Определенную проблему для которой они. Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему: Сочинение ЕГЭ. Определение проблемы текста

Сочинение - самая сложная часть экзамена. Ее успешное выполнение важно для каждого ученика, потому что балл за сочинение составляет почти половину от первичного балла за всю работу. "Заваленное" сочинение помешает получить высокий балл на экзамене, даже если тестовая часть выполнена идеально.

Правильное определение проблемы исходного текста - значимая составляющая успеха. Верно найденная проблема позволяет получить баллы за К1-К4. Проблема считается верной, если она действительно есть в тексте. Причем в материалах для эксперта ваша проблема может быть и не обозначена, если она не является основной. Это не значит, что верная мысль не будет засчитана: эксперты руководствуются здравым смыслом и засчитывают необычные, но верные формулировки.

Читаем текст

Исходный текст нужно прочитать не менее двух раз. Чем больше, тем лучше. Самое важное - уловить главную мысль. Проверить качество работы над текстом можно попыткой пересказать содержание: если важные моменты при пересказе упущены, текст нужно прочитать еще раз. Читайте до тех пор, пока не будете уверены в том, что правильно поняли содержание. Но следите за временем, на экзамене оно идет очень быстро.

Подчеркиваем важное

При втором или третьем прочтении текста выделяем важные для будущего сочинения моменты: выводы автора, события, рассуждения. В печатных материалах на экзамене можно писать, поэтому просто обводите или подчеркивайте нужные фразы. Так глазу будет легче уцепиться за текст и быстро найти главное. Но не увлекайтесь, не стоит обводить слишком много информации.

Задаем вопрос

Прочитав текст и выделив ключевые моменты, спрашиваем себя: "Что автор хотел сказать читателю, написав этот текст?". Ответьте на вопрос самостоятельно. Определите тему этого вопроса и поймите, что же волновало автора. Вопрос, волнующий автора - это проблема исходного текста. Как вы видите, ее найти очень просто. Будет еще легче, если вы воспользуетесь в сочинениях или прочитаете об их видах. Главное - не спеша разобраться в смысле прочитанного, дойти до сути.

Пишем сочинение

Начинаем писать сочинение, выбрав один из способов формулировки проблемы. Можно работать с сочинением по или строить его структуру в голове. Главное - чтобы все было верно и соответствовало критериям.

1. Как сформулировать проблему?

    Внимательно прочитайте текст и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос – он и будет проблемой текста, сформулированной в вопросительной форме. Можно сформулировать проблему, используя конструкцию с родительным падежом: проблема чего? – влияния…, ответственности..., роли … и т. п.

    Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – повод для размышлений или иллюстрация к размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить. Но при этом нельзя формулировать проблему очень общо: проблема человека, проблема добра и зла. Проблема должна быть сформулирована достаточно узко, но при этом не сведена к конкретному примеру, приведенному в исходном тексте.

    Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос , либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже .

2. Как прокомментировать текст?

    Комментарий – это не пересказ, не сплошное цитирование. Чтобы прокомментировать текст, вы должны понять, что делает автор , чтобы заставить читателя задуматься над тем или иным вопросом.

    Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной.

    Поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:
    Важно анализировать текст с точки зрения обозначенной вами проблемы и тех ее аспектов, которые позволят вам сформулировать позицию автора. Здесь важны слово, образ, деталь, жизненный материал, на котором строится рассуждение, опора на авторитетное мнение (цитаты) .
    Возможны следующие варианты работы:

    1) Если текст художественный и есть сюжет, обязательно 1-2 предложениями передать суть сюжета . Далее можно ответить на следующие вопросы:

    • От чьего лица ведется повествование (не нужно ставить знак равенства между героем-рассказчиком и автором исходного текста)?
    • Почему автор привлекает именно этот материал для иллюстрации своей точки зрения? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали важные с точки зрения обозначенной проблемы автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?
    • Что вы как читатель отметили в повествовании? С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).
    • Почему герой (повествователь) поступает именно так? Как этот поступок помогает понять позицию автора?

    2) Если текст публицистический или научный , то можно ответить на следующие вопросы:

    • Что делает автор, чтобы читатели поняли его точку зрения (какой жизненный (научный) материал привлекает)?
    • Как автор строит доказательства (сопоставление, противопоставление фактов (позиций), цитирование, подчеркивание важных деталей)?
    • Что именно вы как читатель отметили в повествовании (авторская интонация, ирония)? Что показалось вам странным, неожиданным?
    • Как автор подводит читателя к пониманию его точки зрения?
    Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

Авторская позиция в публицистическом тексте , скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Впрочем, если вы процитируете, балл не снизят. Если же текст художественный , позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста :

  • Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция все же не обозначена прямо, можно написать примерно следующее: Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что … (условно говоря, так поступать недопустимо, потому что это влечет за собой…).

