Общества с ограниченной ответственностью;

Открытые и закрытые акционерные общества.

Малый бизнес в России сталкивается с многочисленными проблемами:

Недостаточная материально-техническая и финансовая ресурсная база. В течение многих лет не существовало средств для развития малого бизнеса, не разрабатывались программы по реализации государственной поддержки малых предприятий. Всё это отразилось на ресурсной базе малого бизнеса;

Несовершенная законодательная база, на которую опираются предприниматели. Во многих законодательных актах, регулирующих деятельность малых предприятий, существуют серьёзные недостатки. Пока они не будут ликвидированы, малый бизнес в России не сможет полноценно функционировать;

Отсутствие квалифицированных кадров для управления малыми предприятиями;

Криминализация малой предпринимательской деятельности. Существует теневой сектор экономики, который оказывает большое давление на частных предпринимателей;

Проблема взаимоотношений малого бизнеса и государства.

Устранению основных проблем в малом предпринимательстве способствует его государственная поддержка. Была принята Программа по поддержке малого предпринимательства на 2003-2005 гг. Она предусматривает:

Совершенствование нормативно-правовых основ регулирования малого бизнеса;

Оптимизацию налогообложения, упрощение налоговой отчётности;

Упрощение доступа к финансовым ресурсам;

Развитие инновационного предпринимательства.

Таким образом, малое предпринимательство является очень перспективным сектором в экономике России. Без него невозможно реализовать стратегию экономического роста.

Список использованной литературы

1. Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России. // Социально-политический журнал, 1996, № 2.

2. Предпринимательство, рынок и экономический рост. М.: Институт экономики РАН, 2002. - с 38.

3. Торкановский Е.М. Организационно-правовые меры развития малого бизнеса в России // Бизнес и политика - М., 1998. - № 3-4.

4. Гражданский Кодекс. Часть первая.

5. Блюменфельд В. Большие проблемы малого бизнеса: Экономика и жизнь. М., 2007.- с. 57-68.

6. Дедул А. Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы // Федеральная газета № 1-2 февраль 2007 г. - с.3.

Приложение

Результаты опроса руководителей малых предприятий «Основные проблемы на малом предприятии»

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие малого бизнеса. Роль малого бизнеса в экономике. Правовые основы деятельности малых предприятий. Развитие, становление и проблемы малого бизнеса за рубежом и в России. Фонды поддержки малого предпринимательства и система его налогообложения.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

    Понятие и критерии малого бизнеса. Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России. Проблемы становления малого бизнеса в России. Меры поддержки малого бизнеса. Условия и факторы развития малого бизнеса. Преимущества и недостатки малого бизнеса.

    реферат , добавлен 14.12.2004

    Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика. Правовые основы малого бизнеса. Особенности и функции малого предприятия. Современные проблемы развития малого бизнеса, пути их решения. Государственная поддержка малого бизнеса.

    реферат , добавлен 25.06.2004

    Исследование места и роли малого и среднего предпринимательства в современной экономике. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в промышленно развитых странах. Реализация программ государственной поддержки. Проблемы предпринимательства в РФ.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2014

    Критерии, сущность и понятие малого бизнеса, проблемы, стоящие перед российским государством и бизнесом. Основные показатели уровня развитости предпринимательства. Государственная поддержка и перспективы развития малого бизнеса и предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2010

    Понятие, функции, критерии малого бизнеса, его социальная значимость и роль в экономике. Этапы развития и становления малого бизнеса в РФ и за рубежом. Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в современной России.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2010

    Сущность и функции малого бизнеса в экономике государства, его правовое регулирование. Противоречия и проблемы развития малого предпринимательства в России. Поддержка малого бизнеса в Челябинской области, инфраструктура поддержки предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2014

    Роль малого бизнеса в экономике. Этапы развития малого предпринимательства в России. Правовые основы деятельности малых предприятий. Фонды поддержки малого предпринимательства и система его налогообложения. Проблемы становления малого бизнеса в России.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2010

    Понятие и сущность малого бизнеса, его роль и проблемы развития в современной экономике. Меры государственной поддержки малого предпринимательства в России и в зарубежных странах. Изучение опыта развития малого предпринимательства в Ярославской области.

