В зависимости от субъектов финансовый контроль бывает. Финансовый контроль: понятие, значение и задачи. Функции финансового контроля

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономи­ческих процессов в обществе является важной сферой управленческой деятельности. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его значение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процессов формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Она определяет назначение и содержание финансового контроля. Вместе с тем содержание контроля, его направленность изменяются в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений общества. Так, расширение хозяйственных прав предприятия, их самостоятельности в осуществлении финансовой деятельности, появление различных организационно-правовых форм предпринимательства значительно обогащает содержание финансового контроля.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

– содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

– обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

– выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

– содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

– обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов и другие.

ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают: контроль представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский.

По видам финансовый контроль подразделяется на государственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурные подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов).

Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими.

Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

По формам проведения финансовый контроль в зависимости от времени его осуществления подразделяется на:

– предварительный;

– текущий;

– последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств..

Последующий финансовый контроль осуществляется путем анализа и ревизии бухгалтерской финансовой отчетности по окончании отчетного периода..

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйс­твенной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок – по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства.

Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.

Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций за отчетный период. В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановые и внеплановые..

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

Наблюдение – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия – клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Финансовый контроль - это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения с применением специфических форм и методов организации.

Финансовый контроль - форма реализации контрольной функции финансов. Он пронизывает всю систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства в связи с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств на всех уровнях власти и во всех звеньях национальной экономики. Данная система денежных отношений служит объектом финансового контроля.

Непосредственным предметом контроля выступают: бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении); финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.); налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; страховой рынок, другие операции и действия, имеющие стоимостную форму. Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права не только органов власти разных уровней, но и хозяйствующих субъектов и населения. Его цель - содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и отраслей экономики; обеспечение соблюдения действующего финансового (бюджетного, налогового, страхового и т.д.) законодательства; обеспечение своевременности и полноты выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств перед бюджетной системой и внебюджетными фондами; содействие эффективному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональному расходованию материальных ценностей на предприятиях, учреждениях и в организациях; выявление резервов роста финансовых ресурсов, доходной базы бюджетов, прибыли и рентабельности предприятий; обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности; проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения финансовой дисциплины и др.

Решение этих задач обеспечивается, в частности, системой ответственности всех участников финансовых отношений. Она включает в себя административные, уголовные, дисциплинарные и экономические (денежные) меры воздействия на нарушителей финансовой дисциплины. Для осуществления финансового контроля в Российской Федерации созданы специализированные контрольные органы.

Поскольку финансовый контроль охватывает различные сферы финансово-экономической жизни общества, его эффективность зависит от соответствующей организации, видов, форм и методов проведения контроля. Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, различают следующие его виды:

Государственный контроль, который проводится органами государственной власти. Он обеспечивает интересы государства и общества и направлен на все объекты контроля независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности;

Ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-ревизионными управлениями (отделами) министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций. Преимущества данного вида контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, в специализации контроля применительно к отраслевым (ведомственным) особенностям финансово-хозяйственной деятельности;

Внутрихозяйственный контроль, проводимый финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования и направленный на непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность;

Общественный контроль, выполняемый неправительственными общественными организациями или отдельными физическими лицами (экспертами) на основе добровольности;

Правовой контроль, который проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и т.д.;

Гражданский контроль, осуществляемый физическими лицами при налогообложении их доходов и имущества, получении ими доходов в виде заработной платы, премий, пособий, дивидендов, процентов и т.д.

По времени проведения финансовый контроль условно подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, финансовых планов и программ, балансов финансовых ресурсов территорий и других финансово-экономических документов и проектов законов. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и прибыли. Предварительный контроль позволяет выбрать наиболее экономичные решения при планировании направлений бюджетных ассигнований, средств предприятий, организаций на текущие и капитальные расходы.

Текущий контроль является основным видом деятельности субъектов финансового контроля. Он ведется в процессе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций, исполнения бюджета, смет доходов и расходов бюджетных учреждений с целью предупреждения и выявления нарушений финансовой (бюджетной, налоговой) дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, требований бухгалтерского учета и отчетности. Оперативность здесь имеет первостепенное значение. Текущий финансовый контроль опирается на первичные документы оперативного бухгалтерского учета и отчетности, предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления резервов роста рентабельности и прибыли, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. На макроуровне в процессе текущего анализа выявляются уровень собираемости налоговых и других платежей в бюджет, своевременность, полнота и целенаправленность финансирования федеральных и территориальных социально-экономических программ, размер бюджетного дефицита и временных кассовых разрывов, источники их покрытия, исследуется динамика государственного внешнего и внутреннего долга и т.д.

Последующий финансовый контроль проводится по окончании финансового года или отчетного периода. В ходе его проверяется количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов (бюджетов) предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений. При этом путем анализа отчетных бухгалтерских документов выявляются причины отклонения фактических данных от плановых, резервы повышения доходной базы бюджетов, рентабельности предприятий и организаций. Последующий контроль тесно взаимосвязан с предварительным контролем, базируется на результатах контрольно-аналитической работы, проводимой после завершения отчетного периода. Он позволяет оценить эффективность организации финансовой работы на предприятиях и организациях, в министерствах и ведомствах, а также в самих контрольных органах, выявить недостатки предварительного и текущего финансового контроля.

Основными методами проведения перечисленных видов финансового контроля являются проверки, обследования, анализ и ревизии.

Проверки, проводимые органами государственного финансового контроля (например, налоговыми органами), подразделяются на документальные (выездные) и камеральные.

Документальная проверка проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии их должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно- техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и другая документация. Изъятие документов для проверки вне предприятия (организации) запрещено законом. В то же время контрольным органам предоставлено право изымать у юридических лиц документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов налогообложения, расхищении и нецелевом использовании бюджетных средств и т.п., если имеются достаточные основания полагать, что они (документы) могут быть уничтожены, заменены, фальсифицированы и т.д.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных выше документов, представленных ему предприятиями, учреждениями и организациями, и имеющихся у субъекта контроля документов и сведений проверяемых юридических и физических лиц.

Один из методов контроля - обследование. Обследование заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, но проводятся контрольные замеры работ, расхода топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т.д.

