Подводные лодки проект 671 ртм фотографии. Военно-морские учения и события. Паритетная гонка вооружений под водой

50-летию службы атомарин 671-го проекта была посвящена научно-техническая конференция, организованная разработчиком семейства – СПМБМ «Малахит» и одним из основных заводов-строителей – Адмиралтейскими верфями. АПЛ заметно расширили возможности нашего флота. Головная К-3 проекта 627 была принята на вооружение в 1958 году, и сразу же обозначились пожелания, технические и функциональные, для последующего развития атомных лодок.

“ Поблагодарив коллег, наша лодка вновь исчезла из поля зрения натовских локаторов ”

Среди задач, которые ставились перед создателями многоцелевых АПЛ второго поколения, значились использование новой, более прочной маломагнитной стали, повышение глубины погружения, переход на переменный ток, внедрение новой парогенераторной установки, дальнейшее развитие автоматики и систем управления. Как отметил генеральный директор АО «СПМБМ «Малахит» Владимир Дорофеев, появилась насущная необходимость в создании нового корабля, который вобрал бы в себя все лучшее, что было на подлодках первого поколения, и при этом обеспечил решение проблем, вскрытых при эксплуатации. Результатом стала крейсерская АПЛ 671-го проекта, предназначавшаяся для борьбы с атомными подводными ракетоносцами противника, противодействия кораблям, развернутым на рубежах противолодочной обороны, а также для прикрытия наших конвоев от вражеских ударов.

Проектные работы по техническому заданию ВМФ под наблюдением Первого института Министерства обороны проводились «Малахитом» с 1959 года под руководством главного, а впоследствии генерального конструктора Георгия Чернышева. Успех проекта обеспечила совместная плодотворная работа флота, проектного бюро «Малахит» и Адмиралтейских верфей. Герой России Владимир Александров, возглавлявший предприятие более четверти века и пришедший на завод мастером как раз тогда, когда начинались работы над атомоходом, вспоминает: «Если бы не было 671-го проекта, я не очень четко представляю себе судьбу завода в тот период. Верфи в начале 60-х годов испытывали определенные трудности: сворачивалась программа, связанная с выпуском дизель-электрических подводных лодок 615-го проекта, прекращалось строительство тяжелых крейсеров. И здесь огромную роль сыграл директор завода Борис Хлопотов, человек с определенной народной хитрецой, глубоко знающий судостроение. Он сумел создать группу специалистов, которые подготовили расчетные документы под строительство атомных подводных лодок. В ЦК партии и правительстве идея нашла понимание, и в 1963 году вышло постановление о развитии завода. С этого момента началась модернизация и развитие 12-го цеха, ряда участков, ожило наше конструкторско-технологическое бюро, был произведен набор трех тысяч рабочих с выделением жилья. Конечно, в процессе постройки было немало трудностей и недостатков с точки зрения качества исполнения, надежности отдельных систем и устройств. К чести заводчан, они прислушивались к критике и старались решать эти задачи. Хотел бы отметить особую роль 1-й флотилии Северного флота. Вместе с моряками каждый год проводили совещания, где рассматривали состояние техники, удачи и неудачи. Это позволило от заказа к заказу добиваться все лучших результатов. Я начал руководить верфями с 1984 года, и семь подводных лодок, которые тогда построили, показали очень высокое качество. Последняя из них сдана в 1992-м».

Забытые темпы

Атомные подлодки 671-го проекта получились очень удачными: надежными, малозаметными, быстроходными, спокойно погружались на 400 метров, имели скорость более 30 узлов и два с лишним месяца могли находиться в автономном плавании.

Владимир Дорофеев обратил внимание на немыслимую сейчас интенсивность работы: «Технический проект корабля был защищен в 1960 году, документация передана на завод в 1962-м, головной корабль принят в состав ВМФ в 1967-м. То есть от завершения разработки техпроекта до поднятия военно-морского флага прошло всего шесть лет. С точки зрения нашей сегодняшней действительности – сроки фантастические. Да, корабли стали больше, но сроки создания выросли непропорционально».

Высокие тактико-технические характеристики АПЛ проекта 671 были получены в результате удачного сочетания новых технических решений. Это симметричная форма корпуса с оптимальными пропульсивными качествами, крестообразное оперение, где большие горизонтальные рули дополнялись малыми, предназначенными для управления на высоких скоростях, «правильная» носовая оконечность с грамотным расположением торпедных аппаратов и крупногабаритной антенной гидроакустики. Одновальная энергетическая установка с двумя водяными реакторами обеспечивала повышенную надежность. Блочная компоновка паротурбинной установки улучшила виброакустические характеристики и упростила монтаж. Из внедренных новшеств стоит назвать применение новой высокопрочной корпусной стали, использование в энергетических системах трехфазного переменного тока, широкое внедрение дистанционного управления исполнительных механизмов.

Огромный вклад в создание проекта внесли разработчики комплектующего оборудования: ОКБМ имени И. И. Африкантова, где создали ЯЭУ, СКБ Кировского завода, создавшее паротурбинную установку, специалисты ЦНИИ имени А. Н. Крылова, ЦНИИ КМ «Прометей», «Авроры», «Гранита», «Электрона», «Гидроприбора», «Новатора», «Океанприбора» и еще десятков коллективов, придумавших и изготовивших передовые по тем временам системы корабля. Как выразились участники конференции, в ходе совместной творческой работы над 671-м проектом возникла школа строительства многоцелевых АПЛ.

