Циатим 221 срок хранения. Эксплуатационные свойства и характеристики

Для многих автолюбителей выбор смазочного материала для обслуживания своего автомобиля стоит достаточно остро. Это вполне понятно, если учесть, что всем хочется иметь под рукой универсальную смазку, пригодную для обслуживания большинства узлов автомобиля в любых погодных условиях.

Сейчас многие из смазочных материалов, производимых еще в Советском Союзе по ГОСТ, приобретают в сознании многих людей некий ореол таинственности. Считается, что жесткие нормы и тщательный контроль качества, который в те годы проходил каждый выпускаемый продукт, обеспечивал ему неизменно высокое качество. Это в полной мере относится к пластичной смазке ЦИАТИМ 221.

Само название смазки ЦИАТИМ (Центральный Институт Авиационных Топлив и Масел) связывает в сознании многих автовладельцев этот продукт с авиационно-космическими технологиями. Многие из них считают, что область применения этой чудо-смазки поистине безгранична.

Однако так ли это на самом деле?

Характеристики

Известно, что рабочие свойства любого смазочного материала в первую очередь определяются его составом.

Смазка ЦИАТИМ 221 изготовлена на основе силиконового масла и комплексного кальциевого загустителя. Известно, что кремнийорганические жидкости сохраняют рабочие свойства в широком диапазоне температур.

Использование в пластичных смазках загустителя значительно сужает границы температурного диапазона.

Согласно ГОСТ, ЦИАТИМ-221 предназначена для смазывания узлов трения и сопряженных поверхностей "металл-металл" и "металл-резина". Температурные характеристики ЦИАТИМ 221 гарантируют его эффективное применение при температурах от -60 до +150 °C.

Как видим, смазка является морозостойкой и термостойкой. Она может работать как в условиях Крайнего Севера, так и в жарких климатических зонах, применяться в высокотемпературном оборудовании.

Одним из компонентов ЦИАТИМ-221 являются антиокислительные присадки, которые не позволяют материалу быстро терять свои свойства под воздействием атмосферного кислорода и высоких температур.

Силиконовые смазки химически инертны. Они не оказывают разрушающего действия на резиновые и пластмассовые детали.

Одним из особых свойств, которые делают ЦИАТИМ-221 особенно востребованным материалом, является сохранение низкой эффективной вязкости при значительных отрицательных температурах. Это позволяет использовать смазку в высокоскоростных подшипниках и точных приборах при температуре до -60 °C.

ЦИАТИМ-221 не содержит воды и не растворяется в воде, сохраняет свои свойства в кипящей воде. Но, в то же время, он очень гигроскопичен, поэтому хорошо впитывает влагу из атмосферы. При этом смазка уплотняется и перестает быть эффективной при низких температурах.

Из-за высокой гигроскопичности смазку надо хранить только в герметичной плотно закрытой заводской таре. В таких условиях свойства материала способны сохраняться в течение нескольких десятков лет.

Замечательной особенностью является то, что даже после полного расплавления при нагревании и последующего охлаждения ЦИАТИМ-221 полностью восстанавливает свои первоначальные свойства.

Преимущества и недостатки

Состав и особенности производства смазки определяют ее основные преимущества и недостатки.

Основные плюсы:

  • Широкий диапазон рабочих температур от -60 до +150 °С
  • ЦИАТИМ 221 работает при очень высоких скоростях вращения подшипников
  • Химическая инертность делает смазку совместимой с пластмассами и эластомерами
  • Смазка характеризуется малой испаряемостью, поэтому может работать в вакууме
  • Смазка ЦИАТИМ-221 малоактивна и безвредна для организма человека, не раздражает кожу и слизистые оболочки

Мы видим, что смазка ЦИАТИМ 221 может работать в очень широком диапазоне температур.

Если по верхней границе температурного диапазона (+150 °C) на сегодняшний день есть достаточно много аналогов, то по морозостойкости (-60 °C) у нее чень мало конкурентов.

