Игровая фольклорная программа для взрослых и детей. Сценарий конкурсно-игровой программы с элементами фольклора. Инсценировка детей ясельной группы

Действующие лица:

Егор;
Акулина;
Варвара;
Лукерья.

Участники: дети младшего возраста.

Место проведения: актовый зал, класс, аудитория, лужайка, двор.
Под частушечную мелодию появляются Акулина и Егор, у которого в руках баян. Они приплясывают и поют.
Егор: Это что же за деревня,
Это что же за село?
Собралось народу много И гуляют весело?!
Акулина: Принимайте в гости нас,
Веселее станет враз!
Мы сыграем и споём Вместе с вами и вдвоём!
Егор: Угощенья нам не надо,
Стол накрытый ни к чему.
Кто танцует до упаду,
Кто выходит на игру!
Акулина: Здравствуйте, дорогие! Рады побывать у вас в гостях. Долго мы собирались да наряжались. Вот какие наряды нашлись в старинном-то сундуке. А вы хотите заглянуть в такой сундучок? Давайте-ка попробуем да поглядим, что получится.
Мальчики и девочки открывают воображаемые сундучки и «наряжаются».
Егор: Вот и молодцы, хороши ребята и девчата!
Теперь самое время станцевать нам барыню, барыню-сударыню!
Танец «Барыня».
Акулина: Сорока стрекочет — ещё гостей пророчит!
Варвара и Лукерья (входят, поют):
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется!
Акулина: Давно мы вас, Варвара да Лукерья, поджидаем!
Егор: Без вас, красавицы, праздник уж начинаем.
Лукерья: Вот и мы!
Варвара: Милому гостю хозяева рады.
Лукерья: Да-да! Чувствуйте себя как дома, но не забывайте, что в гостях.
Акулина: У вас слово всегда готово.
Лукерья: А язык-то без костей: что хочет, то и лопочет.
Акулина: А ну-ка, коль язык-то без костей — распотешьте-ка детей!

Варвара и Лукерья устраивают розыгрыши среди зрителей.

Лукерья (разглядывает сидящего): Смотри! У тебя под ногами-то грязь! Да что ж ты кланяешься мне, я ведь тебе не князь.
Варвара (подходит к другому): Скажи: «Баня!» (зритель говорит). Тебя лю¬бит Ваня! (Обращается к другому). Сколько будет сто да сто? (Двести.) Голова твоя в тесте!
Лукерья (поднимает кого-нибудь из зрителей): Я буду рассказывать, а ты повторяй: «И я тоже». Пошла я в лес! (И я тоже). Срубила дерево! (И я тоже). Вырубила корыто! (И я тоже). Налила туда корма! (И я тоже). Стали поросятки хлебать. (И я тоже). А ты разве поросёночек?
Варвара (поднимает другого зрителя): Отгадай загадку: Немец-перец- Пощипай ехали на лодке! Немец-Перец утонул, кто остался в лодке? (Пощи-пай). Ах, тебя пощипать?! Пожалуйста! (В шутку щиплет).
Лукерья (вызывает одного из детей): Ты говори за мной: «Ну!».
Посадил дед в подполе репу. (Ну!).
Репа выросла большая, до полу. (Ну!).
Дед прорубил пол. (Ну!)
Репа росла-росла и выросла до крыши. (Ну!).
Дед прорубил крышу. (Ну!).
Репа росла-росла и выросла до неба. (Ну!).
Стал дед дёргать репу. (Ну!).
Дёргал-дёргал — выдернуть не может! (Ну!).
А внучка велела дать щелбана тому,
Кто говорит всё время «ну!».
Акулина: Да ну вас, Лукерья да Варвара! (обращается к детям).
Отгадайте-ка загадку.
Едут-едут ребятишки
На лошадках и на мишках,
На верблюдах и на пони,
И друг друга не догонят!
Что это? Правильно, веселая карусель! Начинаем игру «Карусель».



Раз-два, раз-два — нам других катать пора!
Дети меняются местами: кто «катался», становится в круг, взявшись за руки. Каждый из тех, кто раньше был в круге, кладет правую руку на сце¬пленные руки каждой пары в кругу.
Закружились еле-еле расписные карусели,
А потом, потом, потом — всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите — карусель остановите.
Раз-два, раз-два — вот и кончилась игра!
Акулина: Сорока стрекочет, опять гостей пророчит!
Это Матрёшка с Ермошкой. Запоздали немножко.
Долгожданных гостей милости просим,
Да частушки спеть попросим!
На сцену приглашают девочку и мальчика из числа зрителей, перед ними держат «портреты» Ермошки и Матрешки с отверстиями для лица. Под фо-нограмму участники «поют» частушки.
Хватит, милый, задаваться И махать картузиком.
Всё равно играть не буду С тобою, карапузиком!
Ах ты, милая моя,
Ах ты, ласковая!
Все конфеты из кармана Повытаскивала!
Ах ты, миленький мой,
Разве я их ела?
Сорок штучек проглотила,
Больше не хотела!
Милка в городе была,
Себе кудри завила.
Триста долларов содрали,
Стала хуже, чем была!
Акулина благодарит детей за выступление, они садятся на свои места.
Акулина: А вот это, ребятки, да не чудо ли?
Было это, голубчики, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на луну.
Тогда докучные сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали.
А я за ними на золотом коне скакала Да в мешок эти докучные сказки собирала.
И вот одну из них достала.
На горушке избушка,
Живёт в ней старушка.
Сидит на печи, жуёт калачи.
Вот она встала,
Из-за печи мочало достала…
Не начать ли сказку сначала?
Акулина передает «мочало» Варваре, та повторяет все ее слова и переда¬ет «эстафетную палочку» кому-нибудь из ребят — повторение «бесконечной» сказки продолжается несколько раз в убыстренном темпе.

