Невербальное общение в работе врача. Невербальные коммуникации в медицине Вербальная и невербальная коммуникация в деятельности врача

Введение 3
Глава I. Понятие невербальных коммуникаций 6
Глава II. Типы и виды невербальных коммуникаций 9
2.1. Фонационные средства 9
2.2. Оптико-кинетические средства 12
2.3. Знако–символические средства 18
2.4. Тактильные средства 20
2.5. Пространственно–временные средства 23
Глава III. Роль невербальных коммуникаций в медицине 26
3.1. Специфика профессионального общения26
3.2. Специфика межличностной коммуникации в профессиональной деятельности медработника 28
3.3. Наличие коммуникативных барьеров 29
3.4. Феномен коммуникативного влияния 30
3.5. Существование вербального и невербального уровней передачи информации 31
Заключение 35
Библиография 37
Приложение 39

Введение

Человек ведет социальный образ жизни, поэтому его невозможно представить внеобщества. Для любого человека важно наладить контакт с собеседником. Коммуникация - это передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно - трудовой деятельности. Без сомнения, знание законов помогает людям общаться друг с другом. Но не следует забывать, что, по данным антропологов и этологов, информация, передаваемая словами,составляет лишь около 7% от общего объёма информации, получаемой человеком, тогда как на долю невербальных сигналов приходится 93%.
Актуальность данной темы курсовой основана на том, что врач должен хорошо разбираться в психологии пациента. Удовлетворенность больного лечением в большой степени зависит от того, было ли общение с врачом положительным. Пациент всегда будет искать сочувствия и уважения в глазахврача. Он хочет свободно выражать свои мысли и быть уверенным в конфиденциальности беседы. Так как жесты, положение тела и выражение лица наиболее полно отражают состояние, мысли, чувства человека, то врач должен уметь пользоваться языком телодвижений и не только читать своего пациента, но и с помощью инструментов невербального располагать к себе пациента. Например, осанка передает уверенность, направляятело к пациенту, показываем заинтересованность, играет важную роль расстояние: нельзя находиться слишком близко к больному. Многие пациенты из-за боязни или нежелания говоритьо своей болезни скрывают эмоции, но если врач умеет правильно интерпретировать выражения лица и мимику, то он сможет их распознать.
Объект работы - процесс невербального общения между людьми, в частности между медицинскимработником и пациентом.
Предмет курсовой работы - содержание, виды, основные элементы, специфика невербальных коммуникаций.
Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность невербальных коммуникаций и их значение для медицинских работников.
Исходя из цели данной курсовой работы, можно выделить следующие задачи:
1. изучить работы ученых, занимающихся исследованиями невербального общения;
2.проанализировать и объяснить значение основных элементов невербальной коммуникации;
3. раскрыть актуальность данной темы.
При написании работы в основном рассмотрены следующие труды: М.Л. Бутовская «Язык тела: природа и культура» (М., 2004), Десмонд Моррис «Библия языка телодвижений» (Пер. с англ. М., 2009) и Г. Крейдлин «Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык» (М., 2002).
М.Л. Бутовская всвоей книге впервые и наиболее полно в отечественной научной литературе дает обзор эволюционных основ невербальной коммуникации человека. В книге изложены самые современные теории эволюционной психологии и приведены материалы, полученные в последние годы отечественными и зарубежными специалистами, в том числе и лично автором книги. Значимость этого издания в первую очередь в том, что это фактическиединственная русскоязычная научнодостоверная книга, посвященная этологии человека. Каждая обсуждаемая идей подкрепляется множеством фактов, книга обильно иллюстрирована и снабжена большим списком литературных источников.
Десмонд Моррис, сочетая научный подход с ясным изложением, подробнейшим образом останавливается на каждом из многочисленных типов скрытых знаков тела,...

1

1. Болучевская, В.В., Повлюкова, А.М., Общение врача: вербальная и невербальная коммуникация (лекция). 2) [электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. научн. журнал 2011. №2 URL: http:// medpsy.ru.