    курсовая работа , добавлен 24.08.2010

    Роль и место малого бизнеса в России и за рубежом, проблемы его становления. Характеристика государственных мер поддержки малого предпринимательства. Сущность и структура малого бизнеса, его правовые основы. Состояние малого бизнеса на данном этапе.

Создание дополнительных рабочих мест, развитие конкуренции, а, следовательно, улучшение качества товаров и услуг, рост и развитие национальной экономики – за все это отвечает малый бизнес. Рынок не может быть целиком обеспечен только крупными предприятиями: существуют такие отрасли, которые совершенно для них непривлекательны.

Исследование проблем малого предпринимательства – очень важная и актуальная задача. В России, к сожалению, проблем, касающихся этой сферы экономики не мало. Цель исследования – показать основные проблемы малого бизнеса в России, посмотреть на ситуацию глазами предпринимателей, решивших открыть свой бизнес в существующих условиях, рассмотреть возможные варианты решений возникающих трудностей. Хотя Российское предпринимательство находится на стадии постоянного развития, оно все еще не реализовало полностью свои возможности.

Проблемы малого бизнеса
С чем же в первую очередь столкнется человек, решивший открыть свой бизнес?
Для открытия своего дела нужен начальный капитал. Как правило, за неимением собственных средств, люди идут в банк с надеждой получить кредит на выгодных условиях. На деле, получить его не так просто. Банки в большинстве случаев опасаются выдавать кредиты начинающим предпринимателям: государственная поддержка малого бизнеса незначительна, залоги невелики, бизнес-план кажется плохо подготовленным. Если кредит все же удалось получить, то высокая процентная ставка заставляет предпринимателя постоянно чувствовать себя должным банку.
Вывод: нехватка финансирования малого бизнеса со стороны банков.
Ниже представлена таблица с условиями выдачи кредитов малому бизнесу некоторыми банками России.

Таблица 1. Выдача кредитов малому бизнесу некоторыми банками России

Продолжение таблицы 1

Вторая проблема, сильно ограничивающая возможности предпринимателей, – налоги. Не смотря на то, что налогоплательщику помимо единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога теперь предоставляется возможность перейти на упрощенную систему налогообложения (УПС), существенно легче жизнь предпринимателя не становится. Хотя предприятие освобождается от ряда таких налогов, как НДС, налога на прибыль и на имущество, на замену приходят другие существенные ограничения: невозможность заниматься определенными видами деятельности, количественные ограничения работников, а такое условие, как запрет на открытие филиалов и представительств, сильно ограничивает перспективы расширения бизнеса.
В 2013 году за истекший период 350 тысяч предпринимателей, занимающихся малым бизнесом, отказались от этого вида деятельности.
Малый бизнес сильно влияет на экономический рост в стране и на ВНП. Во всех развитых странах малый бизнес очень ценится, его доля в ВНП составляет 60-70% (см. Таблицу 2). Фактором, который помогает развитию малого бизнеса, является правильная налоговая политика государства.