Лукерья: (заканчивает игру). Бабушка Ненила рыбку ловила. Уловила ка-рася! Вот и сказка вся!
Акулина: А теперь, ребята, мы с вами споём и станцуем вместе. Когда я буду петь: «Ай дили-дили-диди!», вы поднимаете руки вверх и крутите ладош-ками, как фонариками, мне подпевая. А кого я по имени назову, тот выходит в круг. Ай дили-дили-диди! Где вы Мишу видели?
Варвара: Заглянули в огород — Миша пляшет у ворот!
Лукерья: Ай дили-дили-диди! Где вы Олю видели?
Варвара: Заглянули в зелен сад — Оля щиплет виноград!
Лукерья: Ай дили-дили-диди! Где вы Свету видели?
Варвара: Заглянули под крылец — грызёт Света огурец!
Лукерья: Ай дили-дили-диди! Сашку вы не видели?
Варвара: На полянке у колодца Сашка с курицей дерётся!
Вместе: Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу! Не кружися на лугу,
На лугу-то лужица, голова закружится!
Прямо в лужу упадёшь, мокрый к ужину придёшь!
Кружатся вместе с детьми.
Акулина: А теперь мы весь народ приглашаем в хоровод!
Начинается хоровод со всеми зрителями под мелодию «Во саду ли, в огороде».
Егор: Ну что ж, спасибо вам, ребята! Рады были побывать у вас в гостях! Лукерья: Добрый гость долго не засиживается!
Варвара: Спасибо этому дому — пойдём к другому!
Акулина: Любишь по гостям ходить, люби и гостей принимать! Приглашаем вас к нам!
Все: До свидания!

М. Костерина

Post Views: 1 714

Конкурсная игровая программа с элементами фольклора

«Сударушка»

Задача: показать актуальность и самобытность русских народных традиций через танец, игру и русский фольклор.

Цели: приобщить обучающихся к русским народным традициям, воспитывать чувство уважения к произведениям русского фольклора, доброжелательного и уважительного отношения к другим людям в процессе общения, развитие интереса к русскому народному творчеству, к истории русского народа.

Под народную мелодию появляются Красны девицы и Добры Молодцы, выбегают скоморохи.

1-й скоморох:

Поклон вам, гости званные!

Гости званные, да желанные!

Здравствуйте, лебёдушки!

Здравствуйте, молодушки!

Да ребята – удальцы,

Весёлые молодцы!

2-й скоморох:

Пожалуйте, гости дорогие!

Ждём вас, поджидаем,

Праздник без вас не начинаем.

1-й скоморох:

Неспроста, друзья, мы кланяемся вам,

Прибегая к обходительным словам.

Нам по нраву ваш характер боевой,

Темперамент ваш весёлый, озорной.

2-й скоморох:

А пришли сюда мы скуку разогнать.

Мы пришли повеселиться, поиграть.

Вместе с вами хором песенки попеть,

На забавы, на потехи посмотреть!

1-й скоморох:

Пусть закружится весёлый хоровод,

Пусть потешит сам себя честной нард!

2-й скоморох:

Все, кто в зале не ленись,

В круг пошире становись!

Расступись, честной народ!

Начинаем хоровод!

/Танец в кругу «Барыня» /

1-я красна девица:

Очень часто за событиями дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть более привычны нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину!

/ Конкурс «Коса-девичья краса»: выбираются девочки-обладательницы кос, приглашаются в центр круга. Болельщики с помощью аплодисментов определяют, кто из них достоин звания «Русская красавица», ведь во все времена коса на Руси считалась символом женской красоты/ (Награждение победительницы)

1-й скоморох:

Чтоб на славу нам сегодня отдохнуть,

Мы продолжим занимательный наш путь

Ждёт забава, не дождётся удальцов,

Вызываю добровольцев-храбрецов.

/ Конкурс «Бой петухов»: два участника находятся в кругу. Их задача: вытолкнуть соперника из круга плечом, причём руками каждый держит одну ногу, согнутую в колене за спиной/ (Награждение победителей)

2-я Красна девица:

В старые годы взяли молодцы

По стреле, вышли в чистое поле,

Натянули луки и выстрелили.

А кто из вас хочет судьбу попытать,

Стрелу пустить?