В профессиях, связанных с взаимодействием «человек-человек», огромное значение имеет ориентация на другого как равноправного участника взаимодействия. Особенно важна способность к гуманистической, нравственной реакции в профессиональной деятельности медицинского работника. Поскольку объектом и одновременно субъектом взаимодействия является человек, а характер знаний - прикладной, то от медработников требуется высокая мера личной ответственности за результаты своей деятельности.

Основы психологического знания необходимы медицинским работникам в связи с тем, что они способствуют внимательному и заинтересованному отношению людей друг к другу в лечебно-профилактической деятельности, возникающему на этой основе взаимному доверию, способности к соучастию, сопереживанию, эмпатии и, следовательно, взаимопониманию. Последнее необходимо еще и потому, что медицинский работник и пациент вместе решают одну и ту же задачу - сохранения здоровья, предупреждения и лечения заболеваний, что предполагает их сотрудничество и взаимодействие, то есть активное общение.

Грамотно установленный психологический контакт с пациентом помогает точнее собрать анамнез, получить более полное и глубокое представление о пациенте. Это значительно повышает эффективность в решении поставленных задач медицинского работника. В системе межличностного общения очень важна невербальная коммуникация, которая связана с психическими состояниями человека и служит средством их выражения.

Невербальному сопровождению речи уделяется больше половины внимания. Исследования А.Мейерабиана показали, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие 55%. Ситуация, когда умение «читать» невербальное сообщение собеседника может рассматриваться как профессионально значимое качество медика и позволяет осуществлять более точную диагностику, особенно в поведении диссимуляции, при котором пациент сознательно скрывает симптомы своего заболевания. Анализ невербального поведения позволяет выделить характерные мимические реакции на боль, сдержанные жесты, статичные позы - признаки, свидетельствующие о наличии «охранительного» стиля поведения: минимальное количество движений позволяет ограничивать воздействие болевых раздражителей.

Наличие невербальных коммуникативных навыков медицинскому работнику необходимо при «языковом барьере», когда медик и пациент, говоря на разных языках, не понимают друг друга. В этой ситуации они дополняют вербальную коммуникацию невербальной с помощью жестов, мимических реакций, интонаций голоса. Развитие коммуникативных навыков требует и ситуация экспресс-диагностики, когда за небольшой промежуток времени врач должен обследовать большое количество пациентов. Подобная ситуация складывается во время стихийных бедствий и социальных катаклизмов (война, революция, массовая миграция беженцев).

Навыки невербального взаимодействия могут быть полезны и при профессиональном взаимодействии врача с маленькими детьми. Ребенок, не обладая развитыми навыками интроспекции, часто испытывает затруднения при описании характера боли, не может определить ее («колющая», «ре-жущая», «давящая», «распирающая»).

Невербальное поведение может оцениваться по следующим основным параметрам: собственно невербальное поведение (межличностная дистанция, взаимное расположение собеседников, позы, жесты, мимика и взгляд) и паралингвистические компоненты общения (вздохи, стоны, зевота, покашливание) - все звуки, которые произносит человек, но не речь, а также такие характеристики речи, как громкость голоса, ее темп и ритм, паузы.

Для того, чтобы процесс взаимоотношений пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо изучать психологические аспекты их взаимодействия. Для медицинской психологии интересны мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а также определённые ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения медицинского работника. При хорошем контакте с медицинскими работниками пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет лучший эффект, гораздо меньше побочных действий и осложнений. Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека. В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником. Умение выслушать больного человека не только помогает определить или диагностировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт.

Кроме того, необходимо учитывать и особенности (профильность) заболевания при контакте с пациентом, поскольку в распространённых в клинической медицине терапевтических отделениях находятся больные самого различного профиля. Это, например, пациенты с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, органов дыхания, почек и др. И нередко их болезненные состояния требуют длительного лечения, что оказывает влияние и на процесс взаимоотношений медработника и больного. Длительный отрыв от семьи и привычной профессиональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья вызывают у пациентов комплекс различных психогенных реакций.

