Феникс мифология. Что означает Феникс? Что символизирует птица Феникс? Птица Феникс в славянской мифологии

«Подобно Фениксу из пепла возродиться
Не многим в этой жизни суждено,
Подняться вверх, упасть, но не разбиться,
И снова встать, а не залечь на дно.
За чередою взлетов и падений,
Воскреснув вновь из мрачной пустоты,
Пройдя тропой своих перерождений,
Не потерять духовной чистоты…»
(«Пепел возрождения», А. Дубасов)

Что означает приведенное в стихотворении выражение «возродиться из пепла »? Как оно появилось в нашем языке, и когда употребляется в речи? Какая магия скрыта в нем?

Сегодня я приглашаю вас посетить страну этого удивительного фразеологизма, где и отвечу на все эти вопросы.

1. История происхождения фразеологизма

Что такое «фразеологизм»? Если быть краткой, то это мудрость народа, заключенная в одной фразе, это устойчивое выражение, имеющее переносное значение и интересную историю.

Вот и у фразеологизма «» очень интересная и очень древняя история. Это устойчивое словосочетание относится к мифологическим, так как самым тесным образом связан с представлениями древних людей о мифологической птице Феникс (полная форма: «возродиться/восстать, как Феникс из пепл а»).

Феникс (слово произошло от греч. phoinix (phoinikos) - «пурпурный, багряный») - птица, известная в мифологиях разных культур, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться. Внешне он похож на орла, но с ярко-красным или золотисто-красным оперением. Живет 500 лет (по другим источникам - 1000, 1461 или даже 12 994 года), потом, предвидя собственную смерть, приносит себя в жертву путем самосожжения в собственном гнезде. Оставаясь мертвым некоторое время, он затем восстает из собственного пепла. Поэтому Феникс является символом вечного возрождения, обновления и бессмертия.

Первое письменное упоминание мифа о Фениксе встречается у Геродота (V век до н. э.). Затем Тацит (I век н.э.) в своих записях упоминает Феникса, рассказывая о том, как за прилетом диковинной птицы наблюдали жители древнего Египта. Кроме того, Феникс упоминается и другими античными авторами, такими, как Лактанций (поэма «Птица Феникс», (III-IV века н.э.) и Клавдиан (поэма «Феникс»), а позднее Овидием («Метаморфозы»), Данте («Ад», XXIV), Шекспиром («Генрих VIII»), Пельисером («Феникс и его естественная история») и Мильтоном («Самсон-борец»).
«… С той аравийской птицей,
Что во всей вселенной одна
Лишь из себя родится,
Гибнет раз в столетье она
В пламени самосожженья
И восстает, молода и сильна,
После воскрешенья…»
(Мильтон, «Самсон-борец»)

Упоминается Феникс и в древнерусских книгах:

«Есть птица в велицей Индеи, нарицаемая Фюникс. Та убо птица единогнездница есть: не ймееть ни подружия своего, ни чад, но сама токмо в гнезде своем пребываеть... Егда же состарееться, возлетить на высоту и возимаеть огня небесного и зажигаеть гнездо свое, и тут и сама сгораеть. Но и пакы в пепле гнезда своего опять нараждаеться». («Матица златая», XV век)

На Руси под влиянием мифов о Фениксе сложились и свои чудесные сказки о сияющей жар-птице. Уже сам термин «жар-птица » довольно точно передает значение греческого слова «феникс» (багряный). Так же и в Финисте - ясном соколе нетрудно узнать искаженное название Феникса.

Упоминание огненной птицы есть и в раннем христианстве, где он стал символом победы над смертью, триумфа вечной жизни, воскресения из мертвых. А также символом Иисуса Христа.

Истоки происхождения легенды о Фениксе, а стало быть, и истоки фразеологизма "возродиться/восстать из пепла", заключены в вечном обновлении природы, поражавшем воображение наших далеких предков, в смене времен года (когда зимой все умирает, а весной оживает вновь), в смене дня и ночи. Например, в Древнем Египте Феникс был напрямую связан с культом бога солнца Ра, олицетворяя ежедневное «умирание» и «возрождение» солнца и дня.

2. Значение фразеологизма

Сначала рассмотрим лексические значения отдельных слов в данном выражении:

Возродиться:
1. Восстановиться, возобновиться после разрушения, периода упадка, прийти в прежнее состояние, появиться, возникнуть вновь.
2. Ощутить прилив сил, бодрости, стать жизнелюбивым, жизнедеятельным.

Восстать:
1. Воспрянуть, встать, подняться (с какой-нибудь целью).
2. Ополчиться, подняться против кого-нибудь.
3. Возмутиться против кого-нибудь, поднять восстание.
4. Поступить наперекор кому или чему-нибудь, воспротивиться, не соглашаясь с чем-нибудь.

Пепел:
- легкая летучая рассыпчатая обугленная масса, остающаяся после чего-то сгоревшего, сожженного (словарь Ушакова), зола, все пережженное и перегорелое в прах (словарь Даля).

Но отдельные слова, попадая во фразеологизм, теряют свою смысловую самостоятельность. Фразеологизмы от свободных словосочетаний отличает «обобщенность значения всего оборота в целом, которое чаще всего не совпадает с лексическим значением отдельных компонентов, его составляющих».

Поэтому значение выражения «возродиться/восстать из пепла » несколько отличается от значения слов, его составляющих, и звучит так - «погибнуть, но чудесным образом (словно феникс) ожить ».

