Точечная роспись вазы трафареты. Точечная роспись для начинающих мастериц. Точечная роспись для начинающих: тренировка на простых формах

Точечная роспись, или point to point, - вид декоративно-прикладного искусства, пришедший к нам из глубины веков. Его элементы прослеживаются в наскальной живописи коренных австралийцев, сакральных масках Африки и Индонезии. Современные художники оставили в прошлом костяные палочки, краски из сока растений и используют для точечной росписи акриловые контуры, схемы, трафареты.

Рисунок, созданный из собранных в линии и фигуры крапинок, называется точечной росписью. На первый взгляд может показаться, что это сложная техника, требующая в первую очередь терпения, усидчивости и неукоснительного соблюдения изначально заданного узора. На самом деле схемы служат больше для вдохновения или весьма приблизительной прорисовки контура будущего рисунка.

Эта техника скорее медитативная, чем кропотливая. Она требует твердой руки и способности отрешиться от внешнего мира, а не подсчета точек в узоре. Если в вышивке или при плетении бисером положить рядом готовое изделие и образец, бывает трудно отличить одно от другого. Орнаменты для росписи точками - не жесткая инструкция, а руководство к действию. Мастерицы, продающие свои работы через интернет, обязательно указывают под фотографией образца, что точно такого изделия они создать не смогут.

В технике point to point пишут картины, декорируют посуду, мебель, одежду, аксессуары. В последнее время дизайнеры интерьеров украшают целые стены узорами из круглых и каплеобразных пятнышек. Дерево, стекло, металл, пластик, искусственная и натуральная кожа, текстиль - это неполный перечень материалов, используемых для нанесения росписи точками.

Интересно, что часто в технике point to point начинают работать люди, не занимавшиеся раньше никакой живописью. Потом они переходят на масло, акварель или пастель.

Подготовка материалов и инструментов

Раньше в качестве инструмента использовали острую кость или деревянную палочку. Краски готовили из сока растений или глины.

Акриловые контуры

Сейчас в точечной росписи главным инструментом считается акриловый контур. Это металлический (редко - пластиковый) тюбик небольшого объема с длинным носиком. Им очень удобно ставить точки прямо на декорируемую поверхность.

Для контуров в акрил добавляют загуститель, чтобы краска не текла и при высыхании сохраняла объем. Используя различные присадки, выпускают такие разновидности:

При покупке следует обращать внимание на назначение краски. Например, на стекле контур для ткани будет растекаться, а витражный непригоден для росписи текстильных изделий.

Роспись без контуров

При желании можно использовать обычную акриловую краску из баночек - стоит она гораздо дешевле. Тогда в качестве инструмента придется использовать:

  • зубочистку;
  • шило;
  • апельсиновую палочку для маникюра;
  • силиконовую или обычную тонкую кисточку;
  • стек.

Некоторые мастерицы вообще не пользуются контурами - собрать достойную коллекцию цветов непросто.

Подготовка поверхности

Дерево, а при необходимости и металл, перед работой ошкуривают. Любую поверхность, кроме ткани и бумаги, нужно тщательно обезжирить содержащей спирт жидкостью или салфеткой. Для стекла или керамики можно использовать ацетон.

Контуры наносят на предварительно загрунтованную или покрытую лаком поверхность. Стекло и керамику можно расписывать сразу. Грунт и лак продают в художественных магазинах, при покупке нужно внимательно читать этикетку и использовать только на поверхностях, для которых они предназначены.

Точечной росписью можно украсить декоративную посуду. Если вы собираетесь кухонной утварью пользоваться по прямому назначению, инкрустируйте только ее внешнюю часть. Хоть акрил считается экологически чистым материалом, неизвестно в какую реакцию он вступит с пищей.

Пищевым лаком нельзя покрывать посуду, используемую для принятия и приготовления еды. Некоторые его марки предназначены для покрытия труб, полов и стен в пищеблоках, другие же требуют длительной обработки высокими температурами и для использования в домашних условиях непригодны. Для кустарного использования существуют специальные краски под обжиг, расписанные ими изделия запекают в духовке.

