Всероссийский открытый урок, посвященный борьбе со спидом. Всероссийский открытый урок, посвященный борьбе со спидом III. Закрепление изученного
Конспект Всероссийского открытого урока«День единых действий по информированию детей и молодёжи против ВИЧ/СПИДа
“Знание – ответственность – здоровье”»
Цель открытого урока – создание информационного поля, расширяющего представления молодежи о вирусе иммунодефицита человека и последствиях, которые несет распространение ВИЧ для социального развития страны.
Задачи урока:
привлечь внимание к проблеме распространения ВИЧ и СПИДа;
донести до каждого участника достоверную и полную информацию об инфекции;
узнать методы защиты себя и близких;
познакомиться с методами своевременной диагностики;
помочь выстроить личную стратегию предотвращения заражения ВИЧ.
Структура урока.
1. Введение в тему урока. Актуализация.
Здравствуйте, ребята.
На протяжении всей своей истории человечество сталкивается с разными вызовами, грозящими в изменить естественный ход жизни, оборвать эволюционный путь развития. В числе таких угроз вирус иммунодефицита, т.е. ВИЧ, незаметно разрушающий здоровье человека, уничтожающий будущее государства и сеющий страх в сердцах молодых людей.
Несмотря на предпринимаемые меры, ВИЧ-инфекция продолжает поражать широкие слои населения страны. В группе повышенного риска находится молодежь, что свидетельствует о необходимости просвещения подрастающего поколения России.
В 2016 году Фонд социально-культурных инициатив совместно с другими общественными организациями выступил с инициативой вновь привлечь внимание населения к проблеме распространения ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации.
С этой целью, с 28 ноября по 4 декабря 2016 года, при поддержке Министерства здравоохранения РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Русской православной церкви и других организаций, прошла Всероссийская акция «Стоп ВИЧ/СПИД», приуроченная к 1 декабря-Всемирному дню борьбы со СПИДом.
Выражая солидарность со всем миром, в этот день принято прикреплять красную ленточку к одежде. Красная ленточка - символ борьбы со СПИДом, ее придумал художник Фрэнк Мур в 1991 г. Он, как и многие знаменитости, ушел из жизни из-за ВИЧ (1953–2002).
Сегодня мы собрались для проведения Всероссийского открытого урока «День единых действий по информированию детей и молодёжи против ВИЧ/СПИДа “Знание – ответственность – здоровье”»
Главная задача этой акции – привлечь внимание к проблеме ВИЧ-инфекции и СПИДа, донести до каждого правильную и полную информацию об этой болезни, помочь защитить себя и своих близких.
Такое внимание к ВИЧ не случайно: сегодня этот вирус является одной из наиболее серьезных мировых угроз в области общественного здоровья.
В нашей стране сделано многое для того, чтобы остановить распространение опасного вируса.
Однако лишь усилий государства не достаточно в решении столь сложной проблемы. Необходимо объединение усилий органов власти, общественных организаций, средств массовой информации. При этом, в решении проблемы важно участие каждого гражданина. Только ответственное отношение человека к своему поведению, соблюдение простых правил, а также регулярное прохождение тестирования могут защитить от ВИЧ-инфекции и препятствовать ее дальнейшему распространению.
Мы должны действовать вместе – именно это и является девизом Всероссийской акции «Стоп ВИЧ/СПИД».
Важно помнить, что сегодня ВИЧ – это не приговор. Своевременная диагностика и лечение позволяют инфицированному человеку жить нормальной жизнью, создавать семью, быть счастливым.
2. Основная часть. Знакомство с основными сведениями о ВИЧ, которые будут расширены и дополнены во время урока.
На столах у учащихся находятся рабочие листы. (1 на двоих)
Непосредственно в процессе Урока обучающимся предлагается заполнить рабочий лист, который состоит из двух граф: «что я знаю о ВИЧ» и «что я узнал о ВИЧ».
Один из вариантов проведения этой части Урока - задать обучающимся вопрос: - К какому событию приурочено проведение сегодняшнего Урока? Последуют разные ответы. Если нужного ответа не будет, то можно назвать эту дату: 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом. Каждый обучающийся заносит эту информацию в нужную графу.
Затем педагог задает ряд вопросов, на которые либо получает ответ, который записывается обучающимися в графу «что я знаю о ВИЧ», либо оставляет эти вопросы без ответа, с целью получить на них ответ после завершения просмотра видеоролика.
Вопросы, которые следует задать:
ВИЧ и СПИД – что это?
Что происходит при заражении ВИЧ?
Есть ли симптомы у ВИЧ-инфекции?
Как ВИЧ переходит в СПИД?
Как передается ВИЧ? А как не передается?
Когда впервые стало известно о ВИЧ - инфекции?
Кто может заразиться ВИЧ? Кто входит в группы риска?
Что нужно делать, чтобы не быть инфицированным ВИЧ?
Где можно получить консультацию о ВИЧ - инфекции?
Как и где провести лабораторное обследование (тестирование) на ВИЧ?
Каков инкубационный период проявления ВИЧ - инфекции?
Как продлить жизнь человеку, инфицированному ВИЧ?
Для чего нужно знать свой ВИЧ статус?
Перед началом непосредственного просмотра видеотрансляции педагог обсуждает с обучающимися, что вероятно не на все вопросы им известны верные ответы. Узнать эти сведения возможно, посмотрев видеоурок. Всю новую для себя информацию, которую обучающиеся узнают в процессе просмотра, они записывают в графу «Что я узнал о ВИЧ».
Просмотр видеотрансляции «Стоп ВИЧ/СПИД»
Видеоролик состоит из нескольких блоков, содержание каждого рассматривает разные аспекты распространения ВИЧ: с позиции научного исследования, как медицинскую проблему, социальные последствия распространения ВИЧ, методы терапии и профилактики.
