Фотограф Юрген Теллер. Жизнь по принципу «enjoy your life! Провокационные фотографии юргена теллера Юрген теллер фотографии

Алексей Никишин продолжает разговоры о современной фотографии. Сегодня речь пойдет о творчестве фэшн-фотографа Юргена Теллера.

В рубрике «Секреты успеха» известный фэшн-фотограф Юрген Теллер расскажет, как снимая хуже, чем любой российских фотограф, можно добиться успеха в фотографии и получить признание в качестве авторитетного современного художника.

Фото © Юрген Теллер (Juergen Teller), 1998-1999

Парадокс творчества Юргена Теллера в том, что он, по мнению большинства российских фотографов, не умеет снимать. «Любительская эстетика» («snapshot aesthetic»), в которой работает Юрген Теллер, не вызывает доверия у российского зрителя, хотя многие западные современные фотографы уже давно в ней работают. Но было бы странно думать, что именно это сделало его современным художником.

Свой первый серьезный проект Юрген Теллер снял в 35 лет, когда в течении года фотографировал (хотя правильнее сказать фотодокументировал) всех девушек, которые приезжали в его студию, находящейся на маленькой улице в Западном Лондоне, чтобы сделать модельные фото-тесты. На протяжении года (с 1998 по 1999) , агентства отправляют к нему девушек на фотопробы, а Юрген снимал каждую на мыльницу у двери своей студии, как у двери в новую жизнь. Фотографировал и складывал фотографии в пачку.

1 сентября 1999 году выходит книга «Jourgen Teller. Go-Sees» - 470 страниц фотографий английских девчонок, которые мечтали о серьезной карьере супер-модели! 470 страниц несбывшихся надежд. Своего рода социологическое исследование, выполненное в форме типологии, объединившее всех участниц этого стихийного фотопроекта вместе, как и те ложные надежды, которые явились целью их визита к фотографу. Именно этот проект прославил молодого Юргена Теллера и перевел его из категории фотографа, снимающего модельные тесты, в категорию «современный художник». Проблемы, которые удалось проявить этим проектом, как Вы понимаете, современны, актуальны и так далеки «модельных тестов».

Вы уже догадались, что не все фотографы считаются современными художниками. Например, Терри Ричардсон - не современный художник, хотя его стилистика сильно напоминает Юргена Теллера. Почему? Потому что все фотографии Терри снимает про одно и тоже: либо про друзей-звезд, либо про член Терри. Хотя это конечно важные темы, но для современного искусства они мягко говоря мелки.

Яркими примерами тех, кто также как Юрген Теллер, выбился из фотографов в современные художники, являются - Пьер и Жиль (Pierre et Gilles), Синди Шерман (Cindy Sherman), Nan Goldin (Нан Голдин), Ларри Кларк (Larry Clark), Томас Деманд (Thomas Demand), Rineke Dijkstra (Ринеке Дейкстра), Ryan McGinley (Райан Мак-Гинли), Boris Mikhailov (Борис Михайлов), Hellen van Meene (Хелен ван Мин), Wolfgang Tillmans (Вольфганг Тильманс), Gillian Wearing (Джиллиан Веаринг) и другие. О них мы поговорим в следующих статьях.

Продолжаем конкурс на самые интересные вопросы по современной фотографии. Вы присылаете нам Ваши вопросы - мы стараемся на них ответить или включить их в темы наших следующих статей.

Сегодня вопрос задает Георгий, фотограф из города Ставрополя, на юге России. Он спрашивает: «В чем же здесь, [удалено цензурой], искусство?»

Ваши ответы и новые вопросы пишите в комментариях.

Со всеми статьями про современную фотографию Вы можете ознакомится здесь:

Сегодня в рубрике «дядя с фотоаппаратом» у нас Юрген Теллер, человек, доблестно отказавшийся фотографировать Майли Сайрус, да и вообще не без прочих достоинств личность. Родом из Германии, он переехал в Лондон в середине 80-х, помог прославиться Кейт Мосс и между делом нащелкал кучу знаменитостей. Юрген имеет репутацию провокатора, периодически раздевает своих моделей догола, а про пост-обработку слышал ничего. На обвинения во всяких смертных грехах отвечает примерно так - «мне глубоко не чуждо все человеческое» и дальше продолжает в том же духе. Хотя сам Юрген считает себя просто усердным фотографом, который старается «качественно выполнять свою работу».

