Перспективный план определение. Виды планирования. Основные виды планирования. Особенности среднесрочного планирования

Развитие перспективного планирования предусматривает разработку общих принципов ориентации организации на перспективу (концепцию развития); определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Поскольку оценка перспектив в условиях зачастую стихийного развития рынка бывает крайне неопределенна, перспективное планирование обычно ограничивается разработкой лишь важнейших качественных характеристик, конкретизируемых в программах или прогнозах, а не в количественных показателях. Через них осуществляется координация перспективных направлений развития всех подразделений организации с учетом их потребностей и ресурсов.

Вообще перспективное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности всей организации, в том числе в международном масштабе:

Определяются направления и размеры капиталовложений и источников их финансирования;

Внедряются технические новшества и прогрессивные технологии;

Осуществляются диверсификация производства и обновление продукции;

Определяются формы осуществления заграничных инвестиций;

Совершенствуется организация управления по отдельным подразделениям и кадровой политике.

Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития организации, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей, исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития.

Текущее и среднесрочное планирование определяют промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач и корректируют перспективные направления развития деятельности организации с учетом конкретной обстановки. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов, внедрения новой технологии. Текущие программы ориентируют оперативные подразделения организации в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности; стратегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности, что требует создания специальной системы исполнения.

Бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на три года. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке, а при возможности, даже в помесячной. Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями .

Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана - это краткость, т.е. изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность в изучении и понимании, т.е. бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам. И не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнера. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела.

Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен одним или несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками средне- и долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.

Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности. Предполагается, что бизнес-план хорошо подготовлен и изложен для восприятия потенциальных инвесторов .

Хозяйствующий субъект - самостоятельный экономический субъект рыночной экономики. Он сам определяет направления и величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. В этих условиях целью планирования финансов является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. К таким показателям относятся прежде всего собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, прибыль, налоги, уплачиваемые из прибыли, и др.

К задачам планирования финансов относятся:

Обеспечение производственно-торгового процесса необходимыми финансовыми ресурсами. Определение плановых объемов необходимых денежных фондов и направления их расходования;

Установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами;

Выявление путей наиболее рационального вложения капитала и резервов по его эффективному использованию;

Увеличение прибыли за счет экономного использования денежных средств;

Осуществление контроля за образованием и расходованием денежных средств и эффективного вложения капитала.

Важный момент финансового планирования - его стратегия. Содержанием стратегии финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его центров доходов (прибыли) и центров расходов. Центр доходов хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющим важную роль в общем производственно-торговом процессе. Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов.

Методы планирования - это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Финансовый план хозяйствующего субъекта представляет собой баланс его доходов и расходов. В состав доходов включаются прежде всего доходы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств. При необходимости в доходную часть включаются суммы, получаемые за счет заемных средств. К устойчивым источникам собственных доходов относятся прибыль, амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжений хозяйствующего субъекта. Цель составления финансового плана состоит в увязке доходов с необходимыми расходами.

При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых средств. Эти дополнительные финансовые средства могут быть получены за счет выпуска ценных бумаг, полученных кредитов или займов, благотворительных взносов и т.п. Если источник дополнительных финансовых средств уже точно известен, то эти средства включаются в доходную часть, а возврат их - в расходную часть финансового плана. Финансовый план составляется на перспективу (пятилетку), на год с разбивкой по кварталам и на более короткий период времени (оперативный). Таким образом, финансовый план бывает пятилетним, годовым, квартальным, оперативным.

Бизнес-план представляет собой прогноз предпринимательской деятельности, разработку ориентиров и реального плана финансово-коммерческих мероприятий. Задачей бизнес-плана являются выявление проблем, с которыми столкнется предприниматель при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде, и определение конкретных путей решения этих проблем. Бизнес-план выступает в различных формах. Например, он может состоять из следующих разделов:

Организационно-экономическая характеристика хозяйствующего субъекта и его бизнес-плана;

Вид продукции и услуг;

Оценка рынка сбыта продукции и услуг;

Конкуренция;

Маркетинг и продажа;

План производственно-торговой деятельности;

Менеджмент;

Оценка риска и страхование;

Финансовая стратегия и финансовый план;

Приложения.

В бизнес-плане различают два вида финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное. Основой долгосрочного финансового планирования является определение потребности в капитале, позволяющей осуществить выбор и сроки получения кредитов, выпуска ценных бумаг, распределить капитал на собственный и заемный. Важное место в финансовой политике хозяйствующего субъекта отводится таким источникам формирования собственных средств, как ускоренная амортизация и резервный фонд. Заемные денежные средства стремятся привлекать в период оживленной конъюнктуры

Реализация финансовой стратегии в ее конкретном механизме функционирования финансов предприятия должна базироваться на определенных принципах, адекватных рыночной экономике.

Обобщение зарубежного опыта организации корпоративных финансов, опыта отечественных предприятий, анализа подходов коммерческих банков к оценке финансовой деятельности своих клиентов позволяет рекомендовать руководствоваться следующими основными принципами современной организации финансов предприятий России:

Плановости;

Финансового соотношения сроков;

Взаимозависимости финансовых показателей;

Гибкости (маневрирования);

Минимизации финансовых издержек;

Рациональности;

Финансовой устойчивости.

Реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой стратегии и организации системы управления финансами конкретного предприятия. При этом необходимо учитывать:

Сферу деятельности (материальное производство, непроизводственная сфера);

Отраслевую принадлежность (промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство, торговля и т.д.);

Виды (направления) деятельности (экспорт, импорт);

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности .

Предложения к формированию финансовой стратегии предприятия разрабатываются по объектам и составляющим генеральной финансовой стратегии в нескольких вариантах (не менее трех) с обязательной количественной оценкой предложений и оценкой их влияния на структуру баланса предприятия.

Особое внимание при разработке финансовой стратегии уделяется полноте выявления денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средствах, рациональному использованию капитала предприятия. Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельств. Она должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться. Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступлений доходов, экономное и рациональное их использование, так как хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность хозяйства, увеличивая денежные накопления.

Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов (с помощью которых определяются, например, направления распределения прибыли), успешно используемых в практике зарубежных компаний.

Таким образом, успех финансовой стратегии предприятия гарантируется при взаимоуравновешивании теории и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегических целей реальным экономическим и финансовым возможностям через жесткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения финансово-экономической ситуации.

Планирование - это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральным звеном хозяйственного механизма управления и регулирования производства. Планирование, административное управление и контроль за деятельностью предприятия в зарубежной практике определяют одним понятием «менеджмент».

