Специальная оценка условий труда. Аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда

Аттестация рабочих мест проводится в нашей стране с целью дальнейшего предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников. О том, как правильно ее провести, читайте в нашей статье.

Что такое аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда — это комплекс мероприятий, проводимый для оценки безопасности рабочей зоны. В процессе аттестации должны быть обнаружены вредные и опасные факторы при осуществлении производственных операций. Это один из важных элементов производственной культуры, а также профилактика несчастных случаев в производственной деятельности, которые отражаются в специальном журнале.

О том, как правильно вести регистр несчастных случаев, читайте в статье «Журнал регистрации несчастных случаев на производстве» .

Аттестация рабочих мест проводилась еще в СССР. Но тогда она не получила должного распространения. Вероятно, причиной тому была «вертикальная» иерархия системы управления экономикой страны. В конце 80-х годов было сформировано типовое положение для оценки условий труда на производственных местах. В него вошел список компенсаций и льготных условий для того персонала, производственная деятельность которых соприкасалась с вредными условиями труда. Здесь можно вспомнить известную еще с советских времен фразу «Молоко за вредность!». Она весьма точно отражала реальное положение дел в стране и отношение советских властей к аттестации рабочих мест. В те времена была развита система выдачи продуктов питания за работу во вредных условиях. Хотя именно выдача молока имела обоснованность с медицинской точки зрения. Считается, что его регулярное употребление способно выводить из организма человека вредные соединения.

После распада СССР Министерство труда и занятости ставило перед аттестацией рабочих мест следующие задачи:

  • изучение влияния вредных факторов на здоровье человека в результате рабочей деятельности;
  • экономическая обоснованность применения к отдельным категориям профессий льгот и компенсаций за вредные условия труда;
  • разработка мер по улучшению уже существующих рабочих условий и уменьшению вредного влияния на физическое здоровье человека.

Вышеперечисленные цели остаются актуальными и в настоящее время.

В 1997 году аттестация рабочих мест стала ключевым правилом для того, чтобы получить сертификацию профессий и соответствующих им видов работ. По тем правилам должностные лица получали право проверять аттестацию рабочих мест. Это стало своего рода прорывом в охране труда. С тех пор эта процедура выступает в качестве ведущего метода контроля со стороны государства за безопасной составляющей рабочей деятельности.

Нормативное регулирование аттестации рабочих мест в 2018 году

Аттестация рабочих мест регулируется нормативно-правовыми актами различного уровня.

Во-первых, это Трудовой кодекс РФ, ст. 212 которого напрямую указывает работодателю на его обязанность осуществлять проведение аттестации рабочих мест.

Во-вторых, с 01.01.2014 сама процедура подверглась некоторым изменениям. К примеру, понятие «аттестации рабочих мест» было заменено на «специальную оценку условий труда».

О том, чем различаются аттестация и спецоценка, читайте в материале «Как проводится специальная оценка условий труда (нюансы)?» .

Тогда же стали актуальны и 2 новых федеральных закона:

  • закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ;
  • закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 28.12.2013 № 421-ФЗ (в связи с принятием предыдущего федерального закона).

В 2016 году в закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ были внесены изменения и дополнения (закон «О внесении изменений…» от 01.05.2016 № 136-ФЗ), которые помимо уточняющих поправок ввели:

  • возможность использования предложений работников для оценки условий их труда;
  • дополнительные права для проверяющих (в частности, право детально знакомиться с трудовым процессом);
  • дополнительные обязанности для работодателей (в частности, обязанность направить в проводившую проверку организацию согласованную копию отчета о проведенной спецоценке).

В список регулирующих документов можно также включить документы на уровне управления предприятием:

  • внутренние локальные акты предприятия, например, положения;
  • распорядительную документацию, например, приказы руководителя предприятия.

Таким образом, аттестация рабочих мест — это обязанность работодателя, возложенная на него государством, в целях обеспечения безопасности труда персонала.

Об иных обязанностях работодателя в части охраны труда читайте в статье «Ст. 212 ТК РФ: вопросы и ответы» .

Какие рабочие места подлежат обязательной аттестации

Итак, мы выяснили, что аттестация рабочих мест — процедура неизбежная. Но не все рабочие места подлежат обязательной аттестации.

Аттестация рабочих мест проводится с периодичностью 1 раз в 5 календарных лет. Однако такой срок применяется не для всех производственных мест. Процедуру проходят те рабочие зоны, которые:

  • после завершения предыдущей процедуры включены в список вредных и опасных;
  • требуют прохождения первичных и последующих медицинских комиссий.

Аттестуются те места, которые связаны со следующими рабочими процессами:

  • рабочие действия на механизированных средствах труда, транспорте;
  • проведение испытательных и ремонтных работ вышеперечисленных средств труда;
  • применение в процессе труда ручных инструментов;
  • работа с предметами и средствами труда, которые могут оказывать неблагоприятное излучение на человека;
  • работы, связанные с сырьем и материалами;
  • вновь созданные места.

