Международные и внешнеэкономические связи. Внешнеэкономические связи и международный менеджмент Во всех странах регулирование внешней торговли - основная форма экономического сотрудничества между странами, осуществляется в той или иной мере государством в

Сегодня уже очевидно, что международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации реально влияют на формирование и реализацию внешнеполитического курса страны, способствуют укреплению демократических основ российского федерализма.
Так уж получилось, что наша встреча проходит в непростой для России период, сопровождающийся чередой трагедий: страна подверглась атакам международных террористов. Многими за рубежом эта боль была воспринята как собственная, о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что память о жертвах Беслана почтили минутой молчания школьники почти всех стран Европы.
На новый уровень партнерства выходят наши отношения с государствами СНГ, ведущими европейскими странами и Евросоюзом, укрепляются контакты с Китаем, в том числе в рамках Шанхайской организации сотрудничества.
На этом пути региональный потенциал может полностью раскрыться лишь тогда, когда он будет подкреплен соответствующей поддержкой центральных органов государства, в первую очередь, по созданию благоприятной правовой сферы для международного межрегионального сотрудничества, формированию общего правового пространства.
Так Исполнительный комитет СНГ подготовил проект Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств, который был в целом одобрен в сентябре с.г. на заседании Совета глав правительств в Астане (Грузия, Туркмения и Узбекистан пока не подписали документ). При этом хотелось бы отметить, что на региональном уровне наиболее зримо проявляется особый характер партнерства между Россией и странами СНГ в силу общей истории, многочисленных устоявшихся производственных, культурно-языковых, родственных и иных связей, приграничного сотрудничества и других факторов.
Наиболее адекватной современным условиям моделью сотрудничества стран СНГ представляется взаимодействие в рамках Единого Экономического пространства (ЕЭП) с участием Белоруссии, Казахстана, Украины и России, соглашение о котором было подписано в Ялте
19 сентября 2003г. Только за прошлый 2003 год рост взаимной торговли стран-участниц ЕЭП составил порядка 30 процентов. Общий объем накопленных странами «четверки» инвестиций в экономику России составляет сегодня более 130 миллионов долларов США. Сама же Россия вложила в страны ЕЭП около 150 миллионов долларов США. Позитивная динамика в этой области, во многом была обеспечена активностью наших бизнес-сообществ, хотя объемы сотрудничества, как вы понимаете, пока еще не соответствуют потенциальным возможностям.
15 сентября с.г. в Астане состоялась встреча глав государств Белоруссии, Казахстана, России и Украины, посвященная вопросам формирования Единого экономического пространства (ЕЭП). По ее итогам был утвержден подготовленный Группой высокого уровня перечень из двадцати девяти международно-правовых и иных документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочередном порядке. Их реализация позволит провести существенную либерализацию взаимной торговли, устранить имеющиеся здесь барьеры, а в перспективе создать предпосылки для формирования таможенного союза и единой конкурентной среды.
В соответствии с поручением президентов главы правительств подписали двусторонние соглашения, обеспечивающие, начиная с 1 января 2005 года, применение во взаимной торговле четырех стран принципа "страны назначения" при взимании налога на добавленную стоимость. При этом Российская Федерация распространила действие и на поставляемые ею партнерам природный газ, нефть и стабильный газовый конденсат. Данный шаг направлен на то, чтобы уже сегодня придать ощутимый импульс интеграционному взаимодействию участников ЕЭП.
Ближайшая задача видится в том, чтобы консолидировать наш потенциал, гармонизировать нормы экономического оборота в сфере товаров, услуг, инвестиций, сформировать реальный экономический союз. Все это потребует создания наднациональных структур в области регулирования и принятия соответствующих решений по ряду направлений экономической политики. Здесь важно действовать осознано, не повторять ошибок прошлого. Мировой опыт, в первую очередь, история формирования Евросоюза, показывает, что без подобных шагов невозможно достичь того уровня интеграции, к которому мы стремимся.
Не секрет, что можно услышать разговоры о том, что линия на интеграцию в рамках СНГ дескать противоречит сближению России, других стран Содружества с европейскими структурами. Хотелось бы подчеркнуть, что этот тезис не выдерживает серьезной критики. Напротив, в итоговом документе состоявшегося 23-24 мая с.г. в Ялте саммита стран "четверки", зафиксирована единая позиция, что формирование ЕЭП создает предпосылки для построения общего экономического пространства в Европе.
Россия имеет весьма многообразные и жизненно важные интересы в Азии, где развернулись поистине беспрецедентные интеграционные процессы в экономике. Вовлеченность в дела как Европы, так и Азии – не только уникальная геополитическая особенность Российской Федерации, но и ее неоспоримое преимущество. В целом созданы важные заделы для продвижения международных и внешнеэкономических связей российских регионов, прежде всего расположенных южнее и восточнее Уральских гор с партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе. О значимости и уровне межрегионального и приграничного взаимодействия ВАТР можно судить, в частности, по итогам первого
российско-китайского инвестиционного форума в июне 2004 г. в Хабаровске. Там были подписаны соглашения по китайским инвестициям в экономику российских дальневосточных регионов общая сумма которых может достичь порядка 700 млн. долл. США. Уже в ближайшей перспективе КНР готова довести вложения в российскую экономику до 1,5 млрд. долл.
При этом приграничное сотрудничество становится реальным фактором воздействия на хозяйственное развитие территорий Востока России. Наш двусторонний товарооборот с Монголией на 70 % обеспечивается регионами Сибирского федерального округа. Имеет перспективы возобновление практики кредитования проектов в Монголии, представляющих интерес для приграничных регионов России. Как показывает статистика, объем приграничной торговли между Россией и КНР, начиная с 1995 г. вырос в 4 раза и составил в 2003 году
4,91 млрд. долл.
Процессы, происходящие в Азиатско-Тихоокеанском регионе, заставляют нас приподняться над повседневными проблемами и посмотреть на место региона (Дальнего Востока и Забайкалья), где мы находимся, на его роль для России с точки зрения общегосударственных интересов на длительную историческую перспективу. Актуальнейшая тема координации внешних связей и разработка стратегий сотрудничества субъектов Федерации с государствами АТР, а также Индией стоит одной из первых на повестке дня работы Совета в 2005 году.