Дополнительные материалы

У каждой рукодельницы для росписи есть свой набор вспомогательных средств. Обязательно потребуются:

  • губка или спонж для нанесения грунта и фона;
  • салфетка и иголка для прочистки носика контура;
  • фен для ускорения высыхания акрила;
  • карандаш для нанесения разметки;
  • линейка и сантиметровая лента.

Всевозможные огрехи исправляют с помощью ватной палочки. Свежую краску стирают обычной чистой водой, засохшую - ацетоном или жидкостью для снятия лака.

Шаблоны для росписи

В точечной росписи трафареты и схемы используются часто, но не являются обязательным атрибутом. Мастерицы могут рассматривать их часами в поисках подходящей идеи. Классификаций техник росписи относительно использования шаблонов не существует, условно можно разделить их на три группы:

Чем пользуется большинство мастеров росписи точками, так это шаблонами. Многие из них собирают в специальной коробочке или файлике разнокалиберные сделанные из плотного материала геометрические фигуры, полумесяцы или пейсли (индийский огурец). Неиссякаемыми источниками идей и схем для росписи (не только точечной) служат:

Работа по схемам

В point to point любой рисунок никогда не будет точно совпадать с исходником. При перенесении узора сначала намечают центр изделия (он не всегда совпадает с геометрическим), затем вычерчивают основные оси и контуры. Линии проводят мягким простым или предназначенным для стекла карандашом, тонкой кистью, акрилом. Если вы выбрали последний вариант, подумайте, какую роль эта линия будет играть в готовом изделии. Ее можно сделать:

  • незаметной, практически в тон основе;
  • контрастной, подчеркивающей точечный рисунок;
  • оттеняющей основной узор, использовав краску того же цвета, но другого тона.

Рекомендуемый порядок работы - от центра в стороны, сверху вниз. Это связано с особенностью работы контурами. Например, если вы начнете заполнять круг от внешнего края к центру, рискуете не угадать и испортить рисунок. Придется стирать ацетоном весь фрагмент, грунтовать, тонировать и начинать роспись заново. Сверху рисуют потому, что при работе изделие удобно придерживать за нижнюю часть. Впрочем, это все рекомендации, которые нужно приспосабливать под себя.

Подлаживание шаблонов к разным поверхностям

Причина, по которой схемы в point to point не заняли главенствующее положение, проста. Расписываемая поверхность редко бывает ровной. Даже обычная тарелка имеет сложную для наложения трафарета конфигурацию - у нее круглое донышко, затем идет бортик и поднятый край, часто выгнутый или рельефный. Для точного наложения схемы на обычную бутылку придется производить сложные вычисления и изменения масштаба. Такая работа требует определенных знаний, времени и терпения, что сильно усложняет работу, а некоторых лишает удовольствия от творчества.

Ровная поверхность

На прямых гладких поверхностях сложностей с нанесением узоров не возникнет даже у начинающих. Под прозрачное стекло или пластик кладут схему или трафарет, закрепляют скотчем и спокойно работают.

На тонированную поверхность помещают лист копирки контрастного цвета, затем шаблон и аккуратно прорисовывают. После окончания росписи обратную сторону прозрачной заготовки можно окрасить в любой цвет.

Роспись бокалов

Схемы для точечной росписи бокалов помещают внутрь так, чтобы рисунок можно было увидеть сквозь стекло. Затем набивают емкость туалетной бумагой или тканью. Для лучшего крепления кромку шаблона приклеивают к стеклянному краю скотчем.

Лучше всего выглядят бокалы, выполненные в смешанной технике, где обычной росписью дополняют точечную, или наоборот. Хороши будут дополнения из страз или бусин.

Декорирование тарелок

Сложнее с тарелкой - ее конфигурация только кажется простой. Любой орнамент исказится из-за изгиба.