В 1967 году головная К-38 (заводской заказ № 600) была принята в состав Северного флота. Первым командиром корабля стал капитан 2-го ранга Евгений Чернов, будущий вице-адмирал, Герой Советского Союза.

Обогнавшая техзадание

На юбилейную конференцию создателей 671-го проекта пришли десять моряков из первого экипажа головной подлодки, которые вспомнили массу любопытных эпизодов рождения корабля. Как работали в три смены без выходных, как вели готовую лодку в плавдоке через разведенные невские мосты, как на испытаниях переборщили с дифферентом и пришлось всплывать в аварийном режиме, как в стоместной подлодке на первых выходах в море жили и работали свыше 300 человек. Но особенно интересны тогдашние ноу-хау.

Уже на подлодках второго поколения было решено перейти от отдельных гидроакустических станций к комплексам. Причем новая система оказалась настолько чувствительной по дальности обнаружения цели, что в несколько раз превосходила параметры технического задания. А поскольку корректировка ТЗ очень длительный и хлопотный процесс, пошли на хитрость, заменив единицы измерения с морских кабельтовых на сухопутные километры. Переход с постоянного на переменный ток позволил уменьшить габариты бортового электрооборудования и повысить его надежность. Впервые была внедрена система управления кораблем, на которую были завязаны 250 корабельных комплексов, узлов и механизмов с полутысячей источников информации. Разработанный тогда алгоритм используется на субмаринах до сих пор. Шаг за шагом совершенствовалось вооружение подводной лодки от торпед к ПЛУР и крылатым ракетам.

В общей сложности за четверть века в Ленинграде и Комсомольске-на-Амуре было построено 48 подводных лодок 671-го проекта. Причем из-за аварий не потеряно ни одного корабля, не погиб ни один моряк.

По мере развития у 671-го проекта под кодовым именем «Ерш» появились модификации: 671В оснащалась ракетно-торпедным комплексом «Вьюга», 671К – ракетным комплексом с КРБД C-10 «Гранат» (SS-N-21). На 671РТ «Семга» установлен дизель-генератор увеличенной мощности, а два 533-мм торпедных аппарата заменены на более мощные 650-мм. На 671РТМ «Щука» один семилопастный винт заменен двумя четырехлопастными, что снизило шумность, модернизировано радиоэлектронное вооружение. 671РТМК, кроме того, вооружена КР «Гранат».

По мнению западных экспертов, 671-й проект, особенно его последние модификации отличались сравнительно низким уровнем внешнего шума и по этому показателю были близки к американским субмаринам типа «Лос-Анджелес». Достаточно вспомнить, как переполошились наши заклятые друзья, когда 29 февраля 1996 года во время учений флота НАТО в самой середине их корабельного ордера всплыла наша АПЛ К-448 «Тамбов» проекта 671РТМК, которую они до этого не видели, и попросила оказать медицинскую помощь одному из моряков – тому требовалась срочная операция из-за угрозы перитонита. Подводник был доставлен на британский эсминец «Глазго», а оттуда вертолетом в госпиталь. Поблагодарив коллег, наша лодка погрузилась и вновь исчезла из поля зрения натовских локаторов. После чего о сверхскрытности наших субмарин долго писала западная пресса.

За создание первой серии кораблей 671-го проекта в 1970 году главному конструктору Георгию Чернышеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда, большую группу специалистов наградили орденами и медалями.

Сейчас в составе ВМФ находятся три подлодки 671РТМК, хотя основную нагрузку многоцелевых атомоходов несут малахитовские субмарины 971-го проекта третьего поколения. Боевой состав пополняют и универсальные подводные крейсеры четвертого поколения 885-го проекта «Ясень», также разработанные в СПМБМ. Головной крейсер «Северодвинск» уже служит на Севере, «Казань» спущен на воду. На Севмаше в разной степени готовности «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Пермь», «Ульяновск» – до 2020 года планируется сдать шесть «Ясеней».

Малахитовцы тем временем уже вовсю работают над АПЛ пятого поколения «Хаски». И как отметил Владимир Дорофеев, перед проектным бюро ставится задача по снижению трудоемкости строительства корабля при безусловном достижении технических характеристик. Ведь «Малахит» всегда создает корабли не просто конкурентоспособные, но превосходящие зарубежные аналоги. Это советская школа. При проектировании подводных лодок будущего на новом техническом уровне реализуются решения, отработанные на первой многоцелевой АПЛ 671-го проекта.

В качестве одного из шагов глобального сокращения наступательного вооружения генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев предложил вывести из Атлантики подводные стратегические крейсеры. Президент США Рональд Рейган категорически отверг инициативу советского лидера, считая их главным козырем США в противостоянии двух политических систем.