Важный метод финансового контроля - анализ, проводимый на основе детального изучения периодической и годовой финансово-экономической отчетности, организации финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. В ходе анализа выявляется уровень выполнения плановых параметров по доходам и расходам бюджетов и внебюджетных фондов, финансовых планов предприятий и организаций, смет доходов и расходов бюджетных учреждений, соблюдение финансовых и натуральных норм расходования средств, финансовой дисциплины и т.д.

Основной метод финансового контроля - ревизия. Ревизия представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых с помощью приемов документального и фактического контроля. Ревизии направлены на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершаемых хозяйственных операций, бюджетных процедур; соблюдение финансовой дисциплины; сохранение государственной собственности; обеспечение достоверности ведения учета и отчетности. Цель ревизии - выявление и предупреждение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта.

Виды ревизий классифицируются по ряду признаков:

по ведомственной принадлежности ревизуемых органов - ведомственные, внутрихозяйственные;

по полноте охвата ревизуемых материалов - полные и частичные, комплексные и тематические, сплошные, выборочные и комбинированные;

по отношению к плану контрольно-экономической работы - плановые, внеплановые, внезапные;

по привлекаемым материалам и способам проверки - документальные и фактические;

по очередности использования одних и тех же документов - первичные, дополнительные, повторные; и др.

Каждый из видов ревизии имеет свою специфику, свои достоинства и недостатки, избирается в зависимости от характера стоящих перед ревизией общих и частных задач, особенностей деятельности проверяемого объекта и т.д.

Ревизионный процесс условно подразделяется на четыре этапа: подготовительный; собственно проверка; систематизация и обработка материалов ревизии; реализация выводов и рекомендаций по итогам ревизии. Акт ревизии традиционно состоит из трех частей: вводной - с атрибутикой ревизионной группы и ревизуемого объекта; основной - с констатацией нарушений и обоснованием их причин; заключительной (результативной) - с окончательными выводами, заключениями, рекомендациями.

Органы финансового контроля

Принцип разделения властей предопределяет создание органов финансового контроля, подотчетных органам исполнительной и представительной власти.

Исполнительная власть осуществляет функции финансового контроля посредством следующих институтов.

1. Президент РФ. Президентский контроль осуществляется путем реализации прав Президента РФ по формированию нормативно-правовой базы, в том числе регламентирующей организацию контроля, и прав по формированию состава Правительства РФ.

2. Главное контрольное управление Президента РФ действует на основе Указа Президента РФ от 16 марта 1996 г. № 383. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами законодательной и исполнительной власти. Его функциями являются контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов РФ; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц, проверка исполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ. Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий предоставления документов, материалов и другой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими должностными лицами в месячный срок, но не вправе самостоятельно применять какие-либо санкции.

3. Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный Совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

4. Министерство финансов РФ (Минфин России) занимает особое место в системе общегосударственного финансового контроля. Финансовый контроль осуществляется всеми управлениями и отделами Минфина России в пределах своих компетенций и сфер деятельности. Однако Минфин России имеет в своей структуре и специальные подразделения, предназначенные именно для проведения контроля - это Департамент государственного финансового контроля и аудита (образован в 1998 г. на базе Контрольно-ревизионного управления (КРУ) и некоторых других упраздненных структурных подразделений Минфина России) и Департамент страхового надзора. Организованы также контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах РФ (территориальные КРУ).

Департамент государственного финансового контроля и аудита организует и проводит самостоятельно и с привлечением территориальных КРУ ревизии и проверки; контролирует исполнение бюджетов и внебюджетных фондов, организацию денежного обращения, использование валютных и кредитных ресурсов, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставление налоговых льгот; организует контроль за качеством проведения проверок аудиторами и аудиторскими организациями.

Функции государственного страхового надзора возложены на Департамент страхового надзора Минфина России. Его контрольные (надзорные) полномочия ограничены сферой страховой деятельности. Департамент осуществляет лицензирование страховых операций страховщиков, разрабатывает соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения по применению страхового законодательства, защищает интересы страхователей в случае банкротства страховых организаций, проводит проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности страховщиков, контролирует соблюдение ими страхового законодательства и страховой дисциплины. В случае выявления нарушений по результатам проверок он имеет право давать предписания страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов страховых взносов (премии), правил и условий страхования и перестрахования. В случае невыполнения этих предписаний могут приниматься более жесткие решения, вплоть до аннулирования лицензии или полного прекращения деятельности страховой организации.

В процессе ревизий и проверок названные субъекты контроля вправе принимать меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины и неэффективного расходования средств, давать обязательные указания об устранении этих нарушений, о возмещении причинного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Другим управлением Минфина России, наделенным широкими контрольными функциями за полнотой поступления, целевым и экономным использованием государственных средств, являются Главное управление федерального казначейства РФ и его территориальные органы на местах. Основная задача Федерального казначейства - организация и осуществление контроля за исполнением федерального бюджета РФ и федеральных внебюджетных фондов. На казначейство возложена функция перераспределения поступивших налогов между бюджетами разных уровней в соответствии с установленными законодательством нормативами (процентными отчислениями). Кроме того, казначейские органы осуществляют (совместно с другими финансовыми органами) сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов и представляют в высшие представительные и исполнительные органы государственной власти и управления отчетные данные о финансовых операциях Правительства РФ (по федеральному бюджету РФ), государственных федеральных внебюджетных фондов, а также о состоянии бюджетной системы РФ в целом; управляют и обслуживают совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственный внутренний и внешний долг РФ; управляют доходами и расходами федерального бюджета и внебюджетных фондов на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы; прогнозируют объемы государственных финансовых ресурсов; разрабатывают методологические и инструктивные материалы по вопросам, относящимся к компетенции казначейства; ведут операции по учету государственной казны РФ.