В завершение Урока повторить вопросы, на которые не было получено ответов в начале, а также поинтересоваться у обучающихся, что нового они узнали, и какие сведения о ВИЧ произвели на них особое впечатление.
Спросить у обучающихся, какие конкретные действия по предотвращению распространения ВИЧ они могут предложить? Совместно выбираются наиболее интересные и возможные предложения.
Предложить обучающимся сформулировать правила здоровой жизни , для записи в индивидуальные рабочие листки.
В заключении мероприятия воспитанники и учителя фотографируются с хэштегом СТОПВИЧСПИД
С 28 ноября по 4 декабря проходит Всероссийская акция «Стоп ВИЧ/СПИД». Она приурочена к Всемирному дню борьбы со СПИДом, 1 декабря. В прошлый раз такая акция проходила в мае 2016 года.
По всей России всю неделю проходят круглые столы, конференции и другие мероприятия.
Цифры и факты
Первый случай ВИЧ-инфекции в России был официально зарегистрирован в 1987 году. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) разрушает и ослабляет функцию иммунных клеток, поэтому у инфицированных людей постепенно развивается иммунодефицит и если не начать лечение, то через 10-12 лет после заражения ВИЧ-инфекция переходит в последнюю стадию - СПИД, которая сопровождается разрушением иммунной системы и человек умирает.
Через 25 лет после первого зарегистрированного случая в нашей стране насчитывалось уже более 650 тысяч заболевших граждан. Ежегодный рост распространения ВИЧ-инфекции на 10-12% в течение нескольких последних лет привел к тому, что сегодня на территории России с вирусом ВИЧ проживает более 820 тысяч граждан.
Каждые 5 минут опасным вирусом в России заражается 1 человек.
Открытый урок
В учреждениях среднего общего, среднего профессионального и высшего образования 2 декабря прошел открытый урок на эту тему. Его также провели в военно-подготовительных и военно-учебных заведениях, в воспитательных колониях для несовершеннолетних, а также для граждан, проходящих военную службу по призыву и контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Всероссийский открытый урок «День единых действий по информированию детей и молодежи против ВИЧ/СПИДа «ЗНАНИЕ - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ЗДОРОВЬЕ» призван в доступной форме информировать молодежь о специфике ВИЧ-инфекции и СПИДа, способах передачи, методах лечения и профилактики, а также о формировании поведенческих навыков, способствующих уменьшению риска заболевания ВИЧ/СПИДом.
Урок был подготовлен студентами высших учебных заведений и специалистами в области здравоохранения России.
«Мы учитывали особенности и традиции образовательной среды, тип образовательной организации, возрастные категории, психологические и иные специфики участников урока», - прокомментировала учебный видеоролик министр образования и науки России Ольга Васильева.
Она сообщила, что фильм ориентирован на восприятие информации - «это и особенности эпидемиологии, и пути передачи и механизм инфицирования, способы профилактики, лечения, социально-гуманитарные аспекты».
«В основе сценария лежит принцип многоаспектности, который предполагает сочетание трех аспектов профилактической деятельности - образовательный аспект, социальный аспект, психологический аспект», - добавила Васильева.
«В решении проблемы важно участие каждого гражданина. Только ответственное отношение человека к своему поведению, соблюдение простых правил, а также регулярное прохождение тестирования могут защитить от ВИЧ-инфекции и препятствовать ее дальнейшему распространению. Мы должны действовать вместе - именно это и является девизом нашей акции», - отметила в своем выступлении на конференции в МГУ Вероника Скворцова.
В рамках акции также был подготовлен социальный ролик.
Не только лекции
В МГУ им. М.В. Ломоносова прошло мероприятие, посвященное актуальным вопросам распространения ВИЧ-инфекции, мастер-классы и лектории по актуальным вопросам психолого-педагогического сопровождения профилактики ВИЧ-инфекции с последующей трансляцией в сети Интернет.
Всю неделю можно бесплатно пройти экспресс-тестирование на ВИЧ с обязательным до- и послетестовым консультированием.
На здании Правительства Москвы на Новом Арбате была организована специальная иллюминация. Также был открыт арт-объект в виде граффити на стене одного из домов.
В круглосуточном режиме работает «Горячая линия МГЦ СПИД».
«День единых действий по информированию детей и молодёжи против ВИЧ/СПИДа “Знание – ответственность – здоровье”»
Распространение ВИЧ – инфекции среди населения России является одной из наиболее значимых медико-социальных проблем в нашей стране.
По официальным данным (по состоянию на 31 декабря 2015 года) в России насчитывается более 820 тысяч инфицированных ВИЧ, и ситуация продолжает ухудшаться. Об этом свидетельствуют следующие факты:
— каждые 5 минут вирусом иммунодефицита инфицируется 1 человек или 12 человек в час, что составляет около 270 человек в день;
— в 2015 году выявлено более 100 тыс. новых случаев заражения вирусом иммунодефицита человека;
— эпидемиологическая ситуация, связанная с ВИЧ-инфекцией, выходит за пределы уязвимых групп населения в общую популяцию.
В этой связи особую социальную значимость приобретают информационно- просветительские и обучающие мероприятия по профилактике распространения ВИЧ-инфекции, проводимые среди обучающейся молодежи. Что позволит вовлечь в движение за ценностное, сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих разные группы населения России: учащихся, студентов, родителей и педагогов.
Проблема распространения ВИЧ будет освещаться на II Всероссийском форуме для специалистов по профилактике и лечению ВИЧ/СПИДа, который состоится в Москве 28-29 ноября в Москве (http://o-spide.ru/forum2016/). На форуме будут обсуждаться жизненно важные вопросы:
Являются ли темпы роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией национальной угрозой России?
Какие группы населения находятся в повышенной зоне риска?
Какие меры предпринимаются для профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИДом на федеральном и региональном уровнях?
