Что такое птица счастья. Щепная птица. Защита для беременной женщины

губернии. Одно из первоначальных её названий - «Поморский голубок».

В 1960-х годах искусство изготовления было практически утрачено. Носителем и возродителем традиции изготовления птиц был мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище Лешуконского района Архангельской области.

Sasha Krotov , CC BY-SA 3.0

В деревне открыт небольшой музей, посвящённый его творчеству. После нескольких публикаций в центральных СМИ и журналах, о творчестве мастера, промысел по изготовлению «птицы счастья» был восстановлен на архангельском предприятии «Беломорские узоры».

Традиция

Птицу подвешивали под потолком в переднем, «красном» углу деревенской горницы, где располагался стол с лавками. Когда на него ставили кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно вращалась вокруг оси.


, CC BY-SA 3.0

Согласно описанию известного исследователя русской этнографии Сергея Максимова, в XIX веке подвешенная к потолку щепная птичка была непременным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники:

«Здесь те же голубки из лучинок - досужество умелых скитников, прикрепленные к потолку ради украшения».

В путевых записках по северу России и Норвегии «За волшебным колобком» Михаил Пришвин, описывает голубка так:

«Я в чистой комнате зажиточного помора. Посреди неё свешивается вырезанный из дерева, окрашенный в сизую краску голубок».

В рассказе М. Пришвина «По Маймаксе» он упоминает птицу, описывая старика-помора:

«А то вот я его сфотографирую, и он повесит портрет в „чистой“ комнате над столиком с чистой скатертью. На него будут смотреть из угла преподобные Зосима и Савватий, а с потолка - вырезанный из дерева и окрашенный в синюю краску голубёночек - «вроде как бы Святой дух»».

Из вышеприведенного текста можно сделать вывод о сакральном назначении голубя, связанным с образом Святого духа. В связи с этим современное превращение сакрального символа поморов в обычный сувенир не совсем корректно, так как разрушает исконную суть и духовное назначение артефакта. Образ голубя - это глубокий символ надежды, а не просто украшение или деревянная игрушка, как пытаются представить некоторые исследователи.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В советской этнографии также можно найти описание голубя. В конце 20-х годов XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» так описывает птицу:

«Я остановилась изумленная, широкое окно сияло лазоревым наличником. За ним блестели серебряные океанские дали, а на фоне их покачивалось привешенное на веревочке к оконному наличнику резное суденышко. Оно было так искусно вырезано и оснащено, что, казалось, приплыло сюда из океана, чудом не увеличившись, и повисло на окне. По бокам его покачивались на таких же шнурочках резанные из тонких стружек птицы. Одна, распустив разноцветный хвост, повернула голову к морю; другая, с девичьим лицом и в высокой короне, смотрела в комнату, сложив на груди ярко-синие крылья».

Исследователь Иван Мосеев считает, что «поморский старообрядческий голубок» - артефакт этнических и религиозных верований поморского народа.

Птица счастья вешалась в доме в качестве оберега, хранителя домашнего очага и благополучия.


Андрей Полежаев , CC BY-SA 3.0

Изготовление

Изготавливается щепная птичка из двух цельных брусочков, щепки без применения клея и крепежных элементов. Противоположные концы одного брусочка тонко нарезаются вдоль. Самые кончики могут быть вырезаны фигурно.

На втором бруске с одного конца вырезается голова птички, с другого - продольные разрезы для хвоста.

В середине каждого из двух брусков делаются вырезы для последующего соединения. Соединяют их так, что они образуют крест.

Концы щепок особым образом расщепляют, наподобие веера. Получаются крылья и хвост. Щепные перья иногда скрепляют нитками.

Изготавливается птица обычно из древесины карельской сосны, ели, пихты или сибирского кедра. Древесина должна хорошо расщепляться и не ломаться на изгибах. Поначалу изделие светлое, но со временем древесина приобретает золотистый оттенок.

Считается, что раньше голубков не раскрашивали. Сейчас популярны раскрашенные птички. По желанию их можно раскрасить самостоятельно.

Если посмотреть на готовую птичку сверху, то можно заметить, что она напоминает «крест в круге», что всегда читалось сильным знаком и оберегом. По разным версиям это - знак мира, Солнца, вечности, солнечный знак, солнечное колесо.

Фотогалерея



Полезная информация

Птица счастья
Поморский голубок

Где купить

Интернет-магазин «Русские ремесла » - здесь вы купите настоящую птицу счастья, и не только!

Изделия народных мастеров

Птичка счастья-глухарка Мартына Филипповича Фатьянова была изготовлена с великим тщанием и излучала добро. Он осторожно дул на её деревянные перья, и птица поворачивалась по кругу, словно осматривала свои владения.

В золотистую фактуру сосновой дранки прекрасно вписывались красные и черные штрихи. Такое сочетание красок придавало вещи особый, «мезенский» колорит.

В руках другого народного мастера из Архангельской области, Александра Ивановича Петухова, традиционный щепной голубок, выполнявшийся всегда предельно просто, лаконичными приёмами резьбы, превратился в настоящую скульптуру - массивное туловище, причудливо выгнутые крылья, корона на голове. Работы А. Петухова украшают многие выставки. Мастер словно демонстрирует красоту материала, подбирая текстуру древесных слоев под оперение птицы, подчеркивая ею форму туловища, головы, хвоста.

Популярность

За сравнительно короткий срок производство деревянной «птицы счастья» было освоено ремесленниками во многих регионах и ведется сейчас не только по всей России, но и на Украине, Белоруссии, Литве и Чехии.

Современные традиции

В наше время щепную птицу любят и чаще всего используют как сувенир. Время от времени появляются всякие легенды, связанные с ней.

Например рассказывают, что птичку подвешивали в доме с наступлением нового года, а через год сжигали. Считалось, что птица вбирает в себя всякий негатив, охраняя владельцев дома.

Но этой легенде нет официальных подтверждений.

Теперь принято птицу счастья дарить на рождение ребёнка, подвешивать над кроваткой или на новоселье, чтобы подвесить как оберег при входе в новый дом.

Её привозят как сувенир-символ России иностранные туристы.

«Кириллов и Ферапонтово. Звёзды Русского Севера»

На территории Кирилло-Белозерского монастыря продаётся очень много сувениров. К примеру, вдоль стен в направлении Вологодской башни тянутся ряды лоточников. Но обсуждать продаваемые на лотках коммерческие поделки а-ля-рюс-хохлома-береста - несерьёзно. В Архимандричьих палатах есть небольшой магазин сувениров. В нём мы увидели шахматы и шкатулки - вологодского производства.
Шахматы всех размеров, из разных пород деревьев (кленовые, липовые и др.) и с очень интересными резными фигурками. Особенно понравились шахматные фигуры в виде пушкинских 33 богатырей и медведей. От 700р. до 5т.р. и выше. Шкатулки тоже очень симпатичные, с красивым орнаментом из мелкой-мелкой соломки. Здесь большой выбор.
А я искала птицу счастья. Деревянную. Вологодскую. С распахнутыми крыльями. Искала по всей Вологде, но нашла здесь в Кириллове. Улетели из Вологды все птицы счастья, приземлились в Кириллове.

Причём, как водится, увидела совершенно случайно. На выходе из монастыря, направляясь к стоянке, увидела лоток просто весь заставленный деревянными птичками.

А рядом сидит мастер и выстругивает очередную.

Подошли, разговорились, познакомились. Я выбрала самую большую и красивую, хотя мне ещё понравилась и другая - с длинной вытянутой шеей, её мастер называл лебёдушкой.

Такие птицы широко распространены именно здесь на Севере: в Вологодской, а ещё Архангельской области. Их делают из сосновой (или любой другой деревянной) дранки-щепы. Называют голубями или петушками. Их подвешивают на нитке под потолок, и там они тихо и плавно раскачивается, как будто парят или плавают.

Иногда их немного раскрашивают золотом, красным или голубым. Но почему именно птицы? Да потому, что Петушок - это древний славянский символ Солнца, а Голубь - это всегда Дух, Душа.

Такая птичка , совершающая круговые вращательные движения под действием восходящих потоков воздуха исстари считается на Руси воплощённым принципом свастики или солнечного коловрата .

«…По приданию, именно эта птица приносит в дом счастье, ее вешают в центре комнаты и своими «полетами» она оберегает домашний очаг. Говорят, что по тому, как к человеку повернётся птица - хвостом или головой, можно определить плохой он или хороший …»

«…Деревянная птичка-оберег — источник позитивной энергии.
«…Говорят, что птица должна обязательно попасть в руки хорошего человека. И ее ни в коем случае нельзя выбрасывать, если она поломалась - только сжигать. Птицу дарят близким людям, друзьям, молодым на свадьбу, новоселам...»


Н.Салистая, «Птица Счастья»

«…Раньше секреты изготовления оберегов передавались из поколения в поколение, и считалось за честь заниматься подобным ремеслом.
Для изготовления птицы нужны простые инструменты, которые есть в каждом доме: рубанок, нож, напильник (плоский и круглый), картон, ножницы, линейка, карандаш, а также материал (сосновые брусочки), из которого делают птицу.
Размеры птицы, а также форму головы, туловища и перьев могут быть любыми, что зависит от вкуса мастера.
Изготовить «птицу счастья» не очень сложно, хотя и необходимы большое терпение и аккуратность
…»

Посмотрите это прекрасное теплое мини-видео , если вас заинтресовала тема.
Посмотрите как работает Мастер, как движутся его руки, как он рассказывает о своём Пути…

Вообще тема Птицы в русском фольклоре неисчерпаема…

Иллюстрации к русским сказкам Niroot Puttapipat

Жар-птицы

Пока муж разворачивался и выезжал со стоянки, я успела забежать в магазин «Сувениры», который находится на дороге к монастырю, за белыми зданиями местной администрации. Это резная избушка. Оказалось, что сувениры здесь сильно отличаются от всех увиденных и очень интересные. Здесь продаются изделия из керамики местной художницы Нины Мишинцевой из деревни Куракино (kurakino.com ). а ещё плетеные длинные пояса с орнаментами, вязаные вручную круглые коврики , а ещё местные печатные плоские разноцветные прянички в виде зайцев, домов и кораблей, которые можно хранить до года.

В этом магазинчике я купила коврики (~200р., которые заметила ещё в невероятно уютной крохотной надвратной церквушке в Ферапонтово), пряники и буклет художницы. Мы хотели заехать в эту деревню по дороге в Петрозаводск, но у нас не получилось (об этом я расскажу чуть ниже). Ещё очень запомнились в этом магазинчике керамические козы. Да-да, Козы с Козлятушками. Там целая серия этих забавнейших фигурок в разных сюжетах. У Коз в ушах вставлены бубенчики. Фигурки похожи на дулёвские. Очень симпатичные, особенно для тех, кто, например, собирает. Я смотрела там и на длинные тканые дорожки-половики , но выглядели они хуже икейных, а стоили ~2.т.р..:)

* Фото Птицы счастья на главном коллаже взято из замечательного интернет-магазина

Луганчанин Виктор Буйко – единственный в Украине мастер по изготовлению уникальных деревянных талисманов - Птиц Счастья.

Кто бы мог подумать, что в Луганске живет человек, собственноручно изготавливающий красивейших деревянных журавлей, сорок и жаворонков, которые от малейшего дуновения ветра оживают? Удивительно, что равных нет ему по всей Украине. Не один десяток птиц народного мастера Луганщины Виктора БУЙКО эмигрировал за границу: в США, Италию, Испанию, Австралию. Герой материала в настоящее время делает Северную (Архангельскую) птицу по старинным канонам. На Украине технология изготовления этой птицы давно утеряна. Но Виктор Анатольевич сейчас небезуспешно занимается ее восстановлением. Нашему земляку и уникальному человеку посвящена эта публикация.

«Птица счастья», сделанная из ели или сосны, является долгожителем. Родилась она около 300 лет назад на Севере России. В одной таежной деревушке заболел мальчик тяжелой болезнью, против которой народные средства оказались бессильны. Родители уже смирились с тем, что их дитя обречено. Дело было в конце зимы. Ребенок лежал укрытый звериными шкурами и бредил, покрываясь липкой испариной. Рядом, утирая слезы, сидела мать, а отец, время от времени тяжело вздыхая, делал дранки для корзин. Мальчишка в полузабытьи спросил: «Папочка, а скоро лето? Может, когда прилетят птицы – я выздоровею?».

«Скоро сынок, скоро, еще немного – и будет лето», - грустно ответил отец, и вдруг ему в голову пришла мысль смастерить из дерева птиц и подвесить под потолок. Как только он смастерил задуманное, дом будто ожил. От струй теплого воздуха птицы закружились. Мальчишка очнулся, увидел птиц и заулыбался. Когда к нему подошла мама, он попросил кушать, впервые за много дней. Потом, словно по мановению волшебной палочки, ребенок начал поправляться. Когда он выбежал на улицу здоровый и полный сил, то удивленные соседи расспрашивали родителей, чем это они вылечили безнадежно больного сына. Узнав про птиц, стали просить хозяина вырезать из дерева и им такие же.

Таким вот образом деревянной птице приписали чудодейственную силу, она стала «святым духом», хранителем детей, позже – символом семейного счастья. Постепенно появился народный промысел.

В глубокую старину обереги были проще, грубее, так как, согласно языческим верованиям, птицу можно было делать только определенным числом прикосновений ножа к дереву. Часто над птицей произносились заклинания, но они, к сожалению, не дошли до наших дней. В настоящее время сохранилась традиция птицу не украшать, не раскрашивать и, что самое главное, птица делается из двух брусочков – цельных деталей (туловище с хвостом и оба крыла), которые потом между собой соединяются.

Виктор БУЙКО – человек скромный. С его дочерью Натальей я познакомилась случайно, собирая материал для своей очередной статьи. Она торгует различными сувенирами и поделками народных умельцев Луганщины на алее в сквере им. Тараса Шевченко. Когда она давала мне номер телефона своего отца, то предупредила, что он к прессе относится настороженно и, скорее всего, не захочет общаться.

«О нем местное телевидение даже хотело снять передачу, но он отказался», - пояснила Наталья.
Виктор Анатольевич оказался и правда человеком скромным, но встретиться согласился.

Он является членом Луганского областного народного клуба «Левша» при областном Центре народного творчества. Сейчас на пенсии, параллельно подрабатывает сторожем.

«Про меня писать не надо, вы о птицах людям расскажите», - несколько раз он повторял во время нашей беседы. К нам в редакцию народный мастер Луганщины принес коллекцию своих птиц. От мала до велика деревянные обереги расположились на столе.

«Это не естественное их состояние, они должны быть подвешены и парить в воздухе от любого дуновения ветра, даже если ты просто прошел мимо нее», - переживал Виктор Буйко за своих красавиц.

Над каждой из них наш он трудится около двух суток. Потом птички отправляются на прилавки реализаторов или же в какие-нибудь художественные салоны искать дорогу к сердцу людей.

Виктор Анатольевич, когда же вы научились делать «птиц счастья»?

В 1995 году я прочитал о существовании молодежного православного центра в г.Москве. Его руководитель Константин КОЗЛОВ приглашал людей на работы по восстановлению церквей. Замечательный, кстати, был человек. Я с ним дружил многие годы после знакомства. А в 1996 году от этой организации поехал в город Белозерск, что на севере Вологодской области. В нашей группе было много молодежи, нас ожидал тяжелый физический труд. Мы занимались расчисткой развалин монастырей, церквей и исторических зданий в этом древнем городе.

За этот тяжелый труд, надеюсь, достойно платили?

Что вы! Я поехал полностью за свой счет и питался тоже за свои деньги. Мало того, мне никто ничего не платил. Это была добровольная общественная работа.

Я удивлена… Почему же вы приняли такое решение?

Во-первых, поездка была недолгой всего лишь 20 дней. Вовторых, мне это нужно было для саморазвития. Меня интересовали те края, там прекрасная природа, люди. Я хотел собственными глазами на все посмотреть.

Народный мастер с теплотой вспоминает своего друга и наставника Юрия ШАДРИНОВА. Именно он научил Виктора Буйко делать «птиц счастья».

«У него золотые руки, - вспоминает мой собеседник. - Он все умеет! И дом построить, и картину нарисовать, и настоящее кружево по дереву вырезать. А создание птиц – это было его хобби, баловство, можно сказать. Работал он в Центре ремесел города Белозерска главным специалистом, а его жена там была директором. Я сходил на пару занятий к Юрию Алексеевичу, а потом за чашкой чая и беседой расспросил, что да как делать с деревом».

Вы помните свою первую птицу?

Да, конечно. Это был 1998 год. Она совсем не была похожа на эти, что лежат перед вами. Она была менее красивая. Я сдал ее под реализацию в художественный салон, который находится на площади героев ВОВ, возле русского драмтеатра. Через какое-то время думаю: «Дай-ка я зайду, посмотрю, как там моя птичка поживает». Захожу, смотрю, стоит женщина и вертит птицу в руках - рассматривает. А продавщица мне подмигивает и говорит: «Тссссссс, мол, не спугни». В общем, купила эта женщина мою птичку и отослала ее в Италию, в качестве подарка.

И в каких же странах живут ваши птицы счастья?

В Италии, Испании, Австралии, Скандинавии….Это то, что сейчас с ходу вспомнил. Раньше я записывал даже в блокнот, куда продаются мои работы.

Расскажите о технологии создания такого чуда.

У меня есть четыре вида птиц по размаху крыльев: 12, 14, 18 и 20 см. А есть совсем маленькие. Делаю я их из сосны и ели, но в основном, из сосны. Беру сырье у одной частной фирмы на ж/д вокзале. Она занимается изготовлением мебели и распилкой древесины. Всегда мне дают хорошие добротные дрова, за что им большое спасибо. Прихожу домой, сажусь на кухне и начинаю делать заготовки. Птица состоит всего лишь из двух деталей, туловища (от головы до хвоста) и крыльев, которые потом между собой соединяются с помощью клея. В процессе изготовления распариваю птичку, чтобы придать форму крыльям, чтобы они не полопались, сушу, потом опять распариваю и снова сушу. Для изготовления птички надо два ножа. Один основной, которым делаю практически всю работу по дереву и другой - специальный тонкий, с помощью которого нарезаю перья.

Виктор Анатольевич, говорит, что для создания деревянного шедевра должно прийти нужное настроение. Бывает даже не хочешь иной раз что-то делать, пребываешь в скверном расположении духа, а сядешь, поработаешь с деревом – и все, как рукой снимает, на душе воцаряются мир и спокойствие.

Несколько лет подряд наш герой ездил на День Независимости в Киев на Андреевский спуск, чтобы продать свои работы. Готовился к этому событию заранее, бережно и с любовью откладывал на продажу птичек в специальный ящик. Каждый год двадцать четвертого августа Виктор Буйко и его супруга везли около пяти десятков птиц в столицу. Но в этом году подобная поездка не планируется.

Каждый киевлянин на день Независимости считает необходимым пойти на Андреевский спуск и оставить там энное количество денег, ибо на этот праздник в город-герой съезжаются народные умельцы со всей Украины и России.

«Птица счастья» - источник позитивной энергии
Деревянные обереги несут в себе колоссальную энергию.

«Был у меня такой случай, - вспоминает мой собеседник. - Стою продаю птиц на ул.Советской. Денег совсем нет, так надеюсь, что кто-нибудь купит мою работу. Тут подходит женщина, вытягивает кошелек. Думаю: «Ну все, есть сегодня деньги на хлеб». А она достает ниточку, а на ней гайка - и она начинает над птицей водить…Нитка начала сильно раскачиваться и потенциальная покупательница говорит: «Ох, какая сильная энергетика у ваших птиц. Я экстрасенс – сразу это почувствовала». «Вы бы лучше птичку купили», - говорю я ей, совсем расстроившись.«Денег нет», - вздохнула женщина и ушла восвояси.

У Виктора Буйко есть двенадцатилетняя внучка Катя, но для него она – просто Цыпленок. Именно таким ласковым словом он ее называет. Я интересуюсь, принимает ли внучка участи в создании «птиц счастья».

«Сейчас она как-то охладела к этому занятию, - отвечает Виктор Анатольевич. - А когда была поменьше, то брала так бережно птиц в руки и целовала. Просила у меня: «Деда, дай мне дерево и нож». Я ей вырезал из дерева нож, и она им пыталась что-то мастерить, копируя мои движения. »

Вы бы хотели кому-нибудь передать свои знания и навыки работы с деревом?

Конечно. Но такое добро кому попало не передашь. Внучка сейчас потеряла к этому делу интерес, да и не женское это занятие. Пока не появилось в моей жизни человек, которому бы я мог передать свои мастерство. Это должен быть человек с душой, чтобы он сам захотел учиться. Есть у меня одна мечта. И однажды она чуть не воплотилась в жизнь. Когда я торговал на Советской птицами, ко мне подошел покупатель – мужчина, мы с ним разговорились. Он купил птиц для друга, который живет в США и для себя. Сейчас уже не помню, как его зовут, он сам был из области, какой-то мелкий бизнесмен. Каждые выходные этот знакомый приезжал в Луганск и мы регулярно с ним общались. Как-то он мне говорит: «Не хочешь ли поехать в США обучать своему ремеслу американские группы?». Обещал помочь деньгами и я уже чуть ли не паковал чемоданы. Но потом он резко пропал. Через знакомых я узнал, что он попал в больницу с сердечным приступом и потом его родственники повезли на операцию в Москву. С тех пор от него ни слуху ни духу. Это было в 1999 году.

Мой собеседник тяжело вздыхает. Говорит, что птица должна обязательно попасть в руки хорошего человека. И ее ни в коем случае нельзя выбрасывать, если она поломалась – только сжигать. Птицу дарят близким людям, друзьям, молодым на свадьбу, новоселам. Раньше секреты изготовления оберегов передавались из поколения в поколение, и считалось за честь заниматься подобным ремеслом.

Виктор Буйко – уникальный мастер. Без преувеличения скажу, что он – гордость Луганска. Жаль, что в век информационных технологий такие мастера мало кого интересуют. Потому и предпочитаем мы вешать в свои дома китайские обереги по фэн-шуй, ставить денежных жаб во все углы, но не знаем о существовании приносящей в дом удачу и испокон веков почитаемой славянами «птицы счастья».

Марина Чубенко,"Время Луганска"

Как сделать Птицу Счастья

Для изготовления птицы нужны простые инструменты, которые есть в каждом доме: рубанок, нож, напильник (плоский и круглый), картон, ножницы, линейка, карандаш, а также материал (сосновые брусочки), из которого делают птицу.

Размеры птицы, а также форму головы, туловища и перьев не привожу, они могут быть любыми, что зависит от вкуса мастера.

Изготовить "птицу счастья" не очень сложно, хотя и необходимы большое терпение и аккуратность.

Прежде всего нам понадобятся два бруска из мелкослойной сосны. При этом обратите внимание на то, чтобы годовые слои обязательно были строго параллельны длиннику бруска и, разумеется, древесина бруска должна быть без дефектов. Из одного бруска вытачивают туловище с хвостом птицы (рис. 3). Из другого - крылья (рис. 4). Для того, чтобы точно изготовить перья необходимо заранее вырезать из картона шаблон.

Рис. 3 - слева. Изготовление туловища птицы:

а - заготовка (брусок); б - вырезанное туловище; в - нарезка перьев хвоста; г - так распускают перья

Рис. 4 - справа. Изготовление крыльев птицы:

а - заготовка (брусок); б - вырезанное туловище; в - нарезка перьев хвоста; г - так распускают перьяа - заготовка (брусок); б - вырезанные крылья; в - нарезка перьев; г - роспуск перьев правого крыла

Затем необходимо с помощью ножа расщепить крылья и хвост брусков-заготовок на тонкие пластины. Нож подбирают тонкий, с удобной ручкой. Толщина каждой пластины 1...1,5 мм. Это работа требует опыта и терпения. Поэтому для начала лучше попробовать свои силы на любом подходящем бруске.

Следующая операция, в которой заключается "изюминка" технологии изготовления птицы, "распускание" перьев крыльев и хвоста.

"Распуская" перья на хвосте, самое верхнее перо оставляем на месте, а расположенные ниже перья по очереди заводят на верхние то с одной, то с другой стороны (см. рис. 3).

"Распуская" перья правого крыла верхнее перо 1 отгибают влево (см. рис. 4), после чего правый край кончика верхнего пера заводят под кончик нижележащего пера (благодаря вырезу в перьях, они встанут в замок). Затем отгибают влево второе сверху перо (оно отгибается вместе с верхним пером), и правый край кончика второго пера заводят под кончик третьего пера. И так далее, пока не разведете все перья крыла. Понятно, что перья правого крыла перемещаете влево-вправо, а перья левого крыла - вправо-влево.

Соединяем с помощью задвижных пазов туловище и крылья. Все - "птица счастья" в Ваших руках.

Источник - www.perunica.ru/rukodelie/820-derevyannaya-ptica-schastya.html

Родиной этой деревянной игрушки считается Архангельская область. Одно из оригинальных названий игрушки «Поморский голубок». В 60-х годах XX века искусство изготовления было практически утрачено. Носителем и возрадителем традиции изготовления птиц был мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище (Лешуконского района, Архангельской области).

Согласно описанию известного исследователя русской этнографии Сергея Максимова, в XIX веке, подвешенная к потолку щепная птичка была непременным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники.

Птицу подвешивали под потолком в переднем, «красном» углу деревенской горницы, где располагался стол с лавками. Когда на него ставили кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно вращалась вокруг оси. Птица счастья вешалась в доме в качестве оберега, хранителя домашнего очага и благополучия.

При изготовлении этих замечательных птиц, используется свойство древесины расщепляться вдоль волокон под действием клина. Именно это свойство используем мы, когда колем дрова, расщепляем лучину. С глубокой древности и до изобретения пилы доски для строительства и других хозяйственных нужд получали исключительно раскалыванием бревен вдоль волокон.

Настенное панно, светильники, карандашницы, газетницы и ширмы — вот далеко не полный перечень того, что можно сделать из лучины. Но прежде чем вы попытаетесь смастерить хотя бы самую простую вещь, научитесь правильно колоть древесину. Для работы достаточно иметь всего два инструмента: обыкновенный столовый нож с широким лезвием и топор по руке. Любое полено можно расколоть двояко — в тангентальном направлении и в радиальном.

Чтобы получить лучины с желаемым сколом, годичные слои в бруске-заготовке тоже должны иметь определенную направленность. Так, лучинки с тангентальными плоскостями раскола можно получить от бруска, у которого годичные слои параллельны узкой его грани. Если же годичные слои в бруске на торце параллельны самой большой его грани, то лучины будут получаться с радиальными сколами.

Не забывайте о том, что не все деревья одинаково раскалываются во всех направлениях. Например, древесина дуба хорошо раскалывается только в радиальном направлении. Сердцевинные лучи, расходясь во все стороны от сердцевины, совпадают с плоскостью радиального раскола и тем самым облегчают раскалывание.

Древесина осины и тополя благодаря слабо развитым сердцевинным лучам хорошо колется во всех направлениях, поэтому она является основным материалом при производстве спичек.

Хорошо колется во всех направлениях и сосна с елью, хотя в радиальном направлении лучше, чем в тангентальном.

Имеет значение и ширина годичных колец. Более чистый и ровный скол бывает у мелкослойной древесины.

Во всех щепных изделиях отдельные лучины необходимо связывать друг с другом бечевками из конопли, льна, мочала или сосновыми, еловыми и кедровыми корнями. Нежелательно применять бечевки из синтетических материалов: они плохо сочетаются с деревом. Для гибких соединений, например у газетницы, нужны льняные, мочальные и конопляные бечевки, а для жестких — корни ели и сосны.

Заготовив необходимые материалы, приступайте к работе. Прежде чем расщеплять заготовку на тонкие лучины, увлажните ее, положив в какую-нибудь посуду и залив горячей водой. Через полчаса сделайте пробу. Если заготовка плохо расщепляется, то еще немного подержите ее в воде. Если же, наоборот, она слишком разбухла, то немного подсушите ее. Нож, которым вы будете расщеплять заготовки, не должен быть очень острым. Иначе он будет резать, а не расщеплять древесину, нарушая целостность волокон. Расщепляя простой брусок, вы получите лучины в виде прямоугольных полос, которые в основном идут на плетение. Из полос можно сплести корзину, коврик под вазу или подставку под горячее.

Чтобы упростить работу, вы можете в считанные минуты сделать простейшее приспособление из двух брусков. В торцах брусков, примерно на высоте миллиметра, сделайте два пропила и вставьте в них нож. Бруски прибейте к краю стола или верстака. Между брусками с тыльной стороны ножа сделайте на верстаке неглубокий желоб, обеспечивающий свободное прохождение лучины. Подавая заготовку на острие ножа, вы довольно быстро расщепите заготовку на лучины одинаковой толщины.

Лучше всего щепные птицы получаются из мелкослойной сосны. Она легко расщепляется на тонкие пластинки и хорошо гнется. Старые мастера подметили, что мелкослойная древесина чаще всего встречается у сосны, выросшей в болотистом месте. У такой сосны золотистая древесина с красивым мерцающим блеском. Но вместо традиционной сосны можно успешно применять прямослойную и легко расщепляемую древесину ели, осины, липы и других деревьев. И еще одно условие: дерево, подготовленное для щепной игрушки, должно быть достаточно пластичным. Степень пластичности древесины определяется так. От заготовки отделите ножом небольшую щепку и с боков ее вырежьте по уголку. Поверните одну часть щепки относительно другой примерно на 90°. Если щепка не сломалась, дерево готово к употреблению. Ну а если сломалась, придется увеличивать влажность древесины. Опустите заготовку в воду, на несколько часов, а затем снова испытайте ее на гибкость. Если древесина все еще продолжает оставаться хрупкой — опять замочите ее. Необходимо, чтобы влага равномерно распределилась в древесине. На этот раз заготовку держите в воде недолго: перенасыщенная влагой древесина станет слишком вязкой и будет плохо расщепляться. Поэтому опытным путем постарайтесь вовремя определить оптимальную влажность дерева.

Для изготовления оригинальной щепной птицы вам потребуется два ровных бруска длиной 200 мм и сечением 28 х 14 мм каждый. Обрабатывая заготовку, постарайтесь обтесать дерево так, чтобы годичные слои были параллельными одной из сторон бруска.

Из одного бруска сначала вырезаются туловище и голова птицы. Не старайтесь передать их с натуралистической точностью — такое условие будет противоречить условному декоративному рисунку оперения. Перья правого и левого крыла, а также хвоста должны быть одинаковыми по рисунку, поэтому делать их нужно по шаблону, вырезанному из тонкого картона или плотной бумаги. Поочередно накладывая на каждую из двух заготовок шаблон, обведите карандашом контуры пера. Затем прорежьте ножом заготовки по намеченным контурам и пропилите пазы для соединения брусков друг с другом. Теперь приступайте к расщеплению брусков на тонкие пластинки. Эта операция самая ответственная. Она требует терпения и аккуратности. Запомните: толщина каждой пластинки должна быть не более 1-1,5 мм. Чем тоньше пластинки, тем ажурней и воздушней будет птица.

Следующий этап в изготовлении птицы северяне образно называют «распусканием перьев». Приподнимите слегка верхнее перо крыла и осторожно отогните его влево. Правый край отогнутого пера осторожно заведите за лежащее ниже перо. Затем отогните влево второе перо вместе с первым и его правую кромку подведите под третье перо. Остальные, перья крыла распускаются так же, как и два первых. Обратите внимание — с каждым последующим пером увеличивается угол, на который вы его отгибаете, поэтому последние перья крыла стараются разводить особенно осторожно. Разводя перья другого крыла, не забудьте, что перья левого крыла нужно распускать справа налево, а правого — слева направо.

Перья хвоста нужно разводить в другом порядке. Все перья отгибаются поочередно вправо — влево, вправо — влево… неподвижным остается только верхнее перо. Когда хвост будет полностью распущен, то верхнее перо окажется в середине, а справа и слева от него будет равное количество перьев.

Остается лишь прикрепить крылья к туловищу, вбив тонкий крюк для бечевки, и диковинная жар-птица готова.