Школы своего дела выстроил план индивидуального развития. План персонального развития

Развитие личности: больше чем само мотивация и позитивное мышление.
Развитие личности происходит, когда вы окончательно решили изменить свою жизнь к лучшему. Но весь процесс может складываться не только из позитивного опыта или официальных семинаров. Даже негативный опыт может помочь человеку найти правильное направление в жизни.
Большинство тренеров личного развития пытаются сосредоточить наше внимание на само мотивации и позитивном мышлении, как двух самых важных составляющих, которые обеспечивают успех в личном развитии. Да, в чём-то они правы, но целостный подход к саморазвитию выходит далеко за рамки этих двух факторов. Дальше вы узнаете о то, что вам ещё необходимо на вашем пути личностного развития.

Личное развитие план.
Сначала вам необходимо обзавестись системой для достижения ваших целей в области развития. Нет никакого смысла говорить о том, как сильно вы желаете достичь самосознания или развития своей личности. Вам необходимо принять систему и видеть яркий образ. Как вы знаете, развитие личности охватывает самые разные сферы интересов, и вы легко можете заблудиться, если у вас нет плана. Вам нужно занести на бумагу всё, что вы намерены сделать со своей жизнью и где вы хотите быть после прохождения программы, которую вы запланировали.
Всегда помните, что, только имея определённый план действий, вы сможете определить, стали ли вы лучше или улучшились ли обстоятельства вашей жизни. Если всё будет сделано правильно, ваш план будет служить в качестве основы, благодаря которому вы сможете измерить ваш прогресс.

Решительный шаг.
У вас может быть достаточная мотивация или позитивные мысли, но если вы не начнёте действовать сегодня, ваше личное развитие никогда не станет реальностью. Помните, улучшение личности не приходит в одночасье, время играет существенную роль. Так начните действовать прямо сейчас, иначе вы можете потерять шанс улучшить себя. Пойдите на риск. Жизнь должна быть приключением, поэтому, если вы не выйдете из своей зоны комфорта, вы так и останетесь гнить в текущей ситуации.

Будьте открыты к изменениям.

Оперативным словом в личном развития является слово «изменения». Если вы не можете управлять изменениями, вы не сможете улучшить себя. Но, можно утверждать, что изменения будут происходить, даже если вы этого не приветствуете. Предпочли бы вы измениться под влиянием факторов, которые вы не контролируете? Очевидно то, что лучше быть готовым к изменениям внешним или лично руководить изменениями в вашей жизни. Так вы будет знать, какие действия необходимо принимать.

Сядьте на плечи гигантам.
Если вы желаете ускорить своё личное развитие, вам необходимо учиться у людей, которые были на вашем месте прежде вас. Вам действительно нет необходимости заново изобретать колесо, все, что вам нужно делать, это изучить опыт других людей, особенно тех, которые достигли успеха в своём стремлении стать лучше. В целях экономии вашего времени и усилий, вы всегда можете нанять тренеров или наставников личного развития. Вы можете также прочесть книгу или послушать аудиокниги о саморазвитии.

Нести ответственность за ваше личное развитие.
Вы то, чем вы позволяете себе быть. Иными словами, те вещи, которые определяют вас сегодня, случились потому, что вы позволили им произойти. Если вы были ленивы или равнодушны все эти годы, вам некого винить, кроме себя, за то, где вы сейчас находитесь. Даже ваша окружающая среда не может быть привлечена к ответственности за то, кто вы есть сейчас. В ваших руках есть ключ к вашему развитию, и только вы можете использовать его. Так, проявление инициативы по саморазвитию должна исходить от вас, а за весь результат, который вы получите от индивидуальной программы развития, ответственны только вы.


Как начать личную программу развития?

Начало программы личного может быть достигнуто путём повышения информированности о вашей текущей жизненной ситуации. Чёткое понимание своей отправной точки имеет большое значение для создания успешного плана личностного роста.
Хотя личный энтузиазм к развитию может включать общее стремление для большего роста и общее понимание тех областей жизни, где личное развитие должно произойти, прилежный процесс повышения информированности и жизненного планирования должен включать самооценку в каждом из аспектов повседневной жизни.

Самооценка для осведомлённости о жизни.

Итак, как мы уже выяснили, нам необходимо составить уровень самооценки в каждой из областей жизни. В этом нам могут помочь психологические тесты.
Помимо этого будет полезно составить список отводимых ролей и ответственности для каждой из сфер жизни.
Ограничьте список десятью или двенадцатью пунктами, которые являются наиболее важными и потребляют большую часть времени и энергии.
Не забывайте о тех сферах жизни, которые не важны в настоящее время, но желательны в будущем.
Далее, необходимо к каждой сфере дать оценку удовлетворённости. Используйте оценку от одного до десяти баллов. Где десять баллов – удовлетворены полностью, и один бал – совершенно не удовлетворены.
Если вы будете честны с собой при выполнении этих испытаний, вы сможете разработать достаточно точный и подробный взгляд на жизнь с тем, чтобы приступить к эффективному планированию жизни.

Идеальный план жизни.

Жизненный план должен включать видение будущего – жизненную цель, которую планируется достичь.
Ваше видение жизненной цели является комбинацией всей «совершенной десятки» сценариев для каждой из десяти сфер жизни, с которыми вы производили оценку осознания, удовлетворённости, отводимой роли и ответственности.
При установке жизненной цели важно, чтобы вы могли представить себе результат. Поэтому, при создании цели для каждой из сфер жизни вы должны с достаточной детализацией и точностью увидеть себя там не прилагая особых усилий. Например, цель вашей профессиональной жизни может включать в себя такие фразы, как: уважение, признание, приносящая радость, хорошо оплачиваемая, имеющая идеальный баланс между работой и семейной жизнью.

Планирование целей в личном развитии.

Исследования показывают, что лучшими целями являются сложные, но достижимые цели. Было обнаружено, что слишком лёгкие цели не мотивируют, с другой стороны, цели, которые кажутся слишком трудными, также не мотивируют, поскольку уменьшаются шансы на успех. Лучшие цели – те цели, которые сложны, но достижимы, а также, обеспечивают наибольшее удовлетворение при достижении.
Если ваша текущая оценка удовлетворённости жизненной сферы низка, и имеет оценку от трёх до четырёх, из десяти возможных, вполне возможно, что ваше видение идеальной жизни в этой сфере может быть слишком далёким от достижения. Что может показаться невозможным и привести к де-мотивации.
В этом случае не следует прыгать выше себя, а желательно разработать набор жизненных целей, который отражают скромный личный рост и уровень роста, который можно представить и реализовать.

