Презентация на тему память по психологии. Память. ее виды. основные процессы. Методики изучения памяти

Память лежит в основе способностей
человека, является условием учения,
приобретения знаний, формирования
умений и навыков. Без памяти
невозможно нормальное
функционирование ни личности, ни
общества. Благодаря своей памяти, ее
совершенствованию человек выделился
из животного царства и достиг тех
высот, на которых он сейчас
находится. Да и дальнейший прогресс
человечества без постоянного
улучшения этой функции немыслим.
Наиболее подробно вопросы памяти
человека разработаны в трудах ученых
прошлого и современности: А. Бине, Г.
Эббингауз, К. Бюлер, Т. Рибо, З. Фрейд, П.
Жане, Л.С. Выготский, П.И.Зинченко,
А.А.Смирнов и т.д.

Память есть у всех живых
существ, но наиболее высокого
уровня своего развитая она
достигает у человека. Такими
мнемическими возможностями,
какими обладает он, не
располагает никакое другое
живое существо в мире. У до
человеческих организмов есть
только два вида
памяти: генетическая и механи
ческая. Первая проявляется в
передаче генетическим путем
из поколения в поколения
жизненно необходимых
биологических, психологических
и поведенческих свойств.
Вторая выступает в форме
способности к учению, к
приобретению жизненного
опыта, который иначе, как в
самом организме, нигде
сохраняться не может и
исчезает вместе с его уходом
из жизни.

Общее представление о памяти

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире,
оставляют определенный
след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и
возможности –
воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше
прошлое было бы без будущего. Настоящее, по мере его
протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Виды памяти и их особенности:

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой
памяти.
Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по
преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения
материала анализатору.

Итак,виды памяти:

1) Мгновенная, или иконическая, память связана
с удержанием точной и полной картины
только что воспринятого органами чувств,
без какой бы то ни было переработки
полученной информации. Эта память –
непосредственное отражение информации
органами чувств. Её длительность от 0,1 до
0,5 с. Мгновенная память представляет
собой полное остаточное впечатление,
которое возникает от непосредственного
восприятия стимулов. Это - память –
образ.
2) Кратковременная память представляет
собой способ хранения информации в
течение короткого промежутка времени.
Длительность удержания мнемических
следов здесь не превышает нескольких
десятков секунд, в среднем около 20 (без
повторения). В кратковременной памяти
сохраняется не полный, а лишь обобщенный
образ воспринятого, его наиболее
существенные элементы. Эта память
работает без предварительной
сознательной установки на запоминание, но
зато с установкой на последующее
воспроизведение материала.
Кратковременная память характеризует
такой показатель, как объем. Он в среднем
равен от 5 до 9 единиц информации и
определяется по числу единиц информации,
которое человек в состоянии точно
воспроизвести спустя несколько десятков
секунд после однократного предъявления
ему этой информации.

3)Оперативной называют память, рассчитанную на хранение
информации в течение определенного, заранее заданного срока, в
диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок
хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей
перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи.
После этого информация может исчезать из оперативной
памяти. Этот вид памяти по длительности хранения
информации и своим свойствам занимает промежуточное
положение между кратковременной и долговременной.
4)Долговременная – это память, способная хранить информацию в
течение практически неограниченного срока. Информация,
попавшая в хранилища долговременной памяти, может
воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты.
Более того, многократное и систематическое воспроизведение
данной информации только упрочивает её следы в
долговременной памяти. Последняя предполагает способность
человека в любой нужный момент припомнить то, что когда- то
было им запомнено.

5)Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение
разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима
филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам.
Особую разновидность речевой памяти составляет словестно-логическая,
которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти
характеризуется тем, что человек обладающий ею, быстро и точно может
запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого – либо доказательства,
смысл читаемого текст и т.п. Этот смысл он может передать собственными
словами, причем достаточно точно. Эти типом памяти обладают ученые,
опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
6) Двигательная память – представляет собой запоминание и сохранение, а при
необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных
движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и
спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека
напрямую связано с этим видом памяти.