Минусы:

  • Основным недостатком смазки является ее невысокая по сравнению с традиционными материалами, несущая способность, определяемая применяемым для основы силиконовым базовым маслом.
  • Кроме того, кремнийорганические жидкости неэффективно работают в трибологической системе "металл-металл", так как не образуют на поверхности трения прочную смазочную пленку, защищающую от износа. В результате силиконовые смазки проявляют смазочный эффект только при высоких скоростях скольжения, когда реализуется режим гидродинамической смазки

Применение


Технические характеристики смазки ЦИАТИМ-221 говорят о ее невысокой несущей способности и неэффективной работе в паре металл-металл. По этой причине материал имеет ограниченную область применения.

Однако в области эксплуатации оборудования при низких температурах и высоких скоростей вращения ЦИАТИМ-221 имеет мало конкурентов.


Примеры типичных применений:

  • Подшипники электромашин с частотой вращения до 10000 об/мин
  • Высокоскоростные измерительные приборы и системы управления
  • Агрегатные подшипники летательных аппаратов
  • Узлы трения и сопряжённые поверхности «металл-резина»
  • Узлы оборудования, работающие в вакууме
  • Ненагруженные узлы уличного оборудования, работающего при низких температурах
  • Работа при температуре до -60 °C и низкая испаряемость в разряженной атмосфере (вакууме) уже в течение многих лет позволяют сервисным службам смазывать авиационные узлы этой смазкой

Аналоги ЦИАТИМ 221

Среди всего многообразия смазочных материалов сложно для смазки ЦИАТИМ 221 аналог по всем рабочим параметрам одновременно. Однако когда дело касается конкретного применения, очень редко случается так, что требуется наличие всех свойств сразу.

В большинстве случаев замену для ЦИАТИМ 221 ищут, когда речь идет о термостойкости или морозостойкости, а также о способности смазочного материала работать в вакууме.

По этим параметрам можно подобрать несколько материалов как отечественного, так и зарубежного производства.

HUSKEY HVS-100 SILICONE GREASE


Это незатвердевающая и некоксующаяся силиконовая смазка с заявленным диапазоном рабочих температур -43...+299 °C.

Материал не растворяется в воде и углеводородах, растительных и нефтяных маслах, глицерине, разбавленных щелочах и кислотах.

Характеризуется хорошими термической и механической стабильностью, обладает высокими диэлектрическими свойствами.


Преимущества:

  • Имеет пищевой допуск H1 от международной организации NSF
  • Не выделяет масло
  • Высокая стабильность

Недостатки :

  • По границе минимальных температур уступает другим материалам
  • Заявленные границы рабочих температур соответствуют температурам застывания и плавления



Морозостойкая пластичная смазка от компании Dow – одного из крупнейших мировых производителей смазочных материалов специального и промышленного применения.

Изготовлена на основе синтетического ПАО-масла и литиевого мыла.

Диапазон ее рабочих температур: -60...+130 °C.



Преимущества:

  • Высокая несущая способность
  • Работоспособность в запыленной среде
  • Высокая стабильность
  • Низкая граница минимальных рабочих температур

Недостатки:

  • По максимальной границе рабочих температур уступает другим смазкам
  • Сложно купить в свободной продаже



Многоцелевая пластичная смазка на основе ПАО-масла и сульфонаткальциевого комплекса.

Имеет высокие несущую способность, антиокислительные, антикоррозионные и противоизносные свойства.

По границе верхних рабочих температур -55...+150 °C полностью соответствует ЦИАТИМу.




Преимущества:

  • Хорошая стабильность
  • Доступная цена

Недостатки:

  • Сложно найти в свободной продаже



Еще один аналог смазки ЦИАТИМ-221 от компании "Эффективный Элемент".

Эта пластичная смазка на основе синтетического ПАО-масла и литиевого мыла может работать с высокими скоростями вращения подшипников в любых погодных условиях. Используется с такими конструкционными материалами как металл, пластик, резина при любых их сочетаниях в паре трения.

Интервал рабочих температур: -60...+120 °C.