22 мая 1985 года из бухты Западная Лица одновременно вышли пять атомных подводных лодок проекта 671. Их задачей было обнаружение мест дислокации американских стратегических субмарин. Кроме этого советские подводники должны были показать США свои возможности. За две недели советские подводные лодки вскрыли десятки мест боевого патрулирования американских ракетоносцев. В реальных боевых действиях это означало бы немедленную гибель кораблей противника. В результате этой операции советского военно-морского флота был развеян миф о неуязвимости подводных лодок США. Спустя шесть месяцев после операции «Апорт» 20 ноября 1985 года в Женеве Рональд Рейган и Михаил Горбачев подписали договор о неприемлемости применения ядерного оружия, ставший первым шагом к окончанию «холодной войны».

Кочующие подводные ракетоносцы под скрытой толщей льда были практически неуязвимыми носителями ядерного оружия. Американские стратегические субмарины должны были удерживать крупнейшие города СССР: Москву, Мурманск, Ленинград и Севастополь под постоянной угрозой ракетного удара. Именно для борьбы с ним в Ленинградском Конструкторском бюро «Малахит» и была разработана атомная подводная лодка проекта 671 «Ерш ». Скоро события в мире показали, что необходимости в кораблях подобного класса больше, чем казалось при проектировании.

советские подводные лодки проекта 671 «Ерш» необходимость возникновения

Миллионы американцев 22 октября 1962 года замерли у теле- и радиоприемников. Президент Кеннеди сообщил о размещении на Кубе советских ядерных ракет. Чтобы остановить агрессивное наращивание этой мощи был введен строгий карантин. В ответ на морскую блокаду Кубы, Хрущев приказал министру обороны СССР Малиновскому бросить на прорыв советские подводные лодки . К берегам острова Свободы вышли четыре дизельные подводные лодки, командиры которых имели право в случае перехвата атаковать американский флот. Для усиления на субмарины даже загрузили по одной ядерной торпеде. Но за 1000 миль от Кубы еще на подходе к Саргассову морю неожиданно советские подводные лодки были обнаружены американцами. Отечественные субмарины пытались уклониться, используя новейшие тактические разработки, но все было тщетно. Их экипажи даже подозревали, что в главном штабе ВМФ засел шпион не зная, что на самом деле против них была впервые применена новейшая американская система слежения за подводной обстановкой «Sosus ». Она состояла из чувствительных гидрофонов размещенных в стратегически важных районах мирового океана. Обнаружив дизельные подводные лодки , которым жизненно необходимо всплывать, американцы начали гнать их, не давая подниматься на поверхность, при этом на них непрерывно сбрасывали взрыв пакеты и гранаты. Температура в отсеках поднялась до 50 градусов. Подводники падали в обморок от жары и нехватки кислорода. Наконец 26 октября на виду у американских была вынуждена всплыть первая подводная лодка «Б-130». В последнем отчаянном жесте советский экипаж развернул флаг СССР, а через несколько минут в эфир полетела убийственная шифровка: «Вынужден всплыть. Окружен четырьмя эсминцами США. Имею неисправные дизели и полностью разряженную батарею. Пытаюсь отремонтировать один из дизелей. Жду указаний».

На протяжении нескольких часов в главном штабе ВМФ получили еще несколько подобных сообщений от советских подводных лодок брошенных на прорыв американской блокады. Беспрецедентный по храбрости и авантюрности боевой поход закончился неудачей. Отечественные подводные лодки из-за малой дальности действия своих ракет должны были буквально прорываться сквозь мощную морскую оборону США. Для охраны стратегических подводных лодок необходимо было мощное прикрытие способное хорошо защищать от любой угрозы. Таким образом, перед конструкторами КБ «Малахит» стояла сложнейшая задача создать, по сути «подводный истребитель» способный одинаково успешно охотиться за противника и защищать собственные ракетоносцы. Главными преимуществами нового подводного корабля должны были стать скорость, глубина и маневренностью. В конструкции подводной лодки все было подчинено достижению этих качеств, и даже обтекаемая форма, напоминающая морских хищников.

В 1963 году на вооружение ВМС США поступили субмарины класса «Lafayette ». Это были новые специально спроектированные ракетоносцы. Подводные лодки США «Lafayette » имели столь малую шумность, что советские гидролокаторы засекали их в несколько километрах. Советская подводная лодка «Ерш » с такой аппаратурой могла оказаться устаревшей еще до своего рождения, тогда в конструкцию срочно внесли изменения - вместо гидроакустического комплекса «Керчь» был установлен мощный «Рубин» способный обнаружить цель на расстоянии до 60 километров. Но тут же появилась следующая проблема. Новый гидролокатор, размещенный в носовой части атомной подводной лодки имел больший размер. Поэтому конструкторам пришлось поломать голову, над поиском места для размещения торпедных аппаратов. Были проработаны несколько вариантов размещения торпедных аппаратов. Наконец конструкторам удалось найти удачное решение, аппараты установили в носовой части над гидроакустическим корпусом. Из-за недостатка места пришлось полностью создать автоматизированный процесс загрузки торпед и их заряжание. Такая схема в отечественном судостроении использовалась впервые. Работа над первой подводной лодкой шла в очень напряженном режиме.