7) Эмоциональная память – это память на переживания. Она
участвует в работе всех видов памяти, но особенно
проявляется в человеческих отношениях. На
эмоциональной памяти непосредственно основана
прочность запоминания материала: то, что у человека
вызывает эмоциональные переживания, запоминается им
без особого труда и на более длительный
срок.Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды
памяти особой роли в жизни человека не играют, и их
возможности по сравнению со зрительной, слуховой,
двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их
роль в основном сводится к удовлетворению биологических
потребностей, связанных с безопасностью и
самосохранением организма.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПАМЯТИ У ЛЮДЕЙ:

Память у людей различается по многим параметрам: скорости,
прочности,длительности, точности и объему запоминания.
Все это количественные характеристики памяти. Но
существуют и качественные различия. Они касаются как
доминирования отдельных видов памяти зрительной,
слуховой, эмоциональной, двигательной и т.п., так и их
функционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные
области доминируют, выделяют следующие индивидуальные
типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную,
эмоциональную и разнообразные их сочетания. Один человек
для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно
должен его прочесть, так как при запоминании о
воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные
образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз
увидеть. Третий легче всего запоминает материал или
сопровождать его запоминание какими – либо движениями.
“Чистые” виды памяти в смысле безусловного доминирования
одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике
мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной,
слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями
являются зрительно – двигательная, зрительно – слуховая и
двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей
все же доминирующей выступает зрительная
память.Наибольшего развития у человека обычно достигают
те виды памяти, которые чаще всего используются.

ТЕОРИИ И ЗАКОНЫ ПАМЯТИ

Исследованиями памяти в настоящее врем заняты представители разных наук:психологии,
биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук
существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя
система понятий и, соответственно, свои теории памяти.Но все эти науки, вместе
взятые, расширяют наши знания о памяти человека,взаимно дополняют друг друга,
позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений
человеческой психологии. Представители этих наук стали проявлять повышенный
интерес к собственно психологическим исследованиям памяти, потому что это
открывало возможности для совершенствования языков программирования, его
технологии и памяти машин. Этот взаимный интерес привел к тому, что в психологии
стали разрабатывать новую теорию памяти, которую назвать информационно –
кибернетической. В настоящее время она делает только первые, но весьма
многообещающие шаги на пути к более глубокому пониманию человеческой памяти с
использованием достижений кибернетики и информатики. Ведь человеческий мозг –
это тоже своего рода сложнейшая электронно-вычислительная и аналоговая машина.

Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд

интересных данных. Он,
в частности, вывел следующие закономерности запоминания, установленные в
исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо
организованный в смысловом плане материал.
1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное
впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по
истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут
выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.
2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки
раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.
3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного
переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по
памяти его основные моменты.
4. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать
этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их
правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой
точности не всегда существует однозначная связь.
5. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества,превышающего
максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно
воспроизведенных членов этого ряда после – однократного его предъявления
уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в
запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти.
Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых
для его запоминания повторений.

6.Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без
заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких
предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного
заучивания материала наизусть.
7.При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начала и конец
(“эффект края”).
8.Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным
является то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное
целое.
9.Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем
распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в
течение нескольких часов или дней.
10.Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
11.С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений,необходимых для
его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного
внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.
12.То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно
отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
13.Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто
встречающиеся.
14.Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти
изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько
измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них
влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет
по нескольким направлениям. Во – первых, механическая
память постепенно дополняется и замещается
логической. Во – вторых, непосредственное запоминание
со временем превращения в опосредственное, связанное с
активным и осознанным использованием для запоминания
и воспроизведения различных мнемонических приемов и
средств. В – третьих, непроизвольное запоминание,
доминирующее в детстве, у взрослого человека
превращается в произвольное. В развитии памяти в
целом можно выделить две генетические линии: ее
совершенствование у всех без исключения цивилизованных
людей по мере общественного прогресса и ее постепенное
улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его
социализации, приобщения к материальным и культурным
достижениям человечества.

Рекорды памяти.