Преимущества:

  • Доступная цена
  • Работает с очень высокими скоростями вращения при значительных нагрузках

Недостатки:

  • Невысокая верхняя граница рабочих температур

Что лучше – Литол 24 или ЦИАТИМ-221?

Этот вопрос часто можно слышать из уст автовладельцев-новичков. Однако сама постановка вопроса в корне неверна и некорректна. Это все равнозначно вопросу о том, что лучше – хлеб или сыр.

Хотя Литол-24 и ЦИАТИМ-221 относятся к пластичным смазкам, но они изначально создавались для разных целей. Литол разрабатывался как универсальная смазка для обычных условий применения, а ЦИАТИМ – как специальная термо- и морозостойкая смазка.

Первый из материалов изготовлен на минеральном масле и эффективен в диапазоне средних нагрузок и скоростей, зато может воспринимать значительные нагрузки. Синтетическая силиконовая смазка ЦИАТИМ-221 значительных нагрузок не выдерживает, зато применяется в быстроходных подшипниках.

ЛИТОЛ-24 отлично работает в паре трения металл-металл, но агрессивен по отношению к пластикам и резинам. ЦИАТИМ – инертен в полимерам и эластомерам, но в чисто металлической паре трения работать не может.

Словом – это совершенно разные продукты со своими плюсами и минусами. И у каждого из них своя область применения.

Таким образом, при выборе ЦИАТИМ-221 в качестве смазочного материала для своего автомобиля нужно четко понимать, где она будет наиболее эффективной, а где не справится с условиями эксплуатации. Для нагруженных же узлов или пар трения металл-металл лучше использовать другие смазки.

ГОСТ 9433-80

Группа Б32

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СМАЗКА ЦИАТИМ-221

Технические условия

Grease ЦИАТИМ-221. Specifications


ОКП 02 5421 0800

Дата введения 1982-01-01

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного Комитета СССР по стандартам от 19 мая 1980 г. N 2188

ВЗАМЕН ГОСТ 9433-60

Постановлением Госстандарта СССР от 17.04.91 N 513 снято ограничение срока действия

ИЗДАНИЕ с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в августе 1982 г., апреле 1986 г., апреле 1991 г. (ИУС 11-82, 7-86, 7-91)


Настоящий стандарт распространяется на пластичную смазку, предназначенную для смазывания узлов трения и сопряженных поверхностей "металл-металл" и "металл-резина", работающих при температуре от минус 60 до плюс 150 °С.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Смазка должна изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, по технологическому регламенту и из компонентов, которые применялись при изготовлении образцов смазки, прошедших государственные испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.

1.2. По физико-химическим показателям смазка ЦИАТИМ-221 должна соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.

Наименование показателя

Метод испытания

1. Внешний вид

Однородная мазь, гладкой структуры от светло-желтого до светло-коричневого цвета

По п.4.3

2. Эффективная вязкость при минус 50 °С и среднем градиенте скорости деформации 10 с, Па·с, не более

По ГОСТ 7163-84

3. Предел прочности при 50 °С, Па, не менее

По ГОСТ 7143-73 , метод Б

4. Температура каплепадения, °С, не ниже

По ГОСТ 6793-74

5. Пенетрация при 25 °С, 0,1 мм

По ГОСТ 5346-78

6. Коррозионное воздействие на металлы

Выдерживает

По ГОСТ 9.080-77 и п.4.4 настоящего стандарта

7. Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более

По ГОСТ 7142-74 и п.4.5 настоящего стандарта

8. Массовая доля щелочи в пересчете на NaOH, %, не более

По ГОСТ 6707-76 и п.4.6 настоящего стандарта

Отсутствие

По ГОСТ 2477-65

По ГОСТ 6479-73 и п.4.7 настоящего стандарта

11. Испаряемость при 150 °С в течение 1 ч, %, не более

По ГОСТ 9566-74

1.1-1.2. (Измененная редакция, Изм. N 1, 3).