Во время работы на человека оказывает влияние ряд факторов, которые и оцениваются при проведении аттестации рабочих мест:

  • биохимические факторы;
  • наличие полей и других излучений с ионизацией и без нее;
  • акустика, например, уровень шума;
  • уровень освещенности;
  • уровень вибраций;
  • степень травмоопасности;
  • микроклиматические условия;
  • тяжесть и напряженность трудовой деятельности;
  • важность применения барьерных средств для защиты.

Аттестация недавно оборудованного рабочего места проводится не сразу после его создания, а в течение последующего года. Это необходимо для полноты оценки всех факторов, которые оказывают влияние на человека.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда

Рассмотрим основные этапы проведения процедуры аттестации рабочих мест. При проведении аттестации рабочих мест работодатель несет лишь функции управления процессом. Но он ответственен за сам факт проведения процедуры. Первым действием работодателя является подписание приказа о создании комиссии для проведения аттестации рабочих мест, члены которой:

  • определяют точные сроки, в рамках которых будет проведена аттестация;
  • занимаются поиском нужных производственных мест;
  • ищут ту организацию, которая способна качественно провести эту процедуру;
  • занимаются финальной стадией процесса, оформляя карты аттестации рабочих мест по условиям труда.

Работодатель может предложить сотрудничество и работникам профессиональных союзов в качестве членов комиссии.

В нашей стране аттестацию рабочих мест проводит не сам работодатель, а внешняя независимая специализированная компания. Это является обязательным условием с 01.01.2014. До этого момента работодатель мог проводить аттестацию рабочих мест своими силами, но в большинстве случаев процедура носила формальный характер. Специализированная организация оказывает услуги по проведению процедуры на возмездной, то есть платной основе.

Аттестующая компания должна соответствовать нескольким условиям:

  • быть юридическим лицом;
  • быть свободной в своих действиях;
  • быть независимой от предприятия;
  • быть компетентной по вопросам безопасности трудовых процессов;
  • располагать всеми необходимыми приборами и средствами труда;
  • проводить аккредитацию в установленном законом порядке;
  • входить в реестр компаний, которые оказывают услуги в сфере охраны труда.

После заключения договора на проведение аттестации рабочих мест компания, проводящая аттестацию, должна выполнить ряд мероприятий:

  • определить присутствие вредных и опасных условий работы;
  • произвести с помощью специальных приборов замеры тех самых факторов;
  • подготовить необходимый пакет документов по завершении аттестации;
  • выдать экспертное мнение на заключительном этапе;
  • подготовить перечень мер по улучшению условий рабочей деятельности.

Результаты аттестации рабочих мест для работодателя

Итак, аттестация рабочих мест проведена. Ее результаты окажут влияние на дальнейшую деятельность работников. В зависимости от оценки условий рабочих мест сотрудники могут получить право:

  • на добавление дней к основному ежегодному отпуску (не менее 7);
  • уменьшение по часам длительности рабочей недели;
  • доплату к заработной плате в виде определенного процента (но не менее 4%), рассчитываемого от оклада.

Подробнее о том, что положено работнику, трудящемуся во вредных условиях, читайте в материале «Что относится к вредным условиям труда (нюансы)?» .

Результаты процедуры повлияют на уплату дополнительных взносов работодателя на ОПС. Речь идет о начислениях в отношении работников, которые имеют право на досрочный выход на пенсию. Величина дополнительного тарифа зависит:

  • от вида работ;
  • класса условий труда.

Если сотрудник не занят на соответствующих работах, то дополнительные страховые взносы на его заработную плату и другие вознаграждения не начисляются. При этом неважно, какой класс условий труда установлен в отношении его рабочего места по результатам аттестации рабочих мест. Если после проведения процедуры установлен вредный или опасный класс условий труда, но сотрудники при этом не имеют права на досрочную трудовую пенсию, то на выплаты данным лицам дополнительные страховые взносы не начисляются.

Взносы в ФСС РФ на страхование от несчастных случаев также зависят от проведения аттестации рабочих мест. Перед каждым работодателем стоит выбор: не заниматься улучшением условий труда персонала и перечислять взносы по повышенным тарифам либо проводить аттестацию рабочих мест, определять вредный или опасный класс условий труда, повышать безопасность рабочего места и платить взносы по пониженным тарифам.

Карта аттестации рабочего места по условиям труда

Сторонняя организация занимается процессом аттестации рабочих мест у работодателя и оформляет заключительную документацию. Эта документация служит в качестве подтверждения итогов проведения процедуры. Одним из важных документов выступает карта аттестации рабочего места по условиям труда. Такой документ — доказательство аттестации конкретной рабочей зоны.