    Некоторые авторы используют «маску»: говорят от имени героя-рассказчика, заставляют его произносить откровенные глупости, совершать неблаговидные поступки, а сами вроде бы остаются в стороне, их позицию определить трудно. Что делать в таких случаях? Нужно присмотреться, каковы действия героя и каковы их последствия? Какова речь рассказчика (особенно если она содержит речевые ошибки)? Если герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, то, возможно, автор думает так же, как и вы. Проще говоря, не надо ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком .

Например: Как следует относиться к природе? (это проблема) (Ответ 1: Относиться нужно бережно, так как человек – часть природы. Ответ 2: Можно относиться потребительски, ведь человек – царь природы.) Что такое любовь? (Ответ 1: Любовь – это сильное влечение к человеку. Ответ 2: Любовь – это забота о близких) Нужно ли знать свою историю? (Ответ 1: Да, конечно, знание истории помогает избежать ошибок. Ответ 2: Нет, не нужно, это только тормозит прогресс)

Какие бывают проблемы?

Все тексты так или иначе связаны с человеком и тем, что его окружает, по-другому говоря, со сферами жизни человека. Все проблемы можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние проблемы - это все, что связано с вопросами, которые человек задает самому себе: смысл жизни, призвание, совесть, мораль.
Внешние проблемы - это соприкосновение человека с миром, отношение человека к окружающим его реалиям.

Стрелками на картинке показано, что человек вступает в какие-либо отношения с той или иной сферой жизни. Эти стрелки при формулировке проблемы можно будет заменить словами влияние, отношение, воздействие и т.д. (см. далее)

Сферы жизни тоже могут сталкиваться друг с другом, создавая проблемы. Например, история и государство, природа и прогресс. Но все-таки большая часть проблем вращается вокруг человека, он центральная фигура. В его голове звучат самые важные и серьезные вопросы. Поэтому если совсем не понимаете, о чем текст, то попробуйте определить, какие из понятий пересекаются в тексте. Вопрос касается человека и его самоопределения или человек сталкивается с одной их вышеперечисленных реалий?

Как формулировать проблему?

Проблему можно сформулировать двумя способами:

1) При помощи вопроса. Например: Для чего человеку нужны друзья?
2) При помощи Р.п. Например: Проблема отношения к природе, проблема поиска смысла жизни и т.д.

Типичные ошибки при формулировке проблемы:

1) В проблеме указывают авторскую позицию.

Например: проблема хорошего отношения к книгам - НЕЛЬЗЯ ("хорошего" - это уже оценочная лексика)
Проблема отношения к книгам - МОЖНО

2) Проблема слишком широкая.

Например, в тексте рассказывается о женщинах и их роли на войне, а вы выбираете просто проблему войны. Если вы будете формулировать проблему в виде вопроса, этой ошибки можно будет избежать. Также так бывает, когда путают проблему и тему текста. Поэтому запомните: тема - это скорее направление мысли, то о чем текст. Например, текст о войне, значит тема: война. А проблема: роль героев на войне.

3) Сужение проблемы.

4) Проблема, которой нет в тексте.

Чтобы не допустить ошибки, ознакомьтесь с материалом " "
Ну и самая распространенная ошибка уже связана не с формулировкой проблемы, а с дальнейшим содержанием вашего сочинения. Проблема может быть правильной, а вот дальнейшее содержание может совершенно не соответствовать проблеме. Но об этом позже.

Слова-помощники для формулировки проблемы

С их помощью вы всегда сможете найти проблему в любом тексте.

Если формулируете в Р.п., то вам помогут слова:

Отношение
- взаимоотношение
- воздействие
- взаимодействие
- влияние
- роль
- восприятие

Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции :

Как нужно относиться...?
Как следует относиться...?
Почему важно +глагол...?
Почему нужно +глагол...?
Что такое +существительное...?
Для чего нужно...+глагол?
Для чего нужен (на, ны) ...+существительное?
В чем причина...?
Какова роль... в жизни человека?
Что такое...?
Что важнее: _ или _?
Что необходимо...?
В чем различие между _ и _?
Что такое истинная (ое, ый)...?
Что значит...?

