Сущность и классификация социальных технологий. Социальные технологии: определение, виды, интсрументарий. Социальные технологии могут быть

Читайте также:
  1. PR в государственных структурах и ведомствах. PR в финансовой сфере. PR в коммерческих организациях социальной сферы (культуры, спорта, образования, здравоохранения)
  2. Билет 2 вопрос Понятие, сущность и принципы социальной политики
  3. Биографический метод в практике профессиональной социальной работы
  4. Блок 14 вопрос Положение детей-сирот и детей-инвалидов, меры по их социальной поддержке.
  5. Блок 16 вопрос Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы. Особенности работы с подростками с девиантным поведением.
  6. Будет ли осуществляться экспертиза товаров для целей таможенного контроля (двойное применение товаров и технологий)
  7. В чем различия классового и стратификационного подходов в определении социальной структуры общества?

Технология – совокупность приемов, методов воздействия общественных и частных организаций, специалистов, волонтеров, направленных на оказание помощи, поддержки.

В соц. работе различаются технологии: простые (доступные не специалисту); сложные (требующие квалификации одного специалиста); сложные (требующие квалификации специалистов в разных областях). Внешние по отношению к клиенту (гос. вмешательство, помощь частных лиц), т.е. создание условий клиенту для решения его проблем. Соц. технологии , осуществляющиеся самими клиентами.

Глобальные соц. технологии :

1) инновационные – методы и приемы новаторской деятельности, направленные на внедрение нововведений в обществе;

2) рутинные соц. технологии (отличаются малой наукоемкостью);

3) традиционные (широко используются);

4) информационные – способы, приемы, оптимизирующие информационный процесс;

5) интеллектуальные – направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей.

Классификация технологий в соц. работе может быть предложена как наука, как вид профессиональной деятельности, как учебная дисциплина.

1) соц. работа как наука. При характеристике технологий соц. работы как науки соц. технологии выступают как способы применения теоретических выводов в решении практических задач в соц. работе;

2) соц. работа как учебная дисциплина. Технологии носят информационный, обучающий характер;

3) соц. работа как особы вид деятельности.

Виды технологий : соц. диагностика, соц. профилактика, надзор и коррекция, соц. терапия и адаптация, соц. реабилитация, соц. обслуживание, соц. страхование, соц. обеспечение, соц. помощь, соц. консультирование, соц. экспертиза, соц. посредничество, попечительство.

7. Социальная работа как особый вид деятельности: сущность, цель, принципы, функции, субъект, объект, средства и условия. Системный характер социальной работы.

Цель соц. работы как особого вида деятельности состоит в удовлетворении социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способности людей к соц. функционированию. Соц. работа как профессиональный вид деятельности обладает следующими признаками : 1) совокуп6ность знаний, навыков, умений, как результат обучения в специальных учреждениях; 2) систематичность и постоянство определенного круга занятий и работы.



Объект соц. работы – люди, нуждающиеся в постоянной помощи (пенсионеры, инвалиды, дети, тяжело больные, люди, попавшие в ТЖС и т.п.)

Субъект соц. работы – люди и организации, ведущие соц. работу (общественные организации, фонды).

Функции: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической деятельности, управленческая.

Условия соц. работы конкретизируются в зависимости от целей, ситуации и подразделяются на уровни: мировой, федеральный, региональный, местный.

Средства рассматриваются как методы соц. работы, выделяют ресурсы (кадры, службы), технологии традиционные и инновационные, финансирование бюджетное и внебюджетное.

Система соц. работы представляет собой открытую систему, переплетающуюся с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, этикой, экологией и т.п.

8. Целеполагание: сущность, задачи, принципы и место в технологии социальной работы.

Целеполагание – это основная процедура технологического процесса среди всех процедур. Это процесс выбора и определения цели как идеального образа будущего результата деятельности.



При формулировании цели возникают условия: цель должна быть обоснованной; ясной и достижимой; основная цель должна быть соотнесена с целью более высокого порядка.

Этапы формирования цели :

1) выявление необходимых характеристик и состояний объекта, их включение в целевую установку деятельности;

2) определение возможных, но нежелательных обстоятельств, вызванных конкретным видом деятельности;

3) ограничение цели от желательных, но объективно невозможных результатов.

Виды целей : конкретные, абстрактные, стратегические, тактические, групповые, общественные, индивидуальные, цель, поставленная субъектом деятельности.

Процесс целеполагания в технологии соц. работы можно представить как процесс отделения возможного от невозможного, желаемого от нежелаемого, закономерного от случайного в целях получения определенного результата.

Функции цели :

1) определение рационального варианта сбора информации и способов действия при решении проблем;

2) ограничение объема информации;

3) конкретизация проблемы;

4) помощь в определении способов действий.

Логические принципы : 1) точное и четкое формулирование целей, применительных к конкретным ситуациям; 2) определение целей других лиц и организаций, на которых направлено воздействие; 3) определение характера взаимосвязей целей других лиц и организаций; 4) определение вероятных последствий в достижении целей; 5) определение обстоятельств, способствующих и препятствующих достижению цели; 6) выявление управляемых и неуправляемых переменных ситуаций.

Таким образом, целеполагание – важнейший этап технологического процесса в соц. работе, определяющих содержание, инструментарий и направленность действий специалистов соц. работы.

Технология – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Понятие «социальная технология» в России появилось в 70 – 80-е годы XX века в связи с необходимо­стью разработки качественно новых подходов к решению про­блем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений.Специфика технологии в том, что она алгоритмизирует деятельность и может быть многократно использована, тиражирована для решения сложных задач.Смысл и назначение любой технологии – оптимизировать управленческий процесс, профессиональную деятельность, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения результата.

Социальные технологии представляют собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование социального объекта, достижение заданного результата.

Социальные технологии – совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов и получение оптимального социального результата.

Технологии социальной работы - одна из отраслей социальных технологий, ориентированная на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан.Технологии социальной работы - совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями и социальными работниками для достижения поставленных целей, решение разного рода социальных проблем, обеспечение эффективности реализации задач, социальной защиты населения.

Социальные технологии выступают в 2 формах:

1) как структурный элемент любой системы, технологически оформленный продукт

2) деятельность, связанная с реализацией различных целей

Классификация социальных технологий:

1) по субъекту

В зависимости от квалификации субъекта: простые, сложные, комплексные

В зависимости от направленности деятельности социальной службы:консультация, приют, специализированный центр (социально-реабилитационный центр, социального обслуживания и т.д.

2) по управлению:государственные технологии, региональные технологии, технологии территориально-отраслевого назначения, технологии местного самоуправления, технологии трудового коллектива

3) по содержанию (общие технологии СР):социальная диагностика, социальная экспертиза, социальное прогнозирование, социальная адаптация, социальная профилактика, социальная коррекция, социальная терапия, социальная реабилитация, ресоциализация, социальный контроль, социальное консультирование, социальное посредничество, социальное партнерство, страхование, опека и попечительство



4) по средствам:социологические, педагогические, психологические, социально-экономические, медико-социальные, организационно-управленческие

5) по объекту:

Частные технологии социальной работы:с пожилыми, с инвалидами, с молодежью, с дезадаптированными подростками, с мигрантами, с семьейи т.д.