Постепенно слова «феникс » и выражение «возродиться/восстать из пепла » стали применяться ко всему, что временно приходит в упадок, отмирает, а потом как бы заново рождается, отстраивается, восстанавливается, например:

К людям, перенесшим несчастье, трагедию, потерявшим веру в лучшее, любовь, но сумевшим взять себя в руки, начавшим жизнь заново:
Как феникс возрождается из пепла,
Объятый пламенем тоскующей души,
Так и любовь, которая померкла
Шепнет вдруг сердцу вновь: "Дыши"
(автор неизвестен)

К человеческим сообществам и народам:
«Нас разбивали уже не раз, нас топили в крови, мешали с грязью. Но неведомо откуда находя силу, правду и волю к победе, мы возрождались из пепла…»

К вновь отстроенным после разрушения городам и странам:
Из пепла Русь, как Феникс возродится,
Взмахнёт крылами белокрылая Жар-птица,
Взлетит и снова полетит в Рассвет,
Россия Миру вновь подарит Любви Свет!
(С. Талсай)

К сферам человеческой деятельности: «Ипотека готова возродиться из пепла»

Даже к болезням: «Дифтерия - феникс, возродившийся из пепла»

Увы, не только хорошему в нашей жизни свойственно возрождаться из пепла, но и плохому тоже…

3. Фразеологизм как словосочетание

Фразеологизм «возродиться/восстать из пепла » является полновесным глагольным словосочетанием, так как состоит из двух полнозначных слов (глагол + существительное, где глагол возродиться/восстать является главным словом, а существительное из пепла – зависимым), связанных предлогом из и находящихся между собой в магии подчинения. Смысловые отношения между главным и зависимым словом - объектные.

Главное слово «возродиться/восстать » управляет зависимым «из пепла », требуя его при себе в определённой падежной форме (в данном случае – в Род. п.), то есть, когда главное слово в словосочетании меняется, зависимое всегда остается неизменным:
- возрождаешься (2 лицо, ед.ч., наст.вр.) из пепла (Род.п.)
- возродилась (ед.ч., ж.р., прош.вр.) из пепла (Род.п.)
- возродимся (1 лицо, мн.ч., буд.вр.) из пепла (Род.п.)

Заклинание, которым слово «возродиться/восстать » привязало к себе слово «из пепла » - из чего? (Род.п.) В данном случае магия, связывающая два слова, называется магией управления. На магию управления указывает еще и предлог из . Наличие предлога – всегда признак того, что перед нами управление, а не примыкание.

4. Употребление фразеологизма в речи

Фразеологизмы в нашей повседневной речи звучат довольно часто. Порой мы даже не замечаем, что произносим их, - настолько они привычны для нас и удобны. Можно произнести целую тираду, что-нибудь вроде «не смотря на синдром эмоционального выгорания, педагог нашел в себе силы на…». А можно сказать короткое - «возродился из пепла» - и сразу многое становится понятно.

Использование фразеологизма «возродился из пепла» (как и любых других фразеологизмов) характерно для разговорного стиля и некоторых книжных стилей речи. Например, для публицистического. Этот фразеологизм можно довольно часто встретить на страницах газет и журналов, в выступлениях на телевидении и радио:
- «Сможет ли пермский баскетбол возродиться как Феникс из пепла? » (Аргументы и факты, 29.10.2010)
- «Kodak хочет возродиться из пепла: знаменитой фирме может помочь процедура реорганизации, а также миллиардный кредит» (Новости телекомпании НТВ от 19.01.2012)
- «Судя по всему, на этой неделе объявят о радикальной реформе силовых структур. Она непосредственно коснется питерских чекистов. Свершится то, о чем давно говорили: в стране создают подобие советского КГБ. Железный Феликс может возродиться из пепла» (Известия, от 21.07. 2004)

В художественной литературе данный фразеологизм встречается еще чаще, чем в публицистике. И это понятно: в художественных произведениях он становится именно той краской, которая придает образность и красоту повествованию или описанию.
- «Великая душа его не сокрушалась, однако ж, под бременем тяготившей ее грусти, натура его, подобно фениксу, возрождалась всегда из собственного своего пепла и проявляла энергию по мере усиления преград и препятствий». (Д.В. Григорович «Проселочные дороги»)
- «Чердынцевы остались в Москве. Вместе с другими москвичами пережили они незабываемый день ноябрьского праздничного парада, когда словно возродившись из пепла, двинулась по Красной площади, мимо Мавзолея, могучая боевая техника - танки, бронемашины, тяжёлая и лёгкая артиллерия» (Ю. Нагибин «Павлик»).

Но особенно этот фразеологизм, как красочный, говорящий о многом образ, любим поэтами:
- Из пепла пора возродиться,
Как Фениксу-птице, пора,
Но к прежним годам возвратиться
Уже не смогу никогда...
(Г. Богатырева)

- Пусть мир родится снова
Из пепла возрождаясь,
Но я скажу три слова -
"Живу и наслаждаюсь"..
. (В. Вайденгамер)

- Смолк Везувий, стихла Гекла,
Вновь очищен водоем.
Возрождаемся из пепла.
И из пепла восстаем.
(С. Медвeдeв)

А вот в официально-деловой речи, как и в научных работах и выступлениях, где присутствуют строгая логичность, обобщенно-отвлеченный характер информации и отсутствие эмоциональности, наш фразеологизм вряд ли встретишь, ну разве что в научно-популярных произведениях, где допускается использование некоторых средств языковой выразительности.

Огромные выразительные возможности русского языка создают также фразеологические синонимы и антонимы. Одну и ту же мысль можно выразить, используя различные фразеологизмы.

Синонимом фразеологизма «возродиться/восстать из пепла » можно считать фразеологизм «восстать из праха », одно из значений которого «восставать, возрождаться из состояния упадка, забвения »

Что же касается антонимов, то ими будут являться такие фразеологизмы, как «пойти/ рассыпаться/разлететься прахом » и «превратиться/обратиться в прах », значение которых «переставать быть, существовать; уничтожиться»

Фразеологизм отличается от свободного сочетания слов не только постоянством состава и единым значением, но и тем, что является одним членом предложения. Фразеологизм «возродиться/восстать из пепла» в предложениях выступает в роли сказуемого. Для примера возьму несколько предложений, которые приводились в моем выступлении:

Нас разбивали уже не раз, нас топили в крови, мешали с грязью. Но неведомо откуда находя силу, правду и волю к победе, мы (что делали? ) возрождались из пепла …»

Kodak (что делает? ) хочет возродиться из пепла : знаменитой фирме может помочь процедура реорганизации, а также миллиардный кредит.