В 1966 году на завод, где строилась субмарина «Ерш » для ускорения работ и освоения корабля прибыл экипаж. И вот подошел торжественный момент спуска на воду. По давней морской традиции бутылку шампанского о борт корабля должна была разбивать женщина, которую выбрали среди инженеров. Когда бутылка была разбита и технологический канал стал заполняться водой девушка вдруг растерялась. Ее спас штурман, вынесший ее на руках. На следующий день он с товарищем пришел к ней с предложением руки и сердца, на что девушка дала положительное согласие. Этот случай сочли добрым знаком и оказались правы - за 30 лет существования этого проекта подводных лодок не было ни одной аварии связанной с гибелью людей. В 1967 году на головной субмарине серии «Ерш » был запущен реактор и подводный корабль отправился к месту несения боевой службы.

В сравнении с американскими подводными лодками аналогичного класса «Ерш » имел большую скорость хода и глубину погружения. Новые торпедные аппараты позволяли вести стрельбу практически с предельных для американских субмарин глубин. Подводная лодка проекта 671 по натовской классификации получила название «Victor », что значит «победитель ».

атомная подводная лодка проекта 671 «Ерш»

Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 671 «Ерш» («Victor I»):
Длина - 95 м;
Ширина - 11,7 м;
Осадка - 7,3 м;
Водоизмещение - 6085 тонн;
Глубина погружения - 320 м;
Судовая силовая установка
Скорость - 32 узла;
Экипаж - 94 человека;
Автономность - 50 суток;
Вооружение:

Мины - 36;
Ракет «SS-N-15» - 2;

атомная подводная лодка проекта 671 «Ерш»

Практически одновременное появление «подводных охотников » и мощных стратегических субмарин привело к новому витку противостояния на море. К началу 70-х годов США с помощью усовершенствованной системы «Sosus » держали под контролем практически 40 процентов Антарктического океана. В центре контроля городе Норфолк компьютеры хранили в памяти сотни звуковых портретов советских подводных лодок и могли выделить след даже среди шумов идущих от гражданских кораблей. Теперь изменилась и тактика перехвата. Американцы не спешили показать, что обнаружили атомную подводную лодку , предпочитая следить за ними скрытно. Специализированные противолодочные субмарины США, обладая значительно меньшей шумностью, порой сутками висели на хвосте советских подводных ракетоносцев. Даже просто обнаружив преследование, считалось удачей. Атомные подводные лодки класса «Ерш » оказались наиболее эффективными при прорыве противолодочных рубежей. Как и все советские субмарины, по сравнению с американскими, имели высокую шумность, но благодаря высоким ходовым качествам и скорости, чаще других уходили от преследования.

атомные подводные лодки проекта 671 РТ «Семга» история появления

В 1971 году все стратегические подводные лодки США прошли очередную модернизацию, связанную с вооружением. Помимо новых ракет с разделяющей боевой частью на них установили мощное противолодочное и дальнобойное оружие, которое не случайно назвали «ракета-торпедой». После выхода из подводной лодки «ракета-торпеда» некоторое время двигалась как обычная торпеда, затем выходила из воды и летела в определенный район уже как ракета, в расчетной точке траектории от нее отделялась боевая часть, которая взрывалась на заданной глубине. Новое оружие было значительно более точным и дальнобойным в сравнении с обычными торпедами. Сложилась ситуация отечественная подлодка-охотник «Ерш » сама оказалось в роли дичи. Вновь конструкторам предстояло догнать и обойти вероятного противника. И уже 30 декабря 1972 года вступила в строй модернизированная атомная подводная лодка проекта 671 РТ шифр «Семга ». Для посвященных индекс РТ означал, что субмарина получила на вооружение новейший ракетный комплекс «Вьюга » (РПК-2) с дальностью стрельбы до 40 км, калибром 533 мм и ядерной боевой частью. Боевая часть комплекса позволяла поражать подводные лодки противника расположенные в радиусе нескольких километров от эпицентра взрыва. Кроме того, на вооружение подводной лодки «Семга » дополнительно к четырем обычным были установлены два торпедных аппарата калибром 650 мм с дальнобойными торпедами повышенной мощности. Это заставило усилить авианосные группы США новыми противолодочными средствами. Для размещения возросшего боевого запаса переднюю часть атомной подводной лодки удлинили на один отсек, что позволило конструкторам уделить больше внимания комфорту экипажа. Шумность подлодки «Семга » снизилась более чем в пять раз, но вскоре оказалось, что этого не достаточно.

В 1975 году оборонный отдел ЦК срочно созвал совещание с ведущими специалистами конструкторских бюро на совещание. Прибыв в главный институт имени Крылова конструкторы с удивлением увидели прокурора, а темой обсуждения стала официальная жалоба офицера контрольно-приемного аппарата ВМФ. По его мнению, высокая шумность советских подводных лодок была спланированной акцией саботажа. Конструкторам пришлось защищаться. После совещания конструкторы пообещали рассмотреть все варианты по снижению шумности подводных лодок. На одной из субмарин «Семга » начали проводить эксперименты. Вскоре была разработана схема по снижению шумности, которая в последствии начала внедряться при строительстве последующих советских подводных лодок . Суть ее заключалось в том, что главный источник шума турбина и турбогенераторы, специалисты КБ «Малахит» расположили внутри специальной рамы, которую для усиления эффекта заключили на амортизаторы. Первый поход атомной подводной лодки вызвал переполох в Атлантике, где американцы чувствовали себя полноправными хозяевами.