Можно выйти из положения, используя или комбинируя такие варианты:

  • Намечают центр рисунка и основные оси. Коррекцию рисунка производят при прорисовке контуров.
  • Шаблон плотно прикладывают к тарелке. В тех местах, где образуются складочки, рисунок разрезают и корректируют.
  • Из схемы вырезают крупные детали. Их по отдельности переносят на тарелку, затем исправляют общий рисунок.

На прозрачную тарелку легко нанести фантазийный рисунок или орнамент с платка либо куска ткани. Для этого текстильное изделие можно «зажать» между двумя блюдами или положить на подушку, придавив сверху расписываемой поверхностью.

Шаблоны для бутылок

Здесь удобно использовать трафареты, лекала или любые рисунки вытянутой формы. Круговые орнаменты, особенно счетные, выглядят на цилиндрических предметах эффектно, но чтобы правильно разместить схему, придется потрудиться. Сложность заключается в соединении концов схемы. Но и здесь есть выход, можно:

  • тщательно просчитать каждый раппорт и подогнать размер к длине окружности бутылки;
  • взять орнаменты с короткими повторяющимися фрагментами, разметить цилиндр, при незначительном несовпадении рисунок скорректировать, изменяя расстояние между точками;
  • не соединять концы орнамента, декорировать свободную полоску в иной технике или другим узором.

Чтобы изделие получилось красивым, дайте высохнуть расписанному фрагменту, прежде чем приступить к следующему. Для ускорения процесса можно использовать фен.

В последнее время техника точечной росписи (или как ее еще называют в англоязычных источниках «point-to-point» завоевывает все большую популярность среди рукодельниц. Преимуществами этого способа украшения изделий являются простота и доступность, ведь справиться с точечной техникой смогут даже новички. Для росписи точками не потребуется особых навыков рисования, достаточно будет лишь аккуратности и терпения. Помогут в техническом плане нам трафареты, сделанные специально для точечной росписи, которые мы предоставляем в нашей статье.

Уже после нескольких тренировок ставить ровные точки получается даже у тех художников, кто никогда в жизни не занимался рисованием. И именно поэтому эта техника идеально подходит для начинающих, желающих освоить роспись акриловыми красками.

Узоры в точечной технике могут наноситься практически на любые поверхности. Конечно, чем больше площадь изделия, тем больше времени и терпения потребуется для завершения рисунка. Но результат обязательно будет стоить потраченных трудов! Новички могут попробовать свои силы сначала на миниатюрных и несложных изображениях – это может быть роспись бокалов или стеклянных бутылок из под любых напитков. Конечно же, перед использованием с бутылки понадобится тщательно удалить все этикетки.

Готовим специальные трафареты для точечной росписи в МК

Для точечной росписи можно использовать обычные акриловые краски, но лучше всего подойдут специальные контуры – эти краски имеют более плотную текстуру и расфасовываются в небольшие тюбики с тонким дозатором. Благодаря этому контурами удается делать точки одинакового размера без особых усилий. Если же вы все-таки используете обычные краски, понадобится тонкая округлая кисть. В качестве подручных средств для нанесения точек разного размера также могут использоваться зубочистки, вязальные спицы, ластики на конце карандаша.

Для росписи по стеклу можно попробовать использовать вместо красок обычные цветные лаки для ногтей, однако следует помнить, что в таком случае рисунок может быть недолговечным. Еще бывают специальные маркеры для росписи по стеклу – ими тоже очень удобно пользоваться и они не требуют долгого высыхания. А для того, чтобы поставить крупные объемные точки, можно использовать специальные 3D-гели или «жемчужные» краски.Кроме того, перед началом работы поверхность любого изделия понадобится обезжирить специальным раствором или простым лаком для ногтей. Этот же раствор понадобится, чтобы поправить точки, нанесенные неаккуратно.

Откуда взять узоры для точечной росписи?