Великая душа его не сокрушалась, однако ж, под бременем тяготившей ее грусти, натура его (что делала? ), подобно фениксу, возрождалась всегда из собственного своего пепла и проявляла энергию по мере усиления преград и препятствий»

Вообще выражения "как феникс ", "словно феникс " выступают в предложениях абсолютно самостоятельно и имеют значение - «нечто или некто, обладающим редким даром/способностью к самовосстановлению/возрождению». Сочетаясь же с основной частью фразеологизма (возродиться/восстать из пепла ), они:

Создают более яркий, более выразительный образ для восприятия,
- находятся с ней в магии подчинении,
- играют отличную от нее синтаксическую роль, а именно – являются обстоятельством образа действия.

Рассмотрим на примере: Из пепла Русь, как Феникс возродится…

Русь (что сделает?) возродится из пепла (сказуемое)
Возродится из пепла (как? каким образом?) как Феникс (обстоятельство)

На этом наше коротенькое путешествие по стране фразеологизма «возрождаться/восставать из пепла» подошло к концу. Закончить свое выступление я хочу словами:

Каждый фразеологизм – как драгоценный камень, который блестит, пока люди о нем помнят.

Никойя, ученица 4 курса школы Аргемоны, дом Пилвилинн

Феникс — это священная птица из Гелиополиса, древнеегипетского «города солнца». Феникс служил символом солнца, заходящего вечером и снова появляющегося утром, и вечной жизни души, покидающей тело после смерти.

Величиной Феникс с орла, шея блестящая, золотистая, в хвосте же есть розовые перья, лицо круглое, на голове хохолок (Ф.Вольф). В разных странах феникс был известен под разными именами. В Аравии его называли «анка», в Персии – «симург», в Индии – «гаруда».

В бестиариях, средневековых книгах легенда о фениксе символизирует воскрешение Христа.

Первые упоминания о птице Феникс

Первое упоминание о фениксе находится у греческого поэта Гесиода, который говорит о нем как о широко известной долгоживущей птице. Однако ее самое подробное описание оставил Геродот. Согласно Геродоту, египтяне почитали феникса как священную птицу. Сам он не видел птицу и описывает ее по фреске из гелиопольского храма: «Феникс похож на орла с красными и золотыми перьями».

Вот история, изложенная Геродотом: «Молодой феникс прилетает в Египет из Аравии один раз в 500 лет, в когтях он приносит забальзамированное в мирре тело своего предка, которое хоронит в Храме солнца в Гелиополисе.»

Библейский пророк Иезекииль называет феникса царем птиц и восхищается его чудесной песней. Диоген Лаэртий (III век н. э.) упоминает о фениксе, как о единственной птице, которая не нуждается в партнере для рождения потомства.

Первое описание возрождения феникса находится у Плиния Старшего (I век н. э.). Он пишет: «Феникс живет в Аравии 540 лет, а затем умирает в гнезде, источающем аромат. Из костей и костного мозга мертвой птицы появляется маленький червь, из которого вырастает новый феникс. Со времен Плиния мифологические черты феникса остаются практически неизменными: птица живет очень долго, она является людям только незадолго до смерти, после смерти рождается заново и, наконец, феникс - птица солнца.

Сильное влияние на распространение легенд о фениксе оказали «Метаморфозы» Овидия. По Овидию, феникс бессмертная птица, ее жизнь состоит из пятисотлетних циклов. В конце каждого цикла птица строит на высокой пальме гнездо из мирра, корицы и других благовоний. Солнце воспламеняет гнездо, и феникс сгорает в огне. Молодой феникс, рождающийся из пепла, живет следующие 500 лет. Когда птенец становится достаточно сильным, он переносит прах своего предка в храм города солнца.

Птица Феникс упоминается еще в двух произведениях: «Анналах» Тацита, римского историка I века н. э., который засвидетельствовал последний прилет Феникса, и на поэтической поэме «Птица Феникс», которая приписывается Лактанцию (III - IV века н. э.).

Символ Феникса в разных культурах мира

В Древнем Египте феникс отождествлялся с солнцем, а в Риме он стал символом императорской власти. Его изображения нередко встречаются на римских монетах.

В христианском учении феникс — символ бессмертия духа, божественной любви и благословения, но и Бога-Сына, воскресшего на третий день после распятия. Изображения феникса украшают соборы в Туре, Магдебурге, Базеле, многих других европейских городах.

Птица Феникс украшает щит Жанны д’Арк, печать шотландской королевы Марии Стюарт, медальон Елизаветы I, английской королевы. На броши леди Джейн Сеймур нарисован феникс, объятый пламенем.

В китайских мифах часто описывается рожденная солнцем чудесной красоты птица с перьями пяти цветов, поющая прекрасную песню из пяти нот.

Для средневековых китайцев птица феникс олицетворяла супружескую верность и жизнь в благоденствии. Поэтому она нередко изображалась на свадебных нарядах, была символом невесты и императрицы.

В Японии феникс - Солнце, прямота, верность, справедливость, послушание.

У римлян он символизирует божественное происхождение Римской империи, ее возрождение и вечное существование.

Мифы о птице Феникс

Согласно мифам, на Земле живет только один феникс. По разным источникам, его жизнь длится 500, 1000, 1461 или даже 12 994 года. Мифы о фениксе возникли в Древнем Египте, откуда распространились в Греции, Риме, затем в христианской Европе, стали известны во всем мире. Эта птица считается символом солнца, а также загробной жизни.

В средневековой «Физиологии» повествуется христианский миф о фениксе:

«Божественная птица прилетает в Гелиополис и знаками указывает жрецу, в каком месте следует развести костер. Феникс погружается в огонь и сгорает дотла, но на следующий день из егопраха выползает червь, который еще через день превращается в птенца. Когда жрец приходит в храм на третий день, он видит взрослую птицу, которая затем улетает в неизвестном направлении.»

В конце XVII века немецкий ученый Ф.Вольф собрал вместе все сведения, которые были к тому времени известны, о небесной птице Феникс. Итог поисков был опубликован в труде под названием «Удивительный сад дикой природы, или О неразумности животных».