Исключительная память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он был
посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую
прочитал. Спустя два десятилетия он еще мог цитировать выдержки из нее. Он знал
многих солдат своей армии не только в лицо, но и помнил, кто храбр, кто стоек, кто
пьяница, кто сообразителен. Академик А.Ф. Иоффе пользовался таблицей логарифмов
по памяти, а великий русский шахматист А. А. Алехин мог играть по памяти «вслепую»
с 30-40 партнерами одновременно. Феноменальной памятью обладал брат А. С.
Пушкина - Лев Сергеевич. Его память сыграла спасительную роль в судьбе пятой главы
поэмы «Евгений Онегин». Уроженец США Эйра Колбери в 1814 году давал представление
в Лондоне. В 10 лет он мог мгновенно возводить не очень большие числа в 16-ю степень
и извлекать корни. Однако по мере эго как он взрослел и получал образование, эти его
способности снижались и установились на уровне чуть выше нормального. В другом
случае Жак Иноди, родившийся в 1877 году и до 20 лет остававшийся неграмотным, с 7
лет давал публичные представления, извлекая корни 3-й и 5-й степеней из 21-значных
чисел. Отличался он тем, что не видел ответы, а слышал их. Жительница Индии
Шакутани Дэви соревновалась с компьютером в извлечении корней из чисел. Она
мгновенно извлекала корни 6-й степени из 9-значных чисел, что, однако, не
свидетельствовало о ее общем уровне интеллекта: она дважды провалилась на
промежуточном экзамене на степень бакалавра.. Несколько лет назад во Франции, в
городе Лилле, в присутствии авторитетного жюри преподаватель математики
Морис Дабер соревновался с компьютером. Он заявил, что признает себя
побежденным, если машина решит 7 арифметических задач раньше, чем он 10. Дабер
решил 10 задач за 3 минуты 43 секунды, а компьютер 7 задач - за 5 минут 18 секунд.
Наш современник- феноменальный счетчик Чикашвили легко вычисляет, например,
сколько слов и букв произнесено за определенный промежуток времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В данной работы мы дали общую характеристику теориям и законом памяти.
Наиболее подробно вопросы памяти человека представлены в трудах ученых прошлого
и современности: А. Бине, Г. Эббингауз, К. Бюлер, Т. Рибо, З. Фрейд, П. Жане, Л.С.
Выготский, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов и т.д.В нашей работе были рассмотрены два
основных типа классификации памяти. В первом выделяют мгновенную,
кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором двигательную, зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и
эмоциональную.При рассмотрении в работе основных процессов и механизмов памяти,
мы, исходя из понятий: объем, быстрота запечатление, точность воспроизведения,
длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной
информации, проанализировали такие процессы как: запоминание, сохранение,
воспроизведение, узнавание и забывание. Коснулись вопросов расстройства
памяти.Проанализировав индивидуальные различия памяти у людей можно сделать
вывод о том, что к изучению человека, особенно когда речь идет о его психике, нужно
подходить с достаточной долей смирения и осознания того, что каждый человек
индивидуален и очень сложен. Важно осознавать, что даже после многолетних
исследований механизмы памяти еще не достаточно изучены, и даже те
закономерности, которые удалось вывести, не всегда приемлемы к абсолютному
большинству людей.

Список использованной литературы:

1. Лурия А. Р. Внимание и память. 1975 г.
2. Маклаков А. Г. Общая психология. 2001 г.
3. Немов Р. С. Психология. 1995 г.
4. Общая психология. 1986 г.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей
психологии: 2 т. 1989 г.
6. Блонский П. П. Память и мышление. 1979

Память -ОСНОВА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. БЕЗ НЕЕ НЕВОЗМОЖНО ПОНЯТЬ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, СОЗНАНИЯ, ПОДСОЗНАНИЯ. ОЭТОМУ ДЛЯ П ЛУЧШЕГО ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА НЕОБХОДИМО КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ЗНАТЬ О НАШЕЙ ПАМЯТИ.

Виды памяти: Непроизвольна я и произвольная Словеснологическая непосредстве нная Мгновенная Долговремен ная образная Оперативная Слуховая Кратковрем енная Зрительная Двигательная Эмоциональна я

Мгновенная память определяется процессами, происходящими в периферическом отделе анализатора (в рецепторах). Информация там хранится очень недолго – от долей до нескольких секунд

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.

Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых.

Эмоциональная память -- это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях.