У каждого мастера свои секреты по изготовлению изделий ручной работы. Опытные художники могут рисовать «из головы», придумывая узоры сразу по ходу нанесения краски на поверхность предмета. Другие мастера предпочитают сначала разметить линии композиции карандашом или иными подручными средствами, а потом уже прорисовывают детали. Однако эти способы больше подходят тем, кто хорошо владеет кистью и умет рисовать. Все остальные, желающие приобщиться к искусству точечной росписи, могут воспользоваться готовым шаблоном или трафаретом. Для непрозрачных поверхностей можно использовать трафареты (готовые продаются в специализированных магазинах). А для стеклянных изделий (особенно тарелок) можно просто распечатать эскиз на бумаге и подложить его под изделие – рисунок будет хорошо виден и его можно будет легко обвести.

Что можно использовать в качестве схем для росписи?

Не обязательно искать готовые трафареты специально для точечной росписи. Подходящие идеи можно подчерпнуть и в других видах прикладного искусства, например можно использовать:

  • схемы для вышивки крестиком или плетения бисером
  • узоры на тканях, особенно в этническом стиле
  • ажурные салфетки, кружева или схемы для вязания
  • этнические орнаменты и узоры, распечатанные в подходящем размере на бумаге (можно воспользоваться книгами по традициям и этнической вышивке;
  • бумажные салфетки или декупажные карты

Вдохновение можно поискать также среди шедевров архитектуры и мозаичной росписи.

Для росписи тарелок чаще всего используются трафареты с круглым орнаментом. Симметричные сектора расходятся по краям от центральной точки. Именно при росписи тарелок очень важно, чтобы рисунок на всех частях тарелки был одинаковым, т.к. разница в размерах точек или расстоянии между ними будет сразу бросаться в глаза.

Для точечной росписи бутылок больше подойдут вытянутые узоры или орнаменты, оформленные в виде широкой ленты. Не обязательно покрывать точками всю поверхность бутылки, можно раскрасить только ее часть либо же совместить точеную технику с другими, например, с декупажем.

Наиболее выигрышно выглядят шкатулки, расписанные полностью, но для этого требуется очень большое количество времени и терпения. На крышечке можно разместить самый крупный рисунок, а по бокам – сопровождающие симметричные узоры.

Видео по теме статьи

Для больше наглядности предлагаем посмотреть следующие видео, на которых процесс точечной техники с использованием трафаретов демонстрируется поэтапно.

Многие просили меня рассказать, как я делаю точечные узоры. Видимо настало время для первого моего МК в технике point-to-point (точка к точке). Конечно мне не сравниться с именитыми мастерами интернета, да и фотограф из меня не совсем хороший, но думаю кое что станет понятнее для тех, кто только начинает заниматься точечной росписью.

Мастер - класс... смотрите ниже

Я... подобрала для ВАС трафареты - шаблоны... и немного инфы и фото...

Черно белые шаблончики - кто то использует как раскраски для детей, кто то как материал для рукотворчества... Но на самом деле он используется в скрапбукинге и называется DIGISTAMPS. Что это такое? Это изображения, которые могли бы быть штампами, но не у всех есть возможность иметь такие штампы (конкретные или в большом ассортименте), поэтому их просто распечатывают на принтере и используют. Таким образом, у вас появляются возможности украсить свою открытку или другую работу.

Возможно для ВАС это просто точечный набор... для меня это многое из многого... в том числе и румынка и дек... и арт... все зависит от воображения и знаний...

★☆★☆★
←Ƹ̴Ӂ̴Ʒ →★☆★☆★
★☆★☆★←Ƹ̴Ӂ̴Ʒ →★☆★☆★
Как сделать открытки своими руками, используя цифровые штампы


★☆★☆★←Ƹ̴Ӂ̴Ʒ →★☆★☆★
Графические эммоции... Art Creation

★☆★☆★←Ƹ̴Ӂ̴Ʒ →★☆★☆★

Зентангл - Zentagle ...что это???

★☆★☆★←Ƹ̴Ӂ̴Ʒ →★☆★☆★

Дорогие рукодельницы, мастерицы точечной росписи, если Вам стала тесной площадь мелких предметов - бутылочек, шкатулочек, блокнотов, предлагаю попробовать применить свои умения на крупных поверхностях: декоративные панно с применением техники Point-to-Point смогут ведь и стоимость Вашего жилища поднять:-)









.