Начало программы личного развития.
Начало планирования личного роста осуществляется с помощью осведомлённости о жизни путём детальной самооценки. После этого вы сможете сформулировать идеи для вашего плана, который будет служить в качестве вашей общей цели жизни.


Поставьте перед собой ясные цели

Личный план развития лидерских качеств должен быть конкретным и реалистичным. Он должен мобилизовать все ваши способности и требовать от вас полной отдачи. Предлагаем несколько основных правил, выведенных из практики, которые помогут вам в разработке такого плана.

Поставьте перед собой ясные цели . Люди иногда терпят неудачу из-за того, что слабо представляют себе цели, к которым стремятся. Постарайтесь мысленно представить себе конечный результат, которого вы хотите достичь, и запишите его как можно подробнее.

Ставьте перед собой реальные сроки . Помните: те привычки, которые формировались у вас на протяжении всей жизни, невозможно поменять за один-два дня. Необходима упорная и систематическая работа по изменению собственных мыслительных схем и стереотипов поведения. «Дорогу осилит идущий» , - говорили древние мудрецы. Будьте готовы к упорной работе . Ваш сегодняшний образ действий является результатом многолетнего научения, поэтому новая модель поведения будет довольно медленно сменять старую. Изменения требуют постоянного внимания и реалистичных сроков выполнения.

Определите, по каким признакам вы будете судить о своих успехах

Определите, по каким признакам вы будете судить о своих успехах. Разработайте систему промежуточных целей . Таким путем вы можете контролировать свое продвижение вперед и придавать новые импульсы личному плану. Совершенствование лидерских качеств происходит непрерывно. Как только одна цель будет достигнута, нужно ставить новые области приложения сил . Непрерывный подъем на позиции лидерства часто сопряжен с тяжелым трудом и постоянным самосовершенствованием.

Будьте довольны скромным прогрессом, особенно на первых порах
. Часто говорят, что большой дуб вырастает из маленького желудя . Импульсивный человек, надеющийся изменить себя в мгновение ока, редко достигает успеха. Успех подпитывает успех. Прочный, но скромный прогресс закрепляется и становится чертой отношения данного человека к работе.

список ключевых целей, важных для развития лидерских навыков на начальном этапе

Чтобы облегчить задачу составления плана, предлагаем вам выполнить следующее упражнение.
Ниже приводится список ключевых целей, важных для развития лидерских навыков на начальном этапе. Выберите из приведенного ниже списка не менее трех целей для включения в свою программу самостоятельного развития лидерства. Дополните их своими личными целями, важными для вас.

1. В течение года пройти по меньшей мере два обучающих курса или тренинга по саморазвитию. Например, эффективному деловому общению, лидерству, ораторскому искусству, навыкам управления личным временем, принятия решений и т.д.

2. Побеседовать - официально или неофициально - с признанными и пользующимися вашим уважением лидерами, чтобы выслушать их идеи относительно лидерства и понять, как они пришли к ним. Внимание! Из этих лидеров не более половины должны работать в вашей отрасли или профессии!

3. Расспросить своих знакомых или коллег по службе, что они больше всего ценят в поведении лидеров и что меньше всего. Записать и проанализировать их ответы.

4. Прочесть в течение года минимум одну книгу по вопросам лидерства и разработать не менее пяти практических шагов на ее основе.

5. Ответить на следующие вопросы:

а) Каковы мои цели с точки зрения карьеры?
б) Какой жизненной цели они служат?
в) Какое значение я придаю достижению этих целей?
г) Когда они будут достигнуты? Какова моя программа действий?
д) На каком этапе я нахожусь сейчас? Куда я буду двигаться дальше?
е) Как я могу улучшить эффективность своей работы?
ж) Кого можно отнести к самым ценным моим советчикам и критикам?

6. Получить точную информацию о том, как оценивает организация, в которой вы работаете, ваш потенциал. Выяснить, как ваше начальство и коллеги по службе оценивают ваши лидерские качества. (Внимание: вам может потребоваться немного смелости, чтобы заговорить с начальником на эту тему!)

7. Если ваша теперешняя работа не дает вам возможности развития лидерских качеств или она не использует все ваши способности, выберите другую область, в которой вы сможете пополнить свой послужной список лидерства. Изменение ситуации стимулирует вас и заставит напрячься.

8. «Знание - сила». Выберите одну длительную программу обучения (не менее четырех недель), которая углубит и расширит ваши знания в конкретной области - управлении финансами, маркетингом, кадрами и т.д. - и лидерстве в целом. Разработайте план, как убедить свою компанию, что ваше обучение на этих курсах отвечает ее интересам.

Какие цели вы выбрали?

Установили ли вы даты, когда нужно будет оценить достигнутые успехи?

пример плана личного развития

Программа личного развития – построение осведомлённости.
Взгляните на следующий план личного развития на девятнадцать недель, а затем измените его в соответствии с вашими личными интересами.
Доказанный фактор успеха успешных людей включает наличие плана личного развития и прикрепление к нему. Следующий пример плана личного развития поможет вам сформировать структуру и шаблон для создания личного плана совершенствования. Сосредотачивайте внимание на одном аспекте личностного роста каждую неделю из девятнадцати недель, это поможет вам приобрести преимущества кумулятивного роста.
Развитие личности начинается с повышения осведомлённости.
Самосознание является основным компонентом личностного роста. Первая половина этого плана посвящена укреплению самосознания. Вторая половина расширяет личностный рост на внешний мир.

Неделя первая – личный план развития должен быть начат с честного и отстранённого взгляда на жизнь. Какие сферы жизни работают хорошо? Какие направления заслуживают улучшения? Основываясь на текущей реальности, разработайте видение жизни.

Неделя вторая – Откройте для себя и уточните цель жизни на этой неделе. Каждый человек имеет цели в жизни, набор моделей поведения и качеств, находит смысл и цель жизни. Поразмыслите над этим в течение недели и запишите личное понимание жизненной цели под заголовком «Моя жизненная цель».

