Характеристика деятельности дорожно строительных предприятий. Дорожное строительство и обслуживание дорог. Анализ потоков ресурсов при многопроектной деятельности дорожно-строительной фирмы

До 1940 г., когда материально-технические ресурсы были ограничены, строительство автомобильных дорог велось последовательным или параллельным методом.

Последовательный метод состоит в том, что все строительные процессы выполняют на одном участке дороги, а затем все силы и ресурсы перемещают на следующий участок и так до полного завершения строительства дороги (рис. 1.4.1).

Рис. 1.4.1. Последовательный метод организации работ:
t 1 , t 2 , t 3 - продолжительность выполнения работ, соответственно на 1....3 участке, смен;
l 1 , l 2 , l 3 - протяженность участков, км

Продолжительность строительства автомобильной дороги Т равна

T = t 1 + t 2 + t 3 , (1.4.1)

При этом методе достигается концентрация сил и ресурсов строительной организации на коротком участке, чем облегчается руководство работами и контроль за их качеством. Недостатком этого метода организации работ являются неизбежные перерывы в использовании технических и материальных ресурсов из-за отсутствия необходимых заделов, что в конечном итоге удлиняет и удорожает строительство дороги в целом. Тем не менее этот метод организации работ может быть использован и в настоящее время при сооружении земляного полотна в сложных условиях.

Рис. 1.4.2. Параллельный метод организации работ

Параллельный метод заключается в одновременном выполнении комплекса работ на всем протяжении строящейся дороги, разделенной на самостоятельные участки (рис. 1.4.2). Такой способ позволяет значительно ускорить строительство благодаря сосредоточению большого количества трудовых и материально-технических ресурсов многих специализированных подразделений.

Параллельный метод организации позволяет строить дороги форсированно, но требует значительной концентрации на короткий срок трудовых ресурсов и техники на всем протяжении дороги, усложняет управление, снижает использование средств производства, вызывает необходимость частых передислокаций крупных строительных организаций и удорожает строительство. Если средств производства недостаточно, то параллельное производство неминуемо приводит к их технологическому и организационному распылению. Этот метод в настоящее время применяют при необходимости ввода в эксплуатацию дороги в сжатые сроки.

Продолжительность строительства дороги при параллельном методе организации работ

где l max - наибольшая продолжительность участка дороги, м;

V - средняя скорость потока, м/смену;

Q - наибольший объем работ на участке;

q - средний темп потока, м 3 /смену.

Быстрый рост объемов дорожно-строительных работ требует не только дальнейшего укрепления производственной мощности строек, но и полного рационального использования техники, существенного улучшения организации и технологии строительства. Снижение стоимости, повышение качества и сокращение сроков строительства во многом зависят от организации дорожно-строительных работ. Наиболее полно этим требованиям отвечает поточный метод организации строительства.


Поточный метод организации строительства - это такой метод, при котором все работы выполняют передвижные специализированные дорожно-строительные подразделения(звенья), движущиеся по дороге одно за другим в непрерывной технологической последовательности с заданной средней скоростью, обеспечивающей согласованность всего потока. В результате такого последовательного движения в заданный период заканчивается строительство участка дороги, готового к вводу в эксплуатацию.

В основе организационной структуры строительства при поточном методе лежит комплексный поток. Комплексный поток состоит из специализированных дорожно-строительных подразделений, каждое из которых выполняет отдельный вид работ.

На трассе строящейся автомобильной дороги имеются сосредоточенные работы (сооружение мостов, путепроводов, высоких насыпей и глубоких выемок, возведение земляного полотна на болоте и др.), которые могут служить задержкой для продвижения специализированных подразделений, выполняющих линейные работы. Поэтому важнейшим условием успешного применения поточного метода является заблаговременное выполнение сосредоточенных работ. Так как сосредоточенные работы резко отличаются по трудоемкости, технической сложности и другим показателям от линейных работ, для их выполнения создаются особые подразделения. Принципиальная схема поточной организации дорожного строительства показана на рис. 1.4.3.

Рис. 1.4.3. Принципиальная схема поточной организации дорожного строительства

При изучении и внедрении поточного метода организации работ выявились параметры потока и их взаимозависимости. Параметрами потока называют основные величины, которые характеризуют поток, его построение и организационные особенности (рис. 1.4.4).

Рис. 1.4.4. Фрагмент линейного календарного графика:
1 - поток с переменной скоростью; 2 - потоки с постоянной скоростью. Параметры потока: L - годовой участок работы, А - годовое время действия потока, а - длина комплексного потока, Е - шаг потока, А 0 - период развертывания потока, А с - период свертывания потока, А пр - период выпуска продукции, А уст - время установившегося потока

Понятие «дорога» приводится в статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»:

«Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии».

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве и реконструкции дорог установлены статьей 11 Федерального закона от 10 декабря 1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»:

«1. Проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актом приемки дороги. Акт приемки дороги выдается комиссией, назначаемой федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции, на основании результатов проведенных в установленном порядке контрольных осмотров, обследований и испытаний.

2. Ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства — на исполнителя работ.

3. При проектировании, строительстве и реконструкции дорог не допускается снижение капитальных затрат за счет инженерных решений, отрицательно влияющих на безопасность дорожного движения».

В соответствии со статьей 4 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 1999 года №4092-II ГД «О проекте федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» определены виды автомобильных дорог:

«1. Автомобильные дороги по субъектам права собственности на них подразделяются на:

автомобильные дороги, находящиеся в собственности Российской Федерации (федеральные автомобильные дороги);

автомобильные дороги, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации (автомобильные дороги субъектов Российской Федерации);

автомобильные дороги, находящиеся в муниципальной собственности (муниципальные автомобильные дороги);

автомобильные дороги, находящиеся в собственности юридических лиц.

2. Автомобильные дороги, находящиеся в собственности Российской Федерации, в зависимости от их функционального назначения подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и специального пользования. Автомобильные дороги специального пользования находятся в ведении отдельных министерств, ведомств или организаций и используются их владельцами для собственных нужд.

3. Находящиеся в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации автомобильные дороги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть отнесены к автомобильным дорогам оборонного значения.

4. В зависимости от роли автомобильных дорог в дорожной сети, их функционального назначения, эксплуатационных характеристик, геометрических параметров, а также условий дорожного движения автомобильные дороги подлежат технической и функциональной классификации (по категориям дорог) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Федеральные и областные дороги находятся в собственности государства, в распоряжении федеральных органов власти или региональных администраций.

