Презентация на тему "«Матрёнин двор» А. Солженицын". Литературная викторина по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор Фрагмент из рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия

Тесты (2 варианта) по рассказу

А.И. Солженицына «Матрёнин двор»

10-11 класс

подготовила учитель русского языка и литературы Печказова Светлана Петровна

Чамзинка

2012

Пояснительная записка

Тесты по творчеству А.И.Солженицына позволяют выявить уровень умения анализировать фрагмент эпического произведения. Ресурс содержит вопросы об идейном содержании его произведений, особенностях жанра, изобразительно-выразительных средствах языка, вопросы на знание текста.

К каждому вопросу в части А даётся четыре варианта ответа. Задания части В предполагают развернутый ответ.

Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству писателя в 10 - 11 классах.

Критерии оценивания:

«5» (отлично) - работа выполнена безошибочно,

«4» (хорошо) - правильные ответы составляют 80 % от общего количества вопросов,

«3» (удовлетворительно) - правильные ответы составляют 50 -70 % от общего количества вопросов.

ТЕСТ

Так и поселился я у Матрены Васильевны. Комнаты мы не делили. Ее кровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окна и, оттесняя от света любимые Матренины фикусы, еще у одного окна поставил столик. Электричество же в деревне было – его еще в двадцатые годы подтянули от Шатуры. В газетах писали тогда "лампочки Ильича", а мужики, глаза тараща, говорили: "Царь Огонь!"

Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны.

Кроме Матрены и меня, жили в избе еще – кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное – колченога. Она из жалости была Матреной подобрана и прижилась. Хотя она и ходила на четырех ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога. Когда кошка прыгала с печи на пол, звук касания ее о пол не был кошаче-мягок, как у всех, а – сильный одновременный удар трех ног: туп! – такой сильный удар, что я не сразу привык, вздрагивал. Это она три ноги подставляла разом, чтоб уберечь четвертую.

А2. Какое место занимает фрагмент в произведении? А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжета, Г) является кульминацией сюжетного действия.

А3. Главной темой данного фрагмента является: А) образ жизни рассказчика, Б) дом Матрёны, В) внешность Матрёны, Г) природа.

А4. Почему Матрёна приютила кошку? А) из материальных соображений, Б) из жалости, В) от нечего делать, Г) из любви к животным.

А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание избы Матрёны? А) показать её незаурядность, непохожесть на других, Б) сопоставить Матрёну с рассказчиком, В) раскрыть характер героини, Г) заинтересовать читателя.

В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить свое отношение к ней: «изба доброжилая», «любимые фикусы», «с прохудившейся стороны»?

В2. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «В газетах писали тогда «лампочки Ильича», а мужики, глаза тараща, говорили: «Царь Огонь!»?

В3. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: «Комнаты мы не делили» и далее.

В4. Напишите название любимого растения героини.

В5. Каким эпитетом характеризуется кошка Матрёны?

ТЕСТ

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»

Прочитайте текст и выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа:

Вообще, приглядываясь к Матрене, я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело, закономерный порядок этих дел она держала в голове и, проснувшись поутру, всегда знала, чем сегодня день ее будет занят. Кроме торфа, кроме сбора старых пеньков, вывороченных трактором на болоте, кроме брусники, намачиваемой на зиму в четвертях ("Поточи зубки, Игнатич", – угощала меня), кроме копки картошки, кроме беготни по пенсионному делу, она должна была еще где-то раздобывать сенца для единственной своей грязно-белой козы.

– А почему вы коровы не держите, Матрена Васильевна?

– Э-эх, Игнатич, – разъясняла Матрена, стоя в нечистом фартуке в кухонном дверном вырезе и оборотясь к моему столу. – Мне молока и от козы хватит. А корову заведи, так она меня самою" с ногами съест. У полотна не скоси – там свои хозява, и в лесу косить нету – лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят – не колхозница, мол, теперь. Да они и колхозницы до самых белых мух всё в колхоз, а себе уж из-под снегу – что за трава?... По-бывалошному кипели с сеном в межень, с Петрова до Ильина. Считалась трава –- медовая...