непроизвольная, характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы не ставя какой либо цели запомнить это и воспроизвести. · произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

ОСНОВНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ПАМЯТИ ЯВЛЯЮТСЯ: быстрота запечатления объем точность воспроизведения длительность сохранения готовность к использованию сохраненной информации

Чтобы совершенствовать и развивать память, вы можете использовать следующие приемы: Повторение заученного. Руководитель должен периодически освежать в памяти все запомненное (перечитывать, продумывать, перелистывать и т. д.).

Тренировка наблюдательности. Чтобы запомнить виденное, надо развивать наблюдательность. Наблюдательность способствует улучшению непроизвольного запоминания. Для этой цели можно рекомендовать регулярные упражнения по обдумыванию того, что имело место за день, неделю, месяц и т. д.

Гигиена памяти. Память является важнейшей функцией интеллекта. Можно вполне уверенно сказать: есть память есть человек, нет памяти - нет человека. Поэтому каждый человек должен соблюдать гигиену памяти.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ 1)Индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не все, а люди с плохой памятью не все забывают. 2)Индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать память человека в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти.

Около 1,5 кг материи, астрономическое число нейронов, миллиарды соединений… Двигаем ли мы мизинцем, решаем ли сложное уравнение или вспоминаем наши самые счастливые дни – всеми этими действиями управляет наш мозг, главный орган центральной нервной системы. Но как связаны между собой мозг и память? Разумеется, память имеет прямое отношение к мозгу и вовлекается практически в любую деятельность. Память является неотъемлемой частью нашего самосознания, нашего интеллекта, нашей эмоциональности.


Вопреки распространенному мнению память не локализируется в каком-то определенном участке мозга. Когда та или иная информация закладывается в память, происходит одновременная активация большого числа нейронных соединений, так что в создании воспоминаний участвует очень большая часть головного мозга. Поэтому неправильно говорить о существовании центра памяти. Закрепление информации в памяти и ее воспроизведение зависят от работы различных запоминающих систем мозга и его отделов, отвечающих за восприятие сигналов(звуковых, зрительных и т.д.)


Кратковременная, или оперативная, память задействует нейронные системы коры больших полушарий (4) (главным образом ее лобные доли (1) и кортикоталамические связи). Кратковременная, или оперативная, память задействует нейронные системы коры больших полушарий (4) (главным образом ее лобные доли (1) и кортикоталамические связи). Семантическая память задействует кору больших полушарий мозга (4). Семантическая память задействует кору больших полушарий мозга (4). Двигательная памят ь задействует некоторые подкорковые структуры, такие как мозжечок (6) и зубчатые ядра(5). Двигательная памят ь задействует некоторые подкорковые структуры, такие как мозжечок (6) и зубчатые ядра(5). Эпизодическая память задействует лобные зоны коры больших полушарий (1), а также гиппокамп (3) и таламус (2) – структуры, относящиеся к лимбической системе. Эпизодическая память задействует лобные зоны коры больших полушарий (1), а также гиппокамп (3) и таламус (2) – структуры, относящиеся к лимбической системе.



Зрительные сигналы воспринимаются сетчаткой глаза и преобразуются в серию нервных импульсов. За тысячные доли секунды эти импульсы достигают центрального отдела зрительного анализатора - первичной проекционной зоны, расположенной в затылочной области коры больших полушарий. Полученная информация обрабатывается по отдельности согласно различным категориям (форма, цвет, движение). Затем информация временно поступает в гиппокамп, где при участии различных отделов коры больших полушарий сопоставляется с уже имеющимися в памяти сведениями. Наконец, эта информация забывается или фиксируется в памяти. Ее эмоциональная окраска влияет на то, как она отложится у нас в памяти. Зрительная память


Амнестический синдром - неспособность за­ поминать текущие события, из-за чего всякое обучение новому становится невозможным. Умственные способности при этом сохраняются, за исключением способности усваивать новую информацию и приобретать новые сенсорно- двигательные навыки. Причиной патологий могут стать сосудистые нарушения, болезнь Альцгеймера, травмы мозга или остановка сердца. Ретроградная амнезия - неспособность вспомнить события, произошедшие до начала болезни. При этом из памяти могут выпасть периоды времени от считанных дней до нескольких лет. В большинстве случаев эти вос­ поминания не стираются бесследно, но доступ к ним затруднен. При антероградной амнезии утрачиваются воспоминания о событиях в период после начала болезни, хотя то, что было раньше, человек помнит хорошо. Могут быть следствием электрического шока или мозговых травм; иногда проявляются при синдроме Корсакова и болезни Альцгеймера.