Федеральные, региональные и местные программы обеспечения безопасности дорожного движения финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников (пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 10 декабря 1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

В бюджете закладываются денежные средства на текущий и капитальный ремонт дорог, их содержание. Распоряжаться такими денежными средствами имеют право исполнительные органы власти, региональные управления автомобильными дорогами, которые привлекают подрядные организации для ремонтных работ, а сами выступают в роли заказчиков.

В случае если строительная организация уже зарекомендовала себя добросовестным исполнителем по строительству и ремонту дорог, то бюджетные средства могут быть направлены такому подрядчику «напрямую».

Подрядчики — это физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с ГК РФ.

Подрядные работы это работы, выполняемые подрядчиком, в состав которых входят строительство и ремонт дорог, в том числе монтажные работы, а также другие виды работ, предусмотренные договором на строительство.

Правовое положение договора строительного подряда, как мы уже отмечали, регулируется статьями 740 — 757 ГК РФ.

Статьей 706 ГК РФ предусмотрено право подрядчика привлекать к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В таком случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. Привлечение субподрядчиков возможно, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично.

Заметим, что в связи с тем, что строительство дорог приравнивается к строительству зданий и сооружений II уровня ответственности, эта деятельность до 1 января 2007 года подлежала лицензированию, однако после указанной даты, как мы уже не раз отмечали, лицензирование в сфере строительства отменено.

О том, как правильно отразить в учете операции по списанию оставшейся части лицензии, мы рассказали читателю в «Лицензирование строительной деятельности» настоящей книги.

Немаловажное значение при строительстве дорог имеет сертификация дорожных строительных материалов и техники.

Иначе говоря, материалы и оборудование, используемые подрядчиком, должны соответствовать определенным предъявляемым к ним требованиям, то есть иметь сертификаты:

· качества;

· безопасности;

· технические паспорта при установке определенного оборудования. Отсутствие данных документов может повлечь не только определенные последствия для качества проведенных работ, но и создать небезопасные условия работы механизмов и агрегатов, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

В случае использования техники или дорожных строительных материалов при строительстве или ремонте дорог подрядчик обязан передать заказчику его принадлежности, включая технические паспорта, сертификаты качества и безопасности и гигиенические сертификаты.

На основании статьи 2 Закона о техническом регулировании, сертификация — это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Цели, для достижения которых может производиться подтверждение соответствия, приведены в статье 18 Закона о техническом регулировании.

Особенностью строительных организаций, которые занимаются строительством и ремонтом дорог общего пользования является то, что средства на строительство и ремонт дорог поступают от бюджетов разных уровней.

Такое финансирование осуществляется на основании сметы, утвержденной Заказчиком (Администрацией), которая и является основанием для определения договорной цены.

При осуществлении строительства и ремонта, дорог возможны две ситуации:

1) полученные денежные средства являются целевыми;

2) полученные денежные средства не являются целевыми.

Рассмотрим ситуацию, когда полученные средства не являются целевыми.

Расходы на текущий ремонт, капитальный ремонт дорог, а также строительство дорог и их содержание закладываются в бюджете. Федеральные, региональные и местные дороги находятся в распоряжение федеральных органов власти или региональных и местных администраций. Получателями бюджетных средств, предназначенных для текущего и капитального ремонта дорог, их строительства и содержания, являются в основном исполнительные органы власти — это федеральные или региональные управления дорогами, которые выступают в роли заказчиков. Для строительства дорог, их текущего и капитального ремонта заказчики (федеральные и региональные управления дорогами) привлекают подрядчиков.

Для подрядных организаций бюджетные средства, полученные от федерального или регионального управления дорогами, не считаются целевым финансированием. Это вытекает из статьи 39 НК РФ, согласно которой:

«Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе».

Так как подрядчик выполняет работы для заказчика на платной основе, то эти бюджетные средства, полученные, от заказчика в оплату этих работ следует считать выручкой за выполнение работ по строительству или ремонту, так как в данном случае имеет передача на возмездной основе результатов выполненных работ одним лицом для другого лица.

Таким образом, бюджетные средства, полученные подрядчиком от исполнительного органа власти (федерального или регионального управления дорогами), рассматриваются как выручка от реализации работ, которая является объектом налогообложения по налогу на прибыль и по НДС.

Рассмотрим на примере.

Пример 1.

Организация «А» на основании государственного контракта выполняет текущий ремонт автомобильных дорог федерального назначения. Стоимость ремонта составляет 8 260 000 рублей (в том числе НДС — 1 260 000 рублей). Заказчик (Управление автомобильными дорогами) оплатил ремонт дороги за счет средств городского бюджета.

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

Выполнены работы по ремонту автомобильных дорог

Начислен НДС по выполненным работам

Уплачен НДС в бюджет

Получена оплата за выполненные ремонтные работы

Окончание примера.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда средства на строительство и ремонт дорог выделяются сразу строительной организации.

Получение и целевое использование бюджетных средств регламентировано Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — БК РФ).

Согласно статье 69 БК РФ предоставление бюджетных средств коммерческим организациям может предоставляться в виде субвенций и субсидий.

Согласно статье 6 БК РФ:

«субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов».

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о полученных и использованных бюджетных средствах установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 года №92н (далее — ПБУ 13/2000).

В соответствии с указанным бухгалтерским стандартом под государственной помощью понимается увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).

В соответствии с пунктом 5 ПБУ 13/2000 строительная организация принимает бюджетные средства к бухгалтерскому учету при выполнении следующих условий:

· имеется уверенность в том, что у организации будут выполнены условия предоставления этих средств;

· имеется уверенность в том, что бюджетные средства будут получены организацией. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о выделении бюджетных средств или иные соответствующие документы.

Планом счетов бухгалтерского учета для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, в том числе бюджетных средств предназначен счет 86 «Целевое финансирование» .

В зависимости от вида получаемой государственной помощи организация должна открыть к счету 86 «Целевое финансирование» аналитические субсчета.

Принятие к учету бюджетных средств отражается в бухгалтерском учете организации следующей записью:

В соответствии с пунктом 8 ПБУ 13/2000 полученные бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования на увеличение финансовых результатов организации.

Отметим, что в соответствии с пунктом 4 ПБУ 13/2000 для целей бухгалтерского учета бюджетные средства делятся на две категории:

· бюджетные средства, предназначенные для финансирования капитальных расходов;

· бюджетные средства, предназначенные для финансирования текущих расходов.

В соответствии с пунктом 21 ПБУ 13/2000 суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в качестве доходов на счете учета финансовых результатов, отражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно. Таким образом, в бухгалтерском учете организация будет признавать доходы от получения таких средств постепенно, по мере их использования.

Налоговая база по налогу на прибыль организаций с 1 января 2002 определяется налогоплательщиками, в том числе бюджетными учреждениями, в порядке, установленном главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы налогоплательщиков, определены статьей 251 НК РФ, их перечень является исчерпывающим.