Так, одной у"тельной козе собрать было сена для Матрены – труд великий. Брала она с утра мешок и серп и уходила в места, которые помнила, где трава росла по обмежкам, по задороге, по островкам среди болота. Набив мешок свежей тяжелой травой, она тащила ее домой и во дворике у себя раскладывала пластом. С мешка травы получалось подсохшего сена – навильник.

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: А) рассказ, Б) повесть, В) быль, Г) роман.

А2. Какое место занимает фрагмент в произведении? А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжетного действия, Г) является кульминацией сюжета.

А3. Главной темой данного фрагмента является: А) людская зависть, Б) трудовой день Матрёны, В) красота села Тальново, Г) деревенская жизнь.

А4. Чем занималась Матрёна изо дня в день? А) воспитанием внуков, Б) только стряпней и хозяйством, В) уходом за скотиной, Г) дел у Матрёны было множество.

А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание будней Матрёны? А) выявить отсутствие в героине серьезного отношения к жизни, Б) показать угнетающее действие рутины порядков на человеческую душу, В) раскрытие образа жизни героини, Г) заинтересовать читателя.

Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:

В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить свое отношение к ней: «великий», «тяжелой», «медовая»?

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описание его действий (со слов: «Кроме торфа…»)

В3. Из реплики Матрёны выпишите предложение, которое объясняет, почему она не держала коровы.

В4. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор во втором абзаце?

В5. Из абзаца, начинающемся со слов: «Так, одной у"тельной козе…» найдите слово, которое объясняет, сколько сена получалось из мешка свежескошенной травы.


Использованная литература:

    Коршунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.

    Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

    Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

    Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. - М.: Экзамен, 2008.

нужны какие-нибудь вопросы и ответы к тексту Солженицына "Матренин двор". 2 шт. и получил лучший ответ

Ответ от Ђатьяна Кириченко[гуру]







рассказ «Матренин двор»)














сарай и весь внутренний забор)

Ответ от George Mafwings [новичек]
Просветленный (23132)
Вопросы по рассказу «Матренин двор» .
1 – 1б Какова история рассказа «Матренин двор? Как родился его замысел?
(Рассказ автобиографичен. Вернувшись из лагеря, Солженицыну «хотелось
затесаться и затеряться в самой нутряной России» . Работу ему могли дать только
ту, которая будет связана с физическим трудом. Но он хотел учительствовать.
И после реабилитации в 1957 году он работает некоторое время учителем
физики, а живет у крестьянки Матрены Захаровой. Об этом он пишет свой
рассказ «Матренин двор»)
2 – 2б Почему герой рассказа называет себя «квартирантом выгодным» ? («Сверх
платы сулила школа за меня еще торф на зиму»)
3 – 3б В чем трагичность судьбы Матрены? (Вышла замуж до революции. Было
у нее шесть детей, которые один за одним умирали, двое сразу не жило.
Муж с войны не вернулся, похоронки не было (либо в плен попал, либо
погиб, тела не нашли) . Воспитывала дочку Фаддея Киру)
4 – 1б Из-за чего три сестры Матрены отвернулись от нее? (Они претендовали на
наследство, на ее дом, но она его отписала приемное девочке Кире)
5 – 4б «Одно к одному. Еще и это пришибло Матрену» . Что «добило» бедную
Матрену? («…кошка колченогая сбрела со двора – и пропала»)
6 – 2б Сколько человек погибло на переезде? Кто это был? (3 человека: Матрена,
хромой сын Фаддея, тракторист)
7 – 5б Как распределили наследство Матрены после ее смерти? (Козу забрала
одна сестра, избу – сапожник с женой, Фаддею – уже свезенная горница,
сарай и весь внутренний забор)


Ответ от Андрей Муравых [новичек]
Кто это? (высокий черный старик...Все лицо его облегали густые, черные волосы, почти не тронут сединой; с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, черные, так что рот был виден едва

Своя игра по повести А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

Цель: выявить уровень знаний учащихся по литературе.

Задачи:

1) повысить интерес к урокам литературы;

2) развивать читательский вкус;

3) воспитывать терпимость, уважение к друг другу.

Портрет.

Топонимика.

Даты. Цифры.

Почемучка.

Тропы.

1. Портрет.