Методы:община, группа, индивид.

Виды социальных технологий различаются тем, в каких сферах они реализуются.

По степени новизны технологии бывают:инновационные, традиционные. Разнообразные типы социальных технологий можно выделить и в зависимости от характера объекта технологического воздействия. Когда он определяется управленческо-организационными аспектами, то выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального прогнозирования и др.

С точки зрения масштабности, ряд исследователей выделяют глобальные и территориальные социальные технологии. Первые связаны с решением общечеловеческих проблем, с тенденциями мирового развития, с социальными проблемами воздействия природы и общества на человека. Региональные социальные технологии имеют определенные территориальные ограничения и отражают динамику процессов региональной социальной жизни.

В зависимости от уровня общественных отношений социальные технологии бывают: макротехнологии и микротехнологии

Социальные технологии (по основным сферам общественной деятельности): производственно-трудовая, семейно-бытовая и другие). По степени практической включенности в организационный процесс, технологической разработки и социального воздействия: кабинетные (полученные на основе информационно-логического анализа), лабораторные (образованные в экспериментальных, искусственно созданных условиях), полевые (то есть полученные в реальной общественной среде).



Общая схема социальной технологии:Смысл (во имя чего?) - Цель (что может быть достигнуто?) - Содержание (каким образом?) - Организация (как?) Средства и методы (с помощью чего?) - Уровень квалификации (кто?) - Методы оценки (в каким результатом?)

Этапы социальных технологий:

1) теоретический. Связан с определением цели, объектами технологизации, с операционализацией и выявлением связи между ними.

2) методический. Он связан с выбором методов, средств получения информации, конкретными выводами и рекомендациями.

3) процедурный. Связан с организацией практической деятельности по реализации требований социальных технологий.

Классификация социальных технологий ба­зируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.).

По масштабности выделяют глобальные, региональные и локальные социаль­ные технологии.

Глобальные социаль­ные технологии решают общечеловеческие про­блемы. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или кос­венно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность лю­дей, повышает их социальную защищенность.

Региональные социальные технологии изучают и реализуют за­кономерности территориальной социальной жизни и планомер­ных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Технологии можно классифицировать и по степени новизны . Инновационные социальные технологии – это методы и прие­мы инновационной деятельности, направленные на материализацию нововведений в обществе, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни.

В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию информационного процесса, его воспроиз­водства и функционирования. Интеллектуальные социальные тех­нологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исто­рические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации. Демо­графические технологии вырабатывают меха­низм воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения.

Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни. К этому типу технологий примыкают социальные техноло­гии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических и др.

Политические технологии представляют собой методы решения политических проблем, осуществления политической деятельности.

В структуре управления особое место зани­мают административно-управленческие технологии как способы непосредственного оперативного воздействия на управляемый объект. Выделяются психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, характер, волю личности.

Социальная работа представляет собой определенную относительно самостоятельную систему упорядоченного множества элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий в социальной работе как системе необходимо учитывать классификацию систем вообще. С этой точки зрения следует иметь в виду, что социальная работа является, прежде всего, разновидностью социальной системы, поскольку имеет дело с людьми. Она может быть рассмотрена как разновид­ность больших систем, поскольку включает в себя три компонен­та:

1) социальную работу как науку;

2) социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин);

3) социальную работу как вид деятельности.

Характеризуя технологии социальной работы как науки, сле­дует исходить из того, что ее неотъемлемыми компонентами яв­ляются соответствующие закономерности (например, существен­ные связи между субъектом и объектом социальной деятельно­сти), принципы и методы (экономические, правовые, социаль­но-педагогические и т.д.). В этом случае социальные технологии представляют собой спо­собы применения теоретических выводов в решении практиче­ских задач социальной работы.

Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине (цикле учебных дисциплин), сущностью социальных технологий является целостное представление о содержании социальной ра­боты, ее основных направлениях, инструментарии, методах и ор­ганизации, т.е.


эти технологии имеют обучающий, информационный характер.

В учебном процессе технологии обусловлены стандарта­ми, программами, планами, спецификой изучаемых учебных дис­циплин (общественных, естественно-научных, профессиональных, специальных), формами обучения (очной, вечерней, заочной, очно-заочной), видами занятий (аудиторными, самостоятельными и т.д.). В качестве технологий используются и формы обучения (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум, учебная игра, экскур­сия, конференция, курсовое и дипломное проектирование, колло­квиум, различные виды учебной практики, тестовая проверка и т.д.).

Рассматривая социальную работу как особый вид деятельнос­ти, сущность социальных технологий можно интерпретировать, в первую очередь, как совокупность приемов, методов и воздейст­вий государственных, общественных и частных организаций, спе­циалистов и активистов, направленных на оказание людям помо­щи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения. Именно в социальной работе, как дея­тельности в концентрированном виде, социальные технологии пред­стают как обобщение накопленных и систематизированных теоре­тических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.

Классификация технологий в социаль­ной работе может быть осуществлена по различным основаниям. Как известно, объекты социальной работы довольно разнооб­разны: пенсионеры, инвалиды, дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные или многодетные семьи и т.д.

Практический опыт, накопленный в России и за рубежом, выявил целый ряд направлений социальной работы с перечисленными группами на­селения: социальный контроль и социальная профилактика, со­циальная терапия и социальная реабилитация, социальная по­мощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и являются основными ее направлениями, главными технологиями.

Технологии можно классифицировать в зависимости от по­нимания социальной работы в широком и узком смысле. Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы с уязвимыми слоями населения, то в первом – о технологиях со­циальной защиты всех слоев населения, о создании таких усло­вий, которые способствовали бы снижению доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, которые помогали бы на­селению самостоятельно решать свои проблемы.

Учитывая интегрированный характер соци­альной работы, можно выделять собственно социальные техноло­гии (социально-педагогические, социально-психологические, со­циально-медицинские и другие).

Технологии в социальной работе в зависимости от уровня делятся на:

· простые (доступные неспециалистам);

· сложные, требующие наличия квалификации у специалиста, работающего в определенной области;

· комплексные, требующие наличия квалификации у несколь­ких специалистов, работающих в разных областях.

Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям:

· например, можно выделить социальные технологии «внешние» по отношению к клиенту (государственное вмешатель­ство, помощь общественных и других организаций, частных лиц);

· от «внешних» технологий отличаются социальные техноло­гии, осуществляемые самими клиентами (например, создание собственного дела, откладывание определенной доли дохода и др.);

· возможно выделение технологий в социальной работе с людь­ми, проживающими на территории страны, и людьми, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (например, русскоязычным населением, русскими гражданами, прожива­ющими в государствах ближнего зарубежья).

Необходимо разграничивать социальные технологии, приме­няемые в России, и социальные технологии, применяемые за рубежом. Важно учитывать, какие технологии использовались в соци­альной работе (непрофессиональной и профессиональной) на разных этапах функционирования и развития российского общества.