Средства целевого финансирования, поступившие на строительство и ремонт дорог, в соответствии с пунктом 14 статьи 251 НК РФ не учитываются для целей налогообложения.

Строительные организации, получившие средства целевого финансирования ведут раздельный учет доходов и расходов, полученных и произведенных в рамках целевого финансирования.

Пример 2.

Организация «А» получила на капитальный ремонт автомобильных дорог областного назначения средства в сумме 3 500 000 рублей. Из этих средств на приобретение строительных материалов было потрачено 1 817 200 рублей (в том числе НДС 277 200 рублей); на оплату труда рабочих с учетом налогов (ЕСН, взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации) было израсходовано 482 740 рублей. Для выполнения работ в установленные договором сроки «А» привлекла субподрядную организацию. Стоимость субподрядных работ составила –1 200 060 рублей (в том числе НДС 183 060 рублей).

Отражение операций в бухгалтерском учете организации «А»:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

Отражена задолженность областного бюджета по выделенным средствам на капитальное строительство дорог

Поступили выделенные средства

Приобретены строительные материалы (1 817 200 — 277 200)

Отражен НДС по приобретенным строительным материалам

Начислена заработная плата рабочим с учетом налогов (ЕСН и взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации)

Отражена стоимость субподрядных работ (1 200 060 – 183 060)

Отражен НДС по субподрядным работам

Списаны строительные материалы

Списан НДС по строительным материалам и по субподрядным работам (277 200 + 183 060)

Оплачены строительные материалы

Перечислены средства субподрядной организации за выполненные работы

Перечислены в бюджет налоги (ЕСН и взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации), выплачена заработная плата рабочим

Отражены бюджетные средства

Включены бюджетные средства в состав прочих доходов

После того, как работы выполнены, подрядчик передает их заказчику. Приемка — сдача выполненных работ оформляется Актом о приемке выполненных работ по форме №КС-2. Указанный акт определяет перечень выполненных объемов работ подрядчиком. Кроме акта №КС-2 подрядчик представляет Справку о стоимости выполненных работ по форме №КС-3. Формы этих документов содержатся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденном Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 11 ноября 1999 года №100.

Справка формы №КС-3 составляется на объем выполненных в отчетном периоде строительных работ на основании акта о приемке выполненных работ (форма №КС-2) и подписывается заказчиком (генподрядчиком) и подрядчиком (субподрядчиком).

Для определения количества выполненных строительно-монтажных работ на каждом объекте ведется журнал учета выполненных работ (форма №КС-6а), который применяется для учета выполненных работ и является накопительным документом, на основании которого составляются акт приемки выполненных работ (форма №КС-2) и справка о стоимости выполненных работ (форма №КС-3).

Журнал учета выполненных работ ведет исполнитель работ по каждому объекту строительства на основании замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому конструктивному элементу или виду работ.

Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3) применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы. Выполненные работы и затраты отражаются в справке исходя из договорной стоимости.

В стоимость выполненных работ и затрат включается стоимость строительно-монтажных работ, предусмотренных сметой, а также прочие затраты, не включаемые в единичные расценки на строительные работы и в ценники на монтажные работы (рост стоимости материалов, заработной платы, тарифов, расходов на эксплуатацию машин и механизмов, дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время, средства на выплату надбавок за подвижной и разъездной характер работы, надбавки за работу на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах, изменение условий организации строительства и тому подобное).

Акт о приемке выполненных работ составляется после завершения этапа работ, когда подрядчик (субподрядчик) выполнил строительно-монтажные работы, а заказчик (генподрядчик) не имеет к ним претензий. На основании акта (формы №КС-2) данные из этого документа подрядчик переносит в справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3). Заказчик на основании справки (форма №КС-3) расплачивается с ним. Акт подписывают представители подрядчика, ответственного за сдачу объекта, и заказчика, принявшего объект.

Акт о приемке выполненных работ составляется в двух или трех экземплярах: 1-й подрядчику, 2-й заказчику, 3-й инвестору (по требованию).

Данные формы должны применять все организации, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона №129-ФЗ, первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Итак, мы отметили, что особенностью при дорожном строительстве является то, что денежные средства, выделяемые из бюджета для текущего ремонта либо капитального ремонта дорог, а также их строительства могут быть целевыми или не целевыми.

В том случае, если выделяемые денежные средства не являются целевыми, то у строительной организации, занимающейся строительством и ремонтом дорог, средства, полученные из бюджета, рассматриваются как выручка от реализации работ, которая является объектом налогообложения по НДС.

Следовательно, в соответствии со статьей 146 НК РФ, объем работ, выполненных собственными силами, а, также включая объем работ, выполненных, субподрядными организациями облагается НДС.

Порядок исчисления и применения налоговых вычетов по НДС при использовании средств из бюджета на строительство и ремонт дорог имеет некоторые особенности. НДС не облагаются целевые средства не связанные с оплатой реализуемых товаров, выполнением работ (оказанием услуг), передачей имущественных прав.

К вычету из бюджета не принимаются суммы НДС, по приобретенным товарам (работам, услугам), а покрываются за счет целевых средств.

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).

Статьей 31 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 1999 года №4092-II ГД «О проекте федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» определено:

«1. Земельные участки, предназначенные для размещения государственных и муниципальных автомобильных дорог, предоставляются в порядке отвода земель для государственных или муниципальных нужд, а для частных дорог по правилам предоставления земель для несельскохозяйственных нужд в соответствии с земельным законодательством.

2. Предоставление земельных участков для размещения государственных и муниципальных автомобильных дорог, а также установление придорожных полос на автомобильных дорогах общего пользования осуществляются по ходатайству дорожного органа или по его поручению органом, выступающим в качестве заказчика соответствующих дорожных работ, на основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке.

Все расходы, связанные с изъятием земельных участков, в том числе с компенсацией убытков их владельцам или собственникам, несут организации и лица, в пользу которых производится изъятие соответствующих участков».

Плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (статья 388 НК РФ). Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог. Таким образом, объектом налогообложения земельным налогом являются любые земельные участки, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), части земельных участков, представленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование.

Пунктом 2 статьи 389 НК РФ установлен перечень земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения. Такими участками являются все земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации (Письмо ФНС Российской Федерации от 20 января 2005 года №21-4-04/32@ «О земельном налоге»).

Статья 390 НК РФ предусматривает единый порядок определения налоговой базы в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков.

Порядок определения налоговой базы установлен в статье 391 НК РФ. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (статья 393 НК РФ).

