Холмогоры народные промыслы. Русские народные промыслы. Холмогорская резная кость. Работа с костью

В предлагаемой вашему вниманию статье вы ознакомитесь с основными сведениями о видах кости, с кратким обзором мировой художественной резьбы по кости, ее традициями и темами, и серией иллюстрирующих текст фотографий. Основная часть обзора создана по материалам Metropolitan Museum, British Museum, в меньшей степени других зарубежных сайтов, также использовались материалы авторов.

Для резьбы в широком смысле этого слова может использоваться практически любая кость . Вот основные ее виды.

1. Рог копытных животных (оленя, лося, коровы, марала и т.п.)
2. Трубчатая берцовая кость крупных копытных - цевка (верблюд, корова, лошадь)
3. Бивень (мамонт или слон)
4. Зуб кашалота
5. Клык моржа.
6. Рог носорога
7. Рог нарвала

Добыча и реализация некоторых видов кости ограничена или запрещена, - например, рога нарвала, носорога, зуба кашалота. В 2002 г. ООН ввела частичный запрет и на торговлю слоновой костью. Таким образом, абсолютно легальны для продажи остаются только бивень мамонта, рога копытных и цевка. Так как мамонты вымерли более 10000 лет назад, их бивни не запрещены к использованию и экспорту(хотя для добычи и вывоза их все равно требуется специальное разрешение), в отличие от бивня слона и моржового клыка, использование которых наносит ущерб природе, поощряя браконьерство!

Самый пластичный и красивый из этих материалов, но и самый дорогой, конечно, бивень мамонта . Трубчатое строение цевки сильно ограничивает ее использование для скульптурной резьбы. Впрочем, из-за своей дешевизны в настоящее время ее широко используют многие резчики. В России преимущественно используется коровья цевка, в странах Азии – цевка верблюда.
Часто цевку используют для имитации или подделки бивня мамонта. Впрочем, бивень очень легко отличить. Обычно он желтоватого или коричневатого, неоднородного цвета с годовыми кольцами, как на спиле ствола дерева. Трещины на такой кости – обычное явление и не являются значительным дефектом, потому что бивень легко впитывает влагу из воздуха. Кроме того, на изделиях из бивня мамонта часто сохраняются следы внешнего слоя бивня – так называемой «корки», похожей на древесную кору. Цевка всегда однородного ярко-белого цвета, на ней нет прожилок, ее легко отличить по характерной цилиндрической пустотелой форме, либо изделие сборное и склеено из пластин. Главное же отличие – это «сетка» на поперечном срезе. Она образована сетью тонких каналов с нервными волокнами. На бивне слона тоже можно заметить такую сетку, но она выглядит по-другому – линии пересекаются под более тупым углом.

Бивень мамонта – красивый и пластичный материал, один из древнейших, использовавшихся человеком. Его сплошная, практически без пустот, однородная масса, крупные размеры позволяют выполнить из него любую скульптурную форму. Этот материал легко обрабатывается резцом и имеет красивый сетчатый рисунок. Он сохраняет эффектный внешний вид при самых разных способах обработки – покраске, полировке, гравировке. По твердости он близок к природным камням, таким как янтарь, жемчуг, коралл. Как правило, бивень мамонта добывают в районах вечной мерзлоты на дне рек, в болотах, тундре. В России это северные регионы Сибири, Якутия.

История
Наиболее крупные из известных бивней мамонта достигали длины 400-450 см, диаметр 18-19 см, вес 100-110 кг (бивни африканского слона весят около 95 кг). Древние люди использовали бивни как топливо, изготавливали наконечники стрел, украшения, ритуальные предметы. Со временем резьба по кости выделилась в самостоятельный вид художественного творчества. Была распространена в декоративно-прикладном искусстве Востока, Греции, Рима, Византии. Есть сведения, что древние греки делали колоссальные статуи из слоновой кости; остатки этих произведений не сохранились до наших дней, возможно, скульптуры были выполнены из дерева и только покрыты костяными пластинами.

Так как в Европе не имелось сколько-нибудь значительных собственных залежей бивня мамонта, слоны тоже там не обитали, то развитие косторезного искусства целиком зависело от притока иностранных материалов. 95% всей кости, ввозимой в Европу, составляла африканская слоновая кость, 5% - ввозимый из России ископаемый бивень мамонта. Резьба по кости в Европе пережила несколько упадков и возрождений, связанных с прекращением и возобновлением поставок слоновой кости с африканского континента .
Первоначально европейские резчики заимствовали стиль резьбы с ввозимых африканских изделий из кости. Постепенно формы европейской резьбы усложнялись, и, хотя в Европе не существовало специализированных гильдий резьбы по кости, и художники могли использовать различные материалы для скульптур, мелкая пластика из слоновой кости зачастую более выразительна и экспрессивна, чем монументальные скульптуры. Это связано с тем, что такие работы в основном предназначались для светских коллекционеров, что способствовало свободе выбора тем и сюжетов.

В стиле холмогорской резьбы пересекаются различные культурные традиции: севернорусская, центральнорусская, западноевропейская (заимствовались техники нидерландских и немецких изделий, рисунки гравюр) и традиции коренных народов севера.

История

Первые известные примеры изделий, выполненных в данной манере, относятся к XVII веку, однако приёмы резьбы, отличающие данный вид промысла от прочих схожих сложились лишь к XVIII веку.

, CC BY-SA 3.0

К ним относятся, например, сочетание образованного сквозными отверстиями орнамента и рельефных сюжетных изображений, использование цветной гравировки, подкраска. Иногда под резной орнамент подкладывалась цветная фольга. Может использоваться мамонтовая или моржовая кость, либо кость домашнего скота (лошадей, коров).


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Сюжетные рельефы могут изображать сцены из народной жизни, портреты или эмблемы, со 2-й половины XIX века - также местных животных и растения.

Для холмогорской резной кости характерен растительный орнамент из веточек, ягодок, а также рокайли.

Наиболее старым типом такого рода изделий являются гребни. Кроме того, в этом стиле изготавливались табакерки, коробочки, ларцы, бокалы, настольные украшения, миниатюрные портреты и даже мебель, облицованная пластинками кости.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Известны также настольные скульптуры, в том числе копии знаменитых скульптурных композиций (например, московского памятника К. Минину и Д. Пожарскому). В советский период стали также выпускаться женские украшения.

В 1930 году промысел, который находился в упадке со 2-й половины XIX века, стал поддерживаться государством. В селе Ломоносово была создана профессионально-техническая школа, а позже и Холмогорская косторезная артель имени М. В. Ломоносова (1932), в дальнейшем преобразованная в фабрику художественной резьбы по кости имени М. В. Ломоносова.

Судя по археологическим находкам, даже люди палеолита, около 40 тысяч лет назад, проявляли тягу к искусству, изготавливая художественные изделия и украшения из различных материалов для украшения себя и использования в быту. При помощи украшений наши предки выражали себя и показывали свой социальный статус. Были среди украшений и обереги, и талисманы, по украшениям можно было определить вождя. По ожерелью из клыков хищника можно было узнать самого удачливого и смелого охотника.

В древнейших захоронениях находят ожерелья из ракушек и косточек, изображения человеческих фигурок и фигурок зверей из кости, керамики, дерева. В это время получили развитие наскальная живопись, музыка (дудочки, флейты).

*Флейты, изготовленные из птичьих костей и бивней мамонта.*

Со временем резьба по кости выделилась в самостоятельный вид художественного творчества. Была распространена в декоративно-прикладном искусстве Востока, Греции, Рима, Византии. В Древней Греции из слоновой кости делали великолепные статуи, которые, к сожалению, не сохранились до нашего времени, возможно, скульптуры были выполнены из дерева и только покрыты костяными пластинами. С X века стали популярны поделки с геометрическими узорами, изображениями растений и животных.

Бивень мамонта - это благородный дорогой материал, обладающий неповторимой цветовой гаммой. Она возникает от воздействия минералов в местах залегания, повторить ее искусственным способом невозможно. Происходит так называемое природное морение, так, торф придает кости мамонта коричневый оттенок, железо - охристый, а медесодержащие породы - синеву.

Бивни и кости мамонтов находят во многих местах земли, даже в средней полосе. Но только на Севере, благодаря вечной мерзлоте, они хорошо сохраняются, хотя их возраст - минимум 10 тысяч лет. Лучше всего, говорят мастера, бивень мамонта сохраняется в северных водоемах.

Форму будущего сувенира всегда диктует материал. Мастер вписывает позу фигурки в изгибы кусочка, в его сколы и трещины. При этом нужно минимизировать расход материала, но, например, при ажурной резьбе в пыль может уйти до 50 процентов бивня. Эскизов на бумаге не делают, а на самом куске помечают части будущей фигурки. Интересно, что ни одна ручная работа не повторяет другую в точности, даже если мастер этого захочет. Каждый бивень или рог имеет свою фактуру и цвет, двух идентичных кусков не бывает.

Знаменитые теперь холмогорский, тобольский и чукотский художественные промыслы бережно сохраняют и развивают традиции старинного искусства резной кости.


*Резьба по мамонтовой кости.*


*Кривошеин. Композиция "Соловей-разбойник".*


*Резьба по кости по мотивам сказок.*

Холмогорская прорезная ажурная резьба по кости

У мастеров Древней Руси резьба по кости была распространена с Х века, ее называли «резьбой руссов». Центром искусства резьбы по кости было село Холмогоры Архангельской области, родина Ломоносова. Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его братья были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате и, впоследствии, стали лучшими ее косторезами.


*Холмогорская прорезная ажурная резьба по кости.*


*Холмогорская прорезная ажурная резьба по кости. Бивень мамонта.*

*А. Байкова, С. Катарина. Лоток «Ветер», 1982 г., колье-бусы «Каприз»,

1996г., украшение для волос «Розы», 2002г., броши «Цветы», туалетная коробочка

«Тюльпаны», 1996г. Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба.*

*В.Т. Ватлин. Гребни «В райском саду» (1986), «Радость» (1995),

«Ажурный» (1996). Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба.*

*Ажурная, рельефная резьба по бивню мамонта. Холмогоры.*

В конце XIX - начале XX века в результате развития торговли с американскими и европейскими купцами и китобоями появляются украшенные резьбой сувенирные предметы, предназначавшиеся для сбыта.

*Художественные изделия из бивня мамонта.*

Для начала XX века характерно появление моржовых клыков с гравированными на них изображениями.

Созданные в 1920-1930 годах фигуры моржей, нерп, белых медведей статичны по форме, но выразительны. Но уже в 1930-е годы появляются скульптуры, в которых резчики стремятся к передаче характерных поз, отступая от символичного, статичного образа. Эта тенденция расширяется в последующие годы. В 1960-1980-е годы в чукотской резьбе доминируют скульптурные группы.


*Композиция "Первобытный человек".*


*Композиция выполнена на натуральном бивне мамонта, найденного в Якутии.

Жизнь охотников на мамонтов. Рельефная резьба.*

Тобольская резная кость

С появлением в Сибири русских поселенцев и пленённых шведов, сосланных в Сибирь после Полтавской битвы, зародилась резьба по кости в районе города Тобольска в XVII в. В 1874 г. появилась косторезная мастерская Овешковой, которая способствовала оформлению художественного стиля тобольского искусства – выделению детально проработанной круглой скульптуры, отличающей тобольскую резьбу по кости от холмогорской. Круглая скульптура стала характерной особенностью тобольского косторезного искусства. В Тобольске распространён традиционный вид обработки кости – инкрустация – украшение изделий из белой кости костью различных естественных оттенков. В 1960 г. создана Тобольская фабрика художественных косторезных изделий. На фабрике хранится единственная по уникальности коллекция произведений из мамонтовой кости, зуба кашалота, клыка моржа: ажурные шкатулки, шахматы, письменные принадлежности. Творчество косторезов отмечено золотыми медалями на выставках в Париже и Брюсселе.

* Скульптура "А как у вас?".Бивень мамонта*


*Скульптурная композиция "Северный олень с оленёнком". Г. Тобольск. Конец XIX - начало XX века. Бивень мамонта*

Школа магаданских резчиков еще молода, она уже достаточно известна, предприятие было организовано на базе Магаданской фабрики резьбы по кости и рогу, основанной в 1965 году. В творчестве художников промысла прослеживаются два основных направления. Одно из них - объемная резьба из моржовой, мамонтовой, поделочной кости и рога оленя фигурок животных, развернутых композиций, шахмат, брелоков, национальной скульптуры (пеликенов), женских украшений из кости в сочетании с замшей, мехом. Второе - плоскостная цветная гравировка на моржовых клыках на темы жизни народов Севера. Сюжетная гравировка - традиционное художественное направление в искусстве северных народов - похожа на рассказ в цветных рисунках. Объемная резьба и сюжетная гравировка применяются как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.


*Из жизни народов севера.*


*Фигурка моржа и моржовый клык с гравированным изображением.*


*Миниатюрная резьба по кости. Бивень мамонта. Размер 110-157 мм. 2006 г.*

Холмогорская резьба по кости как промысел существует уже почти четыреста лет. Этим искусством занимались мастера из города Холмогоры, что находится под Архангельском, и его окрестных деревень.

Их работы отличались высоким мастерством, отточенной техникой.

Лучшие мастера резьбы привлекались для работы в Оружейной Палате, которая выполняла работы для царского двора.

Мастера резьбы использовали для работы моржовую и мамонтовую кость, цевку, создавая из них и предметы роскоши, и повседневные вещи. Заказчиками у холмогорских умельцев был не только царский двор, но и монастыри, храмы.

Первые архивные сведения относятся к 17 в. «Курцева (Холмогорский посад) 1622-1626 гг.». Среди прочих профессий жителей указаны «четочники» Исачко Трофимов сын Соломатов, «четочник» молодчей, Селиванко Иванов Сын Выдрин, четочник, молодчей и т.д. К 17 же веку относятся сведения о Шешининых Евдокиме, Семене, Иване, Семене, Василии. Все они были вывезены из Холмогор в Москву для работы в Оружейной палате.

Ларчик Неизвестный резчик из семьи Шешениных (?). Москва. Оружейная палата (?) Конец 17 века Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба 8х 12,5x8,4. ГИМ Ларчик состоит из костяных дощечек толщиной до 0,5 см, украшенных прорезными пышными побегами и коронованными львами. На крышке - двуглавый орел. Орнамент выполнен с легкой рельефной проработкой. Боковые ребра оформлены как витые колонки. Фигурные металлические петли и личинка замка служат дополнительными декоративными элементам!

18 век – период активного развития промысла. Строительство новой столицы России, Петербурга, сопровождалось заказами на изготовление богатых нарядных вещей для императорского двора

Наибольшего расцвета Холмогорская резьба по кости достигла в эпоху царствования Петра Первого. В это время мастера исполнили ряд уникальных работ, которые для современных косторезов служат образцами художественного оформления и технического исполнения. Петр I, познакомившись с холмогорской резьбой по кости, покровительствовал мастерам и снабжал их образцами западного косторезного искусства. С волной иноземных влияний приходит мода на изделия из кости. Они получают широкое распространение среди высшего дворянства. Костяные изделия в качестве памятных подарков вручались весьма важным особам. Следует отметить, что в царском обиходе постоянно находились костяные изделия. После смерти Екатерины первой в протоколах Верховного Тайного Совета было зафиксировано, что личные вещи императрицы хранились в двух холмогорских ларцах. Не менее любопытно, что в личных комнатах Екатерины два резных костяных образа в золотой оправе, а так же два костяных образа в серебряной оправе. Это свидетельствует об устойчивом интересе к изделиям из резной кости - ларцам, гребням, иконам, другим предметам.

Резчик Шубный Яков Иванович Декоративная пластина «Родословие» Холмогоры. 1774. Моржовая кость, дерево, ткань Ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка, обивка 39x41,0x3,5. ГИМ На декоративной пластине «Родословие» выполнен 61 портрет. На раме внизу находится подпись резчика, что представляет собой исключительное явление. Изображения военных атрибутом и парусных кораблей напоминают о недавней победе русского флота при Чесме в 1770 году.

.

Портрет императрицы Екатерины 2 Архангельская губерния. 1760-е Бивень мамонта, дерево, кожа, металл Ажурная, рельефная резьба, гравировка Рама:18,2х17,7 Пластина: 15,7 х 15 х 0,5. ГИМ Желая придать торжественность небольшому портрету императрицы Екатерины II, резчик поместил его в пышную раму из привычных холмогорских завитков-«раковин».

Костяные кубки с крышками Кубок с портретом императрицы Елизаветы Санкт-Петербург (?). 1759-1760 Бивень мамонта Токарная, рельефная резьба, гравировка Высота 29,5; диаметр основания 9,5 Мастерская Дудина Осипа Христофоровича Кубок с портретами великого князя Павла Петровича, великой княгини Марии Федоровны и императрицы Екатерины II Санкт-Петербург. 1776 (?) Бивень мамонта Токарная, ажурная, объемная, рельефная резьба, окраска Высота 32; диаметр основания 9,6 ГИМ С середины XVIII века костяные кубки с крышками вытачивали специально для подношений (подарков); их украшали резными портретами и государственным гербом. Объемная резьба ножки придавала неповторимость каждому предмету.


Седло. 18 век. дерево, кожа, кость, резьба, раскрас.

Резчиком по кости и перламутру начинал великий русский скульптор Федот Шубин. Юношей он поступил в косторезную мастерскую, а потом по примеру своего земляка ушел с рыбным обозом в 1759 году из Холмогор в Петербург. Ломоносову удалось заинтересовать президента Академии художеств талантом юноши, и Федот был принят обучаться скульптуре. Продолжал обучение Шубин в Италии и Франции, был избран почетным членом Болонской академии художеств.

По возвращении на родину Федот Шубин приобрел всероссийскую известность.
Но с годами интерес постепенно угасал и мастер скатился в нищету, не прекращая при этом работать. Неоднократные просьбы в помощи к царю оставались неуслышанными, и лишь перед самой смертью Павел подарил ему перстень и Академии не оставалось ничего как тоже проявить внимание. Ему дали профессорский чин и квартиру с дровами, но здоровье было подрвано и он умер.


Ф.Шубин. Портрет Екатерины II. 1780-е годы. Кость. Холмогоры. ГЭ.

Начатый Шубиным определенный этап в развитии косторезного искусства завершил Осип Дудин, образованнейший человек, любитель книг. .

Санкт – Петербург. Мастер Осип Дудин
Около 1777
Дерево; кость, фольга; рельефная и ажурная резьба, гравировка. 94х86,4х39
Частное собрание

Санкт – Петербург. Холмогорские мастера.
Середина XVIII века
Дерево, моржовая кость, фольга; резьба, окраска
167х80х36
Государственный Эрмитаж

Самым дорогостоящим было изготовление предметов мебели, когда деревянный остов облицовывали костяными пластинами, украшенными тончайшей резьбой.

У Дудина не раз покупали резные костяные шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича.
В богатых по оформлению ларцах глазковый и растительный орнаменты объединялись с прорезным узором, рисунок которого включал как растительные мотивы, так и варианты пышных завитков, пришедших в холмогорскую резьбу их официальных стилей барокко и рококо

На смену ему пришел другой мастер резьбы по кости Николай Степанович Верещагин. Расцвет его творчества пришелся на 1790-1810 гг. Он также был уроженцем Холмогорского уезда, вырос в семье солдата, выучился резьбе и вскоре прославился. Так же как и Дудин, Верещагин соединил в своем творчестве традиции севернорусского косторезного искусства с элементами раннего классицизма, свидетельствующие о достаточной эрудиции и. Культуре художника, его контактах с петербургскими заказчиками и двором. Многие произведения костореза поступали в Зимний дворец и определялись на хранение в Императорский Эрмитаж. Сохранилось несколько декоративных ваз, выточенных и украшенных сквозной тончайшей резьбой и рельефами. Одна из таких ваз была преподнесена Екатерине П.

Мастерская Верещагина Ваза «Времена года»

Архангельск, 1790-е. Слоновая кость (?), дерево, шелк

Токарная, ажурная, рельефная резьба

В медальонах вазы вырезаны изображения времен года, между которыми из цветочных гирлянд выведены литеры «В», «Л», «О» и «3» (весна, лето, осень, зима).

Весь объем разбит на ряд орнаментальных поясов, из которых состоит ваза. Продуманность формы и декора, чистота исполнения свидетельствуют о высоком профессионализме художника-декоратора, работавшего в стиле раннего классицизма. По-видимому, в ее изготовлении принимали участие резчики Архангельской мастерской Прокопия Степановича Верещагина - однофамильца или, вероятно, родственника Николая Степановича Верещагина.

В ажурный орнамент постепенно вводятся сюжетные изображения, выполненные в технике рельефа. К концу 18 века к традиционным ларцам и коробочкам присоединяются миниатюрные секретеры и бюро, комодики и туалетные шкатулки, табакерки и гребни. Для пышности и яркости фоном ажурному орнаменту служит фольга или шелк.

К концу 19 – началу 20 веков холмогорской резьбе характерна механика сквозной резьбы. В этой технике выполнено блюдо, поднесенное великому князю Владимиру Александровичу при посещении Холмогор в 1885 году, выполненное Михаилом Бобрецовым. Блюдо находится в выставочном зале музея Ломоносова. (не нашла я фото этого блюда к сожалению)

Резчик Бобрецов Михаил Никитич Икона «Распятие с предстоящими» Архангельская губерния Вторая половина XIX века Моржовый клык, кость, дерево, ткань, бумага Рельефная, ажурная резьба, гравировка 35,2x30x2,5. ГИМ

Картина «Прощание с императором Александром 1» Архангельская губерния Вторая четверть XIX века Моржовый клык, дерево, фольга, ткань, бумага Рельефная, ажурная, токарная резьба, гравировка, окраска, оклейка, обивка 36 х 54,5 х 3,5. ГИМ Картина «Прощание с императором Александром 1» в технике накладного рельефа Выполнена по гравюре А. Афанасьева, Появившейся вскоре после Неожиданной смерти Александра 1 в 1825 году.

Скульптура «Петр 1 - победитель шведов» Санкт-Петербург (?). 1780-1790-е Бивень мамонта, черное дерево, дерево, ткань Объемная, рельефная, токарная резьба, гравировка, оклейка 23x19x12. ГИМ Петр 1 изображен на поле Полтавской битвы. В посвятительной надписи он назван «Отцом Отечества». Резчик создал свою композицию под влиянием памятника Э. М. Фальконе (1782) на основе гравюры Даниила Голяховского (1709): Изображение заднего плана он поместил внизу на подставке.

Икона «Воскресение и 12 праздников» Архангельская губерния Вторая половина XVIII века Бивень мамонта, черное дерево, дерево Ажурная, рельефная резьба, обивка 55x45. ГИМ

Коробка для рукоделия Санкт-Петербург (?). Конец XVIII века Моржовый клык, дерево, ткань, фольга, металл. Токарная, ажурная, рельефная резьба 19x31x25. ГИМ Коробка для рукоделия имеет несколько отделений для хранения наперстков, ножниц и игольников, костяных катушек. Подобные шкатулки предназначались для узкого круга столичных ценителей и отличались Стилистической чистотой
исполнения

Прибор чернильный с вензелями «MZ» «YZ» Санкт-Петербург Конец XVIII - начало XIX века. Моржовый клык, дерево, фольга, бумага. Токарная, ажурная, объемная резьба, обивка, гнутье, оклейка 7,5x29x15,8. ГИМ Кость редко использовали для Изготовления Чернильных принадлежностей, поэтому заказной чернильный набор, Состоящий из подставок для стеклянных флаконов с чернилами и песком, а также из коробочки для перочистки, является по-своему уникальным. Его отличает чистота Выполнения орнаментов, высокое мастерство ажурной резьбы.

Цепь ордена Андрея Первозванного. Архангельск (?). 1819 (?) Моржовый клык Ажурная, рельефная резьба, гравировка. Общая длина 88 Звенья: 7 х 4,5 и 10 х 6,5. ГИМ
Цепь ордена Андрея Первозванного состоит из 21 ажурного медальона. Эти резные медальоны точно воспроизводят звенья аналогичной орденской цепи, сделанной из драгоценных металлов и камней.

Как и большинство промыслов и ремесел, холмогорская резьба по кости переживает в конце 19 века кризис. Не дает результатов ремесленный класс по подготовке мастеров. Его закрывают. Остается трое мастеров, сохраняющих традиции промысла.
К началу 20 века искусство практически прекращает существовать, творчеством продолжают заниматься лишь несколько мастеров.
Перепелкин Максим Иванович, родился в 1860 г. С 1885 по 1900 работал руководителем класса резьбы по кости при Ломоносовской школе. Отличный мастер, в совершенстве владел техникой резьбы. У него учились Гурьев, Петровский и Узиков, с именами которых связывают возрождение промысла в 30-х годах двадцатого века. В это время мастера основное внимание переключили на расхожие бытовые вещи.

Начало возрождения промысла приходится на конец двадцатых - начало тридцатых годов прошлого века, открывается новая профессионально-техническая школа, где обучаются молодые резчики.

Когда в 1921 году в Архангельске были организованы курсы резчиков по кости, древнее холмогорское мастерство было уже почти забыто.

В 1929 году в Холмогорах открывается учебный пункт косторезного искусства, через год он преобразуется в художественную школу. Ее первые ученики и создали в 1933 году в селе Ломоносово артель, которая стала основой будущей фабрики резьбы по кости имени М.В. Ломоносова.


Резчик Шарыпина Устинья Семеновна (род. 1918) Рамка для фото «Животный мир» Моржовый клык Ажурная резьба Музей Ломоносова

Резчик Синькова Мария Петровна (род. 1920) Кубок «Север» Мамонтовая кость

Резчик Тышова А.Н. Рамка для фото «Поездка» Мамонтовая кость

Из наших современников более известны имена Буторина Н.Д., Просвирнина В.А., Ватлина В.Т. Работы этих мастеров экспонируются на выставке «Холмогорская резная кость», в выставочном зале Историко-мемориального музея М.В. Ломоносова. Коллекция насчитывает более 500 экспонатов. Вдумчиво и проникновенно обращаются мастера-косторезы к богатым историческим традициям резьбы и гравировки, творчески осваивают не только техническую сторону наследия. Только на этом пути оказалось возможно развить гравюру на кости. Образцы этого нового направления, связанного, прежде всего с именем Н.Д. Буторина представлены на выставке.

Буторин Николай Дмитриевич (род. 1934), заслуженный художник РФ. Ваза «Баллада о Севере»

Кубок «Лесные мотивы». 1977 Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьба

Штанг Анатолий Егорович (1915-1983) Настольное украшение «Северные мотивы». Моржовый клык Ажурная, рельефная резьба

Буторин Николай Дмитриевич (род. 1934), заслуженный художник РФ

Ваза «Океан». 1983 Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба

Штанг Петр Петрович (род. 1922)

Ларчик «Сын помора». 1987 Кость Ажурная, рельефная, объемная резьба, тонировка Музей Ломоносова
Ларчик повторяет пирамидальную форму деревянного памятника М. В. Ломоносову, поставленного на Курострове в XIX веке. На крышке ларца - фигурка юноши, сидящего с книгой, на скатах - рельефные изображения северных пейзажей и виды Санкт-Петербурга, где работал и жил выдающийся ученый

Резчик Лаврентьев Николай Николаевич (род. 1962)

Ларец «Петр 1». 1981

Кость Ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка, тонировка

С именем Петра 1 связано строительство парусного флота на верфях Вавчуги, что на правом берегу Двины, напротив Курострова. Поэтому на холмогорских шкатулках и кубках портреты Петра I всегда соседствуют с Изображениями кораблей.

Шубный С.А. (род. 1970)

Вазочка «300 лет Санкт-Петербургу». 2003

И.В.Хабаров

Коробочка

Новоселова Алла Юрьевна (род. 1956)

Кубок «Петровский флот». 2003

Гурьев Александр Степанович (1929-1990)

Коробочка-репка. 1978

Кость Ажурная резьба

Ваза «Завиток». 1980

Кость Ажурная резьба Музей Ломоносова

Колье-бусы «Каприз». 1996 Бивень мамонта Ажурная резьба Осипов Геннадий Федорович (род. 1945), заслуженный художник РФ

Гагаричев Юрий Вениаминович (род. 1969)
Украшение для волос «Розы». 2002 Кость Ажурная, рельефная резьба

Гурьева Э.Л. Броши «Цветы»

Буторин Михаил Николаевич (род. 1969) Туалетная коробочка «Тюльпаны». 1996 Зуб кашалота. Ажурная резьба

Осипов Геннадий Федорович (род. 1945), заслуженный художник РФ
Ларец «Весенняя песня». 1989 Кость. Ажурная, рельефная резьба, тонировка. Музей Ломоносова

Осипов Геннадий Федорович (род. 1945), заслуженный художник РФ
Коробочка-репка. 1995 Бивень мамонта. Ажурная резьба

Коробочка «Птица». 1995 Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьба

Туалетная коробочка «Птицы». 2001 Кость, моржовый клык. Ажурная резьба

Нож «Фантазия». 2003 Кость. Ажурная, рельефная резьба

Норкин Валерий Владимирович (род. 1975)
Нож для разрезания бумаги. 2002 Кость Ажурная, рельефная резьба



Ставец «Всем святым» Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьба

Мироносица «Помоги земле русской». 1992 Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьба

Кубок «Великий Новгород». 1984 Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба

Зачиняев Николай Иванович

Икона «Богоматерь Казанская». 1996 Бивень мамонта, кость Ажурная, рельефная резьба Коллекция Джона Вуда (США)

Федухина Ольга Валериевна (род. 1966) Панагия. 2002 Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба

Байкова Алла Юрьевна (род. 1957)
Бусы и серьги «Старинные». 1994 Кость Ажурная, рельефная резьба

Катарин Сергей Николаевич (род. 1970)
Ваза «Дыхание леса». 1991 Моржовый клык Ажурная, рельефная резьба

Новоселов Андрей Валентинович (род.1959)
Вазочка «Олень». 1994 Кость. Ажурная резьба
Вазочка «Ладья». 1993 Кость. Ажурная резьба

Ватлин Василий Тимофеевич (род.1956)
Брошь «Птица».

Гребень «В райском саду». 1986 Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба Музей Ломоносова
Гребень «Радость». 1995 Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба Музей Ломоносова
Гребень «Ажурный». 1996 Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба Музей Ломоносова

Просвирин Виталий Александрович (род. 1929), заслуженный художник РФ

Ваза «Рябина». 1982 Зуб кашалота Ажурная, рельефная резьба
Ваза «Охотник на уток». 1987 Зуб кашалота Ажурная, рельефная, объемная резьба
Скульптура «Охота на медведя»

Маклакова Ирина Ивановна
Коробочка «Улетели листья с тополей». 1994 Зуб кашалота. Ажурная, объемная резьба
Коробочка «Фантазии в новогоднем лесу». 1995 Зуб кашалота Ажурная, объемная резьба
Коробочка «Отдых на перелете». 1995 Кость, моржовый клык Ажурная, объемная резьба
Ваза «Деревья спят». 2002 Бивень мамонта, кость Ажурная, рельефная, резьба

Галемский Михаил Александрович (род.1959) Серьги. 1995

Мальгин Александр Анатольевич (род.1979)
Вазочки «Охота». 2002 Кость, дерево Ажурная, рельефная резьба

Гурьев Алексей Александрович (род. 1962)
Настольное украшение «Охота на кабана». 2003 Зуб кашалота Ажурная, объемная резьба Коллекция Джона Вуда (США)

Тема охоты - одна из наиболее популярных и современном Холмогорском искусстве. Мастера обращаются как к местной художественной традиции, так и к европейским образцам.

Юрьев Александр Геннадиевич (род. 1970) Шахматы. 1994
Кость Ажурная, рельефная, объемная резьба, тонировка

К последнему десятилетию относится наибольшее количество работ, экспонированных на всевозможных выставках в России и за рубежом, что дает возможность отчетливо представить творчество и выдающихся опытных художников, и самостоятельные шаги молодежи, только вступающей в искусство.

В с. Ломоносово, на фабрике художественной резьбы по кости сейчас изготовляют массовые изделия на продажу и уникальные тематические вещи. Используется традиционный материал: кость моржовая, мамонтовая и простая говяжья кость-цевка. Растет новое поколение мастеров. Промысел не стареет. Он молод, и поисками новых путей в искусстве, и постоянным притоком молодых творческих сил.

Вконтакте

Стоит подворотенка - дорог рыбий зуб
Мудрёны вырезы вырезано.
А и только в вырезу - мурашу пройти.

Народная загадка

Зарождение ремесла

Археологические находки дают возможность утверждать, что человек начал обрабатывать и использовать кости животных в хозяйственно-бытовых, а затем и в декоративных целях, ещё в глубокой древности.

, CC BY-SA 3.0

Некоторые находки на территории современной России, датируются VI веком до н.э. Конечно, технологии тогда ещё были не развиты и изделия далеки от той тончайшей кружевной резьбы, которая так восхищает нас сейчас.

В те древние времена кость во многом заменяла людям нехватку железа, из неё изготавливались многие орудия труда, например иглы и шила.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Постепенно, железо прочно вошло в обиход, но это не заменило, а скорее даже укрепило и разнообразило косторезное ремесло. С появлением металлических орудий труда появилось больше возможностей обрабатывать кость, изделия стали более разнообразны.

Изделия

Художественно обработанная кость применяется как декоративная отделка, также из неё изготавливают предметы целиком. Искусство резьбы по кости приравнивается к ювелирному.

  • шкатулки
  • ювелирные украшения
  • декоративные украшения
  • составляющие элементы предметов бытового назначения

и многое другое.

Резная кость обладает большим количеством достоинств. Она прочна, долговечна, устойчива к воздействию окружающей среды. Одно из самых главных достоинств, это то, что обработанная кость очень красива.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Приятный бежеватый оттенок смотрится всегда нарядно и светло. Изделия светятся изнутри, особенно это проявляется в ажурных резных изделиях.

Настольные приборы, шкатулки, рукояти ножей, декор на оружии - кость излюбленный материал, когда речь идёт о дорогих высокохудожественных изделиях.

О материале

«Резная кость» - понятие общее. На самом деле, мастера используют в работе разные виды кости, включая рога, а так же бивни слона, мамонта, клыки моржа. Используют и кости крупного рогатого скота - цевки.

Кости различаются цветовыми оттенками, блеском, текстурой. Мамонтовая кость имеет теплый желтоватый тон и текстуру в виде миниатюрной сеточки. Моржовая кость светлее и холоднее по цвету, в отличие от бивня мамонта, имеет ячеистую внутреннюю часть, что несколько сужает возможность создания художественных изделий.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Перед началом резьбы, кость подвергают обезжириванию, а затем, применяя резцы, вырезают различные изделия. Рога обезжиривать не нужно.

Резьба по кости в наше время

Косторезный промысел продолжает развиваться. Это связано с неугасающим спросом на такие изделия. Резная кость очень красива и декоративна, но достаточно дорога.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Продолжают работать предприятия на Русском Севере и в Нижегородской области. Не так давно восстановили промысел в Хотьково.

Изделия мастеров-косторезов прошлого и современных, хранятся в крупных музеях нашей страны, известны за границей.

Фотогалерея










В этих местах научились использовать кости местных животных или пользуются привозным сырьём.

Холмогорский косторезный промысел является самым старинным. Остальные возникли уже в советские времена.

Разновидности резьбы по кости

Техник резьбы достаточно много:

  • скульптурная
  • наборная
  • ажурная резьба
  • токарная обработка
  • инкрустирование
  • выжигание

Всё это выполняется вручную с помощью специальных инструментов, которые претерпели достаточно сильные эволюционные перемены. Например, сейчас повсеместно используется бормашина с различными удобными насадками в то время, как ещё полтора века назад о такой автоматизации даже не помышляли.