★☆★☆★←Ƹ̴Ӂ̴Ʒ →★☆★☆★
Мастер - классы

У этих контуров тонкие носики и это очень важно. В наборе 6 цветов.

Но в набор не входит Медь. Её я покупаю отдельно.

Другие краски из набора обычно тоже продаются отдельно.
А так же, в некоторых работах, я использую краски "Гамма" - Медный с блестками и Золото с блестками. Там носики достаточно толстые, но для этих цветов они подходят.

Знаю, что есть контуры по стеклу и керамике фирм PEBEO и IDEA, но в наших краях они не водятся и я ничего не могу о них сказать...

Первое, что надо сделать - это подготовить расписываемую поверхность - вымыть со средством для мытья посуды, высушить и обезжирить спиртом или водкой. Водку и в дальнейшем далеко не убирайте - творческому человеку без водки никак!))) - в процессе работы на стекле будут оставаться следы от рук и вот их-то мы и будем убирать тампоном, смоченным водкой. Если плохо обезжирить стекло краска может плохо держаться.

Потренироваться можно на обычном стакане, которого не жалко))

Учимся ставить точки, слегка надавливая на тюбик. Стараемся, чтобы не только точки были одинакового размера, но и расстояние между ними

Получается? Теперь стараемся ставить маленькие точки

Теперь пытаемся нарисовать изогнутую линию.

Вот, в общем-то, и вся премудрость! Остается только набить руку. Рисовать полосочки скучно, поэтому предлагаю рисовать цветочный узор

Обратите внимание, что надо чередовать точки разного размера - тогда рисунок не будет выглядеть монотонным. И продолжаем

А некоторые работы я делаю на загрунтованном стекле. Грунтом служит витражная краска. И тогда законченная работа может выглядеть так

.............

Данный мастер-класс я хотела бы в первую очередь адресовать новичкам в технике point-to-point, да и всем, интересующимся данной техникой.
За основу мной был взят обобщенный восточный мотив, в котором есть фигура сердца, как символ жизни, традиционная шестиугольная звезда и капельки - символ чистоты. Рисовать я так и не научилась, поэтому основу для тарелки я взяла из интернета (к сожалению автора сего орнамента я не знаю) Вот такая вот основа

Главное всегда помнить, что мы не просто хотим перекопировать какой-то рисунок, а нам нужна основа, которую мы уже будем наполнять красками и душой.
Подготавливаем тарелку для работы. Для начала ее хорошо обезжириваем и просушиваем
Для того, чтобы перенести рисунок на тарелку я использовала свой любимый копирочный способ. Копирку с рисунком закрепила при помощи канцелярских зажимов и начала обводить рисунок по контуру. Делаю я это ручкой, чтобы уж наверняка видеть, что уже обведено, а что нет.

После снятия копирки, получаем на тарелке неяркие черные линии. Главное быть бдительным - копирочный след не прочный, поэтому не надо его усиленно тереть руками, а то он очень хорошо стирается. Минус этого следа - грязь на руке, поэтому под руку при работе можно положить салфетку

При рисовании в технике point-to-point самым главным на мой взгляд является твердость рук. Т.к. я правша, то в моем случае положение рук выглядит следующим образом. Оба локтя рук на столе. Левая рука находятся под дном тарелки, что позволяет ее прокручивать, при нанесении рисунка, не задевая сам рисунок. Правая рука держит контур, приблизительно под углом 45 градусов к поверхности тарелки, плюс упор ребром ладони о самый край тарелки, для дополнительной устойчивости.

Перед тем как ставить контуром точки, советую взять салфетку и попробовать поставить точку на ней. Так можно понять густоту контура, не забит ли носик и заодно, если нечаянно сильно нажали на контур и получили жирную точку - спасти тарелку. Если все устраивает, начинаем наносить рисунок из центра. Здесь все просто, рисунок в центре смазать рукой сложнее, чем если он на краях.