Таблица 2. Малый бизнес в разных странах

Однако статья расходов предпринимателей не ограничивается одним налогообложением. Следующим пунктом, так или иначе, окажется плата за аренду, размер которой не ограничен законодательством. Арендодателям никто не запрещает постоянно повышать плату за помещения. В Москве эти цифры доходят до таких величин, что шансы начинающего с нуля предпринимателя открыть в столице свой бизнес крайне малы. Отсюда вытекает тот факт, что в таких крупных городах, как Москва, позволить себе владеть торговой точкой могут только вертикально интегрированные структуры. Крупные торговые сети, способные платить за такую аренду, открывают магазины в торговых центрах, куда ходит большая часть населения. Малый же бизнес остается в стороне.
С чем же сталкиваются те предприниматели, которые пытаются в проблемных ситуациях отстоять свои права?
Единого законодательства, к которому можно было бы обращаться предпринимателям, нет. Хотя есть отдельные документы и положения о ведении бизнеса, в стране отсутствует единая правовая база, более того, некоторые нормативные акты противоречат друг другу.
Отсюда можно сделать вывод, что у российского предпринимательства отсутствует реальная защита и поддержка со стороны государства. В связи с этим можно назвать еще одну не менее важную проблему – нет развития в инновационной сфере. Внедрение инноваций в производство требует больших капиталовложений. У малого бизнеса не достаточно средств для таких инвестиций, тут требуется государственное финансирование.
Негативно сказывается на малом бизнесе еще один аспект – острая нехватка квалифицированных кадров, которая с каждым годом все больше возрастает. Такую проблему не решить быстро какими-либо законами. Здесь потребуется немало времени для того, чтобы обучить людей, повысить квалификацию персонала, подготовить специалистов своего дела. Те специалисты в нашей стране, которые имели высокую квалификацию, в основном работают за границей на иностранные компании.
Еще одной проблемой, сказывающейся на малом бизнесе, можно назвать низкую платежеспособность населения, что сказывается на объеме продаж.

Некоторые предприниматели на заре своей деятельности сталкиваются с еще одной трудностью – регистрацией своего бизнеса.
В среднем, если смотреть по всей России, для регистрации бизнеса требуется пройти около девяти операций, которые занимают примерно 23 дня (зависит от местного законодательства). Точные данные по 30 городам Российской Федерации представлены в Таблице 3 (Source: Doing Business database). Средняя стоимость открытия бизнеса в России – 2,3% дохода на душу населения. Она изменятся в пределах 1.7 % дохода на душу населения в Казани, до 3% в Хабаровске и Сургуте.
В 2001 первом году стала возможной регистрация бизнеса онлайн в четырех городах – Москве, Санкт- Петербурге, Оренбурге и Туле. На деле, многим другим
городам такая процедура тоже была 
доступна. Однако лишь в Санкт-Петербурге ожидания были оправданы, и регистрация занимала 6 дней, в остальных же городах сроки были превышены.