/ Конкурс «Стрела Ивана Царевича»: участникам раздаются листы бумаги, из которых они за определённое время должны сделать самолётики. Эти самолётики и будут стрелами. По команде участники запускают свои «стрелы» - самолётики. Чей самолётик улетит дальше, тот и победил. (три участника) / (Награждение победителя)

У старшего сына упала стрела …Куда?

У среднего сына упала стрела …Куда?

А у младшего Ивана Царевича, стрела поднялась и улетела сам не знает куда.

Ребята, а из какой сказки эти стрелы?

Кто придумал эту сказку?

2-й скоморох:

Да, много есть у нас талантов:

И певцов, и музыкантов-

Любят пляску огневую

И частушку удалую.

/ Конкурс частушечников: от каждого класса выходят знатоки частушек. Кто больше знает частушек, тот и побеждает/ (Награждение победителя)

1-й скоморох:

Скоро сказка сказывается,

Да не скоро дело делается.

А вы, ребята, любите сказки?

Много русских сказок знаете?

/ Конкурс «Продолжи строчку, назови сказку» /

    Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка,

А в клетке сидит Жар – птица.

Ты птицу возьми, за пазуху положи,

Да смотри… (клетки не трогай!)

Как называется сказка? (Иван Царевич и серый волк)

2) Позовите Сивку-бурку.

(Сивка – бурка, вещая каурка,

Стань передо мной, как лист перед травой!)

Кто знает название этой сказки?

3) Что должен был сказать Емеля, чтобы исполнилось его желание?

(По щучьему велению, по моему хотению…)

Как называется сказка? (Награждение победителя)

1-я Красна девица:

Я Лорка – скороговорка,

Скороговорка Лорка!

Так быстро говорить, друзья,

Могу лишь я, лишь я, лишь я.

К быстроте, кто не привык,

Заплетается язык!

/ Конкурс «Болтунов»: произнесите быстро скороговорку: Ехал Грека через реку. Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап!/

(Награждение победителя)

1-й скоморох:

А сейчас мы предлагаем вам игру-

Мерить силу, как бывало в старину.

Самых сильных приглашаем мы ребят.

Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд!

/ Перетягивание каната / (Награждение победителей)

2-й скоморох:

Сила есть, ума не надо!

А давайте померяемся не силой, а сообразительностью!

Отгадайте-ка русские народные загадки.

/ Конкурс «Загадочный» /

Чисто, да не изба,

Клейко, да не смола,

Сладко, да не мёд:

От рогатого берут

И детушкам дают. (Молоко)

Без рук, без ног,

Под окном стучит,

В избу просится. (Ветер)

Бегал бегунок,

Да шмыг в уголок. (Веник)

Желта, да не месяц,

Хвостата, да не мышь. (Репа)

Бело покрывало

На земле лежало.

Лето пришло –

Оно всё сошло. (Снег)

За нашим двором

Висит ватрушка

С творогом. (Луна)

Чёрненька собачка,

Свернувшись, лежит.

Не лает, е кусает,

А в дом не пускает. (Замок)

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Течёт, течёт, не вытечет.

Бежит, бежит, не выбежит. (Родник или река)

(Награждение победителя)

1-й скоморох:

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим вам: до свиданья!

Говорим: до новых встреч!

Сценарий конкурсно- игровой программы для детей «День русских забав»

Данная методическая разработка мероприятия предназначена для работы с детьми школьного возраста.

Цель - активизация детей к совместной деятельности.

В зале всех встречают скоморохи :

Заходи, честной народ,

В зал, где много игр вас ждёт!

В день забав повеселимся,

Поиграем, порезвимся!

Будем вместе забавляться,

Танцевать и развлекаться!

Скоморох 1: Здравствуйте гости дорогие, маленькие и большие!

Скоморох 2: Здравствуйте гости, милости просим!

Скоморох 1:

Не хотите ль поиграть,

Свою удаль показать?

Скоморох 2 :

Отчего ж не поиграть?

Всегда мы играм рады!

А будут ли награды?

Скоморох 1:

А наградой будет смех

Задорный и веселый!

Ведущая:

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела -

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ,

Далеко гляди вперед.

Но приданья старины

Забывать мы не должны.

Ребята, как вы думаете, как развлекались и отдыхали от работы люди на Руси в старые давние времена, когда не было ни телевизоров, ни компьютеров..? (ответы детей)

Да, люди играли. А весело играть получается не в одиночку, а когда много участников игры!

Для начала наши скоморохи загадают вам «Богатырские загадки», ведь в народе русском всегда любимы сказки о богатырях. А мы с жюри (представление жюри) проверим вашу смекалку.

Игра «Богатырские загадки» (загадки имеют богатырскую специфику. Сначала предлагаются несложные и забавные задания).

Богатырская цифра (три);

Не один в поле (воин);

Ведьмолёт (помело);

Отчество Змея (Горыныч);

Ну, а теперь пойдут загадки посложнее- старинные! Справитесь?

5. Чёрное семя руками сеют, ртом собирают (буквы);

6. Зубов много, а ничего не ест (гребень);

7. Потайная кладовая со всей обновкой: тут и спички, и табак, и медный пятак (карман);

8. В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришёл, всех вокруг себя собрал (стол);

9. Не крылата, а перната, как летит, так и свистит, а сидит, так молчит (стрела);

10. Сидит Пахом на коне верхом, грамоты не знает, а читает (очки).