Точечная роспись завоёвывает всё больше поклонников. Она привлекает в свои ряды тех, кто рисует профессионально, и тех, кто сетует на отсутствие этого умения. Специального навыка это хобби не требует, а украсить такой необычной росписью можно все что угодно, и предметы быта, и текстиль, и шкатулки. Иногда для каждого предмета росписи требуется своя краска, но чаще всего, найти её можно именно в тюбике с носиком, которая нам и понадобится. Кисти здесь не являются необходимостью.

Точечная роспись прекрасно подходит для декорирования самых разных предметов – этой техникой вы можете воспользоваться и для декорирования чехла телефона, и для футболки и тонкого свитера или водолазки, ей же можно изукрасить посуду или банки под сыпучие материалы. Новогодняя роспись тоже смотрится великолепно – с помощью точек вы можете создать морозное кружево и силуэты животных на стекле или зеркале, украсить бутылку шампанского. Мотивом для вдохновения могут послужить картинки из галереи, круглые трафареты для росписи тарелок можно скачать в интернете, а у нас в статье – инструкции и мк, и конечно, полезное видео в конце.

Ещё издавна точечная роспись называлась капельной, потому как рисовалась каплями, выдуваемыми из обычной соломинки. Это сейчас, с появлением красок в уже удобной таре, процесс заметно облегчился.

Технику рисования точками придумали австралийские аборигены, а чуть позже её можно было встретить у художников Индии, Таиланда, Африки и Персии.

Именно из капельной росписи возник ещё один вид не менее популярного искусства «Мехенди» - нательная роспись хной. Сейчас, рисунки хной очень преобразовались , и помимо точек в ней можно встретить и растительные элементы. Впрочем, точечная роспись тоже потерпела изменения, из неё делают мозаики и рисуют целые пейзажи, не ограничиваясь простым орнаментом.

Узоры точечной росписи выглядят очень просто и стильно. Если постараться бездумно заниматься этим хобби, то без проблем можно превратить его в сеанс релаксации. Сделать это проще всего, если воспользоваться контурами, они подойдут начинающим, ими любят пользоваться профессионалы и наносить узоры такой удобной краской одно удовольствие.

Обычно, предметами росписи становятся:

Наносить рисунки можно на все что угодно. Важно помнить, что для каждого вида материала существуют свои краски. Обещающие долго продержаться на стекле, не выдержат и дня на ткани.

Галерея: точечная роспись контурами (25 фото)
















Как начать?

Какие-то особые навыки и таланты для этого умения не нужны, но можно заранее потренироваться на листке бумаги, расставляя точки рядом, стараясь соблюдать одинаковую дистанцию между ними. Слишком большая разница будет бросаться в глаза на готовом рисунке, а если точки будут поставлены очень близко, велика вероятность, что они сольются, превратившись в одну большую точку. Мастера точечной росписи рисуют просто с невероятной скоростью, но, многие из них используют вспомогательные материалы для нанесения. Ведь тут очень легко ошибиться с цветом или расположением. Поэтому даже они не пренебрегают схемами.

Краски следует выбираться исходя из предмета росписи. Если правильно выбрать краску под раскрашиваемый материал, соблюсти все правила нанесения и необходимые процедуры, после, в итоге, можно получить продолжительную износостойкость . Для многих предметов чаще всего подходят акриловые краски, но самыми удобными считаются контурные, существующие специально для посуды, ткани и дерева. Акриловые тоже подходят для большинства материалов, но их проблема в неудобной таре. Выбрав для себя необходимый предмет декорирования и вид краски, можно приступить к поиску трафарета для начинающих.

Контурные краски существуют и те, что остаются выпуклыми даже после высыхания, и выглядят стразами. Такой рисунок будет особенно привлекать внимание к себе своим объёмом.

Трафарет можно изготовить самому по любому рисунку, своему, или найденному в интернете. Использовать в таких целях лучше всего ненужную папку и острое лезвие. Трафаретами для точечной росписи может служить и обычная бумага, но прослужит она недолго, хотя идеально подходит в декорировании бокалов и бутылок из-за своей гибкости. Плотные материалы пойдут больше на плоские поверхности, ткань.