Антероретроградная или тотальная, амнезия сочетает в себе неспособность запоминать новую информацию и утрату воспоминаний обо всех знаниях, приобретенных до начала болезни. Причиной может стать обширное повреждение коры головного мозга; болезнь Альцгеймера. Гипермнезии характеризуются способностью запоминать большое количество однотипной информации (например, длинных списков имен, больших чисел и т. д.). Могут быть постоянными или кратковременными и не имеют отношения к уровню интеллекта. Могут возникать во время эпилептических припадков или в момент сильных эмоциональных переживаний. Парамнезии - искажения памяти: у человека возникает ощущение «дежавю», то есть уже однажды виденного или пережитого, или, напротив, появляется чувство нереальности всего происходящего. При экмнезиях стирается грань между прошлым и настоящим, и человек переживает события из прошлого так, как если бы они происходили в настоящем. Такие искажения памяти наблюдаются при болезни Альцгеймера.


Болезнь Альцгеймера - самое распространенное заболевание центральной нервной системы. Оно характеризуется прогрессирующим необратимым снижением интеллекта. У пациента постепенно развивается деменция, или слабоумие. В некоторых отделах мозга, начиная с гиппокампа, происходит массовая гибель нейронов, что сопровождается снижением в мозге уровня ацетилхолина - нейромедиатора, участвующего в процессах запоминания. Существуют лекарства, позволяющие затормозить эти процессы, однако они дают эффект, только если их назначают на ранней стадии развития болезни. Болезнь Альцгеймера


Атеросклероз - распространенное заболевание, которое поражает кровеносные сосуды, питающие сердце, почки, конечности и головной мозг. При атеросклерозе на внутренней стенке сосудов наслаиваются жировые отложения, из-за чего просвет сосудов сужается, что приводит к ухудшению кровоснабжения головного мозга. Стенка сосуда, пораженного склеротическими наслоениями, теряет эластичность, что может стать причиной ее разрыва и кровоизлияния в мозг (инсульта). Симптомы инсульта зависят от того, насколько обширна пораженная зона мозга и где она расположена. Атеросклероз


Болезнь Паркинсона связана с гибелью нейронов подкорковых нервных центров, отвечающих за выработку нейромедиатора дофамина и регуляцию движений. Именно из-за снижения этого вещества у страдающих болезнью Паркинсона появляется дрожание конечностей, скованность (ригидность) и замедленность движений, нарушение равновесия и походки, тормозится умственная деятельность. Информация запечатлевается в памяти больного хорошо, но процесс припоминания затруднен или замедлен. Современное лечение болезни Паркинсона строится на применении лекарственных препаратов, которые возмещают недостаток дофамина и тем самым нивелируют последствия гибели. Болезнь Паркинсона


Синдром Корсакова наблюдается у людей, злоупотребляющих спиртным, и у хронических алкоголиков. Обычно он развивается после 55 лет и проявляется антероградной амнезией, потерей ориентации и конфабуляциях - ложных воспоминаниях. Иногда развитию болезни предшествует ретроградный пробел в памяти. Болезнь сопровождается спутанностью мыслей, потерей равновесия при ходьбе, параличом глазодвигательных мышц. Иногда ее единственным признаком на первых стадиях является поражение периферических нервов, а рассудочная деятельность не нарушается. Причина этого вида амнезии - недостаток тиамина (витамина B1), связанный с тем, что алкоголь препятствует усвоению этого витамина. Синдром Корсакова


Хотя люди, подолгу пребывающие в депрессии, не страдают специфическими тяжелыми нарушениями памяти, они все же с некоторым трудом припоминают недавние события. Недостаток мотивации и энергии, связанный с депрессивным состоянием, снижает способность таких людей фиксировать информацию. Если информация неверно закодирована, ее потом трудно извлечь из памяти. Таким образом, депрессия приводит к общему ослаблению умственной деятельности. Депрессия


Тем не менее влияние депрессии на память существенно отличается от таких патологий, как болезнь Альцгеймера. Депрессия проявляется в снижении уровня мотивации, которое сказывается на способности больного концентрировать внимание, когда как болезнь Альцгеймера обусловливает патологию памяти, что ведет к нарушению процессов кодировки, хранения и повторного вызова информации из памяти. Когда депрессия проходит, к человеку возвращаются интеллектуальные способности.