атомная подводная лодка проекта 671 РТ «Семга»

Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 671 РТ «Семга» («Victor II)»:
Длина - 102 м;
Ширина - 10 м;
Осадка - 7 м;
Водоизмещение - 5800 тонн;
Глубина погружения - 350 м;
Судовая силовая установка - атомная, мощность турбин 30000 л. с.;
Скорость - 30,5 узла
Автономность - 60 суток;
Экипаж - 100 человек;
Вооружение:
Торпедных аппаратов 533 мм - 6;
Мины - 36;
Торпедные аппараты 650 мм - 4;
Торпедные аппараты 533 мм - 2;
Ракеты «SS-N-16» - 2.

советские подводные лодки проекта 671 РДМ «Щука» история возникновения

Только одна обладала вооружением равным по мощности всем бомбам, сброшенным во время второй мировой войны. Одновременно в США строились убийцы кораблей знаменитые атомные подводные лодки . Кроме противолодочного и противокорабельного оружия они несли высокоточные крылатые ракеты «Томагавк » для поражения важных объектов Советского Союза: ракетные шахты и командные пункты системы ПВО. Для борьбы с подобными кораблями нужны были субмарины нового качества. Но советские подводные лодки третьего поколения еще только создавались и могли войти в строй не раньше середины 80-х. Конструкторы КБ «Малахит» предложили неожиданный выход. Использовать удачную конструкцию атомной подводной лодки «Семга » для размещения нового комплекса оборудования и вооружений. Немедленно был вызван главный конструктор, и в один день было принято решение создавать эту подлодку. Новая

Уважаемые коллеги, представляю Вам свою очередную модель. Это советская АПЛ 2-ого поколения проекта 671РТМ «Щука» (по классификации НАТО - Victor III), выполненная в масштабе 1/350 китайской фирмой Hobby Boss.

Прототип

Бурное развитие науки, техники и промышленности создали предпосылки для более радикального совершенствования многоцелевых подводных лодок. Резко ужесточились требования к шумности АПЛ, появились более совершенные виды оружия (противолодочные ракетоторпеды, мины и т.д.). Быстро менялась элементная база и сами электронные комплексы вооружения (штурманское, гидроаккустическое) и боевая информационно-управляющая система, радиосвязь. Параллельно с началом работ по созданию принципиально новых субмарин проекта 945 и проекта 971, в Советском Союзе предприняли весьма успешную попытку «выжать» все возможное из конструкции подлодок проекта 671 и проекта 671РТ. В связи с этим СПМБМ «Малахит» во главе с его начальником - главным конструктором Г.Н. Чернышовым была создана еще одна модификация АПЛ 671 проекта с новейшим радиоэлектронным вооружением, получившая индекс 671РТМ. В основе модернизированного проекта 671РТМ (был присвоен шифр «Щука») лежали проработки по установке нового радиоэлектронного вооружения - мощного гидроакустического комплекса, навигационного комплекса, боевой информационно-управляющей системы, аппаратуры разведывательного комплекса, автоматизированного комплекса средств связи, а также мер по уменьшению демаскирующих полей корабля . Фактически проект 671РТМ, также как и РПКСН проекта 667БДРМ являлся переходным из 2-ого в 3-ье поколение атомоходов.

Главная энергоустановка лодки (31 тыс. л. с.) была фактически аналогична энергоустановке атомных подлодок проекта 671(РТ): два водоводяных реактора ВМ-4, ГТЗА-615, винт на 290 об., два вспомогательных электродвигателя, мощность каждого 375 л. с.

«Скат-КС» - гидроакустический комплекс, разработанный под руководством главного конструктора Б.Б. Индина - обеспечивал обнаружение, классификацию целей, и автоматическое их сопровождение при шумопеленговании в инфразвуковом и звуковом диапазонах частот. Комплекс давал возможность обнаруживать цели при помощи эхопеленгования с измерением расстояния до них и выдавал торпедному оружию исходные данные целеуказания.
Комплекс «Скат-КС» по своим возможностям втрое превосходил гидроакустические комплексы предшествующего поколения и приближался к комплексам американской разработки (хотя продолжал уступать по массогабаритным характеристикам). Дальность обнаружения цели при нормальных гидрологических условиях равнялась 230 км. Были использованы бортовые приемники шумов, которые работали в пассивном режиме, и буксируемая протяженная инфразвуковая антенна, которая в свернутом виде размещалась в бульбообразном спец. контейнере, который расположен над вертикальным оперением подлодки.

Автономность АПЛ увеличилась до 80 суток, наибольшая длина достигла 107,1 м. Титановый обтекатель ГАС заменили на неметаллический.
В процессе постройки серии было решено перейти от 7-ми лопастного гребного винта к менее «шумной» схеме «тандем» (два соосных 4-хлопастных гребных винта противоположного вращения), что привело к удлинению лодки на 1 м.