Какие цели ставятся государством по снижению темпов роста заболеваемости и какие решения реализуются для их достижения в кратко и среднесрочной перспективе?
Каков наиболее успешный опыт в предотвращении распространения данного заболевания?
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. № 2203-р утверждена Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (далее — Стратегия), которая определяет цель, задачи и основные направления государственной политики Российской Федерации по предупреждению распространения хронического заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (далее — ВИЧ-инфекция).
Ознакомиться с документом можно на официальном интернет-портале Минздрава России о профилактике ВИЧ/СПИДа. (http://o-spide.ru/upload/iblock/79b/79b33d2e300470bd0ef9d147a00d58d3.pdf)
По инициативе Фонда социально-культурных инициатив под патронатом Светланы Медведевой в России проводится комплекс мероприятий, приуроченных к важным датам борьбы со СПИДом в рамках Организации Объединенных Наций (ООН) — это Всемирный день борьбы со СПИДом (World AIDS Day) (1 декабря, согласно календарю ООН), а также Всемирный день памяти жертв СПИДа (World Remembrance Day of AIDS Victims) (третье воскресенье мая), который был инициирован общественным движением лиц, живущих с ВИЧ и СПИДом. К проведению мероприятий привлечены профильные министерства: Министерство здравоохранения, Министерство образования и науки, Министерство связи и массовых коммуникаций.
В мае 2016 года была проведена Всероссийская Акция по борьбе с ВИЧ-инфекцией (далее – Акция), которая была приурочена ко Всемирному дню памяти жертв СПИДа. Ключевым мероприятием Акции был Открытый студенческий Форум (далее – Форум), проходивший 14 мая 2016 года в формате тематических круглых столов на базе Высших учебных заведений страны.
С 28 ноября по 4 декабря 2016 года пройдет очередная Всероссийская акция «Стоп ВИЧ/СПИД», приуроченная к Всемирному Дню борьбы со СПИДом. Ключевым мероприятием акции будет трансляция 2 декабря 2016 года всероссийского открытого видеоурока «День единых действий по информированию детей и молодёжи против ВИЧ/СПИДа “Знание – ответственность – здоровье”». Главный девиз акции «Остановим СПИД вместе!».
Предполагаемый хронометраж видеоурока – около 25 минут. К созданию Урока привлечены известные медийные лица, студенты ведущих российских образовательных организаций высшего профессионального образования, которые будут представлять информацию по разным аспектам борьбы со СПИДом.
Для продуктивной результативной работы по подготовке и проведению Урока в образовательных организациях педагогическим работникам необходимо предварительно ознакомиться с актуальной информацией, касающейся различных аспектов природы, распространения вируса иммунодефицита человека, а также мер по защите и профилактике этого синдрома.
Еще несколько вопросов о ВИЧ
Возможно, что оригинальный подход к форме проведения Урока – интернет-урок, сведения, которые обучающиеся узнают из сюжета, вызовут дополнительные вопросы к педагогу.
Насколько откровенно надо рассказывать молодому поколению о ВИЧ и его профилактике?
– У современных школьников и студентов есть доступ к любой информации, однако они нуждаются в обсуждении этой информации с компетентным взрослым, к которому есть доверие. Одно из главных положений, определяющих важность таких обсуждений, – это восприятие личной угрозы, которая является необходимой предпосылкой для изменения поведения. Умение отвечать на неудобные вопросы – это и есть реальная профилактика ВИЧ — инфекции.
Что такое вирус иммунодефицита (ВИЧ)?
– Вирус иммунодефицита независимо друг от друга в 1983 году открыли ученые в лаборатории Института Пастера во Франции и Национальном институте рака в США. Ретровирус был выделен из тканей пациентов, имеющих синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). В 1986 году было принято решение о названии вируса – вирус иммунодефицита человека. За открытие вируса ученые Люк Монтанье и Франсуаза Барр-Синусси были удостоены в 2008 году Нобелевской премии в области физиологии и медицины.
Главная опасность ВИЧ, в том, что, попадая в организм человека, он полностью уничтожает пораженные клетки, отвечающие за иммунитет человека. В результате угнетается работа иммунной системы человека, и он становится беззащитным перед инфекциями, не характерными для людей с нормальным иммунным статусом, а также развитием разнообразных опухолей. Со временем в организме ВИЧ инфицированного развивается синдром приобретенного иммунного дефицита или СПИДа.
СПИД – это завершающая стадия развития ВИЧ, в случае отсутствия лечения. Информация о том, что вирус необратимо разрушает клетки иммунной системы, должна убедить в необходимости обязательного соблюдения мер профилактики или обязательном наблюдении у врача и ежедневном применении антиретровирусной терапии, в случае инфицирования ВИЧ. (Примечание: лечение и наблюдение обеспечивает до 30 лет жизни с хорошим качеством.) Понимание глобальной опасности ВИЧ — инфекции для человечества позволила Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1987 году разработать глобальную программу по СПИД, а в 1988 году Организация объединенных наций (ООН) объявила 1 декабря Всемирным днем борьбы со СПИДом.
Уже в 1989 году в 130 странах было выявлено 140 тыс. больных. С 1981 по 2015 годы в мире умерло 34 миллиона инфицированных ВИЧ. Более 37 миллионов живут с ВИЧ, при этом наибольшее количество инфицированных проживает в Южной Африке (более 25,8 миллионов человек). В Восточной Европе зафиксировано более 1,5 миллионов инфицированных, из них в Российской Федерации, по данным государственного статистического наблюдения, в период с 1985 по 2015 год зарегистрировано 824 706 случаев выявления в крови антител к вирусу иммунодефицита. За этот же период в России умерло более 200 тыс. человек.
В настоящее время более 43% инфицированных ВИЧ в мире получают антиретровирусную терапию, которая позволяет подавить вирус и существенно, до нескольких десятилетий, продлить жизнь инфицированного человека. В России в 2015 году антиретровирусную терапию получали 37,3% лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека и состоящих под диспансерным наблюдением.
Глобальные меры по профилактике ВИЧ инфекции в мире дали очень хорошие результаты:
на 35% снизилось число новых ВИЧ инфицированных;
на 24% снизился уровень смертности от СПИД.
Вместе с тем в России ситуация с ВИЧ инфекцией остается очень сложной: 22 субъекта Российской Федерации дают 50% заболевших от общего числа новых случаев ВИЧ-инфекции, что способствует сохранению напряженной эпидемиологической ситуации.
Каковы пути и источники инфицирования?
– Важно понять, что единственным источником ВИЧ — инфекции является инфицированный человек, при этом он сам может не знать о своем вирусоносительстве. Для инфицирования ВИЧ требуется прямой контакт с кровеносной системой или с мембранами клеток слизистых оболочек, то есть поврежденная кожа и слизистые оболочки являются прямым путем для попадания инфекции в организм человека.
Следует запомнить, что вирус иммунодефицита человека может быть обнаружен во всех жидкостях инфицированного организма, но в опасной концентрации — в крови, сперме, грудном молоке, поэтому именно эта особенность вируса влияет на механизмы его передачи от человека к человеку.
Исследования показали, что существует три основных пути распространения вируса иммунодефицита человека:
половой, связанный с сексуальной активностью – как гомосексуальной, так и гетеросексуальной; перинатальный (вертикальный) – от ВИЧ-инфицированной матери к младенцу во время беременности, родов или грудного вскармливания. Кто входит в группы риска? Помимо традиционного представления о группах риска, включающих наркоманов, гомосексуалистов, лиц, имеющих случайные половые связи, людей, получающих донорскую кровь и (или) ее компоненты, появились случаи гетеросексульного заражения от постоянного партнера, не имеющего вредных привычек. А значит, помимо медицинской и социальной проблемы, ВИЧ-инфицирование породило нравственную проблему доверия к близкому человеку.
Многолетние наблюдения показали, что проблема доверия как ценностной категории стала предметом изучения психологов, работающих в области профилактики ВИЧ, так как стало очевидно, что именно фактор безоговорочного доверия интимному партнеру или близкому человеку часто обуславливает риск заражения ВИЧ. Доверие к партнеру объясняет причину отказа от мер предосторожности, в частности презерватива. В результате страх продемонстрировать сомнение относительно возможного наличия ВИЧ у близкого человека способствует отказу от использования средств защиты.
Таким образом, истинное доверие, построенное на заботе о здоровье не только собственном, но и своего партнера, превращается в рискованное времяпрепровождение. Это подтверждают данные международных исследований, которые указывают, что СПИД находится в числе самых распространенных причин смерти гетеросексуальных мужчин и женщин в возрасте от 25 до 55 лет, среди инфекционных заболеваний. Есть подтверждения этих данных и в России: наибольшее количество инфицированных наблюдается в возрастных группах 30–34 года и 35–39 лет. Особую важность просветительская деятельность в отношении ВИЧ имеет в подростковой и молодежной аудитории. Научные исследования в области изучения вируса иммунодефицита человека позволили медицинскому сообществу сделать вывод, что большинство 20–30-летних больных СПИД заразились в подростковом возрасте. Объясняется это тем, что этот период характеризуется импульсивностью, неуверенностью, подверженностью групповому влиянию, выраженной потребностью в идентификации с группой, что обуславливает рискованное поведение в отношении наркотических веществ, незащищенных половых контактов. Следовательно, профилактическая работа в этой возрастной группе должна быть направлена не только на корректирование индивидуального поведения обучающихся, их самооценку и способность говорить «нет», но и на группу в целом, что позволит выстроить верный маршрут социализации, предполагающий здоровый образ жизни.
Таким образом, помимо биологической обусловленности путей распространения ВИЧ, выявляется еще один фактор, влияющий на распространение ВИЧ – форма поведенческой активности.
Именно эту цель – привлечение внимания обучающихся, их родителей, педагогических работников к проблеме распространения ВИЧ, повышению информированности о путях заражения и способах защиты, а также формированию активной позиции по профилактике ВИЧ/СПИДа в молодежной среде ставят организаторы Всероссийского интернет-урока «СТОП ВИЧ/СПИД» в рамках всероссийской акции, приуроченной к Всемирному дню борьбы со СПИДом 1 декабря 2016 года.
Очень важным аспектом подготовки к проведению открытого урока, а в дальнейшем продолжения профилактической работы, является разъяснение процедуры тестирования на ВИЧ.
Как и где провести лабораторное обследование (тестирование) на ВИЧ?
– Лабораторное обследование на ВИЧ, является неотъемлемым компонентом медицинского освидетельствования, которое включает в себя кроме лабораторного обследования предварительное и последующее консультирование. Медицинское освидетельствование выполняют при обязательном согласии пациента на основе анонимности. В России функционирует более 170 специализированных медицинских учреждений по профилактике и лечению СПИД/ВИЧ во всех крупных областных и районных центрах страны. Есть утвержденный регламент проведения медицинского освидетельствования на ВИЧ, состоящий их трех обязательных этапов:
I этап – предварительное консультирование;
II этап –лабораторное обследование;
III этап – последующее консультирование.
Предварительное и последующее консультирование является обязательным, так как обследуемый должен получить информацию о профилактике и ВИЧ-инфекции, а также комментарий по результатам полученного обследования и необходимые рекомендации. У 90–95% инфицированных антитела появляются в течение 3 мес., у 5–9% – через 6 мес. от момента заражения, у 0,5–1% – в более поздние сроки. Наиболее ранний срок, при котором были обнаружены антитела – 4 недели от момента заражения.
При подтверждении диагноза ВИЧ инфицированному предлагается встать под диспансерное наблюдение. Это очень важно, так как уже доказано, что раннее начало антиретровирусной терапии (АРВТ) приостанавливает размножение вируса и снижает вирусную нагрузку до неопределяемой, что позволяет значительно улучшить качество жизни пациента и увеличить продолжительность жизни. Ответы на некоторые вопросы
Сайт: http://www.xn--b1aela1agclef3d.xn--p1ai/ http://o-spide.ru/
Раздел «Проверь свои знания»
- ВИЧ и СПИД – что это?
ВИЧ-инфекция – это неизлечимое инфекционное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).
СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) – последняя стадия ВИЧ-инфекции, которая развивается в среднем через 10-12 лет после заражения и сопровождается разрушением иммунной системы.
- Что происходит при заражении ВИЧ?
Сразу после заражения ВИЧ большинство людей не чувствует ничего необычного. Однако затаившийся в организме вирус начинает размножаться и медленно, незаметно разрушать иммунную систему человека.
- Есть ли симптомы у ВИЧ-инфекции?
Вирус может находиться в организме несколько лет бессимптомно, прежде чем появятся симптомы заболевания. У трети заразившихся через несколько недель может проявиться состояние, похожее на ОРЗ или грипп, врачи его называют «острой ВИЧ-инфекцией». Как правило, никто не связывает это с ВИЧ-инфекцией. В этом случае у человека повышается температура, он чувствует слабость, головную боль, боль в горле. Иногда наблюдается диарея (понос) или сыпь. Такое состояние обычно длится пару недель, после чего проходит. Самое неприятное, что в этот начальный период даже тестирование на ВИЧ может давать неверный результат, потому что организм еще не выработал антитела к вирусу.
Человек может долго выглядеть и чувствовать себя абсолютно здоровым и при этом передавать вирус другим. В этом и заключается опасность ВИЧ-инфекции.
Симптомы ВИЧ-инфекции обязательно появляются у зараженного на стадии СПИДа. На фоне иммунодефицита у человека развиваются вторичные заболевания, такие как туберкулез, пневмония, опухоли и другие заболевания.
- Как ВИЧ переходит в СПИД?
ВИЧ поражает различные клетки организма, в первую очередь клетки иммунной системы (лимфоциты CD4), вызывая их гибель. Со временем лимфоциты теряют способность вырабатывать антитела и бороться с инфекциями. Иммунитет человека падает. Постепенно ВИЧ-инфекция переходит в свою последнюю стадию, и человеку ставят диагноз «СПИД».
Ослабленный организм становится подвержен заболеваниям, с которыми иммунная система здорового человека обычно справляется, при отсутствии лечения антиретровирусными препаратами. Когда сопротивляемость организма потеряна окончательно, болезни настолько обостряются, что человек умирает..
- Как передается ВИЧ?
Через кровь – чаще всего при употреблении наркотиков, но может передаваться так, же при использовании нестерильного медицинского инструментария, переливании компонентов крови, нанесении татуировок, пирсинге зараженным инструментом, использовании чужих бритвенных и маникюрных принадлежностей.
При половом контакте без презерватива. Даже единственный контакт может привести к заражению.
От матери к ребенку – во время беременности, при родах и кормлении грудным молоком.
- А как не передается?
При общепринятых формах приветствий (рукопожатиях, дружеских поцелуях, объятиях).
При пользовании общими личными вещами, предметами домашнего обихода, игрушками, постельным бельем, туалетом, ванной, душем, бассейном, столовыми приборами и посудой, питьевыми фонтанчиками, спортивным инвентарем (слюна, пот, слезы, моча не опасны для заражения, если в них нет видимой крови).
При укусах насекомых.
Воздушно-капельным путем (при кашле и чихании).
При поцелуях через слюну ВИЧ тоже не передается.
Может ли тест на ВИЧ быть отрицательным у человека заразившегося ВИЧ-инфекцией?
К сожалению, да. В первые 3 месяца после заражения ВИЧ тестирование на ВИЧ может быть отрицательным. У некоторых людей с особенностями иммунной системы этот срок может увеличиться даже до 6 месяцев. Это происходит, потому что в организме еще не выработались антитела к вирусу, которые выявляет тест. Врачи называют этот период «серонегативное окно». Поэтому не стоит бежать на обследование на следующее утро после опасного контакта, оно все равно не покажет истинный результат – придется подождать как минимум 1-3 месяца. Лучше сэкономить нервные клетки и не рисковать!
Ежедневно в мире в 2014 г. происходило 5 600 новых заражений ВИЧ-инфекцией, а за год заразилось ВИЧ 2 миллиона человек и 1,2 миллиона человек умерли от болезней, связанных со СПИДом.
В настоящее время в мире большинство больных все еще не получают лечение, а около половины даже не знают о своем диагнозе, потому что не прошли обследование на ВИЧ.
Сколько людей заразилось ВИЧ-инфекцией в мире?
По оценкам ООН число людей, живущих с ВИЧ-инфекцией, к концу 2014 г. составило 36,9 миллионов человек. За период существования ВИЧ-инфекции (с 1981 года) в мире от заболевания умерло около 34 миллионов человек – то есть почти половина из 70 миллионов, заразившихся ВИЧ. Это характеризует заболевание как самую разрушительную эпидемию в истории человечества и объясняет масштаб предпринимаемых мер.
Ежедневно в 2014 г. происходило 5 600 новых заражений ВИЧ-инфекцией, а за год заразилось ВИЧ 2 миллиона человек и 1,2 миллиона человек умерли от болезней, связанных со СПИДом.
В настоящее время в мире большинство больных все еще не получают лечение, а около половины даже не знают о своем диагнозе, потому что не прошли тестирование на ВИЧ.
А сколько больных в России?
В России эпидемия ВИЧ-инфекции началась значительно позднее, чем в Америке и Европе, и продолжает нарастать.
В Российской Федерации, по данным федерального государственного статистического наблюдения (форма № 61 Росстата), число зарегистрированных случаев выявления антител к ВИЧ на 31.12.2015 г. составило 824 706, из них 79967 — в учреждениях ФСИН России. В специализированных медицинских организациях под диспансерным наблюдением в течение 2015 г. состояли 581 716 больных, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, что составило 70,5% от числа зарегистрированных случаев.
За весь период эпидемии в стране (с 1987 по 2015 год) умерло 237 790 инфицированных ВИЧ. Конечно, сумели выявить не всех больных, поскольку не все проходят тестирование на ВИЧ, и в действительности их еще больше.
В последние годы в России количество новых случаев ВИЧ-инфекции увеличивается на 10-12% в год, растет и смертность вследствие заболевания. В 2015 году были впервые выявлены 100 220 россиян – каждые 5 минут в стране 1 человек заражался ВИЧ.
Кто больше всего рискует заразиться ВИЧ в России?
Конечно, больше всего рискуют заразиться ВИЧ люди, которые имеют опасное в плане заражения ВИЧ поведение: потребители наркотиков, люди, вступающие в беспорядочные половые связи.
Самая неблагополучная ситуация по ВИЧ-инфекции в стране сложилась на Урале и в Сибири: в Иркутской, Свердловской, Кемеровской, Самарской, Оренбургской, Ленинградской, Тюменской областях и Ханты-Мансийском автономном округе и ряде других регионов.
В каком году впервые был проведен Всемирный день борьбы со СПИДом?
Всемирный день борьбы со СПИДом впервые был проведен 1 декабря 1988 года. Всемирный день борьбы со СПИДом направлен на повышение осведомленности общественности о ВИЧ/СПИДе и демонстрацию международной солидарности перед угрозой глобальной эпидемии ВИЧ-инфекции (или вместо «глобальной эпидемии» можно написать «пандемии»), на уход за больными людьми, особенно в странах с высоким бременем ВИЧ-инфекции.
Организация проводимых мероприятий в этот день подразумевает в первую очередь широкий доступ к информации об этом вирусе и заболевании, поддержку профилактических мер, в том числе по привлечению к добровольному тестированию. Также мероприятия направлены на предупреждение дискриминации и стигмации в отношении лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией. Знаменитые люди, погибшие от СПИДа
Фредди Меркьюри Freddie Mercury (1946–1991), британский музыкант и вокалист группы «Queen».
Рок Хадсон Rock Hudson (1925–1985), американский актер, первая знаменитость, публично раскрывшая свой ВИЧ-статус.
Рудольф Нуреев Rudolf Nureyev (1938–1993), русский артист балета, один из величайших танцоров ХХ века.
Майлз Дэвис Miles Davis (1926–1991), американский трубач, джазмен, дирижер и композитор.
Клаус Номи Klaus Nomi (1944–1983), немецкий контртенор, популярный в Америке. Первая знаменитость, умершая от СПИДа
Эрик «Eazy E» Райт Eric “Eazy E” Wright (1963–1995), американский рэппер, член группы гангста-рэпа N.W.A.
Алан Мерфи Alan Murphy (1953–1989), английский гитарист. Работал, в частности, с «Level 42».
Артур Эш Arthur Ashe (1943–1993), американский теннисист и общественный деятель; выиграл три турнира Большого Шлема.
Фрэнк Мур Frank Moore (1953–2002), американский художник, создатель красной ленточки – символа борьбы со СПИДом. Заразился ВИЧ в результате переливания крови во время операции на сердце в 1983 году.
Айзек Азимов Isaac Asimov (1920–1992), русско-американский писатель и биохимик, автор множества бестселлеров в жанре научной фантастики и научно-популярных книг.
Мишель Фуко Michel Foucault (1926–1984), французский философ и писатель, известный своими критическими исследованиями различных общественных институтов.
Эрве Жибер Herve Guibert (1955–1990), французский писатель и кинорежиссер.
Джия Каранджи Gia Carangi (1960–1986), американская супермодель. Глоссарий
(http://www.u-hiv.ru/gloss.htm)
АНТИТЕЛО (antibody) – белковое соединение, которое организм производит в ответ на антиген, чтобы уничтожить или нейтрализовать бактерии, вирусы, яды или другие чужеродные вещества.
АЦИКЛОВИР – синтетический аналог пуринового нуклеозида. Механизм его действия обоснован на ингибиции синтеза ДНК. АЦИКЛОВИР эффективен при большинстве вирусов герпеса, но лучший эффект достигается в лечении инфекций, вызванных вирусами herpes simplex типов 1 и 2, varicella zoster, влияние на Epstein-Barr и цитомегаловирусы слабее.
БЕССИМПТОМНЫЙ (asymptomatic) – о заболевании, проходящем при отсутствии внутренних болезненных ощущений или каких-либо внешних проявлений.
ВААРТ – ВЫСОКОАКТИВНАЯ АНТИРЕТРОВИРУСНАЯ ТЕРАПИЯ – метод терапии вируса иммунодефицита человека, состоящий в приёме трёх или четырёх препаратов в противоположность монотерапии (1 препарат), применявшейся ранее.
ВИРУС ПАПИЛЛОМЫ ЧЕЛОВЕКА (human papillomavirus, HPV) – вызывает появление бородавок на руках и на ногах, а также различных образований на слизистых оболочках полости рта, остроконечных кондилом анального отверстия и половых органов.
ВИЧ (human immunodeficiency virus) – вирус иммунодефицита человека. По мнению большинства ученых, приводит к заболеванию СПИДом. Относится к лентивирусам, подгруппа ретровирусов.
ГЕРПЕТИЧЕСКИЕ ВИРУСЫ (herpesvirus, herpetoviridae) – группа вирусов, в которую входят простой герпес тип-1 (HSV-1), простой герпес тип-2 (HSV-2), цитомегаловирус (ЦМВ), вирус Эпстайна–Барр и вирус ветряной оспы.
ГИПЕРТЕРМИЯ (hyperthermia, hyperthermy) – очень высокая температура тела, свыше 41°С; метод лечения заболеваний путем повышения температуры тела.
ГИПЕРТРОФИЯ (hypertrophy) – увеличение объема и массы органа.
ДНК (DNA) – дезоксирибонуклеиновая кислота. Составная часть ядра клетки, содержащая генетический код. Для выработки в организме-хозяине иммунного ответа против вирусной инфекции не нужен целый вирус, достаточно наличия одного или нескольких белков, которые расположены на его поверхности. Это и обеспечивают ДНК-вакцины. Они обычно представляют собой фрагмент ДНК, содержащий определенный ген, на котором в организме происходит синтез необходимого белка-антигена.
ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ БЕССИМПТОМНЫЕ НОСИТЕЛИ (long-term nonprogressors) – «долгожители» – люди, инфицированные ВИЧ в течение семи и более лет и при этом имеющие неизменно высокое, выше 600, количество клеток CD4+ на кубический миллиметр крови, не страдающие ни одним из обусловленных ВИЧ заболеваний и никогда не проходившие никакого противовирусного лечения.
ИММУНИТЕТ (immunity) – невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам: бактериям, вирусам, ядам и другим продуктам, чужеродным для организма.
ИММУНИЗАЦИЯ (immunization) – специфическая профилактика инфекций.
ИММУННАЯ СИСТЕМА (immune system) – совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие иммунного ответа.
ИММУНОБЛОТ (western blot) – метод лабораторного исследования сыворотки крови на присутствие антител к ВИЧ; это более точный анализ, чем ИФА, и используется для подтверждения результатов ИФА.
ИММУННЫЙ ОТВЕТ (immune response) – действия иммунной системы в ответ на вторжение чужеродных веществ.
ИММУНОГЛОБУЛИНЫ (immunoglobulins) – группа белков, содержащихся в крови и спинномозговой жидкости и участвующих в механизме защиты против возбудителей инфекционных болезней.
ИММУНОДЕФИЦИТ (immunodeficiency) – неспособность некоторых звеньев иммунной системы нормально функционировать, в результате чего снижается сопротивляемость организма человека к инфекционным агентам и повышается вероятность развития различных заболеваний, которым в ином случае пациент не был бы подвержен.
ИММУНОМОДУЛЯТОРЫ (immunomodulators) – модуляторы иммунного ответа – природные или синтезированные вещества, которые стимулируют, направляют или восстанавливают нормальный иммунный ответ.
ИММУНОФЕРМЕНТНЫЙ АНАЛИЗ (ELISA) – ИФА – лабораторное исследование, позволяющее определить присутствие в крови ВИЧ-антител; тест на ВИЧ-антитела.
ИН ВИТРО (in vitro) – в пробирке – исследования или манипуляции, проводимые в специально созданной искусственной среде вне живого организма, в лабораторных условиях.
ИНТЕРФЕРОН (interferon) – защитное вещество белковой природы, вырабатываемое организмом в ответ на проникновение вирусной инфекции. ИФА (ELISA) – иммуноферментный анализ – лабораторное исследование, позволяющее определить присутствие в крови ВИЧ-антител; тест на ВИЧ-антитела.
ИНФЕКЦИЯ (infection) – состояние, когда в организм (или в часть организма) внедряется чужеродный агент (бактерия, грибок или вирус), который размножается и производит болезнетворный эффект (активная инфекция).
КЛЕТОЧНЫЙ ИММУНИТЕТ (cell-mediated immunity) – часть иммунной системы, которая отвечает на вторжение чужеродного материала не путем образования антител, а с помощью определенных защитных клеток (Т-лимфоцитов, клеток-киллеров, моноцитов, макрофагов и других лейкоцитов).
КОМБИНИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ (combination therapy) – одновременное использование двух, трех или более препаратов. Исследования показывают, что прием нескольких противовирусных препаратов при ВИЧ-инфекции более эффективен, чем использование только одного препарата.
ЛЕЙКОЦИТЫ (leukocytes) – белые клетки крови, которые могут переходить из кровотока в ткани тела и обратно. Они выполняют иммунную функцию, защищая тело от чужеродных веществ и участвуя в производстве антител.
ЛЕЙКОЦИТОЗ (leukocytosis) – ненормально высокое число лейкоцитов в крови.
ЛЕНТИВИРУСЫ (lentivirus) – «медленные» вирусы, для которых характерен длительный период между инфицированием и появлением первых симптомов.
ЛИМФАТИЧЕСКИЕ УЗЛЫ (lymph nodes, lymph glands) – небольшие железы в форме зерна фасоли, состоящие в основном из лимфоцитов, лимфы и соединительной ткани.
ЛИМФАТИЧЕСКИЕ СОСУДЫ (lymphatic vessels) – сеть сосудов, аналогичных кровеносным сосудам, по которым лимфа попадает к органам иммунной системы и в кровоток.
ЛИМФОМА (lymphoma) – злокачественное поражение лимфоидной ткани. Рак лимфатической системы, часто связанный с Т- или В-лимфоцитами. Существуют различные категории лимфом, в том числе лимфогранулематоз (ХОДЖКИНСКАЯ ЛИМФОМА), лимфома Буркитта, лимфобластома (лимфосаркома).
ЛИПИДЫ (lipids) – жиры и жироподобные соединения, в том числе стероиды, жирные кислоты и многие другие вещества. ЛИМФОЦИТЫ (lymphocyte) – один из видов лейкоцитов. Белые клетки крови, которые созревают и обитают в лимфоидных органах. Лимфоциты осуществляют иммунный ответ, связанный с приобретенным иммунитетом.
ЛОЖНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ (false-positive) – положительный результат анализа (например, на ВИЧ-антитела) у человека, который на самом деле не имеет инфекции или заболевания, на которые делался анализ.
ЛОЖНО-ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ (false-negative) – отрицательный результат анализа у человека, который на самом деле имеет инфекцию или заболевание, на которые делался анализ.
МОНОТЕРАПИЯ (monotherapy) – использование при лечении только одного лекарственного препарата. КОМБИНИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ (combination therapy) – одновременное использование двух, трех или более препаратов.
НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ – составные элементы (“кирпичики”) ДНК, сложного химического соединения, которое является носителем генетической информации каждой живой клетки.
НУКЛЕОТИДЫ – основные строительные материалы, из которых создается генетический материал клетки.
ОППОРТУНИСТИЧЕСКИЕ ИНФЕКЦИИ (условно-патогенные микроорганизмы) – заболевание человека с ослабленной иммунной системой, вызванное микроорганизмом, который, как правило, не является болезнетворным для обычного человека.
ОСТРЫЙ РЕТРОВИРУСНЫЙ СИНДРОМ – период острой первичной ВИЧ-инфекции в течение трех месяцев после заражения. Часто проходит незамеченным, но может проявляться симптомами, сходными с мононуклеозом.
ПАЛЛИАТИВНЫЙ – о лечении, которое не обеспечивает выздоровление, а дает лишь облегчение симптомов.
ПАРЕНТЕРАЛЬНЫЙ – вводимый внутривенно, внутримышечно, подкожно, минуя желудочно-кишечный тракт.
ПОЛИМЕРАЗНАЯ ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ (ПЦР) – высокочувствительный анализ, позволяющий выявить фрагменты ДНК вирусов или других организмов в крови или тканях тела.
ПРОВИРУС – генетический материал вируса в форме ДНК, который внедрился в геном организма-хозяина. Когда ВИЧ в латентной форме находится в клетках человеческого организма, он является провирусом.
РЕЗИСТЕНТНОСТЬ (привыкание к лекарственному препарату) – способность организма, микроорганизма или вируса утрачивать чувствительность к лекарству. Например, после 6-12 месяцев применения АЗТ ВИЧ способен давать мутации и производить новые штаммы, на которые данный препарат уже не действует.
РЕМИССИЯ – временное ослабление или исчезновение симптомов заболевания. Может наступить в результате лечения, активации защитных сил организма и в связи со специфическими особенностями развития заболевания.
РЕТРОВИРУСЫ – класс вирусов, которые копируют генетический материал, используя РНК как шаблон для производства ДНК (ВИЧ относится к ретровирусам).
СПИД-СВЯЗАННЫЙ КОМПЛЕКС (ССК) – не имеющий официального статуса термин, который используется для обозначения ряда симптомов, наблюдающихся у некоторых пациентов с ВИЧ-инфекцией: снижение иммунного статуса, резкая потеря массы тела, частое или длительное повышение температуры, ночное потение, генерализованная лимфаденопатия и/или грибковые поражения полости рта и горла.
Т-ЛИМФОЦИТЫ – «СУПРЕССОРЫ» — (Т-8, CD-8) – белые клетки крови, помогающие регулировать реакцию организма на инфекцию.
ФАКТОР РИСКА – что-либо в происходящих событиях, окружении, личностных характеристиках человека, повышающее вероятность развития определенного заболевания или изменения состояния здоровья.
ФАГОЦИТОЗ – поглощение и уничтожение чужеродного материала белыми клетками крови (напр., макрофагами).
ЭПИДЕМИЯ – распространение инфекционной болезни, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости в данной местности. 26
АКТУАЛЬНО
Ежегодно 1 декабря по инициативе Всемирной организации здравоохранения проводится Всемирный день борьбы со СПИДом. Инициатива предпринята в 1988 году с целью повышения глобальной осведомленности о ВИЧ/СПИДе.
В России к Всемирному дню борьбы со СПИДом приурочены Всероссийские акции «Стоп ВИЧ/СПИД», которые проводятся 28 ноября – 4 декабря и 15 – 27 мая. Во время проведения Акций в стране проходят информационно - просветительские мероприятия: открытые тематические уроки, подготовленные специалистами в области здравоохранения, Открытый студенческий форум «Остановим СПИД вместе», образовательно-интерактивная программа «Что ты знаешь о ВИЧ?» и другие. Открытые уроки и мероприятия проводятся в учреждениях среднего общего, среднего профессионального и высшего образования.
К участию в Акциях ежегодно присоединяются известные актёры, музыканты, политики, спортсмены, которые фотографируются с хештегом #стопвичспид и выкладывают в соцсети в знак солидарности с борьбой со СПИДом. Каждый желающий может войти в их число, для того выкладывайте свои фото с хештегом в сетях: вконтакте, инстаграм, фейсбук и твиттере.
Методические материалы по проведению мероприятий к Всероссийской акции "Стоп ВИЧ/СПИД" с 15 по 21 мая 2017 г.
Методические материалы по организации Всероссийского урока в 2016 году
Здоровое поколение, здоровое будущее! Взгляд врача на профилактику ВИЧ-инфекции
(Армаис Альбертович Камалов, академик РАН, заведующий кафедрой урологии и андрологии; Ольга Борисовна Панина, д.м.н., профессор кафедры акушерства и гинекологии; МГУ имени М.В.Ломоносова)
Обучение и информирование для профилактики ВИЧ через музыку, танцы, интернет-технологии и тренинги
(Евгения Георгиевна Алексеева, Фонд социального развития и охраны здоровья Фокус-Медиа)
Тренинги как эффективное решение для профилактики ВИЧ и формирования здорового образа жизни среди подростков и молодежи
(о результатах тренингов «Все, что тебя касается», разработанных при поддержке фонда «Здоровье и развитие»; Фролов Сергей Анатольевич, Дмитриева Елена Викторовна)
Практика проведения тренингов по профилактике стигматизации и дискриминации учащихся и работников образования, живущих с ВИЧ