Классификация (от лат. classis - разряд, класс + facio - де­лаю) - это система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, исполь­зуемая как средство для установления связей между этими поня­тиями или классами объектов. Роль классификации в познании чрезвычайно велика. Она позволяет систематизировать исследуе­мые объекты по определенным основаниям с учетом качествен­ных характеристик каждого из них.

Известно множество социальных технологий и технологий социальной работы, однако их единая классификация пока не разработана. В то же время она необходима по многим причинам, поскольку классификация:

Позволяет упорядочить социальные технологии и технологии социальной работы по определенным критериям, что упрощает их выбор и практи­ческое использование;

Показывает, какие, для какой категории объекта и для каких условий практического применения имеются технологии социальной работы, а каких нет либо выбор их ограничен;

Способствует созданию банка тех­нологий социальной работы с учетом их специфических особенностей.

Формирование такого банка данных исключительно актуально. Он объединяет и систематизирует сложившиеся и проверенные на практике технологии социальной работы, что дает возмож­ность специалисту оперативно выбрать наиболее оптимальный ва­риант технологии для практического применения и, при необхо­димости, внести в нее определенные коррективы, а также предло­жить какую-либо новую технологию решения той или иной соци­альной проблемы.

Исследователю такой банк техно­логий поможет выявить те аспекты разработки и совершенствова­ния технологий социальной работы, которые требуют изу­чения и научного обоснования. Полезен банк технологий и для на­чинающего специалиста, так как позволит ему использовать в ти­повых ситуациях уже проверенный опытом способ деятельности. В условиях применения компьютерных технологий тестирова­ния (диагностики) создаются качественно новые возможности по формированию банка типовых технологий, выбору наиболее оп­тимальных из них с учетом конкретной ситуации.

В процессе развития учения о технологиях социальной работы вы­являлось то особенное, что характерно для них.

К наиболее суще­ственным признакам технологий социальной работы относятся:

Основной замысел (например, технология развития, адаптации личности), в основе которого лежит методологическая позиция автора;

Техническая цепочка действий, операций, коммуникаций, которая выстраивается в соответствии с целевыми установками на конкретный ожидаемый результат;

- взаимосвязь деятельности социального работника и клиента с учетом принципов индивидуализации и дифферен­циации, оптимальной реализации человеческих и технических воз­можностей, диалогического общения;

- соответствие технологии требованиям государственного стан­дарта;

- воспроизводимость технологии любым социальным работником;

- включение диагностических процедур, содержащих крите­рии, показатели и инструментарий измерения результатов дея­тельности.

Изложенные признаки позволяют выделить наиболее существен­ное в технологии социальной работы . Однако для разработки класси­фикации технологий социальной работы необходимо оп­ределить ее основания.

Основания классификации - качественные характерис­тики, которые позволяют систематизировать технологии приме­нительно к решению основных проблем объекта с учетом целей технологий и особенностей их практического применения. К основаниям классификации и возможностям описания социальных технологий и технологий социальной работы можно отнести :

Тип социальной технологии;

Назначение социальной технологии;

Субъект применения;

Объект применения;

Место применения;

Способ реализации.

Тип технологии . Необходимо выявить тип технологии социальной работы, кото­рый определяется ее характером. По данному основанию выделяются общие и частные технологии.

Общие технологии ориентированы на общий цикл социальной работы с клиентом по выявлению его социальной проблемы и ее разрешению.

Частные технологии направлены на решение определенной част­ной цели или задачи.

Назначение технологии . По данному основанию выделяются технологии социальной работы в зави­симости от основной цели деятельности социального работника (главное назначение технологии) в данной ситуации по отноше­нию к конкретному объекту. Главное здесь – целевое назначение тех­нологии социальной работы. В соответствии с этим основанием технологии могут иметь:

- направленное целевое назначение - технологии развития, вос­питания; коррекции; реабилита­ции; профилактики; исправления (перевоспитания); информационно-пропаган­дистской деятельности; профориентационной работы; досуговой деятельности и др.;

- комплексное назначение - технологии, предполагающие дости­жение одновременно нескольких целей.

Субъект применения . По данному основанию выделяются технологии социальной работы в зависимости от индивидуальных возможно­стей специалиста. Соци­альный работник может выбрать наиболее подходящую для него в данной ситуации технологию, в процессе реализации которой он сумеет добиться наибольшей результативности. К основанию относятся:

- уровень профессионализма - начинающий, имеющий опыт ра­боты, высококвалифицированный специалист;

- специализация социального работника - по направлению деятель­ности, по работе с определенной возрастной, профессиональной или др. группой;

- группа специалистов ;

- специально подготовленные специалисты.

Объект применения . Критериями по данному основанию выступают следующие характеристики объекта:

- социальная - ученик, студент, военнослужащий, семья, роди­тель и др.;

- возрастная - взрослый, ребенок, подросток, юноша и др.;

- личностная (то характерное в объекте, что обусловливает необ­ходимость социальной работы с ним) - характер социального отклонения, психологическое или эмоциональное со­стояние, динамичность личности, компенсационные возможно­сти и др.;

- количественная - отдельная личность, группа, коллектив.

Место и условия применения . Критерий по данному основанию позволяет классифицировать технологии социальной работы в зави­симости от того, в местах (учреждениях) целесообразно и опти­мально их применение:

Учреждения образования;

Учреждения социальной защиты;

Учреждения здравоохранения;

Учреждения культуры;

Учреждения пенитенциарной системы;

Учреждения по месту жительства.

Способ реализации . Критерий по данному основанию направлен на выделение технологий социальной работы в зависимо­сти от способа достижения цели (используемые основные мето­ды, средства практического применения). Как правило, это один (ведущий, базовый) или несколько (определенная совокупность) методов, используемых в технологии:

- основной способ достижения цели - ведущий метод (игра, деятельность, психодрама, консультация и др.);

- совокупность основных методов ;

Изложенные основания и критерии классификации позволя ют выделить основные технологии социальной работы, которые подразделяются на два типа - технологии общие и технологии частные.

Технологии социальной работы общего типа (общие со­циальные технологии) - включают полный цикл социальной работы с клиентом, группой. На практике часто вместо понятия «технология» используются термины «методика», «про­грамма», «сценарий» и пр.

Эти технологии могут иметь как направленное целевое, так и комплексное назначение . Комплексные технологии общего типа обусловлены тем, что довольно часто социальным работникам при­ходится решать комплекс задач, обусловленных различными при­чинами. В этом случае и возникает потребность в комплексной социальной помощи. Каждая из технологий имеет свое содержание и требует учета особенностей ее реализации.

По субъектному применению такие технологии ориентируются на специально подготовленного специалиста, чаще всего - на группу специалистов и на его (их) специализацию и профессио­нальную подготовку.