Взаимосвязь планирования и управления можно представить в виде схемы (рис. 9.1.).

Существует несколько методов планирования:

· балансовый,

· расчетно-аналитический,

· экономико-математические,

· графоаналитический,

· программно-целевой (рис. 9.2).

Балансовый метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана.

Например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкость производственной программы - с численностью работающих. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый и др.

Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.

Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

Графоаналитический метод дает возможность представить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда.

Сетевой метод является разновидностью графоаналитического. С помощью сетевых графиков моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам (например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники и др.).

Сетевой график – это графическое изображение определенного комплекса выполняемых работ, отражающее их логическую последовательность, существующую взаимосвязь и планируемую продолжительность и обеспечивающее последующую оптимизацию разработанного графика на основе экономико-математических методов и компьютерной техники с целью его использования для текущего управления ходом работ.

Сетевая модель оперирует понятиями «работа», «событие», «путь». Работа – это любой производственный процесс или иное действие, приводящее к достижению определенных результатов событий. Работа обозначается стрелкой, указывающей направление слева направо от меньшего номера события к большему, и кодируется номерами этих событий. Работы могут быть трех видов:

· действительная, т. е. производственный процесс, требующий затрат труда, времени и ресурсов;

· ожидание – работа, не требующая затрат труда и ресурсов, но занимающая время, необходимое для того, чтобы действительную работу можно будет считать завершенной, т. е. можно будет приступать к выполнению последующей работы;

· фиктивная работа, означающая логическую (технологическую) связь между двумя или несколькими событиями и указывающая, что возможность начала одной работы зависит от окончания другой.

Фиктивная работа не требует ни затрат труда, ни времени, ни ресурсов; она обозначается в сетевом графике пунктирными стрелками.

Событие означает факт окончания одной или нескольких работ, необходимых и достаточных для начала последующих.

Во всех сетевых графиках важным показателем служит путь, определяющий последовательность работ или событий.

В любом графике принято различать несколько путей:

· полный путь от исходного до завершающего события;

· путь, предшествующий данному событию от начального;

· путь, следующий за данным событием до завершающего;

· путь между несколькими событиями;

· критический путь от исходного до конечного события, равный максимальной продолжительности выполнения работы.

К основным планируемым параметрам в сетевых моделях относятся следующие показатели: продолжительность выполнения работ, критический путь, резервы времени свершения событий.

Для каждого i-го события устанавливаются:

1. ранний срок наступления i-го события: Tni =to-i(max to-i)

где max to-i – максимальное время выполнения всех работ, ведущих к данному событию,

2. поздний срок наступления события: Tpi=Lкр-ti-c(max ti-c)

где Lкр – продолжительность критического пути; max ti-c – максимальная длительность пути от данного события до завершающего.

Резерв времени выполнения события – это такой промежуток времени, на который может быть отсрочено свершение этого события без нарушения планируемых сетевым графиком сроков окончания проектных работ.

Ri=Tni-Tpi

Выполненные расчеты основных параметров сетевых графиков должны быть использованы при анализе и оптимизации сетевых стратегических планов.

Рассматриваемый проект состоит из 11 работ (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л).

Продолжительность каждой работы приведена ранее в Таблице работ по проекту. продолжительность каждой работы (под стрелкой), кроме того, все кружки пронумерованы таким образом, что номер начала события меньше номера окончания события.

Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Характерная черта программы - ее нацеленность на достижение конечных результатов. Стержнем программы является генеральная цель, конкретизируемая в ряде подцелей и задач. Цели достигаются конкретными исполнителями, которые наделяются необходимыми ресурсами. На основе ранжирования целей (генеральная цель - стратегические и тактические цели - программы работ) составляется граф типа «дерево целей» - исходная база для формирования системы показателей программы и организационной структуры управления ею.

Планирование в процессе своего осуществления должно следовать следующим принципам :

· гибкость, предусматривающая постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования предприятия. Его соблюдение требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;

· непрерывность, предполагающая скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов, "сдвигая" период планирования {например, после завершения отчетного месяца, квартала, года);

· коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий (или принцип холизма по Р.Акофу). Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо;

· участие, предполагающее важность вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования предприятия;

· адекватность, т.е. отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования. Адекватность предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана предприятия;

· комплексность как взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

· многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды;

· итеративность, предусматривающая неоднократность увязки уже составленных разделов плана (итерации). Это обусловливает творческий характер самого процесса планирования.

По срокам различают следующие виды планирования: стратегическое, перспективное, текущее и оперативно-производственное (рис. 9.4).

Стратегическое планирование - видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-экономическом устройстве страны, а также основных путей и средств достижения этого нового состояния. Речь идет о формах и методах выполнения принятых стратегических решений на основе их увязки друг с другом, соответствующего ресурсного обеспечения и выбора оптимальных способов их реализации, рассчитанных на длительный период времени. Из изложенного следует, что стратегическое планирование - организационная система методов реализации стратегических решений на предприятии. Оно характеризуется, во-первых, тем, что по сроку своего действия оно носит "обозримый" характер, во-вторых, предметом его планирования являются основные базисные процессы развития предприятия, направленные на наращивание его социально-экономического потенциала. Обозримый характер стратегического планирования обусловливается как развитием внешней среды, так и наступлением каких-то внутренних событий, которые существенно меняют стратегическую обстановку функционирования предприятия. При осуществлении стратегического планирования в основном применяются качественные показатели.

Можно сказать, что стратегическое планирование - это средство реализации стратегии предприятия, оно направлено на поиск необходимых ресурсов и путей по достижению целей, вытекающих из принятой стратегии развития. По существу, это увязка целей и ресурсов по их достижению.

Перспективное планирование основывается на прогнозировании. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т. д. Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10-15 лет) и среднесрочное (3-5 лет) планирование.

Долгосрочный план имеет программно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограниченно.

Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном плане. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т. п. В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера, и ряд предприятий разрабатывают долгосрочные планы сроком на 5 лет, среднесрочные - на 2-3 года.

Текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе среднесрочного плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые и бригадные.

Основные разделы и показатели годового плана представлены в табл. 9.1.

Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям (цех, участок, бригада, рабочее место). Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановые задания до непосредственных исполнителей (рабочих).

Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского оперативно-производственного планирования является сменно-суточное планирование.

В целом перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему. Основные параметры и показатели по видам планирования представлены в табл. 9.2.

Упрощенная процедура разработки комплексного плана фирмы включает следующие основные элементы (рис. 9.5).