Я никогда не ориентируюсь на деньги, самое важное - это хорошо выполнить работу. Если вы делаете какую-то работу, то так происходит, потому что вы сами того хотите. Все элементарно. А вот если вы работаете по коммерческому контракту - тут действуют иные правила!





























Для поклонников психоанализа сообщаем: в детстве Юрген любил подолгу смотреть телевизор и боготворил своего старшего двоюродного брата, фотографа-любителя. Неизвестно, как именно повлияло на него увлечение телевидением, зато с возведением в ранг святых брата-фотографа все вполне понятно. Также Теллер с большим уважением относится к Роберту Мэпплторпу, Уильяму Эгглстоуну и Борису Михайлову.




















Карьера Юргена началась со съемок бэкстейджей на показах Helmut Lang и Versace. Спустя некоторое время Юрген уже снимал для известных журналов (Vogue, W Magazine, Purple, i-D). На счету Теллера рекламные кампании для Marc Jacobs, Celine, Moschino, Vivienne Westwood. В объектив камеры Теллера попадали такие знаменитости как Хелен Миррен, Шарлотта Рэмплинг, Курт Кобейн, Ив Сен-Лоран, Милла Йовович, Кейт Бланшетт, список можно продолжать если не до бесконечности, то, по-крайней мере, очень долго.

Я мгновенно чувствую человека, интуитивно в нем разбираюсь. Потом, я простой и открытый парень, и люди, чувствуя это, быстро раскрываются в ответ. Я не нагружаю человека – встань так, смотри сюда, мы часто делаем перерывы, болтаем, и в это время как раз рождаются лучшие образы. Действительно неважно, сколько времени это занимает, но, как правило, дело не затягивается.










В конечном итоге, это ж от меня зависит, как кто будет выглядеть – прекрасным человеком или полным идиотом.








В ответ на предложение раздеться перед "Моной Лизой" Рэмплинг сказала: «Круто, такое один раз в жизни выпадает».















Существует мнение, что Теллер снимает треш. Конечно, его фото сильно отличаются от того, что люди обычно привыкли видеть в глянцевых журналах: работы Юргена неуютные, в них обычно вылизанные фотошопом знаменитости выглядят обыкновенными людьми. На самом деле, в большинстве случаев оказывается, что так смотреть на них даже интереснее. При этом нельзя сказать, что Теллер чувствует себя каким-то отчаянным правдорубом, борцом с бездушным глянцем и анархистом от мира моды. Он всего лишь пытается хорошо выполнять свою работу. Просто так получилось, что его больше волнует та сторона людей, которая, как правило, остается за кадром.

Неважно, сколько времени я трачу – пять минут или месяц. Пока моя душа и мой объектив не окажутся внутри человека, я не смогу сделать свою работу.

















Несколько лет назад в Москве проходила выставка работ Теллера. Юрген в честь такого события посетил Россию и даже успел провести что-то вроде мастер-класса, в ходе которого он заметил, что русские «хотят всего и сразу, а я просто рассказываю свои крошечные истории».

Вам, русским, следовало бы не относиться к себе так серьезно. Полезно хоть иногда смотреть на себя с иронией. Чувство юмора в творчестве необходимо, ведь, блин, жизнь же и так жутко скучная.

Ядром экспозиции станет видео с записью матчей сборной Германии на Чемпионате-2018 — точнее, то, как на них реагирует фотограф. В зависимости от исхода атмосфера этих трансляций будет воодушевленная или подавленная. На выставке будут представлены снимки знаменитых футболистов прошлого и настоящего, а также работы фотографа, сделанные в разных уголках планеты. Они не связаны с футболом, но дают представление об образе мыслей Теллера и его отношениях с природой, животными, людьми и миром в целом.