Большое количество мероприятий было проведено на АПЛ пр. 671РТМ для того, чтобы шумность этого корабля была не больше, чем американских многоцелевых АПЛ типа «Los-Angeles». Был принят дополнительный комплекс мер, призванный увеличить скрытность атомной подводной лодки за счет введения принципиально новых решений по амортизации (так называемое «отключение фундаментов»), акустической развязке конструкций и механизмов. Субмарина получила размагничивающее устройство, которое затрудняло обнаружение АПЛ авиационными магнитометрами. На лодке были применены вертикальные шпигаты, создающие меньший гидродинамический шум.
Вооружение атомной подводной лодки проекта 671РТМ включало 4 торпедных аппарата калибра 533 мм и 2 калибра 650 мм с боекомплектом, состоящим из 18 боеприпасов калибром 533 мм (торпеды 53-65К или СЭТ-65, подводные ракеты М-5 и ракето-торпеды 81Р), а также 6 дальноходных торпед 65-76 калибром 650 мм. Вместо торпед лодка могла нести до 36 мин типа «Голец» и средства гидроакустического противодействия.

Также атомная подводная лодка несла специальные управляемые диверсионные снаряды «Сирена» а также другие средства «спецназначения», большинство из которых не имело аналогов в мире. В частности, в ОКБ им. Камова в 1975 году создали одноместный складной вертолет Ка-56, который был предназначен для переброски диверсантов, и способный выстреливаться из 533-миллиметрового ТА погруженной подлодки.

Новые американские субмарины по-прежнему превосходили аналоги Советского Союза по характеристикам гидроакустического комплекса и уровню скрытности. Но данный разрыв, по признанию американцев, сократился значительно и не носил больше «драматического» характера. При этом АПЛ ВМС США фактически сравнялись с субмаринами СССР по максимальной скорости подводного хода (но уступали по максимальной глубине). «Щуки» при этом имели лучшую боевую живучесть и маневренность. В вооружении они обладали и некоторым преимуществом. Благодаря более высокому уровню комплексной автоматизации субмарины проекта 671РТМ имели меньший экипаж по сравнению с «Лос-Анджелесом», что дало возможность создать на борту «Щук» лучшие условия обитаемости. По оценкам специалистов подлодки проекта SSN-688 и 671РТМ в целом являлись равноценными кораблями.

Всего было построено 26 лодок данного проекта. Строительство велось на Адмиралтейском ССЗ (Ленинградское Адмиралтейское Объединение) в г. Ленинграде (Санкт-Петербурге) и на заводе имени Ленинского Комсомола в г. Комсомольск-на-Амуре.

ТТХ АПЛ:
Водоизмещение:
надводное: 4 900 (4 780?) т
подводное: 6 280 (7 250?) т
Длина: 106,1(107,1 - с винтом «тандем) м
Ширина (корпуса): 10,6 (10,8?) м
Осадка (средняя): 7,5 (7,8?) м
Скорость:
надводная: 11,6 уз.
подводная: 31 уз.
Глубина погружения:
рабочая: 320 м
предельная: 400 м
Экипаж: 96 (103?) человек
Автономность: 80 суток
Вооружение: 4х533 торпедных аппарата (боезапас 18 торпед)
2х650 торпедных аппарата (боезапас 6 торпед)

Набор

Обзоры лодки уже подготовил наш уважаемый коллега Данила ака Danila77 . Посмотреть можно здесь:

Длина модели составляет 306 мм, ширина (корпуса) - 30,8 мм.
К основным недостаткам набора можно отнести:

  • более сглаженный, чем на прототипе, переход обтекателя ГАС в надстройку;
  • излишняя толщина торцевых гребней на ступице винта;
  • неправильная форма лопастей гребного винта «тандем», лопасти должны быть более узкими;
  • отсутствие имитации на КГР разделения на «малые» и «большие» рули.
  • более короткий, по сравнению с прототипом, ТПЛ;
  • более тонкий, как мне показалось, профиль кормовых горизонтальных стабилизаторов;
  • отсутствие имитации на рубке бортовых навигационных огней, окошек устройства звукоподводной связи;
  • слишком широкие шпигатные отверстия в легком корпусе на корме лодки, а также несколько неверное их расположение.

Критических как видим нет, что-то можно легко поправить, что-то нет - тут уж зависит от личных пожеланий самого моделиста.

Сборка

Сборка проходила в рамках GB: Советско-Российский ВМФ на дружеском сайте каропка.ру.
Сборку начал с доработок корпуса и рубки. В носовой и кормовой части верхней половине корпуса, а также в верхней части рубки пришлось изрядно поработать шкуркой удаляя стык пресс-форм. На корпусе высверлил посадочные места АСБ и из пластика изнутри подклеил пластины, сформировав посадочные места. Из фольги самоклейки сделал створки люка на палубе лодке за рубкой. Из этого люка в подводном положении выпускалось устройство связи по внешнему виду похожее на самолет . Китайцы изобразили люк в виде оконной рамы с перемычкой посередине, я это дело изменил, приведя в соответствие с прототипом. Поскольку шпаклевать и шлифовать расшивку не хотелось, использовал фольгу. Сборка корпуса прошла нормально, не идеально, но терпимо, шпаклевка потребовалась в небольших количествах. Затем восстановление утраченной расшивки и монтаж кормового оперения и водозаборников. Водозаборники рассверлил, сделав отверстие и закруглил у них переднюю кромку, таким образом они стали больше похожи на те, которые были на прототипе.