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Смазка ЦИАТИМ-221 малоактивна, не оказывает токсического действия на организм, не раздражает кожу и слизистые oбoлочки.

Предельно допустимая концентрация жидкой основы смазки в воздухе рабочей зоны 10 мг/м.

2.2. При работе со смазкой необходимо применять индивидуальные средства защиты согласно типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.


2.3. Лицам, работающим со смазкой, перед приемом пищи, курением и после окончания работы необходимо мыть руки теплой водой с мылом.

2.4. Смазка не пожароопасна и не взрывоопасна, является горючим продуктом IV группы. Температура вспышки жидкой основы смазки выше 265 °С.

При загорании смазки применяют следующие средства пожаротушения: составы СИ-ВК, СИ-2 и СЖБ-БФ-2.

3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Смазку принимают партиями.

Партией считают количество смазки массой до 1000 кг, однородной по показателям качества, сопровождаемой документом о качестве.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2.).

3.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517-85 .

3.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы из той же выборки.

Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

3.4. Показатель "Испаряемость при 150 °С" изготовитель определяет по требованию потребителя.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

4.1. Пробы смазки отбирают по ГОСТ 2517-85 .

Масса объединенной пробы - 2 кг смазки.

На случай разногласий в оценке качества смазки проба должна храниться не менее пяти лет.

4.2. Анализ смазки на соответствие требованиям настоящего стандарта кроме содержания механических примесей проводят до ее расфасовки. Механические примеси определяют в смазке, расфасованной в тару.

4.1-4.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).

4.3. Для определения внешнего вида смазку наносят шпателем на пластинку размером 50х70х2 мм из стекла по ГОСТ 111-90 с помощью шаблона (внутренние размеры 35х35 мм, толщина 2 мм) и просматривают невооруженным глазом в проходящем свете.

4.4. Испытание на коррозию проводят на пластинках из меди марок М0к или М1к по ГОСТ 859-2001 . Допускается обесцвечивание и слабое красновато-коричневое окрашивание пластинок.

4.5. При определении коллоидной стабильности беззольный фильтр смачивают жидкостью 132-24 по ГОСТ 10957-74 . Отпрессовывание смазки проводят при нагрузке (200±10) г.

4.6. При определении массовой доли щелочи в качестве растворителя смазки применяют толуол ч.д.а. по ГОСТ 5789-78 и титруют горячий раствор смазки.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.7. При определении механических примесей навеску смазки тщательно перемешивают до получения однородной массы с 75 см бензина. Смесь переносят в делительную воронку, добавляют 75 см 50%-ной уксусной кислоты по ГОСТ 61-75 и энергично перемешивают до полного разложения смазки. После отстоя и разделения слоев фильтруют нижний уксуснокислый слой. По окончании фильтрации фильтр промывают три-четыре раза горячей дистиллированной водой и высушивают в термостате, затем через этот же фильтр фильтруют слой бензинового раствора смазки.

5. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение смазки - по ГОСТ 1510-84 со следующим дополнением: смазку упаковывают в банки из белой жести и по требованию потребителей в алюминиевые тубы без покрытия или с внутренним покрытием фенолополивинилацетатным клеем БФ-2 по ГОСТ 12172-74 вместимостью 40-200 г.

Тубы со смазкой упаковывают в дощатые или фанерные ящики рядами, между рядами должны быть прокладки из картона или бумаги.

Массу брутто и нетто на тубах не указывают. Номер партии, месяц и год изготовления смазки наносят штамповкой.

5.2. Смазка должна храниться в таре изготовителя.

5.3. (Исключен, Изм. N 3).

6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

6.1. Изготовитель гарантирует соответствие смазки требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

6.2. Гарантийный срок хранения в таре изготовителя - пять лет со дня изготовления.

(Измененная редакция, Изм. N 1).