Имеются различные признаки классификации планирования по видам, срокам, формам и другим признакам. С точки зрения обязательности принятия и выполнения плановых заданий оно подразделяется на директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование характеризуется обязательным принятием и выполнением плановых заданий, установленных вышестоящей организацией для подчиненных ей предприятий. Директивное планирование пронизывало все уровни системы социалистического централизованного планирования (предприятия, отрасли, регионы, экономику в целом), сковывало инициативу предприятий. В рыночной экономике директивное планирование используется на уровне предприятий при разработке их текущих планов.

Индикативное планирование - это форма государственного регулирования производства через регулирование цен и тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других показателей. Задания индикативного плана называются индикаторами. Индикаторы - это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами государственного управления. В составе индикативного плана могут быть и обязательные задания, но их число весьма ограничено. Поэтому в целом план носит направляющий, рекомендательный характер. Применительно к предприятиям (организациям) индикативное планирование чаще применяется при разработке перспективных планов.

Рис. 9.5. Процедура разработки комплексного плана предприятия (фирмы)

Необходимо различать перспективное планирование, прогнозирование, стратегическое планирование, тактическое планирование и бизнес-планирование, которые взаимосвязаны, образуют единую систему и в то же время выполняют различные функции и могут применяться самостоятельно.

Как уже отмечалось выше, перспективное планирование основано на прогнозировании.

Прогнозирование является базисом, фундаментом перспективного планирования и в отличие от него основано на предвидении, построенном на экономико-математическом, вероятностном и в то же время научно обоснованном анализе перспектив развития предприятия в обозримом будущем.

Стратегическое планирование ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения, определяет основные направления развития предприятия (организации) и, что особенно важно, формирует миссию предприятия, направленную на реализацию его общей цели. Миссия детализирует статус предприятия (организации) и обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития.

Тактическое планирование в отличие от перспективного и стратегического планирования охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды и направлено на реализацию выполнения этих планов, которые конкретизируются в комплексных планов социально-экономического развития предприятия.

Бизнес-планирование является разновидностью технико-экономического планирования, однако в условиях рыночной экономики его функции значительно расширились и оно стало самостоятельным видом планирования.

Существуют и другие классификации форм и видов планирования. Так, по классификации Р.Л. Акоффа, широко используемой в зарубежной науке и практике, планирование бывает:

· реактивным - базируется на анализе и экстраполяции прошлого опыта снизу вверх;

· инактивным - ориентируется на существующее положение предприятия для выживания и стабилизации бизнеса;

· преактивным (упреждающим) - основано на прогнозах с учетом будущих изменений и осуществляется на предприятиях сверху вниз путем оптимизации решений;

· интерактивным - заключается в проектировании будущего с учетом взаимодействия прошлого, настоящего и будущего, направленном на повышение эффективности развития предприятия и качества жизни людей.

Отметим, что планирование на предприятии (фирме) является важнейшим элементом рыночной системы, ее базисом и регулятором.

2. Перспективные и текущие планы предприятия

В условиях рыночной экономики предприятие постоянно стоит перед выбором из существующих альтернатив оптимального решения. Удачные решения сами по себе не могут быть эффективными, если не соответствуют целям и политике предприятия.

В соответствии с продолжительностью периодов, на которые составляются планы, различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование .

Долгосрочное планирование носит стратегический характер, так как именно при долгосрочном подходе выявляются стратегические цели предприятия и пути их реализации. Горизонт стратегического планирования составляет от 5 до 15 лет.

Ограничение горизонта планирования от 1 до 5 лет соответствует среднесрочному или перспективному планированию.

Среднесрочное (перспективное планирование) предполагает составление планов-прогнозов, в которых конкретизируются стратегия развития предприятия, методы и формы ее реализации. Перспективный план развития промышленного предприятия разрабатывают для непрерывности в планировании и преемственности плановых заданий, исходя из потребностей, как самого предприятия, так и отраслей экономики страны. Перспективное планирование основано на глубоком технико-экономическом анализе возможностей предприятия, его цехов и производственных участков. При этом выделяются ведущие и наиболее перспективные участки производства. Составление перспективных планов на предприятиях основывается на заключенных долговременных договорах с учетом интересов других отраслей-партнеров экономики страны.

Процедура разработки перспективного плана-прогноза состоит из нескольких этапов.

На первом этапе готовится проект плана, его показатели рассчитываются укрупненными методами счета. При этом учитываются данные маркетинговых исследований, проведенных при выработке стратегического плана. Анализируется динамика объемов продаж за предыдущие периоды, уточняются показатели фактического наличия и состояния производственных мощностей. На основе этих данных разрабатывается производственная программа предприятия и план реализации продукции с разбивкой по годам на рассматриваемую перспективу.

Производственная программа позволяет определить направления инновационной деятельности предприятия. В ней отражаются необходимые расходы на охрану окружающей среды, потребность в материальных и трудовых ресурсах.

На втором этапе осуществляется анализ себестоимости производства продукции, рассчитывается планируемая прибыль и рентабельность производства. Рассматриваются возможности снижения себестоимости производства продукции (выполненных работ и оказанных услуг) и оценивается его эффект.

На завершающем этапе разработки перспективного плана проводится составление финансового плана предприятия с использованием расчетов, осуществленных на предыдущих этапах.

Финансовый план включает баланс доходов и расходов предприятия на каждый год планируемого периода и служит важным средством, с помощью которого осуществляется контроль за правильностью их использования.

При разработке перспективного плана желательно проанализировать различные варианты развития предприятия при изменяющихся внешних условиях хозяйствования (динамика цен, рыночные колебания спроса на продукцию, отмена или введение льгот и т. п.). Многовариантность разработки плана позволяет выбрать один из них, который является оптимальным при данных условиях.

Следующим уровнем конкретизации плана является расчет годового плана предприятия, что относится к краткосрочному (текущему) планированию . Максимальный горизонт краткосрочного планирования составляет 1 год.

Годовой план-прогноз экономического и социального развития предприятия составляется на основе данных соответствующего года перспективного плана, уточненного государственного заказа и заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов договоров. Годовой план представляет собой развернутую программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности коллектива предприятия. Он состоит из тех же разделов, что и перспективный план, но отличается только более глубокой проработкой каждого из них.

Годовой план-прогноз экономического и социального развития предприятия включает следующие разделы:

1. Основные экономические показатели работы предприятия . В этом разделе приводятся важнейшие данные плана-прогноза. Здесь находят отражение показатели производства продукции (работ, услуг в действующих оптовых ценах предприятия), в том числе на экспорт, объем товарной продукции в сопоставимых ценах, эффективность использования производственных мощностей по основным видам продукции, среднесписочная численность персонала, среднегодовая стоимость производственных фондов, рентабельность, прибыль и ряд других. Эти показатели находят отражение и в разрезе кварталов планируемого периода.