Далее очередь кормового оперения. Вертикальное оперение особых проблем не вызвало, просто клеим , стыки шпаклюем, шлифуем. Горизонтальное оперение потребовало небольших доработок. Расшивкой имитировал малые горизонтальные рули, странно, что китайские товарищи проигнорировали этот момент . Также срезал ступицы вспомогательных рулей. К ним приклеил травленые лопасти, которые также отрезал от соответствующих деталей травления .

Затем настала очередь доработки гребного винта. Травленые лопасти обточил, убрав излишнюю «пузатость» лопастей и немного завернул их винтом. Получилось не идеально, но чуть больше похоже на прототип. На ступице винта сточил торцевые гребни и сделал их из пластика 0,13 мм - так более масштабно .
На рубке сточил имитацию поручней и сделал их из проволоки 0,2 мм, попутно добавив отсутствующие поручни в носовой части. Также удалил наплывы с крыши рубки под т.н. «рога», поскольку у меня будет РТМ, а не РТМ(К).

Штоки НГР заменил на металлические трубки D = 0,9 мм.
Некоторые ВУ изготовил заново, у некоторых заменил штоки, некоторые просто покрасил. В качестве материалов использовал медицинские иглы различных диаметров, а также что-то из запасов.

Окраска

Модель загрунтована Mr. Surfacer 1200. Окраска выполнена эмалями Tamiya , Gunze Mr. Color. Особо рассказывать нечего: сначала WL, затем подводная часть и, наконец, надводная. Следы эксплуатации - пудреницы Tamiya, жидкости АК.
Декали использовал из набора. Подложка у декалей тонкая, они хорошо позиционируются и привариваются спецжидкостями, я пользовался Tamiya Mark fit Strong, результатом доволен. Но в данном наборе есть пару обидных косяков.

1-ый: линеек марок углубления только 2 пары, а нужно 3, т.к. они располагаюся не только в носу лодки и на кормовом оперении, но и в средней части корпуса, сразу за ограждением рубки. Поскольку у меня есть еще одна РТМ-ка, то взял декали оттуда.
2-ой: Декали марок углубления сделаны все на один борт и если для декалей № 2 это не проблема (они симметричны по высоте и их можно перевернуть вверх ногами) то для дек № 1, которые размещаются на кормовом оперении это заметно.

Итак, коллеги

Со мной списался капитан сухогруза "Братство" Вадим Демченко. Очень возмущался на счет дезы, которая написана про его судно. Цитирую часть его псьма:
...
Столкновение моего судна с К-53 было большим секретом полишинеля. Лично я был официально предупрежден о том, что этот случай в пароходстве известен всего десятку человек. Тем и жили. Экипаж спас судно, груз и сами спаслись без трав, жертв и потерь. Всех благодарили, обещали наградить весь экипаж. Как всегда, забыли. Дали 4 знака "Почетный работник Морфлота" Экипаж расформировали.
Пароход продали на металлолом. (Мой переход на другое судно стоил мне ордена Ленина и загранработы. (Хотя со случаем это никак не связано).
Сама история. Судно грузилось в Канаде зерном на Одессу. В Сеуту зашли для пополнения запасов пресной воды и топлива. Вышли из порта Сеута, легли на курс 98. Груженое судно набирало скорость.
Очень странно и интересно. Ну откуда пошел этот бред - пожар, обесточивание, без огней, в дрейфе....
23.33 18 сентября 1984г. судно уже набрало скорость 14 узлов. Везде фигурирует 19 сентября, поскольку на лодке было переведено время и они зафиксировали 01.34 19 сент. На судне нормальная ходовая вахта. Наблюдение визуальное и включена РЛС. Поскольку видимость хорошая, РЛС на подготовке и включается периодически, согласно правил безопасности плавания. В этом райне все суда или попутчики или встречные, практически линии курсов параллельны. Район не является повышенной опастности плавания. Страшный удар, сравнимый только со взрывом, потряс судно!!!
До того момента, когда испанский водолаз, вынырнув из затопленного маш.отделения, показав нам куски резины и прокричал "рашен сабмарин", все считали что это был взрыв. Но это было потом.
В течении 50 секунд М.О. было затоплено по главную палубу. Практически судно с осадки 10 метров провалилось на осадку 12.5м., по главную палубу. Суда нашей серии имели большую погибь, так что над водой возвышался бак и корма.
Пробоина оказалась размером 100 квадратных метров. От киля на высоту 5м. и длиной 20м. Как потом мы выяснили, лодка нанесла удар носом, на встречном курсе, под углом около 45 град. (что подтверждается курсом лодки, курсом судна и акустическим пеленгом). Удар пришелся в конец 3-го трюма и закончился на всем М.О. Лодка просто вошла в корпус судна и унесла с собой кусок борта. Пробоина не была рваной дырой. Просто отсутствовал большой кусок борта.
Слава советским судостроителям!!!
М.О. полностью затоплено, 3-й трюм разгерметизирован!? Судно одноотсечной непотопляемости. Однако на плаву!!!. Видимо при наличии зерна, коэффициент проницаемости очень мал, да и зерно не так активно вымывалось, поскольку не было большой волны и сильной качки.
Как бы там не было, теоретически, судно должно было затонуть в течении одной минуты. А оно оставалось на плаву. М.О. затоплено, турбогенератор встал, но через 20 секунд запустился АДГ (аварийный диз.генератор).
Если и не было освещено судно, то только в течении 30-40 секунд. И никто не прыгал за борт с криками "мина".
По тревоге, экипаж быстро покинул судно на спасательных шлюпках, но от судна не отходили. По сигналу СОС начали подходить суда. Первым подошло болгарское судно "Пятеро из РМС". С горяча спустили зачем то свою шлюпку, она заглохла
и ветром ее унесло в кромешную мглу. Капитан болгарина не поднимал наших людей, пока одна из наших шлюпок не отправилась на поиски горе-спасателей, их нашли и на буксире привели к их борту. На борту они оказали дружеский прием нашим морякам. Вскоре подошел наш теплоход "Капитан Медведев" и забрал всех с болгарского судна.
Одна из наших шлюпок постоянно дежурила у борта нашего судна. Как раз для того, чтобы оно не считалось брошенным, и не досталось кому либо как добыча.