Молодцы! Справились достойно!

Давайте вспомним ещё раз о богатырях. Без кого не может богатырь отправиться в далёкие края на исполнение благих дел? (ответы детей). Правильно, у богатыря обязательно должен быть хороший конь, который тоже должен быть крепким и сильным, готовым к любым испытаниям.

Эстафета «Переездной конь»

Все участники делятся на две команды: одни - "кони", другие - "наездники". "Наездники" садятся на "коней" и образуют круг. Одному из "наездников" вручается мяч. "Наездники" передают мяч по кругу в ту или иную сторону, например, вправо. И нужно, чтобы мяч прошел несколько кругов, по договоренности до игры. После чего команды меняются местами, но, как правило, игра складывается иначе. Если во время переброски мяча он оказывается на земле, то команды моментально меняются местами: "кони" становятся "наездниками", а "наездники" - "лошадками".

Вот мы и посмотрели каковы наездники и кони бывают в бою. А теперь проверим вашу ловкость и быстроту!

Эстафета «Бег в калошах»

Для эстафеты используются калоши 45-го размера. Игрокам необходимо добежать до указанного места и, вернувшись обратно, передать эстафету следующему участнику.

Скоморохи: Теперь бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Слушайте, запоминайте,
Да складно, быстро повторяйте.

*Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.

*Дали Клаше каши с простоквашей.
Ела Клаша кашу с простоквашей.

Следующее состязание нам покажет силу и ловкость участников.

«Бой петухов»

Игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Ведущий : А теперь отгадайте такую загадку:

В этом доме печь стоит,

Да не каждый день дымит.

Есть и веник, вот беда-

Не метёт он никогда.

Уважают в доме жар,

А хозяин в доме - пар.

(Баня)

Конкурс «Русская баня»

Кто попариться желает

Кто парную уважает,

Приходи скорей-

Есть и веник, и вода,

Веник в руки и, как встарь,

Сам соперника попарь.

Побеждает только тот,

Кто веник быстро обобьёт!

(По два человека «парятся» вениками из газеты)

Конкурс проходит под музыкальное сопровождение- песня «Русская баня»

Игра «Перетягивание каната»

Скоморох: Всех ребят, парней, девчат

Вызываю на канат.

Десять слева, десять справа

Только мускулы трещат!

(Дети встают по обе стороны каната, по сигналу начинают тянуть в разные стороны. Выигрывает та команда, которой удастся перетянуть канат через черту).

Игра со всем залом.

Я вас по очереди буду говорить начало пословицы, а вы мне будете отвечать ее окончание.

1. Семь раз отмерь. (один раз отрежь) .

2. Без труда. (не вытащишь рыбку из пруда) .

3. Дареному коню. (в зубы не смотрят) .

4. Один в поле. (не воин) .

5. С кем поведешься,. (от того и наберешься) .

6. Слово не воробей. (вылетит не поймаешь) .

7. Лучше синица в руках,. (Чем журавль в небе) .

8. Не имей сто рублей,. (а имей сто друзей) .

9. Любишь кататься,. (люби и саночки возить) .

10. Поспешишь. (людей насмешишь) .

Продолжаем наше состязание. Следующий конкурс- русская народная игра «Прыжки».

Для игры нужно наметить линию, это будет линия старта. Игроки по очереди прыгают с места в длину. Представитель первой команды прыгает от линии старта, место, куда он приземлиться, отмечается. Представитель второй команды должен прыгать от линии отметки в противоположную сторону. И так пока не прыгнут все игроки. Чья команда победит зависит от прыжка последнего игрока. Если игрок приземлится за линией старта, то команда, которой принадлежит этот игрок, выигрывает, если же игрок не допрыгнет до линии старта и приземлится перед ней, то его команда проигрывает.

А теперь ответьте мне: какая обувь является визитной карточкой Руси? (лапти). Правильно!

Конкурс «Лапти».

Участники снимают с одной ноги обувь и относят в указанное место. Далее все выстраиваются в колонны, а ведущий перемешивает обувь. По сигналу старта каждый из участников должен подбежать к этой куче, обуться в свою обувь и в обуви добежать до своей команды, передав эстафету следующему. Выигрывают умеющие быстро обуваться!

Эстафета «У Салохи»

Конкурс по мотивам известного произведения Н. В. Гоголя. Салоха «упаковывает» всех своих поклонников в мешки так, чтобы мешок доходил до пояса, а одна рука его придерживала. Участники должны по очереди доскакать до указанного места и, вернувшись обратно, передать эстафету следующему.

«Брось предмет в цель»
Это достаточно старая игра, в ней используется по традиции предмет, который дети, возможно, раньше никогда не видели.
Прищепку для белья можно заменить монетой, конфетой или другим небольшим предметом.
Дети по очереди становятся но колени на стул и пытаются забросить небольшой предмет (который вы выберите для игры) в коробку или корзину.
Тот, кто смог забросить большее количество предметов в корзину, победил.
Если в игре используются конфеты, ребенок в конце игры забирает все, что попало в корзину, в качестве приза.