Иногда, вспомогательным материалом служат шаблоны с нанесёнными на них узорами для точечной росписи, наклеенные поверх материала. Чаще всего, используют какие-то конкретные элементы просто чтобы соблюсти размеры.

Узоры контурами

Прийти к каким-то более сложным рисункам контуром проще, опробовав в точечной росписи трафареты, так «набьётся» рука. Копируя их, в дальнейшем можно легко составлять свои, неповторимые узоры, отточив собственный стиль, найти наилучшие сочетания цветов.

Шаблонами для точечной росписи можно не пренебрегать никогда. Они помогают увидеть рисунок , который должен получиться впоследствии, не отойти от размеров, и избежать искажение орнамента и изучить основные орнаменты для росписи.

Схемами точечной росписи можно воспользоваться уже тем, кто хорошо натренировал руку на узорах точками. Можно её и распечатать или перерисовать, подложив под тарелку или в бокал, для дальнейшей точечной росписи схемами.

Следует помнить, что многие поверхности перед нанесением на них красок, следует обезжирить, особенно это касается стекла. Так контур ляжет прочнее , и продержится дольше.

Декорирование тарелок

Выбрав для росписи тарелку, следует выбрать и функцию для неё: если она останется для пищевых целей, нужно внимательно прочесть на красках, можно ли пользоваться ею в этих целях и дальше. Если тарелка будет нести роль декоративной, то выбор красок расширяется до любых, подходящий для этого вида искусства.

Любуясь искусно расписанной вещью, нередко задумываешься, насколько автором была продумана композиция. Кажется, что каждый элемент - листик, веточка, узор - все находится на выверенном месте. А все оттого, что был идеально разработан орнамент для росписи. Если так, то даже в простой работе прослеживается абсолютная законченность сюжетной линии.

Определение

С латыни ornamentum переводится как узор, в основе которого лежит повторение и/или чередование составляющих его основных и второстепенных элементов. Применялся с глубокой древности для украшения утвари, оружия, мебели и прочего. Орнамент для росписи может использоваться для больших площадей архитектурных сооружений и миниатюр в декоративно-прикладном искусстве.

Определяя стиль композиции можно выделить несколько разновидностей узора. В зависимости от характера поверхности его наносят лентой, как кайма, по центру, заполняя всю поверхность или ее часть. По мотиву орнамент может состоять из геометрических фигур, абстрактных форм (точки, прямые, ломаные линии), элементов, копирующих растения, животных, людей. Также нередко присутствуют фрагменты архитектуры, оружие, геральдические знаки.

Разнообразие естественных форм больше радует глаз, чем однотонность Орнамент для росписи мастера часто подбирают, наблюдая за природой. Даже в простой травинке можно найти мотив и воплотить его, переработав в стилизованную форму.

Считается, что почти каждое растение орнаментально. Его устройство предполагает наличие повторяющихся элементов. Листья, усы, цветы - они располагаются симметрично в определенном порядке. Изгибы имеют естественные плавные радиусы, и их можно условно завершать в воображаемые окружности.

Простой узор может иметь один цветок, и от него в стороны будут расходиться листья. Усложнение может быть связано с вписыванием в круг элементов. С отдалением от центра уменьшаются и размеры составляющих частей. Если орнамент располагается полосой, то тогда все следующие чередой повторяющиеся элементы должны иметь постоянный размер и органично соединяться на завершающем этапе.

Основные типы

В композиции часто используют форму «букет». Такой орнамент для росписи выбирают при декорировании разделочных досок или блюд. Основная композиция располагается в центре, а по окружности расходятся стебли с более и листьями. Разновидность «гирлянда» применяется, когда необходимо поместить роспись лентой или серповидно, заполняя ею боковые грани и углы плоскостей. Форма «ромб» отличается выраженным разветвлением «плетения» от центральной композиции в сторону острых углов.