Неделя третья – на этой неделе энтузиазм личностного роста должен быть сосредоточен на личных достоинствах и страстях. Какие занятия вам всегда приятны, легки и дают отличные результаты? Составьте список под заголовком: «Личные сильные стороны и страсти».

Неделя четвёртая – научитесь медитировать. Возьмите урок, прочтите книгу или узнайте о медитации в интернете. Кстати, на нашем сайте вы найдёте информации и о медитации.

Второй месяц плана личного развития.
Первый месяц личного развития завершён, пора перейти к ещё большему самосознанию. Будьте открыты интуиции и новому пониманию, воздержитесь от суждений о прошлом.

Неделя пятая – научитесь искусству жизни в настоящий момент. Жизнь представляет собой серию настоящих моментов, прожитых и потерянных.

Неделя шестая – на этой неделе практикуйте самосознание поведения и личных качеств. На этой неделе следите за качествами или характеристиками, которые были продемонстрированным в ходе повседневной деятельности. Соответствуют ли они личному видению развития первой недели?

Неделя седьмая – Сосредоточьте внимание на основных убеждениях и ценностях. Начиная с фразы «Я верю, что», определите все глубоко укоренившиеся убеждения. Повторите эти действия с «Это мои основные ценности».

Неделя восьмая – в эту неделю вы должны встать лицом перед своими страхами и преодолеть их ограничения. Личностный рост часто связан с уходом из личной зоны комфорта. Признайте опасения, которые ограничивают ваш рост и примите решение продвигаться вперёд с мужеством.

Продолжение личного роста, месяц третий.
В этом месяце введём некоторые инструменты развития личности.

Неделя девятая – посвятите эту неделю только позитивным вещам. Воздержитесь от всех форм негативных проявлений, в том числе негативного разговора, унизительных шуток и сплетен, критики, нытья и жалоб. Признайте наличие негативных проявлений, а затем ищите возможности для улучшения.

Неделя десятая – Учитесь эффективной установке целей, следуя видению и плану личного развития. Исследуйте SMART – процесс и примените его к этому плану.

Неделя одиннадцатая – Будьте благодарны и признательны в эту неделю. Выразите благодарность и признательность за жизнь и все блага, которые у вас есть.

Неделя двенадцатая – Эту неделю посвятите заботе о себе. Примите решение заботиться о своём физическом и психическом здоровье на ежедневной основе. Сделайте определённые обязательства и поставьте цели.

Личной план развития, сдвиг во внешний мир.
Пришло время сместить фокус с внутренней работы во внешний мир.

Неделя тринадцатая – повышение самосознание использования рабочего времени, начиная с ведения журнала времени и деятельности. Кратко запишите все виды деятельности, ведя учёт для освобождения времени. В конце каждого дня определите, сколько времени вы провели, поддерживая план личного развития.

Неделя четырнадцатая – Станьте щедрым слушателем. Слушайте внимательно, чтобы понимать, сказанные слова и основные эмоции. Учитесь слушать, мысленно повторяя слова, сказанные собеседником.

Улучшение отношений и другое.
В этом месяце вводятся такие аспекты личного развития, которые могут показаться сложными. Будьте мужественны и наблюдайте дальнейший рост.

Неделя пятнадцатая – сосредоточьте внимание на улучшении отношений. Наибольшее удовлетворение в жизни приходит из отношений. Задумайтесь о сильных и слабых сторонах всех отношений, которые у вас есть.

Неделя шестнадцатая – Практикуйте щедрость. Будьте щедрым дарителем. Быть щедрым к другим людям лёгкий способ стать счастливее.

Неделя семнадцатая – Установите личные границы. Важно не только определять личные границы, но и научиться говорить о них другим.

Неделя восемнадцатая – это неделя прощения и извинений. Пора сделать давно назревшие извинения за поведение, которое было оскорбительно для других. Это также неделя прощения, простите себя и других людей.

Неделя девятнадцатая – подумайте о нескольких последних месяцах личного роста. Заметьте, в чём вы продвинулись хорошо, а в чём рост был довольно медленным. Создайте свой собственный план личного развития на ближайшие четыре месяца, изменив этот пример плана.

Эффективный план личного развития.
План личного развития служит основой для личного развития, которое является доказанным фактором успеха успешных людей: наличие концепции, плана и реализации плана. Измените под себя пример данного плана для ещё большей эффективности.

План Идеальное будущее

Бонус «Идеальное будущее»

Возьмите ручку и лист бумаги. Представьте свое идеальное будущее. Есть несколько характеристик качественной жизни.

Во-первых, доход. Напишите, откуда будут приходить деньги. Думайте о двух категориях: пассивные и активные доходы. Пассивные потоки денег – это созданный капитал, авторские гонорары, доход с бизнеса, который работает без вас, инвестиции. Активные доходы появляются при вашем непосредственном участии. Это собственная работа в бизнесе, работа над проектами, гранты – в идеале что-то, чем вы любите заниматься.

Во-вторых, эмоции. Они соль жизни, мощный двигатель. Запишите, какие эмоции вы будете испытывать в идеальной жизни. Это удовлетворение от самореализации, радость от наступления нового дня, гармония с миром, бодрость от занятий спортом, радость от общения с ребенком – у каждого свои эмоции. Главное, чтобы они были позитивными, делали жизнь насыщенной, яркой и живой.

В-третьих, навыки и знания. Упор делайте на навыки. Знания сами по себе мало что дают, а навыки приносят конкретный результат. Речь идет в большей степени о деловых навыках.
Перечислите их. У каждого свои навыки: умение влиять на людей, выступать публично, продавать, создавать успешный бизнес и так далее.

В-четвертых, радость. Есть три типа удовлетворения: от потребления, от происходящих событий, от достижения цели. Есть и четвертый тип – от того, что приносит радость другим. Запишите, что в идеальной жизни будет доставлять вам радость.

В-пятых, среда обитания. Напишите, где вы живете: в столице или провинциальном городке, возле моря, в горах, в лесу, недалеко от озера. Может быть, летом вы обитаете в одном месте, а зимой – в другом. Опишите, что есть в доме, что вы видите из окна, какая в доме мебель, сколько в нем комнат, как выглядят спальня, гостиная, кухня. Подумайте, какая у вас машина, куда вы съездите на выходных, где проведете отпуск. Опишите все до мелочей.