2. Производственная программа . Данный раздел отражает объем выпускаемой продукции на предприятии в натуральном и денежном выражении, ее производство в разрезе отдельных видов и сортов с разбивкой по кварталам года. Денежная оценка производимой продукции проводится по действующим оптовым и сопоставимым ценам.

3. Использование основных производственных фондов . В разделе приводится стоимость основных производственных фондов предприятия на начало года, их ввод в действие и выбытие в течение года и наличие на конец планируемого периода. Здесь представлены расчеты среднегодовой стоимости основных производственных фондов и фондоотдачи (товарная продукция в отпускных ценах на 1 рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов).

4. Техническое и организационное развитие производства . Этот раздел определяет качественную сторону производственной деятельности предприятия. Он содержит перечень организационно-технических мероприятий по повышению эффективности производства, которые намечается провести на предприятии в планируемом году, с подробными расчетами экономической эффективности каждого из них. К таким мероприятиям относятся: создание, освоение новой и повышение качества выпускаемой продукции; внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов; ремонт, замена и модернизация основных фондов; совершенствование управления, планирования и организации производства; мероприятия по ликвидации и предотвращению загрязнения окружающей среды и благоустройству территории.

5. Повышение производительности труда за счет основных технико-экономических факторов . В данном разделе находят отражение изменения в численности персонала предприятия и производительности его труда в плановом периоде по сравнению с базисным. При этом в расчет принимается ряд факторов. К ним следует отнести: структурные сдвиги в производстве (изменение удельного веса отдельных видов продукции или производства в общем объеме производства); повышение технического уровня за счет внедрения новых технологических процессов, более производительных машин и оборудования, а также механизации ручного труда; совершенствование управления, организации производства и труда; повышение коэффициента использования производственных мощностей; изменение объема производства; повышение качества продукции; ввод в действие и освоение новых участков и цехов.

6. Численность и фонд заработной платы . В данном разделе на основании прогноза производительности труда определяется потребность в трудовых ресурсах по категориям работников, устанавливается фонд оплаты труда, денежных выплат и поощрений за счет прибыли и других источников, рассчитывается среднемесячная заработная плата и среднемесячный доход.

7. Смета затрат на производство . При разработке данного раздела решается ряд планово-экономических задач: калькулируется себестоимость отдельных видов изготовляемой продукции, создается база для определения отпускных цен, закладываются основы для хозрасчетных взаимоотношений между отдельными подразделениями и т. д.

В разделе приводят расчеты сметы затрат на производство, калькуляцию себестоимости отдельных видов продукции, а также себестоимости товарной продукции. Для этого используются расчетные таблицы к плану-прогнозу.

8. Расчет рентабельности важнейших видов продукции . Раздел предусматривает определение расчетной рентабельности по выпускаемым на предприятии видам продукции и общей рентабельности производства.

9. Прибыль предприятия . В этом разделе отражаются каналы получения прибыли. По результатам полученных объемов рассматриваемого показателя устанавливается балансовая и расчетная прибыль предприятия.

10. Распределение прибыли . В этом разделе отражается распределение прибыли по различным каналам (налог на недвижимость; льготы по прибыли, подлежащей налогообложению; платежи в бюджет).

11. Использование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия . Данный раздел плана-прогноза предполагает проведение расчетов по созданию различных фондов на предприятии по его усмотрению (фонд развития производства, фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий, резервный фонд и др.).

12. Финансовый план-прогноз . В разделе обобщается вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Финансовый план предприятия отражает объем поступления и расходования денежных средств, фиксирует баланс доходов и расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый год.

13. Социальное развитие коллектива . В разделе определяются задачи и мероприятия в области социального развития, условий труда и жизни коллектива, удовлетворения материальных и духовных запросов, повышения квалификации работников.

14. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов . Основная цель разработки данного раздела состоит в планировании мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, по охране и рациональному использованию водных ресурсов, охране атмосферного воздуха.

Все разделы плана-прогноза тесно связаны между собой. Определяющей для многих промышленных предприятий является производственная программа. На стадии проекта особую значимость отводят разделу технического и организационного развития производства и установлению плановых технико-экономических норм и нормативов. После этого разрабатывают разделы по труду и заработной плате, себестоимости продукции, прибыли и рентабельности производства и др.

В условиях неопределенности, нестабильности внешних для предприятий экономических условий полная процедура формирования перспективных и годовых планов будет меняться в сторону упрощения, учитывая необходимость быстрой реакции на изменение окружающей экономической среды.

«Эдельвейс»

(ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ)

МАРИНА ЮРЬЕВНА

Санкт-Петербург

Уважаемые коллеги!

Для повышения качества образовательного процесса и грамотного ведения отчетной документации рекомендую прописать перспективный план по предложенной схеме, используя примеры и варианты формулировок.

План работы структурного подразделения (отдела) ГБОУ ДОД ЦИ «Эдельвейс» разрабатывается на основе предложений по планированию (из опыта работы УДОД), анализа работы отдела за предыдущий год, а также в соответствии с программой развития ОУ. План работы должен соответствовать единой для всех отделов структуре (см. ниже). Все мероприятия плана распределяются по месяцам с указанием ответственных за их реализацию.

    Анализ деятельности

    Цели и задачи деятельности в текущем году

    Выявление, поддержка и сопровождение талантливых детей

    Активизация деятельности по участию педагогов в педагогических конкурсах

    Диагностика результативности образовательного процесса

    Выявление потребностей специалистов в повышении квалификации

    Аналитическая деятельность

Анализ деятельности за учебный год должен содержать:

    Анализ состава педагогического коллектива.

    Анализ результатов обучения обучающихся и выполнения учебных программ.

    Анализ результатов итоговой аттестации учащихся

    Анализ воспитательной деятельности в детских объединениях отдела.

    Анализ работы с педагогическими кадрами в отделе.

    Анализ деятельности по контролю.

    Анализ методической деятельности в отделе, работа методического объединения.

    Анализ работы с родителями.

Критерии оценки анализа работы отдела за прошедший учебный год.

    Определить степень выполнения поставленных целей и задач,

    Анализ всех основных аспектов воспитательной работы.

    Соответствие содержания анализа поставленным задачам.

    Выявление проблем и способы их решения.

    Выделить результаты работы отдела.

    Выводы об эффективности выполнения задач и причины затруднений, если задача не выполнена.

    Очертить круг проблем, зафиксированных в ходе деятельности.

В приложение прикладываем аналитические справки о ходе мероприятий, проектов и т. д.

Особое внимание в анализе методической деятельности прошу уделить следующим вопросам:

Каково количество методических материалов Вами подготовлено и выпущено (перечислите наименование)?