Текст документа сверен по:
официальное издание
Нефтепродукты. Смазки. Присадки.
Технические условия: Сб. ГОСТов. -
М.: ИПК Издательство стандартов, 2002

ГОСТ 9433-80

Антифрикционная смазка ЦИАТИМ-221 относится к подгруппе термостойких смазок. Максимальная температура её применения 150°С. Допускается кратковременный перегрев до 180°С. Обладает также хорошими низкотемпературными свойствами, её можно применять до –60°С. Смазка предназначена для подшипников качения электромашин в т.ч. авиационных электромашин, систем управления и приборов с частотой вращения до 10000 мин -1 , для агрегатных подшипников летательных аппаратов, для узлов трения и сопряжённых поверхностей «металл-резина», работающих в вакууме.

Смазку ЦИАТИМ-221 получают загущением синтетического масла комплексным кальциевым мылом и добавлением антиокислительной присадки. Представляет собой однородную мягкую мазь гладкой текстуры от светло-жёлтого до светло-коричневого цвета, нерастворима в воде, гигроскопична, сохраняет стабильность даже при кипячении. При поглощении влаги уплотняется, и её эксплуатационные свойства, в частности, низкотемпературные, ухудшаются. В связи с гигроскопичностью смазку ЦИАТИМ-221 нельзя хранить в негерметичной таре. Смазка химически стойка и инертна по отношению к резине и полимерным материалам, поэтому её используют в парах трения резина-металл, например, для смазывания резиновых уплотнительных колец пневматических цилиндров, узлов трения и сопряжённых поверхностей «металл-резина» в пневмоусилителях тормозов и руля автомобиля.

Смазку ЦИАТИМ-221 успешно применяют в узлах трения, работающих в глубоком вакууме (от 10 -1 до 10 -10 Па). В вакууме она обеспечивает работу мало- и средненагруженных подшипников качения при частотах вращения до нескольких тысяч мин -1 и температурах до +150°С в течение 1000 ч. Смазку ЦИАТИМ-221 успешно используют в приборных подшипниках качения и малонагруженных редукторах. Как приборную смазку её можно использовать при температурах от –60 до 150°С при атмосферном давлении и в вакууме.

Смазка ЦИАТИМ-221 имеет низкие противоизносные характеристики, поэтому не может быть использована в средне- и тяжелонагруженных подшипниках скольжения, редукторах и направляющих. При использовании смазки ЦИАТИМ-221 необходимо помнить о том, что она несовместима со смазками других типов. Смешение её с другими смазками, в частности, с авиационной смазкой «Эра» недопустимо.

Зарубежные аналоги смазки : Aeroshell Grease 15 (SHELL), Unirex S2 (Esso).

Спецификация смазки ЦИАТИМ-221 (ГОСТ 9433-80) по стандарту DIN 51502: KSI1-2N-60

Физико-химические показатели


п/п
Наименование показателя Значение показателя
1. Внешний вид Однородная мазь гладкой структуры от светло-жёлтого до светло-коричневого цвета
2. Пенетрация при 25°С с перемешиванием, 10 -1 мм 280–360
3. Вязкость эффективная при –50°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с -1 , Па-с, не более 800
4. Предел прочности при 50°С, Па, не менее 120
5. Температура каплепадения, °С, не ниже 200
6. Коллоидная стабильность, % выделяемого масла, не более 7,0
7. Испаряемость при 150°С, в течение 1 ч, %, не более 2,0
8. Коррозионное воздействие на металлы Выдерживает
9. Массовая доля щёлочи в пересчёте на NаОН, %, не более 0,08
10. Содержание воды Отсутствие
11. Содержание механических примесей Отсутствие

НАША КОМПАНИЯ ООО "ЦЕНТР-ОЙЛ" ПРОИЗВОДИТ И ПРОДАЁТ СМАЗКУ ЦИАТИМ-221.

Термостойкая смазка Циатим-221 ГОСТ 9433-80

Само название смазки - аббревиатура обозначает «Центральный Институт Авиационных Топлив и Масел» (ЦИАТИМ). В этом учреждении и разработали данный смазочный материал. На сегодня данная аббревиатура ассоциируется у механиков с авиационно-космической отраслью. Однако реальная область применения смазки гораздо выше.