Таблица 3. Оценка легкости открытия бизнеса в 30 городах России


Проверка на практике
Для того чтобы понять, что из всего вышеперечисленного наиболее болезненно сказывается на предпринимательской деятельности, лучше всего спросить об этом самих предпринимателей.
На мои вопросы согласился ответить управляющий таверной:
- Скажите, какую бы проблему малого предпринимательства Вы поставили на передний план?
- Приоритетной проблемой, которую я бы выделил в отдельную категорию, является аренда.
Это помещение мы арендуем у Департамента городского имущества города Москвы, и сложившуюся ситуацию я характеризую, как беспредел. Выходят законы правительства Москвы, которые являются для Департамента имущества основными документами, на основании которых от имени города Департамент управляет этим имуществом, сдает его в аренду малому, среднему и где-то даже крупному бизнесу. Так вот политика Департамента имущества заключается в том, что они ежегодно увеличивают арендную ставку, причем неимоверными шагами. Сейчас уже январь 2014 года, а стоимости за аренду на этот год, информацию о которой мне должны были предоставить до 1 декабря прошлого года, у меня до сих пор нет, и я не знаю, какой размер арендной платы меня ожидает. Никаких санкций к департаменту имущества я применить не могу, только они ко мне могут применять санкции, а я не могу.
- А если обратиться в суд?
- Я с департаментом имущества судился четыре раза. Четыре раза по отдельным делам. Для примера, вот как у нас решаются судебные вопросы. У меня несколько объектов, так как на каждом объекте свое юридическое лицо, дела разные, но суть спора одна. Так вот чем закончилось: хоть у меня было и три разных дела, в которых одна суть, два из них я выиграл, а третье проиграл. Соответственно каждый раз дела рассматривали разные судьи. Закон, как у нас в народе говорят, что дышло: куда повернешь, туда и вышло. Поэтому есть определенная предвзятость и в этом плане.
Правительство Москвы выпускает постановление, в котором, на мой взгляд, достаточно четко прописаны условия. Однако Департамент имущества поступает по-своему и устанавливает свою процентную ставку.
Многие обыватели всегда считали, что лучше всего брать в аренду площадь у государства. Потому что государство, наверное, действует в рамках закона и есть гарантии, что завтра тебя не попросят покинуть это помещение. Так как у меня есть объекты собственности и не собственности, то могу сказать, что там, где мы собственники, мои арендаторы чувствуют себя замечательно, в плане, что мы всегда и находим компромисс, и решаем общие проблемы. Никто не волнуется, что я завтра приду и скажу вернуть помещение, а со стороны Департамента такое происходит регулярно.
И следующее проявление, например, это изменение тех процентных ставок, которые были раньше. Правительство Москвы выпускает постановление, в котором говорит: «Рыночная арендная плата должна определяться на основании независимого оценщика». Я лично обращаюсь в фирму, которая аккредитована при Департаменте имущества, проводить эту оценку, заказываю ее за свои деньги, чтобы заранее сориентироваться. Они мне дают акт об оценке, образно говоря, получается 7000 рублей за кв. метр в год. Департамент имущества со своей стороны, нарушая сроки этой оценки, в итоге как будто бы ее проводит и пишет мне бумагу, в которой эта рыночная ставка не 7000, как оценила мне официальная фирма, а где-то на 20-25% выше. И с этим можно сделать только одно – опять же обращаться в суд и надеяться, что в суде ты сможешь доказать, что твоя оценка более правильная и реалистичная.
- То есть получается, совершенно не соблюдаются законы?
- Происходит тотальное неисполнение законодательных актов именно со стороны чиновников. Чиновник никакой ответственности за неисполнение закона не несет. Нет нормальной системы выговоров, увольнений, поэтому ему очень просто закон не выполнять, а если я его не выполняю, то против меня сразу применяются жесткие санкции. Аренда у Департамента имущества – это сейчас основная головная боль всего малого бизнеса Москвы.
Тут есть еще один аспект. Есть такой закон о защите конкуренции. В соответствии с ним с июня 2015 года, когда у меня закончится договор аренды, например, этого помещения, я не смогу перезаключить договор аренды с Департаментом на новый срок. По этому закону подразумевается, что бывший арендатор, не имеет значения, сколько денег он вложил в помещение, сколько времени он здесь находился, идет на конкурс заключения договора на общих основаниях, путем повышения процентной ставки за аренду, не имея никаких преимуществ.
- А что если выкупить это помещение у Департамента имущества?
- Сейчас как раз у меня стоит дилемма, выкупить ли это помещение до 2015 года или же благополучно про него забыть, потому что Вы сами понимаете, что если на него положит глаз сетевик, то шансов нет.
Если выкупать. Департамент имущества оценивает это помещение в 80-90 тыс. руб. за кв. метр. Здесь общая площадь 475 метров, умножаем, возьмем в среднем, на 85000 за кв. метр, получается, Департамент имущества хочет с меня получить 40 млн. 375 тыс. руб. за это помещение. Говорить о том, сколько мне эти деньги зарабатывать, учитывая специфику проходимости и покупательской способности Зеленограда, нет смысла.
Здесь все упирается в следующую проблему – кредитование. Если мы говорим, что в государстве существует поддержка малого бизнеса, то государство бы мне сказало: «Хочешь купить площадь? Даем тебе нормальную рассрочку». Нормальная рассрочка при таких условиях – 5-10 лет. На что же пошел Департамент имущества, он сказал: «Три года». Делим на три, получается в год 13, 5 млн. руб. – их надо заработать. Если не заработать, то привлекать кредитные деньги. Обращаясь в Сбербанк, под залог того же имущества, то это 12 % годовых – 4,5 млн. руб. в год – только проценты по кредиту. Это помощь и возможности малому бизнесу? Государственная поддержка?
Когда в 2009 году был кризис, Лужков пошел навстречу малому бизнесу и понизил процентную ставку, пусть до 1000 руб. за кв. метр в год, – неимоверная помощь. Потом эту ставку пытались обратно повысить, но в итоге на 2013 год ее все же оставили такой. Сейчас законодательную базу меняют, и в середине этого года планируют установить рыночную арендную ставку, которая будет составлять около 10 тыс. руб. за кв. метр, что означает почти полное исчезновение малого предпринимательства в Зеленограде.