Технология общего типа ориентирована на опре­деленную категорию объекта применения с учетом его социальных проблем и индивидуальных возможностей их раз­решения. К таким технологиям социальной работы относятся:

а) социально ориентированные - это технологии, предназна­ченные для социальной работы с различными со­циальными группами людей - школьниками, студентами, воен­нослужащими, семьями и пр.;

б) возрастные - это технологии, которые наиболее целесооб­разны в социальной работе с людьми определен­ного возраста - детьми, подростками, молодежью, взрослыми;

в) групповые - это технологии, предназначенные для исполь­зования в группах;

г) индивидуально ориентированные - это технологии индиви­дуального развития, воспитания человека с определенной патоло­гией, определенного возраста; надомное воспитание ребенка; индивидуально-коррекционное, коррекционно-компенсаторное развитие людей с отклонениями в развитии и др.

По месту реализации общие технологии часто предусматривают определенные условия, обеспечивающие решение конкретных функциональных задач, а поэтому они могут применяться только в специально подготовленных центрах, аудиториях, лабораториях и т.п. Некоторые из них ориентированы на использование воз­можностей различных условий (специального центра, медицинского учреждения, образовательного учреждения, места житель­ства).

По способу реализации технологии общего типа, в зависимости от решаемых задач, подразделяются по ведущему методу, средству, которые определяют своеобразие деятельности по достижению. Выделяются:

а) технологии социальной работы, обусловленные ве­дущим методом практической деятельности: игры, театрализован­ная деятельность, тренинги, туристические походы и др.;

б) технологии социальной работы, построенные на определенной последовательности, взаимосвязи группы методов. Таких технологий может быть множество. Они определяются проб­лемами объекта, опытом деятельности учреждения и его возмож­ностями. Название технологии может быть определено по специ­фике учреждения, в котором решается проблема, по ведущему методу, применяемому в технологии, и др.;

в) авторские методики - специальные методики, разработан­ные конкретным специалистом и положительно зарекомендовав­шие себя на практике. Например, воспитание в коллективе А.С.Ма­каренко; методика кор­рекции бродяжничества П. Г. Вельского.

Технологии социальной работы частного типа выделя­ются из структурных компонентов общей технологии либо из част­ных видов деятельности социального работника. Поэтому их можно называть также функциональными социальными технологиями.

К таким технологиям относятся: ди­агностические, диагностико-прогностические, прогностические технологии, а также выбор оптимальной технологии, непосред­ственная подготовка к практической реализации целевой техно­логии, целевые реализационные, экспертно-оценочные техно­логии.

Каждая из функциональных социальных техно­логий подлежит классификации по тем же основаниям и крите­риям, которые использованы для общих технологий.

Рассмотрим отдельные виды частных технологий.

Диагностические технологии социальной работы .

Такие технологии предназначены дли выполнения конкретной функции - постановки диагноза. Они применяются для оценки явления, уров­ня социальной запущенности объекта, степени от­клонения, социальных, социально-педагогических и социально-психологических особенностей его развития, др.

Назначение . Такие технологии подразделяются в зависимости от задач диагностики (на что она ориентирована). От того, что диагностируется, очень часто зависит, как это следует делать (наиболее целесообразный способ) и где (в каких условиях) лучше ее проводить. В зависимости от целевой направ­ленности различают и диагностические технологии.

Субъект применения . Для реализации любой диагностической технологии необходима специальная подготовка специалиста.

Объект применения . Методика диагностики обычно ориентиро­вана на определенную область практического применения.

Место реализации . Диагностические технологии используются, как правило, в специальных центрах, консультационных пунктах.

Всякая диагностическая технология предусматривает опреде­ленные способы реализации. Они могут быть более или менее эф­фективными и зависеть от ряда факторов (технической оснащен­ности подготовленности специалиста, подготовленности лабора­тории для диагностики и пр.). В зависимости от объекта диагнос­тики формируется банк технологий, дифференцированных по способам и средствам реализации. Это могут быть социологиче­ские или психологические методики с использованием специаль­ных бланков, аппаратуры, методов наблюдения, включения в оп­ределенные виды деятельности и т.д.

Диагностико-прогностические техно­логии социальной работы .

Такие технологии используются чаще всего в специализи­рованных социальных учреждениях на начальном этапе работы с клиентом. Их основное назначение - не только выявление и диагностирование индивидуальных особенностей клиента, но и прогнозирование перспектив его индивидуально­го, индивидуально-коррекционного, коррекционно-компенсатор­ного развития, воспитания. В основе прогностической деятельно­сти лежит выявление индивидуальных возможностей клиента в саморазвитии, потенциала этого развития.

По назначению диагностико-прогностические технологии так­же могут быть различными. Они определяются как объектом, так и целями диагностико-прогностического анализа. Например: со­циального педагога школы интересуют, в чем причины затруд­нений ученика в обучении и каковы возможности их преодоле­ния; мама приводит своего ребенка в центр социального обслу­живания семьи (или медико-психолого-социальный центр) на диагностико-прогностическую консультацию, для того чтобы выяснить, как преодолеть трудности взаимоотношений с ним, наметить пути коррекции его воспитания. В каждом случае возможна своя технология работы, от которой зависят получае­мые результаты.

Способы реализации диагностико-прогностической технологии определяются основными методиками, обеспечивающими проведение диагностики и прогнозирования и их взаимосвязь. Нередко прогностическая деятельность социального работника определяет­ся его личным опытом и интуицией.

Конкретный способ реализации диагностико-прогностической технологии ориентируется на специализацию и профессиональ­ную компетентность субъекта и индивидуальные особенности ее объекта, а также место применения.

Прогностическую часть технологии социальной работы можно выделить и рассмотреть как самостоятельную технологию.

Выбор оптимальной технологии (целевой технологии социаль­ной деятельности). Это определенная практическая деятельность (методика), которая направлена на выбор наиболее оптимальной для конкретного случая технологии социальной работы по реализации проблемы (проблем) клиента, выполнению социального заказа действий. Такой выбор требует учета сущности социального заказа, потреб­ностей (социальных проблем, индивидуальной пред­расположенности объекта), подготовленности специалиста (спе­циалистов), технологических и материальныхвозможностей, ус­ловий среды реализации. Как правило, в каждом учреждении социального обеспечения и защиты складывается своя технология деятельно­сти; каждый специалист вырабатывает свою методику работы с клиентом (объектом).

Методика выбора оптимальной технологии определяется свое­образием целевой технологии, профессиональной компетентно­стью субъекта и индивидуальными особенностями объекта , а также местом ее реализации . Характерной особенностью методики выбо­ра является также и то, для кого готовится целевая технология - для специалистов учреждения или для себя самого.

Непосредственная подготовка к практической реализации целе­вой технологии (технология и методика непосредственной подго­товки к социальной работе с клиентом). Такая тех­нология включает комплекс мер, направленных на то, чтобы обес­печить необходимое качество реализации выбранного способа дея­тельности с конкретным объектом. По своей сути непосредствен­ная подготовка, помимо решения комплекса материальных, тех­нических, организационных и методических мер, предусматрива­ет уточнение ее с учетом исполнителей (субъектов), объекта соци­альной работы и места реализации целевой тех­нологии.

Практическая реализация целевой технологии (технология прак­тической деятельности). К этой разновидности относятся техно­логии, которые имеют практический (преобразующий, коррекционно-преобразующий, реабилитационный) характер. Специа­лист - социальный работник (группа специалистов), используя це­левые технологии, способствует достижению прог­нозируемых целей социальной работы с человеком, группой.