В-шестых, отношения. Какие они с родителями, детьми, с любимым человеком, с друзьями. Какими вы видите их в идеальной жизни?

В-седьмых, здоровье и спортивные достижения. Каждый человек хочет быть здоровым и хорошо выглядеть. Напишите обо всем этом. Какими видами спорта вы занимаетесь, как часто, каких результатов добились в идеальной жизни.

В-восьмых, время. На что вы его тратите? Если есть все, но нет времени, нет ничего. Время, деньги, мобильность – три составляющие успешности. Время – ценный ресурс. Напишите, как проходит ваш идеальный день, на что вы тратите время.

В-девятых, ценности. Что вы несете миру, что оставите после себя? Запишите это.

Каждый день просматривайте описание своего идеального будущего. Это станет вашим источником энергии, который поможет двигаться вперед. Люди нередко считают, что если заработать много денег или работать круглосуточно, все будет. Это не так. Нужно все делать параллельно.
Каждый день, что-то делая, вы должны задавать вопрос: приближает ли меня это к идеальной жизни?

Составление личного жизненного плана для саморазвития на примере.

Зачем составлять план

Смысл составления плана на год – прожить год счастливее, чем без плана. План должен вести нас по пути счастливой жизни. Поддержать наш рост над собой. Расширить наши возможности и вырастить представление о себе.

План на год – структурирует наше развитие и слегка подталкивает в спину, когда мы останавливаемся. В нём должны быть цели, достижение которых для нас значимо. Сверхценно быть эффективным, план на год служит этой задаче.

А «держать цели в голове» – это рогатка, плавно переходящая в пульт от телика.

Я планирую цели уже 5 лет. Чтобы убедить вас в пользе составления плана и не засорить статью, мне сложно привести не сотни, а всего один сильный аргумент. Слышал, все хотят «путешествовать и лежать под пальмой». Без работы – это скучная сказка. Так что я тружусь и живу в пальмовых странах 260 дней в году.

План должен расширить нашу свободу , а не зажать нас в рамки старых и навязанных целей. Если наша жизнь скована: обязанность зарабатывать на жизнь или работать над чужими целями, то будет дальновиднее составить план чтобы изменить свою жизнь.

Основные принципы планирования жизни

На первом этапе – составляем черновой список целей. Удобно с декабря приняться собирать цели, присматриваться к ним. Можно проверить их на соответствие себе, если это вокал – пойти на пробное занятие.

Но ещё до начала составления плана, полезно принять принципы, чтобы движение по плану было в радость:

Источники целей

Главный источник целей на год – наш персональный смысл жизни . Если мы его составили – на будущее нам будет намного легче: определить что для нас ценно в году, а что отбросить. Или будем исходить из идеи – чего мы хотим достичь через 5 лет. Привожу сокращённые примеры.

Мой черновой вариант персонально смысла жизни : разобраться «Кто я?» и где нахожусь.
Цели на год: читать книги по психологии , философии, религии. Расширять «Я» – непривычное поведение, роли, привычки, представление о себе, путешествия.


Итоги планирования года

Мы не знаем, что случится через год. Мы можем ошибаться по поводу своих желаний. Пример – запланировали переезд в центр города, но уехали заграницу. План не выполнился – просто мы изменились.

На Новый Год мы составляем план. Если он будет реализован, мы будем в восторге. А не выполненный план останется в нашей голове – неприятным грузом. Поэтому хитрим.

План на начало года – принимаем за 100%. Те 25% свободного места – заполняем новыми целями. Считаем всё исходя из первоначального плана, а дополнительные цели – как перевыполнение плана.

План необходим, чтобы мы себя чувствовали лучше, чтобы он нас наполнял волей двигаться вперёд, а не тормозил. В жизни произойдёт на порядок больше, чем записано в плане. Не запланированные встречи с друзьями, душевные посиделки, какие-то радостные моменты. Но они не будут учтены в плане. Помните, что движение по плану – это часть жизни, а не вся жизнь.

Значимо не правильно составить план, а значимо само планирование жизни.

Каждый работодатель заинтересован в развитии сотрудника, особенно если лицо работает на руководящей должности. Повышение квалификации работника увеличивает общую эффективность предприятия. Совершенствованию сотрудника способствует составление индивидуального плана развития (ИПР).

Что представляет собой индивидуальный план развития

План развития – это совокупность обучающих мер, способствующих улучшению компетенции, профессиональному росту. Индивидуальный он потому, что составляется в соответствии с особенностями работы конкретного сотрудника.

При разработке плана нужно учитывать потребности специалиста, а также потребности фирмы. По этой причине индивидуальный план развития выгоден как фирме, так и специалисту.

Исполнение плана сотрудником можно поощрять материально. В индивидуальном плане развития указываются стратегии развития, приводятся рекомендации. В плане может быть указан перечень книг, которые нужно прочитать, ряд семинаров и лекций, положенных для прослушивания.

Цели составления плана

Индивидуальный план развития составляется со следующими целями:

  • Увеличение лояльности штата.
  • Повышение профессиональной квалификации.
  • Повышение конкурентоспособности товаров, которые выпускает предприятие.
  • Увеличение эффективности труда.
  • Планомерное развитие специалиста.
  • Координация трудовых целей.
  • Повышение эффективности контроля.
  • Превращение гипотетических целей в действия.
  • Упрощение анализа сильных и слабых сторон специалиста.
  • Своевременная подготовка к модернизации предприятия.
  • Обеспечение самоорганизации.
  • Расстановка приоритетов.

Без плана сотрудник также может развиваться, но это будет хаотичным. Кроме того, работодатель не сможет отслеживать результаты развития.

Кто создает индивидуальный план развития и для кого

Для кого формируется план развития? Однозначно дать ответ на этот вопрос нельзя. Компания может выбрать одну из следующих стратегий:

  • Индивидуальный план развития разрабатывается для каждого работника. Данная модель базируется на том, что каждый сотрудник, вне зависимости от своей должности, может повысить эффективность фирмы.
  • План оформляется только для сотрудников, претендующих на высокие должности. Модель основана на том, что разработка индивидуального плана – процесс сложный и дорогостоящий. Поэтому лучше разрабатывать план только для лиц с высоким потенциалом.
  • План оформляется только для руководящего состава. Модель базируется на мнении, что эффективность компании определяется эффективностью действий руководства.