Описание символа птицы в Древнем Египте дает Рандл Кларк:

«Вообразите жердь, торчащую из вод Аббиса. На ней сидит серый Феникс, предвестник грядущего. Он раскрывает клюв и разрывает тишину первобытной ночи призывом к жизни и началу хода событии, «определяя, что должно быть, а что не должно». Феникс служит воплощением первоначального Логоса, слова, которое служит промежуточным звеном между божественным замыслом и воплощением этого замысла в жизнь… В каком-то смысле, когда Феникс издает свой крик, он устанавливает все [календарные] циклы, так что именно он определяет все деления времени, и потому его храм в Гелиополе стал центром определения календарных дат».
Эти слова подтверждают то, что упоминание о Фениксе тесно связано с эпохой царства фараонов, как мифических, так и исторических. Шахты погребальных камер царя и царицы имеют календарное значение, поскольку ориентированы на строго определенные звезды, и эта ориентация повторяется по циклическому закону в результате прецессии. Феникс провозглашает начало нового цикла и служит, таким образом, связующим звеном между пирамидой и звездами Ориона, а в более общем значении, является «душой» Осириса-царя.
В «Книге мертвых» (Глава 17) задается вопрос: «Кто он?.. Я великий Феникс из Гелиополя… Кто он? Он - Осирис…» , и это практически не оставляет сомнений, кем на самом деле является египетский Феникс.

Феникс также выполняет очень важную функцию: эта космическая птица приносит в Египет из отдаленной волшебной страны, находящейся за пределами земного мира, дающую жизнь эссенцию «нике». Согласно Рандлу Кларку, эта страна «остров огня»… место вечного света за пределами мира, где были рождены боги, где они возрождаются к жизни и откуда они посылаются в мир». Допуская, что феникс имеет отношение к душе Осириса, можно предположить, что место «где были рождены боги и где они возрождаются к жизни», это -Дуат.

Миф о птице Феникс «Подарок атланта Прометея»

«Вечность скучна. И если тебе вдруг выпало несчастье быть бессмертным, то, чтобы не умереть от скуки, нужно найти себе занятие достойное вечности.
Моя память простирается в прошлое до того дня, когда атлант Прометей преподнес людям свой великолепный подарок – огонь.
Мне кажется, что на свет я появился именно в тот день. Хотя, наверняка, я существовал и много дольше до этого. Но, видимо, ничего достойного в моем существовании прежде не было, и вот, за ненадобностью, все произошедшее до того дня память моя отбросила прочь.
Да и это уже не важно. Ведь ничего более увлекательного и бессмысленного, чем мое нынешнее занятие, просто не может быть.
Боги послали меня отобрать подарок Прометея у людей, а его самого низвергнули во тьму земли, и обрекли на тяжкие муки.
Да вот только подарок атланта оказался ох уж как непрост. Если бы его можно было просто так отобрать, я думаю, мудрый атлант не стал бы идти против воли богов. Но Прометей знал, что делает. Он подарил людям не просто огонь, он им отдал птицу Феникс. Да только мало кто из людей знает, что огонь – это и есть та самая легендарная птица Феникс. Боги и те долго были в неведении, потому как просто не могли поверить, что древний атлант способен на это. И каждый раз, зажигая огонь, человек дарит жизнь огненной птице. И маленькая искорка, и стоящее до небес всепоглощающее пламя – все это птица Феникс. Она везде и нигде. И поймать ее намного сложнее, чем заполнить бездонную бочку, неся воду решетом.
И все же при всей бессмысленности этого занятия, поймать птицу Феникс вполне возможно. Достаточно лишь оставить в мире один единственный огонь, и тогда птица Феникс будет поймана.
Сказать просто, да сделать совершенно невозможно. Сколько раз я уже гасил огонь во всем мире всеми возможными способами, да только всегда находился хоть самый слабенький огонь свечи, которого было достаточно, чтобы птица Феникс ускользала из моих рук.
И все же я продолжаю свое дело. С упорством и тщательностью, доступным только бессмертным. Я сделал все, чтобы огонь птицы Феникс не возгорался снова. Именно я придумал свет, который не является огнем. Я помог людям создать тепло, у которого можно греться, не разжигая огня. Я научил людей создавать видимость огня, чтобы при этом самого огня не было. И сколь бы ничтожен ни был мой труд, я радуюсь каждой своей маленькой победе, ведь это значит, что я все ближе подбираюсь к неуловимой птице Феникс.

И пусть боги уже давно перестали надеяться, что мне однажды удастся словить птицу Феникс, и сам атлант Прометей смеется надо мной с небес, глядя на бессмысленный мой труд. Пусть, важно совсем не это. Важно совсем другое. Что боги, сами того не ведая, подарили мне то, о чем мечтает любой бессмертный – они нашли мне занятие, достойное самой вечности. Нет занятия более увлекательного и бессмысленного, чем попытка поймать птицу Феникс, и я рад, что именно мне суждено целую вечность охотиться на неуловимую огненную птицу.»

Мифология многих народов даровала фениксу бессмертие и различные невероятные способности. Люди верили, что эта птица несет в себе символ огня, ведь она схожа внешне с орлом, но ее перья горят как языки пламени красным и золотым. Основной символизм феникса – бессмертие. Возможно, именно поэтому птица феникс тату значение которой столь величественно, встречаются во многих современных нательных рисунках.

Представленное тату имеет богатый и особый символизм. Главное ее значение – обновление, возрождение, воскресение. Особый почет феникс имеет в Египте, его отождествляют с Богом солнца Ра, считают солнечным и огненным существом.

Именно в этой стране впервые появились мифы об огненной птице, умеющей возрождаться из собственного пепла. Даже существовал центр солнцепоклонников – Гелиополис, где феникс играл важную роль. Люди верили, что после сожжения и обновления пепел со своего гнезда птица приносила к священному алтарю в Храм Солнца.

Птица феникс, тату значение которого имеет философский смысл, может подойти не для каждого, и это важно понимать, решившись набить себе эту птицу. Верят, что человек, изобразивший на теле это легендарное существо, будет жить долго и сможет выбраться из самых сложных ситуаций

Очень часто птица феникс тату считается талисманом, дарованным небом, оно имеет сильную энергетику и является хорошим оберегом от злых сил и глаз. Особенно это смысловое значение важно для женщин, так как мифическое существо способно оградить их от сглаза и порчи. Такие рисунки очень яркие, наполненные огненными красками, поэтому они больше привлекают внимание женщин, но и мужчины иногда наносят на свое тело такое тату.