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

(задание 25 ЕГЭ)

Тема урока : Проблема текста. Выявление и формулировка основной проблемы текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Тип урока : урок-практикум.

Цели урока

Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников; развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Содержательные: формирование навыка узнавать проблему или проблемы, поставленные автором, умение аргументировать хотя бы одну из них, формирование способности видеть позицию автора и сопоставлять её с собственной позицией составлять алгоритм действия, развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.

Оборудование : тексты для работы; памятки для учащихся; презентация

Ход урока .

    Мотивационный момент

Вступительное слово учителя:

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои подданные!- обратился он к ним,- у меня есть для вас труднейшее испытание. Я хотел бы знать, кто решит его. Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не откроют её. Один за одним отходили от загадочной двери. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо!- она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться и раскрылась!

Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы»

- Как вы понимаете основную мысль этой притчи?

(Сегодня на уроке вы покажете ум, серьёзное отношение к делу и собственную силу, и настойчивость в достижении цели).

В результате работ мы с вами выяснили, что ключевыми понятиями для успешного выполнения задания 25 являются проблема текста, комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументация.

Презентация

Кроме того, мы познакомились с основными критериями оценки задания 25 .(раздать) С этого урока мы будем работать над поэтапным разбором каждого содержательного критерия. Сегодня мы выясним, что такое проблема текста, научимся её определять и правильно формулировать, комментировать и аргументировать.

    Определение понятия ‘проблема’.

Обратим внимание на первый критерий оценки сочинения. Итак, балл вы получаете только в том случае, если верно сформулировали одну из проблем исходного текста, не допустив при этом фактических ошибок.

Что же такое проблема текста?

Проблема текста – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, решения. Вопрос, над которым размышляет автор .

Слово учителя . Этот вопрос может не иметь однозначного ответа. Он может затрагивать разные стороны жизни: внутренний мир человека или жизнь природы, общества и многие другие. Поэтому выделяют различные виды проблем :

- философские проблемы (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления);

- социальные проблемы (касаются устройства и жизни общества);

- политические проблемы (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп);

- экологические проблемы (отражают взаимодействие человека и окружающей среды);

- нравственные (этические) проблемы (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения).

Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается каждого человека, всего человечества в целом. Необходимо помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулировать проблему нужно так, чтобы она затрагивала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

    Работа с текстом.

Давайте попробуем определить проблему ТЕКСТА 1.

(1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека». (2)»Права человека» - это очень хорошо, но как бы нам самим следить, чтобы наши права не расширялись за счёт прав других? (3)Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя.

(5)Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. (6)Большинство, если имеет власть расширяться и хватать, - то именно так и делает. (7)(Это и губило все правящие классы и группы истории). (8)Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений – но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости.

(9)Только при самоограничении сможет дальше существовать всё умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было всё долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутимости его души.

(По А.И. Солженицыну)

Слово учителя . Определяем проблему данного текста. Если вы затрудняетесь с формулировкой проблемы, можно воспользоваться следующим способом:

    Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

(Только добровольное сознательное самоограничение позволит человеку не нарушать права других людей)

    Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

(Как сделать так, чтобы не нарушались права человека?)

    Этот вопрос и является формулировкой проблемы.

Учащиеся определяют проблему, сообща корректируют. Возникает вопрос, как правильно записать формулировку? У вас вновь подсказки.

Слово учителя . Возможны два способа. С первым мы с вами только что познакомились. Это формулировка в виде вопроса. Этот способ применим, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно. Второй способ формулировки – в виде чёткого и лаконичного предложения: проблема (чего?) ( Р.п .: воспитания, одиночества, мужества, стойкости и т.п.) поднимается в данном тексте. (ПАМЯТКА 1)

В тексте

    ставится

    излагается

    выдвигается

    исследуется

    поднимается

    рассматривается

    затрагивается

    анализируется

    формулируется

проблема (чего?) (родит. падеж):

    подвига

    нравственного выбора

    интеллигентности и т.д.

Задание : Запишите формулировку проблемы ТЕКСТА 1 разными способами.

Возможные варианты формулировки проблемы учащиеся записывают в тетрадь:

    1-й вариант: Как сделать так, чтобы не нарушались права человека? Над этой проблемой рассуждает А.И. Солженицын.

    2-й вариант: В тексте исследуется проблема добровольного сознательного самоограничения.

Слово учителя . Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить в основу сочинения?