Как контрольному органу в целях укрепления финансовой дисциплины Федеральному казначейству предоставлены следующие права:

Производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях любых форм собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств республиканского (федерального) бюджета РФ;

Получать от финансово-кредитных и налоговых органов справки и сведения о состоянии счетов предприятий и учреждений, использующих средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, необходимые для контроля и регулирования бюджетных процессов;

Приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций, использующих средства федерального бюджета РФ и внебюджетных фондов, в случаях непредставления органам казначейства бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием указанных средств;

Налагать на банки или иные кредитные учреждения штрафные санкции в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход федерального бюджета и внебюджетных фондов, или перечисления средств из этих фондов на счета получателей;

Взыскивать в бесспорном порядке бюджетные и внебюджетные средства, полученные предприятиями, учреждениями и организациями, в случае использования их не по целевому назначению с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки ЦБ РФ;

Изымать на основе письменного постановления должностного лица органа казначейства документы, свидетельствующие о нарушениях финансовой дисциплины;

Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов устранения выявленных нарушений и недостатков в порядке исполнения бюджета.

Для усиления контроля за исполнением доходной части бюджета в Российской Федерации созданы и функционируют государственные органы налогового контроля.

5. Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ) представляет собой единую централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государственного управления. Структура МНС РФ организована по функциональному и территориальному признакам. Основными подразделениями налоговых органов являются отделы и сектора. Функциональные управления (отделы, сектора) образованы в зависимости от вида налога (например, Управление косвенных налогов), категории плательщика (Управление налогообложения физических лиц), сферы деятельности (Управление налогов и сборов от внешнеэкономической деятельности), формы собственности (Управление налогообложения негосударственных организаций), объема платежей и других факторов.

Основные задачи МНС РФ: контроль за соблюдением налогового законодательства; проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления.

6. Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНПРФ). Для усиления контроля за соблюдением налогового законодательства впервые в России (по опыту ряда зарубежных стран) в 1993 г. на правах государственного комитета создан Департамент налоговой полиции РФ. Федеральным законом от 17 декабря 1996 г. № 200-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» статус налоговой полиции был определен как статус Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП РФ).

ФСНП РФ - это специализированный правоохранительный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий законность и правопорядок в сфере налогов и связанных с ними правоотношений и являющийся составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российский Федерации. Его деятельность осуществляется на основе принципов законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти РФ, сочетания гласных и негласных форм деятельности, аполитичности, взаимодействия с другими государственными органами, общественными объединениями и гражданами, а также налоговыми службами других государств, единства и централизации органов налоговой полиции, независимости и единоначалия, конфиденциальности.

Основные задачи федеральных органов налоговой полиции - это выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

ФСНП РФ выполняет две главные функции налоговой полиции - правоохранительную и контрольную, что обусловливает двойственность задач, стоящих перед налоговой полицией, и специфику обязанностей этой службы, к основным из которых можно отнести:

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществления розыска лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также мер по возмещению нанесенного государству ущерба;

Осуществление в пределах своей компетенции производства по делам о налоговых преступлениях и нарушениях;

Принятие, регистрация заявлений, сообщений и иной информации о налоговых преступлениях и нарушениях и осуществление их проверки;

Обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей и собственной безопасности;

Исполнение в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменных поручений прокуроров, следователей о производстве розыскных и иных предусмотренных законом действий, оказание им содействия в производстве отдельных процессуальных действий;

Оказание содействия налоговым органам, органам прокуратуры, предварительного следствия, государственной безопасности, внутренних дел и другим государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и нарушений в области налогового законодательства;

Проведение работы по выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции;

Осуществление сбора и анализа информации об исполнении налогового законодательства, прогнозирование тенденций развития негативных процессов, связанных с налогообложением юридических и физических лиц, а также информирование высших органов государственной власти и управления РФ о характерных процессах в обществе, связанных с сокрытием доходов (прибыли) от налогообложения.

7. Государственный таможенный комитет РФ. Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 г. возложил все таможенные дела непосредственно на таможенные органы РФ. Таможенный орган - это государственный правоохранительный орган исполнительной власти, наделенный специальными властными полномочиями в целях выполнения возложенных на него задач и функций в сфере таможенного дела и в других связанных с ним областях, в том числе в налоговой сфере и в сфере валютного контроля. Все они находятся в иерархической соподчиненности. Центральный орган, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом, - Государственный таможенный комитет РФ. Полномочия таможенных органов в сфере налогов распространяются на налогообложение товаров, работ, услуг при их перемещении через таможенную границу РФ. Согласно ст. 120 Таможенного кодекса РФ налоги и таможенные пошлины уплачиваются таможенному органу РФ, осуществляющему таможенное оформление товаров и транспортных средств, до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. Полученные средства затем перечисляются в федеральный бюджет.

8. В проведении финансового контроля участвуют также министерства и ведомства, отделы и управления территориальных органов исполнительной власти. В отличие от контроля со стороны общегосударственных финансовых органов, который распространяется на все предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и подчиненности, ведомственный финансовый контроль ограничен кругом юридических лиц, находящихся в административной подчиненности от контролирующего министерства или ведомства. Последние несут ответственность за состояние экономики и финансов, организацию учета и отчетности подотчетных им предприятий и организаций. С этой целью осуществляются систематический финансовый контроль и периодические документальные ревизии специально созданными в министерствах и ведомствах контрольно-ревизионными отделами (группами).

Основными задачами ведомственного контроля являются: проверка законности финансово-хозяйственных операций, произведенных предприятиями, учреждениями и организациями; соблюдение ими финансовой, бюджетной, налоговой и сметной дисциплины; контроль за рациональным и целевым использованием полученных от главных распорядителей бюджетных кредитов; выявление хищений, злоупотреблений и незаконного расходования материально-денежных средств и ценностей; проверка правильности постановки бухгалтерского учета и отчетности, достоверности первичных и бухгалтерских документов и т.д.

Наряду с органами исполнительной власти существенные контрольные функции возложены на органы законодательной власти и ЦБ РФ.

Парламентский контроль. В обеих палатах Федерального Собрания РФ созданы финансовые комитеты и комиссии, в функции которых входит проверка правильности и полноты предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов, его рассмотрение и утверждение, контроль над рациональным и целевым использованием государственных средств и другие вопросы. Парламент через специальные отраслевые комитеты и комиссии может осуществлять выборочную проверку деятельности отдельных звеньев финансовой системы, министерств, ведомств и государственных комитетов. По депутатскому запросу парламент вправе получить информацию о нарушениях и недостатках, допущенных при формировании и использовании государственных средств.