Выбор модели зависит от того, какие именно сотрудники способствуют повышению продуктивности работы фирмы. Развитие этих специалистов позволит с минимальными затратами увеличить эффективность. Именно в этих сотрудников имеет смысл вкладывать наибольшее количество сил.

Формированием плана должен заниматься руководитель совместно с сотрудником. Однако для качественного составления плана руководитель должен обладать всеми соответствующими знаниями. Не у каждого управленца есть эти знания. Поэтому в помощь себе следует привлечь профессионального коуча.

Этапы разработки плана развития

Рассмотрим основные шаги по разработке индивидуального плана развития:

  1. Подготовка. Разрабатываются рекомендации по развитию, а затем они изучаются сотрудником. Работник формирует приоритеты развития лица. Заказывается консультация по составлению плана, если она требуется.
  2. Составление плана. Составляется таблица, в которой указываются приоритеты, развивающие мероприятия.
  3. Согласование плана. Сформированный план нужно согласовать с руководителем. Если нужно, вносятся коррективы.
  4. Утверждение плана. Утверждением плана также занимается руководитель.

Составленный план развития анализируется на предмет соответствия критериям:

  • Наличие логики, разумная последовательность. Предполагается, что сначала сотрудник будет решать простые задачи, а только потом сложные.
  • Соответствие основной цели. В плане указывается навык, который должен развить сотрудник. Поставленные задачи должны способствовать формированию этого навыка.
  • Установление сроков. Развивающие мероприятия должны исполняться в определенный срок. Это облегчит контроль их выполнения.

Важно, чтобы план был реалистичным. То есть сотрудник должен успеть исполнить все развивающие задачи. По этой причине нужно учитывать его стандартную трудовую нагрузку.

Элементы, составляющие план развития

Структура индивидуального плана развития зависит от потребностей фирмы и сотрудника. Как правило, план включает в себя эти элементы:

  1. Сведения о работнике. Это ФИО, должность, отдел, в котором работает сотрудник, период планирования.
  2. Задачи. Нужно перечислить актуальные профессиональные задачи.
  3. Рекомендации. Нужно перечислить рекомендации по развитию профессиональных компетенций.
  4. Цели. Нужно перечислить цели исполнения тех или иных мероприятий, а также указать сроки достижения этих целей.
  5. Результаты исполнения плана. Прописываются результаты. В этот раздел могут быть включены комментарии.

Если требуется, план может включать в себя дополнительные пункты.

При разработке индивидуального плана развития имеет смысл руководствоваться этими рекомендациями:

  1. В год устанавливается не больше двух направлений развития. Только в этом случае можно добиться должной эффективности.
  2. Каждое направление должно включать полный комплекс мероприятий: теория, обучение под присмотром опытных специалистов, практика.
  3. Обеспечение равномерной нагрузки в течение всего года.
  4. Нельзя группировать в одном периоде один и тот же развивающий метод. Важно их правильное сочетание. К примеру, не следует давать сотруднику задание весь месяц читать книги. Теорию нужно обязательно сочетать с практикой.

Руководители должны оценить ресурсы для исполнения плана. Это материальные затраты, время.

ВАЖНО! Для того чтобы план был еще более эффективным, к его созданию имеет смысл привлекать несколько специалистов: сотрудников, представителей отделов управления персоналом, консультантов, коучей.

Пример плана развития

План развития оформляется в форме таблицы. Рассмотрим пример. Сначала нужно указать личную информацию: ФИО сотрудника, дату его рождения, должность, период, в течение которого план будет актуальным. Затем прописывается эта информация:

Задачи Формирование и введение на предприятии системы менеджмента качества
Рекомендации Сотруднику следует:
  1. Развить аналитическое мышление.
  2. Особое внимание обратить на планирование.
  3. Совершенствовать навыки управления.
  4. При постановке задач ориентироваться на анализ экономической составляющей.
  5. Развивать большую инициативность.
Цели развития Приобретение навыка распределения ответственности
Методы развития В рамках плана используются следующие методы:
  • Самостоятельное обучение (прочитать не менее 3 глав из книги «Искусство менеджмента». Составление конспекта по самым значимым моментам.
  • Тренинги и семинары. Запись и принятие участия в семинаре «Как повысить эффективность работы».
Дата создания плана 28.09.2018
Подписи (сотрудника и руководителя)

Вторая часть плана – результаты. Они включают в себя самостоятельную оценку своего развития сотрудником, оценку со стороны руководителя. Управленец также может дать определенные комментарии.

ВАЖНО! Каждая задача должна иметь свои сроки. К примеру, сотруднику нужно прочитать указанную книгу до 1 июня, посетить тренинг до 1 августа.

Описание презентации Индивидуальный план развития как инструмент управления развитием работника по слайдам

Индивидуальный план развития работника (ИПР) - документ, содержащий в себе цели и программу развития сотрудника, его профессиональных и деловых качеств. ИПР необходим для осуществления контроля и учета мероприятий по развитию каждого конкретного сотрудника в компании, например, в рамках системы оценки персонала или проекта по развитию кадрового резерва. Выполнение ИПР является показателем эффективности работы самого работника, его руководителя и системы обучения и развития персонала организации в целом.