Однако не только эти факторы сказываются на психологической атмосфере и состоянии пациента. В результате психогений может усложняться течение основного соматического заболевания, что, в свою очередь, ухудшает психическое состояние больных. И, кроме того, довольно часто на обследовании и лечении находятся больные с жалобами на деятельность внутренних органов, нередко даже не подозревая того, что эти соматические нарушения психогенного характера.

Таким образом, профессиональная деятельность медицинского работника неразрывно связана с общением как процессом обмена информации, восприятием и пониманием людей друг друга. Более того, в своей практике медицинские работники соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества - сферой здоровья (физического, психического, социального), прав, системой образования и здравоохранения, с профилактической работой, административными вопросами и другими. Поэтому для достижения максимальной эффективности в своей профессиональной деятельности медик должен хорошо знать закономерности и особенности процесса общения, а также причины возникновения барьеров в процессе межличностного взаимодействия.

Библиографическая ссылка

Савункина А.А., Латышев В.А. ЗНАЧЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 933-935;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9527 (дата обращения: 04.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Первый контакт с больным. "Диагностический процесс для врача начинается уже с момента появления больного: его внешнего вида, походки, особенностей речи и т.п. Однако нельзя забывать, что и больной с первых мгновений оценивает врача. Разница в том, что если врач видит каждого пациента на фоне бесконечной вереницы больных, то для больного врач - человек необычный, уникальный, которому он вверяет свое благополучие, а то и жизнь. Поэтому он пытливо и с особым пристрастием изучает врача. Создающееся у него впечатление является фундаментом будущего психотерапевтического влияния. Вспомним известное изречение: "Если больному не стало легче после первой же встречи с врачом, то это плохой врач".

Как же вести себя, чтобы выдержать этот придирчивый экзамен с честью? Пожилому врачу в этом отношении легче, на него "работают" его стаж, седина, известность, звание: больной заранее готов отнестись к нему с доверием. Молодому врачу труднее, он должен преодолеть естественное подозрение в неопытности. Но не надо падать духом. Ведь больной не может оценить нашу компетентность, особенно при кратком общении; это доступно лишь профессионалу. Больной изучает своего врача, прежде всего как человека: добр ли он, внимателен ли, участлив, спокоен или суетлив (ведь в любом деле мастера видно по его уверенности и неторопливости). Стало быть, оказать первоначальное благоприятное впечатление под силу и молодому врачу, если только он будет вести себя должным образом и помнить, что он подобен артисту на сцене: его внешность, жесты и слова постоянно, придирчиво анализируются и оцениваются больным.

Начнем с внешнего вида "по одежке встречают…". Больной, как правило, считает, что хороший врач целиком отдает себя профессии, у него нет времени и интереса следить за новинками моды; врач, по его мнению, должен быть одет скромно и просто. Кроме того, медицина всегда ассоциируется с чистотой, да и вообще можно ли представить себе неряху мастером своего дела. Вот почему врач обязательно должен быть опрятен и чистоплотен. Это касается и одежды, и прически, и рабочего места. Еще Гиппократ советовал: "Мудрость должно усматривать следующим образом: если у кого нет изысканного и тщеславного украшения, ибо из одеяния - приличного и простого, сделанного не для излишнего хвастовства, а для доброй славы - вытекает серьезность и соответствие с самим собой как в мыслях, так и "в походке. Каковы они по внешнему виду, таковы они и в действительности: не склонны к развлечениям, дельны, в собраниях людей серьезны..." Если молодой врач хочет ослабить недоверие больного к своей неопытности, он не должен потакать невинному желанию юности принарядиться. Все кричащее, бросающееся в глаза неуместно и должно остаться за стенами больницы....