Согласно статье 395 НК РФ освобождены от налогообложения:

«2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования».

Таким образом, земли, предоставленные для размещения государственных автомобильных дорог общего пользования и их конструктивных элементов и дорожных сооружений, для размещения автовокзалов и автостанций, установленных полос отвода этих государственных автомобильных дорог общего пользования, освобождаются от уплаты земельного налога.

Организация, занимающаяся строительством и ремонтом дорог, может являться плательщиком налога на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ), если при строительстве и ремонте автомобильных дорог организация добывает полезные ископаемые (например: песок, глину, гравий).

Такие организации подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Местом нахождения участка недр признается территория того российского региона, на котором он расположен (пункт 1 статьи 335 НК РФ).

Особенности постановки организаций и/или индивидуальных предпринимателей на учет в качестве плательщиков НДПИ осуществляется в порядке, определенном Приказом МНС Российской Федерации от 31 декабря 2003 года №БГ-3-09/731 «Особенности постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых». Для постановки на учет необходимо подать в налоговый орган по месту нахождения участка недр, предоставляемого в пользование, заявление определенной формы (для организаций — форма №9-НДПИ-1, для индивидуальных предпринимателей – форма №9-НДПИ-2).

Ставки налога на добычу полезных ископаемых определены в пункте 2 статьи 342 НК РФ.

Как определить стоимость добытого полезного ископаемого указано в статье 340 НК РФ, в соответствии, с которой может быть: либо цена реализации добытого полезного ископаемого, либо его расчетная стоимость.

Пример 3.

Организация «А» с отведенного участка при строительстве автомобильной дороги добыла 200 тонн гравия. При этом было реализовано 50 тонн гравия по цене 708 рублей за тонну, в том числе НДС -108 рублей.

Так как часть гравия была реализована, то организация исчисляет сумму налога исходя из цены реализации добытого гравия.

Для целей исчисления НДПИ цена реализации одной тонны гравия составит 600 рублей (без НДС), следовательно, налоговая база по НДПИ будет равна 120 000 рублей (600 рублей х 200тонн).

Таким образом, организация «А» должна уплатить в бюджет сумму налога в размере 6 600 рублей (120 000 рублей х 5,5%).

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога установлен главой 28 «Транспортный налог» НК РФ (статьи 356 — 363 НК РФ). В целях единообразного применения налоговыми органами норм главы 28 НК РФ Приказом МНС Российской Федерации от 9 апреля 2003 года №БГ-3-21/177 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Методические рекомендации) утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог» НК РФ.

На основании статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых, в соответствии с российским законодательством, зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Приведем ряд документов, на которые необходимо организации обратить внимание при приобретении транспортных средств.

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Правила регистрации автомототранспортных средств в Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее — ГИБДД) утверждены Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 года №59 «О порядке регистрации транспортных средств».

Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) утверждены Минсельхозпродом Российской Федерации от 16 января 1995 года. Данные правила зарегистрированы в Минюсте 27 января 1995 года №785.

Прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу облагаются налогом по единой ставке независимо от мощности их двигателя. Специальные транспортные средства регистрируются в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора).

Для зарегистрированных в ГИБДД машин ставки налога определяются исходя из мощности двигателя. В статье 361 НК РФ приведены базовые ставки налога. При определении видов транспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей, специальных машин следует руководствоваться «Общероссийским классификатором основных фондов» ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года №359.

Объектом налогообложения транспортным налогом признаются различные виды самоходных транспортных средств на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 358 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется:

· в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя транспортного средства, выраженная во внесистемных единицах мощности — лошадиных силах. Согласно пункту 18 Методических рекомендаций мощность двигателя определяется, исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство, и указывается в регистрационных документах. В случае, если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в киловаттах, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент — 1 кВт = 1,35962 лошадиных сил). Округление полученного результата производится с точностью до второго знака после запятой.

· в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах. Валовая вместимость определяется, исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство, и указывается в регистрационных документах (пункт 21 Методических рекомендаций).

· в отношении иных водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей или в отношении которых не определяется валовая вместимость, — как единица транспортного средства. К водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения.

Порядок исчисления транспортного налога определен пунктом 2 статьи 362 НК РФ. Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Временные правила регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, утверждены Приказом Государственного таможенного комитета (далее — ГТК) Российской Федерации от 2 марта 1995 года №137. Обращаем Ваше внимание что, указанный документ применяется в части не противоречащей Таможенному кодексу Российской Федерации. На это указано в Письме ГТК Российской Федерации от 30 декабря 2003 года №01-06/50932 «О применении нормативных правовых актов в таможенном деле с 1 января 2004 г.».

Обязанность по регистрации наземных транспортных средств установлена пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»:

«Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается».

Наземные транспортные средства регистрируются за юридическими лицами, на основании документов, удостоверяющих право собственности на данные средства, что означает, что они признаются плательщиками транспортного налога.

Как следует из Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» и пункта 1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации от 16 января 1995 года подлежат регистрации автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные машины с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров, если же объем двигателя транспортного средства меньше, то такое транспортное средство не подлежит регистрации, а значит и не следует начислять на него транспортный налог.

Для того чтобы определить ставку налога любого транспортного средства (кран, бетономешалка, экскаватор) строительной организации необходимо исходить из данных, которые зафиксированы в первичных документах на данное средство (паспорт технического средства) и документы о его регистрации.

Легковые и грузовые автомобили регистрируются в органах ГИБДД согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и ставки налога определяются исходя из мощности двигателя.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства (статьей 361 НК РФ). Особое внимание следует обратить организациям, у которых имеются филиалы, ставка налога на один вид транспортного средства в одном регионе может значительно отличаться от ставки налога в другом регионе.

При отнесении конкретных специальных и специализированных машин к категориям автотранспортных средств можно также обратиться к Краткому автомобильному справочнику, разработанному Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта Минтранса Российской Федерации.

Обратите внимание!

Автомобили и тракторы их прицепы, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей, транспортными средствами не являются и рассматриваются как здания и оборудование. К такому оборудованию относятся: вагончики-бытовки, передвижные трансформаторные установки, передвижные кухни, душевые, поэтому и транспортным налогом они не облагаются. При этом следует отметить, что Письмом Минфина Российской Федерации от 16 июня 2006 года №03-06-04-04/24 «О применении методических рекомендаций по транспортному налогу» установлено, что указанные Методические рекомендации не относятся к актам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, но вместе с тем являются внутриведомственными документами, обязательными для исполнения налоговыми органами.