Область применения ЦИАТИМ-221:

ЦИАТИМ-221 широко используется в различных видах специализированного оборудования, например, в криогенных и высокотемпературных аппаратах. Смазка идеально соответствует сложным условиям эксплуатации в вакууме. Поэтому она высоко востребована не только на промышленных производствах, но и при изготовлении точных приборов.

Термостойкая смазка ЦИАТИМ-221 применяется в подшипниках качения электромашин, систем управления и приборов с частотой вращения до 10000 мин -1 , агрегатных подшипниках летательных аппаратов, узлах трения и сопряженных поверхностях металл-резина, работающих в вакууме.

Смазка представляет собой однородную мягкую мазь гладкой текстуры от светло-желтого до светло-коричневого цвета.

Циатим-221. Основные эксплуатационные характеристики:

Циатим-221 нерастворима в воде, гигроскопична, сохраняет стабильность даже при кипячении. При поглощении влаги уплотняется, имеет низкие противоизносные характеристики, инертна к резине и полимерным материалам. Работоспособна при остаточном давлении 667 Па, в интервале температур от -60 о С до +150 о С.

Наиболее востребованным параметром смазки ЦИАТИМ 221 является достаточно высокая температура применения продукта - до 150°С. Не менее важны и низкие значения эффективной вязкости при отрицательной температуре. Благодаря этой характеристике смазка с наступлением холодов не сильно загустевает и может эксплуатироваться даже до минус 60°С.

Еще один существенный эксплуатационный показатель смазки ЦИАТИМ-221 - это инертность к резинам и пластикам. Причина такого поведения смазки ЦИАТИМ-221 - кремнийорганическая жидкость в качестве масляной основы смазки. Кремнийорганика широко применяется в таких парах трения, как » пластик + пластик», «металл + резина», «пластик + металл».

Состав Циатим-221:

Основа: кремнийорганическая жидкость.

Загуститель: комплексное мыло.

Присадки: антиокислительная.

Физико-химические свойства Циатим-221:

Возможные заменители: В определенных случаях смазку Циатим-221 возможно заменить следующими смазками: -при условии использования при температурах не ниже -40 о С.

Циатим-221 фасовка: пластик. банка 10 кг, банка жесть. 0,8 кг и 0,9 кг (в упаковке 16 банок).

Цена на смазку зависит от объёма каждой конкретной заявки и выбранной тары.

Смазка Циатим-221 снижает износ и трение скольжения сопряженных деталей, рекомендована к применению в узлах, где невозможно определить степень износа рабочих поверхностей, а также для смазки подвижных элементов кулисных/шариковых/роликовых механизмов. Является перспективным термостойким материалом с силиконовым маслом в основе, сохраняет стабильность даже при кипячении. Надежно защищает узлы трения и сопряженные поверхности, применяется в случае невозможности использовать масла, при сложности пополнения и необходимости в уплотнении сальников, кранов и соединений резьбового типа. Стабильный спрос на данный продукт обусловлен доступной ценой и практичной фасовкой. Название ЦИАТИМ смазка получила от сокращенного наименования организации разработчика смазки - Центральный Институт Авиационных Топлив И Масел.

Состав и низкотемпературные свойства

Назначение смазки Циатим 221 определяют ее физико-химические свойства. Из основных особенностей следует отметить:

  • вид при обычной температуре - мягкий, мазеобразный, нетекучий материал;
  • семейство - кальциевые смазки;
  • текстура - однородная, гладкая, напоминающая вазелин;
  • цвет - белый, желтоватый, светлые оттенки серого или коричневого;
  • основа - кремнийорганическая жидкость «132-24» в общем объеме до 88%, обратите внимание, что ее замена на другие продукты не допускается по технологическому регламенту;
  • загуститель - кальциевое мыло или стеарат-ацетат кальция в объеме до 10%;
  • для улучшения вязкостных свойств и адгезии, а также повышения термоокислительной стабильности дополнительно вводится до 5% антиокислительной присадки;
  • температура каплепадения выше 200 градусов, а испаряемость не более 2% в час при температуре 150 градусов;
  • коллоидная стабильность составляет всего 7%, что гарантирует продолжительное хранение без изменения свойств и возможность длительной работы в узлах без необходимости в замене;
  • испытания на коррозию - выдерживает;
  • упаковка - запрещено хранение в негерметичной таре в связи с гигроскопичностью, рекомендованы жестяные банки, реже алюминиевые тубы;
  • гарантия от производителя в оригинально герметично закрытой таре - пять лет от даты выпуска, однако свойства смазка сохраняет до 40 лет;