Кроме того, парламент регулярно получает данные о состоянии государственных финансов через специально созданный Советом Федерации и Государственной Думой контрольный орган - Счетную палату РФ. Задачи Счетной палаты РФ:

Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

Определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

В процессе реализации поставленных задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. В случаях выявления нарушений, наносящих ущерб и требующих пресечения, Счетная палата РФ вправе давать администрации проверяемой организации предписание, обязательное для исполнения. Если этого не происходит, то по согласованию с Государственной Думой Счетная палата вправе принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных, расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.

Счетная палата проводит экспертизу и дает заключения:

-> по проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита федерального бюджета;

-> проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации;

-» проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы;

-> проектам международных договоров Российской Федерации, имеющих правовые последствия для федерального бюджета;

Проектам целевых программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.

Кроме проводимых экспертиз Счетная палата занимается анализом и исследованием нарушений в исполнении бюджетного законодательства. Так, она проводит анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом - по итогам проведенных контрольных мероприятий. Обобщая причины и последствия выявленных отклонений и нарушений, Счетная палата разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию финансовой (бюджетной, налоговой) системы Российской Федерации и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства федерального бюджета или федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Финансовый контроль, осуществляемый Центральным банком РФ (Банком России), отличается рядом особенностей в силу специфики своего правового положения: он одновременно является органом государственного управления, наделенным властными (в том числе надзорными) полномочиями, и юридическим лицом, занимающимся финансово-хозяйственной деятельностью. Банк России организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, соблюдением ими банковского законодательства и нормативных актов, а также законодательства о валютном регулировании и денежном обращении. При этом преследуется главная цель - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков, кредиторов и государства. Контрольную функцию Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган (департамент) банковского надзора. К нарушителям банковского законодательства и банковской дисциплины Банк России вправе применять соответствующие меры (от взыскания штрафной санкции до отзыва лицензии и ликвидации банка).

Важное значение в осуществлении финансового контроля имеет и внутрихозяйственный контроль, осуществляемый работниками финансово-бухгалтерских служб самих предприятий, учреждений и организаций. Особая роль при этом отводится главному (старшему) бухгалтеру. Он обязан обеспечить контроль и надлежащий учет всех финансово-хозяйственных операций своего предприятия, с тем чтобы исключить любую возможность образования недостач, растрат, хищений, незаконного и нецелевого использования денежных средств и материальных ценностей. Главный бухгалтер несет ответственность (наряду с другими должностными лицами) за полноту исчисления и своевременность внесения в бюджет причитающейся суммы налога. Для выполнения своих функций он наделен достаточно широкими правами и полномочиями.

Наряду с государственным, внутриведомственным и внутрихозяйственным контролем в мировой практике широко используется аудиторский контроль. Становление рыночных отношений, формирование новой налоговой системы, денежного рынка, возникновение различных форм собственности, развитие банковского и страхового дела, расширение внешнеэкономических связей и предпринимательской деятельности вызвали необходимость создания системы аудита и в Российской Федерации.

Аудиторская деятельность {аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. В зависимости от того, кто проводит проверку, аудит подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономному и рациональному использованию ресурсов предприятия с целью максимизации прибыли и рентабельности. Особенностями внутреннего аудита является, во-первых, то, что он проводится внутри организации ее же специалистами-аудиторами; во-вторых, то, что он организуется по желанию руководства для получения информации, служащей основой для принятия управленческих решений; в-третьих, то, что расходы на его проведение финансируются самой организацией.

Внешний аудит выполняют аудиторские фирмы или частные предприниматели - аудиторы, на основании проверки обоснованности и законности всех хозяйственных операций они подтверждают достоверность бухгалтерской отчетности. Аудиторская проверка проводится в точном соответствии с требованиями соответствующих стандартов.

Аудиторская проверка может быть обязательной и добровольной (инициативной). Обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательством РФ или по поручению государственных органов.

Основные критерии, по которым бухгалтерская отчетность подлежит обязательной ежегодной юридической проверке, подразделяются на несколько групп:

По организационно-правовой форме экономического субъекта (обязательной проверке подлежат все акционерные общества независимо от числа акционеров и размера уставного капитала);

Виду деятельности экономического субъекта. По этому критерию обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, внебюджетные и иные фонды;

Источникам формирования уставного капитала экономического субъекта (если в уставном капитале имеется доля иностранного капитала, то такой субъект подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке).

При проведении аудита государство получает возможность обеспечить высокое качество и достоверность бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, правильность исчисления и взимания налогов и других платежей, не расходуя при этом средств бюджета. Но это не значит, что аудит подменяет государственный финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными государственными органами.

Аудиторский контроль не только информирует руководство экономического субъекта и государственные органы, являющиеся заказчиками аудита, о состоянии финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта, но и позволяет ему выйти на качественно новый уровень производства, выдержать рыночную конкуренцию, ориентироваться в мире бизнеса, избежать многих проблем во взаимоотношениях с государственными органами, в первую очередь с налоговыми инспекциями, и в итоге успешно развиваться. По результатам аудиторской проверки составляется заключение, имеющее силу официального документа.

Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функци и, присущей финансам. Названная проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Контрольная функция финансов проявляется через деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, т.е. в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Финансовый контроль - это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью , что предполагает необходимость осуществления других видов контроля за хозяйственной деятельностью. Он охватывает комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Финансовый контроль - это регламентированная деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия.

Виды финансового контроля

Классификация финансового контроля в теории финансового проводится по разным основаниям:

1) в зависимости от времени проведения (формы финансового контроля):

  • предварительный;
  • текущий;
  • последующий.

2) в зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль:

  • государственный (общегосударственный, надведомственный и внутриведомственный);
  • муниципальный;
  • внутрифирменный (внутрихозяйственный);
  • аудиторский.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и т.д.

Текущий финансовый контроль осуществляется повседневно при проведении финансовых операций.

Последующий финансовый контрол ь осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств.

РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» установлено, что в РФ государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

В соответствии со ст. 10 «Структура бюджетной системы РФ» Бюджетного кодекса РФ бюджетная система состоит из бюджетов трех уровней:

Бюджетным кодексом РФ установлена единая бюджетная система. Наряду с единством она основана на принципах разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, а также самостоятельности бюджетов. В соответствии с этим на каждом бюджетном уровне действуют системы органов, обладающие бюджетными полномочиями.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и воспроизводственных функций предприятий в обеспечении условий расширенного воспроизводства.