Таким образом, объектом налогообложения по транспортному налогу для организаций, занимающихся строительством и ремонтом дорог признаются транспортные средства, используемые в дорожном строительстве и ремонте автодорог, в частности: асфальтоукладчики, катки, погрузчики, автогрейдеры, автокраны, бурильные машины, экскаваторы, ямобуры, грузовые автомобили, компрессорные станции, другие дорожные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении таких транспортных средств льгот не предусмотрено (статья 358 НК РФ).

Отметим, что в соответствии с главой 28 НК РФ транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

По вопросам освобождения отдельных категорий транспортных средств от уплаты транспортного налога следует обращаться в законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации (Письмо МНС Российской Федерации от 27 февраля 2004 года №04-05-11/21).

Порядок исчисления и уплата налога на имущество организаций регулируется главой 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ. Налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год (статья 379 НК РФ).

Отчетными периодами признаются первый квартал, первое полугодие и девять месяцев календарного года.

Ставка налога на имущество не должна превышать 2,2%.

Приказом МНС Российской Федерации от 23 марта 2004 года №САЭ-3-21/224 «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и инструкции по ее заполнению» утверждена форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и инструкции по ее заполнению.

Плательщиками налога на имущество организаций признаются:

· российские организации,

· иностранные организации.

На основании статьи 374 НК РФ:

«Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета».

Обратите внимание!

При этом не имеет значения, основные средства находятся в самой организации или переданы во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление или внесены в качестве вклада в совместную деятельность.

Не признаются объектами налогообложения:

· земельные участки (так как они уже облагаются земельным налогом);

· иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы), относящиеся к основным средствам;

· имущество, используемое для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, находящееся в ведении федеральных органов власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В расчет налоговой базы берется его , которая определяется по правилам бухгалтерского учета.

В случае если по основному средству начисляется не амортизация, а износ, для расчета налога необходимо взять его стоимость за минусом износа.

Налоговая база по налогу на имущество организаций, в соответствии со статьей 376 НК РФ, определяется отдельно в отношении имущества:

Подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах);

Каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

Каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;

Имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество определен статьей 376 НК РФ.

От обложения налогом на имущество освобождаются организации в отношении железнодорожных путей общего пользовании, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью таких объектов (пункт 11 статьи 381 НК РФ).

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года №504 «О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций».

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу на имущество установлен статьей 382 НК РФ.

Авансовые платежи уплачиваются ежеквартально по окончании отчетного периода как 1/4 суммы налога, исчисленной по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом (статья 383 НК РФ).

В соответствии со статьей 384 НК РФ организации, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу):

В бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены данные обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения.

В соответствии со статьей 385 НК РФ организация, которая учитывает на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу):

В бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены данные объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 НК РФ, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

Налоговая база по налогу на имущество организаций и сумма налога (авансовых платежей по налогу) исчисляются отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, и в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (пункт 1 статьи 376 НК РФ и пункт 3 статьи 382 НК РФ).

Обособленное подразделение организации это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (пункт 2 статьи 11 НК РФ). Для целей налогообложения в составе организации образованы три обособленных подразделения, из которых одно (филиал) выделено на отдельный баланс, а два других — самостоятельного баланса не имеют, при этом их движимое имущество учитывается на балансе филиала.

Сумма исчисленного налога на имущество (авансовых платежей по налогу) уплачивается в бюджет по месту нахождения организации и по местонахождению каждого из обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс (статья 384 НК РФ). По местонахождению каждого из таких подразделений представляется (расчет по авансовым платежам по налогу) (пункт 1 статьи 386 НК РФ). Организация, на балансе которой учитываются объекты недвижимого имущества, находящиеся по месту нахождения обособленных подразделений, не имеющих отдельных балансов, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) и представляет налоговую декларацию (расчет по авансовым платежам) по местонахождению каждого из объектов недвижимого имущества (статья 385 НК РФ, пункт 1 статьи 386 НК РФ).

Нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования на основании статьи 9.3 КоАП РФ:

«влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда».

Предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью человека или его смерть (статья 216 УК РФ).

Отметим, что на момент написания книги закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» не принят. Проект указанного закона был рассмотрен в первом чтении Государственной Думы Российской Федерации (Постановление Государственной Думы Российской Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 1999 года №4092-II ГД «О проекте федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности»), но Письмом Президента Российской Федерации от 3 января 2000 года №Пр-26 проект Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» отклонен.

Более подробно с вопросами, касающимися лицензирования строительной деятельности, форм учета и отчетности в строительстве Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Строительство ».

12. Разработка детали проекта

Особенности организации дорожно-строительных работ.

Работы, выполняемые на строительстве автомобильных дорог, по своему назначению, применяемым средствам производства и характерным особенностям организации делят на три группы: строительно-монтажные; заготовительные; транспортные.

Строительно-монтажными называют работы, выполняемые непосредственно на объекте по возведению и монтажу сооружений в соответствии с проектом. После завершения этих работ дорога должна быть готовой к сдаче в эксплуатацию. Для выполнения строительно-монтажных работ необходимы различные материалы, заготовка которых выполняется в процессе заготовительных работ.

Транспортными называют работы по доставке дорожностроительных материалов, полуфабрикатов и готовых изделий от мест их заготовки, переработки и изготовления к местам использования. Транспортные работы являются связующим звеном между строительно-монтажными и заготовительными работами. Все три группы работ должны быть тщательно увязаны между собой по объектам и времени выполнения.

Эффективные результаты организационных решений могут быть получены только при совместном комплексном рассмотрении строительно-монтажных, заготовительных и транспортных работ. В настоящей работе такой комплексный подход положен в основу всех рекомендаций и предложений.

В календарных графиках требуется предусматривать точное соответствие (или опережение) объемов заготовок и перевозок всех необходимых материалов объемам их использования в пределах недели, месяца, квартала, а в ряде случаев (например, для горячих асфальтобетонных смесей) и в пределах каждой смены.

Все графики (и другие документы ППР и ПОС) должны быть ориентированы на высокий уровень использования производственных фондов и высокую производительность труда. Нарушение графиков и особенно задержки в заготовке и доставке материалов приводят к простоям отдельных бригад и даже целых подразделений, резко снижают производительность труда и нарушают сроки выполнения отдельных видов работ, а иногда могут быть причиной срыва своевременной сдачи объекта в эксплуатацию.

В наибольшей степени затрудняют организацию эффективного равномерного строительного процесса следующие характерные особенности строительства автомобильных дорог.