Индивидуальный план развития помогает реализовать несколько задач. Позволяет сотруднику развиваться более целенаправленно и планомерно В ИПР определены конкретные цели по развитию с указанием сроков и этапов развития Координирует рабочие цели и цели развития В ИПР указываются конкретные профессиональные цели, в которых результируются развивающие мероприятия Предоставляет возможность контроля и самоконтроля за развитием В ИПР указываются критерии оценки достижения каждой цели развития Переводит общие и конкретные идеи по саморазвитию на уровень конкретных действий В ИПР указываются конкретные действия, которые необходимо совершить для достижения целей развития Позволяет проанализировать свои сильные и слабые стороны В ИПР указывается оценка достижения целей, а также указываются причины и факторы, повлиявшие на достижение/недостижение целей

Индивидуальный план развития выгоден сотруднику тем, что: Позволяет своевременно подготовиться к предстоящим переменам, новым проектам, новой должности Конечная цель ИПР - освоение сотрудником тех знаний и навыков, которые позволят ему решать задачи более высокого профессионального уровня. ИПР привязывает развивающие мероприятия к конечному уровню компетенций Помогает самоорганизации Имея ИПР, легче внести в свои жизненные и рабочие планы события и действия, которые помогут менеджеру достичь целей развития Помогает выделить приоритеты и расставить акценты при обучении и развитии В крупных организациях, как правило, проводится множество развивающих мероприятий, и не всегда сотрудники отдают себе отчет в том, для чего им необходимо то или иное обучение. ИПР снимает эту проблему

Этапы составления ИПР 1. Подготовительный этап Сотрудник изучает отчет по результатам оценки (если он проводился), получает и изучает рекомендации по развитию от руководителя, самостоятельно определяет приоритеты развития, при необходимости советуется с консультантом (внешним или внутренним, часто роль консультанта выполняет специалист по обучению и развитию) 2. Составление ИПР Сотрудник заполняет таблицу с приоритетами своего развития и карту развивающих действий, где четко обозначает, как и когда будет развивать необходимые навыки 3. Согласование ИПР Сотрудник согласует свой ИПР с консультантом и/или руководителем и вносит при необходимости коррективы 4. Утверждение ИПР Свой ИПР сотрудник утверждает у руководителя и представителя HR-отдела

Критерии качественного ИПР Логичность и последовательность Между развивающими действиями должна быть преемственность, методы должны применяться по принципу «от простого - к сложному» Направленность на цель развития Должно быть понятно, каким образом каждое из развивающих действий способствует развитию конкретного навыка, указанного в цели развития Определенность действий во времени Для каждого из мероприятий должен быть установлен либо конкретный срок его реализации, либо периодичность выполнения развивающих действий Реалистичность План должен учитывать производственную загрузку работника

Структура ИПР Информацию о сотруднике В этом пункте указываются такие параметры, как: ФИО; должность; подразделение; должность руководителя; период планирования Профессиональные задачи В этом пункте указываются профессиональные задачи, которые стоят перед сотрудником Рекомендации по развитию В этом пункте содержатся: рекомендации по развитию корпоративных компетенций и деловых качеств, сделанные после оценки компетенций сотрудника; рекомендации по развитию профессиональных компетенций - умений, знаний и навыков, сделанные в ходе собеседования с руководителями сотрудника Цели развития В этом пункте фиксируются конкретные цели развития с указанием: сроков достижения целей; методов развития; развивающих действий Результаты выполнения ИПР В этом пункте указывается оценка достижения сотрудником целей развития с указанием: самооценки оценки руководителя комментариев руководителя

Работа с ИПР Индивидуальный план развития составляется с учетом перспективы дальнейшего карьерного роста сотрудника внутри компании. Поэтому индивидуальный план развития в более полном его виде может стать индивидуальным планом карьеры (ИПК, карьерограммой). Для этого он должен в себе дополнительно содержать: информацию о возможных перемещениях сотрудника в рамках компании; информацию о замещаемой должности; информацию о целях работника относительно служебно-профессионального роста; другие сведения, необходимые для планирования карьеры сотрудника. ИПР составляется для сотрудника сроком не менее чем на 1 год, индивидуальный план карьеры - на 5 лет.

ИПК составляется руководителем или наставником сотрудника в ходе специальной индивидуальной беседы с ним («беседа по развитию» или «беседа по карьере»). Сотрудник должен принимать активное участие в составлении плана своего развития, говорить о своих потребностях, карьерных ожиданиях, о своих возможностях развиваться в том или ином направлении и т. д. Таким образом, в ходе такой беседы обязательно должны быть затронуты следующие вопросы: долгосрочные цели работника; краткосрочные цели работника; цели, связанные с построением деловой карьеры; ожидания от деловой карьеры в компании; возможности работника; опасения работника.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ Раздел 1 - ИНФОРМАЦИЯ О СОТРУДНИКЕ ФИО Иванов Александр Иванович Должность Начальник ХХХ по строительству связи Подразделение Дата рождения 22. 02. 1962 ФИО руководителя Петров Александр Петрович Должность руководителя ХХХХХХХХХ Период планирования Сентябрь 2010 - сентябрь 2011 Контактный телефон и e — mail 8 -916 -325 -ХХ-ХХ; ivanov @ rzd. ru

Раздел 2 - ЗАДАЧИ Ключевые рабочие задачи: В данном разделе необходимо указать приоритетные направления Вашей деятельности (как текущие, так и перспективные, ведущие к получению значимого результата 1. До сентября 2011 г. разработать и внедрить системы менеджмента качества в Дирекции. 2. 3.

Раздел 3 - РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ Рекомендации по результатам оценки: компетенции, умения, знания, навыки, рекомендованные к развитию по результатам пройденной оценки Рекомендации Вашего руководителя и других источников информации: компетенции, умения, знания, навыки Развивать системное мышление и навыки комплексного анализа информации. Уделять специальное внимание планированию и осуществлению промежуточного контроля. Развивать навыки управления проектами При принятии решений уделять большее внимание анализу экономической составляющей процесса. Проявлять большую инициативу, искать новые возможности/подходы, позволяющие оптимизировать выполнение работы

Раздел 4 - ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ Приоритетные области развития 1: В данном разделе необходимо указать приоритетный для развития навык или умение, при выборе обратите внимание на согласованность данного раздела с ключевыми рабочими задачами Управление эффективностью Цель развития 1 Формулировка цели: При формулировке цели старайтесь придерживаться алгоритма: в срок до (месяц/квартал, год) развить навык/научиться (навык/умение) До 1. 09. 2011 г. развить навыки распределения ответственности и полномочий таким образом, чтобы иметь больше времени для выявления стратегических факторов успеха в деятельности подразделений Критерии достижения цели: В данном пункте необходимо указать критерии, по которым Вы поймете, что цель достигнута - они должны быть конкретными и измеримыми По сравнению с сентябрем 2010 г. в 2 раза увеличилась долю рабочего времени, затрачиваемого на выявление стратегических факторов успеха в подразделении в деятельности подразделений. Часть полномочий передана подчиненным