Для современной России Евросоюз – это один из ключевых партнеров. Ведь Евросоюз является крупнейшим торгово-экономическим партнером России и ведущим инвестором. Подсчитано, что если на ЕС до последнего времени приходилось 35 процентов объема внешней торговли, то со вступлением десяти новых членов его доля в российском внешнеторговом обороте достигает 51 процента. Отрадно, что год от года наши многоплановые деловые и культурные связи с этим крупнейшим интеграционным объединением развиваются и укрепляются. Между Россией и Европейским союзом сложилось общее понимание того, что изменения политической и экономической карты Европы требуют согласованных усилий по формированию рациональной архитектуры межевропейских отношений.
Обстоятельный разговор на эту тему состоялся на саммите Россия – ЕС в мае прошлого года, где была принята концепция общих пространств – в области экономики и торговли, внутренней и внешней безопасности, свободы и правосудия, науки, образования и культуры. Достигнута принципиально важная договоренность о создании Постоянного совета партнерства Россия – ЕС.
Сегодня, когда Россия и ЕС непосредственно граничат друг с другом на протяжении тысяч километров, еще более актуальным становится развитие отношений российских регионов с европейскими партнерами. Это со всей очевидностью было продемонстрировано в апреле с.г. в Москве, в ходе состоявшегося с участием делегации Совета Европы заседания Консультативного совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России, на котором были рассмотрены вопросы развития межрегионального и приграничного сотрудничества российских регионов с европейскими партнерами в контексте расширения Евросоюза.
Мы уверены, что партнерство РФ-ЕС способно дать Европейскому континенту еще больший вес в мировой политике, экономике, в торговле, в решении вопросов глобальной мировой безопасности.
В Российской Федерации вопросам развития межрегионального и приграничного сотрудничества уделяется приоритетное внимание. Достаточно сказать, что в 2003 году по поручению Президента России в короткие сроки был создан и начал свою работу Совет глав субъектов Федерации при МИД России (СГС). Уже проведены три заседания Совета, в ходе которых рассмотрены четыре актуальные темы. Заседание Совета 18 февраля с.г. было посвящено проблемам законодательного регулирования приграничного сотрудничества. С основным докладом по этой теме выступил руководитель рабочей группы по приграничному сотрудничеству СГС, Глава администрации Читинской области Р.Ф.Гениатулин. Практическую реализацию поставленных задач члены Совета связывают с необходимостью скорейшего принятия федерального закона о приграничном сотрудничестве, а также развитием правовой базы на уровне регионов. Сегодня можно с полным основанием констатировать, что имеются первые реальные результаты: на основе выработанных рекомендаций приняты соответствующие распоряжения Правительства по проблематике развития отношений со странами СНГ и в формате «кавказской четверки», приграничному сотрудничеству.
Замечу, что очередное четвертое заседание СГС будет посвящено обсуждению наиболее перспективных направлений регионального сотрудничества с государствами Европейского Союза, Советом Европы и его структурами, а также вероятных последствий вступления России во Всемирную торговую организацию для осуществления международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации.
В Российской Федерации сформирована достаточно солидная правовая основа в области международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации. Она отвечает самым высоким мировым стандартам как в области полномочий региональных властей, так и в сфере надзора со стороны центральных властей.
В настоящее время в Совете Федерации завершается разработка проекта федерального закона «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации», который будет направлен в Правительство на официальное заключение для последующего внесения в Госдуму. МИД России вносит свой посильный вклад в эту работу.
Два момента хотелось бы отметить особо: первый – в законопроекте впервые подробно описаны полномочия органов местного самоуправления в области приграничного сотрудничества; второй – активно используется опыт Совета Европы и положения о еврорегионах из Дополнительного протокола к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей.
Мы также надеемся, что вскоре Россия присоединится к двум протоколам этой Конвенции. Для этого нам необходимо – как это не парадоксально звучит – убедить некоторые российские ведомства в том, что положения протоколов не противоречат правилам Всемирной торговой организации и наше к ним присоединение не способно осложнить переговоры о вступлении России в ВТО. По крайней мере, другой «контраргументации» на этот счет мы пока не слышали.
Участие России в протоколах значительно расширяет полномочия участников приграничного сотрудничества, особенно в плане формирования такой интересной формы сотрудничества как еврорегионы. При этом создание административно-технических органов трансграничного сотрудничества предусматривается на базе национального законодательства страны их пребывания и не может нанести ущерба суверенным правам ни одного из государств, чьи регионы принимают в них участие.
Особого внимания заслуживает работа по поддержке малого и среднего бизнеса, использования опыта, накопленного в данной сфере нашими партнерами в ЕС.
В настоящее время вклад малого бизнеса в ВВП России немногим превышает 20%. Чтобы выйти на реально достижимый уровень в 45-50%, сделать предстоит, как мы понимаем, немало. Для этого, прежде всего необходимо обеспечить надлежащее взаимодействие между малым и крупным бизнесом, нахождение баланса между их интересами, разумеется, при должном учете потребностей всего общества. Тема эта, уже широко обсуждаемая в России, пока еще не получила должного звучания в контексте диалога с ЕС.
Сейчас по инициативе СГС, ведется работа над созданием унифицированной базы данных по внешнеэкономическим связям российский регионов. Пытаемся состыковать ее с информационными ресурсами МИД и загранучреждений, с тем, чтобы она была более доступна для иностранных партнеров. Для этого, конечно, необходимо выработать единые для всех формы и принципы накопления и обмена информацией. Пока же четкой системы в этом деле нет.
Частично проблему дефицита информации решают различные мероприятия, проводимые субъектами Федерации здесь в России и за рубежом. Весьма перспективной формой работы, как показывает опыт отдельных регионов, представляется организация за рубежом презентаций экспортного и инвестиционного потенциала российских регионов, активное привлечение субъектов Федерации, региональных предприятий и банков к участию в крупных двусторонних мероприятиях, что подводило бы наших партнеров к пониманию необходимости расширения географии инвестиций в российскую экономику. С другой стороны, явно недостаточно используется такая апробированная и эффективная форма, как участие в специализированных международных выставках.
Неплохо себя зарекомендовали и презентации субъектов в
Пресс-центре МИД, в Центре международной торговли и, собственно, в регионах. Всего при поддержке нашего Министерства такие мероприятия провели 22 региона, включая и один из крупнейших регионов Сибирского федерального округа – Читинскую область. Перспективные возможности открывают для нас комплексные презентации за рубежом регионов, входящих в тот или иной федеральный округ. Новой формой является совместная презентация Смоленской и Могилевской областей, которая пройдет 16 ноября с.г. в Москве.
Успешно прошли первые презентации Центрального федерального округа в Лондоне и Брюсселе, Уральского федерального округа – в Лондоне, Франкфурте-на-Майне и Вене, Северо-Западного – в Берлине и Софии, а также Сибирского – в Риме и Южного – в Мадриде.
Нужно сказать, что хорошо подготовленные презентации такого рода, безусловно, привлекают инвесторов к перспективным экономическим проектам, помогают более успешному выходу регионов на внешние рынки. При этом их реальная отдача и эффективность напрямую связана с качеством проработки конкретных инвестиционных проектов, степенью содействия потенциальным инвесторам со стороны региональной администрации.
Несколько слов хотел бы сказать о конструктивной роли Совета Европы (СЕ) в выработке системы координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, подготовке кадров региональных международников, развитие федерализма межрегионального и приграничного сотрудничества, экспертном содействии законодательной деятельности и т.д.
За период с 1994 г. МИД России совместно с СЕ провел более 80 международных конференций и семинаров с участием большого числа представителей из всех 89 субъектов Федерации. При содействии СЕ были осуществлены учебные поездки представителей субъектов Федерации в Австрию, Бельгию, Германию, Испанию, Италию и Францию с целью ознакомления с реальными механизмами федерализма, межрегионального и приграничного взаимодействия, содействия выходу на внешние рынки малого и среднего бизнеса. Министерством, благодаря содействию СЕ, изданы учебно-методические пособия для специалистов-международников, занимающихся внешними связями на региональном и местном уровнях, выпущены два издания «Сборника документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».
В Программах сотрудничества России, Совета Европы и ЕС, формируемых при активном участии МИД существенное место отводится семинарам, конференциям и зарубежным стажировкам по вопросам межрегионального и приграничного сотрудничества, изучению опыта децентрализации управления. Относительно новым направлением нашего взаимодействия с СЕ становится работа с неправительственными организациями, роль которых в решении многих проблем, в частности, межрегионального и приграничного сотрудничества заслуживает серьезного изучения и поддержки. В этой связи могу информировать участников конференции, что на состоявшейся 22 июня встрече Министра иностранных дел С.В.Лаврова с представителями большой группы российских НПО, наиболее активно вовлеченных в международную деятельность, было решено сделать такие контакты постоянными. В качестве темы очередной такой встречи, которая должна пройти еще до конца года, избрана роль НПО в налаживании приграничного сотрудничества с государствами ЕС.
Считаем весьма полезной и своевременной инициативу администрации Читинской области, предоставившей на нашей конференции возможность для обсуждения наиболее важных задач межрегионального взаимодействия, для генерирования идей, а также проработки предложений по направлениям международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации. Более тесная координация здесь с экспертами Совета Европы несомненно пошла бы на пользу всем, особенно в том, что касается экспертного содействия становлению новых форм интеграции и сотрудничества (скажем, азиарегионов, СНГ-регионов, а возможно и других - по образцу еврорегионов).