I. Растянутость дорожного строительства на десятки и сотни километров и частые изменения мест производства работ в этих пределах снижают возможность маневров дорожностроительной техники, затрудняют ее техническое обслуживание и ремонт. Непрерывно изменяются дальности возки дорожностроительных материалов и соответственно изменяется потребность в количестве транспорных средств. Существенно усложнено управление всеми видами материально-технических ресурсов и рабочими кадрами. В ряде случаев осложняется организация быта (питания, отдыха) рабочих и специалистов.

Влияние перечисленных отрицательных сторон организационной характеристики дорожного строительства существенно затрудняет применение поточной организации работ с концентрацией дорожно-строительной техники на относительно коротких участках строящейся дороги.

П. Во многих случаях не удается организовать в течение всего года равномерную (по сменам) заготовку материалов и своевременную доставку их на строительство для немедленной (с колес) укладки в дело. Отгрузка каменных материалов крупными промышленными карьерами, снабжающими своей продукцией несколько различных объектов, осуществляется, как правило, отдельными крупными порциями. Эта неравномерность усугубляется при смешанных перевозках материалов по железной дороге (водным путем) с перевалкой на автомобили. В этом случае приходится устраивать промежуточные (перевалочные) склады как «а станциях железной дороги (пристанях), так и на дорожных производственных предприятиях или непосредственно возле строящейся дороги. Создание таких складов обеспечивает бесперебойное производство строительно-монтажных работ, но удорожает строительство за счет расходов на устройство промежуточных складов и производство дополнительных погрузоч-но-разгрузочных работ.

III. Технология дорожно-строительных работ коренным образом меняется в различные времена года. Отдельные виды дорожно-строительных работ в зимних условиях практически невыполнимы или же могут быть выполнены только при условии весьма значительных дополнительных затрат. Изменение перечня выполняемых работ и их технологии обязательно вызывает также и изменения организации всего комплекса строительного процесса.

В настоящее время многие дорожно-строительные организации в зимний и частично в весенний и осенний периоды прекращают выполнение ряда дорожно-строительных работ и обрекают на простой значительную часть своих технических и трудовых ресурсов. Основные объемы дорожно-строительных работ выполняются преимущественно летом. Сезонность в дорожном строительстве приносит большой ущерб не только дорожным организациям, но и всему народному хозяйству.

Снижаются объемы конечной продукции - протяженность полностью законченных в течение года участков дорог. Периодические увеличения и сокращения численности рабочих кадров по существу узаконивают их текучесть, препятствуют закреплению на дорожном строительстве высококвалифицированных дорожных рабочих и механизаторов.

Текучесть кадров и их недостаточная квалификация в свою очередь приводят к снижению качества работ, низкой производительности труда и сокращению срока службы строительных машин.

Поэтому одной из главных задач совершенствования организации дорожно-строительных работ является переход от сезонного к непрерывному строительству с равномерным использованием всех ресурсов, особенно рабочих кадров и транспортных средств в течение всего года. Эта задача может быть решена как за счет разработки специальных технологий строительно-монтажных работ для выполнения при отрицательных температурах, так и за счет значительного увеличения в зимний период заготовительных и транспортных работ.

Глава 1. ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

1.1. Дорожное строительство как отрасль материального производства

Экономика в общем смысле – искусство выбора наиболее рационального образа действий из нескольких потенциально возможных вариантов с учетом ограниченности имеющихся ресурсов.

Прежде всего нужно решить, что, как и для кого производить. Фундаментальной проблемой экономики является координация действий участников производства. Экономика изучает теоретические основы и практические формы функционирования рыночных структур, механизмы взаимодействия субъектов экономической деятельности общества и имеет несколько уровней. В зависимости от уровня изучаемых процессов различают макро- и микроэкономику.

Макроэкономика рассматривает структуру экономики и управление ею на уровне мира, страны, исследует процессы формирования совокупного спроса и предложения, изменение валового продукта

и национального дохода, анализирует влияние денежной, налоговой, бюджетной, амортизационной и инвестиционной политики на экономический рост, инфляцию, уровень безработицы населения, совокупные издержки фирм.

Микроэкономика изучает поведение отдельных относительно мелкомасштабных элементов таких как отрасли производства, отдельные организации, фирмы. Она рассматривает конкретные формы

и методы хозяйствования, изучает, как устанавливаются объёмы производства отдельных видов работ и цены на них, как влияют налоги на сбережения населения.

Экономика строительства исследует формы проявления экономических законов в капитальном строительстве, которое обеспечивает расширенное воспроизводство основных фондов производственного назначения (заводов, путепроводов, дорог, мостов), а также возведение объектов непроизводственного назначения (жилых домов, школ, больниц) для всего народного хозяйства.

Дорожное строительство является подотраслью капитального, поэтому экономика дорожного строительства рассматривает аналогичные задачи, но в более узкой сфере.

Капитальное строительство создаёт материальные условия, обеспечивающие возможность функционирования средств производства. В процессе создания основных фондов, представляющих строительную продукцию (автомобильные дороги, мосты, путепроводы) дорожных организаций, заняты рабочие кадры (трудовые ресурсы), применяются средства труда (технические ресурсы) и предметы труда (материальные ресурсы), используются денежные средства (финансовые ресурсы).

Взаимодействуя, основные элементы строительного процесса создают конечную продукцию – материально-вещественные элементы сооружений (в натуральной и денежной форме). Экономическая сущность строительного процесса выражается затратами на его осуществление, общая сумма которых составляет себестоимость строи- тельно-монтажных работ.

Транспортное строительство – возведение зданий и сооруже-

ний автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного, трубопроводного транспорта.

Этапы строительного процесса: 1) подготовка строительства:

а) технико-экономическое обоснование (ТЭО) – экономическое исследование целесообразности строительства объекта и определение основных технико-экономических показателей (ТЭП) будущего объекта;

б) проектирование объекта (разработка конструктивных решений, методов организации строительства и технологии производства работ, определение сметной стоимости строительства объекта);

в) инженерно-техническая подготовка (ИТП) строительства (геодезическая разбивка, подготовка территории строительства, подъездов и пр.);

2) собственно строительство;

3) реализация продукции (ввод законченных сооружений в эксплуатацию и передача их заказчику как основных фондов).

Отрасль – совокупность фирм, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, технологией производства, основными фондами, профессиональной подготовкой кадров.

Межотраслевой комплекс – структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей, их элементов, стадий производства и распределения продукта (например, промышленность включает комплексы: металлургический, топливно-энергетический, машиностроительный и др.).

Глава 1. Дорожное строительство в экономической системе России

Строительный комплекс имеет более сложную структуру и объединяет разные отрасли экономики.

Виды строительства предусматривают его разделение по отраслевым признакам (промышленное, гидротехническое, транспортное, жилищное, культурно-бытовое, коммунальное, энергетическое, специальное).