Каждый орган чувств приспособлен к восприятию определенных факторов внешней среды. Поступающая от них информация анализируется и обрабатывается специализированными отделами головного мозга (в частности, корой больших полушарий). Такую информацию называют экстерорецептивной, поскольку она поступает к нам из окружающего мира. Но мы можем также воспринимать информацию, поступающую к нам изнутри, например болевые ощущения или чувство удовольствия. Такая информация носит название интерорецептивной.


Эффективность восприятия информации зависит прежде всего, от совершенства работы наших органов чувств. Причины многих трудностей в запоминании станут понятны, если мы обратим внимание на то, что происходит еще на входе в «черный ящик» нашей памяти, то есть на качество вводимой в него сенсорной информации. Нельзя восстановить в памяти то, что не удалось как следует разглядеть или расслышать. Поэтому вместо того, чтобы ругать память, лучше заняться тренировкой сенсорного аппарата.


Информация, воспринимаемая нашими органами чувств, немедленно переводится на «язык мозга», то есть кодируется. При кодировании вновь поступившая информация сравнивается с уже накопленной. Она соотносится с кодом, который может представлять собой запах, образ, мелодию, слово – иначе говоря, любой указатель или «метку», по которой эту информацию можно отыскать в памяти и вызвать повторно.




Если мы хотим запомнить какую-либо информацию надолго, то должны приложить к этому дополнительные усилия. Для эффективного запоминания недостаточно лишь правильно организовывать информацию. Ее нужно повторить 4-5 раз в течение суток и время от времени к ней возвращаться. Закрепление памяти






Изучая возможности кратковременной памяти, американский исследователь Джордж Миллер в 1956 году столкнулся с проблемой определения ее емкости. Емкость памяти означает меру, которую она способно вместить за ограниченный промежуток времени максимум за 3 минуты. Он доказал, что человеческая память, как правило, не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Джордж Миллер назвал это число «магическим» по аналогии со многими другими символическими для нас семерками, такими, как семь дней недели, семь чудес света, ритуальный семисвечник и т.д.


Сохранять готовность к восприятию. Развивайте наблюдательность и поддерживайте гибкость ума, воспринимайте все новое. Если необходимо запомнить важную информацию, постарайтесь избавиться на этот момент от посторонних забот, чтобы как можно лучше сосредоточиться. Сохранять любознательность и интерес к жизни. Познание мира не имеет ограничений по возрасту. Найдите для себя то, что поддержит вашу любознательность в тонусе. Строить планы и добиваться их реализации. Любая цель способствует движению вперед и стимулирует созидательную деятельность. Она придает жизни смысл, даже если наши планы со временем меняются. Цель – «двигатель» внимания. Строя и воплощая планы, мы реализуем нашу связь с внешним миром. Развивать социальные связи. Хобби и увлечения способствует общению и являются отличным способом установления новых социальных связей, которые стимулируют внимание и память. Делиться информацией означает хотеть передать знания другому. Этому предшествует умственная подготовка, стимулирующая внимание и память. Золотые правила активного внимания


Таким образом, память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности, является важнейшим процессом, позволяющим человеку сохранить накопленный им жизненный опыт и использовать его в дальнейшем, позволяет ему ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в громадном потоке информации. Знания личности об окружающей среде, о других людях, о себе самой являются важнейшим условием для понимания человеком своего места в предметном и социальном мире, определяют возможность развития и реализации личности. Получается, что именно память отвечает за то, чтобы пронести через годы представление человека о себе как об уникальном я, сохранить идентификацию с самим собой и на этой базе строить свои личностные отношения с людьми. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное " я ", перестает существовать. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Память есть у всех живых существ. У животных есть генетическая память(хранится в генотипе и передается по наследству) и механическая (основанная на повторении действий) Память Память - это сложный процесс запоминания, воспроизведения и хранения информации, который продолжается в течение всей жизни человека.