В нее должна войти следующая информация:

  • фактические и аналитические сведения о каждой рабочей зоне, рассчитанные по итогам проведения измерительных процедур;
  • рекомендации по совершенствованию уже существующих условий;
  • обоснованность использования компенсаций и льготных условий для персонала.

Специалисты аттестующей компании, измеряющие влияние факторов, подводят итоги процедуры в протоколах. Руководствуясь ими, члены назначенной комиссии оформляют карты аттестации рабочих мест по условиям труда. Среди аналогичных документов не может быть повторяющихся номеров, каждый из них уникален. В нём указываются данные о компании и — самое главное — непосредственные рабочие условия и их влияние на физическое здоровье человека. Каждый из вредных факторов причисляется к определенному классу. Если рабочие условия являются вредными или опасными, то, работая в них, персонал претендует на льготные условия и компенсации.

Карта аттестации заполняется на каждое рабочее место. Но для аналогичных рабочих мест достаточно нескольких карт. Места считаются аналогичными, если:

  • присущи для повторяющейся профессии, должности;
  • осуществляются одинаковые рабочие процессы;
  • используются подобные средства труда, например, одинаковые механизированные станки;
  • присутствуют абсолютно идентичные рабочие условия, например, одно и то же помещение, рабочая зона.

Поэтому при проведении аттестации оцениваются, в первую очередь, условия труда, которые могут быть присущи нескольким рабочим местам. В качестве примера аналогичных мест можно назвать рабочие места сварщиков, грузчиков, кладовщиков, поваров, кондитеров и рабочих подсобных помещений.

Если рабочие места идентичны друг другу и считаются аналогичными, то карта аттестации составляется не менее чем на 20% рабочих мест. К примеру, на предприятии имеется 20 аналогичных рабочих мест сварщиков, следовательно, карту аттестации нужно оформить не менее чем на 4 рабочих места. Но в любом случае при наличии одинаковых рабочих мест карта аттестации должна быть заполнена не менее чем на 2 места. Например, на предприятии есть всего 3 идентичных друг другу места, карту необходимо будет заполнить минимум на 2 места.

С 2012 года те сотрудники, чьи рабочие условия, согласно карте аттестации, признаны опасными или вредными, должны своевременно посещать медицинские учреждения и проходить профилактические осмотры. Это важно для контроля за состоянием их здоровья. Об этом свидетельствует приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, … и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников…» от 12.04.2011 № 302н.

О положениях ТК РФ в части обязательных медосмотров читайте в статье «Ст. 213 ТК РФ: вопросы и ответы» .

Штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест

Ст. 11 закона № 421-ФЗ ввела в действие новую версию КоАП с 01.01.2015. Как это касается работодателей?

Ст. 5.27.1 КоАП устанавливает штраф для предприятий за отсутствие аттестации рабочих мест, нарушение правил и порядка ее проведения.

Вид нарушений

Величина штрафных санкций

Для должностных лиц

На юрлицо

Нарушение нормативных требований по охране труда

Предупреждение или штраф от 2 до 5 тыс.руб

От 50 до 80 тыс.руб

Отсутствие или нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест

Предупреждение или штраф от 5 до 10 тыс.руб.

От 60 до 80 тыс.руб.

Допуск сотрудника к работе без предварительного медосмотра, а также без прохождения им обучения и проверки знаний техники безопасности

Штраф от 15 до 20 тыс руб.

От 110 до 130 тыс. руб.

Необеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты

Штраф от 20 до 30 тыс.руб.

От 130 до 150 тыс. руб.

Повторное нарушение из вышеуказанных

Штраф от 30 до 40 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до 3-х лет

От 100 до 200 тыс.руб. или приостановку деятельности до 90 суток

Если же нарушение требований охраны труда принесло тяжкий вред здоровью сотрудника, то работодателя ждет штраф в размере 400 тыс. руб. Если же сотрудник погиб в результате несчастного случая, работодателю грозит уголовная ответственность по ст.143 УК РФ.

Итоги

Безопасность рабочей зоны остается одной из значимых тем для каждого сотрудника. Хотя, конечно, несчастные случаи в течение рабочего процесса бывают и по вине самих работников из-за несоблюдения элементарных правил техники безопасности. Аттестация рабочих мест по условиям труда — это комплекс мероприятий, проводимый для оценки безопасности рабочей зоны. В процессе аттестации должны быть обнаружены вредные и опасные факторы при осуществлении производственных операций. Данная процедура — это обязанность работодателя, установленная ТК РФ.

Аттестация рабочих мест регламентируется со стороны федерального законодательства и внутренними локальными актами компании. Работодатель не выполняет аттестацию самостоятельно, но отвечает за сам факт ее проведения. Аттестацию рабочих мест осуществляет сторонняя независимая специализированная компания.