По своему назначению технологии практической деятельности, как указывалось выше, чрезвычайно разнообразны. Каждая из них ориентирована на определенную подготовку и опыт субъектов ре­ализации , на конкретного объекта работы и место реализации (ус­ловия оптимальной реализации) технологии.

По способу реализации целевые технологии разнообраз­ны, в зависимости от используемых методов, средств и приемов, задействованных в них.

По своей сущности целевые технологии являются базовыми, основными. Именно они предназначены для обеспечения дости­жения социальных целей.От эффективности их практического применения во многом зависит действенность всей деятельности специалиста (специали­стов) социальной работы. Все остальные функциональные технологии социальной работы носят преимущественно обслуживающий характер.

Экспертно-оценочные социальные технологии .

Эти технологии направлены на обеспечение оценки и экспертизу результатов реализации функциональных технологий либо обшей технологииспециалистом социальной работы с клиентом, группой. Они позволяют оценить действенность этапов и всей реализуемой технологии деятельно­сти.

На ее основе делается вывод и принимается решение о необ­ходимости коррекции технологии и ее направленности, а также оценка всей выполненной социальной работы.

Экспертно-оценочные технологии позволяют определить уро­вень и качество деятельности специа­листа социальной работы. Они могут осуществляться и для определения перспектив социальной работы с клиентом. Каждая такая тех­нология (методика) имеет свое назначение , ориентирована на оп­ределенный объект с учетом его возрастных, половых и других особенностей, а также на среду , в которой она осуществляется. Методика требует и специальной подготовки специалиста - со­циального работника.

Рассмотренная классификация технологии социальной работы может уточняться и дополняться с учетом новых крите­риев и потребностей реальной практики.

Технология - совокупность некоторых действий по обработке некоторого исходного материала с целью получения желаемого результата. В социальной работе под социальными технологиями чаще всего совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, оптимизации объекта социального воздействия.

Особенности дифференциации технологий социальной работы обусловлены, во-первых, спецификой сфер решения проблем клиента в обществе (образование, здравоохранение, сфера занятости, социального обслуживания и т.д.); во-вторых, особенностями концептуальных моделей оказания социальной помощи (преломление теории в практике); в-третьих, предпочтениями, непосредственно опытом социального работника, как субъекта оказания помощи нуждающимся.

Социальная работа представляет собой междисциплинарную профессиональную деятельность, поэтому она объединяет методы и технологии различных дисциплин. В связи с тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью социального и биологического в человеке и у представителей молодежной популяции в частности, в практической социальной работе с ними применяются как общие, специфические технологии социальной работы, так и технологии смежных наук: психологии, социологии, экономики, педагогики, медицины. Кроме того, специалисты по молодежной работе должны в совершенстве обладать навыками коммуникации, менеджмента, связи с общественностью и др.

К важнейшим видам общих технологий социальной работы относятся: социальная диагностика, социальная экспертиза, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная адаптация, социальная терапия. Они ориентируют на целостный подход к человеку, учет его интересов, потребностей, ценностных ориентаций, на создание общественных условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем.

Началом работы в любой сфере социального обслуживания, необходимой стадией технологического процесса с любой категорией клиентов и любым типом социальных проблем является социальная диагностика . Термин «диагностика» используется в медицине для обозначения процесса распознавания болезни, постановки диагноза. Социальная же диагностика - это деятельность по распознаванию и анализу социальных патологий и проблем.

Методы социальной диагностики основываются на ряде принципов:

Принцип объективности (включает два аспекта: (1) исследователь не должен зависеть от влияния внешних факторов; (2) и противостоять влиянию на результаты проводимого анализа внутренних факторов - собственных предрассудков, незнания и т.д.);


Принцип верификации социальной информации (установление ее достоверности, возможности проверки при помощи других источников данных);

Принцип системности (все социальные проблемы являются поликаузальными, их зарождение и развитие определяется не одной причиной а несколькими);

Принцип клиентоцентризма (рассмотрение всех сторон социальной действительности, всех возможных связей и опосредований социальной ситуации с точки зрения интересов и прав клиента).

Главная цель социальной диагностики на уровне непосредственной работы с клиентом - определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для ее разрешения. В социальной работе широко используются микросоциологические, социально-психологические, педагогические диагностические процедуры. Социальная ситуация клиента всегда уникальна, поэтому наиболее распространены технологии эмпирического наблюдения, анализ единичных данных.

Технологии социальной диагностики в значительной степени определяются не только знаниями, но и умениями и навыками социального работника. Любой технологический процесс в социальной диагностике имеет сходную структуру, отдельные элементы которой меняются в зависимости от конкретных условий. Начальным этапом всегда является жалоба клиента или его близких, соседей, заявление сотрудника орган охраны порядка, педагога (появление социальной проблемы).

Следующий этап диагностического процесса - сбор и анализ данных о социальной ситуации.

На этом этапе специалист использует два типа исследовательских методов:

1) историко-генетический - определение времени, истоков и причин зарождения социальной проблемы, прослеживание степени ее проявления на разных стадиях жизни клиента;

2) структурно-функциональный - получение данных о текущем состоянии социальной проблемы, строении социального объекта и связях, соединяющих различные его элементы, его функциональности или дисфункциональности, т.е. о том, соответствует ли его деятельность своему предназначению.

Большое значение на данном этапе имеет также привлечение к социальной диагностике специалистов смежных областей деятельности. Собранные сведения подвергаются анализу: сопоставление ряда данных, их сортировка на важные и малозначащие, дифференциация признаков. Как правило, собранные данные редко бывают непротиворечивыми и однозначно указывают на одну социальную патологию. В каждом конкретном случае чаще всего имеется набор нескольких типов социальных проблем. В ходе постановки социального диагноза специалист не просто делает заключение о сущности и причинах жизненного затруднения клиента, а ранжирует имеющиеся проблемы, выделяя главную, от которой зачастую зависит решение всех других или которая может быть решена на данном уровне возможностей или при данном уровне знаний.

Социальный диагноз не может считаться окончательным, пока специалист работает с клиентом. Возможно, в процессе их взаимодействия обнаружатся факты, которые заставят если не пересмотреть, то скорректировать сделанное ранее заключение. Решение какой-либо проблемы может актуализировать другие проблемы. Поэтому социальная диагностика (как контроль за состоянием ситуации клиента и отслеживание изменений в ней) осуществляется на протяжении всей деятельности по оказанию помощи данному клиенту.

Социальная диагностика относится к наиболее общим комплексным технологиям, использующимся на всех этапах социальной работы и социального обслуживания.

Другой, не менее важной технологией в процессе социальной работы является социальная экспертиза - исследование, проводимое специалистами (экспертами), включающее диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияние на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема.