Являясь инструментом формирования и использования денежных доходов, финансы выполняют функции:

Понятно, что они имеют большое значение в процессе воспроизводства, решения социальных задач государства.

Основу процесса финансового контроля составляет анализ предмета или явления с целью изучения закономерностей его возникновения, развития и преобразования, эффективности использования во всех сферах хозяйственной деятельности.

Государственный финансовый контроль охватывает и общественный сектор экономики , и предпринимательскую деятельность и функционирует посредством проверок налоговых расчетов, выполнения организациями госзаказов, порядок предоставления и возврата субсидий, дотаций, кредитов , а также применяемых налоговых льгот.

Объектом контроля выступает процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений, т. е. сфера денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами , сфера бюджетного процесса , перераспределения доходов и поступлений и эффективного использования.

К функциям финансового контроля относятся:

  1. анализ - включает в себя спектр действий по анализу, изучению исполнения действующего законодательства в части использования средств государственного бюджета ; выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности; отклонения в сфере финансовой деятельности государственных институтов (министерств, ведомств, других органов); анализ причин отклонений (исследование фактов, повлекших то или иное отклонение, выявление виновных лиц);
  2. корректировка - включает разработку предложений по устранению выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, других субъектов контроля;
  3. предупредительная функция - состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок.

В современных условиях приоритетным направлением является предупредительная функция, направленная на профилактику нарушений и злоупотреблений, совершенствование средств предупреждения нарушений, оперативное реагирование на неправомерное поведение с целью предотвращения возможных нарушений и злоупотреблений, пресечение этих действий, выявление виновных.

Осуществление финансового контроля на предприятии также связано с обнаружением отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности , эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии.

Это позволяет принять корректирующие меры, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб, осуществить мероприятия, направленные на предотвращение таких нарушений в будущем.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что финансовый контроль, выполняет функцию управления и регулирования всех финансовых взаимоотношений в государстве между его институтами, органами, субъектами финансовой деятельности. Такие его элементы, как субъект контроля, объект контроля, предмет контроля, принципы контроля, метод (методика) контроля, техника и технология контроля, принятие решения по результатам контроля, оценка эффективности контроля, определяют механизм финансового контроля.

Составляющие финансового контроля

Проверяется порядок отражения доходов, полученных от операций с финансовыми вложениями, порядок отражения превышения покупной стоимости ценных бумаг над их номиналом и наоборот. Необходимо проверить порядок погашения ценных бумаг, проконтролировать, чтобы на дату погашения их стоимость в балансе была равна их номинальной стоимости.

Особое внимание при контроле над операциями по финансовым вложениям уделяют экономической эффективности проводимых вложений, т. е. изучают критерии, повлиявшие на принятие решения о финансовых вложениях. Необходимо знать специфику финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в деятельность которого вкладываются инвестиции, т. е. должностные лица организации обязаны тщательно проработать вопросы финансовых вложений, ожидаемой величины прибыли и величины участия в других предприятиях, проработать все договорные вопросы.

Контролер должен убедиться, что данными операциями не прикрывались другие сделки и мотивы, т. е. не было искусственного отвлечения средств предприятия с целью получения доходов нелегальным путем отдельными лицами через другую фирму.

При контроле финансовых вложений в другие организации необходимо проверить договоры о совместной деятельности, цели создания такой деятельности, порядок учета совместных операций (кто ведет, организован ли раздельный учет общих дел и операций участника, которому поручено ведение учета операций по совместной деятельности), порядок уплаты налогов на доход от операций по финансовым вложениям.

При проверке операций по предоставленным займам контролю подвергаются бухгалтерские справки и другие расчеты по оценке их дисконтированной стоимости согласно ПБУ 19/02, проверяется расчет первоначальной стоимости выбывающего объекта в порядке уступки права требования.

Контролируется порядок создания резерва под обесценивание ценных бумаг и порядок переоценки ценных бумаг, котирующихся на биржах регулярно. Данная переоценка должна соответствовать действующему законодательству (Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 27 ноября 1997 г. № 40 «Об утверждении Правил отражения профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвестиционными фондами в бухгалтерском учете отдельных операций с ценными бумагами»).

Проверяют порядок операций с векселями , облигациями, сертификатами, фьючерсами, опционами и т. д.

Все ценные бумаги должны быть учтены на забалансовом счете 004 «Бланки строгой отчетности» по номинальной стоимости и зарегистрированы по видам в специальном журнале.

Основные требования, предъявляемые к организации внутрифирменного финансового контроля

Основными принципами внутрифирменного финансового контроля являются:

Для снижения риска неудовлетворительной работы проверяющих лиц руководство обязано регулярно проверять их с целью определения эффективности работы и точности исправления ошибок.

В крупных компаниях потенциальное преимущество регулярного финансового контроля часто окупают расходы на создание отдела внутреннего аудита .

Важным критерием контроля является снижение потенциальных убытков. Система контроля предназначена для помощи руководителям предприятий в вопросах:

  1. выбора между различными альтернативными действиями, планирования действий, которые должны быть предприняты в течение определенного периода времени;
  2. выявления ошибок конкретных исполнителей. Они могут заключаться в установлении нереальных планов при наличии точных прогнозов или в невыполнении тех действий, которые должны быть предприняты для реализации конкретных маркетинговых, инвестиционных и иных решений;
  3. осуществления действий, которые могли бы исправить ошибки и закрепить успех.

Ключевыми элементами системы контроля являются:

  1. объекты контроля - бюджеты структурных подразделений;
  2. предметы контроля - отдельные показатели бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда , расходов сырья и материалов, энергии и т. д.);
  3. субъекты контроля - структурные подразделения и экономические службы предприятия;
  4. методы контроля бюджетов - осуществление процедур, необходимых для определения отклонений фактических показателей бюджетов от плановых в абсолютных суммах.

Контроль над выполнением доходной части сводного бюджета предприятия призван обеспечить бесперебойность финансирования его операционной (текущей) и инвестиционной деятельности. Осуществляет такой контроль финансовая служба.