Характерные особенности фотографии Теллера не так просто выявить: почти каждая его серия — это намеренный риск и отказ от общепринятых идеалов красоты. Вместе с тем работы Теллера зачастую построены на юморе и эпизодах из его частной жизни. Семья фотографа и его ближайшее окружение выступают в роли ключевых действующих лиц. Выставка раскроет все возможные подходы Теллера к созданию снимков и познакомит российского зрителя с характерной для фотографа позицией вовлеченного наблюдателя.

Смысловым центром выставки является знаменитый, крайне провокационный как по форме, так и по содержанию снимок, где полностью обнаженный Теллер стоит с бутылкой пива и футбольным мячом на могиле своего отца. Травма семейной истории оказывается неразделима с футболом: отец фотографа, своевольный и жестокий человек, игру недолюбливал. На выставке можно будет увидеть фрагменты знаменитой серии Siegerflieger (2014), получившей название по имени самолета, на котором летает сборная Германии по футболу. Фотограф следит за футболистами вместе со своими друзьями и родными, а в конце сливается с берлинской толпой, чествующей победу своей команды на Чемпионате мира 2014 года, фиксируя экстатическое состояние эйфории. Более ранняя серия Теллера «Голышом на футбольном поле» (2002) посвящена, наоборот, разочарованию: на Кубке мира 2002 года Германия проиграла Бразилии, заняв второе место.

Выставка организована Кейт Фаул, главным куратором Музея «Гараж», при участии кураторов Музея Валентина Дьяконова и Андрея Мизиано.

Подробнее

Юрген Теллер «Мандраж на диване»

О ХУДОЖНИКЕ

Юрген Теллер

Юрген Теллер (род. 1964, Эрланген, ФРГ) — один из важнейших фотографов своего поколения. До переезда в Лондон в 1986 году учился в Баварской государственной школе фотографии (Мюнхен). За свою 30-летнюю карьеру Теллер успешно проявил себя как на территории искусства, так и в сфере коммерческой фотографий, размывая границу между работой на заказ и собственными проектами.

В 2003 году Теллер стал лауреатом Премии Citibank по фотографии, в 2007-м был участником выставки в Павильоне Украины на 52-й Венецианской биеннале. Он автор 41 фотоальбома, среди его персональных выставок — экспозиции в Галерее фотографов (Лондон, 1998), Кунстхалле Вены (2004), Фонде современного искусства Cartier (Париж, 2006), Музее современного искусства Daelim (Сеул, 2011), Институте современного искусства (Лондон, 2013), Фонде DESTE (Афины 2014), галерее Contemporary Fine Arts (Берлин, 2015), аукционном доме Phillips (Лондон, 2015), Бундескунстхалле Бонна (2016), галерее Blum & Poe (Токио, 2017) и Дворце искусств (Эрланген, 2017). В настоящее время Теллер — профессор фотографии в Академии изящных искусств (Нюрнберг).

БИЛЕТЫ

Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание, что выставка Юргена Теллера «Мандраж на диване» предназначена для посетителей старше 18 лет. Входной билет на нее можно приобрести только в кассе Музея при предъявлении удостоверения личности.

Галерея


Фото: Иван Ерофеев

Выставка Юргена Теллера «Мандраж на диване» в Музее современного искусства «Гараж». Москва, 2018
Фото: Иван Ерофеев
Музей современного искусства «Гараж»

Выставка Юргена Теллера «Мандраж на диване» в Музее современного искусства «Гараж». Москва, 2018
Фото: Иван Ерофеев
Музей современного искусства «Гараж»

Выставка Юргена Теллера «Мандраж на диване» в Музее современного искусства «Гараж». Москва, 2018
Фото: Иван Ерофеев
Музей современного искусства «Гараж»

Юрген Теллер. Siegerflieger № 166
2014 Juergen Teller, All Rights Reserved

Юрген Теллер. Пеле и я. Лондон, 2003
2003 Juergen Teller, All Rights Reserved

Юрген Теллер
Студенческое общежитие, № 3. Мюнхен, Германия. 2014
2014 Juergen Teller. All rights reserved