Выделяют четыре основные функции социальной экспертизы:

1. диагностическая - освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;

2. информационно-контрольная - исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения;

3. прогностическая - выявление возможных состояний социального объекта в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;

При проведении экспертизы необходимо учитывать типологию ее организации. Можно выделить 3 основных типа, или организационные модели экспертного исследования: рецензия, мониторинг, проект. Рецензия является наиболее простым и наименее затратным экспертным документом и носит преимущественно разовый характер. Если производство социальной экспертизы приобретает регулярный характер и осуществляется на долговременной основе, то применяется мониторинговая модель экспертизы.

В режиме мониторинга целесообразно проводить экспертное исследование при наличии достаточного материала для сравнения изучаемых явлений и процессов. Проектная модель экспертного исследования нацелена на решение целой группы смежных задач, когда экспертная оценка составляет основу проектирования желаемого состояния объекта. При проведении социальной экспертизы возможны и комбинации разных моделей экспертирования.

Наиболее часто в социальной работе проводят медико-социальную экспертизу. Медико-социальная экспертиза устанавливает группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения реабилитации, меры социальной защиты, дает рекомендации по трудоустройству граждан, дает рекомендации по трудоустройству граждан. Медико-социальная экспертиза проводится учреждениями медико-социальной экспертизы системы социальной защиты населения

С меньшими затратами снять остроту проблемы и повернуть процесс в иное, более благоприятное русло позволяет профилактика как важное средство предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних их стадиях.

Социальная профилактика - это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. Эффективность ее осуществления во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали

К числу важнейших видов профилактики, используемых в социальной работе с молодежью, можно отнести: профилактику девиантного поведения подростков и молодежи, профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, профилактику семейного неблагополучия и насилия, профилактику молодежной безработицы и т.д.

Реализация профилактических мер осуществляется через систему методов. К их числу можно отнести: профилактическую информационно-консультационную беседу, системное наблюдение, профилактические тренинги, метод поддержки и стимулирования новых навыков и моделей поведения, метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации, метод профилактического вмешательства и др.

Правильный подбор методов профилактического воздействия, их своевременное и профессиональное осуществление обеспечивают эффективность социальной профилактики. В социальной работе с молодежью это означает предупреждение неблагоприятного развития тех или иных социальных процессов в молодежной среде, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья представителей молодого поколения. Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат и серьезных усилий по преодолению устойчивых негативных явлений и процессов.

Немаловажную роль играет технология социальной адаптации . На протяжении своей жизни каждый человек неоднократно бывает вынужден приспосабливаться к какой-либо социальной среде, новому для себя окружению, месту жительства, сфере деятельности, трудовому коллективу. Особенно характерно это для подросткового и юношеского возраста.

Социальная адаптация , будучи сложным и многоуровневым процессом, осуществляется в различных сферах жизнедеятельности человека. Как процесс она означает приспособление личности или социальной группы, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к реальной социальной среде, и начинается с осознания личностью (или социальной группой) того обстоятельства, что ее прежнее поведение не содействует достижению успеха и необходимо менять модель поведения с учетом требований новой социальной среды. Для смены поведенческих образцов необходима активная позиция самой личности. С учетом вышесказанного можно дать более обстоятельное определение понятия «социальная адаптация» - это процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения

В практической социономии адаптация выступает не только как процесс, но и как социальная технология. Причиной адаптации могут служить изменения социального состояния и положения личности или группы лиц в связи с новой социальной ситуацией (потеря работы, переселение или вынужденная миграция, получение физических увечий, переживание катастрофы, участие в боевых действиях и т.д.). Конкретная социальная ситуация, изменившийся статус личности служат своеобразными критериями при классификации основных направлений социальной адаптации.

Применительно к социальной работе с молодежью к их числу можно отнести следующие направления:

Социальная адаптация к взрослой жизни выпускников детских домов;

Адаптация молодых инвалидов к новым условиям жизни;

Адаптация участников военных конфликтов;

Адаптация лиц, подвергшихся насилию;

Адаптация лиц, переживших катастрофы;

Адаптация молодых мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев;

Адаптация осужденных и освобожденных из мест заключения или специализированных учреждений подростков и молодых людей и др.

Система методов социальной адаптации включает в себя такие, которые применяются при реализации других функциональных процедур технологий социальной работы. В частности, в ходе адаптации может быть использован универсальный метод информационно-консультативной беседы, метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения и социально среды, используемый в социальной профилактике. Кроме названных методов в практике социальной адаптации применяются и такие, как адаптационные тренинги, персональный социальный патронаж, метод квотирования и т.д.

В практике социальной работы с молодежью нередко приходится применять и технологию реадаптации - это комплекс мероприятий, направленных на восстановление утраченных или ослабленных реакций человека, содействующих его приспособлению к условиям труда и быта. Реадаптация может быть социальная, включающая комплекс государственных и общественных мероприятий, направленных на восстановление приспособленности человека к конкретным условиям его труда и быта, а также медицинская, включающая комплекс лечебно-профилактических мер, направленных на восстановление физиологических и психофизиологических реакций человека, обеспечивающих его приспособление к определенным условиям труда и быта.

Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, на улучшение его здоровья, дееспособности. Этот процесс нацелен также и на изменение социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.

Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести: этапность, комплексность, дифференцированность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность. В рамках социально-реабилитационной деятельности выделяются различные уровни: медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-психологический, социально-ролевой, социально-бытовой, социально-правовой.

В практической социальной работе реабилитационная помощь оказывается различным категориям клиентов, в зависимости от этого определяются и важнейшие направления этой деятельности. К таким направлениям социальной реабилитации в социальной работе с молодежью следует отнести: реабилитацию подростков и молодых людей с ограниченными возможностями; лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы; молодых людей - участников боевых действий; дезадаптированных подростков; молодых людей, переживших сильное эмоциональное потрясение и т.д.

Разнообразие методов социальной реабилитации позволяет достигать нужного эффекта в этой очень важной и необходимой деятельности. Наряду с универсальным методом информационно-консультативной беседы, психологического тренинга, направленного наблюдения, в ходе социальной реабилитации активно используются и такие методы социальной терапии, как психотерапевтические тренинги и настрои, ролевые игры, танцевальная терапия, библиотерапия и др.

При всем своеобразии профилактического, адаптационного, реабилитационного и терапевтического воздействия на социальные объекты в этих процессах есть много общего, они нередко взаимовлияют друг на друга. Некоторые терапевтические методы активно используются в адаптации, реабилитации и даже в профилактике. Адаптация может служить одним из средств реабилитации; с другой стороны, реабилитационные методы используются в ходе адаптации.

Частные технологии социальной работы основаны на использовании теоретических разработок и практического применения достижений различных наук, являющихся базисными для социальной работы.

Социологические технологии в социальной работе.

Социология и социальная работа изучают социальных контекст жизни людей, их социальное взаимодействие, способы его коррекции и совершенствования. Однако социальная работа направлена на конкретный практический результат (на помощь группе или отдельному клиенту).

Можно выделить основные направления влияния социологии на социальную работу:

а) использование результатов изучения социологами социальной структуры общества, других фундаментальных проблем социологического знания в практической деятельности учреждений социальной работы;

б) применение этих данных в подготовке и переподготовке социальных работников; в) анализ самой социальной работы

Основу социального обслуживания, исследования конкретной проблемной ситуации клиента должна составлять такая социологическая технология, как мониторинг, т.е. наблюдение за состоянием параметров всей системы.