Контроль над соблюдением расходной части консолидированного бюджета предприятия является важной проблемой, от решения которой зависит эффективность хозяйственно- финансовой деятельности предприятия. Для успешного решения данной проблемы рекомендуется установить четкий порядок проведения управленческих процедур, который обеспечивает:

  1. оперативный анализ фактических отклонений от плановых функциональных и сводного бюджетов (за месяц, квартал);
  2. разработку мероприятий по устранению непроизводительных расходов и потерь, а также удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа;
  3. оформление и предоставление дирекции предприятия аналитических материалов по исполнению комплексного и функциональных бюджетов в целях корректировки их доходной и расходной частей.

Целесообразно на каждом предприятии создавать и внедрять комплектующую автоматизированную систему бюджетного планирования (на базе локальной компьютерной сети), что поможет оперативно (ежедневно) получать информацию об исполнении бюджетов и своевременно вносить коррективы в доходную и расходную части в целях повышения эффективности управления финансами хозяйствующих субъектов.

Важным элементом внутрифирменного контроля наряду с бюджетным является финансовый анализ бухгалтерской отчетности предприятия, который включает:

После перехода на качественно иной уровень планирования и контроля предприятия должны стать более привлекательными и открытыми для инвесторов, кредиторов и других партнеров, что расширит их финансовые возможности для расширения производства.

Виды и система контролирующих органов финансового контроля

Его назначение - отслеживать стоимостные пропорции распределения налогового национального продукта, контролируя все каналы движения денежных потоков, так или иначе связанные с формированием государственных финансовых ресурсов (полнотой и своевременностью их поступления, а также с их целевым использованием).

В соответствии с российским законодательством государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организаций денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот.

Финансовый контроль государственных организаций - это контроль над разработкой, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль над финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций. Оперативный контроль возложен на следующие государственные органы - Счетную палату РФ, Банк России , Министерство финансов анализа , посредством которого выявляется уровень собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджета, своевременное и целенаправленное финансирование федеральных, региональных и местных программ, размер бюджетного дефицита и источники его покрытия, дается оценка действующему бюджетному законодательству, исследуются вопросы регулирования и стимулирования социально-налогового механизма. Оперативный контроль предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов.

К деятельности органов государственного контроля примыкает контрольная деятельность органов представительной власти , а также Президента РФ . Такой контроль осуществляется при рассмотрении и принятии законов и прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, бюджетов государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении. Комитеты Государственной думы РФ по бюджету и налогам, финансам и банкам и соответствующие подкомитеты ведут экспертно-аналитическую работу по финансовым вопросам, дают заключение по проекту федерального бюджета, занимаются оценкой законодательных предложений по вопросам налогообложения, банковской и других видов финансовой деятельности.

Понятие финансового контроля негосударственной сферы экономики и граждан со стороны государства затрагивает сферу соблюдения финансовой дисциплины, т. е. выполнения перед государством следующих денежных обязательств :

  1. уплата налогов и других обязательных платежей;
  2. соблюдение установленных законодательством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Деятельность органов финансового контроля регламентируется письмом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 10.11.2005 г. № 09-2/1773 «О государственном финансовом контрольном органе».

Классификация финансового контроля

Финансовый контроль по времени проведения подразделяется на предварительный, текущий (оперативный), последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и призван предупреждать финансовые нарушения. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. На макроуровне такой контроль проводится в процессе составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показателей развития экономики страны; на микроуровне - в процессе разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составления прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д. Текущий (оперативный) финансовый контроль проводится в момент совершения денежных сделок , финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременному осуществлению денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы . Последующий финансовый контроль, проводимый путем ревизии и анализа отчетной бюджетной, финансовой и бухгалтерской документации, призван оценить результаты финансовой деятельности с точки зрения законности и эффективности как на макро-, так и на микроуровне.

Методы финансового контроля. Различают следующие методы проведения контроля:

  1. документальные и камеральные проверки (в процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений);
  2. обследование (охватывает более широкий спектр финансово-экономический показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития);
  3. надзор (осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, несоблюдение нормативов, приводящее к банкротству и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии);
  4. анализ финансового состояния (как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение поквартальной или годовой финансово-бухгалтерской отчетности в целях общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования);
  5. наблюдение (мониторинг) (постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента, неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности могут привести к ужесточению условий кредитования либо требованию долгосрочного возврата ссуды);
  6. ревизии (обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта в целях проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности).

Ревизии проводятся как внутриведомственными контролирующими структурами, так и различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком РФ , аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Переоценить сложно. Ведь он является одной из форм проверки законности денежного потока любого звена. Наличие такого понятия обусловлено тем, что денежным средствам в любом государстве присуща функция контроля. На практике она осуществляется именно благодаря финансовому контролю, который призван проверять выполнение хозяйственных действий с точки зрения их правомерности, экономической целесообразности и законности.

Основные аспекты

Понятие и значение финансового контроля рассматривается как:

1. Деятельность специально созданных государством контрольных органов, следящих за соблюдением фин. дисциплины.
2. Один из основных элементов управления денежными потоками на микро- и макроуровне, ставящих перед собой цель обеспечить эффективность и целесообразность хозяйственных операций.

Эти два аспекта, которые и определяют понятие, а также значение финансового контроля, тесно взаимовязаны друг с другом. Отличаются они лишь методами и целями, а также субъектами, подлежащими проверке. Если в первом варианте максимально рассматривается количественная, а кроме того, и правовая сторона денежной дисциплины, то во втором основной акцент ставят на аналитическую сторону работы.

Что такое финансовый контроль?

Есть множество видов проверок. Одни из них рассматривают деятельность предприятий и организаций в экологической сфере, другие проверяют санитарную дисциплину и т. д. Однако все эти и многие другие виды деятельности не входят в понятие и значение финансового контроля. Финансовая дисциплина - вот основной предмет, который рассматривается при таких проверках. При их проведении изучаются категории, связанные со стоимостью. Это такие показатели, как доходы и прибыль, себестоимость и рентабельность, налог на добавленную стоимость и издержки, отчисления в те или иные фонды и на различные цели. Эти показатели являются синтетическими, и поэтому охватывают все стороны коммерческой и производственной деятельности, а также денежно-кредитные взаимосвязи предприятий.