10. «Когда я вошёл в избу, она лежала на русской печи, тут же, у входа, накрытая неопределённым тёмным тряпьём, таким бесценным в жизни рабочего человека.» (Матрёна).

20. «Всё лицо его облегали густые чёрные волосы, почти не тронутые сединой: с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, чёрные, так что рот был едва виден… и только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку». (Фаддей).

30. «Самодовольный, с жестоким лицом вышел…(тракторист).

40. «Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо…- как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором» (Матрёна)

2. Топонимика.

10. Назовите имя, отчество и фамилию главной героини повести.. (Матрёна Васильевна Григорьева).

20. Как называлось местечко, от одного названия которого веселела у рассказчика душа? (Высокое Поле)

40. В какой деревне поселился рассказчик? (Тальново).

50. Кто из великих русских писателей упоминается в повести? (Тургенев)

3. Даты. Цифры.

10. Сколько лет было Матрёне Васильевне? (60)

20. Как долго Матрёна Васильевна проработала в колхозе? (четверть века)

30. Сколько стала зарабатывать Матрёна Васильевна после того, как ей стали платить пенсию, и она стала получать от школы и от квартиранта? (рублей 80 пенсии, сто с лишком от школы и от квартиранта).

40. Назовите номер скорого поезда, который чуть с рельс не сошёл по вине людей, перевозивших горницу. (21)

50. «К избе прошли четверо в шинелях», но у скольких из них были железнодорожные шинели? (у двоих)

4. Почемучка.

10. Почему в 1956 году рассказчик наугад возвращался «просто в Россию»?

(«ни в одной точке её меня не ждал и не знал, потому что я задержался с возвратом годиков на десять».)

20. Почему Фаддей решил посетить учителя на дому? (просить за своего сына, который не хотел учиться).

30.Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни?

(«жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет»)

40. Почему Матрёна решила воспитывать дочку Фаддея Киру? («гнила и старела когда-то шумная, а теперь пустынная изба – и старела в ней беспритульная Матрёна»)

50. Почему повесть называется «Матрёнин двор»?

5. Тропы.

10. «…обезоруживала она меня лучезарной улыбкой» (эпитет)

20. «Увидев на себе холодный взгляд объектива, Матрёна принимала выражение или натянутое, или повышенно – суровое» (метафора)

30. « И только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку» (сравнение)

40. «Вдруг услышал я несколько громких голосов на деревне» (инверсия)

50. «Прошёл час, другой. И третий» (парцелляция)

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Предварительный просмотр:

Тест по рассказу «Матренин двор» А.И.Солженицына

1.Первоначальное название рассказа : а) «Не стоит село без праведника» б) «Не стоит село без Матрены» в) «Матренины страдания» г)«Житие Матрены-праведницы»

2.Какая фамилия у Матрены: а) Григорьева б) Васильева в) Фадеева г) Ефимова

3.Какая характеристика подходит для главной героини: а) «крестьянка 80 лет, безработная» б)«крестьянка, одинокая женщина 60 лет, отпущенная из колхоза» в) «одинокая крестьянка 60 лет, репрессированная» г) «крестьянка, 60 лет, всю жизнь работавшая где-то на заводе»

4.Какая информация о Матрене верная: а) любила Ефима, вышла за Фаддея б) любила Фаддея, вышла за Ефима в) любила и Ефима, и Фаддея, замуж не вышла г) никогда никого не любила

5.Закончите фразу: «у Матрены из живности были колченогая старая кошка, грязно-белая коза с кривыми рогами, …?.. да …?….»

а) «котята да козлята» б) «корова да теленок» в) «мыши да тараканы» г) «собака да овечка»

6.Объясните, что значит: родила Матрена шестерых детей, но « они не стояли »

а) не вставали на ноги б) долго не бегали в) были не самостоятельными г) не выживали

7.На какой войне пропал без вести муж Матрены:

а) на Первой мировой б) в гражданскую в) в годы финской г) в годы Великой Отечественной

8.Какая информация о Матрене не верна: а) вечно она в мужичьи дела мешалась б) конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь в) горницу отдала воспитаннице Кире г) дом отдала воспитаннице Кире

9.Воспитанница Кира – это : а) Матренина незаконная дочь б) дочь Фаддея в) девочка из детдома г) дочь председателя колхоза

10.Зачем Кире срочно нужно было перевозить часть Матрениного дома: а) дают участок, но на нем должно стоять строение б) дали участок, построили дом, нужны сухие дрова в) для перепродажи и выручки денег г) построить сарай рядом с домом

11.Как погибла Матрена? а) попала под грузовик б) попала под трактор в) убили на станции г)попала под поезд

12.О ком идет речь: тоже Матрена, муж всю жизнь бьет, родила тоже шестерых?