Особенности смазки, проявляющиеся в процессе эксплуатации:

  • нерастворима в воде гигроскопична сохраняет стабильность при температуре кипения, но при высокой влажности воздуха твердеет и утрачивает первоначальные характеристики;
  • используется как многофункциональная смазка в сложных условиях работы, требующих устойчивости к вымыванию, к низким (до -60С) и высоким (до 150С) температурам и их резким перепадам;
  • при непродолжительном нагреве до 180С не теряет функциональность и не упрочняется;
  • производитель акцентирует внимание на факте несовместимости с другими смазочными материалами - должно быть исключено даже случайное смешивание, включая и продукты с литием в основе на нефтяных маслах;
  • включенные в состав специальные присадки повышают эффективность работы - узлы трения и сопряженные поверхности металл-металл защищены от процессов коррозии, задира и износа;
  • пожаро- и взрывобезопасна, не относится к самовоспламеняющимся продуктам;
  • инертность к полимерам позволяет использовать продукт для смазки поверхности уплотнительных колец пневмоцилиндров, а также для поверхностей металл резина работающих в вакууме;
  • относится к нетоксичным продуктам, безопасна для органов дыхания и кожи, однако производитель рекомендует использовать при работе СИЗ;
  • коллоидная стабильность - высокая что способствует сохранению консистенции смазки;
  • химически стойкая - используется для уплотнения резьбы, запорной арматуры, сальников;
  • для пар трения металл и металл резина;
  • способна обеспечить безотказную работу узлов большинства современных устройств, в т.ч. и приборов с частотой вращения до 10 тысяч оборотов в минуту.

Область использования

Продукт является многофункциональной смазкой, работающей с различными нагрузками, в широком температурном диапазоне и на любых скоростях. Находит применение во многих отраслях, включая приборостроительную, металлургическую, автотранспортную, сельскохозяйственную, авиационную, нефтехимическую и другие производственные сферы.

  • сопряженных поверхностей металл резина работающих в глубоком вакууме;
  • контрольно-измерительных и радиоприборов, а также механизмов с частотой вращения до 10000 мин-1;
  • механизмов приводов, а также всех типов передач;
  • механизмов объективов фото- и киноаппаратуры;
  • систем навигации, счетных устройств, автоматического управления и приборов с частотой полных оборотов до 10 тыс в мин;
  • подшипников качения электромашин систем управления и контроля в малонагруженных редукторах;
  • пневмоусилителей тормозов, рулевых реек и подвески автотранспорта;
  • многих других элементов - достаточно уточнить у производителя или его официального представителя совместимость.

Аналоги по функциональному назначению

В качестве аналогов по функциональному назначению из продуктов российского и импортного производства можно отметить:

  • Mobil SHC - чуть более широкий температурный диапазон, в воде гигроскопична сохраняет стабильность при окислительных реакциях;
  • HUSKEY HVS-100 Silicone Grease и смазку ЦИАТИМ-201 - защищает от окисления, износа и задира агрегатные подшипники летательных аппаратов узлы пар трения и винтовые пары в интервале -60/+120 градусов, в составе также отсутствуют механические примеси;
  • O-Grease - рекомендована для эксплуатации в районах крайнего Севера, зачастую служит единой смазкой;
  • Mobiltemp - подходит для консервации и для смазки работающих на открытом воздухе аппаратов, узлы трения и сопряженные поверхности надежно защищены от воздействия влаги и коррозии, однако не исключено вытекание продукта по причине его низкой механической стабильности;
  • Aeroshell «Grease15» - предохраняет от вероятности образования коррозии подшипники летательных аппаратов узлы трения в температурном диапазоне от - 73 до +232 градусов Цельсия;
  • Unirex S2 - верхний предел рабочей температуры 200С, а каплепадения - 280 градусов, устойчива к окислению и характеризуется антикоррозионными свойствами, подходит для смазки электромашин систем управления и приборов, но требует предварительного уточнения совместимости к резине и полимерным материалам, так как может иметь место размягчение и потеря формы уплотнителей.

Смазка ЦИАТИМ-221 нерастворима в воде, гигроскопична, сохраняет стабильность даже при кипячении. эта смазка нашла область применения в электрических машинах при температурах от минус 60 до 150 градусов, кроме того в электродвигателях и парах трения резина-металл. При поглощении влаги уплотняется имеет низкие противоизносные характеристики. Перед применением смазки следует очистить узел от предыдущих материалов. Противоизносные свойства смазки довольно высоки.

Перспективность применения

Смазка Циатим-221 демонстрирует удивительную механическую и термическую стабильность. Даже после 1000 часов эксплуатации при температуре +150 ˚С она почти не изменяет своих физико-химических свойств и практически не испаряется. А если тепловое воздействие лежит в пределе до +80 ˚С, а скоростной режим до 2500 об/мин, то работоспособность продукта увеличивается в разы.

Стандарт предполагает использование смазки при непосредственном контакте с агрессивными средами, но по сравнению с современными материалами химическая стабильность Циатим-221 удовлетворительная. Поэтому ее целесообразно использовать только при контакте со слабоарессивными парообразными средами. При этом благодаря низкой химической активности, высокой термоокислительной стабильности в широком температурном диапазоне и увеличенного межсмазочного интервала, она активно вытесняет в электрических машинах устаревшую пластичную смазку ВНИИ НП-242 и 1-13. В подшипниковых узлах электродвигателей и электрооборудования, функционирующих с частотой вращения до 6000 об/мин, она обеспечивает стабильный антифрикционный, противоизносный и антикоррозионный эффект вплоть до 2000 ÷ 3000 часов.

За счет полиметилсилоксановой основы продукт демонстрирует отличную и стабильную работоспособность при низких и высоких температурах и во влажном воздухе, в условиях вакуума и при нормальном атмосферном давлении. Поэтому Циатим-221 представляет особый интерес для обслуживания пар трения контрольно-измерительных и навигационных приборов, малонагруженных механических передач и подшипников качения и скольжения различных летательных аппаратов.

Смазка инертна к старению и демонстрирует неплохую коллоидную стабильность. Благодаря чему при хранении в таре изготовителя полностью сохраняет свои реологические и защитные свойства, а в механизмах периодического действия может использоваться как бессменный смазочный материал. С учетом соотношения «цена/качество» она является наиболее перспективным продуктом для современного инжиниринга.

Высокотемпературная консистентная смазка ЦИАТИМ 221 используется в большом диапазоне знакопеременных температур эксплуатационных сред от 60 и до +150 градусов.

Применение:

Смазка ЦИАТИМ 221 наиболее часто применяется в обслуживании подшипниковых узлов электродвигателей, агрегатов регулировки и управления, различных приборов, в т.ч. и эксплуатирующихся в условиях вакуума, при давлении 0,0066 атмосфер.

При профилактическом обслуживании сушильных камер, компьютерной техники, для смазывания шарикоподшипников в вентиляторах при работе с высокой и низкой температурой.

Смазка не растворяется в водных растворах, обладает высокой гигроскопичностью и не теряет свои рабочие качества даже при воздействии пара и кипятка. При поглощении паров или воды уплотняется.

ЦИАТИМ 221 инертен к резинополимерам и пластикам, не вызывает их набухания и разрушения, имеет уникальные эксплуатационные характеристики.