Даже если вы торопитесь, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы больной почувствовал это: на часы посмотрите при подсчете пульса, незаметно сократите расспрос и обследование до самых важных в данном случае пунктов, договоритесь с больным о повторном обследовании в более удобное время. Но если ситуация по-настоящему тревожна, то надо либо передать больного коллеге, либо полностью заняться больным, отказавшись от ранее намеченных визитов, отказавшись от ранее намеченных планов. Нельзя показывать больному своей усталости или недомогания, даже если усталость - результат бессонного дежурства, когда вы спасали жизнь не одному больному. Вед и теперешний ваш пациент также хочет получить не менее полноценную помощь, чем другие". (Н.А. Магазанник Искусство общения с больными. - М., 1991)

Во-вторых (см. Табл. 2), невербальные характеристики общения (поведения) могут помочь определить акцентуацию характера пациента, составить развернутую характеристику личности.

В-третьих (см. Табл. 3), невербальные сигналы могут дать информацию о культурной среде и образе жизни, которые оказали формирующее влияние на личность пациента.

"Транскультурные проблемы - то есть те, которые возникают при столкновении различных культурно обусловленных ценностей и способов поведения - являются только одним из видов конфликтов. В сфере общения эти конфликты отражают различные концепции и проблемы, возникающие из их переплетения. Как уже отмечалось, члены разных культурных общностей усваивают типичные черты, которые влияют как на их межличностные отношения и ожидания, так и на их внешнее поведение. Точно так же человек носит повсюду с собой свое воспитание. На его основе формируются разные системы взаимоотношений и ценностные структуры, которые влияют на понимание друг друга. Но они могут также провоцировать конфликты между людьми и внутри самого человека. Другими словами, каждый человек - это крошечная, но в то же время полуоткрытая система со своими собственными традициями, связанными определенным образом с традициями его социального окружения". (Н. Пезешкиан Позитивная семейная психотерапия: Семья как психотерапевт. - М., 1993)

В-четвертых (см. Табл. 4), ориентировка в сигналах невербальной коммуникации позволяет более надежно ориентироваться в состояниях пациента, фиксировать признаки скрываемого волнения, пессимизм в отношении перспектив лечения, неверие в свои силы и проч.

"Среди выразительных движений различают непосредственные (первичные) и опосредованные (вторичные). Первичные движения связаны с рефлекторной реакцией непосредственно на физическое раздражение. Так, например, при взгляде на яркое солнце у нас обязательно сузится зрачок, и сомкнутся веки. То же произойдет с глазами, если мы станем припоминать, как в точности происходило какое-то важное событие. Во втором случае проявляются уже вторичные движения глазных мышц....

Не принимайте реакции мимики на внешние раздражители за проявление внутренних психологических состояний.

Одно и тоже мышечное движение может иметь совершенно разные истоки. Любое суждение не должно быть сделано на понимании всего лишь одной отдельно взятой детали. Вывод можно строить только исходя из целостной ситуации, анализируя манеры, способы поведения человека в их совокупности. Не учитывать это правило - самая большая опасность в практическом применении полученных знаний о невербальной стороне общения.

Первый контакт с больным (цит. по Н.А. Магазанник «Искусство общения с больным». – М., 1991). Диагностический процесс для врача начинается уже с момента появления больного: его внешнего вида, походки, особенностей речи и т.п. Однако нельзя забывать, что и больной с первых мгновений оценивает врача. Разница в том, что если врач видит каждого пациента на фоне бесконечной вереницы больных, то для больного врач – человек необычный, уникальный, которому он вверяет свое благополучие, а то и жизнь. Поэтому он пытливо и с особым пристрастием изучает врача. Создающееся у него впечатление является фундаментом будущего психотерапевтического влияния. Вспомним известное изречение: «Если больному не стало легче после первой же встречи с врачом, то он был не у врача» (В.М. Бехтерев).

Как же вести себя, чтобы выдержать этот придирчивый экзамен с честью? Пожилому врачу в этом отношении легче, на него «работают» его стаж, седина, известность, звание: больной заранее готов отнестись к нему с доверием. Молодому врачу труднее, он должен преодолеть естественное подозрение в неопытности. Но не надо падать духом. Ведь больной не может оценить нашу компетентность, особенно при кратком общении; это доступно лишь профессионалу. Больной изучает своего врача прежде всего как человека: добр ли он, внимателен ли, участлив, спокоен или суетлив (ведь в любом деле мастера видно по его уверенности и неторопливости). Стало быть, оказать первоначальное благоприятное впечатление под силу и молодому врачу, если только он будет вести себя должным образом и помнить, что он подобен артисту на сцене: его внешность, жесты и слова постоянно, придирчиво анализируются и оцениваются больным.