Проект 671Р «Ерш» (NATO "Victor I")
Водоизмещение: надводное 4100 т; подводное 6085 т
Размерения: длина 92,5 м. (303 фута 5 дюймов); ширина 11,7 м. (38 футов 5 дюймов); осадка 7,3 м. (23 фута 11 дюймов).
Силовая установка: две ядерных реактора с водяным охлаждением под давлением BM-4T, питающие паровую турбину ОК-300, передающую вращательный момент, мощностью 22,7 мгВт (31 000 л.с) на пятилопастный движитель. Оснащена также двумя двухлопастными винтами для движения малыми ходами.
Скорость: надводного хода 12 уз. и подводного хода 32 уз.
Глубина погружения: рабочая 320 м (1050 футов); предельная 396 м (1300 футов).
Торпедные аппараты: шесть 533-мм (21 -дюймовых) и два 406-мм (16-дюймовых) носовых аппарата.
Вооружение : максимальный боезапас 18533-мм (21-дюймовых) торпед, стандартная загрузка восемь 533-мм (21 -дюймовых) противокорабельных или противолодочных торпед, 10406-мм (16-дюймовых) противолодочных и две 533 мм (21-дюймовые) противокорабельные торпеды с ядерными боеголовками мощностью 15 килотонн или 36 донных мин. АМД-1000.
Ракеты: две противолодочные ракеты «Цакра» (SS-N-15 «Старфиш») с ядерными боеголовками мощностью 15 килотонн.
Радиоэлектронное вооружение: РЛС обнаружения надводных целей МРК-50 «Тополь», носовая низкочастотная активно пассивная ГАС «Рубин», ГАС обнаружения мин МГ-24 «Луч», аппаратура РЭР «Залив-Р» пассивного обнаружения и предупреждения, разведывательное гидроакустическое приемное устройство МГ-14, системы связи СВЧ и УВЧ и подводный телефон МГ-29 «Кост».
Экипаж: 100 человек.

Проект 671РТ (NATO "Victor II")
Водоизмещение: надводное 4700 т.; подводное 7190 т.
Размерения: длина 101,8 м (334 фута); ширина 10,8 м (35 футов 4 дюйма) осадка 7,3 м (23 фута 11 дюймов).
Силовая установка: как у лодок типа «Victor I».
Скорость: надводного хода 12 уз. и подводного хода 31,7 уз.
Торпедные аппараты: как у лодок типа «Victor I», дополнительно два 650-мм (25,6-дюймовых) носовых аппарата.
Глубина погружения: как у лодок типа «Victor I».
Вооружение: как у лодок типа «Victor I» , дополнительно шесть единиц вооружения калибра 650 мм.
Ракеты: как у лодок типа «Victor I».
Радиоэлектронное вооружение: носовая низкочастотная активно-пассивная ГАС МГК-400 «Рубикон», остальное, как у лодок типа «Victor I», дополнительно буксируемый низкочастотный буй связи «Параван» и плавающая антенна ЧНЧ связи аппаратур связи «Молния-671».
Экипаж: 110 человек.

Проект 671РТМ(К) «Щука» (NATO "Victor III")
Водоизмещение: надводное 5000 т; подводное 7000 т
Размерения: длина 107,2 м (351 фуг Б дюймов); ширина 10,8 м (35 футов 4 дюйма); осадка 7,4 м (24 фуга 2 дюйма).
Силовая установка: как у лодок типа «Victor I».
Скорость: надводного хода 18 уз. и подводного хода 30 уз.
Глубина погружения: как у лодок типа «Victor I».
Торпедные аппараты: как у лодок типа «Victor II».
Вооружение: как у лодок типа «Victor II» Ракеты: как у лодок типа «Victor II», дополнительно две крылатые ракеты "Гранат» (SS-N-21 «Самсон) или две ракето - торпеды «Водолей» (SS-N-16"Стеллион)
Радиоэлектронное вооружение: как у лодок типа «Victor II», дополнительно буксируемая ГАС Питон.
Экипаж: 115 человек.