а) жена председателя б) жена Фаддея в) родная сестра г) подруга Маша

13.Матренин постоялец работал: а) почтальоном б) председателем в) ветеринаром г)учителем

Место работы, должность: — гимназия №5, Сочи, пир литературы и русского языка

Регион: — Краснодарский область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее кумулит

Класс(ы): — 10 чин
Класс(ы): — 11 чин

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Литературное считывание
Предмет(ы): — Русский балочи

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая гидроразработка

Краткое статут ресурса: — Литературная имя вдоль рассказу Александра Солженицына "Матренин двор". Может быть использована подобно учительный материал подле проверки знаний учащихся или подобно составная очередь викторины вдоль творчеству Солженицына.

Краснодарский Краснодарский край

г. Сочи, Хостинский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №5

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО РАССКАЗУ

А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЁНИН ДВОР»

и литературы

МОУ гимназии №5

Зорькина Нина Васильевна

Сочи 2009

Литературная имя вдоль рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»

Цели:

· развитие познавательного интереса учащихся к творчеству А.И.Солженицына;

· использование викторины в качестве дидактического материала дляпроверки знаний учащихся вдоль содержанию рассказа (в устной или письменной форме);

· возможно обведение литературного турнира вдоль творчеству А.И.Солженицына с использованием данного материала.

1.Общий раздел

1. Как первично назывался рассказ?

2. Кто настоял на изменении названия рассказа?

3. Когда был написан рассказ?

4. Назовите время действия в рассказе.

5. В каком году был опубликован рассказ?

6. Назовите имя, фамилию, отчество героини, именем которой назван двор.

7. Как называется деревня, где-либо происходят события?

8. Какие ассоциации вызвало у Игнатича заглавие деревни Тальново?

9. В какомзначении употребленослово «кондовый»?

10. Какие значения имеет ключевой имедж рассказа «Матрёнин двор»?

11. Какая блуграс поближе Матрёне Васильевне — народные песни в исполнении Шаляпина или романсы Глинки? Почему?

12. Счастлива единица была Матрёна Васильевна в семейной жизни?

13. Почему односельчане считали, словно в Матрёне Васильевне «порча», в чём, на их взгляд, она проявлялась?

14. Каким способом возвращала себе Матрёна Васильевна «доброе»

расположение духа?

15 .Чем для Матрёны был её дом, в котором она прожила 40 лет?

16 . Почему Матрёна решает отдать Кире горницу?

17. Как литератор показывает оскорбительный вид действий тех, кто

посягнул на синтез Матрёниного двора?

2.Чей это портрет?

1 . «Простодушный взор блекло-голубых глаз», «лучезарная улыбка».

2. «Она была также женщина городская, решительная, коротким серым полупальто и грозным взглядом подобно бы военная».

3. «Всё индивид его облегали густые чёрные волосы, почти что не тронутые

сединой: с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, чёрные,

так словно хлебало был виден едва…».

4. . « …круглый румяный… выглядевший подобно котик затем блинов».

5 . «Её завитые локончики досадно растрепались. Красны, подобно кровью

залиты, были глаза».