Что предполагаете представить по вопросу обобщения опыта?

Анализ деятельности структурного подразделения за учебный год представляется руководителем отдела заместителю директора ОУ по учебно-воспитательной работе.

Структура и содержательные ориентиры перспективного плана работы структурного подразделения (отдела)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Приморского Административного района г. Санкт-Петербурга

Центр современного музыкально-хореографического искусства

«Эдельвейс»

Утверждаю

Директор

ГБОУ ДОД ЦИ «Эдельвейс»

И.В.Поликарпова

______________________

Перспективный план работы

_________ (наименование отдела)

на 2012-2013 учебный год

Санкт-Петербург

Разделы перспективного плана

1. Анализ работы за 2011-2012 учебный год

2. Основные задачи деятельности на 2012-2013 учебный год

    Разделы работы:

    1. Основные направления деятельности и мероприятия направленные на решение задач.

Образовательная деятельность

        Организация образовательной деятельности.

        Формы отслеживания результативности образовательного процесса.

        Участие коллективов и воспитанников в международных, всероссийских, городских и районных конкурсах, фестивалях, выставках, праздниках и других мероприятиях

        (концертная деятельность).

        Массовые мероприятия для учащихся отдела, района (воспитательная работа).

Организация работы отдела

3. 1.6. Работа с кадрами:

Ведение плановой и рабочей документации

3.1.7. Руководство и контроль организации образовательного процесса

3.1.8. Материально-техническое обеспечение деятельности отдел

3.1.9. Методическое сопровождение образовательного процесса

3.1.10. План мероприятий по обобщению передового педагогического опыта

3.1.11. Работа с молодыми специалистами, начинающими педагогами

3.1.12. Информационно-издательская деятельность, выпуск методической продукции

3.1.13. Аналитическая деятельность

3.1.14. Работа по повышению квалификации и профессионального мастерства
специалистов

    Работа с родителями.

5. Работа с социальными институтами (партнерами).

6 . Приложения.

ПРИМЕР

анализа деятельности

за __________ учебный год.

Основными задачами деятельности в _______ учебном году были:

1. С целью повышения уровня методического обеспечения образовательного процесса в _______отделе усилить деятельность методического объединения педагогов доп. образования.

2. С целью повышения качества образования особое внимание уделять методической поддержке и инновационной деятельности в отделах.

3. Способствовать развитию профессиональной компетентности кадров.

4. С целью развития и распространения инновационного опыта работы создать базу данных передового педагогического, инновационного опыта. Совершенствовать формы презентации опыта.

5. Совершенствование учебно-воспитательной деятельности _________

6. Укрепить систему координации деятельности ЦИ «Эдельвейс» по методическому сопровождению и сетевого взаимодействия структур, занимающихся дополнительным образованием детей.

7. Организовать аналитическую и информационно-методическую составляющие деятельности отдела.

Вопросы, на которые нужно дать полный ответ.

1.Анализ состава педагогического коллектива.

    количественная и качественная характеристика кадрового состава: сколько педагогов работает в отделе, их образовательный уровень, стаж работы, квалификационная категория;

    кадровые изменения (сколько и какие педагоги приняты на работу в текущем учебном году, сколько и какие педагоги уволились), влияние кадровых изменений на качество работы отдела.

2. Анализ результатов обучения обучающихся и выполнения учебных программ. Краткая характеристика контингента.

    Какие направленности детского творчества существуют в отделе?

    Количество групп в отделе, количество в них учащихся (по плану, по факту). Распределение учащихся по возрастным категориям (6/7 – 9/10 лет, 10/11 – 14/15 лет, 15/16 – 17/18 лет), по годам обучения (первый, второй, третий и последующие).

    Какие новые направления были открыты в этом учебном году?

    % отсева учащихся из учебных групп, его причины (какие педагоги обеспечили высокую сохранность контингента, у каких педагогов, в группах произошел наибольший % отсева, и проанализировать его причины).

    Какие группы, направления были закрыты? Причины.

    Анализ потребностей детей и родителей в направленностях и направлениях дополнительного образования.

Программное обеспечение: сколько программ реализуется в отделе; как распределяются программы по уровню освоения (общекультурный, углубленный, профессионально-ориентированный);

    перспективы создания новых образовательных программ, по каким направлениям деятельности;

    как осуществляется контроль за полнотой реализации образовательных программ педагогами;

    анализ состояния учебно-методических комплексов по реализации образовательных программ (обеспеченность пособиями, рекомендациями, памятками в адрес учащихся, дидактическими и наглядными материалами и т.д.).

Технологическое обеспечение образовательного процесса:

    занятия, каких педагогов были посещены и проанализированы руководителем и методистом, администрацией ОУ (указать фамилии и темы занятий). Проанализировать качество занятий, каким спектром форм и методов проведения занятий пользуются педагоги, какие из них наиболее эффективны;

    на какие вопросы (проблемы), касающиеся технологического обеспечения образовательного процесса следует обратить внимание в следующем учебном году (включить в обучение педагогов, изучить, исследовать, оказать методическую помощь).

3. Анализ результатов итоговой аттестации учащихся

    какая существует система выявления результатов образовательного процесса (формы, критерии, периодичность, кто осуществляет);

    анализ уровня освоения учащимися образовательных программ (с указанием педагогов и программ) по основным параметрам: освоение теоретической информации и способов деятельности, приобретенный опыт общения, творчества, социально-значимой деятельности;

    используемые формы предъявления (демонстрации) результатов образовательного процесса;

    востребованность и значение результатов занятий учащихся и их достижений в основной школе;

    на какие вопросы (проблемы), касающиеся выявления результатов образовательного процесса следует обратить внимание в следующем учебном году (включить в обучение педагогов, изучить, исследовать, оказать методическую помощь).

    достижения учащихся:

    1. районного уровня:

      городского уровня:

      российского уровня:

      международного уровня:

По каждому уровню в хронологическом порядке указываются: результат (место, лауреат, дипломант, участие), название коллектива, фамилия и инициалы педагога, название фестиваля, смотра, соревнований и т.д., место и время проведения).

4. Анализ воспитательной деятельности в детских объединениях отдела.

    Анализ воспитательной работы в учебных группах и коллективах.

    Анализ проведенных массовых мероприятий с указанием названий, места и времени проведения (традиционные и новые формы воспитательной и массовой работы), % охвата учащихся и родителей.

    Участие педагогов и учащихся в подготовке и проведении массовых мероприятий на уровне района и города.

5. Анализ работы с педагогическими кадрами в отделе.