(часть памятки 1)

Основная проблема – это та,

    над которой он в основном размышляет;

    к которой он неоднократно возвращается;

    по которой отчётливо заявлена авторская позиция.

Обратимся к ТЕКСТУ 2.

Задание : Выделите проблемы, над которыми размышляет автор текста. Запишите их в двух вариантах. Определите среди них основную. Обоснуйте своё мнение. Пользуйтесь ПАМЯТКОЙ 1. (Самостоятельная работа.)

(1)Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчётливо противопоставляется миру интеллекта. (2)Мы ориентированы на знание, науку, технику; достижения разума поражают разум. (3)Сильный ум открывает новые способы производства; а что может дать ему сильное чувство? (4)Что – страсти? (5)Разумный человек понимает свои обязанности, и на него можно положиться. (6)А что делать чувству возле конвейера? (7)И как чувством управлять?

(8)Так возникает ложное представление о превосходстве разума над чувствами, об антагонизме между чувствами и разумом, о пользе ума и бесполезности чувства. (9)Будем помнить об этой опасности, размышляя о воспитании ума. (10)Даже для удобного изучения, даже временно, даже в виде допуска не должны мы разделять ум и чувство. (11)В «чистом виде» ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения. (12)Вода – соединение кислорода и водорода, но не кислородом и водородом утоляем мы жажду, а всё-таки водой.

(13)Развитый ум, соединённый с высокой совестливостью, называется интеллигентностью. (14)Это слово появилось в России в середине прошлого века, когда серьёзное образование от дворян перешло к разночинцам, и снова обострилась вечная проблема «знание и нравственность». (15)Аристократы отличались, как было принято считать, благородством. (16)Но чем будут отличаться новые образованные люди? (17)В чём их благородство? (18)«В интеллигентности», - был ответ. (19)В благородстве духа. (20)Так язык ответил на потребность общественного развития, и появилось новое слово, перешедшее во многие языки мира. (21)Интеллигентность – то же, что и духовность, но в основе её вера в правду, порождённая разумом и образованием. (22)Интеллигент – человек, соединяющий в себе знания и нравственность. (23)На место дворянской родовой чести пришла честь интеллигента, которая состоит в уважении к разуму и правде.

(24)В наше время образование снова делает грандиозный скачок, оно становится всеобщим. (25)Следовательно, опять обостряется проблема знания и нравственности, ума и сердца. (26)Самыми опасными людьми становятся не тёмные, необразованные работники – их всё меньше и меньше, а именно образованные, но неинтеллигентные. (27)Выученные, но бессовестные. (28)Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если для их достижения приходится прибегать к неправым средствам. (29)Интеллигентность, которая прежде была уделом относительно небольшой группы людей, интеллигенции, теперь должна быть непременным качеством каждого человека.

(30)Будем растить ребёнка так, чтобы в этом мире на одного интеллигента стало больше.

(По С. Соловейчику)

Учащиеся высказывают своё мнение, обосновывают его, корректируют свои записи. Обсуждение проходит при непосредственном участии учителя.

Проблемы, рассматриваемые в тексте:

    Можно ли противопоставлять разум и чувства? Над этой проблемой размышляет автор текста.

    С. Соловейчик в этом тексте рассматривает проблему антагонизма между чувствами и разумом.

    Что такое интеллигентность? Эту важную проблему поднимает автор.

    В этом тексте анализируется проблема необходимости интеллигентности в современном обществе.

Основная проблема: Нужна ли интеллигентность в современном обществе? Эту непростую проблему исследует автор текста.

Обоснование: Эта проблема является основной, т.к. над ней автор в основном размышляет, к ней он неоднократно возвращается, кроме того, по этой проблеме отчётливо заявлена авторская позиция.

Слово учителя . На экзамене для работы предлагаются тексты публицистического или художественного стилей. Сегодня мы с вами работали с текстами публицистическими. Укажите, как в них выражается проблема?

    тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;

А теперь попробуем определить проблему текста художественного стиля и посмотрим, как она выражается.

Самостоятельное чтение текста.

ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ.

В семье Сверла радостное событие: сын родился.

Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!

И назвали сына Штопором.

Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.

Носит отец домой пробки – специальные пробки, - и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился?

(Ф. Кривин)

Итак, какую же проблему затрагивает автор? Из предложенных учениками вариантов выбираем правильный – проблема воспитания молодого поколения.

Заявлена ли эта проблема в тексте открыто? - Нет.