Журнал "Внешнеэкономические связи" (ВЭС)

Радикальная экономическая реформа, кардинальное изменение геополитического положения России существенно повысили роль внешнеэкономического фактора в развитии страны. Усиление внешнеэкономического фактора объективно диктуется проводимыми рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним.

Внешние экономические связи представляют собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Под ними понимают пересекающие границы государств потоки товаров, услуг, капиталов. Они играют определяющую роль в системе международного разделения труда, реализация преимуществ и выгод которого осуществляется через внешнеэкономическую деятельность, и приобретают для России важное значение.

В структуре внешних экономических связей РФ наиболее значительную роль играют:
  • внешняя торговля;
  • кредитно-финансовые отношения;
  • международная торговля услугами;
  • научно-техническое сотрудничество.

Внешняя торговля

Внешняя торговля — традиционная и наиболее развитая форма внешнеэкономических связей. В начале ХХ в. доля России в мировом товарообороте составляла 3,4% и по этому показателю Российская империя занимала седьмое место в мире по объему внешней торговли. Однако удельный вес России в населении земного шара (1/10) не соответствовал ее вовлеченности в мировое хозяйство. В российском экспорте выделялась продукция сельского (почти 80%), лесного хозяйства (10%), ископаемые (нефть, металлы, руды — 5%), готовые изделия и прочие товары. Лицо страны в международном разделении труда определял экспорт зерновых культур и по этому показателю Россия занимала первое место в мире.

Начавшаяся в 1930-е гг. индустриализация кардинально изменила структуру внешней торговли и уже к началу Второй мировой войны на долю промышленных товаров приходилось 2/3 советского экспорта. Несмотря на рост внешнеторгового оборота, который только за 1960-1985 гг. увеличился почти в 5 раз, доля страны в мировой торговле в конце 1980-х гг. составляла лишь 4%, т. е. практически не возросла по сравнению с царской Россией. В канун своего распада СССР выступал как топливно-сырьевая кладовая мира (почти 60% советского экспорта приходилось на топливо, электроэнергию, руды и металлы) и крупнейший (наряду с США) оружейный цех планеты. Экспорт оружия из СССР в 1989 г. составил 21,8 млрд. долл. против 11,9 млрд. долл. у США. На вырученную валюту закупались машины, оборудование (40% импорта), продовольствие (17%) и промышленные товары народного потребления (16%). Почти 2/3 советского внешнеторгового оборота приходилось на 12 социалистических стран.

Нынешняя Россия унаследовала положительное сальдо внешнеторгового баланса. С 1992 г. наблюдается неуклонный рост стоимостного объема российского экспорта при крайней неустойчивости объемов импорта, испытывающих колебания то в одну, то в другую сторону.

Таблица 1. Внешняя торговля России* (в млрд долл.)

Доля России в мировом экспорте в 2007 г. составила 2,7%. В структуре российского экспорта в 2007 г. на долю пяти товарных групп приходилось почти 93% экспорта (минеральные продукты — 64,8%, металлы — 16,0%, химические товары — 5,9%, лесоматериалы — 3,5%, сельскохозяйственное сырье — 2,6%), на долю продукции машиностроения — лишь 5,6%. Ведущую роль в экспорте продолжают играть энергоносители и металлы. За рубеж вывозится 2/5 добываемой в стране нефти, 1/3 газа, до 90% производимых в стране алюминия, меди, олова, цинка, почти 80% минеральных удобрений и около 90% отечественной целлюлозы. Минеральное сырье стоит на мировом рынке недорого, а наша страна экспортирует сырье большей частью в исходном состоянии. К тому же значительная часть вывозимой продукции (минеральные удобрения, природный газ, цветные металлы) требуется и национальному хозяйству.

Структура экспорта и сложившееся размещение производства позволяет выделить основные “валютные цехи” страны, большинство из которых расположено в глубине российской территории, в малонаселенных и моноотраслевых районах. Это прежде всего север Западной Сибири, обеспечивший в 2006 г. 13,9% российского экспорта, где формируются экспортные потоки нефти и газа, а также Восточная Сибирь — 5% (экспорт цветных металлов, леса, целлюлозно-бумажной продукции). Из староосвоенных районов видную роль в экспорте играют Центр — более 2/5 (Московский регион) и Урало-Поволжье — около 1/5 (природный газ, нефтепродукты, минеральные удобрения).

На долю России в мировом импорте в 2007 г. пришлось 1,5%. Традиционно важнейшие позиции импорта России занимают машиностроение, продовольственные товары и потребительские товары массового спроса. Важнейшей статьей импорта остаются машины и оборудование (51,0% в 2007 г.), что связано со сложившимся кризисом в этой важнейшей отрасли промышленности. Большой удельный вес в импорте России имеют сырьевые товары, некоторые металлы, трубы, химические продукты. Сильно возросла в составе импорта роль продовольственных товаров (13,8% в 2007 г.). По оценкам, около половины потребляемого в России продовольствия поступает из-за рубежа, что серьезно подрывает продовольственную безопасность страны.

Последнее десятилетие характеризуется значительным увеличением во внешнеторговом обороте России доли развитых в экономическом отношении государств и резким сокращением объема торговых связей со странами постсоветского пространства. Основу российского экспорта в государства вне СНГ составляют топливо (нефть и газ — в Германию, Италию, Францию, уголь — в Японию), сырье и полуфабрикаты (каучук — в Китай, Корею, Венгрию, черные металлы — в Великобританию и США, алюминий — в Японию, медь — в Германию и Нидерланды, лес — в Японию и Китай, рыбу — в США, Японию, Китай). В Россию из стран дальнего зарубежья импортируются в основном машины и оборудование (преимущественно из стран Западной Европы и Японии) и продовольственные товары. В 2007 г. в общем объеме экспорта товаров России в страны дальнего зарубежья на долю Нидерландов приходилось 14,3%, Германии — 8,8, Италии — 9,2, Китая — 5,3, Швейцарии — 4,7, Турции — 6,1, США — 2,7, Великобритании — 3,7%. В импорте преобладали поставки из Германии (15,6%), Китая (14,4%), Японии (7,5%), США (3,3%), Италии (5,0%), Франции (4,6%).

Среди стран СНГ ведущими торговыми партнерами России являются Белоруссия (31,6% товарооборота со странами СНГ), Украина (36,1%) и Казахстан (20,1%). Как и со странами дальнего зарубежья, основу экспорта составляет топливо, в широких масштабах вывозятся также машины, оборудование и химические продукты. Импортируются в основном сельскохозяйственная продукция, машины и оборудование, металлы и руды металлов.

Кредитно-финансовые отношения

Кредитно-финансовые отношения включают предоставление международных займов и кредитов, а также осуществление прямых зарубежных капиталовложений. В этой сфере международных экономических отношений, как и в международной торговле, Россия является заметным участником, но в число лидеров не входит. В начале 1990-х гг. наиболее активно инвестировали в российскую экономику Германия, Швейцария, Великобритания и Канада, после 2000 г. к ним присоединились США, Нидерланды и Франция.

Объем иностранных инвестиций в 2007 г. составил 120941 млн. долл., в том числе прямые — 23,0%, портфельные — 3,5%, прочие — 73,5%.

До сих пор Россия является объектом преимущественно ссудного, а не предпринимательского капитала. Причем ссудный капитал привлекался главным образом в виде кредитов иностранных государств и международных организаций и расходовался во многом на так называемый критический импорт (продовольствие, медикаменты), а не на капиталовложения в основные фонды. В результате приток иностранного капитала в Россию слабо воздействовал на объем капиталовложений в стране, но заметно увеличивал внешнюю задолженность России.

Среди видов экономической деятельности по иностранным инвестициям ведущее место занимает торговля и общественное питание — 39,1%, обрабатывающая промышленность — 26,4%, где выделяются производство кокса и нефтепродуктов (3,6%), цветная (7,9%), металлургическое производство (12,3%), выпуск транспортных средств (2,5%).

В региональном отношении иностранные инвестиции распределены крайне неравномерно, что связано с различиями в факторах, определяющих инвестиционную ситуацию (наличие трудовых ресурсов, оснащенность инфраструктурой, реализация рыночных реформ) и с ухудшением инвестиционной ситуации по мере движения с запада на восток. Более половины всех иностранных инвестиций в 2006 г. концентрировалось в Центральном федеральном округе и главным образом в Москве (свыше 2/5), около 1/7 — в Северо-Западном федеральном округе выделялся Санкт-Петербург и его окружение, менее 1/10 — в Уральском федеральном округе (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра), в Южном — Краснодарский край, в Приволжском федеральном округе наибольшей инвестиционной привлекательностью отличается Самарская область, в Сибирском — Омская, Дальневосточном — Сахалинская область и Якутия.

Безусловно, в будущем Россия сможет стать крупным привлекательным инвестиционным рынком, что обусловлено огромными масштабами внутреннего российского рынка, необходимостью обновления основного капитала во всех отраслях хозяйства, высоким научным потенциалом и уровнем образования населения, уникальной обеспеченностью экономики природными ресурсами, уровнем прибыльности вложений (он почти в 2 раза превышает привычный уровень прибыли для стран с устоявшейся рыночной экономикой).

Свободные экономические зоны

(СЭЗ) являются одной из форм экономических связей, которые функционируют в развивающихся и промышленно развитых странах. Создание СЭЗ сводится к предоставлению отдельным районам и территориям страны особых прав и льгот в отношении иностранных инвестиций и внешнеэкономического сотрудничества, учитывая экономико-географическое положение СЭЗ, развитие инфраструктуры, возможность интеграционных связей и поставок. В зависимости от целей и задач выделяют комплексные зоны производственного характера, внешнеторговые, функциональные (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские) и др. В начале 1990-х гг. были приняты решения об образовании в России целого ряда СЭЗ: “Санкт-Петербург”, “Выборг”, “Находка”, “Янтарь” (Калининградская область), “Сахалин”, “Даурия” (Читинская область), “Алтай”, “Кузбасс”, “Садко” (Великий Новгород), “Технополис Зеленоград” (Московская область), “Ева” (Еврейская автономная область), “Магадан”. Несколько позже были зарегистрированы СЭЗ “Ингушетия” и “Шерри-зон” (аэропорт Шереметьево, г. Москва).

Размещение СЭЗ в России в зависимости от географического положения территории осуществляется либо в приграничных, либо во внутренних регионах. Приграничные регионы объединяют СЭЗ, возникшие в непосредственной близости от государственной границы, где находятся международные порты или крупные приграничные транспортные узлы, через которые проходят транзитные грузопотоки. Здесь преобладают зоны свободной торговли в виде складских, беспошлинных таможенных, транспортно-торговых и торгово-таможенных зон. Широкое распространение СЭЗ во внутренних регионах обусловлено огромными природно-ресурсными богатствами страны, наличием крупных научных и промышленных центров, имеющих высококвалифицированные кадры. Основным типом СЭЗ в этом случае являются экспортно-промышленные зоны и СЭЗ технико-внедренческого характера.

Международная торговля услугами

Международная торговля услугами в последнее время оказывает все большее воздействие на всемирные экономические отношения. Наибольший удельный вес занимает иностранный туризм. Это одна из немногих крупных сфер труда, где число работников неуклонно возрастает. Индустрия туризма — важная отрасль экономики многих стран и регионов мира, источник получения крупных сумм иностранной валюты, стимулятор строительства отелей, дорог и других звеньев инфраструктуры для туризма, торговли, возрождения ремесел и кустарных промыслов, мер по охране природы, сохранению национальной самобытности.

Россия, обладающая огромным рекреационным потенциалом, обслуживает пока лишь 1% мирового туристического потока. Численность иностранных граждан, прибывших в Россию, постепенно возрастает, увеличивается численность и российских граждан, выезжающих за границу.

Широкое распространение получают услуги в области информации и телекоммуникаций, дистанционного зондирования Земли из космоса, аренда машин и оборудования, расчеты с помощью ЭВМ, рыночные, лабораторные и прогнозные исследования, консультационные, управленческие услуги, входящие в категорию деловых услуг.

Научно-техническое сотрудничество

Научно-техническое сотрудничество представляет собой согласованную деятельность субъектов внешнеэкономических связей разных стран, направленную на ускорение научно-технического прогресса. Одним из направлений в этой области является международная кооперация производства, которая эффективно, рыночными методами интегрирует весь инновационный цикл; повышает динамизм инноваций и конкуренции; содействует ускорению НТП, повышению конкурентоспособности кооперированной продукции на мировом рынке, получению валютной прибыли. Такое сотрудничество может проявляться в совместном производстве продукции на двусторонней или многосторонней основе (сборка маршрутных автобусов фирмы “Мерседес-Бенц” в Голицино, легковых автомобилей фирмы “Форд” во Всеволожске).

Сотрудничество в области капитального строительства крупных промышленных и других объектов в одних странах при экономическом и техническом содействии других. Так, были построены гидроузлы в Египте и Сирии, металлургические заводы в Индии, атомные электростанции на Кубе и в странах Восточной Европы. На территории России были построены Оскольский электрометаллургический комбинат, созданный с помощью ФРГ, Костомукшский горнообогатительный комбинат, построенный при участии Финляндии, осуществлена разработка углей Южной Якутии и обустройство нефтяных и газовых промыслов на шельфе острова Сахалин при содействии Японии.

Одной из форм экономического сотрудничества является создание совместных предприятий, выпускающих разнообразную продукцию обрабатывающей промышленности и занятых выполнением разного вида услуг. При этом большая часть продукции совместных предприятий предназначена на экспорт. В 2007 г. на территории России действовало более 19 тыс. предприятий и организаций с участием иностранного капитала и больше всего в торговле и общественном питании и в промышленности.

Таким образом, эффективная внешнеэкономическая политика способна внести важный вклад в оздоровление российской экономики. Главный лозунг внешнеэкономической стратегии новой России — снижение до минимума поставок любого сырья за границу. Чтобы разрушить экспортно-сырьевую специализацию страны, предотвратить ее экономическую колонизацию мощными конкурентами, следует всемерно развивать переработку ныне экспортируемого сырья на основе собственных ресурсов (максимально используя при этом интеллектуальный и технический потенциал отечественного ВПК) и параллельно — компенсировать экспорт продукции сырьевых отраслей импортом новейших технологий по добыче и переработке природных ресурсов. России предстоит найти наилучшее для нее соотношение между самодостаточностью и включенностью в мировую экономику. От точности такого выбора во многом будут зависеть экономические успехи страны и благосостояние ее граждан.

Сегодня субъекты Федерации ведут активную внешнеэкономическую и международную деятельность. Действуют представительства субъектов Федерации ряде стран дальнего и ближнего зарубежья (например, представительства Башкортостана – в Казахстане, Киргизии и на Украине; Марий Эл – в Молдове; Татарстана – во Франции) Данные представительства не обладают не обладают дипломатическим статусом, на них не могут быть возложены консульские или дипломатические функции, работники указанных представительств не пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетом. Учитывая уровень опережающего законотворчества субъектов Федерации, регионы осуществляли собственное правовое регулирование международной деятельности вплоть до вступления в силу Федерального Закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Этот процесс сопровождался появлением соглашений, противоречащих Конституции РФ и положениям федерального законодательства, коллизиями между законами субъектов Федерации, затрудняя тем самым проведение единой внешнеполитической линии Российской Федерации. Стоит сказать - положения об участии субъектов РФ в международном сотрудничестве содержались в Конституциях республик - Карачаево-Черкессия, Тыва, Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Северная Осетия-Алания, Бурятия, Мордовия, Карелия, Хакасия, Саха (Якутия), Чечня, а также в нормативных правовых актов многих других регионов. Важно знать, что большинство вышеуказанных нормативно-правовых актов не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовали Конституции РФ. В первую очередь, субъект Федерации объявлялся как субъекта международного права (например, статья 61 Конституции Республики Татарстан 1992 года) Во-вторых, международные и внешнеэкономические связи включались в сферу исключительного ведения субъекта Федерации (например, статья 38 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия)) В-третьих, предусматривалась возможность самостоятельного определения и проведения субъектом РФ внешней политики (например, часть 2 статьи 1 Конституции Республики Бурятия 1994 года) В части, касающейся заключения международных договоров и соглашений, данные положения противоречили пункту «к» статьи 71 Конституции РФ, ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», так как внешняя политика и международные отношения ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к исключительной компетенции Российской Федерации.

Принятие закона о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации во многом способствовало разрешению сложившейся противоречивой ситуации путем приведения законодательства субъектов РФ в сфере международной деятельности в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с Конституцией РФ и федеральными законами. Составные части Российской Федерации не могут быть субъектами международного права, поскольку их соглашения в области международного партнерства независимо от формы, наименования и содержания не будут международными договорами. Вышеуказанный закон устанавливает, что субъекты осуществляют международные и внешнеэкономические связи в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законодательством и только с согласия Правительства РФ на основании обращения органов исполнительной власти субъектов федерации при наличии положительного заключения Министерства иностранных дел РФ, Министерства юстиции РФ и других федеральных органов исполнительной власти. Органы государственной власти субъектов Федерации самостоятельно определяют исключительно процедуры заключения соглашений в сфере международной и внешнеэкономической деятельности

Порядок регистрации соглашений субъектов Федерации с иностранными партнерами разъясняется в Правилах государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов РФ, кᴏᴛᴏᴩые утверждены Постановлением Правительства РФ. Исключая выше сказанное, во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ, Министерство юстиции РФ утвердило Порядок организации работы с соглашениями субъектов Федерации с иностранными партнерами (в кᴏᴛᴏᴩом определило компетенцию Управления законодательства субъектов РФ по работе с данными соглашениями) и Разъяснения по применению правил государственной регистрации международных и внешнеэкономических соглашений регионов.

Заключение международных Соглашений Правительства РФ с органами исполнительной власти некᴏᴛᴏᴩых иностранных государств, кᴏᴛᴏᴩые конкретизируют некᴏᴛᴏᴩые положения нормативных правовых актов федерального уровня, способствует также дальнейшему развитию международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации. Сегодня международные соглашения заключенные с Правительством Республики Индия, Правительством Республики Армения, Правительством Китайской Народной Республики, Правительством социалистической Республики Вьетнам и Правительством Канады и основываются на следующих принципах взаимовыгодного партнерства:

Активное содействие развитию двустороннего сотрудничества между органами исполнительной власти субъектов РФ и органами исполнительной власти государственно-территориальных образований иностранных государств;

Строгое соблюдение и учет национального законодательства и международных договоров при обсуждении, заключении и выполнении соглашений между договаривающимися сторонами;

Проведение консультаций для разрешения спорных вопросов, кᴏᴛᴏᴩые могут возникнуть в ходе реализации заключенных соглашений между органами исполнительной власти субъектов РФ и органами исполнительной власти государственно-территориальных образований иностранных государств; в случае если стороны соглашений не могут достигнуть согласия, то споры разрешаются компетентными органами Договаривающихся Сторон по дипломатическим каналам;

Согласование процедуры подписания и порядка вступления в силу соглашений между органами исполнительной власти субъектов РФ и местными правительствами иностранного государства.

Основу сотрудничества субъектов Федерации с иностранными партнерами всегда составлял принцип экономической выгоды, поскольку большинство международных связей регионов основываются на взаимовыгодном и равноправном партнерстве прежде всего в торгово-экономической сфере. Данные нормы зафиксированы в ряде международных документов, например в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о расширении сотрудничества субъектов РФ с административно-территориальными образованиями Республики Узбекистан, а также в законе Воронежской области «О ратификации соглашений и межрегиональном сотрудничестве между Луганской областью Украины и Воронежской областью Российской Федерации. Международное сотрудничество субъектов Федерации и административно-территориальных образований Республики Узбекистан в торгово-экономической сфере осуществляется на базе договоров, заключенных между организациями и их объединениями независимо от формы собственности и подчиненности. При ϶ᴛᴏм по обязательствам хозяйствующих субъектов в рамках заключенных ими договоров, государственно-территориальные образования России и Узбекистана не несут ответственности, за исключением случаев, когда они принимают на себя поручительство по таким обязательствам. Организации, расположенные на территориях субъектов РФ и административно-территориальных образований Республики Узбекистан, самостоятельно определяют с соблюдением законодательства ϲʙᴏих государств условия, сроки и порядок расчетов за поставки продукции и предоставление услуг. Это Соглашение предусматривает обеспечение благоприятных условий для взаимных инвестиций и нормального функционирования создающихся и действующих на территориях субъектов РФ и административно-территориальных образований Республики Узбекистан организаций с совместным или иностранным капиталом. Исключая выше сказанное, субъекты Федерации вправе открывать ϲʙᴏи представительства на территории Республики Узбекистан в целях координации работы, связанной с осуществлением и дальнейшим расширением торгово-экономического сотрудничества.

При всем этом при заключении соглашений субъектов Федерации с иностранными партнерами, особенно при осуществлении внешнеэкономических связях, крайне важно учитывать степень воздействия экономико-географического фактора – комплекса природных, экономических и социальных условий развития производства на той или иной территории, что важно при формировании перспектив развития субъекта Федерации. Так, в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Монголии особое внимание обращено на углубление всестороннего сотрудничества между приграничными органами исполнительной власти РФ (Республиками Алтай, Бурятия и Тыва, Иркутской и Читинской областями) и приграничными местными администрациями Монголии. В рамках данного международного соглашения договаривающиеся Стороны будут продолжать консультации по актуальным вопросам регионального и приграничного сотрудничества между органами исполнительной власти субъектов РФ и местными администрациями Монголии.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что вышеуказанные международные соглашения направлены не только на активное содействие двустороннего сотрудничества между субъектами Федерации и иностранными партнерами, но к тому же создают благоприятные условия для осуществления внешнеэкономических связей путем расширения их прав.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Внешнеэкономические связи
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Внешнеэкономические связи – это комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всœех отраслях экономики.

Внешнеэкономические связи – формы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного и торгового сотрудничества и валютно-финансовых отношений.

К субъектам государства относятся носители прав и обязанностей, возложенных на них государством:

ü Регионы, находящиеся на самоуправлении,

ü Хозяйствующие субъекты (хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия и др.),

ü Индивидуальные предпринимательства.

Эти отношения охватывают всœе сферы экономической жизни государства:

Производственную,

Торговую,

Инвестиционную,

Финансовую.

Через механизм ВЭС спрос на товары и услуги мирового рынка переносится на внутренний рынок того или иного государства.

Это вызывает потребность в развитии производительных сил,

Способствует развитию промышленности,

Сельского хозяйства

Торговли

Сферы услуг

Финансовых учреждений

Эффективносить организаций ВЭС и механизма управления ими во многом определяется классификацией связей.

Классификация ВЭС – распределœение этих связей на конкретные группы по определœенным признакам для достижения поставленных целœей.

Классификационная система ВЭС состоит из видов и форм связей.

Вид ВЭС - ϶ᴛᴏ совокупность связей. Объединœенных одним общим признаком, к примеру, направлением товарного потока, и структурным признаком.

Классификационный признак, связанный с направлением товарного потока, определяет движение товара (услуги, работы) из одной страны в другую, ᴛ.ᴇ. отражает вывод товара из страны или ввоз товара в данную страну. По этому признаку ВЭС делятся на экспортные, связанные с продажей и вывозом товара, и импортные, связанные с покупкой и ввозом товара.

Структурный признак классификации ВЭС определяет групповой состав связей. Он связан со сферой экономических интересов и с основной целью ВЭД государства. По структурному признаку ВЭС подразделяются на:

Внешнеторговые

Финансовые

Производственные

Инвестиционные.

Форма связи это способ существования данного вида связи, внешнее проявление (очертание, оформление) сущности какой-либо конкретной связи. К формам ВЭС относят торговлю, бартер, туризм, инжиниринг, франчайзинг, лизинг и др.

Планирование объёмов ВЭС и определœение перечня номенклатуры товаров и услуг осуществляется федеральными структурами, ᴛ.ᴇ. на правительственном уровне, по стратегически важным позициям через систему государственного заказа (госзаказа) и лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами организаций, определœенных в качестве государственных заказчиков по экспорту, с функцией периода исполнения госзаказа.

Государственный заказ - ϶ᴛᴏ директивный план, включающий контрольные цифры на производство экспортной продукции за счёт государственных средств. Выдавая госзаказ государственное ведомство (министерство) берет на себя обязательство полностью оплатить его в обусловленный срок. Госзаказы реализуются через договор (соглашение), который заключается с предприятием – производителœем экспортной продукции, предполагая взаимную материальную и финансовую ответственность сторон.

Особенность госзаказа состоит в стопроцентной гарантии оплаты исполненного предприятием обязательства. Такая гарантия сбыта продукции позволяет размещать госзаказ на конкурентной основе, предъявлять жесткие требования к заданным параметрам по качеству, техническим характеристикам и срокам исполнения.

Отличие внешнеэкономической деятельности от внешнеэкономических связей состоит в следующем:

а) внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединœений и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импорной сделки, в определœении цены и стоимости контракта͵ объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами;

б) внешнеэкономическая деятельность относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью, а также экономической и юридической независимостью;

в) исходным принципом внешнеэкономической деятельности предприятий служит коммерческий расчет на базе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

Основной особенностью внешнеэкономических связей является наличие ведомственной опеки федеральных структур, определяющих их основные стратегические направления.

Ответственность за результаты внешнеэкономической деятельности лежит на самом предприятии не только в части экспортных поставок, но и импортных закупок для развития экспортного и импортозамещающего производства, технической реконструкции.

Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономические связи не являются раздельными сферами функционирования и государственного регулирования. Характер внешнеэкономической политики государства существенно определяет стратегию внешнеэкономической деятельности отраслевых министерств, ведомств, отдельных предприятий и объединœений.

Внешнеэкономические связи - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Внешнеэкономические связи" 2017, 2018.

  • - Внешнеэкономические связи Беларуси со странами, не входящими в СНГ.

    Республика Беларусь проводит многовекторную внешне­экономическую политику, направленную на укрепление роли страны в мировом сообществе, расширение и закрепление пер­спективных рынков для отечественных товаров и услуг. Созда­на развитая договорно-правовая база... .


  • - Внешнеэкономические связи в региональной политике

    Проблемы осуществления Федеральной региональной политики на современном этапе Основной целью федеральной региональной политики является укрепление единого социального и экономического пространства Российской Федерации на основе развития федеративных... .


  • - Внешнеэкономические связи

  • - Внешнеэкономические связи

    Япония очень сильно зависит от внешней торговли. Все сырье. которое перерабатывает ее промышленность, почти все топливо, потребляемое вЯпонии, поступает из-за границы. Но, кроме того. Япония ввозит и часть необходимого для нее продовольствия. Что­бы заплатить за все это,... .


  • - Контейнеризация мировой транспортной системы, транспортные мосты и внешнеэкономические связи.

    Типологические характеристики транспортной системы России. Обычно различают несколько основных конфигурационных типов транспортной сети: радиальную (одноцентровую и многоцентровую), ортогональную, древовидную, ассоциирующихся с железнодорожным и... [читать подробнее] .


  • - Тема 10. Платежный баланс и внешнеэкономические связи страны

    Литература: Б-2, Д-1, Д-2. Вопросы для самопроверки: 1. Почему платежный баланс рассматривается как «учетный инструмент», который позволяет количественно оценить связи и взаимосвязи страны в системе МЭ и мирового рынка? 2. Какова роль платежного баланса в прогнозировании... .


  • - Внешнеэкономические связи РБ. Участие РБ в экономической интеграции на постсоветском пространстве 1991-2012

    Становление и реализация белорусской модели социально-ориентированной рыночной экономики Государственные программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг., 2001-2005 гг., 2006-2010 гг. и их осуществление Состояние экономики РБ в... .


  • 1.3 Классификация внешнеэкономических связей

    Под классификацией внешнеэкономических связей следует понимать распределение этих связей на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей.

    Классификационный признак, связанный с направлением товарного потока, определяет движение товара (услуги, работы) из одной страны в другую, т.е. отражает вывоз товара из страны или ввоз товара в данную страну. По этому признаку внешнеэкономические связи делятся на экспортные, связанные с продажей и вывозом товара, и импортные, связанные с покупкой и ввозом товара. Внешняя торговля реализуется на уровне связей компаний, корпораций, межгосударственных соглашений.

    Структурный признак классификации внешнеэкономических связей определяет групповой состав связей. Он связан со сферой экономических интересов и с основной целью внешнеэкономической деятельности государства.

    По структурному признаку внешнеэкономические связи подразделяются на внешнеторговые, финансовые, производственные, инвестиционные.

    Итак, внешнеэкономические связи являются результатом мирового разделения труда. В зависимости от функциональных признаков выделяются следующие основные виды внешнеэкономических связей:

    Внешняя торговля;

    Научно-техническое сотрудничество;

    Экономическое сотрудничество;

    Кооперирование.

    В масштабах всего народного хозяйства внешнеэкономическая деятельность выступает важным фактором финансовой стабилизации страны. Поступления от ВЭД (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю бюджета.


    2. Формы и значение внешнеэкономических связей России

    Российская Федерация в своей внешнеэкономической деятельности использует многообразие форм внешнеэкономических связей:

    Внешняя торговля;

    Совместные предприятия на территории России;

    Международные объединения и организации; консорциумы; подрядное сотрудничество;

    Концессии;

    Сотрудничество на компенсационной основе;

    Сотрудничество на условиях раздела продукции;

    Переработка давальческого сырья;

    Привлечение иностранной рабочей силы;

    Научно-техническое сотрудничество - использование преимуществ международного разделения труда в области науки и техники для ускорения научно-технического прогресса;

    Патентно-лицензионные отношения - патентование отечественных изобретений за границей, продажа и покупка лицензий, оказание услуг типа «инжиниринг»;

    Прибрежная и пограничная торговля;

    Торговля строительными услугами;

    Торговля транспортными услугами;

    Иностранный туризм;

    Банковскую систему и кредитование;

    Информационные услуги;

    Свободные экономические зоны

    Прочие формы сотрудничества.

    Предметом внешнеторгового контракта могут быть различные отношения: аренда, подрядные работы, купля-продажа и т.д.