Игра с залом «Пол, нос, потолок»

Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить.
Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол».
Затем покажите на нос (лучше будет, если вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок».
Делайте это не торопясь.
Пусть ребята показывают с вами, а называть будете вы.
Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.
Хорошо, если вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого-то нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос».
Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа.
В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа».

Конкурс капитанов: Борьба «вручную»
Игроки становятся напротив друг друга, ноги на ширине плеч, правая нога одного участника находится рядом с правой ногой второго участника.
Затем они сжимают правые руки и по сигналу начинают толкать или тянуть друг друга, пытаясь заставить другого потерять равновесие.
Кто первый сдвинулся с первоначальной позиции - проиграл.

Конкурс «Достань яблоко»
Для игры необходим большой таз с водой.
В таз бросают несколько яблок, а затем игрок встает на колени перед тазом, держа руки за спиной, и пытается зубами поймать яблоко и достать его из воды.

Жюри подводит итоги.

Пока жюри подводит итоги, я приглашаю всех желающих поиграть в русскую народную игру «Ручеёк»

Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизменном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.
Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.

Озвучивание жюри результатов состязания.

Скоморох 1:

Отдохнули мы на славу,

Победили все по праву.

Порезвились, наигрались,

С настроеньем все остались!

Литература:

1 «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»-О. Л. Князева, М. Д. Маханева.Учебно-методическое пособие 2006г.

2 « Детские подвижные игры народов СССР» под редакцией Т.И.Осокиной 1988 г.

3 «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста»-составители: Н.П.Ильчук, В.В.Гербова, Л.Н.Елисеева, Н.П.Бабурова. 1998г.

4 «Музыкальная палитра»-№7. 2010г.

С Ц Е Н А Р И Й

Фольклорной игровой программы для детей

«МАТРЁШКИНЫ ЗАБАВЫ».

Звучит народная музыка. Ребята сидят на стульях.

Выходят Ведущая и Матрёшка.

Вед. Добрый день, дорогие ребята!

М-ка. Здравствуйте, доброго вам здоровьечка!

Вед. Наша сегодняшняя программа называется «Матрёшкины забавы», и вы

Все, наверное, догадались, о чём пойдёт речь.

М-ка. Сегодня мы с вами немного вспомним о наших русских народных

Традициях, о народных играх, забавах и конечно игрушках, которые

Сохранили сою значимость и в наш прогрессивный 21 век.

Вед. А мне бы вот очень хотелось узнать у вас, какие вы знаете народные

Игры? Игрушки? (отвечают). Правильно, а может кто-нибудь знает как

Появилась матрёшка? (отвечают).

М-ка. Тогда послушайте. «В некотором царстве, в нашем государстве жил-

Был богатый и мудрый купец. Однажды отправился он в дальние

Страны, и приехал в страну восходящего солнца – Японию. Удачно

Торговал он соболями да куницами, жемчугом скатным и другим

Красным товаром. Да так подружился с одним японским купцом, что

Тот на прощание подарил ему удивительную деревянную игрушку –

Монаха, да не простой был монах, дотронешься до него – он качается,

Как будто своему богу Будде молится.

Когда приехал купец домой, пошёл он к мастеру-игрушечнику и

Показал ему затейливую игрушку, да попросил сделать к утру такую

Же игрушку. Мастеру игрушка очень понравилась, да только

Показалась она непонятной нашим детям. Тут в избу прибежала

Мастерова дочка Матрёна, с любимым другом петушком, взяла

Игрушку и стала играть ей. Смотрит мастер на Матрёну и думает: Вот

Сделаю». И стал точить из дерева куколку. Выточил, да расписал:

Платочек, сарафанчик – как у Матрёны, и даже петушок в руках. Одну

Куколку для купца сделал, одну для Матрёны. Вот так Матрёшка и

Появилась.

Вед. Да, но настоящая матрёшка внутри себя ещё подружек прячет, а в твоей

Сказке ничего про это не говорится.

Отца и скорей – подружкам хвастать. Прибежали подружки в избу к

Мастеру, все просят такую же матрёшку, сделал он всем по куколке, а

Сам задумался. Вон сколько у Матрёны подруг, дай-ка сделаю разных

Кукол и всех в одну вложу, будет Матрёшка с секретом. Выточил он

Кукол и расписал их нарядными, красивыми, будто они пришли к

Матрёне на именины в цветных платочках и сарафанах.

Вед. А я знаю, что Матрёшка и по сей день празднует свои именины, 9

Апреля. И на её именинах всегда водят хороводы, играют в разные игры.

Думаю и нам пришло время начать веселье.

М-ка. А давайте играть деревня на деревню, как в старые времена.

Вед. Тогда одна половина зала будет деревней Сорокино и буду я в ней жить

– другая половина – Воронино, где будет жить Матрёна. Согласны? Ну и

Прекрасно!

М-ка. Как зовут нас вы все прекрасно знаете, а вот как зовут всех вас мы

Сейчас тоже узнаем!

Вед. А жителей моей деревни Сорокино величать будут ПЕТЬКИ.