Как же она выражается? - через описания, поступки героев, их речь, мысли, поведение и т.д.

Запишем выводы в виде таблицы:

Публицистический стиль

Художественный стиль

Проблема выражается

Тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;

Проблема

выявляется путём анализа описаний, поступков героев, их речи, мыслей, поведения и т.д.

    Домашнее задание:

Напишите вступление к сочинению по каждому из тех текстов, с которыми сегодня работали. Во вступлении сообщите проблему текста.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЕГЭ (сочинение) Проблема текста

ПРОБЛЕМА текста- это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.

Типы проблем философские социальные политические нравственные экологические эстетические Общие вопросы Устройство И Жизнь общества Деятельность Гос. власти Духовная Жизнь человека Взаимодействие Человека И природы Восприятие Человеком прекрасного

Определите проблему данного текста Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит ее древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Все это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.

Алгоритм выявления проблемы произведения Проанализируйте поступки, речь героев Определите, какие качества проявляются в этих поступках Какие абстрактные существительные называют эти качества(долг, честь, эгоизм Сформулируйте проблему, используя ключевые слова Выявите основную мысль текста Запишите ее в виде законченного предложения Определите, на какой вопрос отвечает это предложение Запишите этот вопрос, который и является проблемой

Способы формулирования проблемы Сформулировать своими словами: А)проблема+существительное в Р.п Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и детей» Б) с помощью вопросительных предложений Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора. Процитировать «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?»- таким вопросом начинает свой текст Д.Лихачев. Указать номер предложения в тексте

Типовые конструкции для формулирования проблемы Проблема(какая?) Сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, острая и т.д. Проблема(чего?) Воспитания, образования, патриотизма, героизма,смысла жизни, отцов и детей, благородства, влияния красоты природы на человека, сохранения родного языка Типовые конструкции Автор размышляет над проблемой… В центре внимания автора… В тексте(Ф.И.О. автора в Р.п.)поднимается проблема… Предложенный для анализа текст(Ф.И.О. автора в Р.п.)посвящен проблеме… Текст (Ф.И.О. автора в Р.п.)заставил меня задуматься над сложной проблемой.. Как(зачем, почему)…? Именно эта проблема привлекла внимание писателя. (Ф.И.О. автора в Р.п.)предлагает своим читателям задуматься над проблемой

Что проверяет эксперт? № Критерии оценивания ответа на задание 25 Содержание сочинения К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет 1 Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0 Если проблема сформулирована неверно или не сформулирована, то работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов

Типичные ошибки История человечества- это история его культуры, потому и покушение на культуру всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врожденной злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непонимания того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью- объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на четкую уверенность в том, что уничтожение высокой культуры в целом или же какого-то народа- благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из музеев перетащить в свои, в другом- отменить Шаляпина. И вместо приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия.(по Н.Самвеляну) В данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооруженных конфликтов. В тексте Н.Самвелян выдвигается проблема о значимости культуры для человека. Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось. Почему же до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста. Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его. Проблема текста в том, что история человечества- эта история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как был бескультурным человеком.

К какому типу относятся данные проблемы. Установите соответствие. В чем опасность политики национализма? Можно ли избежать социальной несправедливости? В чем смысл человеческой жизни? Нужно ли заботиться об окружающих людях? Имеет ли право человек вмешиваться в жизнь природы? А.Философская Б. Политическая В. Экологическая Г. Нравственная Д. Социальная

Выберите правильную проблему Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая ее, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создает. Он творец. Он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, а теми, кто создал топор, колесо, самолет, кто нашел злаки, кто следил за звездами, кто открыл железо, радиоволны. Что такое гармония? Какова роль познания в процессе развития человека? Каковы границы познания окружающего мира? Каковы перспективы технического прогресса?

Сформулируйте и запишите проблему У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. (по В. Солоухину)

Сформулируйте и запишите проблему Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, - я хвалю и умиляюсь. Но хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сирот- племянницу в свой разоренный домишко. - Возьмем мы Катьку, говорила баба,- последние наши гроши на нее пойдут – не на что будет соли добыть, похлебку посолить… - А мы ее …и не соленую,- ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика. (по И.С.Тургеневу)

Ошибки в формулировании проблемы Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтах Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю.Лотман. Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю.Лотман. В тексте поднимается проблема национализма народов В тексте поднимается проблема межнациональной вражды Ю.Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов. Ю.Лотман предлагает читателю задуматься над проблемой межнациональных конфликтов. Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации? Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов?