Из чего делают елочные игрушки. Как делают стеклянные игрушки. Окрашивание и разрисовка

The Village побывал на нижегородской фабрике стеклянных елочных украшений «Ариель» и узнал, как рождаются нарядные новогодние фигурки.

Фотографии

Илья большаков

Сложно представить, но с 1927 по 1935 год в Советском Союзе ни Новый год, ни Рождество не праздновались - в них видели идеологическую угрозу. Но затем традиция ожила и стала развиваться с новой силой, хоть и с привкусом пропаганды. Фабрика «Ариель», основанная в 1996 году, - одно из всего лишь двух круглогодично работающих производств в стране. Она же - правопреемница стеклодувно-художественного цеха горьковской артели «Детская игрушка», открытого в 1936 году. После того как народу вернули праздник, стали появляться и стандарты по изготовлению игрушек, и методические пособия для учителей, как нужно правильно наряжать елку с детьми, потому что каждой эпохе соответствовала своя символика, призванная укрепить дух граждан, веру в вождей и далее по списку. Если вспомнить ретрофигурки, несложно догадаться, в период чьего правления на елки вешали, например, кукурузу и лучок. Все формы разрабатывались и утверждались централизованно, а на производство отправлялись готовые образцы. Сегодня же все продиктовано в основном модой, а фабрики сами решают, что и как они будут делать.

Разработка идеи

Креатив на этой стадии может относиться как к форме игрушки, так и к узору на ней. Специально созданная творческая группа художников разрабатывает несколько вариантов нового украшения, вдохновляясь и модными тенденциями, и традиционной символикой года, и ретромотивами. Далее главный художник утверждает те образцы, которые поступят в производство. Если это шар с новым рисунком, то одобренный вариант становится эталоном, с которого мастера будут все срисовывать. Если же новая фигурка, то стеклодувам отправляют керамическую форму для изготовления.

Работа со стеклом

В качестве сырья фабрика закупает стеклянные дроты - полые трубки высотой полтора метра. Все, что нужно для превращения этого дрота в красивые фигуры, - газовая горелка с температурой 650 градусов и мастерство стеклодува. Пламя быстро разогревает трубку, стекло становится пластичным, что и позволяет отделить от него небольшой кусок для дальнейшей работы - «вытянуть пульку». Из нее можно сделать любую игрушку, но для начала снова нужно нагреть ее основную часть.

Когда мастер понимает, что стекло достаточно расплавилось (а это можно понять исключительно за счет опыта и интуиции, потому что потрогать его руками или измерить температуру не получится), он снимает пульку с огня и начинает вдувать в нее воздух через один из «усов» - длинных концов заготовки. Воздух изнутри расталкивает стенки и, постоянно поворачивая в руках пульку, стеклодув выдувает шар, а потом нагревает ус, скручивает и отрывает его. Все шары, сделанные вручную, не идеально ровные, но заметить это практически невозможно.

Если же из заготовки нужно сделать фигурку, например, снеговика, ее также разогревают, но перед выдуванием помещают в керамическую форму. Воздух потом так же вдувают через ус, но стекло расширяется ровно до тех пор, пока позволяют стенки формы.

Околпачка

После выдувания игрушки отправляют в лакокрасочный цех, где им придают цвет: розовый глянец, матовый шоколад. За оставшийся ус их окунают в бочку с лаком и ставят на подставку до высыхания. Потом этот ус срезают и надевают колпачок, тот самый, в который вдевается ниточка, чтобы повесить игрушку на елку. Для части игрушек эти этапы становятся конечными, их упаковывают и отправляют заказчикам.

Роспись

Это самый долгий и трудоемкий процесс, ведь художник буквально на каждой заготовке рисует картину. Но именно это и делает фабрику такой примечательной, а игрушки - востребованными. За годы работы здесь сложилась своя, узнаваемая школа росписи, детальная и реалистичная. А заказы приходят не только из других регионов, но и из Европы и США. Для сравнения: стеклодувов в штате всего четверо, а художников - шестьдесят.

На столе у каждого из них есть стойка, куда вешаются игрушки, акриловые краски, кисточки и вода, палитра, салфетки и сам образец. Поскольку роспись происходит пошагово, в работе у одного мастера находятся одновременно несколько изделий, и сложно посчитать, сколько раз за день каждое из них берется в руки и вешается обратно. Сначала наносится подмалевок - основные цветовые пятна, затем детали, от крупных к мелким. Если нужно нарисовать домик, то сперва на всех шарах рисуется первая стенка, за ней вторая. Это помогает экономить краски и время мастера.

Поскольку основная аудитория - это все-таки дети, для них создали четыре тематические мастерские для самостоятельной росписи: кондитерскую, морскую, космическую и фэнтези. Каждый ребенок приносит домой с экскурсии игрушку, украшенную своим рисунком, пусть и далеким от совершенства, но не менее ценным. Рядом с мастерскими расположились музей со множеством работ, произведенных за всю историю существования стеклянной елочной игрушки, и фотозоны, условно поделенные на эпохи и стили. Здесь можно увидеть как традиционную ретроелку с игрушками на прищепках, пионерами и кукурузой, так и весьма концептуальные металлические каркасы-пирамиды, украшенные черными глянцевыми шарами. Но что удивительнее всего, эта рабочая атмосфера с круглогодичным праздником у работников фабрики ничуть не отбивает желания наряжать елки у себя дома. Единственное, что изменилось с их приходом сюда, - подход к выбору украшений стал более осознанным и вдумчивым.

Елочные игрушки представлены на современном рынке исключительно широким ассортиментом, большинство из них создается методом штамповки из пластмассы, изделия поставляются из разных стран, в основном из Китая. Однако существуют традиционные технологии производства новогодних украшений – более того, они активно практикуются, позволяя создавать индивидуальные предметы ручной работы.

Фабрики работают круглый год, создавая уникальные праздничные изделия из стекла. Но как происходит работа на подобных производствах, каким образом людям удается создавать такую красоту?

Из чего делают елочные игрушки?


Большинство производств охотно принимают туристов, предлагают проведение экскурсий, так что узнать секреты производства не сложно. Для изготовления традиционных игрушек для новогодней елки используется стекло, на фабрики поставляются специальные заготовки, из которых затем выдуваются как шары, так и изделия более сложных форм. Также в огромном количестве используются краски, различные блестки, дополнительные материалы для украшения. Ручной труд специалистов, стеклодувов и художников – тоже важное слагаемое успешного производства. Трудятся на таких производствах практически одни только женщины – считается, что у мужчин просто не хватит терпения для ручной обработки каждого шарика.

Елочные игрушки – производственный процесс


Первым этапом создания любой игрушки для елки служит разработка художественного эскиза. Изображения на шарах, форма игрушек и другие объекты могут быть придуманы художником по собственному усмотрению, также заказ на партию изделий с определенными изображениями может прийти извне. Игрушки для елок иногда заказываются оптом – различными предприятиями, частными лицами, ведь они могут быть даже бизнес – подарками.

Уже почти год как работаю в стеклянной мастерской, оно же в интернет-магазин по продаже стекла и сопутствующих товаров. После смены можно остаться и сделать что-нибудь для души. Мои коллеги делают в основном бусинки и бусинищи, там со всякими пятнышками, точечками, цветочками, полосочками.

А я как-то нейтрально отношусь к украшениям, но зато люблю делать маленьких зверушек. Мои любимые зверушки это черепашки. Их я начала делать еще месяцев шесть назад и автоматизировала процесс донельзя. Сегодня я расскажу о том, как сделана та маленькая лупоглазая с красным панцирем.

Для начала нужно организовать рабочее пространство и выбрать из всего набора стекла именно то, с которым хочешь работать. Работать нужно в затемненных защитных очках, поэтому цвета лучше подобрать заранее. Красный нужен для панциря, желтый и оранжевый для простого узора, синий слева для лапок и головы, а белый, черный и синий справа для глазок.

На картинке слева на подставке с краю лежит мандрель. Это стальная палочка, на которую нанесен разделитель. На мандрель наносится расплавленное стекло, а разделитель не дает стеклу намертво прилепится к металлу. После того как работа закончена и стекло остынет, этот разделитель можно просто отшкрябать алмазной пилочкой.
Вот мандрель, вот горелка (смесь кислорода с пропаном), вот мандрель в огне горелки. Вся работа ведется под вытяжкой, так как у нас в мастерской восемь рабочих мест и без вытяжки было бы очень жарко и душно. А еще того требует техника безопасности.

Теперь мне нужно расплавить стекло. Обычно работают двумя руками. В одной руке мандрель, в другой руке стеклянные палочки (у левшей, соответственно, наоборот). Когда я хочу сфотографировать стекло, я ненадолго вынимаю мандрель из пламени, она от этого не умрет, просто потом нужно будет снова ее подогреть.
При нагревании разные сорта стекла ведут себя по-разному. Красное стекло чернеет. Желтое стекло краснеет. Белое стекло прозрачневеет. А если стекло нагревать дальше пока не расплавится, то оно светится якрким таким желтым светом, как ну не знаю как что, ищите сами сравнения, вот на третьей картинке видно:

Вот ту каплю надо намазать на мандрель. Снова расплавить кончик стеклянной палочки. Снова намазать, снова расплавать. Как именно происходит процесс намазывания и как отделить каплю от палочки - покажу как-нибудь в другой раз, когда вырастет третья рука, которая будет делать фотки. Когда стекла на мандрели достаточно много, оно сплавляется вокруг кончика мандрели и получается такая полубусина. Нужно достать ее из огня и следить, чтобы жидкое стекло не стекло. А если оно стекло? Ну стекло так стекло, это ведь стекло.

Черный горячий красный панцирь готов, я собираюсь украсить его так, чтобы на нем были концентрические круги желтого и оранжевого цвета. Я наношу четыре большие красные капли из желтого стекла и вплавляю их в панцирь. Кстати на подставке лежит желтая палочка с красным кончиком. Не стоит его трогать, он горячий. ОЧЕНЬ горячий.

Круги получаются так: капли вплавляются в объект. Капля (в пределе) круглая, соответственно форма вплавленной капли стремится к кругу. Концентрические круги это несколько вплавленных друг в друга капель. Вторая капля, нанесенная на первую, - оранжевая. И потом третья капля, нанесенная на вторую, - желтая:

Ну и как оно? А вот оно как:

Теперь ножки, хвостик, голова. Это голова? Это только будет головой. Стекла нужно брать с запасом.

Если не хватило, то добавим еще. Остается привести в порядок форму головы и шеи:

Потом глаза. Сначала белки, потом радужка, потом зрачок. Сначала белые капли, потом голубые, потом черные. Каждый раз занести в огонь и чуть-чуть подплавить. Глаза никогда не бывают одинаковыми. И они очень редко не раскосые. Величина глаза относительно тела определяет возраст черепашки - чем она лупоглазее, тем младше. Это очень забавно, но это так. У меня есть черепашки с очень маленькими глазками, они все очень по-взрослому выглядят.

Почти что все. Теперь ее нужно хорошенько нагреть и поместить в вермикулит. Это такой изоляционный материал, который не дает стеклу быстро остыть. Стекло должно равномерно остывать, то есть верхний слой и маленькие внешние детали не должны остывать быстрее внутренностей, иначе стекло лопается. Черепашка будет остывать там в течение нескольких часов, и на следующий день я могу забрать ее домой.

Вот такая она получилась.

Кстати, что у нее там на лапке блестит, я не знаю. Я еще только новичок в этом деле и не разбираюсь в очень уж тонких тонкостях. Вполне возможно, что в стекле была какая-то особая примесь, и получился такой эффект. Из меня хороший вышел бы детектив. Я обычно ориентируюсь на цвет, а не на состав. У этой черепашки на пузе есть пупок, куда можно вставить магнит (если он влезет, я все время путаю диаметры магнитиков и мандрели) и тогда это будет магнитик на холодильник. Он выдерживает вес нескольких листков, то есть он не на соплях держится, черепашка не очень тяжелая. Я раздариваю такие магниты всем друзьям, а у себя дома я украшаю зверьем горшки с цветами.

Клавдиевская фабрика является одной из ведущих фабрик в бывшем СССР, которые занимались выпуском новогодних украшений (кроме нее, наиболее известна фабрика «Ёлочка» в г. Высоковск Московской обл.)Фабрика была создана в 1949 г. в поселке Клавдиево под Киевом и изначально занималась производством различных изделий из лабораторного стекла. В 50-х ее перепрофилировали и с того момента фабрика занимается производством новогодних украшений. В большинстве своём — это ёлочные шары, однако ими фабрика не ограничивается и может производить стеклянные украшения достаточно большой сложности. В Союзе фабрика занимала 1-е место как по объему производства, так и по площади (тогда фабрика включала в себя еще два предприятия в Киеве — на Святошине и на Подоле). Производительность всех предприятий в сутки достигала объема крытого грузового вагона. Сейчас осталось только одно предприятие в поселке Клавдиево (недавно оно частично перехало в с. Лубянка), которое работает на 25% от «союзной» мощности. В былые времена на фабрике работало около 600 человек, сейчас осталась лишь десятая часть. Практически все украшения (порядка 96%) сейчас идут на экспорт (Германия, Бельгия, Голландия, Франция, Великобритания, США и др.) и лишь 4% остаются в Украине.
Давайте посмотрим, как выглядит фабрика и процесс изготовления ёлочных украшений. Внешне (да и внутри) фабрика создает впечатление заброшенности. Действительно, после распада СССР за 5 лет с фабрики вынесли всё, что выносилось, и, когда наконец появился новый владелец, пришлось потратить не один год на восстановление работоспособности хотя бы до минимального уровня. Один из цехов:
Первый этап производства украшений — выдувка из стеклотрубки высотой примерно 1,5 м шарика или другого украшения. Для разных украшений используется стеклотрубка своего диаметра и со своей толщиной стенок. Вот такую трубку нам демонстрирует глава правления фабрики:
Механизированная выдувка у заказчиков не в почете: при отливе шарика остается шов от формы, поэтому весь процесс производства ручной. Для начала трубку разогревают над газовой горелкой, температура которой достигает 1 500 градусов, и вытягивают в длинные тонкие трубочки с промежутками из нетронутой трубки изначального диаметра:
Получаются заготовки под будущие украшения; там, где трубку оставили изначального диаметра, и получатся шарики:
Далее разогревается нетронутый промежуток и выдувается шар или другое украшение:

Тонкость этой работы заключается в том, что стеклодув должен набрать в лёгкие воздуха ровно столько, сколько нужно для создания шарика требуемого диаметра:
При этом шар нужно постоянно вращать вокруг своей оси, иначе неостывшее стекло просто обвиснет:

Несмотря на сложность процесса, стеклодувы легко выдувают шарики, укладываясь в допуск 0,2 мм. При нас выдували шары диаметром 80 мм:
Тем не менее, после каждого выдува шарика он проверяется на специальном шаблоне:
За смену мастер может выдуть до 200 шариков. А вот так рождается знакомая многим верхушка для ёлки:
Второй этап — серебрение. Выполняется оно с помощью такой вот нехитрой установки: емкости с реактивами и ванна с горячей водой
Внутрь украшения впрыскивается окись серебра, аммиак и дистиллированная вода в определенной пропорции.

Ёлочная игрушка с этой смесью помещается в горячую воду, происходит реакция и серебро испаряется, закрепляясь на внутренних стенках. Украшение несколько раз встряхивается, чтобы серебро равномерно растекалось по стенкам. После чего оставшаяся вода выливается:

Третий этап — покраска.
Посеребренные шарики протираются тряпочкой и обмакиваются в краску. При этом очень важна ее консистенция: если краска слишком густая, на шаре останутся потеки, если слишком жидкая — пробелы:

Выкрашенные шары отправляют в печь — здесь они высыхают под лампами. Реостатом регулируется напряжение, подаваемое на лампы, и, соответственно, температура:
Четвертый этап — художественное оформление. Если оно не требуется, шарик может миновать этот этап и сразу уйти на обрезку. При оформлении художницы наносят на игрушку необходимый рисунок:

Процесс рисования тигра:


Чтобы нанести на шарик рисунок из блёсток, его предварительно наносят клеем, а затем посыпают шарик блёстками:
Готовые тигры рядом с еще незавершенными братьями:
Художницы могут нанести рисунок на любой вкус:
Каждая художница может разрисовать от 50 до 100 шаров в день.
Пятый этап — обрезка кончика, оставшегося от стеклодувов. Делается при помощи алмазного круга:


Бздынь! Кончик улетает в сторону:
Остается только надеть знакомые всем колпачки с петелькой:
...и упаковать игрушки:
Напоследок несколько примеров того новогоднего разнообразия, которое выпускает фабрика:



Кстати, при посещении фабрики можно сразу прикупить игрушек «по ценам производителя» и сделать индивидуальный рисунок.
Вплоть до таких украшений

Изготовление стеклянной ёлочной игрушки - дело тонкое. Фабричное производство стеклянных ёлочных украшений в России началось в 1848 году, когда князь Меньшиков открыл в своём имении Александрово стекольный завод (ныне находится в городе Высоковск Клинского района). Изначально на нём производили посуду, аптечные пузырьки, лампы. Когда из Европы в Россию пришла мода украшать рождественское дерево игрушками, завод стал выпускать стеклянные бусы .

5 любопытных фактов о российской ёлочной игрушке

Традиционное российское ёлочное украшение - длинные стеклянные бусы (гирлянды)

Многие ошибочно считают, что традиционное ёлочное украшение в России - шар. Но история стеклянных ёлочных украшений на Руси начинается именно с бус.

Крестьяне, освоив ремесло на заводе Меньшикова, часто изготавливали дома кустарным способом пуговицы, серьги и бусы. Такие вещи называли «пустяшными».

Раньше ёлочные игрушки делали дома на керосиновой горелке

В городских архивах Клина был найден документ о том, что в 1887 году мастер Векшин Яков Иванович, работая на стекольном заводе князя Меньшикова, выучился искусству выдувать бусы. Затем он ушел с завода и организовал свое дело.

Кустарное производство обычно устраивали в избах. Для этого каждый мастер хранил в доме кружку-горелку диаметром 15 см. Внутрь такой кружки набивали паклю, делая из неё фитиль. Вниз наливали керосин. Затем поджигали паклю. Огонь раздували большими мехами.

Стеклянные трубки для домашнего производства мастерам приходилось покупать на заводах. Стекло,из которого кустарщики выдували украшения, делали из кварцевого песка. Температура плавления такой трубки была около 1710°С. Используя самодельную керосиновую горелку невозможно было достигнуть высокой температуры. Поэтому у мастеров не получались изящные игрушки и бусины.

Первые бусы были похожи на камни

Елочные гирлянды, которые изготавливают на современном предприятии, почти ничего не весят. Стекло настолько тонкое, что может треснуть, если сжать ёлочные бусы в кулаке.

В старые времена бусы получались тяжёлыми, с толстыми стенками и неровными краями, что было связано с тугоплавкостью стекла в домашних условиях. Гирлянды больше напоминали камни. И гремели они подобно гальке, брошенной на землю.

Поэтому промысел по изготовлению бус получил название камушковый. Разбить или покарябать такие изделия было практически невозможно.

В России нет учебного учреждения, где учат на мастеров-стеклодувов

Большинство из мастеров, которые работают на заводе - это потомственные стеклодувы. Опыт и навыки они получили от своих отцов и матерей. Эта традиция зародилась в XIX век и сохранилась по сей день.

Все желающие выучиться на стеклодувов обязательно проходят обучение на заводе. Стажировка длится полгода, после чего новый мастер приступает к изготовлению игрушек.

Самая большая игрушка, которую выдувает мастер на заводе «Ёлочка», достигает в диаметре 11,5 см, самая маленькая - 3 см

Игрушки производят такого размера, чтобы они хорошо смотрелись на ёлках в типовой квартире. Слишком большие шары неудобно вешать на рождественское дерево, поэтому завод их не выпускает.

Как делают ёлочную игрушку сегодня

Сегодня завод в среднем выпускает до миллиона игрушек в год, которые расходятся по России и странам ближнего зарубежья. «Ёлочка» относится к предприятиям народного промысла , так как многие технологии традиционного ремесленничества XIX века здесь сохраняются до сих пор.

Процесс изготовления современной ёлочной игрушки можно разделить на 5 главных этапов:

Выдувание

Выдувание игрушек происходит из длинных стеклянных трубок. Мастер держит трубку за «усики», разогревает её, постоянно вращая над огнем газовой горелки. Это необходимо для того, чтобы стекло равномерно нагрелось. Температура на языках пламени доходит до 1000°C. После того как материал становится пластичным (это определяется на глаз), мастер начинает дуть в трубку. В зависимости от силы дыхания, получаются шары или другие игрушки свободной выдувки (грибочки, матрешки, снеговики, макушки).

Формовые игрушки (избушки, лисички, зайчики и другие) сделать сложнее. Мастер так же разогревает трубку, а затем, дождавшись нужного момента, кладет пластичное стекло в металлическую форму, плотно закрывает ее и дует в свободный конец трубки. Стекло равномерно распределяется по металлу и принимает нужную форму. Делать это надо очень быстро, так как стекло остывает почти мгновенно.

Производство находится в полной темноте, мастера работают в наушниках, так как от газовых горелок идет постоянный шум. Все манипуляции со стеклом совершаются только с помощью огня и человеческого дыхания.

Самые сложные в изготовлении - монтажные игрушки (самовар, чайник). В них нужно с помощью огня припаивать одну стеклянную детальку к другой.

Металлизация

На следующем этапе производства игрушкам придают зеркальный блеск. Этот процесс называется металлизацией. Заготовки надевают на металлический каркас, сверху на него подвешивают фольгу. Затем все это отправляют в огромную вакуумную установку, похожую на бочку. Из установки откачивают воздух, после чего пускают по тонкой вольфрамовой проволоке ток. От этого фольга начинает плавиться, попадает на специальный испаритель и быстро превращается в алюминиевый туман. Буквально за 20 секунд туман оседает на холодное стекло и равномерно покрывает его плёнкой алюминия. За день на одной установке металлизируют больше 3 тысяч игрушек.

Похожим образом изготавливают зеркала.

Окрашивание

Следующий этап - окрашивание. Игрушку окунают в краску или распыляют краску через специальное устройство.

Разрисовка и упаковка

После окраски игрушка попадает в заботливые руки художника. За один день человек разрисовывает в среднем 60-80 игрушек. Для работы используются акриловые, эмалевые и другие краски. Художники наносят традиционные орнаменты и узоры. Затем украшения поступают в упаковочный цех.

Благодарим за помощь в подготовке материала главного технолога предприятия Валентину Васильевну Трынкину, исполнительного директора Владимира Симановича, экскурсоводов и гендиректора выставочного комплекса «Клинское подворье» Людмилу Симанович.

Фото предоставлены коммуникационным центром «Индустрии детских товаров».