Начнем с внешнего вида «по одежке встречают...». Больной, как правило, считает, что хороший врач целиком отдает себя профессии, у него нет времени и интереса следить за новинками моды; врач, по его мнению, должен быть одет скромно и просто. Кроме того, медицина всегда ассоциируется с чистотой да и вообще можно ли представить себе неряху мастером своего дела. Вот почему врач обязательно должен быть опрятен и чистоплотен. Это касается и одежды, и прически, и рабочего места. Еще Гиппократ советовал: «Мудрость должно усматривать следующим образом: если у кого нет изысканного и тщеславного украшения, ибо из одеяния – приличного и простого, сделанного не для излишнего хвастовства. а для доброй славы – вытекает серьезность и соответствие с самим собой как в мыслях, так и в походке. Каковы они по внешнему виду, таковы они и в действительности: не склонны к развлечениям, дельны, в собраниях людей серьезны...» Если молодой врач хочет ослабить недоверие больного к своей неопытности, он не должен потакать невинному желанию юности принарядиться. Все кричащее, бросающееся в глаза неуместно и должно остаться за стенами больницы....


Даже если вы торопитесь, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы больной почувствовал это: на часы посмотрите при подсчете пульса, незаметно сократите расспрос и обследование до самых важных в данном случае пунктов, договоритесь с больным о повторном обследовании в более удобное время. Но если ситуация по-настоящему тревожна, то надо либо передать больного коллеге, либо полностью заняться больным, отказавшись от ранее намеченных визитов, отказавшись от ранее намеченных планов. Нельзя показывать больному своей усталости или недомогания, даже если усталость – результат бессонного дежурства, когда вы спасали жизнь не одному больному. Ведь теперешний ваш пациент также хочет получить не менее полноценную помощь, чем другие.

Во-вторых (см. материалы для дискуссии на практическом занятии), невербальные характеристики общения (поведения) могут помочь определить акцентуацию характера пациента, дать достаточно развернутую характеристику (прогноз) особенностей его поведения.

В – третьих , невербальные сигналы могут дать информацию о культурной среде и образе жизни, которые оказали формирующее влияние на личность пациента.

В-четвертых , ориентировка в сигналах невербальной коммуникации позволяет более надежно ориентироваться в состояниях пациента, фиксировать признаки скрываемого волнения, пессимизм в отношении перспектив лечения, неверие в свои силы и проч.

Среди выразительных движений различают непосредственные (первичные) и опосредованные (вторичные). Первичные движения связаны с рефлекторной реакцией непосредственно на физическое раздражение. Так, например, при взгляде на яркое солнце у нас обязательно сузится зрачок и сомкнутся веки. То же произойдет с глазами если мы станем припоминать, как в точности происходило какое-то важное событие. Во втором случае проявляются уже вторичные движения глазных мышц. ... Не принимайте реакции мимики на внешние раздражители за проявление внутренних психологических состояний.

Одно и тоже мышечное движение может иметь совершенно разные истоки. Любое суждение не должно быть сделано на понимании всего лишь одной отдельно взятой детали. Вывод можно строить только исходя из целостной ситуации, анализируя манеры, способы поведения человека в их совокупности. Не учитывать это правило – самая большая опасность в практическом применении полученных знаний о невербальной стороне общения. Не делайте выводов на основании одной детали, а рассматривайте проявления человеческого тела только в системе.

Понимание различных выразительных движений часто осложняется тем, что у большинства из нас сформировались определенные привычки, которые проявляются вместо «истинных» реакций. Например, если человек привык в кругу своих друзей сидеть закинув ногу на ногу, то он ведет себя так и в других ситуациях. Эта поза в данном случае не может служить показателем его внутреннего состояния. Не принимайте проявления, сформированные привычкой, за показатель состояния человека в данной ситуации.