Птица феникс тату значение – величие и яркость

Для многих народов феникс был чем-то настолько таинственным и прекрасным, что его практически боготворили. Нельзя не отметить, что его символизм разделен на две составляющие:

  • божественность;
  • умение перерождаться.

О том, насколько силен феникс, люди судили по мифам. В Древнем Китае эта птица символизировала супружескую верность. Поэтому ее наносили на свадебные украшения жениха и невесты в момент бракосочетания, как символ вечной любви. Связь с огнем и Солнцем сделали феникса отождествлением божественности и императорской власти.

Многие знатные дома брали ее за основу для нанесения на свои гербы. Геральдические птицы обычно раскидывали свои крылья в разные стороны, как бы паря над землей.

На Руси считали, что она не только прекрасна, но и очень сильна. Так, утверждалось в былинах, перья феникса крепче стали, и режут кости очень легко.

В Древнем Риме феникс был символом бессмертия империи, его изображение чеканили на монетах. Ранние христиане изображение феникса на могильных плитах, веря в бессмертие души. Евреи верили, что свое бессмертие магическая птица получила в дар за то, что отказалась пробовать запретный плод в райском саду.

Птица феникс тату для многих ее носителей может иметь символическое значение, может человек пережил страшную болезнь или катастрофу, но выжил. Феникс на его теле – знак не случайный, это символ того, что, несмотря на все препятствия, он возвратился к жизни.

Многие люди, желающие носить такое тату, не задумываются над смысловой нагрузкой рисунка и набивают его просто из-за яркости и красоты.

Птица феникс тату, значение которой мы рассматриваем, часто отождествляется с похожими легендарными существами, например, жар-птицей у славян, птицей Симург у персов, птицей Фенгхуар у китайцев. Хотя все они имеют схожее значение, но это разные существа и желательно их не путать. Символизм у птиц практически одинаковый, но вид немного другой.

Бывали случаи, что феникса изображали в виде павлина, только яркими красками. Это уже нарушение символизма. Ведь павлин несет кардинально иное значение.

Птица феникс тату значение и разнообразие мифов

Идеи с перерождением имеют множественные мифы: по одним из них феникс сооружает себе гнездо, ждет, пока оно загорится, и позже, рожденный из пламени, новый феникс погребает старый пепел.

Другие мифы повествуют о том, что птица самостоятельно говорит в огне и является самой себе и ребенком, и отцом.

Первые птицы, именуемые фениксом, появились еще во времена, когда Ева пыталась накормить всех плодами древа познания. Все эти мифы и символичность привели к тому, что современное общество относится к фениксу с неким почитанием, отсюда и частые татуировка с птицей.

Носят следующие значения:

  • цикличности (ведь птица перерождается раз в 160-1000 лет в зависимости от веры);
  • верности (как существо, что не предает никого, если уж отдало свое сердце);
  • бессмертия (убить феникса невозможно, а он, становясь дряхлым, попросту сжигает себя и дарует новую жизнь);
  • царственности (для многих народов именно эта птица считалась матерью остальных пернатых);
  • перерождения (птица символизирует перевоплощением души человека, такая татуировка поможет справиться со всеми трудностями и начать новую жизнь).

В чем-то значения и символы схожи, а в чем-то отличаются, но все зависит от вас – какое значение вы вложите в рисунок, то он и будет значить!

Посмотри видео (18 минут 52 секунды)

Как девственица - Феникс, чудо птица,
Себя сжигая, восстает из пепла
Наследником, прекрасным, как сама.

Шекспир

Фе́никс (греч. Φοῖνιξ, перс. ققنوس‎, лат. phoenix; возможно от греч. φοίνιξ, «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться.

Птица Феникс известна в мифологиях разных культур, часто связывается с солнечным культом. По одной версии птица была первоначально серого цвета, по другой - имеет внешний вид, похожий на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа, из пепла возрождается сам Феникс. Обычно считалось, что Феникс — единственная, уникальная особь своего вида. В метафорическом истолковании Феникс — символ вечного обновления.

Первое письменное упоминание мифа о Фениксе встречается у Геродота (V век до н. э.). Он сообщает, что эта птица из Аравии, живёт 500 лет вместе со своим родителем, а когда тот умирает, прилетает в храм бога Солнца в египетском городе Гелиополе и там хоронит тело родителя. О самосжигании Феникса и последующем возрождении Геродот не упоминает, а сам миф характеризует как неправдоподобный.

В христианском мире Феникс означает триумф вечной жизни, воскресение, веру, постоянство; это символ Христа. В раннем христианстве Феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его значение — победа над смертью, воскресение из мертвых. На Руси у Феникса были аналоги: Жар-птица и Финист.

В иудейской каббале есть некоторые толкования событий, произошедших в Ган Эдене (Райском Саду), где говорится, что Хава (Ева) накормила плодом от Дерева познания добра и зла мужа Адама и всех животных, птиц и зверей. Не поддалась искушению только одна упрямая птица Феникс, сохранившая впоследствии из-за этого своё относительное бессмертие. Эта птица живёт вечно, через каждые тысячу лет сгорая в пламени, выходящем из её гнезда, и снова возрождается из пепла. Здесь же упоминается о гигантской птице Зиз, которая одним своим крылом способна закрыть все солнце. Обе эти птицы, по преданиям, были обитателями Ган Эдена (Райского Сада) во времена пребывания там Адама и Евы (Хавы).

Существует и другое предание о бессмертной птице. Во время 12-месячного пребывания праведного Ноя (Ноаха) в Ковчеге во время потопа, он кормил пребывающих там животных. Из всех обитателей ковчега только Феникс лежал, скромно прикорнув в уголке, и на вопрос Ноя (Ноаха): Отчего ты не требуешь себе пищи — отвечал: — Я видел, как много у тебя хлопот с другими, и не решился беспокоить тебя. Тронутый этими словами, Ной (Ноах) сказал: — Ты пожалел моего труда, соболезнуя моим огорчениям. Да пошлёт тебе Всевышний жизнь вечную.