В Музее современного искусства «Гараж» открылась выставка фотографа Юргена Теллера «Мандраж на диване» (да-да, приуроченная к Чемпионату мира по футболу, который в этом году принимает Россия). Теллер делает работы, выходящие за рамки представлений о красоте и уродстве. В то же время он - один из самых известных фэшн-фотографов, чьи съемки для рекламных компаний брендов Marc Jacobs и Céline полностью соответствуют принципам бесстрастности его личной эстетики. Украинский фотограф Борис Михайлов документировал падение Советского Союза. В своей безжалостной серии «История болезни» он показал грубый и жестокий образ страдающего от бедности постсоветского общества и его новых мучеников. Теллер и Михайлов всегда восхищались работами друг друга и с удовольствием общались. Два великих фотографа и жена Михайлова Виктория встретились в лондонском доме Теллера.

Фрагмент экспозиции выстаки Юргена Теллера «Мандраж на диване» в Музее современного искусства «Гараж». Москва, 2018. Фото: Иван Ерофеев. © Музей современного искусства «Гараж»

Борис Михайлов: Что это? Как это получилось? (Михайлов листает альбом Теллера, его внимание привлекает фотография укротителя тигров из Лас-Вегаса по имени Рой. У Роя огромные соски.)

Юрген Теллер: Я думаю, он увеличивает их с помощью молокоотсоса —знаешь, такая штука для кормящих матерей. А вот здесь у него татуировка.

Б.М.: Отличная серия. Очень успешная, очень продуманная.

01Борис Михайлов. Футбол. 2000. С-prints, аллюминивая композитная панель. Courtesy автор Boris Mikhailov / Barbara Weiss Gallery

Ю.Т.: Знаешь немецкую газету Die Zeit? Я почти год с ними сотрудничал. Раз в неделю они печатали мою новую фотографию и небольшой текст. Читатели просто завалили редакцию письмами. Они все ненавидели мои фотографии! Писали, что они ужасны, а сам я зациклен на себе.

Б.М.: Фантастика! Такая же реакция была на мои работы в Советском Союзе.

Ю.Т.: По началу, читая эти отзывы, я вжимался в кресло и думал: «Господи, неужели я такой плохой человек?». Потом привык.

Юрген Теллер. Siegerflieger № 179. 2014 Juergen Teller. All Rights Reserved

Б.М.: Ты, когда снимаешь, давишь на модель?

Ю.Т.: Иногда приходится надавить, а иногда я веду себя мягко и стесняюсь.

Б.М.: А это что такое?

Ю.Т.: Контакты.

Б.М.: На пленку снимаешь?

Ю.Т.: Ага.

Борис Михайлов. Из проекта «Когда моя мама была молодой». 2012-2013. Проект осуществлен в сотрудничестве со съемочной группой фильма «Дау» с использованием личного архива художника. Courtesy Sprovieri Gallery, Лондон

Б.М.: Это старый Contax? Только на него снимаешь? (с интересом рассматривает фотоаппарат Теллера)

Ю.Т.: Да, только на него. С цифрой не работаю.

Б.М.: По мне, перейти с пленки на цифру легко… Никогда раньше не видел такой вспышки.

Ю.Т.: Это действительно быстрая вспышка (берет фотоаппарат и начинает фотографировать).

Б.М.: Фантастика!

Ю.Т.: Поэтому она мне и нравится.

Б.М.: А получаются крупноформатные фотографии?

Ю.Т.: О да, очень крупные.

Юрген Теллер. Siegerflieger, № 106. 2014 Juergen Teller. All Rights Reserved

Б.М.: (показывая на фотографию на стене) Араки!

Ю.Т.: Это я купил. Отличный фотограф!

Б.М.: А у меня есть работа Ли Ледара! Совсем молодой мальчик и при этом совершенно потрясающий! Сделал проект про свою мать, про последнее табу современного человека. Фигура матери считается неприкосновенной и священной, а он показал ее как женщину и как сексуальный объект.