Часто случается, что люди подсознательно демонстрируют движения, которые выражают состояние, обратное переживаемому ими в данный момент. То есть происходит защитная реакция в виде внешней компенсации. Так, бросающаяся в глаза агрессивность часто лишь маскирует известную беспомощность. Чем больше человек утверждает, что у него есть определенное качество, или пытается его продемонстрировать, тем меньше оно ему присуще в действительности.

Физические недостатки человека также могут осложнять понимание его те осложнять понимание его телесных проявлений. Прищуривание может быть обусловлено близорукостью, а вовсе не презрительностью; отворачивание лица при сообщении – стремлением повернуть здоровое ухо к собеседнику при ослабленном слухе, а не высокомерие. Не путать последствия физических недостатков с внешними проявлениями психических состояний.

Чрезвычайно важное значение в языке тела имеют и так называемые «мелочи», то есть малозаметные, почти невидимые проявления. Поскольку такие движения наименее поддаются контролю и сознательному подавлению, то именно они становятся самой ценной наградой внимательному наблюдателю. Например, мы беседуем с человеком, он проявляет, казалось бы, максимум заинтересованности, утвердительно кивает головой, и тут наш взгляд падает на его ноги. Хотя все тело обращено к нам, но носки ног (которые он абсолютно не контролирует), уже тихонечко повернулись к двери, – значит он на самом деле уже «вышел» из разговора с нами.

Поскольку мимика, жесты и т.д. «читаются» нами лишь подсознательно, то и выводы из них делаются тоже подсознательно.

Однако как сознательные существа мы можем и должны приобрести способность оценивать большинство жестов окружающих, прежде, чем на них отвечать. Тогда мы смогли бы не только лучше понимать людей, но сознательно пользоваться своими собственными сигналами тела, вызывая у других желаемую реакцию.

11.07.2016

Немногие придают значение тому, насколько важную роль играет невербальное общение врача и пациента. Между тем человек лишь 23% информации воспринимает на слух, остальные 77% он получает при помощи визуализации объекта.

Если эти цифры кажутся вам неубедительными, предлагаю провести небольшой эксперимент. Вспомните ваши студенческие годы и все, что с этим периодом связано. В том числе - своих преподавателей. Наверняка среди них была яркая личность, преподаватель с большой буквы, его лекции вы старались не пропускать. А вот манера излагать материал другого лектора вызывала у вас только одно желание - спать. Вспомнили? А теперь - внимание, вопрос. О чем рассказывали и тот и другой преподаватель на самой первой паре? А на последней? Дай бог, чтобы вы вспомнили хотя бы название предмета и общую суть лекций. Но вот жесты, манеру говорить, смеяться, тембр голоса и вообще весь внешний облик мы вспоминаем достаточно отчетливо.

Этот небольшой экскурс в ваше студенческое прошлое убедительно демонстрирует, насколько плохо мы помним то, что нам говорят. В то же время память долго хранит то, как нам это говорят. То есть невербальное общение более информативно, чем вербальное.

Невербальное общение («язык тела») - это коммуникационное бессловесное взаимодействие между людьми (передача информации или влияние друг на друга) посредством интонации, жестов, изменения мизансцены общения, то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого общения становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею.

Умение «читать» жесты и мимику - один из важнейших навыков врача в коммуникации не только с пациентами, но и в обычной житейской практике. К сожалению, не владеющие этим навыком люди смогут успешно трактовать невербальные методы коммуникации лишь в 50% случаев. Другими словами - угадал/не угадал. А уметь «считывать» выражение лица собеседника означает уметь правильно выстраивать с ним диалог.

На сегодняшний день опубликовано немалое количество научных работ (в основном в США и западноевропейских странах) на тему невербального поведения пациентов и умения врача разбираться в психологических аспектах эмоций пациентов и т. д. Стали уделять больше внимания этой проблеме и в нашей стране.