Феникс - универсальный символ бессмертия: смерти и возрождения в огне.

Одна из легенд гласит, что, когда феникс чувствует приближение смерти, он вьет гнездо из благовонной древесины и смол, которое затем подставляет палящим лучам солнца, пока не сгорит дотла в их пламени. Тогда из ее остатков возникает новый феникс.

«Смерть и воскрешение Феникса означают последовательные разрушения и восстановление мира, которые... совершались посредством огненного потопа...» (Е.П.Блаватская. «Тайная Доктрина»). Будучи «огненной птицей», он означает божественность царской власти, благородство и единственность, а также кротость. Во всех традициях Феникс выступает как солнечный символ. Можно провести аналогию между фениксом и другими фантастическими птицами — Бену в Египте, Гаруда у индусов, Симург в иранской мифологии, Керкес в турецкой традиции. Феникс, «освобожденная душа», по выражению К. Г. Юнга, стал символом человеческого возрождения.

В Египте феникс как символ солнечного начала, воскресения и бессмертия ассоциировался с Ра. Когда древние египтяне представляли солнце в облике птицы, его движение по небосводу в течение дня сравнивалось с полетом. Так, в Гелиополе, центре солнечного бога Атума, слившегося впоследствии с Ра, сложился миф о появлении светила в виде феникса. Феникс считался ба (душой, духовной силой) бога Ра, а также формой проявления Озириса: «Как феникс пройду я через области потустороннего мира» («Книга Мертвых»).

Но закончить мне хочется ещё одной легендой, на мой взгляд самой поэтичной, которую прочла буквально сейчас

Легенда о Фениксе

" ... Прошёл однажды между птицами слух, будто есть на свете рай, и рай тот на солнце. И собрались они и стали говорить о нём. Была на том собрании также и птица Феникс.
И сказал Старейшина собравшимся: «Рай тот совершенен, и мы, птицы, можем быть там. Но труден путь туда!»
Не нашлось тогда смельчака, который решился бы достигнуть солнца, не опасаясь сгореть в его обжигающих лучах. И сказали хором все птицы: «Да, тот рай совершенен, но, видно, не для нас он создан.»
И вдруг крикнул Феникс:«Я достигну Солнца!»
И затихли птицы, удивлённо посмотрев на своего отважного собрата. И не поверили ему, ибо было оперение Феникса серо и невзрачно, и смеялись над ним, говоря: «Поистине, безумен тот, кто говорит, что солнце не убьёт его! Будто перья Феникса крепче наших… Или летает он выше нас? Отчего же тогда...»
И вновь твёрже камня и громче грома прозвучал голос, перекрыв насмешливый гомон. И был то голос гордой птицы Феникса: «Я достигну Солнца!»
Затем расправил он крылья, поднялся в голубой простор неба и полетел к светилу. Всё ближе и ближе подбирался он к своей цели, а все остальные птицы остались на земле. И смотрели они на Феникса снизу вверх, но ни одна из них не решилась следовать за ним. А он поднимался всё выше и выше и вот уже почувствовал всем телом своим смертельный солнечный жар. И вспыхнуло тогда оперение Феникса, и загорелось оно алым огнём. Заклекотал он от боли неописуемой, но не остановился!
Не испугался, не замедлил своего полета Феникс и продолжал лететь, усиленно взмахивая горящими крыльями. И видели птицы на земле, какая участь постигла смельчака, но ни одна из них не захотела помочь ему.
Внезапно ударил яркий солнечный луч прямо в сердце смелого Феникса, и рассыпалась гордая птица в прах, а прах тот упал на теплую бренную землю и смешался с пылью вековечной на необозримых её просторах. Так в своём стремлении к прекрасному у всех на глазах погиб Феникс.
И захохотали птицы, злорадствуя: «Посмотрите, что осталось от этого безумца! Поделом же ему за его глупость!!». И не знали они, что не погиб дух Феникса так же, как погибло тело его. Не ведали они, что вознесся дух Феникса к солнцу, чтобы через мгновение ринуться затем к земле.
И увидели птицы, как что-то сверкающее пронеслось в небесном просторе и остановилось над тем местом, где рассеялось облачко праха благородного Феникса. И вспыхнул сноп белого огня, и вылетела из огня того новая птица. Была она молода, сильна, красива, пурпурным задорным огнём сверкало её оперение.
И был той птицей сгоревший Феникс. Так восстал он из праха своего, чтобы всегда продолжать стремиться к прекрасному."

Многие народы древности непостижимо одинаковым способом создали в своей мифологии, а затем в литературе, искусстве и даже в научных трактатах образ «сказочного» летающего существа — птицы по имени Феникс (Феник, Фойникс, Финикс, Финист, Фэнхуан, Бенну и др.).

Откуда-то с Востока, чаще всего из Аравии или Индии, в центр тогдашнего цивилизованного мира Египет, в храм Солнца, прилетает диковинное, похожее на птицу существо, подобного которому люди в природе не встречали. Внешним видом оно напоминает то ли орла, то ли павлина, то ли цаплю, хотя поступки совершает далеко не птичьи.

К примеру, «птица», прилетев, сжигает саму себя, а затем из пепла возрождается: новый, «молодой» Феникс, возмужав, улетает снова в Аравию, чтобы через много лет опять прилететь в храм Солнца и повторить те же чудеса...

Многочисленные варианты этого сказания встречались в Египте, Шумере, Индии, Тибете, Ассирии, Вавилоне, Китае, античных Греции и Риме и в других странах. Предания о Фениксе различны как по времени возникновения, так и по месту происхождения, отличаясь друг от друга незначительными деталями.

Фантастическая птица из древности «перелетела» в европейское средневековье, на Русь (Финиста — ясный сокол), в литературу нового времени (Вольтер, «Царевна Вавилонская»).

Известный египтолог Б. Тураев указывал, что в Гели-ополе был храм (Ха-бенну, что означает храм Феникса),где росло священное дерево, на котором сидел Феникс, на листьях же дерева боги записывали царские юбилеи.

На этом месте Феникс рождался утром среди пламени... Отметим, что в египетских мифах Феникс не прилетает с Востока, он местный.