М-ка. А жителей моей деревни Воронино звать будут ВАСЬКИ. Запомнили?

Вед . Проверим, жителей какой деревни больше. Кто громче и дружнее

Кричит, тот и победит.

Одна половина кричит: Петьки, другая половина: Васьки.

М-ка. По-моему и тех и других много. По одному очку каждая деревня

Получает.

Вед. Матрёна, на тебя посмотреть – глаз радуется. Сразу видно, что на

Праздник собралась, а вот ребята после школы пришли нарядиться не

Успели. Что же делать будем?

М-ка. А я сама нарядилась и ребятам кое-что прихватила. Вот каждой

Деревне по коробочке, в каждой коробочке лежать ленточки, девочкам

На голову, мальчикам на шею повязать можно.

Вед. Хорошо, каждая деревня получат по коробочке, и мы посмотрим, какая

Деревня быстрее и краше нарядится!

Конкурс «А МОЯ ДЕРЕВНЯ КРАШЕ».

М-ка. Ой, да молодцы! Какие нарядные да красивые.

Вед . Русская пословица говорит: «По одёжке встречают, по уму провожают».

М-ка. Ты к чему это клонишь?

Вед. Я к пословицам клоню, это ж народные мудрости, но не всегда их все

Знают и понимают.

М-ка. А давай мы проверим сейчас, какая деревня лучше в пословицах

Разбирается. У меня вот здесь пословицы на половинки разделились, а

Где начало, где конец, ничего не понятно.

Конкурс «НАРОДНАЯ ПОСЛОВИЦА».

Команды получают половинки пословиц, нужно правильно собрать пословицу.

М-ка. С пословицами ребята справились, всё распутали, а вот как они с моей

Змейкой справятся, даже не знаю.

Вед. Так давайте поиграем и узнаем.

Игра «ЗМЕЙКА».

Все играющие берутся за руки, впереди Матрёна, которая водит всю цепочку змейкой, обходя препятствия, делая петли, спирали, в конце большие закручивания и раскручивания спирали.

Вед. Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю вам стать на время мастерами и

Сделать своими руками красивых матрёшек. Я думаю, что и в Сорокино,

И в Воронино найдутся умельцы. (Выбрать из каждой команды по 3 – 4

Человека).

Конкурс « НАРЯДИ МАТРЁШКУ».

Каждому умельцу выдаётся шаблон матрёшки, клей и цветные детали, цветы для украшения.

М-ка. А пока наши умельцы украшают матрёшку, мы немного поиграем.

ЗАГАДКИ-ОБМАНКИ:

Любите загадки? (Да!) Отгадайте их тогда.

А в загадках есть секрет– дайте правильный ответ.

Медлить здесь совсем не нужно, отвечайте быстро, дружно!

На заборе по утру кукарекал….(петух).

Он зимой в берлоге спит, догадались – это…(медведь).

По морю плывёт фонтан – огромный чёрный….(кит).

Серый с хоботом добряк – неповоротливый….(слон).

На юг летят по небу клином поздней осенью….(журавли).

Громко крякает в пруду, утят купая…(утка)

Хвост, как веер, расписной, и зовётся он…(павлин).

Есть мух и комаров здорова, в болоте квакает…(лягушка).

Есть яд, очки и капюшон, берегись – опасен…(кобра)

Ходит с рыжей гривой он, царь зверей, конечно…(лев).

Он толстый, как кадушка, рог на носу…(носорог).

Уколешься – нельзя задеть! Колюч уж очень наш…(ёж).

Длинный хобот – это нос, перед вами добрый …(слон).

Полосатая рубаха, живёт в саванне…(зебра).

Уши длинный, он трус, спрятался под кустик…(заяц).

Он в малине знает толк! Ну конечно, это…(медведь0.

Хвост на веер так похож, знают все, что это…(павлин).

Полосатая, как мяч, всем известно. Это…(зебра).

Взгляд трусливый и косой, и зовётся он…(заяц).

На пальму с пальмы скок да скок, бананы любит этот…(обезьяна).

Вед . Молодцы, а сейчас я предлагаю деревне Воронино и Сорокино игру на

Внимание. Но игра эта не простая, а эстафетная. Объясняю правила этой

Игры. Сейчас мы раздадим каждому по матрёшке, а на финише, в конце

Зала на полу устроим, так называемую, «полянку с матрёшками». Ваша

Задача, подбежать к этой поляне со своей матрёшкой и найти ей пару.

Конкурс-эстафета «МАТРЁШКИ-ПОДРУЖКИ».

Ребятам раздают карточки с нарисованными матрешками, а в конце зала выкладывают на пол такие же карточки(парные). Задача ребят- найти свою пару.

М-ка. А теперь давайте поиграем ещё в одну игру на внимание и быстроту

Реакции. Сначала предлагаю поиграть деревне Воронино, а потом

Будет играть деревня Сорокино. Игра эта похожа на музыкальный

Стул, только вместо стульев на полу будут лежать Матрёшки, пока

Музыка играет все ходят вокруг матрёшек, как останавливается, нужно

Взять матрёшку. Но матрёшек на одну меньше, чем участников.

Понятно?

Конкурс «МУЗЫКАЛЬНАЯ МАТРЁШКА».

Вед. Да, складывается у меня мнение, что в деревне Сорокино и Воронино

Ребята друг другу под стать. И не знаю даже что с ними ещё делать

Можно, всё-то они могут, всё умеют.

М-ка. Есть у меня одно хитрое задание, это поздравительные телеграммы,

Для Матрёшки, только слова в этих телеграммах растерялись, не все

Конечно, кое-что осталось. И задача каждой деревни – восстановить эти

Поздравительные телеграммы.

Конкурс «ТЕЛЕГРАММА ДЛЯ МАТРЁШКИ».

Вед. Матрёна, я ведь совсем забыла ещё об одной русской традиции, ведь в

Старину ни одного праздника не проходило без песен и хороводов, а

Ещё устраивались состязания в пении, кто кого перепоёт, да чей

Гармонист переиграет.

М-ка . Ну, с гармонистами у нас дефицит, а вот петь деревня на деревню, да

Кто громче и дружнее, я думаю ребята смогут.

Конкурс «ЧАСТУШКИ».

М-ка. Молодцы, ребята. Со всеми моими заданиями справились, и осталось у

Меня для вас последнее задание с сюрпризом. Но постараться нужно

Нашим деревням всем вместе. В этом зале спрятаны буквы, которые

Вам нужно будет найти и сложить из них не просто одно слово, а

Несколько. Слова эти разного цвета, например, одно слово из синих

Букв, другое – из красных. И когда вы их сложите, должны будете

Игра «СПРЯТАННОЕ УГОЩЕНИЕ».

Слова: «УГОЩЕНИЕ», «СПРЯТАНЫ», «ВАНЯ».

Ребят угощают найденным угощением, объявляют результаты игры, раздают карточки. Прощаются.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

_______________________________________________________

ДАРЁНОМУ КОНЮ В ЗУБЫ НЕ СМОТРЯТ.

______________________________________________

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИТЬ И РЫБКУ

ИЗ ПРУДА.

ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН.

С КЕМ ПОВЕДЁШЬСЯ ОТ ТОГО И НАБЕРЁШЬСЯ.

НА БЕЗРЫБЬЕ И РАК РЫБА.

ХУДОЙ МИР ЛУЧШЕ ДОБРОЙ ССОРЫ.

МЯГКО СТЕЛЕШЬ ЖЁСТКО СПАТЬ.

ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ.

ШИЛА В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ.

___________________________________________________

ЛЕС РУБЯТ ЩЕПКИ ЛЕТЯТ.

НА ВОРЕ И ШАПКА ГОРИТ.

ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ, ЛЮБИ И САНОЧКИ

ВОЗИТЬ.

РАБОТА НЕ ВОЛК В ЛЕС НЕ УБЕЖИТ.

Программу разработала Карташова О.В.


(воспитатель Бакуцкая С.Л. СП-Детский сад «Улыбка» ГБОУ ООШ п.Пензено.)

Цель: - закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества;

Развивать эмоциональную отзывчивость, творческую активность, выдумку, смекалку;

Воспитывать интерес к культурному наследию.

Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В горницу входит хозяйка.

Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет интересно, радостно! По обычаю по старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они…

В зал под музыку входят дети.

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Как у нас на Руси уж давно повелось, чтобы весело всем и счастливо жилось, чтобы не плакал никто и никто не скучал, сам народ для себя песни-шутки слагал. Наши дедушки, бабушки нам говорили, как плясали они, хороводы водили, как смеялись, шутили, песни звонкие пели, своих деток учили петь ещё с колыбели.

(раздаётся стук в дверь, вносят сундучок)

Дети, нам сундучок принесли. Давайте узнаем, от кого же он.(открывает сундучок, находит платок, достаёт) Посмотрите, какой красивый платок, да на нём что-то написано. «Здравствуйте, дорогие внучата! Я очень скучаю и жду вас в гости. Вас ждут чудеса! Желаю вам удачи. Ваш дедушка Фольклор». Интересное послание, и имя странное - Фольклор. А что такое фольклор?

Дети: потешки, прибаутки, заклички, песенки, сказки, скороговорки, игры. хороводы…

Хозяйка: А кто их сочинил?

Дети: народ.

Хозяйка : Молодцы, отправляемся в длинное путешествие в страну Фольклора

Предлагаю начать с хороводной песни. Ведь все события в жизни народа отражались в хороводной песне, в показе движений. Будь-то трудовые будни или праздничный день. В этих песнях обращались ласково к берёзке, рябинушке. И даже холодной зимой грелись друг с другом воспоминаниями о солнышке красном, берёзке кудрявой, тёплых деньках.

(выставляется береза)

Ребёнок. Берёза, моя берёзонька! Берёза раскудрявая!

Стоишь ты, берёзонька, посередь долинушки!

На тебе, березонька, листья зелёные!

Близ тебя, березонька, красны девицы,

Да добры молодцы хоровод ведут!