21.08.2014

Специальная оценка условий труда

С 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральные законы от 28.12.2013 N N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ) и 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 421-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом N 421-ФЗ вТрудовой кодекс РФ внесены поправки, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

С 1 мая 2016 г. вступил в силу Федеральный закон N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»».

В отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", работодателем подается уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее - Декларация по СОУТ) с включением в нее данных рабочих мест.

Уточненная декларация подается на места, подверженные спецоценке в 2014, 2015 г. и до 1 мая 2016г. и не задекларированные до этого времени. На спецоценку, проведенную после 1 мая 2016г. и по настоящее время продолжает действие ограничение подачи декларации в 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Декларация подается работодателем в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (далее – спецоценка). За нарушение срока и правил подачи декларации работодателя могут привлечь к административной ответственности.

Декларация соответствия условий труда составляется работодателем и подается в Государственную инспекцию труда в городе Москве или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

Для подачи декларации почтой

сопроводительное письмо с номером телефона исполнителя

Приказа Минтруда России от 14.11.2016 N 642н) – 1 экз. оригинал

· Декларация на электронном носителе (Word, в формате docx, (диск/ флешка)

Также декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) по ссылке: https://declaration.rostrud.ru/ .

Составление декларации и подача ее в Государственную инспекцию труда в городе Москве - это обязанность работодателя (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Декларация подается по форме согласно Приказу Минтруда России от 07.02.2014 N 80н (ред. от 14.11.2016) "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда" (в ред. Приказа Минтруда №642н от 14 11.2016г.)

Срок действия декларации - 5 лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 4 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Данный срок продлевается каждые пять лет, если в этот период не возникнут обстоятельства, которые согласно ч. 5 ст. 11 Закона N 426-ФЗ могут привести к прекращению ее действия (например, несчастный случай на производстве с работником, занятым на задекларированном рабочем месте) (ч. 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).

Реестр экспертов, проводящих СОУТ размещен на сайте Минтруда России по ссылке: http://akot.rosmintrud.ru/sout/experts/ .

Документы, необходимые для предоставления в Государственную инспекцию труда в городе Москве:

· Декларация соответствия условий труда (форма 80н (в ред. Приказа Минтруда России от 14.11.2016 N 642н) – 2 экз. (оригинал + копия)

· Заключение экспертов по результатам специальной оценки условий труда (копия)

· Титульный лист отчета («Утверждаю») (копия)

· Декларация на электронном носителе (Word, в формате docx,) (флешка, возвращаем)

· Сводная ведомость результатов специальной оценки условий труда

Материалы необходимо привезти в Государственную инспекцию труда в городе Москве по адресу:

Если предприятие достаточно крупное, да к тому же и с неблагоприятными условиями труда, то большая роль отводится организации рабочих мест. С этой целью периодически проводится ряд мероприятий, которые призваны выявить воздействие вредных условий на человека и свести его к минимуму.

Сегодня существует ряд стандартов, которым должно соответствовать то или иное производство. И если обходить их стороной, то может пострадать не только персонал. И на само предприятие могут быть наложены существенные санкции.

Стоит отметить, что процедура анализа состояния рабочих мест время от времени претерпевает изменения. Последние глобальные коррективы вступили в силу с начала 2014 года.

По каким правилам будет проходить аттестация производства в 2019 году

Стоит отметить, что сегодня в законодательстве такого понятия, как «аттестация рабочего места» уже нет. На смену ему пришла специальная оценка условий труда. Порядок ее проведения урегулирован законом № 426-ФЗ, а также другими подзаконными актами. Если же говорить о новшествах 2016 года, то будет ужесточена ответственность по отношению к тем работодателям, которые не провели оценку, либо сделали это вопреки установленным правилам.

Не исключено, что в 2019 году от проведения оценки могут освободить представителей малого и среднего бизнеса. Во всяком случае, подобный законопроект уже несколько раз вносился на рассмотрение в стены парламента. Однако пока оценка будет нужна для всех. Если же предприятие уже проходило аттестацию до 2014 года, то в 2019 в этом не будет необходимости. Все дело в том, что по уже упомянутому нами закону оценка предприятия проходит не чаще, чем 1 раз в пять лет.

Если же компания не имеет вредных или опасных условий труда, то она будет обязана периодически подавать соответствующую декларацию. За игнорирование этого требования может быть наложен штраф вплоть до 80 тысяч рублей.


Производить оценку трудовых условий должна независимая организация, которая в установленном порядке прошла аккредитацию на государственном уровне. Когда подходящая фирма выбрана, с ней заключается договор. Его условиями предусмотрено создание специальной комиссии. Ее членами будут представители экспертов, а также руководства компании.