3.Кто из персонажей рассказа …

  • «…с мужем воспитывали её престарелую мать»?
  • «…в колхозе она работала не после деньги — после палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика»?
  • «…валилась и сутки — двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, а и не шевелилась почти»?
  • « Боялась …пожара, боялась молоньи, а предпочтительно счастливо отчего-то - поезда»?
  • Жаловалась, «что благоверный её бьёт, и жидомор муж, жилы из неё вытягивает, и плакала …подолгу, и голос-то завсегда у неё был на слезе…»?
  • «по улице на мужиков с кулаками бегал…»?
  • «…все ладно обругали её (Матрёну) дурой после то, словно горницу отдала, сказали, словно видеть её предпочтительно не хотят…»?
  • «Хотел повеситься, из петли вынули… Сейчас пошёл сам, арестовался. Да его отныне не в тюрьму, его в домик безумный»?
  • «…не пришёл на паренталии Матрёны…Но в ближайшие дни он двойка раза злопыхательски приходил в эту избу на диалог с Матрениными сёстрами и с сапожником - дезертиром»?
  • « И даже о сердечности и простоте Матрёны…она говорила с презрительным сожалением»
  • 4.Кому принадлежат слова:

    1 . « Ни к столбу, ни к перилу эта работа».

    2. «Бойся портного действительно пастуха. По всей деревне тебя ославят, благо словно им

    не так».

    3 . «У тех людей завсегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

    4 . «Незнайка на печи лежит, а знайку на верёвочке ведут…»

    5 . «Две загадки в мире есть: подобно родился - не помню, подобно умру - не знаю».

    6 . «Не гналась после нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и

    злодеев».

    7. «Все мы жили близ с ней и не поняли, словно есть она бог форменный

    праведник , без которого, вдоль пословице, не целесообразно село.

    Ни город.

    Ни все суша наша».

    8. «Итак, вдоль Солженицыну, праведник - это тот, в килоом воплотился

    высокий моральный воплощение русского народа, совмещающийся вдоль своим

    основным «параметрам» с идеалом христианским».

    9. Кто сказал, словно затем публикации в 1963 году в журнале «Новый мир»

    рассказа «Матрёнин двор» «деревенская повседневность » « стала не просто

    крестьянской, а христианской»?

    10. «…главной темой творчества этого писателя (Солженицына) является нимало не рассмотрение коммунизма и не проклятья ГУЛАГу, а борьба добра С злом - вечная дукс мирового искусств

    Ответы.

    1. Общий раздел.

    1 . «Не целесообразно хуторок без праведника». 2 . А.Т.Твардовский. 3 .1959. 4. 1956.

    5 . 1963. 6. Матрёна Васильевна Захарова. 7 .Тальново. 8. Мечту о кондовой России. 9 .В значении «старинный, исконный». 10 . 1) Конкретное социально- историческое. 2) Символическое значение: баз (дом) Матрёны Васильевны является островком христианской России, тут живут вдоль законам христианской морали. 11 . Романсы Глинки: в песнях, исполняемых Шаляпиным, Матрёна Васильевнапочувствовала искусственность, игру, а романсы Глинки для героини подобны молитве, которая просветляет и преображает. 12. Нет. 13 .Умерли один-одинехонек после другим шестеро детей, «не гналась после обзаводом», была «не бережная», «глупая», помогала чужим людям бескорыстно, « и даже о сердечности и простоте» Матрёны говорили «с презрительным сожалением». 14 . С помощью работы, затем которой Матрёна становилась просветлённой и одухотворённой. 15. Это была её жизнь, её крепость, «спасительный круг». 16 . Матрёна в принципе не вероятно отказать в помощи нуждающемуся, а тем более, своей воспитаннице. 17. «Все работали подобно безумные… в ожесточении…»

    2. Чей это портрет

    1. Матрёны. 2 . Жены председателя. 3 . Фаддея Григорьева. 4 . Антошки Григорьева. 5. Киры, приёмной дочери Матрёны.

    3. Кто из персонажей рассказа…

    1 .Женщина, торговавшая молоком. 2 .Матрёна. 3 . Матрёна. 4 . Матрёна. 5 .Матрёна, лилит Фаддея. 6. Ефим, благоверный Матрёны Васильевны. 7 .Три сестры Матрёны. 8 . Муж Киры. 9 . Фаддей. 10 .Золовка Матрёны.

    4. Кому принадлежат слова

    1. Матрёне. 2. Матрёне. 3 .Автору. 4. Маше, подруге Матрёны. 5 .Древней

    10. А.В.Урманову.

    Файлы:
    Размер файла: 58953 байт.