Встретившись с индивидуальным предпринимателем, владельцем сети магазинов головных уборов в Хабаровском крае, можно понять, что для Дальнего Востока характерны те же проблемы, что и для центральных регионов России: « Я работаю предпринимателем с 1996 года. В данный момент я имею магазин и места в торговых центрах города. Конечно, во время своей работы я сталкиваюсь со многими проблемами малого предпринимательства. Для меня на первом месте стоит проблема аренды. Арендодатели понимают, что предприниматели дорожат своим торговыми местами, и совершенно безнаказанно диктуют свои цены, а нам приходится соглашаться. Закона, который бы ограничивал стоимость аренды, нет, и поэтому предпринимателям не на что опираться. Более того, иногда взгляды собственника помещения и снимающего его предпринимателя в отношении ремонта сильно отличаются, а в случае разногласий, потраченные деньги не восполняются.
Второй проблемой для меня являются налоги, то есть недостатки налоговой системы. Ставка налога высока, кроме того, для моего бизнеса, к примеру, характерна зависимость от сезона. Бывают сезоны, месяца, в которые я терплю убытки, а налог нужно платить в полном объеме. Высоки взносы в пенсионный фонд. Сложна система бухучетности в пенсионный фонд, а особенно отчета за работников.
Для пополнения своего товарооборота, мне необходим кредит, но в настоящее время, кредит выдают только под залог или поручительство, которое иногда очень сложно обеспечить. Так же проблема низкой платежеспособности населения. Например, для нашего региона характерна близость Китая. Низкокачественные, дешевые китайские товары заполонили весь наш рынок.
Так же проблемой является строящиеся торговые центры. Их, к сожалению, очень много бывает даже на один квартал, что снижает покупательскую способность. Высоки тарифы на перевозки. Проблема в том, что в нашей стране очень слабая государственная поддержка малого бизнеса, отсутствует единая законодательная база для предпринимателей».

Заключение
Изучив проблемы малого бизнеса в России, можно назвать основные трудности, с которыми сталкиваются предприниматели. Вот те направления, на улучшение состояния которых должна быть направлена политика государства:
Регистрация своего бизнеса – упростить процедуру регистрации, уменьшить время, которое требуется для узаконивания бизнеса.
Кредитование – сделать доступными кредиты малому бизнесу, уменьшить процентные ставки, мотивировать предпринимателей открывать свой бизнес выгодными условиями получения начального капитала.
Налогообложение – поощрять предпринимателей низкими налогами на малый бизнес, освобождать от налогов начинающие компании на период их становления, способствовать развитию.
Аренда – следить за тем, чтобы размер арендной платы оставался в определенных рамках, усовершенствовать процедуру сдачи в аренду помещения, чтобы у арендатора и нанимателя не возникали конфликтные ситуации.
Законодательство – сформировать единую законодательную базу для малого бизнеса, на которую можно было бы полагаться предпринимателям, сделать малый бизнес защищенным со стороны государства, строго следить за исполнением законодательства.

  • Мамедова Н.А., Девяткин Е.А. Малый бизнес в рыночной среде. –Изд. центр ЕАОИ, 2009. –Cтр. 126, 130.
  • Рушайло П., Чувиляев П. Журнал “Коммерсантъ Деньги” №39 от 03.10.2005. – С. 26.
  • Иоффе А.Д., Каганов В.Ш., Мишин А.И. II Всероссийский съезд представителей малых предприятий, 1.3.2.
  • Subnational Doing Business. Doing business in Russia 2012. – June 21, 2012. – P.16.
  • Количество просмотров публикации: Please wait