Рождается ежедневно с восходом солнца и умирает ежедневно, тоже в пламени (вечерняя заря). И только значительно позже в мифологии стала фигурировать цифра в 500 лет — интервал между появлениями Феникса в Египте.

Перейдем теперь к античным авторам. Начнем с «отца истории» Геродота (V век до н.э.). Вначале он признается, что слышал это сказание «со слов гелиополитян», сам же он Феникса видел только на изображениях. Вот отрывки из его предания:

«Есть еще одна священная птица под названием «Феникс». Я Феникса не видел живым, а только изображения, так как он редко прилетает в Египет: в Гелиополе говорят, что только раз в 500 лет. Прилетает Феникс, только когда умирает его отец. Если его изображение верно, то внешний вид этой птицы и величина вот такие.

Его оперение частично золотистое, а отчасти красное. Видом и величиной он более всего похож на орла. О нем рассказывают вот что (мне-то этот рассказ кажется неправдоподобным).

Феникс прилетает будто бы из Аравии и несет с собой умащенное смирной тело отца в храм Гелиоса, где его и погребает. Несет же его вот так. Сначала приготовляет из смирны большое яйцо, какое только может унести, а потом пробует его поднять.

После такой пробы Феникс пробивает яйцо и кладет туда тело отца. Затем опять заклеивает смирной пробитое место в яйце, куда положил тело отца. Яйцо с телом отца становится теперь таким же тяжелым, как и прежде.

Тогда Феникс несет яйцо (с собой) в Египет, в храм Гелиоса. Вот что, по рассказам, делает эта птица».

Подобные варианты сказаний приводятся и других авторов (Овидий, Плиний, Гесиод, Гекатей). Некоторые из них утверждают, что Феникс раз в 500 лет сам прилетает в Гелиополь.

Там он сгорает в благовониях; из пепла он возрождается вновь, сначала в виде гусеницы, которая на третий день начинает превращаться в птицу и на сороковой день делается ею окончательно, и улетает домой в Аравию или Индию.

В другом конце Евразии, в Китае, как ни странно, тоже бытуют сказания о сказочных птицах фэнхуанах (фениксах). «В Китае известно предание, — пишет Н. Федоренко в книге «Земля и легенды Китая», — что в стране Тяньфанго (то есть в Аравии) в древности жили священные птицы фениксы.

Когда им исполнялось 500 лет, они собирались на ароматных деревьях, сжигали себя и затем снова возрождались из мертвого пепла прекрасными и никогда не умирающими.

Эти птицы родственны китайским птицам фэн-хуан. В древней книге «Купянцзу» говорится: «Фениксы — суть огня, живут они на горе Даньсюэ».Чем ближе к началу нашей эры, тем больше мы встречаем письменных свидетельств о Фениксе, тем полней эти свидетельства.

Прежде всего остановимся на двух произведениях: «Анналах» Тацита, римского историка I века н.э., засвидетельствовавшего последний прилет Феникса, и на поэтической поэме «Птица Феникс», приписываемой Лактанцию (III—IV века н.э.), поскольку поэма удачно обобщает большинство других античных свидетельство многочисленных Фениксах.

Вид ее диво для глаз

Тацит повествует о прилете Феникса, происшедшем всего лишь за два десятилетия до рождения самого автора (около 35 года н.э.).

«В консульство Павла Фабия и Луция Вителлия после длительного круговорота веков птица Феникс возвратилась в Египет и доставила ученым мужам из уроженцев этой страны и грекам обильную пищу для рассуждений о столь поразительном чуде...Что это существо посвящено солнцу и отличается от других птиц головою и яркостью оперения, на этом сходятся все, кто описывал его внешний вид; о возрасте же его говорят различно.

Большинство определяют его в 500 лет, но есть и такие, которые утверждают, что этот Феникс живет уже 1461 год, так как ранее фениксы прилетали в Гелиополь, в первый раз — при владычестве Сесосиса, во второй — Амасиса, и в последний — Птолемея, который царствовал третьим из македонян, причем их всегда сопровождало множество прочих птиц невиданного облика.

Древность темна, но Тиберия от Птолемея отделяет менее 250 лет. Поэтому некоторые считают, что последний Феникс не настоящий, что он не из Арабской земли и на него не распространяется то, что говорит о Фениксе предание древности.

По истечении положенных ему лет, почувствовав приближение смерти, он у себя на родине строит гнездо и изливает в него детородную силу, от которой возникает птенец; и первая забота птенца, когда он достигнет зрелости, — это погребение останков отца. Все это недостоверно и приукрашено вымыслом, но не подлежит сомнению, что время от времени эту птицу видят в Египте».

Известная эпическая поэма IV века н.э. «Птица Феникс», принадлежащая, по мнению исследователей, перу Лактанция, суммирует и обобщает мифы и сказания о Фениксе, распространенные в разных странах Средиземноморья.

Сначала в поэме рисуется тот «райский» край на Востоке, где Феникс обитал постоянно. Читателю предоставляется догадываться, где этот край находится: то ли в Аравии, то ли в Индии, то ли в Двуречье, то ли на Цейлоне, то ли на Мадагаскаре или на каких-то загадочных южных островах (фениксы древнего мира, как помнит читатель, прилетали откуда-то с юга, из Аравии).

Зачем автор переходит непосредственно к Фениксу, говорит о его времяпрепровождении, дает ему характеристику и утверждает, что в родной стране птица живет в одиночестве. После этого автор повествует о приближении конца жизни Феникса, когда ему исполняется 1000 лет и птица начинает готовиться к смерти.

Примечательно, что в поэме Феникс летит не сразу в Египет, а вначале в Сирию или в Финикию (в древности). Кстати, сирийское побережье, куда прилетела волшебная птица бессмертия, еще в древности получила название «Берег Феникса», Феникия или Финикия. Кроме того, имевшая хождение в начале эры книга «Физиолог», говоря о Фениксе, упоминает также «кедры ливанские».

Как известно, помимо Гелиополя египетского, существовал Гелиополь сирийский, от которого сохранились знаменитые развалины храма Солнца близ Баальбека.