Таким образом, понятие и значение финансового контроля кратко можно описать как совокупность различных мероприятий, которые проводятся специально созданными для этих целей организациями. Задача такого контроля состоит в проверке денежных и связанных с ними операций государственных органов, муниципальных образований, юридических лиц любой формы собственности, а также населения. Все это необходимо для создания обоснованной финансовой политики и хорошо работающего финансового механизма.

Объект и предмет контроля

Финансовая проверка на любом уровне затрагивает вопросы системы денежных отношений. Ее не интересует ни состояние окружающей нас среды, ни технические механизмы. Самым важным для нее являются денежные процессы, которые имеют место при формировании, распределении и использовании местных бюджетов. Это и есть объект такого контроля. А его предметом являются:

Бюджетные показатели;
- финансовые составляющие деятельности юридических лиц;
- показатели, указывающие на кредитно-денежные отношения, а именно расчеты, проводимые с участием коммерческих банков;
- показатели, характеризующие страховой рынок.

То есть все то, что содержится в бухгалтерских документах, сметах, отчетах и т.д.

Для полноты освещения темы важно рассмотреть еще один немаловажный вопрос. А именно понятие, значение и содержание финансового контроля. Что подразумевается под содержанием столь важной функции государства? В это понятие включены различного рода операции, которые осуществляются в форме ревизий и проверок либо госорганами, либо органами местного управления. Порой контролирующей организацией выступает банк. Все эти операции направлены на то, чтобы обеспечить эффективность финансовой деятельности муниципалитетов и государственных образований. В число таких контрольных операций входят:

Проверки, призванные выявить полноту исполнения обязательств финансового характера перед бюджетом со стороны не только организаций, но и и физических лиц;
- проверки по целевому использованию сумм, выделенных из государственных и местных фондов, а также бюджетов;
- проверки точного исполнения кассовой дисциплины, а также соблюдения правил приема и использования валютной выручки;
- проверки общей финансово-хозяйственной работы предприятий и т.д.

Цели и задачи

Контроль финансового характера содействует успешному внедрению денежной политики хозяйствующих субъектов и государства. Если рассматривать понятие и значение финансового контроля, его цели и задачи, то становится ясно, что он в конечном итоге обеспечивает эффективность формирования, а также распределения и дальнейшего использования бюджетного денежного потока.

В этом и заключается его основная цель. А что касается задач, то проверки, проводимые специально созданными для этого органами, призваны:

Обеспечить соблюдение банковского, бюджетного и гражданского законодательства в финансовой сфере;
- выявить несвоевременность и неполноту уплаты налоговых обязательств в бюджет;
- содействовать целевому и эффективному использованию денежных потоков;
- выявлять резерв, способный повысить уровень финансовых ресурсов;
- обеспечивать верность ведения отчетности и учета.

Обширно понятие и значение финансового контроля при проверках бюджетной сферы. В таком случае рассмотрению подлежат такие вопросы, как:
- грамотное составление бюджетов на различном уровне, а также правильность их исполнения;
- соблюдение принципов ведения бух. учета, а также действующего налогового законодательства;
- целевое использование, а также эффективность вложения средств, находящихся в государственных бюджетных и внебюджетных фондах;
- выявление резерва экономии и количественного роста государственных средств;
- пресечение правонарушений, касающихся бюджетной сферы;
- проведение разъяснительной и профилактической работы с целью улучшения финансовой дисциплины.

Методы

Понятие, значение и содержание финансового контроля может быть определено исходя из тех способов, которые применяются при его осуществлении. Применение конкретного метода напрямую зависит от некоторых факторов, а именно от:

Особенностей формы деятельности и правового положения проверяющих органов;
- цели и объекта контроля;
- оснований для проведения проверки и т.д.

Что же предусматривает финансовый контроль? Понятие, значение, виды, финансовая дисциплина - все эти термины подлежат расшифровке только при определении конкретного метода проведения проверки. Как же классифицируются те способы, которые применяются специалистами?

По методике проведения осуществляемый финансовый контроль можно подразделить на:

Проверки, в ходе которых рассматриваются вопросы хозяйственной деятельности, изучающие расходные документы и отчетную документацию;
- обследования, охватывающие довольно широкий пласт финансово-экономической деятельности субъекта и определяющие финансовое состояние предприятия, а также перспективы его дальнейшей работы;
- надзор, который осуществляют контролирующие органы за субъектами, имеющими лицензию на проведение финансовой деятельности;
- анализ, предполагающий детальное изучение годовой или периодической финансовой отчетности для вынесения общей оценки хозяйствующему субъекту;
- мониторинг (наблюдение), который постоянно ведут кредитные организации по отношению к своим клиентам;
- ревизия, то есть полное обследование итогов финансово-хозяйственной работы юридического лица с целью проверки ее правильности, законности, эффективности и целесообразности.

Виды проверок

В зависимости от компетенции государственного органа или субъекта местного самоуправления применяется тот или иной метод осуществления контроля. Так, бывают проверки:

Тематические, изучающие отдельные стороны работы предприятия;
- документальные, проводящие анализ только на основании отчетов, балансов и др.;
- налоговые, которые являются разновидностью тематических и проводятся должностными лицами ИМНС.

По результатам проведенных проверок составляется акт. Исключением является только подведение итогов работы представителями Здесь по окончании проверки составляется заключение.

В актах находят отражение факты нарушения налогового законодательства и выдвигаются предложения по устранению таковых.

Принципы

Все проводимые проверки и ревизии невозможны без гласности и плановости. Все эти понятия относятся к основным принципам финансового контроля. Сюда также можно включить законность и федерализм.

Рассмотрим понятие, принципы и значение финансового контроля:

1. Это, прежде всего, законность. В финансовой деятельности это понятие означает то, что создание, распределение и дальнейшее использование денежных потоков регламентируется утвержденными нормами по финансовому праву. При их соблюдении обеспечивается возможность применения различных принудительных мер к правонарушителю. Если юридическое лицо не выполняет предписания законодательных и прочих нормативных актов, то это непременно повлечет за собой нестабильность финансовых отношений, а также будет иметь много других негативных последствий.