Кроме того, делегировать своих сотрудников должны и службы по охране труда, а также профсоюзы, (если таковые на предприятии были созданы). После подписания договора должна начаться работа, которая предусматривает такие пункты:

  • Анализ условий производства в части их соответствия действующему законодательству, и установленных нормативов в зависимости от вида производимой продукции;
  • Тест на предмет соблюдения общих правил гигиены;
  • Уровень травмоопасности на каждом конкретном рабочем месте;
  • Обеспечение людей рабочей одеждой, и там, где это нужно, средствами специальной защиты.

В результате исследования данных параметров определяются меры по устранению выявленных нарушений. Кроме того, результаты работы комиссии лягут в основу единой информационной базы, которая будет доступна для пользователей уже в начале 2019 года.

Если же говорить о документах, которые необходимы для проведения оценки, то в их число входит:

  • приказ по компании относительно проведения аттестации;
  • договор с организацией, которая будет проводить исследования;

Кроме того, на руках у предприятия должен быть отчет, в котором описываются общие условия труда, а также выявленные недостатки. Кроме того, необходимо перечислить меры, призванные устранить нарушения. Причем, они должны касаться каждого рабочего места.

Ответственность за отсутствие аттестации рабочего места

Ее меры перечислены в ряде статей КоАП РФ. Например, в статье 5.27 идет речь о том, что должностные лица предприятий могут понести санкции в виде штрафа, который может достигать до 5 тысяч рублей. Кроме того, сама компания может быть наказана санкциями, сумма которых достигнет предела в 50 тысяч рублей.

Однако это еще не все. Если нарушение было зафиксировано повторно, то на компанию может быть наложен штраф в сумме 70 тысяч рублей. Кроме того, должностным лицам грозит отстранение от занимаемого поста на срок до трех лет.

Кроме того, не исключены и нарушения в работе аттестационной комиссии. Тогда пределы ее ответственности должны быть детально прописаны в договоре. Такие пункты, прежде всего, будут в интересах предприятия, поскольку оно сможет защитить собственные интересы в случае наличия конфликта.

Когда проверка рабочих мест необязательна

Прежде всего, это касается случаев, когда на фирме трудится один человек, по совместительству являющийся и ее учредителем. То же самое касается и случаев, когда большинство сотрудников предпочитают удаленный вариант работы. Часто бывает и так, когда сразу в компании несколько человек занимают одну должность. Тогда среди них проверки подлежит только пятая часть всех рабочих мест. Арендатор офиса в лице одного человека также подпадает под аттестацию, за исключением случаев, когда его работа не связана с неблагоприятными условиями труда.

Специальную оценку условий труда проводят, чтобы оценить рабочие места «на вредность и опасность». Разберем изменения в спецоценке условий труда.

Аттестация рабочих мест работников - давно в прошлом

До 2014 года в России существовало две процедуры, с помощью которых можно было исследовать рабочие места на вредность:

  1. Аттестация рабочих мест - обязанность работодателя вне зависимости от вида деятельности и системы налогообложения (ст. 209 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н).
  2. Специальная оценка условий труда - ранее это понятие существовало, а вот нормативно не регулировалось. Было лишь упоминание о специальной оценке в ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

С 2014 года законодатели пришли «к одному знаменателю» - специальная оценка условий труда. Революции не произошло. Суть и методика проведения спецоценки практически не поменялись.

Проведение специальной оценки условий труда - это обязанность работодателя, которая закреплена в ч. 2 ст. 22 ТК РФ и п. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ). Не нужно проводить специальную оценку в отношении рабочих мест надомников и дистанционных сотрудников.

К некоторым местам работников применяется особый порядок проведения спецоценки. Перечень таких мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290 , порядок проведения спецоценки — отдельными приказами Минтруда России в зависимости от специфики рабочих мест. Например, спецоценка рабочих мест сотрудников, занятых на поземных работах, — в приказе Минтруда России от 09.12.2014 № 996н .

Разберем основные изменения по спецоценке с 2016 года.

Изменения в спецоценке с мая 2016 года

Бо льшая часть изменений коснулась компаний, которые проводят спецоценку. Но есть изменения и для работодателей.

  • Работодатель обязан при наличии предложений от работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов предоставить указанные предложения организации, которая проводит специальную оценку условий труда. Проще говоря, если работники просят провести на их рабочих местах спецоценку, работодатель обязан эти предложения передать.
  • Теперь работодатель должен представлять в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда не только, когда рабочие места признаны безвредными и безопасными, но и когда условия труда признали оптимальными или допустимыми.

Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми на 01.05.2016 г. (за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ), работодателю следует подать уточненную декларацию соответствия условий труда с включением в нее данных рабочих мест. Требование о представлении декларации соответствия условий труда, если они признаны оптимальными и допустимыми, распространяется на все специальные оценки, проведенные, начиная с 1 января 2014 года. То есть, если о каких-либо рабочих местах организация не сообщала, а по новым правилам должна, надо подать уточненку.