Например, нужно не забыть сказать другу, чтобы он взял на улицу мяч, не забыть купить хлеб в магазине и т. п. Но вот день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды, минуты или несколько часов.








Когда же, наоборот, цель не ставится, и волевые усилия не прилагаются, но человек помнит какое-либо действие или событие, то это и есть непроизвольное запоминание. Например, просматривая какой-либо фильм, мы не ставим перед собой цели запомнить что-либо, но спустя какое-то время можем вспомнить многие сцены этого фильма.










Простые события, оставившие у человека сильное впечатление, запоминаются СРАЗУ,ПРОЧНО, НАДОЛГО. Более сложные, но менее интересные события, человек может переживать десятки раз, но в памяти они не остаются. Закон забывания (Немецкий психолог Г.Эббингауз) Закон мотивированного забывания (З.Фрейд) Человек имеет склонность забывать психологически неприятное








ОЬЪЕМ (возможности запоминания и сохранения информации) БЫСТРОТА ЗАПОМИНАНИЯ (скорость произвольного запоминания) ГОТОВНОСТЬ К ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ (использование в практической деятельности имеющуюся информацию) ТОЧНОСТЬ (точно сохранять, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию) ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ (удерживание определенное время необходимой информации)



Урок №8 Урок №8 Тема урока: Память как Память как психический психический познавательный познавательный процесс процесс

ПланПлан Общая характеристика памяти 1.1. Общая характеристика памяти Физиологическая основа памяти 2.2. Физиологическая основа памяти Основные виды памяти 3.3. Основные виды памяти Основные процессы и механизмы памяти 4.4. Основные процессы и механизмы памяти Особенности мнестических процессов 5.5. Особенности мнестических процессов

Что думали о памяти Что думали о памяти Большинство мыслителей древности так или иначе раньше? раньше? обращались к вопросу о том, что же представляет собой.1. .1. память. 1.В каком месте человеческого тела 2.Почему у одних людей её больше, а у она расположена? других меньше?

Древние греки о Древние греки о памяти памяти Парменид о памяти. Память – организованная смесь света и тьмы, тепла и холода. Забывание есть результат «взбалтывания». Он считал, что если эти состояния не «смешивать», будет прекрасной. память то Платон о памяти: платины. восковой Гипотеза Разум принимает в себя впечатления, как воск, по поверхности которого рисуют что то заострённой палочкой. Забывание – когда надписи стираются конце на

Учёные древней Греции Учёные древней Греции считали: считали: Диоген Синопский, живший в V веке до н.э. рассматривал память как процесс, который определяется равномерным распределением воздуха в теле. И, следовательно, забывание есть не что иное, как изменение этого распределения. Аристотель о памяти: Память основывается на движении крови в организме. Забывание, результатом постепенного замедления циркуляции крови является

Общая характеристика Общая характеристика памяти памяти Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении следов прошлого опыта Многие учёные характеризуют память как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов, объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Память – основа психической деятельности. Без неё невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. памя ть Память позволяет человеку накапливать и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки

Физиологическая основа Физиологическая основа памяти памяти Физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств

Основные виды памяти Основные виды памяти Существует несколько основных подходов в классификации памяти (по критериям) По характеру психической активности, преобладающей в деятельности По способу активности – на непроизвольну ю и произвольную По продолжительност и закрепления и сохранения материала – на кратковременную, долговременную и оперативную

память Двигательная Двигательная.. память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д Эмоциональная память это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства Образная память это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Виды памяти Виды памяти Словесно-логическая память Это память на понятия, формулы, знаки, мысли. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.

По способу запоминания память делят: запоминание осуществляет ся..Непроизвольное и воспроизведение без специальных волевых усилий, когда не ставятся цели, задачи запоминания или воспроизведения материала, оно осуществляется как бы само со бой. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем сталкивается чело век в жизни Произвольное запоминание сопровождается произвольным вниманием, имеет целенаправ ленный характер, оно избирательно. Запоминание включает в себя логичес кие приемы организации материала, осмысливание запоминаемого материа ла.