Методы развития Развивающие действия Сроки Исполне ние (+; ± ; -) Самообучение - анализ прошлого опыта, самостоятельный поиск более эффективных форм работы, чтение специальной литературы Прочитать не менее 3 статей из книги Измерение результативности компании» (3 -е изд. , изд-во Альпина, 2009, серия «Классика Harvard Business Review»), выписать наиболее важные и интересные идеи, а также определить возможности их использования в своей работе Октябрь 2010 г. Тренинги и семинары - краткосрочное интенсивное обучение для развития умения/навыка (в т. ч. дистанционное обучение) Принять участие в семинаре «Управление эффективностью деятельности» По графику КУ Обратная связь - обсуждение с коллегами, подчиненными, руководителем, коучем своей работы с точки зрения развиваемого умения/навыка Не менее 3 раз запросить обратную связь у двух своих подчиненных: «Насколько четко я описываю образ желаемого будущего при постановке долгосрочных целей? Насколько эффективно я даю обратную связь при оценке деятельности своих подчиненных? Что можно было бы улучшить? » До февраля 2011 г.

Обучение на опыте других - наблюдение за человеком, у которого данное умение/навык развит высоко; совместное обсуждение с ним его опыта Развивающие проекты, стажировки - участие в проекте или временное назначение на должность, требующее более высокого уровня развития выбранного умения/навыка Развитие на рабочем месте - конкретные задания из ежедневной работы, которые способствуют развитию выбранного умения/навыка Знакомясь с ежемесячными отчетами отдела, проводить анализ измеряемых показателей: «Как они связаны со стратегическими целями дирекции и компании? Достаточны ли они? Какие еще изменения в системе управления эффективностью необходимы? » До июня 2011 г.

Приоритетные области развития 2: В данном пункте укажите приоритетный для развития навык или умение, при выборе обратите внимание на согласованность данного раздела с ключевыми рабочими задачами Управление развитием Цель развития 2 Формулировка цели: При формулировке цели старайтесь придерживаться алгоритма: в срок до (месяц/квартал, год) развить навык/научиться (навык/умение) До 1. 09. 2011 г. развить навыки планирования развития персонала и предоставления мотивирующей обратной связи таким образом, чтобы повысить стремление работников подразделения к анализу долгосрочных последствий своих решений Критерии достижений цели: В данном пункте необходимо указать критерии, по которым Вы поймете, что цель достигнута - они должны быть конкретными и измеримыми Непосредственные подчиненные составили индивидуальные планы развития и выполнили их не менее чем на 80%. По сравнению с сентябрем 2010 г. обратная связь непосредственным подчиненным предоставляется в 2 раза чаще

Методы развития Развивающие действия Сроки Исполнение (+; ± ; -) Самообучение - анализ прошлого опыта, самостоятельный поиск более эффективных форм работы, чтение специальной литературы Прочитать книгу Джона Максвелла «Наставничество 101» , выписать наиболее важные и интересные идеи, а также определить возможности их использования в своей работе Декабрь 2010 г. Тренинги и семинары - краткосрочное интенсивное обучение по выбранной для развития умения/навыка (в т. ч. дистанционное обучение) Пройти тренинг «Лучшие мировые практики в обучении и развитии сотрудников» По графику КУ Обратная связь - обсуждение с коллегами, подчиненными, руководителем, коучем своей работы с точки зрения развиваемого умения/навыка Не менее 2 раз запросить обратную связь у 2- 3 своих подчиненных: «Насколько точно я вижу сильные стороны и области развития других людей? » ; «Является ли обратная связь, которую я даю, полезной для улучшения результатов? » До апреля 2011 г.

бучение на опыте других - наблюдение за человеком, у которого данное умение/навык развит высоко; совместное обсуждение с ним его опыта Переговорить с 3- 5 руководителями своего уровня, которые могут служить примером в области развития сотрудников, что они делают для определения сильных сторон и зон развития других людей, что они делают для развития своих подчиненных. Определить, какие аналогичные действия можно предпринимать для развития нынешних подчиненных До мая 2011 г. Развивающие проекты, стажировки - участие в проекте или временное назначение на должность, требующее более высокого уровня развития выбранного умения/навыка Развитие на рабочем месте - конкретные задания из ежедневной работы, которые способствуют развитию выбранного умения/навыка По итогам совещаний не реже 1 раза в месяц проводить с отдельными подчиненными мозговые штурмы по наиболее острым и спорным вопросам для развития способности подчиненных учиться на опыте друга 1 раз в месяц

Дата заполнения: 10 сентября 2010 г. Подпись сотрудника: Подпись руководителя: Подпись консультанта по работе с ИПР: Раздел 5 - РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИПР

Раздел 5 - РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИПР Цели развития (скопируйте из плана) Самооценка (подчеркнуть) Оценка руководителя Комментарии руководителя 1. Не достигнута Частично достигнута Полностью достигнута 2. Не достигнута Частично достигнута Полностью достигнута Дата заполнения: 10 сентября 2011 г. Подпись сотрудника: Подпись руководителя: Подпись консультанта по работе с ИПР.

«Я провожу тренинги 12 лет, и вот что вам скажу: есть много других способов развивать навыки и черпать знания. Более того, в ряде случаев они даже эффективнее тренингов». Антон Краснобабцев рассказывает, как планы индивидуального развития сотрудников помогают пережить кризис.
Итак, «ПИР» во время чумы.

Об авторе

Антон Краснобабцев , бизнес‑тренер, управляющий партнёр тренинговой компании Key Solutions . Проводит тренинги с 2002 года.

Выполнил ряд проектов для компаний «Сбербанк», «Росатом», «Газпром», «ВЭБ‑лизинг», Inditex, «СИБУР», «ТМК» и многих других.

Руководил службой персонала дистрибьюторской компании, группой в тренинговой компании, работал старшим тренером.

Работать с эффективностью — недорого?

Кризис требует от компании изменений, повышения её эффективности. Теперь приходится больше и скорее продавать, качественнее обслуживать, быстрее принимать решения, эффективнее руководить... Для этого исполнителям и руководителям нужно приобретать новые навыки и улучшать те, что уже освоены.

И тут происходит столкновение с суровой реальностью: на дополнительное обучение, тем более в кризис, денег в бюджете нет. А всегда ли они нужны? Только ли дорогостоящими тренингами решается эта проблема? Мой ответ — нет.