Градостроительный комплекс – совокупность жилых домов и необходимых объектов жизнеобеспечения и социальной сферы.

Элементы хозяйственного комплекса группируют в секторы. Сектор – совокупность организаций, имеющих сходные цели,

функции, поведение. Сектор финансовых организаций охватывает фирмы, занятые финансовым посредничеством. Сектор нефинансовых предприятий объединяет фирмы, которые занимаются производством товаров с целью получения прибыли, и некоммерческие фирмы, которые не преследуют цели извлечения прибыли. Сектор государственных учреждений объединяет органы власти (законодательной, судебной, исполнительной), фонды социального обеспечения, а также некоммерческие организации.

Различают государственный и частный секторы. Государственный сектор – предприятия, организации, учреждения, находящиеся в государственной собственности и управляемые государственными органами или назначаемыми ими лицами. Частный сектор – часть экономики, которая не находится под контролем государства.

За рубежом различают отрасли, производящие товары (промышленность, строительство, издательская деятельность, сельское хозяйство, утилизация вторичного сырья), и отрасли, оказывающие услуги (образование, транспорт, торговля, здравоохранение, государственное управление).

Строительство объектов промышленного и гражданского назначения характеризуется их концентрацией на строго отведённой территории. В таких строительных организациях, как правило, состав кадров стабилен.

Строительству дорожных объектов свойственны:

небольшой объём работ на одном месте; удалённость объектов друг от друга (в отличие от сконцентри-

рованных в одном месте объектов гражданско-промышленного назначения);

необходимость ведения работ одновременно на различных объектах;

Глава 1. Дорожное строительство в экономической системе России

подвижность рабочих мест по мере возведения того или иного сооружения в необжитых районах;

постоянная перебазировка средств производства. Инфраструктура – составная часть народного хозяйства, обес-

печивающая условия для функционирования деятельности строитель-

ного комплекса. Инфраструктура дорожно-строительного ком-

плекса – совокупность отраслей и видов деятельности, материальнотехнических производств и сооружений социального назначения, обеспечивающих функционирование организаций дорожной отрасли.

Основу дорожно-строительного комплекса составляют:

дорожно-строительные организации (ДСО); дорожные ремонтно-строительные организации (ДРСО);

дорожно-эксплуатационные управления и организации (ДЭУ, ДЭО).

Каждая из них характеризуется производственной мощностью, которая соответствует материально-технической базе различного назначения.

Для бесперебойного функционирования всей системы дорожного комплекса необходимы коммуникации, транспорт, связь, линии электропередачи и прочие энергопередающие системы, средства жизнеобеспечения работников строительства (жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), учреждения торговли, медицины, образования, культуры, спорта и отдыха). Неразвитость инфраструктуры, особенно в необжитых и удаленных районах, вызывает существенное увеличение затрат, учёт которых необходим при определении сметной стоимости строительства.

1.2. Особенности дорожного строительства

Дорожное строительство имеет присущую только ему специфику: его продукция (автомобильные дороги и все сооружения на них) – составная часть автомобильного транспорта, а значит, её потребление возможно только в процессе перевозок по возведённой автомобильной дороге. Поэтому все возникающие технико-экономические проблемы должны рассматриваться в комплексе с задачами, стоящими

перед автомобильным транспортом; практически вся продукция имеет линейное расположение, а это,

в свою очередь, предполагает линейный принцип организации работ,

Глава 1. Дорожное строительство в экономической системе России

требующий создания передвижных подразделений и применения мобильных машин, перемещающихся вместе с обслуживающими их рабочими с одного участка дороги на другой или внутри данного участка;

все сооружения, даже однотипные по назначению, могут серьезно отличаться друг от друга в зависимости от интенсивности движения, рельефных, гидрогеологических и климатических условий территории; это существенно ограничивает возможность применения типовых проектов, требует их тщательной привязки к конкретным условиям;

большие денежные затраты, высокую трудо- и материалоёмкость; в общем объёме затрат значительная доля приходится на транспортные работы;

устройство временных производственно-бытовых и админист- ративно-хозяйственных зданий до начала СМР, прокладка инженерных коммуникаций, временных дорог, линий электропередачи, которые требуют своеобразных организационных форм и дополнительных затрат, увеличивают сроки строительства, вызывают отвлечение из хозяйственного оборота дополнительных средств в незавершенное строительство;

сезонность выполнения СМР, вызванную зависимостью их технологии от метеорологических факторов, что, в свою очередь, вызывает неравномерное использование рабочих кадров и их текучесть. Главная задача – переход от сезонного строительства к непрерывному – может быть решена за счёт разработки специальных технологий, которые позволят выполнять работы при низких температурах, и роста объёмов заготовительных и транспортных работ в зимнее время;

неустойчивые соотношения строительных работ по их сложности и видам затрудняют расчёт профессионально-квалификационного и численного состава рабочих;

крупные объекты (особенно мосты) могут строиться годами, что порождает проблему «омертвления капитала», повышает риск принимаемых решений и требует особо точных технико-экономических расчётов (ТЭР) с учётом фактора времени;

неравномерность доставки материалов, усугубляемая при их смешанной перевозке железнодорожным, воздушным, водным и автотранспортом, требует создания дорогостоящего складского хозяйства;

многослойность дорожной одежды – основной и наиболее дорогой части дороги – вызывает стадийность дорожного строительства, сущность которой заключается в том, что на первом этапе выполняют лишь часть слоёв дорожной одежды и допускают проезд транспорта

Глава 1. Дорожное строительство в экономической системе России

втечение нескольких лет по нижним слоям покрытия (основания). Такой вариант наиболее целесообразен в условиях медленного роста интенсивности движения, когда дорожная одежда полной толщины (впервые годы эксплуатации) работает с явно завышенным коэффициентом запаса прочности. Перенесение возведения верхних слоев дорожной одежды на более поздние сроки позволяет уменьшить объём инвестиций в первые годы строительства, что экономически выгодно. Но стадийному методу присущи и значительные недостатки : производство работ на второй, аиногда и третьей стадии вынуждает переносить движение транспорта сосновной трассы на объездные дороги (как правило, неудовлетворительного качества), повторно организовывать работу производственных службинаправлятьрабочихнаужеоставленныеучастки;

частые изменения мест производства работ дорожных подразделений обуславливают интенсивный физический износ машин, механизмов, оборудования (ММО), их ремонт в передвижных (а не стационарных) мастерских, вызывают затруднения в управлении техникой, требуют изменения необходимого числа транспортных средств из-за изменения расстояния перевозки материалов и разработки почасовых графиков работы транспорта, затрудняют обеспечение нормальных условий для размещения рабочих и линейных инженернотехнических работников (ИТР), требуют мобильных строительных лабораторий для проведения испытаний и контроля;