Для быстроты и эффективности реализации требуемой помощи, необходимо создание банка данных, включающих следующие параметры:

a) клиент : социальное положение, возраст, образование, пол; материальное положение; этническая принадлежность; конфессиональная ориентация; поселенческая характеристика; семейное положение; занятость; медицинская характеристика; основные причины обращения в социальную службу; социальная характеристика по принадлежности к группам; добровольность/недобровольность обращения в социальную службу; содержание работы с клиентом; длительность работы с клиентом; результаты работы и т.д.;

б) социальный работник : возраст, пол; уровень и специализация образования; основное образование; этническая и конфессиональная принадлежность; поселенческая характеристика; семейное положение; отрасль, в которой работал ранее; стаж работы в социальной сфере; проблемы и трудности в работе с клиентами (собственное видение и оценка); самооценка успешности работы; готовность (включенность) в нововведения, инновационную деятельность; преимущественная ориентация - на научные разработки и самостоятельное творчество или на исполнительские функции; фактор, который оказал влияние на выбор профессии; самоощущение профессионально-психологического комфорта; предпочтение вида клиента и др.;

в) социальные службы , оказывающие услуги в данной сфере: название; адрес, телефон; год образования; статус (государственная, общественная, муниципальная, коммерческая); основные проблемы, которые решает учреждение; тип клиентов; количество обслуживаемого населения; основные результаты деятельности; штат сотрудников; используемые методы и технологии и т.д.

Социологический мониторинг всех компонентов социальной работы обеспечит ее надежность, способность к саморазвитию и эффективность.

Социально-педагогические технологии

Социальная педагогика - особый раздел педагогического знания, который изучает воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности. Процесс социального воспитания происходит не только в детстве, но и на протяжении всей жизни человека. Он осуществляется социальными институтами - как специально предназначенными для этого (семья, школа и т.д.), так и такими, для которых он не является основной функцией (трудовые, воинские коллективы, церковь и т. д.).

Под социально-педагогическими технологиями мы понимаем способы создания условий для положительного саморазвития, социальной адаптации и социальной защиты клиента путем воспитательного воздействия на его личность и поведение.

Социальная педагогика располагает целым комплексом методов, которые позволяют социальному работнику создать условия для положительного саморазвития клиента, его социальной адаптации и защиты, т.е. достичь целей и задач социальной работы.

Все социально-педагогические методы, используемые в социальной работе, можно сгруппировать, исходя из разных принципов:

- принцип конкретно-исторического подхода - выделение ведущих направлений на основе тщательного изучения и анализа обстановки, наличных сил и возможностей;

- принцип гармонии просвещения и организации практической деятельности клиентов - сочетание словесных и практических методов;

- принцип коллективного творчества - заинтересованное включение в процесс всех его участников (клиентов, социальных работников, родителей, общественности и т.д.). Реализация этого принципа является источником разнообразия содержания и методов деятельности, дает возможность воздействовать на каждого участника социальной работы;

- принцип преемственности - координация деятельности социального работника с различными социальными учреждениями, организациями, службами, объединение их усилий, совместная работа, ликвидация дублирования и непроизводительной траты сил;

- принцип комплексности - обеспечение в каждом виде деятельности многих аспектов социальной работы.

Социально-педагогические методы социальной работы применяются при проведении собраний, митингов, бесед, диспутов и т.д. Беседа может быть индивидуальной или групповой, заранее спланированной или спонтанной. Основное ее назначение - расширение знаний клиентов, привлечение их к оценке последствий определенного события, поступков, формирование у них соответствующего отношения к окружающей действительности, своим обязанностям.

Собрание индивидов, объединенных по какому-то признаку, имеет богатый эмоциональный потенциал, но в то же время характеризуется подготовленностью, организованностью и некоторыми деятельностными последствиями, которые могут быть результатом его решений. Собрание, как известно, при правильной организации, обладает большим воспитательным потенциалом прежде всего как орган коллективного управления или самоуправления, выражает волю большинства участников, мобилизует их на активную реализацию принятых решений и т.д.

Высока воспитательная роль такой специфической формы собрания, как диспут, на котором формируются и закрепляются полемические умения, умение привлечь и удержать сторонников, уверенность в себе. Диспут - это организованная полемика по заранее определенной теме, в отличие от дискуссии, которая представляет собой столкновение различных точек зрения. Диспут может обнажить разные стороны истины, что в социальной работе случается нередко, и способствовать более глубокому пониманию сути социальных проблем. При всей эмоциональной насыщенности такой коммуникации основным в дискуссии должны быть логическая обоснованность и личностная убежденность участников, что позволит им влиять на своих оппонентов.

Эффективная форма социально-педагогических технологий - создание самоуправляющихся общественных объединений (клубов, ассоциаций, групп самопомощи и взаимопомощи). Специалисты в области социальной работы должны знать, что это один из наиболее плодотворных путей улучшения социального обслуживания населения и развития социальных навыков и качеств. Поэтому они сами в ряде случаев должны организовывать такие группы или способствовать их возникновению и деятельности.

Педагогические технологии адаптации предусматривают обучение - прежде всего новым профессиям, способам обеспечить свое существование и жизнь собственной семьи при помощи адекватных изменившимся условиям способов.

Другой педагогической задачей является воспитание уверенности в себе, правильной самооценки в новых условиях, рационального отношения к обстоятельствам, которые можно не одобрять, но невозможно изменить. Она очень часто встает перед социальными работниками при оказании помощи безработным, малоимущим, беженцам и др.

Одной из функций социальной педагогики является содействие семьям в преодолении школьных трудностей их детей - с использованием личностной диагностики и анализа трудностей обучения, организацией групп и классов выравнивающего обучения для отстающих учащихся, инновационных авторских обучающих методик, позволяющих преодолеть затруднения. Кроме того, сюда включается работа с учителями, психологическая и педагогическая некомпетентность которых, отсутствие в результате перегруженности внимания к ученикам, негативные личностные качества являются иногда причиной (или одной из причин) школьных трудностей учеников.

Психологические технологии

Психологические технологии и методики активно используются и в подготовке специалиста по социальной работе, и в его профессиональной деятельности. Они составляют основу одного из направлений социальной работы - психо-социальной работы.

Многообразие психологических технологий применяется в зависимости от своего основного подхода к человеку и обществу:

1) Психологическое консультирование занимает важное место в социальной работе.

- Эмпатия , или понимание, - способность видеть мир глазами другого человека.

- Уважение - вера в способности человека справиться с возникшей у него проблемой.

- Конкретность , или способность быть определенным и точным - способ коммуникации с другим человеком, подразумевающая ясность высказываний.

- Знание себя и принятие себя , а также готовность помочь в этом другому.

- Подлинность - способность быть настоящим во взаимоотношениях.

- Конгруэнтность - совпадение вербальных и невербальных способов общения.