Нетренинговое развитие

Я провожу тренинги 12 лет, и вот что вам скажу: есть много других способов развивать навыки и черпать знания. Более того, в ряде случаев они даже эффективнее тренингов. Кроме того — очень хорошо дополняют последние, увеличивая их эффективность.

Самообучение

Самый нехитрый вариант, когда нужны новые знания, — учиться самостоятельно. За считаные минуты в Интернете отыскивается материал практически на любую тему — от техники холодных звонов до ускоренного разведения орхидей. И это будут не только подробные письменные руководства, но и видео.

Наблюдение за специалистом

Если рядом есть человек, обладающий нужным навыком, то он может стать отличным наглядным пособием, причём на 100 % практическим. Посмотреть на действия коллеги в рабочей среде, получить объяснение и консультацию, попробовать сделать что‑то вместе — так профессионал, даже и без преподавательского таланта, превращается в наставника.

В компании нет эксперта? А если «напроситься» на стажировку к внешнему — возможно, даже бесплатно или за символические деньги.

Разбор работы ученика

Обладатель нужных навыков также очень полезен, чтобы оценить прогресс и задать направление дальнейшего развития. Наблюдая и раскладывая работу «ученика» по полочкам, он оказывает тому неоценимую услугу: указывает на ошибки, как их исправить и делится «фишками».

Если работу не получается наблюдать непосредственно, то для разбора можно использовать аудио‑ и видеозаписи. Иногда для получения ценной обратной связи достаточно и словесного описания: типа «я сделал так‑то — вышло вот это, тогда я сделал то‑то».

Я уверен, что любому специалисту, работающему с людьми, квалифицированная обратная связь нужна регулярно, хотя бы раз в полгода.

Особенно важна такая обратная связь после тренингов, самообучения или перенятия опыта. Очень трудно взглянуть на себя со стороны, из‑за чего часто кажется, что мы всё делаем верно, по технологии, хотя на самом деле упускаем массу неочевидных, но значимых деталей.

В активных продажах это настолько важно, что почти незаменимой стала практика «двойных визитов», или полевого сопровождения, когда вместе с торговым представителем по точкам отправляется наставник — для разбора работы новичка.

Развитие во время работы

На тренинге, при самостоятельном изучении материала, при перенятии опыта или получении обратной связи человек приобретает информацию не столько к размышлению, сколько к применению. Алгоритмы, эффективные приёмы, «фишки» — всё это нужно вводить в свою работу.

Для этого необходимо определить, какие рабочие ситуации позволят нам развивать каждое из умений и как именно.

Например, мы прочитали материал по тайм‑менеджменту и решили отработать расстановку приоритетов по матрице Эйзенхауэра .

    Будем это делать, во‑первых, в конце каждого рабочего дня, а во‑вторых, всякий раз при поступлении новой задачи.

    Как именно: составлять (дополнять) список задач, расписывать их по квадратам матрицы Эйзенхауэра, и в течение дня делать сначала задачи из первого квадрата, затем «стейки» из второго и так далее.

Развитие в процессе работы — практически единственный путь, позволяющий выработать навыки, и более эффективный в этом, чем тренинг. Удобство его в том, что для отработки навыков не нужны никакие ресурсы, кроме рабочих ситуаций.

Но что делать, если этих самых ситуаций нет? Например, как развивать навыки лидерства специалисту кадрового резерва? Ведь ему, скорее всего, пока не приходится кем‑то руководить!

«Специальные проекты»

Можно создать другие рабочие ситуации! Это задачи, выходящие за пределы обычных обязанностей, например:

    чтобы развить лидерские качества, нужно побыть для кого‑то наставником или возглавить рабочую группу проекта;

    чтобы развить навыки переговоров — выйти на встречу с новым, более сложным типом клиентов (например, с первыми лицами);

    чтобы развить навыки презентации — подготовить и провести для коллег небольшой тренинг на эту тему.

План развития

Определяем цели развития

Системный план развития начинается с целей развития, которые называют ситуации, в которых нужно повысить эффективность; задают направление улучшений; мотивируют сотрудника.

Есть два основных подхода к постановке целей развития.

    Достижение показателей эффективности, например:

    • Выполнить план продаж доп. оборудования за май на 100 %.

      Прийти к среднему размеру предоставляемых скидок, не превышающему 5 % объёма продаж за май 2015 года.

    Достижение качественных изменений в работе, например:

    • Научиться использовать индивидуальный мотивационный подход к каждому подчинённому до 1 сентября 2015 года.

У каждого подхода — свои плюсы. В случае с первым — развитие легче контролировать, а второй не даёт забыть о его сути.

Всю работу с планом развития важно «продать» сотруднику, чтобы он понимал, зачем ему всё это и почему действовать нужно именно так. Такое понимание повышает инициативность и ответственность сотрудника, избавляет его руководителя от необходимости «воспитательных бесед» и излишнего контроля.

Итак, инструменты и цели определены, теперь нужно создать план развития, который их задействует.

Составляем план мероприятий с точками контроля

Безусловно, необходимо делать это совместно с сотрудником, чтобы тот был соавтором плана, а выбранные действия — реалистичными и продуктивными с его точки зрения.

Для плана по каждой цели можно использовать бланк следующего вида.

Действия

Самообучение

Найти и изучить материалы по работе с возражениями по цене и составить конспект методов.

Перенятие опыта

Три выезда со специалистом Иваном на переговоры с клиентом. Обсуждение с Иваном итогов каждой совместной встречи.

Составить перечень основных аргументов, которые использует Иван для работы с возражениями по цене.

Развитие во время работы

Использовать самостоятельно изученные методы (из конспекта) и аргументы Ивана (из перечня) во время переговоров с клиентами.

Обратная связь

На двойном визите получить от руководителя обратную связь по моей работе с ценовыми возражениями.

(не менее 2 раз)

Отслеживаем прогресс и двигаемся дальше

Периодически, например, раз в месяц, встречайтесь с сотрудником для обсуждения прогресса, улучшения плана и постановки новых целей развития.

Такой подход приучает сотрудника к ответственности за своё развитие и даёт лучшие результаты, чем эпизодические тренинги.