2. Гласность. Данный принцип работает при осуществлении той или иной финансовой деятельности. Он проявляется в том, что до граждан с помощью различных СМИ доводятся сведения о содержании проектов финансово-правовых актов, а также о результатах работы, проводимой ревизиями и проверками.

3. Федерализм. Этот принцип проявляется в том, что, согласно Конституции РФ существуют некоторые разграничения в компетенции субъектов РФ в области финансов, касающиеся денежной эмиссии, кредитного регулированияналогообложения и т.д.

4. Плановость. Соблюдение данного принципа приводит к тому, что общая финансовая деятельность, осуществляемая государством, имеет в своей основе целую систему финансово-плановых актов. Их структуры, порядок составления, последующего утверждения и исполнения закреплены в соответствующих законодательных и нормативных актах.

Наряду с общими принципами построение финансового контроля осуществляется на некоторых специфических принципах, а именно на независимости, объективности и компетентности проверяющих органов.

Виды контроля

Как видим, проведение проверок в области правильного использования денежных потоков охватывает разнообразные области жизни общества.

Именно поэтому эффективность такой работы напрямую зависит от ее организации, форм и методов.

Рассмотрим понятие и значение финансового контроля и его виды. Он имеет разграничения в зависимости от того, каким субъектом осуществляется проверка, от времени проведения и т.д.

Классификация

Рассмотрим понятие, значение и виды финансового контроля в зависимости от различных оснований. Например, исходя из времени проведения. Данный финансовый контроль делят на предварительный, а также текущий и последующий. Все эти виды проверок находят распространение в работе органов, следящих за соблюдением дисциплины по движению денежных потоков. Что касается предварительного контроля, то его осуществляют еще до начала образования, дальнейшего распределения и последующего использования денежных средств. Каково понятие и значение финансового контроля этого вида? Он призван предупредить нарушения по соблюдению финансовой дисциплины.

Оперативные или проводятся уже при осуществлении денежных операций. Они контролируют получение и дальнейшее использование денежных потоков. В их задачу входит и рассмотрение своевременности и правильности исполнения финансовых обязательств перед страной и т.д.

Какова основная цель последующих проверок? Они контролируют расходование денежных средств после окончания тех или иных финансовых операций. В таком случае также велико понятие и значение финансового контроля. Финансовая дисциплина при последующих проверках видна наиболее ярко. Здесь можно легко выявить все ее нарушения, а также порекомендовать пути их предупреждения и различные меры по их устранению.

Также имеющие место виды контроля классифицируются на обязательный и инициативный. Первый из них проводится согласно действующему законодательству. Второй - по инициативе компетентных органов государственной сферы.

Понятие, значение и виды финансового контроля могут быть описаны в зависимости от того, какими он осуществляется органами (субъектами). В этом случае выделяют проверки, проводимые по инициативе:

Органов, осуществляющих местное самоуправление и государственной власти;
- президента;
- исполнительных органов.

Государственный контроль

Он необходим для внедрения в жизнь финансовой политики страны и созданию самых выгодных условий для экономической стабилизации.

Понятие, значение и роль финансового контроля со стороны нашего государства велики. Это не только проверки полноты и правильности исполнения федерального бюджета. Он включает в себя и контроль над использованием денежных и кредитных ресурсов, состоянием внешнего, а также внутреннего долга, предоставлением налоговых и финансовых преимуществ и льгот.

Осуществляют контроль денежных потоков со стороны государства органы законодательной власти и специально созданные для этих целей органы власти исполнительной. К ним относятся:

Федеральное казначейство;
- российская Счетная палата;
- Центральный банк;
- Служба бюджетно-финансового контроля.

Законодательством утверждена необходимость проведения ежегодных комплексных ревизий, а также тематических проверок финансовыми и контрольными органами не только в органах государственной исполнительной власти, но и в иных организациях, а также на предприятиях.

Прочие виды контроля

Финансовый контроль также разграничивается на внутрихозяйственный и ведомственный, аудиторский и общественный. Рассмотрим их подробнее.

Итак, осветим понятие и значение финансового контроля, органы финансового контроля при осуществлении ведомственных проверок. К организациям, призванным стоять на страже денежной дисциплины, прежде всего можно отнести министерство. Его ревизионные органы проводят проверки деятельности тех учреждений, которые входят в соответствующую систему. Такая же работа осуществляется и разнообразными ведомствами. А вот внутрихозяйственный контроль над использованием денежных потоков призваны вести те субъекты хозяйствования, которые не входят в какую-либо систему.

В некоторых случаях, которые непосредственно указываются в законодательных актах, хозяйствующие субъекты проводят обязательную аудиторскую проверку. Этот вид контроля может быть и инициативным. В таком случае аудиторы приглашаются по решению администрации предприятия. Цель такой проверки состоит в установлении достоверности бухгалтерской финансовой отчетности субъектов хозяйствования.

Работа Минфина

Каково понятие и значение финансового контроля в Российской Федерации? Оно настолько велико, что одним из его основных субъектов является Министерство финансов России. Этот орган власти исполнительной осуществляет функции, касающиеся выработки государственной политики, а также нормативно-правового регулирования таких сфер деятельности, как страховая и валютная, банковская и аудиторская. Рассматриваются Минфином и вопросы бухгалтерской отчетности и учета, аудиторской деятельности, переработки, производства и обращения драгоценных камней и металлов и т.д.

Понятие и значение финансового контроля в РФ формируется во многом благодаря деятельности данного органа. В своей работе Минфин руководствуется Конституцией России, а также актами Президента, государственными законами, международными договорами и т.д.

Пути совершенствования

В настоящее время перед контролирующими органами ставится задача повышения эффективности и действенности осуществляемых ими проверок. При этом наиболее приоритетными являются такие направления, как:

Принятие единой концепции в области финансового контроля, что позволит установить единые правовые и методологические основы осуществления проверок, которые будут основываться на научно-методических разработках в области основ оценки деятельности контролирующих органов;
- переход к аудиту, что предполагает проведение контролирующими органами анализа экономности и результативности использования федерального бюджета.

Одна из важнейших проблем при осуществлении контроля заключается в низком проценте возврата неверно использованных бюджетных средств. Именно поэтому стоит постоянно повышать эффективность проводимых проверок и ревизий как основного метода контроля в финансовой сфере.