- Непосредственность - работа с тем опытом, который имеет место в процессе консультирования в настоящий момент, как с примером того, что имеет место и в повседневной жизни клиента.

2) Техника фрагментирования развивалась в рамках диагностического и функционального подходов.

Исторически функциональный подход возник в теории и практике американской социальной работы как альтернатива предшествующему диагностическому подходу. В отличие от диагностического подхода с его оценкой глобальных параметров жизненного пути и развития личности клиента, в рамках функционального подхода внимание концентрировалось на фазе, фрагменте общей проблемы клиента. Проблема клиента определялась в соответствии с возможностями конкретной службы, агентства социальной работы.

Функциональный подход остается психодинамическим в том смысле, что он основывается на принципе усиления Эго, признании важной роли клиента и неизбежности процессов сопротивления, внутренних конфликтов. При этом клиент использует услуги, предоставленные ему социальным работником, и сам оценивает свои способности и нужды, принимая или отвергая условия и ответственность, с которыми он столкнулся в ходе использования этой службы и работы со своими проблемами

3) Психоаналитика в современной социальной работе признает важность психологического процесса - между «собой» и «значимым другим», между прошлым и настоящим опытом, между внутренней и внешней реальностью.

Многие психоаналитические концепции оказались весьма жизнеспособными и эффективными не только в стенах кабинета психоаналитика, но и в реальной, «полевой» социальной работе (психологическая защита, сопротивление изменениям, амбивалентность, разделение воображаемого и реального Эго, перенос и контрперенос, процесс рефлексии, проживание опыта и др.). Практически все эти идеи были выдвинуты и разработаны З. Фрейдом и развиты его последователями.

Современная теория процесса психоаналитического консультирования предполагает более структурированный, имеющий более локальные задачи и более ограниченный во времени процесс, нежели психоанализ или даже психоаналитическая психотерапия. Организация консультирования представляет собой серию бесед, обычно раз в неделю, за исключением особых случаев, когда требуются более частые встречи. Консультант слушает и понимает клиента с точки зрения психоаналитического подхода и соответствующим образом осуществляет интервенции. Р. Паттон и А. Меара выделили процессы психоаналитического консультирования, функции которых заключаются в уменьшении заявленных жалоб и проблем; получении знаний о тех факторах в себе, которые привели к текущим трудностям; планировании применения новых обнаруженных возможностей:

4) Когнитивно-бихевиористские модели в социальной работе.

Доказательства эффективности бихевиористских (поведенческих) и когнитивно-бихевиористских процедур многочисленны и их число растет, однако есть несколько областей, в которых свидетельства в поддержку бихевиористского подхода особенно сильны Сюда относятся поведенческие проблемы подростков (плохое поведение дома и в школе), различные фобии, курение, злоупотребление алкоголем, нежелательная беременность, проблемы семьи и др.

В целом для бихевиоральной психотерапии как процесса отличительными являются следующие характеристики:

Стремление помочь людям научиться реагировать на жизненные ситуации так, как бы они этого хотели;

Предположение, что позитивные терапевтические отношения в процессе психотерапии являются необходимым, но недостаточным условием эффективности психотерапии;

Принятие жалоб и симптомов пациента как реальности и объекта психотерапии, а не как признаков скрытых проблем и внутриличностных конфликтов пациента;

Соблюдение принципа психотерапевтического контракта, когда психотерапевт и клиент приходят в процессе начальной стадии работы к единому мнению относительно конкретных целей психотерапии и к договоренности относительно критериев того, что цель достигнута.

5) Личностно-центрированная терапия в социальной работе учитывает принципы гуманистической психологии.

Основополагающим постулатом, пришедшим в социальную работу из гуманистического и феноменологического подходов, является утверждение, что материальная или объективная деятельность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент. Важной этической ценностью является принцип того, что люди сами способны определять свою судьбу, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют.

Основной момент в теории личностно-центрированной терапии заключается в том, что если терапевт проявляет подлинность, положительное отношение и сочувствие, то клиент ответит конструктивными изменениями в организации своей индивидуальности. Эмпатия здесь - это активный, непосредственный и непрерывный процесс. Консультант прилагает максимум усилий, чтобы проникнуть в чувства клиента, а не просто понаблюдать их, разглядеть каждый нюанс природы их изменения

Необходимо помнить: социальный работник не должен подменять психолога, он использует эти технологии только в рамках своей деятельности, а при необходимости психологического вмешательства направляет клиента к специалисту.

Технологии медико-социальной работы

Социальный работник обязан владеть теоретическими знаниями в области медицины и организации здравоохранения, поскольку независимо от специализации и места работы он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья. Известно также, что многие социальные проблемы человека обусловлены плохим состоянием его здоровья; прослеживается и обратная связь: неудачи в общественной жизни, профессиональной деятельности, личной жизни могут сказываться на биологическом здоровье человека.

Медико-социальная помощь рассматривается как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения. Медико-социальная работа предполагает системные медико-социальные воздействия на более ранних этапах развития болезни и социальной дезадаптации, являющихся потенциальными причинами тяжелых осложнений, инвалидности и летального исхода.

Цель медико-социальной работы - достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане

Медико-социальную работу можно условно разделить на профилактическую и патогенетическую. Профилактическая медико-социальная работа - это предупреждение социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни; обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья; участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях; социальное администрирование; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Медико-социальная работа, имеющая патогенетическую направленность, предусматривает:

Организацию медико-социальной помощи;

Проведение медико-социальной экспертизы;

Осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;

Проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения;

Проведение коррекции психического статуса клиента;

Создание реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры;

Обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.

Основные сферы медико-социальной помощи: работа в наркологии, онкологии, детских учреждениях (детские дома, спецшколы, интернаты и др.), планирование семьи.

Всероссийская ассоциация «Планирование семьи » заявляет о необходимости развития в стране специальных служб для работы с подростками и молодежью - медико-педагогических центров, основными направлениями деятельности которых должны быть:

Целенаправленная информационная работа с различными категориями населения и специалистами для изменения отношения к планированию семьи, сексуальному воспитанию и поведению подростков на уровне общества и семьи;

Оказание медико-социальной и психологической помощи по следующим направлениям: планирование семьи, индивидуальный подбор контрацепции с последующим наблюдением, лечение и профилактика ЗППП и ВИЧ-инфекции, включая экспресс-диагностику, решение проблем психосекусуальных взаимоотношений, правовая помощь;

Подготовка и повышение квалификации кадров, работающих в области планирования семьи и полового образования;

Обеспечение подростков и молодежи доступными средствами контрацепции и популярной литературой по планированию семьи;

Работа с подростками и молодежью в организованных коллективах в форме бесед, показа и обсуждения специальных видеофильмов, распространения информационных материалов о работе центра;

Индивидуальная работа с «трудными» подростками, неблагополучными семьями и инвалидами с целью оказания помощи в вопросах планирования семьи и социально-психологической адаптации в семье и обществе;

Амбулаторное прерывание беременности с последующим подбором контрацепции;

Привлечение средств массовой информации для распространения и пропаганды идей планирования семьи в регионе.