дорожные объекты после возведения остаются неподвижными, располагаются на определенном земельном участке; в процессе строительства ММО и рабочие непрерывно перемещаются по фронту производства работ; строительство начинается с создания производственной базы, стоимость которой порой бывает сопоставима со стоимостью самого объекта. Всё это требует своеобразных форм организации, управления, технологий, а учёт стоимости земли заставляет тщательно обосновывать местоположение объекта;

строительство ведётся в разнообразных природных условиях (се- вер-юг, зима-лето, горы-болота...) со своими климатическими, топографическими, гидрологическими и геологическими особенностями, что требует различных конструктивных решений, материально-технических ресурсов (МТР), организационных способов строительства;

многообразие производственных связей приводит к возникновению проблем, для решения которых необходимы особые подходы и формы взаимоотношений, объединяющие интересы всех участников строительства и способствующие достижению высоких показателей;

Глава 1. Дорожное строительство в экономической системе России

большое число организаций и сложность взаимосвязей обостряют и усложняют решение проблемы чёткой организации и координации работы участников инвестиционного процесса;

особая форма расчётов за дорожную продукцию – за отдельные этапы, конструктивные части, виды работ – заставляет устанавливать цены не только за объект в целом, но и за его конструктивные элементы и их части;

вероятностный характер процесса производства порождает особую систему организации управления строительством и систему регуляторов для придания связям необходимой устойчивости, что выражается в создании резервов производственной мощности (заделов), материально-производственных запасов (МПЗ) и пр.

В условиях рыночной экономики важное значение приобретает конкурентоспособность предлагаемой продукции.

В мировой практике конкурентоспособность организации определяется следующими элементами:

соответствием качества продукции требованиям конкретного потребителя (заказчика) и рынка;

совокупными затратами на закупку и доставку материальнопроизводственных ресурсов;

строительством и вводом в эксплуатацию объектов в установленные договором сроки, удобные для потребителя,

репутацией фирмы на рынке.

Деятельность ДСО – преобразование ресурсов системы (материальных, технических, трудовых, финансовых, информационных, управленческих и других) в дорожную продукцию, удовлетворяющую запросы потребителей и общества в целом.

Разграничение продуктов (СМР) и результатов (готовая автомобильная дорога) деятельности важно для оценки эффективности организации. В частности, это позволяет отделить от результатов те продукты (работы, услуги), которыеДСО производитдлясебя, анедлянаселения.

Источник деятельности ДСО и потребитель их продуктов внешняя среда, элементами которой являются: всё население страны; органы государственной власти; средства массовой информации; субъекты предпринимательской деятельности.

Основные факторы, обеспечивающие качество автомобильной дороги, следующие: уровень технической подготовки и организация строительного производства; профессионализм кадров; состояние и состав ММО и автомобильного транспорта; материально-техническое

Анализ деловой ситуации - важнейшая функция современного менеджмента. Он проводится до принятия управленческого решения и является его основой. Мониторинг, анализ и контроль ситуации осуществляется также в ходе реализации принятого решения для выработки корректирующих управленческих воздействий.

Переход к рыночным отношениям значительно активизировал роль анализа деловой ситуации в управлении производственно-хозяйственной деятельностью (ПХД) предприятия или организации:

1. Предприятие в ус­ловиях рынка вступает в комплексные экономические отноше­ния с десятками и сотнями других организаций и косвенно, че­рез конкуренцию, ощущает на себе все многообразие экономи­ческих реалий рынка. Следовательно, появилась необходимость анализа состояния рынка, собственного стратегического положения в нем, анализа риска предпринимаемых операций и многие другие направления исследований.

2. Существенно меняются требования к уровню, содержанию и качеству аналитических решений. Теперь аналитическая деятельность смыкается с высшим уровнем управ­ления - исследовательским.

В соответствии с этим экономический анализ , которым необ­ходимо заниматься каждому предприятию, желающему добиться успеха, можно разделить на следующие уровни:

стратегический анализ как часть действий предприятия по разработке и реализации своей рыночной стра­тегии;

анализ хозяйственной деятельности предприятия - оценка его хозяйственной деятельности, анализ его кон­курентоспособности, эффективности использования ресурсов, выявление резервов производства.

Цель проведения анализа на всех уровнях - обеспечение повышения эффективности производства и роста прибыльности предприятия (организации).

Для достижения поставленной цели решается ряд аналитических задач:

по времени принятия решения: перспективные (проведение пред­варительного анализа проектов, планов, управленческих решений), ретроспективные (анализ выполнения ранее принятых проектов, планов, решений), текущие (связанные с принятием управленчес­ких решений в процессе оперативной деятельности);

по кругу изучаемых вопросов: комплексные и тематические (целевые).

Целью проведения стратегического информационного анализа (СИА) является сбор важнейшей и перспективной информации о разви­тии региона, отрасли, национальной экономики в целом, что помогло бы в итоге сформировать стратегические перспективы конкретного предприятия, состоящие в закреплении его на рын­ке, повышении рентабельности производства.

Задачей СИА является выработка стратегической идеи предприятия, установление приоритетности целей его развития. Не имея четко сформулированной стратегической идеи, любое предприятие (даже успешно решая возникающие тактические за­дачи) обречено на застой.

Для СИА последовательно осуществляются следующие действия:

1. Анализ внешней экономической среды, в ходе которого последо­вательно анализируются состояние рынка в качестве потребителя про­дукции предприятия, изучается и прогнозируется политические, правовые, технологические, де­мографические и др. факторы внешней среды. Ре­зультатом этого этапа анализа должно явиться четкое знание (вы­раженное количественно и качественно) возможных предельных границ функ­ционирования организации.

2. Анализ потенциала самого предприятия, который ставит це­лью уяснить состояние внутренней среды самого предприятия в сопоставлении с уровнем основных конкурентов (например, среднеотраслевым или эталонным уровнем). Этот этап включает оценку марке­тинговой и логистической службы предприятия. Итогом данного анализа долж­ны быть так же четко, как и на предыдущем этапе, выраженные границы собственных (внутренних) возможностей обеспечения жизнеспособности предприятия в условиях рынка.

3. Анализ стратегических факторов успеха, включающий вы­явление и анализ аспектов, которые могут обеспечить существен­ное повышение эффективности производства и конкурентоспособности организации. Такими фак­торами могут стать предложение новых товаров или услуг, сни­жение цены на существующую продукцию (услуг), повышение качества и т.п. Результатом выполнения этого этапа должен стать пере­чень приоритетных направлений, избранных для повышения конкурентоспо­собности предприятия.