Исполняется хоровод «Земелюшка - чернозём» (средняя группа)

Хозяйка: Ди - ли-ли, ди -ли-ли,

А вы Дуню видели?

Ребенок: Заглянули в огород,

Лебеду там Дуня рвет!

Ребенок: Пошла Дуня в огород,

Во зеленый огород,

Сорвала лопушок

Да под самый корешок.

Сшила Дуня сарафан

И наряден, и не ткан!

Ребенок: Положила в уголок,

В берестяной коробок,

Где ни взялся таракан,

Проел Дунин сарафан!

«Во ку во кузнице» - русская народная песня

Загадка - для ума зарядка

1. Кто приходит, кто уходит -

Все её за ручку водят. (Дверь)

2. Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки. (Стол)

3. Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

4.Что выше леса, краше света, без огня горит? (солнце)

Гости дорогие, а вы сказки знаете русские народные? А сейчас - загадки про сказки.

В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка («Машенька и медведь»)

Дом построили друзья, жили весело, пока не пришёл под вечерок мишка, Мишенька-дружок. Был и низок и высок расчудесный …

В какой сказке девочка за своё трудолюбие и доброту получила сундучок с богатсвом? («Морозко)

Хозяйка: Как у нашего соседа

Весела была беседа,

А у нас на весь двор

Еще лучше разговор:

Дети : В дудки!

Хозяйка: Кошки

Дети : В ложки!

Хозяйка: Тараканы

Дети : В барабаны!

Хозяйка: Чайки

Дети : В балалайки!

Хозяйка : Кукушки

Дети : В колотушки!

Хозяйка : А веселые скворцы

Заиграли в бубенцы!

Играют, играют,

Всех потешают!

Инсценировка детей ясельной группы

Русская народная игра «Ворон»
Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребенок - ворон (он стоит в кругу вместе со всеми).
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
(дети идут к центру круга дробным шагом)
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
(тем же шагом дети идут назад, расширяя круг, и оставляют в центре «ворона»)
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
(ворон пляшет, дети повторяют его движения)
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
С окончанием песни «ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза. Ворон обегает круг, дотрагивается до чьей - нибудь спины, а сам становится в круг. С началом песни ребенок, до которого дотронулись, становится вороном.

Хозяйка. Вижу, повеселее вам стало, а уж чтобы вас ещё сильнее развеселить, хочу вам спеть.

Я пойду да разойдуся

По зелёной по траве.

Заиграли гармонисты -

Всё волнуется во мне.

Ребята, а что я спела, частушку или песню?

Дети. Частушку.

Хозяйка. Правильно. С песней частушку не спутаешь. Это коротенькие, плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: припевками, вертушками, коротушками, то есть скорой песенкой. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так и появилось новое название этим плясовым песенкам - частушки. Частушки исполняли на гулянках, посиделках. Вот и я попрошу своих гостей повеселить нас частушками.

1 гость: Да для нас такое дело

Очень даже просто!

Эх! Душа помолодела

Лет на… девяносто!

Хозяйка: На девяносто??? Да это полная чепуха!,

Гости : Конечно чепуха!

«Чепуха» -частушки- русская народная мелодия

2 гость: Вы послушайте, ребята,

Нескладуху будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Дети: Чепуха, чепуха,

Чистая чепуха!

Чипа- чипа, а - ха - ха-

В самом деле, чепуха!

Гость 3: На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети: Чепуха, чепуха…

Гость 4: На столе лежит арбуз,

На арбузе - муха!

Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!

Дети: Чепуха, чепуха…

Гость 5: На горе верблюд пасется

В белых вышитых штанах.

А за ним блоха несется

На высоких каблуках!

Дети: Чепуха, чепуха…

Дети: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Хозяйка: Спасибо за частушки потешные!

Где песня льется,

Там легче живется!

Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой котенька - коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.

Ну - ка, девицы - рукодельницы, выходите,

Свое уменье покажите!

Игра «Намотай нитку в клубок»

Хозяйка: Хорошо потрудились наши девочки. Спасибо вам.

А теперь давайте ещё поговорим о скороговорках - «Всех скороговорок не переговоришь», а мы давайте попробуем.

Три вороны на воротах;

Около кола колокола;

Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.

Хозяйка: Молодцы, но мы забыли о пословицах и поговорках - пословица

недаром молвится. Я говорю начало пословицы или поговорки, а вы продолжите:

«Что посеешь…», «Осенний день …», «Делу время -…» , «Кончил дело - …», «Хлеб - …всему голова».

Хозяйка. Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дел или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

Я думаю, что нам это сегодня удалось. Кто-то ещё к нам идёт.

Стук в дверь - заходит дедушка Фольклор.

Здравствуйте, дорогие внучата - вот мы и встретились, очень рад нашей встрече. Вы вспомнили все виды и жанры фольклора, и хочу, чтобы вы их не забывали, а как можно чаще использовали, возвращались к тому, что придумал наш русский народ. Как в народе говорят «Кончил дело - гуляй смело!».

Все вместе встают на пляску «Светит месяц…»

Дедушка Фольклор: Кончилось веселье-

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сладостями угощайтесь! - угощает сладостями-конфетами, сушками, баранками.