Приемы и техники росписи сильно разнятся. Тоже можно сказать и об узоре. У полхов-майданской росписи в основе орнамента розы, маки, ромашки, тюльпаны и шиповник. В хохломе - среди травяных завитков присутствуют ягоды рябины и земляники, переплетенные стеблями и ветками. В борецкой росписи вокруг основного символа - Дерева жизни (основной цветок с прямым стеблем) - расположены более мелкие элементы: изящные листья, цветы, ветви с ягодами и птицами.

Петербургская роспись известна белыми цветами и золотистыми листьями, выполненными полупрозрачными мазками на черном фоне. Ее основной мотив: нарциссы, ромашки, пионы. Специализация жостова - роспись металлических подносов. Мотив - яркий и сочный букет полевых и садовых цветов, а также натюрморт.

Хохлома

На расписанных травяными мотивами изделиях мастеров можно угадать очертания известных еще с детства растений. Кто-то отдает предпочтение винограду, землянике, крыжовнику, клюкве. На других росписях красуются цветы: колокольчики, тюльпаны, ромашки. Но на каждом есть тонкая прорисовка вдоль стебля, по контуру листьев, больших ягод.

В технике выделяют два направления, отличающиеся способом нанесения фоновой краски на подготовленное изделие. «Травка» - хорошо известный «верховой» орнамент хохломской росписи. Мастера наносят его по серебристому тону различными мазками с образованием завитков, колосьев.

В письме также могут присутствовать листья, цветы и ягоды. Такой орнамент выделяется более крупными элементами. В зависимости от характера может именоваться: «под листок» или «под ягодку». Обычно используется на массивных заготовках, где есть большая площадь росписи. Листочки могут иметь овальную или остроконечную форму, а самые мелкие ягодки образуются тычком кисти.

Другое направление «фонового» письма - это «кудрина». Сначала прорисовываются детали (обычно в золотом исполнении), оставшееся место заполняется тоном (красной или черной краской), тонкая прорисовка поверху. Название - от схожести контуров завитков с золочеными кудрями. Ими и образуются все формы орнамента: листья, цветы, плоды. Заполняя всю площадь, роспись напоминает ковер. Основная роль отводится тонкой контурной линии в различных исполнениях, а не широким и густым кистевым мазкам.

Городец

Этот промысел возник в середине XIX века. Название техника получила от одноименного населенного пункта. Чем особенна городецкая роспись? Орнаменты, кроме растительных мотивов, представлены еще яркими жанровыми сценами. Часто в сочетании с цветочными узорами присутствуют фигуры лошадей и петухов. Особенность техники: свободный мазок и белая или черная графическая обводка по контуру. Росписью часто украшали прялки, ставни, мебель, двери и кухонную утварь.

Различают несколько этапов выполнения. Сначала размещается основное цветовое пятно. Затем постепенно происходит его подмалевка. Добавляются растительные элементы: розетки, бутоны, ягодки, купавки. Чем сложнее мотив, тем больше этапов проходит при моделировании узора.

В городецком орнаменте хорошо сохранился тип узора «цветочная полоса». В разных исполнениях ею разделяли изделие на ярусы. Если рассматривать овальную выпуклую шкатулку, то более широкая полоса цветов располагается в центральной части. Ниже и выше она отделяется симметрично расположенными листьями. По краям роспись делается более узкими полосами. В таком исполнении изделие получается трехъярусным.

Особенность этого вида творчества в способе нанесения красок. Используется на разных поверхностях, но особенно хорошо смотрится на стекле. В этом случае для работы используют трафареты с расположенные позади декорируемой прозрачной поверхности. На дереве или другом материале эскиз предварительно наносится карандашом или гелиевой ручкой в тон будущего цвета.

Выполняется роспись нанесением точек. Мотив рисунка может быть различным. Можно выбрать шаблон или придумать оригинальную композицию. Точки располагают с разными интервалами. Можно делать их различными по размеру, сочетать в разных комбинациях. Особое значение имеет симметрия. Техника ближе по исполнению к геометрическому орнаменту, так как важно выдерживать пропорции. Работа требует выдержки и аккуратности, но после правильного исполнения даже простая роспись будет смотреться эффектно и стильно.