Нас в данном случае интересует именно практическая сторона невербального общения между врачом и пациентом. Но перед тем как перейти к ней, необходимо добавить несколько комментариев:

  • Жесты и мимика человека - физиологическая реакция на внешний раздражитель. Другими словами - если вы увидели/прочли/услышали/вспомнили что-либо, по вашему мнению, смешное, вы обязательно хотя бы на долю секунды улыбнетесь.
  • Невербальное общение можно рассматривать как некий интернациональный метод, одинаковый для всех наций, возрастов, языков и культур. Потому что люди во всех странах одинаково выражают радость, грусть, боль, отвращение, восхищение и т. п.
  • Контролировать свое невербальное поведение крайне тяжело, это требует многих лет профессиональной подготовки (например, в силовых структурах агенты годами учатся «языку тела» и контролю над своими эмоциями).

За несколько лет существования проекта «Академия Успешного Врача» часто приходится сталкиваться с тем, что врач, в распоряжении которого всего 12 минут на осмотр каждого пациента и заполнение медицинской карточки, просто не имеет возможности уделить внимание изучению ни выражения лица, ни поз, ни вариантов поведения своего пациента.

Например, больной сидит скрестив ноги и руки - так называемая «закрытая поза». Казалось бы, она привычна для многих, и мало кто из врачей обращает на нее внимание. А зря. Она служит своего рода сигналом - пациент испытывает дискомфорт. Это сигнал и для пациента, в случае если он видит перед собой доктора в такой же позе.

Бывает и так, что пациент во время беседы или осмотра время от времени сжимает плечи. Это говорит о том, что он либо чувствует себя неуверенно, либо сомневается в том, что говорит ему врач. На это, снова-таки, можно не обращать внимания, но если врач хочет достичь успеха в лечении, ему необходимо заслужить доверие больного, хотя бы с целью повышения его комплайенса к назначенной терапии. Это во многом обеспечивает достижение благоприятного результата, а значит - послужит для врача доказательством его успешности как специалиста. То есть доверие и благосклонность пациента - это почти половина успеха. В противном случае могут возникнуть и весьма неприятные ситуации. Рассмотрим их.

Во время осмотра или сбора анамнеза пациент хмурится, смотрит исподлобья, крепко сжимает кулаки, выставив при этом указательный палец, кривит губы - словом, всем своим видом показывает, что настроен на конфликт.

К сожалению, как правило, врач предпочитает делать вид, что не замечает агрессивного настроя пациента, а иногда, что еще хуже, «принимает вызов» и начинает в ответ демонстративно вести себя грубо. Конечно, ни о каком доверии между врачом и пациентом в подобных случаях нечего и говорить, ни на какой успех в лечении надеяться нечего, а следовательно - никому не придет в голову назвать такого врача успешным. И все только потому, что он не счел для себя нужным научиться правильно трактовать невербальные методы общения.

Так зачем все-таки врачу уделять такое внимание невербалике? Ответ прост - это позволит ему меньше тратить времени на разговоры при осмотре, вовремя перехватывать инициативу, преодолевать возражения, предотвращать конфликты и устанавливать долгосрочные доверительные отношения с пациентом.

Рассмотрим еще одну ситуацию. После планового осмотра грудного ребенка педиатр, давая молодым родителям разного рода предписания, обильно использует в своей речи не всегда понятные медицинские термины для обозначения даже самых обыденных вещей. Но что для медика - рутина, то для обычных мам и пап - сплошной темный лес. Родители, вместо того чтобы запоминать назначения, начинают растерянно моргать, переглядываться, морщить лоб, пытаясь понять, то ли самое они имеют в виду, что и доктор, в результате начинают задавать много вопросов. Но если бы врач вовремя обратил внимание на невербалику своих визави, он бы начал употреблять более понятные неспециалисту слова, что дало бы ему возможность сократить время приема, а это очень важно, когда твой пациент - младенец.