  • Работодатель обязан уведомить компанию, проводившую спецоценку, в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении оценки условий труда. И направить копию отчета любым способом: заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

Если в отчете есть секретные сведения (например, государственная тайна), направлять копию надо без нарушения законодательства о государственной и охраняемой тайне.

  • В случае внеплановой специальной оценки условий труда, проводимой по причине нарушения работодателем требований охраны труда, запрещено ухудшать положение работников, рабочие места которых проверяются внепланово, на период до утверждения отчета о проведении внеплановой оценки. То есть, положение работников не может быть ухудшено в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения спецоценки, результаты которой получены с нарушением требований.

Пример: проводится внеплановая спецоценка условий труда. Пока не утвердили отчет о ее проведении, запрещено ухудшать положение работников, например, запрещено лишать их дополнительного отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Ответы на вопросы по проведению спецоценки

Спецоценка офисных работников - это обязательно?

  • Да, оценивать на вредность нужно все рабочие места, в том числе с компьютерами и оргтехникой (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Хотя ранее они не подлежали аттестации (п. 4 Порядка № 342н).

Контроль проведения специальной оценки условий труда

Можно ли сделать вид, что оценка была, хотя, на самом деле, ее не было? - Нет, нельзя.

В бухгалтерском учете понятие «аттестация рабочих мест» изменилось на «спецоценку условий труда». Но некоторые специалисты-бухгалтеры продолжают пользоваться старым понятием и задают много вопросов, касающихся именно процесса аттестации рабочих мест в текущем 2016 году, а также нововведений.

13.10.2015

Представитель Министерства труда нашего государства отвечает на наиболее популярные вопросы, которые касаются нововведений в 2016 году в процедуре спецоценки условий труда, ранее называемой аттестацией рабочих мест.

1. Кто должен поскорее провести спецоценку условий труда в 2016 году?

Совсем недавно депутаты Госдумы нашего государства рассматривали проект закона, который напрямую был связан с отменой специальной оценкой трудовых условий для представителей среднего и малого бизнеса. Вскоре этот законопроект был отклонен…

Да, это соответствует действительности. Депутаты дали такое разъяснение своим действиям: в случае отмены специальной оценки трудовых условий какой-либо организации или ИП (кстати, сюда относятся и те представители этой категории бизнеса, которые работают с УСН), они не смогут пользоваться скидками, действующими на взносы по травматизму. Это прописано в соответствующем документе, в котором идет речь об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве, а также различных приобретенных профессиональных заболеваниях - ФЗ №125, от 24.07.1998 г., статья №22, пункт 1, абзац 2. Поэтому всем, кто ведет свою бухгалтерию по УСН, обязательно нужно провести специальную оценку мест работы по условиям труда, чтобы получить документальное подтверждение данной аттестации с ее результатами на руки.

2. Когда в 2016 году следует провести процедуру специальной оценки трудовых условий?

Объясните более подробно, как такая спецоценка проводиться именно в текущем году.

Данная процедура специальной оценки проводиться всеми работодателями нашего государства без исключения. С ее порядком можно ознакомиться в официальном документе - ФЗ №426 от 28.12.2013 г., а методика утверждена Министерством труда нашего государства - приказ №33н от 24.01.2014 г. То есть такая процедура специальной оценки условий для работы проводиться с 2014 года. Если работодатели проводили подобную аттестацию до указанной даты, то такие аттестационные результаты остаются действительными пять лет. Значит, они получают небольшую отсрочку на этот период от проведения подобной процедуры (ранее она соответствовала приказу №342н Минздравсоцразвития от 26.04.2011 г.).

Тем, кто работает по упрощенной системе налогообложения и не имеет подобных аттестационных результатов на руках, нужно ли в срочном порядке проводить специальную оценку трудовых мест именно в 2016 году?

Согласно принятым общим правилам, которые касаются данной спецоценки, она должна быть проведена до 31.12.2018 года. Но ФЗ №426 (статья №10, пункт 6) перечисляются определенные категории рабочих мест, при наличии которых такая аттестация должна быть проведена в кратчайшие сроки - ФЗ, закон №212 от 24.07.2009 г., статья №58.3.

К таким рабочим местам относятся те, работа на которых относится к Списку №1 или Списку №2 - опасные или вредные условия работы. Поэтому специалисты данных профессий располагают возможностью воспользоваться правом досрочного выхода на пенсию, некоторыми гарантиями и компенсационными денежными выплатами за непосредственную деятельность с опасными или вредными условиями - ФЗ, закон №426, статья №27, пункт 6.