Повышение квалификации кадров:

    информация о прохождении курсов повышения квалификации сотрудниками отдела за последние 2 года (указывается Ф.И.О. сотрудника, год окончания курсов, их название, место проведения, количество часов)

Ф.И.О.

2011 год

2012год

    анализ состояния повышения квалификации сотрудников (% педагогических кадров, прошедших обучение; сотрудники, не повышавшие свою квалификацию, причины этого положения)

    использованные в этом учебном году формы обучения и анализ их эффективности:

      курсы при ГЦРДО (какие, кто направлен, кто окончил, кто выбыл и по каким причинам);

      обучение в других учреждениях (каких, кто закончил);

      семинары, мастер-классы в ОУ (проанализировать, как сотрудниками отдела используются на практике материалы семинаров);

      открытые занятия (каких педагогов, по какой теме, для каких категорий, качество проведения);

другие формы.

Достижения педагогов:

    участие сотрудников в конкурсах образовательных программ, педагогических достижений, методических выставках (указать педагогов, уровень и название конкурсов, результаты).

    участие сотрудников в профессиональных (по своему направлению) конкурсах, смотрах, фестивалях и т.д. (указать педагогов, уровень и название конкурсов, результаты).

6.Анализ деятельности по контролю.

    Используемые формы контроля с указанием целей, периодичности, результатов и их эффективность (посещение и анализ занятий и мероприятий, в том числе и открытых; собеседование с педагогами, сбор и анализ статистической информации, проверка наполняемости групп и трудовой дисциплины и т.д.).

    Эффективность совещаний в отделе (тематических и информационных).

7. Анализ методической деятельности в отделе, работа методического объединения.

Обобщение и распространение педагогического опыта:

    в какой форме в этом учебном году проходила работа по данному направлению (семинары, открытые занятия, выступления на педсоветах, конкурсы, смотры и т.д.);

    какая методическая продукция (методические разработки, рекомендации, положения) была создана в этом году: педагогами, методистом;

    какая методическая продукция будет создана в следующем году (указать название планируемых разработок и авторов).

8. Анализ работы с родителями.

    Формы взаимодействия с родителями в учебно-воспитательной и массовой работе.

    Анализ работы с родительским активом.

    Перспективы развития работы с родительской общественностью.

Выводы и обобщенные перспективы деятельности отдела в следующем учебном году.

Например: В основном поставленные задачи были решены. Не в полном объеме решена задача по ___________________________________________________________

Наиболее значимыми результатами работы можно назвать: _________________ и т.д.

2. Основные задачи деятельности на 2012-2013 уч. год

    Реализация Программы развития на 2011-2015 гг.

    Формирование эффективной системы взаимодействия с образовательными и другими учреждениями в воспитательном пространстве Приморского района.

    Усиление внимания воспитательным, социально-педагогическим аспектам деятельности, активное участие в программах и проектах федерального, регионального и районного уровней, Учреждения, направленных на формирование инициативы и ответственности, толерантности, мотивации к познанию и творческой деятельности у детей.

    Организация методической работы с педагогами в использовании эффективных форм ра­боты по обеспечению качества образовательного процесса.

    Выстраивание и моделирование новых форм в работе с родителями, постоянное их информирование о стратегии развития образовательного процесса в ЦИ, источниках его развития, творческих возможностях их ребенка в образовательном пространстве Учреждения, совместная работа на успех ребенка и создание креативной среды.

    Активное представление достижений учащихся в городе, регионе, стране. за рубежом. Целенаправленная подготовка и участие в конкурсах, фестивалях, смотрах – мероприятиях, повышение качественного уровня и воспитательной роли городских массовых мероприятий.

    Совершенствование форм управления и контроля.

    Изменение гендерного состава обучающихся, т.е. увеличение количества мальчиков в объединениях.

    Продолжить целенаправленную работу по развитию педагогического мастерства педагогов.

    Обучение информационным и Интернет технологиям и применение их в учебном процессе.

    Совершенствовать работу по освоению, обобщению и внедрению в практику передового педагогического опыта.

    Совершенствовать учебно-воспитательную деятельность.

    Продолжить работу с творчески одаренными детьми и создать условия для совершенствования их мастерства.

    Разделы работы:

    1. Основные направления деятельности и мероприятия направленные на решение задач.

Образовательная деятельность

        Организация образовательной деятельности.

(таблица для примера)

п\п

сроки

Ответственный

Формирование контингента обучающихся и его нормативно-правовое оформление, мониторинг запросов учащихся и родителей

Организация работы по заключению договоров с родителями (законными представителями) обучающихся

руководители структурных подразделений

Обработка и анализ полученных сведений по результатам формирования контингента

Разработка и тиражирование информационных материалов по комплектованию

Весь период

Мониторинг потребностей детей и родителей в области образовательной деятельности

Весь период

Проведение родительских собраний

Проведение комплектования на новый учебный год

Последняя неделя апреля

руководители структурных подразделений.

Использование массовых мероприятий для информирования родителей и детей о возможностях занятий в Учреждении

В течение года

Работа с педагогическими кадрами

Утверждение списка педагогических работников, направляемых на курсы ПК, в ГМО.

Проведение общего педагогического совета

Подготовка к аттестации

Составление расписания

        Формы отслеживания результативности образовательного процесса.

Примечание: Формы прописывать в соответствии с образовательными программами.

        Участие коллективов и воспитанников в международных, всероссийских, городских и районных конкурсах, фестивалях, выставках, праздниках и других мероприятиях.

Сроки

Мероприятия

Место проведения

Контингент (возраст)

Ответственный

Организационно - массовая работа

        Участие детских коллективов в городских массовых мероприятиях (концертная деятельность).

п\п

Направления деятельности, мероприятия

сроки

Ответственный

руководители структурных подразделений

        Массовые мероприятия для учащихся отдела (воспитательная работа).

п\п

Направления деятельности, мероприятия

сроки

Ответственный

Гражданско-патриотическое воспитание

Нравственно-эстетическое воспитание

Физкультурно – оздоровительное направление

Мероприятия для учащихся
образовательных учреждений Приморского района

(таблица для примера)

Дата

Название массовых мероприятий

Возраст участников (класс)

Количество

участников

зрителей

филиала

1.09.11

Концерт, посвященный Дню знаний

Удельный парк (для школьников Приморского района)

4 -9 классы

120

600

635 601

Организация работы отдела

3. 1.6 . Работа с кадрами :

Ведение плановой и рабочей документации (в соответствии с номенклатурой дел).