    К перспективным формам научно-технического сотрудничества относят торговлю лицензиями, т.е. разрешениями на передачу прав на применение изобретения, использования промышленного образца, товарного знака, а также продажу не защищенных патентами технологий (ноу-хау). Во всем мире обмен научной продукцией растет быстрыми темпами и уже достиг внушительных размеров. Наша страна в этом направлении делает первые шаги.

    Одной из форм внешнеэкономического сотрудничества между Россией и другими странами является лизинг, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования. Преимущество лизинга как формы предоставления во временное пользование определенных видов машин и оборудования заключается в том, что позволяет арендатору получать необходимые ему технические средства до выплаты полной стоимости, избегать расходов на ремонт и в условиях растущих темпов морального износа осуществлять замену арендованного оборудования на новое.

    В создавшихся условиях лизинг является выгодной формой сбыта для изготовителя и финансирования капитальных вложений. Лизинг можно назвать «движущей силой» современного бизнеса, так как он способствует более быстрому обороту орудий труда и, таким образом, обеспечивает успех предприятия.

    Для нашей страны в настоящее время лизинг является одной из прогрессивных форм внешнеэкономических связей.

    Важное место в развитии экономики и внешнеэкономических связей занимает формирование банковской системы и кредитования. Российская

    Федерация устанавливает тесные контакты с основными международными финансовыми институтами - Международным валютным фондом, Мировым банком, Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).

    Новым направлением в развитии внешнеэкономических связей является сотрудничество в области информационных услуг. В России информатика призвана играть цементирующую роль, противодействующую центробежным тенденциям распадающихся экономических связей. Уже длительное время функционирует международная сеть связи между информационными центрами стран Западной и Восточной Европы через московский узел в НИИ Автоматизированных систем.

    Важную роль в сфере интеграционных процессов играет Международный центр научно–технической информации. Ее задачей является развитие Международной системы научно-технической на основе кооперирования национальных систем и создания международных специализированных и отраслевых информационных подсистем. Центр ведет свои работы по трем основным направлениям:

    Справочно-информационное обслуживание потребителей МСНТ;

    Научно – исследовательские и проектные работы по созданию и освоению средств современной информационной технологии;

    Научно-методическое обеспечение развития МСНТИ, координация деятельности ее подсистем.

    Развивающиеся мировой и европейской интеграционные процессы формируют новые политические и экономические условия вхождения

    России в единое мировое экономическое и информационное пространство.

    Важную роль во внешнеэкономических связях России с зарубежными странами играет торговля. Одной из главных задач во внешнеторговых отношениях России является расширение торговых отношений и совершенствование структуры внешнеторгового товарооборота со странами ближнего зарубежья. Импорт товаров в Россию из стран СНГ в последнее время возрастает. Это является свидетельством положительной динамики в развитии внешнеторговых отношений с ближними странами. Во ввозе продукции из стран СНГ значительную долю занимают руды и концентраты алюминия, топливо, нефтепродукты, продовольствие.

    Приграничная торговля является одной из традиционных форм региональных экономических связей, основывающихся на сбалансированном товарообмене продукцией приграничных регионов соседних стран. Эта форма торговых отношений развивается в настоящее время с Финляндией, Швецией, Норвегией, Японией, КНР, КНДР.

    Место и роль приграничной и прибрежной торговли в системе внешнеэкономических связей страны определяются социальными, политическими и экономическими задачами. При всей важности экономических стимулов развития приграничной торговли, ее приоритетной функцией является содействие в решении социально-экономических задач регионального развития. Особенно это характерно для испытывающих наибольшие трудности в социальном развитии районов Дальнего Востока, Европейского Севера.

    Необходимо учитывать и общегосударственные политические задачи этой торговли. Ее ориентация на соседние государства, на определенную часть делового мира призвана способствовать налаживанию и поддержанию дружеских отношений между народами близлежащих стран.

    Внешнеэкономическая деятельность в настоящее время все больше влияет на экономические и социальные аспекты развития территорий России. Дальнейшая интеграция регионов Российской Федерации в мировой рынок, предопределяет необходимость решения широкого спектра, поблеем. Среди них важную роль играет формирование новой геополитической роли регионов Сибири и Дальнего Востока, изменение их места в экономике страны.

    Активизация восточных регионов во внешнеэкономической деятельности и интеграция в мировую экономику обусловливаются такими факторами, как:

    Возможность интенсивного развития внешнеэкономических связей регионов на мировом рынке товаров, капиталов и услуг, ограниченных возможностями внутреннего рынка, и трансформация отношений со странами ближнего зарубежья и Восточной Европы;

    Укрепление и расширение экономических и торговых связей регионов Сибири и Дальнего Востока со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, значительными возможностями развития транспортного обслуживания грузопотоков Европа-Азия;

    Наличие минерально-сырьевых ресурсов, имеющих мировое значение.


    Заключение

    Таким образом, внешнеэкономическая деятельность объективно является неотъемлемой частью экономики любого, в той или иной мере экономически развитого, государства.

    Внешнеэкономические связи - это комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики.

    Сущность внешнеэкономических связей как экономической категории проявляется в их функциях.

    Одновременно внешнеэкономические связи выступают инструментом воздействия на экономическую систему государства, которое осуществляется через механизм внешнеэкономической деятельности.

    В современном мировом хозяйстве внешнеэкономические связи выступают как факторы роста национального дохода государства, экономики народнохозяйственных затрат и ускорения научно-технического прогресса.

    Эффективность организации внешнеэкономических связей и механизма управления ими во многом определяется классификацией связей.

    Классификационная система внешнеэкономических связей состоит из видов и форм связей.

    Вид внешнеэкономических связей - это совокупность связей, объединенная одним общим признаком, например направлением товарного потока и структурным признаком.

    Форма связи - это способ существования данного вида связи, внешнее проявление (очертание, оформление) сущности какой-либо конкретной связи.

    К формам внешнеэкономических связей относят торговлю, бартер, туризм, инжиниринг, франчайзинг, лизинг и др.


    Список использованной литературы

    1. Воронкова О.Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: Учеб. пос./ О.Н. Воронкова. - М.: Инфра-М, 2006. – 495 с.

    2. Балабанов И.Т. Внешнеэкономические связи. Учебное пособие / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. - Москва: Финансы и статистика, 2000. - 512 с.

    3. Гоголева Т.Н. Международная экономика. / Гоголева Т.Н., Ключищева В.Г., Хаустов Ю.И. – М.: Изд-во КноРус, 2005. – 126 с.

    4. Щукина Н.Н. Роль внешнеэкономических связей в промышленном развитии региона: Ученик / Н.Н. Щукина; Н.Н. Щукина. – Пермь: ПТУ, 2000. - №2. - С.63-69.