Несколько советов врачу, желающему научиться распознавать невербальные проявления пациента, но не имеющему времени и возможности для прохождения обучения этому навыку:

  1. Постарайтесь определить норму поведения вашего пациента. Спокоен ли он во время общения или, наоборот, чересчур активен или даже нервозен, общителен или немногословен, свойственна ли ему активная жестикуляция, или он скуп в движениях. Это станет вашей отправной точкой в дальнейшем диалоге.
  2. Во время общения с пациентом старайтесь смотреть на него, а не на документы, в компьютер и т. д. То есть проявляйте заинтересованность и внимание.
  3. При любом отклонении от нормы в поведении пациента - не утруждайте себя попыткой трактовать эти отклонения. У вас нет на это времени и, скорее всего, недостаточно опыта и специальных знаний.
  4. Заметив отклонение от нормы, задайте пациенту вопрос. К примеру: во время консультации он ведет себя спокойно, но в конце начинает говорить быстрее, больше жестикулирует. Почему он стал себя так вести? Причин может быть 1000 и одна! Лучше всего задать уточняющий вопрос: «все ли вам понятно?», «есть ли у вас вопросы?», «могу ли я быть чем-то еще вам полезен?». Уверяем вас - пациент будет благодарен вам за вашу внимательность.
  5. Помните, причин у больного на тот или иной жест или ту или иную позу может быть масса! Во время нормального, дружелюбного общения с вами он вдруг скрестил руки на груди. Какие могут быть причины? У него может заболеть живот, ему может стать внезапно холодно. Возможно, его знобит. Но возможно также, что ему что-то непонятно и т. д.
  6. Чтобы хорошо разбираться в невербалике, недостаточно просто задавать наводящие вопросы своим пациентам. Если действительно хотите понять, что скрывается за тем или иным жестом, - попробуйте скопировать его! Организм человека - удивительный механизм. Любое наше ощущение, чувство, любая наша эмоция получит свое невербальное воплощение - в жесте, гримасе или позе. Чаще всего они читаются довольно легко, потому что практически у всех одинаковые. Ведь мы вряд ли спутаем гримасу отвращения с радостным и счастливым выражением лица. Поэтому, чтобы разобраться, о чем думал ваш пациент во время последнего к вам визита, когда смотрел куда-то поверх вашей головы и нетерпеливо постукивал кончиками пальцев по столу, воспроизведите все это дома, перед зеркалом. И когда вы увидите свое лицо, поймете, что пациент не считает вас крупным специалистом в своей области, а стало быть, и к вашим предписаниям отнесется скептически.

Успешный доктор обязан уметь читать невербалику пациента, с тем чтобы адекватно и вовремя реагировать на ее изменения. Это упростит взаимоотношения с больным, позволит установить с ним доверительные отношения, сбережет время, предотвратит конфликты и напрямую будет способствовать переводу больного из разряда «пациент» в разряд «клиент».

Новые подходы в лечении нарушения терморегуляции у детей

В последние годы наметилась тенденция к увеличению количества детей с нарушением терморегуляции (термоневроз), который сопровождает другие симптомы синдрома вегетативных дисфункций (СВД) . Проблема сохраняет актуальность, так как распространенность СВД среди детей и подростков весьма значительна и варьирует от 29 до 82%....

30.12.2019 Терапія та сімейна медицина «Міфи та реальність сучасної медицини»: підходи до лікування пацієнтів у світлі новітніх рекомендацій

28 листопада за ініціативи компанії Sandoz у Києві відбувся всеукраїнський науковий телеміст «Міфи і реальність сучасної медицини». У заході, що транслювався на 23 міста України, взяли участь терапевти, сімейні лікарі, кардіологи та невропатологи. ...

30.12.2019 Терапія та сімейна медицина Група компаній «Здоров’я»: підсумки року

Група компаній «Здоров’я» понад століття зберігає стійкі позиції на фармацевтичному ринку України, а останніми роками зробила впевнений ривок уперед. В асортименті «Здоров’я» більш ніж 680 найменувань лікарських засобів, здійснюються постійні інвестиції в переоснащення та підготовку персоналу, на початок 2019 року створено понад 2980 робочих місць для фахівців фармацевтичного сектора. ...