3.1.7. Руководство и контроль организации образовательного процесса

(таблица для примера)

Сроки

Формы

Итоговый

документ

Ответственный

сентябрь

Анализ и контроль организации комплектования детских объединений

контрольные посещения; беседы с учащимися, родителями; анализ итоговых справок, справок по заключению договоров; посещение родительских собраний, собраний учащихся

справка по итогам заключения договоров

Зав. отделом

ежемесячно

Анализ и контроль организации образовательного процесса

посещение учебных занятий (не менее 2 в неделю);

фронтальные проверки наполняемости (не менее 2 в месяц)

контрольные проверки выполнения календарного тематического планирования

Ежемесячные справки по наполняемости (до 28 числа каждого месяца)

Справка за полугодие (до 30.12. и 05.06)

Зав. отделом методисты

анализ учебных занятий;

анализ учебной документации; тестирование учащихся; анкетирование учащихся

Аналитическая справка (до 15.01.2011)

Проверка учебной документации

анализ нормативно-правовой базы организации образовательного процесса

Аналитическая справка (до 15.03.2011)

Фронтальная проверка организации итоговых (зачетных) занятий групп дополнительного образования

посещение итоговых, контрольных занятий, испытаний;

анализ итоговых испытаний;

Аналитическая справка (до 10.06.2011)

Проверка организации деятельности

контрольные посещения;

анализ документации

Приказ (до 25.06.2011)

3.1.8. Материально-техническое обеспечение деятельности отдела

Примечание: перечислить планируемые материально-технические ресурсы.

Организационно-методическое обеспечение деятельности отдела

    Информационно-методическое обеспечение педагогов отдела;

    Организация деятельности по формированию базы данных;

    Программно-методическое обеспечение;

    Разработка УМК к образовательным программам;

    Координация деятельности по совершенствованию педагогического мастерства;

    Аналитическая деятельность (аналитические справки) .

    Обобщение и распространение педагогического опыта

3.1.9. Методическое сопровождение образовательной деятельности

(таблица для примера)

Дата, время, сроки проведения

Название мероприятия

Объект, контингент

Ответственный

Октябрь-ноябрь 2012

Март-апрель 2013

Проведение социологических исследований:

Степень информированности родителей о возможностях развития ребенка;

Мониторинг ожиданий родителей от занятий в ЦИ

Родители

Рук. филиалов

3.1.10. План мероприятий по обобщению передового педагогического опыта

Наименование мероприятия

сроки

Ответственный

Накопление и систематизация фонда методической

и научной литературы по теории и практике учебно-

воспитательной работы, социально- педагогической деятельности

Сентябрь-май,

еженедельно

методист

3.1.11. Работа с молодыми специалистами, начинающими педагогами

(таблица для примера)

Название мероприятия

Объект, контингент

Ответственный

В течение года

Консультации для молодых специалистов, начинающих педагогов по вопросам организации образовательного процесса

Молодые специалисты

Яшкина М.Ю.

Зав.отделами.

В течение года

Открытые занятия, организация взаимопосещения занятий (мероприятий)

Молодые специалисты

Зав. отделами

3.1.12. Информационно-издательская деятельность, выпуск методической продукции

(таблица для примера)

Наименование продукции

Ответственный

Информационные материалы о приеме в детские творческие коллективы (флайерсы, афиши, объявления)

Август-сентябрь 2012

Зав. филиалами,

Зам. директора Андреева М.О.

Выпуск буклетов к памятным датам, о деятельности ЦИ.

Смирнова О.И.

Методическое пособие: 1.Развивающие танцевальные игры для детей 6-7 лет

апрель

Квачек В.С.

        Аналитическая деятельность (таблица для примера)

Мероприятие

Объект исследования

Ответственный

Анализ качества и эффективности проведенных мероприятий

В течение года

(в соответствии с планом мероприятий)

мероприятия, подведение промежуточных итогов

Изучение контингента воспитанников с целью выявления детей группы риска

В течение года

Журналы учета работы групп, анкетирование

Зав. филиалами

        Работа по повышению квалификации и профессионального мастерства
        специалистов

(таблица для примера)

Дата, время, сроки проведения

Название мероприятия

Участники

Ответственный

До 20.09.2012

составление списков педагогических работников, направляемых на курсы ПК, ГМО,

Специалисты ЦИ

Весь период

Подготовка к процедуре аттестации педагогических работников

Аттестующиеся педагогические работники

3.1.15. Участие специалистов во всероссийских мероприятиях, городских и районных педагогических конференциях, семинарах, смотрах и конкурсах в системе дополнительного образования детей

Название мероприятия

Дата и время

Место проведения

ответственного

4. Работа с родителями

(таблица для примера)

Мероприятие

Дата, время, сроки проведения

Ответственные

Родительские собрания в коллективах

5. Работа с социальными институтами (партнерами).

(таблица для примера)

Наименование государственных учреждений, общественных организаций, родительской общественности

Формы взаимодействия (указать)

Сроки проведения

Ответственный

Северо-западный Военный округ

Совместные проекты

В течение года

Поликарпова И.В.

6.Приложения

    Анализ деятельности методиста

    Список на аттестацию педагогических работников

    График работы педагогических работников

I. РАЗДЕЛ

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ

  1. Формирование восприятия:
  2. Цель: Научить ребенка узнавать изображение предметов контурной штриховой линии.
  3. Узнавание предметов наложением друг на друга;
  4. Научить детей составлять предмет из составных частей различного количества.
  5. Научить детей различать по звуковысотным характеристикам на материале звучащих игрушек;
  6. Научить детей определять направление звука на звучащих игрушках;
  7. Научить детей узнавать предметы на ощупь, т. е.по их фактурной характеристике.

ПАМЯТЬ

  1. Формирование памяти различных видов: зрительной и слуховой.

Задача: довести объем кратковременной до приближения до (7 +2=9) элементов, слуховой до норматива 7-2.

Научить детей запоминать в определенном линейном порядке номера, количество элементов (от возраста) на материале предметных картинок, геометрических изображений, цифр, серии слов.

МЫШЛЕНИЕ

Формирование основных элементов мышления.

  1. 4 основных вида общения 3 -5 лет;
  2. Предметный: по форме, по размеру, по тяжести, по величине – под одно наименование.
  3. Обобщать по внешним признакам (лимон, огурец, часы) по функции.
  4. Родово – видовые обобщения: фрукты, овощи, ..
  5. Логический признак: живой и неживой.

Умение располагать предметы в определенной последовательности по внешнему признаку:

  1. По размеру;
  2. По высоте;
  3. По длине;
  4. По нарастанию, убыванию цвета(от ярко красного к розовому)
  5. Научить детей сравнивать – сопоставляемые понятия, отличающиеся одним существительным признаком: чем похожи и чем не похожи (девочка – кукла, доска – стекло..)
  6. Обучение детей элементарным счетным операциям.

РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

  1. Работа с предметом
  2. Упражнение в равновесии
  3. Упражнение на совершенство ритма движения
  4. Упражнение на развитие пространственных отношений. Развивать у детей ориентировку в пространстве по отношению к какому – либо предмету.

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МОТОРИКИ РУК

Активные упражнения:

  1. Массаж (поглаживание, пощипывание, похлопывание от кончиков пальцев к запястью)
  2. Пассивные упражнения: логопед берет каждый пальчик ребенка сгибают и разгибают – 3 мин.
  3. Изолированные – показывание каждого пальчика из кулачка.
  4. Перебирать сначала крупные цветные бусы, мозаику и группировать по цвету.
  5. Затем собирать крошки, крупу и спускание бутылку.
  6. Складывание пирамидок.
  7. Нанизывание бус на леску.
  8. Движение пересчета фишек на счетах.
  9. Мозаика.
  10. Показ указательным пальцем предметов.

ИГРЫ

Лепка. Конструирование, аппликация, вырезание, склеивание по методике детского сада.

II. РАЗДЕЛ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ (развитие импрессивной речи)

  1. Научить детей понимать простые и сложные инструкции.
  2. Понимание предложений с помощью предлогов.
    • С опорой на ситуацию (через инструкцию положи, спрячь)
    • С опорой на сегментные картинки (отношение одного предмета к другому: Шкаф –платье)
    • С опорой на ситуативную картинку.
    • С опорой на символическое изображение предлогов (чашка..,шкафу)
  3. Научить соотносить название предметов с изображением.
  4. Научить понимать видимые грамматические категории слов: ед. и мн. Число, существительные, время глагола, падежные окончания, род глаголов прошедшего времени, женский и мужской род имени существительного. Ед. и мн. Число прилагательных. Окончание среднего рода.
  5. Научить детей понимать логико – грамматические отношения.
    • Нарисуй сверху, снизу, покажи карандаш ручкой (кто светлее)
  6. Научить детей понимать рассказы соответственно возрасту.
    • Адекватно отвечать на вопрос
    • Придумывать полный зоголовок рассказу, выраженный предложением.
    • Определить последовательность событий: что было первым, что затем, чем закончился рассказ.

III. РАЗДЕЛ

ФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА (экспрессивная речь)

  1. Развитие диалогической речи. Работа над словом.

Формирование слоговой структуры слова у детей.(13 классов)

  1. Название 1 и 2х слоговых слов с открытыми слогами (мука, вата, кони, ива)
  2. Класс 3х сложные слова из открытых слогов (панама, малина, полено)
  3. Класс 1сложные (мак, кот, лук, нож)
  4. Класс 2х сложные слова (каток, веник, лимон, пакет)
  5. Класс 2х сложные со стечением согласных в середине слова (важно, ветка, туфли)
  6. Класс 2х сложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, картон, балкон)
  7. Класс 3х сложные слова с закрытым слогом (котенок, телефон, кабинет, теленок)
  8. Класс 3х сложные слова со стечением согласных (конфета, котлета, калитка, каблук)
  9. Класс 3х сложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (памятник, виноград)
  10. Класс 3х сложные слова с 2мя сочетаниями согласных (винтовка, космонавт, картинка)
  11. Класс 1 сложные слова со стечением согласных вначале или конце слова (кнут, танк, клей, хлеб)
  12. Класс 2х сложные слова с 2мя стечениями согласных (кнопка, стопка, брошка)
  13. Класс 4х сложные слова из открытых слогов (паутина, гусеница, Буратино)

Развивая структуру слова надо работать над семантической структурой слова/

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Подготовить артикуляционный аппарат к произношению звуков родного языка

  1. Развивать у ребенка фонематический слух.
  2. Сформировать у ребенка навыки правильного звукопроизношения. (Поставить недостающие звуки, автоматизировать их, дифференцировать со сходными, ввести в самостоятельную речь).
  3. Формирование морфемной структуры слова:
    • научить детей правильно употреблять грамматические формы, изолированные слова.
    • научить детей навыкам словообразования

(Образовывать слова по аналогии, самостоятельно от заданных слов – как называют людей, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ, ВАРЯТ,..)

Скажи что это такое? Соритель, сушитель, ломатель….и т. д.

IV. РАЗДЕЛ

ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ

Задача. Научить детей правильно сочетать слова по смыслу.

  1. Работа по определению структурного аграмматизма;
  2. Научить строить предложения с опорой на модели.
  3. Сказуемое – дополнение в роли предложения. Дай мне, отдай брату, отнеси Оле. Работу над фразой надо начинать всегда со словосочетания, независимо от того, над чем работаем.
  4. Подлежащее – сказуемое (мальчик смеется)
  5. Подлежащее – сказуемое – дополнение (Папа читает газету)
  6. Определение – подлежащее (Белый снег, узкая дорожка)
  7. Определение – подлежащее – сказуемое (Желтые листья лежат)
  8. Определение – подлежащее – сказуемое – дополнение (обстоятельство), (Маленький мальчик сидит дома)
  9. Подлежащее – сказуемое – предлог – дополнение (Галя пошла в школу)
  10. Предложение с противительными союзами: А, НО (У тебя яблоко сладкое, а у меня кислое)
  11. С однородными подлежащими и сказуемыми (Мама смеется и плачет)
  12. С элементами подчинительной связи – подлежащее, сказуемое (и) , подлежащее, сказуемое. (Дети пришли в школу, чтобы учиться)

Задача: Научить детей сочетать слова во фразе по законам грамматики (преодоление морфемного аграмматизма (Неумение сочетать слова в предложениях по законам грамматики)

Сначала: предложный падеж, винительный, дательный.

Затем: творительный, затем родительный – Он чаще выражается двумя словами.

  1. Подлежащее – сказуемое – предлог – дополнение (в предложном падеже) (Мальчик грустит о маме). Умение сочетать слова по законам согласования – на словосочетаниях (прилагательное – существительное ж.р., м.р, ср.р.) (Осенний лист летит над лесом)
  2. Предложное управление. Учим сочетать глагол с предлогом и с косвенным дополнением (подлежащее – сказуемое предлог – косвенное дополнение) (Мальчик перешагивает через бревно)
  3. Числительное – существительное.

В конце работы добиваемся связной речи. Методика – составления рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением последовательности действий.

Ребенок должен уметь строить логичный рассказ, типа подписями под картинками. В них нет развернутости т.к. мыслительная функция еще отстает от нормы. Затем, работа с этими детьми продолжается в школе.

Разделы перспективного плана логопедического воздействия при алалии обновлено: Декабрь 4, 2017 автором: Петрова Наталья