Необходимо отметить следующее: если ранее (до 01.01.2014 г.) подобные рабочие места уже аттестовались с положительным результатом, то спецоценка в этом году не проводиться, так как предыдущие аттестационные результаты находятся в силе - пять лет с момента завершения аттестационной процедуры (ФЗ, закон №426, статья №27, пункт 4).

Какие рабочие места не попадают под специальную оценку в 2016 году?

Процедура специального оценивания не касается надомников, специалистов, работающих дистанционно, лиц, которые трудятся на работодателей, которые не являются ИП - ФЗ, закон №426, статья №3, пункт 3).

Какое влияние имеют подобные аттестационные результаты?

Данные результаты, полученные после прохождения аттестации рабочих мест, имеют прямое влияние на так называемые дополнительные взносы в государственный Пенсионный фонд, начисляемые работодателями своим сотрудникам Списка №1 и Списка №2. Их расчет производится на основании того класса условий труда, который присваивается в ходе соответствующей процедуры аттестации или специальной оценки. Чем класс вреднее, тем выше денежная сумма дополнительного взноса. Более подробно об этом можно узнать из ФЗ №167 от 15.12.2001 г. (статья №33.2, пункт 2.1), где прописаны все тарифные ставки дополнительных взносов:

  • опасный класс - 8%;
  • вредный класс - от 2% до 7% (в зависимости от подкласса).

При аттестации и признании условий труда для работы на оптимальном или допустимом уровне, дополнительные взносы в ПФР работодателями для своих сотрудников не отчисляются - 0%.

3. Процедура проведения специального оценивания трудовых условий в 2016 году.

Если предположить, что бизнесмен (организация) решил провести специальную процедуру оценивания условий труда, с чего ему нужно начинать?

Начинать необходимо со следующих действий:

  • выбирается сторонняя специализированная организация (сайт Минтруда akot.rosmintrud.ru/ot/organizations/), занимающаяся подобным оцениванием рабочих мест, со штатом сотрудников-экспертов не меньше 5 человек;
  • обязательно наличие сертификата на право проведения подобного оценивания;
  • высшее образование у таких специалистов: врачи по общей гигиене, по гигиене труда, по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.

С выбранной организацией заключается договор о проведении специальной оценки условий работы на местах.

После заключения соответствующего договора, что должен дальше делать работодатель?

После того, как договор с проверяющей организацией заключен, работодатель должен издать приказ о создании специальной комиссии, занимающейся непосредственно данной проверкой, и утвердить график рабочих действий по специальной оценке - ФЗ, закон №426, статья №9, пункт 1). В эту комиссию входит работодатель, как ее руководитель, его представители (например, юристы или начальники отделов), специалист по охране труда, представитель профсоюза (если таковой работает в данной компании) и эксперты из проверяющей организации, с которой заключен договор. Согласно закону №426-ФЗ (статья №9, пункты 1-3), количество членов комиссии соответствует нечетному числу.

Если в штате проверяемой фирмы нет специалиста по охране труда, что делать работодателю в этом случае?

В этом случае проверяемая фирма должна привлечь такого специалиста, чтобы он вошел в состав аттестационной комиссии.

Какова процедура прохождения данной специальной оценки?

Аттестационная комиссия, в первую очередь, утверждает список всех рабочих мест, которые будут оцениваться на класс условий трудовой деятельности. Далее эксперты занимаются тем, что определяют этот класс, а члены комиссии должны утвердить окончательные результаты оценивания. Соответствующий класс вредности присваивается рабочему месту, в случае его признания опасным (или вредным) для здоровья самого рабочего. При отсутствии опасных (или вредных) факторов для работы, работодатель сам заполняет такой документ, как декларацию соответствия трудовых условий нормативным требованиям охраны труда, которая и будет действительной в течение 5 лет.

4. Кто из работодателей должен в 2016 году сдавать декларацию по специальной оценке?

Как говорилось ранее, оформление декларации по специальной оценке должно проводиться всеми ИП и организациями, проводившими эту процедуру по оцениванию трудовых условий для работы и не выявивших опасности или вредности, так ли это?

Действительно, это так. Данный документ заполняется по определенной форме - приказ №80н Минтруда от 07.02.2014 г. Если используется другой бланк для заполнения, то декларация будет считаться недействительной.

Сдается ли такая декларация, если трудовые условия являются (согласно проведенной аттестации) допустимыми или оптимальными - 1 и 2 класса?

В данном случае такой декларационный документ сдавать не нужно - письмо №15-1/В-1157 Минтруда от 17.09.2014 г.

В какие сроки должна быть сдана заполненная по всем правилам декларация с результатами спецоценивания?

Заполненная декларация по аттестации условий труда должна сдаваться в местный орган трудовой инспекции (по адресу проживания ИП или регистрации организации) - приказ №80н Минтруда от 07.02.2014 г. (пункт 3 Порядка проведения процедуры оценивания).