Ю.Т.: Может, сделаем пару фото?

(Михайлов кладет камеру между ног и делает вид, что мастурбирует объектив. Теллер его фотографирует. Когда все садятся за стол, чтобы пообедать пастой с морепродуктами, Борис под столом фотографирует то, что находится под шортами Юргена.)

Б.М.: Какой тебе показалась Украина, когда ты впервые попал в нее впервые?

Ю.Т.: Я был в восторге. Я сразу подумал, что Киев — это такая Москва на «Прозаке».

Слева: Борис Михайлов. Без названия. Из серии «История болезни». 1997-98. Музей современного искусства, Нью-Йорк. 2011 Борис Михайлов
Справа: Борис Михайлов. Без названия. Из серии «История Болезни». 1997-98. Берлинская галерея. 2011 VG Bild-Kunst, Bonn

Б.М.: Что такое «Прозак»?

Ю.Т.: «Прозак» — это такое успокоительное. Москва, конечно, более безумна.

Б.М.: Да, Киев более расслабленный город, но одновременно и более странный. Когда-то он мне не нравился. Все деньги стекались в Киев, он жировал, а остальная Украина жила не так хорошо. Но в конце 80-х Киев сильно пострадал во время Чернобыльской аварии. Странно, но это никак не отразилось на характере киевлян, они остались такими же оптимистичными и веселыми людьми, как и до аварии. Это обстоятельство примирило меня с этим городом.

Ю.Т.: На меня освежающе действуют поездки в места, вроде Украины. В Западной Европе, в Берлине или в Лондоне, ты вынужден жить по правилам, которые нельзя нарушать. За тобой везде следят камеры. Если ты, к примеру, за рулем то, случись что, тебе сразу выписывают штраф и так во всем. А на Украине ты можешь увидеть мотоцикл, съезжающий вниз по лестнице или мчащийся по тротуару. Но это не выглядит опасным. Хотя меня до сих пор шокирует, сколько там пьют. По утрам бизнесмены идут в ларек и выпивают стакан теплой водки.

В.М.: Можно представить, какими делами они потом ворочают!

Ю.Т.: Я только вчера прилетел из Нью-Йорка. Снимал там для одного журнала 32 киноактера. Очень утомительно.

Юрген Теллер. Празднование шестой победы подряд в Бундеслиге. 2017/2018. Мюнхенская «Бавария». 2018 Juergen Teller. All Rights Reserved

Б.М.: Хорошая съёмка получилась?

Ю.Т.: Надеюсь.

Б.М.: Еще не видел?

Ю.Т.: Не всю. А ты работаешь на заказ? У тебя бывают клиенты или журналы, которые требуют от тебя сделать так, как им представляется правильным?

Б.М.: В советские времена многие фотографы, даже почти все занимались еще чем-то, например, работали инженерами или у станка стояли, и это, по сути, гарантировало их творческую независимость. Сейчас фотограф нередко делает то, что можно повесить на стену, продать. Ты очень хорош, Юрген, тебя приглашают делать съемки для журналов, снимать для рекламы и так далее. Я этим не занимаюсь. Я должен думать о стене, в последнее время о стене большого размера. Но нам легче, чем многим другим фотографам, потому что у каждого из нас есть имя, а имя иногда можно использовать, чтобы произвести впечатление на коллекционера или на музей.

Ю.Т.: Но все-таки давай представим, что журнал попросит тебя снять меня или Дэвида Хокни, тебе это будет интересно?

Б.М.: Мне будет интересно, но одновременно очень страшно. Такой заказ требует особенного подхода.

Фрагмент экспозиции «Манифесты 10» с работой Бориса Михайлова из проекта «Театр военных действий. Второй акт. Антракт». Государственный Эрмитаж, Главный штаб в Главном штабе. Фото Екатерина Алленова/Артгид

Ю.Т.: А вот мне всегда страшно. Мне часто говорят: «Ты столько раз в жизни это делал, чего волноваться-то». А я каждый раз отвечаю: «Все равно волнуюсь». Каждый раз как в первый!