В следующей части поэмы дана подробная картина смерти Феникса и возрождения «новой птицы». Затем следует отлет нового Феникса в египетский Гелиополь, чтобы схоронить «останки умершего отца».

После этого вновь рисуется внешний вид Феникса, но уже подробный и всесторонний.

Вид ее диво для глаз и внушает почтительный трепет. Столько у птицы осанки, столько величия в ней. Хвост распускает она, сверкающий желтым металлом, В пятнах пылает на нем пламенем яркий багрец.

Скажешь — глаза у нее — это два гиацинта огромных, А в глубине их, горя, ясное пламя дрожит. На голове золотистый изогнут венец лучезарный, Этим почтенным венцом Феб се сам увенчал.

Бедра в чешуйках у ней; золотым отливают металлом, Но на когтях у нее розы прелестнейший цвет. Величиной ни одно из животных земли аравийской С ней не сравнится — таких нет там ни птиц, ни зверей.

Затем дается картина отлета Феникса, реакция на него всего населения Египта, и в заключение — славословие Феникса: Но не медлителен Феникс, как птицы с телом огромным: Вес их гнетет, поэтому шаг их ленив и тяжел.

Птица Феникс быстра и легка и по-царски прекрасна. И пред людьми предстает, дивной блестя красотой.

Чтоб это чудо увидеть, сбегается целый Египет, Редкую птицу толпа рукоплесканьями чтит. В мраморе облик ее изваяют тотчас же священном И отмечают на нем надписью памятный день.

В появившемся вскоре после поэмы Лактанция произведении римского поэта Клавдиана «Птица Феникс» есть любопытные новые детали. Сокращая длинноты Лактанция, Клавдиан в своей идиллии о Фениксе повествует о том, как, усевшись на костре, Феникс приветствует солнце ликующей песней, прося у него живительного огня.

Солнечный Феб стряхивает со своей огненной головы один волос — и пламя охватывает костер. После чего начинается полет обновленного Феникса из пылающего костра.

Когда же останки старого Феникса сжигаются на алтаре, благовонный дым наполняет весь Египет до Пелузийских болот, даруя людям здоровье. Кстати, Плиний Старший писал, что пепел Феникса считался в древности исключительно редким и эффективным врачебным средством.

Наконец, у Клавдиана Феникс не только имеет на голове сияющий венец, но и на «лету Феникс рассеивает тьму ярким светом» (у Филистрата: «Феникс — единственная птица, испускающая лучи»).

Несомненно, что под влиянием сказаний о Фениксе, в частности варианта Клавдиана, слоились чудесные славянские сказки о сияющей жар-птице. Уже самый термин «жар-птица» довольно точно передает значение греческого слова «феникс» (багряный). В русском «Финисте — ясном соколе» нетрудно узнать искаженное «Феникс».

В поисках рационального зерна

Каковы же были реальные предпосылки для создания мифов, преданий, легенд о чудесной птице? Прежде всего обратим внимание на фактическую сторону дела.

Разумеется, вес наши попытки перевести на современный научный язык детали сгорания Феникса, зарождение нового, все этапы роста молодого Феникса (личинка, яйцо, птенец, взрослый Феникс) будут малоубедительными догадками, и мы предлагать их здесь не станем. Сказочные аксессуары в облике Феникса объясняются попыткой наших «невежественных» предков как-то описать, передать эти факты.

А сделать это было возможно, только прибегая к описанию неизвестного через известное, что-то отдаленно напоминающее. Отсюда и противоречивость в описании Феникса у разных авторов.

Так, птица рухх арабских сказаний (она же симург у персов) заслоняла солнце, когда поднималась в воздух. В своих когтях рухх могла унести слона и даже единорога с тремя нанизанными на рог слонами.

Знаменитый венецианский путешественник Марко Поло, посетивший Китай в эпоху правления Монгольского великого хана Хубилая, даже подробно рассказал об исполинской рухх, живущей где-то на Востоке.

Более того, он приводит рассказ о том, как Хубилай снаряжал экспедицию на поиски крылатого монстра. По Марко Поло, люди Хубилая отыскали родину рухх, ею оказался остров Мадагаскар, лежащий на юге от Аравии и Африки.

Путешественники сами птицы не видели, но доставили своему любознательному повелителю перо гигантской птицы — длиной в 90 пядей. Правда, комментаторы этого отрывка полагают, что участники экспедиции побывали на Мадагаскаре, но надули своего владыку и привезли ему не перо жар-птицы, а лист мадагаскарской «Sagus ruffia» — 15-метровой пальмы, на вершине которой красуется метелка из 7—8 гигантских листьев, похожих на птичьи перьр.

Однако зоологи, побывавшие на Мадагаскаре в 1832 году, нашли скорлупу гигантского яйца — в шесть раз более крупного, чем яйцо страуса. А в 1851 году были найдены кости гигантской вымершей птицы, по которым было составлено ее научное описание.

Исследовавший ее Жофруа Сент-Илер назвал птицу эпиорнисом — «высочайшей из всех самых высоких птиц», ее рост достигал в высоту 3—5 метров, а весил гигант пернатого мира около 500 килограммов.

Однако эта «рухх», будучи всего-навсего гигантским страусом, не могла летать. Диковинная птица вымерла или была уничтожена охотниками всего лет за сто до появления на острове натуралистов (так утверждает И.Акимушкин, автор интересной книги «Тропою легенд», повествующей об исчезнувших животных).

Таким образом, предание о гигантской рухх получило реальное обоснование. Не может ли нечто подобное произойти и с Фениксом, ныне неизвестной, исчезнувшей (в I веке н.э.?) птицей, пленявшей воображение древних своею красотой и необыкновенными качествами?

Или же сюжеты о Фениксе, как и о других «железных» птицах, гнездящихся на недосягаемых высотах, уносящих людей в беспредельную воздушную высь, говорят о живом воображении наших предков, стремящихся к полету в небо, к животворящему солнцу?

Может быть, это пророческие идеи, своего рода взгляд в будущее, восхищение перед героями, которые смело будут штурмовать космос, искать «траву жизни» и «траву бессмертия», добиваясь власти над косной материей? Об этом мы можем только догадываться, рассуждая о волнующем «феномене Феникса».