Каковы сроки подачи данной декларации в 2016 году?

Этот декларационный документ должен быть сдан не позже тридцати рабочих дней с момента утверждения комиссией отчета о результатах проведения спецоценивания трудовых мест (Порядок, пункт 5). В случае более поздней сдачи данной декларации, российским законодательством предусмотрен денежный штраф: для ИП - от 5 тысяч рублей до 10 тысяч рублей, для организаций - от 60 тысяч рублей до 80 тысяч рублей (КоАП, статья №5.27).

Как подается подобная декларация?

Данный документ в трудовую инспекцию работодатель может сдать лично или воспользоваться услугами почтовых пересылок, при этом вложить опись всех документов, находящихся в письме, и оформить уведомление о вручении этого письма - Порядок, пункт 3.

То есть при наличии фиксации вредных (или опасных) факторов, влияющих на здоровье рабочих, декларация с результатами оценивания трудовых условий никуда не сдается?

Верно. Об этом факте организация, проводящая аттестацию, сама подает все необходимые сведения в местное отделение трудовой инспекции. А декларация нужна для фиксации фактических данных о том, что некоторые места для работы не опасны для самих работников.

В случае, когда сотрудники занимаются надомными видами рабочей деятельности, нужно ли сдавать декларацию о спецоценивании?

Как уже говорилось ранее, спецоценивание не проводится для надомных и дистанционно работающих сотрудников, поэтому декларация не требует оформления.

Если после проведения данного спецоценивания трудовых условий (в течение пяти лет действия аттестационного документа) у кого-то из рабочих будет выявлено производственное заболевание или зафиксирован факт несчастного случая на рабочем месте, то действие декларации прервется?

Да, в этих случаях возникнет необходимость в проведении внеплановой аттестации трудовых условий, после чего декларационный документ сдается еще раз - Порядок, пункт 10.

5. В каких случаях в 2016 году экспертную оценку условий труда проводить не нужно?

Кроме общих правил проведения процедуры оценивания трудовых условий на рабочих местах, законами предусмотрены и частные случаи. Например, нужна ли эта процедура, если из работников имеется только учредитель, исполняющий обязанности не только директора, но и главного бухгалтера, без оформления трудового договора?

В подобной ситуации фирме без работодателя и сотрудников, без заключенных трудовых договоров, процедура проведения аттестационного оценивания не нужна.

В случае, когда все работники выполняют надомную работу, но фирма имеет договор об аренде офисного помещения с одним рабочим местом, проводиться ли данная процедура спецоценивания?

Да, такая процедура в данной ситуации необходима. То, что офис является арендованным, никак не сказывается на аттестации самого рабочего места, которое должно оцениваться по общим правилам.

Скажите, по какому адресу фирмы проводится спецоценка на класс условий труда - физическому или юридическому?

Данная процедура специального оценивания трудовых условий рабочих мест должна проводиться на тех местах, где ведется сама трудовая деятельность работника. Перед процедурой обязательно утверждается специальной комиссией список всех рабочих мест, подлежащих оцениванию. То есть в ситуации, когда фирма зарегистрирована по одному адресу, а рабочие трудятся по-другому, то данная процедура проводится только там, где зафиксировано фактическое место сотрудников - письмо №15-1/В-724 Минтруда от 23.06.2014 г.

Следующая ситуация: фирма провела аттестационные мероприятия спецоценивания рабочих мест по всем правилам, но сменила свое местонахождения. Проводить ли в этом случае повторную спецоценку?

В этом случае еще будут действительны результаты первой аттестации в течение 5 лет с момента завершения соответствующей процедуры. Но есть и случаи-исключения, описанные в ФЗ №426 (статья №17).

В каких же случаях может проводиться внеплановое спецоценивание трудовых условий на рабочих местах?

Примером может служить ситуация, когда вводятся в эксплуатацию вновь организованные рабочие места. Или изменяются основные условия технологического процесса, происходит замена оборудования, что сказывается на уровне воздействия опасных (или вредных) производственных факторов на рабочих. Когда новые места для работы со сменой местонахождения не создавались, и у работодателя нет каких-то других оснований из выше названных, то смена адреса поводом для проведения повторной спецпроверки не будет.

Если в фирме работает несколько менеджеров, выполняющих одинаковую работу, то проводиться ли процедура спецоценки для отдельно взятого рабочего места?

В этом случае нужно уточнить информацию об аналогичных местах для работы данных сотрудников - ФЗ, закон №426, статьи №9 и №16 (пункт 1). В случае подтверждения этого факта специальная оценка проводится в отношении 20% от общего числа рабочих мест - не меньше 2. После чего аттестационные результаты применяются ко всем аналогичным местам для работы.