Б.М.: Как много ты снимаешь за три месяца?

Ю.Т.: Зависит от времени года. Весной и осенью у меня много рекламных съемок, а зимой или летом больше выставок и других подобных историй. Но я уже хочу поменьше работать. Мне нужно больше времени для себя. Кстати, а что ты делал в Японии? Это была твоя идея или тебя кто-то пригласил?

Б.М.: Я никогда ничего не планирую заранее, не выстраиваю в голове концепций. Я просто приезжаю куда-то, и это место начинает на меня влиять, вернее мы начинаем друг на друга взаимодействовать. Идеи рождаются в этот самый момент и в этом самом месте. Но место часто работает больше, чем я. А в Японию меня пригласил Canon. Потом в одном немецком издательстве вышла моя книга про Японию.

Ю.Т.: Тебе не кажется, что в мире слишком много фотографов?

Б.М.: Слишком много.

Виктория Михайлова: Положите им яд в макароны!

Ю.Т.: А кто из фотографов тебе нравится?

Б.М.: Дайдо Морияма очень нравится, и Эгглстон тоже очень хорош! Картье-Брессон! Нобуёси Араки! Мне вообще много, кто нравится, потому что сегодня плохой фотограф не может стать известным. Все классические фотографы хороши, да и новые художники, на мой взгляд, прекрасны.

Ю.Т.: Расскажи мне, что ты делаешь для журнала GARAGE.

Б.М.: Я сделал историю о прошлом, когда моя мама была молодой. Мне хотелось реанимировать прошлое и сравнить его с настоящим, сравнить жизнь в Советском Союзе с современной жизнью. Я хотел реанимировать время и воспроизвести образы, которые могли бы, но почему-то не были тогда созданы. Мне было интересно найти что-то новое в старом, сделать фотографический рассказ о жизни. Интересно попробовать сделать коллективный портрет и передать тревогу и страх того времени. Но я не пытался имитировать «событие» — скорее воссоздать атмосферу тех лет. Снимал я все это частично в кинопавильоне в Харькове, частично дома, еще я дополнил этот проект старыми фотографиями.

Юрген Теллер. Празднование шестой победы подряд в Бундеслиге. 2017/2018. Мюнхенская «Бавария». 2018 Juergen Teller, All Rights Reserved

Ю.Т.: Тебе тяжело продавать свои работы?

Б.М.: Нелегко.

Ю.Т.: Тебе никогда не было интересно поснимать олигархический мирок?

Б.М.: Раньше было интересно, теперь уже нет.

Ю.Т.: А когда было интересно?

Б.М.: В начале 90-х, когда у них только появились большие деньги и они были в центре жизни и внимания. Тогда им нравилось, что их фотографируют, ими интересуются, все вертится вокруг них. Но сегодня фотография для них уже не является чем-то особенным, и фотограф не является. Потом они перестали показываться публике.

Ю.Т.: Ты платишь людям, которые позируют на твоих фотографиях.

Б.М.: Каждому плачу.

Ю.Т.: Мне не заплатил.

Б.М.: Немного мелочи дам, лица-то я не снимал!

Ю.Т.: Сколько ты им платишь?

Б.М.: Небольшие деньги. Примерно пять-десять долларов. Но для многих людей, которых я снимал, это были хорошие деньги.

Ю.Т.: То есть ты всегда разгуливаешь с приличной суммой денег в кармане!

Б.М.: Иногда у меня бывают проблемы. Вшей один раз подхватил от бомжей. А еще один я отправился снимать посетителей бассейна в Восточном Берлине, вдруг подходит полицейский и требует отдать ему пленку, говорит, что снимать нельзя, хотя никаких запрещающих знаков не было. Пленку пришлось отдать. Но потом я решил пойти в полицию и потребовать свои пленки назад. И через какое-то время мне их действительно отдали вместе с напечатанными фотографиями и справкой, в которой было сказано, что снимать в местах, где съемка запрещена, можно ради искусства и ради истории. После этого мне жена сказала: «Эта справка — единственное доказательство, что ты — художник».